Танатологические представления древних греков о душе. Как в древние времена люди представляли себе землю

МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ Проект ученицы 6 класса «Л» Цюпка Ольги. Руководитель проекта: Шагунова Ирина Алексеевна.

АКТУАЛЬНОСТЬ Актуальность проекта заключается в приобщении к ценностям мировой культуры через изучение мифологии Древней Греции. Мне бы хотелось, чтобы мой проект привлек внимание к устному народному творчеству, дал представление о религиозных представления древних греков.

ЦЕЛИ Познакомить учеников с религией Древней Греции, дать представление о мифе, его природе. Вызвать интерес у учащихся, стимулировать обучающихся к самостоятельному прочтению не представленных в проекте мифов. Формировать умение самостоятельно находить нужную информацию в разных источниках, анализировать ее и делать выводы.

ЗАДАЧИ познакомиться с религией Древней Греции; расширить представление о происхождении богов; подготовить и продемонстрировать презентацию по выбранной теме; пробудить интерес к изучению дополнительных источников по литературе, мифологии.

РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Господствующей формой религии в Древней Греции был культ боговпокровителей. Этот культ носил официальный характер и был обязателен для всех граждан. Нарушителям грозило суровое наказание. Обвинительное заключение Сократа, приговоренного к смерти, гласило: "Не чтил богов, которых чтит город, а вводил новые божества".

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ МИФЫ Мифы Древней Греции о богахпокровителях складывались задолго до появления писаной истории. Это предания о древнейшем быте греков, причем достоверные сведения переплетаются в сказаниях о героях с вымыслом. Древнегреческая – одна из наиболее известных мифологий, сохранившихся до наших времен. Она стала основой для возникновения античной, которая считается колыбелью европейской литературы.

ПАНТЕОН БОГОВ Пантеон - группа богов, принадлежащих к одной религии или мифологии. Главой олимпийской семьи богов был Зевс верховное божество, отец богов и людей. Зевс - сын Кроноса и Реи, он принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение - титанов. Три брата - Зевс, Посейдон и Аид разделили власть между собой. Зевсу досталось господство на небе, Посейдону - море, Аиду - царство мертвых. Зевс правит на горе Олимп и именуется Олимпийским.

КАКИЕ ОНИ, БОГИ? v v v Боги в сознании древних греков не создавали мир актом своей воли, они были его управителями; Боги Древней Греции не обещали человеку бессмертия, религия была ориентирована на земную жизнь; Согласно религии Древней Греции, боги были способны на хорошие и на плохие поступки; Религия Древней Греции не создала единого комплекса убеждений с обязательным соблюдением; Греческие жрецы не играли никакой роли духовного наставника.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ В Архаическую эпоху Древней Греции еще не существовало храмов. Тогда культовые обряды происходили под открытым небом в священных местах, критерием выбора которых обычно была природная красота. Участники церемоний пили, ели, пели и танцевали.

ЖРЕЦЫ И ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ Жречество не являлось в Древней Греции кастой и служение богу было общественным делом. Обязанности жрецов включали повседневное обслуживание культа бога: принесение жертв, украшение статуй и т. п. Некоторые жрецы занимались врачеванием и гаданием. Должности жрецов рассматривались как почетные, не давали никакой власти.

ХРАМЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В дальнейшем у каждого бога появился собственный храм и жрецы, которые следили за соблюдением всех установленных правил отправления религиозных обрядов, посвященных этому богу.

БЕССМЕРТНЫЕ ЖИТЕЛИ ОЛИМПА В представлении древних греков боги были очень похожи на людей, и отношения между ними напоминали отношения между людьми. Они были одновременно благородные и мстительные, добрые и жестокие. Греческие боги ссорились и мирились, вмешивались в жизнь людей, принимавших участие в войнах. Каждый из богов занимался своим делом, заведовал определенным «хозяйством» в мире.

НАСЛЕДИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ МИФОВ Сказочная, наполненная божественными мифологическими существами религия греков и греческая мифология создали множество легенд и сказаний, в которых подробно рассказывается о жизни богов, героев и простых смертных людей. Эти сказания дошли до наших дней, войдя в сокровищницу мировой истории.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Данилова Г. И. Мировая художественная культура. М. , 2011 В. М. Федосеенко Боги и люди древнего мира: краткий словарь. – М. , 1995 Михайловский Ф. А. История Древнего мира. Книга для учителя. М. , 2000. http: //zarlitra. in. ua/7 -13. html - миф и литература http: //rushist. com/index. php/mifologiya/2339 -religiya-drevnejgretsii - русская историческая литература, религия Древней Греции http: //www. portalostranah. ru/view. php? id=358 – особенности религии в Древней Греции

ЛИТОВСКИЙ ЭДУКОЛОГИЧЕСКИЙ УИИВЕРСИТЕТ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА РУССКОЙ ФИЛОЛОГИИ И ДИДАКТИКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Выполнил: Вилмантас Пацявичюс Русская филология и межкультурная коммуникация IV курс, 2 группа Вильнюс, 2012 Можно утверждать, что миф - один из самых ранних и существеннейших элементов античной культуры. Миф - «универсальное обобщение человеческой жизни, животворящая энергия культуры, можно сказать - неотъемлемое свойство всей культуры»1. Миф - единое целое, в нем есть как «реальное, так и вымышленное, как рациональное, так и эмоциональное, как природное, так и культурное»2. В мифе «Пять веков» дается описание пяти веков (поколений людей) из которых каждый последующий был, хуже предыдущего. Охарактеризовать все пять веков я решил в виде таблицы. Характеристика пяти веков Золотой Серебряный Медный Полубогов- Железный героев Жизнь: Жизнь: Жизнь: Жизнь: Жизнь: Долгая; короткая Страшная «счастливая, печальная трудная «безболезненная несчастливая ужасная беспечальная», («изнурительный и счастливая»; полна горя и без печали печали; забот; как неразумная; «вечный пир»; безрадостная. Смерть: Смерть: Смерть: Смерть: как «спокойный, В «подземном «черная смерть» спокойная; на тихий сон» сумрачном «островах царстве» блаженных» труд») далеко от людей Ценности: Ценности: Ценности: Ценности: Ценности: счастье; несчастье; горе «гордость и храбрость; зло; неуважение к гармония; война обильная мужественность родителям; покой стонами» героизм неверность («друг не верен другу»); 1 Горохов В.Ф. Античная культура: у истоков европейской цивилизации. http://www.sociology.mephi.ru/docs/kulturologia/html/gorohov.html [Дата обращения: 29.11.2013] 2 Там же. «нелюбовь»; отсутствие правды и добра справедливости и совести; насилие; «гордость да сила»; Люди: Люди: Люди: Люди: Люди: здоровые; неразумные; «страшные и храбрые; неверные; гордые; радостные; несчастливые могучие»; сильные неуважительны по счастливые «огромного отношению к роста и своим родителям; несокрушимой негостеприимны; силы»; жестокие злобные и агрессивные («уничтожали друг друга»); В этом мифе достаточно ярко показан регресс рода людского, когда люди становились все хуже. Как подтверждение моим словам, приведу слова одного из виднейших археологов России Вадима Михайловича Массона, который писал, что этом мифе была представлена «своего рода эволюция с обратным знаком, когда люди постепенно морально разлагались, развращались и становились все хуже и хуже»3. Очень точно отмечено «обратная эволюция». Смена веков - это яркий пример регресса людей. От лучшего все идет к худшему как бы по нарастанию (градация). Другой миф, который нас интересует - «Девкалион и Пирра» Разгневанный на людей Медного века Зевс решил уничтожить все живое и наслал на землю потоп. Девкалион по совету Прометея построил ковчег в виде большого ящика, на котором он и Пирра спаслись во время девятидневного потопа, уничтожившего человечество. На десятый день вода стала спадать, и ковчег пристал к горе Парнас. Сойдя благополучно на землю и принеся жертвы 3 Массон В.М. Первые цивилизации. - Л. - 1989. - 20 с. Зевсу, Девкалион получил от него совет, как возродить человеческий род. Закутав головы и распустив пояса, Девкалион и Пирра должны были бросать через голову камни. Они исполнили наказ. Из камней, брошенных Девкалионом, появлялись мужчины, из камней Пирры - женщины. Можно сказать, что создателями (прародителями) человечества являются именно - Девкалион и его жена Пирра. Во многих мифах (и в этих двух конечно) самой главной властью является - Бог (чаще всего - Зевс). От него зависит не только судьба отдельных людей, но и всего человечества, что можно доказать на примере мифа «Девкалион и Пирра». Ведь почему произошел потоп, а именно потому, что Зевс разгневался на царя Ликаона, за то, что он принес самому Зевсугромовержцу в жертву заложника. И вообще я считаю, что причиной самого потопа была разрушение миропорядка установленного богами. Богов надо уважать, чтить, они правят миром (…«нечестивые, не повиновались они богам-олимпийцам») и это неуважение развращение людей и послужило толчком для потопа. Мне вот кажется, что эти два мифа (Пять веков и Девкалион и Пирра) связаны между собой. Ведь люди «медного» любили войну были гордыми, иначе говоря, это было «испорченное», «грязное» поколение людей которое надо было очистить. Я считаю, что потоп нужен был быть сам по себе как вид очищения людей. Тут можно подчеркнуть такие свойства воды как «смывание греха, растворение старой жизни и рождение новой»4. Этот миф вполне можно отнести к антропогоническим мифам, в которых говорится «о происхождении (в том числе сотворении) человека»5 но с другой стороны этот миф тоже я думаю можно отнести и к эсхатологическим мифам, - в которых говорится «о конце мира, временном или окончательном»6. Подведу итог. Можно сформулировать два тезиса: 1. Создателем (прародителем) человечества был - Бог (в мифе «Пять веков» именно он создал «род людской»). 2. Человечество произошло от камней, брошенных Девкалионом (мужчины) и Пиррой (женщины). 4 Тресиддер Дж. Словарь символов. - М., 1999. - 44 с. 5 Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. - Т. 1. - 87 с. 6 Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. М., - 2000. - 28 с. Список литературы 1. Горохов В.Ф. Античная культура: у истоков европейской цивилизации // http://www.sociology.mephi.ru/docs/kulturologia/html/gorohov.html [Дата обращения: 29.11.2013]. 2. Массон, В. М. Первые цивилизации. - Л.: Наука, 1989. 3. Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. М.: РГГУ, 2000. 4. Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах) / Гл. ред. С. А. Токарев. - М.: Советская энциклопедия, 1980. - Т. 1. 5. Тресиддер Д. Словарь символов. М., ФАИР-ПРЕСС. 1999.

Флора и фауна не отличались особым разнообразием. Зато горные районы были богаты на природные ресурсы. Во многих местах были обнаружены залежи железной руды, драгоценных металлов и мрамора. Встречались отложения высококачественной глины и строительного камня.

Древние периоды развития Греции

Крито-микенский период пришелся на конец III – начало II тысячелетия до н. э., и считается наиболее ранним зарождением европейской цивилизации. Именно в этот период на территории Греции возникли государственные образования.

Первое государство образуется на острове Крит, где была развита хозяйственная деятельность, ремесла, налаживалась торговля. Мастера создавали тонкие шедевры керамики с изображенными на них животными и растениями, изделия из бронзы. Города строились на побережье вокруг дворцов, остатки которых поражают богатством внутреннего убранства. Критское царство обладало мощнейшим флотом, имело развитые торговые связи.

На смену критскому государству пришло микенское. Микены были воинственными племенами, вторгшимися на территорию Крита. Они развивали торговые связи, занимались сельским хозяйством. Возникшую ранее на острове письменность микены приспособили для своего языка, о чем свидетельствуют найденные таблички с древними письменами.

Около 1100 года до н. э. крито-микенская цивилизация совершенно исчезла. Пришел полнейший экономический упадок, была утеряна письменность, многие ремесла были забыты. Численность населения существенно сократилась. Этот период учеными назван «Темным веком» в греческой истории.

Период Архаики обозначился значительным приростом населения, развитием ремесел и увеличением благосостояния народа. В поисках пригодных для сельского хозяйства земель греки растекались по всему Средиземноморью и побережью Черного моря, налаживая торговые связи. Возникало множество городов-государств, где процветали различные ремесла – изготавливались гончарные, металлические и железные изделия, тонко обрабатывались камни. Появляются греческие храмы, украшенные статуями в стиле реализма.

Классический период обозначился стремительным развитием искусства, литературы, философских наук и политики. Это время расцвета греческой цивилизации, ее культуры и государственности. Период обозначился плотным сотрудничеством разрозненных городов-государств и Афин, чей флот сыграл решающую роль в войне с персами.

Мифология

Мифологические представления древних греков складывалась веками, формировались мифы и легенды о бессмертных богах, живущих на горе Олимп. Именно по мифологическим данным можно воссоздать полную картину представлений греков о мире.

Землю населяли грозные великаны и чудовища, титаны и циклопы. Природные явления нашли отражение в греческих божествах. Так возник бог Зевс – могущественный громовержец, отец всех богов и людей.

Боги в видении греков были наделены человеческими чертами внешне, а также характерами и пороками людей. Их отношения были очень схожи с простыми человеческими. Они ссорились, предавали друг друга, влюблялись, расставались. Каждый из богов отвечал за какой-то промысел или род деятельности, покровительствовал какому-либо виду искусства или же олицетворял природное явление. Люди строили храмы для своих богов и приносили им дары. Каждый греческий город имел своего покровителя, оберегающий его жителей от войн и несчастий.


Мифы и сказания о легендарных героях нашли отражение во многих древних литературных источниках, описывая их бессмертные подвиги. Множество мифологических сюжетов были использованы скульпторами для создания своих шедевров.

Наука

В древности греки объясняли все природные явления и процессы волей богов, но со временем стали применять научный подход. В Греции изучали математику, риторику, биологию, философию, медицину и многие другие науки.

Греки сумели систематизировать знания народов Месопотамии и Египта, объединив их в общую математическую науку. Большой вклад в развитие точных наук внесли Архимед, Евклид и Пифагор. Серьезно относились и к философии, пытаясь объяснить происхождение мира и роль человека в нем. Особое внимание уделялось проблемам конкретного человека, его профессиональной деятельности и жизни в условиях государства. Великими философами тех времен были Аристотель, Сократ, Платон и Гераклид Понтийский.

Были организованы школы, где юные греки могли обучаться чтению, письму, математике, а также танцам и атлетике, что позволяло всесторонне развиваться.


Научным центром Греции стала Александрия. В Александрийскую библиотеку и музей съезжались ученые со всего Средиземноморья. Здесь творили свои шедевры выдающиеся художники и поэты, скульпторы и драматурги.

Образование

В эпоху Древней Греции существовали как частные, так и государственные учебные заведения. Образование мог получить любой свободный человек, независимо от его положения в обществе. Принципы обучения базировались на личностном и командном соревновании. Ученикам прививали как точные науки, так и музыкальные, развивали физически и духовно, давали азы морального кодекса гражданина. Обучение проходило поэтапно, начиная с низшей школы и заканчивая гимназиями.


Мальчики обучались письму и чтению, а также игре на лире или кифаре. Обязательной была подготовка к воинской службе. На таких занятиях ученики обучались метанию диска, бегу и прыжкам, тренировались выносливость и упорство. В Спарте мальчиков забирали из семьи и воспитывали с большим уклоном на физическое образование. Они приучали учеников с самых малых лет уметь переносить лишения, голод и боль.

Девочки в первую очередь обучались ремеслу – ткачеству, гончарству, прядению. Они учились писать и читать, а также танцам, гимнастике и пению.

Искусства Древней Греции

Из всех видов искусств наиболее быстрый подъем был заметен в литературном жанре. Из большого количества древних шедевров греческой литературы до нашего времени дошло очень немного, но они обусловили развитие литературы всей западной цивилизации. Античная литература включает в себя произведения философов, поэтов и писателей.

Древние авторы позаимствовали алфавит у финикийцев. Долгое время они писали справа налево, и только в VI веке до н. э. письменность приобрела привычный вид. Тематика ранних литературных произведений неразрывно связана с древнегреческими мифами. Наиболее распространенным жанром был эпос. Шедеврами литературы считаются эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Они являлись источником знаний для многих поколений, воспевая подвиги и легендарные жизни героев.

Позже в Греции зародилась лирическая форма поэзии, а также басни, обучающие моральному поведению и благодетели. Самостоятельным жанром стала драматургия, которая получила широкое распространение.

Древнегреческий театр возник из ритуального действа в честь бога Диониса. Так сформировались первые два жанра – комедия и трагедия. Сюжеты были тесно связаны с мифологией, носили нравственный характер, поднимали важные проблемы, близкие каждому человеку. Комедии обычно высмеивали человеческие слабости и являлись сатирическим изображением известных философов и политиков того времени.

Театры строили под открытым небом. Они имели круглую или овальную форму и достигали достаточно крупных размеров. Представления могли продолжаться в течение нескольких дней, где каждый драматург представлял на суд зрителей свои произведения по мотивам классической драмы. Наиболее известными авторами-драматургами в Древней Греции были Эсхил и Софокл. Они создали множество трагедий, но не многие из этих творений сохранились до настоящего времени.

Театральные представления обязательно сопровождала музыка. Музыкальное искусство было широко распространено среди греков и воспевалось в легендах и мифах. Мелодичным звукам музыкантов-богов приписывали невероятную мощь, влияние на людей, животных и силы природы. Само слово «музыка» вышло из греческого языка.

Музыкальное образование было обязательным для свободных граждан Греции. Практически все общественные мероприятия проходили под музыку. Греки устраивали состязания певцов и музыкантов. Спартанцы приспосабливали музыку к своим военным нуждам.

Пение под музыку было неотъемлемой частью ритуальных действ в честь богов. Песни имели свое назначение, разделялись по жанрам. Но нотной записи греки не знали, поэтому древние мелодии не сохранились. Однако песенный фольклор передавался между композиторами и исполнителями. Так возникли свадебные песни, хвалебные, бытовые. Из музыкальных инструментов распространены были лира, флейта и кифара. Музыканты не получали профессионального образования, поэтому искусство было построено на импровизации.

Развитие получила и греческая живопись. Образцы стенной живописи не дошли до настоящего времени, а известны лишь из литературных источников. В них указано, что мастера умели передавать светотени и создавать изображение предметов в объеме.

В большом количестве дошли образцы изображений на керамике. По ним можно судить о художественном уровне античной эпохи. Для ранней живописи характерны простые орнаменты и геометрические мотивы. Изображались сцены из мифов и легендарные подвиги из древних эпосов.

Уже позже художники освоили мастерство изображать человеческое тело и мелкие детали одежды. Возникают художественные школы, мастера которых работают в разных жанрах – портрет, натюрморт, пейзаж и другие.

Античная скульптура стала одним из наиболее чтимых видов искусства в Греции. Авторы старались воспеть красоту человеческого тела, его гармоничность и совершенство. Статуи богов украшали храмы, устанавливались на площадях.


Античная архитектура

В истории развития архитектуры Древней Греции насчитывается несколько периодов. Древний период, наступивший после войны с персами, характеризуется развитием и активным строительством городов-государств. Постепенно архитектурные формы из массивных и грубых становились более легкими и красивыми. Начинает формироваться собственный стиль, освобожденный от влияния других культур. Характерными особенностями было наличие площади в центре города и храмового сооружения.

Период классики являлся для греков периодом расцвета и выделялся разнообразием и смешением культур. Используются более дорогие материалы и роскошные формы. Стиль приобретает более гармоничные черты. Поздний период характеризовался пышностью и роскошью архитектурных форм, особенно при строительстве храмов. Сооружения возводились с особо эффектными архитектурными элементами.

Первоочередной задачей для греческих архитекторов было возведение храмов. Сооружения поражали своим изяществом и красотой, но были выполнены в стиле обычных жилищ греков. Человекоподобные боги обитали в каменных храмах, обычно прямоугольной формы со ступенчатым крыльцом и колоннами. Фронтоны украшались скульптурами. Крыша была двускатной. Помещение было светлым и просторным, внешнее убранство стремилось к гармонии. Греческие храмы не были внушающими страх перед богами, а, наоборот, приветливыми, схожими на жилье смертных.

Были созданы три типа колонн – ордеры, что определяло их форму, пропорции и способ отделки. Выделяют дорийский, ионический и коринфский ордеры, которые получили широкое применение в строительстве античных сооружений.


Наряду с храмами строились и театры, стадионы и жилые дома. Формы греческих построек всегда отличала простота и благородство элементов. Греками тщательно изучались природные условия и пейзаж, подбирался тот стиль архитектуры, который наиболее удачно вписывался в окружающие ландшафты.

Здания и скульптуры, поэмы и мысли великих философов - все это составляющие «греческого чуда», как его сегодня называют ученые.

Если вам интересна культура кратко с ней ознакомиться вы сможете в данной статье. Итак, что же восхищает даже самого неискушенного в искусстве человека вот уже четыре тысячи лет? Давайте разберемся подробнее.

Общие сведения

Античный период, который характеризуется взлетом и расцветом Эллады (так древние греки называли свою страну), для большинства искусствоведов является наиболее интересным. И не зря! Ведь в это время произошло зарождение и становление принципов и форм практически всех жанров современного творчества.

Всего ученые делят историю развития этой страны на пять периодов. Давайте заглянем в типологию и поговорим о становлении некоторых видов искусств.

Эгейская эпоха

Данный период наиболее ярко представлен двумя памятниками - Микенским и Кносским дворцами. Последний более известен сегодня как Лабиринт из мифа о Тезее и Минотавре. После археологических раскопок ученые подтвердили правдивость этой легенды. Сохранился только первый этаж, но в нем насчитывается более трехсот комнат!

Кроме дворцов крито-микенский период известен масками ахейских вождей и критскими скульптурами малой формы. Статуэтки, найденные в тайниках дворца, поражают своей филигранностью. Женщины со змеями выглядят очень реалистично и изящно.

Таким образом, культура Древней Греции, краткое содержание которой представлено в статье, зародилась из симбиоза древней островной цивилизации Крита и пришедших ахейских и дорийских племен, которые осели на Балканском полуострове.

Период Гомера

Данная эпоха значительно отличается в материальном плане от предыдущей. С XI по IX века до нашей эры произошло много важных событий.

Прежде всего, погибла предыдущая цивилизация. Ученые предполагают, что вследствие извержения вулкана. Далее от государственности произошел возврат к общинному устройству. Фактически происходило формирование социума заново.

Важным моментом является то, что на фоне материального упадка духовная культура полностью сохранилась и продолжала развиваться. Мы это можем видеть на примере произведений Гомера, которые отражают именно эту переломную эпоху.

Относится к концу минойского периода, а сам писатель жил в начале архаичной эпохи. То есть «Илиада» и «Одиссея» - единственные свидетельства об этом периоде, потому что кроме них и археологических находок о нем ничего не известно сегодня.

Архаичная культура

В это время идет бурный рост и становление государств-полисов. Начинает чеканиться монета, происходит формирование алфавита и становление письма.

В архаичную эпоху появляются Олимпийские игры, формируется культ здорового и атлетически сложенного тела.

Классический период

Все, чем увлекает нас сегодня культура Древней Греции (краткое содержание есть в статье), творилось именно в эту эпоху.

Философия и наука, живопись и скульптура, и поэзия - все эти жанры переживают взлет и неповторимое развитие. Апогеем творческого самовыражения стал Афинский архитектурный ансамбль, который до сих пор поражает зрителей своей гармонией и изяществом форм.

Эллинизм

Последний период развития греческой культуры является интересным именно благодаря своей неоднозначности.

С одной стороны, происходит объединение греческих и восточных традиций вследствие завоеваний Александра Македонского. С другой - Рим захватывает Грецию, но последняя покоряет его своей культурой.

Архитектура

Парфенон, наверное, один из самых известных памятников древнего мира. А дорические или ионийские элементы, например, колонны, присущи некоторым более поздним архитектурным стилям.

В основном развитие этого вида искусства мы можем проследить по храмам. Ведь именно в этот вид построек вкладывалось больше всего сил, средств и умений. Даже дворцы ценились меньше, чем места для жертвоприношений богам.

Прелесть древнегреческих храмов заключается в том, что это не были грозные капища таинственных и жестоких небожителей. По внутреннему устройству они напоминали обычные дома, только оборудовались изящнее и обставлялись богаче. А как по-другому, если сами боги изображались похожими на людей, с такими же проблемами, ссорами и радостями?

В дальнейшем три ордера колонн легли в основу большинства стилей европейской архитектуры. Именно с их помощью культура Древней Греции кратко, но очень емко и долговечно вошла в быт современного человека.

Вазопись

Произведения этого вида искусства наиболее многочисленны и исследованы на сегодняшний день. В школе дети изучают информацию о том, что собой представляла культура Древней Греции (кратко). 5 класс, например, - период знакомства только с мифами и легендами.

А первые памятники этой цивилизации, которые ученики видят, - это чернолаковая керамика - очень красивая и экземпляры которой служили сувенирами, украшениями и предметами коллекционирования во все последующие эпохи.

Роспись сосудов прошла несколько этапов развития. Вначале это были простые геометрические орнаменты, известные еще со времен минойской культуры. Далее к ним добавляются спирали, меандры и прочие детали.

В процессе становления вазопись обретает черты живописи. На сосудах появляются сюжеты из мифологии и повседневной жизни древних греков, человеческие фигуры, изображения животных и бытовых сцен.

Примечательно то, что художникам удавалось не только передать движение на своих картинах, но и придать персональные черты персонажам. Благодаря своим атрибутам без труда узнаются отдельные боги и герои.

Мифология

Народы древнего мира воспринимали окружающую действительность немного иначе, чем мы привыкли ее понимать. Божества были основной силой, которая отвечала за происходящее в жизни человека.

В школе часто просят сделать на тему «Культура Древней Греции» краткое сообщение, кратко, интересно и детально описать наследие этой потрясающей цивилизации. В этом случае рассказ лучше начать именно с мифологии.

Древнегреческий пантеон включал очень много богов, полубогов и героев, но основными были двенадцать олимпийцев. Имена части из них уже были известны во время крито-микенской цивилизации. Они упоминаются на глиняных табличках с линейным письмом. Примечательно то, что на данном этапе у них были женские и мужские аналоги одного и того же персонажа. Например, был Зевс-он и Зевс-она.

Сегодня мы знаем о богах Древней Греции благодаря памятникам изобразительного искусства и литературы, которые остались в веках. Скульптуры, фрески, статуэтки, пьесы и рассказы - во всем этом нашло отображение мировоззрение эллинов.

Подобные взгляды пережили свое время. Художественная культура Древней Греции, кратко говоря, оказала первостепенное влияние на становление многих европейских школ различных видов искусств. Художники эпохи Возрождения воскресили и развили идеи стиля, гармонии и формы, известные еще в классической Греции.

Литература

Много веков отделяют наше общество от социума античной Эллады, к тому же на самом деле до нас дошли всего лишь крохи от того, что было написано. «Илиада» и «Одиссея», наверное, - самые популярные произведения, благодаря которым известна культура Древней Греции. Краткое содержание (про Одиссея и его приключения) можно прочитать в любой хрестоматии, и подвиги этого мудрого человека впечатляют общество до сих пор.

Без его советов не было бы победы ахейцев в Троянской войне. В принципе, обе поэмы формируют образ правителя в идеальном свете. Критики его воспринимают как собирательный персонаж, вместивший в себя многие положительные черты.

Творчество Гомера относится к восьмому веку до нашей эры. Более поздние авторы, такие как Эврипид, внесли в свои произведения совершенно новую струю. Если до них основным было взаимоотношение героев и богов, а также проделки небожителей и их вмешательство в жизнь простых людей, то теперь все меняется. Трагедии нового поколения отражают внутренний мир человека.

Культура кратко говоря, в классический период пытается проникнуть глубже и ответить на большинство вечных вопросов. В этом «исследовании» участвовали такие направления, как литература, философия, изобразительное искусство. Ораторы и поэты, мыслители и художники - все пытались осознать многогранность мира и передать полученную мудрость потомкам.

Искусство

Классификация искусства базируется на элементах вазописи. Греческому (ахейско-минойскому) периоду предшествует крито-микенский, когда развитая цивилизация существовала на островах, а не на Балканском полуострове.

Собственно культура Древней Греции, краткое описание которой мы приводим в статье, формируется в конце второго тысячелетия до нашей эры. Наиболее древними памятниками были храмы (например, храм Аполлона на острове Фера) и росписи сосудов. Для последних характерен орнамент в виде простейших геометрических фигур. Основными данной эпохи были линейка и циркуль.

В архаический период, начавшийся около седьмого века до нашей эры, искусство становится более развитым и смелым. Появляется коринфская чернолаковая керамика, из Египта заимствуются позы людей, изображенных на сосудах и барельефах. Появляется так называемая архаическая улыбка у скульптур, которые становятся все более естественными.

В классическую эпоху происходит «облегчение» архитектуры. Дорический стиль сменяется ионическим и коринфским. Вместо известняка начинают применять мрамор, а постройки и скульптуры становятся более воздушными. Завершается этот цивилизационный феномен эллинизмом, временем расцвета империи Александра Македонского.

Сегодня во многих заведениях изучается культура Древней Греции - кратко для детей, более полно для подростков и глубоко для исследователей. Но даже при всем желании мы полностью не охватываем материал, оставленный нам представителями этого солнечного народа.

Философия

Даже происхождение этого термина - греческое. Эллинов отличала сильнейшая любовь к мудрости. Не зря во всем древнем мире именно они считались самым высокообразованным народом.

Мы сегодня не помним никого из ученых Месопотамии или Египта, знаем единицы римских исследователей, но имена греческих мыслителей у всех на слуху. Демокрит и Протагор, и Пифагор, Сократ и Платон, Эпикур и Гераклит - все они внесли огромный вклад во всемирную культуру, обогатили результатами своих опытов цивилизацию настолько, что мы до сих пор пользуемся их достижениями.

Пифагорейцы, например, абсолютизировали роль чисел в нашем мире. Они считали, что с их помощью можно не только описать все, но и даже предсказать будущее. Софисты в основном уделяли внимание внутреннему миру человека. Добро определялось ими как то, что приятно, а зло - как вещь или событие, причиняющее страдания.

Демокрит и Эпикур развивали учение атомизма, то есть то, что мир состоит из мизерных элементарных частиц, существование которых доказали только после изобретения микроскопа.

Сократ перевел внимание мыслителей от космологии к изучению человека, а Платон идеализировал мир идей, считая его единственно реальным.

Таким образом, мы видим, что особенности культуры Древней Греции, кратко говоря, отразились через призму философского мировоззрения на современной жизни человека.

Театр

Те, кто побывал в Греции, надолго запомнили потрясающее чувство, которое испытывает человек, находясь в амфитеатре. Его магическая акустика, которая даже сегодня кажется чудом, покоряет сердца уже не одну тысячу лет. Это сооружение, в котором не один десяток рядов, сцена расположена под открытым небом, а зритель, сидящий на самом дальнем месте, способен услышать то, как на сцене падает монетка. Разве не чудо инженерной мысли?

Таким образом, мы видим, что культура Древней Греции, кратко описанная выше, сформировала основы современного искусства, философии, науки и социальных институтов. Если бы не древние эллины, неизвестно, каким бы был современный образ жизни.

У многих народов есть мифы, пытающиеся объяснить изменения природы в зависимости от сезонов года.
В Древней Греции это был миф о Персефоне.
Персефо́на - богиня плодородия и царства мёртвых. Аид похитил её и унёс в своё царство.
Деметра, мать Персефоны, богиня плодородия и земледелия, искала дочь по всему миру, предаваясь безутешной скорби, и в это время земля была бесплодна, ничто не всходило на засеянных полях. Узнав о похищении, Деметра обратилась за помощью к Зевсу с требованием вернуть Персефону. Аид отпустил Персефону, но перед освобождением дал ей семь зерен граната. Эти гранаты возникли из капель крови старшего Диониса. Персефона, всё это время отказывавшаяся от пищи, проглотила зёрна - и тем самым оказалась обречена на возвращение в царство Аида.

В период скитаний Деметры на земле прекратили всходить урожаи. Люди умирали от голода и не приносили жертв богам. Зевс начал посылать за Деметрой богов и богинь, чтобы уговорить вернуться на Олимп. Но она, сидя в черном одеянии в элевсинском храме, не замечала их.

Чтобы успокоить Деметру, Зевс решил, что Персефона будет проводить две трети года на Олимпе, треть - в царстве Аида. То есть, весну и лето Персефона проводила на Олимпе, среди других богов, рядом с матерью, а на осень и зиму возвращалась в Царство мертвых к мужу.

В некоторых легендах сказано, что Персефона во время нахождения на Олимпе каждое утро поднималась на небо и становилась созвездием Дева, чтобы мать Деметра её могла видеть отовсюду.

Когда Персефона покидала мать, на земле наступало увядание, зелень чахла, деревья сбрасывали листву. Когда же Деметра вновь возвращалась к матери, появлялись первые всходы и природа расцветала.

В египетской мифологии существовал миф о богине Хатор-Тефнут. Однажды богиня влаги Тефнут поссорилась со своим отцом, владыкой всего сущего Ра, и, приняв облик львицы, покинула Египет, уйдя на юг в нубийскую пустыню. Тогда на Египет обрушилось страшное бедствие – засуха и начало песчаных бурь. Люди стали умирать от жажды и голода. Тогда Ра велел богу Шу найти Тефнут и вернуть ее обратно в Египет. Когда они вернулись, великая река Нил сразу разлилась и напитала водой луга и пашни, а на землю хлынул живительный дождь.

Этот миф символизирует смену времен года.

Ответить

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

Нужно соединить картинку с описание и назвать что это) Заранее спасибо Вот описания A) Сначала это была крепость, дворец королей

Франции. В восемнадцатом веке, дворец стал крупнейшим музеем во Франции.

B) Это одна из самых красивых церквей в Париже, крупнейший после Нотр-Дам. Он также является центром религиозной музыки.

C) Это известный памятник, который стал символом Парижа. Он был построен для Всемирной выставки 1889 года, проект инженера Эйфеля.

D) Это самый знаменитый французский собор, истинная симфония из камня, он расположен на острове Сите.

E) Это самый большой проспект в Париже, или больших кинотеатров, ресторанов, банков и роскошных магазинов.

F) Это один из лучших и крупнейших площадей в мире. Она была построена в восемнадцатом веке. Он славится своей обелиск.

G) Это памятник, что платье в центре площади Шарля де Голля. Вокруг площади находятся двенадцать широких проспектов, которые делают звезды.

H) Это знаменитый французский культурный или есть богатая коллекция современного искусства (картины, скульптуры, рисунки).Центр расположен на плато Бобур в самом сердце Парижа.

I) Этот памятник был построен в период между 1984 и 1988 годами по просьбе президента Франции Франсуа Миттерана. Этот шедевр американского архитектора китайского Ming Pei находится во дворе музея Лувр Наполеон.