В чем прав достоевский противопоставляя. Архив вопросов


Обязанности ответственного за противопожарное состояние помещения и действия в случае обнаружении возгорания или пожара
Правила поведения при техногенных авариях
Правила и меры безопасности связанные с повреждением и ремонтом электропроводки

Как не упасть, эвакуируясь по настенной лестнице/Если загорелась одежда/Чего не следует делать при пожаре

Рекомендации по действиям граждан при пожаре. Признаки начинающегося пожара
Действия при пожаре в квартире
Действия при пожаре в соседних помещениях
Как не упасть, эвакуируясь по настенной лестнице/ Если загорелась одежда/ Чего не следует делать при пожаре
Если - пожар на балконе, загорелся телевизор, пожар или дым в подвале
Действия при пожаре в многоэтажном здании
Действия если пожар-в личном автомобиле,на рабочем месте(кабинете,цехе и т.п.)
Действия если пожар - в троллейбусе, автобусе, трамвае, вагоне метро, в поезде теплоходе,яхте,катере
Ваши действия если - пожар в лесу, заметили в горящем помещении людей, услышали крики Пожар

Использованы материалы сайта mchs.gov.by - МЧС Республики Беларусь


Как не упасть, эвакуируясь по настенной лестнице

Спускаясь с высоты по стационарной настенной пожарной лестнице, двигайся быстро, но без суеты. Вниз не смотри, смотри только на свои руки и ноги, от их слаженной работы зависит твоя жизнь.

В каждый момент времени у тебя хотя бы одна рука и одна нога должны находиться на ступеньках лестницы. Прижимайся телом ближе к ней.

По лестнице, закрепленной на стене высокого дома, безопаснее спускаться с обратной стороны, т.е. развернувшись спиной к стене (вниз не смотри!). По мере спуска делай остановки (передышки), чтобы расслабить напряженные мышцы. Не задерживай дыхание, дыши животом (диафрагмой). Сохраняй спокойствие, и у тебя вс? получится.

Если загорелась одежда?

Следует четко знать, что горящая на человеке одежда при его вертикальном положении ведет к распространению пламени на лицо, загоранию волос и поражению органов дыхания. Если на тебе загорелась одежда:

нельзя бежать, это лишь усилит горение;

надо быстро сбросить воспламенившуюся одежду, а если это не удалось, следует упасть и кататься по полу (земле), сбивая пламя.

Если на другом человеке загорелась одежда:

нельзя давать ему бегать – пламя разгорится еще сильнее;

надо помочь ему быстро скинуть воспламенившуюся одежду и залить ее водой;

если это не удалось, необходимо повалить пострадавшего на пол (землю) и любым способом сбить пламя, залить водой, засыпать землей, забросать снегом, накинуть плотную ткань (брезент, одеяло, пальто) и плотно прижать ее к горящей одежде. При этом голову пострадавшего оставить открытой во избежание отравления продуктами горения.

Чего не следует делать при пожаре

При загорании и пожаре не следует:

1. переоценивать свои силы и возможности;

2. рисковать своей жизнью, спасая имущество;

3. заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;

4. тушить водой электроприборы, находящиеся под напряжением;

5. прятаться в шкафах, кладовых, забиваться в углы и т.п.;

6. пытаться выйти через задымленную лестничную клетку (влажная ткань не защищает от угарного газа);

7. пользоваться лифтом;

8. спускаться по веревкам, простыням, водосточным трубам с этажей выше третьего;

9. открывать окна и двери (это увеличивает тягу и усиливает горение);

10. выпрыгивать из окон верхних этажей;

11. поддаваться панике.

Ф. М. Достоевский - великий мастер психологического романа. В 1866 году он закончил работу над романом «Преступление и наказание». Это произведение при несло автору заслуженную славу и известность и стало занимать достойное место в русской литературе.

Один из романов Ф. М. Достоевского практически полностью посвящен анализу социальной и нравственной природы преступления и того наказания, которое за ним последует. Это роман “Преступление и наказание”.

Действительно, преступление для писателя становится одной из важнейших примет времени, современным явлением.

Толкая своего героя на убийство, Ф. М. Достоевский стремится осознать причины того, почему в сознании Родиона Раскольникова возникает столь жестокая идея. Конечно, его “среда заела”.
Но заела она и бедную Сонечку Мармеладову, и Катерину Ивановну, и многих других. Почему же не становятся убийцами они? Дело в том, что корни преступления Раскольникова лежат гораздо глубже. На его взгляды огромное влияние оказывает популярная в XIX веке теория существования “сверхлюдей”, то есть таких людей, которым дозволено больше, чем обыкновенному человеку, той “дрожащей твари”, о которой размышляет Раскольников. Соответственно, и само преступление Родиона Раскольникова понимается писателем гораздо глубже. Смысл его не только в том, что Раскольников убил старуху-процентщицу, но еще и в том, что он сам разрешил себе это убийство, возомнил себя человеком, которому дозволено решать, кому жить, а кому нет.

После убийства начинается новая полоса существования Раскольникова. Он и раньше был одинок, но теперь это одиночество становится бесконечным; он отчужден от людей, от семьи, от Бога. Его теория не оправдала себя. Единственное, к чему она привела - невыносимые страдания. «Страдание - великая вещь», - сказал Порфирий Петрович. Эта мысль - мысль об очистительном страдании - звучит в романе неоднократно. Для того чтобы облегчить нравственные муки, Порфирий советует обрести веру. Подлинный носитель спасительной веры в романе - Соня Мармеладова.

В первый раз Раскольников услышал о Соне, о ее разрушенной судьбе в распивочной от Мармеладова. Она пошла на великую жертву, чтобы спасти от голода свою семью. И уже тогда только лишь одно упоминание о ней Мармеладова задело в душе Раскольникова какие-то тайные струны.

В те дни, которые стали для него самыми тяжелыми, Раскольников идет не к кому иному, как к Соне. Он несет свою боль не к матери, не к сестре, не к другу, а к ней. Он чувствует в ней родственную душу, тем более что их судьбы так схожи. Соня, как и Раскольников, сломила себя, растоптала свою чистоту. Пусть Соня спасала семью, а Раскольников всего лишь пытался доказать свою идею, но они оба погубили себя. Его, «убийцу», влечет к «блуднице». Да ему больше и не к кому пойти. Его тяга к Соне порождена еще и тем, что он стремится к людям, которые сами пережили падение и унижение, а поэтому смогут понять надрыв и одиночество.

Я считаю, что, осуждая людей беспомощных, не решающихся изменить свою жизнь, герой романа был прав. Его правда и в том, что он сам пытался найти путь, который приведет к изменениям к лучшему.
И Раскольников нашел его. Он считает, что этот путь - преступление. И, я думаю, он был прав в том, что признался в убийстве. Иного выхода у него не было, и он чувствовал это.

По мнению Достоевского, вершить людские судьбы способен только Бог. Следовательно, Родион Раскольников ставит себя на место Бога, мысленно приравнивает себя к нему.

"Преступление и наказание" 6 вопросов. Развернутые ответы. 1. Как вы понимаете название романа? Почему преступлению

посвящена одна часть, а наказанию – пять частей романа?
2. Перечислите все события первой части романа, которые подталкивают героя к преступлению. Выпишите из текста реплики внутреннего монолога Раскольникова, которые показывают глубокие противоречия между «головной» теорией и живым сердцем.
3. Для чего писатель-гуманист Ф.М. Достоевский так подробно описывает убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы?
4. Как вы понимаете слова Сони в адрес Раскольникова: «От Бога вы отошли, и Бог вас поразил, дьяволу предал!»?
5. Объясните смысл фразы Раскольникова: «...вечная Сонечка, пока мир стоит!». В какой связи он это произносит?
6. Почему автор романа в сцене чтения Нового Завета обратился именно к притче о воскрешении Лазаря?

«Правда» Сони и «правда» Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

I. Вступление

Соня и Раскольников — герои, у которых много общего: оба они грешники («убийца и блудница»), оба по натуре своей добры, оба остро и болезненно воспринимают зло и неспра­ведливость окружающей жизни, они понимают друг друга сердцем и сострадают друг другу. Не случайно их судьбы так тесно переплелись.

II. Главная часть

1. Но в то же время Соня и Раскольников — идейные ан­типоды. В противостоянии окружающему злу Раскольников предпочитает путь насилия, путь героической переделки мира при помощи активных действий, а Соня — путь смирения и сострадания. Соня очень близко подходит к любимой мысли

Достоевского о том, что каждый человек нравственно ответст­вен за все грехи мира и что, следовательно, человек должен принять образ Христов и своим страданием стараться иску­пить хоть сколько-нибудь грехи всех. Для Сони эта мысль — не теория, а практическое действие: она не просто жертвует собой ради других, но даже и не задумывается над этим; у нее есть какой-то нравственный инстинкт сострадания. Еще одна важная черта ее натуры — она никогда никого не обвиняет, отчасти потому, что искренне считает себя грешнее всех, а от­части потому, что очень остро чувствует страдания людей и обращает внимание в первую очередь на это (ее отношение к Катерине Ивановне, Мармеладову, Раскольникову. Последнее особенно показательно: глядя на Раскольникова, она видит не преступника, а безмерно страдающего человека).

(Об «идее» Раскольникова подробнее см. план на тему «Родион Раскольников и его теория в романе Ф.М. Достоев­ского «Преступление и наказание».)

2. Конфликт убеждений Сони и убеждений Раскольнико­ва ярче всего проявляется в их разговорах. Здесь действи­тельно сталкиваются две «правды». «Правда» Раскольнико­ва в том, что мерзавцы и негодяи имеют неограниченную власть над беззащитными и добрыми людьми, и с этим надо что-то делать. Правда Раскольникова в том, что Катерина Ивановна скоро умрет, ее дети останутся сиротами и Сонеч­ка их не спасет, что Полечке скорее всего, останется та же дорога, что и Соне. На это Соня не может возразить ничего, кроме того, что «Бог, Бог такого ужаса не допустит!», на что Раскольников вполне резонно отвечает: «Других допускает же». Но есть и «правда» Сони: она в том, что человек — не «вошь», в том, что убийство и вообще насилие — нравствен­ное преступление, грех перед Богом и людьми, в том, что ни­какой человек не судья людям даже в крайних и на первый взгляд очевидных обстоятельствах. На вопрос Раскольнико­ва — «Лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Ка­терине Ивановне? то как бы вы решили: кому из них умереть?» - Соня отвечает: «Кто меня тут судьей поставил: ко­му жить, кому не жить?».

III. Заключение

Самому Достоевскому христианский гуманизм Сони был, конечно, неизмеримо ближе идей Раскольникова. Однако та­кова была природа таланта Достоевского, что он дает споря­щим сторонам высказать сильнейшие аргументы. Поэтому в его романах не явная правда борется с явной неправдой, а од­на «правда» - с другой.

Цель: Показать, в чём писатель видит источник обновления жизни изменения существующего уклада жизни; рассмотреть сцены, в которых звучит протест писателя против бесчеловечности общества; осмыслить последние страницы романа, ответив на вопрос: «Как происходит открытие христианских ценностей раскольниковым через любовь к Соне?».

Оборудование: Учебник, текст романа, иллюстрации к роману, таблица «Две правды в романе Ф. м. Достоевского “Преступление и наказание”», рм для работы в группах.

Прогнозируемые

Результаты: Учащиеся делают выводы о гуманизме автора, утверждающего искупительную силу человеческого страдания, об ответственности человека за свою жизненную позицию; отмечают наличие в романе полифонизма - наличие нескольких «правд» героев, выражающих своё отношение к жизни.

Форма проведения: Урок художественного восприятия произведения.

ХОД УРОКА

I. Организационный Этап

II. Постановка Цели И Задач Урока .

Мотивация Учебной Деятельности

4. Постановка и решение проблемной ситуации (в группах)

Задание для 1-й группы . Докажите, что писатель утверждает в романе «правду» Сони. Как отвечает Ф. м. Достоевский на вопрос: «Как уничтожить на земле зло?»?

Задание для 2-й группы . В чём прав и в чём не прав Ф. м. Достоевский, противопоставляя «правде» раскольникова «правду» Сонечки мармеладовой?

Задание для 3-й группы . Обратившись к эпилогу, проследите, как происходит воскрешение человека в раскольникове через любовь к Соне.

5. обобщающее слово учителя

Соня мармеладова и родион раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они - как два противоположных полюса, но не могут существовать друг без друга. В образе раскольникова

Воплощена идея бунта, в образе Сони - идея смирения. Но содержание и бунта, и смирения - многочисленных споров, не прекращающихся и в настоящее время. Герои романа остаются верны своим убеждениям, несмотря на то, что вера их различна. Оба понимают, что Бог един для всех, и он укажет истинный путь каждому, кто ощутит его близость. автор романа путём нравственных исканий и размышлений пришёл к мысли о том, что каждый человек, приходящий к Богу, начинает по-новому смотреть на мир, переосмысливает его. Поэтому в эпилоге, во время нравственного воскрешения раскольникова, Ф. м. Достоевский говорит, что «начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Справедливо осудив «бунт» раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдание, чем насилие,- страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности. В наше время, вероятнее всего, Соня стала бы изгоем. И не каждый раскольников в наши дни будет мучиться и страдать. Но совесть людская, душа человека жили и будут жить всегда, пока «мир стоит». В этом и заключается великий бессмертный смысл сложнейшего романа, созданного гениальным писателем-психологом Ф. м. Достоевским.

IV . Рефлексия . Подведение Итогов Урока

«Закончи фразу…» (в группах)

Великие романы Ф.М. Достоевского имеют философский характер. Они написаны в форме рассуждений героев, которые настолько срастаются со своими идеями, одержимы ими, что эти идеи становятся их «второй натурой». На мой взгляд, цель всех произведений писателя – найти правду жизни, идеал человека. Такие психологические искания были свойственны людям в тот период, когда в России «все переворотилось» (слова Л.Н. Толстого).

Этим вниманием к противоречивой сущности человека Достоевский превосходит многих художников слова. Трагизм исканий подчеркивается тем, что спор между героями никогда не кончается победой одного или поражением другого. Достоевский заостряет внимание на том, что вопрос о смысле жизни человека, об идеале всегда остается открытым.

Как два встречных потока предстают в романе Родион Раскольников и Соня Мармеладова. И каждый из них оказывается нужным другому. Соня укоряет Раскольникова за высокомерие к людям, а он помогает ей, этой кроткой душе, исполниться мужеством презрения к таким, как Лужин. Однако к осознанию этого герои приходят не сразу, преодолевая острые противоречия.

Первоначально Раскольников считает, что пришел к Соне, чтобы пробудить в «безропотной» душе гордость, вызвать у нее протест. Этим герой и оправдывает себя. На самом же деле он приходит к Сонечке Мармеладовой «сложить хоть часть своих мук» – все рассказать о своем преступлении. Но истинное его страдание заключается отнюдь не в том, что он убийца.

Образ старухи-процентщицы вызывает в нем одну лишь гадливость. Раскольников мучается «идеей убийства» и ищет у Сони подтверждения права на убийство во имя справедливости, во имя сочувствия к людям. Одновременно в герое бьется мысль: «А не поступаю ли я подло? Надо ли сказывать, кто убил Лизавету?» Ему вдруг становится стыдно за себя, за желание переложить свои заботы, угрызения совести, вызванные уязвленным самолюбием, на чужие плечи. И тут подхватывает Раскольникова другое, странное необъяснимое чувство, «что не только нельзя не сказать, но даже и отдалить эту минуту… невозможно».

В одном из разговоров Раскольников спрашивает Сонечку напрямик: «Лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Катерине Ивановне?» Соня с отвращением отводит этот вопрос, ссылаясь на неисповедимость Божьего промысла. Но этим не успокоить душевной боли Родиона Раскольникова, Здесь Достоевский ставит проблему: почему страдает человек и где оправдание этому страданию?

Сонечка оправдывает свои страдания прежде всего тем, что она спасает жизнь родным. Кроме того, Соня верит в бессмертие. И тут писатель затрагивает еще один важнейший вопрос: если есть бессмертие, следовательно, Бог существует? Однако, если есть Бог, то как он мог допустить слезы ребенка, все это море страдания человеческого?

Для Раскольникова это невозможно, поэтому все бессмысленно, а, значит, – и все дозволено. По его теории, человек – сам Бог. Однако без высшей Правды, без Бога, без морального критерия оценки человеческих поступков становится, по словам Мармеладова, «слишком зверино».

Вот в этой обстановке, когда столько горя и нет сил помочь всем, всех утешить, Соня и Раскольников задают один и тот же вопрос: «Что же делать?» И каждый отвечает на него по-своему.

Раскольников считает, что нужно взять «свободу и власть, а главное власть! Над всей дрожащей тварью и всем муравейником! Вот удел!» Но обстоятельства, приведшие к такому выводу, оправдывают его. Герой хочет мстить за горе обездоленных – это уже схватка с веком, «кровь по совести», убийство «по справедливости», когда «одно крошечное преступление» загладится «тысячью добрых дел».

Казалось бы, всей логикой романа Достоевский как бы старается доказать, что нельзя делать добро, минуя преступление: из-за матери и сестры, во имя боли за обиженных, Раскольников решается преступить моральную черту и убить. Во имя любви к брату Дунечка решается на брак с негодяем Лужиным, а Сонечка Мармеладова для спасения семьи растаптывает свою жизнь…

Однако есть еще один довод, приводящий преступника к преступлению – внутренний, который живет в нем самом: в его гордости, в чаянии проверить на себе, «Наполеон я или нет». Даже в статье Раскольникова главная мысль – «могу ли я совершить так называемое преступление, впрочем, во имя благой цели?» Он как бы сам заражается царящими вокруг него произволом и бесчинствами: дай и я попробую… Но сколько ненависти в его душе именно к таким властителям, легко шагающим через трупы людей!

Итак, три момента важны в правде жизни Раскольникова: альтруистический – помощь униженным людям и месть за них; эгоистический – когда «все позволено» и можно испытать, не «тварь ли я дрожащая»; и, наконец, самоказнь – когда оказалось, что «не выдержал».

Соня – жертва мира Лужиных и Свидригайловых, вместе с тем, она – новая Христова совесть Раскольникова; она сама защиты не требует, хотя в ней нуждается. Эта героиня – воплощение страданий и смирения, пример совсем иного ответа на зло.

Раскольников первой именно Соне, а не кому-то другому, признается в своем преступлении, хотя она не может безропотно принять его исповедь. Это доказывает, что ее правда жизни притягательна. Соня отвергает путь гордыни крови и заклинает Раскольникова покаяться и искупить грех. Она выводит героя «из мрака заблужденья», вырастает в громадную фигуру смирения, страдания и добра, когда само общество заблудилось в «трихинах» античеловеческих.

Раскольников идет на убийство во имя справедливости, во имя ненависти к Лужину, во имя мести за горе страждущих. Однако детский испуг Лизаветы, ее невинная смерть – страшное отрицание своеволия Раскольникова, решившего вмешаться в Промысел Божий. Тот же детский испуг – на лице страдалицы Сонечки. Перед лицом любви, детского протеста чистой души женщины в сердце Раскольникова оживает такое же детски непосредственное, простое и немудрое, а в этом – конец его бунта.

Однако нельзя однозначно сказать, что Сонина правда жизни победила. Думаю, невозможно разделить эти две правды. В конечном счете, они одинаковы, различны только средства достижения. Основная их мысль высоконравственна: восстановление погибшего человека, задавленного гнетом обстоятельств; вернуть человеку то, что у него отняло несправедливое общество; выправить искореженную душу.

К этому «восстановлению» присоединяется восстановление особое, религиозное, которое можно рассматривать шире – как «наполнение» человека новой моралью, чувством христианского смирения. Поэтому Раскольников и просит Соню почитать ему Евангелие…