Петрушка в театре. Театр Петрушки: история, представления

Брянская область, Дворец культуры пос. Белые берега, хормейстер.

Сценарий игровой – развлекательной программы для детей младшего школбного возраста. «Ярмарочный театр Петрушка» 3 апреля 2015 года
При участии вокальной группы народного пения Журавейка

Цель:
Изучение и пропаганда народного (фольклорного творчества) творчества.
Задачи:
-Познакомить с историей и особенностями ярмарочного кукольного представления;
-Познакомить с персонажами (куклами) и особенностями их изготовления и управления;
-Показать варианты игровых песен и научить азам народного бытового «играния» песен и танцев;
-Научить детей просто играть в игро-танцы, игро-песни, хороводные игры, а не состязаться за призы.

Игровой материал:
«Кабинет» кукол: Петрушка, Невеста, Доктор-лекарь, Цыган, Собачка Мухтарка, Лошадка.
Ширма;
Бубен;
Мешок.

Музыкальные материал:
Записи шарманки;
«Как у ворот» (народная песня);
«Светит месяц» (народная песня);
«Чижик пыжик» (народные припевки).

Приложение:
Методический материал «История кукольного народного театра Петрушка».

Вед: Добрый всем денечек. Рады вас снова видеть здесь у нас. Надеюсь все вы помните как у нас заведено себя вести. Сидеть тихо, слушать внимательно, а чаю предложат не отказываться.

По широкой Руси нашей матушке
Колокольный звон разливается.
В городах и больших, и маленьких
В балаганы народ собирается.

Как у наших у ворот собирается народ.
Все то с ложками да с трещотками.
Как у нашего соседа весела была беседа.
Гуси в гусли, утки в дудки,
Чечётки в трещотки, чайки в балалайки.
Поют да играют, всех потешают!

Чего здесь не наслышишься, чего здесь не навидишься!
Здесь и игрушки, здесь и Петрушки,
Чай из самовара, квасок из кружки!

Торопись народ, собирайся люд,
Проходи народ, нынче праздник тут!

«Как у наших у ворот» (народная песня в исполнении народного фольклорного объединения «Журавейка»)

Вед: Ребятки, сегодня мы вас приглашаем в Ярмарочный Балаган. Да не просто рот открывши постоять, а друга моего сыскать. А ну-ка посмотрите направо, а теперь налево. Ну как не видать? Нет? А вот давайте я вам расскажу какой он, тогда вы сразу его найдете. Слушайте.
У него колпачок красный, рубашка яркая, нос длинный и хитрый, а в руке палка. Его любят все. В старые времена он выступал и в деревне и в городе во дворах и на площадях. Он переезжал с места на место, из города в город. Он хитрый и задиристый, а ещё он обожает всяческие проказы.
В ярко красном пиджаке,
Он с дубинкою в руке.
Развесёлая игрушка
А зовут её …(Петрушка)
(Дети отвечают – “Петрушка”)

Вед: Петрушка парень веселый очень любит, чтобы шарманка играла, а он тогда танцует. Шарманка – это такой музыкальный инструмент. Вот она какая красивая. (Показывает на шарманку) И звук у нее очень мелодичный. Эй, музыкант сыграй-ка нам что-нибудь веселое, а я пойду дружка своего Петрушку позову. Пусть он ребятам покажется, да спляшет. (зовет, удаляясь за ширму) .Петрушка. Петр Иванович. Петруша где ты?
(музыкант начинает крутить ручку шарманки. Звучит старинная мелолдия шарманки)
«Петрушка»
Пьеса в пяти картинах.

Действующие лица
Петрушка

Цыган

Лошадь

Музыкант

Прасковья Степановна – Невеста Петрушки

Доктор

Собака Мухтарка

Картина первая
Музыкант: (зовет) Петрушка. Петруша, выйди. Покажись народу.
Петрушка: (из за ширмы) Ась. Неа.
Музыкант. Петруша, выходи. Видишь, народ ждет. Выходи.
Петрушка. Я боюсь.
Музыкант. А ты не бойся. Мы тебе похлопаем. А ну народ не жалей рук, хлопай громче, чтоб летел пух.
Петрушка. Аааа вот и я. Здравию желаем, господа. Будьте здоровы, с тем днем и праздником, который сегодня. (кланяется быстро и много) Ну хватит хлопать, а то у меня от стеснения на лице покраснение.
Музыкант. А что случилось?
Петрушка. (Обращается к Музыканту.) Музыкант! Ты знаешь, я, брат, хочу жениться.
Музыкант. Не плохое дело, а именно на ком?
Петрушка. О-е-е-ей! На Прасковье Степановне, на купеческой дочери.
Музыкант. А приданого, много берешь?
Петрушка. Сорок четыре тысячи блина, бочку, где вода, из пол платья гардероб и один сапог.
Музыкант. Приданое неплохое, а невеста хороша?
Петрушка. Е-е-ей, очень хороша!
Музыкант. А ну, покажи.

Петрушка. Сейчас позову. (Зовет.) Парасковия Степановна! Душечка, ангелочек мой, цветочек, пожалуйте сюда! (Парасковия идет. В это время Петрушка встречает и крепко к сердцу прижимает и целует и спрашивает.)
Петрушка. (Обращается к Музыканту.) Музыкант! А что, моя невеста хороша?
Музыкант. Хороша-то хороша, да немножко слепа.
Петрушка. Неправда! Какой глазочек, какой бровочек, ротик, носик, а какие бусики.
Музыкант. Так у нее усики? Зачем тебе усатая невеста.
Петрушка. Да не усики а бусики. (и в это время целует) Экий, ты глухой. А еще музыкант. Лучше Сыграй нам плясочку!

Петрушка и Невеста танцуют и поют:
Пеня Фольклорной группы « Журавейка» – « Светит месяц»
Потом Петрушка ее обнимает и домой провожает.

Картина вторая.
Петрушка. Эй, музыкант!
Музыкант. Что такое?
Петрушка. Слава богу, я женился.
Музыкант. Это хорошо, надо молодой жене лошадку купить.
Петрушка. У кого?
Музыкант. У цыгана.
Петрушка. А как его зовут?
Музыкант. Гаврило.
Петрушка. Поди, позови его.
Музыкант (отказывается). Не великий барин, сам позовешь.
Петрушка. А где он живет?
Музыкант. На угле, в правом кабаке.
Петрушка (зовет Цыгана). Эй, Гаврыло, замазанное рыло, поди сюда!
Цыган (идет и поет). Ай, ручеек мой ручеек
Ай брал я воду на чаек, ромалы
Ай нанэ чавалэлэ.
Петрушка. Я слышал что у тебя есть продажная лошадка. А дорого хочешь? И хороша она?
Цыган. Хороша-то хороша. Не сопата, не горбата, бежит – земля дрожит, а упадет – три дня лежит.
Петрушка. Сколько хочешь?
Цыган. Сто тыщ.
Петрушка. Это дорого.
Цыган. Сколько пан будет давать?
Петрушка. Тыщу.
Цыган. Мало, пан, даешь.
Петрушка. Музыкант!
Музыкант. Что?
Петрушка. Сколько ему за лошадь дать?
Музыкант. Да тыщ пять.
Петрушка. Десять тыщ, дам.
Цыган. Давай, пан, задатку.
Петрушка. Приведи лошадку.
Цыган. Без задатку не отдам лошадку. Прощай, пане.
Петрушка. Подожди, сейчас принесу задатку. У сестры займу.
Цыган. А кто она такая.?
Петрушка. Девица молодая. Скалочка Дракуловна Колотушкина. Вот она тебя поцелует…
Петрушка достает взамен задатку хорошую палку и начинает давать задатку.
Петрушка. Вот тебе рубль, вот тебе два!
Цыган. Ай-ай-ай! Где двери! Ай-ай-ай!
Петрушка. Дороговато… Получи палку-кучерявку да дубинку-горбинку и по шее тебе и в спинку.
Цыган. Прибавь, Петрушка, детишкам на сало…
Петрушка. Так это тебе мало?.
Петрушка (начинает бить Цыгана). Вот тебе тыща, вот тебе две! (Цыган убегает.) Ого-го! От такого задатка не поздоровится!
Музыкант! Давай-ка сюда лошадь. Тпру, тпру! Стой, не брыкайся! У-у, не лошадь, а огонь! Стой! Нужно сосчитать зубы, сколько ей лет. (Смотрит ей в рот.) Лошадь совсем молодая: ни одного зуба еще во рту нет!
(Пытается сесть на лошадь)Тпру, тпру, тпру! Поворотись, лошадка, вот так. Музыкант! Какой конь поворотливый! .
Петрушка. Тпру-тпру-тпру, стой, персидска, не брыкайся! Вот тебе игрушка, вот купыл черта за свои деньги. (Падает с лошади.) Ой, головушка, ой, пропала моя Прасковья Степановна! Ой, ой, музыкант! Позови доктора!

Картина третья
Во время катания лошадь сбрасывает и бьет Петрушку и потом убегает. В это время Петрушка кричит.

Музыкант. А вот и доктор идет.
Доктор. Я – доктор-лекарь, немецкий аптекарь. Ко мне приводят на ногах, а отправляю на костылях. Что ты здесь кричишь, визжишь? А ну вставай.
Петрушка. Не могу я на ноги сел. И голову потерял.
Доктор. Новую притавим. Вставай.
Петрушка. Ой ой ой, смерть моя пришла.
Доктор. А где ж она раньше была.
Петрушка. В поле.
Доктор. А что она там делала.
Петрушка. Картошку копала. Ой, ой, ой спасите, ой болит, ой колет.
Доктор. Да где у тебя долит? Здесь.
Петрушка. Повыше!
Доктор. Где, здесь?
Петрушка. Пониже!
Доктор. Где, здесь?
Петрушка. Повыше!
Доктор. Черт тебя разберет: то повыше, то пониже, то повыше, то пониже! Вставай, да покажи!
Петрушка. Встать да показать?
Доктор. Да, покажи.
Петрушка. А вот сейчас покажу да еще растолкую. (Петрушка уходит и несет палку и бьет Доктора, показывая ему.) То повыше, то пониже.
Доктор. Ай-ай-ай! (убегает
Петрушка. Музыкант, а музыкант!
Музыкант. Что такое?
Петрушка. Вот я ему показал да еще растолковал. А теперь сяду песню спою.
В это время вбегает Барбос, Ваня останавливается и начинает его дразнить.

Петрушка. Цю-цю! , Шавочка- кудлавочка, какая ты замарашка
Мухтарка. Гав-гав! (Хватает Ваню.)
Петрушка (вторично дразнит). Цю-цю-цю!
Мухтарка. Гав-гав! (Хватает его.)
Петрушка. Мухтаркa хватает Петрушку за рубаху.) Стой, стой, Мухтарка, разорвешь рубаху-то! Стой, Мухтарка, больно! (Собака кидается на него и хватает за нос.) Ай, батюшки, заступитесь! Пропадет моя головушка совсем с колпачком и с кисточкой! Ой! ой, ой!

Вед: Ну как ребята, понравился вам мой дружок Петрушка?
(да) Ребятки а вы внимательно смотрели?
А запомнили с какими животными встречался сегодня Петрушка?

Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
Ответ на загадку: собака
(Ученик, который играет собачку выходит)

У меня большая грива,
Ушки и копытца.
Прокачу того игриво,
Кто не побоится.
Моя шёрстка гладка,
Кто же я?…
Ответ на загадку: лошадка
(ученик, который играет лошадку выходит)

Вед: А давайте, ребята поиграем с лошадкой и собачкой.
Скажите мне, а как лошадка разговаривает? Никак. Правильно. Лошадка не разговаривает, а только ржёт и фыркает. А теперь давайте представим, что каждый из вас артист вот такого ярмарочного театра и ему нужно изобразить лошадку. Давайте поржем а теперь пофыркаем. Хорошо.

ИГРА «Поскакушки-хлопушки»
А теперь чтобы наша лошадка поскакала, давайте похлопаем себя ладошками по коленкам. Да громче, громче, а теперь тише, тише. А теперь как руку подниму вверх значит лошадка близко прискакала и цокать надо громче. Как опущу руки – значит ускакала лошадка. Цокать надо тише. Все ясно. А как хлопну в ладоши – остановилась лошадка. Кто останется цокать после моего хлопка тот невнимательный и проиграл.

Вед: Ребятки у каждого героя в театре есть свой голос. Например котик мурлычет, лягушка квакает. А как ой голос у собачки. Ребятки подскажите мне у нас добрая собачка или злая. А как лает злая собака. Ребятки а как лает добрая маленькая собачка. Ну хватит, а то сейчас все собаки сбегутся. Давайте проводим наших животных аплодисментами.

Вед: Ребятки, а посмотрите внимательно на Петрушку. На какое животное он похож? А вот загадка вам поможет.

Ходит барин но двору, придирается к всему,
Двойная бородка, набок колпачок.
Кто больше всех кричит,
Да меньше всех делает.
Что за птица людей не боится,
Не летает высоко, а поёт: «Ко-ко-ко-ко»
Ведь не зря Его и зовут Петрушка и голос у него такой звонкий как у петушка.
Вед: Ребятки, а вы знаете что у Петрушки есть фамилия. (нет) Так вот его полное имя Петр Иванович Уксусов, а иногда называется он Петрушка Самоваров, а когда напроказничает зовут его Ванька Рототуй или Ванька Рутютю.

Вед: Ребятки, а давайте вспомним, с какими людьми встречался Петрушка сегодня. (Невеста, Доктор, Цыган). Давайте их позовем сюда аплодисментами. Эти артисты очень любят танцевать и играть в разные игры. Давайте с ними поиграем. Прошу всех в хоровод.

Игро-танец «Как у дедушки Макара»
Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:
Как у дядюшки Макара
Было десять сыновей
Они пили, они ели
Разом делали вот так.
Вот так вот так вот и этак вот и так!!!
Вот и этак вот и так!
При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.

Игро-танец «Жила бабка возле речки»
Ведущий предлагает детям запомнить слова песен.
Жила-была бабка возле самой речки. Захотелось бабке
искупаться в речке. Купила мыло. Купила мочало. Ух, и песня
хороша, начинай сначала!
Затем предлагается запомнить движения, которые
в дальнейшем заменяют слова в песенке:
«бабка» - изображаем руками,
как бабка завязывает платок под подбородком,
«речка» - волны,
«искупаться» - изображаем пловца,
«купила» - хлопок в ладоши,
«мыло» - правая рука вверх,
«мочало» - левая рука вверх,)
«начинай сначала» - вертушка руками перед грудью
С каждым повтором песенки темп исполнения быстрее.

Игро- танец. «У меня есть одна тетя»
Тетя – идем вперед руки вбоки
Повторяем движения за ведущим. После куплета в проигрыше миксуем 2 квадрата к двум, движения куплета с поворотом вправо, а затем влево.
Ручки
Ножки
Плечи
Боки
Прыжочки

фольклора России

Особой популярностью на ярмарках и народных гуляньях пользовались петрушечные представления и являлись формой городского зрелищного фольклора.

Петрушка - один из персонажей русских народных кукольных представлений. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой; традиционно Петрушка - это кукла-перчатка. ПЕТРУШКА, "прозвище куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп" (В. Даль).

Происхождение этой куклы, появившейся в России во второй половине XIX века, - достоверно не прояснено. Хотя в России (Энциклопедия Кругосвет) Петрушки известны с XVII века. Русские кукольники использовали марионеток (театр кукол на нитках) и петрушек (перчаточных кукол). До XIX века предпочтение отдавалось Петрушке, к концу века - марионеткам, так как петрушечники объединились с шарманщиками. Ширма петрушечника состояла из трех рам, скрепленных скобами и затянутых ситцем. Она ставилась прямо на землю и скрывала кукольника. Шарманка собирала зрителей, а за ширмой актер через пищик (свисток) начинал общаться с публикой. Позже, со смехом и репризой, выбегал он сам, в красном колпаке и с длинным носом. Шарманщик иногда становился партнером Петрушки: из-за пищика речь была не всегда внятной, и он повторял фразы Петрушки, вел диалог. Комедия с Петрушкой разыгрывалась на ярмарках и в балаганах. Из некоторых воспоминаний и дневников 1840-х годов следует, что у Петрушки было полное имя - его называли Петром Ивановичем Уксусовым. Известный российский кукольник Сергей Образцов, называл Петрушку Петром Петровичем Уксусовым (рассказ "Четыре Братца") или Ванькой Рататуем. Существовали основные сюжеты: лечение Петрушки, обучение солдатской службе, сцена с невестой, покупка лошади и испытание ее. Сюжеты передавались от актера к актеру, из уст в уста. Ни у одного персонажа русского театра не было популярности, равной Петрушке.

Первые кукольные представления с главным действующим лицом - Петрушкой появились в I половине XIX столетия. На страницах бытовых очерков и лубочных книжек его имя упоминается с 1840-х годов.

В России прошлого века комедия о Петрушке не знала себе равных среди других типов кукольного театра по степени популярности у простого населения по широте распространения (от Петербурга до Сахалина и от Архангельска до северного Кавказа), по злободневности, остроте и убийственной силе смеха. Петрушка осознавался главным и едва ли не единственным героем русского кукольного театра.

Комедия Петрушки постоянно находилась в процессе развития, пополнялась новыми персонажами, становилась все более актуальной и социально насыщенной.

Театр «Петрушки» создавался не только под влиянием русской, славянской, западноевропейской кукольных традиций. Он был видом народной театральной культуры, частью чрезвычайно развитого в России (зрелищного фольклора). Поэтому очень многое объединяет его с народной драмой, с выступлениями балаганных дедов-зазывал, с приговорами дружки на свадьбе, с потешными лубочными картинками, с прибаутками раешников и т.п.

Особой атмосферой городской праздничной площади объясняется, к примеру, фамильярность Петрушки, его безудержная веселость и неразборчивость в объекте насмешки, посрамления. Ведь Петрушка колотит не только классовых врагов, но всех подряд - от собственной невесты до квартального, колотит часто ни за что ни про что (арапа, нищую старуху, клоуна-немца и т.д.), в конце попадает и ему: собака немилосердно треплет его за нос. Кукольника, как и других участников ярмарочного, площадного веселья, привлекает сама возможность высмеять, спародировать, отдубасить, причем, чем больше, громче, неожиданнее, острее, тем лучше. Элементы социального протеста, сатиры очень удачно и естественно накладывались на эту древнюю смеховую основу.

Подобно всем фольклорным увеселениям, «Петрушка» начинен непристойностями и ругательствами. Исконное значение этих элементов исследовано достаточно полно, а насколько глубоко они проникли в народную смеховую культуру и какое место занимала в ней брань, словесная непристойность и снижающие, циничные жесты, в полной мере показано М.М. Бахтиным.

Представления показывались несколько раз в день в разных условиях (на ярмарках, перед входом в балаган, на улицах города, в пригороде). «Ходячий» Петрушка был самым распространенным вариантом использования куклы.

Для передвижного фольклорного театра специально изготавливались легкая ширма, куклы, миниатюрные кулисы и занавес. Петрушка бегал по сцене, его жесты и движения создавали видимость живого человека.

Комический эффект эпизодов достигался приемами, характерными для народной смеховой культуры: драки, избиение, непристойности, мнимая глухота партнера, смешные движения и жесты, передразнивания, веселые похороны и т.п.

О причинах необычайной популярности театра существуют противоречивые суждения: злободневность, сатирическая и социальная направленность, комический характер, простая и понятная всем слоям населения игра, обаяние главного персонажа, актерская импровизация, свобода выбора материала, острый язык куклы.

Театр «Петрушки» - вид народного театра, который не только смотрелся, но и слушался, поэтому большинство сцен включали в себя в разных пропорциях и движение, и разговор. В эпизодах торга (сцена покупки лошади), лечение, высмеивания солдатской муштры слово и жест, как правило, равнозначные, они взаимно дополняют друг друга, сочетая зрительное и слуховое восприятие.

Составной частью большинства представлений театра «Петрушки» оказывались песни и танцы. Герои комедии исполняли лирические песни, плясовые, куплеты частушечного склада, жестокие романсы, песни литературного происхождения. Танцевали русского, комаринскую, трепака, «барыню», польку, вальс и т.д. Большая роль в комедии отводилась музыкальным выставкам. Танцы и песни, мелодии шарманки являлись не просто музыкальным оформлением спектакля, они призваны настраивать публику на веселый, праздничный лад, создавать дополнительный комический эффект путем контрастного соотношения мелодии и действия, служить характеристикой персонажей, разнообразить теми, иначе говоря, вместе с другими поэтическими и сценическими приемами делать представление живым и ярким зрелищем.

Структуру театрального представления определяет и взаимоотношение зрителей и актеров. Ориентация на публику существовала и существует во всех видах театрального искусства, в разной, конечно, степени и в разном качестве.

Для русского «Петрушки», как и вообще для народного театра, общение со зрителем было непременным условием и чрезвычайно важным моментом спектакля.

Петрушка - это народное праздничное веселье.

Петрушка - проявление народного оптимизма, насмешка бедноты надвласть имущими и богатыми.

Театр Петрушки еще долго оставался частью праздничных увеселений. Как массовое явление народной ярмарочной культуры он прекратил свое существование в начале XX в.

Редакция ProDetki любит посещать культурные места и открывать для себя новых героев и персонажей. Например, нам стал интересен герой Петрушка в кукольном мире.

Театр Петрушки — это уникальное представление, история которого уходит глубоко в 17 столетие. Сначала это было популярное развлечение для простого люда, а затем завоевало свою популярность и у высшего общества.

Кукла Петрушка

Петрушка — это печатная кукла, облаченная в штаны и красную рубаху, отличительной особенностью этого персонажа были: остроконечный колпак и огромный красный нос .

История театра Петрушки

Театр Петрушки — это одно из старейших развлечений Руси, дожившее до наших дней и не потерявшее свою актуальность . Многие воспринимают его как народное творение, но в действительности свои прообразы Русский народный театр Петрушка имеет во множестве стран, таких как Франция, Германия, Италия и Турция.

Первое появление театра Петрушки на Руси было зафиксировано еще в 17 веке, но основную популярность он получил лишь к 19 столетию. Несмотря на то, что на Руси существовало несколько видов кукольного театра, представления Петрушки были самыми популярными.

Персонаж Петрушка

Неудивительно, что Петрушка является главным персонажем кукольного театра, который назван в его честь. Давайте рассмотрим поподробнее, что же он из себя представляет. Как можно заметить из истории создания театра, пришел на русские земли он из других стран, поэтому русский Петрушка собрал в своей внешности многие отличительные черты разных национальностей . Например, голова и руки у него были неправдоподобно большими, а глаза имели миндалевидную форму, цвет кожи был смуглым, а нос имел большую горбинку. Благодаря всему этому он очень походил на своего итальянского прототипа — Пульчинелла.

Петрушка хоть и ставил в главу представления своего основного персонажа, но этим не ограничивался. Например, постоянным партнером по сюжету для Петрушки был медведь, с которым он разыгрывал основные сценки .

Русский театр Петрушка и его сюжеты

В основу сюжетов театрального представления всегда ложились банальные и обывательские темы того времени: солдатская служба, лечение, приобретение лошади и ее испытание, а также свидания и свадьба Петрушки .

Все сценки имели свой порядок и демонстрировались строго одна за другой:

— В основе первой сценки всегда лежала покупка Петрушкой лошади. Он торговался с продавцом-цыганом, который не желал уступать, затем Петрушке это надоедало, за что он ударял торговца. На этом первое представление оканчивалось.

— Второй сценкой была демонстрация того, как Петрушка взбирается на лошадь, но та не желает ему подчиняться и сбрасывает главного героя, а затем удаляется в след за цыганом.

— В третьей сцене, как и в начале представления Петрушка не отличается спокойным нравом, и, посетив доктора, избивает его, за то, что лекарь находит у главного героя множество хворей.

— Последняя сцена также не обходится без драк. Когда появляется квартальный, чтобы узнать, почему Петрушка убил доктора, главный герой недолго думая, поступает также и с квартальным. Но справедливость олицетворяет собака, которая лает и рычит на основного персонажа, а затем не поддаваясь ни на какие задабривания и упрашивания Петрушки, хватавшего его за нос, утаскивает с импровизированной сцены.

На этом представление оканчивается. Интересно то, что длительность представления зависит от того, насколько интересные сценки разыгрываются, ведь оно длится до тех пор, пока на улице есть зрители, удостоившие его своим вниманием.

Русский народный театр Петрушка не ограничивается лишь четырьмя основными сценками в своем представлении . Когда на улицах много зевак и публика готова смотреть сколько угодно — смотреть кукольный театр, рассказ продолжается и другими интересными сюжетами. Одним из них становится “Свадьба Петрушки”. Сценарий этого представления был настолько грубым и фривольным, что родители не разрешали детям смотреть такую сценку.

Во всех представлениях Петрушка выступал плутом, мошенником и грубияном. Н а его лице изображалась д аже не милая улыбка, как многим может показаться, а грубый оскал .

Уличный театр Петрушка

Традиционный Петрушка — кукольный театр одного актера, местом действия которого всегда становились уличные ярмарки и торговые площади . Самые первые представления демонстрировались без ширмы, так как единственный актер-кукловод просто надевал на пояс специальную юбку на обруче. Поднимая это кольцо кукольник исчезал из поля зрения зрителей, предоставляя им возможность насладиться представлением. При этом сам мог спокойно двигаться и работать обеими руками, чтобы управлять сразу двумя персонажами.

Уже в начале 19 столетия на смену такого костюма для актера пришла ширма , прототип той, что используется в наши дни. Она устанавливалась прямо на землю, скрывая кукольника и весь его реквизит.

Кукловодами были лишь мужчины, но для того, чтобы придать их голосу дополнительную писклявость, использовался специализированный пищик. Он вставлялся прямо в гортань. Это давало возможность кукловоду говорить громче.

Современный театр Петрушки

Благодаря многим деятелям искусства, которые прилагают все усилия, чтобы сохранить традиции кукольного театра, мы имеем возможность наслаждаться интересными представлениями и в наши дни. Сейчас это, конечно, не только кочующие ярмарочные спектакли, но и уличные кукловоды тоже встречаются.

Наиболее часто представления Петрушки можно увидеть в детских кукольных театрах, например, таких как «Жар-птица», «Альбатрос», «Сказочный» и многие другие.

Народный театр Петрушка на данный момент — это возможность познакомить детей и взрослых с историей, а также привить младшему поколению любовь и интерес к литературе .

Народный театр многогранен и многолик, но среди различных его видов наиболее ярким и самобытным является кукольный театр Петрушки. Как фольклорное представление, театр Петрушки, бытовал в России приблизительно с XVIII века. Свой законченный, классический вид он приобрел не сразу. Вспомним историю развития русской народной кукольной комедии. Первые, наивные формы театра кукол А.Белицкий видит в обряде, « в игре с куклой, ряжении, «москолудстве». Абстрагированную форму ряжения в кукольном театре отмечает и А.В. Грунтовский .

Известно, что впервые театр Петрушки описал немецкий ученый, дипломат и путешественник Адам Олеарий, который был в России дважды в сороковых годах 17 века. В изданном позже путевом дневнике Олеарий описывает выступления скоморохов-музыкантов, которые пели песни, плясали, показывали различные сценки кукольного представления. Кроме кукольного представления Олеарий описывает и “медвежью потеху”. Вожаки медведей, “имели при себе таких комедиантов, которые, между прочим, тотчас же могли представить какую-нибудь штуку или klutch (шалость), как это называют голландцы, с помощью кукол. Для этого они обвязывают вокруг своего тела простыню, поднимают свободную его сторону вверх и удерживают над головой, образуя, таким образом, нечто вроде сцены…, с которою они и ходят по улицам и показывают на ней из кукол разные представления”. Свидетельство Олеария подтверждает иллюстрация, на которой вероятно изображена сцена продажи лошади. Описанное путешественником кукольное представление, вероятно, было прообразом кукольной комедии о Петрушке XIX века, хотя герой этого представления мог носить другое имя, а сюжетная линия могла быть иной. В 30-х годах XVII века в основе кукольных представлений лежал элементарный сюжет, служивший отправной точкой для многочисленных импровизаций кукольников. Предположительно в это время уже существовали представления народного театра кукол, пользовавшиеся успехом у простого народа и вызывавшие неприязнь властей. Судя по тому, что спектакли эти показывались в программах скоморошьих игр, они были непродолжительны и состояли из одной или нескольких коротких сцен. Комедия о Петрушке часто рассматривается как заимствованная, кукольная игра, привнесенная из культур стран Западной Европы или Востока. Причем время заимствования относят то концу XVI – началу XVII вв. (как полагал В.Н.Перетц), то к началу XIX в. (по предположению А.Ф.Некрыловой). “Не сохранилось точных данных о представлениях Петрушки в XVIII веке,- писала В.Д.Кузьмина,- но совершенно бесспорно, что такие спектакли были и явились естественным звеном между той комедией Петрушки, которую видел Олеарий в исполнении скоморохов XVII столетия, и народной кукольной комедией XIX-XX вв.”.

Комедия и ее герой прошли интересный, сложный путь, вобрав иностранные и русские черты, переработав и по-особому освоив зрелищный фольклор, сатирические жанры русского народного творчества, достижения демократического театра XVII – XVIII веков и народной драмы. В.Н.Всеволодский-Гернгросс в работе “Русская народная драма” отмечал, что старинный русский кукольный герой напоминал с одной стороны пассивного молодого человека из “Повести о Горе-злосчастии”, а с другой - предприимчивого Фрола Скобеева и отличался от того Петрушки, который был хорошо известен по спектаклям XIX века. Сформировалось и ядро сюжета кукольной комедии: молодой парень решает жениться, обзавестись хозяйством, а потому первым делом покупает у цыгана лошадь. Упав с лошади, он обращается к лекарю-шарлатану, не стерпев обмана, убивает его дубинкой и хоронит. В этом сюжете явно прослеживается связь с народными играми, в основе которых лежит пародия: на сватовство, свадьбу, торг, лечение, похороны. К XIX веку комедия Петрушки прошла свое становление. Используя принципы импровизированной игры, кукольники стали представлять простейшие сюжеты, в основе которых лежали некие протосюжеты, которые формировались, о чем мы уже упомянули, вероятно под влиянием народных языческих культов, обрядов, игр: «хождение с кобылкой», «сватовство», «шутовское лечение», «пародийные похороны» и т.д. Отсюда, персонажи театра Петрушки во многом схожи с персонажами языческих ряжений, такими как старик, старуха, цыган, поп, певчие, покойник. Определился и сюжет, который стал состоять из цепочки сценок, основанных на мотиве встречи Петрушки с разными персонажами. Последовательность хода основных сценок в последствие была закреплена традицией. Обычно комедия начиналась с приветствия, разговора на злободневную тему, обращения к музыканту, далее следовали сцены с невестой, покупки лошади, встречи с доктором. Затем в разном порядке и количестве следовали встречи-столкновения Петрушки с различными персонажами: немцем, офицером, солдатом, квартальным, барином, арапом, приятелем и другими. Внешнему виду персонажей «придавали типовые черты, по которым легко можно было узнать героя – его социальное положение, профессию, национальность.» .

Но поговорим о центральном герое кукольной комедии. Из всех версий о его происхождении остановимся на самых известных. Возможно наш герой, получил имя «Петрушка» по имени известного в России шута царицы Анны Иоановны, Пьетро Мирро (он же Педрилло, он же Петруха-Фарнос, или просто Петруха). Существуют и другие гипотезы о происхождении главного героя комедии. Свое имя Петрушка мог перенять от имени одного из предшественников - древнеиндусского шута Видушака, и внешностью и поведением сильно напоминавшего Петрушку. Возможны и другие версии. Так в подорожных актерам-кукольникам начала XVIII в. упоминается имя Петрушки Иванова, а в первой половине того же века в Москве давал спектакли кукольник Петр Якубовской, поэтому вполне вероятно, что свое имя кукольный герой мог заимствовать у одного из кукольников, представления которого были наиболее популярны. Существует и другое предположение, также имеющее право на существование. Любимые народом комические персонажи нередко получали прозвища по названиям различных блюд и приправ. Так европейские Ганствурст, Жан Фарина, Пиккельгеринг, Джек Снак имели забавные прозвища – Иван Колбаса, Иван Мучник, Маринованная селедка, легкая закуска. Аналогичным образом, вероятно, появляется и Ванька Рататуй («рататуй» – название французского овощного блюда), что говорит о связи русского кукольного персонажа с его европейскими сородичами. Кроме того, название «рататуй» известно и в севернорусских говорах как «суп пустой бедный» .

В первой трети XVIII века Петрушку уважительно величают не иначе как Петр Иванович (Петрович) Самоваров, а в 19 веке он известен и как Петр Иванович (Петрович) Уксусов. И наконец, возможно, наш герой получил свое имя от своего итальянского собрата – Пульчинеллы, чье имя с итальянского переводится как «петушок».

Так кто же такой Петрушка – социальный тип, национальный характер или человек примитивный? В народном театре характер персонажа воспринимался как данность, как собрание каких-либо определенных, неизменяемых черт. Этот театр не интересовался конкретным человеком, его волновал человек в наиболее общем проявлении, как «человек вообще». «Петрушка один стоял особняком: он не имел прототипа в реальном быту, поскольку относился к семье европейских фольклорных шутов, обладающих общими чертами во внешнем облике – огромный нос, горб или два горба (спереди и сзади), выступающий подбородок, дурацкий колпак на голове». Еще одна характерная черта Петрушки – особый «музыкальный» голос, созданный с помощью специального устройства – пищика. Этот нечеловеческий голос как и четырехпалость указывают на родовую связь Петрушки с миром «потусторонним». И хотя в комедии Петрушка, примеряет на себя различные социальные роли: женится, покупает лошадь, болеет, идет в солдаты и т.д., он ни в коей мере не является социальным типом. Национальный характер увидеть в персонаже, который принадлежит к семье фольклорных шутов, обладающих не только схожестью облика, но и чертами характера, занятие бесперспективное, хотя Петрушка, как и все они, стал любимым народным кукольным героем в России.

Как видим, Петрушку относят не только к персонажам, раскрывающим национальный характер, но соотносят с социальным типом, и наконец, с Homo Primitivus. Вспомним, что Петрушка, также как и его братья – Пульчинелла, Полишинель, Панч, родился в театре масочной условности, в искусстве, где господствовало наивно-метафорическое мышление, в царстве балаганного гротеска, грубоватой народной репризы. Комический эффект эпизодов, в которых участвовал персонаж, достигался приемами, характерными для народной смеховой культуры: драки, избиение, непристойности, мнимая глухота партнера, смешные движения и жесты, передразнивания, веселые похороны и т.п. По мнению М.М.Бахтина, смех «оглупляет», «разоблачает», возвращает миру его изначальную хаотичность и очищает его духовно, поглощая все негативное.

Современный исследователь А.Греф утверждает, что сам Петрушка не социальный тип, не сатирический персонаж, и уж ни в коем случае не национальный характер, а «примитив», то есть Человек Первичный, Homo Primitivus, прото-человек. Лишь с этой точки зрения можно понять асоциальное поведение нашего героя, которое, прежде всего, связано с многочисленными драками. Известно, что значение драки в первичном театре трактуется как ритуальный бой со «злыми силами». Однако, с течением времени, это значение снижается до драки с самыми разными персонажами: полицейским, городовым, солдатом, лекарем. Все эти персонажи не представляют угрозу нашему герою, и только представитель инфернального мира (собака или сама смерть) забирает его жизнь. Финал комедии – конец Петрушки, означает и конец представления. Но Петрушка бессмертен! Смерть подвергается осмеянию, с воскрешением Петрушки комедия начинается заново. Как видим, Петрушка осознавался главным героем русского кукольного театра. Его образ «шире понятий «отрицательного и положительного»: народ выдумал его себе на забаву и на страх властям предержащим. Он негативен, жесток, сатиричен и в то же время возбуждает к себе какую-то щемящую нежность.». Именно таким он и запомнился многим известным художникам, композиторам, писателям и поэтам, которые в своих воспоминаниях описывают детские и юношеские впечатления о театре Петрушки и петрушечниках. Об этом говорят воспоминания Ф.Шаляпина, М. Горького, А. Бенуа. Впечатления о встречах с Петрушкой передавали в своих сочинениях Н.Некрасов (Поэма «Кому на Руси жить хорошо»), И.Стравинский в балете «Петрушка». В конце XIX и начале XX веков комедия о Петрушке не знала себе равных по популярности среди других видов площадного искусства.

В начале XX века популярность этого балаганного героя упала. В России появляется новое чудо – кинематограф и весельчак и озорник Петрушка уже не был способен удовлетворить потребности публики. С приходом новых жизненных реалий образ классического Петрушки уходит. На фоне политических изменений в стране и мире, продолжая оставаться частью праздничных увеселений, меняется и Петрушка, появляются новые персонажи и сюжеты. После революции 1917г. он преобразился в победившего пролетария. Новая власть быстро осознала агитационные возможности народного театра и выдвинула лозунг: «Возвратить театр народу!». Особое значение придавалось театру марионеток. А. Луначарский в «Докладной записке» Наркомпросу 1918 г. писал: «Легко осуществимый технически, тесно связанный всеми своими элементами с народным творчеством, он будет служить пробным камнем для установления истинного народного репертуара и для выработки тех театральных приемов, которые приведут к неразрывному слиянию сцены с народной аудиторией» . Первыми энтузиастами нового кукольного театра были художники, именно с их легкой руки появляются первые Государственные театры марионеток в Ленинграде и Москве. Помимо пьес с Петрушкой в нем шли инсценировки басен И. Крылова. Спектакли театра марионеток Н.Симонович-Ефимовой стали широко известны в северной столице. В последствие она вспоминала: «Случился раут по поводу именин дочки в одной знакомой семье, где собирались поэты и художники. Хозяйка дома попросила меня показать кукольный театр. К тому времени выработался «Больной Петрушка» (которого я придумала для деревенских детей). Я сыграла его и две новые басни. Вот тут-то и стали оправдываться фантастические, заносчивые мысли о театре Петрушек, потому что, когда я кончила, ко мне подошел Алексей Николаевич Толстой, который, оказалось, был среди публики, и спросил: «Кто писал вам текст Петрушки? Вы знаете, что он очень, очень хорошо написан»… Он продолжал: «Станиславский давно мечтает о кукольном театре и заказал мне пьесу. Я знаю, как трудно писать для Петрушек, поэтому-то я и оценил вашу. Вам надо показать ваш театр Станиславскому, я устрою это”… И устроил. Через два дня я сыграла эти пьесы Станиславскому у него на дому, а еще через несколько дней – в Художественном театре: для артистов театра и студий» . Одним из первых представлений стала инсценировка сказки А.Толстого «Мерин». Официальная поддержка привела к тому, что в театре марионеток стали работать крупные мастера искусств; среди них композитор Ю. Шапорин, художники В. Фаворский и молодые Кукрыниксы. На первых порах все эти талантливые люди опирались на опыт старого народного игрища. Петрушка, воскресший из небытия в качестве героя советской действительности, отнюдь не казался анахронизмом или вставным номером. Кукла «красноармейского Петрушки», созданная Кукрыниксами, произвела фурор на Первой всеевропейской выставке театральных кукол в Брюсселе в 1930 г. и стала эмблемой Всесоюзного союза кукольников. В дни торжеств (1 мая, 7 ноября) на площадях больших городов появлялись платформы, с барьеров которых хорошо знакомый публике Петрушка в красной рубашке сыпал солеными политостротами, вызывая всеобщий восторг собравшихся. Рядом с ним были «классовые враги»: поп в рясе, толстобрюхий кулак, одетый с иголочки нэпман. Театр Петрушки становится прежде всего театром революционной сатиры, политическим театром. Так появляется «Кооперативный Петрушка», «Петрушка-рабфаковец», «Красноармейский Петрушка». Кукольные представления приурочивались к каждому из многочисленных новых праздников «красного календаря»: Международному юношескому дню, Дню Красной армии, Дню просвещения и т. д. На сцену выводились и недавние противники – Колчак, Деникин, Врангель, и лидеры буржуазной Европы – Ллойд-Джордж, Пуанкаре, Керзон. Задача способствовать внедрению «советского образа жизни» становится первоочередной для театра Петрушки. Теперь он рассматривается как театр рабочего клуба, откликающийся на любые значимые события в жизни фабрики или завода. Ему надлежало высмеивать прогульщиков, хулиганов, бюрократов из администрации предприятия. Петрушке часто стала отводиться роль резонера, вводящего зрителя в суть дела при начале представления и подводящего итог в финале. Новому театру понадобились и свои авторы. Театр Петрушки стал литературным театром. «Писатели помещали Петрушку в современный советский быт, где он выступал в роли dues ex machine, но и в качестве обычного сценического героя. И Петрушка не только не выглядел анахронизмом, не разрушал целостности сценического повествования, но и оставался своего рода литературным эталоном, определяющим развитие этого искусства». И вот пример названия одной из пьес, имитирующей фольклор: «Представление любительское про дело потребительское, про Нюрку, купца и приказчика, веселого Петрушку-рассказчика», автор – М.Д. Вольпин, известный советский драматург, поэт и сценарист. Петрушка начинает восприниматься как один из «мировых образов» классической культуры. Об этом говорил М. Горький в речи на Первом съезде советских писателей в 1934г. Он выстроил своеобразный ряд этих образов: «Геркулес, Прометей, Микула Селянинович, Святогор, – далее – доктор Фауст, Василиса Премудрая, иронический удачник Иван-дурак и наконец Петрушка, побеждающий доктора, попа, полицейского, черта и даже смерть» . Новое произведение Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» выводит на сцену нового неунывающего кукольного героя Буратино, в котором так явно проявляются основные черты Петрушки. Новый образ целиком укладывался в контекст нового времени. Во всех своих проявлениях он разительно напоминает привычного ярмарочного Петрушку. Итак, Петрушка слился с Буратино, и долгое время оставался исключительно персонажем детского театра. Этот Петрушка преобразился, перестал быть агрессивным, «окультурился» и стал просто веселым человечком. Со временем петрушечники стали появляться на детских праздниках и новогодних ёлках. Петрушка оказался у дел и был подлинным героем советского театра кукол, до тех пор, пока традиционное искусство оставалось единственным. Но когда родился новый театр, построенный на принципах условного психологизма, Петрушка стал совершеннейшей нелепостью, он не смог выдержать психологической нагрузки, а всякие попытки построить его образ с помощью психологически обоснованной характеристики кончались неудачей». В театре С.Образцова Петрушка не прижился. С конца 40-х годов Петрушка исчез вообще и почти 50 лет о нём не вспоминали.

Но время не стоит на месте. Как доказательство в 2000-х годах появляется спектакль для детей «Петрушка на войне» в жанре балаганного петрушечного представления о том, как Пётр Петрович Уксусов красноармейцем стал и всех фашистских врагов побеждал. Спектакль в одном действии, по мотивам русского фольклора, для детей от 6 лет. Представление, построено на озорном народном юморе и сатире.

К сожалению, живая традиция фольклорного театра кукол в нашей стране утеряна. В настоящее время можно по пальцам перечесть тех, кто занимается реконструкцией театра Петрушки в том виде, в каком он бытовал в позапрошлом веке. Огромную работу в этом направлении ведет театр А. Грефа «Бродячий вертеп» в Москве, театр «Папьмашенники» В. Мизенина и театр «БалаганЪ» в Санкт-Петербурге. Хорошо известен и театр Татьяны Чунаковой, продолжающей традиции театра Н. Симонович-Ефимовой. Свои представления кукольники дают под открытым небом: в Москве на Арбате и в Санкт-Петербурге на Невском проспекте, в клубах и детских домах и в случае приглашения на квартирах, возрождая традицию питерского театра Н.Симонович-Ефимовой . «Бродячий вертеп» становится театром, доступным не только для детской, но и для взрослой аудитории. С каждым годом театр приобретает не только множество поклонников, но и людей стремящихся на местах возродить этот вид кукольного представления, создавая в школах, учреждениях дополнительного образования, клубах свой театр Петрушки.

  • Осипова К.В. Крестьянский рацион голодного времени (на материале севернорусской диалектной лексики) // Этнолингвистика. Ономамтика. Этимология: Материалы III Международной научной конференции Екатеринбург. 7-11 сентября 2015 . 203с.
  • Симонович-Ефимова Н. Я. Записки петрушечника и статьи о театре кукол. Л. 1980.
  • Смирнова Н. И. Искусство играющих кукол: Смена театр. систем. М.: Изд-во «Искусство». 1983. 270 c.
  • Фольклорный театр /Сост., вступ. Статья, предисл. К текстам и коммент. А.Ф. Некрыловой и Н.И.Савушкиной. М.:Современник. 1988.476 с.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    М.: Тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1918. 20 с., ил. 20,4х15 см. В издательской иллюстрированной хромолитографированной обложке. Известная "сытинская" лубочная книжка для детей.

    Петрушка - один из персонажей русских народных кукольных представлений. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой; традиционно Петрушка - это перчаточная кукла (кукла-перчатка). Петрушка - «прозвище куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп». Происхождение этой куклы, появившейся в России во второй половине XIX века, - достоверно не прояснено. Хотя в России Петрушки известны с XVII века. Русские кукольники использовали марионеток (театр кукол на нитках) и петрушек (перчаточных кукол). До XIX века предпочтение отдавалось Петрушке, к концу века - марионеткам, так как петрушечники объединились с шарманщиками. Внешность Петрушки отнюдь не русская: у него преувеличенно большие руки и голова, гипертрофированы черты лица, само оно (вырезанное из дерева) обработано специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным; большие миндалевидные глаза и огромный нос с горбинкой, совершенно белые глазные яблоки и тёмная радужная оболочка, за счёт чего глаза Петрушки кажутся чёрными. Внешность Петрушки ему досталась в наследство от итальянского Пульчинеллы. Многие ошибочно считают, что широко раскрытый рот Петрушки - улыбка, однако это не так; будучи отрицательным персонажем, Петрушка постоянно растягивает губы в оскале. На руках у него по четыре пальца (возможный символ того, что Петрушка - не человек, а некий персонаж из другого мира). Типичное заблуждение - почитать Петрушку в качестве крайне древнего и исконно русского героя, основывается на его архетипических чертах характера, который зародился в глубине человеческих представлений о себе. Петрушка является младшим родственником более старших: неаполитанского Пульчинеллы, французского Полишинеля, английского Панча, турецкого Карагёза, немецких Гансвурста и Касперле, испанского Дона Кристобаля и других, - при том, что все они являются театральными куклами-марионетками и управляются с помощью нитей. Единственный аналог Петрушки по технике вождения - кукла-перчатка Гиньоль, появившаяся в Лионе в начале XIX века. Известный русский писатель Максим Горький, характеризуя образ Петрушки, писал следующее:

    «...была создана фигура... известная всем народам...

    Это непобедимый герой народной кукольной комедии, он побеждает всех и всё: полицию, попов, даже чёрта и смерть, сам-же остаётся бессмертен. В грубом и наивном образе трудовой народ воплотил сам себя и свою веру в то, что в конце концов - именно он преодолеет всё и всех». Ширма петрушечника состояла из трех рам, скрепленных скобами и затянутых ситцем. Она ставилась прямо на землю и скрывала кукольника. Шарманка собирала зрителей, а за ширмой актёр через пищик (свисток) начинал общаться с публикой. Позже, со смехом и репризой, выбегал он сам, в красном колпаке и с длинным носом. Шарманщик иногда становился партнером Петрушки: из-за пищика речь была не всегда внятной, и он повторял фразы Петрушки, вел диалог. Комедия с Петрушкой разыгрывалась на ярмарках и в балаганах. В России «водили» Петрушку только мужчины. Чтобы сделать голос более громким и писклявым (это было необходимо как для слышимости на ярмарочных представлениях, так и для особой характерности персонажа), использовали специальный пищик, вставлявшийся в гортань. Речь у Петрушки должна была быть «пронзительной» и очень быстрой. До середины XIX века в России Петрушка ещё не имел своего нынешнего имени. Чаще всего его тогда называли «Иван Ратютю» или «Иван Рататуй» (что выдаёт французские корни куклы). Существует версия о происхождении прозвища Петрушки от украинского слова «порятуй» (спаси). Нынешнее имя пришло к Петрушке после появления среди многочисленных его бытовых сценок миниатюры «Петрушка и городовой», в которой во время многочисленных нападок городовой говорит Петрушке:

    «У тебя и пашпорта-то нет!»,

    на что Петрушка гордо отвечает:

    «Есть! По пашпорту я Пётр Иванович Уксусов!»

    Из некоторых воспоминаний и дневников 1840-х годов следует, что Петрушку называли Петром Ивановичем Уксусовым. Известный российский кукольник Сергей Образцов, называл Петрушку Петром Петровичем Уксусовым (рассказ «Четыре Братца») или Ванькой Рататуем. Существовали основные сюжеты: лечение Петрушки, обучение солдатской службе, сцена с невестой, покупка лошади и испытание её. Сюжеты передавались от актёра к актёру, из уст в уста. Ни у одного персонажа русского театра не было популярности, равной Петрушке. По распространённой, но недоказанной версии, пьесы с участием Петрушки входили еще в репертуар скоморохов и состояли из юмористических сценок и диалогов. Каждая сценка изображала схватку Петрушки с тем или иным персонажем (схватки осуществлялись с помощью кулаков, палки и т. д.). Обычно представление начиналось со следующего сюжета: Петрушка решает купить лошадь, музыкант зовёт цыгана-барышника. Петрушка долго осматривает лошадь и долго торгуется с цыганом. Потом Петрушке надоедает торг, и вместо денег он долго бьёт цыгана по спине, после чего тот убегал. Петрушка пытается сесть на лошадь, та сбрасывает его под хохот зрителей. Это могло продолжаться до тех пор, пока народ не отсмеётся. Наконец лошадь убегает, оставляя Петрушку лежащим замертво. Приходит доктор и расспрашивает Петрушку о его болезнях. Выясняется, что у того всё болит. Между Доктором и Петрушкой происходит драка, в конце которой Петрушка сильно бьёт врага дубинкой по голове.

    «Какой же ты доктор, - кричал Петрушка, - коли спрашиваешь, где болит? Зачем ты учился? Сам должен знать, где болит!»

    Появляется квартальный.

    - «Ты зачем убил доктора?»

    Он отвечает:

    «Затем, что плохо свою науку знает».

    После допроса Петрушка бьёт дубиной квартального по голове и убивает его. Прибегает рычащая собака. Петрушка безуспешно просит помощи у зрителей и музыканта, после чего заигрывал с собакой, обещая кормить её кошачьим мясом. Собака хватает его за нос и уволакивает, а Петрушка кричит:

    - «Ой, пропала моя головушка с колпачком и кисточкой!»

    Музыка смолкает, что означает конец представления. Если зрителям нравилось, то они не отпускали актёров, аплодировали, бросали деньги, требуя продолжения. Тогда играли маленькую сценку «Петрушкина свадьба». Петрушке приводят невесту, он осматривал её так, как осматривают лошадиные стати. Невеста ему нравится, ждать свадьбы он не хочет и начинает упрашивать её «пожертвовать собой». Со сцены, где невеста «жертвует собой», женщины уходили и уводили с собой детей. По некоторым сведениям, пользовалась большим успехом ещё одна сценка, в которой присутствовало духовное лицо. Ни в один из записанных текстов она не попала, скорее всего, её убрала цензура. Были сцены, в которых Петрушка не участвовал. Это были танцы и жонглирование мячами и палками. Петрушка побеждал всех противников, кроме одного - Смерти. В последней, заключительной сценке Смерть забирала Петрушку с собой. Однако, так как Петрушка использовался в балаганном театре, естественно, что представление показывалось неоднократно и в разных местах. Таким образом, Петрушка, «умерший» для одного круга зрителей, «воскресал» для другого. Это даёт повод для исследователей проводить параллели между образом Петрушки и множеством различных языческих богов, бесконечно умиравших и воскресавших.

    Вот что вспоминает о Петрушке Александр Бенуа:

    «На самом деле первыми представлениями, которыми я забавлялся, были спектакли Петрушки. Помню во всяком случае Петрушку на даче, когда мы еще жили в Кавалерских домах. Уже издали слышится пронзительный визг, хохот и какие-то слова - всё это произносимое Петрушечником через специальную машинку, которую он клал себе за щеку (тот же звук удается воспроизвести, если зажать себе пальцем обе ноздри). Быстро расставляются ситцевые пёстрые ширмы, „музыкант“ кладёт свою шарманку на складные козлы, гнусавые, жалобные звуки, производимые ею, настраивают на особый лад... И вот появляется над ширмами крошечный и очень уродливый человечек. У него огромный нос, а на голове остроконечная шапка с красным верхом. Он необычайно подвижной и юркий, ручки у него крохотные, но он ими очень выразительно жестикулирует, свои же тоненькие ножки он ловко перекинул через борт ширмы. Сразу же Петрушка задирает шарманщика глупыми и дерзкими вопросами... Петрушка ухаживает за ужасно уродливой Акулиной Петровной, он делает ей предложение, она соглашается и оба совершают род свадебной прогулки, крепко взявшись под ручку. Но является соперник - это бравый усатый городовой, и Акулина видимо даёт ему предпочтение. Петрушка в ярости бьёт блюстителя порядка, за что попадает в солдаты. Но солдатское учение и дисциплина не даются ему, он продолжает бесчинствовать и, о ужас, убивает своего унтера. Тут является неожиданная интермедия. Ни с того, ни с сего выныривают два, в яркие костюмы разодетых, черномазых арапа. У каждого в руках по палке, которую они ловко подбрасывают вверх, перекидывают друг другу и, наконец, звонко ею же колошматят друг друга по деревянным башкам. Интермедия кончилась. Снова на ширме Петрушка. Он стал ещё вертлявее, ещё подвижнее, он вступает в дерзкие препирательства с шарманщиком, визжит, хихикает, но сразу наступает роковая развязка. Внезапно рядом с Петрушкой появляется собранная в мохнатый комочек фигурка. Петрушка ею крайне заинтересовывается. Гнусаво он спрашивает музыканта, что это такое, музыкант отвечает: „это барашек“. Петрушка в восторге, гладит „ученого, моченого“ барашка и садится на него верхом. „Барашек“ покорно делает со своим седоком два, три тура по борту ширмы, но затем неожиданно сбрасывает его, выпрямляется и, о ужас, это вовсе не барашек, а сам чорт. Рогатый, весь обросший черными волосами, с крючковатым носом и длинным красным языком, торчащим из зубастой пасти. Чорт бодает Петрушку и безжалостно треплет его, так что ручки и ножки болтаются во все стороны, а затем тащит его в преисподнюю. Еще раза три жалкое тело Петрушки взлетает из каких-то недр высоко, высоко, а затем слышится только его предсмертный вопль и наступает „жуткая“ тишина…» Жизнь Художника. Воспоминания. Том 2. Александр Бенуа.

    Происходит чуть ли не по всем городам, пригородам и селам России.

    ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

    Действующие лица:

    Петрушка, Музыкант, Цыган и лошадь.

    Вдали показывается Музыкант с шарманкой, его товарищ, главный комедиант; у него ширмы, ящик с куклами. Петрушка, еще сидя в ящике, поет визгливым голосом:

    Вдоль по Питерской
    По дороженьке
    Едет Петенька
    Да с колокольчиком!

    Расставляются ширмы; во все это время Петрушка поет и кричит, что ему взбредет в голову. Наконец появляется сам и с громким хохотом садится н краешек ширм.

    Петрушка. Ха-ха-ха! Разлюбезные господа! Вот и я приехал сюда, не в тарантасе-рыдване, а прямо на аэроплане - в дубовом ящике! Мое вам почтение, господа! Я ваш старый знакомый - Петрушка. Пришел вас повеселить, позабавить да с праздничком поздравить! (Обращается к Музыканту.) Цыган не приходил?
    Музыкант. Давно тебя дожидается.
    Петрушка. Зови сюда!

    Появляется Цыган с лошадью.

    Цыган. Здравствуй, мусью Шишел-Мышел! Я к тебе сам конский заводчик вышел! Как живешь-поживаешь? Часто ли хвораешь? Я - Цыган Мора из цыганского хора, пою басом, заедаю ананасом, запиваю квасом!
    Петрушка. Вот что, чумазая рожа, Шалтай-Балтай! Ты понапрасну языком-то не болтай, а говори дело!
    Цыган. Мой знакомый - англичанин Рок воткнул себе вилы в бок, по всей Европе кочует, каждую ночь на Хитровке ночует... Шишел-Мышел, от кого-то слышал, что тебе хороший конь требуется.
    Петрушка. Да, брат, я давно хлопочу - скакового бегуна завести хочу. Только хороша ли у тебя лошадь?
    Цыган. Такая, хозяин, лошадь, что без хомута гони в четыре кнута... и то только по ветру! Не конь, а огонь: бежит - дрожит, спотыкается, а упадет - не подымается!
    Петрушка. Ой-ой-ой! Батюшки-сватушки! Вот так лошадь! А какой масти?
    Цыган. Бурая, гнедая, с боков худая, с пятнами, без хвоста и гривы - лохматая, на один глаз кривая, такая же, как и ты - горбатая. Арабской породы, с аттестатом.
    Петрушка. Вот такую-то мне и надо... А сколько стоит?
    Цыган. Для кого четыре тысячи, а тебе, по знакомству, за двести рублей отдам!
    Петрушка. Что ты, чумазый, дорого заломил? Или не проспался?
    Цыган. Мой запрос не лезет к тебе в нос! Говори по душе: сколько даешь?
    Петрушка. Рубль с четвертью.
    Цыган. Экий ты какой, с тобой хоть волком вой! Прибавляй ребятишкам на молочишко.
    Петрушка. Ну, вот тебе - сто рублей.
    Цыган. Мало, барин хороший! Прибавь еще.
    Петрушка. Хочешь, полтораста с двумя копейками?
    Цыган. Делать нечего, для милого дружка и сережка из ушка! Давай деньги.
    Петрушка. Погоди, сейчас за кошельком схожу. (Уходит и быстро возвращается с дубиной-трещоткой, начинает бить Цыгана но голове.) Вот тебе сто, вот тебе полтораста! (Цыган убегает.) Эй, эй! Чумазый! Подожди - еще две копейки осталось! (Хохочет и обращается к Музыканту.) Музыкант, дешево я лошадь купил?
    Музыкант. На что лучше! Только бесчестно поступил - двух копеек недодал!
    Петрушка (хохочет). А лошадь-то хороша - совсем молодая! Ни одного зуба уж во рту нет! (Садится верхом на лошадь.) Прощай, Музыкант, до свидания, господа, ребята!
    Музыкант. Куда ты, Петр Иванович, едешь?
    Петрушка. Отсюда через Вологду и Архангельск, махну прямо на Кавказ - пить кахетинский квас. (Лошадь брыкается.) Тпру! Тпру! Сивка-бурка! Тише, окаянная! А то я упаду и горбатым на целый век сделаюсь! (Лошадь сбрасывает Петрушку за ширму.) Ой, батюшки! Пропала моя головушка удалая! Смерть моя идет!.. Музыкант. А где твоя смерть-то, Пётра Иваныч?
    Петрушка. Ой-ой-ой! За земской заставой, на огороде картошку копает!
    Музыкант. Не горюй: еще не скоро придет.
    Петрушка. Да, лет через двадцать, к Покрову, наверное, умру... Зови скорей доктора!
    Музыкант. В один момент приведу.

    ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

    Петрушка, Музыкант и Доктор .

    Петрушка (лежит и стонет).
    Пускай могила меня накажет,
    Своей я смерти не страшусь!

    Входит Доктор .

    Доктор. Кто здесь больной? Что за шум такой? Не стонать, не кричать, а смирно до самой смерти лежать! Я знаменитый доктор-лекарь, из-под Каменного моста аптекарь. Акушер и коновал, знает меня весь Зацепский вал! Произошел все науки в Италии и много далее; производил операции в Париже и сюда к нам поближе! Талантом владею, лечить умею: кто ко мне придет на ногах, тот от меня пойдет на костылях или повезут на дровнях. Где больной?
    Петрушка. Батюшка коновал-лекарь, из-под моста аптекарь! Пожалей ты меня, сиротинушку, не губи: на дровнях-то не вези, а уж лучше в колясочке.
    Доктор. Ну, рассказывай весть про свою болесть: внутри или снаружи? Тут или здесь? (Ощупывает Петрушку.)
    Петрушка. Вот, между лопатками, около подложечки, да правая мостолыжка ноет.
    Доктор. Здесь?
    Петрушка. Пониже да полевее!
    Доктор. Тут?
    Петрушка. Повыше до поправее!
    Доктор. Экий ты болван какой! С тобою потеряешь всякий покой. То пониже, то повыше! Встань да укажи!
    Петрушка. Батюшка-доктор, встать-то мне силы нет! Видно, затянулась моя болесть на сорок лет. Ой-ой! Сейчас встану да покажу. (С трудом поднимается, уходит и возвращается с палкой, которой бьет Доктора по голове, по шее и спине.) Вот тут ломит! Вот здесь стонет! В этом месте болит, а тут мозжит!

    Доктор убегает.

    ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

    Петрушка, Музыкант и Немец .

    Немец (поет и танцует). Тра-ля-ля! Тра-ля-ля!

    Появляется Петрушка .

    Петрушка. Музыкант, что это за чучело?
    Музыкант. А это заграничный человек, не говорит по-русски, спроси его по-французски.
    Петрушка. Это как же по-французски?
    Музыкант. Парлэ-ву-франсе, Альфонс Ралле.
    Петрушка. Эй, господин-мусью! Парлэ-ву-франсе? (Немец молча раскланивается.) Кой черт! Да он по-французски ни шиша не знает! Должно быть, это немец с зеленых островов. Спрошу-ка я его по-немецки... Шпрехен-зи-дейч, Иван Андреич?
    Немец. О, я! Их шпрехе гут.
    Петрушка. Кого тут жгут? Говори по-московски.
    Немец. Мейн либер гер, вас?
    Петрушка. Какой ты тут нашел квас? Вот лучше я тебе стаканчик поднесу! (Колотит Немца палкой, тот убегает.) Музыкант, куда Немец пропал? Должно быть, побежал квас пить... Пойду-ка и я стаканчик хватить!
    Музыкант. Погоди, он сейчас вернется, это он, наверное, тебя угостить хочет.
    Петрушка. Вот это хорошо! А я пока песенку спою. (Поет, грустно раскачивая головой.) "Под вечер осенью ненастной..." (Появляется Немец, ударяет Петрушку палкой по голове и быстро скрывается.) Что это за диковинка, братец Музыкант: будто комар летел и меня по затылку крылом задел! (Немец опять появляется и раскланивается.) Ага! Вот и Шпрехен-зи-дейч вернулся! Музыкант, что же у него бутылки не видно, а какая-то палка?
    Музыкант. Это у него штопор.
    Петрушка. Хорош штопор! Вот я его сейчас им отштопорю! (Вырывает у Немца палку и несколько paз колотит его по голове, Немец падает на барьер.)
    Музыкант. Что ты наделал, злодей! Ведь ты его убил.
    Петрушка. Купил? Зачем он мне нужен? Хочешь, я его тебе даром отдам - совсем с требухой и косточками.
    Музыкант. На что он мне? Еще с ним под суд попадешь!
    Петрушка. Ну, так я его на рынке продам. (Кладет Немца себе на спину, вертится с ним во все стороны и кричит.) Поросят! Поросят! Кому надо, дешево продам!.. (Скрывается.)

    ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

    Петрушка, Музыкант и потом Капрал .

    Петрушка (приплясывая, поет).
    Всем известен я за хвата,
    Хоть поклясться вам готов, -
    От Варварки до Арбата
    И до Пресненских прудов!..

    Появляется Капрал , Петрушка моментально скрывается.

    Капрал. Музыкант, куда Петрушка скрылся?
    Музыкант. Не могу знать, господин Капрал! Пошел налево, а может быть, свернул направо.

    Из-за ширмы показывается только голова Петрушки.

    Петрушка. Музыкант, скажи ему, что я уехал в Париж...
    Капрал (быстро поворачивается и хватает Петрушку). Вот я тебе покажу, мошеннику, Париж - живо от него угоришь! Ты здесь все буянишь да с благородными людьми грубиянишь! Кричишь, орешь, всей Москве покою не даешь! Вот я тебя, голубчика, возьму в солдаты без срока!.. Станешь ты у меня из-под пушек выгонять лягушек.
    Петрушка. Ваше сковородие, господин будочник-капрал! Какой я солдат - калека с горбом? Нос крючком, голова сучком, а сам ящиком! А потом у меня становой жилы нет!
    Капрал. Врешь! Где у тебя горб?
    Петрушка. Я горб потерял на Трубной площади!
    Капрал. Этим от меня не отделаешься! Вот тебе ружье, становись во фронт!
    Петрушка. Это не ружье, а палка!
    Капрал. Дураков прежде учат палкой, а потом ружьем. Смирно! Равняйсь! К но-о-о-ги!
    Петрушка. Ой-ой, кусают блохи!
    Капрал. Слушай команду: на плечо!
    Петрушка. Ой-ой, больно горячо!
    Капрал. Правое плечо вперед!
    Петрушка (ударяет его палкой). Вот тебе, вот!
    Капрал. Что ты делаешь, дурачина? Не получить тебе следующего чина.
    Петрушка. Самую малость споткнулся, господин Капрал!..
    Капрал. Слушай команду: кругом, марш! (Петрушка идет сзади Капрала.) Левой, правой! Раз, два!
    Петрушка. Черт кудрявый! (Ударяет Капрала по затылку.) Три, четыре, пять, шесть! Иди расчесывать шерсть?

    Капрал убегает.

    ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ

    Петрушка, Музыкант и Шавка .

    Петрушка. Ха-ха-ха! Ловко я, Музыкант, отслужил? Прапорщика запаса чин получил!
    Музыкант. На что лучше? Теперь тебе, Петр Иванович, и о свадьбе подумать следует... Готовь приданое.
    Петрушка. У меня приданое богатое: все вещи хорошие - пять кафтанов с новенькими заплатами, три шляпы помятые, полтора аршина холста, лошадь на трех ногах, без хвоста, в амбаре луковица да солдатская пуговица... Есть чайник без крышки с одной ручкой, да и тот в починку отдан!
    Музыкант. Приданое важное! Полным домом жить будете!

    Выскакивает большая лохматая собака и со злобным лаем бросается на Петрушку.

    Петрушка (чмокает). Шавочка! Шавочка-кудлавочка!.. (Собака хватает его за кафтан.) Куда ты, оглашенная? Стой, стой! Казенный мундир разорвешь. Ой, батюшки, больно! Шавочка, душечка! Пойдем ко мне жить - буду тебя кошачьим мясом кормить! (Собака кидается и хватает его за нос.) Ай-ай! Голубчики, братики-сватики! Заступитесь, родимые! Не дайте собачьей смертью погибнуть! Пропадай, моя головушка удалая, с колпачком и с кисточкой!

    Собака теребит Петрушку и за нос утаскивает его.