Песня « Учиться, учиться» Исполняют все. Вопросы к викторине "В мире животных"

Цели : формировать у детей познавательный интерес к окружающему нас миру природы; развивать память, ассоциативное мышление.

Ход занятия

I. Введение в тему.

1.Сообщение темы и задач занятия.

2. Вступительная беседа.

Посмотрите в окно. Что вы там видите? Дети отвечают.

Загадки:

Что видно только ночью? (Звезды, луна.)

Летом греет, зимой холодит. (Солнце.)

Без рук, без ног, а бежит. (Вода.)

Дышит, растет, а ходить не может. (Растение.)

В лесу на ножке выросла лепешка. (Гриб.)

Под мостиком виляет хвостиком. (Рыба.)

На шесте - дворец, во дворце - певец. (Скворец.)

Ползун ползет, иглы везет. (Еж.)

Как все это назвать одним словом? (Окружающая природа.) II. Основная часть.

1. Явления природы.

Что такое погода?

(Погода - определенное состояние окружающей нас атмосферы, которое зависит от передвижения огромных масс воздуха и от разницы в атмосферном давлении, температуре и влажности.)

А как же узнать, какая погода нас ждет сегодня? завтра? через неделю? (Для этого существует метеослужба и метеорологи.)

Метеорологи собирают сведения о погодных условиях и закладывают информацию в компьютер. Компьютеры вычисляют температуру, давление воздуха, влажность, скорость и направление ветра для тысяч мест нашей планеты. Результаты наносят на каргу. Погодные карты показывают по телевидению, печатают в газетах, передают в специальные службы движения.

Огромную помощь метеослужбам оказывают погодные спутники. Они вращаются на орбите на высоте от 800 до 1100 километров. Вся земная поверхность изучается дважды в сутки. (Дети рассматривают фотографии спутников.)

Погодные спутники ведут фотосъемку днем и ночью, используя специальные камеры. Фотографии со спутников ценны тем, что по ним можно предсказать погоду на две недели вперед.

Что вы знаете о явлениях природы?

Дети отвечают.

Это интересно!

24 июня 1904 года в Москве выпал крупный град. Вес градин достигал 400 г и более. Они имели острые шипы, град падал отвесно и с такой силой, что стекла теплиц и оранжерей были словно прострелены ядрами. В почве градины выбивали углубления до 6 см.

Торнадо - это очень сильный вихрь. Его предвестником является появление облака в виде воронки, а также грозовых туч. Основание такой воронки достигает всего лишь сотни метров в диаметре, но она разрушает все, что встречается на пути. Разрушающей мощью обладает огромная сила ветра. Рушатся стены домов, здания рассыпаются, как карточный домик. Торнадо несут такие разрушения, что в тех районах, где они наиболее часты, жители строят специальные укрытия.

1-й этап викторины.

1) На небе стукнет, на земле слышно. (Гром.)

2) Ни огня, ни жару не имею, а все поджигаю. (Молния.)

3) Не огонь, а жжется. (Мороз.)

4) Кручу, бурчу, знать никого не хочу. (Метель, вьюга.)

5) Седой дедушка у ворот Всем глаза заволок. (Туман.)

6) Поднялись врата - всему миру красота. (Радуга.)

7) Что случается, если вулкан «сердится»? (Извержение.)

8) По синему морю

Белые гуси плывут. (Облака.)

9) Зимой греет,

Весной тлеет,

Летом умирает,

Осенью оживает. (Снег.)

10) Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (Ветер.)

2. Звери.

Какое животное живёт дольше всех?

Дети отвечают.

Это интересно!

Среди млекопитающих обычно слон считается самым долгоживущим. Зарегистрированный рекорд - чуть более 60 лет. Лошадь разделяет со слоном первенство по долготе жизни. Известно много случаев, когда эти животные жили более 50 лет. А вот другие, не подвергаемые сомнению факты долголетия: бегемот - 41 год, носорог - 40, медведь - 34, обезьяны - более 20 лет, кошки - около 23 лет, собаки - 22 года. Эти данные относятся к отдельным особям животных.

2-й этап викторины.

1) Не земледелец, не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник. (Лошадь.)

2) Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь.)

3) Среди двора стоит копна,

Спереди вилы, сзади метла. (Корова.)

4) В заплатках шея и бока,

На всех глядит он свысока. (Жираф.)

5) Не мышь, не птица

В лесу резвится,

На деревьях живет

И орешки грызет. (Белка.)

6) Не дерево, а суковато. (Олень.)

7) Крупнейший африканский хищник из породы кошачьих. (Лев.)

8) Самый крупный хищник. (Белый медведь.)

9) Она похожа на тетрадь в линию. (Зебра.)

10) Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк.)

3. Птицы.

Какая из летающих птиц самая большая?

Дети отвечают.

Это интересно!

Самая большая из живущих на Земле птиц вообще не умеет летать. Это африканский страус. Он достигает 2,5 м в высоту и весит более 135 кг. Это была бы тяжелая работа - поднять в воздух такую птицу.

Самый большой размах крыльев из летающих птиц имеют два вида: это альбатрос и кондор. (Желательно проиллюстрировать.) Взрослые птицы весят около 13 кг.

Скорость полета у разных птиц очень различается. Самая большая из измеренных скоростей принадлежит двум стрижам из Индии. Они пролетели по курсу 3,2 км, преодолев это расстояние за 36 и 42 секунды, то есть 274 и 320 км в час! Домашний голубь пролетает около 96 км в час, а колибри - от 80 до 88 км в час.

3-й этап викторины.

1) Щиплет за пятки - беги без оглядки. (Гусь.)

2) Днем молчит, ночью кричит. (Филин.)

3) Начальник невелик, а долго спать не велит. (Петух.)

4) Чернее сажи, белее снега, выше дома, ниже травы. (Сорока.)

5) У каких птиц крылья покрыты чешуей? (Пингвин.)

6) Какая из птиц нашей страны летает быстрее всех? (Стриж.)

7) Какая птица строит гнездо на крыше домов? (Аист.)

10) Посередь деревьев кузнецы куют. (Дятел.)

4. Насекомые.

Что вы знаете о насекомых?

Дети отвечают.

Это интересно!

На нашей планете живёт 2 млн видов насекомых, более, чем всех остальных животных, да и растений, вместе взятых. Они обитают в почве, на земле, в воде, в воздухе - везде. Самое большое насекомое - бабочка орнитоптера с Соломоновых островов. Размах её крыльев около 30 см. Длина жука-голиафа более 20 см. (Рассмотреть по линейке.) Наряду с великанами есть и крошки. Так, длина жука-трихоптерикса равна всего лишь третьей части миллиметра. И у такой малютки есть мозг, сердце, органы дыхания, кишечник!

Скорость полёта насекомых невелика. Пчела пролетает в среднем 10-20 км в час; шмель - 3,5; муха - 2; златоглазка - всего лишь 0,5 км. Зато слепни летят с быстротой до 40 км в час, бабочки-бражницы - около 60 км.

Наука, изучающая насекомых, называется энтомологией.

4-й этап викторины.

1) Без рук, без ног, на брюхе ползет. (Червяк.)

2) Не птичка, а с крыльями. (Бабочка.)

3) Шли плотнички без топоров, срубили избу без углов. (Муравьи.)

4) Ниток много-много, А в клубок не смотает, Одежду себе не шьет,

А ткань всегда ткет. (Паук и паутина.)

5) Домашнее насекомое, от которого все стараются избавиться. (Таракан.)

6) Летающий кровопийца. (Комар.)

7) Кто за печкою живет, спать мне ночью не дает? (Сверчок.)

8) Что случится с пчелой после того, как она ужалит? (Погибнет.)

9) Сколько ног у паука? (Восемь.)

10) Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок.)

5. Рыбы, пресмыкающиеся, земноводные.

Это интересно!

Как мы знаем, рыбы дышат при помощи жабр, через которые постоянно проходит вода. Но существуют и такие рыбы, которые могут проводить достаточно времени и без воды.

Очень занимательна летающая рыба. Она стремительно плывёт, очень энергично двигая своим хвостом. Затем расправляет плавники и на скорости выпрыгивает из воды. Она может пролететь над водой несколько сотен метров.

Ещё более необычная рыба - это лазающий окунь. Он обитает на Дальнем Востоке. Отдельные особи имеют в длину от 8 до 20 см. Они могут вылезать на берег при помощи двигающейся чешуи, которая покрывает жабры. Проталкиваясь хвостом и плавниками, окунь может «разгуливать» по земле! К тому же они могут быть найдены на деревьях на высоте около 1,5 м.

5-й этап викторины.

1) Он в самом омуте живет -

Хозяин глубины.

Имеет он огромный рот,

А глазки чуть видны. (Сом.)

2) Выпучив глаза следит,

По-французски говорит,

По-блошьи прыгает,

По человечьи плавает. (Лягушка.)

3) Кто на себе свой дом носит? (Улитка.)

4) Не кузнец, а с клещами. (Рак.)

5) Кровь пью, а жизнь даю. (Пиявка.)

6) Он превращается в лягушку. (Головастик.)

7) Неядовитая змея? (Уж.)

8) Кого поймал Емеля? (Щуку.)

9) Кто ходит в каменной рубахе? (Черепаха.)

6. Растения.

Это интересно!

Деревья достигают наибольших для высших растений размеров. В тропических лесах - в среднем 50-80 м, нередко до 100 м; максимальная высота деревьев - у эвкалиптов и секвой - около 150 м.

Общая длительность жизни кустарника может быть очень большой, несколько сотен лет, однако каждый стволик со своей кроной живёт ограниченное время, в среднем 20-40 лет (но у малины - всего 2 года, а у сирени - до 60 лет.)

Кустарники встречаются почти во всех областях Земли и в разнообразных типах растительности, но в лесах в виде второго яруса - подлеска, то есть в затенении, которое может быть одним из факторов угнетения роста отдельных стволиков.

Кустарнички - миниатюрные кустарники высотой не более 50 см, в среднем 10-30 см. Длительность жизни отдельных скелетных осей меньше, чем у кустарников, в среднем порядка 5-10 лет. В лесах кустарнички образуют низкий кустарничковый ярус, иногда вместе с травами (черника, брусника).

6-й этап викторины.

1) Не огонь, а жжется. (Крапива.)

2) Чей пух по городу летает? Среди июля - снегопад. Прохожие его ругают,

А это ветер виноват. (Тополь.)

3) Стоит лепешка На одной ножке, Кто мимо ни пройдет, Всяк поклонится. (Гриб.)

4) Стоят в поле сестрички -

Желтый глазок, белые реснички. (Ромашка.)

5) Мягок, а не пух, Зелен, а не трава. (Мох.)

6) Дерево, из которого делают спички. (Осина.)

7) Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.)

8) Какая самая большая ягода? (Арбуз.)

9) На солнце я похожий,

И солнце я люблю,

За солнцем поворачиваю

Я голову свою. (Подсолнечник.)

10) Пища моя сладка, а мщение ужасно. (Пчела.)

Цель игры: стимулировать через игру познавательный интерес обучающихся, углубляя их знания по теме “ Профессии человека”.

Задачи: обобщить знания обучающихся о профессиях человека; развивать умение работать в команде, умение слушать и слышать мнение другого человека.

Подготовительный этап

  • разбивка на команды;
  • подготовка выставки рисунков “ Моя будущая профессия”;
  • подготовка оборудования: мешочки с предметами, пронумерованные бочонки;
  • плакат “Счастливый случай”;
  • выбор счетной группы;
  • награды и призы победителям и участникам игры.

Сценарий викторины.

Пока в пространстве крутится планета,
На ней, пропахшей солнцем,
Никогда – не будет дня, чтоб не было рассвета,
Не будет дня – чтоб не было труда!

Каждая команда поочередно бросает игровой кубик. На пяти гранях кубика единицы, на одной подкова. Если на верхней грани кубика выпадает единица, то за правильный ответ на вопрос команда получает 1 балл; если – подкова это означает, что команде повезло, у неё “счастливый случай” и за правильный ответ она получает 3 балла. В процессе первого гейма каждая команда бросает кубик 7 раз.

Вопросы к 1-ому гейму: “Отгадайте профессию”

1) У меня немало дел,
Если кто-то заболел.
Всех я вылечу, друзья!
Отгадайте, кто же я? (врач)

2) За штурвалом я стою
и команды отдаю.
Покоряю я моря.
Отгадайте, кто же я? (капитан)

3) Отправляюсь я в полет,
Забираюсь в самолет
И лечу я над землей.
Отгадай, кто я такой? (пилот)

4) Каждый день сажусь в кабину,
завожу мотор машины,
Еду в дальние края.
Отгадали, кто же я? (водитель)

5) По квартирам и домам
Много писем, телеграмм
Он приносит адресатам.
Как зовут его, ребята? (почтальон)

6) Кто с пилою и рубанком
Мастерит ребятам санки,
Чтоб зимой катились с горки
Миша, Аня и Егорка? (столяр)

7) Кисти, краски и мольберт:
Мамин я пишу портрет
Для картинной галереи.
Отгадай меня скорее! (художник)

8) Кто учит детишек
читать и писать,
Природу любить,
стариков уважать? (учитель)

9) Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (повар)

10) Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руке ведро,
Сам раскрашен он пестро. (маляр)

Нужно маме для работы
На пюпитр поставить ноты.
Маму только попроси -
И сыграет: "Ми, соль, си!"
Я скажу ребятам гордо:
"Мама знает все аккорды!” (музыкант)
12) Наведёт стеклянный глаз,
Щёлкнет раз - и помним вас. (фотограф)

13) Ходят шумно поезда
И сигналят иногда
Нам гудками или свистом,
А ведут их... (машинисты)

14) Мама может ставить банки,
Мазать ссадины и ранки.
Мама делает уколы
Всем ребятам нашей школы.
Мама лаской, добрым словом
Помогает стать здоровым! (медсестра)

2. Гейм – “Заморочки из бочки”

Ведущий выносит на подносе 6 разноцветных пронумерованных бочонков. Тянуть бочонки начинает команда, у которой на данный момент меньше очков. Ведущий достает мешочки, в которых лежат предметы, которые используют люди различных профессий. Игроки должны отгадать, что это за профессия. За каждый правильный ответ начисляется 2 балла.

№1. Аппарат, для измерения давления. (врач)

№2. Нитки и игла. (Швея)

№3. Шпатель или стамеска. (строитель)

№4. Полосатый жезл. (работник ГИБДД)

№5. Ножницы и расческа (парикмахер)

№6. Кисть и акварельные или гуашевые краски. (художник)

3. Гейм –“Темная лошадка”

Командам предлагается отгадать название профессии. Именно человек данной профессии появляется в кабинете и задает детям 5 вопросов, тесно связанных со своей трудовой деятельностью. За каждый правильный ответ-2 балла. На обсуждение каждого вопроса дается 30 секунд, отвечает команда, которая быстрее нашла правильный ответ. Если “темная лошадка” считает ответ неверным, отвечает противоположная команда, а затем зрители.

Есть у Андрюши старший брат –
Отличной выправки солдат.
Несет он службу, но притом
Вооружен водой, багром.
Он на посту в мороз и в зной.
Скажите, кто же он такой? (пожарный)

4. Гейм – “Ты мне, я тебе”

Команды задают по 3 заранее приготовленных вопроса друг другу. За каждый правильный ответ начисляется 2 балла.

5. Гейм – “Гонка за лидером”

Ведущий задает по 15 вопросов каждой команде, начиная с проигрывающей. Команды стремятся дать как можно больше правильных ответов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

  1. Номер телефона, по которому нужно вызывать пожарных? (01)
  2. Как называют человека, ухаживающего за садовыми растениями? (садовник)
  3. Профессия человека, имеющего отношение к охране леса? (лесничий)
  4. Номер телефона, по которому вызывают “ Скорую помощь”? (03)
  5. Как называют главного повара в ресторане? (шеф-повар)
  6. Какую профессию имеет человек, лечащий животных? (ветеринар)
  7. Детский врач? (педиатр)
  8. Глава города. (мэр)
  9. Профессия Д.А. Медведева (Президент Российской Федерации)
  10. Человек, работающий в магазине? (продавец)
  11. Главный человек в школе? (директор)
  12. Как профессию сейчас имеет человек, которого раньше называли “цирюльник”? (парикмахер)
  13. Духовная профессия? (священник)
  14. Животные, которые часто охраняют вместе с людьми государственную границу? (собаки)

15) Самые смешные люди в цирке? (клоуны)

16) Человек, имеющий прямое отношение к драгоценным камням и металлам? (ювелир)

17) Какая профессия по-английски звучит как “бодигард”? (телохранитель)

18) Как называется врач, лечащий зубы? (зубной врач, стоматолог)

19) Кем по профессии был Виктор Драгунский? (детский писатель)

20) Человек, занимающийся устранением недостатков речи? (логопед, дефектолог)

21) Номер телефона, по которому можно вызвать наряд милиции. (02)

22) Кем был Ю.А.Гагарин? (космонавтом)

23) Кто по профессии В.В.Путин? (премьер-министр)

24) Кем по профессии был Дядя Степа из стихотворения С.В.Михалкова? (милиционер)

25) Постановщик художественных фильмов. сериалов? (режиссер)

26) Есть такая профессия - Родину охранять. Что за профессия? (военный)

27) Профессия человека, связанная с выучкой служебных собак? (кинолог)

28) Человек, разрабатывающий модные стили в одежде? (модельер)

29) Профессия человека, который занимается разработкой различных макетов городов и поселков? (архитектор)

30) Бортпроводница на самолетах? (стюардесса)

Подведение итогов игры. Награждение команд.

Примечание. Тексты загадок для 1 гейма были взяты с различных Интернет-сайтов.

Викторины очень нравятся школьникам, потому что они разнообразят учебный процесс, вносят в него элемент игры. Эти вопросы и задания могут быть использованы для проведения викторины по окружающему миру во втором классе.

Экспресс-опрос "Кто быстрее отгадает?"

1. Как называется домик для птицы? (Гнездо).

2. Какое животное зимой ложится в спячку? (Медведь).

3. Кто с цветов собирает пыльцу? (Насекомые, например, пчелы).

4. Кто из животных не любит солнца? (Крот).

5. Какое дерево считают стройным? (Береза).

6. Почему снегирю дали снежное имя? (Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают на север в родные края).

7. Почему весной грачи прилетают первыми? (Грачам достаточно первой проталины, чтобы достать клювом корм — личинки).

8. У какой птицы птенцы насиживают яйца? (У северной белой совы. Совята вылупляются в разное время).

9. У какой птицы нет гнезда, а птенцы лежат прямо на голой земле? (У козодоя).

10. Почему клест зимой гнезда вьет? (Зимой много еловых семян для птенцов, а весной нет).

11. Кто носом деревья сажает? (Кедровка — кедровые орехи, сойка — желуди).

12. Какое дерево дятла поит? (Береза своим соком).

13. У какой птицы самая большая семья? (У серой куропатки 26-28 птенцов).

14. Какая перелетная стая обещает снег? (Стая перелетных гусей. Через 2-3 дня жди снегопада).

15. Кто ни разу шага не сделал? (Воробей).

16. Какая птица умеет дразниться? (Попугай).

17. Какая птица хвостом разноцветным гордится? (Павлин).

18. У какой птицы «очки» на носу? (У филина).

19. Какие хвойные деревья и кустарники растут в наших лесах? (Ель, сосна, лиственница, можжевельник, пихта, кедр).

20. Какое хвойное дерево на зиму сбрасывает свои листья-иголки? (Лиственница).

21. Кому нужны дуплистые деревья? (В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут звери).

22. Какое растение называют заячьей капустой? (Кислицу, трилистник).

23. Какую ягоду называют северным гранатом? (Костянику).

24. Как по клюву различить молодого грача и взрослого? (У взрослого грача основание клюва белое).

26. Кто кукует — самец или самка? (Самец).

27. Почему у березы молодые листочки клейкие? (Смолистые вещества защищают листья от заморозков).

28. Что означает «плач» березы весной? (Сокодвижение).

29. Какой вред наносят пожары в лесу? (Уничтожается растущий лес, места обитания птиц и зверей, грибы, ягоды, лекарственные растения; возможно заболачивание и нежелательная смена лесных пород).

30. Какие леса наиболее пожароопасны? Почему?

(Хвойные, особенно сухие сосняки; возгорание происходит с мхов, лишайников, мелкого опада. Багульник и вереск наиболее пожароопасны; черника и брусника — менее).

Викторина "Деревья и травы"

1. Древесина какого дерева — самая прочная для использования в строительстве? (Древесина лиственницы)

2. Назовите лекарственные травы нашего края. (Мать- и-мачеха, зверобой, душица и т. д.)

3. Какое дерево поглощает больше всего радиации и лучше других очищает воздух? (Тополь)

4. Назовите цветы нашего края, которые занесены в Красную книгу. (Марьин корень, жарки, прострел, кувшинка белая)

5. В соцветиях этого растения все пытаются найти счастье. (Цветки с пятью отогнутыми лопастями вместо четырех. Сирень)

6. Ветви и листья этого дерева являются олицетворением могущества, долголетия и здоровья. (Дуб)

7. Дерево это быстро оживает весной. Считается, что это происходит благодаря его особой плодоносящей силе. Поэтому оно стало символом праздника Колосяницы, а после принятия на Руси христианства — Троицы. (Береза)

Загадки о животных

1. Зверь я горбатый, но нравлюсь ребятам. (Верблюд.)

2. Маленькая, легонькая, а за хвост не поднимешь. (Ящерица.)

3. Отгадайте, это кто ходит в костяном пальто. (Черепаха.)

4. Что за коняшки - на всех тельняшки. (Зебра.)

5. У кого рога длинней хвоста? (У козы.)

6. Пятак есть, а ничего не купит. (Свинья.)

Угадайте по описанию

1. Это лесной зверь. Днем спит, а ночью выходит на кормежку. Зимой питается корой деревьев. Зимой легко передвигается по глубокому снегу. Быстро бегает, но спасает его от врагов шуба, которая цветом, как снег. (Заяц.)

2. Шерсть и рыжеватая по цвету, и походит на сосновую кору. Гнездо сооружает около вершины ели или пихты. Питаются орехами, семенами, грибами, ягодами. Основной корм - семена хвойных деревьев. (Белка.)

3. Это хищник. Похож на большую собаку. Называют их санитарами леса, так как они в первую очередь нападают на больных и ослабленных животных… (Волк.)

4. Это мохнатые тяжеловесы среди хищников. От холода его спасает толстый слой жира. Морды у этих зверей вытянуты, как у собак. Глаза и уши очень маленькие, зато когти огромные. Едят корни, ягоды, орехи. Встречают и черные, и темные, и бежевые, и даже ярко-рыжие. Но любимое их лакомство - мед. (Медведь.)

5. Хорошо ловит мышей. Их можно держать вместо кошки. Главная пища - насекомые. Охотится по ночам. У него короткие ноги. Почуяв опасность, сворачивается в клубок и выставляет острые твердые иглы. (Еж.)

6. Живет в озерах, болотах, топях и трясинах. Проводит день в сладкой дремоте. Когда пролетает какое-нибудь насекомое, оно выбрасывает липкий язык и, поймав добычу, быстро ее проглатывает. Вечернюю зарю встречают эти земноводные большими компаниями с обязательным концертом… (Лягушка.)

Вопросы к викторине "В мире животных"

1) Какая птица самая большая в мире? (Страус.)

2) Любимое лакомство аистов. (Лягушки.)

3) Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголь.)

4) Какую птицу называют «лесной кошкой»? (Сову. За ее способность охотиться ночью.)

5) Зимуют ли птицы в скворечнике зимой? (Нет.)

6) Птица-гадалка. (Кукушка.)

7) Пингвин относится к отряду птичьих или млекопитающих? (Птичьих.)

8) Где находится ухо у кузнечика? (На ноге.)

9) Из нее выводятся головастики... (Икра.)

10) В народе этот цветок называют «цветком солнца». (Подсолнух.)

11) Какую хищную птицу можно назвать «санитаром»? (Черного коршуна. Он питается не только грызунами, но и поедает падаль.)

12) Кто часто меняет одежду не раздеваясь? (Хамелеон.)

13) Какая рыба вьет гнездо? (Сом, колюшка.)

14) Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? (Бабочка.)

15) Чем питается зимой жаба? (Ничем. Жаба вынуждена сидеть на «диете», так как обычно в это время года она крепко спит.)

16) Какая ягода бывает белой, черной, красной? (Смородина.)

17) Какая лесная птица считается самой болтливой? (Сорока.)

18) Кого, по праву, в народе называют «лесным доктором»? (Дятла.)

19) Какие птицы прилетают на юг первыми? (Грачи.)

20) Что подразумевается под термином «тихая охота»? (Сбор грибов.)

21) Какая птица «коллекционирует» блестящие предметы? (Сорока.)

22) Из какого дерева делают спички? (Из осины.)

24) Какое дерево, по праву, считается символом России? (Береза.)

25) Какая птица не желает «исполнять свой родительский долг» по отношению к своему будущему потомству, подбрасывая яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)

26) Трава, которую можно узнать даже с закрытыми глазами? (Крапива.)

27) Какая птица круглый год ходит во фраке? (Пингвин.)

28) Эта птица стоит на первом месте по скорости полета среди всех птиц. (Стриж.)

29) Самая маленькая птичка планеты? (Колибри. Ее размер не превышает полутора-двух сантиметров.)

30) Наука о животных. (Зоология.)

31) Кто из лесных зверей меняет свой «гардероб» два раза в год? (Заяц, белка, лиса.)

32) Самый чистоплотный зверек? (Барсук.)

33) Какую рыбу зовут «речным санитаром»? (Щуку. Ослабленную и больную рыбу она поедает в первую очередь.)

34) Инженер-строитель» дома на реке? (Бобер.)

35) Какой зверь, по праву, считается самым быстрым? (Гепард.)

36) Животное наших лесов, похожее на кошку в увеличенном виде. (Рысь.)

37) Какое животное во время бега выставляет вперед задние лапы? (Заяц.)

38) Какое животное собирает яблоки спиной? (Еж.)

39) Когда ежи не колются? (Едва родившись.)

40) Какое животное в народе прозвали «косым»? Почему? (Зайца. За его необычную раскосую форму глаз.)

41) Какое животное является обладателем самого громкого голоса? (Крокодил.)

42) Какую «коровку доят» муравьи? (Тлю-коровку.)

43) Какие ноги у жирафа длиннее - передние или задние? (Все ноги у жирафа одинаковой величины.)

44) Какого насекомого в народе прозвали «глазастым охотником»? (Стрекозу.)

45) Какая рыба названа именем человека? (Карп.)

46) Детеныши каких животных питаются молоком чужой матери? (Зайчата.)

47) Сколько ног у паука? (Восемь.)

48) А сколько ног у жука? (Шесть.)

49) Какое животное каждую зиму теряет свой «головной убор»? (Лось. Раз в год, зимой он сбрасывает свои рога.)

50) Какое животное любит спать вниз головой? (Летучая мышь.)

51) Какого животного называют «санитаром» леса? (Волка.)

52) Какой зверь считается самым маленьким? (Землеройка. Ее рост -3,5 см.)

53) Какому насекомому мы вынуждены хлопать в ладоши отнюдь не в знак своего восхищения и одобрения? (Моли, когда хотим ее убить.)

54) Какая лесная птица считается долгожительницей? (Лесная ворона. Продолжительность жизни 120 лет и более.)

55) Какое хорошо всем известное и ужасно надоедливое насекомое может передвигаться вниз головой и пробовать еду лапками? (Муха.)

Сценарий игровой программы для младших школьников

Сценарий игры – викторины по сказкам

Описание работы:

Данный материал будет полезен для классных руководителей и учителей начальных классов, желающих провести интересное мероприятие по внеурочной деятельности. Возраст учащихся – 7-8 лет, 2 класс.

Цели мероприятия:

Обобщить знания учащихся о сказках;

Развивать умения узнавать сказки и их героев;

Развивать творческое воображение, ассоциативную память;

Воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству, к сказкам различных писателей.

Время проведения : 40 минут.

До проведения мероприятия учащиеся разделились на три команды, выбрали капитана, придумали название и девиз.

Ход мероприятия:

Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о сказках и проверить насколько хорошо, вы знаете и любите сказки. Тот, кто больше даст правильных ответов по нашей викторине получит диплом «Знаток сказок».

Беседа по сказкам.

Сказки любят и взрослые и дети. Что же такое сказка?

Сказка – это произведение, связанное с устным народным творчеством, с личной фантазией человека, идеей автора. Создавалась сказка с целью развлечения и воспитательной целью. Сказка учит доброте, честности, смелости, трудолюбию и другим положительным качествам. Любимыми героями сказок были и остаются на Руси: Иван царевич, Иван Дурак, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая и т.д. Злые герои - Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч.

Сказки бывают разные: о животных, бытовые сказки, волшебные… Словом это волшебный мир, рассказывающий о том, что лучше быть добрым и честным. Читая, слушая, просматривая сказки, мы испытываем чувство грусти, радости… Сказка – это чудо! Вы согласны со мной?

Сегодня в сказочной викторине принимают участие команды:

1. “Знайки”

Девиз: “Кто много читает, тот много знает”;

2. “Читалкины”

Девиз: “Чтоб незнайкой не прослыть, с книгой мы должны дружить”;

3. “Почемучки”

Девиз: “Где? Зачем? И почему? – тайну разгадаю.

Книгу в руки я возьму – и ответ узнаю”

А судить конкурсы будет наше уважаемое жюри…. (школьный библиотекарь, педагог-организатор, зам директора по УВР в начальной школе).

Викторина состоит из 4 туров:

1-й тур – Загадки о сказочных героях;

2-й – Знаете ли вы?;

3-й – Сказочная одежда;

4-й – Сказочная обувь

Правила нашей игры

1. Команда выбирает вопрос. Ей отводится 20 секунд на размышления.

2. Капитан команды даёт ответ. Если ответ команды неверен, то право ответа имеют две другие команды.

3. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. За ответ-помощь другой команде – дополнительно 1 балл.

В конце игры подводятся итоги. Побеждает команда, которая наберет больше баллов.

Жюри подводит итоги и комментирует (у жюри карточки с цифрами, общий балл вносится в таблицу на доске).

1. Загадки о сказочных героях

Мы из сказки - ты нас знаешь.

Если вспомнишь - отгадаешь!

А не вспомнишь - ну так что ж...

Сказку заново прочтешь!

В этой сказке - именины,

Много было там гостей.

А на этих именинах

Появился вдруг злодей.

Он хотел украсть хозяйку,

Чуть ее не погубил.

Но коварному злодею

Кто-то голову срубил.

(«Муха-Цокотуха».)

Скок-поскок, скок-поскок

Через море и лесок!

По пути нашел Жар-птицу

И красавицу-девицу,

Ну а глупого царя

Обмануть сумел не зря.

Так Иванушке помог

Умный маленький конек,

Всем известный... (Горбунок.)

Знают куколка Мальвина

И веселый Буратино:

Если враг со всех сторон,

Победит в бою неравном

Верный друг - надежный, славный,

Храбрый пудель... (Артемом.)

Понедельник и Среда,

Вторник и Суббота...

Гномов этих имена,

Верю, помнит кто-то.

С этой сказкою, друзья,

Вы давно знакомы.

Называется она... («Белоснежка и семь гномов».)

Он всегда живет всех выше:

У него есть дом на крыше.

Если ляжешь быстро спать,

Ты с ним можешь поболтать.

Прилетит к тебе в твой сон

Живой веселый... (Карлсон.)

Фруктово-огородная страна

В одной из книжек-сказок есть она,

А в ней герой - мальчонка овощной.

Он храбрый, справедливый, озорной.

(«Приключения Чиполлино»)

2. Сказочный тест «Знаете ли вы?»

1. Что Рукодельница уронила в колодец в сказке «Мороз Ивановича

а) Кольцо; в) ведерко;

б) веретено; г) прялку.

2. Кого позвал Петушок, когда нашел колосок?

а) Курицу с цыплятами; в) Круть и Верть;

б) Мурку и Бобика; г) хозяйку.

3. Где жил Джинн тысячу лет?

а) Во дворце; в) в бутылке;

б) в лампе; г) за границей.

4. Какой музыкальный инструмент был у Свинопаса?

а) Котелок с бубенчиками; в) музыкальная шкатулка;

б) флейта; г) шарманка.

5. Какой цветок больше всего любил Чудовище?

а) Тюльпан; в) колокольчик;

б) ромашку; г) аленький цветочек.

6. В кого превратилась Лягушка ночью?

а) В Василису Прекрасную; в) в Елену Прекрасную;

б) в Варвару Красу; г) в лебедя.

3. «Сказочная одежда»

1) Самый добрый и бесстрашный человек носил докторский белый халат, белую шапочку, на носу очки. (Доктор Айболит.)

2) Какой персонаж ходит в красной (или голубой) шубе с белым воротником, носит валенки и шапку, а нос и щеки у него всегда красные? (Дед Мороз)

3) Одет он был прелестно - в шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого цвета этот кафтан: он отливал то синим, то зеленым, то красным, смотря куда он повернется. (Оле-Лукойе.)

4) Какой сказочный герой любил яркие краски и потому носил желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком? (Незнайка.)

5) Кто был обладателем лягушачьей кожи? (Василиса Прекрасная.)

6) Женщина, закутанная в тончайший белый тюль, который, казалось, был соткан из миллионов снежных звездочек. Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда! (Снежная королева.)

4. «Сказочно-волшебная обувь»

1) В одной стране для установления личности стали специальной меркой измерять ногу. Что эта за мерка и кого искали? (Хрустальная туфелька, «Золушка».)

2) Сообразительное домашнее животное выводит в люди своего хозяина-простака. Какую обувь предпочитает носить этот зверь? (Сапоги, «Кот в сапогах».)

3) Лихо мерили шаги

Две огромные ноги.

Сорок пятого размера

Покупал он сапоги. (Дядя Степа.)

4) Какой герой «имеет вместо валенок перчатки натянул себе на пятки»? (Человек рассеянный, «Нот какой рассеянный».)

5) Кому принадлежали волшебные туфли-скороходы и тросточка, которая умела искать клады? (Маленькому Муку.)

6) «Приходили к Мухе блошки,

Приносили ей сапожки,

А сапожки не простые

В них застежки золотые».

Кому их подарили? (Мухе-Цокотухе.)

Подведение итогов.

Жюри подводит итоги и награждает лучшую команду.

учитель начальных классов

МБОУ «ООШ № 2»

Цель мероприятия: привлечение внимания детей к изучению математики, содействие развитию математических способностей.
Задачи:
уметь применять полученные на уроках знания в нестандартной ситуации.
развивать речь детей, математическое мышление, внимание, память.
воспитывать любовь к животным,
прививать интерес к математике.

1. Организационный момент. Под музыку дети занимают свои места. (музыка)

Ведущие: Здравствуйте, друзья!

Сегодня мы с вами отправляемся в гости к царице всех наук-Математике.

Почему торжественно вокруг?

Слышите, как быстро смолкли речи

Это о царице всех наук

Начинаем мы сегодня вечер.

2 ведущий

Не случайно ей такой почёт.

Это ей давно давать ответы,

Как хороший выполнить расчёт

Для постройки здания, ракеты.

Дети исполняет песенку «Дважды два - четыре»

2. Выходит Математика-Царица наук.

Сколько звезд на небе?
А травинок в поле?
Сколько крошек в хлебе?
Сколько капель в море?
На вопросы эти
Не найти ответ,
Но сейчас вам, дети,
Дам один совет.
Если попытаться
С цифрами дружить,
Можно не бояться,
Жить и не тужить.
Не бояться, что обидишь
Ты своих друзей,
Сосчитаешь и увидишь:
Просто, без затей
И конфеты, и игрушки,
Кукол, книжки и хлопушки
Можно поровну делить,
Никого не позабыть.
Если ты считать умеешь,
Все науки одолеешь.
Скажут про тебя ребята:
"Наш дружок - ума палата".
А когда пройдут года,
Будешь взрослым ты тогда.
Космонавтом, может, станешь,
До небес рукой достанешь.
Чтоб в полете не скучать,
Сможешь звезды сосчитать.

Дети рассказывают стихи о математике.

Я люблю, люблю, люблю,
Математику мою.
Потому что лучше нет,
На свете белом: спору нет!
Где она там мы и все
Пригодится нам везде,
Потому что без нее
Пропадем мы, и дел с концом!!

Королева наук, Математика,
Мы тебе очень сильно признательны.
Познакомила нас с умножением,
Не забыла ты и деление.
Дроби ждут нас впереди,
Синусы, да тангенсы.
Только ты не подведи,
Нам по жизни помоги.
Ты любима и мила,
Без тебя мы никуда!

С математикой дружу,
Если надо подскажу.
Вам всегда я дам списать
И не надо нас ругать.
Я за списаный урок
Получу большой оброк
Кто конфетку, кто жвачку,
Может даже фишек пачку.
Всем приввет вам от Артёма,
Приходите в шесть я дома...
Математику люблю-Я её боготворю.

Песня « Учиться, учиться» Исполняют все

Ведущий: Итак, начинаем нашу викторину.

Первая станция «Цифрулькино».(слайд)

Всё считает математика. В переводе с древнегреческого языка "математика" - это учиться приобретать знания. Давайте проверим ваши знания, ребята.

1.Слова записываются буквами, а числа? (цифрами)

2. Сколько ног у осьминога? (8)

3. Вставь в пословицу слово: Ум хорошо, а … лучше. (2)

4. Какое число входит в название сказки о Нуф-Нуф, Ниф-Ниф, Наф-Наф? (3)

5. Какая получится цифра, если перевернуть 6? (9)

6. Сколько дней в неделе? (7)

7. Сколько пальцев на руке? (5)

8. Сколько месяцев в году? (12)

9. Вставь в пословицу слово: Семь раз отмерь, - …раз отрежь? (1)

10. Сколько концов у палки? (2)

11. Если отпилить 1 угол у стола, то сколько углов станет у стола? (5)

12.Горело 7 свечей, 2 погасли. Сколько свечей осталось? (2, 5 свечей прогорели).

13. Летела стая гусей. 1 гусь сел на пруд. Сколько гусей осталось? (1, остальные улетели).

Вторая станция Геометрино (слайд)

Составить геометрическую фигуры из палочек

Третья станция «Числоград». (слайд)

И прекрасна и сильна Математика - страна.

Здесь везде кипит работа, все посчитывают что-то.

Сколько домнам угля надо?

А детишкам шоколада?

Сколько звёзд на небесах? И веснушек на носах?

1.Шесть весёлых медвежат

За малиной в лес спешат.

Но один малыш устал,

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди? =5)

2.Как - то четверо ребят

С горки покатились,

Двое в саночках сидят,

Сколько в снег свалились? (4- 2 = 2)

3. Три ромашки - желтоглазки,

Два весёлых василька

Подарили дети маме.

Сколько же цветов в букете? (3+ 2 = 5)

4. Группа малышей - утят

Плавать и нырять хотят.

Шесть уплыли далеко,

Два – нырнули глубоко.

5. Ёжик по грибы пошёл,

Десять рыжиков нашёл,

Восемь положил в корзинку,

Остальные же – на спинку.

Сколько рыжиков везёшь

На своих иголках, ёж? (10 – 8 = 2)

6. Ветер дунул, лист сорвал,

А потом упало пять.

7. Мама жарит на обед

Своим детям 7 котлет.

За обедом съели детки

Лишь всего 3 котлетки.

А сколько котлет

Не съели дети в обед? (7-3=4)

8. У малышки – мартышки

На столе лежали книжки:

9 книжек про зверей,

А 4 про детей.

Кто из наших ребятишек

Скажет, сколько у мартышек книжек?(13)

9. На лужайке у реки

Расселились мотыльки;

2 сидели на ромашках,

8- на душистых кашках,

Да 1 мотылёк

Сел на синий василёк,

Кто из вас сказать готов,

Сколько было мотыльков?(11)

10. По тропинке в лесок

Покатился Колобок.

Встретил серого зайчишку,

Встретил волка, встретил мишку,

Да плутовку лису

Повстречал ещё в лесу.

Отвечайте скорей,

Колобок сколько встретил зверей?(4)

11. 5 зелёных лягушат

На песочке в ряд лежат.

Одному из пяти братцев

Захотелось искупаться.

Остальным же неохота

Возвращаться вновь в болото.

Сколько лягушат осталось лежать на песке?(4)

12. На прогулку из яслей

Вышло 10 малышей.

Пять из них на травку сели,

Остальные – на качели.

Сколько ребят село на качели?(5)

Четвёртая станция «Ребусово». (слайд)

1) «О5» (опять)

2) «100л» (стол)

3) «100п» (стоп)

4) Авс3я (Австрия)

5) «7я» (семья)

6) «40а» (сорока)

7) «100лица» (столица)

8) «по100вой (постовой)

9) «с3ж» (стриж)

Игра со зрителями

За определённое время нужно вставить пропущенные числа.
1. _______ дерево срубишь – десять посади.
2. _________ рукой в ладоши не хлопнешь.
3. Хвастуну цена - ________ копейки.
4. Без _________ углов изба не рубится.
5. Конь о ___________ ногах, да и то спотыкается.

Пятая станция «Загадка - шуткино». (слайд)

1. Пришёл мельник на мельницу. В каждом углу по 3 мешка, на каждом мешке по 3 кошки, у каждой кошки по три котёнка, у каждого котёнка - по мышонку. Сколько ног?

(Две ноги у мельника, у остальных - лапы, лапки).

2. Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 3 стрижа и 5 ежей. Сколько птиц, ответь скорей.(6 птиц, остальные не птицы).

3. Возможно ли такое: две головы, две руки и шесть ног, а в ходьбе только четыре?

(Да, это всадник на лошади).

4. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, да пёс Дружок. Сколько у бабушки внуков? (1, остальные животные).

5.На березе росло 50 яблок. Подул сильный ветер, и 10 яблок упало. Сколько осталось?

(На березе не растут яблоки).

6. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все 12, в месяце 30 дней, то и 28 дней среди них есть).

7. На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4).

8. Почему парикмахер в Женеве скорее предпочтёт постричь двух французов, чем одного немца? (Потому что заработает на них вдвое больше).

Ведущий

Чтоб водить корабли,

Чтоб в небо взлететь,

Надо многое знать,

Надо многое уметь.

И при этом, и при этом,

Вы заметьте-ка,

Очень важная наука

А-риф-ме-ти-ка!

Почему корабли

Не садятся на мель,

А по курсу идут

Сквозь туман и метель?

Потому что, потому что,

Вы заметьте-ка,

Капитанам помогает

А-риф-ме-ти-ка!

Чтоб врачом, моряком

Или летчиком стать,

Надо прежде всего

Арифметику знать.

И на свете нет профессии,

Вы заметьте-ка,

Где бы нам не пригодилась

Награждение команд