Чем привлекает образ дома главных героев в произведении Булгакова "Белая гвардия? «Город и Дом — центральные образы романа. Дом Турбинных

Чем привлекает образ дома главных героев в произведении Булгакова "Белая гвардия?

Судьба семьи Турбиных находится в центре повествования двух произведений М. А. Булгакова – романа «Белая гвардия» и пьесы «Дни Турбиных». Эти произведения были написаны в двадцатые годы 20 века и отразили недавние события гражданской войны. Автор рисует Киев, раздираемый борьбою за власть, с перестрелками и убитыми на улицах, с бесчинствами красных и петлюровцев. Булгаков описывает Киев, ожидающий решения главного на тот момент вопроса о дальнейших судьбах России.

И среди всех этих бедствий, беспокойств, передряг существует незыблемый островок уюта, к которому тянутся все вокруг. Это дом семьи Турбиных. В их лице Булгаков рисует представителей русской интеллигенции, которую сам автор считал главной силой России.

Все Турбины - очень образованные люди, носители высокой культуры и традиций, передающихся из поколения в поколение. И их дом – это продолжение самих Турбиных, выражение их сущности и их души. Можно сказать, что их дом является олицетворением мирной жизни, которая ушла и неизвестно, вернется ли вообще.

Первые главы романа посвящены описанию дома. Он стоял по «Алексеевскому спуску», весь окруженный зеленью. Центром и душой дома была большая изразцовая печь, которая воспитывала и оберегала всю семью. Она была особым свидетелем событий, происходивших во всей стране в целом и в этом доме в частности. Печка была испещрена «историческими» записями, сделанными в 1918-м году. Это были не только политические замечания, типа «Бей Петлюру!», но и личные переписки: «1918 года, мая 12 дня я влюбился», «Вы толстый и некрасивый».

Полноправным жильцом в доме были старинные часы с башенным боем: «К ним все так привыкли, что, если бы они пропали как-нибудь чудом со стены, грустно было бы, словно умер родной голос и ничем пустого места не заткнешь».

Вся мебель в доме обита теплым красным бархатом. Потертые ковры символизируют уютную атмосферу, устоявшуюся уже давно. Обстановка дома свидетельствовала о том, что его обитатели любили книги: «… бронзовая лампа под абажуром, лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, Капитанской дочкой, золоченые чашки, серебро, портреты, портьеры, - все семь пыльных и полных комнат, вырастивших молодых Турбиных, все это мать в самое трудное время оставила детям…»

Но мать оставила детям еще и завет жить дружно. И они со всей готовностью исполняли его, крепко держась друг за друга. Поэтому со всей уверенностью можно сказать, что обстановка Турбиных – это не только мебель, книги, тепло от изразцовой печки, но, в первую очередь, это люди. Это и старший брат Алексей, человек слабой воли, но широкой души, белый офицер, со всей ответственностью исполняющий свой долг. В конце романа он испытывает нравственную трагедию. Весь его мир, его мировоззрение рухнули. Но, несмотря ни на что, он остается верен себе и своей Родине. Так же, как близкий друг семьи Мышлаевский.

Хранительницей домашнего очага и семейного уюта являлась Елена Турбина. Это была приятная нежная женщина двадцати четырех лет. Исследователи говорят, что Булгаков списывал ее образ со своей сестры. Елена заменила Николке мать. Она преданна, но несчастлива в браке, не уважает своего мужа Сергея Тальберга, который, по сути дела, является предателем и приспособленцем. Недаром дом Турбиных не принимает его, все члены семьи несколько сторонятся Тальберга, чувствуя в нем чужака. И не зря. В итоге Тальберг предает дом Турбиных, Киев, свою родину.

Если Елену Турбину можно назвать хранительницей дома, то Николка – его душа. Во многом именно он скрепляет между собой всех членов семьи. Именно забота о младшем брате не позволяет забыть старые семейные традиции, не позволяет в такие сложные времена распасться дому. Очень символично, что в конце произведения Николка погибает. Это обозначает крушение дома Турбиных, а вместе с ним и всей белой России с ее традициями, культурой и историей.

Для того, чтобы ярче подчеркнуть благородство, принципиальность и твердость взглядов Турбиных, нам показывается их сосед-антипод Василиса. Он приспособленец, ему важнее всего на свете спасти свою шкуру любой ценой. Он трус, по словам Турбиных, «буржуй и несимпатичный», не остановится перед прямым предательством, а, может быть, и убийством. Василиса – это прозвище владельца дома Василия Ивановича Лисовича, в котором жили Турбины. Дом Лисовичей – полная противоположность главным героям «Белой гвардии». Их быт – убог, в доме пахнет затхлостью, «мышами и плесенью». За такой обстановкой дома скрывается скудность жизни его обитателей.

Подчеркивая красоту дома Турбиных и красоту человеческих отношений в этой семье, Булгаков изображает Город. Его любимый Киев, «прекрасный в морозе и тумане», изображает «цветущие сады над Днепром», «памятник Владимира». Можно сказать, что Киев для Булгакова – целая поэтическая тема, связывающая его с юностью. Это «город прекрасный, город счастливый. Мать городов русских».

Таким образом, мне кажется, что дом Турбиных символизирует для Булгакова старую Россию, Россию до революции, близкую писателю. Дом Турбиных напоминает теплое живое существо, наполненное любовью, смехом, радостью и счастьем. В конце произведения этот дом гибнет, уходит в прошлое. Семейные связи разрушаются, Киев меняется, как меняется и вся Россия. На смену дому Турбиных приходит что-то другое, что будет соответствовать идеалам нового времени и новой власти.

Литературно-мемориальный музей М. Булгакова
Дом Турбиных
Дата основания 1989
Дата открытия ежедневно с 10:00 до 18:00, выходной - среда. Санитарный день - первый вторник месяца.
Местонахождение 01025, Украина , Киев , Андреевский спуск , 13.
Директор Л.В. Губианури
Сайт bulgakov.org.ua
Литературно-мемориальный музей М. Булгакова на Викискладе

Дом Турбины́х - литературно-мемориальный дом-музей Михаила Афанасьевича Булгакова в Киеве. Основан в начале 1989 года . Основная экспозиция находится на втором этаже дома. Здесь можно увидеть личные вещи Булгакова, услышать историю его жизни в Киеве. Эта история тесно переплетается с его романом «Белая гвардия ».

Название Дом Турбиных закрепилось за домом благодаря писателю Виктору Некрасову , после того, как в журнале «Новый мир » был опубликован его очерк «Дом Турбиных» . Дом называют не по фамилии автора романа «Белая гвардия», а по фамилии «живших» здесь его героев.

История дома [ | ]

Рисунок фасада, 19 в.

Здание построено в 1888-1889 годах по проекту архитектора Н. Н. Горденина для жены купца Литошенко.

В этом доме, «постройки изумительной», Булгаковы прожили 13 лет с по 1919 год .

Особняк имеет каменные цоколь и первый этаж, а весь верхний этаж - деревянный, обложенный кирпичом и крытый железом.

Новым владельцем дома стал З. П. Мирович, купец и почётный гражданин Киева, который кроме этого дома владел ещё тремя домами на той же улице, вместе дома представляли собой целую усадьбу. Вся недвижимость усадьбы была оценена в 22 250 руб. Главный дом - в 13 000 рублей, два небольших - в 4 500 и 3 750 руб. Совсем крохотный дом, примыкавший к большому (из одной комнаты и кухни с коридором - квартира Щегловых в «Белой гвардии») - в 1 000 рублей.

Все помещения сдавались в аренду с годовой прибылью в 2 620 рублей. Самой дорогой была квартира на втором этаже («все семь полных и пыльных комнат»), она обходилась Булгаковым в 720 рублей в год.

В 1909 году дом купил архитектор В. П. Листовничий и поселился с женой и пятилетней дочерью Инной на первом этаже. Киевское общество взаимного кредита предоставило ему возможность заплатить только половину необходимой суммы, оставшуюся половину погасить в течение 8 лет за 7 % годовых. Последний взнос необходимо было сделать 7 ноября 1917 года .

«Мы покупали дом вместе с жильцами» - вспоминала дочь хозяина И. В. Листовничая .

В купленной усадьбе, кроме Булгаковых и Листовничих проживало около 70 человек, всего было 8 квартир. В подвальном помещении двухэтажного на каменном фундаменте дома находилась бакалейная лавка купца Шайтера. В центральном доме усадьбы проживала семья генерала Комарницкого, а в подвале его дома была квартира дворника. В третьем флигеле жила семья коммерсанта Гробинского.

Листовничий произвел некоторую перепланировку усадьбы - раскопав участок со стороны двора и под двором построив новое кирпичное помещение. Организовал конюшню с парой лошадей и экипажем. Часть веранды Булгаковых перепланировал под лестницу на чердак. Склон горы, которая нависала над усадьбой, обсадил кустами сирени и акации, чтобы защититься от возможного оползня. Усадьбу огородили новым глухим деревянным забором.

В 1965 году в самый канун публикации «Мастера и Маргариты» дом отыскал киевлянин, писатель и архитектор по первой профессии В. П. Некрасов . Вот как он описал свои впечатления:

«Андреевский спуск - лучшая улица Киева… Крутая, извилистая, булыжная. Новых домов нет. Один только. А так - одно-двухэтажные… Так он и останется со своими заросшими оврагами, садами, буераками, с теряющимися в них деревянными лестницами, с прилепившимися к откосам оврагов домиками, голубятнями, верандами, с вьющимися грамофончиками, именуемыми здесь „кручеными панычами“, с развешанными простынями и одеялами, с собаками, с петухами… И вот мы стоим перед этим самым домом № 13 по Андреевскому спуску. Ничем не примечательный двухэтажный дом. С балконом, забором, двориком, „тем самым“, с щелью между двумя дворами, в которую Николай Турбин прятал свои сокровища. Было и дерево, большое, ветвистое, зачем-то спилили, кому-то оно мешало, затемняло» .

В очерке, написанном вскоре после первых посещений «дома Турбиных», Некрасов описал, как он нашёл этот дом:

«Над двухэтажным домом № 13, постройки изумительной (на улицу квартира Турбиных была во втором этаже, а в маленький, покатый, уютный дворик - в первом), в саду, что лепился под крутейшей горой, все ветки на деревьях стали лапчаты и обвисли. Гору замело, засыпало сарайчики во дворе - и стала гигантская сахарная голова. Дом накрыло шапкой белого генерала, и в нижнем этаже (на улицу - первый, во двор под верандой Турбиных - подвальный) засветился слабенькими желтенькими огнями… Василий Иванович Лисович, а в верхнем - сильно и весело загорелись турбинские окна».

Ничто с тех пор не изменилось. И дом, и дворик, и сарайчики, и веранда, и лестница под верандой, ведущая в квартиру Василисы (Вас. Лис.) - Василия Ивановича Лисовича, - на улицу первый этаж, во двор - подвал. Вот только сад исчез - одни сарайчики.
Первый мой визит, повторяю, был краток. Я был с матерью и приятелем, приехали мы на его машине, и времени у нас было в обрез. Войдя во двор, я робко позвонил в левую из двух ведущих на веранду дверей и у открывшей её немолодой дамы-блондинки спросил, не жили ли здесь когда-нибудь люди по фамилии Турбины. Или Булгаковы.
Дама несколько удивленно посмотрела на меня и сказала, что да, жили, очень давно, вот именно здесь, а почему меня это интересует? Я сказал, что Булгаков - знаменитый русский писатель, и что все, связанное с ним…
На лице дамы выразилось ещё большее изумление.
- Как? Мишка Булгаков - знаменитый писатель? Этот бездарный венеролог - знаменитый русский писатель?

Тогда я обомлел, впоследствии же понял, что даму поразило не то, что бездарный венеролог стал писателем (это она знала), а то, что стал знаменитым…

Режим работы [ | ]

Галерея [ | ]


По свидетельству исследователя И. Золотусского, более поздний роман Булгакова «Мастер и Маргарита» наследовал от романа «Белая гвардия» вопрос о свете и покое, тему дома, связь частного лица и истории и связь неба и земли. В «Белой гвардии» писатель показал, что созидание духовного мира личности происходит гармонично, когда его источником оказывается дом детства и юности, «окна» которого как бы «распахнуты» в историю своей семьи и историю своего Отечества. Булгаков был абсолютно согласен с Толстым в том, что именно дом и семья вносят в духовную жизнь человека добро, мир и гармонию.

Дом Турбиных - это символ жизни. Несмотря на понимание безвозвратности прошлого, которое разрушено до основания, Турбины стремятся в дом, к семейному очагу, оставшемуся нерушимым. Алексей Турбин приходит к мысли, что воевать нужно только за семейный очаг, за человеческий покой, который позволяет героям романа существовать вне законов социальной эпохи.

Дом в романе населен дорогими людьми. Стены дома украшают портреты предков, а предметы домашнего уюта - это не просто вещи, они одушевлены и участвуют в жизни всех членов семьи. Это «сказочный», «волшебный», «шоколадный», «поэтичный» дом, жители которого живут интересной жизнью - общаются, мечтают, размышляют, слушают музыку, читают любимые книги.

Дом Турбиных - это часы, играющие гавот, источающая тепло изразцовая печь, мебель красного бархата, лучшие на свете шкафы с книгами, пахнущими шоколадом, наконец, знаменитые кремовые шторы... Быт, ставший в наших глазах символом прочности бытия. Поэтизацией быта, домашнего очага во всей его хрупкости и беззащитности булгаковский роман противостоит принципиальной бездомности послеоктябрьской литературы, ее бунту против домашнего очага, ее устремленности к дальним и великим целям, которые якобы только и могут избавить человека от сиротства и отчуждения.

Но дом Турбиных - это не только прочный быт, это и населяющие его люди, это семья, это определенный психологический и культурный склад, который защищает писатель. Уделяя много внимания изображению жизни дома Турбиных, писатель защищает вечные ценности - семью, дом, родину. Читатель постоянно смотрит на все события через восприятие жителей турбинского дома. Этот дом - живое существо. Он живет, дышит, страдает, служит надежным убежищем не только для Турбиных, но и их друзей: Мышлаевскому, Шервинскому, Лариосику. И даже Василиса, не принимающий законов жизни Турбиных, ищет защиты именно в их доме. Елена Турбина, которой «светлая королева» (мать) передала свое душевное тепло, создает особый уютный мир. И когда в огромном Городе тревожно гремят пушки, у Турбиных звучит музыка и ощущается атмосфера душевной близости и влюбленности.

Турбины не замыкаются в своем мире, не утрачивают связи с окружающим миром, находятся в самой гуще событий. И ни в каких ситуациях не утрачивают понятий о чести. Картины семейной жизни, изображенные в романе, пронизаны личными впечатлениями автора, его отношением. Упоминание в "Белой гвардии" имен Толстого и Пушкина, а также их героев, цитатами из М. Лермонтова, Ф. Достоевского, И. Бунина, Д. Мережковского, философа С.Н. Булгакова, появляющиеся на страницах романа образы Саардамского Плотника, тишайшего царя Алексея Михайловича, Александра Первого, звучащая на страницах романа музыка великих композиторов выступают как символы культурного уклада, сформировавшего главное достояние персонажей - их психологический облик: доброжелательность, искренность, цельность, верность, способность любить друг друга и совершать во имя любви чудеса, как это делает Елена, буквально воскрешающая Алексея.

Внутренним стержнем романа является мечта автора о душевном покое, о мирной жизни. Достаточно вспомнить вещий сон («светлый рай») Алексея Турбина, где и белые, и красные равно подлежат высшему милосердию. Алексей Турбин в этом эпизоде передает читателю авторский взгляд на сон: во сне приходит к героям забвение, возникает надежда на искупление. И этой надеждой пронизана последняя глава романа.

В финальных строчках романа писатель обращается к мысли о «вечном Доме»: «Все пройдет, страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?» В этих словах содержится призыв писателя помнить о том, что духовный «дом» каждого человека принадлежит вечности, а это значит, что наша жизнь, представляющая собой лишь мгновение, уникальна и самоценна и в жизни каждого человека есть свой сокровенный смысл.

Читайте также.

Дом Булгаковых на Андреевском спуске в Киеве

Писатели часто описывают в своих произведениях дома, квартиры, особняки, где живут их герои. Мы воспринимаем их как вымышленный мир, существующий только в литературе. Однако, задумайтесь: такие жизненные подробности как вечно капающий кран или трещинка на синей чашке от давно сгинувшего сервиза - откуда им взяться, как не из жизни? Все просто - оглядывается писатель вокруг себя, сидя за своим письменным столом, и переносит то, что видит, на бумагу. Так и возникает просторный дом Наташи Ростовой, уютная спальная Обломова, «нехорошая квартира» в «Мастере и Маргарите». Да-да, «нехорошая квартира» имела реальный прототип - московскую коммуналку по адресу Большая Садовая, 10 (302-бис), куда в 1921 году въехал Михаил Булгаков с женой Татьяной Лаппа. Еще один известный дом писателя — в Киеве на Андреевском спуске, где он родился и вырос. Киевская квартира писателя тоже при деле - в ней живет и действует семья Турбиных из романа «Белая гвардия».Теперь в обеих квартирах музеи. Кстати, долгое время в России не было нормального, полноценного музея Михаила Булгакова, и поклонники ездили в Киев, где музей существует давно - с 1989 года. В киевской квартире-музее настоящих вещей писателя не так много. Но этот недостаток окупает оригинальность идеи - здесь в одном доме сосуществует два мира, реальный и вымышленный - мир булгаковского детства и юности и мир «Белой Гвардии».

Скамья и стулья - из гарнитура, принадлежавшего семье Булгаковых

Интересно, что предметы интерьера, выдуманные Булгаковым для Турбиных, выкрашены в белый цвет. Этот цвет несет так много ассоциаций - белый есть в названии романа, белый — это снежный вихрь, закруживший жизнь героев и засыпавший снегом улицы Киева времен Гражданской войны. Реальные вещи семьи Булгаковых оставлены как есть. Комнаты здесь двуличные - та, в которой жил юный Михаил, является одновременно и комнатой Николки.

Рабочий стол в комнате Михаила Булгакова-Николки Турбина

Смысловой центр комнаты Михаила-Николки - место, где Булгаков занимался, будучи студентом-медиком. Здесь стоит изящное венское кресло и стол в сдержанном классическом стиле. На столе - личные фото и книги семьи Булгаковых. Удачно, что рабочее место прямо напротив окна. Стол хорошо освещен, а, кроме того, можно немного отдохнуть от изучения лимфатической системы и строения человеческого черепа и дать отдых уставшим глазам, разглядывая улицу. Может быть, именно в такие моменты будущий врач отгонял смутные мечтания о писательской судьбе? Как бы то ни было, здесь всегда горит зеленая лампа. Это символ грядущего писательского удела Булгакова (когда он жил в Киеве, то был врачом, а вот писательское дарование взяло верх уже позже, в Москве).

На этих фото Булгаковым принадлежит масса фотографий, безделушек, книги, ноты и один-единственный стул

Вещей, принадлежащих Булгаковым, здесь немного - 500 из 3 трех тысяч. Поэтому фотографии, книги, письма и ре-е-едко мебель (а это как раз то, что нас интересует) - как в белой раме. Однако, именно такой стул или такой диванчик из «неродных» вполне могли стоять в доме Булгаковых, поскольку все предметы принадлежат той эпохе - концу 19 — началу 20 века.

Коридор в московском музее-квартире Булгакова

Как сами понимаете, интерьер киевского дома Булгаковых далеко не аутентичен. Больше о том, в какой обстановке Михаил Афанасьевич писал «Собачье сердце» или «Мастера и Маргариту», можно получить в московском музее-квартире. Как там? «…Вся большая и полутемная передняя была загромождена необычными предметами и одеянием. Так, на спинку стула наброшен был траурный плащ, подбитый огненной материей, на подзеркальном столике лежала длинная шпага с поблескивающей золотом рукоятью. Три шпаги с рукоятями серебряными стояли в углу так же просто, как какие-нибудь зонтики или трости. А на оленьих рогах висели береты с орлиными перьями». Вот такой была прихожая «нехорошей квартиры». Конечно, Булгаков с женой занимали вовсе не всю квартиру, ведь это была коммуналка. Здесь, на общей кухне гремела сковородками и сплетничала та самая Аннушка (в реальности Анна Горячева), которая пролила подсолнечное масло

Прихожая «нехорошей квартиры», стойка для зонтов, принадлежащая Булгаковым

«…Вся большая и полутемная передняя была загромождена необычными предметами и одеянием. Так, на спинку стула наброшен был траурный плащ, подбитый огненной материей, на подзеркальном столике лежала длинная шпага с поблескивающей золотом рукоятью». Вот такой была прихожая «нехорошей квартиры», которую Михаил Булгаков списал со своего жилища в Москве. В реальной прихожей, скорее всего, вместо плащей и шпаг можно было увидеть зонтики и грязные галоши. А в самой квартире кишели разнообразные персонажи, не такие волшебные, как Воланд или кот Бегемот, но не менее фантасмагоричные - такие могли проживать только в советских коммуналках. К примеру, здесь, на общей кухне гремела сковородками и скандалила та самая Аннушка (в реальности Анна Горячева).

В первой части поста я рассказала о киевской квартире писателя, где он провел свои детские и юношеские годы. После мытарств Гражданской войны писатель оставил Украину, в Москву он перебрался в 1921 году. И если раньше он был врачом, то здесь началась новая жизнь — писательская.

Первый и единственный государственный музей Булгакова открылся в квартире по адресу Большая Садовая, 10 (302-бис) только в 2007 году. Комнаты обставлены мебелью, которой действительно пользовался писатель. Она была подарена государству родственниками. Последнее весомое и важное пополнение состоялось в 2010 году - мебель и вещи из последней квартиры писателя в Нащокинском переулке 3/5 передал потомок друзей жены писателя Елены. Это, конечно, не квартира Булгакова в чистом виде, а некая сборная солянка из разных периодов жизни, разных квартир.

А в 1921 году въехали Булгаковы в одну-единственную комнату, поскольку здесь была коммуналка. Эта комната в музее носит название «комната Булгакова». Там находится единственная вещь, которая осталась со времени проживания здесь четы Булгаковых - книжная полка. С ее помощью Булгаковы старались украсить неуютную комнату. Полка старинная, с головами сфинксов по бокам — уже тогда проявилось пристрастие Михаила Афанасьевича к старинной мебели.

Комната Булгакова: стол принадлежал прототипу доктора Преображенского - дяде писателя Н.М.Покровскому

В этой комнате стоит один интересный предмет мебели, сейчас мало распространенный - зеркало псише (от «Психея»). Это зеркало в раме на ножках, которое можно наклонять под нужным углом — для обзора туфель, например. У булгаковского псише были боковые тумбы, где в великом беспорядке хранились бумаги. Михаил Булгаков, обшаривая дом в поисках важных бумаг, писал жене Елене в 1938 году: «Пришлось вторгнуться в твою Психею (прости! Но что делать?) Я вторгся и обомлел, увидев в конфетных коробках сотни бумажек. Прежде всего, я постарался угадать систему, по которой они сложены, но не угадал… Боги мои! Что же это меня ждет?!».

Книжная полка со сфинксами и псише

Кухня - сердце и ужас коммунальной квартиры. Здесь царствовала Анна Горячева по прозвищу Аннушка-Чума — прототип той самой Аннушки, которая пролила подсолнечное масло. Да что там — под боком у Булгакова шумел целый выводок разнообразных странных личностей — прототипов «героев» «Собачьего сердца», «Дьяволиады», «Мастера и Маргариты». Богатейшая пища для творчества!

Обстановка коммунальной кухни в музее-квартире Булгакова

Старинный буфет принадлежал Булгаковым, фото Анны Горячевой принес в музей один из ее потомков


Синий кабинет в квартире-музее Булгакова

Синий кабинет — это последний кабинет писателя в квартире в Нащокинском переулке. Он воссоздан по воспоминаниям друзей и родственников, большая часть мебели в нем — «родная». Здесь стоит гардероб (не самый вместительный, я бы такой не одобрила), пианино - с ними все понятно. Но вот еще один оригинальный предмет мебели, который сейчас не встречается - шкаф-бюро с выпуклой передней дверцей и странным прозвищем «монашка». Такое название подобные шкафы получили за свою компактность, они могли поместиться и в келье монашки. Хороши они были и многофункциональностью - одновременно могли служить платяным шкафом, комодом и секретером. Булгаковы, кстати, ласково называли его «пузатик».

Шкаф-бюро «монашка» и гардероб, шпон красного дерева

Самое главное в кабинете, а тем более в писательском - конечно же, письменный стол. У Булгакова в этой роли выступал секретер - в стиле неоклассицизма, с множеством потайных ящичков. Откидная панель, заменяющая стол, покрыта красноватой кожей. Это еще одно свидетельство любви Михаила Афанасьевича к старинной мебели. Надо сказать, что секретеры появились во Франции за сто лет до булгаковского — во второй половине 18 века, и потом распространились по Европе. Они представляли небольшой шкафчик с откидной доской в виде столика и с большим количеством отделений и потайных механизмов (отсюда и название), чтобы хранить письма от любовников или по поводу заговоров против короля.

Секретер, вторая четверть 19 века, шпон красного дерева, металл

Архивные фото свидетельствуют, что за этим секретером Булгаков работал во второй половине 30-х годов, как раз тогда, когда писал «Мастера и Маргариту». Может быть, этот романтичный предмет мебели сыграл свою пусть маленькую, но все же роль, в создании особой атмосферы романа? А самое главное - возможно, за ним работали не один, а два величайших писателя! Если верить семейной легенде Булгаковых, секретер принадлежал Гоголю — его портрет украшает центр секретера. Причем Гоголь работал стоя - верхний ящик выдвигается и превращается в рабочую поверхность-конторку. Вот такие удивительные и значительные тайны хранит этот секретер! И только такой, загадочный и необычный предмет мебели мог служить Михаилу Булгакову, создавшему для нас фантастические и волшебные миры своих книг!