Оформление музыкального уголка в группе детского сада. Оснащение музыкальных уголков в группах

Воспитатель: Осипова Т.П., МБДОУ №4 «Улыбка».

Цель: Приобрести и украсить елку в совместной деятельности со взрослыми, экологическое восприятие Новогоднего праздника, бережное отношение к природе.

Участники: дети раннего дошкольного возраста, воспитатель группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Игровое событие: «В лесу родилась елочка»

Интеграция образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, физическая культура.

Цель детей: познакомиться с живой елкой, ее особенностями и пользой, при различении характерных признаков пользоваться различными анализаторами, развить тактильную память, любознательность, наблюдательность, усидчивость.

Линии развития

Образоват.области

Задачи

Воспитательная

Развивающая

Обучающая

Физкультурно- оздоровительное

Физическая культура

Воспитывать интерес к двигательной активности в процессе организации подвижных игр.

Развивать ориентировку в пространстве.

Упражнять детей в ходьбе и беге врассыпную и в сохранении устойчивого равновесия в прыжках.

Здоровье

Расширять представления о здоровье.

Социально- личностное

Безопасность

Развивать представления о способах взаимодействия с растениями (рассматривать их не причиняя вреда).

Объяснять детям, что нельзя брать в рот различные предметы, засовывать их в уши и нос. Знакомить с правилами поведения в природе.

Социализация

Навыки вежливого и внимательного обращения с окружающими, самостоятельность

Развивать воображение, наблюдательность, усидчивость, речевую активность

Учить включаться в игру, включать в игру предметы заменители; акцентировать внимание на взаимоотношения людей

Труд

Воспитывать желание трудиться, помогать взрослым и друг другу.

Развивать двигательную активность, самостоятельность в ролевой игре.

Побуждать детей к решению проблемных ситуаций.

Познавательн. речевое

Познание

Формировать положительное отношение к природе.

Развивать познавательную активность.

Учить называть особенности ели (колкие иголки, зеленый цвет хвои). Подвести к выводу о том, что иголки – это листья елки. Учить сравнивать два предмета, находить сходство и различия. Закреплять представление о треугольнике, понятия «высокий» и «низкий».

Коммуникация

Воспитывать доброжелательность в общении друг с другом.

Развивать свободное общениевзрослыхс детьми.

Учить слушать рассказы воспитателя и формировать потребность делиться своими впечатлениями. Расширять и активизировать словарный запас детей.

Чтение худ.

литературы

Развивать диалогическую речь.

Помочь запомнить одно из новогодних стихотворений. Познакомить с короткими рассказами о елке.

Художествен.

эстетическое

Художественное творчество

Воспитывать отзывчивость и доброту, самостоятельность.

Развивать внимание, усидчивость. Развивать навыки рисования красками, творческие способности.

Учить скатывать из пластилина маленькие шарики и прикреплять их на картон. Учить передавать в рисовании образ елки, рисовать предметы, состоящие излинии.

Музыка

Обогащать детей эмоциональными впечатлениями, воспитывать у детей выдержку.

Развивать внимание, умение действовать по сигналу, реагировать на смену музыки и менять движения.

Формировать эмоциональную отзывчивость и побуждать к активному слушанью.

Предметно – развивающая среда.

План

Факт

Центр

Предметы/деятельность

Итоги

наблюдения

Педагоги

Дети, семья

Книги

Иллюстрации «Времена года в лесу» (рассматривать, беседовать по содержанию).

Книги В. Сутеев рассказ: «Про елки», стихи для детей, М.Приходкина «Елочка», А.Барто «Елка», З.Александрова «Птичья елка»

Новогодние маски.

Книги с иллюстрациями «Новогодние забавы» (читать, рассматривать, беседовать по сюжету).

Необходимо больше книг с иллюстрациями елки и обитателями леса.

ИЗО

Гуашь, акварельные кисти, баночки для воды, салфетки, цветные карандаши, раскраски с изображением елок, бумага, трафареты (для рисования, раскрашивания); пластилин, цветная бумага, картон, клей, кисти (для выполнение лепки и аппликаций).

Альбом, цветные карандаши, краски, пластилин, цветная бумага, клей (для совместного творчества).

Дети с интересом рисовали и изготовляли поделки для елочки.

Конструирование

Треугольники разной величины из картона, поролона, деревянные, мелкие игрушки (Конструировать елку, обыгрывать постройку.

Бросовый и природный материал из которых возможно изготовить елку.

Родители с детьми с интересом изготовили елочки из бросового материала.

Уголок театрализации

Театрализация стихотворения Трутневой «Выросла елочка в лесу на горе…» на фланелеграфе.

Шапочки – елочки, мультфильмы, сказки про елку, Новый год.

Объемные герои сказок для детей были бы интересны.

Уголок дидактических и развивающих игр

Настольные игры: «Найди сходство и различие», «Угадай, какое дерево?», «С какой ветки детки?», «Собери елку» (паззлы), «Третий лишний», « Найди самую высокую елку».

Игры: «Соберем бусы на елку», настольно – печатные игры, паззлы,

игры – самоделки.

Пополнить уголок дидактическими играми на внимание.

Уголок экспериментирования

Еловые, сосновые веточки, шишки, семена из шишек, ароматизированные масла, масло, кора.

Елочки искусственные и живые, украшения из разных материалов (стеклянные, бумажные).

Пополнить уголок ароматизированными веществами (с запахомхвои,

древесным спилом елки).

Уголок сюжетно – ролевой игры

Разные по величине елочки, новогодние игрушки, гирлянды, мишура, костюмы, маски.

Елки, новогодние игрушки, праздничные наряды, маски, костюмы.

Игры, в которыхукрашаются елочка, детей вдохновляет на творчество и взаимное сотрудничество.

Уголок физической культуры

Пополнить картотеку подвижных игр «Найдем елочку», «Елка на опушке», «Раз, два, три к елочке беги»

Подвижные игры с родителями возле новогодней елки.

Пополнить картотеку игр.

Планирование воспитательно – образовательной работы.

Дата

Образовательная деятельность, осуществляемая

в ходе режимных моментов

Непосредственно образовательная деятельность

1 половина дня

2 половина дня

10.12. (ПН)

Утренняя стимулирующая гимнастика «Белкина зарадка»

Рассматривание иллюстраций «Елочка в разные времена года». Ситуативная беседа «Почему у елки колкие иголки»

Пальчиковая гимнастика «Елка». Прогулка: наблюдение «Как узнать ель».

Подвижная игра «Мы по лесу ходили и деревья находили». Чтение стихов про елочку.

1. Познание «Елочка – красавица»

Упражнять называть особенности ели. Подвести детей к выводу о том, что иголки – это листья елки. Учить сравнивать два предмета, находить сходство и различия. Формировать положительное отношение к природе.

2. Музыка

«маленькой елочке холодно зимой»

«В лесу родилась елочка»сл. Р. Кудашевамуз. Л. Бекмана.

11. 12.

(ВТ)

Утренняя стимулирующая гимнастика «Белкина зарядка». Беседа «Ель – красавица наших лесов». Дид. Игра «Собери елку» (пазлы). Прогулка: «Наблюдение за елью»

Кружковая работа по аппликации «Волшебные полоска» тема занятия «В лесу родилась елочка»Сюжетно – ролевая игра «Прогулка в лес»

1. Физическая культура

Подвижная игра «Найдем елочку» Учить детей в ходьбе в рассыпную, развивая ориентировку в пространстве; в сохранении устойчивого равновесия и прыжках.

2. Познание (ФЭМП) «Елочки»

Продолжать закреплять представление о треугольнике; продолжать формировать понятия «высокий», «низкий»; учить детей способам наложения, совмещения и приложения.

12.12. (СР.)

Утренняя стимулирующая гимнастика «Белкина зарядка».

Беседа «С кем дружит ель?» Развивающая игра «Найди сходства и различие» Пальчиковая гимнастика «Зимняя прогулка». Прогулка: Наблюдение заберезой и елью. «Поможем елки – она живая».

Игра малой подвижности «Елки на опушке». Сюжетно – ролевая игра «Отдых в лесу».

1. Музыка.

«Маленькой елочке холодно зимой»

сл. З. Александровамуз. М. Красева

«в лесу родилась елочка»сл. Р. Кудашевамуз. Л.Бекмана

2. Чтение художественной

Литературы

«Рассказ о приключениях Зеленой Елочки. Заучивание стихотворения к новогоднему празднику»

Вызвать желаниеувидеть елочку в помещение группы; помочь запомнить одно из новогодних стихотворений.

13.12.(ЧТ)

Утренняя стимулирующая гимнастика «Белкина зарядка». Беседа «Какую пользу приносят хвойные деревья». Развивающая игра «С какой ветки детки». Прогулка «Наблюдение за березой и сосной». Игра – ситуация «Много снега»

Инсценировки стихотворения А. Барто «Елка». Игра на внимание «На какой ветке?», «Певцы»

1. Художественное творчество

(лепка) (Д.Н. Колдина) «Елка» Продолжать учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики и прикреплять их на картон. Учить анализировать содержание стихотворения. Развивать внимание, речь и мышление.

2. Физическая культура.

(Л.И.ПензулаеваФизкультурные занятия с детьми 3-4 лет) Подвижная игра «Раз, два, три к елочке беги» Упражнять в ходьбе и беге с выполнением заданий; в приземлении на полусогнутые ноги в прыжках соскамейке; в прокатывании мяча.

14.12.

(ПТ)

Утренняя стимулирующая гимнастика «Белкина зарядка»

Беседа «Как нужно беречь ель».

Дидактические игры «Третий лишний», «Найди самую высокую елку». Прогулка: наблюдение за елкой. Игра «Украсим живую елку снегом»

Физ. Досуг «Мы по лесу ходили и деревья находили».

Загадывание загадок и чтение стихов «Из старого сундучка»

1. Художественное творчество

(Рисование) (Т.С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности) «Елочка». Упражнять детей передавать в рисовании образ елки; рисовать предмет, состоящие из линии. Продолжать учить пользоваться красками и кистью.

2.Физическая культура

(Л.И.ПензулаеваФизкультурные занятия с детьми 3-4 лет) Подвижная игра«Найдем елочку».

Итоговоемероприятие «Елочка – красавица всем ребятам нравится ».

Цель: Воспитывать любовь к русским народным традициям. Развивать любознательность, наблюдательность внимание, зрительную и тактильнуюпамять. Закреплять представления детей о елке: ее особенностях и пользе,различать характерные признаки предметов с помощью различных анализаторов. Освоение умений при сравнении трех предметов выделять параметр высоты, закрепить счет в пределах 3; умение составлять совокупность предметов по определенному признаку.

Оборудование и материалы: искусственная елка, коробка с елочными игрушками, мешочек с еловой веткой, репродукции картин с изображением ели в разное время года, треугольники трех величин, фланелеграф, картинки для фланелеграфа.

Ход мероприятия: Дети с воспитателем наряжают елку. В коробке с новогодними игрушками находиться «чудесный мешочек» с сюрпризом.

Ребята, наш волшебный мешочек приготовил вам сюрприз (в мешочке лежат ветки ели ). Вы хотите узнать, что там лежит? Как можно это сделать?(предложить с закрытыми глазами понюхать).

Носиками вы почувствовали, что лежит в мешочке, а теперь закройте глаза и почувствуйте своими пальчиками, что же там лежит.

Ребята, кто догадался, что лежит в мешке?(Ответы детей). Про елочку есть загадка: «Зимой и летом одним цветом» (дети повторяют загадку).

Молодцы, угадали, это елочка.

А кто знает, какого елка цвета? (Зеленая).

Предложить вниманию детей репродукции разныххудожников, где изображены пейзажи в разное время года. Рассматривают, сравнивают, делают выводы:

летом деревья зеленые и елочка зеленая,

осенью деревья разноцветные, а елочка зеленая,

зимой деревья голые, а елочка зеленая.

Елочка у нас«Зимой и летом одним цветом».

Где можно увидеть елку? (В детском саду на участке растет, на Новый год дома, в детском саду на утреннике).

- А где очень много елок? (В лесу). Да в лесу елочек очень много и они разной высоты: высокие и низкие. Посмотрите, ребята, к вам в гости пришли елочки. Сколько их? Одинаковые они? (Нет). Почему? (Одна выше другой). Давайте построим их по росту, с какой начнем? (Самая высокая, пониже, низкая; самая низкая, повыше, самая высокая).

Что за фигуры лежат на столе? (Треугольники). (Для каждого ребенка по 6 зеленых треугольников).

Построим из них елочки. Самую высокую из трех треугольников, самую низкую из одного треугольника,повыше из двух. Сколько треугольников потратили на высокую елку? На елку пониже? На низкую?

Предложить продолжитьпрогулку по лесу.

Физ. минутка «Елочка».

Как хорошо и тепло в лесу елочке под снежным одеялом.Хотите я вам расскажу историю, которая произошла с елочкой, а вы мне поможете.

Стихотворение Евгении Трутневой «Елка»

Вырастала елкаПриходили к елке

В лесу на гореИ волки зимой…

У нее иголкиУвезли мы елку

Зимой в серебре.К себе домой.

У нее на шишкахНарядили елку

Ледышки стучат,В новый наряд

Снежное пальтишкоНа густых иголках

Лежит на плечах.Блестки горят.

Жил под елкой зайкаНачалось веселье,

С зайчихой своейПесни для пляс!-

Прилетала стайкаХорошо ли, елка,

Чечеток с полейтебе у нас?

Предлагаю сделать целую картину по этому стихотворению. (Воспитатель медленно отрывками читает стихотворение и по ходу дети размещают на фланелеграфе детали: елка, шишки, снежное пальтишко, волки, зайцы, чечетки и т.д.)

Ребята, а почему у елкисобрались птицы и звери? (Прятались от холода, от стужи, ветра, вьюги.Елочка их согревала.)

Как вьюга воет? (У-у-у-у).

Ребята, похвалите елочку, расскажите, какая она. Какими красивыми словами мы ее порадуем? (Елочка зеленая, пушистая, душистая, стройная, смолистая, красивая, хорошая, серебристая, пахучая, колючая…!)

Молодцы, сколько хороших слов придумали.А наша елочка заскучала, предлагаю продолжитьнаряжать ее в новый, яркий наряд.

Вам понравилось наряжать елочку? А что вам еще понравилось? (дети делятся впечатлениями).

Проект для детей среднего дошкольного возраста

Актуальность проекта

Проблема для данного проекта была взята мной из темы комплексно-тематического плана на данный период. Данная тема актуальна, поэтому именно в средней группе необходимо более подробно и содержательно насыщено раскрыть тему « Новый год» «Про Ёлочку», так как обогащается личный опыт ребенка, ребенок становится более социализированным, начинает сталкиваться в своей жизни все с объектами окружающей среды

Проектная деятельность позволяет выстроить работу педагога системно, связать всех участников образовательного процесса единой деятельностью. Также, работа в рамках проекта отвечает современным требованиям.

  1. Название проекта: «Ёлочка – зеленая иголочка»
  2. Тематическое поле: «Познавательное развитие» «Ознакомление с миром природы» «ознакомление с предметным миром»
  3. Проблема: вырубают ёлки к празднику новый год.
  4. Цель: создание условий для развития творческих и познавательных способностей всех участников проекта в совместной деятельности.
  5. Задачи:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

6.Описание продукта, полученного в результате проекта:

  • Выставки творческих работ совместно с родителями «Ёлочку – сделали мы сами»;
  • Выставка творческой коллективной работы на тему «Ёлочка красавица – всем ребятам нравится!»

7.Вид проекта: творческий.

8.Состав участников: воспитанники среднего дошкольного возраста, родители.

9.Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: наряженная ёлочка, ноутбук, проектор, интерактивная доска, музыкальный центр.

  1. Планируемое время на реализацию проекта по этапам:
Этап Содержание деятельности Сроки
Подготовительный

1. Подготовка информационного пространства (консультация для родителей, папка – передвижка)

2. Подбор дидактического и наглядного материла по теме проекта.

3. Разработка проекта.

2 недели
Практический

Мероприятия и события проекта:

1.Проведение комплекса утренней гимнастика «Зайка возле ёлочки»

2. Рассматривание иллюстраций «Ёлочка – зеленая иголочка»

3. Знакомство со стихотворениями и загадками (в режиме дня – игровые образовательные ситуации) о ёлочке 4. Продуктивная деятельность лепка

«Шарики – фонарики»;

5. Аппликация «Украшения для ёлочки»

6. Рисование «Ёлочки – красавицы всем нам очень нравятся!»

2 недели
Заключительный

1. Взаимодействие с родителями:

Выставка творческих работ в мини- музее «Ёлочки – красавицы всем нам очень нравятся!»

Презентационный Организованная образовательная деятельность «Ёлочка – красавица всем нам очень нравится!»

11.Форма проведения презентации: Организованная образовательная деятельность «Ёлочка – красавица всем нам очень нравится!»

«Ёлочка красавица – всем нам очень нравится!»

Конспект организованной образовательной деятельности (ООД) для детей среднего дошкольного возраста

Образовательные:

  • Формировать сенсорные эталоны: цвет, величину, форму в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

Развивающие:

  • Развивать у детей любовь к природе и окружающему миру
  • Развивать мелкую моторику рук, речь и умение запоминать стихотворения, загадки, обогащать словарный запас;
  • Способствовать укреплению координации движений, развитию умений эмоционально откликаться на песни и хороводы о ёлочке, выполнять движения ритмично.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к природе, стремление беречь ее;
  • Прививать интерес к изобразительной деятельности, аккуратность в работе с материалами;
  • Воспитывать музыкальную, речевую и двигательную культуру.

Ход организованной образовательной деятельности

  1. Вводная часть.

Дети под музыку «В лесу родилась ёлочка» входят в группу и садятся на стульчики.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Скажите, о чем эта песенка?

Дети: О Ёлочке.

Воспитатель: Конечно же о Ёлочке. (Обращаясь к Ёлке, поет воспитатель) И вот она нарядная на праздник к нам пришла. Ёлочка красавица, всем ребятам нравится. (Обращаясь к ребятам) Мы и песенки поем, и загадки разгадываем, стихотворения учим и сказки читаем. Какой мы с вами праздник ждем?

Дети: Новый год!

Воспитатель: Праздник с Дедом Морозом, со снегурочкой, с подарками и с Ёлочкой! Ребята, а где ёлки растут?

Дети: В лесу.

Воспитатель: А давайте посмотрим сказку и узнаем почему у ёлочки вместо листиков, иголочки растут.

(презентация «Ёлочка – зеленая иголочка», а Воспитатель рассказывает сказку)

Воспитатель: Вот послушайте, сказка называется «Ёлочка – зеленая иголочка». Мы с вами знаем о том, что все деревья зимой спят, но осенью перед сном, они раздеваются – снимают свои листья. Вот только Ёлочка не захотела снимать листики и свернула их в тонкие зеленые трубочки, трубочки и превратились у нее в иголочки. Вот так и стоит Ёлочка теперь и зимой и летом в одном и том же зелёном колючем платье. Поэтому про неё говорят:»Зимой и летом одним цветом!» Только в Новый год Ёлочка наряжается в яркие игрушки и разноцветные огни, и приглашает всегда к себе рябят! Вам понравилась сказка?

Дети: Да.

Воспитатель: А что сделала с листиками Ёлочка?

Дети: Листики свернулись в трубочки и превратились в иголочки.

  1. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, новый год не наступил, а под елкой начались чудеса, что это за мешочек? Давайте заглянем? (заглядывает в мешочек) ой ребята, это подарочек от мамы Ёлки, да тут их целый мешочек. Закрывайте все глазки и протяните свою ладошку (в это время воспитатель кладет в ладошки ребят, шишки) Глазки не открывать, а теперь понюхайте свой подарок, потрогайте пальчиками. Что же это? Открывайте глазки.

Дети: Это шишка.

Воспитатель: Какая она по цвету?

Дети: коричневая.

Воспитатель: А по форме посмотрите.

Дети: Длинная, овальная.

Воспитатель: Шишка – это плод Ёлочки. Мама Ёлочка подарила ей платье коричневое с оборочками, под которыми прячутся кармашки – скорлупки. А в эти кармашки мама — Ёлочка положила семена (показывает). Семена похожи на крылышки и когда дует ветерок, семена разлетаются по лесу. А потом их поливает дождик, и вырастают новые маленькие Ёлочки. А теперь давайте сложим обратно в мешочек на шишки. Вам понравился подарок мамы Ёлочки?

Дети: Очень.

Воспитатель: Посмотрите, да тут конверт повесили на Ёлочку. Это письмо. Давайте читать! «Дорогие ребята! Помогите! В нашем лесу случилась беда: пропадают молодые ёлочки. Скоро самый замечательный праздник, Новый год, но он несет для моих детишек – маленьких ёлочек – лишь опасность: их рубят и увозят в теплые дома и квартиры, а там они умирают. Помогите, спасти ёлочек в лесу, сохранить их! Ведь их осталось так мало.» Старая мама-Ёлка

Ребята, ну что, поможем маме-Ёлке? Спасем её малышей? Тогда надо отправляться в путь, в лес, вы готовы?

Дети: Да!

Воспитатель: (проводит физкультминутку « Прогулка»)

Очень холодно зимой,

Но мы пойдем гулять с тобой.

Я надену шубку, шарфик

Валенки и шапку.

По сугробам мы шагаем

Выше ноги поднимаем.

Воспитатель: Вот мы с вами и пришли в зимний лес! Как красиво! (под ёлочкой сидит Лисичка – девочка и плачет) Что такое? Слышите? Кто то плачет? Здравствуй, Лисичка! Что случилось?

Лисичка: Беда случилась у нас. Люди все ёлочки вырубили и все мои друзья зверята убежали в другой лес, а раньше нам тут весело было.

Воспитатель: Разве можно вырубать ёлочки, ребята?

Дети: нет, нельзя.

Воспитатель: А почему? Расскажите.

Дети: Природу нужно беречь! Там живут звери, это их дом.

Воспитатель: Конечно, лес это дом, где живут зверята. А если ёлочки вырубят, то зверятам, негде будет жить. А если каждый срубит ёлочку, то что произойдет?

Дети: Ёлочки исчезнут. Надо дома на праздник ставить искусственную ёлочку.

Воспитатель: Ребята, давайте пригласим Лисичку к нам в детский сад, и сделаем для неё и её друзей, лесных зверят, искусственную ёлочку.

Дети: Мы согласны! Пойдем Лисичка с нами!

Воспитатель: Ну, тогда в путь! (воспитатель проводит физкультминутку).

Снег, снег, белый снег,

Засыпает он нас всех.

(дети машут руками перед собой)

Дети все на лыжах встали

И по снегу побежали! (дети имитируют движения, проговаривая слова)

Воспитатель: Вот мы с вами и пришли назад в детский сад, в нашу группу.

А сейчас ребята присаживайтесь, за столы. Сейчас мы с вами будет делать Ёлочку все вместе, коллективную работу! (показывает конусообразную заготовку – ствол) Вот посмотрите, это ствол, мы с вами будем вырезать и наклеивать пушистые веточки. Нам нужно нарезать их и наклеить. У вас на столах есть заготовки, вы разрезаете их по линиям (показывает). А затем два кончика склеиваете между собой (показывает). А потом мы вместе наклеим веточки на ствол нашей ёлочки!

(звучит музыкальный фон, у детей продуктивная деятельность)

  1. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята и Лисичка, посмотрите, какая красивая ёлочка – пушистая, зеленая и простоит она до следующего праздника. А давайте поставим нашу Елочку рядом с наряженной ёлочкой в нашей группе, и еще раз повторим, что нужно делать, чтобы ёлочки не рубил.

Дети: Ставить искусственные ёлочки. Можно сделать своими руками. Можно сделать другие Ёлочки с родителями из макарон.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Сейчас мы с вами знаем, и всем расскажем, что рубить ёлочки нельзя! И вот эту ёлочку мы дарим тебе Лисичка, беги в лес и расскажи маме-Ёлке и своим друзьям зверятам, что ёлочки теперь вырубать никто не будет!

(Лисичка убегает)

Воспитатель: А на прощанье, давайте вокруг ёлочки, заведем веселый хоровод.

Использованная литература:

  1. Борисова М.М. «Малоподвижные игры и игровые упражнения»3-7 лет– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  2. Веракса Н.Е. « Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Веракса Н.Е., Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: «Мозаика-Синтез», 2015.
  3. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении.

Болданкова Ирина Геннадьевна музыкальный руководитель
Место работы: МБДОУ детский сад № 9 "Золотой ключик"

Цель: повысить уровень компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-развивающей среды в группах(мини-центров, способствующей гармоничному музыкальному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия по требованиям ФГОС ДО.
Задачи:
1.Внедрить в практику новые подходы к организации музыкальной предметно-развивающей среды ДОУ, обеспечивающих полноценное музыкальное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО;
2.Организовать развивающую музыкальную среду, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
3.Создать условия для обеспечения разных видов музыкальной деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) с учетом гендерных особенностей воспитанников;
4.Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей музыкальной предметно-пространственной среды.

Всем известно и доказано учеными, что музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных способностей зависит от психолого - педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды.
Музыкальная предметная среда в группах должна быть ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чистом вербальном уровне, вне предметно- пространственной среды.
Содержание музыкальной развивающей среды должно ориентироваться на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняться по возрастам, носить проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и мало знакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.

Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ организуется по трем основным блокам:
восприятие музыки
воспроизведение музыки
музыкально-творческая деятельность.

Каждый блок, в свою очередь, предусматривает ориентацию на целостность определенного вида детской музыкальной деятельности.
Оформление музыкальных мини-центров в группах младшего дошкольного возраста имеет сюжетную основу, в старшем – дидактическую.
Структура музыкальных мини – центров оформляется в виде модулей, имеющих целостность и в то же время – трансформирующие детали, вызывающие у детей живой интерес. Музыкальная предметная среда сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребенка. Пособия развивающей среды добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними.

Младшая группа
- Альбомы с картинками к песням, выученных на музыкальных занятиях (или чудесные кубики)
- Фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (большие и маленькие животные, птицы, музыальные инструменты, транспорт)
- Фонотека с записью детских песен (магнитофонные записи песен, выученных и разучиваемых с детьми в исполнении музыкального руководителя, детей, воспитателя, звуки природы)
- СD проигрыватель
- Атрибуты к музыкально – дидактическим упражнениям на развитие у детей звуковысотного, динамического и ритмического слуха. Например, на развитие звуковысотного слуха – «Птица и птенчики»; тембрового слуха – «К нам гости пришли», ритмического слуха –«Кто как идет», динамического слуха «Колокольчики».
- Незвучащие инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой, гармошка.
-Звучащие: гармошка, барабан, бубен, ложки, погремушки, ритмические кубики, колокольчики, поющие волчки.
-Лесенка из 3-х ступенек, ручные знаки.
-Любые игрушки (2 уточки, 2 матрешки - большая и маленькая), платочки, маски, ленточки, султанчики, элементы ряженья.
- Шумовые инструменты – баночки, варежки с пуговицами, бутылочки с разными наполнителями: горох, желуди, камушки.
- Дерево и 2 птицы (вверху и внизу)

Средняя гру ппа
-Альбом с картинками к песням, выученным на музыкальных занятиях в предыдущих группах (возможно несколько альбомов: по временам года, о животных)
- Рисунки детей, выполненные дома к полюбившимся песням;
-Фланелеграф с фигурками животных, птиц, изображением музыкальных инструментов, транспорта;
-Фигурки для попевок, прибауток, чтобы выкладывать с их помощью на фланелеграфе ритмические рисунки. Например: петушки большие и маленькие для песни «Петушок», солнышки для р.н.п. «Солнышко», шары, флажки, елочки, самолеты и т.д. (6 маленьких и 4 крупных)
-Фонотека песен, выученных детьми в данной возрастной группе, в предыдущих группах, разучиваемых в настоящее время (в грамзаписи в исполнении педагогов, детей).
- СD проигрыватель
-Музыкально-дидактические игры на развитие эмоциональной отзывчивости, музыкальной памяти, музыкального мышления и игры, помогающие решать задачи предыдущей возрастной группы. Например, на развитие звуковысотного слуха – «Качели», на развитие ритмического слуха –«Кто как идет» (усложнение за счет введения разных видов игры); на развитие динамического слуха – «Колокольчики»; на развитие музыкальной памяти – «Спой песенку по картинке».
-Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки, гармошки, немая клавиатура с подставкой.
-Игрушки-инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритмические кубики, колокольчики, маракасы, свистульки.
-Карточки с инструментами, платочки, маски, элементы ряжения.
-Лесенка из 4-х ступенек (2 игрушки большая и маленькая)
-Пять съемных резинок, нотный стан.
-Ручные знаки (4 ст.)

Старшая груп па.
-Фланелеграф, фишки (полоски длинные и короткие, кружки большие и маленькие, цветочки, елочки -6 мал. и 4 крупных), картинки для фланелеграфа для создания сюжета песни, танца (моделирование)
- Альбомы с рисунками к песням («Музыкальный букварь»)
-Альбомы с рисунками к песням, которые полюбили дети (возможно авторские, с рисунками одного ребенка)
-Атрибуты к муз. сказкам (картинки для фланелеграфа), для инсценирования («Репка», «Теремок»)
-Картинки для развития у детей поэтического и песенного творчества (например, к стихам А.Барто) «Пчела жужжит», «Пароход гудит», «Кукла танцует», «Кукла спит», «Лошадка скачет», «Мишка», «Самолет» «Волшебные картинки»
-Игрушечный микрофон.
-Фонотека с записью песен: звуки природы, муз. сказки.
- СD проигрыватель
-Музыкально-дидактические игры: на развитие звуковысотного слуха «Три медведя» или «Веселые матрешки», на развитие динамического слуха «Колокольчики», на развитие умения различать длительность звуков (долгий, короткий звуки, пунктирный ритм) «Петух, курица, цыпленок»; на различение жанров музыкальных произведений: песню, танец, марш «Три кита»
-Неозвученные инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой, гармошка -3 шт. разной величины).
На картинке: дудочка, скрипка, саксофон, баян, аккордеон, гармонь, флейта, свистульки, триола.
-Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, колокольчики, маракасы, румба, треугольник, трещотки, ксилофон, муз. молоточки, различные шумовые самодельные инструменты: на вешалке ключи, бутылочки, фломастеры, варежки с пуговицами. Баночки киндеров с разными наполнителями, несколько одинаковых (Обруч №3 2006, «Муз. рук. №3 2007)
- Пластмассовые кубики (на грани наклеить картинки по песням)
-Лесенка -5 ступенек (игрушка Б. и М.)
-Платочки, маски, ленточки, элементы ряжения.
-Нотный стан, ноты.
-Ручные знаки (5ст.)
-Портрет композиторов Д.Кабалевского («Зайчик дразнит медвежонка»), П.Чайковский («Болезнь куклы»), Р.Шуман («Солдатский марш»)

Подготовительная гру ппа
-Фланелегшраф, ноты.
-Пособие для обучения детей умению определять форму произведения.
-Картинки для создания сюжетов к знакомым песням: для побуждения к поэтическому и песенному творчеству.
--Ребусы с названиями нот в словах
-Рисунки с текстами потешек, на которые можно придумать песенку.
-Картинки с музыкальными жанрами (песня, танец, марш) для побуждения к песенному творчеству.
-Иллюстрации к муз. сказкам
-Атрибуты к сказкам и песням для их инсценирования.
-Фонотека (кассеты с записями песен в исполнении взрослых, детей, индивидуальные кассеты для самостоятельной записи своего музыкального поэтического творчества)
- СD проигрыватель
-Альбомы с рисунками к песням, выученным с детьми в текущем году, так и в группах предыдущих возрастов.
-Альбомы с рисунками детей к полюбившимся песням.
-Сюжетные картинки, побуждающие к песенному творчеству.
- Музыкально-дидактические игры (те же, что в старшей группе, но с усложненными заданиями)
-Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки, саксафоны, гармошки.
-Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритм. кубики, колокольчики, маракасы, кастаньеты, трещотки, ксилофон, баян, гармонь, шумовые на вешалке (см. в старшей группе)
-Лесенка 7 ступенек, ручные знаки
-Ноты песен (крупно), нотный стан, полоски (6 маленьких и 4 больших)
-Платочки, маски, ленточки, кокошники.
-Портреты композиторов.

«СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЗОНЫ В ГРУППЕ»

Для развития самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников нужны условия, как принято называть, зоны музыкальной деятельности, где дети могли бы самостоятельно музицировать, играть в музыкальные игры, прослушивать аудиозапись с любимыми песнями и т.д.

Хорошо организованная музыкальная среда способствует эмоциональному благополучию детей, их эстетическому развитию, а также проявлению самостоятельности и инициативности. Музыкальная зона в группе должна быть обеспечена разнообразными музыкальными инструментами и музыкально-дидактическим материалом с учетом возрастных особенностей дошкольников. Желательно чтобы дети принимали непосредственное участие в оформлении и преобразовании предметно-развивающей среды в группе, а воспитатель незаметно и мудро направлял бы активность своих воспитанников.

Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. Необходима оригинальность, простота, привлекательность, доступность, а так же достаточное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов и т.д.

Для небольших групп или групп с большим количеством детей удобны мобильные зоны - дети могут играть в раздевальных, спальных комнатах. Благодаря мобильности музыкальных зон дети могут играть в них, не мешая другим. При необходимости музыкальные мини-центры должны легко передвигаться. Например, для хранения шумового оркестра можно использовать «музыкальные лукошки» или «музыкальные корзинки». Они очень удобны для прогулок - в них шумовые инструменты, платочки, ленточки для импровизированных танцев на участке. Корзинки оформляются в зависимости от времени года (весенняя корзинка, зимняя корзинка, летняя или осенняя).

Одним из условий успешного музыкального развития дошкольников является наличие разнообразного дидактического материала. С его помощью решаются развивающие и воспитательные задачи в доступной для детей игровой форме (развитие чувства ритма, тембрового и динамического слуха и т.д.). Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр заключается в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний, навыков в повседневной жизни. Музыкально-дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тем самым привлекая внимание детей и вызывая желание музицировать.

Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от времени (1-2 раза в месяц) обновлять пособия в музыкальном уголке, вносить новое оборудование или менять его.

Грамотно подобранная музыкальная зона в группе способствует художественно-эстетическому развитию дошкольников, развитию их творческих способностей. Такая зона вызывает у детей чувство радости, восторга, создает эмоционально-положительное отношение к группе, детскому учреждению, желание посещать его. Переполненные положительными эмоциями дети делятся своими впечатлениями с родителями. Так как для развития детского музыкального творчества требуется большое количество наглядных пособий, атрибутов и оборудования, сделать их могут помочь родители воспитанников, а дети получат удовольствие от совместной деятельности с родителями и приобретут уверенность в себе. Так детский сад становится своеобразным культурным центром для детей и их родителей.

ПРИНЦИПЫ содержания музыкальных зон в ДОУ:

    Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, продуманность хранения.

    Разнообразие оборудования.

    Учет возрастных особенностей детей.

    Эстетическое оформление.

Музыкальные пособия можно разделить на четыре группы:

1.Образные пособия - мягкие игрушки, иллюстрации, пособия типа «ЛОТО» и т.п.

2. Детские музыкальные игрушки и инструменты , которые в свою очередь делятся на озвученные и не озвученные .

а) Неозвученные предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами, играющими на муз. инструментах.

б) Озвученные делятся на 3 типа, в зависимости от их звучания:

Игрушки-инструменты со звуком нефиксированным, неопределенной высоты

(погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.)

Игрушки-инструменты с фиксированным звуком (органчики, музыкальные шкатулки)

Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком

3. Графические пособия - нотное лото, карточки-эмоции, карточки - долгие и короткие звуки, нотный стан, нотная лесенка - ступенька, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения.

4.Аудиовизуальные пособия делятся на экранные и звуковые (диапозитивы, компакт диски, фонограммы, аудио и видео кассеты, видео диски).

Примерное содержание и наполнение музыкальных зон по возрастным группам:

1 и 2 младшие группы: неваляшки, образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т.п .). Игрушки-инструменты с фиксированным звуком - органчики, шарманки. Игрушки-инструменты со звуком нефиксированным, неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан. Музыкально-дидактические игры : «Матрешка учит танцевать», «Где мои детки?», «Птицы и птенчики», «Музыкальные волчки», «Угадай на чем играю?», «Кого разбудило солнышко?», «Где мои ребятки?», «Чудесный мешочек» - мешочков может быть два: один с музыкальными инструментами, другой с игрушками животных для игр на развитие тембрового голоса « Кто как поет?» и др. Набор не озвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т.д .) Атрибуты к музыкальным подвижным играм по программе: «Догони нас, мишка», «Кошка и котята», «Паровоз», «Мячи» и др. Флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т.п. для детского танцевального творчества(по сезону). Ширма настольная. Магнитофон и набор программных аудио записей. Поющие и двигающиеся игрушки. Перчаточная игрушка (для воспитателя ) и пр. Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.

Средняя группа :здесь должны находиться все пособия младшей группы. А так же: металлофон, неозвученные инструменты, шумовые инструменты для детского оркестра, книжки-малютки- «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам ), фланелеграф или магнитная доска, музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик», «Угадай колокольчик»» и др. Атрибуты к подвижным музыкальным играм:«Гуси, вы гуси», «Кошка и котята», «Курочка и петушок», « Зайцы и медведь», «Лётчики» и др. Музыкальная лесенка 3-х ступенчатая и 5-ти ступенчатая на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка). Также, ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т.п. (атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону - листики, снежинки, цветы и тд .). Ширма настольная. Музыкальные игрушки озвученные и не озвученные. Магнитофон и набор программных аудио записей.

Старшая группа: пособия средней группы, а так же, озвученные музыкальные инструменты: игрушки-инструменты со звуком нефиксированным, неопределенной высоты это погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.

Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта).

Иллюстрации «Времена года», музыкальные игрушки-самоделки (шумовой оркестр) , портреты композиторов можно альбом или отдельные, иллюстрации «Музыкального букваря», музыкально -дидактические игры:»Пчелка», «Музыкальное лото», «Узнай и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», «Угадай, что звучит» и др.. Атрибуты к подвижным играм «Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши», и др. Детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям. Ширмы: настольная и ширма по росту детей. Музыкальные лесенки 3-х, 5-ти и 7-ми ступенчатые - озвученные. Иллюстрации «Времена года», атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам. Разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты. Атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и тд.) Магнитофон и набор программных аудио записей или дисков.

Подготовительная группа: музыкальные инструменты: маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, бубны, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др. Портреты композиторов, иллюстрации «Времена года», «Музыкальный букварь». Альбомы « Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песен. Графическое пособие «Эмоции» (карточки на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями ) для определения характера мелодии при слушании произведений. Альбомы для рассматривания - «Симфонический оркестр», «Народные инструменты», «Танцы народов мира», и т.п. Музыкальные лесенки 3-х, 5-ти и 7-ми ступенчатые (озвученные ). Набор самодельных инструментов для шумового оркестра. Музыкально-дидактические игры : «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора музыки», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т.д.

А так же атрибуты к подвижным играм «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т.п. Атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону - листики, снежинки, цветы и т.д.). Разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкально-танцевальных импровизаций. Магнитофон и набор программных аудио записей или дисков.

Семенихина Н.Ю., музыкальный руководитель МБДОУ № 100

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад № 38»

Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группах детского сада

консультация

для

воспитателей


  • Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием.
  • Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды.
  • Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона).
  • Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК – это место, где дети познают музыку и её красоту.

ЗАДАЧИ:

Творчески оформленный музыкальный уголок поможет:

  • не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней,
  • но и разовьет воображение детей,
  • активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.

ТРЕБОВАНИЯ К МУЗЫКАЛЬНОМУ УГОЛКУ:

  • Соответствие возрасту, требованиям Программы, ФГОС.
  • Рациональность расположения, доступность, подвижность.
  • Наличие фонотеки, аудиотеки с песнями, сказками, музыкой
  • Наличие атрибутов из бросового материала, нетрадиционного оборудования.
  • Наличие иллюстративного материала для ознакомления детей с разными видами музыкальных инструментов
  • Разнообразие детских музыкальных и шумовых инструментов.
  • Эстетика в оформлении оборудования и самого уголка.
  • Креативность (творчество) педагогов в дизайне уголка.
  • Безопасность оборудования и материалов уголка музыкальной деятельности;
  • Разнообразие дидактических игр по разным видам музыкальной деятельности и их соответствие возрастным особенностям детей;
  • Наличие и разнообразие иллюстративного материала по музыкальным произведениям;
  • Наличие портретов известных музыкантов в соответствии с программой;

Важно, чтобы музыкальный уголок находился:

  • в освещенном, легкодоступном для детей месте;
  • кроме того, он должен быть по возможности изолирован, так как, с одной стороны, музыкальные занятия и игры детей требуют сосредоточения слухового внимания, а с другой стороны, «звучащая» деятельность не должна мешать другим занятиям дошкольников.


  • При оформлении музыкального уголка нужно помнить о возрастных и индивидуальных возможностях детей.
  • Так, для детей 3-5 лет оформление лучше строить на сюжетной основе ,
  • Для детей более старшего возраста – на дидактической .

Музыкальная предметная среда должна быть соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка.

В музыкальном уголке должны стоять:

  • шкаф,
  • полки для музыкальных пособий,
  • пару столов,
  • стулья для дидактических игр.

Пособия развивающей среды должны быть:

  • эстетичны,
  • привлекательны,
  • просты в обращении,
  • вызывать желание действовать с ними.


В углу лучше поставить магнитофон, с помощью которого дети прослушают музыку, а также мелодии, способствующие психологической релаксации и психическому расслаблению.

В музыкальном уголке должны лежать игрушечные музыкальные инструменты:

  • барабан,
  • дудочка,
  • миниатюрное пианино,
  • металлофон,
  • также музыкальные игрушки.

Обычно на стенах музыкального уголка вывешивают стенды.

На них закрепляются:

  • фотографии детских выступлений,
  • портреты композиторов,
  • красочные плакаты,
  • картинки с музыкальными инструментами.


Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня:

для воспитателя и для детей

  • На верхнюю полку помещают инструменты, которые используются детьми дозированно (например, металлофон), и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя, в соответствии с санитарно - эпидемиологическими нормами ДОУ
  • На нижней полке - барабаны, ложки, треугольники, маракасы. Необходимо уделять особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и издавать знакомые детям звуки. Не забывайте, что некачественное звучание калечит и засоряет слуховой опыт ребёнка!

МЛАДШИЕ ГРУППЫ

  • Ванька – встанька
  • Музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. д.)
  • Музыкальные инструменты с фиксированным звуком - органчики, шарманки
  • Шумовые инструменты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан
  • Неозвученные бутафорские музыкальные инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.)
  • Атрибуты к музыкальным подвижным играм
  • Флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки для детского танцевального творчества (пополняется по необходимости)
  • Ширма настольная с перчаточными игрушками
  • Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе, в виде альбома или отдельные красочные иллюстрации.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

  • Целесообразно пособия, атрибуты и музыкальные инструменты оставить

с младшей группы и добавить:

  • Металлофон
  • Шумовые инструменты для детского оркестра
  • Книжки «Наши песни» (каждая книжка иллюстрирует знакомую детям песню)
  • Фланелеграф или магнитная доска
  • Музыкально-дидактические игры: «
  • Музыкальные инструменты», «Звонкие ладошки», «Ритмические палочки» и др.
  • Атрибуты к подвижным музыкальным играм:
  • «Кошка и котята», «Заинька», «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.
  • Музыкальные лесенки (трехступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка
  • Ленточки, цветные платочки, султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону)
  • Ширма настольная и набор игрушек
  • Магнитофон и набор программных аудиозаписей

СТАРШАЯ ГРУППА

  • Дополнительно к оборудованию музыкального уголка средней группы используется следующее:
  • Погремушки, бубны, барабаны, треугольники
  • Музыкальные игрушки-инструменты с хроматическим и диатоническим звуком

(металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта)

  • Иллюстрации по теме: «Времена года»
  • Музыкальные игрушки-самоделки (Дети с удовольствием примут участие

в изготовление инструментов для шумового оркестра)

  • Музыкально-дидактические игры: «Узнай песенку по двум звукам», «Бубенчики», «Музыкальная лесенка», «Ритмическое лото» и др.
  • Атрибуты к подвижным играм
  • Рисунки детей к песенкам и знакомым музыкальным произведениям
  • Настольная ширма и ширма по росту детей
  • Музыкальные лесенки пятиступенчатая и семиступенчатая
  • Атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

  • Дополнительно к материалу, использованному в старшей группе, добавляется:
  • Музыкальные инструменты: маракасы, бубны, арфа, детское пианино,

металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны.

  • Портреты композиторов
  • Папки-альбомы: «Мы рисуем песенку» с рисунками детей, в которых они

отображают эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях

и полюбившихся песнях

  • Пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании музыки
  • Наглядные пособия: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты»
  • Самодельные инструменты для шумового оркестра
  • Музыкально-дидактические игры

В МУЗЫКАЛЬНЫХ УГОЛКАХ ДОЛЖНЫ НАХОДИТЬСЯ:

  • Материал для творческих сюжетно-ролевых игр:

мягкие игрушки

мягкие музыкальные игрушки;

куклы - неваляшки,

образные музыкальные «поющие» или

«танцующие» игрушки

  • Музыкально-дидактические игры:

  • Образные пособия
  • Портреты композиторов (произведения которого дети поют или слушают)

Чайковский П.И.

Чайковский Д.Б.

Прокофьев С.С.

Рахманинов С.В.

2) Иллюстрации - пособия типа «Лото»: карточки

с нарисованными или наклеенными на них картинками


  • Всевозможные картинки:
  • Книжки-малютки «Мы поем»,
  • Музыкальные картинки к песням, которые могут
  • быть выполнены в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации,
  • Иллюстрации по теме «Времена года»,
  • Иллюстрации музыкальных инструментов,
  • Картинки с изображением животных поющих, танцующих
  • или играющих на музыкальных инструментах,
  • Альбомы «Мы рисуем песенку»
  • Альбомы для рассматривания:
  • «Симфонический оркестр»,
  • «Народные инструменты»,
  • «Танцы народов мира»,
  • Графическое пособие «Эмоции»

  • Не озвученные детские музыкальные игрушки и инструменты
  • Озвученные музыкальные инструменты и игрушки
  • игрушки-инструменты со звуком неопределённый высот
  • игрушки-инструменты, издающие только один звук
  • игрушки-инструменты с фиксированной мелодией
  • игрушки-инструменты с диатоническими и хроматическими звукорядом для творческого музицирования

  • Технические средства

Желательно в каждой группе иметь магнитофон и оформить фонотеку дисков с музыкальным репертуаром


АТРИБУТЫ к подвижным музыкальным играм и для детского танцевального творчества


  • Театры

Виды театров:

  • Театр картинок (Фланелеграф)
  • Пальчиковый театр
  • Кукольный театр

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.

Станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей деятельности зависит:

  • от компетентности взрослого,
  • его доброжелательности,
  • заинтересованного отношения к детям,

Ребёнок и взрослый

действуют вместе –

им обоим должно быть

комфортно в музыкальной среде.