Сидел я за столом в горнице. Изложение-повествование: «Последняя синичка

Сидел я за столом в горнице и не заметил, как потемнело в воздухе. Взглянул в окно и вижу: на проводе, совсем рядом, сидит синичка. Сидит и вытягивает головку то влево, то вправо. При этом её тоненький клювик открывался и закрывался. Что это она делает? Я подошёл ближе к окну и забыл про синицу: сверху медленно летели снежинки. Вот почему потемнело на улице. Лето закончилось. Пришло время уезжать из деревни.

Синичка всё поворачивала головку то туда, то сюда. Я пригляделся и увидел, что она ловит снежинки. Ах, лентяйка! Ей не хотелось лететь на реку. Она утоляла жажду снежинками. Никогда такого не видел. А может, она принимала снежинки за мошкару? Не зря ведь говорят про первый снежок: «Полетели белые мухи».

(По В. Белову)

Задания

  1. Определите тему и идею текста.
  2. Составьте план, в котором отразилось бы развитие действия.
  3. Напишите изложение, близкое к тексту, без изменения лица рассказчика и дайте развёрнутый ответ на вопрос: «О чём этот рассказ?»

Ответы

  • Тема рассказа: «Прощание с деревней»; идея рассказа: «Хорошо жить в деревне, и вот теперь грустно с ней расставаться».
  • План.
  • Потемнело в воздухе.
  • Синичка за окном.
  • Пошёл снег.
  • Что же делала синичка.
  • Пришло время уезжать из деревни.
  • Это рассказ о том, как грустно расставаться с деревней, с летом. Из рассказа видно, что автор - наблюдательный человек. Ему интересен окружающий его мир, он любит природу. Именно поэтому он увидел то, что другие бы не заметили: синичка ловит снежинки, думая, что это мошкара. Вряд ли в городе автору доведётся так близко соприкоснуться с миром птиц и животных, поэтому ему грустно и не хочется уезжать из деревни, где было так хорошо.
  • Л.Л. Страхова "Изложения для младших школьников". Подсказки по теории и практике написания изложений. Тексты и планы изложений с выполнением творческих заданий.

    Конспект урока по русскому языку в 5 классе

    Устный пересказ.

    Рассказ В. Белова «Последняя синичка».

    Продолжение работы над повествованием.

    Анализ текста с тем, чтобы на основе анализа пересказывать прочитанное по возможности близко к тексту .

    Цель урока: написать изложение по данному тексту.

    Задачи:

    Обучающие: научить ребят писать изложение, продолжить знакомство с типами речи, отработать понятие о повествовании, его отличии от других типов речи, учить выделять ключевые слова.

    Развивающие : развивать навыки анализа текста, навыки подробного изложения, умение пересказывать текст, развивать навыки монологической речи.

    Воспитывающие: воспитывать любовь и уважение к русскому языку, к родному краю, природе, животным.

    Тип урока: урок развития речи

    Техническое оборудование: компьютер, мультимедийная установка.

    Методические приёмы: объяснение учителя, беседа, выразительное чтение, словарная работа, Объяснение учителя, выполнение заданий, наблюдение, составление плана, письменная работа (изложение).

    Требования.

    Использование Интернета, книг, словарей для подготовки д.з.

    Формы работы с учащимися: фронтальный опрос, поисковый метод, творческие задания, работа с текстом, работа со словарём.

    Ресурсы: электронное приложение к уроку - презентация, словарь, творческое задание.

    Структура и ход урока.

      Оргмомент.

      Актуализация опорных знаний.

      Целеполагание и мотивация (как важно в жизни)

      Изучение нового материала.

      Творческая работа (закрепление, отработка, практическая работа).

      Итог урока.

      Оценки за урок.

      Домашнее задание.

    Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы проводим урок развития речи. Прочитайте, пожалуйста, тему урока. Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

    Когда мы улыбаемся,

    Мы реже ошибаемся.

    И чаще награждаемся

    Подарками судьбы.

    Пусть этими подарками станут прочные знания.

    Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

    Ребята, а что необходимо нам для успешной работы на уроке?

    Откройте тетради и запишите число.

    Повторение.

    Предлагаю вспомнить то, что нам известно уже по этой теме: сыграем в игру «Верите ли вы, что…»

    Формулировка темы, целей и задач урока.

    Мы должны познакомиться с рассказом В.И. Белова «Последняя синичка».

    А что нам для этого нужно?

    Мы должны разобрать это произведение, а затем написать по данному тексту изложение.

    Молодцы, ребята, вы правильно определили цели нашей работы. Но прежде мы с вами должны вспомнить то, что мы знаем о типах речи.

    Понятие о типах речи. Повествование.

    Все тексты, устные и письменные, можно разделить на три типа: описание, повествование и рассуждение.

    Попытаемся представить себе, какие картины запечатлелись в памяти после прочтения текста. Что можете вспомнить, мысленно обрисовать, представить в виде фотографии? Если память сфотографировала, зафиксировала образы, которые мы можем описать, перед нами описание.

    Слово повествование должно рассматриваться не как рассказ вообще, о чём-нибудь, а как рассказ о каких-либо событиях в их временной последовательности. Этот рассказ можно представить как небольшой кинофильм, в котором картины постоянно меняются. Проверяя, есть ли в тексте сменяющие друг друга события, действия, т.е. повествование, мы мысленно прокручиваем киноплёнку памяти.

    А теперь о том, что нельзя представить в образах, запечатлеть как картинки, фотографии, единичные или сменяющие друг друга, - о рассуждении. Рассуждение бывает нескольких типов: размышление, объяснение, доказательство. Если автор размышляет, объясняет что-либо, анализирует свои наблюдения, спорит с воображаемым собеседником, оценивает, выражает свои суждения, доказывает, делает выводы, значит, мы имеем дело с рассуждением.

    3 –5 слайды.

    А сейчас, ребята, мы переходим к нашей основной работе. И вначале я познакомлю вас с автором рассказа «Последняя синичка» Василием Ивановичем Беловым.

    Василий Иванович Белов – известный прозаик. Он родился в 1932 году в деревне Тимонихе Вологодской области, и материалом его книг в основном служит крестьянская жизнь этой северной области. Он – автор повести «Привычное дело», романа «Кануны», повести «Воспитание по доктору Споку», глубокого исследования о народной жизни «Лад», ряда сборников повестей и рассказов.

    Миниатюра последняя синичка завершает «Рассказы о всякой живности» - небольшой сборник В. Белова, изданный в 1978 году.

    В книге, адресованной детям, добродушно, с любовью ко всему живому рассказывается о том, что видел автор летом в деревне – о собаке, петухе, кроликах…В предисловии к книге писатель Е.Носов так пишет о её авторе: «Василий Иванович Белов… родился и вырос в северной деревушке. И хотя, став писателем, он поселился в городе Вологде, всё же и теперь не забыл прежних навыков: умеет навострить косу и сметать высокий северный стожок, запрячь лошадь и пойти за плугом… И рассказать о всякой сельской живности слов ему не занимать».

    Рассказ «Последняя синичка» - это прощание с деревней, в которой писатель прожил всё лето.

    Советы перед слушанием.

    Постарайтесь зрительно представить изображаемое словами, увидеть его полно и чётко.

    Запоминайте эти картины и их динамику, движение, цвет, освещение.

    Запоминайте слова, которыми создаются картины.

    Запоминайте, в каком порядке расположены слова и предложения.

    Постарайтесь понять тему и идею рассказа. Поймёте – и тогда при пересказе вам будет легче передавать общую атмосферу события. А она хорошо ощущается: хорошо было жить в деревне, и вот теперь грустно с ней расставаться.

    В тексте вам встретятся непонятные слова, давайте посмотрим, что они обозначают.

    7 слайд

    Объяснение слов.

    Горница – чистая половина крестьянской избы. От слова горний – высокий, небесный.

    Мошкара – мошки в собирательном значении. Подобные случаи: дети – детвора, комары – комарьё, листы – листва, звери – зверьё и другие.

    Околица – окраина села. От слова коло – круг. С этим же корнем: кольцо, колесо, около, околыш, окольный и другие.

    А теперь я читаю текст.

    Чтение текста.

    Последняя синичка.

    Сидел я за столом в горнице и не заметил, как потемнело в воздухе. Взглянул в окно и вижу: на проводе, совсем рядом, сидит синичка. Сидит и вытягивает головку то влево, то вправо. При этом её тоненький клювик открывался и закрывался. Что это она делает? Я подошёл поближе к окну и забыл про синицу: сверху медленно летели снежинки. Вот почему потемнело на улице. Лето кончилось. Пришло время уезжать из деревни.

    Синичка всё поворачивала головку то туда, то сюда. Я пригляделся и увидел, что она ловит снежинки. Ах, лентяйка! Ей не хотелось лететь на реку. Она утоляла жажду снежинками. Никогда такого не видел. А может, она принимал а снежинки за мошкару? Не зря ведь говорят про первый снежок: «Полетели белые мухи».

    Беседа по прочтении.

    5.1. Какого типа речи текст?

    5.2. Каково ваше отношение к прочитанному?

    5.3. Что нового вы узнали?

    5.5. Определите тему рассказа. Какой ответ точнее: «Наступление зимы», «Прощание с летом» или «Прощание с деревней»?

    5.6. Удачно ли будет, если мы изберём другое заглавие: «Синичка», «Ленивая синичка», «Странная синичка», «До свидания, лето!»? А как вы объясните авторское заглавие?

    5.7. Покажите, как развивается действие, составьте план.

    План.

      Потемнело в воздухе.

      Синичка под окном.

      Пошёл снег.

      Что же делала синичка?

    5. Отъезд.

    Как связаны начало и конец текста?

    По какому слову первого предложения можно понять, что речь пойдёт о деревне?

    Почему в рассказе много ласкательных слов о синичке?

    Пересказ текста.

    7. Написание изложения.

    8. Проверка домашней работы (самостоятельно написанные стихи, рисунки, выученные стихи).

    9. Подведение итогов урока.

    Ребята, достигли ли мы с вами цели урока?

    Мы познакомились с рассказом В.И. Белова «Последняя синичка».

    Разобрали это произведение и написали по данному тексту изложение.

    Послушали пение синицы.

    10. Оценки за урок (объяснить).

    11. Объяснение д/з.

    Рассказ Василия Ивановича Белова «Последняя синичка».

    Продолжение работы над повествованием. Анализ текста с тем, чтобы на основе анализа пересказывать прочитанное по возможности близко к тексту.

    Когда мы улыбаемся,

    Мы реже ошибаемся.

    И чаще награждаемся

    Подарками судьбы.

    Пусть этими подарками станут прочные знания.

    Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

    Ребята, а что необходимо нам для успешной работы на уроке?

    Откройте тетради и запишите число.

    Итак, сегодня у нас урок развития речи – вы будете писать изложение по рассказу Василия Ивановича Белова «Последняя синичка».

    Значит цель на шей работы какая?

    Формулировка темы, целей и задач урока.

    1. Мы должны познакомиться с рассказом В.И. Белова «Последняя синичка».
    2. Мы должны разобрать это произведение, а затем написать по данному тексту изложение.

    А сейчас, ребята, переходим к нашей основной работе. Я познакомлю вас с автором рассказа «Последняя синичка»

    1. Слово учителя об авторе текста.

    Василий Иванович Белов – известный прозаик. Он родился в 1932 году в деревне Тимонихе Вологодской области, и материалом его книг в основном служит крестьянская жизнь этой северной области. Он – автор повести «Привычное дело», романа «Кануны», повести «Воспитание по доктору Споку», глубокого исследования о народной жизни «Лад», ряда сборников повестей и рассказов.

    Миниатюра последняя синичка завершает «Рассказы о всякой живности» - небольшой сборник В. Белова, изданный в 1978 году.

    В книге, адресованной детям, добродушно, с любовью ко всему живому рассказывается о том, что видел автор летом в деревне – о собаке, петухе, кроликах…В предисловии к книге писатель Е.Н. так пишет о её авторе:»Василий Иванович Белов… родился и вырос в северной деревушке. И хотя, став писателем, он поселился в городе Вологде, всё же и теперь не забыл прежних навыков: умеет навострить косу и сметать высокий северный стожок, запрячь лошадь и пойти за плугом… И рассказать о всякой сельской живности слов ему не занимать.»

    Рассказ «Последняя синичка» - это прощание с деревней, в которой писатель прожил всё лето.

    Ребята, в тексте вам встретятся непонятные слова, давайте посмотрим, что они обозначают?

    1. Объяснение слов.

    Горница – чистая половина крестьянской избы. От слова горний – высокий, небесный.

    Мошкара – мошки в собирательном значении. Подобные случаи: дети – детвора, комары – комарьё, листы – листва, звери – зверьё и другие.

    Околица – окраина села. От слова коло – круг. С этим же корнем: кольцо, колесо, около, околыш, окольный и другие.

    1. Советы перед слушанием.

    А теперь я читаю текст.

    1. Чтение текста.

    Последняя синичка.

    1. Беседа по прочтении.

    5.1. Каково ваше отношение к прочитанному?

    5.2. Что нового вы узнали?

    5.4. Какого типа речи текст?

    Но прежде чем ответить на этот вопрос, давайте вспомним, какие типы речи мы с вами знаем?

    Верно, ребята, все тексты, устные и письменные, можно разделить на три типа: описание, повествование и рассуждение.

    1. Если память сфотографировала, зафиксировала образы, которые мы можем описать, перед нами описание .
    2. Слово повествование должно рассматриваться не как рассказ вообще, о чём-нибудь, а как рассказ о каких-либо событиях в их временной последовательности. Этот рассказ можно представить как небольшой кинофильм, в котором картины постоянно меняются. Проверяя, есть ли в тексте сменяющие друг друга события, действия, т.е. повествование , мы мысленно прокручиваем киноплёнку памяти.
    3. А теперь о том, что нельзя представит в образах, запечатлеть как картинки, фотографии, единичные или сменяющие друг друга, - о рассуждении. Рассуждение бывает несколько типов: размышление, объяснение, доказательство. Если автор размышляет, объясняет что-либо, анализирует свои наблюдения, спорит с воображаемым собеседником, оценивает, выражает свои суждения, доказывает, делает выводы, значит, мы имеем дело с рассуждением.

    Молодцы, ребята, типы речи вы знаете.

    5.5. Определите тему рассказа. Какой ответ точнее: «Наступление зимы», «Прощание с летом» или «Прощание с деревней»?

    5.6. Удачно ли будет, если мы изберём другое заглавие: «Синичка», «Ленивая синичка», «Странная синичка», «До свидания, лето!»? А как вы объясните авторское заглавие?

    5.7. Покажите, как развивается действие, составьте план.

    План.

    1. Потемнело в воздухе.
    2. Синичка под окном.
    3. Пошёл снег.
    4. Что же делала синичка?
    5. Отъезд.
    1. Как связаны начало и конец текста?
    2. По какому слову первого предложения можно понять, что речь пойдёт о деревне?
    3. Почему в рассказе много ласкательных слов о синичке?
    4. Объясните, почему в рассказе употреблены вопросительные предложения Что это она делает?; А может, она принимала снежинки за мошкару?
    5. Слово живность – это мелкие животные, всё вместе. Можно ли в рассказе заменить это слово словом животные ? Хорошо ли будет? Почему?
    6. Сформулируйте идею рассказа.
    1. Пересказ текста.

    7. Написание изложения.

    Последняя синичка.

    Сидел я за столом в горнице и не заметил, как потемнело в воздухе.

    Взглянул в окно и вижу: на проводе, совсем рядом, сидит синичка. Сидит и вытягивает головку то влево, то вправо. При этом её тоненький клювик открывался и закрывался. Что это она делает?

    Я подошёл поближе к окну и забыл про синицу: сверху медленно летели снежинки. Вот почему потемнело на улице.

    Синичка всё поворачивала головку то туда, то сюда. Я пригляделся и увидел, что она ловит снежинки. Ах, лентяйка! Ей не хотелось лететь на реку. Она утоляла жажду снежинками. Никогда такого не видел. А может, она принимала снежинки за мошкару? Не зря ведь говорят про первый снежок: «Полетели белые мухи».

    Лето кончилось. Пришло время уезжать из деревни.

    Последняя синичка.

    Сидел я за столом в горнице и не заметил, как потемнело в воздухе.

    Взглянул в окно и вижу: на проводе, совсем рядом, сидит синичка. Сидит и вытягивает головку то влево, то вправо. При этом её тоненький клювик открывался и закрывался. Что это она делает?

    Я подошёл поближе к окну и забыл про синицу: сверху медленно летели снежинки. Вот почему потемнело на улице.

    Синичка всё поворачивала головку то туда, то сюда. Я пригляделся и увидел, что она ловит снежинки. Ах, лентяйка! Ей не хотелось лететь на реку. Она утоляла жажду снежинками. Никогда такого не видел. А может, она принимала снежинки за мошкару? Не зря ведь говорят про первый снежок: «Полетели белые мухи».

    Лето кончилось. Пришло время уезжать из деревни.

    Памятка для анализа пересказа.

    1.Выскажите общее впечатление о пересказе.

    1. Охарактеризуйте полноту передачи содержания. Что пропущено? Что добавлено?
    2. Вспомните начало пересказа и его окончание.
    3. Определите, выражена ли в пересказе идея рассказа.
    4. Охарактеризуйте речевые изменения при передаче текста, их достоинства и недостатки.
    5. Остановитесь на выразительности выступления. Расскажите об интонации, её соответствии передаваемому содержанию, её искренности, о силе голоса.
    6. Охарактеризуйте умение пересказчика держаться перед аудиторией: спокойствие, контакт с аудиторией, свобода в использовании языковых средств.
    7. Сделайте общий вывод о пересказе. Дайте советы пересказчикам и слушателям.

    Памятка для анализа пересказа.

    1. Выскажите общее впечатление о пересказе.
    2. Охарактеризуйте полноту передачи содержания. Что пропущено? Что добавлено?
    3. Вспомните начало пересказа и его окончание.
    4. Определите, выражена ли в пересказе идея рассказа.
    5. Охарактеризуйте речевые изменения при передаче текста, их достоинства и недостатки.
    6. Остановитесь на выразительности выступления. Расскажите об интонации, её соответствии передаваемому содержанию, её искренности, о силе голоса.
    7. Охарактеризуйте умение пересказчика держаться перед аудиторией: спокойствие, контакт с аудиторией, свобода в использовании языковых средств.
    8. Сделайте общий вывод о пересказе. Дайте советы пересказчикам и слушателям.

    Советы перед слушанием.

    1. Постарайтесь зрительно представить изображаемое словами, увидеть его полно и чётко.
    2. Запоминайте эти картины и их динамику, движение, цвет, освещение.
    3. запоминайте слова, которыми создаются картины.
    4. Запоминайте, в каком порядке расположены слова и предложения.
    5. Постарайтесь понять тему и идею рассказа. Поймёте – и тогда при пересказе вам будет легче передавать общую атмосферу события. А она хорошо ощущается: хорошо было жить в деревне, и вот теперь грустно с ней расставаться.

    Советы перед слушанием.

    1. Постарайтесь зрительно представить изображаемое словами, увидеть его полно и чётко.
    2. Запоминайте эти картины и их динамику, движение, цвет, освещение.
    3. запоминайте слова, которыми создаются картины.
    4. Запоминайте, в каком порядке расположены слова и предложения.
    5. Постарайтесь понять тему и идею рассказа. Поймёте – и тогда при пересказе вам будет легче передавать общую атмосферу события. А она хорошо ощущается: хорошо было жить в деревне, и вот теперь грустно с ней расставаться.

    Советы перед слушанием.

    1. Постарайтесь зрительно представить изображаемое словами, увидеть его полно и чётко.
    2. Запоминайте эти картины и их динамику, движение, цвет, освещение.
    3. запоминайте слова, которыми создаются картины.
    4. Запоминайте, в каком порядке расположены слова и предложения.
    5. Постарайтесь понять тему и идею рассказа. Поймёте – и тогда при пересказе вам будет легче передавать общую атмосферу события. А она хорошо ощущается: хорошо было жить в деревне, и вот теперь грустно с ней расставаться.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

    скачать

    Аудио рассказ Василия Ивановича Белова "Последняя синичка" для детей младшего школьного возраста.
    "Сидел я за столом в горнице и не заметил, как потемнело в воздухе. Взглянул в окно и вижу: на проводе, совсем рядом, сидит синичка. Сидит и вытягивает головку то влево, то вправо. При этом её тоненький клювик открывался и закрывался. Что это она делает? Я подошёл ближе к окну и забыл про синицу: сверху медленно летели снежинки. Вот почему потемнело на улице. Лето кончилось. Пришло время уезжать из этой деревни.
    Синичка всё поворачивала головку то туда, то сюда. Я пригляделся и увидел, что она ловит ртом снежинки. Ах, лентяйка! Ей не хотелось лететь на реку. Она утоляла жажду снежинками. Никогда такого не видел. А может, она принимала снежинки за мошкару и ловила? Не зря ведь говорят про первый снежок: "Полетели белые мухи".
    Эта синичка была последней из всей деревенской живности, с которой я познакомился в это лето..."

    Для 6класса предлагаем контрольные диктанты с грамматическими заданиями, составленные на весь учебный год для тех учителей, кто работает по учебникам С.И. Львовой, Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой и других авторов.

    Тексты универсальные. Они подойдут ко всем изучаемым тематическим блокам. К ним можно составить другие грамматические задания.

    Контрольный диктант по итогам I четверти

    Сокровища пирамид

    На западе Ливийской пустыни в Египте есть удивительные горы. Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний. 4 Эти горы из камня — гробницы царей Египта. Трудно представить, что их сложили люди своими руками.

    Самая большая гробница — пирамида Хеопса. Её строили больше двадцати лет.

    Раскопки говорят о неслыханной ценности сокровищ, которые таились в царских могилах. Они хранились в особом помещении. Египтяне верили, что они сопровождают царя в его загробной жизни.

    В пирамиде возводились ложные галереи, переходы, чтобы грабители не могли найти сокровищ. Человек мог бродить по галерее часами, но так и не достигал зала с саркофагом владыки. 4 Ещё в древности почти все пирамиды разграбили.

    (Из книги А. Нейхардт, И. Шишовой «Семь чудес света».)

    Грамматическое задание

    1. Произведите : Человек мог бродить по галерее часами, но так и не достигал зала с саркофагом владыки. 4 (1 вариант);

    Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний. 4 (2 вариант).

    2. Выполните морфемный разбор слов: царских, разграбили, переходы (1 вариант); загробной, хранились, ценности (2 вариант).

    3. Выполните морфологический разбор слова: строили (1вариант), возводились (2 вариант).

    Лотос

    Лотос — символ чистоты и благородства. Он произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими. 4 С лотосом можно сравнить людей, которые себя не запятнали, не покорились злу и тяжёлой судьбе.

    Зацветает лотос в июле, в августе в тихих прудах. Толпы удивлённых, восхищающихся людей с утра до вечера не покидают берега водоёмов. Изящными очертаниями белых или нежно-розовых лепестков, характерным шелестом листьев лотос производит неизгладимое впечатление.

    «Лотос — друг солнца», — писали в священных книгах Индии. К сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три дня. 4 Но уже на четвёртый день прекрасные цветки вянут. И только листья его, как зонтики, продолжают стоять на воде. (102 слова.)

    Грамматическое задание

    1. Произведите синтаксический разбор предложения:

    Он произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими. 4 (1 вариант);

    К сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три дня. 4 (2 вариант).

    2. Выполните морфемный разбор слов: чудесный, произрастает, зонтики (1 вариант); священных, загрязняется, чистоты (2 вариант).

    3. Выполните морфологический разбор слова: зацветает (1вариант), производит (2 вариант).

    Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам II четверти

    Синички и снежинки

    Сидел я за столом в горнице. Взглянул в окно и вижу, что на проводе сидит синичка. Сидит и вертит головку по сторонам. При этом её маленький клювик медленно открывается и закрывается. 4 Что это она делает?

    Я подошёл ближе к окну. Сверху плавно летели белые снежинки. Я пригляделся и увидел, что синичка ловит ртом снежинки.

    Вот лентяйка! Ей не хотелось лететь на речку. Она принимала снежинки за мошкару и утоляла ими жажду. 4 Не зря ведь люди говорят: "Полетели белые мухи".

    Лето кончилось. Пришло время уезжать из деревни. Эта синичка была последней из всей деревенской живности, с которой я познакомился в это лето. (По В. Белову.)

    (102 слова.)

    Грамматическое задание

    1. Произведите синтаксический разбор предложения: При этом её маленький клювик медленно открывается и закрывается. 4 (1 вариант); Она принимала снежинки за мошкару и утоляла ими жажду. 4 (2 вариант).

    2. Выполните морфемный разбор слов: пригляделся, головку, маленький (1 вариант); познакомился, клювик, деревенской (2 вариант).

    3. Выполните морфологический разбор слова: деревенской (1вариант), маленький (2 вариант).

    Памятник

    Над зданием центральной телефонной станции засветилось голубовато-серое небо. Наступил туманный день поздней парижской осени. На круглой, чистенькой площади велосипедист ради отдыха от езды по скользким мостовым слез с велосипеда и пошёл пешком.

    В круглой крышечке велосипедного звонка блеснуло серебряной звездой солнце над Парижем. Велосипедист прошёл мимо памятника Людовику Четырнадцатому. Лошадь подняла передние ноги, поджала задние и всей своей тяжестью оперлась на могучий хвост. Это делало монумент похожим на памятник Петру в Петербурге. Но конная статуя французского короля стояла на обыкновенном, традиционном прямоугольном цоколе. А его царственный брат - русский император - вместе со своим конем стоял на финляндской скале естественной формы. (По В. Катаеву.)

    Грамматическое задание

    1 вариант

    2 вариант сложнее

    Найдите в тексте

    Морфологический разбор слова

    серебряной

    чистенькой

    Морфемный разбор слов

    велосипедного, телефонной

    прямоугольном, традиционном

    Синтаксический разбор предложения

    Но конная статуя французского короля стояла на обыкновенном, традиционном прямоугольном цоколе.

    Лошадь подняла передние ноги, поджала задние и всей своей тяжестью оперлась на могучий хвост.

    Зимой в тайге

    Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса. Мягко-сереб-ристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.

    Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши темно-бурый медведь. Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса. Ещё в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.

    Вот зазвенел сушняк, захрустел снег. Это через сугробы по лунной дорожке пробираются дымчато-серые лоси. В поисках пищи шагают они по глубокому снегу в юго-восточном направлении. Трудно искать пищу зимой!

    Скоро весна, но золотисто-красное солнышко придёт в тайгу только в апреле. (94 слова.)

    Грамматическое задание

    1 вариант

    2 вариант сложнее

    Найдите в тексте

    Выпишите 2 качественных прилагательных

    Выпишите 2 относительных прилагательных

    Морфологический разбор слова

    глубокому

    Словообразовательный анализ слов

    черно-изумрудную, зимнего

    Холодный, юго-восточном

    Синтаксический разбор предложения

    Ещё в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.

    Мягко-сереб-ристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.

    Контрольный диктант по итогам III четверти

    Конец зимы

    У нас стоял апрель, но за окном лежали сугробы. Вчера по дороге пробежала позёмка и скоро стала настоящей метелью.

    К утру всё изменилось. Языки метели не били уже по стёклам домов. Ветер поменял направление, свернул с севера на юг. 4 С юга пришло тепло, и снег стал мягким и липким.

    Когда солнце поднялось над деревней, оно уже не застало ночной бури. Вокруг лежал чистый снег. Он слегка подтаял, осел и казался даже тёплым. И тут на раскидистых ветвях нашей седой ветлы увидел я первых грачей.

    Грачи были очень чёрными среди белого снега и казались большими и тяжёлыми. 4 Так к нам прилетели вестники весны. (103 слова.)

    Грамматическое задание

    1. Выполните морфологический разбор слова: всё (1 вариант); к нам (2 вариант).

    2. Выполните морфемный разбор слов: раскидистых, прилетели, вестники (1 вариант); тяжёлыми, поднялось, направление (2 вариант).

    Ветер поменял направление, свернул с севера на юг. 4 (1 вариант); Грачи были очень чёрными среди белого снега и казались большими и тяжёлыми. 4 (2 вариант).

    Стихийные бедствия

    Человечество всегда преследовали стихийные бедствия. Сегодня мы напомним об отдельных стихийных бедствиях.

    В тысяча четыреста пятьдесят пятом году в Неаполе при землетрясении погибло шестьдесят тысяч человек. Через сто лет в Китае число жертв достигло вось-мисот тридцати тысяч. В тысяча семьсот пятьдесят пятом году подзем-ная буря разрушила Лиссабон и унесла семьдесят тысяч. 4

    В ты-сяча девятьсот двадцатом году страшные толчки сотрясли Токио и унесли сто тысяч человеческих жизней. 4 В тысяча девятьсот сорок восьмом году город Ашхабад за семь секунд превратился в руины. По-гибло восемьдесят тысяч человек. В Армении в тысяча девятьсот восемьдесят восьмом году подземная буря поглотила сто девятнадцать тысяч человек.

    Огромный урон нанесли людям стихийные бедствия. (100 слов.)

    Грамматическое задание

    1. Выполните морфологический разбор числительного: в тысяча четыреста пятьдесят пятом (году) (1 вариант); восемьдесят тысяч (человек)(2 вариант).

    2. Выпишите из текста 3 разных числительных (простое, сложное и составное): из 2 абзаца (1 вариант); из 3 абзаца (2 вариант).

    3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

    В тысяча семьсот пятьдесят пятом году подзем-ная буря разрушила Лиссабон и унесла семьдесят тысяч. (1 вариант);

    В ты-сяча девятьсот двадцатом году страшные толчки сотрясли Токио и унесли сто тысяч человеческих жизней. (2 вариант).

    Подвиг Сталинграда

    Последние выстрелы великого Сталинградского сражения отгремели 2 февраля 1943 года. Это сражение продолжалось 200 дней и ночей. На отдельных этапах его боях участвовало одновременно более двух миллионов человек. 4

    Позднее было точно подсчитано количество огня и металла, который фашисты обрушили на город. На каждом квадратном метре Мамаева кургана, например, находили 1200 осколков. Немецко-фашистские захватчики сожгли и взорвали в городе 41 685 домов (85, 5 процентов жилого фонда)...

    В битве за Сталинград враг потерял до полутора миллионов человек убитыми и ранеными... 4

    Победа Красной Армии в Сталинградской битве положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. (100 слов.)

    Грамматическое задание

    1. Выполните морфологический разбор: второго (февраля) (1 вариант); до полутора миллионов (человек)(2 вариант).

    2. Выпишите из текста 3 разных числительных (целое, дробное, и порядковое): из 1 и 3 абзаца (1 вариант); из 2 и 4 абзаца (2 вариант).

    3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

    В битве за Сталинград враг потерял до полутора миллионов человек убитыми и ранеными... (1 вариант);

    На отдельных этапах его боях участвовало одновременно более двух миллионов человек. (2 вариант).

    Весна

    Ещё хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

    По утрам лёгкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись жёлтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка. 4

    Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

    Из кустов доносится чьё-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. 4 Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их. (100 слов.)

    Грамматическое задание

    1. Выполните морфологический разбор причастия: некоторое (1 вариант); никакие(2 вариант).

    2. Выпишите из текста 3 местоимения разных разрядов: из 1-2 абзаца (1 вариант); из 3-4 абзаца (2 вариант).

    3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

    Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. (1 вариант); Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка. (2 вариант).

    Тигрёнок

    Мы играли в саду за домом, когда вернулись охотники. С террасы закричали: «Бегите скорей, посмотрите, кого привезли!».

    По двору, описывая круг перед крыльцом, проезжали одна за другой нагруженные 3 телеги. На них были звериные шкуры, рога диких козлов и кабаньи туши. Отец шагал у последней телеги, а на ней сидел, сгорбившись и озираясь по сторонам, тигрёнок. Да-да, самый настоящий тигрёнок, покрытый пылью. Когда лошадь остановилась перед крыльцом, он испугался, попятился и оглянулся на отца.

    Пока отец отпрягал уставших 3 лошадей, разбирал вещи и умывался после дальней дороги, мы взяли тигрёнка на руки, понесли его в гостиную, положили на самое почётное место и стали вокруг.

    Мы старались заметить в нём что-нибудь особенное и внимательно к нему приглядывались.

    Тигрёнка накормили из чашки теплым кипячёным молоком. Он, налакавшись, растянулся опять на диване и прищурился на свет большой лампы. (110 слов.)

    Грамматическое задание

    1. Выполните морфологический разбор причастия: нагруженные 3 (1 вариант); уставших 3 (2 вариант).

    2. Морфемный разбор слов: сгорбившись, закричали, покрытый (1 вариант); описывая, разбирал, уставших (2 вариант).

    3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

    По двору, описывая круг перед крыльцом, проезжали одна за другой нагруженные телеги. (1 вариант);

    Он, налакавшись, растянулся опять на диване и прищурился на свет большой лампы. (2 вариант).

    Сердитые чайники

    Поляна была похожа на круглый стол, покрытый травотканой золотой скатертью. Чёрные чайники, пыхтевшие и булькавшие от нетерпения, были расставлены 3 посредине. Тут затевалось грандиозное чаепитие!

    Как хорошо, что в это раннее утро я не нежился в тёплой постели. В награду я увидел такое, что с тех пор всегда встаю на рассвете.

    Чайники булькали и клокотали. Из чёрных носиков с шипением вырывался пар. Их так изнутри распирало, что они даже подскакивали! И дребезжали...

    До чего же и в самом деле косачи на току похожи на шипящие чайники! На шипящие, булькающие, закопчённые до блеска охотничьи чайники. Шейки-носики задраны вверх, и косицы хвоста изогнуты ручкой. Вспыхивают раскалённые угли красных бровей. И из носика вырывается пар! И так друг на друга накидываются, что только брызги летят!

    Вы, любящие 3 поспать, когда станете утром разливать чай, присмотритесь к своим чёрным чайникам. Они напомнят вам турнир косачей, который вы так беспечно проспали. (109 слов.)

    Грамматическое задание

    1. Выполните морфологический разбор причастия: любящие (1 вариант); расставлены (2 вариант).

    2. Морфемный разбор слов: нежился, раскалённые, раннее (1 вариант); подскакивали, пыхтевшие, травотканой (2 вариант).

    Поляна была похожа на круглый стол, покрытый травотканой золотой скатертью. (1 вариант);

    Чёрные чайники, пыхтевшие и булькавшие от нетерпения, были расставлены посредине. (2 вариант).

    Контрольный диктант по итогам учебного года

    Замысел художника

    Однажды утром я встал чуть раньше. Смотрю — у завешенного окна они сидят вдвоем за столом — внешне суровый рыбак и старающийся ему во всем подражать мальчишка. Молчат, погружены в свои мысли. Настолько сердечными, теплыми, ни в чем внешне не проявляющимися были их отношения, что это не могло не запасть в душу.

    Мягкий, не видимый простым глазом свет окутывал их фигуры. На лицах теплый, любящий взгляд. В чем-то еле уловимом я почувствовал, что это не отец и сын.

    Дмитрий Федорович — человек очень добрый, но выглядел суровым, сдержанным. Вовка — полная ему противоположность. У этого мальчика необычайно одухотворенное, светящееся изнутри в рассветном полумраке лицо. И прежде всего мне захотелось передать ту излучающуюся изнутри теплоту, которая раскрылась в них для меня в это раннее утро. (По В. Гаврилову.)

    Грамматическое задание

    1. Выполните морфологический разбор причастия: сдержанный (1 вариант); завешенного (2 вариант).

    2. Морфемный разбор слов: старающийся, сердечными, раскрылась (1 вариант); светящееся, рассветном, захотелось(2 вариант).

    3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:

    Мягкий, не видимый простым глазом свет окутывал их фигуры. (1 вариант);

    У этого мальчика необычайно одухотворенное, светящееся изнутри в рассветном полумраке лицо. (2 вариант).