Колёсная лира. Музыкальная пила

В Музее музыки Монреальского Университета среди музыкальных инструментов квебекского фольклора многие с удивлением обнаруживают… пилу. И это не ошибка, так как пила – это самый настоящий музыкальный инструмент.

Хотя происхождение музыкальной пилы доподлинно неизвестно, существует предположение, что это французские лесорубы превратили её в музыкальный инструмент, чтобы коротать долгие ночи в лесу. К 1870 году благодаря развитию металлургии научились делать пилы с приемлемым звучанием. В 1900-х годах впервые были сделаны настоящие «звуковые лезвия», унаследованные от ручных пил. Им отрезали зубья и изменяли форму и рукоятку. К некоторым добавили «изогнутую рукоятку» для большего удобства и виртуозности. Американские музыкальные пилы никогда не теряли своих зубьев, но были ограничены в звуковом диапазоне: от 1½ до 2½ октав максимум, тогда как некоторые европейские музыкальные пилы могут достигать 3½ и даже больше. Чтобы добиться таких музыкальных качеств, конечно, закаленная сталь должна быть превосходного качества и иметь определенные параметры.
К середине 1900-х годов пила стала популярной в мюзик-холлах и водевилях. На ней даже играла Марлен Дитрих. Можно сказать, что музыкальная пила признана настоящим музыкальным инструментом благодаря Анри Соге (Henry Sauguet) и его пьесе «Стон». Современная квебекская фольклорная группа «Улыбающийся ботинок» иногда использует пилу на концертах, а клоун Шоколад играет на ней, чтобы развлечь молодежь.

Музыкальная пила никого не оставляет равнодушным. Она удивляет, волнует, веселит, дрожит сама и вызывает дрожь в других. Бельгийский скрипач Жан-Клод Вельш (Jean-Claude WELCHE) – один из редчайших музыкантов, играющих на этом инструменте, - признался, что, услышав впервые звук музыкальной пилы, заплакал. Этот малоизвестный инструмент покорил его своей удивительной экспрессивностью. Каждое выступление Вельша имеет головокружительный успех у публики, которой он стремится передать свою страсть к игре на этом удивительном музыкальном инструменте.

Для игры на пиле нужно зажать рукоятку коленями и согнуть лезвие рукой так, чтобы оно приняло форму латинской буквы «S», а другой рукой водить по лезвию скрипичным смычком. Жан-Клод Вельш обучает на своих курсах массе полезных вещей: как согласовывать музыкальные фрагменты, играть на пилах ансамблем, разными голосами, отрабатывать фразировку ударами смычка, импровизировать, плавно вводить пилу в произведение, выбирать хорошую пилу, создавать всевозможные шумовые оформления.

Существуют разные виды пил, разные позиции и способы игры, имеющие свои преимущества и недостатки. Каждый «пилист» должен найти технику, которая ему подходит. На пиле можно играть громко, тихо, быстро, добиваться разных оттенков звука.

И хотя музыкальная пила в настоящее время всё ещё относится к диковинным музыкальным инструментам, но, возможно, когда-нибудь молодые люди будут хотеть научиться играть на ней не меньше, чем на пианино!

Колёсная лира, варган, кахон и музыкальная пила - инструменты, которые не стали мейнстримом March 17th, 2018

Совсем недавно мы вспоминали относительно , которые не стали мейнстримом. Это происходит по разным причинам - из-за странной конструкции, необычного звучания или и стиля игры.

Очень разные по своей сути изобретения, которые в музыке заняли примерно одну узкую нишу - интересных, но мало распространенных инструментов.

Сегодня мы обратимся к «классике» - вспомним инструменты, которые появились сотни лет назад, но остались нишевыми, либо стали таковыми с течением времени.

Колёсная лира

Струнный инструмент, который у разных народов назывался по-разному. Он относится к группе фрикционных - то есть звучание производится с помощью трения.

Лира лежит на коленях у музыканта - в некоторых средневековых вариантах исполнения у него должен был быть помощник, который крутил колесо. Большая часть струн звучат одновременно в результате трения об это самое колесо. С помощью нескольких отдельных струн музыкант может извлекать и менять мелодию на фоне однотонного звучания остальных струн.

Также существует много национальных разновидностей инструмента, которые отличаются: конструкцией и размерами колеса, наличием или отсутствием клавиатуры, количеством струн, и так далее. Видео с примером игры на этом инструменте.

Колесная лира появилась сотни лет назад - так, описание «органистра» (древнее название лиры), встречалось в работах клирика , умершего в 942 году, а первое изображение относится к XII веку.

Колесная лира была довольно популярна в средневековье - ею пользовались менестрели и бродячие музыканты, которые с её помощью наигрывали простой музыкальный фон для своих рассказов. В XVII веке на волне увлечения пасторальной музыкой и буколической культурой колёсная лира ненадолго привлекла французских аристократов.

Сейчас на колесной лире играют этнические музыкальные группы. Инструмент также иногда используют некоторые музыканты или композиторы саундтреков.

В саундтреке сериала «Черные паруса» звучит колёсная лира

Варган

Один из древних язычковых музыкальных инструментов, для которого практически в каждом языке есть своё отдельное название. Например, на английском он называется «jew’s harp» (хотя имеет мало общего с евреями или арфой). Название, вероятно, появилось по созвучию с другим, «jaw harp», то есть «челюстная арфа» (одна из разновидностей варгана по форме напоминает арфу).

Варган может выглядеть по-разному - чаще всего это либо пластина из дерева, металла или кости с язычком в середине (пластинчатый варган), либо изогнутая металлическая дуга с тонким язычком с крючком в центре (дуговой варган). Кроме основных разновидностей есть множество национальных вариантов варганов.

Музыкант прижимает варган к зубам или губам, а резонатором служит его ротовая полость - звук меняется в зависимости от темпа и силы дыхания, формы рта и так далее. Способов извлечь разное звучание из варгана довольно много.

Археологические раскопки показали, что варганы использовались ещё в Великом Новгороде в районе XIII века. Варган считается одним из самых древних музыкальных инструментов, известных человечеству. В своё время им заинтересовались композиторы - например, учитель Бетховена написал семь концертов для варгана, мандоры и струнных. Для многих народов Азии варган - неотъемлемая часть культуры и национальной музыки. Интересно, что в советское время он считался одним из пережитков прошлого, предметом «культа» в шаманизме.

Варган был скорее этническим инструментом, но в последние годы начинает интересовать публику - возможно, за счет простоты игры или необычного звучания, напоминающего техно.

Кахон

Ударный инструмент в нашей подборке. Он выглядит как деревянная коробка, которую легко перепутать, например, с олдскульной колонкой.

На самом деле это интересный музыкальный инструмент родом из Перу, и играть на нём довольно просто - музыкант сидит сверху и играет руками или специальными барабанными щётками.

В зависимости от положения рук играющего, интенсивности и типа удара, звук меняется от высокого к басовому. Внутри современного кахона натянуты струны (или подструнник), которые слегка касаются той стенки ящика, по которой бьет музыкант (тапы).

На задней, передней или боковой стенке кахона находится звуковое отверстие (фазоинвертор), которое в зависимости от модели инструмента может быть разного размера и формы.

В XIX веке кахон стал популярным в Перу - по одной из версий, прародителем кахона стали ящики от фруктов, на которых играли рабы, так как игра на барабанах властями была запрещена. Звук кахона можно услышать во фламенко или джазовых композициях, а также в национальной перуанской музыке.

Музыкальная пила

Ещё один инструмент, появившийся из подручных средств в XIX веке в Аппалачах. В начале XX века музыкальные пилы начали выпускать крупные производители музыкальных инструментов, ими пользовались уличные музыканты, артисты цирка, варьете и водевилей, музыканты и актеры - например, на пиле играла Марлен Дитрих. Одним из самых известных применений пилы в музыке был саундтрек к фильму «Пролетая над гнездом кукушки» Джека Ницше.

По звучанию пила напоминает звуки терменвокса. Звук может меняться в зависимости от изгиба пилы. Один конец пилы (с рукояткой) держат коленями, а другой конец (иногда к нему тоже крепят специальный «держатель») - рукой, которой меняют изгиб.

Другой рукой со скрипичным смычком извлекают звук. Музыкальная пила - требовательный инструмент: неверный изгиб или положение смычка моментально исказят звучание, поэтому играющий должен быть предельно точен и обладать отличным музыкальным слухом.

Совсем недавно мы вспоминали относительно , которые не стали мейнстримом. Это происходит по разным причинам - из-за странной конструкции, необычного звучания или и стиля игры.

Очень разные по своей сути изобретения, которые в музыке заняли примерно одну узкую нишу - интересных, но мало распространенных инструментов.

Сегодня мы обратимся к «классике» - вспомним инструменты, которые появились сотни лет назад, но остались нишевыми, либо стали таковыми с течением времени.



Фото Ian Sane CC BY

Колёсная лира

Струнный инструмент, который у разных народов назывался по-разному. Он относится к группе фрикционных - то есть звучание производится с помощью трения.

Лира лежит на коленях у музыканта - в некоторых средневековых вариантах исполнения у него должен был быть помощник, который крутил колесо. Большая часть струн звучат одновременно в результате трения об это самое колесо. С помощью нескольких отдельных струн музыкант может извлекать и менять мелодию на фоне однотонного звучания остальных струн.

Также существует много национальных разновидностей инструмента, которые отличаются: конструкцией и размерами колеса, наличием или отсутствием клавиатуры, количеством струн, и так далее. Видео с примером игры на этом инструменте.

Колесная лира появилась сотни лет назад - так, описание «органистра» (древнее название лиры), встречалось в работах клирика , умершего в 942 году, а первое изображение относится к XII веку.

Колесная лира была довольно популярна в средневековье - ею пользовались менестрели и бродячие музыканты, которые с её помощью наигрывали простой музыкальный фон для своих рассказов. В XVII веке на волне увлечения пасторальной музыкой и буколической культурой колёсная лира ненадолго привлекла французских аристократов.

Сейчас на колесной лире играют этнические музыкальные группы. Инструмент также иногда используют некоторые музыканты или композиторы саундтреков.


В саундтреке сериала «Черные паруса» звучит колёсная лира

Варган

Один из древних язычковых музыкальных инструментов, для которого практически в каждом языке есть своё отдельное название. Например, на английском он называется «jew’s harp» (хотя имеет мало общего с евреями или арфой). Название, вероятно, появилось по созвучию с другим, «jaw harp», то есть «челюстная арфа» (одна из разновидностей варгана по форме напоминает арфу).

Варган может выглядеть по-разному - чаще всего это либо пластина из дерева, металла или кости с язычком в середине (пластинчатый варган), либо изогнутая металлическая дуга с тонким язычком с крючком в центре (дуговой варган). Кроме основных разновидностей есть множество национальных вариантов варганов.

Музыкант прижимает варган к зубам или губам, а резонатором служит его ротовая полость - звук меняется в зависимости от темпа и силы дыхания, формы рта и так далее. Способов извлечь разное звучание из варгана довольно много.

Археологические раскопки показали, что варганы использовались ещё в Великом Новгороде в районе XIII века. Варган считается одним из самых древних музыкальных инструментов, известных человечеству. В своё время им заинтересовались композиторы - например, учитель Бетховена написал семь концертов для варгана, мандоры и струнных. Для многих народов Азии варган - неотъемлемая часть культуры и национальной музыки. Интересно, что в советское время он считался одним из пережитков прошлого, предметом «культа» в шаманизме.

Варган был скорее этническим инструментом, но в последние годы начинает интересовать публику - возможно, за счет простоты игры или необычного звучания, напоминающего техно.

Кахон

Ударный инструмент в нашей подборке. Он выглядит как деревянная коробка, которую легко перепутать, например, с олдскульной колонкой.

На самом деле это интересный музыкальный инструмент родом из Перу, и играть на нём довольно просто - музыкант сидит сверху и играет руками или специальными барабанными щётками.

В зависимости от положения рук играющего, интенсивности и типа удара, звук меняется от высокого к басовому. Внутри современного кахона натянуты струны (или подструнник), которые слегка касаются той стенки ящика, по которой бьет музыкант (тапы).

На задней, передней или боковой стенке кахона находится звуковое отверстие (фазоинвертор), которое в зависимости от модели инструмента может быть разного размера и формы.

В XIX веке кахон стал популярным в Перу - по одной из версий, прародителем кахона стали ящики от фруктов, на которых играли рабы, так как игра на барабанах властями была запрещена. Звук кахона можно услышать во фламенко или джазовых композициях, а также в национальной перуанской музыке.

Музыкальная пила

Ещё один инструмент, появившийся из подручных средств в XIX веке в Аппалачах. В начале XX века музыкальные пилы начали выпускать крупные производители музыкальных инструментов, ими пользовались уличные музыканты, артисты цирка, варьете и водевилей, музыканты и актеры - например, на пиле играла Марлен Дитрих. Одним из самых известных применений пилы в музыке был саундтрек к фильму «Пролетая над гнездом кукушки» Джека Ницше.

По звучанию пила напоминает звуки терменвокса. Звук может меняться в зависимости от изгиба пилы. Один конец пилы (с рукояткой) держат коленями, а другой конец (иногда к нему тоже крепят специальный «держатель») - рукой, которой меняют изгиб.

Другой рукой со скрипичным смычком извлекают звук. Музыкальная пила - требовательный инструмент: неверный изгиб или положение смычка моментально исказят звучание, поэтому играющий должен быть предельно точен и обладать отличным музыкальным слухом.

Совсем недавно мы вспоминали относительно современные музыкальные инструменты, которые не стали мейнстримом. Это происходит по разным причинам - из-за странной конструкции, необычного звучания или и стиля игры.

Колёсная лира

Струнный инструмент, который у разных народов назывался по-разному. Он относится к группе фрикционных - то есть звучание производится с помощью трения.

Лира лежит на коленях у музыканта - в некоторых средневековых вариантах исполнения у него должен был быть помощник, который крутил колесо. Большая часть струн звучат одновременно в результате трения об это самое колесо. С помощью нескольких отдельных струн музыкант может извлекать и менять мелодию на фоне однотонного звучания остальных струн.

Также существует много национальных разновидностей инструмента, которые отличаются: конструкцией и размерами колеса, наличием или отсутствием клавиатуры, количеством струн, и так далее. Видео с примером игры на этом инструменте.

Колесная лира появилась сотни лет назад - так, описание «органистра» (древнее название лиры), встречалось в работах клирика , умершего в 942 году, а первое изображение относится к XII веку.

Колесная лира была довольно популярна в средневековье - ею пользовались менестрели и бродячие музыканты, которые с её помощью наигрывали простой музыкальный фон для своих рассказов. В XVII веке на волне увлечения пасторальной музыкой и буколической культурой колёсная лира ненадолго привлекла французских аристократов.

Сейчас на колесной лире играют этнические музыкальные группы. Инструмент также иногда используют некоторые музыканты или композиторы саундтреков. Например, в саундтреке сериала «Черные паруса» звучит колёсная лира .

Варган

Один из древних язычковых музыкальных инструментов, для которого практически в каждом языке есть своё отдельное название. Например, на английском он называется «jew’s harp» (хотя имеет мало общего с евреями или арфой). Название, вероятно, появилось по созвучию с другим, «jaw harp», то есть «челюстная арфа» (одна из разновидностей варгана по форме напоминает арфу).

Варган может выглядеть по-разному - чаще всего это либо пластина из дерева, металла или кости с язычком в середине (пластинчатый варган), либо изогнутая металлическая дуга с тонким язычком с крючком в центре (дуговой варган). Кроме основных разновидностей есть множество национальных вариантов варганов.

Музыкант прижимает варган к зубам или губам, а резонатором служит его ротовая полость - звук меняется в зависимости от темпа и силы дыхания, формы рта и так далее. Способов извлечь разное звучание из варгана довольно много.

Археологические раскопки показали, что варганы использовались ещё в Великом Новгороде в районе XIII века. Варган считается одним из самых древних музыкальных инструментов, известных человечеству. В своё время им заинтересовались композиторы - например, учитель Бетховена написал семь концертов для варгана, мандоры и струнных.

Для многих народов Азии варган - неотъемлемая часть культуры и национальной музыки. Интересно, что в советское время он считался одним из пережитков прошлого, предметом «культа» в шаманизме.

Варган был скорее этническим инструментом, но в последние годы начинает интересовать публику - возможно, за счет простоты игры или необычного звучания, напоминающего техно .

Кахон

Ударный инструмент в нашей подборке. Он выглядит как деревянная коробка, которую легко перепутать, например, с олдскульной колонкой.

На самом деле это интересный музыкальный инструмент родом из Перу, и играть на нём довольно просто - музыкант сидит сверху и играет руками или специальными барабанными щётками.

В зависимости от положения рук играющего, интенсивности и типа удара, звук меняется от высокого к басовому. Внутри современного кахона натянуты струны (или подструнник), которые слегка касаются той стенки ящика, по которой бьет музыкант (тапы).

На задней, передней или боковой стенке кахона находится звуковое отверстие (фазоинвертор), которое в зависимости от модели инструмента может быть разного размера и формы .

В XIX веке кахон стал популярным в Перу - по одной из версий, прародителем кахона стали ящики от фруктов, на которых играли рабы, так как игра на барабанах властями была запрещена. Звук кахона можно услышать во фламенко или джазовых композициях, а также в национальной перуанской музыке.

Музыкальная пила

Ещё один инструмент, появившийся из подручных средств в XIX веке в Аппалачах. В начале XX века музыкальные пилы начали выпускать крупные производители музыкальных инструментов, ими пользовались уличные музыканты, артисты цирка, варьете и водевилей, музыканты и актеры - например, на пиле играла Марлен Дитрих. Одним из самых известных применений пилы в музыке был