Гитарист группы queen. Брайан Мэй — удивительные факты жизни

Оказывается, Брайан Гарольд Мэй не только выдающийся музыкант. Он – ученый-астрофизик. Окончив физико-математический факультет лондонского Империал-колледжа, опубликовал несколько научных статей по астрономии. Более того - получил ученую степень доктора наук, защитив диссертацию по теме, касающейся астрономических исследований в инфракрасном диапазоне. Правда, удалось это Брайану только спустя 30 лет после ее написания – раньше не позволяла музыкальная карьера.

«Когда в начале 70-х музыка меня позвала, я не мог не откликнуться, - вспоминал в одном из интервью музыкант. – Словно шестое чувство дало подсказку, и интуиция не подвела. Ведь если бы тогда я не использовал такую возможность, эта дверь закрылась бы навсегда. Поэтому уверен: отказавшись от астрономии в пользу музыки, я сделал правильный выбор». Но и решение вернуться к науке и завершить написание диссертации, Мэй таким же верным. «Осуществив это, я испытал огромное облегчение, - делился он своими ощущениями. - Очень доволен, что сумел довести дело, начатое много лет назад, до конца».


Ректор Ливерпульского университета им. Джона Мурса Брайан Гарольд Мэй. Фото: Josh Parry/LJMU

В 2008 году за выдающиеся заслуги Мэя в астрофизике в его честь был назван астероид №52665 – Brianmay. В этом же году господин Мэй занял должность ректора Ливерпульского университета им. Джона Мурса и оставался на ней более 5 лет. По сей день он является астрономом-исследователем и продолжает вести научную деятельность в области математики и теоретической физики. В соавторстве выпустил книгу: «Большой взрыв! Полная история Вселенной». Кроме того, Брайан всю жизнь страстно увлечен исторической стереофотографией и собрал солидную коллекцию.

Гитара из перламутровых пуговиц

Первую детскую гитару Брайан Мэй получил в виде подарка на день рождения в 7 лет. К этому времени он уже умел вполне сносно играть на укулеле – по примеру отца. А в 16 лет у парня появилась настоящая акустическая гитара. На покупку приличного инструмента в семье денег не было, поэтому будущий музыкант вместе с отцом (Гарольд по профессии был инженером-электронщиком, а в быту – мастером на все руки), сконструировал его самостоятельно, вручную. Как вспоминал Мэй: «Из всякой дребедени, валявшейся в мастерской папы». То есть: из дубовой балки от камина XVIII века, деталей от старого шкафа, клапанов мотоцикла, лезвия ножа, а также перламутровых пуговиц. А из магнитов и проволоки, воткнутой в самодельную отцовскую радиолу были изготовлены звукосниматели. Работа продолжалась больше двух лет и обошлась будущему музыканту всего в 8 фунтов. Эта гитара, Red Special, и по сию пору остается основным инструментом Брайана Мэя и в хитах «Queen» звучит чаще всех остальных.


Фото: twitter.com

Рассчитаться Брайаном Меем

Еще одна «фишка» Мэя - вместо медиатора он всю жизнь использует шестипенсовую монету, которую держит между большим и согнутым указательным пальцами. Особенно любопытная деталь: в начале 1970-х такие монеты с зазубренными краями были из обращения изъяты, но в 1993 году Королевский Монетный Двор отчеканил специальную их партию: персонально Брайана Мэя с его изображением - в преддверии сольного тура знаменитого музыканта.


Именная монета Брайана Мэя

О высоком и вечном

В группе «Queen» Брайан Мэй выше всех участников: его рост - 188 сантиметров. Его новаторское, уникальное по исполнению мастерство гитариста, в сочетании с исключительным вокалом Фредди Меркьюри создало неповторимый стиль знаменитой рок-группы. При этом Мэй не только композитор и виртуоз гитары. Часто он выступал в качестве клавишника, играл на органе и синтезаторах, а также выступал, как ведущий вокалист. Кроме того, Брайан является поэтом, ставшим автором таких блистательных песен-хитов и баллад, как: «We Will Rock You», «The Show Must Go On», «Too Much Love Will Kill You», «Who Wants to Live Forever», «39», «Save Me», «Hammer To Fall…» и многих других.

А еще Мэй пишет музыкальное сопровождение к кинофильмам, сериалам и телепроектам. Его фильмография насчитывает их несколько десятков. К слову, «Queen» оказалась первой рок-группой, ставшей автором саундтрека к полнометражному кинофильму: это был фантастический приключенческий боевик 80-го года «Флеш Гордон» - о тотальном солнечном затмении. Удивительным образом эта картина переплелась с другим фильмом-фэнтези - культовым «Горцем», вышедшим на экраны шесть лет спустя и положившем начало множеству одноименных сиквелов. Инструментальные композиции к нему написал Майкл Кеймен, а песни опять же группа «Queen».


Группа Queen. Фото: East News

Режиссер Расселл Малкэхи обратился к музыкантам с просьбой написать саундтрек для его «Горца». Участники группы посмотрели 40-минутную версию картины, и на Брайана Мэя самое сильное впечатление произвела сцена, в которой главный герой, бессмертный Коннор Маклауд, держит на руках смертную женщину – свою умирающую жену. Уже по дороге домой композитор начал делать наброски будущего хита «Who Wants to Live Forever» («Кто хочет жить вечно»), который прозвучал не только в фильме - в том самом эпизоде, но в дальнейшем и в разных частях телесериала «Горец».

Вспоминая об этой поездке, Мэй рассказывал британским журналистам: «Я услышал эту композицию у себя в голове, и тогда, в машине, она была почти закончена. Мой менеджер, которому я спел ее, когда он приве з меня домой, был очень удивле н. Он спросил: «Откуда это взялось?», и я ответил: «Даже не знаю…» Примечательная деталь: название этой симфонической баллады было взято Брайаном как раз из фильма «Флэш Гордон». И еще один интересный момент: в «Горце» песню исполняет Фредди Меркьюри, а на пластинке первый куплет и несколько строк из третьего куплета поет Мэй.

Великая депрессия

В конце 1980-х годов, - после смерти отца, с которым Брайан был очень близок, и начавшейся процедуры развода с первой женой, - музыкант впал в глубокую депрессию. Однажды он откровенно признался в том, что в размышлениях доходил до самоубийства. Особо острый психический кризис наступил в 1991-м году, после смерти Фредди Меркьюри, последовавшей за его неизлечимой болезнью (СПИД). Понимая, что не в состоянии справиться со своим душевным состоянием самостоятельно, Мэй обратился в психиатрическую клинику. Поясняя впоследствии свой поступок, он сказал: «Я ощущал себя полностью больным - изнуренным и разорванным на кусочки… Я долго горевал. Был охвачен чувством невосполнимой утраты… У меня был полный упадок сил…»

Выходить из психологического тупика с помощью наркотиков, Брайан не пытался. В отличие от многих своих эмоционально необузданных коллег- рок-музыкантов, Мэй наркотиков не употреблял. «Даже травку не курил никогда, хотя от других вдохнул немало дыма», - рассказывал гитарист. И комментировал свою позицию так: «Я чувствовал, что попадать в наркотическую зависимость мне нельзя ни в коем случае. Это опасно, особенно в период депрессии, когда я потерял эмоциональный контроль над собой и над своей жизнью».


С Фредди Меркьюри. Фото: twitter.com

Мир, труд, Мэй!

Легендарный гитарист ведет весьма сдержанный образ жизни: он совсем не употребляет мясо, изредка ест рыбу. Из алкогольных напитков отдает предпочтение пиву Гиннесс и ликеру Бейлис. На курение – табу (в противовес отцу, который был заядлым курильщиком). В беспорядочных сексуальных связях не замечен. Не приемлет пляжный отдых. Активно занимается благотворительностью: оказывает помощь всевозможным фондам и делает немалые пожертвования на различные проекты, касающиеся глобальных проблем. Особенно яро защищает природу и животных, самоотверженно сражается за их права.

В одном из интервью Брайан объяснил свою позицию следующим образом: «В юности я не слишком верил «звездочкам», заявлявшим, что обожают животных и борются за их права. А теперь сам занимаюсь этим». Музыкант на самом деле ходит по инстанциям, собирает подписи, выбивает аудиенции у высокопоставленных чиновников. «Это забирает очень много нервов и сил, - признался как-то Мэй в одном из интервью. - Но зато, когда вечером возвращаюсь домой и ложусь на диван с баночкой пива, отдаю себе отчет в том, что день был прожит не напрасно. По сути, защищая права животных, я делаю то же самое, когда что-то создаю в музыке. И так же радуюсь успеху, если он случается – как бы высокопарно это ни звучало…»

Помимо этого, Мэй постоянно участвует в благотворительных концертах. Недавно, в компании других легендарных музыкантов: Пола Маккартни, Робби Уильямса, и других, - записал клип в поддержку людей, пострадавших от грандиозного пожара, развернувшегося 14 июня в Лондоне, в 27-этажном жилом доме. Все средства от продаж которого и трансляций в эфире направятся пострадавшим и семьям погибших.

Семейными узами Брайан связал себя дважды. В 1976 году он женился на Крисси Мулленс. Брак, продлившийся 8 лет, подарил музыканту троих детей: в 78-м родился сын Джимми (Джеймс), три года спустя на свет появилась дочь Луиза, а еще через пять лет – вторая дочка, Эмили Рут.


С женой Анитой Добсон и сыном Джимми. Фото: twitter.com


С дочерьми Эмили и Луизой. Фото: twitter.com

Много лет Мэй официально оставался холостяком, хотя уже с начала 90-х жил в гражданском браке с актрисой Анитой Добсон. А встречаться с ней – по сведениям бульварных СМИ, - начал намного раньше, еще оставаясь в браке. В 2000 году Анита стала законной женой Брайана и остается ею до сих пор.

С женой Анитой Добсон. Фото: Global Look Press

Из высказываний Брайана Мэя:

Не имею ни желания, ни потребности заниматься чем-либо ради денег. И слава мне больше не нужна – я ее достаточно повидал, пресытился ею и насмотрелся, что она может сделать с людьми. Спрашивается, почему же я занимаюсь таким количеством всяких дел? Только потому, что очень это люблю и просто не могу остановиться…»

Осознание того, что музыка «Queen» оказала влияние на жизнь людей всего мира, делает меня счастливым. Это для меня честь.

В жизни всегда нужно делать шаги, но не маленькие, а большие. Потому, что если движешься крошечными шажочками или, что совсем скверно, совсем никаких не делаешь, - ничего в жизни не изменится. Будешь топтаться на месте, не развиваясь, а годы спустя сожалеть о том, что потратил время зря. Это моя жизненная философия.

Музыка и искусство сближает людей лучше, чем что-либо другое.
- В рок-музыке, чтобы не отмереть, нельзя повторяться. Нужно смотреть вперед и быть открытым для всего нового. Только так можно чувствовать полноту жизни.

Скажи-ка, Брайан, каким образом вышло, что серьезный парень, студент факультета астрофизики, однажды обзавелся электрогитарой, а потом взял да и превратил баловство в профессию?
Интересоваться музыкой и астрономией я начал одновременно, где-то в восьмилетнем возрасте. Они во мне прекрасно уживались, так что не могу сказать, что оставил одно увлечение ради другого. Западный Лондон, в котором я вырос, был в начале шестидесятых настоящим музыкальным муравейником. Двое участников Yardbirds учились в моей школе, а The Rolling Stones раз в неделю выступали в клубе в Ричмонде, в пяти минутах ходьбы от моего дома.

И поэтому в один прекрасный день тебе пришла в голову судьбоносная мысль сделать себе гитару.
Нет, дружок, я постарше, чем ты думаешь. Гитару я себе сконструировал гораздо раньше. Мне очень нравился саунд группы The Shadows, в которой начинал Клифф Ричард, и мне хотелось воспроизвести его на своем инструменте.

А как ты познакомился с Фредди Меркьюри?
Фред был другом Тима Стаффела– парня, который пел и играл на басу в моей университетской группе Smile. У нас была группа из трех человек: Тим, Роджер Тейлор и я. Играли прог-рок, запросто могли пять песен растянуть на три часа. Тим нас бросил, когда его позвали в другой коллектив. После этого Фредди заявил: «Я буду вашим певцом!» А мы в ответ: «Да ну?»

Ты только что признался, что не сразу разглядел в Меркьюри одну из самых луженых глоток рок-музыки.
Так и было. Он тогда работал в магазине одежды на рынке в Кенсингтоне. Когда мы познакомились, Меркьюри принялся лезть мне в лицо своими помпонами. Фредди тогда учился на дизайнера и большую часть времени рисовал порт­реты Джими Хендрикса. Несколько штук у меня до сих пор где-то валяется. В то время Фредди был довольно неотесанным парнем. Это потом он превратился в рафинированного ценителя прекрасного, а тогда носился по комнате как заведенный и все время что-то орал. Многие считали его сумасшедшим, и мы частенько задавали себе вопрос: «А вообще-то подходит ли он нам?»

Ну и когда твои сомнения рассеялись?
У Фредди было несколько качеств, которые меня убедили: его хлещущий через край энтузиазм и удивительная вера в себя и всех нас. Кроме того, он с удовольствием работал над ошибками: в его голове будто сидел строгий учитель, каждый раз бивший его линейкой по рукам. Так что с Фредди было очень легко работать.

Поэтому вы так удачно срослись в единое целое?

Нам повезло. Мы прекрасно ладили друг с другом и никогда не ссорились на гаст­ролях. В студии все было наоборот: каждый насмерть стоял на своем. Во время работы над альбомами все постоянно хлопали дверью и грозились уйти из группы. Все мы, вопреки расхожему мнению, весьма скромные и застенчивые люди, а Фредди был застенчивее всех. Естественно, он боролся с этим, изображая Господа Бога на сцене!

По-твоему, склонность Фредди к театральным эффектам была производной его сексуальной ориентации?
Фредди был чрезвычайно колоритным персонажем, но я довольно долго не имел ни малейшего представления о том, что он гей. Он ведь начал водить мужиков за кулисы уже в восьмидесятых. В ранние годы в разъездах мы с ним постоянно делили гостиничный номер, и в то время на ночь у нас оставались в основном девчонки. У Фредди их было полно, и многие были в него безнадежно влюблены. Тогда мы думали, что Фредди, говоря по-современному, метросексуал. Шмотки и прически волновали его в первую очередь. Нас, впрочем, тоже, но Фредди в этом вопросе дал бы фору любому.

Не считая твоей пышной шевелюры, все прочие составляющие рок-н-ролльного образа жизни, похоже, обошли тебя стороной.
Да нет, я откусил свой кусок порога. Но еще в колледже принял решение никогда не принимать наркотики, так как хотел быть уверен, что все, что происходит со мной, происходит на самом деле. Мне дорога моя душевная тонкость. Я ведь очень эмоциональный человек. Музыка однажды взорвала мой мозг, и больше мне ничего не нужно. По сей день я не пробовал ни одного наркотика. Я и аспирина-то боюсь.

Как насчет выпивки?
Ну, врать не буду, за свою жизнь я выпил пару-тройку банок пива, чего уж там. Но перед выступлениями я не пью с 1974 года. Мы тогда играли концерт в открытом поле, на ферме в Пенсильвании. Разогревали Mott the Hoople, и организаторы не могли решить, кого выпускать раньше – нас или Aerosmith. Пока суд до дело, мы с гитаристом Aerosmith Джо Перри решили пропустить по стаканчику – и в итоге пропустили по бутылке. Когда я вышел на сцену, то долго не мог сообразить, почему первый аккорд, который я взял, длился десять минут. Кроме того, в поле воняло навозом. Помню, я подумал тогда: «Брайан, все это неправильно, давай больше так не делать».


После чего успех настиг вас стремительно и бесповоротно.
Мы много ночей сладко проспали, прежде чем проснуться знаменитыми. Накануне записи «A Night at the Opera» группа чуть не распалась. Мы уже заработали кучу денег, но никто из нас не видел в глаза ни пенни. Отчаянная была ситуация. Пианино Фредди было взято напрокат. Роджеру говорили, чтобы он экономил барабанные палочки. Все это безобразие продолжалось до тех пор, пока Джон Рид, менеджер Элтона Джона, не выкупил наш контракт и не подписал нас на другой лейбл. После этого все пошло в гору.

А тут и «Богемская рапсодия» весьма кстати подоспела…
Успех «Рапсодии» нас очень порадовал, но главным все-таки было ощущение экстаза, в котором мы пребывали, работая над ней. Помню, Фредди прибегал в студию с кучей бумажек (он их таскал у отца с работы), которые исписал заметками, и затем начинал бешено колотить по клавишам. Фредди играл на пианино примерно так, как все остальные играют на барабанах. В песне было полно дыр, но Фредди говорил, что вот тут будет шикарный оперный кусок, а тут – мощное соло... В голове он уже все придумал.

«Богемскую рапсодию» люто ненавидели панки. А как ты сам воспринял приход панк-рока?
У меня с ним не было никаких проблем. Когда мы работали над «News of the World», в соседней студии писались The Sex Pistols, и я постоянно перетирал о чем-то в коридоре с Джонни Роттеном. Он оказался очень вменяемым парнем, полностью преданным своей музыке. Однажды к нам в студию заглянул Сид Вишес и сказал Фредди: «Ты ведь тот самый парень, который несет оперу в массы?» На что Фредди ответил: «Да, а ты ведь, кажется, Саймон Ферошес или что-то в этом роде!» Короче, они поладили. Я искренне считаю «Never Mind the Bullocks» одним из лучших рок-альбомов всех времен. Единственное, с чем я не согласен, – это с заявлением, что до прихода панка не существовало хорошей рок-музыки. Это глупость: «Never Mind the Bullocks» – классический мейнстримовый рок-альбом. Послушайте ранних The Who и The Rolling Stones. Панк-рок был не революцией, а эволюцией.

К концу семидесятых за Queen закрепилась репутация королей вечеринок. Народ до сих пор вспоминает вечеринку в Нью-Орлеане в 1978 году по случаю выхода вашего альбома «Jazz». Ну там, стриптизеры-транссексуалы, карлики с подносами кокса на головах и все такое.
Когда мы приезжали в Нью-Орлеан, вокруг нас всегда ошивалась тьма всевозможных фриков, поэтому мы и решили устроить запуск диска там. Многие воспоминания о той вечеринке, конечно, преувеличены, но я не стану развенчивать никакие мифы. На самом деле я, считайте, на той вечеринке и не был. Понимаете, я неизлечимый романтик и той ночью ездил по Нью-Орлеану в поисках девушки, в которую влюбился в один из своих визитов туда. Девушку я тогда не нашел. Вот так: нет секса, нет наркотиков, нет рок-н-ролла.

В июне 2002-го ты исполнил на гитаре «God Save the Queen» – на юбилее королевы на крыше Букингемского дворца. О чем думал в тот момент?
Было очень страшно. Не потому, что я боялся упасть, а потому, что нельзя было ошибаться. Во время репетиций у нас ни разу не получилось все сыграть безупречно. Потом, когда мы уже должны были подниматься на крышу, двери старого скрипучего лифта ни в какую не хотели открываться. Пришлось спускаться вниз и опять подниматься – по лестнице. Помню, как я шел по коридорам, увешанным картинами старых мастеров, и молился. Похоже, мои молитвы были услышаны. На крыше все прошло хорошо. Теперь каждый раз, когда я еду мимо, у меня мурашки по коже.

Когда ты сейчас думаешь о Фредди Меркьюри, о чем вспоминаешь прежде всего?

С чего начать… Мне не хватает его чувст­ва юмора, бешеного огня во взгляде, его неисправимой испорченности. Но преж­де всего мне не хватает самого факта его присутствия на этом свете. Мне часто снится один и тот же сон, который оставляет меня в полной уверенности, что Фредди все еще жив. Потом я вспоминаю, что это не так, и тогда мне становится по-настоящему одиноко.

С этой гитарой Брайан Мэй прошел всю свою творческую жизнь (она записана на всех альбомах, с ней игрались все концерты) и она стала таким же фирменным символом группы Queen как вокал Фреди Меркьюри. Брайан называл ее "Red Special". Описывать ее звучание нет необходимости - достаточно послушать гитарные партии Queen.

Многие считали, что на первых альбомах музыканты используют синтезаторы - так разнообразно звучала гитара Брайана. Как же он добился такого неповторимого звучания? То его гитара звучит как целый оркестр из разных инструментов, то с эффектом трехголосного унисона. Сам Брайан говорит, что начиная работу он не знал, что именно он хочет, однако это должно быть нечто певучее и теплое.

Откуда же взялась эта необыкновенная гитара?

Брайан Гарольд Мэй родился 19 июля 1947 года в Хэмптоне, Мидлсекс, Англия. В возрасте пяти лет он начал учиться игре на фортепиано и на банджо. Однако вскоре Брайан переключился на гитару, которая показалась ему более выразительным и "уступчивым" инструментом. На свой седьмой день рождения он получил в подарок акустическую гитару, но новый инструмент был слишком большой для его детских пальчиков. Тогда Брайан начал переделывать его, чтобы приспособить под себя и придать ей электрическое звучание. Он поставил на нее звукосниматели и играл через самодельный усилитель.

Сначала он освоил бас, а потом переключился на соло и, как он сам говорит, "стал больше думать о нотах, чем о звуке". Инструмент Fender Stratocaster был ему не по карману, и поэтому в 64-м году в восемнадцатилетнем возрасте, он с помощью отца и смастерил знаменитую гитару собственной конструкции, которая будет сопровождать его во всех выступлениях.

Оба имели опыт работы по дереву и металлу, а у Брайана еще была и склонность к физике. Брайан решил, что если уж делать свою гитару, то она должна его полностью удовлетворять во всех отношениях. "Я начал с классической испанской гитары и начал экспериментировать, чтобы посмотреть, как изменяется звук.

На изготовление его гитары, получившей название Red Special, ушло два года. Два года экспериментирования со звуком и формой.

До двадцатилетнего возраста Брайан Мэй жил в своем родном городе Хэмптоне (графство Миддлсекс, Соединенное Королевство). Подростком он начал играть в местных группах - вполне любительских, репетировавших в гаражах и не претендовавших на большое будущее. Десять-пятнадцать лет спустя, став звездой рок-н-ролла, он с любовью вспоминает это время: "Ты берешь гитару, идешь на репетицию и пробуешь играть со своей группой. Чаще всего там сидят несколько милых девочек из соседнего дома, а ты играешь на гитаре, закрываешь глаза и мечтаешь о том, чтобы стать звездой."

В доме Брайана поперек камина шел кусок красного дерева. Этому куску было 120 лет (в других источниках 200 лет и старше), и он был испещрен маленькими дырочками древесного жука. На него Брайан засматривался еще ребенком, как бы прикидывая, на что он мог бы сгодиться.

Небольшое отступление: дело в том, что в разных источниках материалы, из чего была сделана гитара указаны по-разномому. В одних говорится, что гриф был сделан из "каминного" красного дерева, а дека из твердого дуба, в других наоборот. Хочу отметить, что корпуса гитар не делают из дуба, так как эта порода дерева слишком плотная и дубовые гитары имеют очень маленькую длину звучания нот (sustain).

И вот теперь из этого куска красного дерева с домашнего камина был сделан гриф гитары с широкой, но тонкой поверхностью, с низкопосаженными ладами. Корпус же сделали из твердой дуба (!), но отделали его красным деревом, чтобы гитара в целом смотрелась красиво, а потом проделали в нем маленькие пазы и отверстия, расположив их геометрически правильно, как у гитары с полупустым корпусом, но без типичных f-образных отверстий.

Для вибрато-системы использовали лезвие ножа из мягкой стали; она работала без посторонних шумов и постоянно возвращалась в первоначальное положение. Вибрато точно сбалансировали пружинами, взятыми со старого мотоцикла. Головки колков сделаны из старых перламутровых пуговиц. Затраты на все эти материалы составили всего 8 фунтов.

В общем, получилась типичная гитара, какие были распространены в середине шестидесятых годов, хотя, конечно, не без изменений. Особое значение Брайан придавал конструкции звукоснимателей. Дело в том, что на сцене гитарист слышит совершенно иной звук, чем зрители в зале.

Поэтому необходимо было достичь такого совершенства обратной связи, чтобы быть уверенным, что зрители слышат именно тот звук, который нужен. Для этого необходимы были звукосниматели с высоким сопротивлением.

Сначала Брайан сам пытался сделать подходящей конструкции звукосниматель. К счастью, в то время уже были специалисты, которые работали в этом же направлении и могли избавить его от бесплодных экспериментов. Друг Брайана собирал гитары, и одна из них - "Vibra Artist" выпуска 61 или 62 года - была оснащена тремя замечательными одинарными (single coil) звукоснимателями "Burns Tri Sonic". Их удалось выпросить, но уже вмонтировав их в свою гитару, Брайан понял, что и это все-таки не совсем то, что ему нужно. Поэтому пришлось их вынимать и "доводить до ума". И, наконец, в результате какого-то чуда (Брайан и сам хорошенько не понимает, что произошло) удалось добиться настолько идеального варианта, что впоследствии звучание гитары Брайана Мэя стало опознавательным знаком группы наравне с голосом Фредди Меркьюри, а целый ряд фирм музыкальных инструментов ломали головы, чтобы разгадать секрет этой гитары и наладить серийное производство ее копий. Фирмы "Guild" и "DiMarzio" выпускают гитары и звукосниматели (соответственно) "Brian May", и хотя сам Брайан признает, что они очень близки к оригиналу, но тем не менее напоминает, что определенный звук и типичную манеру игры скопировать невозможно.

После долгих экспериментов Брайан понял, что вместо стандартного медиатора ему удобнее играть обыкновенной английской монетой достоинством в шесть пенсов. "Я чувствую, что это дает мне более близкий контакт со струнами и больше контроля над ними во время игры". Эта монета перестала находиться в обращении с начала 70-х годов. Но в 1993 году Королевский Монетный Двор согласился напечатать монеты с изображением Брайана, чтоб он мог продолжать использовать их как медиатор.

Red Special звучит почти на всех студийных хитах QUEEN, и Брайан до сих пор предпочитает использовать свою "каминную" гитару в студии и на концертах.

Иногда Брайан брал в руки и другие гитары - Fender Telecaster для песни "Crazy Little Thing Called Love", акустическую двенадцатиструнную для "Love Of My Life" и "Is This The World We Created?.."; иногда играл на фирменных копиях своей гитары и на других электрогитарах.

И все-таки, изготовлением Red Special дело не закончилось. Брайана не удовлетворяло звучание ни одного усилителя. "Я имел точное представление о том, какое звучание своей гитары я хочу получить, но никогда не мог полностью достичь этого. Мне повезло, что благодаря моему отцу я примерно знал, что происходит внутри этих усилителей. Я хотел, чтоб усилитель звучал чисто и выразительно на низких тонах, а отдельные ноты звучали не как дисторшн, а скорее как скрипка. Однажды я попробовал Vox AC30, принадлежащий моему другу и понял, что это "оно". С того момента, как я принес его домой и подключился, я понял, что это любовь! Вскоре я купил еще один Vox AC30, а потом еще один, и по мере того, как росли в размере помещения, где мы выступали, росло и количество усилителей. Конечно, уже в совсем больших помещениях мы использовали мониторы, обходясь только одним усилителем". Бас-гитарист группы Джон Дикон (John Deacon) помог Брайану усовершенствовать Vox AC30.

Брайан до сих пор пользуется этими усилителями.

Тем временем Брайан, занимаясь музыкой, и не думал запускать свою учебу. Он поступил на факультет астрофизики в Имперский Колледж, добился стипендии и блестяще завершил обучение. Но, получив диплом физика, он не остановился. Брайан начал специализироваться в области инфракрасного излучения в астрономии. Вторая его страсть после музыки была астрономия, и он держал ее "про запас". Позже, когда его спросят, что бы он сейчас делал, если бы не встретил членов группы QUEEN, он скажет, что был бы ученым астрономом. Но его ждала другая судьба. Можно сказать, что Брайан и есть основатель группы QUEEN, хотя название придумал Фредди Меркьюри. Брайана приглашали в другие группы, но он никогда не изменял своей "Королеве".

Помимо QUEEN он играл в группе "1984" и "Smile", в которой участвовал еще один член будущей QUEEN - Роджер Тейлор (Roger Taylor). Брайан Мэй является автором таких хитов как "Keep Yourself Alive", "Tie Your Mother Down", "We Will Rock You", "Save Me", "Who Wants To Live Forever". Идея написать песни "I Can"t Live With You", "I Want It All" и "The Show Must Go On" также пришла ему в голову.

Несмотря на поток энергии, исходящей из него на сцене, в жизни Брайан Мэй чаще всего серьезный, немного сентиментальный и ранимый человек. Он не всегда ладил с экстравагантным солистом и красавчиком-ударником группы. Несколько раз из-за этих конфликтов существование группы находилось под вопросом. Но уважение друг к другу и любовь к музыке удерживали их вместе.

Когда после трагической смерти Фредди Меркьюри в 1991 году QUEEN распалась, Брайан начал сольную карьеру. Правда еще в 1983 году он записал альбом с другими знаменитыми музыкантами - "Star Fleet Project". Другие работы - альбом "Back To The Light" (1992), "Live At The Brixton Academy" (1994) и последний на данный момент альбом 1998 года - "Another World". Этот альбом содержит в себе очень разный материал: от довольно тяжелой "Cyborg" до лирических баллад "Why Don"t We Try Again" и "Another World". Вскоре после выпуска альбома Брайан Мэй отправился в мировое турне, во время которого побывал впервые и в России. "Мы хотели поехать в Россию в 80-х, когда QUEEN еще существовала, но нас не пускали. Там выступали уже и Элтон Джон и Клифф Ричард, а мы для них были слишком дикой группой". И вот в ноябре 1998 года Брайан Мэй со своей группой выступает в Питере и Москве. В турне его сопровождали не менее знаменитые музыканты: Эрик Сингер (Kiss), Джеймс Мозес (Duran Duran), Нил Мюррей (Deep Purple, Black Sabbath, Whitesnake). На "разогревках" играл фолк-коллектив "Белый День", поразивший всех исполнением "Богемской Рапсодии" на балалайках и гармошках. Помимо песен с нового альбома Брайан исполняет и знаменитые вещи QUEEN. После концертов в интервью Брайан сказал, что был поражен теплотой приема его русскими фанатами QUEEN.

Недавно Брайан записал саундтрэк к фильму "Пинноккио". Ему не чужда и классика, он написал музыку к спектаклю "Макбет" по Шекспиру. Хотя гитара его любимый инструмент, Брайан, как и все остальные члены группы QUEEN, умеет играть на фортепиано и клавишных инструментах. Однажды Брайан сказал: "Я люблю играть на гитаре. Я иногда начинаю делать что-нибудь другое, немного отхожу от этого, но потом думаю - "Боже, я не могу без гитары", и снова возвращаюсь к гитаре. Это мой любимый инструмент".

БИОГРАФИЯ RED SPECIAL:

Полное имя:

Прозвище: "Камин" (огромная цельная доска из красного дерева, из которой был сделан гриф, была взята с того самого места... Э... В хорошем смысле этого слова:)).

Дата рождения: 1963.

Период беременности: 18 месяцев.

Родители: Брайан и его отец:).

Место жительства: Великобритания.

Хирургические операции: проводилась доктором Грэгом Фрайером в 1997-1998 году. Пациент чуствует прекрасно как и раньше, и выглядит лучше, чем когда-либо.

Увлечение: Vox AC30.

Испытывает глубокое чувство уважения: к Брайану.

Хобби: путешествовать, смотреть на мир.

Самые прекрасные моменты жизни: когда люди оценивают мою прекрасную внешность во время концертов и пытаются прикоснуться ко мне - это меня заводит.

Замечание: Я была некогда единственным ребенком, но теперь у меня есть несколько сестер, но все равно... "Должен остаться один из нас". Мы не родственники с Пиноккио (читай Буратино:)), но мы хорошие друзья. Я и Брайан записали две песни для него.

Звук: вообще свой собственный, но, можно сказать, что между Стратом и Лес Полом.

Первая копия: Сделана Джоном Бирчем (John Birch) в середине 70-х и использовалась для съемок видеоклипа "We Will Rock you".

Первая репродукция: сделана GUILD в 1984, модель BM-1 l, было сделано лишь 316 "двойников".

Более близкая официальная репродукция: сделана GUILD в 1993, BНM Ltd Signature model (позже названа BНM Pro), стоила 1750 фунтов-стерлингов.

Безупречная репродукция: три гитары были сделаны специально для Брайана Грегом Фрайером в 1996, названы John, Paul, и George Burns. George Burns иначе, чем John и Paul.

GUILD

Американский производитель гитар "Guild Guitars" изготовил для продажи копии гитары Брайана с его же помощью. Эти гитары бывают не только красного цвета (как ни странно... :). Первоначально были прозрачно-красные, прозрачно-зеленые, глянцевые белые, и глянцевые черные. Позже выполнялись гитары и в других цветах. Изображение справа - ошеломляющий прозрачно-зеленый опытный образец, который был сделан для Брайана.

1984 GUILD BHM1

В 1984 "Guild" изготовила 316 копий этой гитары. BHM1 внешне была очень похожа на оригинальный Red Special, но Брайан был не очень доволен некоторыми деталями и эта версия гитары долго не производилась. Звукосниматели были сделаны Larry DiMarzio, с черным покрытием, а система тремоло была сделана Kahler"ом. В отличие от Red Special, дека BHM1 была цельная (полупустая на Red Special).

Брайан имеет по крайней мере две (возможно больше) Guild"овских копии этого периода, но, возможно, что это заказные модели, сделанные специально для него. Я хочу этим сказать, что эти две (или более) копии лучше, чем коммерческие версии 1984 GUILD BHM1.

1993 GUILD BRIAN MAY SIGNATURE SERIES

В 1993-94 "Guild" снова выпустила гитару Брайана Мэя, три новых модели. В 1995 году компания Guild выпускает обновленную гитару Guild Brian May (BM), которая была более точной копией собственной гитары Brian May - сказались компьютерные технологии. Этих гитар было сделано около 1000. На сей раз значительно улучшены звукосниматели (cделано компанией "Seymour Duncan") и тремоло-системой на опорной призме (knife-edge tremolo system), которая полностью копирует тремоло "Red Special".

Изготовлено было 1000 "именных" моделей (Signature models), первоначально произведенных в 1993 году: 500 для Северной Америки и 500 для Европы и других частей мира. Производство профессиональной модели (Professional model) началось лишь в 1994 году с теми же особенностями, но без подписи Брайана на голове грифа. Были доступны в различных цветах.

За долго до того как компания Guild была приобретена концерном Fender (сентябрь 1996) выпуск Guild BНM был прекращен.

BM01 BRIAN MAY SIGNATURE/PRO

Лучшая модель этой серии, BM01 - очень близкая копия Red Special. Эта модель включает в себя звукосниматели фирмы Seymour Duncan, которые являются очень хорошими копиями Burns Tri-Sonics на Red Special. Система тремоло и мост (бридж) - заказной модуль фирмы Schaller. Эти детали также являются очень хорошей копией оригиналов на гитаре Брайана. Дека и гриф на BM01 из красного дерева, и накладка на гриф - черное дерево. Доступен в прозрачном красном цвете, прозрачном зеленом, черном, белом.

Корпус

Создан из твердой породы красного дерева высокого качества, "вырезана специально так, чтобы показать красоту жилок". Почти конструкция полу-пустой гитары, из-за небольшого размера деки и размера "железа" (hardware - звукосниматели, машинка и т. д.), и полости для электроники. Дека полностью единообразна с обеих сторон... Никаких ямок для удобства игры (как на Gibson Les Paul). Вообще, как вы уже, наверное, заметили, дека сравнительно маленьких размеров и, как бы, раздутая такая... Стандартная конструкция связывающих компонентов (связка с обеих сторон) и гравированная пластмассовая накладка на деке. Толщина корпуса - 1.53 дюйма.

Гриф

Когда Вы первый раз берете в руки эту гитару, то сразу на что Вы обращаете внимание - это размеры грифа. Он определенно шире и толще большинства (если не всех) электрогитарных грифов - он почти такой же как у классической испанской гитары. Ширина грифа у порожка 1 13/16 дюйма. Самая близкая по толщине грифа электрогитара - это Gibson SG (1 11/16). BHM"овский гриф имеет несколько особенностей, которые отделяют его от "обыкновенных" гитар. Прежде всего, имеется, так называемый, "нулевой" лад (пространство перед верхним порожком), который позволяет делать бенды на первых ладах, а также помогает сохранять натяжение струн и держит их на правильной высоте от грифа. гриф. Накладка на грифе - красивое твердое черное дерево. Гриф вклеен в корпус (подобно Gibson Les Paul). Разметка ладов немного отличается от обычной (хм... смотря, что считать обычной): две точки в 7-ом и 19-ом ладах, и три - на 12-ом. Благодяря этому легче находить нужный лад при игре.

Мензура инструмента также очень нестандартна - всего 24 дюйма (Gibson - 24,75; Fender -25,5;). На грифе 24 широких JUMBO лада и накладка из черного дерева. Кстати, похожие ощущения от короткой мензуры и 24 ладов можно почувствовать на гитарах Rickenbacker (несомненно наиболее близких к этой модели из всех сериийных моделей).

Голова грифа

Голова грифа сочленена с грифом под углом, однако меньшим чем Les Paul, скорее больше похоже на PRS. Нет никаких замудреностей, извращенностей над струнами и, вообще, все очень просто. Голова суживается кверху так, чтобы струны аккуратно ложились на верхний порожек. Графитовый верхний порожек позволяет гитаре не расстраиваться при использовании тремоло-рычага.

Колки

Колки на этой гитаре фирмы Schaller - самой дорогой фирмы из тех, что делает колки. Если не ошибаюсь, то это lock-колки. Гладкая работа механизма, стандартные шестеренки, герметически защищенные. Это значит, что смазывать колки не надо, срок жизни таких колков практически неограничен, но ведь вечного ничего не бывает...

Бридж

Как и остальные металлические части на BHM, мост (бридж) изготовлен фирмой Schaller (Германия).

Он весьма необычен расположением пружины наверху корпуса под пластиковой накладкой. Мало какая из современных гитар оборудуется такими мостами. Этот мост является разновидностью роликовых мостов (roller bridge). При использовании тремоло-рычага, такой мост позволяет возвращать струны на нормальную высоту. Возможность разрыва струны сводится к минимуму...

Струнодержатель на BHM серийного производства точно скопирована с системы тремоло на Red Special домашнего производства Брайана. Эта система струнодержателя - отличается от любой другой вибрато-системы (например: Fender, Floyd Rose, или Kahler) в мире. Она состоит из заточенной, как нож, детали, твердой пластины, двух болтов, и двух пружин. Вы, возможно, слышали, что Брайан использует пружины с мотоцикла на оригинальном Red Special. Все, что является достаточно хорошим для Брайана, аналогично используется на копии фирмы Guild. Струнодержатель содержит необычно гладкий механизм и сохраняет слабое натяжение струн, это помогает предотвратить разрыв струны. Единственное неудобство в этом стнунодержателе: чтобы заменить струны, Вы должны снять пластину, закрывающую полость струнодержателя.

Звукосниматели

Сделаны под заказ фирмой Seymour Duncan для Guild. Установлены на 1000 BHM"ах, изготовленных в 1993-1994. Эти звукосниматели - обширное усовершенствование звучков DiMarzio, используемых на BHM"ах 1984 года выпуска. Они являются точной копией оригинальных звукоснимателей Burns Trisonic. У них хорошие выходные уровни. Звук каждого индивидуального звукоснимателя где-то между синглом (single coil) и хамом (humbucker) (звук чист, но но горяч). Когда вы используете два звучка, звук становится, таким, мясистым и богатым. Также в отличие от варианта DiMarzio, вы не можете купить звукосниматели Seymour Duncan для этой гитары отдельно. Хотя Seymour Duncan обещают, что если звукосниматели на BHM ломаются, то они будут больше, чем счастливы их починить.

Брайан изменил первоначальные звукосниматели на Red Special, перемотав обмотку в обратную сторону и изолировал ее эпоксидной смолой, чтобы предотвратить микрошумы.

Переключатели

Система установленных на этой гитаре переключателей звукоснимателей делает ее непохожей ни на одну из существующих гитар. На каждый звукосниматель есть свой переключатель Вкл/Выкл., так что можно использовать каждый звучок отдельно, или любую пару, или все три. В отличие от Stratocaster"а, звукосниматели распаяны последовательно, также каждый звукосниматель имеет переключатель фаза/противофаза. Таким образом общее количество звуковых комбинаций (не забудьте еще про ручки громкости и тона) очень велико и разнообразно, что не может не радовать гитаристов. Посмотрите небольшую схемку справа...

Регуляторы громкости и тембра

Регуляторы на 250 кОм, и на них симпатичные блестящие вертелки. Комбинация этих специфических регуляторов и звукоснимателей позволяет весьма ловко обходить уровни громкости, получая почти чистый звук от перегруженного усилителя. При подкрутке регулятора приблизительно на 95% подавляется обратная связь (feedback), при игре близко к колонкам. Громкость ближе к струнам чем тон, поэтому иногда приходится цеплять регулятор рукой при игре (та же проблема и на Stratocaster"е), но если привыкнуть, то...

Размеры

Мензура 24"
Ширина грифа (верхний порожек) 1. 13/16"
Ширина грифа (12-й лад) 2.025"
Толщина грифа (1-й лад) 0.85"
Толщина грифа (12-й лад) 0.92"
Расстояние от 1 до 6 струны (в. п.) 1.576"
Расстояние от 1 до 6 струны (мост) 1.93"
12th Fret Action (1-я струна) 1.5 mm
12th Fret Action (6-я струна) 2.0 mm
Угол наклона головы
Наклон грифа
Радиус накладки на грифе 9"

BM02 BRIAN MAY SPECIAL

BM02 - удешевленная версия BM01. Главные различия состоят в том, что у BM02 накладка на гриф из палисандрового дерева и связывающие конмоненты лишь на верхней стороне деки. Эта модель имеет фиксированный мост (как на Гибсоне), а также звукосниматели средний и у моста установлены рядом с друг другом - такой себе хамбакер. Был доступен в прозрачном красном цвете, прозрачном зеленом, черном, белом и в цвете естественного атласа (Natural Satin). Остальное смотрите в описании BM01.

BM03 BRIAN MAY STANDARD

BM03 следует за той же самой схемой, как и оригинал Брайана Red Special, но гитара довольно отличается от предыдущих вариантов и визуально, и электрически. Накладка на гриф из палисандрового дерева, нет связывающих компонентов на деке. Три положения звукоснимателей: BM033 3 одиночных (как Fender Stratocaster), BM032 2 двойных с отводами катушки (как Gibson Les Paul) и BM031 1 сингл + хамбакер (двойной) с отводом катушки ("гибрид"). Темброблок не имеет никаких переключаталей фазовых опций, так что звук более обычен чем на моделях Pro и Special. Конструкция деки цельная. Был доступен в прозрачном красном, прозрачном зеленом, черном, белом и других периодически заказных цветах. Остальное тоже самое, что BM01 и BM02.

Вот вкратце и все,что можно сказать про переиздания фирмой GUILD личных гитар Brian May.

Однако, главным вопросом остается сомнение относительно того насколько гитара эта Guild похожа на личную гитару Brian May? Сумели ли современные технологии заменить уникальную древесину пятисотлетнего камина?

Трудно ответить на этот вопрос абсолютно однозначно. Конечно, Guild очень похож, он похож на гитару Brian May больше всех гитар на свете. Хотя не стоит забывать, что звучание от Мэя это помимо самой гитары еще и множество весьма сильно искажающих примочек и самое главное уникальные руки и неповторимое мышление, воспроизвести которые не удастся ни одной фирме. Это уж точно на все 100%.

GREG FRYER

В 1996, Австралийский гитарный мастер, поклонник Брайана Мэя и Red Special, Грэг Фрайер отправил Брайану Мею письмо, в котором говорилось, что вершиной его (Грэга) карьеры будет изготовление Red Special должным образом, поскольку он считает, что Guild копирует, хотя и превосходные гитары по отношению к себе, но они не сумели достаточно хорошо воспроизвести Red Special по всем параметрам: и внешнем вид, и чувство, и тон. Брайан поразмышлял, и пришел к выводу, что, действительно, его никогда полностью не устраивали копии Guild, сделанные для него лично. Брайен и его гитарный техник слышали о превосходных талантах Грэга в конструкции и восстановлении гитар многих известных музыкантов, которые действительно помогли Грэгу связаться с Мэем.

Грэг в конечном итоге прилетел в Англию, чтобы встретиться с Брайаном и экстенсивно исследовать Red Special. Грэг взял с собой большой чемодан, набитый измерительными приборами и различными инструментами, включая устройство, чтобы измерить магнитные поля и выводы звукоснимателей. Отношения между Грэгом и Брайаном начались тогда, когда Брайен был заинтересован фактом, что Грэг был чрезвычайно внимателен с каждым аспектом, заботясь о сохранности гитары.

Грэг улетел в Австралию сразу после того, как сделал все все измерения и записал все на бумажку. Брайан не получал известий от Грэга почти 18 месяцев и думал, что он видел его последний раз в жизни, хотя история продолжалась... Спустя 18 месяцев, Грэг, показался у Мэя дома (к величайшему удивлению Брайана) с тремя превосходными и чрезвычайно точными копиями Red Special. После ряда тестов, буквально с завязанными глазами, Брайен решил, что эти три гитары, которые Грэг создал, были лучшие и наиболее точные копии его оригинала, которые он когда-либо имел. Брайан Мэй говорил, что когда завязывает глаза, он не может отличить копии, сделанные Грэгом, от его оригинала. Я уверен, что это самая большая награда Грэгу за его усилия.

Восхищенный превосходной работой Грэга, Брайан в конечном счете попросил, чтобы Грэг отреставрировал несколько изношенную за многие годы его Старую Леди (да Red Special это оригинальный! - кому не понятно), и пока Грэг поехал в Австралию с гитарой Брайана, чтобы производить необходимый ремонт, Брайан завершил запись своего альбома Another World с копиями Грэга. Грэг, наверное, в восторге.

Оригинал Red Special был великолепно восстановлен, и, с разрешения Брайана, были даже сделаны некоторые модификации. Грэг заменил колки Gotoh на Schaller, так как они Брайану больше по душе. Он, также, поставил отсутствующую жемчужную точку на пятом ладу, (до этого там был кусочек древесины на протяжении многих лет). Он восстановил гриф, который был изрядно поцарапан в течение множества лет. Грэг заменил также старый пластик на переплете деки, на которой уже некоторые места держались, благодаря клейкой ленте. Он чистил разодранные Брайаном и его шестью пенсами металлические части (звукосниматели, регуляторы) за многие годы. Он заменил электропроводку и экранировал регуляторы. И еще Грэг отполировал деку и другие необходимые места.

В конце 2000 Грэг начал cвою собственную линию производства оборудования Брайана Мэя, cамо собой разумеется, с одобрения Брайана. Гитары и другие коммерческие продукты детализированы ниже.

Гитары Грэга Фрайера

Грэг недавно cделал три копии Red Special, которые известны под названием John, Paul и George Burns. Эти превосходные копии стали резервными гитарами Брайана, заменяя копии производства Guild. Брайен имеет две модели из этих гитар: первая (John) - практически совершенная копия оригинала Red Special, и вторая (George Burns) - версия полностью из палисандрового дерева, звук которой немного тяжелее и более современен. Грэг Фрайер хранит третью модель (Paul), которая является также точной копией Red Special. Грэг cделал множество исследований, чтобы гарантировать, чтобы его гитары были самыми близкими возможными точными копиями оригинала гитары Брайана.

Педали Грэга Фрайера

Грэг теперь начал производство педалей, возможности которых нацелены на гитаристов, cтремящихся добраться до окончательного (фактического! Настоящего! Броня!..) звука Брайана Мэя. Три модели в настоящее время доступны: Ringmaster, Treble Booster ("Тройной Бустер") и Mayhem (англ. - "погром", и еще... "MAYhem" - вот так-то!).

Ringmaster

Ringmaster - копия первоначального "Тройного Бустера" Брайана, легендарного Rangemaster"а. Эта педаль использовалась в ранних альбомах Queen (до "A Day At The Races"). Она имеет характерный "сырой" звук, по сравнению с более поздней работой Брайана. Педаль Грэга - модификация схемы Rangemaster, которая стремится воспроизводить неотъемлимые тональные качества с уменьшенными уровнями помех и увеличенной надежностью.

Treble Booster

Тройной Бустер - модифицированная версия Грэга современного бустера Брайана, т. е. то, что Брайан называет Treble Booster"ом сейчас. Точно также, как и Ringmaster, бустер обладает свойствами надежности и низкими уровнями помех. Эта модель преобладает над другими доступными моделями (вроде недолго живущих Guild"овских). Используя вместе с VOX AC30, эта педаль разработана для получения подлинного звука Брайана Мэя.

УСИЛИТЕЛИ BRIAN MAY

Vox AC30

Vox AC30 - главный усилитель Брайана. AC30 классический Британский ламповый комбик, который впервые использовался группами "The Beatles" и "The Shadows". Этот усилитель высшего класса известен своим ровным и богатым тембром. Брайан использует чистый звук на своих AC30 и все ручки всегда на максимуме. Он контролирует звук с помощью регулятора громкости на гитаре. Со всеми повернутыми регуляторами на максимум, AC30 производит звук натурального лампового дисторшна.

На сцене Мэй использует стенку из 12-ти таких комбиков. Они подключены все вместе, но Брайан использует специальный переключатель, который позволяет ему работать с каждым усилителем отдельно, чтобы избежать поломки любого из них, запуская его на полную мощность и надолгий период времени. В конфигурации Мэя, главным образом, 3 комбика: 1) чистый сигнал; 2) delay 1; 3) delay 2 и chorus. Можете посмотреть схему подключения оборудования Брайана на сцене справа.

Брайан на сцене любит сделать мониторы погромче, это дает возможность большему взаимодействию между гитарой и усилителями для получения хорошего сустейна, который является главной чертой в звуке и стиле Брайана. Его AC30, по существу, обыкновенный Vox AC30, хотя немного измененный.

Deaky Amp

В студии Брайан использует маленький усилитель, который был сделан басистом группы "Queen", Джоном Диконом. Этот усилитель нежно назван Deaky Amp (Усилочек Дики:)). Брайен использовал этот усилитель, чтобы произвести многие его "гитарные оркестровки", которые стали частью его звуковой отличительной черты. Этот усилитель часто пропускается, но он несомненно использовался во многих, ставших классикой;), песнях "Queen".

Deaky Amp - комбо-усилитель на полупроводниковых элементах (solid-state) (германиевые транзисторы) с небольшим динамиком, который Джон снял с высококачественного (hi-fi) усилителя. Джон защитил динамик от скачков. Грэг Фрайер недавно работал над копией этого усилителя, который он надеется коммерциализировать.

МЕДИАТОР BRIAN MAY

Брайан выбрал необычный медиатор - это английская круглая монета из мягкого металла, зазубренная по краю, достоинством в шесть пенсов. Его выбор обусловлен тем, что он находит плектровые медиаторы слишком гибкими. "Я чувствую, что это дает мне более близкий контакт со струнами и больше контроля над ними во время игры". - еще один довод Брайана. "Я держу ее свободно между большим и указательным пальцами, причем, указательный согнут." - говорит Брайан Мэй, в интервью журналу "Guitar Player" 1/83. Время от времени он использует зазубренный край монеты для скрежета по струнам. В спокойных секциях, Брайан играет пальцами, и лишь при необходимости большей атаки он использует монету в таких случаях.

Эта монета перестала находиться в обращении с начала 70-х годов. В первом сольном туре Брайан использовал монету, по размерам похожую на шестипенсовую, отчеканенную специально для него в 1993 году Королевским Монетным Двором с изображением Брайана, чтоб он мог продолжать использовать их как медиатор. Эту монету можно было купить во время тура.

Брайан использует струны "Rotosound" с круглой обмоткой, размеры: .008, .009, .011, .016, 0.22, .034.

Один из самых выдающихся гитаристов планеты Брайан Мэй родился 19 июля 1947 года. С самого раннего возраста Брайан увлекся музыкой. В пять лет он пробовал бренчать на фортепиано, в шесть перешел на укулеле, а в семь получил свою первую акустическую гитару. К шестнадцати годам парень мечтал о настоящем "Стратокастере", однако денег на такую покупку в семье не было, и Брайан вместе с отцом сделали гитару из подручных материалов. В ход пошло красное дерево, оставшееся от старого камина, дубовая доска, лезвие ножа, мотоциклетные клапана и перламутровые пуговицы.

Несмотря на кустарность производства, инструмент вышел очень солидным и, получив название "Red special", прослужил Мэю долгие годы. Как и его будущие "королевские" коллеги, Брайан был образованной личностью. В 60-х годах он получил степени по физике и математике, а также вплотную занимался астрономией. Однако занятия наукой вовсе не мешали музыкальным пристрастиям, и в 17 лет Мэй собрал свою первую команду, "1984".

Группа играла большей частью инструментальные вещи, а пик ее расцвета пришелся на 1967 год, когда "1984" довелось выступить в театре "Олимпия" вместе с Джими Хендриксом, "Pink Floyd ", "Traffic " и "T. Rex ". В 1968-м коллектив распался, но спустя короткое время Брайан вместе с бывшим коллегой Тимом Стаффеллом собрал другой проект, "Smile". Этот коллектив просуществовал недолго, а на его развалинах образовалась новая группа – "Queen ". За время своего пребывания в "королевских" рядах Брайан написал немалое количество всемирно известных хитов, в том числе и легендарный "We will rock you".

Его гитара наравне с незабываемым вокалом Фредди Меркури сделала стиль "Queen" уникальным и легко узнаваемым. Первой работой музыканта за пределами своей группы стал мини-альбом "Star fleet project". Пластинка была записана в январе 1983 года при участии Эдди Ван Халена, Алана Гратцера, Фила Чена и Фреда Мандела.

Вскоре после этого компания "Guild guitars" выпустила первую копию "Red special", а Мэй записал гитарный видео-урок для серии "Star licks". Свой дебютный полноформатник Брайан начал готовить в 1991 году, незадолго до смерти Меркури. Выход альбома предварял сингл "Driven by you". Песня была написана к рекламной акции "Ford" и имела в Британии очень большой успех. В поддержку "Back to the light" Брайан Мэй организовал глобальное мировое турне. По следам этих гастролей был выпущен концертник "Live at the Brixton Academy", на котором прозвучал как сольный материал, так и классика "Queen ".

Вторая студийная работа легендарного гитариста появилась в 1998 году, а в 2000-м вышел его саундтрек к фильму "Furia". В новом тысячелетии Мэй усиленно трудился над созданием театрализованной рок-постановки "We will rock you", а в 2004 году вместе с барабанщиком Роджером Тэйлором и вокалистом Полом Роджерсом объявил о начале гастролей новой версии "Queen ".

Last update 10.09.05

Биография Брайана Мэя / Brian May

Брайан Гарольд Мэй родился 19 июля 1947 года в Хэмптоне, пригороде Лондона. На гитаре он начал играть в возрасте семи лет, а в 15 репетировал с любительскими группами. Свою знаменитую гитару Red Special Брайан Мэй сконструировал сам с помощью отца. В дело пошли дубовые доски от 200-летнего камина, детали от старого мотоцикла и перламутровые пуговицы. Red Special принимала участие в записи большинства песен queen и верой и правдой служит своему создателю по сей день.

Музыкальная карьера Брайана Мэя / Brian May

Брайан Мэй окончил факультет физики и математики лондонского Империал Колледжа . В 1964 году он организовал студенческую группу, получившую название «1984 » в честь романа Джорджа Оруэлла . В 1968 группа распалась, и вместе с вокалистом и басистом Тимом Стаффелом Брайан Мэй решил собрать новый состав. На объявление откликнулся Роджер Тейлор , студент стоматологического факультета Империал Колледжа. Новая группа была названа Smile. Они выступали в лондонских пабах и учебных заведениях и обзавелись собственными поклонниками.

В 1970 году Slime покинул Тим Стаффел , и его место занял Фредди Меркьюри . Обновленная группа была переименована в queen. В неизменном составе она просуществовала вплоть до 1991 года.

В 1973 году вышел первый альбом queen, включающий в себя четыре песни, написанные Брайаном Мэем . Мировую известность музыкантам принес второй диск под названием queen II , а вышедший в 1975 году альбом A Night At The Opera произвел настоящий фурор и по сей день считается одним из лучших альбомов всех времен и народов.

Брайан Мэй стал автором многих хитов queen. Он написал песню «We Will Rock You» , ставшую гимном многих футбольных клубов и неоднократно использовалась в кино и на телевидении. Брайану Мэю также принадлежат композиции «Fat Bottomed Girls », «39 », «Tie Your Mother Down », «Who Wants to Live Forever » и «I Want It All ». Он же является автором хита «Show Must Go On », ставшей одной из самых известных песен в рок-музыке.

В качестве медиатора Брайан Мэй использует шестипенсовую монетку. Они вышли из обращения в конце 70-х годов, но в 1993-м специально для музыканта Королевский Монетный Двор выпустил небольшую партию.

После распада queen в 1991 году Брайан Мэй занялся сольной карьерой. Его альбом «Back To The Lidht » вышел в 1992 году и имел большой успех. Позже были выпущен диск «Resurrection », а в рамках гастрольного тура альбома «Another World » Брайан Мэй впервые посетил Россию, дав концерты в Санкт-Петербурге и Москве.

В середине 2000-х Брайан Мэй и ударник Роджер Тейлор решили возродить queen . В качестве вокалиста они пригласили Пола Роджерса , бывшего солиста групп Free и Bad Company , и в 2005 году отправились в мировой тур. В 2008 был записан новый альбом под названием «The Cosmos Rocks ». Одновременно с выходом альбома начался мировой тур, в рамках которого музыканты посетили Киев и Москву. В 2012 году Брайан Мэй и Роджер Тейлор снова отправились на гастроли, на сей раз в качестве вокалиста их сопровождал американский певец Адам Ламберт , финалист реалити-шоу American Idol .

Брайан Мэй является основателем фонда «Save Me» и уже много лет занимается защитой животных от жестокого обращения. В частности, музыкант выступает против отмены закона, запрещающего «кровавый спорт» - охоту с собаками на лис и других зверей.

Личная жизнь Брайана Мэя / Brian May

Первой женой музыканта была Крисси Мулленс , их брак продлился с 1976 по 1988 годы. У них трое детей: Джимми (1978), Луиза (1981) и Эмили Рут (1987). В начале 90-х Брайан Мэй начал встречаться с актрисой Анитой Добсон , в конце 2000 года они узаконили свои отношения.

Сольная дискография Брайана Мэя / Brian May

Star Fleet Project (1983).
Back To The Light (1992).
Resurrection (1994, выходил только в Японии).
Live At The Brixton Academy (1994).
Another World (1998).
Red Special (1998, выходил только в Японии).
Furia (2000).