Возродившаяся александрийская библиотека, египет. История александрийской библиотеки

В 48 г. до н. э.), и вспомогательное, в храме Сераписа (Серапеум), там хранились общедоступные фонды и учебная литература.

Основной фонд библиотеки прекратил существование в ходе боевых действий 273 года - император Аврелиан полностью уничтожил Брухейон. С XVIII века распространилась версия, что часть библиотеки, хранившаяся в Серапеуме, была уничтожена во время столкновений 391 года между христианами и язычниками, но она не подтверждается однозначно античными источниками. По легенде, уничтожение библиотечных фондов завершилось в ходе арабского завоевания в первой половине VII века .

Практически все сведения о содержимом и устройстве Александрийской библиотеки содержатся в разрозненных античных источниках, которые сильно противоречат друг другу. Не известен ни один текст, вышедший непосредственно из библиотеки; археологи с большим трудом идентифицируют её местоположение.

Античные источники. Терминология

Александрийская библиотека скудно представлена в источниках, которые в большинстве своём восходят к римской эпохе, когда изменились принципы функционирования и комплектования библиотеки . Древнейшим источником, содержащим сведения о библиотеке, является Письмо Аристея , датируемое ныне II или I веком до н. э. Отрывочные сведения содержатся в «Географии» Страбона , трудах Сенеки , Плутарха и Светония . Некоторые сведения анекдотического характера представлены в трудах медика II века Галена , а также у Афинея , и ряда других авторов. Ряд важных сведений представлен в схолиях византийского учёного XII века Иоанна Цецеса , но источники его информации неизвестны .

В античных источниках Александрийская библиотека именовалась по-разному. Достаточно часто она именуется просто «Великой библиотекой» (др.-греч. ἡ μεγάλη βιβλιοθήκη ), «царской библиотекой», «библиотекой Мусейона », и т. д.

Основание библиотеки

Александрийская библиотека была основана, вероятно, по инициативе царя Птолемея I Сотера , что следует из «Моралий » Плутарха (Non posse suaviter vivi, 13, 3). Образцом для создания Александрийской библиотеки как государственного научного и образовательного учреждения, были, по-видимому, собрания при школах Платона и Аристотеля . Когда Платон перенёс школу из рощи Академа в собственный дом, он основал при нём Мусейон - храм муз; Теофраст построил для перипатетической школы специальные аудитории и здание библиотеки .

В основании Александрийской библиотеки приняли участие перипатетики Деметрий Фалерский и, возможно, Стратон из Лампсака, однако Деметрий не мог появиться в Александрии ранее 297 года до н. э. К его появлению, основа библиотеки уже сложилась, во всяком случае, Епифаний Кипрский сообщал, что однажды Птолемей Филадельф спросил Деметрия, как много книг собрано в библиотеке. Тот ответил, что собрано 54 800 свитков , но многое ещё предстоит достать и скопировать .

Александрийская библиотека представляла собой более академию, чем обычное собрание книг: здесь жили и работали учёные, занимавшиеся как исследованиями, так и преподаванием. При библиотеке состоял штат копиистов, переписывавших книги; был составлен каталог книг . Существенной особенностью Александрийской библиотеки было то, что её фонды преимущественно пополнялись на месте: Александрия была главным центром производства папируса в античности, а политика Птолемеев была направлена на создание кадров подготовленных специалистов - писцов и грамматиков-текстологов. Впервые об этом написал Авл Геллий , он же приводил максимальную оценку размеров библиотечного фонда - 700 000 свитков («Аттические ночи», VII, 17, 1-3) .

Библиотека и Музей создавались одновременно и должны были дополнять друг друга. Музей был культовым учреждением, но поклонение Музам носило практический характер, в форме разнообразных научных и литературных занятий, осуществляемых штатными учёными и литераторами. Ближайшим аналогом этой деятельности была постановка трагедий в Афинах классической эпохи как акт культовой обрядности бога Диониса . По сообщению Афинея , первоначальную основу библиотечного фонда составила библиотека Аристотеля, купленная Птолемеем (I, 3 b); однако этот фрагмент можно истолковать и как то, что основу фонда составили труды самого Аристотеля. Гален сообщал характерный анекдот, согласно которому все суда, посещавшие гавань Александрии, должны были отдавать свои книги и взамен получать копии. Птолемей III Эвергет взял в долг у Афин государственный экземпляр произведений афинских трагиков и вернул только копии, утратив огромный залог в 18 талантов .

Первым хранителем библиотеки был Зенодот Эфесский (до 234 г. до н. э.), после него Эратосфен Киренский (с 236 по 195 г. до н. э.), Аристофан Византийский (по 185-180 г. до н. э.), Аристарх Самофракийский (по 146 г. до н. э.). В библиотеке работали и другие выдающиеся учёные эпохи эллинизма , в том числе Евклид , Герон Александрийский , Архимед . Сведения об этом приводятся в византийской энциклопедии Суды . В оксиринхском папирусе 1241 приводится другой список александрийских библиотекарей, но, по словам В. Боруховича , он не может служить основанием для решения вопроса о преемственности в управлении библиотекой. Аполлоний Родосский назван здесь учителем первого царя (вместо третьего), а преемником Аполлония назван Эратосфен , за которым следуют Аристофан Византийский и Аристарх .

Фонды библиотеки

Александрийская библиотека в представлении художника XIX века О. фон Корвена

В 1819 году Ф. Осанн, изучая рукопись комедий Плавта XV века, обнаружил латинский схолий , содержащий сведения об Александрийской библиотеке, но опубликован он был намного позже. Содержание его таково:

(Царь) учредил две библиотеки, одну за пределами царского дворца, другую во дворце. Во внешней библиотеке насчитывалось 42 800 свитков, а в той, что находилась во дворце, - хранилось 40 000 «смешанных свитков» (Voluminum commixtorum ), «простых же и разделённых» (Simplicium autem et digestorum ) 90 000, как сообщает Каллимах, придворный царский библиотекарь, который также написал титулы для каждого свитка .

Анонимный автор схолия ссылался при этом на византийского учёного Иоанна Цецеса . Примечательно, что греческий текст Цецеса об Александрийской библиотеке - части схолий к Аристофану - сохранился в одной из рукописей из собрания Амброзианской библиотеки в Милане . Там приведён иной порядок чисел:

Названный царь Птолемей Филадельф… когда собрал отовсюду на деньги царской казны книги в Александрию, по совету Деметрия Фалерского и других старцев, отвел им место в двух библиотеках. Во внешней библиотеке число книг равнялось 42 800. Другая библиотека, располагавшаяся внутри дворца, имела «смешанных» книг (греч. συμμίκτων ) - 400 000, «простых» же и «несмешанных» - 90 000, как описал их по «Таблицам» Каллимах, являвшийся придворным царя, позже после приведения их в порядок .

Характерно, что современные исследователи склонны доверять заниженным оценкам числа хранившихся в библиотеке сочинений . Споры вызывает также понятие «простых», «смешанных» и «несмешанных» книг, хранившихся в библиотеке. По мнению В. Боруховича , «простыми» книгами в традиции александрийских учёных назывались свитки среднего размера, включавшие одно литературное произведение, тогда как «смешанные» книги представляли собой совокупность свитков, связанных или заключенных в одну коробку, как бы «перемешанными» между собой - так, что требовалось искать среди них требуемую часть памятника .

Текстологическая работа хранителей библиотеки была неотделима от каталогизации её содержимого. Многие книги были намеренно приписаны их авторами другим лицам (так называемые «псевдэпиграфы ») или вообще не имели автора. Часто авторы носили одинаковые имена, а в процессе переписки рукописей тексты искажались, возникали пропуски и добавления. Поэтому перед александрийскими грамматиками, занимавшимися обработкой накопленных книжных фондов, вставала задача максимального приближения к авторскому оригиналу редактируемых ими копий . Интересы библиотекарей включали не только греческие произведения, но и восточные. Именно при Мусейоне был осуществлён перевод Септуагинты , а египетский жрец Манефон написал по-гречески «Историю Египта». Также он, предположительно, был основателем филиала библиотеки при Серапеуме .

Далее около двух столетий Александрийская библиотека существовала в относительно спокойной обстановке. У Светония в биографии Клавдия (42, 2) содержится фрагмент, в котором тот повелел пристроить к Мусейону новое здание для переписывания и публичного чтения собственных сочинений императора. Из этого некоторые авторы делают вывод, что упадок библиотеки уже начался . В то же время, у Светония сообщается, что после того, как римская императорская библиотека пострадала от пожара, Домициан отправил в Александрию специалистов для копирования и сверки утраченных текстов («Жизнь двенадцати цезарей », «Домициан», 20). Из этого Р. Бэгналл делал вывод, что в римскую эпоху библиотека утратила свой религиозный статус и была переориентирована на нужды системы образования .

Во II веке Александрию посетил император Адриан , назначивший в Мусейон нескольких новых членов. Есть основания полагать, что эту политику продолжили его преемники Антонин Пий и Марк Аврелий . Однако, с началом кризиса Римской империи , в 216 году император Каракалла отдал Александрию на разграбление своим солдатам, что также могло повредить сохранности книг. При нём же понизился статус хранителей Музея и библиотеки, они потеряли ряд привилегий, восходящих ещё к эпохе Александра Македонского .

Главная библиотека вероятнее всего погибла в 273 году, когда император Аврелиан разрушил и сжёг Брухейон при взятии Александрии, подавляя мятеж царицы Зенобии ; часть библиотеки, хранившаяся при храме Сераписа, была утрачена, вероятно, позднее. Время окончательной гибели библиотеки точно не установлено .

В 391 году в Александрии произошли волнения и конфликт между язычниками и христианами. Существуют различные версии возникновения и течения конфликта. В конце концов патриарх Феофил Александрийский получил от императора Феодосия I разрешение на уничтожение языческих храмов, что повлекло разрушение Серапеума . Церковный историк Сократ Схоластик описывал это так :

Опираясь на такое полномочие, Феофил употребил всё, чтобы покрыть бесславием языческие таинства: он срыл капище митрийское , разрушил храм Сераписа… Видя это, александрийские язычники, а особенно люди, называвшиеся философами, не перенесли такого оскорбления и к прежним кровавым своим делам присовокупили ещё большие; воспламенённые одним чувством, все они, по сделанному условию, устремились на христиан и начали совершать убийства всякого рода. Тем же со своей стороны платили христиане…

Вероятно, во время этих событий погибли книги, находившиеся в храме . О событиях писал также языческий автор Евнапий Сардийский . Оба - Сократ и Евнапий - сообщали о разрушении языческих храмов, однако упоминаний об уничтожении именно книг нет. Более того, неизвестно, сколько книг к тому моменту находилось в Серапеуме, и находились ли они там вообще. У Орозия (VI, 15, 32) сообщается, что шкафы от книг можно было видеть в разных храмах Александрии . Известно, что Мусейон и библиотека в какой-то форме существовали и позднее событий 391 года; в частности, одним из последних известных интеллектуалов, работавших там, был математик и философ Теон Александрийский , скончавшийся около 405 года (сведения об этом приводятся в энциклопедии Суды) .

В труде Chronicon Syriacum сирийского епископа XIII века Григория Бар-Эбрей сообщается, что уцелевшие остатки рукописей погибли в VII-VIII веках при господстве арабов-мусульман, однако достоверных сведений об этом нет. Широко известно следующее предание: халиф Умар ибн аль-Хаттаб в 641 году дал повеление полководцу Амру ибн аль-Асу сжечь Александрийскую библиотеку, сказав при этом: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране , то они бесполезны. Если же в них говорится что-нибудь другое, то они вредны. Поэтому и в том и в другом случае их надо сжечь» . Российский историк-арабист О. Г. Большаков комментировал это так :

Специалисты хорошо знают, что это всего лишь благочестивая легенда, приписывающая Умару «добродетельный» поступок - уничтожение книг, противоречащих Корану, но в популярной литературе эта легенда иногда преподносится как исторический факт. Однако ни Иоанн Никиусский , немало сообщающий о погромах и грабежах во время арабского завоевания, ни какой-либо другой христианский историк, враждебный исламу, не упоминает пожара библиотеки.

Таким образом, сложно приписать утрату библиотеки конкретному событию или же обвинить в ней исключительно язычников, христиан или мусульман. Споры об этом - многовековая традиция. В частности, Плутарх винил Цезаря, Эдуард Гиббон - христиан, Григорий Бар-Эбрей - мусульман, а авторы современной Британской Энциклопедии возложили основную вину на Аврелиана . C точки зрения Р. Бэгнолла, упадок и гибель Александрийской библиотеки было длительным процессом, естественным в своей основе. С упадком классической филологии и отсутствии интереса у властей, не оказывалось средств для восстановления обветшавших свитков, которые требовали постоянного обновления. В античности папирусные книги-свитки старше 200 лет считались большой редкостью .

Историография. Археологические свидетельства

Несмотря на крайне малое количество достоверной информации об Александрийской библиотеке, она с течением веков стала архетипическим символом хранилища знания и культуры, а также символом скоротечности бытия . Этот образ возник в эпоху Ренессанса и в почти неизменном виде стал передаваться последующим поколениям . Новое измерение тема Александрийской библиотеки приобрела в монументальном труде «История упадка и разрушения Римской империи » (1776-1789) Эдуарда Гиббона , в котором он обвинил в уничтожении библиотеки христиан, а не мусульман.

Отсчёт современной научной историографии Александрийской библиотеки ведётся с 1823 года, когда в Лейдене вышла небольшая монография Герхарда Деделя Historia critica bibliothecae Alexandrinae . В 1838 году аналогичную книгу опубликовал Ф. Ричль , и с тех пор публикации на тему Александрийской библиотеки стали более или менее регулярными. Существенным вкладом в исследование библиотеки стала монография американского исследователя Э. Парсонса, вышедшая в 1952 году . В 1986 году было опубликовано исследование Л. Канфора «Исчезнувшая библиотека» , ставшее бестселлером, но его критиковали за смешение фактов с литературным вымыслом и «туманность» выводов . Однако, поскольку в книге приведены почти все древние источники и описаны современные исследования, книга переводилась на многие языки и регулярно переиздаётся. В 1990 году вышло большое исследование Мустафы аль-Аббади, считающееся наиболее фундаментальным из до сих пор публиковавшихся .

С точки зрения археологии, Александрийская библиотека локализуется плохо. Из описания Страбона следует, что у библиотеки вообще не было отдельного здания (по крайней мере, оно не упоминается). Руководитель раскопок царского квартала древней Александрии Жан-Ив Эмперёр вообще скептически относился к возможности открытия остатков здания Библиотеки . Одним из следов материального существования Библиотеки считается каменный ящик, обнаруженный в 1847 году. Предполагается, что он служил для хранения книг, ныне он находится в коллекции венского Музея истории искусств . По результатам раскопок александрийского Серапеума , принято считать, что для хранения книг служила анфилада из 19 комнат размером 3 × 4 м, расположенная во дворе за южным портиком .

В массовой культуре

С 1980-х годов судьба Александрийской библиотеки заинтересовала авторов исторической и приключенческой прозы. В свет вышли романы Стива Берри , Клайва Касслера , математика и историка науки Дени Гежа , астронома и писателя Жана-Пьера Люмине .

Александрийская библиотека играет определённую роль в сюжете, по крайней мере, двух фильмов на античную тему. В исторической драме «Клеопатра » (1963) египетская царица называет Цезаря «варваром» за погибшую в ходе боевых действий библиотеку - в фильме показан её пожар. В 2009 году вышел фильм «Агора », посвящённый судьбе Гипатии , которая по сюжету работала в Александрийской библиотеке. Этот фильм вызвал множество критических откликов в отношении корректности передачи исторической реальности, включая разбор профессионального историка - Фэйт Джастис .

Современная Александрийская библиотека

Примечания

  1. , с. 152.
  2. Mostafa El-Abbadi. The life and fate of the ancient Library of Alexandria. - 1990. - P. 78.
  3. Angelika Zdiarsky. Bibliothekarische Überlegungen zur Bibliothek von Alexandria. - 2011. - S. 162, 166.
  4. Rudolf Blum. Kallimachos. The Alexandrian Library and the Origins of Bibliography. - University of Wisconsin Press, 1991. - P. 104-105.
  5. Uwe Jochum. Kleine Bibliotheksgeschichte. - 2007. - S. 34.
  6. Elgood P. G. Les Ptolémées d’Egypte. - P. , 1943. - P. 7.
  7. , с. 153-154.
  8. , с. 153.
  9. Александрийская библиотека // Большая российская энциклопедия / С. Л. Кравец. - М: Большая Российская энциклопедия, 2005. - Т. 1. - С. 447. - 768 с. - 65 000 экз. - ISBN 5-85270-329-X .
  10. , с. 154.
  11. , с. 157.
  12. , с. 159.
  13. , с. 161.
  14. Ritschl F. Die alexandrinischen Bibliotheken. - Breslau, 1838. - S. 3.
  15. Keil H. Ioannis Tzetzae scholiorum in Aristophanem Prolegomena // Rheinisches Museum. - 1847. - № VI . - P. 108.

Александрийская библиотека была одной из крупнейших в Античном мире. Основанная преемниками Александра Македонского, она поддерживала статус интеллектуального и образовательного центра еще в V веке. Однако на протяжении ее долгой истории раз за разом находились сильные мира сего, пытавшиеся уничтожить этот светоч культуры. Зададимся вопросом: почему?

Главные библиотекари

Библиотека содержала бесценные документы.

Считается, что Александрийская библиотека была основана Птолемеем I или Птолемеем II. Сам же город, что легко понять по его названию, основал Александр Македонский, и произошло это в 332 году до нашей эры. Александрия Египетская, которой, согласно замыслу великого завоевателя, суждено было стать центром ученых и интеллектуалов, стала, наверное, и первым в мире городом, полностью выстроенным из камня, без применения дерева. Библиотека состояла из 10 больших залов и комнат для работы исследователей. До сих пор спорят об имени ее основателя. Если понимать под этим словом инициатора и создателя, а не правившего в то время царя, подлинным основателем библиотеки, скорее всего, следует признать человека по имени Деметрий Фалерский.

Деметрий Фалерский появился в Афинах в 324 году до нашей эры в качестве народного трибуна и семью годами позже был избран губернатором. Он правил Афинами 10 лет: с 317 по 307 год до нашей эры. Деметрий издал довольно много законов. Среди них – закон, который ограничивал роскошь погребений. В его время в Афинах насчитывалось 90 тысяч граждан, 45 тысяч допущенных иностранцев и 400 тысяч рабов. Что касается личности самого Деметрия Фалерского, то его считали законодателем мод своей страны: он был первым афинянином, высветлившим волосы с помощью перекиси водорода.

Позже его сместили с должности, и он уехал в Фивы. Там Деметрий написал огромное количество трудов, один из которых, имеющий странное название − «О световом пучке в небе», − как полагают уфологи, являлся первым в мире произведением о летающих тарелках. В 297 году до нашей эры Птолемей I уговорил его поселиться в Александрии. Вот тогда Деметрий и основал библиотеку. После смерти Птолемея I его сын Птолемей II выслал Деметрия в египетский город Бусирис. Там создатель библиотеки и умер от укуса ядовитой змеи.

Птолемей II продолжал заниматься библиотекой, интересовался науками, главным образом – зоологией. Он назначил хранителем библиотеки Зенодота Эфесского, который исполнял эти функции до 234 года до нашей эры. Сохранившиеся документы позволяют продлить список главных хранителей библиотеки: Эратосфен Киренский, Аристофан Византийский, Аристарх Самофракийский. После этого сведения становятся туманными.

Библиотекари на протяжении веков расширяли собрание, прибавляя к нему папирусы, пергаменты и даже, если верить преданиям, печатные книги . Библиотека содержала в себе просто бесценные документы. У нее стали появляться враги, преимущественно в Древнем Риме.

Первое разграбление и тайные книги

Томас Коул «Путь Империи. Разрушение» 1836 год

Первое разграбление Александрийской библиотеки учинил в 47 году до нашей эры Юлий Цезарь. К тому времени она считалась хранилищем тайных книг, дающих практически неограниченное могущество. Когда Цезарь прибыл в Александрию, в библиотеке насчитывалось по меньшей мере 700 тысяч рукописей. Но почему некоторые из них начали внушать страх? Конечно, там были книги на греческом языке, представлявшие собой сокровища классической литературы, навсегда нами утраченные. Но среди них не должно было быть опасных. Зато все наследие бежавшего в Грецию вавилонского жреца Бероса вполне могло встревожить. Берос был современником Александра Великого и дожил до эпохи Птолемеев. В Вавилоне он был жрецом Бела. Это был историк, астролог и астроном. Он изобрел полукруглый солнечный циферблат и создал теории сложения солнечных и лунных лучей, предвосхитив современные работы по интерференции света. Но в некоторых своих работах Берос писал о чем-то очень странном. Например, о цивилизации великанов и то ли об инопланетянах, то ли о цивилизации подводной.

В библиотеке Александрии хранилось и полное собрание сочинений Манефона. Египетский жрец и историк, современник Птолемея I и Птолемея II, был посвящен во все тайны Египта. Даже само его имя можно истолковать как «любимец Тота» или «познавший истину Тота». Этот человек поддерживал отношения с последними египетскими жрецами. Он был автором восьми книг и собрал в Александрии 40 тщательно отобранных свитков, в которых содержались сокровенные египетские тайны, в том числе, вероятно, и «Книга Тота». В Александрийской библиотеке хранились и труды финикийского историка Мокуса, которому приписывается создание атомной теории. Там же были и исключительно редкие и ценные индийские манускрипты.

От всех этих манускриптов не осталось и следа. Известно, что до начала разрушения библиотеки: было 532 800 свитков. Известно, что там были отделы, которые можно назвать «Математические науки» и «Естественные науки». Существовал и общий каталог, также уничтоженный. Все эти разрушения приписываются Юлию Цезарю. Он забрал часть книг: некоторые сжег, другие оставил себе. До сих пор нет полной уверенности в том, что именно тогда произошло. И через две тысячи лет после смерти Цезаря у него по-прежнему есть и сторонники, и противники. Сторонники говорят, что он не жег ничего в самой библиотеке; возможно, сгорело некоторое количество книг в портовом складе в Александрии, но подожгли их никак не римляне. Противники Цезаря, напротив, утверждают, что огромное количество книг уничтожили намеренно. Число их точно не определено и колеблется от 40 до 70 тысяч. Существует и промежуточное мнение: огонь на библиотеку перекинулся из квартала, где шли бои, и сгорела она случайно.

В любом случае библиотека была уничтожена не полностью. Ни противники, ни сторонники Цезаря об этом не говорят, их современники – тоже; рассказы о событии, наиболее близкие к нему по времени, все-таки отстоят от него на два века. Сам Цезарь в своих записках этой темы не касается. По-видимому, он «изъял» отдельные книги, показавшиеся ему наиболее интересными.

Случайности или «люди в черном»?

Император Диоклетиан, уничтоживший алхимические рукописи

Наиболее серьезное из последующих разорений библиотеки было, скорее всего, учинено Зенобией Септимией, царицей Пальмиры, и императором Аврелианом в ходе их войны за господство над Египтом. И снова до полного уничтожения дело, к счастью, не дошло, но ценные книги пропали. Хорошо известна причина, по которой ополчился на библиотеку император Диоклетиан. Он хотел уничтожить книги, которые содержали секреты изготовления золота и серебра, то есть все труды по алхимии. Если египтяне способны произвести сколько угодно золота и серебра, то, рассуждал император, они способны вооружить огромную армию и победить империю. Внук раба Диоклетиан был провозглашен императором в 284 году. Похоже, он был прирожденным тираном, и последний указ, подписанный им перед отречением от власти 1 мая 305 года, приказывал уничтожить христианство. В Египте против Диоклетиана вспыхнул крупный мятеж, и в июле 295 года император начал осаду Александрии. Он взял Александрию, однако, если верить преданию, конь императора, входя в завоеванный город, оступился. Диоклетиан истолковал это происшествие как знак богов, повелевающих ему пощадить город.

После взятия Александрии начались неистовые поиски алхимических рукописей, и все найденные были уничтожены. Возможно, в них содержались главные ключи к алхимии, которых ныне недостает для постижения этой науки. Мы не располагаем списком уничтоженных рукописей, но легенда некоторые из них приписывает Пифагору, Соломону и даже самому Гермесу Трисмегисту. Хотя к этому, разумеется, надлежит относиться с известной долей скепсиса.

Библиотека продолжала существовать. Несмотря на то что она раз за разом подвергалась разорению, библиотека продолжала работать до тех пор, пока арабы не уничтожили ее окончательно. И арабы знали, что делали. Они уже уничтожили и в самой исламской империи, и в Персии множество тайных трудов по магии, алхимии и астрологии. Завоеватели действовали согласно своему девизу: «Не нужны другие книги, кроме Корана». В 646 году Александрийская библиотека была предана ими огню. Известно следующее предание: халиф Умар ибн аль-Хаттаб в 641 году повелел полководцу Амру ибн аль-Асу сжечь Александрийскую библиотеку, сказав: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны».

Французский писатель Жак Бержье говорил о том, что в том огне погибли книги, возможно, восходящие к працивилизации, существовавшей до нынешней, человеческой. Погибли алхимические трактаты, изучение которых позволило бы действительно добиться превращения элементов. Были уничтожены труды по магии и доказательства встречи с инопланетянами, о которой говорил Берос. Он считал, что вся эта череда погромов могла быть не случайной. Ее могла осуществить организация, которую Бержье условно называет «людьми в черном». Организация эта существует столетия и тысячелетия и стремится к уничтожению знаний определенного рода. Немногие оставшиеся манускрипты, возможно, целы и поныне, но тщательно оберегаются тайными обществами от мира.

Конечно, очень даже может быть, что Бержье просто позволил себе пофантазировать, но не исключено, что за всем этим стоят некие реальные, но с трудом поддающиеся разумной трактовке факты.

Существует суждение, что в древние времена люди были необразованны и невежественны — отсутствовала тяга к знаниям, основными занятиями были непрестанные войны, пиры с обильной едой и питьем. Практически у всех было безразличное отношение к здоровью. В результате продолжительность жизни была очень низка. Фактом, опровергающим такое мнение, является Александрийская библиотека. Ее называют мудростью древних эпох и кладезем всех достижений на протяжении существования цивилизации.

Датой основания библиотеки принято считать начало III века до н. э. В величайшем хранилище знаний древнего античного мира собрались тысячи различных свитков и рукописей, написанных на нескольких языках: египетском, греческом и еврейском. Среди этих сокровищ было много творений выдающихся людей того времени: Еврипида, Эсхила, Софокла и многих других.

Интересен тот факт, что библиотека не была схоронена от глаз людских, будучи доступной только ее коронованным хозяевам. Всякий желающий и жаждущий знаний мог всегда войти в ее просторные прохладные залы и читать бесценные пергаментные свитки, подносимые служащими библиотеки. Посетителем здесь мог быть любой человек, независимо от его материального достатка или вероисповедания. Александрийская библиотека была бесплатна, и ее содержание оплачивалось из царской казны. Это важный факт, доказывающий то, что и в древние времена люди ставили знания на самую высокую ступень.

Люди, имеющие образование, в тех эпохах были почитаемыми, к ним все относились с особым уважением, их советов и рекомендаций спрашивали и затем придерживались. Великие философы того времени и по сей день известны всему миру, наши современники до сих пор цитируют их, удивляясь великой мудрости. Возможно, что большинства этих выдающихся людей могло и не быть, если бы не Александрийская библиотека, в которой они могли тогда черпать необходимые знания.

Кому же обязаны люди, получив бесценный шедевр? Для будущего Александрийской библиотеки косвенно послужил великий завоеватель Александр Македонский, когда в 332 году до н. э. основал город Александрию, назначив его столицей. И, хотя не он строил и задумывал библиотеку, однако, справедливости ради стоит отметить, что не будь города Александрии, не существовало бы и библиотеки.

После смерти завоевателя части его империи достались его соратникам. Египетские земли отошли одному из них – Птолемею Лагу, который стал родоначальником династии Птолемеев, пришедшей на смену эпохам фараонов и продолжающейся триста лет. Царица Клеопатра была последней представительницей этой династии. Именно первым Птолемеям обязана своим существованием Александрийская библиотека.

Царь Птолемей Лаг трепетно относился к образованию и постарался обеспечить его своим детям, пригласив известных философов того времени в качестве учителей. При школе, организованной ими, была небольшая библиотека, содержащая немного рукописей. Философы Стратон Физик и Деметрий Фалерский, в свое время учившиеся у великих мужей Аристотеля и Платона, имели хорошее представление о работе и структуре подобного заведения. От них Платон Лаг и получил идею создания огромной библиотеки в Александрии.

Царь хотел построить целый музей, в котором бы был ботанический сад, кабинеты анатомии и даже астрономическая башня. Библиотека была задумана в дополнение к этому музею. Но мечты Птолемея Лага так и остались мечтами, вскоре он умер, не успев претворить в жизнь этот великолепный проект.

Строительство Александрийской библиотеки и музея, в соответствии с пожеланиями отца, продолжил его сын, Птолемей Филадельф, унаследовавший трон. Историкам не удалось выяснить, где было первоначальное местонахождение библиотеки и точное время открытия, когда первые посетители, жаждущие знаний, вошли в ее двери. Известно лишь, что строительство было полностью окончено во второй половине III века до н. э.

Пополнение Александрийской библиотеки проводилось своеобразным методом: со всех кораблей, побывавших в порту Александрии, забирали все свитки и рукописи, какие только были. Если эти свитки не были важными и полезными, их возвращали назад на корабль. Также царствующий дом скупал свитки и у населения, в философских школах и маленьких библиотеках. Существует даже легенда, что правитель Птолемей III внес огромный залог (15 талантов) Афинам за рукописи Еврипида, Софокла и Эсхила, взяв эти трагедии, чтобы скопировать для библиотеки. Свитки впоследствии так и не вернулись в Афины.

Музей и библиотека в совокупности представляли собой первый университет, благодаря которому совершили свои великие открытия многие выдающиеся люди. Аристарх высказал идею вращения Земли вокруг Солнца, Евклид подарил миру геометрию, Герофил доказал, что разум человека находится не в сердце, как тогда считалось, а в голове. Эратосфен назвал точную цифру окружности нашей планеты.

Первым хранителем этого уникального университета был Зенодот Эфесский. Древнегреческий философ приобрел высочайшее уважение царя Птолемея Филадельфа, поэтому и был назначен на такой ответственный пост. Он решал все организационные вопросы, которых у только что открывшейся библиотеки было великое множество.

Хранитель библиотеки лично проверял все рукописи, попадающие в библиотеку, и был арбитром их ценности и правдивости. Кроме того, Зенодот классифицировал все свитки, чтобы читателям было проще найти интересующий их материал. Философ также тщательно следил, чтобы рукописи хранились должным образом: в помещениях не допускалась влага, свитки всегда проверялись, нет ли в них насекомых, и при необходимости реставрировались.

В течение трехсот лет царская династия Птолемеев безвозмездно содержала и развивала Александрийскую библиотеку на свои средства. При одном из царей – Птолемее III Эвергете у библиотеки появился даже свой филиал в храме Сераписа. Хранителем в это время был известный ученый Эратосфен Киренский. Он сделал перевод книги «Ветхий Завет» на греческий язык. Его переводом пользуются и в наше время. При этом хранителе в библиотеку поступил «Астрономический каталог», в котором были помещены координаты более одной тысячи звезд.

Александрия стала источником знаний и мудрости, поэтому сюда съезжались образованные люди со всех концов света, чтобы совершенствоваться в различных научных сферах. В те времена во многих странах был запрет на анатомию человеческого тела, и ученые медики не имели возможности расширять свои знания. Но в Египте на эти вещи был совсем другой взгляд. Многие врачи древности смогли подарить миру свои открытия в медицине благодаря удивительному первому университету Александрии.

В 48 году до н. э. великое и уникальное учебное заведение пострадало из-за борьбы царицы Клеопатры за престол, который она пыталась забрать у Птолемея XIII. Тогда в эту войну вмешался Юлий Цезарь и предал огню военный флот Птолемея. Пожар перекинулся на Александрийскую библиотеку. Повсюду был хаос, люди пытались спасти свое имущество, и некому было помочь небольшому числу хранителей выносить из огня бесценные рукописи. Навсегда были утеряны для человечества свитки о зарождении и существовании древнейшей цивилизации, великие медицинские трактаты и справочники по географии, геометрии и астрономии. Все погибло в безжалостном огне. Александрийская библиотека с ее трехвековыми знаниями сгорела полностью.

В дальнейшем царица Клеопатра, получив всю власть в свои руки, пыталась восстановить библиотеку, отстроив ее заново. Но все великие уникальные знания, хранившиеся под сводами старой библиотеки-университета уже было не вернуть. Те немногочисленные рукописи, которые пытались доставить в библиотеку сама царица и ее очередной возлюбленный, Марк Антоний, не смогли покрыть даже малой толики потери.

После смерти Клеопатры закончились дни правления династии Птолемеев. Расцвет Александрии прекратился, и она превратилась в одну из римских провинций. Библиотекой стало некому больше заниматься. В состоянии запущения и забвения Александрийская библиотека прожила еще триста лет. Во время еще одной войны между Римской империей и Пальмирского царства город Александрия снова был предан огню. Вместе с ним сгорела Александрийская библиотека, навсегда окончив свое существование.

Чудо возрождения Александрийской библиотеки произошло уже в наш век, в 2002 году. Великая историческая мировая ценность взметнулась в небо своей оригинальной современной архитектурой, словно птица феникс, восстав из пепла. Стекло, гранит и бетон стали основой нового здания. Десятки стран под руководством ЮНЕСКО помогали отстраивать новую библиотеку в Александрии.

Главный зал библиотеки большую часть времени залит солнечными лучами, так как находится под крышей из стекла. Огромная площадь библиотеки включает в себя не только множество хранилищ и залов для чтения, но и музеи с бесценными экспонатами. Около восьми миллионов книг хранятся под ее сводами. Теперь сюда за знаниями приезжают и приходят будущие великие ученые – современные студенты многих университетов и институтов. Александрийская библиотека снова гостеприимно принимает своих посетителей.

1. Тайны Александрийской библиотеки
Город Александрия был основан в 332 году до н.э. Александром Македонским, рассказывали, будто Александр, основывая Александрию, начертал на поданном ему плане пять первых букв алфавита: АБГДЕ. Это значило: «Александрос Василеве Генос Диос Эктисе» — «Александр-царь, порождение Зевса, основал...» Это было предзнаменование, что городу суждено прославиться словесными науками.

Фреска античной Александрии как центра мудрости

Александр Македонский (Великий) (356-323 до н.э.)
Александрия была самым большим городом греческого мира. Она была выстроена по-научному, улицы пересекались под прямыми углами, главная была шириной в 30 метров; обнесенная колоннадой, она тянулась на целый час ходьбы, от Ворот Солнца до Ворот Луны. На центральном перекрестке была площадь, а на площади — исполинский мавзолей с телом Александра Великого. Ближе к морю стоял царский дворец, а при нем — дом, посвященный Музам: Мусей. Мусей не был музеем в нашем смысле слова: хранить обломки древних культур греки не любили. Это было место, где шла работа над живой культурой, нечто вроде академии наук пополам с университетом. Мысль о Мусее подал царю Птолемею Деметрий Фалерский; здесь на царские деньги велась та самая разработка всех наук сразу, о которой мечтал в своем Ликее учитель Деметрия Аристотель.


Птолемей I Сотер (367-283 до н.э.), руководил строительством Александрийской библиотеки.


План Александрийской библиотеки
Царь Птолемей сам приглашал в Александрию лучших ученых и поэтов со всех концов мира. «Курятником Муз» называл Мусей один непочтительный философ.Здесь был двор для прогулок, зал для разговоров, комнаты для занятий с учениками, лаборатории, обсерватории, столовая для общих трапез. А главное, была библиотека.
Здесь получил образование и работал Архимед, многие годы трудился замечательный механик Герон, построивший первые автоматические приспособления (зубчатый домкрат, воздуходувная машина и др.) , создатель геометрии Евклид, пионер хирургии Герофил, знаменитый античный географ Страбон.


Vincenzo Camuccini (1771-1844). Птолемей II изучает свиток папируса.Александрийская библиотека.
Нам странно это представить, но Афины обходились без книг или почти без книг. В маленьких городах, где каждый знал каждого, культура усваивалась с голоса: незнающие спрашивали, знающие отвечали. Кто хотел иметь, предположим, сочинения Платона, тот шел в Академию и сам переписывал их у его учеников. Теперь, после Александра, все переменилось. Мир расширился, люди снялись с насиженных мест, спросить «как жить?» было теперь не у кого — только у умных книг. Люди бросились читать, покупать, собирать книги; в ответ на спрос появились мастерские, где книги переписывались уже на продажу. Самой большой книжной мастерской был Египет: здесь рос папирус, а книги писались на папирусных свитках. И самым большим собранием книг была Александрийская библиотека.

Папирус.
Строчки разлиновывали свинцовым колесиком, писали тростниковым пером, чернила делали из черного сока каракатицы или из «чернильных орешков» — наростов на дубовых листьях. Ошибки смывались губкой или попросту слизывались языком. Заглавия и заглавные буквы писались красным — отсюда выражение «с красной строки». Если книга делалась на продажу, то писец писал аккуратными прописными буквами: буква под буквой, как по клеточкам («по-печатному» —сказали бы мы); если для себя — то скорописью, как попало. Писали не разделяя слов, а чтобы легче было читать, иногда расставляли над строкой знаки ударения. Паузы отмечали вертикальной черточкой. Много веков спустя из этой черточки получилась наша запятая.



Переписчик книг в Александрийской библиотеке.

Александрийские ученые очень старались раздобыть для своей библиотеки самые древние, самые надежные рукописи. Царь Птолемей отдал приказ: на всех кораблях, что заходят в александрийский порт, производить книжный обыск; если у кого из путешественников найдется при себе книга — отбирать, делать копию и отдавать хозяину эту копию, а книгу оставлять для библиотеки. Самые надежные рукописи трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида хранились в Афинах, в архиве при театре Диониса. Птолемей попросил под большой залог эти рукописи, чтобы сверить с ними книги своей библиотеки. Афиняне дали, и, конечно, царь пожертвовал залогом, вернул копии, а рукописи оставил в Александрии. Около 700 тысяч свитков было собрано в Александрийской библиотеке. Здесь хранилось все, что было когда-нибудь написано на греческом языке. Сам список этих книг (со справками об авторах и о содержании) занимал 120 свитков; составил его тот самый Каллимах, который сказал: «Большая книга — большое зло». Кроме главного книгохранилища при Мусее, пришлось выстроить второе, при храме Сераписа. Они простояли шесть с лишним веков.


В Александрийской библиотеке.

Александрия была наиболее космополитическим городом эллинистического Востока. Ее население составляли несколько групп: потомки коренных жителей, переселенцы из Канопа, греки и македоняне, евреи, а со II веке до Р. Х. - римляне и италийцы. Религиозная жизнь города в эллинистическую и раннехристианскую эпохи была очень пестрой: здесь процветали местные культы Сараписа и Исиды, многочисленные египетские языческие боги были отождествлены с греческими. Через Александрию восточные культы стали распространяться по Средиземноморью В первые века по Родждестве Христовом в особую группу выделились принявшие Христианство египтяне - копты. Здесь по преданию проповедовал святой апостол Марк. С первых лет Христианства епископ Александрии пользовался особым уважением, со временем восприняв титулы патриарха и папы и сделавшись главой одного из древних Патриархатов - Александрийской Православной Церкви. На рубеже эр население Александрии быстро росло: если в начале I века до Р. Х. оно составляло 300 тысяч, то уже через 100 лет достигало, по некоторым оценкам, 1 миллиона. И не смотря на все разнообразий культур и верований здесь шесть с лишним веков царил относительный мир. Упадок начался в IV—V веках нашей эры по причине возвышения Константинополя - столицы христианской Византии. То, что некогда считалось прекрасным и достойным, теперь перестраивалось или разрушалось - борьба христианства с язычеством приобрела первые признаки насилия. Страшная кровавая драма привела к завершению эпохи процветания Александрии.

2. Гипатия (Ипатия)

На рубеже V века гордостью Александрии стала первая в истории женщина - ученый, философ, математик, астроном Гипатия (370 - 415 г.) Её отцом был Теон - известный математик, астроном и механик того времени. Недалеко от их дома находилась известная Александрийская библиотека. С самого раннего детства девочка увлечённо слушала своего мудрого отца, который учил её старшего брата, впитывая знания, как губка, и очень скоро блестяще решала те задачи, которые её брату были не под силу. Девочка отличалась удивительной сообразительностью и, что было особенно редкостным, обнаруживала незаурядные способности к механике. Она подолгу смотрела, как работают ремесленники. Подражая Теону, мастерила несложные инструменты, нужные для астрономических наблюдений. Благодаря её выдающимся научным трудам, слава о Гипатии распространилась далеко за пределы Александрии. Её называли умнейшей, скромнейшей и лучшей из философов. За книгами древних философов Гипатия провела многие годы. Широта интересов, удивительная работоспособность, острота ума, глубокое понимание Платона и Аристотеля снискали ей уважение профессоров Мусейона. Она была еще очень молода, когда у нее появились первые ученики. Гипатия отличалась необыкновенной красотой, но вместо обычной одежды молодой девушки она стала носить темный плащ философа.

Тем временем миролюбивое христианство в Александрии боролось с язычеством. Был разрушен и разграблен прекраснейший языческий храм - Серапетум, и "заодно", находившаяся неподалеку Александрийская библиотека. Испуганный Теон запер свою дочь в доме, чтобы она не поспешила на бесполезную защиту обители знаний. Гипатия рыдала несколько дней подряд и долго не могла вернуться к обычной жизни. Она очень долго носила траур, а когда сняла его, ушла в науку так, как другие уходят в монастырь, целиком и полностью посвятив себя математике, астрономии, механике, философии. Кроме научных трудов занималась Гипатия, как и раньше, преподаванием. Послушать её лекции стекались всё новые и новые ученики.
После разгрома Серапеума многие ведущие ученые навсегда покинули Александрию. Но Теон с дочерью остались. Ссылаться на пословицу "Родина там, где хорошо" позволительно меняле, а не учёному. Настоящий учёный не покинет родину в годину испытаний.
Школа Теона и Гипатии продолжала работать. Гипатия достигла совершенства в трудном искусстве наблюдения за звёздами. Она не только развивала идеи великого астронома и математика Клавдия Птолемея, многолетние наблюдения позволили ей внести в его труд ряд поправок. Она составила более точные астрономические таблицы. Дочь превзошла отца в астрономии. Слава Гипатии затмила славу Теона.

Гипатия поражала своей разносторонностью. Её широко прославило преподавание философии и математики. Однако с не меньшим блеском читала она о Гомере или. о греческих трагиках. Превосходно знала Гипатия и книги христианских писателей. Один из её любимых учеников, Синезий, епископ Птолемаиды, не решался выпустить в свет свой богословский труд без одобрения Гипатии.
В школе Гипатии занимались выходцы из разных стран. Рядом с христианами сидели язычники. Бывших её учеников можно было встретить и на епископской кафедре и при дворе в Константинополе. Слушать Гипатию было одно наслаждение. Посещать дом Гипатии вошло в моду. Вокруг неё собирался весь цвет учёной Александрии, Сам префект Александрии Орест (хрнистианин) нередко бывал её гостем.

Новому епископу Александрии, Кириллу, слава мудрейшей не давала покоя. Язычница! Женщина! Гений! Будучи сам человеком не очень умным (хоть и плодотворно пишущим), он предпочёл силой справиться с той, с кем не смог бы справиться словом. Кирилл натравил религиозных фанатиков на "соперницу". Гипатию затащили в христианский храм и там до смерти побили камнями. Останки сожгли на костре. Её ученики покинули город или были убиты. Александрия, как научный и культурный центр перестала существовать. Кирилл же всю оставшуюся жизнь посвятил "изъятию из оборота" научных трудов талантливой женщины. Он в этом преуспел. Практически ни одного сочинения Гипатии не дошло до наших дней. Но её слава, мудрейшей из мудрых, преодолела многовековые барьеры и мы знаем, что она была. Гипатии к моменту гибели, по самым скромным подсчетам, было около пятьдесяти лет.

Слава Гипатии была слишком громкой, и не так-то просто было изобразить эту замечательную женщину исчадием ада. Церковь предпочла иной путь. Гипатию сделали чуть ли не христианской мученицей. В "Житии святого Кирилла Александрийского" все выглядит уже так: "В Александрии проживала одна девица, по имени Гипатия, дочь философа Теона. Она была женщина верующая и добродетельная и, отличаясь христианской мудростью, проводила дни свои в чистоте и непорочности, соблюдая девство. С юности она была научена своим отцом Теоном философии и настолько преуспела в любомудрии, что превосходила всех философов, живших в те времена. Она и замуж не пожелала выйти отчасти из желания беспрепятственно упражняться в любомудрии и изучении книг, но в особенности она хранила свое девство по любви ко Христу". Убили ее "ненавидевшие мир мятежники"
Столкновение защитницы античного мировоззрения, "жизнерадостного и светлого", с надвигающимся "мраком средневековья" - благодатная тема для романистов, особенно если их не слишком отягощает любовь к исторической достоверности. Леконт де Лиль видел в Гипатии символ погибающей эллинской культуры, последнее воплощение "духа Платона и тела Афродиты". На русский язык переведены два романа, посвященные Гипатии, - Фрица Маутнера и Чарльза Кингсли.
Что в итоге? Знание истории полезно тем, что мы видим в этой истории и хороших христиан — таких, как префект Орест, и греческих философов, таких, как Гипатия. Они противопоставили совесть против насилия — но проиграли. Они проиграли тогда, когда насилие было главным языком. Но история повторяется, недаром новой Александрией теперь считается...интернет - место, где уживаются самые противоречивые мнения и возникают бурные, но миролюбивые дискуссии. Сколько это продлится? Шесть с половиной веков?


Использованы материалы Википедии; bubligum9000; научно-популярные сайты в интернете.

Александрийская библиотека была одной из крупнейших в Античном мире. Основанная преемниками Александра Македонского, она поддерживала статус интеллектуального и образовательного центра еще в V веке. Однако на протяжении ее долгой истории раз за разом находились сильные мира сего, пытавшиеся уничтожить этот светоч культуры. Зададимся вопросом: почему?

Главные библиотекари

Считается, что Александрийская библиотека была основана Птолемеем I или Птолемеем II. Сам же город, что легко понять по его названию, основал Александр Македонский, и произошло это в 332 году до нашей эры. Александрия Египетская, которой, согласно замыслу великого завоевателя, суждено было стать центром ученых и интеллектуалов, стала, наверное, и первым в мире городом, полностью выстроенным из камня, без применения дерева. Библиотека состояла из 10 больших залов и комнат для работы исследователей. До сих пор спорят об имени ее основателя. Если понимать под этим словом инициатора и создателя, а не правившего в то время царя, подлинным основателем библиотеки, скорее всего, следует признать человека по имени Деметрий Фалерский.


Деметрий Фалерский появился в Афинах в 324 году до нашей эры в качестве народного трибуна и семью годами позже был избран губернатором. Он правил Афинами 10 лет: с 317 по 307 год до нашей эры. Деметрий издал довольно много законов. Среди них – закон, который ограничивал роскошь погребений. В его время в Афинах насчитывалось 90 тысяч граждан, 45 тысяч допущенных иностранцев и 400 тысяч рабов. Что касается личности самого Деметрия Фалерского, то его считали законодателем мод своей страны: он был первым афинянином, высветлившим волосы с помощью перекиси водорода.
Позже его сместили с должности, и он уехал в Фивы. Там Деметрий написал огромное количество трудов, один из которых, имеющий странное название − «О световом пучке в небе», − как полагают уфологи, являлся первым в мире произведением о летающих тарелках. В 297 году до нашей эры Птолемей I уговорил его поселиться в Александрии. Вот тогда Деметрий и основал библиотеку. После смерти Птолемея I его сын Птолемей II выслал Деметрия в египетский город Бусирис. Там создатель библиотеки и умер от укуса ядовитой змеи.
Птолемей II продолжал заниматься библиотекой, интересовался науками, главным образом – зоологией. Он назначил хранителем библиотеки Зенодота Эфесского, который исполнял эти функции до 234 года до нашей эры. Сохранившиеся документы позволяют продлить список главных хранителей библиотеки: Эратосфен Киренский, Аристофан Византийский, Аристарх Самофракийский. После этого сведения становятся туманными.
Библиотекари на протяжении веков расширяли собрание, прибавляя к нему папирусы, пергаменты и даже, если верить преданиям, печатные книги. Библиотека содержала в себе просто бесценные документы. У нее стали появляться враги, преимущественно в Древнем Риме.

Первое разграбление и тайные книги

Первое разграбление Александрийской библиотеки учинил в 47 году до нашей эры Юлий Цезарь. К тому времени она считалась хранилищем тайных книг, дающих практически неограниченное могущество. Когда Цезарь прибыл в Александрию, в библиотеке насчитывалось по меньшей мере 700 тысяч рукописей. Но почему некоторые из них начали внушать страх? Конечно, там были книги на греческом языке, представлявшие собой сокровища классической литературы, навсегда нами утраченные. Но среди них не должно было быть опасных. Зато все наследие бежавшего в Грецию вавилонского жреца Бероса вполне могло встревожить. Берос был современником Александра Великого и дожил до эпохи Птолемеев. В Вавилоне он был жрецом Бела. Это был историк, астролог и астроном. Он изобрел полукруглый солнечный циферблат и создал теории сложения солнечных и лунных лучей, предвосхитив современные работы по интерференции света. Но в некоторых своих работах Берос писал о чем-то очень странном. Например, о цивилизации великанов и то ли об инопланетянах, то ли о цивилизации подводной.


В библиотеке Александрии хранилось и полное собрание сочинений Манефона. Египетский жрец и историк, современник Птолемея I и Птолемея II, был посвящен во все тайны Египта. Даже само его имя можно истолковать как «любимец Тота» или «познавший истину Тота». Этот человек поддерживал отношения с последними египетскими жрецами. Он был автором восьми книг и собрал в Александрии 40 тщательно отобранных свитков, в которых содержались сокровенные египетские тайны, в том числе, вероятно, и «Книга Тота». В Александрийской библиотеке хранились и труды финикийского историка Мокуса, которому приписывается создание атомной теории. Там же были и исключительно редкие и ценные индийские манускрипты.
От всех этих манускриптов не осталось и следа. Известно, что до начала разрушения библиотеки: было 532 800 свитков. Известно, что там были отделы, которые можно назвать «Математические науки» и «Естественные науки». Существовал и общий каталог, также уничтоженный. Все эти разрушения приписываются Юлию Цезарю. Он забрал часть книг: некоторые сжег, другие оставил себе. До сих пор нет полной уверенности в том, что именно тогда произошло. И через две тысячи лет после смерти Цезаря у него по-прежнему есть и сторонники, и противники. Сторонники говорят, что он не жег ничего в самой библиотеке; возможно, сгорело некоторое количество книг в портовом складе в Александрии, но подожгли их никак не римляне. Противники Цезаря, напротив, утверждают, что огромное количество книг уничтожили намеренно. Число их точно не определено и колеблется от 40 до 70 тысяч. Существует и промежуточное мнение: огонь на библиотеку перекинулся из квартала, где шли бои, и сгорела она случайно.
В любом случае библиотека была уничтожена не полностью. Ни противники, ни сторонники Цезаря об этом не говорят, их современники – тоже; рассказы о событии, наиболее близкие к нему по времени, все-таки отстоят от него на два века. Сам Цезарь в своих записках этой темы не касается. По-видимому, он «изъял» отдельные книги, показавшиеся ему наиболее интересными.

Случайности или «люди в черном»?

Наиболее серьезное из последующих разорений библиотеки было, скорее всего, учинено Зенобией Септимией, царицей Пальмиры, и императором Аврелианом в ходе их войны за господство над Египтом. И снова до полного уничтожения дело, к счастью, не дошло, но ценные книги пропали. Хорошо известна причина, по которой ополчился на библиотеку император Диоклетиан. Он хотел уничтожить книги, которые содержали секреты изготовления золота и серебра, то есть все труды по алхимии. Если египтяне способны произвести сколько угодно золота и серебра, то, рассуждал император, они способны вооружить огромную армию и победить империю. Внук раба Диоклетиан был провозглашен императором в 284 году. Похоже, он был прирожденным тираном, и последний указ, подписанный им перед отречением от власти 1 мая 305 года, приказывал уничтожить христианство. В Египте против Диоклетиана вспыхнул крупный мятеж, и в июле 295 года император начал осаду Александрии. Он взял Александрию, однако, если верить преданию, конь императора, входя в завоеванный город, оступился. Диоклетиан истолковал это происшествие как знак богов, повелевающих ему пощадить город.


После взятия Александрии начались неистовые поиски алхимических рукописей, и все найденные были уничтожены. Возможно, в них содержались главные ключи к алхимии, которых ныне недостает для постижения этой науки. Мы не располагаем списком уничтоженных рукописей, но легенда некоторые из них приписывает Пифагору, Соломону и даже самому Гермесу Трисмегисту. Хотя к этому, разумеется, надлежит относиться с известной долей скепсиса.
Библиотека продолжала существовать. Несмотря на то что она раз за разом подвергалась разорению, библиотека продолжала работать до тех пор, пока арабы не уничтожили ее окончательно. И арабы знали, что делали. Они уже уничтожили и в самой исламской империи, и в Персии множество тайных трудов по магии, алхимии и астрологии. Завоеватели действовали согласно своему девизу: «Не нужны другие книги, кроме Корана». В 646 году Александрийская библиотека была предана ими огню. Известно следующее предание: халиф Умар ибн аль-Хаттаб в 641 году повелел полководцу Амру ибн аль-Асу сжечь Александрийскую библиотеку, сказав: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны».
Французский писатель Жак Бержье говорил о том, что в том огне погибли книги, возможно, восходящие к працивилизации, существовавшей до нынешней, человеческой. Погибли алхимические трактаты, изучение которых позволило бы действительно добиться превращения элементов. Были уничтожены труды по магии и доказательства встречи с инопланетянами, о которой говорил Берос. Он считал, что вся эта череда погромов могла быть не случайной. Ее могла осуществить организация, которую Бержье условно называет «людьми в черном». Организация эта существует столетия и тысячелетия и стремится к уничтожению знаний определенного рода. Немногие оставшиеся манускрипты, возможно, целы и поныне, но тщательно оберегаются тайными обществами от мира.
Конечно, очень даже может быть, что Бержье просто позволил себе пофантазировать, но не исключено, что за всем этим стоят некие реальные, но с трудом поддающиеся разумной трактовке факты.