Что такое этногенез определение по истории. Значение слова «этногенез

Политическая наука: Словарь-справочник

Этногенез

(от греч. ethnos племя, народ и «генез»)

происхождение народов. Этногенез включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей. Исторически различаются два типа этногенеза. Первый относится к этнической истории первобытнообщинного и доиндустриального обществ и завершается образованием народностей (преимущественно в раннефеодальный период). В этногенетических процессах второго типа при сложении современных этнических общностей (например, современных народов Америки) решающую роль играли представители уже сформировавшихся народов и процессы аккультурации. Этногенез характеризуется взаимосвязью двух видов процессов, консолидацией автохтонных (родственных и неродственных) этнических компонентов и включением в процесс этногенеза переселенцев (мигрантов).

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Этногенез

(от греч. ethnos - народ + генез) - происхождение народов.

Культурология. Словарь-справочник

Этногенез

(греч. ethnos – племя, народ) – происхождение народов. Этногенез включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.

☼ Истор. процесс происхождения этносов от их зарождения до формирования целостных этносоциальных организмов и их специфич. этнокультурных систем. Совр. наука предполагает несколько осн. механизмов образования новых этносов:

Интеграция, когда этнос формируется путем объединения разл. племенных общностей (как, напр., французы или поляки), смешения пришлых завоевателей или колонистов с аборигенным населением (напр., турки или перуанцы) или за счет интеграции разноэтничных групп иммигрантов (например, южноафр. буры, канадцы, американцы США);

Дифференциация, когда от крупного этноса по каким-то причинам откладывается его окраинная или территориально изолированная часть (напр., австралийцы от англичан) или крупный этнос распадается на несколько более мелких (напр., др.-рус. этнос на великороссов, украинцев и белорусов);

Трансформация, когда прежний этнос в новых истор. условиях, как правило, ассимилируя в себе новые иноэтничные включения, преобразуется в новую этнокультурную общность (напр., др. греки - в византийцев, а часть последних - в совр. греков).

В отличие от раннепервобытных родовых общин, где социальная организация и регуляция строились на кровно-родств. отношениях, этнос - это прежде всего сооб-во культурно-языковое. При зарождении этноса решающим фактором являются общность территории и языка социальной коммуникации, а также нередко - полит. единство и общность приемов хоз. практики населения, на основе к-рых в ходе обретения и межпоколенной трансляции опыта совместного проживания, взаимодействия и коммуницирования людей формируется и единообразие черт комплекса обыденной культуры. Поскольку гл. механизмом энич. консолидации людей является прежде всего культура, наследуемая в качестве традиции, то в процессах этногенеза можно выделить две равнозначные составляющие: формирование этнич. популяции (за счет процессов эндогамии) и формирование этнич. культурной системы (языка, обычаев, нравов, приемов хоз. практики, этнически окрашенных черт в специализир. областях жизнедеятельности, приобщения к общей религии и т.п.). Оба процесса протекают одновременно и лишь в совокупности представляют собой Э. Однако многие элементы культуры являются весьма подвижными, легко заимствуемыми другими народами, так что общность языка и нек-рых культурных традиций вовсе не свидетельствует об обязат. популяционном родстве соответствующих народов (напр., тюркских). Одновременно многие культурные черты подвержены сильной истор. изменчивости, поэтому уже через несколько веков после складывания этноса они могут заметно отличаться от "первичных" черт периода Э.

Исторически наиболее ранние Э. принято относить к эпохе верхнего палеолита - складыванию первых племенных объединений. Наиболее активно Э. процессы протекают на т.н. "варварской" стадии развития народов - переходе от позднепервобытного к раннеклассовому этапу социальной эволюции. Вместе с тем генезис новых социокультурных общностей продолжается и на более поздних этапах развития (напр., совр. народы Амер. континента, австралийцы и др.), хотя вопрос о классификации подобных новообразующихся культурных систем в качестве этнич. остается дискуссионным.

В научной лит-ре последнего времени получает все больше признание гипотеза, что этничность не является универсальной формой культурной интеграции, а лишь исторически этапной, приходящейся на фазу разложения первобытного родо-племенного типа социальной организации и перехода к ее раннеклассовому типу. На этом этапе завершается процесс адаптации территориально-соседского сообщества людей к природно-геогр. условиям их проживания (т.е. по существу решается задача гарантированного самообеспечения продовольствием) и складывается системный комплекс хозяйственно-культурных средств освоения вмещающего ландшафта, детерминирующий осн. черты образа жизни, картины мира, специфики социальной организации, регуляции и коммуникации, ценностных и экзистенциальных ориентаций и т.п. Конвенциональное формирование подобного комплекса черт обыденной культуры и есть процесс Э.

На стадии же формирования и эволюции цивилизованного (раннеклассового, доиндустриального) типа социальной организации и регуляции, со становлением городов, гос-в, письм. культуры, развитием социальной стратифицированности об-ва, выделением функционально специализированных сегментов культуры и т.п. доминирующими становятся истор. условия существования, проблема адаптации сооб-ва к своему социальному окружению, соперничества за территории и ресурсы, обмена продукцией и информацией и пр. Это порождает необходимость в реализации новых принципов социокультурной интеграции и консолидации людей, основывающихся преимущественно на функционировании институциональных средств обеспечения такой интеграции - полит., правовых, религ., образоват. и т.п. Этот тип социокультурной организации и регуляции определяется уже не как этнич., а как нац. и цивилизационный, и народы, сложившиеся на доиндустриальной (а тем более - на индустриальной) стадии эволюции, консолидированы культурой не столько этнич., сколько нац. (т.е. оформленной в системе социокультурных институтов).

Лит.: Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984; Он же. Этногенез. М., 1986; Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989; Флиер А.Я. Этнич. функции культуры // Культурология: Научно-образоват. вестник. 1996. n 5.

происхождение народов. Э. Включает как начальные этапы возникновения каких-либо народов, так и дальнейшее формирование их этнографических, лингвистических, антропологических и других особенностей.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Этногенез

греч. ethnos – племя, народ) – происхождение народов. Этногенез включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей. ? Истор. процесс происхождения этносов от их зарождения до формирования целостных этносоциальных организмов и их специфич. этнокультурных систем. Совр. наука предполагает несколько осн. механизмов образования новых этносов: - интеграция, когда этнос формируется путем объединения разл. племенных общностей (как, напр., французы или поляки), смешения пришлых завоевателей или колонистов с аборигенным населением (напр., турки или перуанцы) или за счет интеграции разноэтничных групп иммигрантов (например, южноафр. буры, канадцы, американцы США); - дифференциация, когда от крупного этноса по каким-то причинам откладывается его окраинная или территориально изолированная часть (напр., австралийцы от англичан) или крупный этнос распадается на несколько более мелких (напр., др.-рус. этнос на великороссов, украинцев и белорусов); - трансформация, когда прежний этнос в новых истор. условиях, как правило, ассимилируя в себе новые иноэтничные включения, преобразуется в новую этнокультурную общность (напр., др. греки - в византийцев, а часть последних - в совр. греков). В отличие от раннепервобытных родовых общин, где социальная организация и регуляция строились на кровно-родств. отношениях, этнос - это прежде всего сооб-во культурно-языковое. При зарождении этноса решающим фактором являются общность территории и языка социальной коммуникации, а также нередко - полит. единство и общность приемов хоз. практики населения, на основе к-рых в ходе обретения и межпоколенной трансляции опыта совместного проживания, взаимодействия и коммуницирования людей формируется и единообразие черт комплекса обыденной культуры. Поскольку гл. механизмом энич. консолидации людей является прежде всего культура, наследуемая в качестве традиции, то в процессах этногенеза можно выделить две равнозначные составляющие: формирование этнич. популяции (за счет процессов эндогамии) и формирование этнич. культурной системы (языка, обычаев, нравов, приемов хоз. практики, этнически окрашенных черт в специализир. областях жизнедеятельности, приобщения к общей религии и т.п.). Оба процесса протекают одновременно и лишь в совокупности представляют собой Э. Однако многие элементы культуры являются весьма подвижными, легко заимствуемыми другими народами, так что общность языка и нек-рых культурных традиций вовсе не свидетельствует об обязат. популяционном родстве соответствующих народов (напр., тюркских). Одновременно многие культурные черты подвержены сильной истор. изменчивости, поэтому уже через несколько веков после складывания этноса они могут заметно отличаться от "первичных" черт периода Э. Исторически наиболее ранние Э. принято относить к эпохе верхнего палеолита - складыванию первых племенных объединений. Наиболее активно Э. процессы протекают на т.н. "варварской" стадии развития народов - переходе от позднепервобытного к раннеклассовому этапу социальной эволюции. Вместе с тем генезис новых социокультурных общностей продолжается и на более поздних этапах развития (напр., совр. народы Амер. континента, австралийцы и др.), хотя вопрос о классификации подобных новообразующихся культурных систем в качестве этнич. остается дискуссионным. В научной лит-ре последнего времени получает все больше признание гипотеза, что этничность не является универсальной формой культурной интеграции, а лишь исторически этапной, приходящейся на фазу разложения первобытного родо-племенного типа социальной организации и перехода к ее раннеклассовому типу. На этом этапе завершается процесс адаптации территориально-соседского сообщества людей к природно-геогр. условиям их проживания (т.е. по существу решается задача гарантированного самообеспечения продовольствием) и складывается системный комплекс хозяйственно-культурных средств освоения вмещающего ландшафта, детерминирующий осн. черты образа жизни, картины мира, специфики социальной организации, регуляции и коммуникации, ценностных и экзистенциальных ориентаций и т.п. Конвенциональное формирование подобного комплекса черт обыденной культуры и есть процесс Э. На стадии же формирования и эволюции цивилизованного (раннеклассового, доиндустриального) типа социальной организации и регуляции, со становлением городов, гос-в, письм. культуры, развитием социальной стратифицированности об-ва, выделением функционально специализированных сегментов культуры и т.п. доминирующими становятся истор. условия существования, проблема адаптации сооб-ва к своему социальному окружению, соперничества за территории и ресурсы, обмена продукцией и информацией и пр. Это порождает необходимость в реализации новых принципов социокультурной интеграции и консолидации людей, основывающихся преимущественно на функционировании институциональных средств обеспечения такой интеграции - полит., правовых, религ., образоват. и т.п. Этот тип социокультурной организации и регуляции определяется уже не как этнич., а как нац. и цивилизационный, и народы, сложившиеся на доиндустриальной (а тем более - на индустриальной) стадии эволюции, консолидированы культурой не столько этнич., сколько нац. (т.е. оформленной в системе социокультурных институтов). Лит.: Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984; Он же. Этногенез. М., 1986; Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989; Флиер А.Я. Этнич. функции культуры // Культурология: Научно-образоват. вестник. 1996. n 5. А.Я. Флиер

(от греч. ethnos - народ и genesis - рождение, происхождение; англ.- ethnogenesis; нем. - Ethnogenose) - термин употребляется в двух значениях; в иногда встречающемся (гл.обр. у Л.Н.Гумилева и его последователей) Э. - по-существу вся этническая история человечества.

В первом случае Э. - сложение новых этносов (см.) на базе различных компонентов. Чаще всего Э. - результат взаимодействия нескольких этнических общностей, иногда - очень сильная трансформация первоначального этноса. Э. - начальный этап этнической истории народа, одним из наиболее наглядных рубежей которого выступает возникновение сравнительно устойчивого этнического самосознания и самоназвания у новой общности. Поэтому предложение о разделении "этногенеза" и "этнической истории" как якобы самостоятельных явлений (В.П.Алексеев) представляется недостаточно обоснованным.

Могут быть выделены три историко-стадиальных этапа Э. Первый (палеоэтногенез) - формирование этнических общностей разного токсономического уровня (в том числе этнолингвистических метаобщностей) (см. Метаэтнос) в первобытном обществе. Второй тип (мезоэтногенез) - возникновение в условиях перехода от доклассовых к раннеклассовым обществам "народностей" (см.); важная роль при этом нередко принадлежит переселениям и смешениям народов, взаимодействию этнических субстрата и суперстрата (см.). Третий тип (неогенез) относится к этническим процессам развитых классовых обществ, в ходе которых в результате взаимодействия нескольких преимущественно сложившихся этносов или их частей (нередко переселенцев) складываются новые этнические общности (таково, напр., происхождение большинства современных этнических общностей Америки).

Таким образом, хотя Э. обычно ассоциируется с отдаленным прошлым, в действительности он относится и к современности; более того, не исключено, что новые этнические общности могут возникать в будущем.

Э. в большинстве случаев - результат взаимодействия всех разновидностей объедини тельных этнических процессов (см.), особенно - консолидации (см.) и метаэтнической миксации (см.); вместе с тем новые этносы возникают и в результате разделительных или дивергентных этнических процессов.

Изучение Э. (особенно применительно к ранним этапам) требует комплексного подхода с привлечением данных этнографии, этнической антропологии, археологии, этнолингвистики, фольклористики и т.д.

Своеобразную концепцию Э. предложил Л.Н.Гумилев, связавший его с деятельностью особых людей - пассионариев, которые появляются в некоторых особых в природном отношении районах мира вследствие мутагенного воздействия космических лучей. Среди советских этнологов эта концепция не получила распространения.

ЛИТ.: Токарев С.А. К постановке проблем этногенеза // Сов.этнография, 1949, N 3.

Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973.

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1982.

Все современные этносы, составляющие человечество, на каком бы уровне цивилизованности находился тот или иной из них, является результатом этногенеза. Поэтому остановимся на рассмотрении этого процессуальных явления более или менее подробно.

Определение понятия и проблема возможности единой концепции

Этногенез ("этнос" от греч. Ethnos - народ, "генезис" греч. Genesis - происхождение, развитие) - это совокупность социально-исторических и духовно-культурных процессов, приводящих к возникновению этнического как явления и обуславливают его дальнейшее развитие. В более широком аспекте - это совокупность изменений, происходящих в результате взаимодействия и взаимосвязей различных этнических сообществ.

В 1996 г.. Современный украинский етнополитолог Л. Шкляр констатировал, что "на сегодняшний день в науке нет единой концепции этногенеза". Впрочем, он не сомневался относительно не только возможности, но и необходимости ее создания, утверждая, что "пора остро стоит вопрос о целостной и всесторонне обоснованную теорию этногенеза» . Однако уже в 2003г. Украинский этносоциологи К. Галушко и А. Попок высказывались в корне противоположном смысле. "Сегодня, по популярности плюралистических подходов, - считали они, бесполезно рассчитывать на наличие какой-то единой, всех удовлетворяющей концепции этногенеза" .

Мы склонны оценивать научный оптимизм Л. Шкляра как полностью оправдан. Однако, в условиях пока отсутствии указанной единой концепции, целесообразным представляется по крайней мере указать на важнейшие черты этногенеза.

Сложность процесса этногенеза

Этническое бытия представлено и жизнью человечества как своеобразного гигантского полиетносу, и жизнью самых незаметных моноэтнических образований.

1. При этом " не может быть однолинейной схемы этногенеза , что подтверждается фактами истории конкретных этносов - древних, сравнительно молодых и современных" (выделение и курсив автора. - Ред. ) . То есть Этногенез - внутренне достаточно сложный и внешне неоднозначно направленный процесс. Ему известны как исчезновение целого ряда этносов (через их физическое уничтожение или искусственную или естественную ассимиляцию другими этносами), так и возникновения этносов совершенно новых (путем или отпадение от существующих этносов в разных исторических условиях небольших групп и постепенного вступления признаков отдельного этноса, или слияние двух или более этносов в один новый, качественно отличный от этносов, сливаются и т.д.).

2. Процессу этногенеза известны и случаи чрезвычайной жизнеспособности отдельных , сравнительно небольших этносов. Так, обращаясь к этнической истории албанцев , можно узнать, что, "несмотря на бесконечные вторжения завоевателей римлян, византийцев и славян, продолжала существовать местная культура". Более того, имели место и своеобразные обратные процессы. Имеется в виду то, что, начиная с XIV в., "Междоусобные войны, а также относительное перенаселение в горной местности заставляли группы крестьян (особенно горцев) сниматься со своих мест и искать новых земель. Особенно усиливалось это передвижение, когда на Балканах создавалась благоприятная политическая ситуация. Тогда начинался обратный процесс албанизация уже славянизированных албанского населения и росла ассимиляция остатков славянских племен в Албании " (курсив автора. - Ред. ) .

3. Этногенез как глобальный процесс начинает проявлять ранее неизвестные тенденции. Так, сегодня человечество объединяется в системную целостность , и поэтому большинство проблем, касающихся жизни больших человеческих групп, сообществ, обществ, народов, надо решать через призму этого факта. Именно такими являются этнические проблемы, и их решение требует учета того, что "в индивидуальном развитии живые и неживые системы эволюционируют от более надежного в менее надежного, корреляционные связи системы ослабевают; энтропия возрастает, а Негэнтропия и вероятность дальнейшего существования уменьшается. В историческом развитии, наоборот, системы эволюционируют от менее надежного к более надежному, энтропия системы уменьшается, Негэнтропия и продолжительность жизни растут ".

Итак, сегодня этнические проблемы имеют своим конкретно историческим фоном тенденцию получения человечеством целостности, всталености и бессмертия. Вместе с тем, как моменту социогенез, этногенезе присущи растущие ускоренность во времени и распространенность в пространстве.

Современному этапу этногенеза как всемирно-исторического процесса , с одной стороны , присуще растущее уменьшения напряженности в отношениях между этносами, уже довольно длительное время имеют свою государственность. Это становится необходимостью под давлением технико-экономических, научно-информационных и других связей. Сама же такая необходимость становится возможным благодаря деятельности Организации Объединенных Наций и других международных организаций. Нормой становятся этническая взаимоуважение и понимание непреходящих ценностях каждой этнической культуры для содержательного бытия человечества как целого.

С другой стороны , становится невозможным дальнейшее существование таких этнических конгломератов, как бывшие государства СССР, Чехословакия или Югославия. Этногенез имеет как свою существенный признак стремления этносов, стали свободными, к национального бытия. При этом есть основания полагать, что в своей этногенезе человечество должно превратиться в будущем полиэтническое цилокупнисть.

По определению академика В.П.Алексеева под этногенезом понимается совокупность исторических явлений и процессов, которые имели место в ходе формирования того или иного народа и привели к окончательному сложению этнического лица. Процессы, в ходе которых формируется этническое лицо народа, называется этногенетическими. Этногенез - сложный, длительный, нередко противоречивый процесс, который тесно связан с природно-географическим фактором, социально-экономической историей, культурным взаимодействием с другими народами, историей их переселения.

В самом начале своей истории маленькое человечество представ­ляло собой группу людей, однородную в расовом, этническом, социальном и других аспектах. С увеличением численности люди расселялись по новым территориям. Поскольку этот процесс расселе­ния длился сотни и тысячи лет, люди приспосабливались к новым географическим и климатическим условиям. Это при­водило к изменению как общего исходного антропологическо­го типа, так и отдельных этнических признаков, т.е. приводи­ло к образованию разных рас. Чем дальше от исходной точки уходили люди, тем более разнообразными были эти признаки.

Один из этнических признаков – язык. Существует даже классификация народов по языковому принципу.

Теория этногенеза историка-лингвиста С.П. Толстова базируется на гипоте­зе «первичной языковой непрерывности »: согласно оной многочисленные языки произошли из едино­го центра и постепенно переходили друг в друга на смежных территориях и составляли в целом как бы единую непрерыв­ную сеть. Чем даль­ше от центра происхождения уходили группы людей, тем больше их язык отличался от исходного языка-основы. В пределах этих человеческих популяций закреплялись различные традиции обработки камня и навыки изготовления орудий, а также фор­мировалось первичное самосознание, основанное на противо­поставлении своих чужим. Первичные языки охватывали, скорее всего, не одну, а не­сколько популяций, говоривших на одном языке. Распрост­ранение языка между группами популяций, говорящих на дру­гих языках, было затруднено. Здесь налицо взаимодействие про­цессов дифференциации и интеграции, которые стали состав­ными частями этногенеза с самых ранних его стадий. По мере роста общей численности населения процессы эт­ногенеза приводили к усилению межплеменных контактов, раз­витие и усложнение которых способствовали трансформации племенных этнических общностей в народности, объединяли их в территориальном отношении, стимулировали формирова­ние общих экономических, социальных и других интересов.

\

С.П. Толстов В.П. Алексеев Л.Н. Гумилёв

Иное видение основных причин этногенеза – массовые переселения, сопровож­давшиеся завоеванием одних этнических групп другими. В процессе этногенеза, связанного с взаимодействием завоевателей и аборигенов, обычно происхо­дит синтез субстрата (местного населения) и суперстрата (при­шлого населения), в ходе которого и возникает новый этнос. Одним из результатов переселения народов можно считать смешение, взаимодействие языков. Решающее значение имеет наличие письменности хотя бы у одной из взаимодействую­щих этнических общностей, что предопределяет победу одного языка над другим. В некоторых случаях религии принадлежа­ла весьма активная роль в победе соответствующего языка, в частности, в распространении арабского языка в Египте такую роль сыграл ислам. Часто при таком взаимодействии возникают пиджины –языки, возникающие в экстремальной ситуации межэтнических контактов при острой необходимости достичь взаимопонимания. При образовании пиджина, как правило, контактируют три языка и более. Обычно пиджины возникали при контактах европейской цивилизации с колонизируемыми народами, либо, как лингва-франка, в результате торговых отношений. Как правило, эти образования отличаются примитивностью и остаются лишь средствами межэтнического общения. Словарный запас обычно не превышает 1500 слов. Если пиджин будет усвоен детьми и станет их родным языком (как с детьми рабов на плантациях), он может развиться до состояния креольского языка.

Особое значение в процессе этногенеза имеет такой фак­тор, как политическое господство пришлого населения. Особая сплоченность завоевателей, обусловленная военной демокра­тией, создавала благоприятные условия для победы одного язы­ка над другим и оказывала значительное влияние на многие стороны культурно-хозяйственного развития.

Особое место, ввиду своей дискуссионности, занимает теория пассионарного этногенеза, созданная Л.Н. Гумилевым. Он обратил внимание на то, что в этнической истории, как и в истории биологических видов, мы сталкиваемся с тем, что время от времени на определенных участках Земли идет абсолютная ломка, когда старые этносы рушатся и исчезают и появляются новые. Гумилёв связывает начало формирования каждого нового этноса с регулярным появлением у части популяции людей некоего признака - «пассионарности» (от пассио – страсть). Пассионарность возникает вследствие некоего пассионарного толчка (его причины до сих пор неясны и являются предметом бурных дискуссий, уже сейчас ясно, что пассионарность не является генетической мутацией) и образует внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию – пассионариев. Пассионарии стремятся изменить окружающий мир и способны на это. Они организуют далекие походы, из которых возвращаются немногие, борются за покорение народов, окружающих их этнос, сражаются против захватчиков. Но уровень пассионарности и число пассионариев в этносе не остается неизменным. Поэтому этнос, возникнув, проходит ряд закономерных фаз развития, которые можно уподобить возрастам человека. Продолжительность жизни этноса, как правило, составляет от толчка до полного разрушения около 1500 лет, за исключением тех случаев, когда агрессия иноплеменников нарушает нормальный ход этногенеза.

Первая фаза – фаза пассионарного подъема этноса, вызванная пассионарным толчком. Старые этносы, пребывавшие до толчка в состоянии гомеостаза, соединяются как сложная система. Из подчас непохожих субэтнических групп создается спаянная пассионарной энергией целостность, которая, расширяясь, подчиняет территориально близкие народы. Так возникает этнос. Первая фаза делится на скрытый и явный этапы.

Наибольший подъем пассионарности – акматическая фаза (фаза пассионарного перегрева) – вызывает стремление людей не создавать целостности, а, напротив, быть самими собой: не подчиняться общим установлениям, считаться лишь с собственной природой. В истории эта фаза сопровождается таким внутренним соперничеством и резней, что ход этногенеза тормозится.

Вследствие кровопролития пассионарный заряд этноса сокращается - пассионарии физически истребляют друг друга. Начинается фаза надлома. Как правило, она сопровождается огромным рассеиванием энергии, кристаллизуются в создании империй, в монументальных памятниках культуры и искусства. Получается, что высший расцвет культуры соответствует спаду пассионарности, а не её подъему. Кончается эта фаза обычно новым кровопролитием, гражданскими войнами; этносистема выбрасывает из себя остатки излишней пассионарности, и в обществе восстанавливается видимое равновесие.

Этнос начинает жить «по инерции», благодаря приобретенным ценностям. Во время инерционной фазы вновь идет взаимное подчинение людей друг другу, происходит образование крупных государств, создание и накопление материальных благ, расцвет науки и искусств. Но постепенно пассионарность иссякает.

Когда энергии в системе становится мало, ведущее положение в обществе занимают субпассионарии – люди с пониженной пассионарностью. Они стремятся подавить, уничтожить не только беспокойных пассионариев, но и гармоничных людей. Наступает фаза обскурации, при которой процессы распада становятся необратимыми. Везде господствуют люди вялые, эгоистичные, руководствующиеся потребительской психологией. После того как субпассионарии растратят все ценное, сохранившееся от героических времен, наступает последняя фаза этногенеза - мемориальная: этнос сохраняет лишь память о своей исторической традиции. Затем исчезает и память: приходит время равновесия с природой (гомеостаза), когда люди живут в гармонии с ландшафтом и предпочитают великим замыслам обывательский покой.

Новый цикл развития может быть вызван очередным пассионарным толчком, при котором возникает новая пассионарная популяция. Но она не реконструирует старый этнос, а создает новый, давая начало очередному витку этногенеза - процесса, благодаря которому человечество постоянно обновляется и не исчезает с лица Земли.

Пассионарные толчки, выявленные Л. Н. Гумилёвым:

    I (XVIII век до н. э.). 1. Египтяне-2 (Верхний Египет). Крушение Древнего царства. Завоевание гиксосами Египта в XVII в. Новое царство. Столица в Фивах (1580 г.) Смена религии. Культ Озириса. Прекращение строительства пирамид. Агрессия в Нумибию и Азию. 2) Гиксосы (Иордания. Северная Аравия). 3) Хетты (Восточная Анатолия). Образование хеттов из нескольких хатто-хуритских племен. Возвышение Хаттуссы. Расширение на Малую Азию. Взятие Вавилона.

    II (XI век до н. э.). 1) Чжоусцы (Северный Китай: Шэньси). Завоевание княжеством Чжоу империи Шан Инь. Появление культа Неба. Прекращение человеческих жертвоприношений. Расширение ареала до моря на востоке, Янцзы на юге, пустыни на севере. 2) (?) Скифы (Центральная Азия).

    III (VIII век до н. э.). 1) Римляне (центральная Италия). Появление на месте разнообразного италийского (латино-сабино-этрусского) населения римской общины-войска. Последующее расселение на среднюю Италию, завоевание Италии, закончившееся образованием Республики в 510 г. до н. э. Смена культа, организации войска и политической системы. Появление латинского алфавита. 2) Самниты (Италия). 3) Эквы (Италия). 4) (?) Галлы (южная Франция). 5) Эллины (средняя Греция). Упадок ахейской критомикенской культуры в XI-IX вв. до н. э. Забвение письменности. Образование дорийских государств Пелопоннеса (VIII в.). Колонизация эллинами Средиземноморья. Появление греческого алфавита. Реорганизация пантеона богов. Законодательства. Полисный образ жизни, 6) Лидийцы. 7) Килиикийцы (Малая Азия). 9) Персы (Персида). Образование мидян и персов. Дейок и Ахемен - основатели династий. Расширение Мидии. Раздел Ассирии. Возвышение Персиды на месте Элама, закончившееся созданием царства Ахеменидов на Ближнем Востоке. Смена религии. Культ огня. Маги. I

    V (III век до н. э.). 1) Сарматы (Казахстан). Вторжение в европейскую Скифию. Истребление скифов. Появление тяжелой конницы рыцарского типа. Завоевание Ирана парфянами. Появление сословий. 2) Кушаны-согдийцы (Средняя Азия). 3) Хунны (южная Монголия). Сложение хуннского родоплеменного союза. Столкновение с Китаем. 4) Сяньби. 5) Пуё. 6) Когурё (южная Маньчжурия, Северная Корея). Возвышение и падение древнего корейского государства Чосон (III-II вв. до н. э.). Образование на месте смешанного тунгусо-маньчжуро-корейско-китайского населения племенных союзов, выросших впоследствии в первые корейские государства Когуре, Силла, Пэкче.

    V (I век). 1) Готы (южная Швеция). Переселение готов от Балтийского моря к Чёрному (II в.). Широкое заимствование античной культуры, закончившееся принятием христианства. Создание готской империи в Восточной Европе. 2) Славяне. Широкое распространение из Прикарпатья до Балтийского, Средиземного и Чёрного морей. 3) Даки (современная Румыния). 4) Христиане (Малая Азия, Сирия, Палестина). Возникновение христианских общин. Разрыв с иудаизмом. Образование института церкви. Расширение за пределы Римской империи. 5) Иудеи-2 (Иудея). Обновление культа и мировоззрения. Появление Талмуда. Война с Римом. Широкая эмиграция за пределы Иудеи. 6) Аксумиты (Абиссиния). Возвышение Аксума. Широкая экспансия в Аравию, Нубию, выход к Красному морю. Позже (IV в.) принятие христианства.

    VI (VI век). 1) Арабы-мусульмане (Центральная Аравия). Объединение племен Аравийского полуострова. Смена религии. Ислам. Расширение до Испании и Памира. 2) Раджпуты (долина Инда). Низвержение империи Гупта. Уничтожение буддийской общины в Индии. Усложнение кастовой системы при политической раздробленности. Создание религиозной философии Веданты. Троичный монотеизм: Брама, Шива, Вишну. 3) Боты (южный Тибет). Монархический переворот с административно-политической опорой на буддистов. Расширение в Центральную Азию и Китай. 4) Табгачи. 5) Китайцы-2 (северный Китай: Шэньси, Шаньдун). На месте почти вымершего населения северного Китая появились два новых этноса: китайско-тюркский (табгачи) и средневековой китайский, выросший из группы Гуаньлун. Табгачи создали империю Тан, объединив весь Китай и Центральную Азию. Распространение буддизма, индийских и тюркских нравов. Оппозиция китайских шовинистов. Гибель династии. 6) Корейцы. Война за гегемонию между королевствами Силла, Пэкче, Когуре. Сопротивление танской агрессии. Объединение Кореи под властью Силла. Усвоение конфуцианской морали, интенсивное распространение буддизма. Формирование единого языка. 7) Ямато (Японцы). Переворот Тайка. Возникновение центрального государства во главе с монархом. Принятие конфуцианской морали как государственной этики. Широкое распространение буддизма. Экспансия на север. Прекращение строительства курганов.

    VII (VIII век). 1) Испанцы (Астурия). Начало Реконкисты. Образование королевств: Астурия, Наварра, Леон и графства Португалия на базе смешения испано-римлян, готов, алан, лузитан и др. 2) Франки (французы). 3) Саксы (немцы). Раскол империи Карла Великого на национально-феодальные государства. Отражение викингов, арабов, венгров и славян. Раскол христианства на ортодоксальную и папистскую ветви. 4) Скандинавы (южная Норвегия, северная Дания). Начало движения викингов. Появление поэзии и рунической письменности. Оттеснение лопарей в тундру.

    VIII (XI век). 1) Монголы (Монголия). Появление «людей длинной воли». Объединение племен в народ-войско. Создание законодательства - Ясы и письменности. Расширение улуса от Жёлтого до Чёрного моря. 2) Чжурчжэни (Манчжурия). Образование империи Цзинь полукитайского типа. Агрессия на юг. Завоевание северного Китая.

    IX (XIII век) 1) Литва. Создание жесткой княжеской власти. Расширение княжества Литовского от Балтийского до Чёрного моря. Принятие христианства. Слияние с Польшей. 2) Великороссы. Исчезновение Древней Руси, захваченной литвой (кроме Новгорода). Возвышение Московского княжества. Рост служилого сословия. Широкая метисация славянского, тюркского и угорского населения Восточной Европы. 3) Турки-османы (запад Малой Азии). Консолидация османским бейликом активного мусульманского Населения Ближнего Востока, пленных славянских детей (янычары) и морских бродяг Средиземноморья (флот). Султанат военного типа. Оттоманская Порта. Завоевание Балкан, Передней Азии и Северной Африки до Марокко. 4) Эфиопы (Амхара, Шоа в Эфиопии). Исчезновение Древнего Аксума. Переворот Соломонидов. Экспансия эфиопского православия. Возвышение и расширение царства Абиссиния в Восточной Африке.

    В связи с активизацией Китая, Японии, Ирана, Ирака в XIX-XX вв. дискутируется вопрос о Х толчке, произошедшем в конце XVIII в. Одни (гипотеза В.А.Мичурина) проводят его по широтной Япония - Ближний Восток, другие (гипотеза М.Хохлова) – по меридианальной линии, проходящей через Кавказ. Последний вариант более реалистичен.