Как создавали кружевной сколок в вологодской губернии. Кружевной промысел в россии

Работа заняла

1 место

Вологодское кружево
Нет, наверное, на Земле человека, который не слышал бы о нем…
И я счастлива быть непосредственным участником его волшебного рождения…
Уже двадцать лет я работаю художником кружева, но до сих пор не перестаю восхищаться готовыми изделиями, рождающимися стараниями моих мастериц-кружевниц. Поэтому при выборе ремесла для первой работы на конкурс у меня не было и сомнений – конечно кружево!
Вот такой получился ангел – пусть он оберегает всех нас!

Высота около 20 см, но если бы это был настоящий сколок, по которому плела бы ангела кружевница, его высота стала бы около 40 см. Потому что, рисуя сколок, я должна в первую очередь учитывать количество используемых нитей, их толщину – именно это определяет ширину вилюшки (выплетаемой кружевницей тесемочки, из которой и складывается сам узор), а ширина вилюшки во многом определяет размер будущего изделия.

Покрасуемся с разных сторон...

А так все началось.Нарисовала рапорт, отсканировала, "собрала" в целое, распечатала... В принципе, процесс практически не отличается от моей основной работы)))


Потом перенесла рисунок на бумагу для акварели (прикрепила сверху напечатанный рисунок и перевела методом тиснения).


Макетным ножом вырезала детали


Без подложки рисунок теряется, поэтому склеила конус, на который приклеила ангела.

А теперь немного о своей работе, думаю в данном случае это уместно. Художник кружева создает сколки, по которым кружевницы и выплетают изделия.
Сколок – это рисунок кружева. Даже не рисунок – чертеж, технологическая, четко прорисованная, схема. Он содержит, во-первых, очертания будущего кружева, во-вторых, схему плетения, в-третьих, указывает, где должны при плетении помещаться булавки.
Сколок можно сравнить со схемой для вышивки, только вышиваем мы на канве, глядя на схему, а кружево плетется прямо сверху сколка.
Распечатанный на бумаге сколок приклеивается на плотный(2мм) картон, размещается на специальной "подушке" и начинается волшебство рождения кружева.
Сейчас мы заканчиваем работу над большой кружевной скатертью «Василиса», как только она будет готова, размещу фото в блоге, а сейчас покажу фрагменты в процессе работы.



А это уже сшитые между собой фрагменты, сплетенные по этим сколкам.


Рабочий сколок маленького ангела, а ниже готовый малыш


Сначала я хотела написать о своей профессии своими словами, но потом решила, взять текст отсюда, http://www.vologda.ru/vologda/kruzhev2.htm лучше не напишешь!

Неспешно старушка плетёт у окна. Звезда загорелась - звезду ту вплела. Свернувшись клубком, задремал старый кот - на кружеве белом он тоже уснёт.... Наверняка многие из Вас в детстве слышали эту незатейливую сказку. Увы, это всего лишь красивая сказка. Как бы громко не кричал поутру петушок, как бы ярко не светило утреннее солнце, не быть им на кружевной скатерти, если до этого их не нарисовал художник по кружеву. Но прежде, чем мы узнаем самый главный секрет этой загадочной профессии, давайте вспомним, что же такое плетение.

При ткачестве используется всего две нити - основная и уточная, при вязании - одна, а при плетении - множество нитей. В больших работах их количество достигает 60 и даже больше. Каждая нить наматывается на отдельную палочку - коклюшку. Плетея - именно так называлась на Руси мастерица - закрепляет нить на коклюшке, кладёт её себе на колено и несколько раз катает, пока нить не займёт полностью специально отведённое для неё углубление. Далее наступает черёд куфтыря - набитого соломой матерчатого барабана. Его укрепляют на специальной подставке, предварительно обернув бумажным сколком. Именно в нём и хранится секрет мастерицы. Её неповторимый рисунок. Вставляя в дырочки на сколке булавки и перекидывая коклюшки, плетея переплетает нити. Как компьютерная перфокарта задаёт программу вычислительной машине, так и простой бумажный сколок заранее определяет кружевной узор.

Откуда же берутся эти кружевные программы? Именно программы, так как простого рисунка для плетения кружева недостаточно. Художник создающий сколок должен быть ещё и инженером. Каждую ниточку, каждый узелок, каждую петельку необходимо очень точно рассчитать. Допущенная при разработке сколка ошибка мгновенно превратит изящную скатерть в простое нагромождение нитей. Сведёт на нет труд десятков людей.

В прошлом веке работа художника по кружеву оценивалась как труд ювелира. Любой сколок мог превратить его владельца в достаточно богатого человека. Средства для приобретения нового кружевного рисунка собирали всей деревней, как говорится - в складчину. После чего шли в город, на ярмарку, и там отдавали все собранные деньги торговцу кружевами лишь за возможность перерисовать его сколок. Такие рисунки часто бывали неточными. Именно поэтому деревенские кружева чаще всего имеют неровный рисунок.

А в самом начале развития кружевоплетения как промысла, сколки не перерисовывали, а просто «скалывали» с имеющегося у кого-то из мастериц, подложив под низ новую бересту, да-да, именно бересту! Отсюда и пошло название – сколок. Это фото я сделала в Вологодском музее кружева, простите за качество, сколок лежит в самом уголке витрины, да еще и под стеклом...

Теперь художникам работать технически проще. Вологодское кружево имеет одну особенность – оно обязательно симметричное, т е готовое изделие состоит из нескольких повторяющихся в строгом порядке фрагментов (рапортов). Поэтому достаточно нарисовать от руки только один рапорт, проработать его, затем отсканировать, и можно распечатывать нужное количество. Только вот самое сложное – этот рапорт придумать, да не просто придумать, а чтобы потом кружевница при плетении не задумывалась – что и как делать. Иногда неделями ничего не выходит, не один карандаш сточишь, да сколько ластиков сотрешь, пока получится то, что задумывалось изначально…
Воплотить в бумаге оказалось намноооого проще))).

Немного из истории Вологодского кружева.

Начну с первой сказки из очень интересной книжки «Кружевные сказки».

Сказка о кружеве «Семь Катерин».

Рассказывают, что царь Пётр частенько в заморские страны ездил. Любил своими глазами посмотреть, как и что. Прикидывал, где и чему хорошему поучиться.

Однажды приезжает он к Лазоревому морю. Заморский король его встречает, во дворец ведёт, показывает ему всякие диковины.

Жаль мне тебя, царь Пётр, - говорит, - живёшь ты среди тёмных людей. Ничего-то они не знают, ничего не умеют. Взгляни вот, какие мастерицы в моём королевстве имеются!

И показывает кружевную скатерть.

Царь Пётр посмотрел на скатерть и засмеялся.

Где же ты в своей стране видел берёзки да ромашки? Это русское кружево, из моей страны.

Быть того не может! - вскричал король и стал скатерть в увеличительное стекло рассматривать.

Но смотри не смотри - берёза берёзой и останется.

Рассердился король, приказал позвать к себе купцов. Те бросились королю в ноги и признались:

Виноваты. Ох, виноваты! Не вели казнить, вели миловать! Не наших это мастериц дело. У русских кружевниц куплено - у семи Катерин. Лучше никто кружева плести не умеет, богаче их узора нигде не найдёшь…

Что ещё за семь Катерин? Опять меня обмануть хотите! - разгневался король.

Тут уж царю Петру пришлось за купцов заступиться.

Есть, - говорит, - в моём царстве такие кружевницы. Слышать я о них слышал, хоть видеть, никогда не видел.

А заморский король разошёлся - и царю Петру веры нет.

Не поверю, - кричит, - пока своими глазами не увижу! Покажите мне этих Катерин. Едем к ним сию же минуту!

Ну, царям сборы не долги. Приказали лошадей запрячь, да и поехали. Впереди - стража, позади - стража: на тот случай, если разбойники нападут.

Начали путь в коляске, а потом и в сани пересели, в собольи шубы оделись. Едут, едут. Смотрят - навстречу возок ползёт. В нём - купец с узлом на коленях.

Спрашивает его королевский стражник:

Добрый человек, не укажешь ли нам путь к семи Катеринам-кружевницам?

Купец рассказал, как проехать, да и говорит:

Я от них возвращаюсь. Занавески купил. Может, взглянете?

Развернул купец занавески. Все так и ахнули! На каждой из них целая сказка выплетена. На одной - про Морозку, на другой - про Сивку-Бурку, а на третьей - про Василису Премудрую.

Заморский король как увидел занавески, так и закричал:

Мои! Покупаю!

И бросил купцу кошелёк с золотом.

А царь Пётр молчит, будто его это вовсе не касается.

Спрашивает королевский стражник:

Добрый человек, не скажешь ли нам, где семь Катерин живут?

Купец отвечает:

Знаю, как не знать! Вон за тем леском… Я вот покрывало у них купил. Не взглянете ли?

Развернул купец покрывало - чудо, да и только! На одной стороне - весна лето догоняет, на другой - зима с осенью в обнимку идут.

Заморский король даже из саней выпрыгнул.

Покупаю! Покупаю! - кричит. - Казначей! Дай ему целую шапку золота…

А сам покрывало в охапку - и в сани. Боится, чтобы купец, чего доброго, не передумал или царь Пётр покупку не перехватил.

Ещё немного проехали - и до села добрались. Подкатили к дому, где кружевницы живут.

Вышли на крыльцо семь Катерин. Все статные, русые, ясноглазые. Поклонились они гостям в пояс, в дом к себе пригласили. А сами за работу сели. У каждой на подушечке свой узор заплетён: у одной, будто волны под руками струятся, у другой - над небывалыми цветами невиданные птицы порхают, у третьей по всему кружеву звёзды рассыпаны…

Дух захватило у заморского короля. Он щипать себя стал: уж не снится ли ему всё это?

А царь Пётр спрашивает:

Над чем это вы, красавицы, трудитесь?

Мы свадебное платье плетём для той, которая из нас первая замуж выйдет, - отвечают кружевницы.

А почему вас всех Катеринами звать? - спросил царь Пётр. Старшая ответила:

Наши матери-сестры. Они так любят друг друга, что нас, своих дочерей, назвали всех одинаково, чтобы родную дочь от других не отличать. Имя у нас одно, но зовёмся мы все по-разному.

Как же это? - удивился царь Пётр.

Меня зовут Катерина, - сказала старшая. - Моих сверстниц - Катёна и Катеринушка.

Меня зовут Катя, - ответила сестра помладше. - Мою одногодку - Катенька.

Меня Катюшей кличут, - отозвалась младшая. - Я ровесница с Катюшенькой.

Тут заморский король в себя пришёл. Спрашивает:

А кто вам узоры даёт? Кто их придумывает? Продайте мне все узоры - в убытке не будете!

Отвечают кружевницы:

Нет у нас никаких узоров. Сказки нам помогают.

Покупаю! - кричит заморский король. - Покупаю! Где они, эти сказки? Сколько их у вас?

Засмеялись кружевницы. А Катерина и говорит:

Сказки у нас не продажные. Мы их сами складываем, по очереди. Что ни кружево - то и новая сказка…


«Ни один центр кружевной промышленности в России не пользовался столь громкой известностью, как город Вологда и его скромные обитатели»,- писала Софья Давыдова в своем знаменитом исследовании «Русское кружево и русские кружевницы».

До сих пор неизвестно, когда в обширном вологодском крае возникло искусство плетения кружев, почему на Севере именно на вологодских землях оказалось столь любимым и популярным это ремесло. Возможно, предопределяющими факторами явились развитое льноводство и торговые пути, которые пролегали здесь с севера на юг и приносили влияния иноземной моды, обретавшей на русской земле свои национальные формы.

Кружевничество, как промысел, в Вологодской губернии существует с 1820 года. Официальным исследованием (С.А. Давыдовой) установлено, что во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву. И одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20 годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам. Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения.



Немного позднее в Вологде развила замечательную деятельность Анфия Федоровна Брянцева. Талантливой мастерице пришла счастливая мысль объединить полотнянку густого «белозерского» манера с плетешковыми решетками. Так и получился знаменитый, и ставший модным, «вологодский манер». Анфия вместе с дочерью Софьей разработали целый ряд оригинальных кружевных рисунков и образцов, ввели в употребление мелкие и крупные кружевные вещи, как, например, тальмы, накидки, целые костюмы и т.п. А также обучили кружевному делу свыше 800 городских и деревенских девушек и женщин.

Но давайте вернемся к сказке о кружеве «Семь Катерин» … Сказка сказкой, а кружево, как и очень многое на Руси, появилось с легкой (хотя для многих и не очень!) Петровской руки. А дело было так. Один из недорослей, отправленных Петром учиться за границу, взял там жену-голландку, а по возвращении отчего-то впал в немилость и был сослан в слободу Кукарку (ныне город Советск Кировской области). Голландка же была знатной кружевницей и от скуки стала обучать дворовых девок кружевным премудростям. И дело пошло. Да еще как пошло!

Неграмотные девки мало что научились кружево плести не хуже брабантских, так еще и произвели настоящую революцию в кружевоплетении, благодаря которой появились на свет сплетенные на коклюшках воротнички, салфетки, пелерины, накидки... В общем, любые вещи, да еще и произвольной формы. А все потому, что им пришло в голову соединять элементы кружев между собой с помощью крючка, чтобы получались замысловатые узоры с цветами, снежинками, животными... Так родилась сцепная техника, получившая на Западе название русской. Ведь до этого кружево представляло собой только ровную прямую полосу, и узор был ограничен вариантами переплетения нитей.

Да и сказка то, как выясняется – не сказка, а чистая правда. До того было хорошо русское кружево, что ни в чем не уступала ни брабантскому, ни валенсийскому, никакому другому… Так что ушлые заезжие торговцы скупали его в России и продавали на Западе, как свое “фирменное” изделие. И нередко русские великосветские красавицы, щеголявшие на балах в купленных за баснословные деньги "брабантских" кружевах, и не подозревали, что сделаны они совсем недалеко - где-нибудь в Вологде или Ельце..

И вот уже почти три века вологжанки превращают нитки в снежинки, цветы, узоры, замысловатые орнаменты - иногда кажется, что вещь просто скопировали с зимнего, расписанного морозом окна. Правда, двести лет назад плели кружева в основном из золотых да серебряных нитей для княжеских и церковных одежд. Кованое, плетеное, шитое, пряденое, волоченое, низаное, саженное жемчугом... Это столько, значит, существовало способов их изготовления. И «нигде мы не находим такого богатства и разнообразия материалов для кружев, как в России. Употребляли волоченое золото и серебро, сканое и пряденное с шелком, золотую и серебряную нить или канитель и разного рода так называемые блестки, звездочки и прочее. Были кружева саженные и низанные жемчугом и перьями, и пухом, и горностаем...»


Сначала подражали Западу. Однако спустя время, завиток за завитком, выплели северные мастерицы свой особый узор, «отпочковались» от мирового кружевоплетения. Замечательной особенностью русского кружева было и то, что оно всегда разделялось на заимствованное, для знати, и свое - народное. Причем «кружева, бывшие в употреблении у самого народа, оказываются в большинстве ниоткуда и ни от кого не заимствованными, такими кружевами, которых происхождение не может быть выведено ни из каких чужеземных образцов...».

Да вот вы только вслушайтесь в названия некоторых наших кружевных узоров:

…Павлинки, Дубовый лес, Протекай речка, Денежки филейные, Лапти, Узенька перевенька, Брошки-пышки-города, Вертячий край, Бараньи рожки, Блины, Пава за павой, Пышечки, Рыжечки, Рябушка, Череночки, Узкие узятки...

А знаете, как называлось у нас в старину кружевоплетение? «Женским замышлением»... А сами кружевницы - «плетеями».

В деревнях начинали заниматься плетением с ранних лет. «...готовить, расшивать и украшать свое приданое было уделом всех девочек, начиная с самых юных лет... Обычаи, сохранившиеся до сих пор в мещанских и крестьянских семьях убирать к свадьбе и даже при обыкновенных или менее торжественных собраниях горницу «наспинниками» (полотенцами, развешиваемыми на спицах по стенам), покрывать постель новобрачным несколькими «постилальниками» (простынями), до семи штук иногда, готовить специальные «убрусы» (большие полотенца-перевязи) для невест и женихов, а также и для дружки, который везет образ, служат тому подтверждением. Все только названные предметы расшивались по «перевити» атласником по вырезкам и отделывались кружевом. Их выставляли в доказательство умения, трудолюбия и усердия молодой. На все эти работы соседи и знакомые ходили смотреть, судить и рядить о них».

Однако вернемся к русскому изобретению – сцепному кружеву. То есть сшитому (сцепленному) из кусочков. Творят его так: художник придумывает узор, вырисовывает его на бумаге, просчитывая каждый нитяной шажок, а кружевница потом, прикрепив кальку к подушке, копирует рисунок с помощью ниток. Калька эта сколком называется. Если вещь маленькая, например, воротник, сколок помещается на одном куске бумаги и работать с ним будет одна кружевница. Чтобы смастерить крупное изделие сколки плетутся отдельно друг от друга. Чем крупнее и сложнее вещь, тем большее количество кружевниц ее плетут: каждая по небольшому кусочку. Потом все части соединяются воедино, и получается чудо красоты неописуемой. Где соединяли кусочки – даже с лупой не разглядишь. Узор не сбивается ни на миллиметр. Как делают – не поймешь. Остается только руками развести – фантастика..) Приезжали недавно в Вологду китайцы, удивленно цокали языками: мы компьютер придумаем, говорят, он так же свяжет. Кружевницы только посмеялись: до них немцы были, тоже компьютер собирались сделать. До сих пор делают…

Сколки представлены в формате pdf — Adobe Acrobat Reader.

Если загруженный на компьютер файл не открывается, значит у Вас нет специальной программы.

Скачать её можно здесь, но обратите внимание в открывшемся окне в разделе «Дополнительные предложения» надо снять галочку, чтоб другая дополнительная программа не загрузилась на компьютер. >>> Скачать программу

Чтоб с помощью этой программы распечатать сколок в натуральную величину, даже если он больше, чем формат А4 надо:

1. открыть файл со сколком
2. открыть окно файл- печать (или нажать ctrl+P)
3. в открывшемся окне настроить
а.) настройка размера и обработка страниц: размер, нажать — реальный размер
в.) постер: масштаб сегмента 100%, наложение 10 мм. (это обязательно, чтоб склеивать потом не в стык, а накладывая одну деталь на другую)

Задав эти настройки нажимаете печать. Печать пойдет по порядку, важно не перемешать выходящие c принтера листы, а взять их в том порядке, в котором они выйдут все. И разложить рядами по порядку, если это большой сколок, там уже будет видно что, с чем склеивать.

Сколки которые входят на лист А4 при печати сразу с сайта, проверьте в настройках параметров (слева), стоит галочка «По размеру страницы», её надо снять, тогда сколок напечатается в оригинальном размере.
Если печатаете, предварительно сохранив сколок на свой компьютер, в открывшемся окне принтера, проверьте, чтоб стояла галочка - РЕАЛЬНЫЙ РАЗМЕР - или - 100 %

Сколки, автор Зубарева ИИ:

Как Вы знаете, для кружевницы является одним из главных составляющих в процессе создания кружевных произведений. Без сколка или технического рисунка (именно так звучит его определение на профессиональном языке) не создать не одного кружевного изделия, а особенно в сцепной технике плетения.

Но в старину кружевной сколок не являлся ценным предметом и считался пережитком прошлого. От старых сколков старались избавляться, или закидывали их на чердак, где их со временем находили какие-нибудь собиратели или исследователи.

Первым, кто обратил внимание на историческую ценность сколка, на Вологодской земле, был Владимир Степанович Железняк-Белецкий. В 1948 году он привез первые технические рисунки из экспедиции в Усть-Кубинский район Вологодской области. После чего, карты для плетения, активно начали собираться Вологодским музеем-заповедником и экспедициями по местам кружевоплетения.

Также в этот период кружевные сколки XIX века в музеи-заповедники стали попадать от сдатчиков — новых владельцев домов, где раньше жили кружевницы. Люди приносили забытые сколки кружевниц, которые они находили на своих чердаках.

Что же представлял собой кружевной сколок, в старину?

В XIX веке сколок в Вологодской губернии выполнялся на плотной бумаге или бересте. На основу для кружевного сколка также шли документы, вышедшие из первичного использования, письма, газеты и упаковочные листы. Широко использовалась для основы сколка «клеенка» — склеенная несколькими слоями бумага.

Во время многократного плетения по одному и тому же сколку, места вкола булавки – дырочки, сильно увеличивались (раскалывались) и сколок приходил в негодность. Это в свою очередь приводило к тому, что кружево из-за не точности вкалывания булавки, искажалось и теряло качество исполнения.

Для продления жизни бумажного сколка придумывали различные хитрости. Так родилась идея промазывать лицевую часть сколка несколькими слоями столярного клея или проклеивать тканью его оборотную сторону. Из-за этого сколок со временем становился твердым и ломался во время хранения, так как в основном хранился скрученным в рулоне. Места излома кружевницы прошивали нитками.

Со временем промазанная клеем бумага крошилась, и сколок приходил в негодность. В этот момент его либо выбрасывали, либо оставляли, на хранение в кладовых или чердаках дома.

Кто же создавал кружевные сколки?

Новые кружевные сколки на Вологодской земле создавали мастерицы имеющие склонность к рисованию. В 19 веке их еще называли «артистками» за особый дар создания нового кружева.

Мастерицы умеющие накладывать рисунок, ценились во все времена, ведь цена сколка была выше, чем само изделие, сплетенное по нему. Поэтому данное умение мастерицы скрывали от чужих глаз и держали его в секрете.

Тиражирование сколков было элементарное скалывание. Во время плетение под рисунок подкладывали бумагу. И после того, как изделие было сплетено, точки — накола на подложенной бумаге соединяли, делая обрисовку.

Такой способ ограничивал распространение сколков по мастерицам. Более широкое снабжение кружевными сколками мастериц началось в XX веке. С 1920 года кружевной отдел Губкустпромсекции рисовал сколки на бумаге, снабжая ими до 10% кружевниц.

В 1923 году Артельсоюз ввел размножение кружевных сколков, на стеклографе. Тем самым повысив распространение сколков на 30%.

Полностью обеспечить все кружевные артели (плетели, как их называли в то время) сколками, смогли только в 1928 году, введя в производство с 1926 года литографический способ изготовления сколков на картоне.

В 1970-х годах на производстве сколков появилась светокопировальная машина, которая позволяла сделать копию сколка буквально за три секунды. Для этого использовалась специальная светочувствительная бумага. Ее вместе со сколком прокатывали под ультрафиолетовой лампой.

Такой способ размножения сколков использовался до 90-х годов XX века. В это время светокопировальную машину вытеснила всем нам известная и куда более современная копировальная машина.

Основой в кружевоплетениии является Сколок .

Это картинка,представляющая собой схему для будущего плетения,по которому кружевница будет выплетать кружево.


Создать его можно незатейливым способом: Сколок (картинку) напечатанный на принтере или нарисованный от руки на тонкой бумаге, приклеивают на картон (можно использовать картон от коробок конфетных, упаковочных в 1-2 слоя).Такая толщина увеличит срок службы сколка.




А для сохранения чистоты кружева на конструкцию из рисунка и картона накладывают кальку или плёнку пищевую.




Сколок кружева всегда выполняется в натуральную величину . Узор на сколке наколот или напечатан точками и прорисован чёрточками.

Прорисовывать или нет рисунок ходовой пары в полотнянке сколка сцепного кружева - это на усмотрение кружевницы.

Точки обозначают места, куда должны втыкаться булавки для образования кружевного узора. Чёрточки и узор кружева прорисовывается тушью или чернилами. Карандаш для этой работы не пригоден,он стирается и пачкает. При плетении нужно будет пользоваться только одними точками накола.



При изготовлении кружевного сколка требуется большая точность и аккуратность. От того, как он выполнен, во многом будет зависеть качество кружева.

На старинных вологодских кружевных сколках прошлого века, особенно это касается сколков, полученных путем копирования, как второй сколок, подкладыванием под основной, при плетении кружева, полотнянка прорисована утолщенной линией по центру полотнянки.

В старинных елецких сколках сцепного кружева был прорисован только рисунок полотнянки, сеточки. Точки накола ставились кружевницей во время плетения с учетом числа пар коклюшек, применяемых для выполнения изделия, и в зависимости от применяемых для плетения нитей.

Но, вот незадача:не все могут рисовать!!!




Есть два варианта в помощь начинающим:

Первый-самый лёгкий: скачать готовую картинку в интернете,увеличив на компьютере до желаемого размера.

Второй сложнее: создать сколок из фото готового кружева с помощью фотошоп...Фотографию перевести в чёрно-белый цвет(всю фоновую часть засветлить, а рисунок затемнить).На сформированной картинке прорисовать все линии и чёрточки - для чёткости изображения)








Ну, а профессионалы используют иные способы:

одни-рисуют "от руки" всю картинку на тонкой прозрачной бумаге-"кальке" .

А другие:создают её в спец.программе ColerDRAW.


Без сколка не создать не одного кружевного изделия, особенно в, мной любимой, сцепной технике. Для каждой кружевницы так важно сохранить и передать по наследству, а для кого-то принять в наследство набор различных кружевных сколков. Поэтому, я в подарок для читателей моего блога, хочу предоставить несколько таких сколков, найденных на просторах Интернета. Дерзайте, творите... Успехов Вам в ваших начинаниях!



Кружевоплетением в России стали заниматься намного позднее вышивки, для наиболее старинных кружевных отделок использовались металлические: золотые и серебряные нити. Знатные горожане XVII века украшали ими одежду.

В восемнадцатом - первой половине девятнадцатого веков кроме золотого кружева появилось льняное и шелковое. Кружевные промыслы возникли в помещичьих мастерских, в которых крепостных крестьянок обучали с малых лет плести по западноевропейским образцам. Тем не менее, благодаря творческому труду русских мастериц в каждом промысловом центре была создана своя самобытная художественная традиция, множество разнообразных узоров, свои неповторимые приемы профессионального мастерства и местные своеобразные кружева.

Для плетения кружева используют сколок - технический рисунок, нанесенный на плотную бумагу. Сколок закрепляется на подушке-валике, который набивают опилками или сеном, и располагается он перед кружевницей. На сколок наносят рисунок кружева, вначале линиями, затем точками, куда вертикально втыкают булавки. Плетётся кружево коклюшками - деревянными палочками, на которые намотаны нитки.

Кружевница перебрасывала коклюшки в руках, обвивала нитками булавки и по мере выполнения рисунка переставляла их в разные точки.

Исторически, используя различные приемы выполнения, сформировались три основных вида плетеных кружев: парное, численное и сцепное. Парное и многопарное кружево является наиболее сложным кружевом, его выполняют по сколку. Для его выполнения требуется очень большое число коклюшек, порой до 300 пар.

Численное кружево выполняют без рисунка, считая нити. Это самое простое кружево, по сравнению с другими, и для него необходимо небольшое количество коклюшек, несколько пар.

Сцепное кружево также выполняется по сколку, одновременно используется от шести до двенадцати пар коклюшек. Основным элементом сцепного коклюшечного кружева является вилюшка, или полотнянка, представляющая собой узкую полосу-ленту полотняного переплетения, изгибами которой вырисовываются формы кружевного узора. Основная «ткань», поверхность кружева создаётся легкими сквозными решетками. В парном кружеве узор и фон выплетают одновременно, в сцепном кружеве их сцепляют между собой при помощи вязальным или тамбурным крючком.

В кружевах XVIII - начала XIX в. сочетаются льняные, шелковые и металлические нити. Решетки в старинных кружевах были очень простые - диагонально пересекающиеся под прямым углом нити. Их разнообразие достигалось различной окраской разных участков, фоном которых был светло-кремовый одноцветный узор полотнянки. Впоследствии решетки стали сложноузорные, с разнообразными рисунками звездочек и др.

Основными немногочисленными элементами плетения, из которых образуются многообразные кружевные узоры, являются:

Плетешок (шнурочек, используемый и в обрамлении и в фоне, а иногда создаются целиком несложные плетешковые кружева);

Полотнянка (полоса-лента полотняного плетения);

Сетка (разреженное плетение, которое перемежают с полотнянкой);

Насновка (в виде небольшой овальной или квадратной плотной формы, которая имея разные сочетания обогащает фактуру и рисунок кружева).

Дополнительными элементами плетения являются: петелька отвивная, отходящая от насновки или плетешка, придающая большую воздушность кружеву и усложняющая силуэт рисунка; скань - является более толстой нитью, которая вводится в полотнянку и придаёт рельефность.

Во второй половине девятнадцатого века кружевные промыслы широко распространились по деревням и им стали заниматься несколько тысяч мастериц. По инициативе С.А.Давыдовой в 1883 г. в Петербурге открылась Мариинская практическая школа кружевниц, где проходили обучение самые способные кружевницы из всех российских губерний. Закончив обучение, кружевницы всю свою творческую и преподавательскую работу направляли на развитие и совершенствование кружевного промысла. В результате русские кружева имели успех не только в России, большое их количество вывозилось в другие страны.

В советское время существовало четыре основных центра кружевного промысла: Вологда, Киров, Елец (Липецкой области), Михайлов (Рязанской области); кроме того, в небольших объемах занимались кружевоплетением в Ленинградской области (поселок Кириши).

Вятское кружево

Вятский (кировский) кружевной промысел находится в г. Советске (в бывшей слободе Кукарка Вятской губернии). Художественная значимость, ценные народные традиции и творческие находки последнего времени поставили этот промысел на один уровень с остальными центрами кружевной промысел.

Полагают, что вятские кружева возникли в начале XVIII в. Во второй половине девятнадцатого века промыслом занимались в основном крестьяне. Кроме района Кукарки, он был развит и в районе Белой Холуницы, где находилась кружевная школа, и где принимали заказы из Петербурга. В начале 1890-х гг. в Кукарке открылась земская школа кружевниц, которая содействовала широкому расширению промысла. В традиционных и очень разнообразных парных мерных кружевах Кировской области применяются насновки, простые сетки, они часто выполняются в форме ромбических мотивов и угловатых зигзагообразных полос.

Особая узорность присутствует в плетешках с воздушными петельками. Кроме геометрических орнаментов кружевницы выполняют цветочные, которые часто построены на контрастном сочетании плотных насновок и полотнянок с редкой решетки. Так же как и в елецких кружевах плотность полотнянки неравномерная, изменяется и ее ширина.

Центральные решетки в сцепных кружевах иногда бывают нагляднее орнамента края. Звездчатыми, острозубчатыми формами характерно кировское сцепное кружево, крупные и средние штучные предметы.

Преобладающее наличие сложноузорных динамичных цветочных и лиственных орнаментов, их декоративная выразительность во многом создается из-за разной плотности плетения каждого элемента.

Развитию местных особенностей кировского кружева много творческого труда вкладывала художница А. А. Гужавина, окончившая в 1906 г. Кукарскую кружевную школу и затем более 50 лет проработавшая в промысле. Талантливый художник, она была преподавателем в школе, руководила художественной лабораторией в г. Советске.

В 60-е годы значительные работы создала художник промысла 3. А. Вараксина — уникальные панно «Дружба народов», «Дымковская игрушка», принципы построения которых (клетчатую узорную композицию с фигурой в каждой клетке) использовали многие мастера.

B 70-х гг. А. Ф. Блиновой созданы сложные многофигурные произведения. Ее праздничное панно «Вятские страдания» орнаментально насыщено, использованы сюжеты молодежного гулянья. Многие другие её панно весьма индивидуальные и тщательно выполнены, в них применены многообразные приемы плетения.

В. И. Смирнова выявляет новые декоративные возможности кружева, например, она, создаёт «объемные», двухслойные кружевные композиции. Современное кировское кружево состоит из сложных сюжетных произведений, выполненных суровыми и неяркими цветными нитками, выплетенные техникой сцепного кружева.

В крупных предметах часто применяется скань для того, чтобы придать основному рисунку особую рельефность. В некоторой степени в этом сказывается влияние Вологды. Но кировские кружевницы ищут своеобразные декоративные решения.

Вологодское кружево

Больше всего известны вологодские кружева, выполняемые кружевным объединением «Снежинка», имеющие производство в г.Вологде и несколько надомных участков в близлежащих населенных пунктах.

Промысел здесь появился 1820-х годах, когда недалеко от Вологды крепостные в имениях помещиков стали плести отделки к белью и платьям, наподобие западноевропейских. В 1893 г. кружевным промыслом в Вологодской губернии занималось 4 000 мастериц, а в 1912 г. - почти 40 000.

Вологодский кружевной союз был создан в 1930 г. В те годы кружево содержало изображения советской действительности. В 1928 г. в Вологде создали профессионально-техническую школу кружевниц; в 1935 г. - художественную лабораторию при Вологодском кружевосоюзе.

Таким образом, была создана база развития искусства вологодского кружева. До 40х г.г. преобладающими были мерные кружева для отделки белья, затем в основном стали производить штучные изделия - салфетки и дорожки, а также съемные детали для нарядной женской одежды - пелерины, воротнички, шарфы, жабо, перчатки, галстуки и пр.

Для выполнения основных изображений в сцепном вологодском кружеве, используется плотная непрерывная, одинаковая по ширине, плавно извивающаяся полотнянка; изображения четко видны на фоне узорных решеток, которые украшены насновками в форме розеток и звездочек.

Вологодские кружева многократно получали на выставках высшие награды: золотая медаль на Парижской выставке 1925 г., в 1937 г. Гран-при в Париже, золотая медаль в 1958 г Брюсселе. Тогда же, на Брюссельской выставке, высшей наградой Гран-при был отмечен вологодский кружевной занавес, имеющий название «Русские мотивы».

Михайловское кружево

Михайловское цветное кружево Рязанской области отличается от остальных промыслов и по цвету, и по рисункам. Преобладает мерное кружево, по этим же принципам выплетаются и штучные отделки в виде веерообразных форм кружевных мотивов, фестончатых и зубчатых концов полотенец, салфеток и т. д.

Плотно выплетенные части узора перемежаются с треугольными сеточками. Традиционными являются плотно плетеные элементы, имеющие народные названия «мысы», «бубенцы», «городки». Разнообразными широкими и узкими полосами узоров украшены концы полотенец. Оплетами обрамлены салфетки из сурового холста, круглые скатерти и др. Очень нарядно смотрятся цветные отделки на детской одежде.

В современном Михайловском кружеве цвет контрастно сочетается красное с белым, и дополняется другими цветами: синий или зеленый, черный, желтый и т. д. Применяются крупномасштабные насновки для образования ведущих элементов узора. Михайловского кружево содержит изображения деревьев, цветов, птиц, женских фигур, и др. Здесь создаётся не только мерное кружево, но и штучные подарочные изделия.

Елецкое кружево

Другим крупным центром кружевного промысла является объединение «Елецкие кружева», расположенное в Липецкой области. В прошлом традиционное Елецкое кружево основывалось на парной технике плетения. Местные кружевницы овладевали искусством плетения кружева в начале XIX века на частной фабрике Протасовой.

С середины XIX века оно распространилось по многим селам и деревням и особенно бурное развитие получило в конце XIX в. Особенно много выплетали модные в то время черные шелковые косынки. В 1921 г. было образовано товарищество кружевниц, а в 1930 г. - Елецкий союз кружевниц. Во время Отечественной войны Елецкий промысел в связи с оккупацией прекратился и после победы был восстановлен.

Елецкие кружева тоньше и легче, чем вологодские. Полотнянка этих кружев изменчива по ширине и плотности, часто переходящая в ажурные разработки. Но иногда вилюшка по плотности мало отличается от решетки, и здесь отсутствует такой контраст, как в вологодском кружеве. Елецкие кружевные изделия своеобразны из-за сочетания разной плотности плетения одних и тех же элементов за счёт чего им придается как бы светотеневая игра и создается впечатление некоторой объемности узоров. Крупные Елецкие штучные изделия специфичны и в композиции центрального поля, состоящего из отдельных элементов — квадратных фигур или розеток, которые, ритмично повторяются, отвечая орнаменту края и как бы рельефно выступая на плотной узорной решетке.

Иногда один орнамент решетки имеет разный рисунок, сочетается сцепная техника с парной. В этом — выразительная особенность Елецкого кружева. Кружевные решетки Ельца имеют также характерные мотивы: снежинки, морозные узоры.