Как и из за чего погиб вишнёвый сад? Сочинение на тему Кто виновен в гибели вишневого сада? (по пьесе А. П

Пьеса «Вишневый сад» - последнее произведение Чехова. В восьмидесятые годы Чехов передавал трагическое положение людей, утративших смысл своей жизни. Пьеса была поставлена на сцене Художественного театра в 1904 году. Наступает двадцатый век, и Россия становится окончательно капиталистической страной, страной фабрик, заводов и железных дорог. Этот процесс ускорился с освобождением крестьянства Александром II. Черты нового относятся не только к экономике, но и к обществу, меняются представления и взгляды людей, утрачивается прежняя система ценностей.
Действие пьесы происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской. Социальный" конфликт пьесы - это конфликт уходящего дворянства с пришедшей ему на смену буржуазией. Другая сюжетная линия - социально-романтическая. «Вся Россия - наш сад» - так устами своих героев говорит сам Чехов. Но мечта Ани и Пети Трофимова разбивается о практицизм Лопахина, по воле Которого вырубается вишневый сад.
Любовь Андреевна Раневская - это уже не Николай Петрович Кирсанов из романа Тургенева «Отцы и дети», которым пытается приспособиться к новому своему положению и делает попытки перестроить хозяйство в своем поместье. К концу девятнадцатого века большая часть помещиков после отмены крепостного права разорилась. Дворянство, привыкшее праздно жить, тратить, но не наживать, не сумело перестроиться в новых условиях. Любовь Андреевна давно уже «спустила» все свое состояние, ее имение заложено и перезаложено, но она, в силу привычки, не может изменить свой расточительный образ жизни. Раневская не понимает, что наступившее время требует от нее постоянных усилий, необходимых для материального выживания.
Любовь Андреевна живет эмоциями, воспоминаниями о прошлом, она растеряна, сломлена всем происходящим и, я думаю, что скорее всего она просто боится думать о настоящем, уходя в какие - то малозначительные миражи. И если ее можно понять, потому что она всего лишь женщина, избалованная многолетней праздной привычкой просто порхать по жизни, то ее брат Гаев - это смесь тупого самомнения о своей значительности и полнейшей ничтожности во всем. В таком-то возрасте старый лакей Фирс одевает ему штаны! Это важная деталь в обрисовке его характера.
Чехов в дневнике писал: «Вся Россия - страна каких-то жадных и ленивых людей. Они ужасно много едят, пьют, любят спать днем и ужасно храпят...». Гаев заявляет, что все свое состояние он «проел на леденцах». Гаев завершает галерею «лишних людей» в русской классической литературе. Гаев, произносящий длинные речи, - это всего лишь пародия на культурного и образованного дворянина. Конфликт с жизнью разрешается в пользу торжествующего Лопахина, «хищного зверя» по определению Пети Трофимова. Лопахин - явная противоположность владельцам вишневого сада.
Беспечности и непрактичности старых хозяев вишневого сада противопоставлены энергия и хозяйственная целеустремленность Лопахина..Он прямой потомок тех, «чьи лица глядят с каждого вишневого дерева в саду».

ьи лица глядят с каждого вишневого дерева в саду". Лопахин - потомок крепостных, которые работали на Раневских. Он ликует, купив имение. Трофимов говорит о Лопахине: «Как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается на пути, так и ты нужен». Чехов ясно видел хищническую природу капитала. Приобретательство калечит человека, становясь его второй натурой. Тонкая, нежная душа Лопахина рано или поздно загрубеет, потому что «коммерсант» в нем всегда будет брать верх. Эмоции и нажива - это абсолютно несовместимые понятия.
Лопахина потрясают слезы Раневской, он умен и понимает, что не все можно купить и продать, но практицизм «мужика» побеждает в нем. Но какую новую жизнь можно построить, загубив прекрасный вишневый сад и отдав землю под дачи? Жизнь и красота разрушена. Дачники дополнят то, что начал Лопахин.
Чехов четко показал полную деградацию и моральное оскудение дворянства, разложение его как класса. Распад дворянской культуры завершает их экономическое разложение. Но, по мнению Чехова, капитализм тоже временное явление, потому что несет с собой разрушение. Петя советует Лопахину «не размахивать руками». Что это значит? В эти слова Чехов вкладывает большое сомнение в целесообразности действий Лопахина. Трофимов говорит: «Строить дачи, рассчитывать, что из дачников со временем выйдут отдельные хозяева, - это тоже значит размахивать руками».
Герои по-разному видят свое будущее. Раневская считает, что ее жизнь кончена, Трофимов и Аня даже где-то рады продаже сада, потому что это дает им шанс начать новую жизнь и вырастить свой сад.
Вишневый сад - это символ прожитого, и с ним уходят Фирс и Раневская. Старого лакея Фирса забывают, он остается в пустом, заколоченном доме, где, вероятно, умрет не от старости, а от голода и жажды. Фирс, я думаю, покорно примет смерть, понимая, что свое уже прожил и в его годы смешно цепляться за жизнь.
Чехов показал Россию на перепутье, Россию, в которой еще не изжито до конца прошлое, где еще не наступило окончательно настоящее, но уже проглядывает будущее. Петя Трофимов, этот пассивный мечтатель и идеалист, представляется Чехову человеком, который уничтожит власть и сможет изменить жизнь. Его мечты о равенстве, братстве, справедливости, по моему мнению, всего лишь мечты. У Раневских его зовут «облезлым барином» не только из-за внешности, но и из-за того, что он остается юношей в своих мечтах. Аня верит Трофимову и согласна уехать с ним в Москву. Скорее всего, она поступит на курсы или станет революционеркой.
Пьеса кончается возгласом: «Здравствуй, новая жизнь». Чехов не показал, какой она будет, да он и не мог показать, потому что это был 1904 год.
Трофимов и Аня полны надежд, испытывая прилив сил и неудержимое желание трудится на благо людей. Петя, по мнению Чехова, должен сменить Лопахина, потому что именно в его уста автор вкладывает ценную мысль о том, что «вся Россия - наш сад».
Чехов былглубоко убежден, что человеку, чтобы быть свободным, нужен весь земной шар.

Кто виновен в гибели вишневого сада?

Если воспринимать поставленный выше вопрос буквально, то, несомненно, в гибели вишневого сада виновны лесорубы. Но в память о великом гении Чехова, я не стану рассматривать его произведение в этом ракурсе, а постараюсь зайти с несколько другой стороны.

Прежде всего, стоит отметить, что события в пьесе развиваются относительно медленно и все время крутятся вокруг семейства Раневской и их окружения. С первых сцен мы понимаем, что старуха за время своего отсутствия многое пропустила и не совсем адекватна современным реалиям. Но что поделаешь, возраст берет свое. Появляется одышка, начинают трястись руки, обвисает подбородок.… За спиной маячит черный силуэт с косой! Однако Любовь Андреевна и не думает отчаиваться. Она несколько инфантильна, как всякая женщина ее возраста. Она живет иллюзиями былой молодости, и это позволяет ей сохранять неподдельное благодушие. Однако, соприкоснувшись с суровой российской действительностью, она понимает, что мир изменился до неузнаваемости. Он не понятен ей. Он ее пугает. Но болезненное осознание того, что она чужая на «празднике жизни», приходит к ней лишь в самом конце, когда продают вишневый сад. Удивительно, но до последнего момента она не может поверить, что это все-таки произошло.

Итак, можно ли сказать, что именно наивность и отрешенность Раневской стали причиной гибели вишневого сада? Конечно можно! Но это будет, по меньшей мере, цинично. Потому что она любила его больше всех! Для нее он являл собой ту тонкую нить, которая связывала ее с прошлым. Ее пассивность, конечно, кажется нелогичной! Но такова природа этой женщины… Я уверен, что у нее не было выбора. Другого способа погашения долгов ОНА бы не нашла. Поэтому мне кажется, что гибель вишневого сада не вина Раневской, а драма всей ее жизни!

Другой ключевой персонаж пьесы – некто Ермолай Алексеевич Лопахин. Он олицетворяет собой символ буржуазии и мещанства. Он воплощение практичности и холодного расчета. Во времена Чехова таких людей было предостаточно, но после революции они все куда-то исчезли…

Ради справедливости, стоит отметить, что Лопахин произошел из маргинальных слоев и всего достиг своим упорным трудом. Но спасет ли это его от нашего праведного гнева? Не знаю… Хотел ли Лопахин помочь Раневской? Боюсь, что нет. Ведь сад он купил не для того, чтобы облегчить нелегкую долю Любови Андреевны, а исключительно из утилитарных соображений. И здесь не приходится полагаться на его бескорыстные христианские помыслы. С другой стороны, он, в принципе, ничем не обязан обитателям вишневого сада! Многие на его месте, наверное, и палец о палец не ударили… Он же предложил какое-то решение. Иными словами, оценивать действия Лопахина однозначно я не берусь.

В произведении так же присутствует и брат Раневской – Гаев. Он большой любитель поиграть на бильярде, особыми талантами не блистает. Чехов не дает подробного описания данного персонажа, из чего следует, что был это человек весьма посредственный. Если и есть его вина в том, что вишневый сад пришлось продать, так только в том, что он лишь создавал видимость какой-то деятельности, на самом же деле, фактически ничего не предпринял до самого последнего момента. Аморфность Гаева исчезает в финале пьесы, когда он в компании Лопахина отправляется на аукцион, чтобы пустить с молотка вишневую растительность Раневской.

Вообще, произведения Чехова тем и примечательны, что в них практически нет черных и белых цветов! Автор стирает грань между добром и злом… И на вершину всего ставит осознанный выбор, который рано или поздно приходится сделать каждому человеку.

В целом, пьеса Антона Павловича - рукоделье незатейливое. В ней мы не находим глубоких исторических обобщений, какого-то моралистического начала, как скажем у Толстого, или же схоластических мотивов как у Достоевского. Однако не тот не другой не писали пьесы, в отличие от Чехова.

В заключение хочу сказать, что искать виновных, на мой взгляд, дело бесполезное. Ведь вишневый сад уже не вернешь и Любовь Андреевна, наверное, давно умерла.… Поэтому, чтобы никого не обидеть, вернусь к тому, с чего начал: виноваты лесорубы.

/ / / В чем трагизм и оптимизм гибели вишневого сада?

Читатель, ознакомившись с произведением Чехова , начинает задумываться о вопросе, в чем же трагизм, и присутствует ли оптимизм в гибели вишневого сада.

Ситуация, в которой оказалась процветающее в былые времена имение, более чем критическая. Из-за неуплаты процентов, Раневская и Гаев будут вынуждены его продать на аукционе, а вместе с ним и навсегда распрощаться с вишневым садом.

Неужели эти деревья и впрямь для них что-то значат?! Да. не представляет жизнь без сада и готова быть продана вместе с ним. Чтобы уберечь имение от торгов, женщина вернулась на родину с Парижа. Они с братом решили, что будут бороться за свою собственность.

А что же на деле? А в жизни, получается то, что принимать какие либо действия для спасения сада, брат с сестрой не в состоянии. Они не оценивают всю сложность ситуации, и рассчитывают, что все само собой урегулируется. даже подбадривает сестру «громкими» словами, о том, что имение однозначно не будет продано, ведь он для этого сделает все…

Ничего не сделано. Тетка прислала мало денег и «нерадивым» родственникам просто не хватило средств, чтобы выкупить «дворянское гнездо». Этим положением пользуется Лопахин. Он выигрывает в аукционе, назначив самую высокую цену, тем самым становится его обладателем.

Возможно, в этом и есть оптимизм в произведении. Да, мужчина не медлит и тот час «берется за топор», чтобы вырубить сад. Однако он и не скрывал своих намерений. Во-первых, это принесет ему немалый доход, так как вместо сада, будут разбиты дачи. Каждую дачу купец собирается сдавать в аренду. Во-вторых, он освобождает семейство от переживаний, проблем и вытаскивает их из «долговой ямы». Именно поэтому, и Любовь, и и Гаев, покидают усадьбу с радостью.

По настоящему огорчена лишь Варя, но скорее всего не по поводу вырубки сада. Ее помолвка с Лопахиным, так и не состоялась. Это и давит на девушку. «Сгущают краски» и звуки топора. Она, все это время была единственным человеком, который старался изо всех сил. Но, увы, как бы Варя не экономила на всем, этого, оказалось не достаточно.

Счастлив. Он добился того, о чем могли только мечтать его предки. Он все рассчитал и должен завершить начатое.

Мужчина так быстро отдал распоряжение на вырубку сада еще потому, что хотел показать, что именно он теперь «хозяин положения» и только в его руках судьба сада. Позже он дает «отсрочку» на вырубку до отъезда прежних хозяев, так сказать сжалился над чувствами Любови Раневской.

Настоящий трагизм в пьесе в том, что во время всех этих срочных сборах, при отъезде, забывают забрать с собой человека. Им оказывается старый и верный слуга . Когда он спускается в пустой зал и обнаруживает, что все двери закрыты, старец, вдруг осознает что случилось. Но мужчина просто решает подождать, пока за ним вернутся. Старому слуге сложно признать то, что его вместе с садом бросили погибать. В нем перестали нуждаться, как и в растущих деревьях, которые когда-то давали большие урожаи ягод.


«Вишневый сад» - это лирическая пьеса Антона Павловича Чехова, жанр которой сам автор определил как комедия. Хотя я больше отнесла бы ее к трагедии. Основными темами пьесы «Вишневый сад» являются: гибель дворянского сословия, что является более трагическим направлением пьесы, а также тема будущего России и ее развития, которая является положительным аспектом всего происходящего.

Россия прошлого, отжившая свой срок, представлена в произведении в образах Любови Раневской и Гаева. Для обоих героев вишневый сад значит очень много, он дорог как воспоминание о детстве и счастливом времени, проведенном в поместье. Но они не осознают, что сами своими действиями, своим нежеланием понять, что жизнь не стоит на месте погубили свой сад. Даже, несмотря на то, что дом с садом выставлены на торги, они не осознают, настолько серьезно их положение.

Но самое главное – они не хотят решать свою проблему и верят, что все образуется само по себе.

Лопахин, предприимчивый купец-промышленник, предлагает владельцам способ поправить их финансовое положение. Но Раневская с братом категорически отказываются от предложения Лопахина, ведь продажа или сдача участков сада в аренду кажутся им недопустимыми. Кроме того, сама помощь Лопахина кажется им оскорбительной, ведь как они – дворяне могут принимать помощь от сына крепостного. Но, несмотря на все переживания по поводу продажи поместья и слова о том, что она не может жить без Родины, после торгов, Раневская с легким сердцем уезжает за границу.

На мой взгляд, в этом произведении Чехов пытается показать процесс разложения дворянского сословия.

В свое время дворяне составляли элиту общества и основу государства. Однако со временем, в результате реформы Екатерины 2, появляется поколение дворян, которые перестали приносить пользу обществу и только пользовались благами своего положения. Яркими представителями такого поколения и являются Раневская и ее брат Гаев. Порой кажется, что герои нравственно инфантильны и вообще не воспринимают жизнь всерьез. Так настроение Раневской может в мгновение поменяться с истерически-слезливого до веселого и оживленного, а Гаев несет полную околесицу, не задумываясь над тем, что он говорит, и не отвечая за свои слова. Этих людей не заботит не только судьба России, но и людей, которые их окружают. Они даже не вспомнили о своем самом преданном слуге Фирсе и оставили его в закрытом пустом доме.

И вот этому времени пришел конец.

Однако, не все так трагично. Вместе с гибелью дворянства, появляется новый класс людей таких, как Лопахин, которые способны обеспечить будущее России и помочь ей выстоять в трудные времена. Ведь Лопахин умен и скромен. Он помнит о своем происхождении и не притворяется аристократом.

Несмотря на то, что Лопахин - практичный человек и смотрит на вишневый сад не как на красивое место, а как на источник дохода, он любит и восхищается Россией и ее громадными размерами: "...Иной раз, когда не спится, я думаю: господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по настоящему быть великанами…"

Но, как мне кажется, Чехов связывает будущее развитие страны с такими людьми, как Петя Трофимов и Аня. Эти персонажи выделяются среди остальных своим революционным мышлением. В особенности вдохновляет речь Пети: «Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест… Мы отстали, по крайней мере, лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку». Выход из сложившейся ситуации герой видит в том, чтобы своим примером указать другим путь к иной, лучшей жизни.

В этом и заключается позитивный посыл Чехова и его вера в то, что с «вырубкой вишневого сада» для России жизнь не заканчивается, а только начинается.

Обновлено: 2018-05-15

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Первая постановка пьесы Чехова «Вишневый сад» не была понята зрителями. Актеры пытались сыграть драму. Этим они нарушили авторский замысел, ведь Чехов точно обозначил жанр своего произведения — комедия. Долгое время проблема жанра «Вишневого сада» вызывала самые противоречивые мнения. Но истина была на поверхности. В своей пьесе Чехов представил еще одну сцену общей «человеческой комедии», которую сами люди играют каждый день. Главное событие пьесы — продажа с аукциона имения помещицы Анны Андреевны Раневской и ее брата Гаева. Это центральное событие организует всех действующих лиц комедии. Странно то, что хозяева сада даже не пытаются его спасти, выкупить. Они только горюют, причем не столько по саду, сколько по ушедшему времени. Более того, накануне торгов эти герои устраивают дорогостоящий бал в доме. Что же губит этот сад? В пьесе этот образ имеет конкретный и символический смысл. Вишневый сад когда-то приносил богатые плоды, славился на всю Россию. Теперь, ранней весной, он зацвел белыми, прекрасными цветами. Но хозяева всегда находятся вне его пространства. Они смотрят на сад из окна, видят его издалека, но ни разу не зайдут в него. Все действующие лица пьесы противоестественны. Купец Лопахин, который претендует на этот сад, обладает душой артиста. Ему дорога Раневская, здесь вырос он сам. Из этих мест происходил его отец — простой крестьянин, который вскоре сумел разбогатеть. Лопахин собирается вырубить старый сад и арендовать освободившуюся территорию дачникам. Компаньонка Раневской, Шарлотта Ивановна, не знает своих родителей, не имеет паспорта. Она развлекает гостей своими забавными фокусами. Характер этой женщины поразительно напоминает поведение Раневской. Единственный правдоподобный персонаж в пьесе — это старый слуга Фирс. Только он является истинным хранителем вишневого сада. Но о нем забывают так же, как о саде, запирают в опустевшем заколоченном доме. Все действие пьесы напоминает фарс. Создается ощущение, что все герои связаны лишь случайными связями. Они ведут призрачную, несчастливую жизнь. Раневская, прямая наследница вишневого сада, в свое время навлекла на себя гнев родителей. Здесь погиб ее маленький сын. Долгое время Раневская прожила заграницей. Она привыкла сорить деньгами, делает вид, что не понимает значения происходящего. Эта героиня тратит деньги своей юной дочери Ани, которые присылает племяннице ростовская тетушка. Брат Раневской, Гаев, в буквальном смысле проел на леденцах и бильярде родовое состояние. Все эти важные детали говорят о практической неприспособленности героев к жизни. То и дело Раневской присылают телеграммы из Парижа. Сначала она делает красивые позы, не читает их. Но в четвертом действии «неожиданно» принимает решение уехать за границу. Дворяне больше не могут полностью отвечать за свои ничтожные поступки. Это означает, что такие хозяева ведут сад к гибели. Но винить в рубке сада только Раневскую и Гаева было бы несправедливо. Фактически они рады избавиться от него, в саду их ничто не держит. Вековые дворянские традиции уже не имеют былого значения. Наступает новая эпоха, время упадка «дворянских гнезд». Оно опасно не только коренными переменами в жизни общества, но и разрывом человеческих отношений. Истинные чувства подменяются у этих героев иллюзией. Именно поэтому любовные линии Яши и Дуняши, Пети и Ани, Лопахина и Вари не привели к подлинному расцвету чувства. Конфликт между героями находится вне их воли. Не они одни виноваты в происходящих событиях. Во многом влияет «все имеющиеся сложение жизни в целом». В бытовом течении жизни, домашних разговорах, будничных отношениях проступают противоречия, глубинные социальные конфликты. У всех героев пьесы наблюдается внешняя и внутренняя дисгармония, «нескладица». В доме Раневской царит общее неблагополучие. Олицетворение этого явления — конторщик Епиходов. Его называют «тридцать три несчастья». Епиходову не везет во всем. Герой вынужден каждый раз брать деньги в долг. Даже когда он садится, под ним постоянно ломается стул. Общее неблагополучие коснулось и Вари. В последнем акте ее ключи от имения находятся уже в руках купца Лопахина. Вишневый сад предложил рубить именно он. Недаром в конце комедии за сценой раздается стук топора. Решение Лопахина экономически оправдано. Сад давно утратил былое хозяйственное значение. Но это один из самых редких садов России, это ее достояние, однако подобное обстоятельство не помешало Лопахину начать уничтожать его. Есть в пьесе молодая пара, которая противостоит старшему поколению своим отношением к жизни. Это совсем юная дочь Раневской — Аня и Петя Трофимов, который в свое время был репетитором у сына Раневской. Они не являются главными героями пьесы и стоят в стороне от основного события. Аня могла бы стать наследницей матери и дяди. Но ей нечего наследовать из-за легкомысленного поведения своих родственников. Духовная жизнь девушки сложилась вне традиций ее семьи. Автор уделяет особое внимание изображению этих героев. Он описывает прозрение Ани под влиянием Пети Трофимова. Петя внушает девушке мысль о бесплодности праздного существования, вызывает в ней стремление приобщиться к иной, наполненной смыслом и пользой жизни. Аня очень любит свой дом, фамильный сад. Но «вечный студент» всячески убеждает ее в том, что продолжение прошлой жизни здесь безнравственно: «Ведь так ясно. Чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом». Аня весело расстается с погибшим имением: «Начинается новая жизнь, мама. Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнешься, мама!». В этих словах Ани звучат мысли Пети Трофимова о том, что «вся Россия — наш сад». Эти молодые герои далеки от быта усадьбы. Свои будни они проводят в разговорах. Вся их роль в пьесе сводится к переоценке прошлого и подготовке будущего. Аня и Петя уже далеки от сада. Он олицетворяет для них ушедшее время. Поэтому винить этих героев в гибели сада неправомерно. Но неужели все персонажи так равнодушны к вишневому прекрасному саду?! Чехов — сложный, тонкий художник слова. Он никогда не дает прямых ответов на поставленные вопросы. Читатель сам должен подумать и найти решение. Думаю, что в гибели вишневого сада виновато время. Именно время — главный герой этой пьесы, ее основная движущая сила. Сад — своеобразный символ двух систем ценностей: хозяйственных и духовных. Это многогранный образ. Сад олицетворяет традиции. Таков закон жизни: старое должно уступить место новому. В то время, когда была написана комедия, вся Россия переживала кризис. Все новое более действенно. Сад — это определенный этап жизни героев. Как бы ни жалели его одни, ни стремились забыть о нем другие, этот образ навсегда останется частью их жизни. Люди часто боятся перемен, идеализируют прошлое, беспомощно цепляются за него. Герои пьесы не способны строить иное будущее. Жить в ногу со временем, быть хозяином своей судьбы, каждую минуту творить что-то доброе — вот к чему призывает нас автор «Вишневого сада».