Быть скромным — хорошо или плохо. Когда скромность становится отрицательной чертой? Навыки приобретаются в учебе, а не на экзамене

  • Скромность даёт свободу – от самоуверенности и тщеславия.
  • Скромность даёт возможность – учиться у окружающих людей, перенимая их лучшие качества.
  • Скромность обеспечивает независимость – от излишнего комфорта и роскоши.
  • Скромность обеспечивает стимул – к достижению большего; скромный человек считает, что прежде чем люди оценили его как личность, он должен достичь результатов в своем деле.

Проявления скромности в повседневной жизни

  • Слушание. Человек, который любит и умеет с искренним интересом слушать собеседника, скромен.
  • Уступки. Уступая в обычных бытовых ситуациях, человек проявляет скромность и уважение к окружающим.
  • Благотворительность. Человек, занимающийся благотворительностью и не афиширующий этого, демонстрирует целый ряд добродетелей; скромность – одна из них.
  • Семейное воспитание. Воспитывая в ребенке искренний интерес к окружающим людям, и подавляя проявления эгоизма, родители воспитывают в нем скромность.

Как достичь скромности

  • Скромность — это во многом результат воспитания и результат внутренней работы человека над собой. Скромность подконтрольна человеку, и её можно воспитать в себе, всячески избегая тщеславия.
  • Отношения с родными. Проявляя уважение и почтение к старшим, интерес к равным и заботу о младших – человек развивает в себе скромность.
  • Интерес к окружающим людям. Скромному человеку искренне интересны окружающие; у каждого из них есть, чему поучиться. Интересуясь людьми и не выпячивая собственное «я» человек учится скромности.
  • Помощь нуждающимся. Помогая тем, кому это необходимо, и не ожидая отдачи в виде славы, человек проявляет скромность.
  • Снисходительность к ошибкам. Скромный человек не кичится образованностью и не указывает окружающим на их просчеты; будь то незнание какой-либо литературной цитаты или же неправильный выбор столового прибора для поедания рыбы.

Золотая середина

Тщеславие, высокомерие | полное отсутствие скромности

Скромность

Самоуничижение | возведенная в абсолют скромность, оборотная сторона гордыни

Крылатые выражения о скромности

Чрезмерная скромность есть не что иное, как скрытая гордость. - А. Шенье - В 1969 году я опубликовал небольшую книжку о скромности. Эта новаторская работа, насколько я знаю, осталась непревзойденной. - Лорд Лонгфорд - Нужно остерегаться доведения скромности до степени унижения. - А. Бакиханов - Достигай скромности, если хочешь достичь мудрости. Умножь скромность, если мудрости ты уже достиг. - Е.П. Блаватская - Будь скромным - это тот вид гордости, который меньше всего раздражает окружающих. - Жюль Ренар - Преподобный Макарий Оптинский / Письма преподобного Макария Оптинского. О смирении, самоукорении и терпении скорбей Преподобный оптинский старец Макарий являл собой при жизни пример особой скромности и смирения. И письма его к мирянам проникнуты тем же духом стяжания истинных христианских добродетелей. Федор Достоевский / Бедные люди Роман Достоевского «Бедные люди» интересен не столько своим социальным пафосом, сколько ярким образом скромного чиновника Макара Девушкина, который автору удалось раскрыть во всей красе и благородстве его души, используя форму переписки героя с возлюбленной.

Последнее обновление: 24.12.17

Скромность – привилегия самодостаточных личностей

Скромность – это личностное свойство человека, выражающееся в нежелании привлекать к себе внимание демонстрацией в себе или на себе чего-либо, что ВЫГОДНО, на его взгляд, отличает этого человека от окружающих людей.

То есть, скромность – это отсутствие в поведении человека хвастовства, бесцеремонности, нетактичности, вседозволенности в отношениях с другими людьми, как выраженного желания показать что «я из себя что-то представляю» и демонстрация не только своей особенности, но и преимущества.

К проявлениям нескромности можно также отнести: вульгарность, гордыню, распущенность, наглость, тщеславие и самолюбование.

Скромность не нужно путать со стеснительностью человека. Если скромный человек НЕ ХОЧЕТ привлекать к себе внимания, то стеснительный человек, или боится или не умеет, или боится и не умеет, привлечь к себе внимание.

Согласитесь: не хотеть или не мочь, бояться, привлекать к себе внимание – большая разница.

Откуда берётся скромность и нескромность?

Как было сказано, скромность – сугубо личное свойство человека. То есть, скромность или отсутствие оной, проистекает из его сознания и самосознания, которые, в совокупности себя как таковых, и порождают или скромное поведение человека или нескромное.

Откуда берётся нескромность?

Основным, глубинным качеством сознания и самосознания личности, которое заставляет быть человека не скромным, является СТРАХ. При этом, страх всего и всех, то есть, — всеобъемлющий.

Ибо, это страх этой личности быть незамеченной другими людьми. Что, по своей сути, подсознательно человеком воспринимается, буквально, как небытие себя среди людей.

Ибо, осознанно или, больше, подсознательно, каждый человек себя воспринимает как порождение тех отношений, которые он имеет с миром и, прежде всего, с людьми.

И его страшит, что в этих отношениях на него не обращают внимания, его «не видят в упор» — его нет для этих людей, а значит, и нет его, как такового.

А для того, чтобы побороть этот страх, чтобы избавиться от него, нужно продемонстрировать своим не скромным поведением, что я есть — обратить на себя внимание.

Или, как ни странно на первый взгляд, тем, чтобы стать таким «как и все». Но странность исчезает, если мы поймём, что под стремлением стать таким «как все», скрывается желание, как раз, избавится от своей стеснительности – показать всем, что я, как и вы — не скромен.

При этом, конечно, если человек находится в окружении, где скромность не в чести, или он считает, что так есть: скромность – удел «пришибленных и тупых».

Каким же самосознанием должен обладать человек, чтобы это вынуждало его быть нескромным?

1. Конечно, прежде всего, не самодостаточным – человек не может быть «сам по себе» — ему необходимо постоянное подтверждение самого себя в виде отношений с другими, чтобы осознавать себя тем, кем он себя воображает в самосознании.

2. Сознание и самоосознание, соответственно, этого, нескромного человека, должно быть мало окультуренным, мало социализированным – извините, он должен быть туповат, глуповат, и не просвещён.

Ибо, только это вызывает у него страх быть незамеченным другими людьми, попутно с боязнью самих этих людей, как нечто отличного от него.

3. Психика такого человека находится в постоянном возбуждении, ибо, окружающая среда воспринимается им как агрессивная, – которой нужно доказывать не только своё существование, но и то, что эта личность имеет в ней значение.

Восприятие окружения, как недружественной, агрессивной среды, порождает свою, ответную, уже настоящую, а не мнимую агрессию. Поэтому-то, не скромность, как правило, и проявляет себя таким образом: от наглости, до откровенных нападок на окружающих.

4. Естественно, человек, не обладающий самодостаточностью самосознания, вечно стремится подменить его на «Мы» вместо «Я».

Не скромные люди всегда ищут себе компанию таких же – как правило, с лёгкостью находят себе подобных.

5. Стремясь побороть свой комплекс неполноценности, люди, с не самодостаточным самосознанием, пытаются самоутвердиться своими нападками на других людей и подчёркиванием своего отличия от скромных или застенчивых людей.

Нескромность всегда, если и не столь агрессивна, то всегда активна.

Скромность украшает человека: скромность – привилегия достойных мужчин и женщин

Как раз, нескромные люди, заметьте, не только опошлили эту истину, но и стали применять её в целях подчёркивания своей нескромности.

Почему скромность — привилегия достойного человека?

1. Скромному мужчине или женщине нет нужды излишне демонстрировать прелести своего тела или демонстрировать свои умственные способности.

Ибо, его ум прописан у него «на лбу», для желающих и даже не особо желающих его видеть.

А его внешность, ему не безразлична, нет, но он знает, что «кому надо, тот увидит» и поймёт. И не надо для этого, извините, «сиськи вываливать» больше, чем они сами вываливаются.

2. Скромность – это порождение самодостаточности личности.

Ему, скромному человеку, как и всем, нужно общение и отношения с людьми, безусловно, НО у него давно выставлена себе самооценка – он знает себе цену.

Поэтому, в отличие от мечущегося нескромного человека, ему не надо демонстрировать свою личность в неординарном виде, чтобы показать самому себе, в надежде что это и другие оценят, что-то в себе особенное.

Он просто говорит всем своим видом: Я, вот, такой – прошу меня воспринимать, вот таким, какой я есть. Нравлюсь или не нравлюсь – это ваши проблемы, меня это как-то особо и не трогает.

3. Скромность – свойство личности приобретённое, а не данное ей с рождения или, даже, воспитанием.

Все люди в детстве и юности не скромные или стараются быть таковыми в борьбе со своей стеснительностью. Ибо, скромность приобретается как результат становления сознания и самосознания человека.

Как только самосознание достигает своей зрелости – понимания личностью того, кто она есть на самом деле, с более-менее объективной точностью, так и человек, автоматически становится скромным.

А отсюда: легко понять, что нескромный человек и будет таковым оставаться, пока не наберётся «ума-разума».

Как он оценит свою личность – какое у него будет самосознание – это, в общем-то, не важно, главное, чтобы человек оценил себя «как оно есть», и спокойно занял своё место в социуме, не пытаясь себя показать тем, кем на самом деле не является.

Обратите внимание: нескромность может процветать и до самой смерти человека. Хотя, скромным стать человек может, даже в юном возрасте, в виде исключения, как сильно лично развитый.

А массово скромными, становятся люди в зрелом возрасте. К сожалению, по моим наблюдениям, меньше половины людей.

4. Скромность предполагает внутреннее достоинство и самоуважение личности.

А отсюда: скромный человек, мало того, что будет требовать, но опять же скромно, уважения к себе и не унижения своего достоинства.

НО и сам проявляет уважение к ЛЮБОМУ человеку и старается не унижать его достоинство. Ибо, это вытекает из самой его сути самодостаточного человека.

5. Скромность предполагает наличие повышенной совестливости и стыдливости.

Ибо, это проистекает из того, что самодостаточный человек имеет высокие нравственные ценности, и по своей сути порядочен.

6. Скромность предполагает интерес, а не безразличие к другим людям.

Ибо, самодостаточный человек, по своей сути, всегда стремится обогатить своё самосознание – своё «Я», знаниями о других людях и их жизни для развития и укрепления своей самодостаточности.

7. Скромность – это понимание границ своего «Я» и уважение границ чужих «Я».

Это проявляется не только в уважении к другой личности, но и в отсутствии на неё давления: уважение её и её выбора жить так или иначе.

Самодостаточному человеку нет нужды навязывать другим ни себя, ни своего образа жизни.

8. Скромность – это отсутствие тщеславия, необоснованных амбиций и зависти.

Всё это, опять же, вытекает, как следствие, из самодостаточности скромного человека.

9. Скромность напрочь отвергает самолюбование. Любоваться собой скромному человеку не интересно и скучно.

Именно поэтому скромный мужчина или женщина никогда не будет кичливо одеваться или наносить макияж «сверх того». Они не будут демонстрировать свои успехи или «посыпать голову пеплом».

И, скромный человек, никогда не будет с трепетом ожидать одобрения и поддержки других людей. Ибо, он, этот человек, – САМОДОСТАТОЧЕН.

10. Нескромность – это источник вечных собственноручно порождаемых проблем на свою голову.

Ибо, по сути, это вечная конфронтация не только с собой, но и с окружающими людьми, в необходимости доказывать себе и всем, что я собой что-то представляю.

Скромность, если она обретена человеком, избавляет его от многих проблем и внутри себя и в отношениях с людьми. Ибо, сказано: Скромнее надо быть, скромнее…

ОК, дамы и господа, а как вы считаете: «скромность украшает человека» или «наглость — второе счастье»? На мой взгляд, как видите, скромность мужчины и женщины – чуть ли не краеугольный камень в сознании и в поведении личности.

Ещё статьи по этой тематике:

— Скромность позволит вам уступать первенство мужчине, так как вы способны будете отойти в сторону и не лезть вперед него. А уж тем более, давать советы, когда вас не просят об этом.

— Скромность подчеркнет все ваши достоинства: доброту, естественность, искренность, мягкость и красоту и, конечно, женственность.

— И будет хорошим оберегом и защитой от зависти и различного негатива.

Женская скромность очень красива. Она покоряет и располагает к себе.

Со скромностью тесно связаны такие качества как: естественность, воспитанность, отзывчивость, доброжелательность и тактичность.

Это очень женское качество, которое делает женщину гармоничной и очень привлекательной для противоположного пола. Развивая это качество, вам станет легче жить — в вашей жизни появится больше гармонии, добра и любви.

Другие женские качества мы развиваем на уроках Женской Школы. Все подробности .

Татьяна Дзуцева.

Вконтакте

Вспомните вечеринку, которую вы недавно посетили. Я уверен, среди гостей был как минимум один парень, который без перерыва трещал о своих достижениях: о том какой большой у него счет и какой грандиозный ремонт он затеял в своем гигантском доме. И не важно оценили ли вы его достижения, главное, что он в своем великолепии абсолютно уверен! Конечно, на вечеринке присутствовали и другие не менее успешные люди, которые не трубили на каждом углу о своих достижениях. Мы высоко ценим таких скромняг и подозреваем, что сами они о себе не слишком высокого мнения.

Кажется, что скромные люди недооценивают свой талант и свои достижения, и даже сознательно преуменьшают их. Если они действительно понимают, насколько успешны, почему они так застенчивы? Или же скромность невозможна без обмана? Нет, об этом даже думать не хочется.

Однако, Ирен Макмаллин в своей статье в журнале Philosophical Quarterly ставит под сомнение привычное понятие «скромность » и просит нас подумать, что же мы понимаем под понятием «быть скромным ».

Макмаллин утверждает, что скромные люди осведомлены о своих хороших качествах, именно поэтому они знают, как их преуменьшить. Например, представьте Джейн, известный кинорежиссер. Если Джейн не понимает, как она удивительно успешна по сравнению с другими кинорежиссерами, она, скорее всего, будет бесконечно говорить о своих кассовых фильмах и наградах в Каннах, не подозревая о том, что чувствуют люди, слушая ее. Это парадокс скромности: Вы должны понимать, насколько вы успешны, чтобы знать как не обидеть этим других.

Эту позицию разделяет философ (и коллега блоггер) Аарон Бен-Зеев, который утверждает, что скромность предполагает самосознание успешности с верой в равенство людей. Скромный человек знает, что он или она имеет некоторые выдающиеся качества, но в то же время ему известно, что эти качества не особо важны. Именно поэтому Билл, генеральный директор, входящий в список журнала Форбс, общается с Джоном, дворником в его компании. И хотя Билл зарабатывает больше денег, обладает большей властью, и, в общем, более успешен, чем Джон, он понимает, что в глубине души он и Джон одинаково ценны и значимы.

Аристотель писал, что добродетель заключается в «золотой середине» между двумя крайностями. Скромность заключается в таком же балансе между хвастовством о своих достижениях и сокрытием их. Эти крайности имеют одну общую черту: они отказывают другим людям в уважении, которого они заслуживают. Ложно скромный человек заставляет других испытывать неловкость, когда он изображает добродетель, хвастая своими достижениями. Например, когда кто-то кого мы знаем, получил образование MBA в Гарваре говорит, подмигнув, что он посещал «маленький колледж в Кембридже,» мы съежимся от его фальшивой скромности. Он ведь знает, что всем известно где он учился, но тем не менее распускает перья как самодовольный павлин.

К тому же, когда чрезмерно скромный человек искренне избегает разговоров о своем успехе, он или она понимают, что остальным тяжело слышать об этом. К примеру Джейн, режиссер, на званом ужине. Когда темой обсуждения стал ее недавний фильм, что она должна сказать, как действительно скромный человек? Конечно, она не должна цитировать восторженные отзывы или упоминать аншлаговые кассовые сборы. Но она и не должна отрицать свои достижения с комментариями, как: «О, не так уж все и хорошо.» Независимо от того, как искренне она это скажет, (в отличие от подмигивающего мистера Гарварда), другие гости, вероятно, почувствуют себя оскорбленными, как будто Джейн усомнилась в их искренности.

Вместо этого, Джейн должна признать свой успех, не преуменьшать его («Спасибо, я много лет пыталась этого добиться»), показать свою признательность другим («я получаю от друзей огромную поддержку, их вера так много значит для меня»), или сменить тему разговора («Спасибо, но как насчет вашей новой книги, я хотела бы писать так, как вы!»). Любой из этих приемов покажет, что она спокойно относится к своему успеху. Она не отрицает его, но признает, что это не делает ее лучшим человеком, чем кто-либо еще. Да, она добилась успеха сняв этот фильм, в этом она лучше некоторых, но хуже в чем-то другом.

На первый взгляд, скромность, кажется, сосредоточена внутри, это то, как люди думают о себе. Но, как выясняется, скромность – это то, как человек видит и уважает других. Чтобы быть по-настоящему скромным, не стоит отрицать собственный триумф. На самом деле, вы должны осознавать и принимать его.

В конце концов, добродетель действительно невозможна без честности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .