Героические мифы древней греции. Боги и герои греческой мифологии

Греческие мифы, повествующие о богах, богинях и героях, восходят к бронзовому веку, времени устного предания. Впервые они были записаны в начале VI в. до н.э. и с тех пор продолжают жить в западной литературе. Мифы были тесно связаны с верованиями древних греков и толковали тайны природы. Они повествовали о сотворении мира о деяниях божеств, о золотом веке древнегреческого общества, о веке героев-полубогов, таких как Тесей и Геракл, чьи подвиги вдохновляли простых людей. Греки представляли богов в образе идеальных людей, обладавших всеми чувствами, свойственными человеку. Боги жили на горе Олимп. Верховный бог Зевс считался отцом многих олимпийцев. Каждому из членов олимпийской семьи была предназначена божественная роль.

Зевс - отец богов и людей, правил ими с горы Олимп.
Эрида богиня раздора.
Климена , мать Прометея , подарившего людям огонь.
Гера жена Зевса, была очень ревнива.
Афина вышла из головы Зевса в полном боевом облачении, в греческой мифологии была богиня мудрости, стратегии и войны.
Посейдон , бог морей, один из братьев Зевса. Символ его власти - трезубец. Мифы доносят до нас рассказы об изменах Посейдона жене, морской богине Амфитрите , которая была в греческой мифологии богиня моря. Эта статуя хранится в Национальном археологическом-музее в Афинах.
Парис должен присудить золотое яблоко самой прекрасной из богинь. Пес Париса помогал ему пасти стада на горе Ида, где вырос царевич.
Диониса , бога виноградарства и вина, Зевс родил из своего бедра.
Аид и Персефона правили царствам мертвых и душам и умерших. Аид похитил Персефону ее матери Деметры, богини плодородия. Разгневанная, Деметра послала на землю голод, и тогда Зевс решил, что часть года Персефона будет жить у матери.
Артемида , дева-богиня охоты, дочь Зевса и сестра Аполлона. Она вооружена луком со стрелами. Вечно юную богиню окружают собаки и нимфы. Давшая обет целомудрия, она, тем не менее, была также и богиней деторождения.
Гермес был посланцем богов.
Афродита , богиня любви, родилась из пены морской.
Аполлон , сын Зевса и брат Артемиды, бог-целитель и прорицатель, покровитель искусств, был необыкновенно красив.

Подвиги Геракла. Геракл (у римлян - Геркулес) - величайший из греческих героев, сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Наделенный сверхчеловеческой силой, он добился успеха и бессмертия, исполнив 12 заданий Микенского царя Эврисфея, казавшихся невыполнимыми.
Сначала он одолел Немейского льва, шкуру которого он с тех пор всегда носил на себе.
Вторым подвигом Геракла стала победа над Лернейской Гидрой. Отрубленные головы этого ядовитого чудовища, выращенного Герой, тут же вырастали вновь. Как и в других его подвигах, Гераклу помогла Афина.
Затем был поймай огромный вепрь, разорявший гору Эриманф. Геракл доставил его царю Эврисфею живьем. Царь настолько испугался, что спрятался в большом кувшине.
Шестым подвигом было истребление Стимфалийских птиц. Геракл избавил озеро Стимфалию от птиц-людоедов с медными клювами: вспугнув птиц бронзовыми трещотками, on перебил их камнями, выпущенными из пращи.

Рея, поятая Кроном, детей родила ему светлых,- Деву – Гестию, Деметру и златообутую Геру, Славного мощью Аида, который живет под землею, И промыслителя – Зевса, отца и бессмертных, и смертных, Громы которого в трепет приводят широкую землю. Гесиод «Теогония»

Греческая литература возникла на основе мифологии. Миф – это представление древнего человека об окружающем его мире. Мифы создавались на очень ранней стадии развития общества в различных областях Греции. Позже все эти мифы слились в единую систему.

При помощи мифов древние греки пытались объяснить все природные явления, представив их в образе живых существ. Сначала, испытывая сильный страх перед природными стихиями, люди изображали богов в ужасном зверином облике (Химера, Медуза Горгона, Сфинкс, Лернейская гидра).

Однако позднее боги становятся антропоморфными , то есть имеют человеческий облик и им присущи самые различные человеческие качества (ревность, щедрость, за­висть, великодушие). Главным же отличием богов от людей являлось их бессмертие, но при всем своем величии боги общались с простыми смерт­ными и даже вступали с ними нередко в лю­бовные от­ноше­ния, чтобы поро­дить на земле це­лое племя героев.

Существует 2 вида древнегреческой мифологии:

  1. космогоническая (космогония – происхождение мира) – заканчивается рождением Крона
  2. теогоническая (теогония – происхождение богов и божеств)


Мифология Древней Греции прошла в своем развитии 3 основных этапа:

  1. доолимпийский – это в основном мифология космогоническая. Этот этап начинается с представления древних греков о том, что все произошло из Хаоса, а заканчивается убийством Крона и разделом мира между богами.
  2. олимпийский (ранняя классика) – Зевс становится верховным божеством и со свитой из 12 богов поселяется на Олимпе.
  3. поздний героизм – от богов и смертных рождаются герои, которые помогают богам в установлении порядка и в уничтожении чудовищ.

На основе мифологии создавались поэмы, писались трагедии, а лирики посвящали богам свои оды и гимны.

В Древней Греции было две основные группы богов:

  1. титаны ‐ боги второго поколения (шесть братьев ‐ Океан, Кей, Крий, Гипперион, Иапет, Кронос и шесть сестер ‐ Фетида, Феба, Мнемосина, Тейя, Фемида, Рея)
  2. олимпийские боги ‐ олимпийцы ‐ боги третьего поколения. В число олимпийцев входили дети Кроноса и Реи ‐ Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон и Зевс, а также их потомки ‐ Гефест, Гермес, Персефона, Афродита, Дионис, Афина, Аполлон и Артемида. Верховным богом был Зевс, лишивший власти отца Кроноса (бога времени).

В греческий пантеон Олимпийских богов традиционно входило 12 богов, но состав пантеона был не очень устойчивым и иногда насчитывал 14-15 богов. Обычно это были: Зевс, Гера, Афина, Аполлон, Артемида, Посейдон, Афродита, Деметра, Гестия, Арес, Гермес, Гефест, Дионис, Аид. Олимпийские боги жили на священной горе Олимп (Olympos ) в Олимпии, у берегов Эгейского моря.

В переводе с древнегреческого языка слово пантеон означает «все боги». Греки

делили божеств на три группы:

  • Пантеон (великие олимпийские боги)
  • Низшие божества
  • Чудовища

Особое место в греческой мифологии занимали герои. Самые известные из них:

v Одиссей

Верховные боги Олимпа

Греческие боги

Функции

Римские боги

бог грома и молнии, неба и погоды, закона и судьбы, атрибуты – молния (трехзубчатые вилы с зазубринами), скипетр, орел или колесница, запряженная орлами

богиня брака и семьи, богиня неба и звездных небес, атрибуты - диадема (корона), лотос, лев, кукушка или ястреб, павлин (два павлина везли её повозку)

Афродита

«пенорожденная», богиня любви и красоты, ей не были подвластны Афина, Артемида и Гестия, атрибуты – роза, яблоко, раковина, зеркало, лилия, фиалка, пояс и золотая чаша, дарующая вечную молодость, свита – воробьи, голуби, дельфин, спутники – Эрот, хариты, нимфы, оры.

бог подземного царства мертвых, «щедрый» и «гостеприимный», атрибут – волшебная шапка-невидимка и трехголовый пес Цербер

бог коварной войны, военных разрушений и убийств, его сопровождали богиня раздора Эрида и богиня неистовой войны Энио, атрибуты – собаки, факел и копье, в колеснице было 4 коня – Шум, Ужас, Блеск и Пламя

бог огня и кузнечного дела, некрасивый и хромой на обе ноги, атрибут – кузнечный молот

богиня мудрости, ремесел и искусства, богиня справедливой войны и военной стратегии, покровительница героев, «совоокая», использовала мужские атрибуты (шлем, щит – эгида из шкуры козы амалфеи, украшенный головой Медузы Горгоны, копье, олива, сова и змея), являлась в сопровождении Ники

бог изобретательства, воровства, плутовства, торговли и красноречия, покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников, изобрел меры, числа, обучал людей, атрибуты – крылатый жезл и крылатые сандалии

Меркурий

Посейдон

бог морей и всех водоемов, наводнения, засухи и землетрясения, покровитель мореплавателей, атрибут – трезубец, который вызывает бури, разбивает скалы, выбивает источники, священные животные – бык, дельфин, конь, священное дерево – сосна

Артемида

богиня охоты, плодородия и женского целомудрия, позднее – богиня Луны, покровительница лесов и диких животных, вечно юная, её сопровождают нимфы, атрибуты – охотничий лук и стрелы, священные животные – лань и медведица

Аполлон (Феб), Кифаред

«златокудрый», «сребролукий», бог света, гармонии и красоты, покровитель искусств и наук, предводитель муз, предсказатель будущего, атрибуты – серебряный лук и золотые стрелы, золотая кифара или лира, символы – олива, железо, лавр, пальма, дельфин, лебедь, волк

богиня домашнего очага и жертвенного огня, богиня девственница. сопровождалась 6 жрицами – весталками, служившими богине 30 лет

«Мать-Земля», богиня плодородия и земледелия, пахоты и урожая, атрибуты – сноп пшеницы и факел

бог плодоносящих сил, растительности, виноградарства, виноделия, вдохновения и веселья

Бахус, Вакх

Второстепенные греческие боги

Греческие боги

Функции

Римские боги

Асклепий

«вскрывающий», бог врачевания и медицины, атрибут – посох, увитый змеями

Эрот, Амур

бог любви, «крылатый мальчик», считался порождением темной ночи и светлого дня, Неба и Земли, атрибуты – цветок и лира, позднее – стрелы любви и пылающий факел

«сверкающий глаз ночи», богиня Луны, царица звездного неба, имеет крылья и золотой венец

Персефона

богиня царства мертвых и плодородия

Прозерпина

богиня победы, изображается крылатой или в позе быстрого движения, атрибуты – повязка, венок, позднее – пальма, далее – оружие и трофей

Виктория

богиня вечной юности, изображалась целомудренной девушкой, наливающей нектар

«розоперстая», «прекраснокудрая», «златотронная»богиня утренней зари

богиня счастья, случая и удачи

бог солнца, владелец семи стад коров и семи стад овец

Крон (Хронос)

бог времени, атрибут – серп

богиня неистовой войны

Гипнос (Морфей)

богиня цветов и садов

бог западного ветра, вестник богов

Дике (Фемида)

богиня справедливости, правосудия, атрибуты – весы в правой руке, повязка на глазах, рог изобилия в левой руке; римляне вместо рога вложили в руку богини меч

бог брака, супружеских уз

Талассий

Немезида

крылатая богиня мести и воздаяния, карающая за нарушение общественных и моральных норм, атрибуты – весы и уздечка, меч или плеть, колесница, запряженная грифонами

Адрастея

«златокрылая», богиня радуги

богиня земли

Кроме Олимпа в Греции существовала священная гора Парнас, где обитали музы – 9 сестёр, греческие божества, олицетворявшие поэтическое и музыкальное вдохновение, покровительницы искусств и наук.


Греческие музы

Чему покровительствует

Атрибуты

Каллиопа («красиворечивая»)

муза эпической или героической поэзии

восковая табличка и стилос

(бронзовый стержень для письма)

(«славящая»)

муза истории

свиток папируса или футляр для свитков

(«приятная»)

муза любви или эротической поэзии, лирики и брачных песен

кифа́ра (струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидность лиры)

(«прекрасноуслаждающая»)

муза музыки и лирической поэзии

авлос (духовой музыкальный инструмент, похожий на свирель с двойным язычком, предшественник гобоя) и сири́нга (музыкальный инструмент, род продольной флейты)

(«небесная»)

муза астрономии

зрительная трубка и лист с небесными знаками

Мельпомена

(«поющая»)

муза трагедии

венок из листьев винограда или

плюща, театральная мантия, трагическая маска, меч или палица.

Терпсихора

(«усладительнотанцующая»)

муза танца

венок на голове, лира и плектр

(медиатор)

Полигимния

(«многопоющая»)

муза священной песни, красноречия, лирического, напева и риторики

(«цветущая»)

муза комедии и буколической поэзии

комическая маска в руках и венок

плюща на голове

Низшие божества в греческой мифологии – это сатиры, нимфы и оры.

Сатиры - (греч. satyroi) – это лесные божества (то же, что на Руси лешие), демоны плодородия, свита Диониса. Их изображали козлоногими, волосатыми, с лошадиными хвостами и маленькими рожками. Сатиры равнодушны к людям, озорные и веселые, они интересовались охотой, вином, преследовали лесных нимф. Другое их увлечение – это музыка, но играли они только на духовых инструментах, издающих резкие, пронзительные звуки, - флейте и свирели. В мифологии олицетворяли грубое, низменное начало в природе и человеке, поэтому их представляли с уродливыми лицами - с тупыми, широкими носами, раздутыми ноздрями, взъерошенными волосами.

Нимфы – (название означает «источник», у римлян - «невеста») олицетворение живых стихийных сил, подмечавшихся в журчании ручья, в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов, духи земной поверхности, проявления природных сил, действующих помимо человека в уединении гротов, долин, лесов, вдали от культурных центров. Изображались в виде красивых молодых девушек с чудными волосами, с убором из венков и цветов, иногда в позе танцующих, с обнаженными ногами и руками, с распущенными волосами. Они занимаются пряжей, тканьем, поют песни, пляшут на лугах под флейту Пана, охотятся с Артемидой, участвуют в шумных оргиях Диониса, ведут постоянную борьбу с надоедливыми сатирами. В представлении древних греков мир нимф был очень обширен.

Летучих нимф был полон пруд лазурный,
Дриадами одушевлен был сад,
И светлый водный ключ бил искрами из урны
Смеющихся наяд.

Ф. Шиллер

Нимфы гор – ореады ,

нимфы лесов и деревьев – дриады ,

нимфы источников – наяды ,

нимфы океанов – океаниды ,

нимфы моря – нериды ,

нимфы долин – напеи ,

нимфы лугов ‐ лимнады.

Оры – богини времен года, ведали порядком в природе. Стражи Олимпа, то открывающие, то закрывающие его облачные ворота. Их называют привратницами неба. Запрягают коней Гелиоса.

Во многих мифологиях существуют многочисленные чудовища. В древнегреческой мифологии их тоже было немало: Химера, Сфинкс, Лернейская гидра, Ехидна и многие другие.

В том же преддверье толпой теснятся тени чудовищ:

Сциллы двувидные тут и кентавров стада обитают,

Тут Бриарей сторукий живёт, и дракон из Лернейской

Топи шипит, и Химера огнём врагов устрашает,

Гарпии стаей вокруг великанов трехтелых летают…

Вергилий, «Энеида»

Гарпии – это злобные похитительницы детей и человеческих душ, внезапно налетающие и так же внезапно исчезающие, как ветер, наводят ужас на людей. Число их колеблется от двух до пяти; изображаются в виде диких полуженщин-полуптиц отвратительного вида с крыльями и лапами грифа, с длинными острыми когтями, но с головой и грудью женщины.


Горгона Медуза – чудовище с женским лицом и змеями вместо волос, чей взгляд обращал человека в камень. По легенде была красивой девушкой с прекрасными волосами. Посейдон, увидев Медузу и влюбившись, соблазнил её в храме Афины, за что богиня мудрости в гневе превратила волосы горгоны Медузы в змей. Горгону Медузу одолел Персей, и её голова была помещена на эгиду Афины.

Минотавр – чудовище с телом человека и головой быка. Был рожден от неестественной любви Пасифаи (жены царя Миноса) и быка. Минос прятал чудовище в Кносском лабиринте. Каждые восемь лет в лабиринт спускались 7 юношей и 7 девушек, предназначенных Минотавру в качестве жертв. Тесей победил Минотавра, а с помощью Ариадны, давшей ему клубок ниток, выбрался из лабиринта.

Цербер (Кербер) – это трехглавый пес со змеиным хвостом и головами змей на спине, охранял выход из царства Аида, не позволяя умершим возвращаться в царство живых. Был побежден Гераклом во время одного из подвигов.

Сцилла и Харибда – это морские чудовища, находящиеся друг от друга на расстоянии полета стрелы. Харибда – это морской водоворот, который трижды в день поглощает и столько же раз извергает воду. Сцилла («лающая») – чудовище в виде женщины, чья нижняя часть тела была превращена в 6 собачьих голов. Когда корабль проходил мимо скалы, где обитала Сцилла, чудовище, разинув все пасти, похищала с корабля сразу 6 человек. Узкий пролив между Сциллой и Харибдой представлял собой смертельную опасность для всех, кто по нему проплывал.

Также в Древней Греции существовали и другие мифические персонажи.

Пегас – крылатый конь, любимец муз. Летал со скоростью ветра. Оседлать Пегаса означало получить поэтическое вдохновение. Родился у истоков Океана, поэтому был назван Пегасом (с греч. «бурное течение»). По одной из версий он выпрыгнул из туловища горгоны Медузы, после того как Персей отрубил ей голову. Пегас доставлял Зевсу на Олимп громы и молнии от изготавливающего их Гефеста.

Из пены морской, из лазурной волны,

Быстрее стрелы и прекрасней струны,

Летит удивительный сказочный конь

И с лёгкостью ловит небесный огонь!

Он любит плескаться в цветных облаках,

И часто гуляет в волшебных стихах.

Чтоб луч вдохновенья в душе не погас,

Седлаю тебя, белоснежный Пегас!

Единорог – мифическое существо, символизирующее целомудрие. Обычно изображался в виде коня с одним рогом, выходящим изо лба. Греки считали, что единорог принадлежит Артемиде – богине охоты. Впоследствии в средневековых легендах существовала версия, что только девственница может укротить его. Поймав единорога, его можно удержать только золотой уздечкой.

Кентавры - дикие смертные существа с головой и торсом человека на теле лошади, обитатели гор и лесных чащ, сопровождают Диониса и отличаются буйным нравом и невоздержанностью. Предположительно, кентавры первоначально были воплощением горных рек и бурных потоков. В героических мифах кентавры являются воспитателями героев. Например, Ахилла и Ясона воспитывал кентавр Хирон.

ГЕРОИ В ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ (ОСНОВНЫЕ ПРИМЕРЫ)

Героями называют персонажей греческих легенд. Обычно это были сыновья богов, рожденные смертными женщинами. Они были наделены сверхчеловеческим ростом и неиссякаемой энергией, любили войны и различные происшествия. Герои вершили подвиги, брали на себя тяжелое бремя ради всего человечества или для любимой страны или города. Они отличались между собой сути и происхождению. Одни (Диоскуры, Елена) когда-то сами были божествами или злыми духами, пока новые религиозные представления возвели их на более зависимое положение; другие имели признаки исторических лиц (Тесей, Минос), правду о которых мы не можем разгадать; третьих породила буйная фантазия аристократических родов, искали среди божественных существ своих предков. Рассказывается, например, что Тантал был сыном Зевса и нимфы Плуто , а в Тантала был сын Пелон (отсюда название южной части Греции - Пелопоннес, то есть остров Пелона ) среди детей Пелона и Гипподамии был Атрей , родоначальник Атридов - Агамемнона и Менелая , детьми Агамемнона и Клитемнестры были Электра, Ифигения и Орест. От Ореста и Гермионы вели свой род обладатели Аргосу и Спарты.

Отдельно стоят Эпоним - "по имени" - те, что дают имя чем-либо. Эпонимом звали богов, именем которых назван город, и героев, давших имя племени; архонтов, именами которых обозначались коллегии [или годы, в которые они были председателями коллегий. - В.Б. ] народов, стран, городов, созданные фантазией народа или поэтов для объяснения названий отдельных государств, племен и поселений.

Количество греческих героев, как и богов, бесчисленное. Они населяли все города, моря, горы, острова, пещеры, старые замки, древние поселения или могилы. В создании сонма героев участвовали все греки: няня, которая рассказывала детям сказку; путешествующий певец, который ходил по городам; ученый, который искал в легендах источники древней истории. Герои боролись с драконами, определяли границы государств, называя их своими именами, строили храмы, внедряли новые религиозные обряды, сооружали оборонительные стены вокруг городов, где были первыми царями; завоевывали дальние страны, устанавливали мир, поссорившихся ладили с богами, занимались своими землями даже после смерти, и не раз на их могилах возникали оракулы.

Особую роль в формировании легенд сыграла греческая эпическая поэзия и драма IV - V вв. до н.э. Благодаря этой работе греческих поэтов легенды Эллады проникли в всех цивилизованных народов, давая сюжеты для их искусства и литературы.

Геракл. Фрагмент росписи вазы V в. до н.э.

Геракл (Геркулес)

Сын Зевса и царицы Алкмены. Желая сделать его Бессмертный, отец взял его на небо и положил возле спящей Геры, чтобы парень мог сосать грудь богини. Но и проснулась и оттолкнула чужого ребенка. Несколько капель ее молока разлилось по небу, и из них образовался Млечный путь, а несколько упало на землю и выросли белые лилии. Гера ненавидела Геракла и преследовала его на протяжении всей жизни. Свое Геракл показал в 10 месяцев, когда задушил подосланных Герой двух ужасных змей. Мужчина Алкмены Амфитрион рано начал учить его военном деле, а книгами Геракл не увлекался. Когда учитель привел его в библиотеку выбрать книгу, он выбрал поваренную. Педагог упрекал его, а воспалительный парень ударил старого и убил. Отец выгнал Геракла за это из дома и приказал пасты быков в горах.

Геракл быстро вырос, мог съесть целого быка, а его бокал для вина был так велик, что его несли два человека. В 18 лет Геракл убил льва и его шкуры сделал себе плащ. Львиный череп он носил на голове вместо шлема. Гермес дал ему меч, Аполлон - стрелы, Гефест - колчан замечательной работы, Афина - панцирь. Геракл в лесу вырвал оливковое дерево и сделал из него важченну палку, с которой не расставался.

Геракл сначала помог ливанском царю разбить завоевателей и тот отдал ему в жены свою дочь. Несколько лет Геракл играл с детьми, но однажды во время жертвоприношения его проняло неистовство и он убил жену и задушил детей, не осознавая, что делает. После этого он пошел к дельфийского оракула посоветоваться, как искупить грех. Пифия приказала ему идти в Микены на службу к царю Эврисфея для выполнения двенадцати приказов.

Царь был большим трусом и быстро придумал для Геракла опасное дело: велел привести Немейского льва , что опустошал пригородные виноградники, поля и похищал скот. Геракл задушил льва и принес его на плечах в Микены. Поражен Эврисфей запретил Гераклу входить в город, а доказательства выполненной работы велел составлять около ворот.

Впоследствии царь поручил Гераклу убить Лер нийську гидру , которая сидела в местности Лерны в Арголиде на пути к Лаконики и имела десять голов, из которых одна посередине была бессмертна. После длительной борьбы Геракл оторвал гидре несколько голов, но это ничего не дало, потому что на месте одной оторванной вырастало три новых. Герой раздавил каблуком гигантского рака, что приполз на помощь гидре, и приказал своему кучеру Иолай зажечь вблизи лес. Геракл снова начал отрывать головы гидре, а раны сразу прикуривал, и головы больше не отрастали. Наконец он оторвал и бессмертную голову, закопал ее в поле и привалил огромной скалой. Туловище рассек, а желчью чудовища позатруював свои стрелы. С этой борьбы он вышел очень покусанный и кто-то из богов посоветовал ему найти зелье, своим видом похоже на гидру. Он нашел его и исцелился.

Тогда Эврисфей велел Гераклу привести в Микены керинейская лань, хорошую животное с золотыми рожками и бронзовыми копытцами, любимицу Артемиды, бегала в горах Аркадии. Целый год Геракл гонялся за ней, а поймав, сумел объяснить Артемиде, почему он это сделал.

Как только Геракл принес лань, его отправили снова в Аркадию, где в окрестностях Ериманта появился огромный вепрь. Герой так долго гнал его глубоким снегом, что зверь упал обессиленный, и Геракл отнес его Эврисфею.

Но тот придумал новую задачу: за день вычистить Авгиевы конюшни. Элидским царь имел бесчисленные стада скота (всего 3 тыс. Волов) и в конюшнях собралось столько навоза, что все жители Элиды не смогли бы их вычистить, если бы принялись за работу. Геракл пошел к Авгия и пообещал за день очистить конюшни, не убирались 30 лет, и потребовал вознаграждения: десятую часть скота. Геракл с помощью особого канала направил на конюшне реку Пеней и через несколько часов вода все смыла. Авгий отказался заплатить, тогда Геракл пошел на его страну войной и убил царя.

После этого Еврисфей отправил Геракла в г.. Стымфан (Аркадия), где гнездились огромные стаи уродливых птиц, питающихся человеческим мясом. В них были железные клювы, а в крыльях - острые перья, которые они металлы, как стрелы. Они сидели в лесу, и надо было сначала выгнать их оттуда. Афина дала герою замечательные бронзовые трещотки, что сделал Гефест, которыми Геракл поднял шум и изгнал птиц из леса. Испуганные птицы летали в небе, а он из лука убил.

Геракл только что вернулся с Крита, неся на плечах огромного быка, которого Эврисфей велел привести живым, как тот приказал ему получить лошадей царя Диомеда , который жил в далекой Фракии. У него была четверка кобылиц, которых кормили человеческим мясом (обычно иностранцев). Геракл убил сначала охрану и вывел лошадей из конюшни, а потом своей палкой расправился с войском Диомеда. На поле битвы осталось много убитых и в том числе Диомед.

После возвращения из Фракии Эврисфей отправил Геракла за поясом Ипалиты, царицы амазонок (воинственного племени женщин), которые жили на побережье Черного моря. Они выращивали только девочек (мальчиков убивали) и то только левой грудью, потому праву выжигали, чтобы свободнее метать копье.

Ипполита носила украшенный пояс, подаренный Аресом. С ватагой смельчаков Геракл отправился забирать пояс для Еврисфее- вой дочери. Царица согласилась добровольно отдать пояс, чтобы не началась война. Но коварная Гера под видом амазонки пробралась в лагерь и пустила слух, что иностранцы похитили Ипполит. Амазонки напали на Геракла, а он, считая это обманом Ипполиты, убил ее, сорвал пояс и поехал.

По дороге он посетил Трою, где царь Лаомедона, не заплатив за построены мощные городские стены Аполлону и Посейдону, навлек на жителей эпидемия от первого и дракона от другого. Прорицатели сообщили, что царь может спасти страну от гибели, отдав свою дочь на съедение дракону девушку привязали к приморской скале, но появился Геракл, изрубил дракона и освободил царевну обещание царских лошадей. Однако, когда опасность миновала, Лаомедона не дал ему лошадей. Геракл, возвращаясь в Микены, пригрозил царю войной.

Эврисфей не позволил герою даже отдохнуть и велел отправляться в быков Гериона. Через всю Европу он пришел в Африку и в память поставил между двумя частями света две скалы, получившие название "Гераклу столбы" - нынешние Гибралтар и Сеута. Быков Гериона стерегли двуглавый пес и семиглавый дракон, которых Геракл убил и забрал быков. Тогда появился Герион - великан с тройным телом - три головы, три пары рук, три пары ног. Но Геракл убил его несколькими выстрелами, а быков в Микенах принесли в

жертву богине Гере. Геракла сразу же отправили золотые яблоки Гесперид (дочерей титана Атланта и Гесперии). Они появились в результате подарка Геи яблони по случаю брака Геи и Зевса, а охраняли их Геспириды.

На дереве сидел стоглавый бессмертный дракон, который разговаривал на всех языках земли. Геракл не хотел бороться с драконом и попросил титана Атланта, державшего на плечах небесный свод, принести ему золотые яблоки, а он вместо него подержит небо. Атлант принес три золотых яблока, но не захотел взять назад небо, желая отдохнуть. И Гераклу пришлось схитрить: сделав, что эта работа ему нравится, он попросил Атланта минуту подержать своды, чтобы он удобно устроился держать. Великан положил яблоки на землю, взял на плечи небесный свод, а Геракл поднял яблоки и ушел.

В Микенах Эврисфей придумывал, как навсегда избавиться Геракла, и приказал привести Цербера из преисподней, чем огорчил героя, но ненадолго, потому что это было последнее задание - двенадцатый.

Очистившись в Элевсине от грехов, он направился в г.. Тенар, где был вход в подземное царство.

Ночью он незаметно проскользнул в пещеру, ведущую в ад, настрахавшы призраков и чудовищ внезапностью. Он начал смело перед Плутоном и сказал, почему пришел. Бог разгневался и хотел ударить его жезлом, но Геракл быстро ранил бессмертного стрелой из лука. Плутон должен был ехать на Олимп, где небесный медик перевязал ему рану. А между тем Геракл разыскал Цербера, который из страха спрятался, и силой вывел его на дневной свет, где тот присмирив. Когда Еврисфея сообщили, что Геракл ведет Цербера, он спрятался в подземелье, велел отпустить Цербера, который моментально оказался в Тартаре, а герою убираться, потому что он выполнил все задачи.

Геракл решил жениться во второй раз, победив одного царя в стрельбе из лука, и получил руку его дочери. Но брать не хотели отдавать сестру, боясь ярости Геракла. Разгневанный герой убил одного из них, за что был наказан тяжелой болезнью. Чтобы вылечиться, он пошел спросить оракула в Дельфах. И Пифия не захотела с ним разговаривать, и он разрушил храм. С ним вступил в борьбу Аполлон и неизвестно чем бы завершился этот поеди-

нок, если бы Зевс не разогнал их молнией. На олимпийской совете решили наказать Геракла, отдав на трехлетнюю службу царицы Омфале, где все было наоборот: женщины воевали, а мужчины выполняли домашнюю работу. Поэтому и Геракл вынужден был надеть женское платье и вместо палки взять прядь. Омфала надела оружие героя и публично била его туфелькой по лицу. Так продолжалось три года.

После этого Геракл снова почувствовал силу, делал добрые дела, а в одной стране женился на прекрасной царевне Деянире , с которой они ездили по миру, часто на руках Геракла. Герой решил построить свой дом и в поисках места встретил кентавра Несса, который предложил перенести Деяниру через брод на своей спине, задумав украсть ее. Геракл стрелой убил его и умирающий несет предложил Деянире взять кровь, чтобы навсегда сохранить любовь своего мужа. И она спрятала под одежду бутылочку с Нессовою кровью.

Деянира была ревнива и в каждой женщине видела свою соперницу. Она решила испытать кентавров средство: постирала Гераклову рубашку в Нессовий крови. Рубашка зафарбувалася в прекрасный пурпур, и Геракл одел ее, когда шел приносить жертву Зевсу. Но кровь кентавра была ядовитой, впиталась в тело и ада Геракла неистовым огнем. Геракл кричал, раздирал на себе одежду и плакал. Его надломили невыносимые муки, а спасения не было. Деянира с отчаяния повесилась. Герой разложил себе погребальный костер, разослал на нем львиную шкуру, положил под голову палку и лег, чтобы сгореть заживо. Но вдруг загрохотал гром, молнии пересекли небо и Геракл перестал страдать. На облаке он поднялся на небо, где у олимпийской ворот его ждала богиня победы Ника, чтобы надеть венок. Зевс сделал Геракла бессмертным, а Гера, забыв о своем гневе, отдала ему в жены свою дочь Гебу, богиню молодости.

Геракл был любимым греческим героем. Его любили больше богов, помня, что он когда-то был человеком. Он стал символом трудолюбивого и страдающего человечества, символом труда и несокрушимой выносливости. Сжигая и убивая, Геракл остался незапятнанным, потому что все, что он делал, было вызвано неумолимой необходимостью. Он искоренял всякую беззаконие и жестокость, мечтая о том времени, когда волк, увидев спящее ягненка, не осмелится обидеть его.

По всей Греции Гераклу наравне с богами возводили храмы, жертвенники, ставили статуи, ему приносили жертвы, в его честь устраивали игры. Изображали Геракла сильным мужчиной, вооруженным, голым или в львиной шкуре на плечи. В руках он держал сучковатую палку.

афинские легенды

Каждый город в Греции имело свои легенды об основании и первых обладателей. Афиняне считали себя автохтонными, в их предки вышли прямо из чрева земли. Именно таким сыном земли был их первый царь Кекропс с получеловеческого - напивзмииним телом, поселился на Акрополе. Более поздние цари учились в Деметры обрабатывать землю, в Диониса - прививать виноградную лозу, а их жены и дочери воспитывались под надзором Афины.

По Пандиона вспыхнула война с Фивами. Афиняне позвали на помощь царя Терея из Фракии, который за победу взял в жены дочь царя Прокна . Супруги поехали во Фракию и воспитывало сына Итписа. Но за то, что Терей за отказ в любви отрезал язык сестре жены Филомена , боги наказали супругов. Прокна в безумии зажарила сына и подала на ужин. Боги превратили Терея в удода Прокна - в ласточку, а Филомена - в соловья.

После этого долго царствовал Ерихтоний, который родился из земли, словно колосок. По пояс он был человеком, а вместо ног был змеиный хвост. Свою внучку Прокриду он выдал замуж за фессалийского царевича Кефала, неутомимого охотника. Подозрительная женщина хотела выследить его и увидела, что ее подозрения беспочвенны, но Кефал, услышав шелест ветвей, подумал, что бежит зверь и бросил копье, убив Прокриду.

Сестра Прокриды Орифия вышла замуж за бога ветров Борея, и этот брак был очень полезным для афинян. Во время нашествия Ксеркса, когда афинский флот у мыса Артемис ожидал приближения персов, дельфийский оракул посоветовал афинянам обратиться за помощью к своему зятю, то есть Борея. После принесения жертв Борей и Орифии снялся порывистый северо-восточный ветер, который дул три дня и нанес непоправимый вред персидскому флоту. После войны афиняне воздвигли храм борется на берегу Иллис , где он впервые увидел Орифию.

подвиги Тесея

По своему происхождению не был афинянином. Отец его, Эй, завоевал Аттике. Мать Эфра была трезенской царевной. Эй покинул ее, но перед тем показал меч и сандалии, что спрятал под каменной глыбой, и сказал, что пусть после совершеннолетия их сын сдвинет глыбу и займет эти вещи В 5 лет Тесей встретился с Гераклом, который предсказал ему большое будущее. Повзрослев, Тесей забрал меч и сандалии и пошел к отцу в Афины.

По дороге он убил Скирона, который сбрасывал путешественников со скалы в море, Синида, который привязывал путников к вершинам двух натянутых сосен, раздирали тело пополам, выпрямляясь; Прокруста,

который вытаскивал кости в суставах путешествующим или отрубал ноги на своем ложе Неизвестный никому, Тесей вошел в Афины, где строили храм Аполлона. Желая показать свою силу, в ответ на насмешки строителей он выпряг с телеги пару волов и подбросил их руками вверх, выше кровли храма. Город сразу же узнали о появлении юноши с нечеловеческой силой. Узнал его и отец и очень обрадовался, потому что был уже стар и немощен.

Чтобы снискать расположение афинян, Тесей поймал быка в окрестностях Марафона и принес в жертву Аполлону. В то время Афины вынуждены были платить страшную дань критском царю Миносу - семь девушек и семь юношей из городских семей для Минотавра (человека-быка). Тесей решил убить его. Эй дал ему алый парус и попросил поднять его при счастливом возвращены, а если погибнут, пусть матросы поднимут черный парус.

Помогла Тесею преодолеть Минотавра, который жил в лабиринте , дочь царя Ариадна , которая дала афинянину клубок ниток и научила, что он должен делать. Победив Минотавра, Тесей забрал с собой в Афины Ариадну. Но по дороге он велел вынести спящую Ариадну и оставить на о. Наксос, где к ней появляется бог вина Дионис и женится на ней на этом острове, своей формой напоминает виноградный лист.

Тесей весело возвращался в Афины и забыл изменить черный парус на пурпурное. Старый царь решил, что сын погиб, и от отчаяния бросился в море в то время, как корабль Тесея вошел в порт Фалерон. Герой принес обещанные жертвы богам и отправил гонца известить отца, не зная, что тот погиб. Память об этом дне в Афинах отмечают при Осхофорий , на которых царит двойной настроение: траурный из-за смерти Эгея и радостный по поводу возвращения Тесея. Еще во время этого праздника стало обычаем переодевать ребят на девушек, которые несли священные ветви.

Придя к власти, Тесей объединил все афинские рода в единое государство, но отрекся царского престола и заложил основы республиканского строя. Он также, подобно Гераклу, воевал с амазонками и похитил их царицу Антиопу, которая скоро умерла, оставив ему сына Ипполита.

Во второй раз Тесей женился на фэйр, дочерью царя Миноса. Однажды он долго не возвращался из путешествия, и все думали, что он погиб. А Федра решила женить на себе пасынка Ипполита, который не любил женщин и отверг это предложение. Когда Тесей вернулся, недостойное Федра пожаловалась, будто Ипполит хотел ее изнасиловать. Ослепленный гневом, Тесей проклял сына и попросил Посейдона отомстить ему. Тот выпустил страшного дракона, лошади понеслись, и Ипполит разбился о камни. Узнав об этом, Федра повесилась.

В Тесея был верен собрат - фессалийской царевич Пейритой. Когда тот женился на перекрасною Гипподамия, Тесей приехал на свадьбу, что происходило в столице лапифов (племена севера Фессалии), на которое пригласили кентавров (полулюди - полукони). Они перебирались и ночами ловили женщин. Началась страшная война, которая закончилась изгнанием дикарей с Фессалии. Оставили только мудрого кентавра Хирона. А героические подвиги Тесея и Пейритоя во время этой войны стали любимой темой греческих скульпторов и живописцев.

В 50 лет Тесей сделал большую ошибку: похитил из Спарты Елену, дочь царя Тиндарея, которой было всего 7 лет. Сыновья царя собрали войско и подошли к Афинам. Тесей в это время был в далеком походе, и народное собрание приняли решение отдать Елену, а Тесея приговорить к изгнанию. Он больше в Афины не возвращался, а к концу жизни прожил на о. Скирос в царя Ликомедии. Однажды в горах он поскользнулся и упал в пропасть.

После персидских войн дельфийский оракул велел афинянам перенести кости Тесея на родину. Афинский вождь Кимон, захватив остров, нашел могилу Тесея и перенес в Афины в 474 г. до н. Похоронили героя в центре города, а могила его стала пристанищем для рабов и всех тех, кто боялся несправедливости. Афиняне устраивали в его честь праздник в восьмой день каждого месяца октября, в тот день, когда он вернулся с Крита. Кроме того, восьмой день каждого месяца тоже посвящали его памяти.

Тесей был любимым героем афинян. Гончары украшали посуду мифологическими рисунками, со второй половины VI в. до н.э. почти забыли о Геракле, изображая только подвиги Тесея; на улицах и площадях Афин стояли статуи героя, строили храмы в его честь, устраивали праздники. Однако Геракл навсегда остался первым героем, а Тесей отводят второе место.

коринфские легенды

В Коринфе правил царь Сизиф, дворец которого стоял на вершине горы Акрокоринф. Сизиф был любимцем богов. Зевс приглашал его на олимпийские пиры. Умирая, он приказал жене не хоронить его. Поскольку душа, тело которой не предано земле, не может войти в царство теней, Сизиф бродил по берегу Стикса, сетуя на свою судьбу. Когда его привели к Плутону, то он рассказал, что недостойна жена выбросила его тело на свалку. Плутон позволил ему еще раз вернуться на землю, чтобы наказать негодяйку.

Царь Коринфа пошел, но больше не возвращался. Боги забыли о нем и Сизиф жил долго, пока в аду не упомянули о хитром беглеца. В Аида определили ему тяжелую кару: он должен поднять большой камень на высоченную крутую гору. Сизиф взялся за работу, но только он выносил камень к вершине, как тот вырывался у него из рук, катился вниз и Сизиф начинал свою работу заново. Возможно, предание о "Сизифову труд" возник потому, что в древние времена беглых преступников и рабов приковывали к тяжелому камня или бревна, которые они вынуждены были таскать за собой.

Внуком Сизифе был красавец Беллерофонт, который по неосторожности убил собственного брата и его выгнали из страны. Изгнанник спрятался у царя Пpeтa, но в него влюбилась пожилая царица. Беллерофонт сопротивлялся ее притязаниям, но она пожаловалась мужу, что красавец хочет ее похитить. В Прета не хватило мужества самому наказать юношу и он отправил его в Малую Азию в Миры царя Иобат, дав письмо, где был смертельный приговор. Иобат тоже решил погубить юношу не сами руками и приказал встать на борьбу с Химерой (спереди лев, сзади дракон, а посередине коза), из трех пастей которой бухает пламени. Люди дрожали от страха перед чудовищем.

Победить Химеру Беллерофонту помогла Афина, которая дала ему золотую уздечку от крылатого коня Пегаса. Юноше удалось воткнуть копья в горло Химеры. Царь расчувствовался, порвал Претового письмо, отдал герою свою дочь в жены. Но успехи вскружили Беллерофонту голову, он задумал завоевать Олимп и отобрать у Зевса молнии. Только он поднялся в воздух на крылатом коне, молния сбросила всадника на землю. Беллерофонт упал в горное ущелье, сошел с ума от поражения и отправился в пустыню, избегая людей.

лаконских легенды

В Спарте правил царь Тиндарей , у которого не было детей. Однажды появился Гермес и положил его жене Леди на колени большое яйцо. Через некоторое время из него вышло четверо прекрасных детей: мальчики - Кастор и Полидевкт и девушки - Йеле на и Клитемнестра. Когда ребята выросли, они совершили много героических поступков. Очистили от пиратов Эгейское море, боролись с великанами и чудовищами. Они были образцом братской любви. Все привыкли их называть общим именем - Диоскуры, то есть Зевсу сына. Когда Кастор погиб, Полидевкт не захотел сам жить дальше, и Зевс перенес их между звезды, они сияют в созвездии Близнецов.

Диоскур посвящали храмы, чествовали их наравне с богами. Позже культ Диоскуров распространился в Риме, где они стали покровителями всадников.

Сестра Диоскуров Елена была самой красивой женщиной в мире, именно из-за нее и началась Троянская война, а лаконских крестьяне чествовали ее как богиню урожая.

критские легенды

Европа, перевернувшись на быка, жила на Крите и породила двух сыновей - Миноса и Радаманта. После смерти матери они расстались, и Радамант основал собственное государство на осторов Эгейского архипелага. В конце

жизни он переехал в Беотии и там женился на Алкменой, матерью Геракла. Когда он умер, боги назначили его судьей в подземном царстве, потому что он был прав.

Минос правил на Крите, имел большой флот, однако счастье в доме не было. Жена Пасифайя родила ему Минотавра (полубыка-получеловека), которого поместили в лабиринт, что после убийства Минотавра был преобразован в дворец. Построил лабиринт афинянин Дедал , который изобрел сверло, ватерпас. Царь очень любил его и не хотел отпускать на родину. И тогда Дедал придумал новый, невиданный способ бегства. С птичьих перьев, слепленных воском, он соорудил огромные крылья для себя и для своего сына Икара. Они прикрепили крылья к плечам и полетели, пройдя острова Самос, Парос, Делос. Но Икар забыл отца предостережение не подниматься близко к солнцу и оно растопило воск, а Икар камнем упал на землю и разбился. Остров, на который упал Икар, называется Икария , а море вокруг него - Икарським.

Дедал похоронил сына и отправился в Сицилию, где стал придворным зодчим в царя.

К геройских мифов принадлежат также рассказы о походе аргонавтов во главе с неоном за золотым руном, об охоте на Калидонская охота, об осаде Трои, путешествия Одиссея и тому подобное.

Сыновьями великого героя Пелопса были Атрей и Фиест. Проклял некогда Пелопса возничий царя Эномая Миртил, предательски убитый Пелопсом, и обрек своим проклятием на великие злодеяния и гибель весь род Пелопса. Тяготило проклятие Миртила и над Атреем и Фиестом. Ряд злодеяний совершили они. Погубили Атрей и Фиест Хрисиппа, сына нимфы Аксионы и отца их Пелопса. Это мать Атрея и Фиеста Гипподамия уговорила убить Хрисиппа. Совершив это злодеяние, бежали они из царства отца, боясь его гнева, и укрылись у царя Микен Сфенела, сына Персея, который женат был на сестре их Никиппе. Когда же умер Сфенел и сын его Эврисфей, захваченный в плен Иолаем, погиб от руки матери Геракла Алкмены, стал властвовать над Микенским царством Атрей, так как Эврисфей не оставил после себя наследников. Завидовал Атрею брат его Фиест и решил каким бы то ни было способом отнять у него власть.

У Сизифа был сын, герой Главк, который правил в Коринфе после смерти отца. У Главка же был сын Беллерофонт, один из великих героев Греции. Прекрасен, как бог, был Беллерофонт и равен бессмертным богам мужеством. Беллерофонта, когда он был еще юношей, постигло несчастье: он убил нечаянно одного гражданина Коринфа и должен был бежать из родного города. Он бежал к царю Тиринфа, Пройту. С великим почетом принял царь Тиринфа героя и очистил его от скверны пролитой им крови. Недолго пришлось Беллерофонту пробыть в Тиринфе. Пленилась его красотой жена Пройта, богоравная Антейя. Но Беллерофонт отверг ее любовь. Воспылала тогда ненавистью к Беллерофонту царица Антейя и решила погубить его. Пошла она к своему мужу и сказала ему:

О, царь! Тяжко оскорбляет тебя Беллерофонт. Ты должен убить его. Он преследует меня, твою жену, своей любовью. Вот как он отблагодарил тебя за гостеприимство!

Грозен Борей, бог неукротимого, бурного северного ветра. Неистовый носится он над землями и морями, вызывая полетом своим всесокрушающие бури. Увидал однажды Борей, проносясь над Аттикой, дочь Эрехтея Орифию и полюбил ее. Молил Борей Орифию стать его женой и позволить ему унести ее с собой в свое царство на далекий север. Не соглашалась Орифия, боялась она грозного, сурового бога. Отказал Борею и отец Орифии, Эрехтей. Не помогали никакие просьбы, никакие мольбы Борея. Разгневался грозный бог и воскликнул:

Я заслужил сам такое унижение! Я забыл о моей грозной, неистовой силе! Разве подобает мне смиренно умолять кого-либо? Лишь силой должен я действовать! Я гоню по небу грозовые тучи, я вздымаю на море, словно горы, волны, я с корнем вырываю, как сухие былинки, вековые дубы, я бичую градом землю и в твердый, как камень, лед превращаю воду -- и я молю, словно бессильный смертный. Когда я несусь в неистовом полете над землей, вся земля колеблется и содрогается даже подземное царство Аида. И я молю Эрехтея, словно я его слуга. Я должен не молить отдать мне в жены Орифию, а отнять ее силой!

Недолго оставался Персей после этой кровавой битвы в царстве Кефея. Взяв с собой прекрасную Андромеду, он вернулся на Сериф к царю Полидекту. Персей застал свою мать Данаю в великом горе. Спасаясь от Полидекта, ей пришлось искать защиты в храме Зевса. Не смела она ни на единый миг покинуть храм. Разгневанный Персей пришел во дворец Полидекта и застал его с друзьями за роскошным пиром. Полидект не ожидал, что Персей вернется, он был уверен, что герой погиб в борьбе с горгонами. Удивился царь Серифа, увидав пред собой Персея, а тот спокойно сказал царю:

Твое приказание исполнено, я принес тебе голову Медузы.

Прекрасный, равный самим богам-олимпийцам своей красотой, юный сын царя Спарты, Гиацинт, был другом бога стреловержца Аполлона. Часто являлся Аполлон на берега Эврота в Спарту к своему другу и там проводил с ним время, охотясь по склонам гор в густо разросшихся лесах или развлекаясь гимнастикой, в которой были так искусны спартанцы.

Однажды, когда близился уже жаркий полдень, Аполлон и Гиацинт состязались в метании тяжелого диска. Все выше и выше взлетал к небу бронзовый диск. Вот, напрягши силы, бросил диск могучий бог Аполлон. Высоко к самым облакам взлетел диск и, сверкая, как звезда, падал на землю. Побежал Гиацинт к тому месту, где должен был упасть диск. Он хотел скорее поднять его и бросить, чтобы показать Аполлону, что он, юный атлет не уступит ему, богу, в умении бросать диск. Упал диск на землю, отскочил от удара и со страшной силой попал в голову подбежавшему Гиацинту. Со стоном упал Гиацинт на землю. Потоком хлынула алая кровь из раны и окрасила темные кудри прекрасного юноши.

У сына Зевса и Ио, Эпафа, был сын Бел, а у него было два сына - Египт и Данай. Всей страной, которую орошает благодатный Нил, владел Египт, от него страна эта получила и свое имя. Данай же правил в Ливии. Боги дали Египту пятьдесят сыновей. Данаю же пятьдесят прекрасных дочерей. Пленили своей красой данаиды сыновей Египта, и захотели они вступить в брак с прекрасными девушками, но отказали им Данай и данаиды. Собрали сыновья Египта большое войско и пошли войной на Даная. Данай был побежден своими племянниками, и пришлось ему лишиться своего царства и бежать. С помощью богини Афины-Паллады построил Данай первый пятидесятивесельный корабль и пустился на нем со своими дочерьми в безбрежное вечно шумящее море.

Долго плыл по морским волнам корабль Даная и, наконец, приплыл к острову Родосу. Здесь Данай остановился; он вышел с дочерьми на берег, основал святилище своей покровительнице богине Афине и принес ей богатые жертвы. Данай не остался на Родосе. Боясь преследования сыновей Египта, он поплыл с дочерьми своими дальше, к берегам Греции, в Арголиду - родину его прародительницы Ио. Сам Зевс охранял корабль во время опасного плаванья по безбрежному морю. После долгого пути пристал корабль к благодатным берегам Арголиды. Здесь надеялись Данай а данаиды найти защиту и спасение от ненавистного им брака с сыновьями Египта.

Много преступлений совершили люди медного века. Надменные и нечестивые, не повиновались они богам-олимпийцам. Громовержец Зевс прогневался на них; особенно же прогневил Зевса царь Ликосуры в Аркадии, Ликаон. Однажды Зевс под видом простого смертного пришел к Ликосуру. Чтобы жителя знали, что он бог, Зевс дал им знамение, и все жители пали ниц перед ним и чтили его как бога. Один лишь Ликаон не хотел воздать Зевсу божеских почестей и издевался над всеми, кто чтил Зевса. Ликаон решил испытать, бог ли Зевс. Он убил заложника, бывшего в его дворце, часть тела его сварил, часть изжарил и предложил как трапезу великому громовержцу. Страшно разгневался Зевс. Ударом молнии он разрушил дворец Ликаона, а его самого превратил в кровожадного волка.

Величайшим художником, скульптором и зодчим Афин был Дедал, потомок Эрехтея. О нем рассказывали, что он высекал из белоснежного мрамора такие дивные статуи, что они казались живыми; казалось, что статуи Дедала смотрят и двигаются. Много инструментов изобрел Дедал для своей работы; им были изобретены топор и бурав. Далеко шла слава о Дедале.

У этого-то великого художника был племянник Тал, сын его сестры Пердики. Тал был учеником своего дяди. Уже в ранней юности поражал он всех своим талантом и изобретательностью. Можно было предвидеть, что Тал далеко превзойдет своего учителя. Дедал завидовал племяннику и решил убить его. Однажды Дедал стоял с племянником на высоком афинском Акрополе у самого края скалы. Никого не было видно кругом. Увидев, что они одни, Дедал столкнул племянника со скалы. Был уверен художник, что его преступление останется безнаказанным. Упав со скалы, Тал разбился насмерть. Дедал поспешно спустился с Акрополя, поднял тело Тала и хотел уже тайно зарыть его в землю, но застали Дедала афиняне, когда он рыл могилу. Злодеяние Дедала открылось. Ареопаг присудил его к смерти.

Женой царя Спарты Тиндарея была прекрасная Леда, дочь царя Этолии, Фестия. По всей Греции славилась Леда своей дивной красотой. Стала женой Зевса Леда, и было у нее от него двое детей: прекрасная, как богиня, дочь Елена и сын, великий герой Полидевк. От Тиндарея у Леды было тоже двое детей: дочь Клитемнестра и сын Кастор.

Полидевк получил от отца своего бессмертие, а брат его Кастор был смертным. Оба брата были великими героями Греции. Никто не мог превзойти Кастора в искусстве править колесницей, он смирял самых неукротимых коней. Полидевк же был искуснейшим кулачным бойцом, не знавшим равных себе. Во многих подвигах героев Греции участвовали братья Диоскуры. Всегда были они вместе, самая искренняя любовь связывала братьев.

У царя богатого финикийского города Сидона, Агенора, было три сына и дочь, прекрасная, как бессмертная богиня. Звали эту юную красавицу Европа. Приснился однажды сон дочери Агенора. Она увидела, как Азия и тот материк, что отделен от Азии морем, в виде двух женщин боролись за нее. Каждая женщина хотела обладать Европой. Побеждена была Азия, и ей, воспитавшей и вскормившей Европу, пришлось уступить ее другой. В страхе Европа проснулась, не могла она понять значения этого сна. Смиренно стала молить юная дочь Агенора, чтобы отвратили от нее боги несчастье, если сон грозит им. Затем, одевшись в пурпурные одежды, затканные золотом, пошла она со своими подругами на зеленый, покрытый цветами луг, к берегу моря. Там, резвясь, собирали сидонские девы цветы в свои золотые корзины. Они собирали душистые, белоснежные нарциссы, пестрые крокусы, фиалки и лилии. Сама же дочь Агенора, блистая красой своей среди подруг, подобно Афродите, окруженной харитами, собирала в свою золотую корзиночку одни лишь алые розы. Набрав цветов, девы стали со смехом водить веселый хоровод. Их молодые голоса далеко разносились по цветущему лугу и по лазурному морю, заглушая его тихий ласковый плеск.

Произведения разбиты на страницы

Мифы Древней Греции о героях были созданы до появления письменности в этой странке. Изначально это было сугубо устным творчеством, передававшемся от человека к человеку. Это сказания об архаичной жизни греческого народа, в которых реальные факты связываются в легендах о героях с фантазией рассказчика. Память о мужчинах и женщинах, совершивших настоящие подвиги, будучи обчными гражданами или же высокородными представителями народа, повествования об их свершениях помогают грекам взгялнуть на своих предков как на существ, благоволимых богам и, поой, находящимися с нимим в родстве. В фантазии обычных людей эти граждане оказываются потомками богов,создавших семью с простыми смертными. Даже сейчас в школах заставляют читать мифы древней Греции о таких героях как Тесей, Прометей, Одиссейи другие.

Древняя Греция – это один из богатейших источников мифов о богах, простых людях и
смертных героев, которые защищали их. На протяжении многих веков эти истории создавались
поэтами, историками и просто «очевидцами» легендарных подвигов неустрашимых героев,
имеющими силы полубогов.

1

Особым почетом среди героев славился Геракл, сын Зевса и смертной женщины
Алкмены. Самым известным мифов из всех можно считать цикл о 12 подвигах,
которых в одиночку совершил сын Зевса, будучи на службе у царя Еврисфея. Даже
в небесном созвездии можно увидеть созвездие Геркулес.

2


Ахилл это один из самых храбрых греческих героев, предпринявших поход против
Трои под предводительством Агамемнона. Истории о нем всегда полны смелости и
отваги. Не зря он является одной из ключевых фигур в писаниях «Илиады», где ему
отведено больше почести, чем любому другому воину.

3


Его описывали не только как умного и храброго царя, но еще и как
великолепного оратора. Он был главной ключевой фигуре в рассказе «Одиссея».
Его приключения и возвращение к жене Пенелопе нашли отголосок в сердцах
многих людей.

4


Персей являлся не менее ключевой фигурой в древнегреческой мифологии. Он
описывается как победитель чудовища горгоны Медузы, и спаситель прекрасной
царевны Андромеды.

5


Тесея можно назвать самым известным персонажем всей греческой мифологии. Он
чаще всех появляется не только в «Илиаде» но и в «Одиссее».

6


Ясон – предводитель аргонавтов отправившихся на поиск золотого руна в Колхиду.
Это задание было дано ему братом его отца Пелийем, чтобы погубить его, но оно
принесло ему вечную славу.

7


Гектор в древнегреческой мифологии предстает перед нами не только царевичем
Трои, но и великим полководцем, погибшим от рук Ахилла. Его ставят наравне со
многими героями того времени.

8


Эргин – сын Посейдона, и один из аргонавтов, отправившихся за Золотым Руном.

9


Талай – еще один из аргонавтов. Честным, справедливым, умным и надежным –
таким его описывал Гомер в своей «Одиссеи».

10


Орфей был не столько героем, сколько певцом и музыкантом. Однако, его
изображение можно «встретить» во многих картинах того времени.