Почему все больше людей не могут есть глютен. Почему всё больше людей выбирают одиночество как стиль жизни

Признаюсь честно, в детстве я не любила школу. Получив аттестат, я твердо знала, что никогда не буду скучать по ней и, тем более, мечтать там снова оказаться. Но я была не права. Когда жизнь предоставила мне возможность вернуться в школьные стены, хотя на этот раз в роли учителя, а не ученика, и в Китае, а не в России; я была рада ей воспользоваться. Мне было интересно снова погрузиться в атмосферу школьного безумства, а также узнать, насколько китайские школы отличаются от той, в которой довелось учиться мне.

1.Длительность обучения

Дети учатся в школе 12 лет. В Китае школа имеет три ступени: начальная, средняя и старшая. Обычно, каждая из ступеней - это отдельное учреждение, находящееся в отдельном здании. Хотя, бывают случаи, когда ступени взаимосвязаны друг с другом и даже имеют одинаковую форму и согласованные учебные планы. Я работала как раз в такой школе, объединяющей в одном здании и под одним именем начальную и среднюю школу. В школу дети начинают ходить с семи лет. В начальной школе они проводят шесть лет, затем по три года в средней и старшей школе. Старшие школы имеют рейтинг, лучшие из них принимают учеников на конкурсной основе. Так что ученики средней школы стремятся хорошо учиться, чтобы поступить в хорошую старшую школу. Но, конечно, не все ученики усердны и прилежны.


1.Ученик


2. Ученицы


3. На уроке

2.Время, проведенное за партой в течение дня

Самое большое отличие китайской школы от русской, бросившиеся мне в глаза, - это то, сколько времени дети проводят в школе. Все ученики приходят в школу к 7:50 утра, начальные классы расходятся по домам в пол пятого, средняя школа - немного позже, а ученики старшей школы могут заниматься до восьми-девяти вечера. Дети проводят в школе весь день. Школа - их второй дом, и это не просто высказывание, они и правда живут там большую часть времени, если не считать сон. Это в корне отличается от того, как училась я. И дело не только во времени, проведенном за партой, а в отношении к учебному процессу в целом. Для меня школа была местом, куда мы приходили получить какие-то знания и навыки, чтобы уйти домой обдумать и попрактиковать их. Школа была местом, где в доступной форме давалась новая информация, где можно было получить ответы на возникающие вопросы и, конечно, местом, контролирующим то, как мы осваивали новый материал. Но основная доля обучения была самостоятельной работой: чтением, решением задач, разработкой проектов в компании с одноклассниками или в одиночку. Если все время сидеть за партой в классе, заполненном 50-тью одноклассниками, то когда же размышлять?
Я помню, как меня радовало то, что в школе мы проводили половину дня, в отличие от родителей, вынужденных находиться на работе до вечера. Мы, дети, обладали свободой, которой родители могли бы позавидовать. В Китае дети не знают этой свободы.


4. Перемена


5. Сегодня в столовой выдали кексы


6. После репетиции концерта к Дню защиты детей (1 июня)


7. На перемене: парень играет в бадминтон и одновременно ест мороженое. Перемена короткая, приходится выкручиваться.

3.Питание в школе

Так как дети проводят в школе целый день, им необходимо обеспечить питание. Заодно школа обеспечивает питание учителей. В нашей школе учителя получают бесплатные завтрак, обед и ужин. Ученики начальной школы получают только обед, а ученики средней школы - обед и ужин. Обеденный перерыв начинается в 12:10, после четвертого урока, и длится до 14:00, до начала пятого урока. Предположительно, дети должны тратить это время на обед, отдых, сон (сидя, положив голову на парту). Однако, наша школа решила с пользой задействовать один час из двухчасового перерыва, поэтому в обеденный перерыв у них ведутся дополнительные занятия по основным предметам, которыми считаются китайский язык и математика.
Младшеклассникам обед доставляют прямо в классы в больших перевозных котлах, где раскладывают по тарелкам, которые дети приносят из дома. Начиная с шестого класса, ученики ходят в столовую. Ученики и учителя питаются в разных обеденных залах. В нашей столовой еда - одинаковая для всех: рис, суп и четыре дополнительных блюда. Все это мы самостоятельно накладываем из котлов, выставленных в обеденном зале, на тарелки-подносы с делениями.


8. Обеденный зал для учителей


9. Работники кухни принесли котлы с едой


10. Поднос с делениями


11. Сон

4.Школьная форма

В китайских школах есть форма, причем имеется несколько ее видов на разные случаи жизни. Этими случаями являются смены сезонов года. В Ченду зима хоть и не такая холодная как в Сибири, температура как правило не опускается ниже нуля, но так как отопления в домах и школах нет, она переносится довольно тяжело. Лето в Ченду может быть очень жарким и знойным в ясные дни, которых тут к счастью немного. Весна же - комфортная и прохладная. Так что, дети имеют три комплекта формы: зимнюю, весеннюю (осеннюю) и летнюю. Зимняя и весенняя форма - это спортивные костюмы серо-голубой расцветки - зимой и бело-голубой - весной. Летняя форма - это красно-сине-белая футболка с воротничком и синие бриджи (девочки еще получают дополнительно темно-синюю юбку с крупными складками). Дети сами решают, когда менять зимнюю форму на весеннюю, а весеннюю - на летнюю. В школе есть несколько спортивных команд, в основном это футбольные команды, хотя есть и баскетбольные. У каждой команды своя спортивная форма. Члены команд ходят в школу прямо в ней. На физкультуру тут никто не переодевается, да и раздевалок для этого нет. В летнее время девочки занимаются физкультурой в своих форменных юбках и учитель не имеет ничего против. Сменки в школе тоже нет. Отношение китайцев к форме мне очень нравится. В школе, где училась я, формы не было, но был обязательный дресс-код: запрещалось носить в школу джинсы и спортивные костюмы. А так хотелось прийти в школу в спортивном костюме и не переодеваться на физкультуру! Запрет носить джинсы сейчас мне кажется глупым. Но тогда классный руководитель говорила нам о том, что джинсы изначально были одеждой для грязной работы и не подходят для такого учреждения как школа, храм науки. Помню, как моя подруга возражала ей, утверждая, что некоторые джинсы - это модная и дорогая одежда. Как бы то ни было, мне приходилось ходить в школу как на парад, а в Китае школьная форма - это, наоборот, рабочий костюм.


12.Класс в зимней форме


13. Зимняя форма: длинные теплые куртки и утепленные штаны


14. Класс в зимней форме


15. Девочка в весенней (осенней) форме


16.Девочка в летней форме


17. Класс в летней форме


18. Футболистка. Синяя форма команды второго состава


19. Эта же девочка, но уже в первом составе

5.Пионеры и комсомол

Пионеры и комсомольцы - юные члены коммунистической партии. Начиная со второго класса лучших учеников постепенно принимают в пионеры, к началу третьего класса весь класс уже гордо носит галстуки и пионерские значки. В седьмом классе пионерские галстуки и значки сменяются на комсомольские.


20. Третий класс - все в галстуках

6.Расписание начальной школы

Я попросила своих учеников из классов с четвертого по шестой рассказать про их распорядок дня. Расписание у всех классов отличается незначительно, поэтому я возьму за основу шестой класс.
В школе официально семь уроков, длящихся по сорок минут, но на самом деле их больше. Дети приходят в школу за сорок минут до начала первого урока на утреннее чтение книг. Они читают в классе под контролем классного руководителя. Книги могут быть как на китайском, так и на английском языке. Между вторым и третьим уроком дети вместе с классным руководителем выходят на получасовую разминку, которую можно считать дополнительным уроком физкультуры. Вся школа занимается разминкой на стадионе одновременно под руководством ведущего, вещающего из динамиков. Классные руководители призваны контролировать дисциплину. В обеденный перерыв, который длится два часа между четвертым и пятым уроком, ученикам назначили час дополнительных занятий по самым основным для них предметам: китайскому языку и математике. После обеденного перерыва у детей начинается пятый урок, который на самом деле уже далеко не пятый. Между шестым и седьмым уроком вся школа под руководством записи из динамиков делает зарядку для газ. В пятницу пятый и шестой уроки - время для посещения кружков и секций. Футбольные команды тренируются после уроков и до уроков. Некоторые дети не спешат домой и после уроков, а остаются поиграть во дворе или почитать книги из открытой библиотеки, расположенной прямо в холле.
Самый главный предмет в школе - китайский язык. Это неудивительно, учитывая то, сколько иероглифов надо запомнить лишь для того, чтобы научиться читать. В России дети учатся читать за несколько месяцев в первом классе. В Китае им, наверно, не хватает и целого года. У шестого класса в неделю восемь уроков китайского языка и три дополнительных часа в обеденные перерывы. Другой важный предмет - это математика: пять уроков в неделю и один дополнительный час. Английскому языку тоже уделяется значительное внимание: 5 уроков в неделю, из них один урок в неделю ведет иностранный учитель, то есть я. Прочие предметы: три урока физкультуры в неделю, из которых один - это футбол; два урока музыки плюс один дополнительный час; рисованию и науке (физика, химия, биология все вместе) отдается по два урока в неделю; обществознание, ОБЖ и информатика - по одному уроку в неделю.


21. Пятый класс воссоздает свое расписание на английском


22. Расписание шестого класса


23.На уроке физкультуры


24.На уроке музыки


25.На уроке музыки


26. На уроке у китайского учителя


27. Мой урок английского


28. Мой урок английского


29. Учительница математики дает домашнее задание


30. Библиотека в холле


31. Урок физкультуры


32. Урок футбола


33. Урок футбола


34. Урок футбола


35. После уроков

7.Физкультура и спорт

Физическому воспитанию и здоровью тела в китайской школе уделяется значительное внимание. Глядя на учеников, я прихожу к убеждению, что им нравится спорт: каждую перемену они стараются поиграть с мячом или с ракеткой. Школа, где я работала, имеет спортивную специализацию - футбол. Футболу здесь уделяется большое внимание. Каждый класс начальной школы раз в неделю посещает урок футбола, помимо двух других уроков обычной физкультуры. У каждого ученика есть футбольный мяч. На уроках футбола выявляются талантливые ученики, которых забирают в команды, где тренировки ведутся более часто и интенсивно. В школе несколько команд: основной состав и второй состав, дифференцированных по возрасту. Команды тренируются после уроков и до уроков. Так как занятия начинаются без десяти восемь утра, футболисты должны приходить в школу к семи. Команды школы постоянно занимают первые места на различных соревнованиях. Однажды футбольный матч проходил в нашей школе и я пришла поболеть за нашу команду. Это была первая футбольная игра, которую я когда-либо видела от начала до конца. Ученики нашей школы, действительно, показали хорошую игру. На них было приятно смотреть даже мне, человеку, далекому от футбола.
Кроме трех уроков физкультуры в неделю, каждый день дети делают физическую зарядку в течение 30 минут. После второго урока ученики выходят на школьный стадион, где все вместе выполняют различные упражнения. Часть упражнений они делают с футбольным мячом и с дощечками-погремушками. В конце разминки несколько минут посвящается цигуну (китайской традиционной гимнастике). Часть упражнений цигуна тоже делается с футбольным мячом. Две девочки на небольшом помосте показывают всей школе, как выполнять упражнения.


36. Построение на разминку


37. Пятый класс идет на разминку


38. Построение на разминку


39. Построение на разминку


40. Пробежка на разминке. Средняя школа


41. Пробежка на разминке. Начальные классы


42. Пробежка. Четвертый класс


43. Учительница математики решила тоже размяться


44. Упражнения с мячом


54. Тренировка окончена. Раздевалок нет, вещи складывают тут же на стадионе

8.Материальная база
Школа представляет собой два здания, окруженных забором. Одно из зданий, поменьше, - столовая и спортзал, второе, большое, - сама школа с классами. Здание с классами напоминает букву Ш. Вдоль длинного коридора располагаются классы. Коридор напоминает балкон: с одной стороны - перила, а с другой - стена и двери, ведущие в классы. Классы в китайских школах идентифицируются не буквами, как в России (1А и 2Б), а цифрами (4-1, 4-2, 4-3...) Внутри класса есть все что нужно для учебного процесса: доска с мелками, компьютер, проектор, выводящий на экран как изображение с бумажных носителей, так и с компьютера. Парты у детей маленькие, рассчитанные на одного человека, но их сдвигают по две или по три вместе, иначе 50 штук не поместится в класс.
В школе имеется большой стадион и спортзал, есть различный спортивный и музыкальный инвентарь, расходные материалы: бумага, кисти, краски. Многие дети приезжают в школу на велосипедах, так что в подвале школы есть большая велосипедная парковка.
В каждом классе есть небольшой балкон, где находится низкая раковина и кран с водой. Там же хранятся швабры. Дети самостоятельно делают уборку в классах.
59. Класс


60. Класс


61. Уборка

9. Поднятие флага

По утрам понедельника в восемь утра школьники выстраиваются на стадионе на церемонию торжественного поднятия флага. Бригада, поднимающая флаг, надевает специальную для этого случая белую форму. Все выглядит торжественно и серьезно. Школа настраивается на новую рабочую неделю. Мне нравится эта утренняя торжественная линейка. Наблюдая, как флаг поднимается ввысь и слушая, как все дружно поют национальный гимн, я отчетливо ощущаю, что нахожусь в другой стране с ее обычаями и особенностями, и с ее школой, чем-то похожей на школу в моей стране, но и в чем-то значительно отличающуюся от нее.

Главный результат проведенной в Китае реформы системы образования - доступность обучения для всего населения. Сегодня почти 99 % детей в Поднебесной посещают школьные занятия. До 1949 года для большинства образование было недоступным, а численность неграмотного населения достигала 80 %.

Дошкольное

Система дошкольного образования в Китае представлена государственными и частными заведениями. Правительство Китайской Народной Республики всячески поощряет развитие частных дошкольных организаций. Несмотря на наличие общей программы воспитания молодого поколения, существуют некоторые отличия в процессе обучения детей в государственных и частных детских садиках.

В государственных учреждениях учеба больше направлена на подготовку ребят к школе и приобщение к труду, а в частных основное внимание уделяется эстетическому и культурному развитию детей.

Каждый день начинается с поднятия национального флага, так как китайский народ гордится своей страной и стремится с раннего детства прививать подрастающему поколению любовь и уважение к родине.

Учебный день в китайских организациях дошкольного образования расписан практически по минутам. Свободное время в Китае приравнивается к безделью. Пристальное внимание уделяется вопросам личной гигиены и аккуратности. Воспитатели строго следят, чтобы дети мыли руки перед едой, а после завтрака и обеда в некоторых садах ребята сами убирают со столов. Детей активно приучают к труду. Они сами выращивают овощи, а потом учатся самостоятельно готовить из того, что вырастили.

Главное отличие китайского дошкольного образования - отсутствие стремления развить индивидуальность ребенка. Наоборот, воспитатели делают все возможное, чтобы не допустить у маленького человека и мысли, что он особенный.

Педагоги полностью контролируют поведение детей даже в процессе игр. Все подчиненно строжайшей дисциплине. Несмотря на критику такой практики другими странами, китайцы верят в ее эффективность, так как считают: то, что необходимо государству, нужно и детям.

В основном дошкольные учреждения работаю до шести вечера, но есть и такие, где ребенка можно оставить на ночь.

Школьное

Система школьного образования в Китае состоит из трех ступеней:

  • начальной;
  • средней;
  • старшей.

В младших классах ребенок проводит 6 лет, в средних и старших – по 3 года. Первые два этапа обязательны и бесплатны, за обучение на завершающем приходится платить.

Программа начальной школы включает в себя:

  • китайский язык;
  • математику;
  • историю;
  • природоведение;
  • географию;
  • музыку.

Иногда проводятся дополнительные лекции по морали и этике. В программу также входит производственная практика, во время которой дети трудятся в различных мастерских или на фермах.

В средней школе проводится углубленное изучение китайского языка, математики и иностранного языка (чаще всего английского). Дети осваивают точные науки, информатику, большое внимание уделяется политической грамотности.

Система образования в школах Китая предполагает огромную нагрузку, поэтому учебный день разделен на две части. В первой половине изучаются основные предметы, во второй - дополнительные. Почти все каникулы ученики проводят за выполнением объемного домашнего задания.

Дисциплина в школах очень строгая. Стоит пропустить двенадцать занятий без уважительной причины - и ученик отчисляется. Все экзамены проходят в форме тестов, а знания оцениваются по 100-балльной шкале. После окончания средней школы дальнейшее обучение необязательно. Но если у ребенка есть желание, а финансовые возможности родителей позволяют, то можно поступить в старшую школу.

Перед тем как продолжить образование, ученик должен выбрать направление обучения. В Китае существуют два типа старших школ:

  • академического профиля - в них проходит глубокое изучение наук и подготовка учащихся к вузам;
  • профессионально-технического - в которых растят кадры для работы на производстве.

Высшее

В Китае высшее образование доступно после окончания старшей школы. Правительство республики ежегодно выделяет довольно значительные средства на улучшение уровня обучения в вузах. В результате такой политики многие университеты КНР входят в число лучших на планете, а их дипломы признаются в 64 странах мира.

Система высшего образования в Китае включает в себя колледжи, профессиональные высшие школы и университеты.

Учебная программа колледжей бывает двух видов:

  • двухгодичная - подготовка специалистов среднего уровня, в конце курса студент получает свидетельство;
  • четырехгодичная - после обучения выдается диплом бакалавра.

Учебный год в китайских вузах разделен на два семестра - весенний и осенний. Зимние каникулы длятся с конца января по февраль, летние - 2 месяца (июль и август).

В большинстве своем университеты Китая, в отличие от известных вузов Европы и США, работают по довольно узким направленностям - по археологии, сельскому хозяйству, педагогике. В программах университетов, готовящих политиков и дипломатов, значительная часть времени отведена навыкам ораторского искусства и письма.

Для привлечения иностранных студентов обучение во всех вузах Поднебесной проходит на двух языках - китайском и английском. Желающим учиться на китайском предлагаются специальные дополнительные курсы.

По окончании университетов Китая можно получить диплом бакалавра, магистра или доктора наук.

ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ

Верисова Анна Дмитриевна
Уральский государственный университет путей сообщения
преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурных коммуникаций


Аннотация
Статья посвящена особенностям школьного образования в Китае. « Мы учимся, пока живы. И будем учиться, пока не умрем» именно такую фразу можно услышать от китайского старшеклассника и она полностью отражает действительность. Чтобы чего-то добиться в стране с населением более одного миллиарда, необходимо много вложить в ребенка на этапе школьного образования. Вся система образования в Китае нацелена на достижение высокого результата.

SPECIFICS OF SCHOOLING IN CHINA

Verisova Anna Dmitrievna
Ural State University of Railway Transport
lecturer of foreign languages and cross-cultural communications department


Abstract
The article is devoted to the specifics of schooling in China. "We are learning while we are alive. And we will learn until we won’t die" it is a phrase which you can hear from the Chinese high school student, and it fully reflects the reality. If you need to achieve something in a country with a population of over one billion, it is necessary to put a lot into the child on the school stage. The whole system of education in China aims at achieving a good result.

За многовековую историю у китайцев сложилось особое отношение к просвещенным людям и образованию в целом. Просвещение играло значимую роль, как в развитии самого Китая, так и других цивилизаций. День учителя в Китае стал первым праздником отдельно взятой профессии и, наверное, неслучайно его стали праздновать в день рождения Конфуция.

Многомиллионное население Китая требует разнообразной и развитой системы образования, ведь к каждому ученику нужно найти свой подход. Особое внимание в этом аспекте уделяется школам. В 2008 году вышел закон, по которому школьное образование стало бесплатным и обязательным для всех (первые 9 лет обучения).

Обучение в китайских школах имеет, как и свои плюсы, так и минусы.

Дети в Китае идут в школу, как и в России в возрасте 6-7 лет. Обучение в школе делится на три ступени: начальная школа (период обучения в которой длится 6 лет), средняя школа (дети обучаются здесь также 6 лет) и старшая школа (обучение проходит 3 года). Первые девять лет обучения в школе являются бесплатными, за обучение в старшей школе платят родители, но при этом одаренные дети могут получать стипендию. Очень редко, когда китайская школа совмещает в себе все три ступени сразу, чаще всего это три разные школы, имеющие разные названия. Территория китайских школ огромна, состоит из комплекса зданий и представляет собой мини-городок. Это позволяет вмещать ей около 4 тысяч учеников, а в одном классе количество учеников иногда достигает 90 человек. Таким образом, очень сложно донести информацию до всех студентов, теряется индивидуальный подход, в основном все задания выполняются хором.

На территории каждой школы установлен флаг КНР, и каждый понедельник дети выстраиваются на линейку и участвуют в церемонии поднятия флага под звуки государственного гимна, а чтобы участвовали действительно все ученики, самых маленьких ставят на табуретки. Каждый день определяют, кто будет ответственным за поднятие флага. Таким образом, развивают у детей чувство патриотизма. Уже в начальной школе ученики искренне начинают любить партию за ее прошлые и настоящие заслуги и даже знают некоторые идеологические текст наизусть.

Занятия в школе начинаются в 7-8 утра и продолжаются до 4.30 часов, таким образом, дети проводят в школе около 9 часов. С 11.30 до 14.00 дети отдыхают, обедают и спят. Считается, что при такой нагрузке сон очень полезен. День построен таким образом, что сначала идут более сложные предметы, а после сна дети изучают более легкие дисциплины. Каникулы в школах проходят два раза в год: летом и зимой, но даже во время каникул студенты не отдыхают, родители водят их по разным кружкам или отправляют заграницу подтянуть язык.

Дисциплина в китайских школах не менее жесткая. Уважение к учителю и к старшим начинают прививать детям с первого класса. Ученики здороваются и прощаются с учителем стоя. Все действия ученики совершают только с разрешения учителя, в туалет выходить во время урока нельзя, а если ученику не интересен урок, обычно никто на это не обращает внимание. В некоторых школах учителя все еще могут бить детей по рукам за то, что они играют на занятии или разговаривают, поэтому в классе обычно стоит тишина. Кроме всего прочего, ученика, пропустившего больше 12 уроков, ждет отчисление. Такая дисциплина помогает школьникам в будущем на работе. Работа в китайских компаниях предполагает строгую иерархию: главное лишний раз не высовываться, беспрекословно слушаться старших (а старшие по возрасту в компании чаще всего являются и старшими по чину), а благодаря привитым со школы принципам у китайцев это получается блестяще.

У китайских детей особая школьная форма – они ходят на занятия в одинаковых спортивных костюмах, независимо от того есть ли урок физкультуры в этот день.

Большое внимание в начальных школах уделяется китайскому языку и математике. Это не случайно, считается, что китайский язык помогает развивать математический склад ума, а математика в свою очередь развивает логику. Также в начальной школе изучают естествознание, физкультуру, музыку, историю, географию, ИЗО, а в некоторых школах еще и добавляется такой предмет как нормы этики и морали (труды Конфуция детям начинают читать еще в садике). Дети в обязательном порядке посещают семинары, где освещаются вопросы политинформации. На уроках детей знакомят и с русскими писателями советского периода, а также очень много читают про Ленина.

После начальной школы, ученики обязаны пойти в среднюю школу, проучиться там 3 года и на этом обязательное школьное образование заканчивается.

Не самый приятный момент в школьном обучении – постоянное прохождение экзаменов. Первые экзамены ребенок сдает по окончанию начальной школы. Каждый родитель хочет отдать своего ребенка в лучшую школу и чем выше уровень школы, тем сложнее экзамены придется сдать студентам. Что интересно, чаще всего экзамены проходят в тайной форме – никто не знает содержание экзамена, и в какой форме он будет проходить, поэтому родители дежурят около школ и расспрашивают тех счастливчиков, кто уже поступил. Но если ребенок сдал успешно тест, это еще не значит, что двери нужной школы для него открыты. Следующим шагом является сбор рекомендаций от прежних учителей, но и это еще не все. Зачисление в престижную китайскую школу, это в какой-то степени лотерея, т.к. окончательное решение принимается компьютером. Еще один способ попасть в престижную школу – по прописке, но одно из обязательных условий – нужно проживать в такой квартире не менее трех лет. В Пекине особенно прослеживается эта тенденция. Экзамены для поступления в старшую школу более демократичные: студенты заранее знают, в какой форме и по какому предметы будет тест.

После поступления тесты и экзамены в жизни ребенка не заканчиваются. Каждый день на последнем уроке проводится тест. Огромное количество тестов в школе развивает логику у студентов, но совсем не отражает реальные знания.

Дисциплины, которые ученики изучают в средней школе, ничем не отличаются от дисциплин в начальной школе. В средней школе ребята учатся « круглосуточно»: она предполагает помимо уроков до 4.30, очень много домашнего задания по всем предметам, дополнительные кружки, репетиторов и совсем мало свободного времени.

В возрасте 16 лет, если студенты решают продолжить обучение, они поступают в старшую школу, где программа делится на два профиля: академический (главный упор делается на подготовку поступления в ВУЗ) и профессионально-технический профиль (по окончанию студенты могут работать по техническим специальностям или в сельском хозяйстве). Кроме того, есть школы, в которых деление происходит по другому принципу: в одном департаменте готовят к сдаче китайского экзамена «гаокао» (что-то наподобие нашего ЕГЭ), в другом к поступлению в иностранные вузы. Школ с таким профильным делением в последнее время все больше, так как многие родители, считая китайское образование не самым лучшим, стараются отправить учиться своих детей заграницу, а некоторые просто таким способом обходят сдачу «гаокао». «Гаокао» сдается в конце 12 класса по всем предметам и его боятся даже преподаватели. Учась в иностранном департаменте, студенты не сдают «гаокао», они учатся в 12 классе в американской школе и готовятся к поступлению в американский вуз. Но и там есть свои экзамены, такие как TOEFL или SAT. Предметы в иностранном департаменте ведутся на английском языке, и процесс обучения проходит в более интересной и креативной форме. Преподаватели иностранцы, привыкшие к другой системе обучения, ведут урок более творчески: студенты готовят презентации и доклады, ведут обсуждения в группах. Но независимо от того какой департамент выбрал студент, ему все равно придется сдавать экзамен городского департамента.

При поступлении в ВУЗ большое значение отдается тому, откуда человек родом. Например, пекинец, получивший 500 балов за «гаокао» может поступить в очень хороший университет Пекина, а ученика из небольшой провинции с таким же количеством баллов будут ждать только в пекинском техникуме.

Школьная система образования в Китае является прямым отражением государственной политики. Детей со школы учат уважать старших (не только по возрасту, но и по занимаемому положению) и беспрекословно выполнять все указания. Большая нагрузка, кружки, репетиторы, много домашнего задания в свою очередь тоже учат тому, что чтобы чего-то добиться, надо немало потрудиться, а в стране, где население даже не несколько миллионов, а уже перешло отметку один миллиард, это немаловажно. Уже в школе родители готовят из своего чада конкурентоспособную личность, ведь в такой стране как Китай « выживает» сильнейший. И что самое важное – со школы прививают детям любовь к партии, к Родине и политическому курсу.

Кто-то выбирает вегетарианство по идеологическим соображениям, кто-то - потому что считает это полезным для здоровья. И с этим трудно поспорить. Научные исследования последних десятилетий свидетельствуют, что перегрузка организма животным белком и насыщенными жирами повышает риск многих болезней.

Принцип ненасилия

«Я перешла на вегетарианскую диету естественным путём, - рассказывает вегетарианка Елена Энгельгардт. - Звучит странно, но расхотелось употреблять в пищу мясо. Мне близок буддийский принцип ненасилия. Вдруг понимаешь, что сознательный человек не живёт за счёт убийства. Думаю, в будущем человечество перестанет употреблять мясо, так как пропадёт в этом необходимость. Вегетарианство - это даже не тип питания, это мировоззрение, и к нему чаще приходят люди, которые активно занимаются саморазвитием».

У офицера запаса Алексея Кондратовича вегетарианский стаж составляет уже 9 лет. Он пришёл к «гуманистической диете» по двум причинам. Первая - забота о здоровье, вторая - духовное взросление.

«Стал изучать древнюю ведическую культуру, - поясняет Алексей. - Понял, что не могу себе позволить, чтобы ради пропитания умирали живые существа. Сначала перестал кушать свинину и говядину, через пару месяцев курицу, рыбу, яйца. Параллельно увлёкся йогой, стал лучше себя чувствовать и понимать. Противники вегетарианства утверждают, что невозможно выжить без незаменимых аминокислот, которые содержатся в мясе. Но я жив. Недавно прошёл тест на биологический возраст. Состояние организма прибор оценивает на 21 год. А мне уже 39 лет».

Экологические и экономические причины также значимы для сторонников «зелёного» образа жизни. Разведение скота для употребления в пищу - нерациональное использование природных ресурсов, считают вегетарианцы. При производстве мяса используется в восемь раз больше воды, чем при выращивании зерновых культур и злаков, фруктов и овощей, не говоря уже о гектарах пастбищ и тоннах кормов, которых требуют сельскохозяйственные животные. Экономически один гектар земли способен дать пропитание семи вегетарианцам, в то время как на удовлетворение потребностей одного мясоеда требуется целых два гектара.

Что они едят?

Больше всех себе позволяют в еде лактовегетарианцы. Кроме продуктов растительного происхождения, они допускают употребление молока, сыра, творога, сливочного масло. Правда, сыры, производимые с использованием сычуга животного происхождения, лактовегетарианцы не признают. А вот веганы едят только растительную пишу.

Вопрос - трудно ли быть вегетарианцем, у Алексея Кондратовича вызывает лишь улыбку.

«Легко - признается Алексей. - В рационе остались молочные продукты, крупы, орехи, овощи, фрукты. В магазинах они продаются. Зимой овощи дорогие. Но когда вы заболеете и побежите к врачу, то потратите на лекарства не меньше. Изучил ведическую кулинарию, освоил рецепты индийских блюд. Могу приготовить сабджи, индийскую ореховую халаву и много других экзотических блюд. Рецепты без труда найдёте в интернете. Не покупаю в магазине хлеб и выпечку на дрожжах, так как дрожжи создают благодатную среду для раковых клеток. Хлеб пеку сам на закваске. Он превратится в сухарь, но не заплесневеет».

«Однообразия в своём рационе я не ощущаю, - признаётся ещё один вегетарианец Игорь Волобуев . - Скупым моё домашнее меню не назовёшь, в нем есть первые и вторые блюда, закуски и десерты, я вообще люблю готовить и даже умею. Часто во время процесса приготовления играю со специями, превращая задуманное то в острое, то в душистое, а если захочется, то и в кисло-сладкое. Вкусовых вариаций очень много, практически любой рецепт можно превратить в вегетарианский, а также разнообразить растительными мелочами вроде семечек кунжута и сушёных трав».

А как же друзья и родственники? Каково им смотреть на близких, поедающих тонны яблок и сельдерея и отворачивающих нос от шашлыков?

«Жена разделяет мои убеждения и тоже старается придерживаться вегетарианского типа питания, - говорит Алексей Кондратович. - Но иногда она ест курицу. Ребёнка мы не ограничиваем в выборе. Вырастет и сам решит - нужно ли ему быть вегетарианцем. Два родных брата едят мясо. А вот среди коллег (после увольнения со службы Алексей занялся бизнесом в косметической компании - ред.) много вегетарианцев. Когда устраиваем корпоративное застолье, заказываем два варианта блюд: для мясоедов и вегетарианцев. Мясоеды всякий раз удивляются изобилию и пробуют нашу еду».

Конечно, далеко не у всех в семья и на работе такая идиллия. Некоторые вегетарианцы признаются, что на первых порах понимание у родственников находили с трудом. И только спустя годы близкие приняли их образ жизни.

А как вам сыроедение?

Если к вегетарианцам и веганам наше общество постепенно привыкает, то к сыроедам отношение и пока неоднозначное. А между тем такая диета у многих сегодня становится образом жизни. Суть сыроедения заключается в употреблении исключительно необработанных термически продуктов. Поклонники «живой» еды считают, что любая обработка уничтожает все витамины и полезные вещества в продукте.

Яна Бобринёва стала сыроедом под влиянием книг Вадима Зеланда. Больше она не ест варёное, жареное, молочное, консервы, фастфуд, не пьёт никакие напитки, кроме воды и свежевыжатого сока. Говорит, что перейти на новый вид питания ей было нетрудно, так как пришло чёткое понимание, зачем это надо. Вместе с девушкой перешла на сыроедение и её мама.

Сыроеды говорят о том, что стали более энергичными, их здоровье значительно улучшилось. Но у врачей мнение на сей счёт однозначное: этот тип питания подходит только для разгрузочных дней. Злоупотреблять им не стоит.

«После того как я стала вегетарианкой, заметила, что стала лучше выглядеть и чувствовать себя. Через некоторое время перестала есть рыбу, яйца, а затем молочную продукцию. Сейчас я сыроед, употребляю только сырую растительную пищу, - рассказала преподаватель йоги Анна Имиш. - Я езжу на фестивали, где собираются тысячи людей, питающихся только растительной пищей уже десятилетиями. Люди чувствуют себя прекрасно, рожают здоровых детей. Проблемы со здоровьем у вегетарианцев начинаются только тогда, когда они питаются бедной по составу пищей - белым хлебом, макаронами, белым рисом, сладостями. Такой человек выводит из гармонии организм, а врачи говорят, что это проблемы вегетарианства».

Знаменитые вегетарианцы

Всемирно известный художник Леонардо да Винчи не только не ел мясо, но даже выкупал животных на мясных рынках. Именно он сказал: «До тех пор, пока люди будут резать животных, они будут убивать друг друга».

Один из участников Beatles Пол Маккартни решил придерживаться вегетарианского стиля питания вместе со своей женой Линдой, активисткой по защите прав животных. В одном из интервью он высказал следующую мысль: «Если бы бойни строились со стеклянными стенами, все были бы вегетарианцами».

Популярная канадская актриса и танцовщица Памела Андерсон придерживается вегетарианства с подросткового возраста, защищает права животных и является основателем многих благотворительных кампаний.

Самые известные вегетарианцы России: Лайма Вайкуле , Ёлка, Станислав Намин, Сати Казанова , Виктор Чайка, Николай Дроздов . Все они - сторонники вегетарианского движения и в своём творчестве и на страницах блогов желают донести до людей, что вегетарианство - это не просто спасение животных. Это спасение самого себя в первую очередь.

Мнение эксперта

«В вегетарианской диете есть немало плюсов. Употребление растительной пищи помогает снизить риск таких заболеваний, как диабет, инфаркт, гипертония. Вегетарианцы могут похвастаться отличной работой кишечника, ведь богатые клетчаткой овощи и фрукты нормализуют его микрофлору и перистальтику. Вегетарианство помогает избавиться от лишнего веса - в мясе много калорий, а овоще-фруктовая диета способствует похудению. Но есть и минусы. «Тяжёлый» белок мяса усваивается организмом человека почти полностью, тогда как «лёгкие» растительные белки, как более чуждые человеку, всасываются в кровь лишь наполовину и требуют на это больше времени. Длительный рацион без животной пищи снижает иммунитет, появляется риск частых простуд и инфекций. До 30 лет отказ от белков животного происхождения может нанести серьёзный ущерб организму, а детям и беременным вегетарианство противопоказано - некоторые аминокислоты для роста и развития нельзя заменить растительной пищей. Возникает хронический недостаток витаминов В2 и В12 у тех, кто отказывается от молочных продуктов - это ведёт к проблемам с кроветворением и нервной системой. Прежде, чем переходить на вегетарианскую диету, нужно оценить все плюсы и минусы, понимать риски и обязательно проконсультироваться с врачом».