Дом турбиных в романе белая гвардия. Филологические науки

АНАЛИЗ ТЕМЫ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА «БЕЛАЯ ГВАРДИЯ»

АНАЛИЗ ИНТЕРЬЕРА ДОМА ТУРБИНЫХ В РОМАНЕ «БЕЛАЯ ГВАРДИЯ»

Интерьер дома Турбиных появляется в романе Булгакова на первых же страницах и будет многократно воспроизводиться автором на протяжении всего романа. Историческое время и свершающиеся события, великие, близкие по масштабу библейским, уже осмыслены автором в первом предложении произведения: «Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй». В этот трагический союз эпохи и мировых событий вписана история обычной семьи Турбиных, бытие которой становится фокусом всех ключевых проблем и характернейших черт времени и разделено вехой революционного года на 2 этапа: ДО и ПОСЛЕ. Смерть главы семьи - матери, центра всего прежнего турбинского «космоса» - также пришлась на страшный год, первый «от начала революции»: совпадение семейной и исторической катастроф становится для Булгакова великим предзнаменованием будущих печальных событий. И единственной защитой, «спасительным кораблем в страшном море бедствий» становится для Турбиных их дом, оставленный им родителями как особый духовный мир, ковчег, хранящий непреходящие, вечные ценности.

Рассмотрим первую картину турбинского дома. Рисуя ее, автор подчеркивает старину - традицию (слово в переводе означает «передача»), обжитость, сложившийся издавна уклад жизни и семейных отношений. Атмосфера дома окутана впечатлениями детства, сохраненными памятью, укреплена привычками, ставшими частью характера самого рода Турбиных. Центр интерьера - и всего дома - «пышущая жаром» изразцовая печь, легендарный домашний очаг, «мудрая скала», символ уюта и благополучия, спокойствия и незыблемости семейных традиций. Она же - хранительница семейной истории: надписи разных лет, сделанные и детскими руками маленьких Турбиных, и гостями дома, и влюбленными в Елену кавалерами - это «альбом»-хроника, Книга, по которой можно «прочитать», чем жила семья в этом доме. Теплом, счастьем и мудрой беззаботностью веет от этих изразцов.

От этой же домашней печки и «пляшет» человек в жизни, полагает Булгаков: чему научили его дома, что он запомнил и усвоил от родителей, в семье, то и определит его нравственный облик, его судьбу, его предназначение.

И Турбины учатся у своего дома: их жизнь подчинена тому порядку, который, по мнению Булгакова, дан человеку испокон веков предками; так и устроен их дом. Каждая комната имеет свое назначение: столовая, детская, спальня родителей, «все семь пыльных и полных комнат, вырастивших молодых Турбиных», - это особые микромиры, необходимые составляющие большого мира Семьи, показанного глазами не только автора, воссоздавшего в этом интерьере мир собственного детства, но и уже взрослых Турбиных: «вот этот изразец, и мебель старого красного бархата, и кровати с блестящими шишечками, лучшие на свете шкафы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом…», - все это его воспоминания и вечная память его героев.

Образ именно этого коллективного героя - семьи Турбиных, прежде включавшей старших, родоначальников, создателей традиции, а ныне обезглавленной, но все же живущей и хранящей свой мир,- и интересен автору. Но не столько социальное положение Турбиных (семья интеллигентов) волнует автора, сколько их духовное состояние, воспитанное, «выращенное» в стенах этого дома. Не только материальные богатства зажиточной семьи («золоченые чашки, столовое серебро»), но и духовные сокровища наполняют его: «как часто читался у … изразцовой площади «Саардамский Плотник» (книга о Петре I), хорошо знакомы Турбиным исторические фигуры Алексея Михайловича, Людовика XIV (пусть поначалу знакомство состоялось на узорах потертых ковров); почти родными стали персонажи русской литературы («шкафы с книгами (…), с Наташей Ростовой, Капитанской дочкой…»). Пушкинское «Береги честь с молоду», с детства усвоенное Турбиными, постоянно будет ощущаться далее в каждом поступке каждого из них.

Весь интерьер строится на олицетворении: живыми кажутся и горячие изразцы, и огоньки рождественских свечей, и старинные фотографии, изготовленные еще тогда, «когда женщины носили смешные, пузырчатые у плеч рукава», и герой детской книжки Саардамский Плотник, и даже кровати с блестящими шишечками… Как в сказках Андерсена, эти вещи живут своей особенной, доступной только детскому пониманию жизнью, и отзываются на каждый зов нашего внутреннего голоса. Удивительно умение автора словесно воспроизвести то восприятие мира, которое отличает ребенка от взрослого.

Особенной, отличительной чертой авторского стиля Булгакова является его бережное и пристальное внимание к деталям, роднящее его манеру с творческим почерком любимого им Гоголя и ярко проявляющееся в этом интерьере. Запах хвои от праздничной елки и «таинственного старинного шоколада», исходящего от книг, бронзовая лампа под абажуром (еще один вечный символ целостности и вечности домашнего уюта), «чудные завитушки» на турецких коврах и музыка, «родной голос» часов - вот тот неповторимый и хрупкий мир, который будут защищать Турбины от страшных разрушительных напастей, нахлынувших с волнами гражданской войны.

Важный предмет турбинского домашнего мира - часы: «бронзовые, с гавотом» - в спальне матери, «черные стенные» с башенным боем - в столовой. Символика часов одна из самых «говорящих» в мировом искусстве. У Булгакова она обретает новые смыслы: если в период до начала революции играющие свою музыку часы были знаком обитаемости, движения, бурления жизни в этих стенах, то теперь, после смерти отца и матери, их стрелки отсчитывают последние часы прекрасной, но уходящей прежней жизни. Но автор не верит в возможность гибели этого дома. И даже в стилистике этого фрагмента, в использовании повторов (рефреном дважды проходит «били башенным боем») он утверждает вечность, незыблемость как материальных символов (часы и бронзовая лампа), так и духовных, ведь «часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен и Саардамский Плотник, и голландский изразец, как мудрая скала, в самое тяжкое время живительный и жаркий». Это и есть главная цель создания интерьера дома Турбиных.

Тема Дома - одна из главных в творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова. Дом в представлении писателя не ограничивается ролью интерьера. Это место, где можно укрыться от жизненных бурь, где тебя любят и ждут. Героям Булгакова приходится искать и защищать свой дом, воплощение прочности, надёжности, самой жизни. Сохранение дома, семьи, мира очень важно. Потеря Дома – трагедия.

Тема Дома и бездомья является общей для его романов «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита». «Белая гвардия» - первый роман Булгакова. В доме семьи Турбиных запечатлел он родной дом на Андреевском спуске. В памяти писателя навсегда остался образ лампы под зелёным абажуром и отец, засидевшийся допоздна над работой в кабинете. В доме его детства царили тёплый уют, дружеское взаимопонимание, атмосфера высокой интеллигентности. «Часы, играющие гавот», «лампа под зелёным абажуром», «кремовые шторы», «изразцовая печка» создают ощущение уюта и тепла. Сохранение дома, родного очага во всех перипетиях революции и гражданской войны стало лейтмотивом романа. По словам Ю.М.Лотмана, «история проходит через Дом человека, через его частную жизнь». Дом Турбиных, как Ноев ковчег, спасает от смуты, царящей за окнами, всех, кто переступает его порог. Но «упадут стены», «потухнет огонь в бронзовой лампе…» В свершившейся революции видит писатель величайшую катастрофу. Да и сам Город в романе – по существу, образ Родины, оказавшейся в центре масштабных исторических событий, разрушающих её.

Путь от антидома к Дому проходит любимый герой Булгакова Мастер. Путь Мастера в романе длится из комнаты в подвале – к вечному дому. Писатель противопоставляет Дому антидом: коммунальную квартиру, дом Грибоедова, сумасшедший дом. Стержневая идея романа «Мастер и Маргарита» – это идея внутренней свободы человека, который при любых внешних обстоятельствах может поступать так, как находит для себя единственно возможным. А самые возвышенные идеи не умирают, а живут в продолжателях, учениках. У Мастера есть такой последователь. В чём смысл замены имени Ивана Бездомного на имя Ивана Николаевича Понырева? Покидая этот мир, мастер оставляет в нём человека, который оставил поэзию (вспомним клятву в «Доме скорби»!), стал сотрудником Института истории и философии и не перестаёт обращаться теперь, наяву и во сне, к тому странному периоду своей жизни, который совершенно его изменил. Фамилия молодого поэта - Бездомный – символична, она говорит о неприкаянности его души, об отсутствии собственного взгляда на жизнь, о невежественности. Встреча с дьяволом, нахождение в «доме скорби», знакомство с Мастером переродили этого человека. Именно он может теперь, хотя и во сне, увидеть сцену последнего объяснения Пилата с Иешуа. Именно он может нести слово истины дальше в мир. Последняя, 32 глава романа носит название «Прощение и вечный приют». Воланд произносит фразу: «Всё будет правильно, на этом построен мир». С Маргаритой Мастер обретает покой в «вечном доме».

Ю.М.Лотман в статье «Дом в «Мастере и Маргарите» пишет: «Булгаков делает Дом средоточием духовности, находящей выражение в богатстве внутренней культуры, творчестве и любви».


Неразрывная связь судьбы дома и человека в повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой».

Одной из главных тем русской литературы является тема Дома и бездомья. Для А.С.Пушкина любовь к «родному пепелищу», домашнему очагу – основа самостояния человека. Счастливый, идеальный мир Дома открывает нам И.С. Шмелёв в повести «Лето Господне»: «Счастлив тот дом, где пребывает мир. Где брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей! Там благодать Господня». Горе тому, кто потерял свой Дом. В пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад» утрата дома для его владельцев - это прощание с прошлым и ничего взамен. Герои на распутье, впереди – бездомье. Образ Дома - сквозной, символический в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». Неразрывна

связь судьбы дома и человека. Широкому миру лжи и несправедливости противопоставлен дом и двор Матрёны в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор». Гибель её дома приобретает символический смысл: это потеря особого мира, центром которого она была, влекущая за собой гибель хозяйки. Не общий, а свой, родной дом есть и у Дарьи Пинегиной, героини повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой». И с ним ей приходиться расставаться навсегда.

Дом – это основа родовой укоренённости человека через память о прошлом, о тех, «кто был до нас», к ответственности перед теми, «кто после нас придёт». Для Дарьи и других старух дом не только место для жилья, вещи – не только вещи. Это одушевлённая предками часть их жизни. «Оказина -сундук», «не приспособленный для дорог, изготовленный в старину на веки вечные стоять без движения на одном месте», - образ-символ оседлой жизни. Писатель обращает наше внимание на то, что является неотъемлемой частью дома: «Из веку почитали в доме трёх хозяев – самого, кто главный в семье, русскую печь и самовар. К ним подлаживались, их уважали, без них, как правило, не раскрывали белого дня, с их наказа и почина делались все остальные дела». Покидая свой дом навсегда, Настасья берёт с собою самовар, несёт его на руках. Не будучи хозяином в собственном доме, другой герой повести, Петруха, запалив его, сам осознаёт безнравственность, подлость своего поступка. И из огня он вытаскивает не самовар – символ семейной жизни, а гармошку. Этот поджог - лишь последняя точка в разрушении Петрухой собственного дома.

Дом – это незыблемые нравственные позиции и заповеди. «Совесть раньше на виду была», - говорит Дарья Васильевна Пинегина. В заботах о доме, о семье прожила свою жизнь эта героиня. И прощается она с домом, как прощаются с родным человеком, провожая его в последний путь. Двадцатая глава повести, в которой Дарья через силу белит свой уже обречённый назавтра на сжигание дом, украшает его пихтой, - точное отражение христианских обрядов соборования (когда перед смертью наступает духовное облегчение и примирение с неизбежностью), обмывание покойника и погребение его. И символичен финал повести: погибает дом, погибает остров Матёра, всё окутывает туман, из-за которого невозможно найти путь к спасению. И «…как из развёрстой пустоты, понесло туман и послышался недалёкий тоскливый вой – то был прощальный голос Хозяина».

Дом, наконец, - это открытость миру, причастность к общей жизни. В «Прощании с Матёрой» с наибольшей полнотой воплотилась дорогая для Распутина русская идея соборности, слиянности человека с миром, Вселенной, родом.

Пристально вглядываясь в противоречия современного мира, Распутин видит истоки бездуховности в социальной действительности (человека лишили чувства хозяина, сделали винтиком, исполнителем чужих решений). Утрата Дома, по мысли писателя, трагедия национальная. Этому посвящена и его следующая повесть «Пожар», герой которой осознаёт, что «у человека в жизни четыре подпорки: дом с семьёй, работа, люди и земля, на которой стоит этот дом. И все четыре – одна важней другой. Захромает какая – весь свет в наклон». Прочитав повести В.П.Распутина, их уже никогда не забудешь


Романова Е.Н.

Патриот и патриотизм.

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

М.Ю. Лермонтов.

В последнее время в связи с событиями на Украине проблема патриотизма стала наиболее актуальной. Все средства массовой информации (да и окружающие) нам твердят: нужно быть патриотами, нужно любит свою страну. Но тут же возникают вопросы: а кто такой патриот? Какая она – любовь патриота? Давайте порассуждаем об этом.

В Малом академическом словаре читаем: «Патриотизм – любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу» и «Патриот – тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, родине». Еще со школьной скамьи мы знаем эти слова. Но, на мой взгляд, они нуждаются в небольшом дополнении. Патриотизм – это не просто любовь к своей Родине и преданность ей. Это любовь бескорыстная, а также готовность отстаивать интересыстраны при любых обстоятельствах, готовность отдать жизнь за нее. Соответственно, патриот – это бескорыстно любящий Родину человек, готовый защищать свое Отечество в любых условиях; это человек, способный пожертвовать своей жизнью ради блага страны. Но нужно также обратить внимание на то, что в многонациональном государстве все нации равны. И это тоже должно учитываться при определении понятий «патриот» и «патриотизм». К сожалению, как мне кажется, сейчас многие люди это забывают, они способны просто на любовь к своей стране. Большинство людей, если что-то случится, не готово пожертвовать всем, что у них есть, ради благополучия своей Родины.

Но просто любить свою страну мало, это нужно делать с умом. Иначе в итоге мы получим такую же ситуацию, которая сейчас наблюдается в Украине. В строке из стихотворения «Родина» М.Ю. Лермонтова - «Люблю отчизну я, но странною любовью!» - мы видим, что любовь к своей стране у поэта «странная». Связано это с тем, что любовь эта двоякая: с одной стороны, поэт горячо любит свое Отечество, но в то же время презирает свой дом как «страну рабов, страну господ». В стихотворении «Бородино» старый воин рассказывает молодым солдатам о грозных событиях Отечественной войны 1812 года. Людей того времени он называет богатырями, потому что в грозный час они не предали Родину, не нарушили клятву верности, пожертвовали собою ради спасения Отчизны. Жертвенный героизм воинов в этом произведении обусловлен, разумеется, беззаветной любовью к Родине.И даже в изгнании люди продолжают любить свою Родину. Пример тому – Сергей Довлатов. В произведении «Письмо оттуда» (из цикла «Невидимая газета») пишет: «Родина - это мы сами. Наши первые игрушки. Перешитые курточки старших братьев. Бутерброды, завернутые в газету. Девочки в строгих коричневых юбках. Мелочь из отцовского кармана. Экзамены, шпаргалки... Нелепые, ужасающие стихи... <…> Дочка, варежки, рейтузы, подвернувшийся задник крошечного ботинка... Косо перечеркнутые строки... Рукописи, милиция, ОВИР... Все, что с нами было, - родина. И все, что было, - останется навсегда...». Писатель уверен, что осуждение Родины – дело неблагородное, ведь ее, как и родителей, не выбирают.

Таким образом, патриотизм – одно из лучших качеств человека. Оно говорит о том, что человек способен здраво мыслить в таких ситуациях, когда стране требуется помощь и поддержка своего народа, своих граждан. Возможно, я повторюсь, но все же скажу: чувство патриотизма нужно воспитывать не только в себе, но и в окружающих людях, оно не появляется из ниоткуда. И, конечно, же, как и многое другое, патриотизм хорош в меру. Несмотря на то, что любовь к Родине может быть «странной», она все равно непобедима. Об этом нужно помнить всегда.


Романова Е.А.

II. Беседа

Слово учителя.

Основная тема романа - трагическая судьба русской интеллигенции в годы революции и Гражданской войны на примере русского офицерства - белой гвардии, а в связи с этим проблема сохранения культурного наследия прошлого, вопросы долга, чести, человеческого достоинства.

Вспомним лучших представителей русской интеллигенции - поэтов и писателей. Многие из них неоднозначно относились к революции. Было сложно разобраться, на чьей стороне истина, историческая правда.

Как относились Блок, Горький, Булгаков, Пастернак к интеллигенции?

(Они считали интеллигенцию хранительницей русской культуры, лучшим социальным слоем. И сами были ее яркими представителями. М. А. Булгаков в романе «Белая гвардия» через судьбу семьи Турбиных показал нам трагизм и ужас братоубийственной войны).

По каким нравственным законам живут Турбины?

(В семье царит культ высокой русской культуры, духовность, интеллигентность. Русская литература присутствует в романе как полноправный герой. То и дело в «Белой гвардии» упоминаются имена Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, имена их героев: Лиза из «Пиковой дамы», Тарас Бульба, ведьма - панночка (Явдоха), Наташа Ростова, героиня «Капитанской дочки». В сны Турбиных врываются бесы из романа Достоевского, лермонтовский демон.

В доме Турбиных, «несмотря на пушки», крахмальная и белоснежная скатерть. «Полы лоснятся, и в декабре... На столе голубые гортензии и две мрачных и знойных розы, утверждающие красоту и прочность жизни пишет Булгаков. Здесь женщине поклоняются как богине, а честь - в верности не только царю, белому знамени, но и товариществу, долгу перед младшими и слабыми).

Каково отношение Турбиных к интеллигенции?

(Турбины считают интеллигенцию солью земли, боятся революции, потому что боятся разрушения культуры, семьи, быта, боятся того, что «потухнет огонь в бронзовой лампе», а «Капитанскую дочку» сожгут в печи». Старый мирный быт кажется им невыразимо прекрасным. Самым главным для них является понятие чести. Они не меняют своих убеждений, не могут предать.)

Дружелюбна ли история к Турбиным?

(История выступает как нечто враждебное частной жизни людей. Но революцию нельзя пересидеть, закрывшись от нее на цепочку, как Василиса. В шумной, веселой жизни Турбиных - нота обреченности. Неизбежно расставание с прошлым, неизбежны революционные разгромы и взрывы.)

Давайте поговорим о судьбах главных героев: об Алексее, Елене и Николке. Что вы можете рассказать о судьбе Алексея?

(Алексей Турбин, старший брат - один из заблудившихся в этой революционной метели: «С того и мучаюсь, что не пойму, куда несет нас рок событий», - мог бы подписаться он под есенинской фразой. В первых главах романа Алексей - убежденный монархист и белогвардеец, решительный противник большевиков. Считает своим долгом защищать Город от петлюровцев, добровольно записываясь в дружину в качестве доктора. Смертельно раненный, в конце романа Турбин мучительно переживает крушение своей веры.

А. Турбин, заблуждаясь и сомневаясь, приходит к убеждению: надо устраивать заново обыкновенную человеческую жизнь а не воевать, заливая кровью родную землю. Многое сближает автора с его героем: и спокойное мужество, и вера в старую Россию, и мечта о мирной жизни, и боль от утраты духовных ценностей.)

Выдержал ли Николка Турбин испытание временем?

(Николай - самый юный герой Белой гвардии ему семнадцать с половиной лет. Живет в его сердце мечта о подвиге (можно сравнить его образ с образом толстовского Пети Ростова). Он также человек чести. (Анализируется эпизод - Николка в бою.) Младшему Турбину принадлежат слова: («...слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете Николка мечется по простреливаемым улицам города, ища близких Най-Турса, чтобы сообщить им о его героической смерти и достойно похоронить.)

В чем трагедия Елены? Какую идейную нагрузку несет этот центральный образ в романе?

(Елена - хранительница семейного очага и семейных традиций Турбиных. Она излучает любовь, свет и добро. На это указывают синонимичные эпитеты: «рыжая, рыжеволосая, рыжеватая, золотая, красивая. Трагедия ее - в предательстве мужа, в том, что рушатся семейные связи. Она всеми силами пытается сохранить тепло домашнего очага. Именно ее устами Булгаков выражает свои заветные мысли: «Никогда не сдергивайте абажур с лампы... У абажура дремлите, читайте - пусть воет вьюга. Ждите, пока к вам придут».

В ней воплощено и религиозное начало. Она просит в своих молитвах о спасении Алексея: «... все мы в крови повинны, но ты не карай. Не карай»)

Кто из персонажей, кроме Турбиных, сберег свою честь, сохранил человечность и чувство долга в это смутное время?

(Обреченные на поражение, оказавшиеся в трагической ситуации, лучшие герои Булгакова сохраняют человеческое мужество, офицерскую честь, высокое чувства долга, товарищества, стремление к нормальной - человеческой жизни, к любви.)

(Ученики рассказывают о Най-Турсе, Мышлаевском, Малышеве).

Кто из героев не сохранил этих качеств?

(Прежде всего Тальберг, муж Елены Турбиной. Автор презирает его за беспринципность, слабодушие, предательство: «Чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести!» Тальберг - это «цвет» белой армии, он окончил военную академию. Тем горше разочарование в нем. Расчетливый, циничный Тальберг, с его «двухслойными глазами», не обременен понятием о чести: он рассматривает, на чьей стороне сила, и делает карьеру наверняка. В революцию он первый выходит на улицу с красным бантом и потом первый кричит на выборах в пользу гетмана. Ему неплохо при любой власти. По мысли автора, убегающий «крысий побежкой» из дома Тальберг - не просто несчастье Елены, это позор, бесчестие и бесславие белой гвардии.

Хочет пересидеть смутное время, закрывшись от него на щеколду, домовладелец Лисович (его называют женским именем Василиса) - «инженер и трус, буржуа и несимпатичный». Он считает и прячет купоны, затаившись в тишине за ставнями. Все, что происходит вокруг, его не касается, только бы пережить бурю.)

I V . Комментарий учителя

Будучи непримиримым противником насилия, Булгаков делает исключение по отношению к тем, у кого не обнаруживает ни чести, ни совести, ни элементарной человеческой порядочности. Он сурово наказывает Лисовича; дворника, пытающегося задержать Николку, за трусливую злобу; поэта Русакова - за духовное разложение; другого поэта, Горболаза, - за доносительство. Характер каждого наказания соответствует, по воле автора, характеру грехопадения. Лисович наказан лишением «сокровищ», дворник Нерон - ответной злобой Николки, Русаков за душевную гниль - физической гнилью, сифилисом, Горболаз - тем, что желал агитатору-большевику, которого пытался выдать.

Бури гражданской войны захватывают людей, влекут их за собой, распоряжаясь их судьбами. Герои стали игрушкой в руках стихийных сил, их завертела метель, вьюга, символически предвещенная эпиграфом из «Капитанской дочки». Вспомним образ Блока из «Двенадцати» - революция как стихия. На поверхности жизни мелькают, сменяя друг друга, политические временщики и авантюристы, а в глубине бродит взбунтовавшаяся народная масса.

V . Итог урока

Находим эпизод бегства в Город (часть 1, глава 4)

Гибель белого движения неизбежна, неизбежно и падение царства гетмана, избранного правителем Украины в цирке . Обратим внимание на эту символическую деталь.

Ромай наполняется жестоким сознанием неотвратимости суда истории, блоковским чувством возмездия.

Какие нравственные ценности утверждает писатель в романе?

(Как в начале романа, так и в его эпилоге автор заставляет вас думать о вечности, жизни будущих поколений, об ответственности людей перед историей, друг перед другом. Все пройдет, все исчезнет, «а вот звезды останутся...» (обращаемся к эпиграфу). Звезды - это вечность жизни, это вечные нравственные ценности: добро, книги, семья, дом, любовь. Любовь победит все, любовь есть жизнь. За Алексеем Турбиным гналась смерть, а догнала любовь в образе Юлии Рейсс. Николка приходит в дом Най-Турсов вестником смерти, приносит горе, а уносит с собой любовь сестры героя. Сердце Елены покорил Шервинский. Любовь нельзя убить, как нельзя убить жизнь. Подобно «Капитанской дочке» «Белая гвардия» - не только исторический роман, но и своеобразный роман-воспитание, где, говоря словами Л. Толстого, мысль семейная соединяется с мыслью народною).

Домашнее задание

По вариантам: проанализировать две ключевых сцены романа - вечеринка у Турбиных (часты, глава 3) и сцена в гимназии (часть 1, главы 6, 7).

Урок 5 (66). Образ дома в романе «Белая гвардия»

Цель урока: понять, как создается писателем образ Дома, выявить роль этого образа в системе жизненных ценностей.

Методические приемы: повторение, работа над текстом, анализ эпизодов.

Ход урока

I . Слово учителя

Дом в представлении Булгакова не ограничивается ролью вспомогательной, ролью интерьера. Это место, где можно укрыться от жизненных бурь, где тебя любят и ждут. В романе Булгаков воссоздает обстановку своего родного дома № 13 по Алексеевскому спуску, где царили уют, взаимопонимание, атмосфера высокой интеллигентности. Вспомним дом Ростовых из «Войны и мира».

Что общего между домом Ростовых и домом Турбиных?

(Автобиографичность. Обстановка доверия и любви, простота и взаимное уважение. Есть «чужой» в доме: у Толстого - Берг, муж Веры, у Булгакова - Тальберг, муж Елены (обратим внимание на сходство фамилий.)

II. Беседа

Образ Дома создается и на противопоставлении остальному, внешнему миру. Один из эпиграфов, из «Капитанской дочки», гласит: «Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл, сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло.

Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!».

Вспомним оттуда же: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

У кого еще из писателей ХХ-го века встречается образ бурана?

(Образ бурана, метели, предвещающий жизненные бури, один из основных и у Блока.)

Героям Булгакова удается какое-то время защищаться и защищать свой Дом, воплощение прочности, надежности, самой жизни. Вещи для Турбиных не материальные ценности, а особые знаки привычного бытия, надежды, защищенности.

Какие предметы являются для Турбиных по-настоящему ценными?

(Книги: На открытых многополочных шкафах тесным строем стояли сокровища. Зелеными, красными, тиснеными золотом и желтыми обложками и черными папками со всех четырех стен... глядели книги» (часть 3, глава 12).)

Какие книги упоминаются в романе? В каком контексте?

(Прежде всего вспомним Капитанскую дочку. Название пушкинского романа дается без кавычек. Это уже не просто книжный образ, это член семьи, так же, как и Наташа Ростова. Елена читает «Господина из Сан-Франциско» Бунина. Вспомним эпиграф к рассказу: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий», который перекликается с идеей «Белой гвардии». Заметим, что символичность рассказа усиливается, приобретает конкретность в контексте романа Булгакова. Упоминаются названия книг и литературные образы: Фауст, «Пиковая дама», Онегин, стихотворения Некрасова, «Бесы» Достоевского, современные Булгакову футуристы. Классические произведения, вечные образы и сюжеты даются как неотъемлемая часть жизни, часть культуры, которая подвергается смертельной опасности.)

Что предвещает разрушение Дома?

(Любимый синий сервиз, согретый еще материнскими руками, разбит неуклюжим Лариосиком. И это предвещает несчастье. «Сервиза безумно жаль», - говорит Елена.)

Как писатель предостерегает от разрушения?

(Булгаков разрывает ткань повествования восклицанием: «Никогда. Никогда не сдергивайте абажур с лампы! Абажур священен. Никогда не убегайте крысиной побежкой на неизвестность от опасности. У абажура дремлите, читайте - пусть воет вьюга, - ждите, пока к вам придут».)

Дом Турбиных, как Ноев ковчег, спасает от смуты, царящей за окнами, спасает всех, кто переступает его порог.

II. Реализация домашнего задания: анализ ключевых эпизодов

1. Обратим внимание на квартиру Лисовичей, домовладельцев, которая больше похожа на нору, в которой уютно себя чувствует разве что мышь (прием противопоставления).

(Звуки, запахи дополняют образ Дома, наполняют его жизнью: запах книг и шорох страниц, запах хвои, размеренный бой часов («тонк-танк) песни и гитара Николки.)

Какая атмосфера царит в доме Турбиных?

(В доме Турбиных - уютно, тепло, царит атмосфера любви и заботы друг о друге, высокой культуры и духовности. Атмосфера дома, описанная в романе, напоминает ту, которая была в семье писателя. В доме Булгаковых господствовали интеллектуальные интересы: все увлекались поэзией, литературой, театром.

Членов семьи Турбиных мы постоянно видим с книгами: Алексей читает Бесов Достоевского, Елена увлечена Буниным.

В доме Турбиных находят тепло, понимание и поддержку Мышлаевский, Шервинский, Карась.)

С какой целью писатель делает противопоставление Дому?

(Покою, радости и чувству защищенности турбинского дома противопоставляется умерший, опустелый дом - гимназия. Он становится символом войны, гибели. Там мертвый покой, «полнейший и угрюмейший покой». Там жгут в печах книги, чтобы согреться, жгут парты (часть 1, глава 6). Алексею Турбину «показалось вдруг, что черная туча заслонила небо, что налетел какой-то вихрь и смыл всю жизнь, как страшный вал смывает пристань».)

В сцене в гимназии действие романа достигает наибольшего драматизма.

2. Анализируем поведение героев.

Как ведут себя герои романа?

Как меняется представление о чести?

(Главной ценностью оказывается человеческая жизнь. Полковник Малышев в минуту кризиса берет ответственность на себя и распускает юнкеров, спасая их. Защищать «до последнего патрона» некого и нечего. Остается попытка начать мирную гражданскую жизнь в этом хаосе.)

I V . Итог урока

Роман кончается как будто спокойно. Герои спят и видят сны. Надежда на будущее - в простом и радостном сне Петьки Щеглова - мальчика из флигеля (тоже Дом). «Камера» писателя поднимается вверх, к звездам: «Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?»

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.

Пояснительная записка

... Поурочные разработки . - М.: Просвещение. 3. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века . 10 класс . 1-е полугодие. - М.: Вако, 2003. 4. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе ...

Сочинение

Гражданская война… Хаос… Выстрелы… Непогода…

Город. Ощущение тревоги, которое испытывают все. Страх в душах людей. Где найти покой?

М. Булгаков приводит своих героев в семью. Именно она, семья Турбиных, противостоит кошмару и ужасу, царящему в Городе. Город — это страх. Дом — это кремовые шторы и накрахмаленная скатерть. Это сами Турбины. Только здесь, где стоят на столе розы, где женщина — полубог, отогреваются люди от стужи и холода Города и обретают покой и душевное равновесие.

Для Булгакова, и в жизни, и в книгах, семья — это святое, это место, где человек обретает покой, которого ему так не хватает за пределами дома. Закон этой семьи — честь. Честь не только в верности отечеству, присяге, но и в верности и преданности всем членам семьи. А еще в этой Семье культ порядочности. Порядочности во всем: и в отношении друг к другу, и в отношении к тем, кто приходит в дом Турбиных.

«Белая гвардия» — роман о страшном буране гражданской войны, которая сотрясает дом Турбиных, где «лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущими таинственным, старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, «Капитанской дочкой». Книги, взрастившие молодых Турбиных. Уют, поэзия дома, тепло семьи… Изразцовая печка в столовой становится чуть ли не символом устойчивости, нерушимости этой семьи.

В начале романа Турбиных постигло горе — умерла мать: «За что такая обида? Несправедливость?» Эта смерть ужасна для детей, но она не связана с войной. Жизнь — смерть, тут никуда не денешься. Но обидно и несправедливо, когда смерть нелепая, насильственная. Дом Турбиных устоял, хотя и дал трещину: «Много лет до смерти в доме № 13 по Александровскому спуску изразцовая печка в столовой грела и растила Еленку маленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку. … Но часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен и Саардамский Плотник, и голландский изразец, как мудрая скала, в самое тяжкое время живительный и жаркий».

Тальберг, муж Елены, человек, чуждый Турбиным (как чужд Ростовым Берг, да и сама Вера), бежит из Города. Тальберг ушел из дома и из семьи, но к дому прибились друзья детства — Мышлаевский, Шервинский, Карась. Они любят этот дом, они соответствуют духу этого дома, они защитники Города.

«Белая гвардия» Булгакова насыщена деталями быта, предметами, которые окружают героев. Это такие же «говорящие» предметы, как и «полка книг» в деревенском доме Лариных для Татьяны, «лорда Байрона портрет» в кабинете Онегина, нянин сундук, на котором девочки семьи Ростовых поверяли друг другу свои тайны. Эти вещи входят в духовный мир героев, но и вещи как бы вобрали в себя их таинственный и поэтический мир. Детали быта особенно важны, потому что любой дом, любая семья — это любимые каждым членом семьи безделушки, какие-то дорогие именно его сердцу.

Молодым Турбиным жизнь «перебило на самом рассвете». И все же они устояли, внутренне устояли, сберегли то, что впитали в себя в этом доме, доме, который стал Ноевым ковчегом во время потопа.

Умирающая мать Турбиных, Анна Владимировна, завещала: «Дружно… живите». И они жили дружно. Любили друг друга, любили свой дом и хранили его. Когда Елена все же решила ехать с мужем из города (это же муж!), она, «похудевшая и строгая», мгновенно стала укладывать чемодан, а в комнате стало «противно, как во всякой комнате, где хаос укладки, и еще хуже, когда абажур сдернут с лампы!» Абажур становится в романе символом не только Дома, но и Души, человеческой порядочности, совести, чести. Булгаков пишет: «Никогда не убегайте крысьей побежкой на неизвестность от опасности. У абажура дремлите, читайте — пусть воет вьюга, ждите, пока к вам придут».

То, что на протяжении десятилетий проклиналось, высмеивалось как мещанство, было презрительно названо «быт», у Булгакова — фундамент жизни, то, чего нельзя разрушать. Поэтому в доме Турбиных «скатерть, несмотря на пушки и чепуху, бела и крахмальна». Это от Елены, которая не может иначе, это от Анюты, выросшей в доме Турбиных… В вазе голубые гортензии и две мрачные и знойные розы, «утверждающие красоту и прочность жизни, несмотря на то, что на подступах к Городу — коварный враг, который, пожалуй, может разбить снежный, прекрасный Город и осколки покоя растоптать каблуками».

Дом. Семья. «Красота и прочность жизни». За кремовыми шторами мир «грязен, кровав и бессмыслен». А здесь умеют жить: мечтать, читать, веселиться, острить. Этот Дом противопоставлен квартире инженера Лисовича, в которой тишину ночи нарушала мышь. Она «грызла и грызла, назойливо и деловито, в буфете старую корку сыра, проклиная скупость супруги инженера, Ванды Михайловны». Проклинаемая Ванда глубоко спала в своей прохладной и сырой квартире. Сам же Лисович в это время прятал деньги по тайникам.

В описании этого «дома» все со знаком «минус», все, начиная от квартиры и заканчивая ее хозяевами. В спальне «пахло мышами, плесенью, ворчливой сонной скукой». Эту тишину «сонной скуки» нарушают сверху из квартиры Турбиных «смех и смутные голоса», звуки гитары. У Лисовичей же — двуличие и трусость, трусость и готовность к предательству… Но и готовность искать спасения у «этих», которые из квартиры этажом выше, а значит, убежденность, что «эти-то» не продадут.

Неслучайно, что именно к Турбинным, олицетворяющим семейный покой и уют, прибился Лариосик, этот немного смешной человек, почти мальчишка.

Там, за порогом Дома, Семьи «тревожно». Это слово постоянно использует автор: «в Городе тревожно». Тревожен взгляд Елены, тревога в благосклонности Тальберга. И эта тревога уходит, лишь когда человек приходит домой. Именно поэтому так часто появляются в доме Турбиных друзья детства — Мышлаевский и Шервинский.

Почему же так тянет героев в семью Турбиных? Да потому, что в основе семьи — любовь. Любовь друг к другу, из которой выросла любовь к каждому человеку. Благотворная семейная любовь, которая сделала дом Домом, семью Семьей. Эта самая важная мысль романа Булгакова «Белая гвардия».

Другие сочинения по этому произведению

«Всякая благородная личность глубоко осознает свои кровные связи с отечеством» (В.Г. Белинский) (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») «Жизнь дана на добрые дела» (на материале романа М. А. Булгакова «Белая гвардия») «Мысль семейная» в русской литературе по роману «Белая гвардия» «Человек — частица истории» (по роману М. Булгакова «Белая гвардия») Анализ 1 главы 1 части романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» Анализ эпизода «Сцена в Александровской гимназии» (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Бегство Тальберга (анализ эпизода из главы 2 части 1 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия»). Борьба или капитуляция: Тема интеллигенции и революции в творчестве М.А. Булгакова (роман "Белая гвардия" и пьесы "Дни Турбиных" и "Бег") Гибель Най-Турса и спасение Николая (анализ эпизода из 11 главы части 2 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия») Гражданская война в романах А. Фадеева «Разгром» и М. Булгакова «Белая гвардия» Дом Турбиных как отражение семьи Турбиных в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Задачи и Сны М. Булгакова в романе "Белая гвардия" Идейно-художественное своеобразие романа Булгакова «Белая гвардия» Изображение белого движения в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Изображение гражданской войны в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Интеллигенция «мнимая» и «настоящая» в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Интеллигенция и революция в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» История в изображении М. А. Булгакова (на примере романа «Белая гвардия»). История создания романа Булгакова «Белая гвардия» Каким предстаёт белое движение в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»? Начало романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» (анализ 1 гл. 1 ч.) Начало романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» (анализ 1 главы первой части). Образ Города в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Образ дома и города в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Образы белых офицеров в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Основные образы в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Основные образы романа “Белая гвардия” М. Булгакова Отражение гражданской войны в романе Булгакова «Белая гвардия». Почему так притягателен дом Турбиных? (По роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Проблема выбора в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Проблема гуманизма на войне (по романам М. Булгакова «Белая гвардия» и М. Шолохова «Тихий Дон») Проблема нравственного выбора в романе М.А. Булгакова "Белая гвардия". Проблема нравственного выбора в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Проблематика романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» Рассуждения о любви, дружбе, воинском долге на основе романа «Белая гвардия» Роль сна Алексея Турбина (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Роль снов героев в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Семья Турбиных (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Система образов в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Сны героев и их значение в романе М. А. Булгакова «Белая Гвардия» Сны героев и их связь с проблематикой романа М. А. Булгакова «Белая гвардия». Сны героев и их связь с проблематикой романа М. Булгакова «Белая гвардия» Сны героев романа М. А. Булгакова «Белая гвардия». (Анализ главы 20 части 3) Сцена в Александровской гимназии (анализ эпизода из главы 7 роамана М. Булгакова «Белая гвардия») Тайники инженера Лисовича (анализ эпизода из главы 3 части 1 романа М. А. Булгакова «Белая гвардия») Тема революции, гражданской войны и судьба русской интеллегенции в русской литературе (Пастернак, Булгаков) Трагедия интеллигенции в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Человек на изломе истории в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Чем привлекателен дом Турбиных (по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия») Тема любви в романе Булгакова «Белая гвардия» Рассуждения о любви, дружбе, основе романа «Белая гвардия» Анализ романа "Белая гвардия" Булгакова М.А. I Отражение гражданской войны в романе Рассуждения о любви, дружбе, воинском долге на основе романа Человек на изломе истории в романе Дом - сосредоточение культурных и духовных ценностей (По роману М. А. Булгакова "Белая гвардия") Символы романа Булгакова «Белая гвардия» Бегство Тальберга. (Анализ эпизода романа Булгакова «Белая гвардия») Каким предстает белое движение в романе Булгакова «Белая гвардия»

Протасова А. И.

Лесосибирский педагогический институт – филиал Сибирского федерального университета, Россия

Образ-мотив дома в романе М. Булгакова «Белая гвардия»

В мифопоэтическом контексте творчества М.А. Булгакова,главным элементом является образ-архетип. Архетипичность выступает не только содержательно-смысловой сферой художественного обобщения действительности, но и особой формой мифомышления писателя, отразившего в своих произведениях уникальный духовный опыт русского народа.

Одним из главных образов в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» является образ дома. В первой части романа автор подчеркивает традиции семьи, издавна сложившийся уклад жизни и семейных отношений: «… в доме № 13 по Алексеевскому спуску, изразцовая печка в столовой грелаи растила Еленку маленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку. Как часто читался у пышашей жаром изразцовой площади «Саардамский Плотник», часы играли гавот, и всегда в конце декабря пахло хвоей, и разноцветный парафин горел на зелёных ветвях… » . Атмосфера дома окутана впечатлениями детства, которые навсегда сохранились впамяти, укрепились привычками и стали частью характера самого рода Турбиных.

Эпитет «светлая королева», который появляется в самом начале «Белой гвардии», говорит об отношении Турбиных к матери Елене, хранительнице домашнегоочага. Елена руководила воспитанием детей и заботилась об их образовании. Много сил она отдавала сохранению в семьеатмосферы дружбы. Именно дружбе, придававшую такую устойчивость семье Турбиных, просвещены многие страницы романа М.Булгакова.

Писатель с необыкновенной точностью описывает интерьер, который окружает семью Турбиных: «… этот изразец, и мебель старого красного бархата, и кровати с блестящими шишечками, потёртые ковры, пёстрые и малиновые, с соколом на руке Алексея Михайловича, с Людовиком XIV … лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, Капитанской Дочкой, золочёные чашки, серебро, портреты, портьеры…»

Центром интерьера - и всего дома – является «пышущая жаром» изразцовая печь, легендарный домашний очаг, символ уюта и благополучия, спокойствия и незыблемости семейных традиций.

М.А.Булгаков показывает нам атмосферу десятилетиями складывавшегося быта, прочно основанного на православном мировосприятии, которое формировало и питало лучшие качества национального сознания, лучшие свойства души русского человека.

Семья Турбиных не замыкается в своем мире, не утрачивает связи с окружающим миром, находясь в самой гуще событий. И ни в каких ситуациях не утрачивает понятий о чести.

Весь интерьер дома наполнен олицетворением: живыми кажутся и горячие изразцы, и огоньки рождественских свечей, и старинные фотографии, и герой детской книжки Саардамский Плотник. …Как в сказках Андерсена, эти вещи живут своей особенной, доступной только детскому постижению жизнью, и отзываются на каждый зов нашего внутреннего голоса.

Турбины для М. Булгакова – это идеал семьи. В них отразились все нужные для крепкой семьи человеческие качества: доброта, честность, взаимопонимание, любовь. Но герои дороги М. Булгакову еще и потому, что при любых условиях они готовы защищать не только свой уютный дом, но и родной Город.

Дом и Город – два главных неодушевлённых героя книги. Дом Турбиных на Алексеевском спуске, изображённый со всеми чертами семейной идиллии,живёт, дышит, страдает, как живое существо. Будто чувствуешь тепло от изразцов печи, когда на улице мороз, слышишь башенный бой часов в столовой, бренчанье гитары и знакомые милые голоса Николки, Елены, Алексея, их шумных весёлых гостей… И Город – безмерно красивый на своих холмах даже зимой, заснеженный и залитый вечерами электричеством. Вечный Город, истерзанный обстрелами, уличными боями, опозоренный толпами чужих солдат, временщиками, захватившими его площади и улицы.

Для Турбиных дом – это крепость, которую они оберегают и защищают только все вместе. В романе «Белая гвардия» чётко прослеживается связь семьи с церковью: Алексей Турбин обращается за помощью к отцу Александру; Елена, когда просит Бога о помощи опускается перед «Старой иконой в тяжёлом окладе» на колени, убрав из-под них ковёр (эта деталь, считается принятой в православном обиходе) и т.д. Это говорит о том, что дети Турбиных росли и воспитывались в верующей в Бога семье.

Список литературы

1. И. Ф. Бэлза. Булгаков М. А. Белая гвардия. Жизнь господина де Мольера. Рассказы. М.: Правда, 1989. – 576 с.

2. А. Караганов, В. Лакшин. Булгаков М. А. Собрание сочинений. В 5 т. Т.1 Записки юного врача; Белая гвардия; Рассказы; Записки на манжетах / Вступ. статья В. Лакшина; Подгот. текста М. Чудаковой. – М.: Художественная литература, 1992. 623 с.

3. В. В. Петелина. Булгаков М. А. Письма. Жизнеописание в документах. – М.: Современник, 1989. – 576 с.