Внеклассное чтение фантастика в детской литературе. Конспект и презентация урока внеклассного чтения "Фэнтези - жанр фантастической литературы" по повести Дж

Конспект этической беседы «Вежливое общение» с детьми начальных классов

Чурепкина Валентина Петровна, воспитатель ГБУЗ КО "Областной детский санаторий для больных туберкулёзом" г. Березовский, п. Барзас Кемеровская область.

Беседа «Что такое вежливость». Конспект

Слова: «До свиданья!», «Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте» -
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.
В троллейбусе, в парке
В школе и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.


Вежливость - это первая и самая приятная добродетель.
Одной из сторон общей культуры человека является культура поведения, неотъемлемой частью которой, является вежливость. Человек откровенный и приветливый умеет сделать так, чтобы всем окружающим его было ловко и уютно.
Описание: Данный материал будет полезен воспитателям и учителям начальных классов при проведении бесед с детьми на нравственно-этические темы.
Цель:
- формирование у детей нравственно-этических норм, воспитание желания быть вежливым.
Задачи:
- выяснить взгляды учащихся по данной проблеме;
- помочь детям понять значение вежливости в жизни людей через разучивание стихотворений, инсценировок, чтение художественных текстов;
- способствовать воспитанию нравственных качеств, выявлению правильного и ошибочного представления о вежливости;
- воспитывать доброту и милосердие по отношению к людям, показать на примерах великолепную силу вежливости.
Предварительная работа: разучивание инсценировок: заучивание стихов.
Материал: шапочки и элементы костюма лисы, медведя, вороны для инсценировки; мяч.

Вежливость для взрослых и для детей важна,
Вежливость – чудесная и добрая страна.
Вежливости надо с детства всем учиться,
Вежливость, ребята, волшебства частица.

1. Ученики одной школы на вопрос «Что такое вежливость?» ответили так: «Вежливость – это…
- воспитанность;
- хорошее поведение;
- правила поведения человека;
- когда человек вежливый, к нему хорошо относятся;
- вежливый человек говорит добрые слова.
Считаешь ли вы себя вежливыми? Ответьте на вопросы словами «да» или «нет».
1) Умеешь ли ты благодарить родителей (продавца, библиотекаря, друга и др.) за выполненную просьбу, оказанную услугу, преподнесённый подарок и т.д.?
2) Называешь ли ты по имени тех, с кем здороваешься?
3) Всегда ли ты уступаешь место старшим в автобусе, трамвае, троллейбусе?
4) Пропускаешь ли ты вперёд младших при входе в школу, в столовую?
5) Выполняешь ли ты просьбы старших?

2. Чтение стихов «Вежливые слова»

1 Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»

Или лучше – «Извините».
2
Если бабушка с утра
Пирожок тебе дала,
Ты возьми, скажи «Спасибо» -
Станет бабушка счастливой!
3
Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «До свиданья».
Другу уходить пора –
Скажем мы ему «Пока».
4
Чтобы что-то попросить,
Нужно вежливыми быть.
Мы «пожалуйста» добавим –
Будут все довольны нами.
5
Встречу, новый разговор
Мы со «Здравствуйте» начнем.
Друг пришел вдруг на обед –
Скажем мы ему «Привет».
6
«Добрый вечер», «Добрый день»
Говорить нам всем не лень!
«Утро доброе» мы скажем,
Поутру проснувшись, маме.
7
Если ты сломал игрушку
Друга или вдруг подружки,
Ты скажи им «Извини»
И свою им предложи.
8
Угостил вдруг кто конфетой
Или что-то подарил,
«Спасибо» говори за это,
Чтобы вежливым ты был.
9
«Добро пожаловать» гостям,
Говорят и тут, и там.
Домой гости уезжают
«Доброго пути!» желаем.
Вопрос: А теперь ещё раз задай себе вопрос: вежлив ли ты?
Задание: Давайте проверим, на сколько вы вежливы в игре «Вежливые слова».

Игра «Вежливые слова».

Воспитатель бросает мяч ребенку, ребенок называет вежливое слово.
Ребята, я убедилась, что вы знаете много добрых, вежливых слов. Дарите чаще их своим близким, родным, товарищам!
3. В сказке «Ценная бандероль» рассказывается, как Ворона прочитала книжку «Уроки вежливости» и «надумала сама вежливой стать.

Предлагается инсценировка отрывка из сказки «Ценная бандероль»


Ворона направилась к медведям. Подходит к ним и говорит:
- Приятного аппетита!
- Спасибо, - отвечает Медведь. – Присаживайтесь к нам.
- С удовольствием бы, да некогда мне, спешу очень.
- Тогда на дорожку возьмите! – угощает Медведь Ворону.
- Спасибо!
Взлетела Ворона на ёлку и пообедать уж было собралась, как вдруг слышит:
- Голу-у-убушка, как хороша-а!
Глянула Ворона вниз и видит: Лиса под ёлкой стоит.
- Да кто же теперь этой басни не знает? – кричит ей сверху Ворона. – А уж коли сыру захотела, так проси по-вежливому!
- Пожалуйста… будьте добры! – заговорила сладким голосом Лиса.
- Вот это другое дело! – похвалила Ворона и поделилась с Лисой сыром.
В. Капнинский


Вопрос: Назовите вежливые слова, которые помогли Вороне и Лисе получить то, что они просят.1) Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком.
Надо ли поздороваться тебе?
2) В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, поздоровался: «Здравствуйте, Юрий Васильевич!»
Как поступил бы ты? Что сказал бы?
3) Ты вошёл в автобус с задней площадки и увидел, что у передней двери стоят твои друзья.
Надо ли поздороваться с ними? Если надо, то как ты это сделаешь?
5. Мы узнаём человека, который хочет к нам обратиться, не только по словам, но и по жестам, по выражению его лица. Особенно высоко ценится в общении улыбка. Об этом очень хорошо рассказал писатель В. Солоухин.
А ведь у людей в распоряжении есть ещё и улыбка. Посмотрите, почти всё у человека предназначено для самого себя: ноги - ходить; рот – поглощать пищу; глаза – смотреть, - всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы её никогда бы даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет.

Задание: Продолжи список ситуаций, в которых особенно важно улыбнуться собеседнику: «Приветствие», «Ты в гостях», «У тебя гости» …

6. Предложить послушать стихотворение В. Бокова «Доброе слово».

Ребенок:
- А Вы седой! – сказали мне при встрече.
- А были чёрный!
- Был, - ответил я.
И что-то мне тот час легло на плечи.
И придавило камнем бытия.

А ты не старый! – как-то мне сказали
Мои друзья за праздничным столом.
И мне как-будто крылья развязали.
И туго свистнул воздух под крылом.

И полетел я в облачные выси,
И был я очарован красотой.
Дремавшие во мне дотоле мысли
Заволновались нивою густой.

Друзья мои, внушайте людям веру
И чаще говорите: «Добрый день!»
И следуйте хорошему примеру
Продляйте добрым словом жизнь людей.
Вопросы: Отчего у героя стихотворения испортилось настроение? Какие слова развязали ему крылья?

Итог беседы:

В обиходе вежливого воспитанного человека всегда должны быть слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно открыть любые двери, помочь вернуть хорошее настроение. Творите добро, учитесь делать добрые дела!

Конспект беседы с учащимися «Нравственное и безнравственное поведение».

Вопрос нравственного поведения среди подростков является проблемным полем в современном обществе, поэтому нравственному воспитанию детей должно уделяться особое внимание не только в семье, но и в школе. Одной из форм формирования нравственности первоначально могут служить этические беседы педагога и психолога с учащимися. Проводиться они должны в комфортной, доброжелательной атмосфере, не нося принудительный характер. Одним из вариантов такой беседы может быть представленная ниже ознакомительная лекция – беседа.
Цель: способствовать формированию нравственной культуры учащихся.
Задачи:
1. Познакомить и обобщить понятия нравственности, безнравственности, правонарушения;
2. Создать условия для осмысления пятиклассниками качеств нравственной и безнравственной личности;
3. Способствовать самопознанию учащихся в вопросе нравственной культуры.

Ход беседы.

Психолог. Наш разговор сегодня я хочу начать со слов Роберта Рождественского: "Свой путь мы выбираем сами”. Рождественский пишет: "У каждого человека есть свобода выбора. И выбор этот должен быть разумен. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Равный по своей серьезности, неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Куда пойти учиться? Как жить? Что делать?” Да, так оно и есть. Мы каждый день и каждую минуту делаем выбор, каким быть: честным или лживым, смелым или трусливым, ленивым или трудолюбивым? И что мы выберем, то и пожнем.
Ребята, как вы понимаете: "поступать нравственно”, "поступать безнравственно”. Какое поведение вы считаете нравственным, а какое безнравственным? Ответы учащихся. Безнравственный - нарушающий принципы нравственности, морали; противоречащий правилам морали.
Психолог. Особое место в нравственности занимают так называемые общечеловеческие принципы, такие как: «Почитай отца и мать», «Не убий», «Не укради», «Не лжесвидетельствуй». Среди общечеловеческих принципов выделяется своей значимостью «золотое правило морали», которое гласит: «Относись к другому человеку так, как если бы ты хотел, чтобы он относился к тебе».
Нравственность есть гармоничное сочетание в людях таких качеств, как честность, любовь, откровенность, искренность, доброта и доброжелательность, бескорыстие, милосердие, трудолюбие, любовь к природе и детям, уважение к женщине и старости.
Исходя из этого, какие мы можем назвать общие моральные нормы? Ответы учащихся: честность, правдивость, обязательность, искренность, верность, преданность, надежность, благожелательность, доброжелательность, непричинение зла другим людям, непричинение ущерба частной или общественной собственности, благодетельность, совестливость, порядочность, благодарность, ответственность, справедливость, терпимость, сотрудничество.
А что может быть противоположностью нравственности? Ответы учащихся: лживость, ненависть, замкнутость, ханжество, жадность, злопыхательство, корыстолюбие, жестокосердие, прагматическое отношение к природе и ее ресурсам, безразличие к детям, пренебрежение к женщине и старости, эгоцентризм, как превознесения интересов своего «Я» над общественными и пр.
Психолог. Хорошо, мы разобрались с понятиями нравственности и безнравственности. Далее я хотела бы несколько слов сказать о нарушении моральных или нравственных норм. Часто мы не задумываемся, что какие-то наши поступки могут причинить вред другому человеку – будь то шутка, розыгрыш, или просто желание выглядеть лучше или выгородить себя – тем не менее, это может повлечь за собой непоправимые последствия. К сожалению, некоторые члены общества нарушают моральные нормы и совершают аморальные поступки. Примеры детей. Совершив однажды аморальный поступок (проступок), не осознав его, не исправившись, человек может совершить и более серьезное деяние – правонарушение. Что это? Правонарушение – антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законодательством и влекущее наказание. Человек иногда и не знает, не задумывается, что совершает правонарушение, но всем известно, что незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение. Например, чтобы избежать контрольной работы, мальчик решил пошутить - позвонил в школу и сказал, что в школе заложена бомба. Конечно же, в полиции тотчас же отреагировали на сообщение о теракте, и в школу прибыла следственно-оперативная группа с кинологом и служебно – розыскной собакой. Примчались пожарные, скорая помощь и группа МЧС. И, наверное, видя все это, мальчик и сам уже жалеет о своем глупом поступке. Ах, если бы можно было все вернуть назад. Но, нет, преступление совершено и за него придется отвечать.
Что это? Шутка или правонарушение? Это правонарушение, статья Уголовного кодекса. Этому мальчику придется отвечать по закону.
Психолог. А вы считаете себя нравственными людьми? Сейчас мы определим, какой уровень нравственной культуры у каждого из вас.
АНКЕТА-ТЕСТ «НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»
1. Вы переживаете как свою боль, горе, слезы любого человека, независимо от того, знаете его или нет?
2. Вы радуетесь успеху, удаче другого человека как своей собственной?
3. Вас не просят о помощи, но видя, что в ней нуждаются, вы оказываете ее, не ожидая ни похвал, ни благодарности?
4. Вы переживаете неудачи, неприятности других как свои собственные?
5. Если вас просят помочь, вы с готовностью приходите на помощь?
6. Вы охотно, с большим удовольствием оказываете услугу, помощь, поддержку нуждающимся?
7. Вы замечаете горе, боль другого человека и предлагаете помощь с тем, чтобы прослыть добрым человеком?
8. Обычно вы не замечаете тяжелого состояния окружающих, и если просят о помощи, вы не отказываете?
9. Вы замечаете плохое самочувствие или настроение другого человека, но оно вас не тревожит?
10. Вас просят о помощи, но вы отказываете, ссылаясь на нехватку времени, перегруженность, отсутствие средств помощи?
11. Приходилось ли вам говорить: «Так ему и надо. Он свое заслужил»?
Результаты. Ответы-утверждения с 1 по 5 свидетельствуют о высоком уровне нравственной культуры; с 6 по 8 - об адаптивном уровне; с 8 по 11 - о низком уровне нравственной культуры.
Обсуждение результатов.
Психолог. Что же делать нам, чтобы не совершать серьезных проступков или даже правонарушений?
Я бы предложила следовать кодексу нравственного закона, который состоит всего из 4 пунктов
1. Любовь – (доброта, благожелательность, милосердие, сострадательность и т.п.).
2. Терпимость – (прощение, великодушие, сдержанность, уступчивость, снисходительность и т.п.)
3. Скромность
4. Совесть – (самокритичность, честность, добросовестность, способность к раскаянию и т.п.).
А самое главное, прежде чем что-то сделать по отношению к другому человеку – поставьте себя на его место и подумайте, как он будет себя чувствовать, каково ему будет. И еще раз я бы хотела повторить золотое правило морали «Относись к другому человеку так, как если бы ты хотел, чтобы он относился к тебе».

1. Значение и структура этической беседы по вопросам нравственноговоспитания

2. Технологический проект беседы по вопросам нравственноговоспитания

2.1 Обоснование темы

2.2 Технологический проект беседы на тему «Чувства»

Список использованной литературы


1. Значение и структура этической беседы по вопросам нравственноговоспитания

Нравственное воспитание школьников является одной из сложнейшихзадач учителя. Для решения этой задачи учителю требуется не только знаниепредмета и методики его преподавания, но и умение направить свою деятельностьна формирование нравственного воспитания детей. Вопросы нравственноговоспитания, совершенствования ребенка волновали общество всегда и во всевремена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие,проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

В процессе нравственного воспитания школьника накопление знаний онормах и требованиях морали приобретает важное значение. В связи с этимочевидна необходимость организации нравственного просвещения учащихся, начинаяс самого 1-го класса. Очевидна и необходимость организации специальной работыпедагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношенийчеловека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе.Возможность обеспечить нравственные знания на таком уровне, когда школьникбудет обладать способностью охватывать общее и существенное в разнообразныхявлениях окружающей жизни, реалистически оценивать создавшуюся ситуацию,последствия своего поступка.

В воспитании любого нравственного качества применяются различныесредства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное местозанимает группа средств, направленных суждений, оценок, понятий на воспитаниенравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы.

Этическая беседа – метод систематического и последовательногообсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон; учителя и ученика.Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог выслушиваети учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения сними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называетсяпотому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные,этические проблемы.

Эффективность этических бесед зависит от соблюдения ряда важныхусловий:

1. Важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагалаборьбу взглядов, идей, мнений. Учитель должен стимулировать нестандартныевопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.

2. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранеесоставленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослымиответов. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают. Учить их суважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументированно вырабатыватьправильную точку зрения.

3. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию:учитель говорит, ученики слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомненияпозволяют учителю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильномупониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколькотеплым будет характер беседы, раскроют ли в ней ученики свою душу.

4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опытувоспитанников. Нельзя ожидать и требовать от них активности при обсуждениитрудных вопросов или таких, в которых за основу берутся факты, явления,связанные непонятными ими чуждыми событиями, чувствами. Только при опоре нареальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.

5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения.Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения - объективности, справедливости, культуры общения.

6. Правильное руководство этической беседой заключается в том,чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Дляэтого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазамивоспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.

Ошибочно думать, будто беседа спонтанный метод. Высокопрофессиональныеучителя проводят беседы не часто и готовятся к ним основательно.

Этические беседы строятся по такому примерно сценарию: сообщениеконкретных факторов, объяснение этих факторов и их анализ с активным участиемвсех собеседников; обсуждение конкретных аналогичных ситуаций; обобщениенаиболее существенных признаков конкретных моральных качеств и сопоставление ихс ранее усвоенными знаниями, мотивация и формулировка морального правила;применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведениядругих людей.

В школе первой ступени этическая беседа имеет более простуюструктуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов,их оценки до обобщения и самостоятельного вывода. В средних и старших классахбеседу можно начать с формулировки морального правила и для иллюстрациииспользовать конкретный материал из жизни, художественной литературы.

Проведение этических бесед включает в себя:

· подготовительный этап;

· проведение беседы;

· организацию и оценку повседневной деятельности и отношений детейна основе усвоенных нравственных норм и правил.

Подготовительный этап, самый длительный и трудоемкий, включает всебя разнообразную деятельность учителя и детей. Могут быть различные вариантыподготовки к беседе, мы рекомендуем следующий:

1. В зависимости от возраста учащихся, уровня развития детскогоколлектива и нравственных проблем определяется тема беседы.

2. Цель беседы – усвоение определенных норм, понятий, которыедолжны уяснить учащиеся; те практические выводы, которые будут сделаны.

3. Подборка фактического материала, где рассказывается, как нужнопоступать, что нужно делать.

4. Продумываются вопросы беседы.

5. Подготовка учащихся к беседе:

а) заранее объявляется тема беседы, указывается литература,готовятся ситуации, вопросы, над которыми следует подумать, подобрать примеры;

б) при необходимости определяются индивидуальные задания,поскольку это психологически настраивает учащихся на самоанализ поведения, иони убеждаются в необходимости его улучшения;

в) определяются групповые задания.

Проведение беседы требует большого мастерства от учителя. Главноетребование – обеспечить активность детей в процессе самой беседы. Правильнопоступает учитель, который проведя беседу, задает вопросы, приводит яркиепримеры, делает краткие убедительные замечания, направляет и уточняетвысказывания детей, не дает закрепиться неверным мыслям.

При проведении беседы по прочитанному материалу, очень важно уметьзадавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять ихобращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни.

Последовательность вопросов должна подвести детей к выведениюморального правила, которому надо следовать при общении с другими людьми,выполнении своих обязанностей. При постановке вопросов в беседах на моральныетемы, можно придерживаться следующих рекомендаций:

1. Вопрос должен направлять внимание детей на нравственную сторонужизни, поступков, явлений, скрытых за предметными действиями людей.

2. Вопрос должен заставлять ребенка задуматься над мотивами поступка,увидеть сложную взаимосвязь мотива и результата поступка.

3. Вопрос должен заставлять детей увидеть нравственные последствиялюбого поступка для других людей.

4. Вопрос должен привлечь внимание школьников к внутреннимпереживаниям людей, научить ребенка по внешним признакам узнавать о состояниичеловека, понимать это состояние и, следовательно, сопереживать.

Очень важны вопросы, которые помогли бы школьникам связатьпрочитанное с собственным нравственным опытом, их коллективными переживаниями.

Этические беседы с детьми должны проходить в непринужденнойобстановке. Они не должны носить морализующего характера, содержать назидания,упреки и насмешки. Дети высказывают свои суждения, свободно делятсявпечатлениями

В этических беседах со школьниками должны присутствовать элементызанимательности. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различныеситуации, которые содержат моральную проблему. Очень важно, чтобы объектомобщественного мнения были положительные поступки школьников и не следует направлятьобщественное мнение только на поступки, связанные с плохой успеваемостью идисциплиной. Развитие общественного мнения происходит за счет введения новых икорректировки имеющихся нравственных понятий, обучения детей правиламобсуждения и оценки событий коллективной жизни, поступков отдельных ребят. Выработанныеправила жизни детского коллектива выступают в качестве критериев нравственнойоценки.

Возможны различные варианты последовательности проведенияэтических бесед:

1. Определение темы беседы и возбуждение у школьников интереса квосприятию и усвоению материала.

2. Обоснование актуальности, значимости обсуждаемой темы.

3. Раскрытие темы беседы на примере жизни и деятельностивыдающихся людей, а также на материале окружающей жизни.

4. Анализ положения дел в классе в связи с обсуждаемой проблемой иопределение конкретных задач (советов, рекомендаций) по улучшению работы иповедению учащихся.

5. Обобщение итогов беседы и краткий опрос учащихся по основнымположениям изложенного материала.

Конечно, указанная структура беседы не должна превращаться втрафарет. Как в целом в воспитательной работе, так в проведении беседы не можетбыть трафаретов, рецептов на все случаи жизни. Однако, чем больше подобныхрецептов будет знать педагог, тем больше шансов он имеет на их реализацию. Онине ограничивают творческую деятельность учителя, а стимулируют ее.

При определении темы в начале беседы необходимо возбудить интересшкольников к восприятию и усвоению этического материала.

Для этого можно использовать такие приемы:

а) поставить вопросы, связанные с выяснением сущностинравственного понятия, которое лежит в основе содержания беседы. Например, чтотакое вежливость и т.п.;

б) прежде чем объявить тему, можно рассказать о каком-нибудьзанимательном событии или факте, имеющем отношение к намеченной теме;

в) прежде чем объявить тему, нужно вспомнить о каком-то случае изклассной жизни, который позволяет обосновать необходимость углубленногораскрытия и осмысления соответствующей нравственной нормы;

г) объявив тему, попытаться придать ей особую важность иподчеркнуть ее значение с помощью содержательного высказывания или афоризмов.

Методика изложения нравственного материала может сочетать в себевопросно-ответную форму, рассказ и объяснение педагога, краткие сообщенияучащихся по отдельным вопросам, чтение из книг, газет, использованиехудожественных картин и т.д. При этом главная роль остается за педагогом, таккак только он может глубоко и квалифицированно раскрыть сущность морали.

При анализе поведения школьников лучше всего акцентироватьвнимание на положительных примерах и фактах, а о недочетах говорить вблагожелательном тоне, всячески подчеркивая свою уверенность в том, чтоучащиеся их ликвидируют.

Обобщая итоги беседы, следует привести яркие высказывания с тем,чтобы беседа глубже проникла в сознание и чувства школьников. Четко выделить текатегории, которые составляли цель беседы.

Таким образом, подготовить и содержательно провести этическуюбеседу – дело очень сложное. Недаром опытные педагоги говорят, что провестибеседу на моральную тему гораздо труднее, чем урок.


2. Технологический проект беседы по вопросам нравственноговоспитания

2.1 Обоснование темы

Я выбрала эту тему, потому что считаю, что она более актуальна насегодняшний день.

Прежде всего ребенку смалых лет нужно привить этикет. Этикет выражает содержание тех или иныхпринципов нравственности, в широком смысле слова.

Этикет – важная часть общечеловеческой культуры,нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности – в области моральнойкультуры и о красоте, порядке, благоустройстве.

Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом икаждого его члена в отдельности о относиться к ним так, как он относиться ксебе и чтобы другие так же относились к нему. Правило очень простое, но увы? Вповседневной практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегдаосуществляются. А между тем культура – человеческих отношений, общение людеймежду собой играют важную роль в жизни. Если ребенок получается общатьсякультурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно снезнакомыми людьми.

Каждый из нас может по личным поступкам определить почтибезошибочно степень их воспитанности, преобладания у них привычки думать или недумать об интересах окружающих.

И в каждой эпохи свой стиль, у каждого общества свои правилаповедения, но есть ценности общечеловеческие и именно на их основе развиваетсякультура любого народа. Неотъемлемая часть культуры – этикет, складывающийсявеками, уходящий своими корнями в сферу нравственности.

Всё начинается с детства. Воспитание нравственностиначинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему – это ужевоспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Далеедетский сад, потом школа. Центральная фигура в обществе, от которой зависит егобудущее – это учителя, выдающие еще мудрость – в книге. Объединить нас можеттолько высокая культура.

Культура ценна для всего человечества, всем она дорога. Недорога она только тем людям, которые лишены её. Культура, только культура можетпомочь нам и в отсутствии её - причина многих бед.

Это актуальный вопрос нашего общества и я считаю, что нужноуделять больше внимания подрастающему поколению.

2.2 Технологический проект беседы на тему «Чувства»

Цель: Воспитание чувства любви,внимания к своим близким

Задачи:

· образовательная: в ходе беседы изучить основные подходы копределению «чувства», дать определение данному понятию;

· развивающая: развивать умение правильно излагать свои мыли,размышлять;

· воспитательная: прививать любовь, уважение к окружающим людям,родным.

Понятия: чувство, эстетика,родственность, эмоции, ощущения, любовь.

Ход беседы:

Задание 1. Послушайте рассказ В.А. Сухомлинского и ответьте навопросы.

Пришли два юноши на цветущий луг.

Какая красота! – прошептал Сергей. – Смотри: на зеленом ковребудто кто выткал розовые, красные, голубые цветы!

Действительно – буйная трава! – сказал Матвей. – Сюда корову быпустить – к вечеру будет два ведра молока.

И пчелы звенят, будто арфа, - прошептал Сергей, захваченныйволшебной музыкой.

И ульи сюда бы вывезти. Меда, меда сколько бы наносили! –взволнованно проговорил Матвей.

И есть же такие люди, что не видят этой красоты, - подумалСергей.

Пойду корову пригоню да ульи привезу, - сказал Матвей иотправился в село.

Ученики отвечают на вопросы:

1) Как воспринимали мир Сергей и Матвей? Для кого измальчиков жизнь представлялась ярче, насыщеннее?

2) Кого из героев рассказа вы бы выбрали в друзья? Почему?

Задание 2. Попробуйте сформулировать, что такое чувства. Что можетчувствовать человек? Какие чувства проявляются у вас особенно ярко?

Ученики отвечают.

Учитель приводит в пример известные высказывания.

Чувства – особый вид эмоциональных переживаний, связанных спредставлением или идеей.

Чувства – это цвет мысли. Без них наши мысли – сухие, безжизненныеконтуры, а не картины. (Н.Шелгунов)

У: Основная реальность внутреннего мира человека – это ощущения,эмоции и чувства. Ощущения – это информация «на входе», которую мы воспринимаемизвне. Эмоции – это переживания, которые можно считать информацией «на выходе»,это реакция наших чувств на важные для них ощущения. Чувства – это как бы некиесущества, населяющие наш внутренний мир. Они могут возникать, развиваться иугасать. Для каждого чувства существует некий круг ощущений, на которые онореагирует. Для каждого чувства существует и свой круг эмоций, которые оноспособно породить. Чувства человека взаимодействуют друг с другом, они могутподдержать друг - друга, могут конфликтовать и даже враждовать. Иногда одно - единственное чувство может подчинить себе все остальные.

Чувство любви. Настроения, сопутствующие чувству любви, могут бытьчрезвычайно разнообразны: гордость, восхищение, доверие, нежность, печаль,огорчение, тревога, отчаяние. Едва ли найдется такое эмоциональное состояние,которое мы могли бы легко соотнести с этим чувством. Но первой эмоцией следуетназвать радость, восторг, счастье, вызванное самим существованием любимогочеловека.

В любви, как и в ненависти, могут быть соединены самые разнообразныечувства: и страдание, и наслаждение, и радость, и печаль, и страх, и гнев. (К.Ушинский)

Задание 3. Какие чувства включает в себя чувство родства?

Ученики пытаются ответить.

У: Чувство родства – наше отношение к родным и близким людям.Чувство родства – одно из самых ранних человеческих чувств и вместе с тем одноиз самых устойчивых, сопровождающих человека до конца жизни.

Самое глубокое из родственных чувств – материнское чувство. Любовьматери не зависит от качеств ребенка. Мать, и только она, может любить малышане за какие-то достоинства, а просто за то, что он существует. В этот период уребенка вырабатывается способность быть любимым; лишь потом появляется умение –уже взрослого человека – любить другого, например, мать. Материнская любовь – Этотрамплин, с помощью которого человек совершает прыжок в жизнь.

Чтение стихотворения учеником (заранее выученное) «Берегите матерей»

Берегите матерей

Прошу вас, берегите матерей,

Теплом укройте от житейской вьюги,

Их любовь во сто крат горячей,

Чем друзей и любимой подруги.

Материнской любви не объять,

И канонов я здесь не нарушу,

Коль скажу: «Мать готова отдать

Свою ласку, нежность и душу».

Мать возьмет на себя вашу боль,

Все терзанья, смятенья и муки,

Мать положит в дорогу хлеб-соль

И протянет навстречу вам руки.

Пусть за шалость накажет не строго,

Только ей никогда вы не лгите

И во имя великого Бога

Матерей своих берегите.

Не оставьте их без участья,

Сей наказ вы запомните, дети,

Ведь не может быть полного счастья,

Если мамы не будет на свете.

(А.Ремизова)

У: Чувства к родителям – сына к матери, сына к отцу (также идочери) – все это довольно разные чувства.

У: Чувства братьев и сестер прививают нам вкус к отношению наравных. К старшему брату или сестре обратишься с тем, чего не выскажешьродителям. Младший брат или сестра пробуждают в нас нежность и заботу.

Чтение стихотворения учителем.

Будь у меня любимый старший брат,

Его советы слушал бы, робея,

Его защите братской был бы рад

До той поры, покуда я слабее.

Будь у меня любимый младший брат,

Его учил бы жизни, как умею,

И защищал, не требуя наград,

До той поры, покуда я сильнее.

(К.Ваншенкин)

Родственные чувства становятся для нас школой личных душевныхсвойств. На них мы раньше всего учимся любви, дружбе, подчинению и руководству,учимся быть мужчиной и женщиной. Семья – это наше первое и самое естественноеобщество.

Задание 4. Анализирование учениками высказываний

У: Чувство прекрасно – это способность человека ощущать и ценитькрасоту жизни.

Ф.М. Достоевский был во многом прав, утверждая, что мир спасеткрасота. Не сама по себе красота, разумеется, но человек, воспринимающийпрекрасное как истинное содержание жизни.

В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С тоговремени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся налепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человекпостиг красоту. (В. Сухомлинский)

Сколько за детство красоты вошло, таков и ты. (А. Попов)

Подведение итогов

Ученики отвечают на вопросы учителя:

· Что же по-вашему обозначает слово «чувство»?

· Чем отличается от других понятий чувство родства?

· Зачем нам нужно чувство прекрасного?

· Какие Вы знаете виды чувств? Какое из них Вы считаете главным?

· Как соотносятся чувство любви и уважение?


Список использованной литературы

1. Коптева С.И. Инновационные технологии и психологическоесопровождение образования. Учебно-методическое пособие. Мн.: БГПУ, 2004.-104 с.

2. Основы школьной дидактики.Сост. В.А.Капранова, И.Г.Тихонова. Мн.:БГПУ,2004.

3. Процесс воспитания: теория, методика, практика: учеб.-метод,пособие / П845 В.А. Капранова, М.И. Дронь, Л.Л. Подольная и др. / под ред. В.А.Капрановой. -Минск: БГПУ, 2009.-138 с.

4. Справочник по теории воспитания в схемах и понятиях / сост.: Е.Л.Адарченко, Л.Н. Городецкая, Н.А. Хмельницкая. – Мозырь: Содействие, 2005. – 44с.

5. Степаненков Н.К. Педагогика: Учебное пособие. 2-е изд., испр. идополн. – Мн.: изд. Скакун В.М., 2001. – 448.

6. Степаненков Н.К., Пенкрат Л.В. Педагогика: Методика проведенияпрактических занятий. Учеб.-метод. Пособие. – Мн.: Изд. Скакун В.М., 2000. – 80с.

7. Торхова, А.В. Профилактика противоправного поведения школьников:пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / А. В. Торхова, И. А. Царик,А.С. Чернявская. - Минск: Нац. ин-т образования, 2009. - 120 с.

В формировании этических представлений и гуманных чувств у старших дошкольников особое место принадлежит беседам. Они побуждают детей к осознанию поступков, явлений, ситуаций морального характера. Благодаря этим беседам взрослый имеет возможность на конкретных примерах показать, что содержат в себе такие понятия, как «доброта», «честность», «правдивость», «смелость», «справедливость», «дружба» и т. д. С помощью таких бесед воспитатель может ставить детей перед выбором поступка. В этой связи он формулирует вопросы с нравственной направленностью, так, чтобы они пробуждали у детей активность, самостоятельность в решении поставленной задачи. Старшим дошкольникам можно задать вопросы типа «Что бы ты сделал и что бы сказал?» и предложить различные ситуации, например: Если ты увидел, что взрослый что-то уронил? Если ты сидишь в вагоне, а на ближайшей остановке вошел пассажир, и мест свободных больше не оказалось? Если к тебе в дом пришел товарищ, а ты ешь апельсин? Если мама послала тебя к соседям одолжить что-нибудь? Если ты вошел в вестибюль детского сада, а там родители твоих товарищей по группе? и т. д.

Беседовать можно с группой детей или индивидуально на прогулке, дома. Дети высказывают свои суждения и выслушивают мнения других, отстаивают свою точку зрения, а также, если необходимо, могут отказываться от первоначального мнения.

От того, как проводится беседа, во многом зависит осмысление детьми обсуждаемой ситуации. Она не должна быть назидательной, поэтому воспитатель не навязывает своего мнения, а побуждает ребят к размышлению, к высказыванию собственного мнения. И здесь имеет немаловажное значение эмоциональное отношение самого педагога к обсуждаемой ситуации. Его голос, мимика, жест подчеркивают отношение к той нравственной проблеме, которая обсуждается.

Особенно активны дети тогда, когда темы близки для них, например, затрагивающие случаи из жизни группы: «как мы вместе трудились на участке», «как помогали малышам», «наши добрые дела» и т. д. Воспитатель так направляет суждения детей с помощью наводящих вопросов, чтобы в них содержались высказывания, свидетельствующие о понимании ребенка:

— что значит дружить (не ссориться, помогать друг другу, делиться игрушками и т. д.);

— что значит проявить доброжелательность (относиться внимательно, сочувственно, оказывать помощь);

— что значит проявить справедливость (уметь поровну разделить игрушки, дождаться своей очереди в игре, правильно распределить роли и т. д.);

Для наиболее полноценного осмысления нравственной сути ситуации важно четко и правильно сформулировать вопросы, логически последовательно их поставить, чтобы они были направлены на решение нравственно-этической проблемы.

Целесообразно, чтобы содержание бесед опиралось на личный опыт детей, их жизненные впечатления и переживания.