Пейзажи в преступление и наказание первая часть. Презентация для урока "Пейзаж и его функции в романе Ф.М

№2.

информационный

Электронный модуль

2 . КАРТОЧКИ-ПУТЕВОДИТЕЛИ для д\з:

1.Интерьер (комната, квартира):

Ч.1, гл.1,

Ч.1, гл.2,

Ч. 1, гл. 2,

Ч.1, гл.3,

Ч.3, гл. 5,

Ч.4, гл.4,

Ч.4, гл.5.

2. Улица (перекрестки, площади, мосты):

Ч.1, гл.1,

Ч.1, гл.5,

Ч.2, гл.2,

Ч.2, гл.1,

Ч.2, гл.6,

Ч.5, гл 5,

Ч.6, гл.8

3. Трактир:

Ч.1,гл.1

Ч.1, гл 2

Ч.2, гл.6,

4. Цвет города : (желтый и красный)

По тексту (можно дать опережающим заданием для ученика с высокой учебной мотивацией)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ «В помощь учителю»:

Карточка ЭОР к теме: «Русская литература 19 века. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

ЭОР №1.

Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (базовое изучение)

ФЦИОР www.fcior.edu.ru :

Электронный учебный модуль «Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы в 8, 9 классе на этапе объяснения нового материала и закрепления пройденного по теме «Русская литература XIX века. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

ЭОР №2.

Жизнь и творчество Федора Михайловича Достоевского (базовое изучение)

Электронный учебный модуль «Жизнь и творчество Федора Михайловича Достоевского» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для изучения темы «Русская литература XIX века. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского».

ЭОР №3.

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» (базовое изучение)

Электронный учебный модуль «Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы в 10 классе на этапе объяснения нового материала и закрепления пройденного по теме «Русская литература XIX века. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

ЭОР №4.

«Преступление и наказание» как роман-трагедия в 5 актах (базовое изучение)

Электронный учебный модуль «Преступление и наказание» как роман-трагедия в 5 актах» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы в 11 классе на этапе объяснения нового материала и закрепления пройденного по теме «Достоевский «Преступление и наказание».

ЭОР №5.

Контрольный тест «Литературный путь Федора Михайловича Достоевского» (базовое изучение)

Электронный учебный модуль «Контрольный тест "Литературный путь Федора Михайловича Достоевского"» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Русская литература XIX века. Ф.М. Достоевский».

ЭОР №6.

Контрольный тест «Творчество Федора Михайловича Достоевского» (базовое изучение)

Электронный учебный модуль «Контрольный тест «Творчество Федора Михайловича Достоевского» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Достоевский. Преступление и наказание».

ЭОР №7.

Контрольный тест «Творчество Федора Михайловича Достоевского» (баз. изуч)

Электронный учебный модуль «Контрольный тест "Творчество Федора Михайловича Достоевского"» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"».

ЭОР №8.

Контрольный тест по роману Достоевского «Преступление и наказание» № 1 (базовое изучение)

Электронный учебный модуль «Контрольный тест по роману Достоевского "Преступление и наказание"» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Достоевский "Преступление и наказание"».

ЭОР №9.

Контрольный тест по роману Достоевского «Преступление и наказание» (№ 2, базовое изучение)

Электронный учебный модуль «Контрольный тест по роману Достоевского "Преступление и наказание"» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Русская литература XIX века. Роман Достоевского "Преступление и наказание"».

ЭОР №10.

Евангельские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (базовое изучение)

Электронный учебный модуль «Евангельские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы в 10 классе на этапе объяснения нового материала и закрепления пройденного по теме «Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».

ЭОР №11.

Сравнительная характеристика героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников и Мармеладов (углубленное изучение)

Электронный учебный модуль «Сравнительная характеристика героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников и Мармеладов» предназначен для использования в образовательных учреждениях, на уроках литературы. Модуль содержит сведения для формирования знаний по теме «Русская литература XIX века. Достоевский».

ЭОР №12.

Сравнительная характеристика героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников и Порфирий Петрович (углубленное изучение)

Электронный учебный модуль «Сравнительная характеристика героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников и Порфирий Петрович» предназначен для использования в образовательных учреждениях, на уроках литературы. Модуль содержит сведения для формирования знаний по теме «Русская литература XIX века. Достоевский».

ЭОР №13.

Сравнительная характеристика. Раскольников и Свидригайлов (базовое изучение)

Электронный учебный модуль «Сравнительная характеристика. Раскольников и Свидригайлов» предназначен для использования в образовательных учреждениях, на уроках литературы. Модуль содержит сведения для формирования знаний по теме «Русская литература XIX века. Достоевский».

ЭОР №14.

Сравнительная характеристика. Тренажер для сравнительного анализа героев романа «Преступления и наказания». Раскольников и Лужин (углубленное изучение

Электронный учебный модуль «Сравнительная характеристика. Тренажер для сравнительного анализа героев романа «Преступления и наказания». Раскольников и Лужин» предназначен для использования в образовательных учреждениях, на уроках литературы. Модуль содержит сведения для формирования знаний по теме «Русская литература XIX века. Достоевский».

ЭОР №15.

Коллекция «Петербург - столица Российской империи»

Коллекция, посвященная Санкт-Петербургу, содержит фотографии основных архитектурных и исторических объектов города, историко-архитектурные справки об этих зданиях, подборку литературных произведений о Петербурге-Ленинграде

3 группа: составьте описания интерьеров (часть1:гл.3 -каморка Раскольникова; часть1: глава 2 -описание кабака, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова; часть1: глава2 Выпишите ключевые слова в таблицу.

Фамилия, имя


Этот образ чрезвычайно важен для понимания романа и, в первую очередь, для объяснения тех или иных поступков героев.

Петербург предстает в романе сумрачным, мучительным, враждебным человеку. Это город узких, тесных улиц, заселенных ремесленниками и нищими чиновниками, грязных и страшных дворов, в которых разыгрываются повседневные трагедии. Этот тягостный серый пейзаж становится фоном, бытовой средой, в которой разворачивается действие романа, и придает ему особенно мрачный колорит.

Но Петербург, описанный в романе Достоевского, – это не только фон, на котором развертываются драматические события. Его образ становится как бы символом неблагополучной, безнравственной жизни, четко сопоставимым с описанными в произведении событиями. Практически все действие романа происходит в той части города, где жила беднота. Петербург – город, в котором на каждом углу распивочные, зазывающие бедняков залить их горе, пьяные толпы на улицах, женщины, бросающиеся с моста, это страшное царство нищеты, бесправия, болезней, как физических, так и душевных.

Городской пейзаж в романе связан с душевным состоянием самого автора, с внутренним миром его героев. Он соответствует больным, диким мыслям главного героя произведения Раскольникова и способствует возникновению в его сознании бесчеловечной теории. Читатель, блуждая вместе с ним по Петербургу, прежде всего остро ощущает невыносимую духоту. Это ощущение нехватки воздуха становится лейтмотивом романа и приобретает всеобъемлющий смысл. Человек задыхается в городе "под тяжелым петербургским небом". Так же тяжело несостоятельному человеку и в комнатах, где он живет. В душных и темных квартирах голодают люди, умирают их мечты, а им на смену в уме зарождаются преступные мысли. Жизнь Петербурга трагична. Бродя по нему, Раскольников видит безграничное горе людей, их искалеченные судьбы: то несовершеннолетнюю девочку, которую "напоили и обманули", то мещанку Афросиньюшку, которая уже в очередной раз пытается покончить с собой.

В Петербурге, изображенном Достоевским, жизнь приобретает чрезвычайно уродливые очертания. Реальное нередко кажется кошмарным видением, а бред и сон – реальностью. В ночь после убийства Раскольникову слышались "отчаянные вопли с улицы, которые, впрочем, он каждую ночь выслушивал под своим окном в третьем часу". Это происходит с ним в реальном времени. В Петербурге Достоевского все смешалось: реальность и бред, явь и кошмар. Поэтому Свидригайлов называет его "городом полусумасшедших". Также он говорит о Петербурге как о городе, где столько "мрачных, резких и странных влияний на душу человека". Свидригайлов пророчит Петербургу страшную судьбу – наводнение.

В философии Достоевского очень значима мысль о том, что «гармония в человеческом обществе вообще - и гармония с прекрасной природой в частности - недостижимая мечта, утерянный рай». Если Пушкин, Гоголь, и Толстой подчеркивали близость человека к природе, то в романах Достоевского гармония между человеком и природой нарушена. Специфичность предмета изображения (город) обусловливает определенное однообразие пейзажей Достоевского. Как правило, это типовые пейзажи.

Так, в романе « » мы встречаем два типа пейзажей. Первый - это душные, пыльные, задымленные улицы, беспощадно палящее солнце, раскаленный асфальт...

Второй - хмурый, мрачный, пасмурный город, окутывающий холодом, резкие порывы ветра, монотонно барабанящий дождь, черная вода в Неве... Картины эти нарисованы грязными, тусклыми, серыми красками. Таков уже первый пейзаж романа.

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, - все это разом неприятно потрясло и без того расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных...

И пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины». Сильная жара и духота - неотъемлемая часть пейзажей «Преступления и наказания». Вот Раскольников выходит на улицу уже после убийства, и он снова попадает в ту же невыносимую атмосферу.

«На улице жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы-разносчики и полуразвалившиеся извозчики».Необыкновенную духоту Петербурга отмечает и Пульхерия Александровна, приехавшая из провинции. Выйдя из квартиры сына, она замечает: «...ужас у него душно... а где тут воздухом-то дышать?

Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек. Господи, что за город!

». Ю. В. Лебедев замечает, что невыносимая духота Петербурга - «частица общей атмосферы романа, душной и безысходной». Единственный яркий штрих, встречающийся в пейзажах первого типа, - это яркое, кроваво-красное солнце. Однако и это ослепительное, красное солнце на фоне душного, пыльного города оставляет не радостное, а гнетущее впечатление. «Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть, и голова его совсем закружилась, - обыкновенное ощущение лихорадочного, выходящего вдруг на улицу в яркий солнечный день».

Образ солнца в романе имеет несколько значений. Раскольникову больно смотреть на солнце, солнце будто ослепляет его. В этом описании восприятия героем природы Достоевский намекает, что Раскольников ослеплен своей идеей, и все мировосприятие героя искажено. Кроме того, ослепительное, огромное солнце в этих эпизодах невольно порождает мысль о Людовике X

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Картины природы и их роль в романе «преступление и наказание». Сочинение уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    1. Композиция романа "Преступление и наказание" и ее роль в раскрытии основной идеи произведения. 2. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. 3. Отношение автора к герою в романе "Преступление и наказание". 4. Противоречивость характера Раскольникова. 5. Образ Петербурга в романе "Преступление и наказание". 6. Психологические двойники Раскольникова и их роль в романе "Преступление и наказание". 7. Теория Раскольникова и ее крушение в романе "Преступление и наказание". 8. Тема милосердия и
    Предварительные вопросы: Что общего в изображении Петербурга А. С. Пушкиным и Ф. М. Достоевским? В чём различие? В чём своеобразие конфликта “личность–государство” в “Медном Всаднике” А. С. Пушкина и в “Преступлении и наказании” Ф. М. Достоевского? В каких произведениях А. С. Пушкина тема совести стала важнейшей? Как решается проблема совести в романе “Преступление и наказание”? Сопоставьте развитие темы любви от творчества А. С. Пушкина к роману “Преступление и наказание” Ф.
    1. Что явилось причиной преступления Раскольникова? А. Злость на старуху-процентщицу Б. Бедность В. Желание самоутверждения Г. Жажда свободы 2. Кто является кумиром Раскольникова? А. Робеспьер Б. Наполеон В. Александр Македонский Г. Гораций 3. Кто в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" воплощает христианский идеал самопожертвования? А. Марфа Петровна Свидригайлова Б. Дуня Раскольникова В. Соня Мармеладова Г. Катерина Ивановна 4. Когда раскаивается Раскольников? А. Во время признания Б. Полюбив Соню В. Не раскаивается вообще Г. После разговора с Лужиным 5. Как можно определить жанр романа Ф. М. Достоевского "Преступление и
    Город - трагическая судьба человека. Город Петербург - есть призрак, Порожденный человеком В его отщепенчестве и скитальчестве. Н. Бердяев Петербург был городом Достоевского, и сам Достоевский был писателем, во многом рожденным Петербургом. Именно в этом городе разворачиваются события, описанные автором в романе "Преступление и наказание", но Петербург на страницах этого произведения - не просто фон, на котором происходят события. Город тесно связан с трагическими судьбами героев романа, именно здесь формируются их мысли и идеи, находят
    Интерес к творчеству Ф. М. Достоевского вот уже третье столетие не ослабевает во всём мире. В США и Великобритании, Германии и Японии, других государствах, не говоря уже о России и Украине, написаны сотни исследований, посвящённых анализу произведений писателя. Международное общество Достоевского каждые три года проводит мероприятия в разных городах мира, где собираются десятки учёных из разных стран, от Мексики до Новой Зеландии. А с приходом нового столетия в Токио был
    ТЕСТ НА ТЕМУ «Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ» Федор Михайлович Достоевский написал: А) «Бедная Лиза» Б) «Преступление и наказание» В) «Гроза» Г) «Леди Макбет Мценского уезда» Д) «Евгений Онегин» Герой романа «Преступление и наказание»: А) Родион Раскольников Б) Евгений Онегин В) Яким Нагой Г) Гриша Добросклонов Д) Евгений Базаров С какого момента начинается преступление Раскольникова: А) После убийства старухи-процентщицы и ее сестры Б) Во время убийства В) До убийства Г) На каторге Д) В каморке С какого момента начинается наказание Раскольникова: А) До убийства Б) После убийства В) После признания Соне Г) На каторге Д) В
    В романе описана кавказская природа. Превосходный знаток Кавказа, Лермонтов дает в романе ряд зарисовок Военно-Грузинской дороги ("Бэла", "Максим Максимыч"), Тамани ("Тамань"), Пятигорска и Кисловодска ("Княжна Мери"). Описания природы отличаются предельной изобразительной точностью, и в то же время даются в задушевных, лирических тонах. Внимание Лермонтова привлекают горы, долины, море, курортные городки и их окрестности. Он говорит о жужжании комара, о гудении метели в снежных горах, о беспрерывном ропоте моря; о запахах цветов,

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» является одним из главных действующих лиц. Ленинград, Петербург, Петроград, Санкт-Петербург – величественный город мечты. Прошлое, настоящее и будущее нашей страны сливаются в нём воедино.

Великолепием дворцов Петербурга восхищались известные поэты и прозаики, его старались запечатлеть на своих полотнах художники, им любуются туристы, и гордятся жители. Совершенно в другом качестве предстаёт перед нами Северная столица на страницах замечательной книги Фёдора Михайловича Достоевского. Автор, умело пользуясь деталями городского пейзажа, помогает понять читателю внутреннее состояние своих героев, людей, принадлежащих к низшему слою общества.

Городские пейзажи Петербурга Достоевского

Начиная читать произведение, мы сразу окунаемся в душную атмосферу «вонючего, пыльного» Петербурга Раскольникова. Бедный квартал, в котором обитает несчастный студент, вряд ли может служить вдохновением для творческого порыва. Узкие грязные улочки наполняют персонажи под стать главному герою. Неудивительно, что его появление среди прохожих в своём нищенском обличье не вызывает ни у кого удивления. Все трагические моменты из жизни героев связаны с описанием Петербурга в романе «Преступление и наказание». Страшная бесчеловечная теория Родиона Раскольникова зарождается в распивочной на Сенной. Там же происходит его встреча с несчастным Мармеладовым, над бедой которого потешаются завсегдатаи. За грязным столиком состоялась странная беседа Раскольникова со Свидригайловым. Вонь, грязь, пьяные, равнодушные к чужой боли лица окружают главного героя. Город будто подталкивает Раскольникова к преступлению, усугубляет его болезненное состояние после убийства.

Бесцельно бродя по знакомым улицам и пытаясь забыться, Раскольников изнывает от июльской жары и пыли, задыхается от зловония сточных канав, так как «на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь». В этом нищем квартале нет ничего, что радовало бы глаз изнурённого человека. Измученный герой мечтает о фонтанах, зелёных деревьях, о глотке свежего чистого воздуха. А беспощадный город продолжает наносить удар за ударом. На пустынной улице молодому человеку встречается юная пьяная девушка и преследующий её сытый господин. Трагическая участь раздавленного Мармеладова, сумасшедшая Вдова Катерина Ивановна, несчастные испуганные дети – это тоже картины описания Петербурга в романе «Преступление и наказание». Здесь нет места талантливым архитектурным сооружениям, отсутствуют зелёные парки и сады, не встречаются на пути прохожего прохладные фонтаны.

Интерьеры квартир героев романа

Изображение Петербурга Достоевского становится исчерпывающим после посещения нами вместе с писателем жилищ героев романа. Приют Раскольникова – небольшая каморка, где еле-еле помещается стол, старый диван и шкаф. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями…».

Комната, похожая на гроб, превращает здорового юношу в маниакального злодея. Убожество квартиры Сони Мармеладовой навевает тоску и уныние. Девушка вынуждена снимать помещение неправильной уродливой формы, не имеющей даже самой необходимой мебели. Она «походила как будто на сарай…это придавало ей что-то уродливое». Хозяева квартиры такие же бедные обездоленные люди, как и она сама. Пожалуй, самым страшным зрелищем для читателя становится знакомство с условиями существования несчастной семьи Мармеладова. Уволенный со службы чиновник, его чахоточная жена Катерина Ивановна и малолетние дети ютятся в проходной комнате. Им некуда скрыться от табачного дыма, скандалов пьяных соседей, бесцеремонных гостей. Их жизнь протекает на виду у всех жильцов дома. Раскольников, войдя в квартиру чиновника, увидел «беднейшую комнату шагов в десять длиной». В ней «было душно… с лестницы несло вонью». Комната старухи – процентщицы, распивочная на Сенной, угол Дмитрия Разумихина – все эти помещения мало чем отличаются друг от друга. Убожество, нищета делают их похожими.

Чаще всего в описаниях интерьера и пейзажа Фёдор Михайлович Достоевский использует жёлтый и серый цвет. Они символизируют тоску и безысходность. В жизни людей, живущих в этом Петербурге, нет места любви, счастью и красоте. Каждый, кто вынужден обитать в квартале для бедноты, выйдя утром из своей жалкой квартиры, видит унылые лица, серые облупленные стены домов, разбитую мостовую и огромное количество вывесок, зазывающих в питейные заведения. Ноги сами несут человека в распивочную, где за копейки можно напиться, излить душу и забыться над стаканом.

Влияние величественного города на его обитателей

Город, где ты живёшь, становится родным домом, любимой родиной. Не зря говорят в народе: «Дома и стены помогают». Там человек должен ощущать себя спокойным и защищённым. Героям романа не дано испытать это чувство. Читая роман Ф. М. Достоевского, мы знакомимся с Петербургом изнутри. Видим его глазами бесправного трудового человека «униженного и оскорблённого», задавленного нищетой. Великолепные дворцы, роскошные парки, блеск и сияние – парадная сторона города. Там прожигают жизнь богатые вельможи и красивые дамы. Мало кого из обитателей этих «роскошных палат» интересует судьба человека, обеспечивающего их сытую жизнь.

Писатель с болью в сердце рисует среду существования миллионов, которым «некуда больше идти». Условия их жизни подталкивают создавать безумные теории, совершать убийства, пьянствовать, заниматься проституцией. Трагедия их жизни разворачивается за стенами серых домов, на улицах великолепного знаменитого Петербурга.

Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» заставляет задуматься о социальном неравенстве, царящем в современном писателю обществе. Равнодушный город – олицетворение равнодушия людей, которым нет никакого дела до голодающих сирот, больных женщин, безработных спивающихся мужчин, талантливых, но нищих студентов, продающих своё тело юных женщин.

Характеристика и описание образа Петербурга Достоевского пригодится учащимися 10 классов при подготовке доклада или написании сочинения по темам романа.

Тест по произведению

Эпилог как важный замысел Ф.М. Достоевского в романе «Преступление и наказание»

Структура романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» отличается тем, что в произведении есть эпилог. Он не связан непосредственно с основным действием романа, но играет очень важную роль в идейном замысле произведения. Эпилог состоит из двух частей. В первой части эпилога мы узнаем о том, как сложилась дальнейшая судьба главных героев. Во второй части перед нами предстает внутренний мир Раскольникова, когда герой находится в заключении.

Первая часть эпилога начинается с описания судебного процесса по делу Родиона Раскольникова. Процесс проходит очень гладко, благодаря тому, что Раскольников честно во всем признается, не скрывает от суда того, что было на самом деле. Судья приходит к выводу, что в момент убийства Раскольников был в помешательстве и сам не понимал, что делал, тем более, в это время «подоспела новейшая модная теория временного умопомешательства». Благодаря этому Раскольникову дают восемь лет заключения в Омском остроге, расположенного на берегу Иртыша. Вместе с Раскольниковым в Сибирь уезжает и Соня.

Мать героя - Пульхерия Александровна - умирает. Перед смертью она долгое время находится в полусумасшедшем состоянии. Вероятно, женщина догадывалась, что с ее сыном, которым она так гордилась, случилось какое-то несчастье. От нее пытаются скрыть то, что на самом деле происходит с Раскольниковым. Но, как мы знаем, материнское сердце обмануть невозможно, поэтому, конечно, она чувствует, что с сыном происходит что-то неладное. Долгое время Пульхерия Александровна бредит, мысли о сыне не оставляют ее ни на минуту. Перед самой смертью она его ждет, убирает комнату, якобы готовя для сына, но на следующий день умирает.

Также мы узнаем, что Дуня и Разумихин поженились. Они мечтают о прекрасном будущем, думают о том, как через пять лет уедут на Север, и будут счастливо жить рядом с Родионом.

Соня на Севере вместе с Раскольниковым. И в первой части эпилога именно от ее лица мы узнаем о Раскольникове, его состоянии и поведении. К сожалению, то, что мы видим, очень пессимистично. Раскольников замкнулся в себе, ни с кем не общается. Соня очень беспокоится о его состоянии и пытается хоть как-то помочь ему. Она заводит в городе различные знакомства, которые хоть как-то могут помочь Раскольникову.

Во второй части эпилога перед нами предстает внутренний мир Родиона Раскольникова. О его состоянии очень хорошо говорят следующие строки: «… его гордость сильно была уязвлена; он и заболел от уязвленной гордости». Раскольников очень сильно переживал из-за того, что он сам так глупо погубил свою жизнь, пытаясь убийством кому-то что-то доказать. Сразу же после совершения преступления он понял бессмысленность своего поступка. Позже герой поймет, что изменять окружающую жизнь к лучшему надо совершенно другим способом.

В начале заключения у Раскольникова не складываются отношения с другими арестантами из-за того, что он постоянно погружен в свои мысли, ни с кем не общается, всех чуждается. Таким поведением Родион настраивает всех против себя и это приводит к тому, что однажды на службе в церкви его даже чуть не убили.

После выхода из больницы с Раскольниковым происходят изменения. В одну из встреч с Соней «что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам». В душе героя произошли большие изменения, у него появляется совсем другое отношение к жизни. Раскольников теперь думает о том, что семь лет пролетят очень быстро и у него впереди прекрасное будущее рядом с любимой женщиной. Его состояние очень хорошо характеризуют следующие эпитеты: «бесконечное счастье», «бесконечные источники жизни», «бесконечно любит», «бесконечной любовью искупит он теперь все ее страдания».

Особую роль в эпилоге играет пейзаж. Из мрачного, душного, давящего Петербурга действие переносится на берега широкой и пустынной реки: «С высокого берега открывалась широкая окрестность… Там была свобода и жили другие люди…».

В гармонии с миром и с самим собой изображен Раскольников в эпилоге, «он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим…».

Здесь следует обратить внимание и на христианскую тему. На страницах эпилога в третий раз в романе упоминается Евангелие и воскресение Лазаря. Это возвращает читателя к главной, глубинной мысли Достоевского – к его надежде на «восстановление падшего человека» через приобщение к христианскому идеалу «великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех… по Христову евангельскому закону».

Значение эпилога в романе велико. Эпилог подводит итог всему произведению, а главное, показывает нам, какие глобальные перемены происходят в душе главного героя. И это объяснимо, так как Раскольников, даже в момент замысла преступления, не вызывает отвращения, в нем чувствуется добрая и честная душа, которая просто запуталась.

Очень многое говорят о Раскольникове и его поступки: он помогал больному студенту-сокурснику, после его смерти ухаживал за его отцом и похоронил его на свои деньги, спас детей из пожара, хотел из жалости жениться на убогой дочери хозяйки. На преступление Раскольникова подтолкнула окружающая обстановка: нищета, убожество, униженные и оскорбленные люди.

В эпилоге мы видим, как после нравственного падения происходит постепенное возрождение главного героя, к которому он приходит благодаря вере в Бога, благодаря этому он видит цель своей будущей жизни. Раскольников постепенно переходит от одного мира в другой, у него постепенно происходит знакомство с новою, доселе совершенно неведомою реальностью.