Айседора дункан - биография, информация, личная жизнь. Айседора Дункан: история жизни танцовщицы


Имя: Айседора Дункан (Isadora Duncan)

Возраст: 50 лет

Место рождения: Сан-Франциско, Калифорния, США

Место смерти: Ницца

Деятельность: американская танцовщица

Семейное положение: была замужем

Айседора Дункан - биография

Имя американской танцовщицы известно каждому в России. Прежде всего, потому как была женой . Но жизнь этой выдающейся личности интересная сама по себе. Не зря она привлекала в разное время писателей и режиссеров.

Айседора Дункан - ранние годы

Детство Айседоры было несчастливым. Ее отец обанкротился и покинул семью еще до рождения будущей танцовщицы. Джозеф Дункан оставил жену с четырьмя детьми без всяческих средств к существованию. Маленькую Айседору отдали в школу в пятилетнем возрасте. С ранних лет она чувствовала себя чужой среди сверстников. Ее одноклассники жили в благополучных семьях, мать же Айседоры полагала, что материальные ценности не имеют никакого значения.

И хотя, в некотором смысле женщина, в жизни которой искусство играло важную роль, была отчасти и права, жизнь своей дочери она сделала невыносимой, слишком рано предоставив ей полную свободу и независимость. Айседоре было тринадцать лет, когда она решила не посещать более школы, потому как была уверена, что занятия там являются не чем иным, как бесполезным времяпрепровождением.

Айседора и Афродита

Бросив школу, Айседора приступила к самообразованию. Она серьезно занималась музыкой и хореографией, но делала это исключительно по собственной системе. В дальнейшем, когда она стала знаменитой танцовщицей, на вопрос о том, кто был ее учителем, Дункан отвечала: «Афродита!», чем приводила в немалое удивление репортеров. В действительности, Айседора всю жизни увлекалась древнегреческой культурой, хотя это и не мешало ей интересоваться современным искусством.

Чикаго

В восемнадцать лет Айседора приняла решение покорить американскую публику, а потому отправилась в Чикаго. В этом городе у нее завязался роман с одним из ее поклонников. Избранником ее стал небогатый женатый поляк по имени Иван Мироски. Романтическая история закончилась весьма печально, что положило начало череде беспросветных неудач в личной жизни. Счастья в ее жизни не было никогда. Биография Дункан включает столь печальные факты, что кажется удивительным воспоминания очевидцев, которые отзывались об этой женщине, как о человеке весьма жизнерадостным и чрезвычайно восторженном.

Танец Айседоры

Дункан всегда настаивала на том, что искусство танца должно основываться на естественности, отражать чувства и эмоции исполнителя. Ее идеи были не только новаторскими, но вступали в острое противоречие с классической балетной школой. Хотя, стоит сказать, что выдающаяся артистка балета Анна Павлова отнеслась во время первой поездки Дункан в Россию, к манере исполнения американской танцовщицы весьма благосклонно.

Первые выступления Айседоры Дункан происходили во время светских вечеринок. Восходящая звезда пользовалась популярностью среди представителей американского высшего общества. Она являла собой некое дополнение к утонченным увеселениям, модную диковинку. Танцевала Айседора, как известно, исключительно босиком, не признавая пуант.

Греция

Благодаря своей популярности, Айседора существенно поправила финансовое положение. И вскоре вместе с семьей смогла осуществить давнюю мечту, а именно – совершить паломничество в Грецию. По улицам современных Афин Дунканы расхаживали в сандалиях и туниках, приводя местное население в недоумение. В Греции Айседора начала строительство храма и провела отбор мальчиков, пение которых впоследствии сопровождало ее выступления.

Айседора Дункан - биография личной жизни

Айседора Дункан и Оскар

После неудачной истории с женатым поляком, в жизни Дункан появился яркий и красивый артист. Его Айседора впервые увидела на театральной сцене, в исполнении Ромео. А потому в дальнейшем называла Оскара Бережи (так звали нового возлюбленного) исключительно именем шекспировского героя. Но и с ним Дункан не удалось связать свою жизнь: актер предпочел карьеру. Затем в жизни выдающейся танцовщицы был малоизвестный писатель. Однако эти отношения носили платонический характер и никак не могли перерасти в нечто серьезное.

Крэг и Айседора Дункан

Его Айседора называла Тедди. Этот человек был талантливым театральным постановщиком, и он сыграл важную роль в жизни Дункан. Их счастье не было безоговорочным. Крэгу приходилось постоянно решать финансовые проблемы Дункан, которая не просто не любила экономить, но с юности до последних дней своей жизни разбрасывалась деньгами. Даже тогда, когда она оказывалась на грани нищеты. У актера, к тому же, были и другие женщины, на что Айседора старалась смотреть с пониманием, так как полагала, что свобода превыше всего. От Крэга у Айседоры родилась дочь, о которой она давно мечтала. Однако женой Крэга стала, все же, его давняя возлюбленная Елена.

Айседора Дункан в России

Во время своей первой поездки в Санкт-Петербург, Дункан дала несколько концертов. В России она подружилась с выдающимися личностями в мире искусства. Прежде всего, это были Анна Павлова и Константин Станиславский. Знаменитый театральный деятель открыто восхищался талантом Дункан, и между ними чуть было не завязался роман. Однако взгляды Станиславского на отношения между мужчиной и женщиной значительно отличались от представлений Айседоры. Он не признавал безграничную свободу и не понимал легкомысленности Дункан.

Айседора Дункан и Юджин Зингер

Этого мужчину Айседора прозвала Лоэнгрином. Он был миллионером, сыном основателя огромного бизнеса по производству швейных машин. Зингер до конца дней Дункан поддерживал ее материально и всегда оставался ее верным другом. От него танцовщица родила сына.

Айседора Дункан - Дети

В 1913 в жизни Дункан произошла трагедия, которую едва ли может пережить мать. Незадолго до этого ее тревожили страшные видения. Во время пребывания в России она как будто слышала постоянно похоронный марш. После возвращения из Петербурга она отправилась в Париж вместе с детьми. Во французской столице их ждал Зингер. Однажды, после праздничного вечера в ресторане, Айседора отправила детей домой с гувернанткой на такси. По время поездки мотор заглох, и водитель вышел проверить автомобиль. Внезапно машина заработала… Они проезжали мост. Автомобиль с гувернанткой и детьми отправился прямо в Сену.

От этого горя Айседора не оправилась никогда. Значительно позже, когда она стала женой русского поэта, близкая подруга недоумевала, отчего та прощает своему молодому супругу столько скандальных, не имеющих оправдания выходок. Однажды Дункан сказала ей: «Разве ты не видишь? Он так похож на Патрика». Патриком звали погибшего сына Дункан, мальчика с золотыми вьющимися кудрями.

Жизнь Айседоры Дункан обещала быть необычной с самого начала. В автобиографии она так говорит о своем рождении: "Характер ребенка определен уже в утробе матери. Перед моим рождением мать переживала трагедию. Она ничего не могла есть, кроме устриц, которые запивала ледяным шампанским. Если меня спрашивают, когда я начала танцевать, я отвечаю - в утробе матери. Возможно, из-за устриц и шампанского".

Спасение - в работе

В детстве Айседора была несчастлива - отец, Джозеф Дункан, обанкротился и сбежал еще до ее рождения, оставив жену с четырьмя детьми на руках без средств к существованию. Маленькая Айседора, которую, скрыв ее возраст, в 5 лет отдали в школу, чувствовала себя чужой среди благополучных одноклассников. Это ощущение, общее для всех детей Дункан, и сплотило их вокруг матери, образовав «клан Дунканов», бросающий вызов всему миру.

В 13 лет Айседора бросила школу, которую считала совершенно бесполезной, и серьезно занялась музыкой и танцами, продолжив самообразование.

В 18 лет юная Дункан приехала покорять Чикаго и чуть было не вышла замуж за своего поклонника. Это был рыжий, бородатый сорокапятилетний поляк Иван Мироски. Проблема была в том, что он тоже был беден. А вдобавок, как это выяснилось позже, еще и женат. Этот неудавшийся роман положил начало череде неудач в личной жизни, которые преследовали танцовщицу всю ее жизнь. Дункан никогда не была абсолютно, безоговорочно счастлива.

Айседора настаивала на том, что танец должен быть естественным продолжением человеческого движения, отражать эмоции и характер исполнителя, импульсом для появления танца должен стать язык души. Все эти идеи, новаторские по своему характеру, естественно, вступали в противоречие с балетной школой того времени. Резкая оценка самого балета тем не менее не мешала Дункан восхищаться грацией и артистизмом двух русских балерин - Кшесинской и Павловой. Более того, с последней они впоследствии даже стали добрыми подругами, искренне ценившими талант друг друга.

Выступления танцовщицы начались со светских вечеринок, где ее преподносили как пикантное дополнение, экзотическую диковинку: Айседора танцевала босиком, что было в новинку и изрядно шокировало публику.

Гастроли заметно поправили материальное положение Дункан, и в 1903 г. она вместе с семьей совершила паломничество в Грецию. Одетые в туники и сандалии, эксцентричные иностранцы вызывали настоящий переполох на улицах современных Афин. Путешественники не ограничились простым изучением культуры любимой страны, они решили сделать свой вклад, построив храм на холме Капанос. Помимо этого Айседора отобрала 10 мальчиков для хора, который сопровождал пением ее выступления.

Встречи и разлуки

Вслед за женатым Мироски появился мужчина, оставшийся в ее памяти и автобиографии как Ромео. Весна, Будапешт и он, Оскар Бережи, талантливый актер и страстный возлюбленный, помолвка и знакомство с его семьей - все это казалось сказкой. А сказки, как известно, имеют свойство заканчиваться - Бережи предпочел Айседоре карьеру. Помолвку разорвали.

Следующим промежуточным персонажем стал Хенрик Тоде, педагог и писатель, опять-таки женатый. Их отношения носили чисто платонический характер, этому роману и не суждено было стать чем-то большим. Потому что появился Крэг.

Гордон Крэг, талантливейший театральный постановщик, Тедди, как называла его Айседора, занял огромное место в ее жизни. И, как всегда, счастье не было безоговорочным. С самого начала они называли свою любовь «ненастоящей», подчеркивая ее вре

менность, - Крэг метался от одной возлюбленной к другой, разрывался между запутанными финансовыми делами Айседоры и собственным творчеством, времени на которое оставалось все меньше и меньше. И вместе с тем они были безумно влюблены и заваливали друг друга горами писем и нежных записок, когда находились в разлуке.

И появилась Дидра, девочка, о рождении которой так мечтала Айседора. Великой танцовщице было 29 лет. За этим последовала женитьба Крэга на Елене, давней возлюбленной, с которой его связывали данные обязательства. Айседора безумно ревновала и стыдилась своей ревности. Еще в раннем детстве, на примере своего отца, она поняла, что любовь не может быть вечной. Очередным доказательством этого явился разрыв с Крэгом.

В конце 1907 г. Дункан дала несколько концертов в Санкт-Петербурге. В это время она подружилась со Станиславским. Видя, как он восхищен ею, Айседора не могла удержаться от попытки превратить это в нечто большее. Она описывает этот эпизод в автобиографии: когда она однажды поцеловала его в губы, «у него был страшно удивленный вид… он, глядя на меня, с ужасом воскликнул: «Но что же мы будем делать с ребенком?» «Каким ребенком?» - поинтересовалась я. «Нашим, конечно». Я расхохоталась, а он посмотрел на меня с грустью и ушел». Тем не менее этот случай не разрушил их дружбы.

Айседора по-прежнему оставалась одинока. Однажды, когда она сидела в театральной гримерной, к ней вошел мужчина с вьющимися светлыми волосами и бородой, статный и уверенный. «Парис Юджин Зингер», - представился он. «Вот он, мой миллионер», - пронеслось в мозгу у Айседоры. Расточительную и эксцентричную танцовщицу неоплаченные счета всегда выводили из состояния равновесия. А счетов было много. Айседора, так нуждавшаяся в детстве, любила жить шикарно. И состоятельный поклонник пришелся очень кстати. Лоэнгрин, как называла его Дункан, был сыном одного из изобретателей швейной машинки, унаследовавшим внушительное состояние. Айседора привязалась к нему, они много путешествовали вместе, он дарил ей дорогие подарки и окружал нежнейшей заботой. От Лоэнгрина у нее родился сын Патрик, и она чувствовала себя почти счастливой. Но Зингер был очень ревнив, а Айседора не собиралась полностью отказываться от приобретенной такими трудами самостоятельности и не флиртовать с другими мужчинами; к тому же она постоянно подчеркивала, что ее нельзя купить. Однажды они серьезно поссорились, и, как всегда, когда ее любовные отношения давали трещину, она полностью погрузилась в работу.

В январе 1913 г. Дункан выехала на гастроли в Россию. Именно в это время у нее начались видения: то ей слышался похоронный марш, то появлялось предчувствие смерти. Последней каплей были померещившиеся ей между сугробов два детских гроба. Она немного успокоилась, лишь когда встретилась с детьми и увезла их в Париж. Зингер был рад видеть сына и Дидру.

Детей после встречи с родителями вместе с гувернанткой отправили в Версаль. По дороге мотор заглох, и шофер вышел проверить его, мотор внезапно заработал и… Тяжелый автомобиль скатился в Сену. Детей спасти не удалось.

Айседора не плакала, он

а старалась облегчить горе тех, кто был рядом с ней. Родственники, сначала удивлявшиеся ее самообладанию, стали опасаться за ее рассудок. Дункан тяжело заболела. От этой утраты она не оправилась никогда.

Однажды, гуляя по берегу, она увидела своих детей: они, взявшись за руки, медленно зашли в воду и исчезли. Айседора бросилась на землю и зарыдала. Над ней склонился молодой человек. «Спасите меня… Спасите мой рассудок. Подарите мне ребенка», - прошептала Дункан. Молодой итальянец был помолвлен, и их связь была коротка. Ребенок, родившийся после этой связи, прожил лишь несколько дней.

Золотоволосый поэт

В 1921 г. Луначарский официально предложил танцовщице открыть школу в Москве, обещая финансовую поддержку. Однако обещаний советского правительства хватило ненадолго, Дункан стояла перед выбором - бросить школу и уехать в Европу или заработать деньги, отправившись на гастроли. И в это время у нее появился еще один повод, чтобы остаться в России, - Сергей Есенин. Ей 43, она располневшая женщина с коротко остриженными крашеными волосами. Ему - 27, золотоволосый поэт атлетического телосложения. Через несколько дней после знакомства он перевез вещи и переехал к ней сам, на Пречистенку, 20.

Удивительно, но при всем своем огромном желании любить и быть любимой Айседора лишь однажды все-таки вышла замуж. И то, получается, по расчету - Есенина иначе не выпускали с ней за границу. Этот брак был странен для всех окружающих уже хотя бы потому, что супруги общались через переводчика, не понимая языка друг друга. Сложно судить об истинных взаимоотношениях этой пары. Есенин был подвержен частой смене настроения, иногда на него находило что-то, и он начинал кричать на Айседору, обзывать ее последними словами, бить, временами он становился задумчиво-нежен и очень внимателен. За границей Есенин не мог смириться с тем, что его воспринимают как молодого мужа великой Айседоры, это тоже было причиной постоянных скандалов. Так долго продолжаться не могло. «У меня была страсть, большая страсть. Это длилось целый год… Мой Бог, каким же слепцом я был!.. Теперь я ничего не чувствую к Дункан». Результатом размышлений Есенина стала телеграмма: «Я люблю другую, женат, счастлив». Их развели, благо это так легко было сделать в России в то время.

Последним ее возлюбленным стал молодой русский пианист Виктор Серов. Кроме общей любви к музыке, их сблизило то, что он был одним из немногих симпатичных ей людей, с которыми она могла говорить о своей жизни в России. Ей было за 40, ему - 25. Неуверенность в его отношении к ней и ревность довели Дункан до попытки самоубийства. Неудачная, но тем не менее необычная жизнь великой танцовщицы уже подходила к концу. Буквально через несколько дней Дункан, повязав свой красный шарф, направилась на автомобильную прогулку; отказавшись от предложенного пальто, она сказала, что шарф достаточно теплый. Автомобиль тронулся, потом внезапно остановился, и окружающие увидели, что голова Айседоры резко упала на край дверцы. Шарф попал в ось колеса и, затянувшись, сломал ей шею.

Айседору похоронили в Париже, на кладбище Пер-Лашез.

Перед моим рождением мать переживала трагедию. Она ничего не могла есть, кроме устриц, которые запивала ледяным шампанским. Если меня спрашивают, когда я начала танцевать, я отвечаю - в утробе матери.


В автобиографии она так говорит о своем рождении: "Характер ребенка определен уже в утробе матери. Перед моим рождением мать переживала трагедию. Она ничего не могла есть, кроме устриц, которые запивала ледяным шампанским. Если меня спрашивают, когда я начала танцевать, я отвечаю - в утробе матери. Возможно, из-за устриц и шампанского". В детстве Айседора была несчастлива - отец, Джозеф Дункан, обанкротился и сбежал еще до ее рождения, оставив жену с четырьмя детьми на руках без средств к существованию. Маленькая Айседора, которую, скрыв ее возраст, в 5 лет отдали в школу, чувствовала себя чужой среди благополучных одноклассников. Это ощущение, общее для всех детей Дункан, и сплотило их вокруг матери, образовав "клан Дунканов", бросающий вызов всему миру.

В 13 лет Айседора бросила школу, которую считала совершенно бесполезной, и серьезно занялась музыкой и танцами, продолжив самообразование.

В 18 лет юная Дункан приехала покорять Чикаго и чуть было не вышла замуж за своего поклонника. Это был рыжий, бородатый сорокапятилетний поляк Иван Мироски. Проблема была в том, что он был женат. Этот неудавшийся роман положил начало череде неудач в личной жизни, которые преследовали танцовщицу всю ее жизнь. Дункан никогда не была абсолютно, безоговорочно счастлива.

Айседора настаивала на том, что танец должен быть естественным продолжением человеческого движения, отражать эмоции и характер исполнителя, импульсом для появления танца должен стать язык души. Все эти идеи, новаторские по своему характеру, естественно, вступали в противоречие с балетной школой того времени. Резкая оценка самого балета, тем не менее, не мешала Дункан восхищаться грацией и артистизмом двух русских балерин.

Выступления танцовщицы начались со светских вечеринок, где ее преподносили как пикантное дополнение, экзотическую диковинку: Айседора танцевала босиком, что было в новинку и изрядно шокировало публику.

Гастроли заметно поправили материальное положение Дункан, и в 1903 г. она вместе с семьей совершила паломничество в Грецию. Одетые в туники и сандалии, эксцентричные иностранцы вызывали настоящий переполох на улицах современных Афин. Путешественники не ограничились простым изучением культуры любимой страны, они решили сделать свой вклад, построив храм на холме Капанос. Помимо этого Айседора отобрала 10 мальчиков для хора, который сопровождал пением ее выступления.

Вслед за женатым Мироски появился мужчина, оставшийся в ее памяти и автобиографии как Ромео. Весна, Будапешт и он, Оскар Бережи, талантливый актер и страстный возлюбленный, помолвка и знакомство с его семьей - все это казалось сказкой. А сказки, как известно, имеют свойство заканчиваться - Бережи предпочел Айседоре карьеру. Помолвку разорвали.

Следующим стал Гордон Крэг, талантливейший театральный постановщик, он занял огромное место в ее жизни. И, как всегда, счастье не было безоговорочным. Крэг метался от одной возлюбленной к другой, разрывался между запутанными финансовыми делами Айседоры и собственным творчеством, времени на которое оставалось все меньше и меньше. И вместе с тем они были безумно влюблены и заваливали друг друга горами писем и нежных записок, когда находились в разлуке.

И появилась Дидра, девочка, о рождении которой так мечтала Айседора. Великой танцовщице было 29 лет. За этим последовала женитьба Крэга на Елене, давней возлюбленной, с которой его связывали данные обязательства. Еще в раннем детстве, на примере своего отца, она поняла, что любовь не может быть вечной. Очередным доказательством этого явился разрыв с Крэгом.

В конце 1907 г. Дункан дала несколько концертов в Санкт-Петербурге. В это время она подружилась со Станиславским.

Айседора по-прежнему оставалась одинока. Однажды, когда она сидела в театральной гримерной, к ней вошел мужчина, статный и уверенный. "Парис Юджин Зингер", - представился он. "Вот он, мой миллионер", - пронеслось в мозгу у Айседоры. Айседора, так нуждавшаяся в детстве, любила жить шикарно. И состоятельный поклонник пришелся очень кстати. Он был сыном одного из изобретателей швейной машинки, унаследовавшим внушительное состояние. Айседора привязалась к нему, они много путешествовали вместе, он дарил ей дорогие подарки и окружал нежнейшей заботой. От него у нее родился сын Патрик, и она чувствовала себя почти счастливой. Но Зингер был очень ревнив, а Айседора не собиралась полностью отказываться от приобретенной такими трудами самостоятельности и не флиртовать с другими мужчинами; к тому же она постоянно подчеркивала, что ее нельзя купить. Однажды они серьезно поссорились, и, как всегда, когда ее любовные отношения давали трещину, она полностью погрузилась в работу.

В январе 1913 г. Дункан выехала на гастроли в Россию. Именно в это время у нее начались видения: то ей слышался похоронный марш, то появлялось предчувствие смерти. Последней каплей были померещившиеся ей между сугробов два детских гроба. Она немного успокоилась, лишь когда встретилась с детьми и увезла их в Париж. Зингер был рад видеть сына и Дидру.

Детей после встречи с родителями вместе с гувернанткой отправили в Версаль. По дороге мотор заглох, и шофер вышел проверить его, мотор внезапно заработал и... Тяжелый автомобиль скатился в Сену. Детей спасти не удалось.

Айседора не плакала, она старалась облегчить горе тех, кто был рядом с ней. Родственники, сначала удивлявшиеся ее самообладанию, стали опасаться за ее рассудок. Дункан тяжело заболела. От этой утраты она не оправилась никогда.

Однажды, гуляя по берегу, она увидела своих детей: они, взявшись за руки, медленно зашли в воду и исчезли. Айседора бросилась на землю и зарыдала. Над ней склонился молодой человек. "Спасите меня... Спасите мой рассудок. Подарите мне ребенка", - прошептала Дункан. Молодой итальянец был помолвлен, и их связь была коротка. Ребенок, родившийся после этой связи, прожил лишь несколько дней.

В 1921 г. Луначарский официально предложил танцовщице открыть школу в Москве, обещая финансовую поддержку. Однако обещаний советского правительства хватило ненадолго, Дункан стояла перед выбором - бросить школу и уехать в Европу или заработать деньги, отправившись на гастроли. И в это время у нее появился еще один повод, чтобы остаться в России, - Сергей Есенин . Ей 43, она располневшая женщина с коротко остриженными крашеными волосами. Ему - 27, золотоволосый поэт атлетического телосложения. Через несколько дней после знакомства он перевез вещи и переехал к ней сам, на Пречистенку, 20.

Удивительно, но при всем своем огромном желании любить и быть любимой Айседора лишь однажды все-таки вышла замуж. И то, получается, по расчету - Есенина иначе не выпускали с ней за границу. Этот брак был странен для всех окружающих уже хотя бы потому, что супруги общались через переводчика, не понимая языка друг друга. Сложно судить об истинных взаимоотношениях этой пары. Есенин был подвержен частой смене настроения, иногда на него находило что-то, и он начинал кричать на Айседору, обзывать ее последними словами, бить, временами он становился задумчиво-нежен и очень внимателен. За границей Есенин не мог смириться с тем, что его воспринимают как молодого мужа великой Айседоры, это тоже было причиной постоянных скандалов. Так долго продолжаться не могло. "У меня была страсть, большая страсть. Это длилось целый год... Мой Бог, каким же слепцом я был!.. Теперь я ничего не чувствую к Дункан". Результатом размышлений Есенина стала телеграмма: "Я люблю другую, женат, счастлив". Их развели. Последним ее возлюбленным стал молодой русский пианист Виктор Серов . Кроме общей любви к музыке, их сблизило то, что он был одним из немногих симпатичных ей людей, с которыми она могла говорить о своей жизни в России. Ей было за 40, ему - 25. Неуверенность в его отношении к ней и ревность довели Дункан до попытки самоубийства. Неудачная, но, тем не менее, необычная жизнь великой танцовщицы уже подходила к концу. Буквально через несколько дней Дункан, повязав свой красный шарф, направилась на автомобильную прогулку; отказавшись от предложенного пальто, она сказала, что шарф достаточно теплый. Автомобиль тронулся, потом внезапно остановился, и окружающие увидели, что голова Айседоры резко упала на край дверцы. Шарф попал в ось колеса и, затянувшись, сломал ей шею.

Великая танцовщица, любившая скорость и быструю езду на автомобиле? Об этом пойдет разговор в статье, раскрывающей некую мистическую роль "железного коня" в её жизни.

Краткая биография

Ирландка по национальности, будущий реформатор хореографии родилась в многодетной семье в Сан-Франциско (США). Это случилось 27.05.1877. Правильное произношение её имени и фамилии - Изадора Дёнкан, но в России устоялось иное их прочтение. История Айседоры Дункан - это образец служения главному увлечению жизни - танцу, принесшему ей мировое признание. Оставив школу в тринадцатилетнем возрасте, она устремилась в Чикаго, где с 18 лет выступала в ночных клубах. Необычный костюм (греческий хитон) и удивительная пластика, разрушающая все каноны классического танца, сделали её знаменитой.

Танцовщицу стали приглашать на светские вечеринки, где она производила настоящий фурор, выступая босиком, что было необычным для того времени. В 1903 г. с сольной программой она успешно гастролировала в Будапеште, а в 1904-м совместно со старшей сестрой уже открыла собственную школу танцев в Германии. Неоднократно знаменитая танцовщица посещала Россию: в 1905-м, 1907-м и 1913 году. В 1921-м нарком просвещения предложил ей открыть хореографическую школу в столице, обещая финансовую помощь.

Танцовщица Айседора Дункан: мужчины в её жизни

Влюбчивая свободолюбивая женщина любила многих мужчин, предпочитая жить в роскоши и славе. Но ни с одним она не была по-настоящему счастлива. В 18 лет чуть было не выскочила замуж за поляка Мироски. Преданный фанат оказался женат, и с этого неудачного романа началась череда невезений в её отношениях с мужчинами. Она была помолвлена с талантливым актёром Оскаром Бережи, который предпочёл семейной жизни карьеру. В 29 родила дочь от режиссёра-модерниста Э. Крэга, но тот решил вернуться к своей прежней возлюбленной. Потом в её жизни появился миллионер П. Зингер, сын выдающегося изобретателя.

Айседора Дункан, причина смерти которой рассматривается в данной статье, стала матерью во второй раз, родив мальчика от любимого человека. Но и эти отношения вскоре были разрушены. Причиной стала ревность и свободолюбивый нрав Айседоры, не желающей отказываться от искусства и флирта с мужчинами.

Гибель детей

С детских лет женщина жила в предчувствии беды. До её рождения отец бросил семью, оставив на мать четверых детей. В 1913-м, в России, у Айседоры начались страшные видения, в ушах постоянно стоял похоронный марш. Она уехала с дочерью и сыном в Париж. Видения прекратились, и в один из дней она, успокоенная, отправила обоих на автомобиле в Версаль в сопровождении гувернантки. В пути заглох мотор, и водитель покинул машину, чтобы разобраться в поломке. Но та тронулась с места, скатившись прямо в Сену. Дочь Дидра и сын Патрик утонули в реке.

Ответ на вопрос о том, как погибла Айседора Дункан, не будет полным, если не осознать масштаб трагедии, произошедшей в её жизни. Внешне сохраняющая самообладание, она едва не потеряла рассудок и не бросилась в реку, гуляя по пляжу. Спасший её молодой итальянец стал отцом её ребёнка, родившегося в 1914-м. Но младенец умер сразу после появления на свет.

Встреча с Есениным

Уставшая сорокатрёхлетняя женщина пыталась забыться в работе, планируя открыть школу танца в Москве и живя в реквизированной квартире балерины Екатерины Гельцер. В октябре 1921-го у художника Якулова Айседора Дункан, причина смерти которой взбудоражит весь мир, встретилась с Есениным, богемным поэтом послереволюционной России. Не зная языка, она слушала музыку его стихов, понимая, что перед ней - гений. В свою очередь восхищённый её танцем молодой повеса встал на колени и услышал, как она произнесла с акцентом: «Золотая голова».

Любовь-страсть поглотила обоих. Вскоре Сергей Есенин уже переехал в квартиру возлюбленной, уговорившей его отправиться на гастроли в США и Европу. Чтобы получить разрешение на выезд, пара в 1922-м зарегистрировала брак. Разница в возрасте составляла 17 лет, но к своим 26 годам столичный поэт уже был пресыщен жизнью и часто проводил время в хмельном угаре.

Официальный брак

Их союз был единственным зарегистрированным браком танцовщицы, ставшим роковым для обоих. На гастролях Айседору принимали с восторгом, особенно на родине - в США. Российскую знаменитость же никто не знал, несмотря на предпринятые ею попытки организовать поэтические чтения. Тоска по Родине, чувство одиночества и уязвлённое самолюбие делали своё дело. Сергей Есенин всё чаще попадал на страницы газет благодаря скандалам и дебошам, во время одного из которых Айседора вынуждена была обратиться в полицию. Мужа направили в психиатрическую клинику.

В 1923-м супруги приехали в Россию. Заграничное свадебное путешествие совсем расстроило отношения. Айседора вернулась в Париж, куда супруг отправил телеграмму, что между ними всё кончено, он любит другую и счастлив. Спустя два года его найдут повешенным в петербургской гостинице «Англетер». А как погибла Айседора Дункан?

Последняя любовь

Находясь на пике популярности, танцовщица удочерила шестерых учениц, но это не помешало до конца дней испытывать страсть к мужчинам. Одним из последних возлюбленных был пианист Виктор Серов, вдвое младше своей пассии. Она исходила от ревности и даже подумывала о самоубийстве, но, по словам подруги Мэри Дести, в свои 50 стала вполне счастлива с Бенуа Фалькетто.

Именно ему она адресовала последнюю записку, оставленную в двери гостиничного номера 14 сентября 1927 года. Её ждал очередной концерт в Ницце, на который она взяла свой знаменитый красный шарф. С ним в России она танцевала под «Интернационал», и одним из восторженных зрителей был В. Ленин. Со словами, что она на пути к своей славе, женщина заняла заднее место пассажирки «Амилькара», а владелец гаража Фалькетто - сиденье водителя. Что же случилось дальше и как погибла Айседора Дункан?

Нелепая смерть

Много раз попадающая в аварии, танцовщица только за период гастролей с Есениным вынуждена была сменить четыре автомобиля. Но она по-прежнему подвергала свою жизнь опасности, требуя от шофёров бешеной скорости. Фалькетто был опытным водителем, поэтому ничто не предвещало беды. Мэри Дести, провожающая подругу, заметила, как бахрома шали стала волочиться по земле в непосредственной близости от заднего колеса. Она хотела крикнуть, но не успела. Закрученный спицами во время движения, шарф вбил голову Айседоры в борт. Натяжением ткани женщине переломило позвоночник и порвало сонную артерию. Её смерть была мгновенной.

Водитель не мог понять, отчего забарахлил мотор, и несколько секунд продолжал давить на педаль газа. В это время его великая спутница была уже мертва. Машину-убийцу продали за фантастическую по тем временам сумму - 200 тысяч франков. Тысячи людей пришли на похороны на кладбище Пер-Лашез проститься со своей любимицей, ушедшей из жизни столь трагично. Для россиян же великая танцовщица - прежде всего жена Есенина. Айседора Дункан после смерти супруга отказалась от всех авторских прав на его произведения в пользу матери и сестёр и снискала уважение своим благородным поступком.

(1877-1927) американская танцовщица и педагог

Пожалуй, об этой женщине можно сказать словами Пушкина: «Вся жизнь моя была залогом свиданья верного с тобой». В памяти многих она осталась как возлюбленная С. Есенина. А ведь у нее была своя, не менее драматичная и сложная жизнь.

Отец оставил семью, когда дети были еще маленькими, и, хотя сестры Дункан получили неплохое образование, им рано пришлось самим зарабатывать себе на жизнь. Позже Айседора с иронией говорила, что ее отец несколько раз богател и столько же раз разорялся.

В семье было четверо детей, и все они посвятили себя искусству. Первой начала создавать свою школу Элизабет. Идея создания своего танца у Айседоры возникла постепенно. Вначале она просто хотела танцевать под музыку. Ее привлекает музыка Э.Новина, и она составляет танцы для его «Нарцисса», «Офелии» и «Водяных нимф». Позже Дункан будет использовать музыку Бетховена, Глюка, Шопена, Чайковского. Она дебютировала на сцене в 1899 году, но так и не смогла найти постоянной работы в Америке. Не желая растрачивать свой талант в кабаре и в театрах на второстепенных ролях, она переезжает с матерью и братом в Европу. Дункан пробует выступать на вечерах артистов, художников, считая, что только тут может проявить себя как художник. Однако постепенно круг ее зрителей расширяется, и по рекомендации некоторых своих покровителей она начинает готовить большие танцевальные программы. Вскоре Дункан подписывает контракт и начинает выступать с концертами в разных городах Европы.

Одновременно она начала преподавать искусство танца в частных школах сначала в Германии, а затем и во Франции. В 1904 году Дункан открыла собственную школу поблизости от Берлина, а в 1914 году, с началом Первой мировой войны, переехала в Париж.

Свои впечатления об искусстве танца она выразила в специальной лекции. Дункан считала, что главное качество танца - максимальная раскрепощенность исполнителя. Вот почему она отказалась от традиционной балетной обуви и танцевала только босиком или в сандалиях. Главное же качество танцовщика, по ее мнению, умение владеть своим телом. Только в этом случае придет и красота, и выразительность.

Идеалом Дункан служили древнегреческие фрески, вазопись и скульптура. Актриса обладала большим талантом пантомимы и была прекрасным импровизатором. Традиционный балетный костюм она заменила легкой греческой туникой и танцевала без обуви. Отсюда и возникло название «танец босоножек». Пластика Дункан состояла из элементов ходьбы, бега на полупальцах, легких прыжков, выразительных жестов.

Творческое кредо танцовщицы определяют два начала - жизнь и любовь. Воспринимая театр как искусство раскрепощения личности, она отстаивает право женщины любить и иметь детей по своему желанию, не вступая в брак. У нее рождается двое детей - Дэрдри и Патрик. Отец девочки - известный художник-дизайнер Эдвард Гордон, с которым Айседора добровольно рассталась, чтобы каждый мог служить своему делу.

Второй сын был рожден от П.Зингера, известного миллионера, наследника изобретателя швейной машины. В своих записях Дункан даже называла его Лоэнгрином, героем оперы Р.Вагнера. Оба ребенка Дункан трагически погибли в автомобильной катастрофе в 1913 году. Некоторые считали, что их убили по приказанию одного из конкурентов отца Патрика, П.Зингера.

Первая встреча Дункан с Россией состоялась в годы первой русской революции, затем она приезжала сюда неоднократно, пытаясь организовать танцевальную школу при Малом Художественном театре и обучить искусству своего танца актеров императорских театров. Тогда же она встречалась с К.Станиславским и А.Павловой, чье искусство взволновало и очаровало ее. Именно тогда ею овладели идеи революционного изменения стилистики танца, и Айседора Дункан даже подготовила несколько танцев, отразив в них революционный пафос времени. Современники еще долго вспоминали ее танец «Марсельеза».

В 1921 году по приглашению наркома просвещения А.В.Луначарского Дункан снова приезжает в Россию, чтобы организовать здесь школу, подобную тем, которые она уже создала в Европе. Дункан надеялась, что ее русские ученицы не будут заниматься танцами только ради обогащения, и мечтала с их помощью сделать свой новый танец популярным.

Во время посещения одного из московских кафе она встретилась с Сергеем Есениным. Айседору охватило желание любить, как будто этим чувством она хотела заслониться от мира и забыть о трагической гибели своих детей.

Любопытно сравнить мнение о ней сразу нескольких людей. Один из поэтов и приятелей Есенина А.Мариенгоф оценил ее весьма скептически и недружелюбно: «Есенин пленился не Айседорой Дункан, а ее мировой славой. Он и женился на ее славе, а не на этой - пожилой, отяжелевшей, но еще красивой женщине с искусно окрашенными волосами - в темно-красный цвет». Не менее резок и отзыв Горького: по его мнению, это была дама «пожилая, отяжелевшая, с красным, некрасивым лицом».

Правда, можно увидеть Айседору чисто по-женски и несколько иначе, такой, какой ее запомнила А.Миклашевская, актриса Камерного театра, которой Есенин посвятил свой знаменитый цикл стихотворений «Любовь хулигана» и которая стала счастливой соперницей Айседоры: «Я впервые увидела Дункан близко: это была очень крупная женщина, хорошо сохранившаяся... Своим неестественно театральным видом она поразила меня. На ней был прозрачный хитон с золотыми кружевами, опоясанный золотым шнуром с золотыми же листьями, на ногах - золотые сандалии и кружевные чулки. Не женщина, а какой-то театральный король».

Вероятно, Дункан хотела любить не только сама, но также найти любовь и понимание со стороны Есенина, обрести вместе с ним маленькое личное счастье. В ее отношении к Есенину уже чувствовалась «трагическая алчность последнего чувства», как заметила однажды поэтесса Н.Крандиевс-кая, вторая жена А.Толстого. Но они с Есениным были совершенно разными.

И дело не только в том, что Исидора - так называл ее Есенин - свободно говорила по-английски, по-французски, по-немецки, а Есенин только по-русски и что они выросли в совершенно разной общественной и культурной среде. Обратимся вновь к словам Мариенгофа: «Есенин был любимым, Изадора - любящей. Есенин, как актер, подставлял щеку, а она целовала».

Они пробыли мужем и женой всего полтора года и расстались. После смерти Есенина Айседора даже пыталась покончить с собой, но ее спасли. В 1924 году она навсегда уехала из СССР. После ее отъезда школой, которая просуществовала до 1949 года, руководила приемная дочь балерины Ирма.

Необычайную пластичность Дункан пробовали запечатлеть многие художники. Благодаря Л.Баксту сохранилось изображение ее великолепной шеи. В танце с В.Нижинским ее пробовал запечатлеть О.Роден, который сделал множество набросков.

Легендами овеяна и трагическая гибель Айседоры в сентябре 1927 года. Она любила носить длинные прозрачные шали, которые обматывала вокруг шеи. Однажды, когда она собиралась сесть в машину, конец шали попал под колесо и, запутавшись в спицах, сдавил горло Дункан. Крепкая ткань переломила позвоночник и разорвала сонную артерию. Смерть наступила мгновенно.

Хотя Дункан не создала профессиональной танцевальной системы, ее поиски обогатили не только женский, но и мужской танец. Искусство великой танцовщицы оказало влияние на современное хореографическое искусство, на творчество русских балетмейстеров М.Фокина, А.Горского, К.Го-лейзовского. Идеи Дункан вдохновили Фокина на создание так называемого «непрерывного танца». Не забыто творчество Айседоры Дункан и на ее родине, в Америке. Поклонники когда-то знаменитой балерины, среди которых были известные танцоры Рут Сен-Дени и Тед Шон, создали в память Айседоры импровизационную технику танца.