Всемирный потоп и ковчег Ноя, в Библии – кратко. Легенды о Ноевом ковчеге (1 фото)

Казалось бы, простое дело. Известно последнее пристанище ковчега, где было «каждой твари по паре» - гора Арарат. Пойди и посмотри, есть ли там корабль. Но поначалу этого-то сделать было нельзя - восхождения на священную вершину были строжайше запрещены…
Это табу было нарушено лишь в 1829 году французом Фридрихом Парро.

Но при первом восхождении альпинист меньше всего задумывался о Потопе. Зато спустя полвека началось, по существу, соревнование за право первым найти остатки корабля Ноя. В 1876-м лорд Брайс на высоте 13 тыс. футов (4,3 км) обнаружил и взял образец от куска обработанного бревна длиной 4 фута (1,3 м). В 1892-м архидиакон Нури, один из главных священников Халдейской церкви, наконец- то впервые вместе с пятью сопровождающими обнаружил «большое деревянное судно» вблизи вершины! (журнал «Английский механик», 11.11.1892).
В 1856 году «три безбожника-иностранца» наняли в Армении двух проводников и отправились в путь с целью «опровергнуть существование библейского ковчега». Лишь спустя десятки лет перед смертью один из проводников признался, что «к своему удивлению они обнаружили ковчег». Сначала они попытались его уничтожить, но у них ничего не вышло, потому что он был чересчур большим. Тогда они поклялись, что никому не расскажут о своей находке, и то же самое заставили сделать своих сопровождающих… (журнал «Крисчен геральд», август 1975 года).
В 1916 году бесстрашный русский фронтовой пилот В. Росковицкий сообщил в донесении, что наблюдал на склонах Арарата (тогда эта местность входила в состав Российской империи) с аэроплана «лежащее большое судно»! Немедленно снаряженная царским правительством (несмотря на войну!) экспедиция приступила к поискам. Впоследствии непосредственные участники утверждали, что цель была ими достигнута, детально сфотографирована и обследована… По всей видимости, это была первая и последняя официальная экспедиция к ковчегу. Но, к сожалению, ее результаты были надежно потеряны в Петрограде 1917-ю, а территория Большого Арарата была захвачена турецкими войсками…
Летом 1949 года к «ковчегу» отправились сразу две группы исследователей.

Первая, из 4 миссионеров во главе с пенсионером из Северной Каролины доктором Смитом, наблюдала на вершине лишь одно странное «видение» («Монд», 24.09.1949). Зато вторая, состоящая из французов, сообщила, что «видели Ноев ковчег… но не на горе Арарат», а на соседней вершине Джубель-Джуди юго-восточнее Севана («Франс- Суар», 31.08.1949). Правда, согласно местным легендам, вблизи этого места часто наблюдались видения в виде ко- рабля-призрака, покрытого слоем грязи. Там же два турецких журналиста впоследствии якобы видели судно (или призрак?) размером 500 х 80 х 50 футов (165 х 25 х 15 м) с костями морских животных и рядом могилу Ноя. Однако через 3 года экспедиция Рикера не обнаружила ничего подобного.
Холодным летом 1953-го американский нефтяник Джордж Джефферсон Грин, пролетая на вертолете в том же районе, с высоты 30 метров сделал 6 весьма четких фотографий большого корабля, наполовину ушедшего в горные породы и сползающий с горного уступа лед. Грину впоследствии не удалось снарядить экспедицию к этому месту, а спустя 9 лет после его смерти исчезли все оригиналы снимков… Зато в печати появились фотографии с ясно различимыми очертаниями судна, сделанные из Космоса! («Дейли телеграф», 13.09.1965).
В 1955 году Фернану Наварре удается отыскать среди льда древний корабль, из-под льда он извлек Г-образный брус и несколько досок обшивки. Через 14 лет он повторил свою попытку с помощью американской организации «Серч» и привез еще несколько досок. Проведенный в США радиоуглеродный анализ определил возраст дерева в 1400 лет, в Бордо и Мадриде результат был иным - 5000 лет! (Ф. Наварра. Ноев ковчег: я его трогал, 1956, 1974).
Вслед за ним на Арарат отправляется Джон Либи из Сан-Франциско, незадолго до этого видевший точное расположение ковчега во сне, и… ничего не находит. Семидесятилетний «бедняга Либи», как окрестили его журналисты, совершил за 3 года 7 безуспешных восхождений, во время одного из них ему едва удалось спастись от медведя, швыряющего камни! Владелец отеля в Дугобаязите у подножия Арарата Фархеттин Колан участвовал в качестве проводника в нескольких десятках экспедиций. Но чемпионом среди «ковчегоманов» по праву является Эрил Каммингс, который с 1961 года совершил 31 восхождение!
Одним из последних совершил свои 5 восхождений Том Кротсер. Возвратясь со своим трофеем-доской, он воскликнул перед представителями прессы: «Да там этого дерева 70 тысяч тонн, клянусь своей головой!» И вновь радиоуглеродный анализ показал возраст досок в 4000- 5000 лет («Сан-Франциско экзаминер», 29.06.1974).
История всех экспедиций (официальных по крайней мере) обрывается в 1974 году. Именно тогда турецкое правительство, разместив на Арарате посты наблюдения за линией границы, закрыло этот район для любых посещений. Сейчас там в связи с потеплением международной обстановки все настойчивее звучат голоса за снятие этого запрета. Так что остается только надеяться, что законсервированный во льдах древний корабль не рассыплется в ожидании новых исследователей.
Впрочем, описание в Библии Всемирного потопа, продолжавшегося около года 5 тысяч лет назад, является далеко не единственным упоминанием об этом бедствии. Более ранний ассирийский миф, записанный на глиняных табличках, рассказывает о Гильгамеше, спасшемся в ковчеге с различными животными и приставшем после окончания 7-дневного потопа, сильного ветра и ливня к горе Ницир (высотой 400 м) в Месопотамии. Кстати, в изложениях историй потопов совпадают многие детали: для того чтобы узнать, появилась ли земля из-под воды, Ной выпускал ворона и дважды голубя; Утнапиштим - голубя и ласточку. Похожими были и способы строительства ковчегов. Кстати, аналогичные повествования встречаются также у аборигенов Южной и Северной Америки, в Африке и Азии.
Исследования Уайетта
Анестезиолог Рональ Элдон Уайетт полностью посвятил себя поискам и исследованиям останков библейского Ноева ковчега.
С 1977 года он стал организатором нескольких экспедиций в Турцию и создал организацию “Археологические исследования Уайетта” (Wyatt Archeological Research), для того чтобы популяризировать эти исследования.
Уайетт доказал, что этот корабль – дело рук человека, и является тем самым легендарным ковчегом Ноя. Также ученый проделал колоссальную работу: собрал множество свидетельств, заснял на фото и видео проведенные работы, а в авторитетных научных лабораториях сделал анализ взятых образцов.
С 1977 по 1987 года Рональдом было совершено 18 экспедиций на место нахождения ковчега. И в результате этого Уайеттом был сделан вывод – Ноев ковчег найден!

Останки ковчега
В 1978 году в Турции произошло землетрясение, которое привело к опадению почвы, скрывавшей судно. Таким образом окаменевшие останки корабля оказались на поверхности. Вокруг всего ковчега можно было заметить углубления, которые напоминали распадающиеся реберные балки (шпангоуты). Также просматривались горизонтальные балки поддержки палубы. Длина корабля – 157 метров (515 футов).
В Кноксвилле, штат Теннесси, был проведен минеральный анализ проб грунта, взятого возле ковчега. Пробы, которые взяли из трещины, показали 4,95% содержания углерода, это показывает, что когда-то там присутствовала живая материя – сгнившая или окаменевшая древесина.
Землетрясение причинило раскол объекта от носа до самой кормы, что позволило ученым брать на пробы материалы ковчега с любой глубины из трещины ковчега.
В 1986 году был применен новый метод исследований –сканирование поверхностным радаром. Рональд Уайетт и Ричард Райвес сделали мини-раскопки на ковчеге. Они расчистили секцию корабля, которая была сильно разрушена. Там находились реберные балки (шпангоуты). Удалив скрывающую ковчег землю, они увидели разницу в цвете между более темным грунтом и более светлыми балками. Этот процесс был снят на видеопленку.

Поток лавы
Есть предположения, что во время извержения вулкана ковчег двигался в потоке лавы, и делал это он боком вниз по склону горы. Эта лава и затопила корабль. Они и расколола ковчег, прижав его к огромному известняковому выступу. В результате весь ковчег был охвачен лавой. Теорию подтвердили сканирования, которые показали пустоту по всей длине корпуса.
Рон нашел “странные камни”, находящие в самом нижнем отделении ковчега, в его оторванной части. Он предположил, что это был материал балласта корабля. В результате раскола корабля, большое количество балласта выпало наружу, а другая часть осталась внутри.
Материал, который был использован в роли балласта, не оказался обычным камнем, так внешне напоминал отходы металлургического производства. Позднее анализы подтвердили, что балласт не являлся природного происхождения.

Заклепки из металла
Пробы грунта внутри ковчега показывали высокое содержание железа. Турецкими же властями было отказано в проведении раскопок. Поэтому в 1985 году Рон Уайетт, Дейв Фассолд и Джон Баумгарднер выполнили обследование металлоискателями глубокого проникновения. Результат просто поразил! Металлоискатели отреагировали очень упорядоченно. В эти места поместили камни, потом соединили их лентой. В этом просматривалась внутренняя структура корабля.
Также металлоискатели обнаружили тысячи заклепок из металла, с помощью которых был скреплены деревянные конструкции корабля. Это позволяет предполагать, что при постройке ковчега использовали как деревянные, так и металлические детали. В образцах были обнаружены титановые сплавы. Титан известен как металл, который имеет огромную прочность, легкий вес и высокую сопротивляемость коррозии. И, что самое интересное, человек освоил металлургическое производство титана лишь в 1936 году!
Каменные якоря
В 1977 году во время первой экспедиции в районе нахождения ковчега были обнаружены очень большие камни. Они были сходны по форме и конструкции с якорными камнями, которые были найдены археологами в Средиземноморье. Но камни, который нашел Рон, были намного больше!
Это тип плавучих якорей, которые постоянно находят на дне Средиземного и других морей. Их часто использовали на суднах в древние времена, чтобы судно находилось в перпендикулярном положении к надвигающимся волнам и было стабильно.
Древесина палубы
Турецкие власти признали результаты исследований Рональда Уайетта и его команды. 20 июня 1987 года состоялось официальное открытие “Ноева ковчега”. На событии присутствовали официальные лица и журналисты.
После церемонии губернатор попросил Уайетта совершить сканирование участка. Неожиданно Рональд отметил специфическое чтение после нескольких проходов радаром. Место начали рыть и был обнаружен объект длинной около 45 см, который назвали“древесиной палубы”.
Журналисты засняли процесс раскопок древесины, и позднее показали на телевидении в Турции. Образец увезли в США на исследования. Лабораторный анализ древесины проводили в Галбрейской лаборатории в Кноксвилле, штат Теннесси. Весь процесс анализа был снят на камеру.

Результаты анализов показали, что этот образец – бывшая органика. К тому же на этой древесине отсутствовали годичные слои, которые обычно возникают при изменении питания во время смены сезонов. Это можно объяснить особенностью климата до потопа. В Библии написано, что после потопа Господь сказал:“Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся” (Бытие 8:22).
Корень арамейского слова, которое схоже по смыслу с еврейским словом “дерево гофер”, означает клееная древесина (слои деревянных плит склеивают вместе один с другим, обеспечивая тем самым дополнительную прочность). После исследований разреза, стало очевидно, что эта часть настила палубы точно была клееной древесиной.
В качестве клея использовали смолу, остатки которой в окаменелом виде и дошли до наших времен. Тем самым метод соединения конструкций, который использовал Ной для того, чтобы построить ковчег, включал в себя склеивание трех отдельных слоев древесины для прочности.
Без особой огласки
Почему же об этом открытии умалчивают? Ведь есть очевидные доказательства. Можно сделать вывод, что мир не желает признавать, что ковчег действительно найден, тем самым придется признать, что Библия, Слово Божье, говорит правду. Следовательно и жить надо по-другому.
Одна австралийская съемочная группа посетила место, где был найден ковчег. Но она не стала снимать результаты исследований металлоискателями, которые совершались на их глазах. Они предпочли снимать то, что считали послужит для дискредитации нахождения ковчега.
Можно отрицать истину, но от этого она не перестанет существовать…и рано или поздно с ней все равно придется считаться…
“Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям
и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же.
Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою:
потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою.
А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.
Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.
Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.

Что такое Ноев ковчег? Согласно библейскому повествованию, это большой корабль, построенный патриархом Ноем по указанию свыше. В предыстории рассказывается, как Бог разгневался на человечество за крайнюю степень развращенности и нечестия. В наказание Всевышний определил погубить все живое на Земле и начать историю заново. Для этого Он поручил единственному праведнику Ною построить специальным образом корабль. При этом Бог снабдил своего избранника всеми необходимыми инструкциями и указаниями. На этом судне потоп пережил сам герой повествования со своим семейством, а также все виды животных, привлеченные туда Богом в количестве одной или семи пар.

Когда вода потопа сошла и показалась суша, озелененная новой растительностью, обитатели ковчега после многомесячного заточения вышли на землю, положив начало новой цивилизации. Конечная остановка, а соответственно, место предполагаемых поисков ковчега, локализуется Библией на горные склоны Арарата.

Теология термина «ковчег»

Само значение слова «ковчег» - короб, служащий вместилищем для чего-либо. Синонимический ряд этого термина включает такие понятия, как сундук, шкаф и т. п. Наименование это подразумевает не просто корабль, а священный сосуд, храм, призванный сохранить в себе семя новой жизни — Ноя, его семью и все виды флоры и фауны.

Происхождение легенды о потопе

Сама по себе легенда о добиблейского происхождения, и была воспринята с предварительной адаптацией из языческого мира. Первоисточником ее является восточный миф о потопе, сохраненный также в Вавилонском эпосе о Гильгамеше, аккадском предании об Атрахасисе и целом ряде других легенд. Кроме того, более или менее схожие легенды о грандиозном наводнении в доисторические времена присутствуют у народов всех без исключения материков.

Религиозное значение Ноева ковчега

Что такое ковчег для правоверного иудея или христианина — приверженцев библейской традиции? Во-первых, это исторический памятник, свидетельствующий об истинности и историчности силе и славе Создателя. Во-вторых, чтобы понять, что такое ковчег, нужно обратиться к аллегории. Тогда станет ясно, что он важный символ надежды на спасение Божие. Согласно Библии, после потопа Бог разместил на небе радугу - как знак, что впредь тотального уничтожения всего живого не будет никогда. Поэтому ковчег для иудео-христианской традиции представляет собой важную святыню, не только обладающую археологической и исторической ценностью, но также наделенную сакральным значением и смыслом.

Вопрос вместимости судна

Многие скептики задавались вопросом, как мог один корабль, пусть даже немаленький, вместить в себя представителей всех видов жизни на Земле, чтобы обеспечить им потом размножение и расселение. Ведь популяция даже в несколько десятков особей считается нежизнеспособной, а после потопа земля должна была наполниться всего от одной пары каждого вида. Другая проблема — как они могли быть размещены внутри корабля, чтобы осталось достаточно места для продовольствия? Кто и как сумел бы ежедневно следить за уборкой судна, чистить стойла и клетки всех животных, а также кормить их? Пока ученые задают вопросы и сомневаются, верующие изобретают различные теории. Например, согласно одной из них, внутри ковчега пространство мистическим образом расширялось, и места хватало на всех с избытком. А за уборкой и кормом следил сам Ной со своими сыновьями.

Теории о дате и временных рамках потопа

Ответить на вопрос, что такое ковчег, помогает предположительная дата потопа. Иудейские предания, основываясь на данных Торы, выдают 2104 год до н. э. в качестве года начала потопа и 2103 до н. э. в качестве года его окончания. Однако ряд научных исследований дают другие результаты. Впрочем, научные гипотезы весьма разнятся между собой, так как отталкиваются от разных представлений о природе потопа. Например, черноморская теория, предполагающая разлив Черного моря и поднятие уровня воды в нем на несколько десятков метров, относит потоп на период около 5500 года. Другие ученые, склоняющиеся к версии предполагают, что факт наводнения планетарного масштаба был около 8-10 тысяч лет назад.

Исследования

Неудивительно, что в поисках ковчега отправлялось немало экспедиций и энтузиастов-исследователей. Многие из них потерпели фиаско, некоторым вовсе не посчастливилось вернуться. Однако были и те, кто заявлял о том, что добился успеха и открыл местонахождение Ноева судна. В качестве материального доказательства своего успеха некоторые даже предоставляли некие деревянные частицы.

Поиски ковчега

Что такое ковчег и где его искать, пытались понять многие. Недавно об успехе своей миссии заявили двое китайских протестантов — Эндрю Юань и Боаз Ли. Им предшествует целая плеяда светских и религиозных исследователей. Например, претензии на знание местоположения ковчега высказывал еще в 1893 году несторианский священнослужитель по имени Нурри. Ковчег искали альпинисты и авиаторы. Последними даже был сделан ряд любопытных фотографий, на которых, при известной доле оптимизма, можно опознать нечто, по очертаниям напоминающее судно.

Тем не менее, прямых, четких и безупречных доказательств обнаружения и существования ковчега на Арарате до сих пор нет, хотя гипотетически это вполне возможно — учеными было установлено, что в далеком прошлом данная местность подвергалась очень серьезному наводнению, а возможно, даже целому ряду таких катаклизмов.

Заключение

Утраченный ковчег все еще ждет своего официального открывателя, хотя и существует пророчество, согласно которому Бог скроет ковчег от взора людей, и он не будет найден.

Библейскую историю о спасении рода человеческого от великого потопа на борту Ноева ковчега слышали по разным данным около половины населения Земли. Несмотря на такую внушительную цифру, большинство людей знает легенду в общих чертах, и только единицы задают вопросы, касающиеся деталей этого плавания. Наиболее задаваемым является вопрос о том, сколько продолжалось плаванье Ноева ковчега со всеми обитателями на борту.

Непрекращающиеся споры ведутся не только по поводу продолжительности плаванья, описанного в истории, но и вообще о факте постройки Ноева ковчега, а также по поводу великого потопа. Как у сторонников, так и у противников есть масса доводов, которые не лишены здравого смысла и логичных фактов.

О чём говорит повествование

Первоисточником рассказа о Ноевом ковчеге является великая книга — Библия. Этому эпизоду посвящены три главы первой книги Моисея. Из неё следует, что Ной являлся прямым потомком первых людей – Евы и Адама, которые были долгожителями. Такая же судьба была уготована и их потомкам, поэтому дети у Ноя появились в возрасте 500 лет, а на момент потопа он переступил 600-летний рубеж своей жизни.

В определённый момент человечество настолько разложилось и морально упало, что Богу пришлось избавиться от него. Единственное семейство, которое выделялось на фоне общего распутства и низости, воспитал Ной. Бог пожелал сохранить этих людей и дал им шанс начать всё заново. Господь подробно рассказал, какое деревянное судно необходимо построить, озвучил его параметры и размеры.

В момент, когда строительство было завершено, семейство получило новую задачу: собрать указанное количество пар животных, на что отводилась одна неделя. Сразу же после того, как лапа последнего животного ступила на борт, Ной и всё семейство герметично закупорились внутри и стали ждать. Ещё через неделю разразился небывалый ливень, не утихающий много дней, из-за чего уровень воды резко поднялся и затопил всю сушу с находящимися на ней грешниками-людьми. Уровень моря постоянно повышался и поднялся на семь метров над уровнем самых высоких гор. Всё, что жило на Земле, погибло в этом наводнении в первые же дни.

Затем ливень прекратился, и уровень воды начал потихоньку снижаться. Когда судно опустилось на земную поверхность, все его обитатели вышли, искренне поблагодарили Бога и стали праведно жить, размножаться и воспитывать своих детей. Параллельно восстанавливалась и живая природа.

Вопросы времени

В Библии не указывается точно, сколько лет было Ною в тот момент, когда он приступил к постройке судна для спасения своей семьи и животных от потопа. Из повествования понятно, что за 100 лет до начала этого события у него уже было трое сыновей, с которыми вместе проводились работы по постройке судна.

Зато точно указано, что окончилось строительство в возрасте 600 лет 2 месяцев и 17 дней. Первую неделю люди были заперты внутри Ноева ковчега, стоящего на суше, а затем начался невиданный ранее ливень, который не прекращался ни на секунду на протяжении 40 дней. Здесь начинаются первые споры касательно продолжительности плавания: если учитывать время вместе с периодом ливней, то до момента прибытия к «Араратским горам» прошло 150 дней, а если сроки указаны без учёта ливней, то они достигают 190 суток.

После окончания этого сложного и страшного периода обнажилась вершина горы Арарат, но ступить на неё ещё было невозможно. Началось ожидание момента высыхания суши, длившееся 133 дня, то есть ровно полгода. Учёные и специалисты, изучающие Библию, провели подсчёты и поняли, что всё плаванье исчислялось в сроках согласно еврейского лунного календаря. Если перевести его к нашей стандартной схеме летоисчисления, то получится на 11 суток меньше, то есть – ровно один солнечный год.

Время относительно

Есть ещё один нюанс, на который указывают учёные. По Библии весь род Ноя отличался долгожительством. Так, например, Адам прожил 930 лет, а сам Ной умер в возрасте 950 лет. Не меньшей продолжительностью жизни отличались его жена, сыновья, невестки и прочие действующие лица этой истории. К тому же, в Библии не высказывается ни малейшего удивления таким длительным сроком жизни.

Историки и учёные выдвигают гипотезу, что во времена написания книги Моисея «летами» называли месяцы. В таком пересчёте длина жизни всех этих персонажей становится похожей на обычную человеческую: дети у Ноя появились к 42 годам, а умер он в возрасте 71 год. Если предположить, что этот персонаж был реальной персоной, то данное объяснение становится очень логичным. Правда, при таком подходе сроки плавания Ноева ковчега следует рассматривать в том же ключе: всё плаванье сокращается до одного месяца вместо года.

Правда или вымысел

Повествование о Ноевом ковчеге, как и многие другие истории из Библии, вызывают оживлённые споры уже не одно тысячелетие. Многие считают, что такой факт действительно произошёл, в то время как самые отъявленные скептики считают всё выдумкой или детской сказкой. Но всем известно, что в любой сказке всегда присутствует доля правды.

В том, что такая историческая персона, как Ной, существовала на самом деле, сомневаются лишь единицы. Он относился к шумерам и был не самым бедным человеком, во владении которого было достаточно золота и серебра. Историки, исходя из различных косвенных доказательств, пришли к выводу, что занимался этот человек торговлей.

На факт существования данной персоны указывает и то, что в мифологии, легендах и исторических записях самых разных народов, разделённых территориально и культурно, встречаются очень похожие рассказы о потопе и ковчеге. Упоминания об этом есть в индийской мифологии, в сказаниях Южной и Восточной Африки, у индейцев, у туземцев Мексики, ирландцев и других европейцев.

Конечно, найти материальные останки Ноева ковчега спустя 44 века не представляется возможным, поскольку дерево, из которого он был сооружён, уже просто уничтожено временем. Плюс к этому территория, на которой пытаются найти какие-либо материальные доказательства, слишком большая: горная система Арарат достигает площади 1300 км 2 . Более того, вызывает сомнение сам факт того, что под названием «Араратские горы» имеется в виду современная гора Арарат на территории нынешней Турции. Вполне вероятно, что под этим названием скрывается другой горный массив.

Доводы археологов

Благодаря данным, полученным от археологов всего мира, удалось укрепить положение сторонников того, что история о великом потопе и Ноевом ковчеге не является выдумкой. Дело в том, что при раскопке большого количества древних городов и поселений обнаруживается большой слой, разделяющий доисторические и современные грунты. Его толщина составляет около трёх метров и находится он приблизительно на одинаковом уровне.

В этой прослойке обнаруживается пласт из песка, ила и глины, который свидетельствует о масштабной катастрофе с участием огромного количества воды, не известной современной истории.

Данные геологов

В Библии упоминается, что потоп, для которого был сооружён Ноев ковчег, произошёл не только из-за ливня, но и по вине великой бездны. Объяснением этому служат находки геологов, свидетельствующие о сдвиге литосферных плит, которые могли спровоцировать повышение уровня мирового океана. Об этом же говорят и останки морских организмов, периодически обнаруживаемые в горных залежах, датируемые более поздними сроками.

Ещё один факт, указывающий на то, что такая водная катастрофа могла произойти: в глубоких слоях по всему миру геологи обнаруживают останки животных, которые не могла бы так хорошо сохраниться из-за разрушающего действия бактерий. Предотвратить естественное разложение могло только мгновенное попадание в зоны без доступа воздуха, что бывает при затоплении огромных территорий.

Проблема с животными

Противники того, что данная библейская история происходила на самом деле, тоже оперируют вопросами времени. Чтобы построить Ноев ковчег, нужно было очень много времени, но конкретных указаний на это в Библии нет. Зато точно указано, что «каждой твари по паре» нужно было погрузить за семь дней.

Во-первых, возникают вопросы с вместимостью судна, ведь на планете имеется около 30 млн видов животных. Задача выискивания и поимки в столь сжатые сроки в любом случае была непосильной обычному человеку. Во-вторых, сколько должен был длиться отлов этих видов, сложно даже предположить. В-третьих, скорость погрузки животных при таком количестве должна приближаться к 50 парам в секунду, что невозможно осуществить даже при нынешних технологиях, не говоря о древних временах. Если предположить, что погрузка происходила более или менее правдоподобными темпами, она заняла бы около 30 лет.

На данный момент большинство учёных и специалистов считают все факты о Ноевом ковчеге довольно противоречивыми, но можно предположить, что подобный эпизод когда-то действительно произошёл, а масштабы потопа каждый может себе домыслить сам.

, Быт. 6 - 9.

Согласно Библии, в те времена произошло большое нравственное падение человека:

Но жил в те времена человек праведный и непорочный в роде своём, угодный Господу, и звали его Ной.

Ной сделал всё так, как повелел ему Бог. По окончании строительства сказал Бог Ною войти в ковчег свой с сыновьями своими и женой, и с жёнами сынов своих, и ввести также в ковчег из всех животных по паре, чтобы они остались в живых. И взять себе всякой пищи, какая необходима себе и для животных. После чего ковчег был затворён Богом.

Через семь дней (во второй месяц, в семнадцатый день) излился дождь на землю, и продолжалось на земле наводнение сорок дней и сорок ночей, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землёю и плавал по поверхности вод. «И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом » (Быт. 7:19) И лишилось жизни всякое существо, которое было на поверхности земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге.

Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней после чего стала убывать. «И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор. » (Быт. 8:4,5)

К первому дню следующего года иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега, и во втором месяце, к двадцать седьмому дню, земля высохла.

Форма и размеры ковчега

Основным источником описания Ноева ковчега является Быт. 6:14-16.

Единицей измерения размеров в Библии при описании Ноева ковчега является «локоть». 1 царский египетский локоть = 52.375 см.

Бог велел, чтобы длина ковчега была 300 локтей (157 м); ширина 50 локтей (26 м), а высота 30 локтей (15 м). Также Он повелел Ною сделать отверстие в ковчеге, и в локоть (52 см) свести его вверху, и сделать дверь в ковчег с боку; устроить в нём три отделения. Эти отделения должны были находиться одно над другим. Сам ковчег следовало сделать из дерева «гофер » и осмолить смолой его и отделения в нём внутри и снаружи. Больше ничего об устройстве ковчега не говорится.

Длительность строительства ковчега

В возрасте 500 лет Ной родил трёх сынов: Сима, Хама и Иофета. Ко времени окончания строительства, Ною было 600 лет. В Библии умалчивается о том, когда именно Ной приступил к работе над ковчегом, но шестая глава Бытия с описанием повеления строительства Ковчега следует после 500 летия Ноя Быт. 5:32.

Согласно гипотезе, по которой под библейским годом понимается лунный месяц, ковчег строился приблизительно 100*29,5/365,25=8,08 лет . Голландец Джоан Хьюберс построил в пять раз меньшую репродукцию Ноева Ковчега за 2 года . Данная гипотеза опровергается некоторыми библеистами на том основании, что в случае если под библейским годом понимается лунный месяц, некоторые из предков Ноя должны были родить своих детей ещё в детстве. Если же принять точку зрения некоторых библеистов, то Конец света уже был около 300-х лет тому назад.

Поиски ковчега Ноя

В 275 году до н. э. о корабле на Арарате упоминал вавилонский историк Берос .

Примерно с начала IV века время от времени предпринимались попытки найти остатки Ноева ковчега в районе горы Арарат - там, где, согласно Библии, ковчег пристал к земле по окончании потопа. В XIX и XX веках в тех местах побывало несколько экспедиций, и, хотя ни одна из них не обнаружила ковчега, многие из исследователей утверждали, что видели нечто, идентифицированное как его остатки.

В конце XV века знаменитый путешественник Марко Поло писал, что «обломки ковчега ещё видны на вершине Арарата».

В 1887 году принц Персии и архиепископ Джон Джозеф Нури сообщил, что нашёл останки ковчега на Арарате. Спустя шесть лет он пытался организовать экспедицию, чтобы разобрать ковчег и доставить его на всемирную выставку в Чикаго. Но не получил разрешения на это у турецкого правительства.

В русскоязычной прессе популярен рассказ о русском военном лётчике лейтенанте Владимире Росковицком эмигрировавшем в Америку, который во время Первой мировой войны в 1916 г., пролетая над г. Арарат, увидел остов и предположил, что это Ноев ковчег. Лётчик зарисовал увиденное и написал рапорт. Годом позже воздушные силы Российской империи якобы послали экспедицию из 150 человек с Росковицким на г. Арарат, которая нашла Ковчег и сделала множество фотоснимков Ковчега, но из-за революции 1917 г. отчёт будто бы попал к Троцкому , который его уничтожил (в приводится фотография «части Ковчега» в виде большой почти прямоугольной коробки, по утверждению публикаторов, сделанная экспедицией Росковицкого). Документальных свидетельств находки, как и существования лётчика с такой фамилией, кроме статьи сына лётчика в журнале «Техника - молодёжи », не найдено.

Фотография Дюрупинара, сделанная турецким лётчиком в 1957 г.

Фотография экспедиции Рона Уайетта

В настоящее время одним из основных мест, где, по мнению искателей, покоится ковчег, является Араратская аномалия . Аномалия представляет собой объект неизвестной природы, выступающий из снега на северо-западном склоне горы Арарат , в 2200 метрах от вершины. Учёные, имеющие доступ к снимкам, объясняют образование естественными причинами. Исследования на месте затруднены, потому что местность, находящаяся в районе армяно-турецкой границы, является военной закрытой зоной, и доступ туда ограничен.

Другим потенциальным местом нахождения ковчега является Дюрупинар, местность примерно в 30 километрах южнее Арарата. В г. в американском журнале «Лайф» были опубликованы фотографии, сделанные в этом районе с самолёта. Капитан турецкой армии Лихан Дюрупинар, просматривая аэроснимки, обнаружил интересные образования, по форме напоминавшие судно, и послал их в журнал. Статья попалась на глаза Рону Уайетту , американскому врачу-анестезиологу, который решил заняться исследованием данного феномена. После нескольких экспедиций пришёл к выводу, что данное образование - не что иное как Ноев Ковчег. Как и в случае с Араратской аномалией, некоторые археологи не воспринимают эти утверждения серьёзно, хотя других масштабных археологических исследований в этом районе не проводилось. В 1987 году совместно с администрацией района в этом месте был построен небольшой туристический центр.

Существует ещё несколько районов, которые различные организации, занимающиеся поиском ковчега, считают его потенциальным местонахождением. Так Bible Archaeology Search and Exploration Institute (BASE), фундаменталистская американская организация, считает, что останки ковчега надо искать в Иране. Снаряжённая ей в июле 2006 г. экспедиция в Эльбурсские горы по возвращении заявила, что видела на высоте около 4500 метров объект, размеры которого совпадали с указанными в Библии. Никто из членов экспедиции не является профессиональным геологом или археологом.

В литературе

См. также Ной
  • Кобо Абэ . «Ковчег „Сакура“». (1984) Роман о земле после ядерной войны.
  • Владимир Маяковский , «Мистерия-буфф». Ковчег - одно из мест действий, наряду с раем, адом и землей обетованной.
  • Джеральд Даррелл . «Новый Ной», «Перегруженный ковчег», «Ковчег на острове» . Известный натуралист использует имя патриарха и тему ковчега для заголовков книг о собирании животных.

В живописи

Примечания и источники

Ссылки

  • Статья «Ноев ковчег » в Электронной еврейской энциклопедии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ноев Ковчег" в других словарях:

    Род раковины в Средиземном море. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. НОЕВ КОВЧЕГ Род раковины в Средиземном море. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка

В восточной Турции, на Анатолийском побережье, неподалеку от границ с Ираном и Арменией высится покрытая вечными снегами гора. Высота ее над уровнем моря составляет всего 5165 метров, что не позволяет ей быть в ряду самых высоких гор мира, однако это одна из знаменитейших вершин Земли. Имя этой горы - Арарат. В прозрачном воздухе раннего утра, прежде чем облака закроют вершину, и в сумерках, когда облака уходят, открывая гору, возникающую на фоне вечернего розового или фиолетового неба перед взорами людей, многие разглядывают высоко на горе очертания громадного корабля... Гора Арарат, на вершине которого должен находиться Ноев ковчег, упоминается в религиозных преданиях Вавилонского царства и Шумерского государства, в которых вместо Ноя приводилось имя Ут-Напиштим. В исламских легендах также увековечен Ной (по-арабски Нух) и его громадный ковчег-корабль, однако опять-таки без хотя бы го указания места его стоянки в горах, которое здесь называется АльДжуд (вершины), под ними подразумеваются и Арарат, и две другие горы на территории Ближнего Востока. Библия представляет нам приблизительные сведения о месте нахождения ковчега: "...ковчег остановился на Араратских горах". Путешественники, столетиями совершавшие вояжи с караванами в Центральную Азию или обратно, неоднократно проезжали возле Арарата и потом рассказывали, что видели ковчег поблизости от вершины горы, или же таинственно намекали на свои намерения отыскать этот корабль-ковчег. Они даже утверждали, что из обломков ковчега изготавливались амулеты для защиты от недугов, несчастий, ядов и безответной любви.

Начиная примерно с 1800 года, группы горновосходителей с квадрантами, высотомерами, а позже и с фотокамерами забирались на Арарат. Подлинные остатки громадного Ноева ковчега эти экспедиции не обнаружили, но нашли огромные кораблеподобные следы - в ледниках и возле самой вершины горы заметили прикрытые льдом массивные столбчатые образования, похожие на обтесанные руками человека деревянные балки. При этом все больше утверждалось мнение, что ковчег постепенно сполз по склону горы и развалился на многочисленные обломки, которые теперь, вероятно, вмерзли в один из ледников, покрывающих Арарат. Если рассматривать Арарат из окружающих его долин и с предгорий, то, имея хорошее воображение, в складках горного рельефа нетрудно увидеть и корпус громадного корабля, и заметить какой-нибудь удлиненный овальный объект в глубине ущелья или не совсем ясное темное прямоугольное пятно во льдах ледников. Однако многие исследователи, утверждавшие, особенно в последние два столетия, что они видели на Арарате корабль, в некоторых случаях забирались высоко в горы и оказывались, как они утверждали, в непосредственной близости от ковчега, большая часть которого погребена подо льдом.

Легенды о необычайно большом деревянном корабле, пережившие за тысячелетия целые цивилизации, многим не кажутся абсолютно правдоподобными. Ведь древесина, железо, медь, кирпичи и другие строительные материалы, за исключением громадных скальных глыб, с течением времени разрушаются, и как в таком случае может сохраниться деревянный корабль на вершине? На этот вопрос можно ответить, видимо, только так: потому что этот корабль был заморожен во льду ледника. На вершине Арарата в леднике между двумя пиками горы достаточно холодно, чтобы сохранился корабль, сооруженный из толстых бревен, которые, как упоминается в сообщениях, пришедших из глубины тысячелетий, "просмолены были тщательно снаружи и внутри". В донесениях горновосходителей и пилотов самолетов о своих визуальных наблюдениях за кораблеподобным объектом, который они заметили на Арарате, всегда рится о частях корабля, покрытых сплошным панцирем из льда, или о следах в пределах ледника, напоминающих очертания корабля, соответ-^ ствующие размерам ковчега, приведенным в Библии: "триста локтей дли-Д ной, пятьдесят локтей шириной и тридцать локтей высотой".

Таким образом, можно утверждать, что сохранение ковчега в основном зависит от климатических условий. Примерно каждые двадцать лет на Араратском горном массиве имели место исключительно теплые периоды. Кроме того, каждый год в августе и начале сентября бывает очень жарко, и именно в эти периоды появляются сообщения об обнаружены на горе следов большого корабля. Итак, когда корабль покрыт льдом, oн не может подвергаться выветриванию и гниению, как целый ряд известных ученым экземпляров вымерших животных: сибирских мамонтов или саблезубых тигров и других млекопитающих из плейстоценовой эпохи, найденных на Аляске и в северной Канаде. При извлечении из ледового плена они были в полной сохранности, даже в желудках еще находилась не переваренная пища.

Поскольку определенные участки поверхности Арарата в течение целого года покрыты снегом и льдом, искатели остатков большого корабля не могли их заметить. Если этот корабль на горе все время покрыт снегом и льдом, необходимы широкие специальные исследования. Но провести их очень сложно, ибо горная вершина таит в себе, по мнению жителей окружающих селений, опасность для горновосходителей, заключающуюся в том, что сверхъестественные силы охраняют Арарат от попыток людей разыскать Ноев ковчег. Эта "защита" проявляется в различных стихийных бедствиях: лавинах, внезапных камнепадах, сильнейших ураганах в непосредственной близости от вершины. Неожиданные туманы лишают альпинистов возможности ориентироваться, так что среди снежных и ледовых полей и глубоких ущелий они нередко находят спои могилы в обледенелых, покрытых снегом бездонных трещинах. В прелгорьях обитает много ядовитых змей, часто встречаются волчьи стаи, очень опасные дикие собаки, медведи, обживающие большие и маленькие пещеры, в которых восходители часто пытаются устроить привал, и, кроме того, время от времени вновь появляются курдские разбойничьи банды. Помимо этого, по решению турецких властей подступы к горе долгое время охранялись отрядами жандармерии.

Многие исторические свидетельства о том, что на Арарате заметили что-то похожее на корабль, принадлежали тем, кто посещал близлежащие поселения и города и оттуда любовался Араратом. Другие наблюдения принадлежат тем, кто, путешествуя с караванами в Персию, проезжали по Анатолийскому плоскогорью. Несмотря на то, что многие свидетельства относятся к древним временам и средневековью, в некоторых из них присутствовали детали, которые значительно позже замечали и современные исследователи. Бероес, вавилонский летописец, в 275 году до н.э. писал: "...корабль, который в Армении опустился на грунт", и, кроме того, упоминал: "...смолу с корабля соскабливали и изготовляли из нее амулеты". Точно такую же информацию дает иудейский летописец Иосиф Флавий, который писал свои труды еще в первом столетии после завоевания Иудеи римлянами. Он представил подробное повествование о Ное и всемирном потопе и, в частности, писал: "Одну часть корабля можно обнаружить еще и сегодня в Армении... там люди набирают смолу для изготовления амулетов". В позднем средневековье в одном из преданий говорится о том, что смолу размалывали в порошок, растворяли в жидкости и пили это снадобье для защиты от отравления ядами. Указания этих и других античных писателей на эту корабельную смолу интересны не только потому, что явно соответствуют определенным местам книги Бытия, но и потому, что этот громадный корабль оказался вполне доступен спустя столетия после всемирного потопа, и потому, что это дает достаточно реальное объяснение того, что деревянные столбы и балки, из которых был сооружен корабль, хорошо сохранились под слоем вечного льда высоко на горе.

Иосиф Флавий в своей "Истории иудейской войны" делает такое интересное замечание: "Армяне называют это место "причалом", где ковчег остался лежать навеки, и показывают сохранившиеся до сегодняшних дней его части". Николай из Дамаска, который писал в 1 веке после Рождества Христова "Хроники мира", называл гору Барис: "...в Армении есть высокая гора, называемая Барис, на которой находили спасение многие беглецы от всемирного потопа. Там же на вершине этой горы остановился один человек, приплывший в ковчеге, обломки которого сохранились там на долгое время". Барис было другим названием горы Арарат, которая в Армении называлась еще Масис. Один из самых знаменитых путешественников прошлого Марко Поло в последней трети XV века проезжал возле Арарата по пути в Китай. В его книге "Путешествия венецианца Марко Поло" имеется ошеломляющее сообщение о ковчеге: "...Вы должны знать, что в этой стране Армении на вершине высокой горы покоится Ноев ковчег, покрытый вечными снегами, и никто не может туда, на вершину, забраться, тем более, что снег никогда не тает, а новые снегопады дополняют толщину снежного покрова. Однако нижние слои его подтаивают и образующиеся ручьи и реки, стекая в долину, основательно увлажняют окружающую местность, на которой вырастает тучный травяной покров, привлекающий летом изо всей округи многочисленные стада травоядных крупных и мелких животных".

Это описание горы Арарат до сего дня остается актуальным, за исключением утверждения, что никто на гору забраться не может. Самое интересное его наблюдение состоит в том, что снег и лед подтаивают грунта и вода вытекает из-под ледникового льда. Особенно важно отметить, что современные исследователи обнаруживали в ледниковых трещинах обработанные человеческими руками деревянные балки и стойки. Немецкий путешественник Адам Олеарий в начале XVI века побывал возле Арарата и в своей книге "Путешествие в Московию и Персию" писал: "Армяне и персы считают, что на упомянутой горе всё ещё находятся обломки ковчега, которые с течением времени стали твердыми и прочными как камень".

Замечание Олеария об окаменении древесины относится к балкам^Д которые были найдены выше границы лесной зоны и находятся сейчас i монастыре Эчмиадзин; они похожи также на отдельные части ковчега которые в наше время находили французский альпинист и исследовател" Фернанд Наварра и другие путешественники. Францисканский монах Одерих, который о своих путешествиях докладывал папе в Авиньоне в 1316 году, видел гору Арарат и писал по этому поводу: "Люди, живущие там, рассказывали нам, что никто не забирался на гору, так как это, вероятно, не могло понравиться Всевышнему..." Легенда о том, что Бог не позволяет людям забираться на Арарат, жива и поныне. Это табу было нарушено лишь в 1829 году французом Ж.Ф. Парро, который предпринял первое восхождение на вершину горы. Ледник на северо-западных склонах горы назван в его честь. Спустя полвека началось, по существу, соревнование за право первым найти остатки корабля Ноя. В 1856 году "три безбожника-иностранца" наняли в Армении двух проводников и отправились в путь с целью "опровергнуть существование библейского ковчега". Лишь спустя десятки лет перед смертью один из проводников признался, что "к своему удивлению, они обнаружили ковчег". Сначала они попытались его уничтожить, но у них ничего не выш-, ло, потому что он был чересчур большим. Тогда они поклялись, что никому не расскажут о своей находке, и то же самое заставили сделать своих сопровождающих...

В 1876 году лорд Брайс на высоте 13 тысяч футов (4,3 километра) обнаружил и взял образец от куска обработанного бревна длиной 4 фута (1,3 метра). В 1892 году архидиакон Нури вместе с пятью сопровождающими наблюдал "большое деревянное судно" вблизи вершины. Правда, "" его свидетельство осталось неподтвержденным. " В 1916 году во время первой мировой войны русский пилот В. Росковицкий сообщил в донесении, что наблюдал на склонах Арарата с аэроплана "лежащее большое судно". Снаряженная русским правительством, несмотря на войну, экспедиция приступила к поискам. Впоследствии непосредственные участники утверждали, что цель была ими достигнута, детально сфотографирована и обследована. По всей видимости, это была первая и последняя официальная экспедиция к ковчегу. Но, к нию, ее результаты были потеряны в Петрограде в 1917 году, а территория Большого Арарата была захвачена турецкими войсками...

Летом 1949 года к ковчегу отправились сразу две группы исследователей. Первая, в составе четырех человек во главе с пенсионером из Северной Каролины доктором Смитом, наблюдала на вершине лишь одно странное "видение". Зато вторая, состоявшая из французов, сообщила, что "видели Ноев ковчег... но не на горе Арарат", а на соседней вершине Джубель-Джуди. Там же два турецких журналиста впоследствии якобы видели судно размером 500х80х50 футов (165х25х15 метров) с костями морских животных. Но через три года экспедиция Рикера не обнаружила ничего подобного. В 1955 году Фернану Наварре удалось отыскать среди льда древний корабль, из-под льда он извлек Г-образный брус и несколько досок обшивки. Через 14 лет он повторил свою попытку с помощью американской организации "Серч" и привез еще несколько досок. В США радиоуглеродный метод показал возраст дерева в 1400 лет, в Бордо и Мадриде результат был иным - 5000 лет!

Вслед за Наварро на Арарат отправился Джон Либи из Сан-Франциско, незадолго до этого видевший точное расположение ковчега во сне, и... ничего не нашел. Семидесятилетний "Бедняга Либи", как окрестили его журналисты, совершил за три года семь безуспешных восхождений, во время одного из которых ему едва удалось спастись от медведя, швыряющего камни! Одним из последних совершил пять восхождений Том Кротсер. Возвратясь со своим трофеем-доской, он воскликнул перед представителями прессы: "Да там этого дерева 70 тысяч тонн, клянусь своей головой!" И вновь радиоуглеродный анализ показал возраст досок в 4000-5000 лет... История всех экспедиций (официальных, по крайней мере) обрывается в 1974 году. Именно тогда турецкое правительство, разместив на Арарате посты наблюдения за линией границы, закрыло этот район для любых посещений.

Параллельно с "сухопутными" экспедициями, свидетельства о ковчеге поступают от летчиков. В 1943 году два американских пилота во время полета над Араратом пытались с высоты в несколько тысяч метров разглядеть что-то похожее на очертания большого корабля. Позже они, летая по этому же маршруту, взяли с собой фотографа, который сделал снимок, попавший потом в газету американских ВВС "Старс энд страйпс". Летом 1953-го американский нефтяник Джордж Джефферсон Грин, пролетая на вертолете в том же районе, с высоты 30 метров сделал шесть весьма четких фотографий большого корабля, наполовину ушедшего в горные породы и сползающего с горного уступа льда. Грину впоследствии не удалось снарядить экспедицию к этому месту, а когда спустя девять лет он умер, исчезли все оригиналы его снимков...

Поздней весной или даже летом 1960 года американские пилот 428-й эскадрильи тактической авиации, расквартированной возле Ада) в Турции и находившейся под эгидой НАТО, заметили какое-то корабл" подобное сооружение на западном отроге Арарата. Об этом полете ам(риканец капитан Швингхаммер писал в 1981 году: "Громадная грузова телега или прямоугольная лодка в заполненной водой расселине высок наверху, на горе, была хорошо заметна". Причем он утверждал, что объект медленно сползал по склону вниз и должен был застрять среди горных уступов и каменных глыб. В 1974 году американской организацией "Earth Research Technikal Satellite" (ERTS) была произведена фотосъемка с высоты 4600 метров горных отрогов Арарата. На фотографиях, полученных с многократным увеличением, был ясно представлен этот необыкновенный объект, лежащий в одной из расселин горы, "очень похожий по своей форме и размерам на ковчег". Кроме того, этот же район был сфотографирован с высоты 7500 и 8000 метров, и полученные снимки ледниковых образований вполне соответствовали увиденному ранее пилотами, которые говорили о замеченном ими ковчеге или другом необычном объекте. Однако ни один объект, фиксируемый с такой высоты, даже при сильном увеличении невозможно вполне уверенно идентифицировать с ковчегом, ведь он более чем наполовину скрыт под снегом или находится в тени скальных выступов. В 1985 году Т. Макнеллис, американский предприниматель, живущий в Германии, путешествовал по северо-западным и северо-восточным предгорьям Арарата и много общался с тамошними жителями, чаще всего - старыми турецкими офицерами, получившими в свое время военное образование в Германии, и молодыми турками, подрабатывающими в Германии в последние годы. Многие из них твердо убеждены, что ковчег легко можно найти: "Идите налево вдоль края Аорской пропасти вверх по склону, потом поверните опять налево и через некоторое время по этому пути дойдете до ковчега". Ему объяснили, что с нижних уступов ковчег не виден, поскольку этот корабль, тысячи лет сползавший с вершины горы, сейчас спокойно лежит под плотным ледяным покровом громадного глетчера.

Итак, свидетельств о существовании ковчега много. Но для того, чтобы они стали достоверными, необходимо найти сам ковчег. Может быть, сейчас, в связи с общем потеплением международного климата, экспедиции на Арарат возобновятся? А пока остается только надеяться, что законсервированный во льдах древний корабль не рассыплется в ожидании исследователей...