Здание рядом с музея д орсе. Музей Орсе в Париже — шедевры импрессионизма в здании вокзала

В музее д’Орсе хранятся произведения живописи и скульптуры второй половины 19 века и начала 20 века. За это время живопись пережила не одну яркую революцию в стилях и направлениях. Возможно, они были отражением резких социальных и политических изменений в те времена.

В результате в этот короткий период “уместились” полотна романтика Делакруа. Реалиста Курбе. Революционеров . Последовавших за ними (Сезанн, ) и неоимпрессионизмов (, Синьяк). А в самом начале 20 века в живописи уже расцвел символизм (Пюви де Шаванн, ).

Кстати, мне повезло, что я попала в этот музей в 2012 году, так как до 2011 года он был закрыт на реконструкцию.

Примечательно, что большую часть денег на реконструкцию музей заработал себе сам. У директора музея в связи с малым бюджетом на ремонт, возникла идея организовать передвижные выставки из 200 шедевров. Это с лихвой окупило все расходы на реконструкцию.

Этот музей я посетила ради работ импрессионистов. Вот лишь 7 шедевров самых ярких представителей этого направления, которые хранятся в музее:

1.Эдуард Мане. Женщина с веерами. 1873 г.


Эдуард Мане. Женщина с веерами. 1873 г. Музей Д’Орсе, Париж.

На картине она изобразила свою сестру Эдму и её дочь. Сюжет вызывает очень приятные чувства, ведь девушка так тепло и заботливо наблюдает за своим ребёнком.

Кстати, Моризо так и не удалось при жизни продать эту картину. Она простояла в доме её сестры, пока не была куплена в 1930 году.

Примечательно, что в наши дни Моризо была признана самой дорогой художницей – её работабыла продана в 2013 году за 11 млн. $ !

4. Пьер-Огюст Ренуар. Бал в Мулен де ла Галетт. 1876 г.


Пьер Огюст Ренуар. Бал в Мулен де ла Галетт. 1876 г. Музей Д’Орсе, Париж.

5. Фредерик Базиль. Розовое платье. 1864 г.


Фредерик Базиль. Розовое платье. 1864 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Картина Базиля “Розовое платье” была создана, когда художнику едва исполнилось 20 лет. Жаль, что он погиб рано, в 29 лет, пойдя добровольцем на франко-прусскую войну. Сколько бы ещё прекрасных произведений он создал, если бы прожил долгую жизнь (в музеях и в частных коллекциях сейчас насчитывается не более 50 его полотен).

6. . Красные крыши. 1877 г.


Альфред Писсарро. Красные крыши. 1877 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Писсарро, как и , любил больше изображать природу и городские пейзажи. Любил также создавать серии полотен (как, например, ).

Картину “Красные крыши” Писсарро писал бок о бок со своим другом Полем Сезанном. Они часто работали рядом над одним и тем же пейзажем. Несмотря на тесную взаимосвязь между друзьями, работы получились совершенно разные. Это говорит о зрелости и индивидуальном мастерстве каждого из них. Поль Сезанн. Фруктовый сад. 1877 г. Музей изобразительных искусств, Санкт-Петербург (Флорида).

Его картина “Красные крыши” – это характерная для Писсарро работа: незатейливая природа в соседстве с человеком. Красота в простоте и обыденности – это мне и нравится в этом художнике.

О необычной жизни Писсарро читайте в статье .

7. . Лодка во время наводнения в Порт-Марли. 1876 г.


Альфред Сислей. Лодка во время наводнения в порте Марли. 1876 г. Музей Д’Орсе, Париж

Главными действующими лицами на многих картинах

Там, откуда раньше отправлялись поезда, сегодня хранятся мировые шедевры живописи, скульптуры и фотографии второй половины 19-го – начала 20-го века. Музей Орсе, также музей д’Орсе (фр. Musée d’Orsay) расположен в Париже на левом берегу Сены и представляет собой три этажа уникальных коллекций, преимущественно импрессионистов и постимпрессионистов. Он как связующее звено между классическим Лувром, «золотой» коллекцией прошлого и модерном — музеем современного искусства. Музей Орсе в Париже ежегодно привлекает миллионы туристов.

История музея

Орсе открылся еще в начале прошлого века. Тогда даже в мыслях никто не мог допустить, что спустя 100 лет в этом здании будут храниться полотна великих мастеров. Сюда прибывали поезда — Орсе открылся в 1900 году как новый железнодорожный вокзал, связывающий Орлеан, Тулузу и другие регионы со столицей Франции. Сквозь дым и копоть поездов прибывающим открывался прекрасный вид на центр Парижа. Здесь, на берегу Сены, находится знаменитый Лувр. А сам новый вокзал просто поражал воображение — купол, выполненный из стекла, фрески на стенах, технические новинки. Так, Орсе еще до своего превращения в музей вошел в историю как первый электрифицированный железнодорожный вокзал в мире. Эскалаторы и лифты для посетителей, почти 400 номеров для размещения с лучшими ресторанами. Расцвет Орсе продолжался недолго — вскоре появились более удобные подъездные пути к Парижу и вокзал сначала ушел на второй план, а в 1939 году и вовсе закрылся. В течение многих лет вокзал Орсе находился сначала в небытие, а потом и вовсе в таком запустении, что стал фоном для депрессивного фильма «Испытание по Кафке». В итоге, в 1971 году было решено снести здание. К счастью, вмешался Жорж Помпиду — в то время президент Франции. Они решил, что здесь будет находиться музей. Сразу после начались работы по подготовке и реконструкции здания, в 1986 году железнодорожный вокзал Орсе наконец открыл двери в качестве музея Орсе. На реконструкцию ушло 6 лет и 270 миллионов долларов.

Описание музея

Музей Орсе сегодня — это три яруса собраний произведений великих мастеров живописи, скульптуры, фотографии. Здесь все посвящено эпохе второй половины 19-го – начала 20-го века, вплоть до 1915 года. Главный зал общей площадью 140 квадратных метров, высотой 32 метра в обрамлении воздушной металлической конструкции в сочетании со стеклянным сводом, принимает сегодня миллионы посетителей. На первом этаже можно увидеть ранние работы и произведения скульпторов. На втором — коллекции популярного искусства конца 19 века и мебель тех времен. Отдельно в музее представлены работы Дамьера, Руссо, Коро, Просо, Клода Моне. Здесь можно увидеть работы исключительно французских мастеров импрессионизма и постимпрессионизма. Все работы размещены в хронологическом порядке, так что зрители могут своими глазами увидеть и понять, в чем же все-таки суть противостояния классической школы живописи второй половины 19 века и нового течения, так называемого «салона отверженных» — импрессионистов. Ценители восточного искусства оценят по достоинству Восточный зал музея. Музей Орсе сегодня — не только хранитель произведений великих художников и скульпторов. Здесь регулярно проходят выступления театра теней, концерты, спектакли, круглые столы и конференции, в основном посвященные периоду второй половины 19-го – первого десятилетия 20-го века.

Коллекция музея

Музей Орсе собрал под своими сводами, пожалуй, самую крупную коллекцию работ французских импрессионистов и постипрессионистов. 4000 экспонатов, среди которых немало уникальных, предоставленных частными коллекционерами.
Первый уровень музея знакомит гостей с французским творчеством 1850-1870 годов. В большом зале бывшего вокзала выставлены скульптуры. Ценителям искусства стоит присмотреться к одной из работ Жана-Батиста Карпо — скульптуре графа Уголино.

Справка: Жан-Батист Карпо (1827-1875)- известный французский скульптор, автор нескольких скандальных работ. Скульптура графа Уголино создана мастером под впечатлением от прочтения «Божественной комедии» Данте. Один из самых жутких персонажей произведения изображен в томительном ожидании смерти своих детей. Другая скандальная работа Карпо — скульптурная группа «Танец», украшает фасад здания Парижской оперы.

Также в музее Орсе в Париже выставлены картины многих известных художников, часть залов первого этажа — с четвертого по седьмой — отдана под произведения художников – реалистов. Именно они во второй половине 19 века бросили вызов классическому пониманию изобразительного искусства и стали отражать в своих полотнах реальную жизнь в реальном мире. Домье, Коро, Милле, отдельная комната посвящена творчеству Гюстава Курбе.

Справка: Гюстав Курбе (1819-1877)- выдающийся французский портретист и пейзажист, его называют основоположником реализма в живописи. Среди прочих, таких как «Регата в Аржатей», «Женщины в саду», в музее Орсе представлена одна из самых известных работ художника — «Похороны в Орнане». В комнате художника невозможно пройти мимо его произведения «Происхождение мира», которое и сегодня способно шокировать зрителя.

В одном из залов первого уровня представлено также полотно «Олимпия» — одна из ранних работ Эдуарда Мане, одного из родоначальников импрессионизма. Написанная в 1863 году, она вызвала волну негодования критиков, ее признали непристойной и вызывающей.

Справка: Эдуард Мане (1832-1883)- великий французский художник, чей талант получил признание лишь во второй половине его творческой жизни. Полотна Мане неоднократно поднимались на смех богемой Парижа. Одна из его величайших работ – «Завтрак не траве», вызвавшая шок своей фривольностью и по тем временам невероятным бесстыдством, выставлялась в «Салоне отверженных». Так назвали альтернативную выставку художники, чьи работы не были приняты на официальную французскую экспозицию. Самый известный «Салон отверженных» прошел в 1863 году. «Завтрак на траве» сегодня также можно увидеть в музее Орсе.

Скульптуры Родена, Бурделя, Майоля встречают гостей на втором этаже бывшего вокзала. Среди них стоит выделить одну из работ Огюста Родена — статую «Бальзак».

Музей Орсе в Париже входит в десятку самых посещаемых мест столицы Франции. Тысячи туристов ежедневно приходят сюда, чтобы проникнуться атмосферой конца 19-го века и ожидания Первой мировой войны. Здесь рядом можно увидеть полотна признанных мастеров живописи и неизвестных авторов, открыть для себя мир импрессионизма и реализма. Ценители прекрасного советуют провести в музее Орсе в Париже целый день, наслаждаясь шедеврами коллекции, равной которой нет нигде в мире.

Музей Орсе: видео

Поклонники живописи, а в особенности любители импрессионизма, обязательно должны посетить музей Орсе в Париже. Крупнейшая экспозиция находится в трехэтажном здании, который некогда был железнодорожным вокзалом. В коллекции представлены картины и скульптуры европейских мастеров середины XIX - начала XX столетия, заполняя промежуток истории живописи между Лувром и .

Из истории основания Musee d"Orsay

28 мая 1900 года на левом берегу Сены, прямо напротив , открыли первый во всем мире электрифицированный железнодорожный вокзал. Архитектором проекта выступил Виктор Лалу.

С Орсе отправлялись поезда в направлении Орлеана, Тулузы и Бордо. Для удобства пассажиров в здании вокзала был построен отель с 370 номерами, рестораны и залы для проведения мероприятий. В 1939 году надобность в вокзале Орсе пропала, так как были запущены более удобные маршруты с других железнодорожных станций.

В 1971 году здание решили снести, но Жорж Помпиду, который на тот момент был президентом Франции, высказал идею о преобразовании вокзала в музей. В 1978 году зданию присвоили статус исторического памятника, а уже во время президентства Жискара д"Эстена вокзал начали реконструировать, преобразовывая в музей. Работы велись на протяжении 6 лет — с 1980 по 1986 год.

В 1986 году музей открыл свои двери для посетителей. Огромное здание позволило разместить большое количество экспонатов, которые переехали из других музеев. Естественное освещение картинам и статуям обеспечивает шикарный стеклянный купол. Архитектор проекта музея — Гаэ Ауленти.

Сегодня музей Орсе посещают более 3,5 миллионов человек. Если вы собираетесь войти в число этих посетителей, непременно забронируйте один из — ведь именно тут сосредоточено множество интереснейших достопримечательностей французской столицы.

Коллекции музея Орсе: что посмотреть

Musee d"Orsay пополнялся из самых различных источников. Сюда привозили предметы искусства из Лувра, Люксембургского дворца, Малого дворца, а также галереи Жё-де-Пом. Некоторые экспонаты были подарены музею частными коллекционерами.

Галерея имеет три уровня общей площадью 57 400 кв.м, все работы разделены по тематикам и техникам исполнения.

На нижнем этаже расположены полотна, написанные в период с 1848 по 1870 год. Здесь можно увидеть работы «Завтрак на траве» Э. Мане, «Ателье» Коро, «Охота на тигра» Эжена Делакруа, «Ангел Господень» Милле, «Гладильщицы» Дега.

Картины слева направо: Мане «Завтрак на траве», Э. Делакруа «Охота на тигра», Дега «Гладильщицы»

На среднем уровне представлены скульптуры — работы времен III Империи. XIX столетие было весьма плодотворным периодом для скульптуры. Целью заказа на их создание было провозглашение своего статуса, украшение дома, а также возможность вписать свои идеалы в бронзу и камень. На создание скульптур в те времена был огромный спрос. Это отслеживается как раз в центральном нефе музея Орсе, где представлено 1200 экспонатов. Среди них: «Бронзовый век» Огюста Родена, «Маленькая 14-летняя танцовщица» Эдгара Дега, «Кара» Эме-Жюля Далу, «Средиземное море» Аристида Майоля.

Верхний этаж — царство импрессионизма, экспрессионизма и постимпрессионизма. Здесь можно любоваться произведениями Руссо («Заклинательница змей»), Сёра («Цирк»), Ван Гога («Звездная ночь над Роной», «Портрет доктора Гаше», «Автопортрет»), Также здесь представлены полотна Гогена («Автопортрет с желтым Христом», «Таитянки»), Ренуара («Бал в Мулен де ла Галетт»), К. Моне («Тюльпаны Голландии»), Писсарро («Старая дорога из Аннери в Понтуаз. Заморозки») и других.

Винсент Ван Гог «Автопортрет», фото: Татьяна Гайдук

ВАЖНО! Если вы хотите ознакомиться с выставкой в хронологическим порядке, то будьте готовы провести здесь целый день, а то и два дня. Если вас интересуют конкретные полотна, то на входе можно купить карту с нумерацией галерей и подробным описанием.

Инфраструктура — где поесть и купить сувениры

Осмотрев шедевры музея Орсе, посетители могут отправиться в кафе Campana, которое располагается на верхнем ярусе. Отсюда открывается потрясающий вид на Монмартр.

Нельзя обойти стороной Restaurant du Musee d"Orsay, основанный еще в 1900 году. Интерьер украшен фресками и позолотой, подчеркивая историческую ценность заведения. Здесь подают традиционные французские блюда. По отзывам туристов, цены здесь несколько завышены.

Еще одно уютное место, где можно провести время, обсуждая увиденное, — кафе L’Ours.

Также на территории музея работает сувенирный магазин, где можно приобрести на память канцелярию, открытки, статуэтки, книги, репродукции картин и прочее. Кстати, сувениры можно приобрести в интернет-магазине музея .

Полезная информация

Официальный сайт: www.musee-orsay.fr.

Адрес: 62, rue de Lille, Paris.

Как добраться

На метро: до станции Solferino или до Assemblee Nationale.

На автобусах: 63, 68, 24, 69, 83, 73, 84, 94.

На городской электричке RER (ветка C): станция Musée d’Orsay.

График работы

Даты Понедельник Вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье Четверг
с 20 июня по 20 сентября выходной 09:00 - 18:00 10:00 - 21:45
с 21 сентября по 19 июня выходной 10:00 - 18:00 10:00 - 21:45
25 декабря, 1 января, 1 мая выходной выходной выходной

Цены на билеты в музей Орсе

Обычный билет: € 12.

Специальная цена: € 9 (распространяется на людей возрастом 18-25 лет не граждан ЕС — ежедневно; также по этой стоимости каждый желающий можно купить билет в четверг после 18:00 и в любой другой рабочий день после 16:30).

Бесплатный вход предоставляется:

  • всем желающим каждое первое воскресенье месяца;
  • детям до 18 лет;
  • гражданам и резидентам ЕС возрастом от 18 до 25 лет;
  • людям с ограниченными возможностями;
  • безработным с предоставлением соответствующего документа;
  • обладателям парижской музейной карты.

Купить билеты можно непосредственно в кассе музея или онлайн на официальном сайте.

Музей Орсе на карте Парижа

Поклонники живописи, а в особенности любители импрессионизма, обязательно должны посетить музей Орсе в Париже. Крупнейшая экспозиция находится в трехэтажном здании, который некогда был железнодорожным вокзалом. В коллекции представлены картины и скульптуры европейских мастеров середины XIX - начала XX столетия, заполняя промежуток истории живописи между Лувром и

Музей Орсе (Musée d’Orsay) представляет собой здание, построенное в конце XIX века, сочетающее в себе черты классицизма и индустриального стиля. Это одно из самых популярных туристических мест Парижа. Уникальные коллекции изобразительного искусства, представленные в музее, органично вписаны в воздушные интерьеры из стекла и стали, которые сами по себе представляют исторический интерес.

Первоначально здесь находился вокзал Орсе, который, подобно Эйфелевой башне, был построен к знаменитой Всемирной выставке, проходившей в Париже в 1900 году. Долгое время он обслуживал движение поездов направления Париж-Орлеан. Но по прошествии лет, с увеличением длины составов пассажирских поездов, вокзал перестал соответствовать техническим требованиям, и ему пришлось удовольствоваться скромной функцией приема и отправки поездов пригородного сообщения.

  • (цена: 62.50 €, 3 часа)

К 1971 году вокзал настолько обветшал, что и вовсе перестал обслуживать движение поездов. Некоторое время он служил площадкой для театральных представлений, а в многочисленных его помещениях расположились аукционные дома. В конце концов правительство поставило вопрос о сносе уникального здания. Это вызвало такую бурную негативную реакцию в обществе, что в итоге (в 1977 году) было принято решение о реконструкции вокзала для размещения в нем музейных коллекций. Зданию даже был присвоен статус исторического памятника.

Работы по реставрации вокзала начались в 1980 году. Ими руководила итальянский архитектор Гае Ауленти, известная несколькими своими проектами реконструкции музейных помещений (в том числе культурного центра им. Жоржа Помпиду).

В 1986 году, с участием Президента Франсуа Миттерана, состоялось открытие музея Орсе. Уникальную коллекцию его составили экспонаты разных музеев Европы. В отличие от Лувра (в экспозицию которого входят в основном артефакты древнего мира, а также средневековья) и центра Помпиду (ориентированного на современное искусство), музей Орсе экспонирует предметы искусства, датируемые от середины XIX века до 1915 года.

Экспозиция музея Орсе разделена на 6 тематических направлений – коллекция живописи; коллекция скульптур; коллекция декоративно-прикладного искусства; коллекция графики; архитектура. Ряды скульптурных композиций выстроены под стеклянным сводом вокзальной крыши, подобно уходящим в даль железнодорожным путям. Пространство небольших залов по бокам от основной галереи отведено под произведения живописи. Наибольший интерес среди прочих объектов музея вызывает собрание картин художников-импрессионистов, в которое вошли самые знаменитые работы лучших мастеров этого течения.

Более или менее подробный осмотр экспозиции Орсе займет у вас полный день, поэтому кроме духовной пищи здесь можно вкусить блюда французской кухни – в ресторанном зале на среднем уровне, или в кафе на верхнем этаже. Ресторан поразит вас роскошью позолоты, а кафе с террасой – прекрасным видом на Монмартр через огромный циферблат вокзальных часов.

История коллекция живописи музея Орсе началась в Люксембургском дворце, где в 1818 году Людовиком XVIII был основана галерея работ современных художников, наиболее успешные из которых с течением времени переходили в Лувр. Однако, призванный отражать современные тенденции, Люксембургский дворец до 80х годов XIX века оставался закрытым для новейших экспериментальных течений в искусстве. Кроме того, салонная система к концу XIX века сделала живопись слишком зависимой от мнения критиков и торговцев картинами, поэтому художественный рынок во Франции долгое время оставался консервативным.

Лишь в 1890 году в коллекцию Люксембургского музея вошла «Олимпия» Эдуарда Мане. После этого, известный коллекционер Кайботт завещал французскому правительству собрание из 60 полотен Ренуара, Моне, Дега, Сезанна и других представителей импрессионистской школы. Однако, Академия изящных искусств в то время по-прежнему отдавала предпочтение художникам академического направления, и коллекция Кайботта была сначала отвергнута вовсе, а спустя несколько лет, удалось выставить в Люксембургском музее лишь чуть больше ее половины.

В последующие годы государство стало лояльнее относиться к современным течениям в живописи, и в начале ХХ века коллекция импрессионистов в Люксембургском дворце увеличилась за счет дарений частных коллекционеров. В том числе, в экспозицию музея перешли такие шедевры, как «Завтрак на траве» Эдуарда Мане, и четыре полотна из серии видов Руанского собора Клода Моне. А к концу XIX столетия коллекция расширяется за счет работ зарубежных художников, таких, как Уинслоу Хомер и Джеймс Уистлер. Иностранная коллекция вскоре достигла таких размеров, что была выделена в отдельный музей Jeu de Paum.

В 1929 году коллекция импрессионизма была переведена в Лувр, а в 1947 году, в ходе реорганизации экспозиции Лувра, переместилась в Jeu de Paum, уже включая в себя работы Будена, Сёра, Тулуз-Лотрека и Анри Руссо. В послевоенные годы коллекция стала быстро разрастаться за счет картин, передаваемых в дар музею художниками. Вскоре музей Jeu de Paum стал слишком тесен для импрессионизма. Одновременно с такой же проблемой столкнулся и Центр современного искусства Помпиду, которому не хватало площадей для экспонирования коллекций живописи школы Понт-Авен, пост-импрессионизма и художественной группы Наби.

Эта проблема разрешилась после принятия решения о реконструкции вокзала Орсе. Таким образом была составлена изначальная коллекция живописи музея Орсе, которая была дополнена частью экспозиции Лувра, относящейся ко второй половине XIX – началу ХХ вв. Также в музей Орсе были возвращены работы стилей позднего романтизма и эклектики, которые разошлись по всей Франции после закрытия музея Люксембургского дворца. Правила приема даров музея Орсе избавляли дарителей от налога на наследство, и благодаря этому, коллекция пополнилась шедеврами таких художников, как Бланше, Сезанн, Матисс, Редон, Ренуар. В собрание иностранных картин вошли работы Климта, Гиакометти, Мунка и др.
Сегодня экспозиция музея Орсе продолжает расширяться и дополняться. В 2014 году сумма, которая была потрачена на приобретение полотен составила 20 миллионов долларов.

История коллекции скульптуры

XIX век стал периодом расцвета искусства скульптуры. Восторжествовавший средний класс ввел моду на эту художественную форму. Наличие скульптурных композиций в частных домах определяло статус и положение хозяев. Искусство, способное аллегорически запечатлеть в камне или бронзе идеалы, убеждения и идеи того времени, пользовалось огромным спросом. Однако, после 1945 года, профессиональная критика и культурное сообщество обличили скульптурные традиции уходящей эпохи в излишнем пафосе. После этого большинство произведений разошлось по запасникам, где они провели несколько следующих десятилетий.

Идея преобразования вокзала Орсе в музей подарила широкой публике возможность вновь насладиться великолепием скульптуры XIX века. Здесь были созданы прекрасные условия для экспонирования монументальных композиций – для этого идеально подошел просторный центральный зал, с его стеклянной крышей, дающей работам естественное освещение, которое меняется в зависимости от времени суток. К моменту открытия музея, его скульптурная коллекция насчитывала 1200 экспонатов, преимущественно изъятых из запасников Люксембургского дворца и Лувра.

Коллекция музея Люксембургского дворца, ориентированная в основном на живопись, отводила скульптуре второстепенное место. В середине XIX столетия в ней было лишь 25 скульптурных работ. К 1887 году Люксембургский дворец владеет уже коллекцией из 100 скульптур, и постепенно начинает открывать свои двери для работ современных художников. После долгих колебаний художественного совета, в экспозицию попадают скульптуры «Бронзовый век» Родена, «Вояка» Домье и бюст Бетховена работы Бурделя. Стремительное увеличение коллекции создало проблемы с их размещением – и к концу XIX века было введено ограничение, которое не позволяло экспонировать более трех работ одного скульптора. Произведения зарубежных мастеров долгое время практически не были представлены в музее. В 1890 году были приобретены всего лишь две работы бельгийского скульптора Константина Менье.
Некоторая часть коллекции была переведена в музей Jeu de Paum, но там тоже не нашлось достойного места для собрания скульптур. Поскольку музей был ориентирован на импрессионизм, коллекция его ограничилась статуями Родена, “Четырнадцатилетней танцовщицей” Дега, да несколькими скульптурными работами Гогена.

В 1939 году, после закрытия музея Люксембургского дворца, его коллекция разошлась по разным городам. Некоторая ее часть переместилась в Лувр, но достойное место в его экспозиции заняли лишь несколько скульпторов – работы Бари, Родэ, Карпо были выставлены в основной экспозиции, большая же часть скульптур XIX века долгое время была в резерве.

Музей Орсе не только открыл миру произведения, пылившиеся в запасниках. Путем обменов или приобретений, экспозиция его пополнилась скульптурными шедеврами, которые ранее экспонировались в других музеях, или украшали сады и дворцы (например, «Врата ада» Родена и менее известные работы Д’Анже, Шонферга, Джерома, Клоделя и других скульпторов). В настоящее время коллекция скульптур музея Орсе насчитывает около 2 200 экспонатов.

История коллекции декоративно-прикладного искусства

Вопрос о целесообразности расширения отдела декоративно-прикладного искусства Лувра был поставлен еще в конце XIX столетия, когда стало понятно, что главный музей страны не обладает необходимыми площадями, средствами и ресурсами для содержания коллекции этого вида творчества. Ответ на этот вопрос пришел лишь через сто лет, после открытия музея Орсе, ставшего логическим продолжением экспозиции Лувра, отдел декоративно-прикладного искусства которого перестал пополняться еще в царствование Луи Филиппа. Орсе вобрал в себя ценнейшие произведения, начиная со второй половины XIX века.

Однако, собранные по разным национальным музеям предметы обихода, составили настолько скромную коллекцию, что для выделения ее в отдельный департамент музея потребовалась кропотливая работа по увеличению числа экспонатов. Предметы интерьера имперских дворцов, или правительственных ведомств, либо были уничтожены в ходе боевых действий и пожаров времен Парижской Коммуны, либо их перемещение в музей не приветствовалось. Потребовалось несколько лет для того, чтобы провести инвентаризацию предметов декоративно-прикладного искусства, принадлежавших государству, заполучить их, и сформировать коллекцию, ядром которой стали экспонаты из Люксембургского дворца и Лувра.

Декоративно-прикладное искусство в коллекции Люксембургского дворца было представлено небольшим количеством фаянсовых изделий, и несколькими гобеленами. Но в последние годы XIX века художественные бытовые объекты и мебель становятся предметами салонных распродаж. После этого дворец оформил декоративно-прикладное искусство в отдельную коллекцию, но средств для ее пополнения выделялось ничтожно мало.

Открытие музея Орсе дало возможность собрать вместе экспонаты из разных национальных музеев, соединив их с предметами из правительственных ведомств. Объекты из Лувра, музея садов Фонтенбло, музея Клюни соседствовали здесь с образцами декоративно-прикладного искусства, отданными Министерством иностранных дел. Мебель работы Дила, резьба по дереву братьев Гере, бронзовые украшения скульптора Бари – одни из самых ярких экспонатов коллекции. Наиболее ценный образец стиля модерн в ней – деревянный гарнитур выполненный Жаном Дамптом для графини Беарн в начале ХХ века.

После своего открытия, музей добавил в свою экспозицию 800 объектов – гипсовые модели и формы для литья от Карла Бугатти, а также предметы интерьера из частных коллекций. Работы Гофмана и Ван де Вельде, Галле и Валлена, Гимара и других замечательных мастеров органично заполнили имеющиеся в коллекции пробелы. Это объекты из стекла, различных металлов, дерева и керамики, как ручной работы, так и фабричного производства, а также ювелирные изделия. Благодаря пожертвованиям покровителей музея Орсе – частных коллекционеров, меценатов, наследников – в коллекцию вошли витражи работы Тулуз-Лотрека, ювелирные изделия Гимара и мебель Макинтоша.

В настоящее время коллекция декоративно-прикладного искусства музея Орсе продолжает пополняться как за счет пожертвований, так и путем приобретения уникальных предметов, в том числе работ современных художников.

История коллекции художественной фотографии

Орсе первым из французских музеев создал и представил публике коллекцию фотографий — и таким образом значительно обогатил художественное наследие Франции.

Перед кураторами музея стояла нелегкая задача – собрать с нуля коллекцию, посвященную искусству, ранее не экспонировавшемуся ни в одном из художественных музеев страны. Основную часть коллекции составили работы, датируемые периодом от первого представления фото-технологии физиком Луи Франсуа Араго на научной конференции в Париже в 1839 г., и до начала традиции современной фотографии, которое было положено в 1918 г.

Коллекция преследовала несколько целей, первой из которых была демонстрация развития искусства фотографии, через призму технического прогресса. В рассматриваемый период, фототехника прошла ряд значительных этапов – от первых дагерротипных камер, которые были громоздки, трудны в обращении и требовали долгого позирования, до небольших удобных «мгновенных» аппаратов конца ХХ века. Помимо представления уникальных принтов и негативов, экспозиция демонстрировала пути распространения фотоискусства в разных странах мира, начиная от самых первых английских и французских опытов.

Первым приобретением коллекции был альбом «примитивного» периода английской и французской фотографии (с 1839 по 1863 гг). Этот альбом, собранный фотографом Луи Альфонсом де Бребиссон, состоял из четырех десятков работ разных фотохудожников того времени – к примеру, два уникальных снимка одного из первых фотографов Франции, Гюстава Ле Грея: «Бриг в лунном свете» и «Вид на монастырь Моссак».

Многие уникальные снимки были переданы музею семьями фотографов – так, по воле наследников, коллекция пополнилась работами Шарля Негро, пейзажными и жанровыми снимками Анри Ривьера. Их примеру последовали семьи других известных фотохудожников. Ряд работ был приобретен музеем на открытых аукционах. В 1982 году музею Орсе были переданы 250 негативов их архива Департамента культурного наследия. А в 1983 году музей принял в дар собрание редких негативов Эдварда Балдуса, которые включали в себя репортаж о перенаправлении разливов Роны при Наполеоне III. В том же году в коллекцию вошли фоторепортажи первых этнографических экспедиций. Это далеко не полный список пожертвованных музею уникальных негативов, принтов и фото-стекол.

На момент открытия музея Орсе, его коллекция фотографий насчитывала около 12 000 экспонатов. На настоящий момент их число выросло до 45 000. В число последних приобретений музея входят две работы художника Фердинанда Кнопфа, Лувр передал для экспонирования большую серию видов Испании, сделанных Жаном Лораном, три дагерротипа Адольфа Гумберта де Моларда, и шесть принтов Роджера Фентона.

Коллекция художественной фотографии музея Орсе не теряет актуальности по сей день. Работа по ее обновлению ведется постоянно, и можно сказать, что она не уступает по размерам и значимости другим коллекциям музея.

История коллекции графики

Коллекция графики музея Орсе изначально была и долгое время оставалась собственностью Лувра, переданной для временного экспонирования. Частью постоянного музейного фонда являлись лишь 70 из представленных рисунков. Здесь были представлены работы художников, рожденных между 1820 и 1870 гг., за некоторыми исключениями. К примеру, из рисунков Матисса (подходившего для выставки по году рождения, но не соответствовавшего ей стилистически) в коллекцию вошел только один – «Роскошь, покой и наслаждение». А родившиеся ранее 1820 года Оноре Дамье, Густав Курбе и Франсуа Бонвен были широко представлены.

Таким образом, коллекция графики охватывала период с середин ХХ до начала XXI вв. Основой для этой части экспозиции послужило собрание графики, перешедшее в Лувр из музея Люксембургского дворца после его закрытия. Собрание это было основано в 1818 году, но до начала 80х годов XIX века пополнялось довольно вяло. Лишь к концу столетия Люксембургский дворец попытался представить объективный обзор современного искусства, и в частности, графики. Коллекция пополнялась на салонных распродажах и аукционах. На основе государственной дотации музей получил собрания работ Анри Рено, Жана-Франсуа Милле, Эдгара Дега и других художников.

Также музей Люксембургского дворца экспонировал эскизы, чертежи и прочие документы, которые являлись творческим этапом создания скульптур и картин, представленных в музее. В эту экспозицию входили, в частности, эскизы Родена.

Рисунки зарубежных художников были представлены очень скудно, и в последствии перешли в экспозицию музея Jeu de Paum.

Согласно правилам экспозиции Люксембургского дворца, по истечению 10 лет после смерти художника, лучшие его работы отправлялись в коллекцию Лувра. Множество графических рисунков таким образом покинуло дворец в 1929, 1930 и 1931 годах. А после закрытия Люксембургского музея в 1937 году, его коллекция графики перешла в Национальный музей современного искусства, который находился во дворце Токио, построенном к Всемирной выставке. Во время пребывания там, она была дополнена работами группы Наби, а также акварелями и рисунками пост-ипрессионистов. Значительно разрослась коллекция рисунков зарубежных художников.

После открытия нового Музея современного искусства в Культурном центре имени Жоржа Помпиду, все работы художников, рожденных до 1870 года были переведены из дворца Токио в отдел графического искусства Лувра – откуда в последствии перешли в музей Орсе.
В настоящее время коллекция графики музея Орсе, дополненная более поздними приобретениями, насчитывает более 80 000 рисунков. В нее вошли такие шедевры, как “Черный бант” Жоржа Сёра, портрет Мане работы Эдгара Дега, автопортрет Густава Курбе, рисунки в жанре политической каррикатуры, и многое другое. Коллекция продолжает дополняться и расширяться, преследуя цель отразить наиболее полную картину истории графического искусства второй половины XIX века.

История коллекции архитектуры

Архитектура – вид искусства, который парадоксально редко бывает представлен в музейных коллекциях, хотя, как можно убедиться, посетив музей Орсе, она очень органично дополняет общую экспозицию. Главная цель этого раздела – показать многообразие и богатство архитектурных традиций XIX века.

Само здание музея Орсе являет собой прекрасный образец адаптации городской архитектуры позапрошлого века к современным урбанистическим реалиям мегаполиса. Демонстрация динамики трансформации Парижа в современную столицу при Наполеоне III и префекте Османе, оказалась слишком сложной задачей – поэтому акцент архитектурной коллекции музея сделан на наиболее знаковые постройки рассматриваемой эпохи, такие, как новая Парижская опера. Здание её было построено в период 1863 – 1875 гг. по проекту архитектора Шарля Гарнье, и оказало большое влияние на развитие европейской архитектуры.

Одну из частей коллекции составляют архитектурные чертежи и планы, общим числом около 18 000 экспонатов. Часть из них была передана в музей Орсе графическим отделом Лувра, и включала в себя работы таких выдающихся мастеров XIX века, как Виктор Балтард, Феликс Дюбан, Шарль Гарнье. На протяжении нескольких лет коллекция пополнялась рисунками Эйфеля, Варколье, Бойля и прочих великих архитекторов. Основная часть экспонатов была принесена в дар потомками.

Вторая часть экспозиции представляет публике архитектурные проекты и макеты, куда входит некоторое число реконструкций античных, средневековых и ренессансных зданий, основанные на кропотливой обработке археологических данных и исторических документов. Здесь наглядно можно проследить влияние, которое оказала архитектура различных эпох на зодчество XIX века, когда страна была охвачена «строительной лихорадкой». В этот период социальных изменений и технических инноваций, проектируются, возводятся и реконструируются театры, вокзалы, храмы, фабрики, рынки, учебные заведения (один из наиболее показательных объектов коллекции – проект реконструкции Сорбонны Альфонса Дефрассе). Строительные выставки и ярмарки дали архитекторам того времени возможность развития, и демонстрации своих достижений широкой публике, что обусловило подъем искусства архитектуры. Об этом блистательном периоде свидетельствует коллекция музея Орсе.

Третий раздел экспозиции посвящен арт-нуво (стилю модерн). Это направление возникло в последней трети XIX века. Оно утверждало новые идеи и освобождение от «болезненного наследия прошлых лет». Работы ярчайших архитекторов этого стиля, таких как Эмиль Галле и Гектор Гимар, широко представлены в музее благодаря собраниям, которые бережно сохранили и передали в экспозицию их наследники.
В настоящее время музей постоянно обновляет коллекцию архитектуры новыми экспонатами. Последнее крупное приобретение было сделано в 1997 году, когда ее экспозиция пополнилась набором чертежей и рисунков бельгийских архитекторов школы Отто Вагнера.

В заключение…

Уникальная коллекция Орсе, а также нетрадиционная архитектура здания, делают его одним из наиболее интересных мест Парижа. Средняя посещаемость музея – 3 000 000 посетителей в год. Это не только туристы, но и парижане. Один из альтернативных видов деятельности здесь – образовательные программы для детей и молодежи, адресованные разным возрастным категориям.

Кроме постоянной экспозиции, в музее Орсе регулярно проводятся временные выставки, посвященные самым различным тематикам. За их расписанием можно следить на сайте музея. Приобретая билет, вы получаете право на осмотр как постоянной, так и временной экспозиций. Бесплатно пропускаются дети до 18 лет (по предъявлению документов).

Сувенирный магазин музея предлагает широкий ассортимент разнообразной продукции – от постеров, книг и дисков до предметов искусства (картины, скульптуры и ювелирные изделия). Также довольно обширен ассортимент товаров музейной тематики для детей.

Как добраться

Адрес: 1 Rue de la Légion d"Honneur, Paris 75007
Телефон: +33 1 40 49 48 14
Сайт: musee-orsay.fr
Метро: Solférino, Assemblée Nationale
Поезд RER: Musée d"Orsay
Время работы: 9:30-18:00, по четвергам 9:30-21:45

Музей д Орсэ известный музей, расположен на левом берегу Сены. Он является кладезем художественных коллекций, скандальных скульптур, архитектурных макетов и уникальных предметов мебели.

Сегодня его непременно посещают гости французской столицы, интересующиеся культурой. Он является одним из самых необычных и занимательных музеев в мире. Популярность ему принесли коллекции работ таких мастеров, как Сезанн, Дега, Моне.

История музей Орсе

В 1900 г. был построен железнодорожный вокзал, открытие которого было приурочено к проведению всемирной выставки. Он обслуживал юго-западную область Франции до 1939 года. В будущем именно это здание и стало пристанищем музея.

Когда перроны вокзала стали слишком малы для удлиненных железнодорожных составов, он использовался для обслуживания небольших поездов. Во времена второй мировой войны отдельные комнаты были заняты почтовыми службами.

После этого вокзал служил жилищем для театрального коллектива Renaud-Barrault. На его территории расположились аукционные дома, была восстановлена работа отеля Hotel Drouot, который был открыт вплоть до 1 января 1973 г.

Основной зал музея поражает своими масштабами: его длина – 140 метров, а высота – 32 метра.

В 1977 г. правительством было решено отвести территорию утратившего былой лоск здания вокзала под музей. На реконструкцию ушло около 10 лет, и 1 декабря 1986 прошла торжественная церемония открытия с участием главы Франции Франсуа Миттерана.

Больше чем просто коллекции

Орсэ музей в Париже уникальное место, в стенах которого собрали коллекции из разных частей Франции и всего мира. На трех этажах расположено более 4 тысяч предметов искусства. Шедевры выдающихся творцов и полотна почти неизвестных авторов создают неповторимую атмосферу.

Первый уровень встречает скульптурами мастеров Анри Руссо, Эдуарда Мане и других. Одно из помещений отведено под работы Клода Моне. Здесь есть его знаменитые произведения «Олимпия», «Регата в Аржатей». Еще одна часть посвящена Гюставу Курбе – основоположнику реализма.

Второй уровень радует картинами представителей символизма и натурализма и шедеврами таких скульпторов, как Роден, Майоль, Бурдель. Здесь стоит остановить свое внимание на отгремевшей работе Огюста Родена «Бальзак» и на статуе танцовщицы Дега.

Живопись музея д Орсэ продолжают творчество Боннара и Вюйяра, скрытые от глаз огромной скульптурой «Белый медведь» работы мастера Помпона. Коллекция заканчивается рядом работ символистов, в том числе Климта и Мунка.

Третий этаж это райское местечко для ценителей искусства и красоты. Здесь можно в полной мере насладиться работами: Клода Моне, Винсента Ван Гога и других.

Жемчужина коллекции, которую хотят увидеть все без исключения, – это «Звездная ночь над Роной» Ван Гога. Эта картина притягивает большое количество посетителей.

На месте музея, еще до появления здания вокзала, располагался старинный дворец с тем же названием. Впоследствии он был разрушен.

Невозможно пройти мимо работы Эдуарда Мане – «Завтрак на траве». Стоит только предположить, как были повергнуты в шок представители бомонда XIX века, увидевшие обнаженную даму в компании одетых джентльменов.

На первом уровне террасы, идущей вдоль Сены, расположилась преисполненная трагизма скульптурная группа «Зрелый возраст», автор которой ученица и любовница Огюста Родена Камилла Клодель. Она была создана в тот период, когда Роден ушел от нее к своей прежней влюбленной.

Как добраться

Если передвигаться по городу на метро, то ближайшая станция – Solférino линии M12. Для тех, кто первый раз посещает Париж, главная подсказка - бульвар Сен-Жермен, в западной области которого находится объект.

Также можно добраться на автобусах: 24, 63, 68, 73, 83, 84, 94.

Стоимость входного билета – 12 EUR. Вход свободный для несовершеннолетних и инвалидов в сопровождении.

Музей работает по следующему графику: понедельник – выходной, воскресение – 9:00-18:00, четверг – 10:00-21:45, остальные дни – 10:00-18:00.

Можно воспользоваться услугами гида и заказать полноценную экскурсию. Обычно тур длится около 2-2,5 часов. Средняя стоимость – 150-170 EUR.

Кстати, для того чтобы узнать о текущих мероприятиях и выставках, а также увидеть имеющиеся коллекции, можно посетить официальный сайт музея д Орсэ в Париже – www.musee-orsay.fr .

Произведения в музее Орсе

Eugène Delacroix, The Lion Hunt, c. 1854

Gustave Courbet, The Artist"s Studio (L"Atelier du peintre): A Real Allegory of a Seven Year Phase in my Artistic and Moral Life, 1855

Jean Auguste Dominique Ingres, The Source, 1856

Jean-François Millet, The Gleaners, 1857

Édouard Manet, Olympia, 1863

Claude Monet, Le déjeuner sur l"herbe, (right section), with Gustave Courbet, 1865-1866

Paul Cézanne, Portrait of Achille Emperaire, 1868

Eugène Boudin, Bathers on the Beach at Trouville, 1869

James McNeill Whistler, Whistler"s Mother, 1871

«Происхождение мира» (фр. l"Origine du monde, 1866) - картина художника-реалиста Гюстава Курбе, которая долгое время воспринималась как художественная провокация и более 120 лет не выставлялась напоказ.

Gustave Caillebotte, Les raboteurs de parquet (The Floor Scrapers), 1875

Edgar Degas, L’Absinthe, 1876

Self-portrait (1889) by Vincent van Gogh

Vincent van Gogh, The Church at Auvers, 1890

Paul Gauguin, Tahitian Women on the Beach, 1891