Хачатурян вальс маскарад анализ. Смотреть что такое "Маскарад (Хачатурян)" в других словарях

Арам Хачатурян - Вальс ("Маскарад")

В 1941 году, к столетию со дня смерти Лермонтова (1814-1841), Московский театр имени Вахтангова ставил его драму «Маскарад». Это одно из самых значительных произведений безвременно погибшего поэта. В драме, написанной в 1835 году, сразу после окончания юнкерского училища, но уже далеко не первой, Лермонтов создал образ, в дальнейшем развитый в «Герое нашего времени» (Печорин), а также картину светского Петербурга.

Ее герой Арбенин - фигура зловещая и трагическая. Проведший бурно юность, живущий в мире «самолюбивых дум и ледяных страстей», он разочаровался во всем, но нашел счастье в любви молодой, прекрасной и чистой женщины. Однако Нина совершает неосторожный поступок: она приезжает на маскарад, один из тех - в доме Энгельгардта, - в которых бывает весь высший свет, и там теряет браслет, подаренный мужем. Этот браслет случайно находит баронесса Штраль и дарит его как доказательство любви князю Звездичу. Князь хвалится им Арбенину.
Тот узнает браслет жены, и, не веря ее объяснениям, охваченный бешеной ревностью, отравляет ее.


Музыка Театром имени Вахтангова была заказана Хачатуряну, который успел проявить себя как яркий театральный композитор, прекрасно чувствующий сцену. «Моя страсть к театру такова, что если бы музыка в свое время не заполнила мои думы, я, наверное, стал бы актером», - говорил Хачатурян. Он с радостью принял заказ. «Я никогда не перестану удивляться чуду, которое являет собой драма "Маскарад", написанная Лермонтовым, когда ему был 21 год, - рассказывал позднее композитор. - К работе над музыкой я отнесся очень серьезно.

Было тому несколько причин. Во-первых я любил Театр имени Вахтангова, заказавший мне эту музыку, часто бывал в нем. Во-вторых, я знал, что много лет назад к постановке "Маскарада", которую осуществил в Петербурге Всеволод Мейерхольд, музыку писал Александр Константинович Глазунов. Когда спектакль этот был в 1938 году восстановлен и я увидел его, то был удивлен: в музыке Глазунова не оказалось вальса, "заданного", как мне представляется, самим Лермонтовым. Мне глубоко запали в душу слова Лермонтова, вложенные им в уста Нины, когда, вернувшись с рокового бала, она вспоминает:

"Как новый вальс хорош! в каком-то упоеньи
Кружилася быстрей - и чудное стремленье
Меня и мысль мою невольно мчало вдаль,
И сердце сжалося: не то, чтобы печаль,
Не то, чтоб радость..."

По указанию Глазунова Мейерхольд использовал знаменитый Вальс-фантазию Глинки. Признаться, именно Вальс доставил мне больше всего хлопот при сочинении музыки к "Маскараду". Я бесконечно повторял лермонтовские слова и не мог найти темы, которая была бы, по собственному моему представлению, и "новой", и "хорошей", иными словами, достойной... Я буквально потерял покой, едва ли не бредил вальсом.

В то время я позировал для портрета художнице Евгении Владимировне Пастернак. И вот в один из сеансов я неожиданно "услышал" тему, ставшую второй темой будущего моего Вальса. Могу ли я объяснить, как она родилась во мне? Вряд ли...»

Музыка создавалась быстро и увлеченно. Спектакль состоялся 21 июня 1941 года, в канун начала Великой Отечественной войны. Это и определило его участь: очень быстро спектакль сошел со сцены. Музыка Хачатуряна осталась жить на симфонической эстраде в виде сюиты, скомпонованной композитором в 1943 году (по другим источниками - в 1944-м).

(с) belcanto.ru

Видеоряд взят из кинофильма "Война и Мир" 2007г, где,кстати, был именно этот вальс. Обратите внимание, как раньше танцевали: кавалеры левую руку за свою спину, а дамы левой рукой держали подол своего платья. Красиво...

Oksana Domnina Maxim Shabalin Free Dance Grand Prix Final 2007 Torino Italy

Предлагаем вашему вниманию либретто балета Маскарад. Балет в четырех действиях с прологом и эпилогом.

Либретто О. Дадишкилиани по мотивам одноименной драмы М. Лермонтова. Композитор Л. А. Лапутин. Балетмейстер О. Дадишкилиани. Художник А. Морозов.

Действующие лица: Арбенин. Нина. Баронесса Штраль. Князь Звездич. Неизвестный. Хозяин дома. Хозяйка дома. Парень на народном гулянье. Четыре офицера. Гости. Девушки и парни.

Великосветский прием в одном из богатых петербургских домов. Хозяева встречают гостей. В сопровождении баронессы Штраль, волнуясь и робея, в зал входит Нина. Это ее первый выезд в свет.

Светлая, чистая Нина резко отличается от жеманных светских дам. Хозяева приветливо встречают гостью.

Появляется Арбенин. Принадлежа к людям высшего света, он, однако, отвергает их лицемерие. Тоска и скука наполняют его сердце. Хозяин дома приглашает его в игорную комнату, где за большим столом идет ожесточенная карточная игра. Банк мечет Неизвестный. Князь Звездич уже проиграл большую сумму. В другой стороне комнаты группа офицеров слушает рассказ кутилы и весельчака.

Внезапно все смолкают. Перед Неизвестным груда денег. Князь Звездич проиграл все. Неизвестный с усмешкой показывает на эполеты князя и приценивается к ним. Звездич в отчаянии. Он готов покончить с собой. Арбенин успокаивает его и садится за стол вместо него.

Все следят за напряженной игрой Арбенина и Неизвестного. Арбенин выигрывает. Игроки отворачиваются от Неизвестного. Он умоляет Арбенина вернуть ему деньги, но Арбенина не трогает его мольба.

Князь взволнованно и горячо благодарит своего спасителя. Оба проходят в зал. Хозяева вводят Нину. Ее нежная, юная красота привлекает всеобщее внимание. Баронесса Штраль знакомит Нину и Арбенина. Не замечая окружающих, они танцуют, отдаваясь первому порыву рождающегося чувства.

Гости переходят в другие залы. Арбенин ищет Нину. Он смотрит на нее взглядом, полным любви. С его уст готово сорваться признание, но Нина останавливает его. В зал входит Неизвестный. Увидев счастливое лицо Арбенина, он решает жестоко мстить.

Арбенин чувствует, что "вновь воскрес для жизни и добра".

Ясный зимний день. Вдоль решетки Летнего сада прогуливается петербургская аристократия. За решеткой - народное гулянье. Катание с гор, игра в снежки, карусель, крики разносчиков. Смех и шутки сменяются плавным девичьим танцем, в который врывается вихревая пляска мужчин. Зовя за собой парней, девушки убегают.

На опустевшей площади баронесса Штраль встречает Звездича. Она тайно влюблена в него и рада его видеть. Площадь пустеет. Происходит радостная встреча Нины и Арбенина. Счастливые, они забывают обо всем на свете. Арбенин дарит Нине браслет. Площадь снова заполняется народом. Нина и Арбенин смотрят на народное веселье.

Прошел год со дня свадьбы Арбенина.

Маскарад в одном из петербургских домов. Встретив Нину, баронесса просит ее поменяться с ней масками. В этой маске Звездич не сможет ее узнать. Появляется Неизвестный. Он следит за каждым шагом Арбенина.

Из соседнего зала Арбенин выталкивает Неизвестного, весь вечер преследующего его грязными намеками, и требует, чтобы тот снял маску. Тот отказывается и скрывается.

Мелькают танцующие пары. С руки Нины падает браслет. Баронесса Штраль незаметно поднимает его и, когда ее настигает Звездич и пылко признается в любви, просит оставить ему что-нибудь на память, дарит браслет и исчезает в толпе.

Входит Арбенин. Звездич показывает ему подарок. Арбенин поражен.

Подойдя к Звездичу, Неизвестный говорит ему, что браслет принадлежит жене Арбенина. Звездич пишет Нине любовную записку. Неизвестный берется передать ее.

Гостиная Арбенина. Терзаемый сомнениями, Арбенин хочет поскорее увидеть Нину. Вбегает возбужденная Нина. Веселая, счастливая, она кружится вокруг него.

Мрачные мысли не дают Арбенину покоя. Глядя в любящие и чистые глаза жены, Арбенин хочет забыть все, но вдруг замечает, что нет браслета. Ослепленный гневом и ревностью, он не слушает объяснений Нины. Слуги подняты на ноги. Все ищут браслет. Входит слуга с письмом Звездича к Нине. Арбенин читает его и решает отомстить Звездичу.

Снова бал. В торжественном полонезе проходят гости. Среди них и Нина с Арбениным. Звездич неотступно следит за Ниной. Уловив мгновение, когда Нина осталась одна, Звездич показывает ей браслет и предлагает вернуть его ценой одного поцелуя. Возмущенная Нина оставляет князя.

Арбенин, издали наблюдавший за этой сценой, подходит к Звездичу и дает ему пощечину. Звездич требует удовлетворения, но Арбенин, презрительно повернувшись к нему спиной, уходит. К Звездичу подходит баронесса Штраль и открывает ему тайну браслета. В зал возвращаются гости. Уступая их просьбам, Нина танцует. Почувствовав на себе тяжелый взгляд Арбенина, она останавливается. Затем подходит к мужу и просит принести ей мороженое. Неизвестный заметил, как Арбенин всыпал в мороженое яд. Звучит вальс. Нина покидает бал.

Утомленная, она направляется в свою спальню. Входит Арбенин. Он пришел проститься с Ниной.

Долго всматривается он в дорогие ему черты, пытаясь найти ответ на мучительный вопрос. Нина умоляет мужа рассказать, что так тревожит его. Арбенин сурово обвиняет Нину в измене. Нина в ужасе. Она ни в чем не виновата! Арбенин требует, чтобы жена созналась перед иконой и говорит, что всыпал яд в мороженое.

Со словами: "...я все ж невинна перед богом" Нина умирает.

По лестнице медленно спускается Арбенин.

Перед ним появляется Неизвестный, закутанный в черный плащ, за ним - князь Звездич. Входит баронесса Штраль. Она принесла потерянный браслет и говорит, что Нина невиновна.

Арбенин сходит с ума. Ему кажется, что Неизвестный преследует его. Перед ним возникает пестрая толпа масок. И среди них то появляется, то исчезает Нина. Она зовет его. Просит спасти. Арбенин бросается к ней - все исчезает. Из слабеющих рук Арбенина падает браслет.

- (1903 78), сов. композитор и обществ. деятель. Творчество Л. особенно близко композитору. Отмечая большой интерес композиторов всех эпох и народов к личности поэта, его произведениям, Х. писал: «Лермонтов один из тех великих русских гениев, чье… … Лермонтовская энциклопедия

- [р.24.5(6.6).1903, Тбилиси], советский композитор, дирижёр, педагог, музыкально общественный деятель, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1973), академик АН Армянской ССР (1963). Член КПСС с 1943. Обучаться музыке начал в… … Большая советская энциклопедия

- (1903 78) российский композитор, народный артист СССР (1954), академик АН Армении (1963), Герой Социалистического Труда (1973), доктор искусствоведения. В мелодически щедрых, ритмически импульсивных произведениях Хачатуряна тональная система… … Большой Энциклопедический словарь

- (06.06.1903 01.05.1978), композитор. Лауреат Сталинских премий (1950 за участие в фильме «Сталинградская битва»; 1941, 1943, 1946);Народный артист СССР (1954);Лауреат Государственной премии СССР (1971 за музыкальное творчество);Герой Соц. труда… … Энциклопедия кино

Арам Ильич (24 V (6 VI) 1903, Коджори, близ Тбилиси IV 1978, Москва, похоронен в пантеоне Еревана) сов. композитор, дирижёр, педагог, муз. обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1954). Герой Социалистич. Труда (1973). Акад. АН Арм. ССР (1963) … Музыкальная энциклопедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Хачатурян. Арам Хачатурян Արամ Խաչատրյան Основная информация Дата рождения 24 … Википедия

- (6 VI 1903, с. Коджори, близ Тбилиси 1 V 1978, Москва) ...Велик вклад Арама Хачатуряна в музыку наших дней. Трудно переоценить значение его искусства для советской и мировой музыкальной культуры. Его имя завоевало широчайшее признание как у нас… … Музыкальный словарь

- (1903 1978), композитор, народный артист СССР (1954), академик АН Армянской ССР (1963), Герой Социалистического Труда (1973), доктор искусствоведения. Ученик М. Ф. Гнесина, Н. Я. Мясковского. В мелодически щедрых, ритмически импульсивных… … Энциклопедический словарь

Арам Ильич Хачатурян Արամ Եղիայի Խաչատրյան Дата рождения 24 мая (6 июня) 1903 года Место рождения Тифлис Дата смерти 1 мая 1978 года … Википедия

Книги

  • Сюита из музыки к драме М. Лермонтова "Маскарад" . Для большого симфонического оркестра. Партитура , Арам Хачатурян. Вашему вниманию предлагается нотное издание Арама Хачатуряна "Сюита из музыки к драме М. Лермонтова "Маскарад" . Для большого симфонического оркестра.…
  • Хачатурян. Концертные произведения. Обработки для фортепиано , А. И. Хачатурян. В сборник включены фортепианные обработки известных сочинений Хачатуряна - это "Вальс" из музыки к драме Лермонтова "Маскарад", танцы из балетов "Спартак" и "Гаянэ" (втом числе "Танец с…

Арам Ильич Хачатурян был истинно народным композитором.
Он был им в балете Гаяне, наполненном энергией восточного танца и подарившем миру Танец с саблями, который стал визитной карточкой композитора. Но он был народным и в музыке к лермонтовскому Маскараду, где нет ничего восточного. Ведь сановный Петербург - это тоже часть нашей истории, вне зависимости от того, что мы пишем в графе "Национальность".

Рисунок 6

Вальс к драме Лермонтова «Маскарад

Этот вальс знают все. Он нравится музыкантам, и просто людям со слухом, и людям даже не музыкальным; и старым, и молодым, и восторженным, и скептикам, не признающим "серьезной" музыки. Звучит ли он с концертной эстрады, по радио или на патефонной пластинке, вальс этот отвечает каждому сердцу, каждой аудитории, в каждом доме и городе и даже в каждой стране, ибо, возникший в 1940 году как музыка к постановке драмы Лермонтова "Маскарад" в московском театре имени Евгения Вахтангова, он давно уже перешагнул пределы драматической сцены и звучит теперь в концертных залах едва ли не всего мира. Уже первые такты этой удивительной музыки, еще до появления темы, когда, словно на качании высокой волны, вздымается суровое, бурное звучание оркестра, - уже начало этого вальса мгновенно захватывает вас. И вот оно уже увлекло вашу мысль, сообщило ритм дыханию, отразилось у вас на лице. Оно уже полюбилось вам. Внезапно. Без подступов. С первого такта.
С первого раза. И навсегда. Дважды, словно чтоб лучше взлететь, тема взбегает, и вот уже плавно скользит на волне, опускаясь и поднимаясь на ней, обретая все более страсти, покуда, бурно взметнувшись на торжествующе скорбном повороте мелодии, не рушится, чтобы снова начать восходящее это движение - дать возможность еще раз постигнуть это могучее и скорбное торжество. Безграничный, сияющий покой сменяет в "Ноктюрне" эту мрачную бурю чувств, когда, выпевая под оркестр задумчивую тему, скользит певучий смычок засурдиненной скрипки… Разлетелся мотив стремительной, изящной мазурки… Бережно, без слов пересказала труба романс Нины.
И резвый, игривый, задорный галоп, обнажающий деланное веселье и нескромные страсти великосветского бала, - галоп, построенный на плавной мелодии, украшенной жесткими гармоническими узорами, - завершает эту сюиту, составленную из музыки к "Маскараду".
Все хорошо в ней! Все отмечено той новизной, которая никогда не состарится. Но вальс… Что-то демоническое есть в этом вальсе. Что-то загадочно-прекрасное заключено в этой музыке - властная сила, так отвечающая энергии лермонтовской поэзии, взметенность, взволнованность, ощущение трагедии, которая вызвала его к жизни. Трудно представить себе музыку, более отвечающую характеру романтической драмы Лермонтова. Если б сказать вам, что это музыка к одному из творений Пушкина, вы не поверите. Это Лермонтов! Это его победительная и прекрасная скорбь, торжество его стиха, его мысли. И в то же время хачатуряновский вальс - музыка глубоко современная и по фактуре и по ощущению поэзии Лермонтова, совершенно свободная от какой-либо стилизации, от попытки подделаться так, чтобы трудно было отличить эту музыку от подлинного произведения эпохи. В 1917 году Маскарад был поставлен на сцене в Петербурге, в Александринском театре.
Он шел тогда с прелестной музыкой Глазунова. Но вальса Глазунов не написал, он использовал "Вальс-фантазию" Глинки - одно из лучших созданий русской и мировой музыки, - с лермонтовским "Маскарадом" никак, однако, не связанный. "Вальс-фантазия" написан Глинкой в 1839 году, четыре года спустя после того, как был создан "Маскарад" Лермонтова. Первоначально он носил название "Меланхолический вальс".
Он полон грустных и нежных воспоминаний, изящества, грации и соответствовал бы скорее элегической поэзии Баратынского, нежели бурным страстям романтической драмы Лермонтова. Напротив, вальс из музыки к "Маскараду" Хачатуряна отвечает мятежному духу Арбенина и как бы содержит в себе предсказание трагической развязки событий. Казалось бы, ничего общего между двумя этими вальсами нет.
А между тем эта связь несомненно.



Сколько написано - в прошлом веке и в нашем - вальсов, быстрых и медленных, увлекательных, мечтательно-томных, под которые кружатся пары, которые созданы для того только, чтобы под них танцевать! Никто, однако, не станет играть их в серьезном концерте: это бальная музыка
Есть вальсы другие, - скажем, Иоганна Штрауса. Вот уже больше ста лет они звучат в бальных залах, на танцевальных площадках и просто на площадях. Но звучат и в концертных залах, - так щедра эта звукопись, так изобретательна, разнообразна и мелодична музыка, вдохновленная сценами народной жизни, картинами австрийской природы. Есть вальсы, под которые танцуют только на сцене. Таковы вальсы в балетах Чайковского - в "Лебедином озере", "Спящей красавице", "Щелкунчике", в глазуновской "Раймонде", в балетах Прокофьева, - сложные музыкальные пьесы, бесконечно раздвинувшие выразительные возможности самого танца. И есть, наконец, вальсы такие, под которые никто не танцует, - музыкальные пьесы в форме вальса: "Вальс-фантазия" Глинки, вальс из Третьей сюиты или из Пятой симфонии Чайковского, концертные вальсы Глазунова, вальсы из сюит Шостаковича, вальс из "Фантастической симфонии" Берлиоза, фортепьянные вальсы Шопена, Листа, Брамса, форму вальса композиторы используют в этих произведениях для того, чтобы передать глубокие чувства, связанные с воспоминаниями о молодости души, о счастье, о радостном и о грустном. Или с тем, чтобы показать эту музыку в драматическом несоответствии с иными - враждебными силами, с иным - дисгармонирующим началом. В музыке симфонической и фортепианной становится важной уже не самая танцевальность вальса, а возможность передать через нее богатый душевный мир, богатый душевный опыт, обратившись к известной и доступной форме, способной вместить огромное лирическое содержание. Слушаешь эти музыкальные пьесы и слышишь в них и самый вальс, и как бы поэму о вальсе, воспоминание о нем; словно вальс является здесь сквозь дымку времени, словно он уже когда-то звучал и продолжает звучать, не теряя ничего в своей неповторимой свежести и новизне. И первый в этом ряду в русской музыке "Вальс-фантазия" Глинки - не танец, а скорее опоэтизированный образ русского вальса, обобщение вальсовой музыки, показ безграничного числа тончайших оттенков чувств, которые можно в нем воплотить. Продолжая традиции Глинки, Чайковского, Глазунова, Хачатурян тоже создал не просто вальс,
а как бы его портрет, обобщение романтической вальсовости, ее квинтэссенцию, схватил здесь самую суть романтической музыки, изобразил ее, не боясь ни густоты красок, ни преувеличения страстей. Он словно сказал этим: Вот какой вальс должен был написать современник, если бы в русской музыке того времени был композитор одного направления с Лермонтовым! Вот каким представляю я себе подлинный романтический вальс, какими видятся мне поэзия Лермонтова и характер его Арбенина! Я пишу их красками XX века!

Список использованной литературы:

1) Арам Хачатурян // 100 композиторов XX века (перевод с немецкого). - Урал LTD, 1999. - С. 168. - ISBN 5-8029-0084-9.

2) Хачатурян, Арам Ильич // Театральная энциклопедия (под. редакцией П. А. Маркова). - Советская энциклопедия, 1967. - Т. 6.

Предметный указатель


армянский балет, 5

вальсовости, 17

игривый, 14

молниеносно, 9

романтический вальс, 17