Проблема "страшной войны" и "сохраненной человечности" в повести "Сашка" В. Кондратьева

Урок литературы для 9 – 11 классов на тему

«Какой он, герой войны? По повести В.Кондратьева «Сашка»

Цели урока : знакомство с повестью Кондратьева «Сашка», характеристика образа главного героя через анализ произведения и отдельных его эпизодов; воспитание патриотизма в учащихся.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, художественные текст повести В.Кондратьева «Сашка», распечатанные для работы на уроке вопросы на каждой парте.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Великая Отечественная война – страшное по своим масштабам событие в жизни нашего государства. Оно навсегда оставило след в судьбах людей, переживших эти трудные годы, не забудут войну и те, кто родился после отгремевших боев. И в русской литературе тема Вов прочно заняла свое место.

Литература о Великой Отечественной войне прошла в своем развитии несколько этапов. В 1941-45 гг. ее создавали писатели, отправившиеся на войну, чтобы своими произведениями поднять дух народа. Объединить его в борьбе с общим врагом, раскрыть подвиг солдата. Девиз «убей врага» пронизал эту литературу, это был отклик на трагические события в жизни страны, которая еще не ставила вопросов о причинах войны и не могла связать 1937 и 1941 годы в один сюжет, не могла знать страшной цены, которую заплатил народ за победу в этой войне. Это замечательная поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин», «Молодая гвардия» А.Фадеева о подвигах и гибели юных краснодонцев. По своему духу эта литература была неаналитической, описательной.

1945-1950гг. – второй этап развития военной темы в литературе. Это произведения о победе и встречах, о салютах и поцелуях, порою излишне ликующие. Они недоговаривали жуткой правды о войне. Прекрасный рассказ Шолохова М.А. «Судьба человека» (1957) утаил правду о том, куда, как правило, попадали бывшие военнопленные после возвращения домой. Твардовский позже об этом скажет:

И до конца в живых изведав

Тот крестный путь. Полуживым –

Из плена в плен – под гром победы

С клеймом проследовать двойным.

Настоящая правда о войне писалась в 60-80-е гг., когда в литературу пришли те, кто сам воевал, сидел в окопах, командовал батареей, бился «за пядь земли», побывал в плену. Ю.Бондарев, Г.Бакланов, В.Быков, К.Воробьев, Б.Васильев, В.Богомолов – эти писатели сузили масштаб изображения войны до «пяди земли», до окопчика, до леска… их долго не печатали за «дегероизацию» событий. А они, зная цену каждодневному подвигу, увидели его в будничной работе солдата. Писали не о победах на фронтах, а о поражениях, окружении, отступлении армии, о неумном командовании и растерянности в верхах.

Краткое сообщение ученика о писателе (приготовлено заранее):

Вячеслав Леонидович Кондратьев (30 октября 1920 - 23 сентября 1993) родился в Полтаве в семье инженера-путейца. В 1922 семья переехала в Москву. С первого курса Московского архитектурного института в 1939 году был призван в армию. Проходил службу в железнодорожных войсках на Дальнем Востоке. В декабре 1941 года направлен на фронт. В 1942 году стрелковая бригада, в составе которой воевал Кондратьев вела тяжелые бои под Ржевом. Во время них получил первое ранение, был награждён медалью «За отвагу». После окончания отпуска, полученного по ранению, воевал в железнодорожных войсках. Был повторно и тяжело ранен. В госпитале пробыл на излечении полгода, выписавшись инвалидом. В 1958 году закончил Московский заочный полиграфический институт. Продолжительное время работал художником-оформителем. Перед смертью тяжело болел.

Слово учителя.

Первую повесть - «Сашка» - опубликовал в феврале 1979 года в журнале «Дружба народов». Повесть “Сашка” была сразу же замечена и оценена по достоинству. Читатели и критики, проявив редкое единодушие, определили ей место в ряду самых больших удач нашей военной литературы. Но какой поздний дебют! В 59 лет… Значит, невозможно было молчать о пережитом и надо было написать о том, что хранилось, вынашивалось в душе о тех страшных военных годах. Кондратьев решил, что не написать про те сражения будет с его стороны почти подлостью. Он писал: «О своей войне рассказать могу только я сам».

Вопросы учителя:

1. Повесть “Сашка” названа по имени героя. Вспомните произведения русской литературы, названные именами главных героев.

«Евгений Онегин», «Дубровский», «Тарас Бульба», «Анна Каренина»…

2. Но полное имя - Александр или хотя бы Саша, однако писатель останавливается на разговорном варианте – Сашка. Почему?

Сашка – герой молод, он простой парень, свой, близкий. Таким образом, между читателем и героем нет никакой дистанции, устанавливается атмосфера доверительности. Нет у Сашки и фамилии, что указывает на типичность героев – таких много на фронте.

3. Откуда родом главный герой и где находится?

Он простой деревенский парень, воюет подо Ржевом.

Слово учителя: участие в боях подо Ржевом - автобиографическая деталь писателя. «Сашка» - повесть, посвященная «всем воевавшим подо Ржевом – живым и мертвым» (В.Кондратьев).

А мы познакомимся с информацией о Ржевских боях.

(Сообщение приготовленного заранее ученика)

Термин "Ржевская битва" появился лишь в постсоветское время. До настоящего времени официальной историографией существование этой битвы не признано, хотя военные действия в январе 1942 - марте 1943 гг. на московском направлении центрального участка советско-германского фронта могут быть с полным основанием отнесены к категории самых кровопролитных битв не только в Великой Отечественной войне, но и за всю историю человечества. И самая замалчиваемая историками.

Согласно официальным данным в боях под Ржевом в 1942‑ 1943 годах погибли более миллиона советских солдат и офицеров. Однако, по неофициальным данным, потери в Ржевской битве составили более 2 миллионов бойцов и командиров.

Бывший участник боев подо Ржевом вспоминает: «За три года на фронте мне пришлось участвовать во многих боях, но снова и снова мысль и боль воспоминаний возвращают меня к ржевским боям. Страшно вспомнить, сколько там людей полегло! Ржевская битва - это была бойня, и Ржев был центром этой бойни».

«За мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества» Указом Президента Российской Федерации № 1345 от 8 октября 2007 года (совсем недавно) городу Ржеву присвоено почётное звание «Город воинской славы».

Слово учителя:

Есть знаменитое стихотворение Александра Трифоновича Твардовского «Я убит подо Ржевом»

(читает наизусть подготовленный ученик)

Я убит подо Ржевом,

В безыменном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком налете.

Я не слышал разрыва,

Я не видел той вспышки, -

Точно в пропасть с обрыва -

И ни дна, ни покрышки.

И во всем этом мире,

До конца его дней,

Ни петлички, ни лычки

С гимнастерки моей.

Я - где корни слепые

Ищут корма во тьме;

Я - где с облачком пыли

Ходит рожь на холме;

Я - где крик петушиный

На заре по росе;

Я - где ваши машины

Воздух рвут на шоссе;

Где травинку к травинке

Речка травы прядет, --

Там, куда на поминки

Даже мать не придет.

…………………….

4. С каких событий в повести начинается знакомство читателей с Сашкой?

Сашка среди таких же, как и он, солдат находится без отдыха на передовой. Это обстрелы, тяжелый солдатский быт («просто обсохнуть, согреться - уже не малая удача»). Начинается наступление немцев, когда Сашка находится на посту. Он врукопашную сходится с немцем и одолевает его. Сашка по своей воле с риском для жизни добывает обувь для ротного. Ему очень хочется по-человечески сделать добро командиру и никакая сила извне его не подталкивает к этому – это движение его собственной души.

5. Эпизод с немцем – это не только его пленение, но и препровождение в штаб фронта к комбату. Что можно отметить в герое, когда тот ведет пленного немца?

Ему стыдно перед немцем за то, что у наших плохая оборона, за ребят, которых не похоронили, он пытается выбирать дорогу так, чтобы немец не видел непохороненных солдат.

Однако ситуация «Я и ВРАГ» сглаживается простым человеческим любопытством, которое проявляет Сашка к немцу. В нем, как оказалось, нет ненависти.

6. Что в этом эпизоде является настоящим испытанием для Сашки?

Сашка с гордостью объяснял немцу, что в советской армии пленных не расстреливают, как у фашистов, тем сильнее его переживания, когда пьяный комбат, потерявший любимую девушку из санроты, приказывает немца убить.

Такого волнения Сашка, кажется, не испытывал и «на передке». Перед ним нравственный выбор: комбат в горе и пьян – нельзя ослушаться и спорить, попадать под горячую руку; с другой стороны – Сашки проявляет характер, переживая за немца, которому обещана жизнь в плену (подтверждение тому – листовка в кармане у Сашки). Он справедлив, настойчив, медлит с выполнением приказа, отчаянно думает о происходящем, анализирует. Сашка не может слепо выполнять приказ, протестует его душа («Люди же мы, а не фашисты»). Комбат, к радости Сашки, отменяет приказ.

7. Справедливость в этом эпизоде можно понять двояко. Как?

Говоря о справедливости, можно, во-первых, вспомнить, что немец – захватчик, а значит враг. Тогда расстрел – правильный и логичный поступок. Во-вторых, справедливость можно понимать и иначе: как выполнение обещаний, данных в советской листовке. Именно так понимает справедливость по отношению к пленному Сашка.

8. При каких обстоятельствах Сашка ранен и затем направляется в госпиталь? С какой стороны раскрывается характер героя, когда он там находится?

Он получил ранение в руку, когда препровождал немца дальше, в штаб бригады. Должен идти в госпиталь, в котором служит его любимая Зина. Таким образом, герой показан и в бою, и в более мирной обстановке. Сашка любит Зину, стремится к ней, глубоко переживает. Он молод, и так естественно в его годы любить, а значит, и ревновать, и страдать, и наслаждаться, находясь рядом с любимой девушкой, и война не может и не должна это изменить. Но даже и в госпитале ни на минуту не забывает Сашка о ребятах, что остались на передовой, об опасности, которая ежеминутно грозит каждому.

Зина не только любит Сашку, но и жалеет, зная о том, что ему довелось пережить, какие потери несет наша армия подо Ржевом.

Сашка – герой, думающий и глубоко чувствующий, и понимает чувства девушки.

С другими ранеными Жорой и лейтенантом Володей.

10. Вместе идут три разных человека. Писатель дает возможность читателю сравнить главного героя, Сашку, с другими молодыми бойцами, все они вышли из тяжелых боев живыми. Какие они, кратко охарактеризуйте каждого.

Жора – герой, бесконечно радующийся, что остался жив, радующийся каждому мгновению мирной обстановки, скорой возможности передохнуть от боев в госпитале, красоте природы. Тем глубже потрясение и читателей, и Сашки с Володей, когда Жора подрывается на мине. Не в бою при очевидной опасности, а теперь, когда он беспечен и сошел с дороги к замеченному подснежнику.

Володя – молодой лейтенант, его, как и Сашку, не отпускает пережитое. Он рассуждает о том, что волнует его: будучи лейтенантом, он вынужден посылать других людей, солдат, на верную смерть. Это, считает лейтенант, тяжелее, чем быть рядовым. Володя не похож характером на Сашку, он заводной, вспыльчивый, о чем говорит история в госпитале (когда Володя в толпе голодных раненых бросает тарелку в майора).

Сашка же на фоне ребят иной: он не может позволить себе безмятежно радоваться, пока гибнут ребята на фронте, но и не может быть похожим на Володю. Им троим тяжело дается дорога в тыл: земля разорена, распутица, грязь, нет порядка (там, где ожидали получить продовольствие, голодные ребята никого не

находят), в деревнях, встреченных дорогой, тоже голодно. Но Сашка умеет терпеть трудности, он гнется, но не ломается, более приспособлен, чем Володя, его товарищ.

11. Какой следующий эпизод важен для раскрытия характера Сашки?

Измученные, больные, голодные раненые возмущаются скудной едой. История с тарелкой, брошенной в майора Володей, не сумевшим себя сдержать, могла иметь очень серьезные для него последствия. Сашка же берет вину на себя за то, чего он не делал.

12. Какие черты Сашкиного характера проявляются в этом?

Сашка способен мгновенно принимать решения, от которых зависит благополучие окружающих его знакомых. Подобно тому, как, рискуя лишний раз, он добывал обувь ротному, Сашка берет на себя вину за брошенную тарелку, хотя и знаком-то с Володей недавно. Он понимает, что спрос с лейтенанта будет куда строже, чем с рядового. Да и характер Володи Сашка уже изучил и понимает, что тот может не сдержаться и наговорить, чего не следует в данной ситуации (хотя это и правда). И особист догадывается, что этот поступок совершил не Сашка. Он понимает истинный смысл произошедшего и чувства Сашки и отправляет его в другой госпиталь

13.Какие приемы характеристики литературного героя вам известны?

Внешность героя.

Характеристика героя другими персонажами.

Сравнение с другими героями.

Выбор событий, действий, совершаемых героем поступков, в которых раскрывается его характер.

Характеристика через самоанализ (внутренняя речь героя).

Характер раскрывается через монологи, диалоговые реплики героя

речевая характеристика героя и т.д.

14. Что, на ваш взгляд, чаще использует писатель Кондратьев, чтобы развернуть перед читателями образ Сашки?

Выбор событий, поступков, т.к. в отдельных рассмотренных нами эпизодах и раскрывается характер бойца Сашки. Использована внутренняя речь героя (например, размышления перед выполнением приказа комбата расстрелять пленного немца, его переживания за ребят, оставшихся на передовой, т.к. они его фронтовая семья и т.д.). Часто используется несобственно-прямая речь автора. (например: Сашка озлился, хотел было съязвить насчет мурла, которое тот наел на тыловых харчах, да раздумал) Происходит сближение авторского повествования с речью персонажей. Интересна и речевая характеристика героя.

15. Остановимся на речевой характеристике героя. Какова речь героя, о чем она говорит читателю?

Сашка – простой парень, находясь на войне, общается с равными по званию или с офицерами, но коммуникативная ситуация героев одинакова: экстремальные условия фронта. А в таких опасных условиях вряд ли человек задумывается о выборе слов, поэтому в устах Сашки, да и других героев, много экспрессивных слов. Но, когда он оказывается вместе с Зиной или разговаривает с командирами, его речь более спокойная. Речь героя насыщена разговорными и просторечными словами (в том числе и грубыми, например: Да иди ты, гнида , со своими сигаретами! Из-за тебя, язвы , приказ не выполняю.), она показывает интеллектуальный уровень человека и его социальный статус. У Сашки все впереди, если то позволит война, он еще может получить образование, а пока его дело – Родину защищать.

16. Сашка – это художественный образ. Но кроме того, что он литературный герой, он герой войны . Какой же он, герой войны? Сделаем выводы.

Сашка – обычный простой парень, он умеет любить, у него есть девушка. Он родом из деревни и вместе с тем он носитель нравственности, корни которой русские писатели-деревенщики (Белов В. , Астафьев В., Распутин В. и др.) видели в селе. Он ненавидит врага, патриот, любящий свою страну тихо, без лишних и громких слов. И бьется за Родину Сашка в самых тяжелых фронтовых условиях, не жалуется, не отчаивается, искренне веря в победу. Он скромен, терпелив и добр, он заботлив и самоотвержен. Он по-житейски мудр, справедлив, он постоянно анализирует происходящее, подмечая и недостатки, и непорядки. Он готов в сложную минуту принять серьезное решение и взять ответственность на себя, пожертвовать своим ради благополучия других. И этот гуманизм делает Сашку привлекательным для окружающих его героев. Недаром в конце повести, оказавшись в Москве, именно Сашка привлечет внимание неопытных девчонок, едущих на войну. Они не только отдадут Сашке свой хлеб, они дадут ему и частичку своего человеческого тепла. А сердобольный, гуманный Сашка только погорюет о страшном будущем, что ждет их на фронте.

Литература:

В.Кондратьев «Отпуск по ранению» - М.,2005

Г.Лазаренко «Русская литература. 20 век: Краткий курс» - М.,Дрофа, 1998

А.Твардовский «Лирика» - М., 1988

http://ru.wikipedia.

militera .lib .ru /memo /russian /mihin - «Военная Литература» Мемуары. Михин.

Наверное, до конца своих дней мы не сможем разобраться с наследием Великой Отечественной войны. И кому, как не писателям, лучше всего понимать это. Война – это событие, которое надо было не только пережить, но и осмыслить. И поэтому вновь и вновь берутся за перо писатели и рассказывают об уроках войны. Страстная вера в то, что он обязан рассказать, а люди должны узнать о его войне, о его товарищах, которые сложили голову в стоивших нам больших жертв боях подо Ржевом, руководила и Вячеславом Леонидовичем Кондратьевым.

Повесть “Сашка” была сразу же замечена и оценена по достоинству. Читатели и критики, проявив на сей раз редкое единодушие, определили ей место в ряду самых больших удач нашей военной литературы.

Я думаю, что причина этого отчасти в том, что посвящена она одной из важнейших проблем военной литературы вообще: человек на войне.

В центре художественной вселенной В. Л. Кондратьева овсянниковское поле – в воронках от мин, снарядов и бомб, с неубранными трупами, с валяющимися простреленными касками, с подбитым в одном из первых боев танком. Оно ничем не примечательно. Поле как поле. Но для героев Кондратьева все главное в их жизни совершается здесь, и многим не суждено его перейти, они останутся здесь навсегда. А тем, кому повезет, кто вернется отсюда живым, запомнится оно навсегда во всех подробностях – каждая ложбинка, каждый пригорок, каждая тропка.

Для тех, кто здесь воюет, даже самое малое исполнено немалого значения: и шалаши, и мелкие окопчики, и последняя щепоть махры, и валенки, которые никак не высушить, и полкотелка жидкой пшенной каши в день на двоих.

(1 оценок, среднее: 3.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. А. Алексин – повесть “Раздел имущества”. В этой пове­сти писатель поднимает проблему душевной черствости, от­чуждения в семейных отношениях, неблагодарности детей...
  2. Повесть “Ася” была написана И. С. Тургеневым в 1857 году. К этому произведению может быть применена харак­теристика Тургенева как художника,...
  3. Одна из самых поэтичных повестей, вошедших в сборник “Повести покойного Ивана Петровича Белкина”, “Метель” была написана Пушкиным в 1830 году....
  4. «Петербургские повести» Николая Васильевича Гоголя – это цикл потрясающих произведений. Они несут в себе философскую проблему выбора и нравственных ценностей....
  5. Повесть Бориса Васильева “Завтра была война” посвящена последнему предвоенному году в России. Точнее, последнему предвоенному учебному 1940 году, поскольку главные...
  6. В художественном произведении важный эпизод помогает писателю глубже раскрыть характеры героев, изображает кульминационное событие, характеризует значимые детали. В повести Максима...
  7. Смысл названия повести “Собачье сердце” Мне кажется, что название повести “Собачье сердце” имеет двойной смысл. Повесть могла быть так названа...

Есть целый ряд произведений в русской литературе, которые правдиво описывают страшные фронтовые будни Великой Отечественой Войны. К этим трудам можно смело отнести и повесть "Сашка", анализ которой мы хотим провести с помощью рассуждений в этой статье. В этой повести отсутствуют высокопарные слова, которые славили бы русского солдата и подвиги народа. Вячеслав Кондратьев не задавался целью отразить здесь доблестные победы воинов, хотя надо обязательно отметить, что автор является писателем-фронтовиком, поэтому его взгляд особенно беспристрасный, а события изложены именно так, как они происходили на самом деле. Итак, проведем анализ повести "Сашка" Кондратьева.

О чем повесть

Выделим главную тему произведения "Сашка". Автор показал повседневную жизнь обычных солдат, их труд и мужество на полях сражения. Важно знать, что Кондратьев отправился на фронт в конце 1941 года, и воевал в стрелковой бригаде, которая действовала в жестоких сражениях под Ржевом, защищая город. Получив ранение, он удостоился медали. Безусловно, свои воспоминания и впечатления о том страшном времени легли в основу его произведения.

Для того чтобы сделать более точно анализ повести "Сашка" надо понимать, что Кондратьев начал писать свое произведение не сразу после возвращения из фронта и не через год-два, а намного более позднее, когда автор достиг уже зрелого возраста. В 1979 году текст повести был опубликован в журнале "Дружба народов", и это за год до шестидесятилетия писателя.

И вот что интересно: проходили годы, а Кондратьев ни на одну ночь не мог полностью отвлечься от своих воспоминаний о товарищах, с которыми ему довелось защищать Ржев в 1942 году. Попытавшись найти кого-нибудь из них, он потерпел неудачу, после чего стал думать, что, возможно, никто кроме него больше и не выжил. Он начал перечитывать разные произведения о военных годах, о сражениях на фронте, но не смог найти всей правды, которая затронула бы его до глубины души. И тогда Вячеслав Кондратьев сам взялся за перо.

Анализ повести "Сашка"

События, которые описывает автор в повести, происходят в весеннюю пору, когда зима только-только начала отступать. Еще холодно и слякотно. Сашка, который является главным героем произведения, представляется читателю обычным рядовым солдатом, который брошен на передовую рядом с Ржевом. Месяц сражений позади, и Сашка уже полностью обвыкся. Немцы раз за разом наступают, советским ребятам все тяжелее. Снарядов постоянно не хватает, с хлебом большая напряженка, и даже приходится ходить зачастую в мокрой одежде и обуви, потому что сушить их негде.

Надо отметить, что Вячеславу Кондратьеву удалось передать мельчайшие подробности военного быта в своем произведении. Когда мы сосредотачиваемся на анализе повести "Сашка", сразу видно, что автор хочет донести главную мысль: человек не должен потерять совесть, честь и мужество, как бы тяжело ему не пришлось, и в какие обстоятельства бы он не попал.

В этой статье был представлен краткий анализ повести "Сашка" Вячеслава Кондратьева, надеемся, что он помог вам составить общее представление о книге и понять главную цель автора. В нашем блоге вы найдете много похожих статей с анализами произведений и характеристикой персонажей.

Анализ повести В. Кондратьева «Сашка»

Повесть Вячеслава Кондратьева «Сашка» рассказывает о молодом русском пареньке, который волею судьбы оказался на фронте. Война изменила жизнь целых поколений, отняла мирный быт, возможность жить, работать.

Однако человеческие представления о чести, совести, добре и зле невозможно искоренить в человеке. Сашка удивительно добр, ему свойственно милосердие и сострадание к ближнему. Сашке удается взять в плен молодого немца. Если бы им суждено было встретиться в бою, не было бы никаких сомнений, как поступить. А теперь пленник совершенно беспомощен.

Комбат приказывает Сашке расстрелять пленного. Этот приказ вызывает у парня сильнейшее сопротивление. Мысль о том, что он должен расстрелять беззащитного человека, кажется Сашке чудовищной. Капитан догадывается о состоянии Сашки, поэтому приказывает другому бойцу проверить исполнение приказа.

В сознании каждого человека заложена уверенность, что жизнь человеческая священна. Сашка не может убить беззащитного пленного немца. Он не случайно находит в пленном немце сходство со своим хорошим знакомым. В довершение ко всему он не может забыть листовку, которую показывал немцу. В листовке была обещана жизнь, и Сашка не может понять, как же можно нарушить это обещание.

Ценность человеческой жизни – важный фактор. И пусть Сашка слишком прост, чтобы обратиться к теориям великих философов и гуманистов, в душе он четко осознает свою правоту. И именно это заставляет его медлить с выполнением приказа.

Даже в условиях войны Сашка не ожесточился, общечеловеческие ценности для него не потеряли свой смысл. Не случайно уже после того, как комбат отменил приказ, Сашка понял: «...коли живой останется, то из всего, им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабывным...».

Пришлось Сашке из-за ранения отправиться в тыл. Волнует предстоящая встреча с девушкой Зиной, которая была медсестрой. И пусть сознает Сашка, что ничего серьезного у него с Зиной не было, но все-таки мысль о ней согревала его душу, вселяла надежду.

Неожиданно на Сашку обрушивается чужое недоверие, которое шокирует его. Ранен он был в левую руку, и присутствующий на осмотре лейтенант счел, что сделано это целенаправленно самим бойцом, чтобы покинуть поле боя и отправиться в тыл. Сашка не сразу понял, о чем идет речь. «Но потом, поймав на себе подозрительный, пристальный взгляд, догадался: этот аккуратненький, … не хлебнувший и тысячной доли того, что довелось Сашке и его товарищам, подозревает его, Сашку, что он... сам себя... Да в самые лихие дни, когда казалось, проще и легче – пулю в лоб, чтоб не мучиться, не приходила Сашке такая мысль».

Встреча с Зиной оказалась не столь волнующей, как ожидалось. Не сразу, но узнает Сашка об ее измене.

И становится ему горько и тоскливо. Поначалу возникло у него желание «завтра же утром на передок податься, пусть добивают». Но потом понял Сашка, что у него есть мама и сестра, и не может он так безрассудно распоряжаться своей жизнью.

Сашка открыт и искренен, он весь как на ладони, он не скрывает ничего. Это тип простого русского человека, который, в общем-то, и выиграл войну. Сколько таких Сашек, молодых, искренних, добрых и чистых душой, погибло в Великую Отечественную войну!

Повесть заканчивается размышлениями Сашки, которые возникают у него при взгляде на спокойную, почти мирную Москву. И Сашка понимает: «...чем разительней отличалась эта спокойная, почти мирная Москва от того, что было там, тем яснее и ощутимее становилась для него связь между тем, что делал он там, и тем, что увидел здесь, тем значительней виделось ему его дело там...».

Каждое произведение о войне стремится донести до последующих поколений всю трагедию, с которой вынуждены были столкнуться советские люди в период с сорок первого по сорок пятый. Чем больше времени отделяет нас от того страшного периода, тем меньше остается живых людей, помнящих ту кровавую мясорубку. И именно поэтому произведения о войне необходимо читать и перечитывать, чтобы иметь достоверное понятие о сложной судьбе России.

Год литературы

ТЕМА : « ЖИЗНЬ НА ВОЙНЕ»

(по повести В. Кондратьева «Сашка»)

Цель урока: Проанализировать повесть Кондратьева «Сашка»

Задачи урока:

1. выявить специфику изображения войны и характера рядового бойца в повести В. Кондратьева; доказать главную мысль писателя: даже в нечеловеческих условиях человек должен сохранить свою душу, не запятнать совести, оставаться человеком;

2. развивать культуру читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образное и аналитическое мышление (умение анализировать эпизод, объяснять его связь с проблематикой произведения, умение сравнивать, выделять главное, обобщать);

3. воспитывать духовно развитую личность, формировать гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, чувство патриотизма.

План урока:

1. Вступительное слово учителя.

2. Сообщения учащихся.

· В. Кондратьев – писатель-фронтовик.

· Чтение стихотворения А. Твардовского «Я убит подо Ржевом…».

3. Анализ повести.

· Художественные детали, воссоздающие картину войны.

· Сашка как человек и боец.

· Три испытания.

6. Подведение итогов.

7. Домашнее задание.

Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова…

ХОД УРОКА.

I . Вступительное слово учителя .

Давно отгремели залпы Великой Отечественной войны.

Но спорить об этой войне, открывать новые страницы в истории этой страшной войны, знакомиться с честными и талантливыми книгами о ней мы будем ещё долго.

признавался, что каждый раз брал в руки новую книгу с одной и той же думой об авторе: что ты за человек и что нового о жизни можешь поведать?

Так что за человек Вячеслав Леонидович Кондратьев? Что нового о Великой Отечественной войне он поведал нам в своей повести «Сашка»?

II . Сообщения учащихся.

1). В. Кондратьев – писатель-фронтовик.

Вячеслав Леонидович Кондратьев в литературу пришёл достаточно поздно, спустя много лет после войны, в конце 70-х.

Он родился в 1923 году. В 1939 году с первого курса института ушёл в армию, служил на Дальнем Востоке.

В декабре 1941 года в числе младших командиров отправлен на фронт, в 1942-ом находился подо Ржевом, где бои были особенно тяжелы, а потери наши особенно многочисленны. О тяжести тех боёв мы можем судить по тому, что сначала он был помощником командира взвода , потом – командиром взвода, а затем принял роту – и всё это только за одну неделю.

Потом новые бои, тягостные, неудачные, такие, о которых написал Александр Твардовский в стихотворении «Я убит подо Ржевом…».

2). Чтение отрывка из стихотворения А. Твардовского «Я убит подо Ржевом…» (от начала - до слов: «… ибо мёртвых проклятье – эта кара страшна»).

Вячеслав Кондратьев убит не был, на его долю досталось ранение и медаль «За отвагу». После отпуска по ранению снова фронт, служба в железнодорожных войсках, в разведке. В конце 43-го – тяжёлое ранение, полгода в госпитале, а после – демобилизация по инвалидности.

«До Берлина не дошёл, но своё дело на войне сделал», - так заканчивается повествование Константина Симонова о военной судьбе писателя-фронтовика Вячеслава Леонидовича Кондратьева.

(Симонов К. «Доброго пути, Сашка» - «Дружба народов», 1979, №2)

Учитель:

Вячеслав Кондратьев предваряет своё повествование так: «Всем воевавшим подо Ржевом – живым и мёртвым – посвящена эта повесть»

О повести В. Кондратьева «Сашка» мы и поговорим сегодня на уроке,

III . Анализ повести «Сашка».

1. Два месяца на передовой. Быт войны.

ВОПРОС: Назовите существенные художественные детали, картины, факты, с помощью которых автор рисует правдивую, достоверную картину боёв подо Ржевом.

1) « А ночь плыла над передовой, как обычно . Всплёскивались ракеты в небо, рассыпались там голубоватым светом, а потом с шипом, уже погасшие, шли вниз к развороченной снарядами и минами земле… Порой небо прорезывалось трассирующими, порой Тишину взрывали пулемётные очереди или отдалённая артиллерийская канонада… Как обычно …»

(Речь идёт о страшных вещах, рисуется жуткая картина, а для героя всё это – обычное, привычное состояние («как обычно»). «Привык уже Сашка к этому, обтерпелся…»).

2) «Деревни, которые они брали, стояли будто мёртвые , не видать в них было никакого движения. Только летели оттуда стаи противно воющих мин, шелестящих снарядов и тянулись нити трассирующих. Из живого видели они лишь танки , которые, контратакуя, пёрли на нас, урча моторами и поливая их пулемётным огнём, а они метались на заснеженном тогда поле…Хорошо, наши сорокопятки затявкали, отогнали фрицев».

(Война есть война, и несёт она только смерть, странное сочетание – «живые танки»).

3) «С хлебцем плохо. Навару никакого. Полкотелка жидни пшёнки на двоих – и будь здоров».

4) «В серёдке пятачка столпилась их битая-перебитая рота около раненного в ногу политрука».

5) «То, что приходится мёртвого тела касаться, его не смущало – попривыкли они к трупам-то. По всей роще раскиданы…»

6) «…как завыло над головой, зашелестело, а потом гроханули разрывы по всей роще, и пошло…И обстрел большой – рвутся мины одна за другой, пачками, будто строчит очередь какой-то здоровенный пулемётище…Глянул назад, и впрямь творится там страшное – разрывы по всему лесу, взметаются вверх комья земли, падают вывороченные с корнем деревья»

7) «Хоть и нет там ничего – ни укрытий, ни окопов, ни щелей, только шалашики , – но попривыкли к ней (роще), словно дом родимый…»

8) «…почувствовал... тянущее изнутри ощущение пустоты в желудке , которое прихватывало их всех по нескольку раз на день».

9) «Сам знает Сашка, что плохо, но нету силенок ребят хоронить, нету…Ведь себе, живым, окопчика вырыть не в силах.»

10) – «Сколько у вас в роте было человек? – спросил капитан.

– Сто пятьдесят…

– Сколько осталось?

– Шестнадцать…»

(За 2 месяца из каждых десяти человек погибли девять!)

11) «Ночью после самого первого их наступления дали немцы огня по тылам, и под этим сараем погребены человек двенадцать его однополчан-дальневосточников. И до передка не дошли ребята, а всё молодые, Сашкины однолетки. У сарая до сих пор трупным духом веет».

12) «Ни окопов, ни землянок у первой не было, кругом вода. Даже мелкие воронки от мин и те ею дополна, и ютилась битая-перебитая в шалашиках. Только у ротного был жиденький блиндажик , на бугорке выкопанный, но и в нём воды до колена.»

(Жалкие слова – «шалашик», «окопчик», «блиндажик» подчёркивают шаткость, ненадёжность положения).

13) «…знал точно, никаким встречам со многими оставшимися здесь не бывать, а кому уж из них остаться здесь, на этой Ржевской, набухшей от крови земле , это уж судьба…»

ВЫВОД: Автор рисует страшную правдивую картину боёв: войска несли чудовищные потери, у оставшихся в живых не было сил и возможности хоронить убитых, поэтому трупы валялись повсюду; солдатам негде было передохнуть, обсушиться, они голодали; не хватало оружия, боеприпасов , снаряжения. Автор показывает «обыденность» экстремальных ситуаций.

2. Сашка как человек и боец.

1). В каких эпизодах с особой силой раскрывается Сашка как человек и боец? Назовите мотивы его поступков.

1). Сашка добывает валенки для ротного.

(«Для себя ни за что бы не полез, пропади пропадом эти валенки! Но ротного жалко. Его пимы насквозь водой пропитались – и за лето не просушишь…»)

2). Раненый Сашка под огнём возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат.

(«Но его-то роте ППШ тогда не достанется…Да и с ребятами, и с ротным надо бы проститься…»)

3). Сашка ведёт санитаров к тяжело раненному.

(«…знает он, этих санвзводовских, на передок арканом не затащишь. Вернутся и скажут – не нашли, дескать, или что помер уже раненый. Кто их проверять будет?.. А ведь он слово дал. Умирающему – слово!»)

4). История с пленным немцем.

(«Очень много видел Сашка смертей за это время – проживи до 100 лет, столько не увидишь, - но цена человеческой жизни не умалилась от этого в его сознании».)

5). История с Зиной.

(«И опять, перебрав всё, что у него с Зиной за тот день и вечер было, припомнив опять разговоры их все и представив её жизнь тут за эти месяцы, пришёл он к тому – неподсудна Зина… Просто война… И нету у него зла на неё».)

6). Сашка выручает лейтенанта Володьку.

(«Ну, какой с меня, рядового ваньки, спрос? На меня и время тратить жаль, когда всё равно через месяц маршевая и передок. А ты лейтенант. С тобой разговор другой – и разжаловать могут, и под трибунал отдать».)

7). Эпизод с Пашей.

(« - Вот, Паша, - сказал Сашка. – Встретились мы случайно и дня вместе не пробыли, а ведь помнить я тебя весь век буду…

- Брось заливать-то! Знаю я вас…

- Нет, правда, Паша. Я врать не люблю…»

«- Словно из дому ухожу…

- Приголубила, значит?

- Не в том дело…Хорошая женщина очень, сердечная. Звала остаться на недельку…

- Я догадался. Чего ж ты?

- Ни к чему это…- в раздумье ответил Сашка…»)

2). Почему из всей фронтовой жизни своего героя выбраны именно эти события?

(Эти эпизоды раскрывают личность Сашки с разных сторон, он как бы проходит испытания на выносливость, на человечность, на верность в дружбе, в любви, испытания властью, неограниченной властью над другим человеком.)

3. Три испытания.

Учитель: В. Кондратьев провёл своего героя «через испытания властью, любовью и дружбой». Как выдержал Сашка эти испытания?

1) История с немцем («испытание властью»).

а) Сжатый пересказ.

(Сашка напоролся на немецкую разведку (когда доставал валенки для ротного), перебежками добрался до рощи, чтобы предупредить своих, и столкнулся с ротным, который отдал приказ отойти за овраг. Фашисты захватили «языка» и стали поспешно отходить. Полетели немецкие мины: немцы хотели отрезать от наших свою разведку. Сашка оторвался от своих, рванул через огонь и тут увидел немца. Отчаянную храбрость проявляет Сашка – берёт немца голыми руками: патронов у него нет, свой диск он отдал ротному. Но сколько ребят полегло за «языка»! Сашка не колебался ни минуты. Но при этом он не считает себя героем. Когда ротный спрашивает, как это вышло, отвечает: «А шут его знает. Дуриком».

Безрезультатно допрашивает немца ротный, потом приказывает Сашке вести немца в штаб. По дороге Сашка говорит немцу, что у нас пленных не расстреливают, обещает ему жизнь. Комбат, не добившись от немца никаких сведений, приказывает его расстрелять. Сашка приказу не подчиняется.)

1. Почему Сашка не подчиняется приказу?

(Сашке нетрудно было бы убить немца в бою («Вот когда поднялись они из-под взгорка – серые, страшные, нелюди какие-то, - это были враги», «поджигателей этих стрелял бы Сашка безжалостно, если б попались»). Этот же немец был пленным, безоружным, расстрелять его он не мог, так как обещал ему сохранить жизнь («Мы не вы. Пленных не расстреливаем», «не такой он, чтобы над пленным и безоружным издеваться»).

Между двумя солдатами – русским и немецким – завязываются человеческие отношения: оба умываются и чистятся перед тем, как прийти в штаб; немец угощает Сашку сигаретами; Сашка обращается к пленному уже не так как сначала (не «фашист», а «фриц», более нейтрально, ведь Фриц – это немецкое имя); Сашке уже хочется поговорить с ним, расспросить о житье-бытье, жаль, немецкого не знает.

Сашка увидел в пленном не просто врага, а другого человека: «…когда брал он этого фрица, дрался с ним, ощущая тепло его тела, силу мышц, показался он Сашке обыкновенным человеком, таким же солдатом, как и он, только одетым в другую форму, только одураченным и обманутым…Потому и мог разговаривать с ним по-человечески, принимать сигареты, курить вместе…»).

У Сашки очень сильны нравственные принципы: если он дал слово, то должен его сдержать («Много, очень много видал Сашка смертей за это время – проживи до ста лет, столько не увидишь, - но цена человеческой жизни не умалилась от этого в его сознании»).

2). В какой момент «секундной вспышкой» промелькнула мысль выполнить приказ комбата?

(Когда комбат без шинели и шапки шел вместе с Толиком к пепелищу, возле которого находились Сашка и пленный, «побледнел Сашка, съежился, облило тело ледяным потом, сдавилось сердце…и секундной вспышкой мелькнуло – ну, а если…хлопнуть сейчас немца и бегом к капитану: «Ваше приказание выполнено…» И снята с души вся путань…И,…только повернувшись к немцу, увидел Сашка, прочел тот мысль эту секундную, смертной пеленой зашлись глаза… Нет, не могу… И, когда решил бесповоротно, вроде спокойней стало, только покой этот - покойницкий…»)

3). Когда Сашка вёл немца в штаб батальона, то в один момент ему стало страшно. Почему?

(«И тут понял Сашка, какая у него страшная власть над немцем. Ведь тот от каждого его слова или жеста то обмирает, то в надежду входит. Он, Сашка, сейчас над жизнью и смертью другого человека волен. Захочет – доведёт до штаба живым, захочет – хлопнет по дороге! Сашке даже как-то не по себе стало… Только не знает немец, какой Сашка человек, что не такой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться… И стало Сашке как-то не по себе от свалившейся на него почти неограниченной власти над другим человеком»).

4). Какова позиция Толика, связного комбата?

(Девиз Толика: «Наше дело телячье…Приказали – исполнил!»

Примеривается к часам ещё не убитого немца («…ухватил цепким взглядом часы на его руке и уже не отпускал»).

Готов торговаться с Сашкой, чтобы не упустить «трофей» («…я бы тебе буханку черняшки дал…за часики-то…Махры могу пачку в придачу.»)

Ротный, например, ведет себя совсем по-другому: «ротный взял зажигалку, чиркнул, прикурил и дал огня Сашке…Повертел зажигалку, рассматривая, и подал её обратно немцу».

Нет у него в душе «заслона, преграды», как у Сашки, он уж, не задумываясь и не мучаясь муками совести, расстрелял бы безоружного («…не расколется – к стенке!...А чего с ним цацкаться? Раз молчит, туда ему и дорога»).

Сашка понимает, что «Толик похвалиться любит, а сам слабак».

Сашка и Толик противопоставлены как ответственность и безответственность, сочувствие и равнодушие, честность и шкурничество.)

5). Какие духовные качества Сашки проявляются в этом эпизоде?

(Деятельная доброта ; действенный гуманизм ; твёрдость нравственных принципов; отношение к жизни как высшей ценности; страх от неограниченной власти над другим человеком; огромное чувство ответственности за всё, даже за то, за что он не мог отвечать).

6). Какова нравственная проблематика этой части повести?

(- Проблемы гуманизма, правды, нравственного выбора, ценности

Проблема власти: власть как право и власть как ответственность ).

г) Учитель: В случае из жизни, который лёг в основу рассказа, финал истории с пленным закончился трагичнее: командир своего приказа не отменил, и военнопленный был расстрелян, а человек, выполнивший приказ (и поведавший позже эту историю Кондратьеву), всю жизнь терзался: правильно ли он поступил?

2) Взаимоотношения с Зиной («испытание любовью»).

1).Что значит Зина в Сашкиной жизни?

(Сашка спас Зине жизнь, когда прикрыл её своим телом во время бомбёжки. Это его первая любовь. Он так ждёт встречи! Но на передовой он не разрешает себе думать о ней, потому что война, и всякое может случиться, потому что «привыкли на фронте жить часом, а то и минутой».

По дороге в госпиталь, когда страшное напряжение передовой постепенно отпускает, когда радость нахлынула в душу, что он живой, Сашка разрешает себе подумать о Зине, сестрёнке из санроты. Его беспокоило, как они встретятся, ведь всё-таки 2 месяца прошло. И ничего у них не было, только поцеловались несколько раз. Но при прощании он понял, что роднее и ближе у него никого нет, что готов для этой девчушки в шинели сделать всё, лишь бы было ей хорошо и спокойно.

И потом в наступлении представлял он, что идёт он защищать её, Зину, которая обещала его ждать, и ему становилось легче.

Но, ожидая Зину, он всё время думает о своей роте: ей опять дрожать в шалашиках, а «кого-то беспременно сегодня шлёпнет», «и смутно ему и вроде стыдно, что он – здесь, а они – там».

Когда он узнаёт о вечеринке , то это вызывает у него гнев: «Какие танцы! Врёшь, Зина! Быть этого не может!», и «шатнуло его даже». Он говорит строго: «Понимаешь, нельзя это…Веселиться нельзя, когда все поля в наших!» Даже в тылу он не может жить по иным законам, кроме законов передовой.

При встрече с Зиной вечером Сашка уловил, что «в ласках Зининых больше жалости, …и слова-то она говорила всё жалкие: родненький, глупенький, бедненький…Может, из жалости и решилась на всё да ещё потому, что считает себя жизнью ему обязанной».

Думается ему, что их любовь с Зиной будет такой же короткой, как вспышка ракеты: «Погорит недолго, согреть как следует не успеет и…погаснет – разведёт их война в разные стороны».)

2). Почему Зина всё-таки пошла на вечеринку?

(Приходил лейтенант, уговаривал её, потому что отправляют его на передовую, хотел он проститься с Зиной. Зина Сашке на прогулке сказала, что нравится она лейтенанту, что ухаживает он за ней по-хорошему. И Зине этот лейтенант, судя по всему нравится.)

3). Как отнёсся Сашка к тому, что пошла на танцы?

(Когда он узнаёт, что Зина там, танцует с лейтенантом, то ему горько, больно: «А то, что Зина сейчас там, на вечере, затронуло больно, и что-то тошнотное стало подступать к горлу. Задышал он прерывисто, тяжело и торопливо непослушной рукой стал натягивать гимнастерку».

«Нарастало комом в груди что-то холодное, тяжелое, подступало к горлу, давило…»

«…будто разорвалось что в Сашкиной голове», когда он увидел в окне Зину, готов был бросить в оконный проём обломок кирпича, если бы кто-то её обидел.

Но ещё большие страдания принесли ему Зинины слова, когда она сказала лейтенанту:

«- Не надо, Толя…- и отвела его руки мягко и несердито.

Вздыбись рядом земля от взрыва, не ошеломило бы так Сашку. И ни слова, ни обращение по имени, а вот жест этот покойный, даже ласковый, каким отвела она его руки, словно имеет она силу на лейтенанта, поразил Сашку в самое сердце и уверил его, что любовь у них…

Словно ударом под вздох надломило Сашку и откинуло назад.»

4). Как вы оцениваете поведение Сашки в финале второй части повести?

(Сашка повёл себя в этой ситуации в высшей степени достойно. Несмотря на потрясение, боль, обиду, припомнив их встречу, разговоры и «представив её жизнь тут за эти месяцы, пришёл он к тому – неосудима Зина…Просто война…И нету у него зла на неё…»

Понял Сашка, что любовь у них, а раз любовь, какое право он имеет ей мешать? И Сашка уходит, не причиняя Зине боли лишними разговорами.

Доброта, чуткость, благородство героя и здесь взяли верх. В нём пробудилась способность уважать чужие чувства, понять и простить любимого человека, не причинить ему боль. Это и есть настоящая любовь.

3) История с лейтенантом Володькой («испытание дружбой»).

1). Каковы мотивы Сашкиного заступничества за лейтенанта Володьку?

(«Ну, какой с меня, рядового Ваньки, спрос? На меня и время тратить жаль, когда всё равно через месяц маршевая и передок. А ты лейтенант. С тобой разговор другой – и разжаловать могут, и под трибунал отдать.»

«Давай так договоримся – уж если на меня начнут дело шить, тогда поступай как знаешь, а пока подождём. Может, обойдется все.»)

2). Как вы оцениваете его поступок?

(Мы сочувствуем Сашке и восхищаемся его поступком: он, на вид совсем не геройский, не лихой солдат, оказывается сильнее и смелее отчаянного лейтенанта с Марьиной Рощи, выручает его из беды.

«Что ни говори, на сердце все же скребло. Пусть трибунал сейчас, в войну, и не страшный, потому как все сроки передовой заменяют, а там-то – до первой крови, как ранило, так и искупил свою вину, а отпередка Сашке все равно никуда не деться, как рана заживет, так и айда туда! Но посасывало на душе противно – сроду Сашка ни под каким судом-следствием не был…»

«Но о сделанном он не сожалел. Он себя благоразумней Володьки считал и похитрее, может».

«Через пару дней вызвали Сашку опять…Шел он с сестрицей к тому корпусу, и на душе было смутно, кое-какой страшок примораживал сердце, только одно легчило: может, выяснится все окончательно, неизвестность-то хуже всего».

«Что ни крути, а история эта нервишек стоила, если по-честному, то совсем не «наплевать» было Сашке».

Черты характера Сашки.

1. Огромное чувство ответственности.

2. Пытливый ум и критический взгляд на происходящее.

3. Совестливость.

4. Понимание нужности того, что он делает.

5. Интеллигентность.

Проблемная ситуация.

Учитель: «…ротный, бывало, перед тем, как приказать что-нибудь, хлопал Сашку по плечу и говорил: «Надо, Сашок. Понимаешь, надо ». И Сашка понимал – надо, и делал всё, что приказано, как следует». Это было необходимо на войне.

Есть «надо» и «сверх надо». Сашка, по мнению критика Игоря Дедкова делает сверх надобного. А как считаете вы?

IV . Обобщение по уроку.

Учитель: В. Астафьев в своём романе «Прокляты и убиты» говорит, что жестокая сила войны не погасила в его героях «свет добра, справедливости, достоинства, уважения к ближнему своему, к тому, что было, есть в человеке от матери, от отца, от дома родного, от Родины, России, наконец, заложено, передано, наследством завещано».

- Можем ли мы сказать, что это относится и к Сашке – герою повести В. Кондратьева?

Учитель: «Ну, Сашок… Ты человек…» - скажет Сашке лейтенант Володька, когда по дороге в госпиталь услышит от него историю про пленного немца. «Люди же мы, а не фашисты,» - доскажет Сашка просто.

Лев Айзерман писал о повести В. Кондратьева: «В бесчеловечной, кровавой войне человек остаётся человеком, а люди – людьми. Это для писателя главное. Об этом и написана повесть: о страшной войне и сохранённой человечности».

V . Подведение итогов.

О чём заставила вас задуматься эта повесть?

VI . Домашнее задание. Письменный ответ на вопрос: «О чём заставила вас задуматься эта повесть?»