Культура древней греции рима кратко. Древний рим и древняя греция - столпы античной цивилизации

Южноуральский Государственный Университет

Кафедра МиТОМД

« Культура античной Греции и Рима»

Выполнила: студентка группы МТ-128

Полозова Юлия

Проверила: Нагорная В.А.

Челябинск 2009

1.1Условия становления античной культуры.

Термин “античность” (от лат. “anticus” - древний) был введен в употребление итальянскими гуманистами эпохи Возрождения для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в их время. Позже стало ясно, что Восток древнее, что влияние на античность оказывали и Древний Египет (довольно существенно), и Месопотамия (слабо), а может быть и Древняя Индия (что проблематично). Однако античная цивилизация не была продолжением развития этих эпох, и им подобных культур. Она самостоятельно, и очень своеобразно, развивалась.

Ее становление (как с предисторией) связывают с так называемой эгейской культурой, существовавшей в средиземноморском регионе уже во 2-ом тысячелетии до нашей эры. В истории культуры Древней Греции выделяют архаический период, примерно до 500 г. д. н. э. и классический: от 500 до 338 г. д. н. э., до времени, когда Греция попадает под власть Македонии. Но древнегреческая культура не исчезла, оказалась продолжена. С одной стороны, в явлении “эллинизма” (на Востоке), а с другой - в развитии римской цивилизации, сильное воздействие на которую она оказала, будучи в ряде отношений с ней сходной. Римское государство возникло в VIII в. д.н.э. и просуществовало до V в.н.э. Но и ее история далее продолжалась Византией, наследовавшей что-то и от Древнего Рима и от Древней Греции. Таким образом, античная цивилизация и культура развивалась примерно 3 тысячелетия.

Древнегреческая цивилизация складывалась как земеледельческая, и это роднило ее с речными земледельческими цивилизациями. Древние греки выращивали злаки, разводили оливки, возделывали виноградники. Но они обрабатывали для этого неподатливую почву. В Древней Греции не было ни таких масштабов земледелия, ни таких урожаев, как, скажем, в Египте. И в Древнем Египте (и в древних Индии и Китае) - сложились цивилизации “вертикального” типа, что было связано с ирригационым характером земледелия и относительной замкнутостью культур. Там доминировали деспотический тип правления, четкая сословная иерархия, мировоззрение, направленное более вверх и вниз, чем вдаль (ибо слишком-то двигаться было непродуктивно), углубленная саморефлексия (углубление более в себя, в свой внутренний, а не во внешний мир). В Древней Греции и Древнем Риме неизбежным стало иное: широкое освоение мореплавания, движение вдаль с развитием торговли, а где-то и разбоя. В Древней Греции не сформировалось большого государства. Там появился целый ряд торговых и военных центров. Цивилизация древних греков (и при всем их своеобразии, - древних римлян) развивалась как морская и торговая, динамичная, открытая для воздействий (и воздействующая!), впитывающая в себя многое, направленная на открытие и усвоение. Этой цивилизации была исходно свойственна скорее горизонталь, чем вертикаль, и целенаправленность не на саморефлексию (хотя и это было), а на практическое действие в динамике, Древние греки - не созерцатели, не традиционалисты, а деятели, устремленные к завоеванию жизненных благ и постижению окружающего их мира.

Торговля, динамика хозяйства не продуцировали деспотии, и греки тяготели к созданию государств иного типа. В наиболее развитых центрах Древней Греции появились своеобразные формы демократического управления.

В целом этот тип цивилизации и культуры, родившийся в Средиземноморском регионе, был направлен к увеличению власти человека над природой. Люди здесь очевидно стремились утвердить свою человеческую сущность, усовершенствовать саму природу человека, улучшить его жизнь. Поэтому греческую цивилизацию не без оснований называют гуманистической. И древние римляне, при всех особенностях их культуры, во многом были устремлены к тому же.

Но и античная цивилизация выросла из таких же первобытных отношений, как и все другие. Она сохраняла черты первобытности, а на ее закате (особенно очевидно это для Древнего Рима), приобрела некоторые моменты цивилизованности, гибельные для нее. Не надо преуменьшать достижений и богатства античной культуры, но не надо и преувеличивать, забывая о ее несовершенстве.

Одним из условий блестящего развития античной цивилизации стало рабовладение. В общем, цивилизация и здесь распускалась и взращивалась на том же “черноземе суеверий и мерзостей, на котором выросли все народы мира”.

Но некоторые благоприятные обстоятельства развития этой цивилизации позволили ей до поры прогрессировать необычайно, быть подвижной, а не застойной, и стать во многих отношениях культурой в высшем смысле этого слова.

Материковая Греция была страной гористой. Горы делили страну на множество маленьких территорий, позже обозначенных как “полисы” (города, укрепления, государства). Постепенно образовались десятки полисов, которые воевали друг с другом, объединялись в союзы, снова разъединялись. Но полисы соперничали на только в военном отношении, они вели соревнования и иного рода. Таким образом, полисная разобщенность создавала обстановку конкуренции: военной, торговой, ремесленной, спортивной, художественной. В результате обеспечивались высокие достижения в разных сферах цивилизации и культуры.

Расслоение населения в Древней Греции было одним из важнейших условий развития цивилизации и культуры. И это расслоение в некоторых отношениях отличалось от вроде бы такого же расслоения, происходившего в других древних цивилизациях. Хотя начальный момент был и здесь и там одним и тем же: наряду с общинным владением землей появляется частная собственность на землю. И наряду с крестьянами-общинниками, появляются слои средних и крупных собственников-землевладельцев (последние из которых представляют аристократическую верхушку обществ, бывшую родоплеменную “знать”). Вместе с этим, и в результате внешних столкновений, появляются зависимые обедневшие работники (обращаемые в рабство) и рабы-варвары. В связи с особенностями древнегреческих религиозных верований, жречество не складывается в существенный по значению социальный слой. Но зато относительно велики и значительны были слои торговцев и ремесленников.

1.2 Характеристика основных достижений культуры Древней Греции.

Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Греки создали науку, которые некоторые исследователи называют «мышлением по способу греков». Целая плеяда блестящих имён открывает страницы античной культуры: драматурги Эсхил, Софокл, Эврипид, историки Геродот, Фукидид, философы Демокрит, Платон, Аристотель.

Древним грекам принадлежит приоритет создания философии как науки о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, системы идей, взглядов на мир и места в нем человека; исследующей познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Философия - любовь к Мудрости - сформировала метод, который мог использоваться в различных сферах жизни.
Знания имели практический смысл, они создали почву для искусства-мастерства - «техне», но они приобретали и значимость теории, знания ради знания, знания ради истины
Греческая философия не может быть понята без эстетики - теории красоты и гармонии.
Древнегреческая эстетика была частью нерасчлененного знания. Зачатки многих наук еще не отпочковались в самостоятельные отрасли от единого древа человеческого познания.
В отличие от древних египтян, развивающих науки в практическом аспекте, древние греки отдавали предпочтение теории.
Философия и философские подходы к решению любой научной проблемы лежат в основе древнегреческой науки. Поэтому выделить ученых, занимавшихся «чистыми» научными проблемами, нельзя. В Древней Греции все ученые были философами, мыслителями и обладали знанием основных философских категорий.
Величайшими философами Древней Греции являются: Сократ, Платон и Аристотель. Сократ - один из родоначальников диалектики как метода поиска и познания истины. Главный принцип - «Познай самого себя и ты познаешь весь мир», т. е. убеждение в том, что самопознание - путь к постижению истинного блага. В этике добродетель равна знанию, следовательно, разум толкает человека на добрые поступки. Человек знающий не станет поступать дурно. Сократ излагал свое учение устно, передавая знания в виде диалогов своим ученикам, из сочинений которых мы иузнали о Сократе. Так, из сочинений Платона «Диалоги с Сократом» мир узнал о существовании легендарной Атлантиды.
Учение Платона - первая классическая форма объективного идеализма. Идеи (среди них высшая - идея блага) - вечные и неизменные прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия. Вещи - подобие и отражение идей. Эти положения изложены в сочинениях Платона «Пир», «Федр», «Государство» и др. В диалогах Платона мы находим многогранную характеристику прекрасного. При ответе на вопрос: «Что есть прекрасное?» он пытался охарактеризовать саму сущность красоты. В конечном счете, красота для Платона есть эстетически своеобразная идея. Познать ее человек может, только находясь в состоянии особого вдохновения. Концепция красоты у Платона идеалистична. Рациональна в его учении мысль о специфичности эстетического переживания.
Ученик Платона - Аристотель, был воспитателем Александра Македонского. Он является основоположником научной философии, лотки, учения об основных принципах бытия (возможности и осуществления, форме и материи, причине и цели). Основные области его интересов - человек, этика, политика, искусство. Аристотель - автор книг «Метафизика», «Физика», «О душе», «Поэтика». В отличие от Платона для Аристотеля прекрасное не объективная идея, а объективное качество вещей. Величина, пропорции, порядок, симметрия - свойства прекрасного. Красота, по Аристотелю, заключена в математических пропорциях вещей « поэтому для ее постижения следует заниматься математикой. Аристотель выдвинул принцип соразмерности человека и прекрасного предмета. Красота у Аристотеля выступает как мера, а мерой всего является сам человек. В сравнении с ним прекрасный предмет не должен быть «чрезмерным». В этих рассуждениях Аристотеля о подлинно прекрасном содержится тот же гуманистически и принцип, который выражен и в самом античном искусстве.
Философия отвечала потребности человеческой ориентации человека, порвавшего с традиционными ценностями и обратившегося к разуму как к способу уяснения проблем, нахождения нового, неожиданного решения.
В математике выделяется фигура Пифагора, создавшего таблицу умножения и теорему, носящую его имя, изучавшего свойства целых чисел и пропорций. Пифагорейцы развивали учение о «гармонии сфер». Для них мир - это стройный космос. Они связывают понятие прекрасного не только всеобщей картиной мира, но и в соответствии с морально-религиозной направленностью своей философии с понятием блага. Разрабатывая вопросы музыкальной акустики, пифагорейцы поставили проблему соотношения тонов и попытались дать его математическое выражение: отношение октавы к основному тону равно 1:2, квинты - 2:3, кварты - 3:4 и т.д. Отсюда следует вывод, что красота гармонична.
В области физики можно назвать труды Архимеда, который явился не только автором всемирно известного закона, но » автором многочисленных изобретений.
Демокрит, открывший существование атомов, тоже уделял внимание поискам ответа на вопрос: «Что есть красота?» У него эстетика прекрасного сочеталась е его этическими взглядами и с принципом утилитаризма. Он считал, что человек должен стремиться к блаженству и благодушию. По его мнению, «не следует стремиться ко всякому наслаждению, но только к такому, которое связано с прекрасным». В определения красоты Демокрит подчеркивает такое свойство, как мера, соразмерность. Тому, кто их преступает, «самое приятное может стать неприятным».
У Гераклита понимание красоты пронизано диалектикой. Для него гармония не статичное равновесие, как для пифагорейцев, а движущееся, динамичное состояние. Противоречие - созидатель гармонии и условие существования прекрасного: расходящееся сходится, и прекраснейшее согласие происходит из противоположности, и все происходит в силу раздора. В этом единстве борющихся противоположностей Гераклит видит образец гармонии и сущность прекрасного. Впервые Гераклит поставил вопрос о характере восприятия прекрасного: оно непостижимо с помощью вычисления или отвлеченного мышления, оно познается интуитивно, путем созерцания.
Известны труды Гиппократа в области медицины и этики. Он - основатель научной медицины, автор учения о целостности организма человека, теории индивидуального подхода к больному, традиции ведения истории болезни, трудов по врачебной этике, в которых особое внимание обращал на высокий моральный облик врача, автор знаменитой профессиональной клятвы, которую дают все, получающие врачебный диплом. До наших дней дошло его бессмертное правило для врачей: не навреди пациенту. С медициной Гиппократа завершился переход от религиозно-мистических представлений о всех процессах, связанных со здоровьем и болезнями человека, к начатому ионийскими натурфилософами их рациональному объяснению… Медицина жрецов сменилась медициной врачей, основанной на точных наблюдениях. Врачи школы Гиппократа также были философами.
Геродот и Ксенофонт являются авторами трудов по истории. Геродот положил начало собственно греческой историографии, так как он обращался к центральным, политически значительным событиям современной ему истории, пережитых им самим. «Отец истории» стремился к достоверному изложению исторических событий, исследовал их в совокупности, однако его труды характеризуют вера в действие религиозно-этических сил в истории.
Геродот - великий путешественник. Благодаря ему мы имеем многочисленные сведения о народах - современниках Геродота, их обычаях, образе жизни и о странах, а которых они проживали. Описывая географическое положение той или иной страны, Геродот осуществлял повествование как настоящий географ.
Но больше в области географии все же известен Птолемей - автор знаменитой «Географии», ставшей сводом античных знаний о мире, и долгое время (вплоть до средних веков) пользовавшейся огромной популярностью.

1.3 Особенности формирования культуры древнего Рима.

Римская культура сложилась под влиянием культур многих народов, прежде всего этрусков и греков. Используя иноземные достижения, римляне во многих областях превзошли своих учителей, подняв общий уровень собственного развития до небывалых высот. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и на последующее развитие Европы.
Римляне, переняв у греков их сельскохозяйственные орудия, существенно их усовершенствовали. Они добавили к плугу колеса, резец и отвальную доску, изобрели жатку, стали использовать молотильные цепи и серпы современной формы. Рим - родина оконного стекла. В Помпеях найдены бронзовые рамы с остатками стекла размером 100 х 70 см.
Римские мастера усовершенствовали колесный транспорт: повозку дополнили поворотный передок и оглобли.
В искусстве ведущую роль играла архитектура. Главенствующий принцип целесообразности, четкость и смелость инженерного мышления давали возможность удовлетворять и бытовые потребности многочисленного населения, и изощренный эстетический вкус аристократов (их виллы с парками и дворцы имели баснословную стоимость). Этрусские традиции в архитектуре и изобретение бетона позволили римлянам перейти от простых балочных перекрытий к аркам, сводам и куполам.
Римляне вошли в историю как выдающиеся строители. Они возводили монументальные сооружения, даже развалины которых до сих пор поражают воображение. К ним относятся амфитеатры, цирки, стадионы, термы (общественные бани), дворцы императоров и знати. В Риме строили многоквартирные дома - инсулы - в 3-6, а порой и в 8 этажей.
Римские строители широко использовали бетон. Почти целиком из бетона построен храм Пантеон (II в.), купол которого диаметром 43 м сохранялся неповрежденным до середины XIX в. Из бетона был сооружен фундамент Колизея (I в.) глубиной в 5 м. Из бетона строили крепости, мосты, акведуки, портовые молы, дороги и т. д.
В начале нашей эры римляне изобрели водяные мельницы с колесом, которое в течение многих веков, вплоть до нового времени, оставалось основой энергетики.
Бытовая утварь была более разнообразна, чем в Греции. Кроме глиняной, широко использовалась бронзовая и стеклянная посуда. Были специальные приспособления для подогрева воды и отапливания помещений, принципом действия напоминающие самовар. Одежда, как и в Греции, была несшитая (у мужчин - туника и тога, у женщин - туника и стола); широкое распространение получили разнообразные плащи.
Достижения римской материальной культуры стали основой технического развития Западной Европы в эпоху средневековья.
Пересечение сводов породило знаменитую крестово-купольную систему с четырьмя столбами в центре; возникает полукупол, опирающийся на полуцилиндрический выступ стены - апсида: так родились основные элементы будущих христианских храмов.
Поскольку в римских постройках несущим элементом является стена, колонны и их украшения выполняют лишь декоративную функцию. Чаще всего использовался коринфский ордер, а также тосканский - гладкие колонны на основании. В императорский период возникают комбинации различных капителей. Древнейший тип римского храма - круглый.
Во время правления Августа (27 г. до н. э. - 14 г. н. э.) Рим стал мировой столицей. Начался небывалый расцвет искусства и строительства. Здания украшались портиками и рельефами. Поражают своими размерами частично сохранившиеся дворцы Юлиев, Флавиев, Северов. Колонны и триумфальные арки возводились даже в провинции.
На основе греческой традиции создавались различные по стилю стенные росписи, которые открыли раскопки г. Помпеи.
Достижением римской скульптуры является портрет. Начало этому жанру в Европе положили этрусски, у которых изображение головы покойного прикрывало урну с прахом; в этой традиции - не только стремление сохранить память об облике человека, но и отношение к великой личности как социально значимому идеалу.
Начало римской литературе положили греки своими переводами на латынь «Одиссеи» и других произведений классики (Ливии Андроник, Луцилий). Первым действительно выдающимся литератором (комедиографом) стал Тит Макций Плавт. Он заражал зрителей буйной веселостью, используя прием упрощения характеров до гротеска, создавая классические сюжеты комедии положений. Более психологичны характеры и сюжеты в комедиях Публия Теренция Афра. Его «серьезная» комедия представляет собой переработку греческой (например, Менандра).
Полноценное формирование личностного сознания на римской почве началось лишь в период разложения республики. Как мы убедились на примере греческой культуры, признаком этого процесса является появление лирики, которая свидетельствует, что в обществе проснулся интерес к внутреннему миру человека. (В Риме таким признаком стало и появление портрета.) Авторы римской лирики были уже далеки от песенной народной традиции, и свои духовные переживания они облекали в готовые эллинистические формы.
В течение последующих лет расцвет литературы был связан с именами Вергилия, Горация, Овидия, Сенеки, Петрония. Тяготение к формализму и легкость сменяются углублением содержания и обращением к классической гармонии. Интерес к литературе возрос, т. к. политическая борьба, поглощавшая ранее все духовные интересы общества, потеряла всякий смысл. Август стремился управлять литературным процессом, заставить литературу выполнять социальные функции по своему собственному заказу.
Воспитатель императора Нерона, знаменитый философ Сенека, внес значительный вклад в развитие трагедийного жанра. Именно эту античную трагедию драматурги Нового времени избрали в качестве образца для подражания. Трагедии Сенеки написаны в духе «нового стиля»: затянутые патетические монологи, громоздкие метафоры и сравнения предназначены скорее для читателя, чем для зрителя.
Развитие искусства красноречия, стремление его сохранить содействовали развитию прозы. Плодотворным итогом софистической практики явилось возникновение малых прозаических форм - писем (художественных и псевдоисторических), описаний. И в Греции, и в Риме появился роман. Исторические повествования, ставшие весьма распространенными в Риме, были призваны компенсировать отсутствие собственной мифологии. Вершиной античной прозы можно назвать роман сатирический, роман-пародию (Лукиана, Апулея, Петрония).
Сознание политически активных слоев общества, особенно в эпоху республики, непосредственно участвовавших в борьбе за власть, не только было эклектичным само по себе, но придерживалось эклектики как доктрины. Фактически политические деятели готовы были использовать любую теоретическую установку в процессе ораторской практики. Такую позицию можно оценить и как крайне субъективистскую. Вполне закономерно эклектизм сомкнулся со скептицизмом, особенно в эпоху империи, когда политическая борьба потеряла былую остроту. Смыкался с субъективизмом и упрощенный материализм, оправдывающий погоню за удовольствиями в личной жизни и пассивность, покорность судьбе в жизни общественной (эпикуреизм). Впрочем, как среди патрициев можно было встретить воинствующую нравственность (Цицерон), так и среди псевдоэпикурейцев скрывался подлинный материализм (Лукреций). Существование строго материалистического мировоззрения было необходимо для поддержания закона и законности, культ которой не угасал, вернее, не угасало стремление соблюсти ее видимость.
В эпоху империи все больше распространялись различные учения мистического характера - неопифагореизм, неоплатонизм, которые постепенно приближали рациональную философию к религии. Весьма популярными были религии Востока, египетские культы. Поисками единственно необходимой религии была занята большая часть населения огромной империи.

Список используемой литературы

1. Малюга Ю.Я. Культурология. М: Инфра-М, 1999

2. Драч Г.В. Культурология, «Феникс», 1996

История Древней Греции и Древнего Рима, культура этих государств и народов, их населяющих, не перестают привлекать к себе как профессиональных историков и искусствоведов, так и обычных людей, интересующихся достижениями античной цивилизации. Несмотря на кажущуюся удаленность времени расцвета Греции и Рима от наших дней (Греция была включена в состав Римской республики во II веке до н.э., а Западная Римская Империя пала под ударами германских племен в V веке), основные достижения античности не утратили своей актуальности. Люди в школе изучают евклидову геометрию, современное право во многом базируется на древнеримских принципах, любой философ начинает выстраивать свои концепции с упоминания Платона и Аристотеля.

Необходимо учитывать, что выделение античной цивилизации, как цельного этапа в истории человечества, базируется на чертах, общих для культуры Древней Греции и Древнего Рима. О различном же, проистекающем из разного отношения к миру, упоминается вскользь, будто бы это не более чем частный случай проявления одного из общих принципов. Между тем, особенности культуры Древних Греции и Рима проявились уже в формах государственного устройства: Греция - конгломерат демонстрирующих высокую степень автономности полисов (Афины, Спарта, Коринф), Рим - централизованная республика.

Определение понятия культура

Прежде всего, необходимо определиться с самим понятием культуры. Определение этого термина имеет множество вариантов, зависящих от подхода конкретного исследователя или философской школы. В самом широком смысле культурой называют все, созданное человеком, используя в качестве синонима определение "вторая природа". Однако такой подход оставляет в стороне идейную составляющую человеческой деятельности. В связи с этим в научных трудах вводятся две составляющие культуры: материальная (строения, произведения искусства, костюм) и духовная, в которую входят искусство, наука и образ мыслей. Это разделение является зыбким, поскольку оба аспекта культуры всегда взаимосвязаны: идейная сфера определяет формы выражения (скульптура, живопись, архитектура), а материальные объекты стимулируют эволюцию мира идей (множество средневековых и ренессансных литературных произведений созданы с явной ориентацией на античные образцы).

Общее и особенное в идейной сфере

В отношении менталитета и образа мыслей общее и особенное в культурах Древней Греции и Древнего Рима кратко определяется отношением к человеку и к миру. Как греки, так и римляне во главу угла ставили человека. Если хронологически предшествующие им культуры Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Персия) вписывали человека в окружающий мир, причем не как самый главный его элемент, мыслители античной цивилизации предпочитали наделять богов чисто человеческими качествами. Они способны испытывать чувства, не всегда благородные (гнев, ревность, зависть), совершать мотивированные поступки (в "Илиаде" Гомера боги наравне со смертными участвуют в сражениях) и даже образ их жизни ничем не отличается от того, что вели состоятельные люди. Пожалуй, главным доказательством близости менталитета греков и римлян является тот факт, что по завоевании Греции римляне полностью восприняли греческий пантеон и мифологию, сохранив лишь имена своих божеств.

При этом есть и серьезное отличие. Греки исследовали мир и решали сложные философские проблемы во многом из чисто умозрительных побуждений. Римляне же сразу зарекомендовали себя как прагматики. Постановка проблемы и поиски методов ее разрешения определялись лишь получением практической выгоды. Продолжая тему религии, необходимо отметить, что римляне все из тех же практических побуждений населили сверхъестественными силами каждый уголок. От домашних божеств, ларов и пенатов, охраняющих благосостояние и здоровье членов семьи, римляне дошли до обожествления навозной кучи: бог Стеркул благоприятствовал своевременному и качественному удобрению полей.

Римский практицизм привел к тому, что между человеком и богами установились партнерские отношения: человек приносил жертву, а бог за это должен был выполнить просьбу. Постепенно это вело к обеднению духовной сферы. Вера становилась все более зыбкой, а боги не так уж и часто отзывались на молитвы. Заимствование соседних культов по мнению римлянина с одной стороны увеличивало могущество Рима, а с другой давало надежду, что чужеземный бог скорее откликнется на просьбу. В связи с этим пантеон становился все шире и в итоге рухнул, под натиском централизованной и детализированной христианской религии.

Воспитание и обучение в античной цивилизации

Для сравнения культуры Древней Греции и Древнего Рима особый интерес представляет процесс передачи знаний и традиционных ценностей от одного поколения к другому. В этом отношении античная цивилизация тоже сделала шаг вперед в сравнении с древневосточными: если в последних преобладали зубрежка и механическое запоминание правил, то римляне и греки стремились к тому, чтобы ребенок воспринял причины и следствия того или иного процесса.

Различия состояли в объеме знаний. Римский практицизм требовал, чтобы ребенок обладал лишь необходимыми навыками: чтением, письмом, счетом. Даже впоследствии, когда образовательные программы расширились, целью изучения, к примеру, классических поэтов и ораторов являлась имитациях их стиля, уже зарекомендовавшего себя как успешный. Греки же стремились к гармонии между интеллектуальным, физическим и музыкальным воспитанием, полагая, что именно в этом состоит красота человека.

Античная культура - Древняя Греция и Древний Рим в этом едины - создавалась и распространялась прежде всего в мужской среде. Хотя женщины могли играть значительную роль в общественной жизни (известны поэтесса Сапфо, римские императрицы - Агриппина, Мессалина, выдающийся математик Гипатия), целью их воспитания прежде всего ставилось умение вести домашнее хозяйство. Разумеется, им преподавались элементарные знания - счет, письмо, но интеллектуальные разговоры, занятия философией в обоих государствах долгое время считались чисто мужским занятием.

Античное искусство

Если говорить о культуре древних Греции и Рима кратко, то все ее формы и разновидности сведутся к постулированию человека как центра мироздания. Одного взгляда на произведения росписи и рельефы, к примеру, Древнего Египта, достаточно, чтобы понять: изображался не конкретный человек, а некоторый идеальный образ. Иначе в Греции. Скульпторы стремились прежде всего придать своему творению портретные сходства с моделью. При этом представления о красоте требовали все же некоторых корректив. Афинский политический деятель Перикл обладал головой неправильной формы, напоминающей луковицу, именно поэтому скульптор Фидий на всех бюстах этого политика маскировал его дефект шлемом.

При этом греческие мастера стремились к аллегории и символизму. Во многом это связано с тем, что большая часть изображаемых сцен (например, росписи сосудов) бралась из мифологии. Фигура человека передавалась не в статике, а в динамике: таковы скульптурные изображения некоторых известных атлетов - победителей Олимпийских игр. В связи с этим греческое искусство открыто миру, находится во взаимодействии с ним.

В сравнении с культурой Древней Греции, Древний Рим больше внимания уделял анализу изображаемого. Греческая пластичность здесь уступает место живописности. Изображения императоров - Нерона, Калигулы, Клавдия - характеризуются реалистическим подходом к их созданию: римский скульптор передает мелкие детали внешности, не стремится к приукрашиванию своей модели.

Особенности архитектуры

Культура античного мира - Древних Греции и Рима - наиболее зримо воплощается в памятниках архитектуры. Греческая открытость миру выражалась в создании построек, по которым можно было перемещаться, не утрачивая связи с окружающей средой. По большей части культовые и общественные сооружения представляли собой лишь выделенное в мире место, предназначенное для исполнения какой либо функции. Характерная черта античного полиса - наличие агоры, то есть площади, на которой может собраться большое количество людей для обсуждения какого-либо вопроса. Отсутствие центральных органов управления в привычном смысле слова, полисная организация не требовали специфических зданий.

Рим же, как централизованное государство, неизбежно столкнулся с необходимостью создания инфраструктуры. Постоянный рост числа жителей города требовал возведения общественных сооружений: амфитеатров, цирков, бань, библиотек. Это потребовало введения новых строительных технологий. Если греки использовали определенное количество колонн, на которых лежат каменные плиты, исполняющие функцию потолка, то римляне применяли бетонную кладку, позволяющую возводить прочное здание за короткий срок. Воспринятые от греков (например, три ордера - дорийский, ионический и коринфский) очень быстро превратились лишь в декоративный элемент.

Литература

При упоминании литературы первое, что вспоминается из истории культуры Древней Греции и Древнего Рима - эпическая поэзия: "Илиада" и "Одиссея" Гомера и написанная в подражание и продолжение им Возможно, именно в этой сфере в наибольшей степени сказалось влияние культуры Древней Греции на Древний Рим. Оратор Цицерон назвал свои речи против Катилины катилинариями, как прежде греческий оратор Демосфен назвал свои речи по имени македонского царя филиппиками. От греков же было воспринято искусство театра и драматургия.

Греция имела богатую устную традицию, на базе которой возник эпос. С заимствованием и модернизацией финикийского алфавита оказалось возможным письменно зафиксировать народное творчество. Римский народ, в силу своей практичности, игнорировал эту область культуры, предпочитая записывать необходимые вещи: значительные события, договоры, речи политических деятелей. Это предопределило подражательность римского эпоса: создавать нечто оригинальное в условиях взаимодействия с греческой традицией оказалось невозможным. Первые писатели занимались лишь адаптацией классических текстов под римские реалии.

В этом можно усмотреть и положительную сторону. От греков римляне заимствовали историографическую традицию, представленную прежде всего трудами Геродота и Фукидида. Римское стремление к анализу и скрупулезному описанию деталей привело к тому, что историческая наука распалась на несколько ответвлений. Самостоятельным стало географическое описание (например, "География" Страбона в семнадцати книгах). Историки же описывали как биографии известных деятелей ("Жизнь двенадцати цезарей" Светония), так и создавали обширные исследования ("История от основания города" Тита Ливия).

Если говорить кратко, культура Древнего Рима и Древней Греции на примере литературы демонстрирует высокую степень взаимопроникновения. Страбон, известный как римский географ, по происхождению был греком, и это касается многих других древних ученых.

Театр

Одним из наиболее значительных достижений античной культуры Древней Греции и Древнего Рима является драматическое искусство. Изначально представления были элементом священного действия во время жертвоприношений Дионису - богу виноделия. Со временем их формы усложнялись и к V веку до н.э. складываются основные театральные жанры: трагедия (чаще всего на мифологические сюжеты) и комедия (очень рано приобрела жесткую политическую направленность). О высоком качестве древнегреческой драматургии свидетельствует то, что и поныне трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида и комедии Аристофана продолжают ставиться на сценах ведущих театров мира.

Наличие театральных представлений является общим в культуре Древней Греции и Древнего Рима. Различное же в данном случае проявилось во включении театра в программу празднеств, часто устраивавшихся в Риме. Постановки осуществлялись после гладиаторских боев или цирковых представлений. В отличие от греческого, римский театр не стал самостоятельным явлением духовной жизни. На это явно указывает тот факт, что актерская профессия воспринималась римлянином как урон чести и достоинству.

Письменность

Общее и различное в культуре Древней Греции и Древнего Рима достаточно ярко проявилось в способе фиксации знаний. Общим было наличие алфавитного письма, где отдельный знак обозначает отдельный звук, различия же проявились в фонетическом составе речи. Греки могли обходиться 24 буквами, римлянам же потребовалось 26 (включая те, которые требовались для передачи греческих звуков). Использование легкого способа письма, не требующего много материала, позволило зафиксировать многие достижения науки и искусства.

Научные знания

Сравнение культуры Древней Греции и Древнего Рима было бы неполным без обзора научных знаний в этих обществах. Греки, влекомые любопытством и стремлением во всем разобраться, способствовали дифференциации древней натурфилософии на отдельные научные дисциплины. Особую роль играла математика, в первую очередь - геометрия. Греки сформулировали принцип золотого сечения и решили ряд сложных задач, пользуясь лишь циркулем и линейкой без шкалы. Вместе с тем отмечается стремление к сакрализации математического знания: Пифагор и его ученики полагали, что в числе заключено знание обо всем мире. Поэтому они стремились найти особые числа: дружественные, простые, совершенные и так далее.

Римский практицизм не позволял увлечься изысканиями пифагорейцев. Вместо этого ученые занимались более практическими дисциплинами, такими как агрономия, правоведение и филология.

Бытовая культура

Как известно из истории культуры Древних Греции и Рима, мужчины играли преобладающую роль в обществе. К их распоряжению были различные объединения и союзы, где можно было пировать в компании единомышленников, а затем размышлять на сложные темы (особенно ярко это продемонстрировано в "Пире" Платона).

Особенностью культуры Древней Греции и Древнего Рима была сильная патриархальная власть внутри семьи. Она распространялась не только на домочадцев, но и рабов. Выдав опостылевшей жене личные вещи, муж мог отправить ее в родительский дом - это заменяло собой развод.

Римляне стали изобретателями фамилий в современном смысле слова. При рождении ребенок получал личное имя (их выбор был ограничен, наиболее частые: Марк, Гней, Тиберий, Гай) и родовое имя - прообраз фамилии (Семпроний, Юлий и так далее). Вольноотпущенники или принятые в виллу богатого человека иноплеменники получали родовое имя хозяина. За особые заслуги человеку присваивалось третье имя. Наиболее известные среди них: Цезарь, Август, Калигула.

Реферат по дисциплине:

«Мировая художественная культура»

на тему «Культура Древней Греции и Рима»

Введение

Термин «античность» (от лат. Antiques - древний) стал использоваться в эпоху Возрождения, когда стало очевидным неповторимое величие культуры Древней Греции, ее фундаментальное значение в развитии человечества, и особенно европейской культуры.

Именно античность создала тот особый способ отношения человека к космосу, обществу и самому себе, который предопределил судьбу западного мира. Именно благодаря этому способу отношения к миру античность понимается как синоним классического, непревзойденного образца в скульптуре, архитектуре, литературе, ораторском искусстве, философии и других сферах творческой деятельности. Этот же способ отношения человека к миру определил высочайшую гуманистическую ориентацию всей системы ценностей античного мира, к которой обращались все великие мыслители, поэты, писатели, художники и музыканты. Греческий и латынь всю европейскую историю оставались и остаются языком ученых, юристов, медиков именно потому, что на этих языках античные мыслители зафиксировали фундаментальные основы логики, морфологии и основных наук.

Центральным событием древнегреческой модели мира был космос, управляемый олимпийскими богами. В это событие вписывалось соответственно события великого и вечного, богоизбранного и богохранимого античного общества и события античного человека, на которого возложена божественная миссия.

Древнегреческая мифология

Мир был краеугольным камнем греческой цивилизации, определяющим прикладное искусство, литературу, философию и др. Мифы соединяли греков с культурой предков. Отношение к мифу было проникнуто особой верой. Греки хранили предметы, памятники, исторические места, связанные с мифами и доказывающие их достоверность. Мифы соединяли в себе продукты народного творчества и фантазию, одушевляющую природные силы. Весь мир в мифах населен магическими существами. Различают героические мифы, рассказывающие о подвигах и этиологические, объясняющие причины событий, обычаи, названия. Общинно-родовые связи переносятся на природу и весь мир, понимаемый как огромная родовая община.

Чудовища, изображенные в мифах, их борьба с героями и победа героев помогали людям осмыслить и частично отрефлексировать враждебные природные силы и экзистенциальные проблемы бытия. Человек, живущий в мире мифов, не чувствовал себя отчужденным от природы. Мифы создавали целостный образ мира, в котором все имело свое значение, место и объяснение. Прошлое, настоящее и будущее были неразрывно связаны друг с другом. Мифы определяли образ жизни и поведение человека.

Мифологическое мышление не разделяет субъект и объект, предмет и знак, вещь и слово. Древнегреческие философы - софисты, стоики, пифагорейцы - в своих философских системах рационально переосмысливали мифы, аллегорически истолковывая их содержание. Они положили начало символической интерпретации мифов.

Древнегреческая мифология стала одним из факторов, определяющим направление и развитие всей западной культуры. Нет ни одной исторической эпохи, ни одного направления искусства, так или иначе не связанных с греческими мифами.

Древнегреческий театр

Особое место в оформлении античной модели мира принадлежит греческому театру, процесс формирования которого показывает, как естественная, содержащаяся в языческих обрядах гармония дионисийского и аполлоновского начал включалась в античную культуру, обеспечивая ее жизненную силу и величие.

Предшественником театра было весеннее празднование в честь бога Диониса. Празднование сопровождалось плясками, пением, употреблением молодого вина. Люди, исполняющие хвалебные песни в честь Диониса, были одеты в козлиные шкуры. Слово «трагедия» произошло от греческого «трагос» и переводится как «песнь козлов». Комедии произошли от веселых песен в честь бога Диониса.

Театры были огромными и вмещали более двадцати тысяч зрителей. Женщины в театре не выступали, их роли выполняли мужчины. Спектакли ставили перед собой не только развлекательные, зрелищные цели, но и воспитательные, гражданственные, политические. Знаменитыми авторами театральных представлений были Аристофан, Эврипид, Софокл, Эсхил.

Древнегреческий полис

Центральное место в формировании античного способа отношения к миру многие исследователи приписывают греческому полису. Полис действительно может рассматриваться как воплощение античной модели мира в социальной сфере.

Полис включал в себя принадлежащее к городу земельные участки. Они защищали своих граждан от военных вторжений. В экономическом отношении полисная система обладала многими преимуществами. Экономические и политические приоритеты полиса диктовались его гражданами. В то же время жизнь в полисе определенном образом воспитывала человека, приучала его к ответственности, к готовности принять новое решение, свободное от механического следования догматическим образцам.

Для античности характерна демократия, в условиях которой полноправные граждане принимали участие в политической жизни и управлении государством. Именно в полисе реализовалась архитипическая совокупность символов социальной целостности как центрального гармонизирующего события, расположенного между событием индивида и событием Космоса.

Обязательной составной частью полисного устройства было народное собрание. В отличие от древневосточных обществ, где рабовладение развивалось крайне медленно и в большинстве из них не вышло за рамки патриархальной структуры, античное общество характеризовалось использованием рабского труда.

В результате колонизации возникали новые античные города-колонии, в том числе и Танаис, возникший значительно позже других колоний (в III в. до н. э.). Танаис - самая северо-восточная причерноморская колония античного мира. Особое положение Танаиса заключалось в большой отдаленности от античного центра и близким соседством с скифскими, меотскими и сарматскими племенами Приазовья и Дона. Древнегреческая культура в Танаисе была сильно перемешана с варварской.

Одно из важнейших достижений древнегреческой культуры - признание достоинств, прав, гражданского статуса человека. В дальнейшей истории культуры, в средние века, это величие личности будет утеряно, но оно возродится в гуманизме Возрождения.

Римская культура и античность

Культура Рима связана с завершением истории античного общества. Она продолжала эллинистическую традицию и в то же время выступала как самостоятельное явление, определяемое ходом исторических событий, своеобразием условий жизни, религии, свойствами характера римлян и другими факторами.

Трехмерность, пластика, скульптурность греческого искусства была отражением целостной и гармоничной модели мира и соответствующего ей целостного бытия греков.

Вместо древнегреческой живой пластики в произведениях древних римлян доминируют символика и аллегория.

Римляне остро осознавали утрату способа целостного и художественного восприятия мира, пытаясь любыми средствами доказать свое родство с греческим миром. Это нередко заставляло их создавать грандиозные по масштабам сооружения, чтобы, таким образом, восполнить ограниченность своих возможностей в сфере пластики трехмерного образа.

Римские храмы, форумы, фрески, мозаики, рельефы, скульптуры (даже копии с греческих шедевров) значительно превосходили масштабами древнегреческие. Однако это привело к тому, что римские памятники иногда могут вызывать ощущение неестественности и двойственности.

Римляне уже не могли приблизиться к греческому идеалу, так как была утеряна естественная модель мира - основа и тайна древнегреческого величия.

Но Рим достойно выполнил свою историческую миссию: он сохранил для Европы греческую античность, транслируя и тиражируя ценности величайшей культуры.

Древнеримская модель мира принципиально отличалась от греческой. В ней не было события личности, органически вписанного в события полиса и космоса как у греков. Событийная модель римлянина упростилась до двух событий: событие индивида вписывалось в событие государства, или Римской империи.

Именно поэтому римляне обратили свое внимание на индивида. Им принадлежат непревзойденные скульптурные портреты с феноменально точной передачей уникальных особенностей лица, характера, привычек, а также рельефы, достоверно фиксировавшие исторические события жизни империи - так называемые «исторические» рельефы и портреты.

Римский художник, в отличие от греческого, видевший действительность через гармоничную трехсобытийную модель мира в ее пластическом единстве, стремился к анализу, расчленению целого на части, подробному и достоверному изображению явления в полном соответствии с собственной двухсобытийной моделью мира. В его описании всегда как бы присутствуют два взгляда на явление. Первый - с позиции индивида. Второй - с позиции империи.

Архитектура Рима достигла высокого развития, как в инженерном отношении, так и в художественной и социальной функциях. Принципиально по-новому понимали римляне идею единства художественной формы и социального пространства.

Совершенно очевидно, что отношение римлян к форме, объему, пространству, к человеку и космосу принципиально иное, нежели у греков. И важным моментом, объясняющим это различие, является ориентация на второе событие двухсобытийной римской модели мира - на событие империи.

Это событие заменяет римлянину событие космоса, представляется колоссальным в соответствии с огромном пространством империи.

Даже такие монументальные бронзовые шедевры, как «Капитолийская волчица», фиксируется в своей связи с легендой о происхождении империи.

В свете сказанного становится понятным, почему под античностью следует понимать прежде всего древнегреческую культуру.

Заключение

Основные черты античной модели мира, характер их формирования и развития можно изучить только параллельно с изучением феноменов античности. Так, прежде всего, понятие античности подразумевает особенный тип личности, систему духовных ценностей, мифологию, искусство, способ производства, макросоциальное и государственное устройство. Все эти составляющие античного образа жизни тесно связаны со сложными процессами формирования, поддержания и трансляции античной модели мира, однако некоторые из них связаны с процессами ее формирования непосредственно.

Понятие античности применяется и по отношению к культуре. Этот термин был принят в начале XVIII века во французском языке и первоначально понимался как особый вид искусства, относящийся к ранним историческим периодам. Но со временем его содержание свелось только к греко-римской культуре как совокупному проявлению древности, в особенности в области искусства. Такая оценка греко-римской культуры не случайна. Древняя Греция, а затем и Рим во второй половине I тысячелетия до н. э. были центрами культуры. Культура выступала как система, включающая в себя достижения научной мысли, философии, разнообразных форм искусства, религии, системы образования, воспитания. Она оказала существенное влияние на дальнейшее развитие общечеловеческой культуры.

В историческом плане под античностью подразумевается период древней истории (I тыс. до н. э. - V в. н. э.), охватывающий греко-римское рабовладельческое общество. Его история закончилась в результате кризиса, а затем и краха Римской империи. Следует иметь в виду, что к VIII в. до н. э. Древняя Греция формируется как империя, которая стремится приобрести колонии. Древние греки поселяются на побережье морей Эгейского, Мраморного и Черного, обживают северное побережье Африки, юг Италии, острова Сицилию и Кипр.

Список литературы

  1. Чернокозов А.И. Мировая художественная культура. Серия «Среднее профессиональное образование». Ростов-на- Дону.: Феникс, 2004.
  2. www.wikipedia.ru

Цивилизации Древней Греции и Рима стали основой для возникновения европейской цивилизации и оказали огромное влияние на развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира. Исследование культуры и быта этих цивилизаций помогает проследить тенденции развития современной культуры и предсказать ее будущее.

Греческая и римская культуры очень похожи. Но в то же время было между этими двумя цивилизациями было очень много существенных различий. В первую очередь это было обусловлено сложностью связи на больших расстояниях, что сильно ограничивало взаимодействие двух культур.

Греция четко делится на три части: северную, охватывающую Фессалию и Кипр; центральную, ограниченную с севера Маллийским и Пагасейским заливами; а с юга- Коринфским и Сароническим; наконец, южную, т.е. Пелопонес. Климат Древней Греции мало, чем отличался от современного. Средняя температура не претерпела изменений с античных времен от 16 до 19 градусов.

Вся история древней Греции условно делится на пять периодов:

1. крито-микенский (ХХХ-12 в. до н.э.)

2. гомеровский (11- 9 в. до н.э).

3. архаический (8- 6 в. до н.э.)

4. классический (5 – 4 в. до н.э.)

5. эллинистический (4- 1 в. до н.э.).

В Греции совсем нет золота, его добывали за переделами Греции- на острове Тасос, Македонии и Фракии. Зато было много меди, так же добывали ряд других черных и цветных металлов. Важна была для греческого искусства глина, из которой делали кирпичи, но, прежде всего керамику – в этом греки добились, как известно высочайших художественных достижений. Весьма ценился и камень: благодаря которому возникли греческие храмы и другие памятники архитектуры. Камень всегда находился на месте, его не надо было ниоткуда возить. Дома в Афинах строились из твердого известняка, добытого в ближайших каменоломнях, дома на Делоне – из камня. Выломанного прямо из гранитного основания острова. Даже для постройки храмов обходились без транспортирования материалов. В Олимпии святилище Зевса построили из местного известняка.

Пространство, примыкавшее к Средиземному морю, было заселено людьми, которые говорили на языке, ни относящемся, ни к индоевропейской, ни к семитской группе языков.

Позднейшие греки, за исключением дворян, сами считали себя автохтонным населением Греции, однако у них оставалось представление о существовании некоторого древнего, догреческого народа, карайцев, лелегов, или пеласгов, первоначально населявших Элладу и прилегающие острова.

В районе Эгейского моря существовали и воздействовали три культурные общности: древнейшая из них критская, или минойская, с центром на острове Крите (3000 – 1200 г. до н.э.); кикладская, расцветшая на островах; и элладская – в собственно Греции. Отражением критской культуры в Греции была- микенская культура: в формировании ее немалую роль сыграли, очевидно, художники и ремесленники с Крита, привезенные в качестве рабов победителями - ахейцами.



В эпоху архаики складываются основные черты этики древнегреческого общества. Ее значительной особенностью было соединение рождающего чувства коллективизма и агностического (состязательного) начала. Формирование полиса как особого типа общины, шедшей на смену рыхлым объединениям «героической « эпохи, вызвало к жизни и новую полисную мораль – существование индивида вне полиса невозможно. Выработке морали способствовала военная организация полиса. Высшая доблесть гражданина состояла в защите своего полиса. Характер политических реформ в полисах обусловил сохранение этой морали, поскольку не аристократия лишалась своих прав, а рядовое гражданство поднималось с точки зрения объема политических прав до уровня аристократии. Важнейший принцип – кто лучше послужит полису. Отцом греческой демократии был Солон (6 в. до н.э.) . В государственное устройство он внес демократический принцип, призвал народ участвовать в народных собраниях, на которых утверждались законы, избирались судьи, обсуждались политические дела. Каждый гражданин от 20-50 лет имел право голоса. Будучи сам аристократического рода (потомок царя Кодра), отказавшись от роли тирана, стал самым прогрессивным законодателем афинского государства. Солон начал с уничтожения законов, по которым за долги свободные граждане были обречены на рабство, отменил законы Драконта, за исключением относящихся к убийцам, создал новую конституцию, по которой четыре политических учреждения руководили управлением страны: архонты, Совет Четырехсот, Народное собрание и Ареопаг. Во времена Перикла было завершено демократическое развитие Афин. Он отменил закон, по которому занятие государственных должностей требовался имущественный ценз. Афины обязаны Периклу организацией оплачиваемых судов присяжных.

Общественное устройство Греции – рабовладельческая демократия, и для нее характерно такое явление, как народный суверенитет – признание народа в качестве единственного источника власти. Так же существовала система выборных должностей. Демократия ставила законы выше власти, а сами законы не считались чем-то данным свыше, они были созданы людьми.

Важнейшим центром Средиземноморской империи был город Рим, население которого выросло до 1-1,5 млн. жителей. Датой основания Рима традиционно считается 21 апреля 753 г до н.э. предание гласит. Что город заложили братья Ромул и Рем, а место города- холм Палантин- им указали боги. Столицу империи и другие большие города украшали великолепные крупные здания. – Храмы местных божеств и общеимперских, дворцы, портики для прогулок, а так же различного вида здания для общественных развлечений театры, амфитеатры, цирки, В амфитеатрах шли представления – тавли зверей, гладиаторские бои, публичные казни. Отличительной чертой городов 1-3 вв. н.э были каменные мостовые, водопроводы, канализация. В самом Риме работали одиннадцать водопроводов, дававших 950 000 литров воды ежесуточно.

Центральные площади городов – форумы- были украшены портиками, храмами, базиликами, триумфальными арками, конными статуями. Очень роскошными были форумы Рима.

В Риме, а так же во многих больших городах провинций, строились роскошные здания терм (общественных бань), в которых были бассейны с теплой и холодной водой, гимнаститческие залы, комнаты для отдыха. Особенно роскошны термы построенные Каракаллой.

В портовых городах были сооружены каменные причалы, амбары для хранения грузов, защитные каменные стены от прибоя морских волн.

Постепенно складывлась идеология; система ценностей римских граждан. Ее определял в первую очередь патриотизм – представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначавшихся ему победах, о Риме как о высшей ценности; о долге гражданина служить ему всеми силами, не щадя сил и жизни. Делаю достойными знати, римлянина признавались политика. Война, земледелие, разработка права. На такой основе складывалась культура Рима. Иноземные влияния, в первую очередь греческие, воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей и перерабатывались в системе с ней.

Древняя Греция

Религия

При всем множестве греческих богов можно выделить 12 главных. Пантеон общегреческих богов сложился в эпоху классики.

Каждое божество в греческом пантеоне выполняло строго определенные функции:

Зевс - главный бог, властитель неба, громовержец, олицетворял силу и власть. Гера - жена Зевса, богиня брака, покровительница семьи.

Посейдон - бог моря, брат Зевса. Афина - богиня мудрости, справедливой войны. Афродита - богиня любви и красоты, рожденная из морской пены. Арес - бог войны. Артемида - богиня охоты. Аполлон - бог солнечного света, светлого начала, покровитель искусств.

Гермес - бог красноречия, торговли и воровства, вестник богов, проводник душ умерших в царство Аида - бога подземного царства. Гефест - бог огня, покровитель ремесленников и особенно кузнецов. Деметра - богиня плодородия, покровительница земледелия.

Гестия - богиня домашнего очага.

Древнегреческие боги жили на заснеженной горе Олимп. Кроме богов существовал культ героев - полубожеств, родившихся от брака богов и смертных. Гермес, Тезей, Ясон, Орфей являются героями многих древнегреческих поэм и мифов.

Второй особенностью древнегреческой религии является антропоморфизм - человекоподобие богов.

Что древние греки понимали под божеством? Абсолют. Космос - абсолютное божество, а античные боги - это те идеи, которые воплощаются в космосе, это законы природы, которые им управляют. Поэтому все достоинства и все недостатки природы и человеческой жизни отражаются в богах. Древнегреческие боги имеют облик человека, похожи на него не только внешне, но в поведении: они имеют жен и мужей, вступают во взаимоотношения, подобные человеческим, имеют детей,? влюбляются, ревнуют, мстят, т. е. обладают теми же достоинствами и недостатками, что и смертные Можно сказать, что боги - это абсолютизированные люди. Эта черта очень повлияла на весь характер древнегреческой цивилизации, определила главную ее черту - гуманизм.

Архитектура

Архитектура Древней Греции тесно связана с философией, ибо в ее основе и в основе древнегреческого искусства лежали представления о силе и красоте человека, находившегося в тесном единстве и гармоническом равновесии с окружающей природной и социальной средой, а поскольку в античной Греции получила большое развитие общественная жизнь, то архитектура и искусство носили ярко выраженный социальный характер.

Именно это непревзойденное совершенство и органичность сделали памятники древнегреческой архитектуры образцами для последующих эпох. Главные структурные элементы двух ордеров один и те же. Основанием для них служит обработанная по всему периметру ступенями площадка - стилобат. На ней, по всему внешнему контуру храма, устанавливались колонны, состоящие из трех частей; базы, ствола и капители. Дорический стиль наиболее простой, лаконичней по своей форме. Главные отличительные особенности этого ордера - строгость и простота. Ионический стиль сложнее и насчитывает больше деталей. Главные черты ионического стиля - легкость пропорций, большая дифференцированность форм, изящество и относительная декоративность. Самым простым и самым ранним типом храма был дистиль , или «храм в антах». Состоит он из святилища - целлы, прямоугольного в плане, передний фасад которого представляет собой лоджию с центральным проемом. По сторонам лоджия ограничена боковыми стенами, которые и называются антами. Между антами по переднему фронтону ставились две колонны (поэтому храм назывался «дистилем», т. е. «двуколонный»). Третий тип - амфипростиль. Это как бы двойной простиль - портики с четырьмя колоннами находятся и на переднем, и на заднем фасадах здания. Четвертым типом храмов является периптер . Это наиболее часто встречающийся тип храмов. Он окружен колоннами со всех сторон, по периметру. Афинский акрополь («верхний город») - природная скала удлиненной формы с плоской вершиной. Ее размеры - около 300 м по длине и 130 м по ширине. В основу ансамбля заложены два последовательно проводимых принципа, которым следовала древнегреческая архитектура: гармоническое равновесие масс и восприятие архитектуры в процессе постепенной, «динамической» ее развертки. Помимо храмов греческие зодчие возводили много других архитектурных сооружений общественного характера: стадионы, палестры (зал для гимнастических упражнений), жилые дома, театры (одеоны). Театры в Греция располагались на склонах холмов .

Скульптура

В этом виде искусства греки достигли наибольших успехов. Скульптура отличается совершенством форм и идеалистичностью. В качестве материалов использовали мрамор, бронзу, дерево или применяли смешанную (элефантинную) технику: изготавливали фигуру из дерева, а покрывали тонкими золотыми пластинами, лицо и руки выполняли на слоновой кости.

Виды скульптуры разнообразны: рельеф (плоская скульптура), мелкая пластика, круглая скульптура.

Образцы ранней круглой скульптуры еще далеки от совершенства, они грубоваты, статичны. В основном это куросы - мужские фигуры и коры - женские фигуры. Пифагор Регийский (480-450 гг. до н. э.): «Мальчик, вынимающий занозу», «Возничий» Мирон (середина V в. до н. э.): «Дискобол», Поликлет(середина V в. до н. э.), «Дорифор» («Копьеносец»), Фидий (середина V в. до н.э.), скульптура Парфенона, скульптура богини Афины - «Афина Дева»

Литература

Огромным успехом в Древней Греции пользовалась поэзия. Первоначально развивалась ее эпическая форма. В ней наиболее заметна фигура Гомера, автора двух знаменитых поэм «Илиада» и «Одиссея», которые стали каноном поведения и источником знаний, кладезем мудрости. Воспевая подвиг как образ жизни, Гомер заложил основы всей греко-римской поэзии. Эпос, как форма поэтического творчества, на многие века стал носителем высших этических принципов. Позже появлялся дидактическая и лирическая формы. Дидактическая поэзия преследует обучающие и воспитательные цели. Произведения Гесиода «Труды» и «Дни» учат правилам поведения. Уникальным явлением античной поэзии была поэтесса Сапфо, автор любовных стихотворений. Эзоп , основоположник жанра басни в Греции, жил около VI в. до н. э. Его короткие анекдоты, построенные на образах животных, были понятны всем и побуждали к размышлениям о морали.

Театр

Основное представление о мире у греков сводилось к тому, что мир - это театральная сцена, а люди - актеры, которые появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят. Приходят с неба уходят туда же, там растворяются. Земля - лишь сцена, где они исполняют свою предназначенную роль. Поэтому древнегреческий театр органичен: в нем проявляется возвышенный, высокий и торжественный космологизм.

Древнегреческий театр, возникший из религиозного культа бога природы Диониса, развивался очень быстро. Сюжеты для трагедий и комедий стали брать не только из жизни Диониса. История сохранила пьесы трех великих трагиков древности; Эсхила, Софокла, Еврипида, и комедии Аристофана. В трагедиях рассказывалось о героических событиях, происходивших в незапамятные времена. В их основе лежали древние предания, мифы.

Герои комедий - не легендарные личности, а жители современных Аристофану Афин: торговцы» ремесленники, рабы. В комедиях нет такого почтения к богам, как в трагедиях. Их иногда даже высмеивали.

Перевоплощение осуществлялось просто: актеры меняли маски в которых выступали. Маски делались из глины. Каждому определенному характеру и настроению соответствовала «своя» маска. Так, силу и здоровье представлял смуглый цвет лика маски, болезненность - желтый, хитрость - красный, а гнев - багровый. Гладкий лоб выражал веселое настроение, а крутой - мрачное. Выразительность масок была необходима для наглядности, кроме того, маска выполняла и роль рупора, усиливавшего голос актера. Театральные представления начинались утром, а заканчивались с заходом солнца.Театральные зрелища были особенно любимы эллинами. Социальные, этические, политические проблемы, вопросы воспитания, глубокая обрисовка героических характеров, тема гражданского сознания составляют жизнеутверждающую основу древнегреческого театра.

Эпоха эллинизма

Эпоха эллинизма была последним, завершающим этапом развития культуры Древней Греции . Завоевание Александром Македонским могущественной персидской державы положило начало эпохи эллинизма, охватившей период 3-1 вв. до н. э. Этот этап представлял собой сложное переплетение и взаимопроникновение культурных достижений греческой и восточной цивилизации. Поэтому он характеризуется исключительно интенсивным развитием всех художественных форм, связанных как с греческими, так и с “варварскими” ценностями культуры. Классицизм воспринимал эллинизм как самое совершенное выражение греческого духа.

Литература и искусство эпохи эллинизма.

Литература была почти исключительно религиозной, искусство подавляло человека грандиозностью дворцов, храмов и статуй.

Объектом изображения эллинистической литературы становится человек как индивидуальность и его внутренний мир.

Появляется новый вид драматургии-новоаттическая комедия. Были популярны и такие жанры, как роман, идиллия, элегия, эпическая поэма.

Эллинистическое искусство глубоко осветило тему человека. Совершенство и гармоничность форм, спокойное величие произведений классического периода уступили место искусству эмоциональному, динамичному, страстному.

Взаимодействие художественных культур Греции и стран Ближнего Востока выразилось в архитектурной и скульптурной гигантомании. Зодчество теперь во многом связано со стремлением правителей прославить мощь своих монархий. В результате в период эллинизма были построены 176 городов, многие из которых носили имена своих основателей. Их планировка обычно отличалась строгой упорядоченностью. Города строились по гипподамовой системе, известной ещё в Греции 5 в. до н. э.: улицы прокладывались под прямыми углами друг к другу, город делился на квадраты-жилые кварталы, выделялась главная площадь-административный и торговый центр. Архитектура стала воздействовать более эмоционально сильным средствами на большее количество людей. В архитектуре восточных районов стали применяться арки и своды. Появились новые типы сооружений-рыночные площади, торговые ряды, портики, сложные архитектурные ансамбли, придававшие новый облик городам. Самым грандиозным архитектурным сооружением эпохи эллинизма стал знаменитый Пергамский алтарь Зевса , так же причисленный к «семи чудесам света». В тоже время был построен и гигантский Фаросский маяк, также одно из «семи чудес света», расположенный у входа в Александрийскую гавань на острове Фарос. Маяк достигал в высоту приблизительно 135 м. на его вершине была установлена бронзовая статуя бога моря Посейдона высотой около 7 м. сам маяк представлял собой гигантское здание, состоявшее из прямоугольного основания и двухъярусной башни, увенчанной фонарём, где постоянно поддерживался огонь. В эпоху эллинизма для скульпторов не существовало жестких эстетических норм, они стремились передать чисто человеческие чувства в лице и фигуре.