Статья про театральный фестиваль в детском саду. Проект

(Лекция)

  • Дипломная работа - Социальная реабилитация детей из семей алкоголиков (Дипломная работа)
  • Дипломная работа - Влияние иппотерапии на работу внутренних органов и систем детей 6-16 лет (Дипломная работа)
  • Дипломная работа - Развитие слуха у детей с помощью методов Марии Монтессори (Дипломная работа)
  • Любина Г.А. Использование элементов Монтессори-педагогики в развитии речи детей разновозрастной группы детского сада (Документ)
  • Практические занятия - конспекты занятий для дошкольников (Лабораторная работа)
  • Дипломная работа - Развитие творческих способностей ребенка (Дипломная работа)
  • Интегрированное занятие в 1 мл. группе д/с (Документ)
  • Курсовая работа - Формирование чувства сотрудничества у детей дошкольного возраста (Курсовая)
  • Дипломная работа - Коррекция осанки у детей с ЗПР 7-8 лет (Дипломная работа)
  • Курсовая работа - Психолого-педагогическое сопровождение застенчивых детей старшего дошкольного возраста в группе ДОУ (Курсовая)
  • Дипломная работа - Водоснабжение и водоотведение (Дипломная работа)
  • n1.doc

    Введение 3

    ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 6

    1.1 Понятие разновозрастной группы и ее особенности 6

    1.2 Проблемы организации учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе 9

    1.3 Психолого-педагогическая характеристика разновозрастной группы 13

    ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ 20

    2.1 Анализ передового опыта по проблеме взаимодействия детей разного возраста 20

    2.2 Педагогический эксперимент 25

    2.2.1 Организационный этап 25

    2.2.1 Практический этап эксперимента 27

    Заключение 48

    Список использованных источников 51

    Карта психологического изучения ребенка 57

    Анализ игровой деятельности 59

    Методика «Изучение мотивов взаимодействия со взрослыми и детьми старшего возраста» 61

    Введение

    Многочисленные советских и современных педагогов посвящены вопросам организации и планированию занятий с детьми раннего возраста (Г.М. Лямина, Э.Г. Пилюгина, Т.Г. Казакова, Г.Г. Григорьева, С.И. Якименко, Л.П. Голян).

    В дошкольной педагогике разработано значительное количество методических пособий (Аванесова, Мищенко, Шиянова, Подласый) по проблемам организации малокомплектных детских садов. Однако проблема состоит в том, что эта педагогическая литература периода 70-х-80-х годов, ориентированная на реализацию «типовой программы» обучения в детском саду. Современный же педагог оказался в затруднительном положении, при нехватке пособий и учебно-методических рекомендаций по организации работы с разновозрастными группами детей в дошкольных учреждениях, специфике работы в таких условиях, ее «сезонности». Решение воспитательно-образовательных задач, формирование основ для развития полноценной личности, достижение государственного стандарта в условиях разновозрастной группы детского сада вызывает у воспитателя значительные трудности. Этим обусловлена актуальность данного исследования.

    Анализ межличностного общения разновозрастных детей в условиях совместной деятельности может дать возможности для формирования новых подходов к воспитанию таких важнейших личностных качеств как толерантность, нравственность, способность считаться с другими и сотрудничать с непохожими людьми и пр.

    Целью настоящего исследования является определение специфических особенностей эмоционально-личностного взаимодействия детей в разновозрастной группе.

    Для достижения поставленной цели необходимо решения ряда задач :


    1. определить понятие и сущностные характеристики разновозрастной группы в дошкольном учреждении;

    2. проанализировать возможные трудности, возникающие при организации учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе;

    3. описать психолого-педагогические особенности разновозрастной группы;

    4. в ходе эксперимента проанализировать особенности взаимодействия дошкольников различных возрастов.
    Объектом исследования выступает процесс организации учебно-воспитательной деятельности дошкольников в разновозрастных группах.

    В качестве предмета исследования выступают особенности межличностного взаимодействия дошкольников, специфические черты их поведения в рамках учебно-познавательной деятельности.

    Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации особенностей эмоционально-личностного взаимодействия дошкольников различных возрастов и специфической организации учебно-воспитательного процесса.

    Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования на практике, при организации учебно-воспитательной деятельности дошкольников, составлении учебно-методических пособий, а также при дальнейшем написании научных работ.

    Поставленная цель и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, теоретической и двух теоретико-практических глав, заключения, библиографического списка и приложения.

    Во введении обусловлена актуальность исследования, приводятся цель и задачи исследования работы.

    В главе 1 рассматриваются теоретические основы взаимодействия детей в разновозрастной группе детского сада, определено понятие такого рода групп, причины их формирования, и трудности организации учебно-воспитательного процесса в таких условиях.

    Глава 2 посвящена описанию поставленного эксперимента. Здесь приводится анализ передового опыта по выбранной проблеме, пошаговое выполнение задач эксперимента.

    В заключении приводятся результаты исследования.

    Библиографический список состоит из 40 источников.

    В приложении представлены таблицы и диаграммы, иллюстрирующие результаты проведенных исследований.

    ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

    1.1 Понятие разновозрастной группы и ее особенности

    Одним из наиболее значимых направлений модернизации современного образования является формирование образовательных учреждений различных возрастных ступеней, проектируемых в соответствии с представлениями о возрастном развитии ребёнка и ведущих типах деятельности (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.В.Рубцов, Ю.В.Громыко, В.И.Слободчиков).

    Осознание того, что среднему и старшему дошкольному (В.Т.Кудрявцев, Л.А.Парамонова), возрастным этапам должны соответствовать свои уникальные дидактические и методические системы, учебные программы, принципы психологической диагностики, приводит к необходимости поиска путей построения адекватных и эффективных форм образования.

    В современном мире дошкольное образование представляет собой первую ступень общего образования, на которой закладываются основы для дальнейшего формирования полноценной личности.

    Учитывая специфичность учебно-воспитательного процесса с детьми различного возраста, при организации групп в дошкольных учреждениях существуют определенные возрастные и количественные критерии. В Республике Беларусь наполняемость групп детей одного возраста в дошкольных учреждениях должна составлять:

    Для детей возрастом до одного года – до 10 человек;

    Для детей возрастом от одного года до трех лет – до 15 человек;

    Для детей возрастом от трех лет до шести (семи) лет – до 10 человек;

    Разновозрастные группы до 15 человек;

    С кратковременным и круглосуточным пребыванием детей - до 10 человек;

    В оздоровительный период до 15 человек.

    Однако в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, в группы детского сада могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов. В практике воспитания дошкольников на протяжении многих лет существуют разновозрастные группы.

    В самом общем смысле слова разновозрастная группа – объединенная группа детей с различным уровнем физических и умственных способностей, образованная в силу сложившихся обстоятельств либо целенаправленно, с целью осуществления конкретной коррекционной работы. В качестве основных причин, обусловливающих данное явление, можно назвать следующие:

    1) трудности комплектации групп (из-за недостающего либо превышающего норму количества детей одного возраста);

    2) наличие родственных связей между воспитанниками различного возраста (как следствие, стремление родителей определить их в одну группу);

    3) недостаточность материально-технической базы для создания полнокомплектных одновозрастных групп;

    4) особенности работы дошкольного учреждения в летний период;

    5) необходимость решения определенных коррекционно-педагогических задач.

    В разновозрастных группах общеразвивающей направленности максимальная наполняемость составляет при наличии в группе детей:

    Двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) – 8 детей;

    Любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) – 10 детей;

    Любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) – 15 детей .

    Многочисленные исследования, посвященные изучению особенностей развития общения ребенка с взрослыми и сверстниками показали, что на протяжении первых семи лет жизни ребенка его общение с окружающими людьми проходит ряд качественных ступеней в своем развитии. Во время пребывания ребенка в детском саду реализуют себя две основные потребности:

    Потребность в уважительном отношении взрослого –3 года – 5 лет;

    Потребность во взаимопонимании и сопереживании – 5 лет – 7 лет .

    Общение со сверстником от момента его возникновения на третьем году жизни ребенка и до конца дошкольного детства проходит 3 этапа:

    1) практически – эмоциональное общение– 2-4 года;

    2) ситуативно-деловое общение – 4 – 6 лет;

    3) внеситуативно-деловое общение – 6 лет .

    Безусловно, изменяется и содержание потребностей в совместных забавах, в деловом сотрудничестве и признании сверстниками достоинств другого ребенка. В группах детей одного возраста все эти моменты находятся под постоянным контролем воспитателя, однако отношения между детьми в разновозрастных группах имеют свою определенную специфику и существенно отличаются от межличностных отношений в гомогенной группе.

    Соответственно, организация учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе значительно усложняется, она требует от педагога, прежде всего:

    Знания программ всех возрастных групп;

    Умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей;

    Понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом;

    Обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями и возрастными характеристиками .

    Анна Сидоренко
    Разновозрастное общение в детском саду

    Разновозрастное общение в детском саду .

    В настоящее время в большинстве детских садов детей разделяют на группы строго по возрастам. Для этого есть достаточно оснований. Это, прежде всего, удобно нам, взрослым, так как облегчается процесс обучения на занятиях, упрощается режим. Требование выполнения строго определенного режима, разработанного специалистами для каждого возраста с целью заботы о физическом здоровье детей, и требование выполнения программы обучения в детском саду , так же досконально разработанной педагогами и психологами, наиболее полно и легко можно осуществить в одновозрастной группе детей. Мы уже привыкли к такой системе жизни в детском саду , бытуют даже выражения : «мы уже перешли в среднюю группу» , «а мы перешли в подготовительную» - и т. п. Все это очень напоминает школьную систему.

    Особое значение разновозрастное общение детей приобретает в семейном контексте. Ни для кого не секрет, что во многих семьях растут один-два ребенка; большие семьи, «родовые гнезда» сейчас редкость. Первой и близкой возрастной группой, влияющей на развитие личности ребенка, являются его братья и сестры, образующие особую социальную группу. Независимо от разницы по ряду качеств (возрасту, полу, способностям, внешним качествам, отношения между ними дают ребенку опыт, совершенно отличный от опыта общения со взрослым . С родителями же дети видятся урывками, так называемый «совместный» досуг не получается. Родители после рабочего дня, вечерами, да и в воскресные дни обычно заняты множеством дел, прямо не связанных с детьми.

    Таким образом, большую часть времени дети проводят в детских садах , со своими сверстниками. Но и там они фактически лишены возможности общения со старшими и младшими по возрасту. Желательно хотя бы частично восполнить этот пробел. Важно как можно чаще организовывать контакты между разновозрастными группами детей .

    Эти контакты можно осуществлять ежедневно в различных формах. Во время утреннего приема детей следует поощрять старших в помощи младшим : 2-3 старших ребенка могут помогать малышам раздеваться, мыть руки, организовывать игры и свободные занятия. Во время занятий дети старших групп могут помогать воспитателю готовить комнату к занятию и помогать ее убирать после занятий. Во время еды и укладывания спать, сборов на прогулку старшие могут помогать воспитателям кормить, раздевать и одевать детей.

    Во время прогулок воспитатели должны поощрять детей контактировать с детьми из других групп, устраивать совместные игры, экскурсии. В вечерние часы можно организовать совместные развлечения, свободные игры и тихие занятия по желанию детей.

    Не реже одного раза в месяц можно устраивать «хождение в гости» в другие группы. Темами таких посещений могут стать различные выступления детей друг перед другом, разыгрывание игр-драматизаций, показ кукольных спектаклей, диафильмов, выставки рисунков, аппликаций, лепки. Необходимо специально организовывать подготовку детей к этим визитам «гостей» - обсуждать предстоящие общие дела и развлечения, осуществлять уборку комнат, готовить сюрпризы и сувениры. Рекомендуется устраивать совместные праздники и совместную подготовку к ним.

    Перед переходом детей в следующую группу желательно подготовить и провести специальные совместные беседы старших и младших детей, на которых старшие расскажут, что ждет малышей в следующей группе, какие их ждут новые интересные занятия и события.

    Для осуществления этих мероприятий хорошо установить дежурства старших детей в младших группах. Вначале на эти дежурства надо посылать всех старших детей по очереди, затем дежурства поручать тем детям, которые выполняют их с большей охотой и старанием. Следует всячески одобрять и хвалить детей, вызывающихся помогать малышам.

    В самые первые дни приема малышей в детский сад желательно присутствие в этих группах старших детей, но не всех, а только тех, которые смогут помочь малышам в адаптации к условиям новой жизни в детском саду . Целесообразно поощрять братьев и сестер, находящихся в разных группах , чаще видеть друг друга, играть вместе, помогать друг другу в разных делах .

    Необходимо продумывать и осуществлять другие варианты общения детей разного возраста : можно организовать встречу с детьми, окончившими детский сад (особенно если в саду остались их младшие братья и сестры, организовать визиты в школу и т. п.

    Общаясь между собой, дети стремятся реализовать свое положение «старшего» , «взрослого» . Небольшая разница в возрасте позволяет ребенку казаться старше в собственных глазах, ему проще представить себя большим.

    Дети в разновозрастных группах чаще считаются с предпочтениями младших при выборе совместных занятий и демонстрируют широкое разнообразие путей взаимодействия. Младшие при этом видят более понятный пример для действий. Для старших объяснение другому ребенку, помогает лучше освоить знания, контроль над маленькими развивает самоконтроль, ответственность и ощущение принадлежности к деятельности в команде.

    Преимуществом разновозрастного общения является то , что в таких компаниях гораздо проще осваиваются дети «одиночки» . При этом они значительно чаще решаются общаться в отсутствие взрослых.

    Обычно характер подобных взаимоотношений определяется готовностью более старшего ребенка к общению . В тоже время большую роль играет то, как взрослые организуют занятия и насколько сами внедряются в этот процесс, т. к. в любом случае они остаются первоочередным примером с кого дети копируют свое поведение.

    Так, игра, способствующая получению награды, провоцирует у старшего ребенка применять более «жестокие» способы достижения цели. Поэтому необходимо помочь детям выстроить отношения, учитывая особенности развития в каждом возрасте, и стимулировать сотрудничество детей в разнообразных видах деятельности . При организации важно предлагать формы взаимодействия понятные любым детям, использовать предметы подходящие всем возрастным группам без ограничений.

    Разновозрастное общение способствует индивидуализации личности ребенка, стимулирует вербальное развитие, развитие нравственности у детей. Не зависимо от разнообразия качеств , отношения между детьми разного возраста дает им опыт, важный для дальнейшей социализации в обществе .

    В отечественной педагогике изучение разновозрастных групп , как правило, сводят к рассмотрению отдельных феноменов либо к методическим рекомендациям организации образовательных занятий по возрастным подгруппам.

    Е. А. Вовчик-Блакитная (1988) изучала взаимодействия детей разного возраста в условиях искусственно организованного периодического общения детей . Согласно ее наблюдениям характер межвозрастного взаимодействия зависит от старшего ребенка, его готовности к общению . Она выделяет смыслообразующий мотив общения - стремление реализовать позицию «взрослого» , «старшего» , «большого» . При этом пользу получают не только старшие, но и младшие дети : сокращение возрастной дистанции позволяет им расти в своих глазах, так как при сравнении со старшим ребенком ему легче представить себя более старшим по возрасту, нежели сравнивая себя со взрослым. Ею были выделены типы взаимодействия старшего с младшим : активно-положительный (демократический, активно-отрицательный (авторитарный) ; безразличное, незаинтересованное взаимодействие. Из исследования следует, что о пользе межвозрастного взаимодействия детей можно судить только в контексте проводимой воспитательной работы, по ее направленности на формирование мотивационной компоненты как основы готовности детей к межвозрастному общению .

    Евгения Николаевна Герасимова (2000) изучала разницу во взаимодействиях детей, имеющих опыт разновозрастного общения и не имеющих его . Согласно результатам исследования дети из разновозрастных групп чаще учитывают интересы младших при выборе совместной деятельности и демонстрируют большее разнообразие стратегий взаимодействия, чем дети, воспитывающиеся в группе сверстников. На характер взаимодействия старших детей с младшими влияет, во-первых, образец взаимодействия взрослого с детьми, а также содержание их совместной деятельности. Деятельность, ориентированная на получение предметного результата, провоцирует у старшего ребенка более «жестокие» модели взаимодействия - ограничительную и запретительную.

    В работе Татьяны Николаевны Дороновой, Веры Григорьевны Щур, Якобсон Софьи Густавовны (1985) исследовались условия для формирования отношений сотрудничества между детьми разного возраста . По мнению авторов, польза от разновозрастного взаимодействия для младших в том, что они имеют более близкий и понятный образец для действия; для старшего - показ, объяснение другому способствуют лучшему осознанию предметного содержания, контроль за действиями младшего способствует развитию самоконтроля, а также появляется чувство ответственности, причастности к работе другого. Но на практике необходимы специальные усилия по организации подобного взаимодействия.

    Работа Нины Яковлевны Михайленко (1987) посвящена изучению условий, способствующих формированию элементарных организаторских умений в процессе совместной игры по правилам. Использование настольно-печатных игр с правилами обусловлено тем, что они содержат готовые предписания, правила и наглядны благодаря игровому материалу. Важным условием является включение в игру со старшими младших детей, так как при таком разновозрастном объединении старшие вынуждено попадают в позицию организаторов. Большинство старших детей в игре с младшими объясняет правила до начала игры, неоднократно напоминают их в ходе игры, резко падает число нарушений в отличие от игры детей одного возраста. В результате совместной игры у старших детей появились организаторские умения : вербальные формы регуляции взаимодействия, возрос контроль, появилась сопричастность к игре другого в форме поддержки, помощи и т. д.

    Согласно обзору Ларисы Анатольевны Парамоновой (2001) работ, посвященных изучению зарубежной практики разновозрастных детских объединений , во многих странах, в частности Германии, у педагогов формируют особую профессиональную установку на поощрение контактов между детьми разного возраста , пола и социального положения. Практика разновозрастных групп рассматривается как важнейшая задача социального и личностного развития детей, а также признается особая значимость подобных групп для детей из семей, имеющих одного ребенка.

    В обзоре был отмечен ряд феноменов, наблюдаемых в разновозрастных группах . Один из них заключается в том, что воспитатели, как правило, недооценивают возможности младших детей, вследствие чего излишне вмешиваются в их активность, опекая, лишая их собственной инициативности, интереса. Другой обнаруженный феномен отражает воздействие на детей речевых обращений взрослых. В ходе наблюдений было замечено, что дети копируют речевые обороты, обращения воспитателей, используя их при общении друг с другом . В качестве методических рекомендаций воспитателям предлагается поощрение усилий младших детей, поддержка стремления старших к сотрудничеству с младшими с помощью осознанного выстраивания собственной речи, задавания для детей образцов выхода из конфликтных ситуаций. При организации группы рекомендуется предлагать формы взаимодействия, доступные для участия всех детей, а также использовать оборудование, материалы позволяющие участвовать детям без возрастных ограничений. Очень важная рекомендация заключается в индивидуализации процесса воспитания детей, которая заключается в непрерывном наблюдении за детьми, выстраивании всех процессов жизнедеятельности детей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, а также стимулирование сотрудничества детей в разных видах деятельности . Проведенные исследования показали, что в результате целенаправленных усилий по созданию такого микроклимата в группе, когда особое внимание обращается на возрастные характеристики поведения и взаимопомощь, младшие и старшие действительно начинают учиться друг у друга.

    В целом отмечается, что организацию разновозрастных групп нельзя рассматривать как альтернативу одновозрастным объединениям детей. Значение для детского развития имеет организация как тех, так и других типов групп детского сада . Основная задача заключается в понимании специфики каждого варианта объединения детей в группы. Разновозрастная группа нуждается в особом педагогическом руководстве, но и в этом случае, несмотря на все положительные моменты, остается много проблем, игнорирование которых отрицательно сказывается, по мнению авторов обзора, на развитии младших детей.

    Разновозрастная группа в детском саду

    Долгое время в системе дошкольного образования было принято разделять детей на группы по возрастам. Сегодня все чаще появляются разновозрастные группы и надо отметить, что находясь в окружении товарищей с разным опытом жизни и уровнем знаний, дошкольники получают больше возможностей для саморазвития (как младшие, так и старшие). Младшие дети перенимают опыт от старших, а старшие учатся заботиться о младших.

    Робкий ребенок заботясь о младших чувствует себя более взрослым, становится увереннее. Агрессивный ребенок учится сдерживать свои порывы, ведь толкнуть ровесника и толкнуть младшего - разные вещи. А младшие тянутся за старшими, становятся более самостоятельными.

    Особенности разновозрастной группы

    Основной особенностью разновозрастной группы является то, что в нее входят дети разного возраста. При этом занятия проводятся по подгруппам: в одной подгруппе старшие дети, во второй - младшие. Разница лишь в нагрузке и объеме заданий, а также их сложности. Также обязательно проводятся и совместные игры и занятия с целью научить детей разного возраста эффективному взаимодействию друг с другом.

    Например, организуется коллективная работа (панно), когда старшие дети — организаторы и основные исполнители, а младшие — их помощники (готовят материал, подают инструменты). Или другой вариант: младшие дети определяют узор для аппликации, а старшие действуют по образцам, учитывая их замечания и пожелания. Такое совместное участие способствует взаимопониманию и сплачивает всех ребят.

    С чего начинается работа в разновозрастной группе?

    Воспитатель обязательно проводит подготовительный этап, суть которого — создание положительно-эмоционального настроя в начале учебного года на предстоящее взаимодействие детей разного возраста. Воспитатель обращает внимание детей на положительные качества их старших товарищей («Хорошо играет с младшими», «Защищает младших») и положительные качества младших детей («Дружит со старшими, учится у старших, помогает им»).

    Разновозрастная группа позволяет построить различные варианты общения: со взрослыми, с ровесниками и с младшими (старшими). Такие разнообразные варианты общения дают больше возможностей личностного развития ребенка.

    В совместном воспитании детей разного возраста есть много положительного. Но все это происходит не само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагога, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей, объединения усилий ДОУ и семьи.

    Работа в таких группах требует от воспитателя хорошего знания программы для разных возрастных групп, умения соотносить программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способность правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу.

    Деятельность воспитателя по социально-личностному развитию детей в разновозрастной группе.

    Как же обеспечивать успешное общение детей в разновозрастной группе? Шести-семилетние девочки более активно проявляют желание общаться с малышами во время подготовки ко сну, на прогулке, в ролевых играх. Мальчики более сдержаны, а если и вступают в контакты с младшими, то преимущественно в ходе подвижных игр.

    В общении можно выделить следующие типы взаимодействия (соответственно подгруппы) детей.

    Первая подгруппа. Дети, охотно вступая во взаимодействие с младшими, занимают при этом позицию «старшего» — доброго, умелого помощника, организатора общих действий, чуткого товарища. Подключаясь к игре малышей, они развивают и обогащают сюжет с учетом желаний и возможностей своих партнеров, решение о том или ином изменении всегда согласовывают. Помощь в ходе режимных моментов оказывается ими в мягкой, доброжелательной форме и не методом простого исполнения действий за младшего, а путем показа, обучения. В общении речь их насыщена нежными, уменьшительно-ласкательными словами, сравнениями («Ты моя хорошая, давай мы здесь домик построим для куколки, да? Видишь, какая ты умница, как красиво у тебя все получается»).

    На таких детей педагог может опираться. Он повышает их авторитет среди ровесников (но не захваливает), подключает к выполнению более сложных поручений.

    Вторая подгруппа. Активно-отрицательное взаимодействие. Так же, как и предыдущая подгруппа, старшие дети охотно вступают в общение с младшими. Но контакты поддерживают только потому, что они обеспечивают им командную роль. Ловко используют так называемые слабые места партнеров. Неправильно понимая позицию старшего (как позицию «над младшим», а не «впереди» его), предпочитают действия с позиции-силы. Порой, заметив, что малыш готов выйти из повиновения, или бросают игру, или идут на мелкие уступки, пользуются его неопытностью. Помощь оказывают несколько демонстративно, поглядывают на взрослого, как бы призывая его высоко оценить свой поступок. Могут явно выражать недовольство, раздражение по поводу неумелых действий партнера. Сама же помощь реализуется полным исполнением действия, подавлением самостоятельности. Своеобразна и речь, изобилующая указаниями, упреками, замечаниями, даже угрозами. Нередки попытки переложить вину на младшего («Ему ведь ничего не будет: он маленький»), равно как и желание выделиться перед сверстниками и взрослыми на фоне менее умелого малыша.

    Итак, эта подгруппа детей, обладая достаточным уровнем знаний о возможностях младших, проявляет желание взаимодействовать с ними, но мотивационная основа по сути своей эгоистична («Младшие не догонят меня», «Буду слушаться: что скажу, то и будут делать», «Не смогут отнять у меня игрушки»).

    Задача воспитателя состоит в том, чтобы своевременно выявить такого рода проявления у старших детей, эмоционально воздействовать на ребенка: личным примером, в ходе занятий, бесед, чтения произведений художественной литературы.

    Третья подгруппа. Безразличное, незаинтересованное взаимодействие. Особенности: не испытывая внутренней потребности в контактах, дети по просьбе воспитателя непродолжительное время общаются с младшими, но вскоре спешат заняться своими делами. На их вопросы дают либо односложные ответы, либо вообще не реагируют. И вполне понятно, что малыши постепенно умолкают.

    Образно говоря: возможность обрести в общении с младшими позицию «старшего» и строить в соответствии с ней свое поведение для них неактуальна. Равнодушное отношение к малышам мотивируют так: «Мне с ними неинтересно», «Не знаю, что с ними можно делать», «Они ничего не умеют сами, все портят, только в песке роются».

    Нередко такое поведение характерно и для детей, которые, в общем-то, умеют занять малышей. Дома они привыкли помогать родителям, ухаживают за младшими братьями и сестрами. Но все расценивается исключительно как обязанность, как долг, как поручение, которое им приходится выполнить.

    Задача воспитателя при работе с этой подгруппой детей — какое-то время вовсе не опираться на них, не привлекать к совместной деятельности с младшими, оставив за ними роль зрителей, наблюдающих успешное взаимодействие своих ровесников с младшими. Участие сверстников, скажем, в подготовке и проведении кукольного представления для младших детей, ликование и радость маленьких зрителей не оставят их равнодушными. Кроме того, авторитет сверстников постепенно подведет к мысли о том, что в общении с малышами можно почерпнуть много интересного, необычного. Но, разумеется, если ребенок сам проявляет инициативу, воспитатель доверяет ему.

    Педагогу требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников.

    Кроме индивидуально-психологических особенностей и уровня умственного развития детей надо также учитывать половую принадлежность ребенка.

    Педагог, подготавливаясь к занятиям, должен подбирать вместе с традиционным и специальный материал для детей разного пола, разного возраста, в соответствии с их интеллектуально-психологическими особенностями.

    Научно-методической основой педагогического процесса является правильное сочетание общих требований дошкольной педагогики с конкретными условиями воспитания в каждой группе детей разного возраста. В каждом конкретном случае воспитатель должен определить состав группы, выделить 2-3 подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать учебно-воспитательную работу. Наиболее целесообразным является комплектование групп детьми близкого, смежного возраста.

    В таком случае лучше реализовывать принцип максимального учета возрастных возможностей детей. В группе устанавливается общий режим, который отвечает возможностям и потребностям детей обеих групп, создаются благоприятные условия как для самостоятельной деятельности, так и для проведения занятий.

    Организация учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе имеет позитивное влияние: хотя сочетание в одной группе разных по возрасту детей усложняет роботу педагога, однако в то же время открывает перед ним широкие возможности для организации общения детей разного возраста.

    Воспитателю нужно позаботиться, чтобы малыши были не пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса.

    В организации обучения детей разновозрастной группы выделяют две основных формы : игра и занятия, основной целью которых является всестороннее воспитание и развитие каждого ребенка, формирования учебных умений.

    Игра

    Игра в разновозрастной группе позволяет достичь значительных результатов, поскольку создает благоприятные условия для взаимодействия педагога с детьми и детей между собой. Дидактичные, интеллектуальные игры как форма организации обучения приобретают особое значение, поскольку в них используются самообучение и взаимное обучение. В дидактичной игре взаимодействуют учебная и игровая стороны. В соответствии с этим воспитатель одновременно учит детей и участвует в их игре, а дети - играя, учатся.

    В дидактичной игре в разновозрастной группе закрепляются знание и навыки, усваивается новый учебный материал.

    Для успешной организации работы в разновозрастных группах большое значение имеет общая игра детей. Сплочению разновозрастной группы способствуют игрушки, которые дети приносят из дома, потому что появляются новые грани общения. Общение во время совместной деятельности дает огромные возможности для взаимовлияния детей разного возраста, для организации взаимопомощи, обучения младших старшими.

    Основной формой организации обучения в детских дошкольных заведениях остается занятие.

    Занятие

    В разновозрастных группах используют фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации учебного процесса, которые позволяют разным образом формировать взаимоотношения педагога с детьми и детей между собой.

    Наиболее эффективным, на наш взгляд, есть сочетание разных форм работы (коллективная работа, работа с подгруппой и индивидуальные занятия). Более общие учебные задачи лучше решать на фронтальных занятиях, а конкретные (сообщение нового материала, закрепление, расширение и уточнение знаний) - на занятиях с одной подгруппой.

    Рассмотрим четыре вида организации учебной деятельности детей на примере разновозрастной группы, средняя и младшая.

    При организации работы в разновозрастной группе необходимо учитывать следующие моменты :

    1. Воспитатель, организовывая учебный процесс в разновозрастной группе, должен четко определить цель, задачи, содержание, хорошо владеть методикой проведения занятий с детьми в разновозрастной группе.

    2. Программные требования дифференцируются для каждой возрастной подгруппы за счет разных способов выполнения определенного задания.

    3. На фронтальных занятиях лучше решать более общие учебные задачи, а более конкретные (разные) - на занятиях с одной подгруппой детей.

    4. Основной формой работы в разновозрастной группе остаются занятия (комплексные, комбинированные, общие). При проведении комплексных занятий в разновозрастной группе надо следить за тем, чтобы деятельность детей одной подгруппы не отвлекала детей другой подгруппы. Общие занятия целесообразно проводить при условии одинаковой или близкой темы для детей всех возрастных подгрупп, учитывая возможности детей и уровень их самостоятельности.

    5. Материал, подготовленный к занятию, должен содержать общие элементы для детей всех подгрупп, что дает возможность объединить воспитанников для проведения игр, выполнения определенных заданий.

    6. Выполнение заданий в разновозрастной группе осуществляется двумя путями: под непосредственным руководством педагога; с помощью дидактичных игр и дидактичных материалов (самостоятельная работа детей).

    7. При организации учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать индивидуальные, возрастные и половые особенности детей дошкольного возраста.