Был ли Дракула вампиром? Всеобщий ужас и мировой феномен: граф Дракула или Влад III Цепеш.

Был ли Дракула вампиром?

Вот умер человек. Кладем его в могилу -
И вместе с ним добро, что сделать он успел.
И помним только то, что было в нем дурного.
Уильям Шекспир

В сказаниях, хрониках, летописях, легендах… Во всех этих источниках Влад Дракула представлен как жестокий правитель, тиран. Но откуда появились легенды о том, что Влад Дракула был вампиром?

Возможно, вас ожидает разочарование, но настоящий Дракула кровь не пил. В Румынии, где историю правления князя Дракулы дети изучают в школах и установлен памятник валашскому господарю Владу Цепешу, а его именем назван небольшой город под Бухарестом, это знает практически каждый. Может быть, правителем он был жестоким. Исторические источники утверждают, что он жег, сдирал кожу, вспарывал животы, отрубал руки и ноги, отрезал носы, забивал гвозди в головы и, конечно же, в огромных количествах сажал на кол. Но чтобы пить кровь…


Оклеветал Влада писатель ирландец Брем Стокер, когда ему понадобилось имя для главного героя его нового романа . Знакомый профессор из Будапешта, ставший в награду за содействие в написании романа прототипом борца с вампирами в произведении, подсказал автору имя Дракулы, репутация которого соответствовала колориту романа.

Книга о вампире вышла в 1897 г. и стала бестселлером. После образ вампира графа Дракулы подхватил кинематограф и благодаря своей эффектности он стал невероятно популярен. Количество фильмов о Дракуле исчисляется сотнями, и все время появляются новые. Разумеется, кинообраз бесконечно далек от реального облика исторического Цепеша.

Далек от реального облика Дракулы и герой Стокера. Кроме имени и приблизительного места действия, ничего реального в романе нет. Дракула в романе носит титул графа, хотя даже еще не будучи господарем, то есть князем, он имел право на титул герцога. Местом его жительства в романе названа северная Трансильвания, а в реальности Влад Цепеш был связан в основном с южными районами этой страны, был господарем в Валахии. Никакие легенды никогда не связывали Дракулу с вампиризмом, хотя с его именем ассоциировались мифы об оборотнях, которые в XIX столетии переплелись с мифами о вампирах.

Впрочем, Стокер писал свой нашумевший роман не на пустом месте, он опирался на тот же самый фольклор, сбору которого было посвящено немало времени и сил. Появились ли эти легенды при жизни Дракулы – или это произошло позднее?

В русском «Сказании о Дракуле воеводе» имеется немало мистических моментов: к примеру, там рассказывается такая история: «Изготовили мастера для него (Влада) железные бочки; он же наполнил их золотом и погрузил в реку. А мастеров тех повелел изрубить, чтобы никто не узнал о его окаянстве, кроме тезки его дьявола». Казалось бы, в сопоставлении с другими описываемыми деяниями Дракулы, убийство им мастеров кажется ординарным злодейством, и можно недоумевать, почему именно здесь автор «Сказания» вспоминает о дьяволе.

Дело, возможно, в том, что этот эпизод указывает на колдовские, сатанинские качества воеводы. Ведь, согласно фольклорным представлениям, клады прячут разбойники и колдуны, разбойники используют волшебные предметы, умеют превращаться в зверей и птиц, им ведомы запретные слова, которым повинуются люди, животные и предметы. Фольклорные грабители не только умеют грабить, они знают, как хранить награбленное. Такое знание доступно не всякому смертному и, судя по фольклорным текстам, это знание – волшебное.

На Руси тоже бытовало поверье, что клады прячут с зароком и даются тому только, кто исполнит зарок, а по румынским преданиям, одной из причин неупокоенности мертвеца бывают припрятанные им при жизни сокровища. При помощи приведенного эпизода автор «Сказания» как бы подчеркивает, что валашский господарь не просто тезка дьявола, но и действует словно колдун, по определению с дьяволом связанный. Так что история закапывания Дракулой клада с последующим убийством свидетелей перекликается с целым пластом подобных историй о колдунах.

Любопытным кажется и то, что в поздних легендах о смерти Влада источники на удивление единодушны относительно того, что стало с телом господаря после смерти: его проткнули насквозь, а затем отсекли голову – по одной из версий, чтобы отправить турецкому султану в знак преданности. Но любой поклонник жанра ужасов знает, что именно так и следует поступить с телом вампира. Стал популярным и миф о том, что Дракулу монахи захоронили так, чтобы входящие попирали прах ногами.

Еще одной причиной, по которой распространилось мнение о том, что Влад Дракула стал вампиром, явился сюжет о его переходе в католичество. Документальных подтверждений тому нет, наоборот, Влада похоронили не как католика, но как православного, в монастыре. Но, все-же, распространился миф о том, что томившийся в тюрьме князь был вынужден принять католичество, чтобы получить свободу.

Авторам немецких печатных брошюр это его деяние послужило поводом к некоторому оправданию Влада, в соответствии с распространенным сюжетом о злодее (разбойнике, тиране), исправившемся после крещения и покаяния. У румын же, наоборот, имеется поверье: православный, отрекшийся от своей веры, непременно становится вампиром, ведь переходя в католичество, православный, хотя и сохранял право на причащение Телом Христовым, отказывался от причастия Кровью, потому как у католиков двойное причастие – привилегия клира.

Соответственно, вероотступник должен был стремиться компенсировать «ущерб», а коль скоро измена вере не обходится без дьявольского вмешательства, то и способ «компенсации» выбирается по дьявольской подсказке. В XV столетии тема вероотступничества была очень актуальной. Именно тогда, к примеру, гуситы воевали со всем католическим рыцарством, отстаивая «право Чаши» (т. е. право причащаться Кровью Христовой, будучи католиками-мирянами), за что их и прозвали «чашниками». Борьбу с «чашниками» возглавлял император Сигизмунд Люксембург, и как раз тогда, когда отец Дракулы стал «рыцарем Дракона».

Выходит, что жуткая репутация вампира могла складываться еще при жизни валашского воеводы. Современники вполне могли видеть в Дракуле упыря, но надо учитывать, что их представление о вампирах имело существенное отличие от нынешнего, сложившегося благодаря литературе и кинематографу.

В XV столетии упыря считали колдуном, чернокнижником, непременно заключившим союз с дьяволом ради благ мирских. Такому колдуну-вампиру кровь необходима для совершения магических обрядов. Например, современник Дракулы знаменитый , маршал Франции, вошедший в историю благодаря изуверским казням и пыткам, подозревался в колдовстве: было предположение, что он, будучи магом, использовал кровь и внутренности жертв.

Не исключено, что и кровавые расправы Влада Дракулы воспринимались аналогично – колдуну-вероотступнику тем более полагалось быть изощренно жестоким, сладострастно экспериментировать с человеческим телом и кровью. Интересная параллель существует и в русской литературе: колдун-оборотень из повести Гоголя «Страшная месть» – вероотступник, при этом перешедший именно в католичество, и он, подобно Дракуле, хранит в земле несметные сокровища.

Не надо легкомысленно относиться к легендам, ведь еще несколько десятилетий назад такого рода отношение к вампирам вообще вызвало бы негодование у многих жителей Трансильвании. Для них и их предков вампир (он же упырь, вурдалак, вукодлак) вовсе не был страшной сказкой. Он часто воспринимался гораздо прозаичней – как вполне конкретная напасть, что-то вроде смертельно опасной заразной болезни. Именно в Трансильвании и прилегающих к ней областях Южной Европы люди в течении веков верили в существование живых мертвецов и приводили в подтверждение своей веры многочисленные случаи, нередко подтверждаемые десятками очевидцев.

Если обобщить эти, по сути, похожие истории, наблюдается следующая картина. Вампирами, как правило, становятся люди, отрекшиеся от Христа, но захороненные в земле, освященной по христианскому обряду. (А так, по легенде, и обстояло дело с Владом Дракулой). Они не могут найти упокоения и мстят за это живым. Любопытно, что вампиры предпочитают нападать на своих родственников и близких друзей.

В представлениях жителей Трансильвании в действительности напоминает заразную болезнь – укушенный вампиром после смерти сам превращается в вампира. Любопытно, что имеется описание случаев передачи вампиризма через животных. След от укуса напоминает укус пиявки, только расположен на шее или в области сердца. Если не принять своевременных мер, несчастный начинает быстро терять силы и умирает без других видимых причин через одну – две недели.

Меры же для лечения человека, который подвергся нападению вампира, народная традиция предлагает весьма специфические. Это отнюдь не цветы чеснока, крест и оградительные молитвы как в романе Стокера. В Южной Европе главным и наиболее действенным средством в такой ситуации считалась земля с могилы вампира, перемешанная с его кровью. Этим снадобьем необходимо натереть место укуса, а самого вампира обязательно уничтожить. Но его вначале надо обнаружить. Для этого достаточно раскопать все подозрительные могилы, там и скрывается вампир, которого нетрудно отличить от обычного мертвеца. Тело вампира не подвержено тлению и трупному окоченению, конечности сохраняют гибкость, глаза как правило открытые. У него продолжают расти ногти и волосы…

Наиболее испытанным и распространенным средством уничтожения вампиров в Трансильвании, как и во многих других местах, считается осиновый кол, который надо загнать упырю в сердце. Но не всегда данная мера оказывается достаточной. Потому кол как правило сочетают с отрубанием головы и последующим сожжением трупа. Стрельба же серебряными пулями у «знатоков» считается не более чем нелепыми дилетантскими фантазиями в стиле голливудских вестернов.

Любопытно, что в рассказах о появлении живых мертвецов и борьбе с ними крайне редко можно встретить упоминание о священнике и практически отсутствует обращение к церковным Таинствам как средству защиты от вампиров. Похоже, все связанное с вампирами и верой в их существование есть порождение наиболее темной стороны народной фантазии, по сей день тесно связанной с язычеством.

Легенды – легендами, но окончательно Влад Дракула стал вампиром все-же с легкой руки Брема Стокера, в конце XIX столетия. Это было время, когда писатели активно использовали народные сказания и древние источники как основу для своих произведений. Сам Стокер в течении долгого времени исследовал народные поверия, чтобы использовать их в романе, знакомился с историческими источниками.

Интересно, что в то же время к «вампирской» теме обратились еще два, несомненно, куда более талантливых писателя: Проспер Мериме и Алексей Константинович Толстой. Но их «Локис» и «Упырь» не повлекли за собой такой длинной череды продолжений, перепевов, экранизаций, как «Дракула» Стокера. Его успех обусловлен отнюдь не только литературными достоинствами книги, а потрясающим, стопроцентным попаданием в выборе героя – своеобразным обаянием настоящего , господаря валашского Дракулы.

Благодаря множеству экранизаций романа Стокера, образ Дракулы стал своего рода символом Трансильвании. На месте, где, якобы, находилось жилище Цепеша, сооружен «средневековый» замок. В нем каждый год проходит международный фестиваль Дракулы. Конечно, этот фестиваль не имеет ничего общего с ужасами настоящей «черной мессы» и больше напоминает знаменитый американский Хэллоуин. В Румынии сооружен огромный «Дракулаленд», в котором возможно приобщиться к развлечениям в стиле хоррор… Так Дракула из национального героя почти официально превратился в своеобразный румынский бренд. Город, в котором родился Влад Цепеш – Сигишоара – стал мировой столицей вампиризма.

Дракуломания ширится и притягивает и ученых. Так, в 1994 г. группа историков из Румынии учредила «Трансильванское общество Дракулы» – «ассоциацию, стоящую вне политики и стремления получать доходы, но целиком посвященную анализу феномена проникновения в Румынию западноевропейского мифа о Дракуле». Хотя меркантильные вопросы оказались историкам все же не чужды, потому как большинство туристических маршрутов по «следам боевой славы» Влада Дракулы находится в ведении общества. «Общество Дракулы» раз в 4 года проводит в Сигишоаре довольно представительный международный научный конгресс. Еще бы – одних только клубов поклонников графа в мире насчитывается больше 4000!

Мифическому графу посвящено множество романов и повестей, статей в газетах и журналах, и даже множество томов научной литературы. Фильмография «Дракулиады» в наше время насчитывает около сотни картин – от экранных шедевров до откровенных пародий. Не говоря уже о множестве ролевых компьютерных игр вроде «Камарильи», «Маскарада», «Дракулы» и других.

Но как бы не распространялся масскультурный миф о «графе Дракуле», все-же не следует забывать, что Влад Цепеш был реальным историческим правителем, человеком неординарным и неоднозначным, непохожим ни на одного из своих экранных и литературных героев. Взгляните на прижизненный портрет Дракулы. Человек, изображенный на холсте, вовсе «не тянет» на кровожадного садиста и маньяка. Можно предположить, что на долю этого человека выпали жестокие испытания и лишения…

Начнем с того, что граф Дракула – это литературный герой ирландского писателя Брема Стокера, создавшего образ вампира в своем романе «Дракула». Как оказывается граф вовсе не граф, а князь, потому что он правил княжеством Валахией, а не графством. Это для восстановления исторической справедливости.

По преданию князь Дракула отличался невиданной жестокостью: пил кровь, сдирал кожу с живых людей, тысячами сажал на кол, прокалывал животы, прибивал тюрбаны к головам турков гвоздями, сжигал людей заживо, а затем среди всей этой вакханалии спокойно пировал.

Таким предстает перед нами одна из самых загадочных личностей средневековья – Сын Дракона (Дракул в переводе с румынского означает дракон), Князь Тьмы, Сын Дьявола – тиран и вампир – граф Дракула по прозвищу Цепеш, что дословно означает «сажающий на кол».

Все эти злодеяния ему приписывают благодаря ирландскому писателю Брему Стокеру, создавшему такой образ в своем романе «Дракула». Идею написания подобного романа ему подал его друг венгерский профессор Арминий Вамбери. В благодарность за это Стокер воссоздал своего друга в романе в образе Ван Хельсинга – непримиримого борца с вампирами.

Роман написан в 1897 году. В это время мифы и легенды о вампирах пользовались большой популярностью. Большинство жителей Европы действительно верили в их существование. Брем Стокер создал образ тирана и кровопийцы в самый подходящий момент. Семена упали в благодатную почву.

Ранее масла в огонь подлил российский дипломат Федор Курицын (умер после 1500 г). Он написал книгу «Сказание о Дракуле», в которой очень подробно описывались невероятные и просто невозможные садистские наклонности графа. Ужасы, описанные Ф.Курицыным, в России не восприняли. Книгу запретили. Но однажды она случайно попала в руки малолетнего Ивана Грозного, который ее внимательно изучил (можете себе представить ребенка с наслаждением изучающего методы пыток и способы казней). Эта книга стала для И.Грозного настольным пособием и руководством по управлению государством – государством Россия. И. Грозный даже превзошел литературного героя в способах и методах казни, описанных Ф. Курицыным. Он внес немалый вклад в усовершенствование способов и методов пыток и казней.

Кем же был Дракула на самом деле и почему румыны до сих пор считают его героем, борцом с многочисленными внешними и внутренними врагами за свободу и независимость свой родины?

Влад родился в 1431 г. в Трансильвании, которая в то время принадлежала Венгерскому королевству. В 1436г. его отец, тоже Влад только второй (Влад Дракула был третьим), стал правителем Валахии – небольшого княжества, заметьте княжества, а не графства, на территории современной Румынии. Поэтому граф Дракула вовсе не граф, а князь.

У отца Влада было три сына. Судьбы их сложились по-разному, но счастливыми их не назовешь. В результате заговора и государственного переворота, старшего сына и отца убили, закопав живьем. Младший брат Раду предал свою веру, стал фаворитом турецкого султана Мехмеда, возглавил турецкое войско и выступил с ним против своего родного брата Влада, который был готов уничтожить всю Турцию за позор и унижения, испытанные Раду в турецком плену.

Как-то в одном из боев Влад, сражаясь с турком, сбил с его головы тюрбан. Каково же было его удивление, когда он увидел столь дорогие ему черты. Надо сказать, что он очень любил своего брата. В том бою он пощадил Раду, чем и подписал себе смертный приговор. Можете себе представить: тиран, упырь, убийца опускает уже занесший над головой своего врага меч, щадя его жизнь, и при этом знает, что эта проявленная на поле боя слабость его погубит. Так и случилось. Придет время и Раду его не пощадит. Так кто негодяй и убийца? Но это будет позднее.

Сам Влад большую часть своей жизни или сражался на поле боя или сидел в тюрьме: в детстве — турецкой, будучи взрослым, – венгерской, куда его упрятал лучший друг — Венгерский король Матьяш. Вся его жизнь прошла в атмосфере клеветы и предательства. Его не щадил никто: ни враги, ни друзья, ни родственники – все были против него. Он был один. И никто не мог и не хотел ему помочь.

Влад Дракула — единственная светлая личность среди всего этого средневекого мракобесья.

В знак верности турецкому султану отец отправил Влада и Раду (младшего и горячо любимого брата Влада) в Турцию в качестве заложников. В Турции Влад пробыл более 10 лет. Выучил язык и турецкие обычаи, получил очень хорошее образование, обучился военному искусству.

Находясь в плену, Влад видел, как турки казнят христиан, сажая их на кол. Жертвы умирали мучительной смертью в течение многих часов.

После того, как в Валахии в результате заговора и государственного переворота казнили его отца и старшего брата Мирчу, закопав их живьем в могилу, трон оказался свободным и султан решил, что для него будет лучше, если правителем Валахии будет Влад. Он отправил его обратно завоевывать и так по праву наследника принадлежащий ему трон.

Пока он был в плену, бояре успели поставить во главе государства своего человека. С боями Влад Дракула отвоевал свой трон. Став правителем Валахии, он поклялся отомстить боярам за смерть своего отца и брата, и выполнил это обещание. Всех бояр, участвовавших в заговоре и казни его отца и брата он убил. Вторая клятва — отомстить туркам за унижения своего народа и младшего брата, казнив как можно больше врагов их любимой казнью. Это он в последствии и делал, сажая на кол тысячи турок, и получив, таким образом, прозвище Цепеш (сажающий на кол). И третья клятва – освободить свою родину от турецкого гнета. И эту клятву он тоже выполнит. В конце концов он освободил свою родину от османского ига. Благодаря ему румынский народ стал свободным. Поэтому румыны до сих пор чтят его как национального героя и не верят в басни про вампира Дракулу.

Возглавив государство, Влад Дракула быстро навел там порядок. Он издал закон, в соответствии с которым, за кражу, убийства и другие тяжкие преступления виновных ожидало одно наказание – смерть путем сожжения на костре. С воровством было покончено. По преданию деньги и другие ценные вещи можно было спокойно оставлять где угодно и никто даже не думал их тронуть. В стране не было ни одного вора. Общеизвестен факт, что Влад в каждом городе возле источника с питьевой водой оставлял золотой кубок, чтобы каждый мог из него напиться, но никто не осмелился его украсть, потому что наказание – смерть. В начале правления Дракулы порядок в стране действительно держался на страхе. Но другого пути у Дракулы не было. Слишком много врагов и слишком мало времени.

Кроме этого он провел и ряд других реформ. В частности, зарубежных купцов обложил большой пошлиной, своим же купцам дал большую свободу действий. Строил много замков, монастырей, заложил основы будущей столицы Румынии – Бухареста и многое другое. Страна начала подниматься. Омрачало только турецкое господство.

Власть турок на территории Европы все усиливалась. Многие христиане, спасая свою жизнь, были вынуждены принять их веру – мусульманство. Римский Папа не мог смириться с таким положением. Он решил предпринять попытку Крестового похода против турок. Но воевать с турецкой империей согласились только Венгрия и маленькая Валахия во главе с Дракулой.

Все деньги, выделенные Папой на военные нужды, присвоил себе Венгерский король Матьаш, «благополучно» их промотал и фактически не участвовал в войне. Владу не досталось ничего. Но он так обрадовался возможности отомстить туркам и избавиться от них, что с радостью согласился участвовать в Крестовом походе. Другие государства отказались, боясь турецкой мести, предпочитая и дальше находиться под их гнетом и платить им дань.

Дракула остался один. Армия его насчитывала 30000 воинов, у турок почти в 10 раз больше — 250000 человек.

При таком соотношении сходиться в открытом бою было бы равносильно поражению, поэтому Дракула избрал тактику партизанской войны. Его небольшие мобильные отряды быстро передвигались по стране, нападали на турок в неожиданном месте и в неожиданное время, побеждая превосходящего по численности противника. Кроме того, Дракулой была избрана тактика выжженной земли. Куда бы ни приходили турецкие войска, они везде заставали пустынную землю и отравленные источники воды. Ни еды, ни питья. Турки умирали тысячами от отравления, жажды и голода.

Победа была уже близка. Но Матьяш, чтобы как-то оправдаться перед Пием II и отчитаться за полученную большую сумму денег присвоил победу себе, оклеветав Дракулу. Представил Влада, как тирана, кровопийцу, вероотступника и предателя. Вершиной его «творчества» был арест Влада. Лучший друг упрятал Влада за решетку на долгие 12 лет. Папу Римского такой отчет удовлетворил, и он не стал досконально разбираться во всей этой истории. Кроме этого сфабрикованного доноса, других свидетельств о зверствах Дракулы история не знает. Нет даже городов, названия которых упоминались в доносе Венгерского короля.

Таким образом, победы Влада оказались напрасными. Матьяш, договорившись с султаном, не стал с ним воевать, и на престол Трансильвании по их обоюдному согласию был посажен родной брат Влада – Раду.

За время правления Раду Румыния полностью подчинилась Турции. Христиане массово принимали мусульманство. Это очень встревожило Сиеста 4 – нового Римского Папу. Он то и вспомнил о Владе Дракуле. Освободил его из тюрьмы и отправил в новый Крестовый поход против Османской империи. Но условием освобождения должно стать вероотступничество Дракулы. Он должен был отречься от православия и принять католичество. Кроме этого он должен был жениться на двоюродной сестре Матьяша Корвина — человека, оклеветавшего его перед Римским Папой, да и всем румынским народом.

Ради своей свободы и новой возможности отомстить Влад безоговорочно принял все условия освобождения. Возглавил венгерские войска и успешно расправился с турками на территории Трансильвании и Валахии, вновь став ее правителем.

Погиб князь Дракула в бою, но не от руки врагов. Они не могли одолеть его в открытом столкновении. Не было среди турок бойца, который смог бы его победить в сражении. Он пал жертвой заговора своих же бояр, горячо им любимого брат Раду и турецкого султана. Как-то в одном из боев, добивая остатки турецкого войска, он получил удар в спину. Удар нанесли свои. Дракуле было всего 45 лет. Они предали всё, за что боролся Сын Дракона, Князь Тьмы, Сын Дьявола, князь Дракула и его самого. Монахи похоронили Влада в часовне, построенной самим Дракулой, но кто-то перехоронил его останки, поэтому где сейчас покоится «вампир» Дракула никто не знает.

Можно считать мифом всю эту выдуманную историю о злодеяниях графа Цепеша, князя Валахии Влада Дракулы. На самом деле вся его жизнь была посвящена борьбе за независимость своей родины и свободу румынского народа против турецкого ига.

Многие жители Румынии, посмотрев фильм о Дракуле, с удивлением узнали, что их национальному герою приписывают такие ужасные злодеяния, которые он на самом деле никогда не совершал против своего народа, а вот врагов и захватчиков он не щадил и расправлялся с ними так, как и они с румынским народом. На то она и война.
В настоящее время в доме, где родился Влад, находится ресторан. У входа – изображение дракона — фамильного герба семьи Дракулы. Румынские крестьяне до сих пор с ностальгией вспоминают период правления Дракулы. Потому что при нём мамалыгу варили не на воде, а на молоке. Молоко тогда было дешевле воды. Еще и сейчас в народе популярна песня, в которой есть такие слова: Где ты Цепеш – наш Бог? Приди и освободи нас.

Граф Дракула - герой множества мистических книг и фильмов. С именем знаменитого графа связана румынская туристическая индустрия. В каждой деревне Трансильвании (северо-запад современной Румынии) вы можете попробовать кроваво-красное вино которое называется «Дракула». 4 замка являются претендентами на звание места рождения легендарного князя.

«Интернационал Люцифера»

Кровь как известно обладает огромной магической силой. Ее применяли, давая страшные клятвы, а также делая попытки воскресить мертвых или омолодиться. , или «красные братья», как они себя называют (оказывается, они существуют и в наше время), пьют чужую кровь, для того чтобы продлить свою жизнь.

До недавнего времени в Лос-Анджелесе действовала секта «Цыганские шуты». Ее члены закалывали жертву, пили ее кровь и ели мясо, а все следы зверского ритуала уничтожали в переносной печи для кремации. Существует «Интернационал Люцифера», в состав которого входят кровавые секты по всему миру! Так кто же такой - их идейный вдохновитель, Влад Дракула?

Создание мифа

О Владе Цепеше, самом знаменитом вампире всех времен и народов, начало мифу положил в 1463 году король Венгрии Матьяш I. По его заказу был сфабрикован анонимный донос о страшных злодеяниях, которые якобы совершил Влад: о десятках тысяч замученных мирных жителей, заживо сожженных нищих, о шапках, прибитых гвоздями к головам неучтивых послов.

Большую роль в возникновении интереса к теме вампиризма сыграли книги о вурдалаках и упырях. Друг Байрона врач Полидори написал в 1819 году роман «Вампир», который стал образцом для подражания. Воспевший «красных братьев» Брэм Стокер (который кстати был, черным магом и членом магического ордена «Золотая Заря») лишь завершил создание мифа, когда опубликовал свой знаменитый роман «Дракула» в 1897 году. Его персонаж стал для кровопийц вполне реальным образом для подражания.

Культ вампиризма стал ассоциироваться с «посвящением» в древние знания даков, предков румын, и сажанием на кол. Символом вампиров стали два скрещенных заостренных кола. Считается, что Дракула возродил магический обряд своих далеких предков. А что говорят о его личности исторические документы?

Правда о «великом изверге»

Будущий господарь Влад III Дракула («сын дракона») родился в 1431 году и провел первые годы своей жизни в городе Сигишоара в Трансильвании. На его родовом гербе был изображен дракон - по-румынски «дракул», отсюда и прозвище. Единственный прижизненный портрет Влада совсем не соответствует образу свирепого и безжалостного злодея.

Красивое лицо: черные брови, широко открытые, обрамленные длинными ресницами зеленые глаза, орлиный нос, густые усы, бритый подбородок. Большие страдальческие глаза без тени жестокости и злобы, неестественная худоба и желтый, болезненный цвет лица говорят об испытаниях и перенесенных лишениях. На широкие плечи падают черные волнистые волосы. Благородный, полный достоинства облик.


Господарем Валахии (историческая область на территории Румынии) он стал в 1456 году, в тяжелые времена. Султан Османской империи Мехмед II Фатих (Завоеватель) уже взял штурмом Константинополь, столицу Византии, и двинулся на Европу. Турки оккупировали Болгарию и Сербию. А правитель маленькой Валахии не только отразил их натиск, но и напал на них сам.

В 1458 году он совершил поход в Болгарию, освободил и расселил в своем княжестве исповедующих православие болгарских крестьян. Мехмед II решил свергнуть непокорного князя Валахии и посадить на престол его младшего брата Раду Красивого, который принял ислам. Влад знал, что в одиночку ему не устоять, и обратился за помощью к соседям. Помощь обещали оказать Матьяш I Корвин, молдавский князь Штефан (двоюродный брат и друг Влада) и другие правители.

Но когда летом 1462 года турки напали на Валахию, никто не пришел на выручку. Силы были неравными, несмотря на то что Влад призвал в армию все мужское население Валахии, начиная с 12-летнего возраста, вел партизанскую войну и применял тактику выжженной земли. Султан подошел к столице княжества Тырговиште.

В стремительной ночной атаке семитысячный отряд Влада уничтожил около 15 000 турок и вызвал панику в их лагере. Но главной цели - убить султана, чтобы предотвратить дальнейшую агрессию, - достичь не удалось. После той кровавой ночи Мехмед II, оставив часть своих войск Раду Красивому, покинул Валахию. Защищая свою землю, Влад безжалостно истреблял ее врагов и действительно сажал их на кол. Но такую казнь тогда применяли во многих странах.

Черная измена

Дракула одержал победу над врагами, но Штефан предал его и перешел на сторону Раду. Князь отступил в Трансильванию, где стояли венгерские войска. Корвин, которому он когда-то помог занять престол Венгрии, называл Влада «любимым и верным другом». Матьяш организовал донос на Дракулу, а во время переговоров арестовал и заковал Влада в цепи, обвинив в связях с султаном, и продержал в тюрьме без суда и следствия 12 лет!

Дело в том, что Корвин растранжирил 40 000 гульденов, которые получил от папы римского Пия II на организацию крестового похода против турок, и решил свалить на Влада свою вину за его срыв. Такое обвинение в отношении человека, известного своей непримиримой борьбой с турками и фактически обратившего в бегство Мехмеда II, звучит абсурдно. Князь, несмотря на пытки, ни в чем не признался, и тогда Корвин, чтобы скрыть свои преступления, решил представить его извергом в глазах людей.

Последний взлет

При правлении Раду Красивого Валахия стала областью Османской империи. Турецкая угроза Европе нарастала. Новый папа римский Сикст IV, видимо, понимал, что именно Дракула, на деле показавший свои способности полководца, может повести христианскую армию на турок в крестовом походе. И «великий изверг» получил свободу, выполнив поставленные ему условия: переход из православной веры в католическую и женитьба на двоюродной сестре Корвина.

В 1476 году Влад в качестве командующего венгерской армией выступил в поход, чтобы освободить Валахию. Войска проходили по Трансильвании. Есть документы о том, как радостно приветствовали его возвращение горожане города Брашова, где, если верить доносу, он недавно творил неслыханные злодеяния. Выбив турок с территории княжества, Дракула 26 ноября 1476 года вновь стал господарем Валахии. Но его окружали явные и тайные враги.

В конце декабря он был предательски убит изменниками из своего ближайшего окружения. Его голову передали в дар турецкому султану и она была выставлена на одной из площадей Константинополя, который Мехмед II сделал столицей Османской империи. По преданию, обезглавленное тело Влада нашли монахи расположенного около Бухареста монастыря Снагов. Они и похоронили его в построенной им ранее часовне возле алтаря.

Истина в потоках лжи

Факты как известно — упрямая вещь, а они говорят о том, что Дракулу жестоко оклеветали. Он не совершал чудовищных преступлений, о которых нет никаких свидетельств в исторических документах. Невозможно, чтобы такие факты не нашли отражения в хрониках тех лет. В сочинениях придворных летописцев подлый Корвин представлен справедливым, а предатель Штефан, посадивший на кол 2 000 румын, - святым. Среди потоков лжи до нас, к счастью, дошли документы о правлении Влада.

За свою короткую, полную бед жизнь он основал Бухарест как крепость и построил в нем дворец Куртя-Веке, будущую резиденцию валашских князей, перед развалинами которой теперь стоит его бюст. Сохранились грамоты, в которых он дарил крестьянам земли. Влад храбро сражался с турками, защищая свой народ и свою землю, строил церкви и монастыри.

Он - национальный герой Румынии, преданный коварными «друзьями» мученик, убитый и оклеветанный. Незаурядную личность, умного и справедливого правителя, внушавшего ужас своим врагам, для всего мира превратили в мифического кровожадного монстра, который стал идеалом для современных, вполне реальных каннибалов и кровопийц.

Вампиры и зомби.

«Тайны ХХ века» — (Золотая серия)

Вот умер человек. Кладем его в могилу –

И вместе с ним добро, что сделать он успел.

И помним только то, что было в нем дурного.

Уильям Шекспир

Сказания, хроники, летописи, легенды… Во всех этих источниках Влад Дракула предстает как жестокий правитель, тиран. Но откуда взялись легенды о том, что он был вампиром?

Возможно, вас ждет разочарование, но настоящий Дракула кровь не пил. В Румынии, где историю правления этого князя дети изучают в школах и установлен памятник валашскому господарю Владу Цепешу, а его именем назван небольшой город под Бухарестом, это знает практически каждый. Возможно, правителем он был жестоким. Источники утверждают, что он жег, сдирал кожу, вспарывал животы, отрубал руки и ноги, отрезал носы, забивал гвозди в голову и, конечно же, в огромных количествах сажал на кол. Но чтобы пить кровь…

Оклеветал Влада ирландец Брем Стокер, когда писателю понадобилось имя для главного героя его нового романа о вампирах. Знакомый будапештский профессор, ставший в награду за содействие в написании книги прототипом борца с вампирами в романе, подсказал автору имя Дракулы, репутация которого соответствовала колориту романа.

Роман вышел в 1897 году и стал бестселлером. Затем образ вампира графа Дракулы был подхвачен кинематографом и благодаря своей эффектности стал чрезвычайно популярен. Количество фильмов о Дракуле исчисляется сотнями, и все время появляются новые. Естественно, кинообраз бесконечно далек от реального облика исторического Цепеша.

Далек от реального облика Дракулы и герой Стокера. Кроме имени и приблизительного места действия, ничего реального в романе не осталось. Дракула назван в романе графом, хотя даже еще не будучи господарем, то есть князем, он имел право на титул герцога. Местом его жительства в романе названа северная Трансильвания, а в реальности Влад был связан в основном с южными районами этой страны, был господарем в Валахии. Никакие легенды никогда не связывали Дракулу с вампиризмом, хотя с его именем ассоциировались мифы об оборотнях, которые в XIX веке переплелись с мисЬами о вампирах.

Впрочем, Стокер писал свой нашумевший роман не на голом месте, он опирался на тот же самый фольклор, сбору которого посвятил немало времени и сил. Возникли ли эти легенды при жизни Влада Цепеша – или это произошло позже?

В упоминавшемся русском «Сказании о Дракуле воеводе» есть немало мистических моментов: например, там рассказывается такая история: «Изготовили мастера для него (Дракулы) железные бочки; он же наполнил их золотом и погрузил в реку. А мастеров тех повелел изрубить, чтобы никто не узнал о его окаянстве, кроме тезки его дьявола». Казалось бы, в сопоставлении с прочими описываемыми деяниями Дракулы, убийство им мастеров кажется ординарным злодейством, и можно недоумевать, почему именно здесь автор «Сказания» вспоминает о дьяволе. Дело, вероятно, в том, что этот эпизод указывает на колдовские, сатанинские качества воеводы. Ведь, согласно фольклорным представлениям, клады прячут разбойники и колдуны, разбойники используют волшебные предметы, едят человеческое мясо, умеют превращаться в зверей и птиц, им ведомы запретные слова, которым повинуются люди, животные и предметы. Фольклорные грабители не только умеют грабить, они знают, как хранить награбленное. Такое знание доступно не всякому смертному и, судя по фольклорным текстам, это знание – волшебное. На Руси также бытовало поверье, что клады прячут с зароком и даются тому только, кто исполнит зарок, а согласно румынским преданиям, одной из причин неупокоенности мертвеца бывают спрятанные им при жизни сокровища. С помощью приведенного эпизода автор «Сказания» как бы подчеркивает, что валашский господарь не просто тезка дьявола, но и действует словно колдун, по определению с дьяволом связанный. Так что история закапывания Дракулой клада с последующим убийством свидетелей перекликается с целым пластом подобных историй о колдунах.


Интересным кажется и то, что в поздних легендах о смерти Дракулы источники на удивление единодушны относительно того, что стало с телом князя после смерти: его проткнули насквозь, а затем отсекли голову – по одной из версий, чтобы отправить турецкому султану в знак преданности. Однако любой поклонник жанра ужасов знает, что именно так и следует поступать с телами вампиров. Стала популярной и легенда о том, что Дракулу монахи захоронили так, чтобы входящие попирали прах ногами.

Еще одной причиной, по которой распространилось мнение о том, что Дракула стал вампиром, явился сюжет о переходе Влада в католичество. Документальных подтверждений тому нет, напротив, Цепеш был похоронен не как католик, но как православный, в монастыре. Но, тем не менее, распространилась легенда о том, что томившийся в тюрьме володарь был вынужден принять католичество, чтобы получить свободу. Авторам немецких печатных брошюр это его деяние послужило поводом к некоторому оправданию Дракулы, в соответствии с распространенным сюжетом о злодее (разбойнике, тиране), исправившемся после крещения и покаяния. У румын же, напротив, существует поверье: православный, отрекшийся от своей веры, непременно становится вампиром, ведь переходя в католичество, православный, хотя и сохранял право на причащение Телом Христовым, отказывался от причастия Кровью, поскольку у католиков двойное причастие – привилегия клира. Соответственно, вероотступник должен был стремиться компенсировать «ущерб», а коль скоро измена вере не обходится без дьявольского вмешательства, то и способ «компенсации» выбирается по дьявольской подсказке. В XV веке тема вероотступничества была очень актуальна. Именно тогда, например, гуситы воевали со всем католическим рыцарством, отстаивая «право Чаши» (т. е. право причащаться Кровью Христовой, будучи католиками‑мирянами), за что их и прозвали «чашниками». Борьбу с «чашниками» возглавлял император Сигизмунд Люксембург, и как раз тогда, когда отец Дракулы стал «рыцарем Дракона».

Получается, что зловещая репутация вампира могла складываться еще при жизни валашского воеводы. Современники вполне могли видеть в Дракуле упыря, однако следует учитывать, что их представление о вампирах существенно отличалось от нынешнего, сложившегося благодаря литературе и кинематографу. В XV веке упыря считали колдуном, чернокнижником, обязательно заключившим союз с дьяволом ради благ мирских. Такому колдуну‑вампиру кровь нужна для совершения магических обрядов. К примеру, современник Дракулы знаменитый Жиль де Ре, маршал Франции, вошедший в историю благодаря изуверским казням и пыткам, подозревался в колдовстве: предполагалось, что он, будучи магом, использовал кровь и внутренности жертв. Не исключено, что и кровавые расправы Влада Цепеша воспринимались аналогично – колдуну‑вероотступнику тем более полагалось быть изощренно жестоким, сладострастно экспериментировать с человеческим телом и кровью. Любопытная параллель есть и в русской литературе: колдун‑оборотень из повести Гоголя «Страшная месть» – вероотступник, причем перешедший именно в католичество, и он, подобно Дракуле, хранит в земле несметные сокровища.

Не следует легкомысленно относиться к легендам, ведь еще несколько десятилетий назад подобное отношение к вампирам вообще вызвало бы негодование у многих жителей Трансильвании. Для них и их предков вампир (он же упырь, вурдалак, вукодлак) вовсе не был страшной сказкой. Он часто воспринимался гораздо прозаичнее – как вполне конкретная напасть, нечто вроде смертельно опасной заразной болезни. Именно в Трансильвании и прилегающих к ней областях Южной Европы люди на протяжении столетий верили в существование живых мертвецов и приводили в подтверждение своей веры множество случаев, нередко подтвержденных десятками свидетелей.

Если обобщить эти, в общем‑то, похожие истории, вырисовывается следующая картина. Вампирами, как правило, становятся люди, отрекшиеся от Христа, но захороненные в земле, освященной по христианскому обряду. (А так, по легенде, и обстояло дело с Владом Цепешем). Они не могут найти упокоения и мстят за это живым. Интересно, что вампиры предпочитают нападать на своих родственников и близких друзей.

Вампиризм в представлениях жителей Трансильвании действительно напоминает заразную болезнь – укушенный вампиром после смерти сам превращается в вампира. Интересно, что описаны случаи передачи вампиризма через животных. След от укуса напоминает укус пиявки, только расположен на шее или в области сердца. Если не принять своевременных мер, пострадавший начинает быстро терять силы и умирает без иных видимых причин через одну – две недели. Меры же для лечения человека, подвергшегося нападению вампира, народная традиция предлагает довольно специфические. Это отнюдь не цветы чеснока, крест и оградительные молитвы как в романе Стокера. В Южной Европе главным и самым действенным средством в такой ситуации считалась земля с могилы вампира, перемешанная с его кровью. Этим снадобьем следует натереть место укуса, а самого вампира обязательно уничтожить. Но его сначала нужно обнаружить. Для этого достаточно раскопать все подозрительные могилы, там и скрывается вампир, которого несложно отличить от обычного мертвеца. Тело вампира не подвержено тлению и трупному окоченению, конечности сохраняют гибкость, глаза обычно открыты. У него продолжают расти ногти и волосы, а во рту полно свежей крови.

Самым испытанным и распространенным средством уничтожения вампиров в Трансильвании, как и во многих иных местах, считается осиновый кол, который нужно загнать упырю в сердце. Однако не всегда данная мера оказывается достаточной. Поэтому кол обычно сочетают с отрубанием головы и последующим сожжением трупа. Стрельба же серебряными пулями у «знатоков» считается не более чем нелепыми дилетантскими фантазиями в стиле голливудских вестернов. Интересно, что в рассказах о появлении вампиров и борьбе с ними крайне редко можно встретить упоминание о священнике и практически отсутствует обращение к церковным Таинствам как средству защиты от живых мертвецов. Похоже, все связанное с вампирами и верой в их существование есть порождение наиболее темной стороны народной фантазии, по сей день тесно связанной с язычеством. Вместе с тем, иногда рассказы о вампирах и их жертвах становятся формой проявления народного юмора. Так, наряду с многочисленными зловещими преданиями, известен рассказ о трусливом крестьянине, которому случилось поздно вечером возвращаться домой мимо деревенского кладбища. Поравнявшись с крайними могилами, он услышал, как кто‑то грызет кость. Крестьянин страшно испугался, решив, что слышит звуки, сопровождающие ужасную трапезу вампира. Вспомнив средства, рекомендованные в таких случаях, наш храбрец решил подобраться поближе и натереться землей с могилы предполагаемого вампира. Осторожно пробираясь на звук по кладбищу, он действительно увидел разрытую яму. Затаив дыхание, крестьянин подошел ближе и увидел собаку, которая грызла кость. Едва он успел облегченно вздохнуть, как собака, решившая, что пришелец хочет отнять кость, бросилась на него и укусила за руку. На сюжет этого народного анекдота А.С. Пушкин написал шутливое стихотворение «Вурдалак».

Трусоват был Ваня бедный:

Раз он позднею порой,

Весь в поту, от страха бледный,

Чрез кладбище шел домой.

Бедный Ваня еле дышит,

Спотыкаясь, чуть бредет

По могилам; вдруг он слышит, –

Кто‑то кость, ворча, грызет.

Ваня стал; – шагнуть не может.

Боже! думает бедняк,

Это, верно, кости гложет

Красногубый вурдалак.

Горе! малый я не сильный;

Съест упырь меня совсем,

Если сам земли могильной

Я с молитвою не съем.

Что же? вместо вурдалака –

(Вы представьте Вани злость!)

В темноте пред ним собака

На могиле гложет кость.

Шутки – шутками, легенды – легендами, но окончательно Влад Цепеш стал вампиром все‑таки с легкой руки Брема Стокера, в конце XIX века. Это было время, когда писатели активно использовали народные сказания и древние источники как основу для своих произведений. Сам Стокер долгое время исследовал народные поверия, чтобы использовать их в романе, знакомился с историческими источниками. Интересно, что в это же время к «вампирской» теме обратились еще два, несомненно, куда более талантливых писателя: Проспер Мериме и Алексей Константинович Толстой. Однако их «Локис» и «Упырь» не повлекли за собой такой длинной череды продолжений, перепевов, экранизаций, как «Дракула» Стокера. Его успех обусловлен отнюдь не только литературными достоинствами книги, а потрясающим, стопроцентным попаданием в выборе героя – своеобразным обаянием настоящего Влада Цепеша, господаря валашского Дракулы.

Благодаря многочисленным экранизациям романа Стокера, образ Дракулы стал своего рода символом Трансильвании. На месте, где, якобы, находилось жилище Влада, сооружен «средневековый» замок. В нем ежегодно проходит международный фестиваль Дракулы. Конечно, этот фестиваль не имеет ничего общего с ужасами настоящей «черной мессы» и больше напоминает знаменитый американский Хэллоуин. В Румынии сооружен огромный «Дракулаленд», в котором можно приобщиться к развлечениям в стиле хоррор… Так Дракула из национального героя почти официально превратился в своеобразный румынский бренд. Город, в котором родился Влад Цепеш – Сигишоара – стал вселенской столицей вампиризма.

Дракуломания ширится и притягивает и ученых. Так, в 1994 году группа румынских историков учредила «Трансильванское общество Дракулы» – «ассоциацию, стоящую вне политики и стремления получать доходы, но целиком посвященную анализу феномена проникновения в Румынию западноевропейского мифа о Дракуле». Хотя меркантильные вопросы оказались историкам все же не чужды, поскольку большинство туристических маршрутов по «следам боевой славы» Влада Цепеша находится в ведении общества. «Общество Дракулы» раз в четыре года проводит в Сигишоаре весьма представительный международный научный конгресс. Еще бы – одних только клубов поклонников графа в мире насчитывается более 4 тысяч!

Мифическому Дракуле посвящено множество романов и повестей, статей в газетах и журналах, и даже множество томов научной литературы. Фильмография «Дракулиады» на сегодняшний день насчитывает около сотни картин – от экранных шедевров до откровенных пародий. Не говоря уже о множестве ролевых компьютерных игр вроде «Камарильи», «Маскарада», «Дракулы» и прочих.

Но как бы не распространялся масскультурный миф о «графе Дракуле», все‑таки не стоит забывать, что Влад Цепеш был реальным историческим правителем, человеком неординарным и неоднозначным, непохожим ни на одного из своих экранных и литературных героев. Взгляните на прижизненный портрет Дракулы. Человек, изображенный на холсте, совсем «не тянет» на кровожадного садиста и маньяка. В выражении его лица, отмеченного печатью глубокого ума и твердой воли, есть что‑то философское, а сочетанием улыбающихся глаз и саркастической складки рта он напоминает Монтеня (если судить по дошедшим до нас портретам последнего), жившего веком позже. Привлекают внимание большие, страдальческие, красивые глаза Влада. Можно предположить, что на долю этого человека выпали жестокие испытания и лишения, что он скорее мученик, нежели изверг, жертва, а не палач.

Дует сильный ветер, громыхает гром, Замок Дракулы время от времени вырисовывается на фоне черного неба, освещаемый яркими вспышками молний… И все это происходит в Трансильвании.

Почему же эта тихая область на северо-западе нынешней Румынии стала домом вампиров и самого Графа Дракулы? Почему реально существующий замок Бран считают и называют Замком Дракулы?

Граф Дракула

О кровососущих монстрах, вампирах, слагались легенды еще с античности. Персонаж же кровожадного графа появился значительно позже. Все началось в конце XIX века, когда ирландский писатель Брэм Стокер выпустил свою знаменитую книгу «Дракула». В этом произведении впервые появляется Граф Дракула, который в последствии становится самым популярным кинематографическим и литературным образом вампира.

Создавая свое бессмертное произведение, Стокер, скорее всего, черпал вдохновение в ирладских мифах о вампирах. Также на писателя имело влияние и вышедшее на 25 лет раньше, чем его «Дракула», произведение Шеридана ле Фаню «Кармилла», в котором идет рассказ о прекрасной вампирше.
Само имя «Дракула» было заимствовано у реально жившего человека - Влада III Дракулы (Влад Цепеш), известного своей ненормальной кровожадностью правителя средневековой Валахии (область сегодняшней Румынии). Во время работы над романом, Брэм Стокер основательно изучал историю и фольклор Трансильвании, а также постоянно брал в библиотеке книгу о правителях Валахии и Молдавии. Писатель собирал данные о Владе Дракуле.

В книге Стокера Граф Дракула обитал в замке недалеко от ущелья Борго в Трансильвании. Резиденция реального же человека, Влада Цепеша, ставшего прообразом Графа, находилась в Тырговиште, столице Валахии. Почему же книжный вампир жил в Трансильвании?

Замок Дракулы (Замок Бран)

Вполне возможно, Стокер в одной из изученных книг наткнулся на легенду о том, что Влад Цепеш нередко ночевал в замке Бран во время своих походов, а местность вокруг него была излюбленным местом охоты господаря Дракулы. При этом замок Бран находится как раз в Трансильвании, совсем не далеко от ущелья… Только это ущелье имеет другое название, нежели вымышленное Борго.
Именно поэтому теперь замок Бран и называют Замком Дракулы, хотя это здание никогда на самом деле не принадлежало знаменитому Владу Цепешу. Это название замок получил только в XX веке, после успеха «Дракулы», когда поклонники рассказов о вампирах отправились на поиски легендарного Замка и пришли к выводу, что замок Бран и есть прототип зловещего убежища монстра…

В наши дни Замок Дракулы является самым знаменитым и популярным в Румынии, и не только из-за таинственной связи с мрачным Графом. Готическая архитектура сооружения восхищает и завораживает. Замок возведен на вершине скалы и имеет необычную трапециевидную форму, с взмывающими к небу острыми башнями. Коридоры и залы замка Бран составляют таинственно-загадочный лабиринт, и все во внутреннем облике здания напоминает о тех далеких временах, когда жил Влад Дракула…
Что же представлял из себя Влад Цепеш, ставший прообразом «короля вампиров»?

Влад III получил прозвище Цепеш (колосажатель) за особую жестокость при расправе с подданными и врагами - Цепеш сажал провинившихся на кол. Прозвище же Дракул (переводится как «дракон») Владу досталось в наследство, от его отца Влада II, который состоял в элитном рыцарском ордене Дракона.

Влад Цепеш родился в 1431 году в небольшом городке Трансильвании - Сигишоаре. Когда Владу было 12 лет он попал в плен к туркам, которые в те времена вели постоянные войны с Венгрией, в том числе и с Трансильванией, тогда она была автономной частью этой страны. В плену Цепеш провел около 4х лет. Скорее всего, именно это событие так пагубно повлияло на психику будущего господаря Валахии.

Когда Владу исполняется 17 лет турки освобождают его и сажают на престол Валахии. Однако, уже через несколько месяцев Цепеш покидает престол под напором венгерского военного Яноша Хуньяди. Дракула бежит сначала в Молдавию, а потом в Венгрию и проводит около четырех лет в Трансильвании. В 1456 году Влад Цепеш вновь восходит на трон Валахии при помощи валашских бояр и венгров.
Владычество Дракулы длилось 5 лет. За это время, согласно рассказам современников, Влад Цепеш погубил огромное количество человек. Казни отличались неслыханной жестокостью и извращенностью, при этом существовало множество вариаций исполнения приговора. Мучения жертв Цепеша могли длиться по несколько дней, и практически все осужденные умирали в ужасных муках

Также говорили, что Цепеш весьма жестоко расправлялся и со своими неверными женщинами, ради забавы мог убивать невинных людей, и самое страшное - Влад обожал принимать пищу в непосредственной близости от трупов, подвешенных на колах…

В 1462 году, благодаря действиям венгерского монарха Матьяша Корвина, Влад Цепеш вновь вынужден бежать в Венгрию, где вскоре по ложному обвинению в сговоре с турками Дракулу заключают под стражу. Влад проводит в тюрьме 12 лет.
Освободившись, Цепешу удается вернуть себе трон Валахии. Однако, через 2 месяца после этого, в том же 1476 году, Дракула погибает во время боя с османами недалеко от Бухареста. Существует не одна версия смерти Влада Цепеша: он мог погибнуть от рук врагов, также предполагают, что румыны приняли его за турка и закололи копьями. Наиболее вероятным историки считают, что Влада убили специально нанятые румынскими боярами люди.

После смерти Влада Цепеша в народе появилась легенда о том, что он превратился в вампира. На то были основания - бесчисленные жертвы монстра часто проклинали своего мучителя перед смертью, кроме того, Влад сменил веру. Этого, согласно фольклорным поверьям народов Карпат, вполне достаточно для посмертного превращения в вампира. Более того, по другой легенде, тело Дракулы вскоре после похорон исчезло из могилы.
Брэм Стокер, работая над своим творением, вероятно, узнал об этих легендах, и именно поэтому назвал своего героя Дракулой. К тому же, прозвище Влада III «Дракула» можно перевести не только как «дракон», но и как «дьявол».