Классные часы в 9. Информационно-познавательный классный час в форме виртуальной экскурсии в собор Василия Блаженного

ОТКРЫТЙ КЛАССНЫЙ ЧАС НА НРАВСТВЕННУЮ ТЕМУ

Духовная сила человека относится
к физической как три к одному.

Наполеон

Цель:

1. дать представление о понятиях «нравственность», «мораль», «толерантность»

2. обсуждение проявления толерантности и нетолерантности в обществе

3. развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинства другого

4. развитие способности к самоанализу, самопониманию

Задачи:

1. обучение учащихся способам выхода из конфликтных ситуаций

2. выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия

План проведения:

Класс делится на группы по 4- 5 человек.

Каждая группа в течение 2-3 минут обсуждает эпиграф, написанный на доске. Объясняют высказывание Наполеона: “Духовная сила человека относится к физической как три к одному”.

Ведущий 1 . Одной из важнейших ступеней развития личности является самоутверждение в нравственной сфере.

Человеку необходимо осознавать то, что он правильно живет, трудится, отдыхает. Без этой нравственной основы личность не обладает цельностью и логикой своего существования, является жертвой ситуации и, в конце концов, деградирует.

Ведущий 2.Как же понять и узнать свою нравственную основу? Об этом нам с вами хотелось бы поговорить на нашем классном часе Что же означают термины «нравственность, «мораль»

1. Нравственность - термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали , иногда - этики .

В более узком значении нравственность - это внутренняя установка человека действовать согласно своей совести и свободной воле ю.

Мораль (наряду с законом) является только внешним требованием к поведению человека.

Именно с нравственностью связано различение добра и зла .

Ведущий 1. Ребята, как вы думаете, почему человек ведет себя правильно?

Из ответов найдите тот, который вам подходит больше всего:

почему человек ведет себя правильно?

  • Чтобы избежать наказания и получить награду
  • Таковы общепринятые нормы и ценности моего общества
  • Чтобы все обо мне думали хорошо – другие и я сам
  • Таковы мои моральные принципы; они основаны на общечеловеческих принципах

· Ведущий 2. Психологи, изучающие становление морального сознания ребенка, предложили шкалу оценки уровня нравственного развития, основанную на характере причин, побуждающих человека к тому или иному действию.

· 1-й уровень . Чтобы избежать наказания и получить награду. (Подделываться).
2-й уровень. Чтобы все обо мне думали хорошо – другие и я сам. (Казаться).
3-й уровень. Таковы общепринятые нормы и ценности моего общества. (Подчиняться).
4-й (высший) уровень. Таковы мои моральные принципы; они основаны на общечеловеческих принципах. (Быть самим собой).

· Ведущий 1. Уровни на доске изображены в виде лестницы, где первому уровню соответствует нижняя ступенька, четвертому соответственно верхняя.

Это уровни нравственного поведения, где самому высокому уровню соответствуют высшие общечеловеческие ценности.

Ведущий 2 . «Заповеди» Современного общества

У Современного общества есть свои важнейшие ценности, которые в традиционных обществах были далеко не на первом месте (и даже рассматривались как отрицательные):

КАЖДАЯ ГРУППА ДОЛЖНА ОБСУДИТЬ ЭТИ ЗАПОВЕДИ И ПРОРАНЖИРОВАТЬ ИХ ПО СТЕПЕНИ ВАЖНОСТИ

- «не ленись, будь энергичен, всегда стремись к большему»;

- «саморазвивайся, учись, становись умнее - тем самым ты содействуешь прогрессу человечества»;

- «добивайся личного успеха, достигай богатства, живи в достатке - тем самым ты содействуешь процветанию и развитию общества»;

- «не доставляй другим неудобств, не лезь в чужую жизнь, уважай личность другого и частную собственность».

Ведущий 1 . Между добром и злом идет постоянная борьба. И мы должны быть всегда к этому готовы. Поэтому надо научиться находить “золотую середину”: уметь не ожесточаясь, не унижая других, противостоять негативному, сохраняя при этом верность высоким идеалам.

Мне хотелось бы продолжить классный час китайской притчей, которая поможет нам с вами сформулировать цель нашей встречи. Итак притча«Ладная семья».

Притча. Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

ЗАДАНИЕ ГРУППАМ: КАКИЕ ТРИ СЛОВА НАПИСАЛ СТАРИК?

Ведущий2. Все эти три слова можно заменить одним словом «толерантность». Толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек –это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Ведущий 1. Давайте вместе обобщим все сказанное. Слово «толерантность» я изобразила в виде солнца. Давайте разместим ваши ответы в виде лучиков.
Ведущий 2 Мне бы хотелось сказать, что наш класс - это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно, мы уже разместили на нашем солнце.
Молитва о встрече:

Ведущий 1. Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

Ведущий 2. И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Ведущий 1. Потому что я – это я, . а ты – это ты.

(стихи поэта Юрия Левитанского)

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.. .

Ведущий 2. Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!

У вас на столах лежат квадратики 3-х цветов, если вас затронула тема - возьмите ЗЕЛЁНЫЙ, если вам всё равно, о чем шла речь- ЖЕЛТЫЙ, если считаете, что зря провели время-красный.

ВСЕМ СПАСИБО, ВСЕГО ДОБРОГО!


ПОЖЕЛАНИЕ (на открытках)-распечатать









ПОЖЕЛАНИЕ

Не забывай дарить тепло, пока ты дышишь,
Не забывай творить добро, пока живёшь!
Всё с чистого листа, не перепишешь,
Со временем ты это всё поймёшь.
Жизнь невозможно повторить сначала,
Прошедшего нам тоже не вернуть...
И как бы жизнь не била, не качала,
Пройди достойно этой жизни путь!
Люби людей, и будешь ты любимым,
Всегда прощай, и будешь сам прощён,
Ведь жизни срок летит неумолимо!
И добрым словом будешь ты польщён!
Идти старайся в ногу вместе с веком,
Не спотыкайся, на ногах держись.
Остаться постарайся ЧЕЛОВЕКОМ,
В круговороте под названием "Жизнь"!

ПОЖЕЛАНИЕ

Не забывай дарить тепло, пока ты дышишь,
Не забывай творить добро, пока живёшь!
Всё с чистого листа, не перепишешь,
Со временем ты это всё поймёшь.
Жизнь невозможно повторить сначала,
Прошедшего нам тоже не вернуть...
И как бы жизнь не била, не качала,
Пройди достойно этой жизни путь!
Люби людей, и будешь ты любимым,
Всегда прощай, и будешь сам прощён,
Ведь жизни срок летит неумолимо!
И добрым словом будешь ты польщён!
Идти старайся в ногу вместе с веком,
Не спотыкайся, на ногах держись.
Остаться постарайся ЧЕЛОВЕКОМ,
В круговороте под названием "Жизнь"!

будешь ты польщён!
Идти старайся в ногу вместе с веком,
Не спотыкайся, на ногах держись.
Остаться постарайся ЧЕЛОВЕКОМ,
В круговороте под названием "Жизнь"!

Тематика классных часов в 9 классе определяется классным руководителем. Она зависит от психологических и физических возможностей каждого члена коллектива. Отметим, что тематика классных часов в 9 классе по профориентации должна соответствовать запросам детей и их родителей. Если в планы ребят входит продолжение обучения в 10-11 классах, в таком случае наставник обязан так разработать план своей воспитательной деятельности, чтобы дети могли определиться с вариантом будущего профиля.

Предназначение курсов по выбору

В рамках модернизации российского образования на основной ступени введена предпрофильная подготовка школьников. У ребят есть возможность самостоятельно выбирать курс по предмету, который связан с его будущей профессией.

Для того чтобы выявить предрасположенности каждого ребенка, ФГОС нового поколения предполагают проведение в девятом классе специального курса по профессиональной ориентации подрастающего поколения.

Формирование представлений о ЗОЖ

Тематика по ЗОЖ выбирается классным руководителем самостоятельно. Например, во время классных часов могут быть проведены следующие беседы:

  • «Жить здорово!»;
  • «Береги здоровье смолоду»;
  • «Как стать счастливым?»;
  • «Жизнь без вредных привычек»;
  • «Здоровая семья».

Важные аспекты

Тематика классных часов в 9 классе по направлениям:

  • духовно-нравственное;
  • эстетическое;
  • интеллектуальное;
  • художественное.

В рамках классных часов педагог расширяет представления подростков о мире современных профессий. Он стимулирует рассуждения подростка о перспективах самоопределения личности.

Тематика классных часов в 9 классе способствует профессиональному самоопределению каждого ребенка.

Элементы профориентации

Например, классный руководитель в рамках классного часа рассказывает ребятам о мире профессий. Школьники узнают о том, что выделяют такие типы по Климу:

  • человек - техника;
  • человек - природа;
  • человек - человек;
  • человек - художественный образ;
  • человек - система знаков.

Ребята работают в группах, подбирая для каждого типа характерные признаки.

Тематика классных часов в 9 классе указывается педагогом в планировании. Например, в рамках профориентационной деятельности классный руководитель создает систему мероприятий: классные часы, тестирования, практическую работу, направленную на получение школьниками представлений об особенностях профессий, их востребованности на современном рынке труда.

Тематика классных часов в 9 классе - важный аспект деятельности классного руководителя. Утверждает намеченный план работы завуч по воспитательной работе.

Фрагмент классного часа

Как рационально классному руководителю можно распределить занятия с вверенным ему коллективом? Тематика классных часов в 9 классе по четвертям должна соответствовать основному плану работы образовательной организации.

Занятие «Мой выбор» направлено на знакомство школьников с миром современных профессий. Педагог предлагает ребятам объяснить суть трех факторов стратегии подбора профессии:

  • «хочу»;
  • «могу»;
  • «надо».

Первая часть предполагает осознание личных интересов ребенка, его возможностей.

Второй блок основывается на самооценке и самоанализе возможностей с желаниями. Третья группа связана с возможностью трудоустройства после завершения обучения.

Основные ошибки при выборе профессии

Далеко не все подростки способны самостоятельно разобраться в своих личных интересах и творческих способностях. Из-за необъективной оценки способностей, отсутствия полных представлений о сути профессии, ориентирования на «престижную» специальность ребята совершают ошибки. Часто на выбор профессии влияет мнение родственников, желание «хорошо устроиться» в жизни, получать стабильную заработную плату. Каковы последствия? Нелюбимая работа станет причиной серьезного психологического дискомфорта, негативно отразится на физическом состоянии специалиста. Как сделать правильный выбор профессии? Классный руководитель в рамках блока занятий, посвященных профессиональной ориентации подрастающего поколения, может предложить своим воспитанникам опросник.

  1. Знаешь ли ты о своих особенностях.
  2. Какие книги тебе интересны больше всего.
  3. Какие предметы в школе тебе нравятся больше всего.
  4. Какие черты характера в себе ты можешь выделить.
  5. Хочешь ли ты изменить свой внешний вид.
  6. Любишь ли ты трудиться.
  7. Кем ты планируешь стать после окончания школы.
  8. Сомневаешься ли в том, что твоя мечта сбудется.

Диагностика самостоятельности

Данный аспект является особенно важным в работе классного руководителя. Для того чтобы создавать благоприятные условия для саморазвития каждого ребенка, педагог проводит диагностику, целью которой является определение уровня самостоятельности каждого ребенка. Для проведения исследования классный руководитель привлекает детского психолога.

В рамках диагностики ребята получают представления о типе своего темперамента, его соответствии той профессиональной сфере, которую выбирает ребенок.

Только в том случае, когда классный руководитель серьезно и ответственно относится к своей работе, продумывает систему мероприятий, способствующих самоопределению и самореализации каждого ребенка, можно рассчитывать на достижение цели, поставленной перед школой современным обществом.

Нельзя забывать о том, что именно в рамках воспитательной деятельности реализуется личностно-ориентированный подход, рекомендуемый для применения в российских школах ФГОС второго поколения.

Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле.
Публий Сир.

Традиционно старший подростковый возраст считают возрастом самоопределения личности. Самоопределение неразрывно связано с пониманием себя, своих возможностей и стремлений. Между тем многие девятиклассники не знают, чего они хотят, не могут внятно сформулировать свои цели, принципы, не имеют нравственного идеала, не могут адекватно оценить себя. Предлагаемый классный час - это час общения на темы психологии и морали (самопознание, самооценка, идеалы, цели, принципы). В сценарии использованы разнообразные методы: интерактивная беседа, проблемная ситуация, анкетирование (Самохарактеристика), групповая форма работы, игровые ситуации. В конце классного часа каждый ученик должен составить самохарактеристику (по вопросам анкеты).

Цели: расширить представление детей о самопознании, саморазвитии, самоопределении; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой; способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа: за 1-2 дня до классного часа втайне от остальных детей помочь 2-3 ученикам составить самохарактеристики по вопросам анкеты. Попросить разрешения прочитать эти анкеты во время классного часа.

Оборудование: можно сделать ксерокопии анкеты для самохарактеристики (из дополнительных материалов к сценарию).

Оформление:

  • написать тему, эпиграфы;
  • для групповой работы начертить на доске таблицу "Самооценка". В колонках признаки указаны неверно. Правильные ответы - в тексте сценария;

Как правильно оценить себя?

  1. Судите о себе по делам.
  2. Сравнивайте себя с теми, кто лучше вас.
  3. Тот, кто вас критикует - ваш друг.
  4. Критикует один - задумайтесь.
    Критикуют два - проанализируйте свое поведение.
    Критикуют три - переделывайте себя.
  5. Строго относитесь к себе и мягко - к другим.

Ход классного часа

I. Вступительное слово "Знаем ли мы себя?"

Классный руководитель. Скоро вы окончите 9 класс, и вам придется выбирать свой дальнейший путь: десятый класс, работа и вечерняя школа, училище, колледж, техникум. Кто-то сделает этот выбор осознанно и самостоятельно. А кто-то пока и сам не знает, чего он хочет. Девятиклассники знают много формул, теорем, правил, законов, могут решать трудные задачи и давать оценку литературным персонажам, но далеко не каждый может ответить на простые вопросы: кто я? какой я? каким я хочу быть? что думают обо мне другие? Сегодня мы будем учиться отвечать на эти вопросы.

II. Интерактивная беседа по теме "Зачем нужна самооценка?"

Классный руководитель. Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: "Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя". Можете ли вы считать себя умными людьми? (Дети отвечают.}

Что можно узнать о себе?

Примерные ответы детей:

  1. Свои физические возможности, состояние здоровья.
  2. Свои таланты, способности (умственные, творческие).
  3. Свой характер, темперамент, волю.
  4. Свои вкусы, привычки.
  5. Свои сильные и слабые стороны.

Классный руководитель. Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности. А что это даст? Зачем вообще нужна правильная самооценка?

Примерные ответы детей:

  1. Узнать призвание, выбрать профессию.
  2. Избежать ошибок и разочарований.
  3. Правильно вести себя с окружающими.
  4. Не браться за невыполнимые дела.
  5. Правильно определить цель в жизни.

Классный руководитель. Действительно, человек, который объективно оценивает свои способности и возможности, сможет безошибочно выбрать свое призвание, определить цель в жизни. Такому человеку легче избежать крушений жизненных планов, разочарований, ошибок. И если возникнут неприятности, он будет искать причину не в других, а в себе.

III. Работа в группах по теме "Определение уровня самооценки"

Классный руководитель. А как же можно узнать человека с правильной самооценкой? На доске я составила таблицу признаков людей с разной самооценкой. Но кто-то перепутал признаки. Как правильно разместить слова в колонках? Предлагаю обсудить этот вопрос в группах (по рядам, можно объединиться по 2 пары). Нужно собрать по 4 признака людей с разной самооценкой. Первая группа - с завышенной, вторая - с заниженной и третья - с объективной самооценкой. Выбранные признаки вы должны записать на листочках бумаги. Правильные ответы мы прикрепим к таблице. Дополнительное условие - обосновать свой выбор.

(В течение 3-5 минут дети работают.)

Время истекло, слушаем мнения групп.

(Дети поднимают руки, отвечают, обосновывают свой выбор. Правильные ответы прикрепляют скотчем в соответствующие колонки таблицы.)

(Учитель читает 3-4 характеристики, дети угадывают их авторов.) Как вы считаете, авторы были объективны к себе? А может, кто-то приукрасил или недооценил себя? (Дети высказываются.)

Эти характеристики очень помогут мне в конце учебного года.

Я тоже постараюсь быть объективной.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КЛАССНЫЕ ЧАСЫ

Записи на листках

Завышенная: высокомерие, самоуверенность, нахальство, вспыльчивость.

Заниженная: пассивность, обидчивость, внушаемость, трусливость.

Объективная: уравновешенность, уверенность в себе, скромность, чувство собственного достоинства.

Классный руководитель. Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой? (Быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т. п.)

Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой? (Заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить "нет" и т. п.)

Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой? (Не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т. п.)

IV. Проблемная ситуация "Как себя оценить? "

Классный руководитель. Со стороны легко определить, какая у человека самооценка, а вот самому себя оценить труднее. Вот послушайте рассказ о проблемах одной девятиклассницы Наташи (читает). Бабушка и мама считают, что Наташа - самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя постоянно к ней придираются и ставят тройки, как и ее подружкам, Светке и Галке, которых Наташа считает намного глупее себя. Светка и Галка, правда, так не считают, и даже сказали Наташе, что та слишком высокого о себе мнения. То же самое говорил и бывший Наташин дружок Сергей, с которым она поругалась. Наташа теперь с ними со всеми не разговаривает. Наташа считает, что все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда им всем докажет, что они ей в подметки не годятся!

К сожалению, героиня рассказа не знакома с правилами, которые записаны на доске - "Как оценить себя?" (читает). Правильно ли оценивала себя Наташа? Какие ошибки она совершила, оценивая себя?

Примерные ответы детей:

Судила о себе по мнению мамы и бабушки.

Учебные неудачи объясняла придирками учителей.

Сравнивала себя не с более сильными, а с более слабыми. Требовательно относилась к другим, к себе - снисходительно.

Не прислушивалась к критике, три человека ей говорили одно и то же, а она не сделала выводов.

Поругалась с друзьями, которые говорили об ее недостатках. - Ставила себе нереальные цели. путь к себе.

V. Работа с понятиями: цели, принципы, идеалы

Цели:

Классный руководитель. Многие не могут определить свои цели, принципы, идеалы. Мне кажется, они просто плохо представляют себе, что это такое. Давайте разберемся с этими понятиями. Жизненные цели - что это такое? (Это мечта. То, к чему человек стремится.)

Зачем нужно ставить перед собой цели? (Чтобы к чему-то стремиться, чтобы был смысл жизни.)

Сколько целей может быть у человека?

Какие же бывают цели в жизни? (Могут быть краткосрочные, долгосрочные цели.)

Примерные ответы:

Богатство, слава, власть.

Стать мастером своего дела, чтобы все тебя уважали.

Быть просто хорошим человеком, любить людей.

Создать хорошую семью, построить дом, посадить дерево, вырастить детей.

Жить для себя: учиться, развиваться, путешествовать.

Принести пользу людям, жить для людей.

Найти свою любовь.

Жить для удовольствия, наслаждения.

Совершить научное открытие, найти лекарство от неизлечимой болезни.

Жить для Бога. Не грешить, бороться со своими страстями.

Классный руководитель. Ученые говорят, что жизненная цель дает человеку силы, он начинает что-то делать для достижения этой цели, и в конце концов его мечты сбываются. Но жизненные цели бывают разные. Одни дают силы на всю жизнь, а другие только на короткий период. Как вы думаете, какие цели могли бы стать целями всей жизни? (Дети отвечают.)

Говорят, что достигнуть цели совсем не трудно: надо просто каждый день делать к этой цели хотя бы один шаг. Иначе эта цель так и останется мечтой.

Принципы

Классный руководитель. Но даже самая красивая цель может быть человеком отвергнута, если нужно поступаться принципами. Жизненные принципы - это убеждения, взгляд на вещи, жизненные правила. Какие бывают принципы? Прежде всего, это 10 христианских заповедей. Давайте их вспомним. (Дети поднимают руки, отвечают.)

Есть люди, которые руководствуются другими принципами, например: "Человек человеку - волк" (закон джунглей) "Не верь, не бойся, не проси" (тюремный закон), "Бери от жизни все!", "После нас - хоть потоп!" и т. п. Какие еще вы знаете принципы? (Высказывания детей.)

Зачем нужны принципы? Может ли человек изменять свои принципы в течение жизни? Бывают ли люди без принципов? Дети дают ответы.

В истории много примеров, когда за принципы люди сознательно шли на смерть, если ценой жизни было предательство - веры, Родины или друзей, ведь изменить своим принципам - значило потерять себя как человека, потерять уважение к себе. Можете ли вы привести примеры? (Высказывания детей.)

Классный руководитель. Идеал - совершенное воплощение чего-то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Я прочитаю качества идеальных людей. Представьте себе, что нужно выстроить их в порядке убывания. Какие качества вы бы поставили на первое место?

Идеал мужчины: привлекательность, верность, мужественность, мастеровитость, деликатность, понимание.

Идеал женщины: обаяние, верность, женственность, хозяйственность, уступчивость, понимание.

Идеал гражданина: коллективизм патриотизм, национальная честь и достоинство, совесть, мужество, ответственность.

Идеал работника: профессиональная компетентность, высокая работоспособность, организованность и деловитость, деловое сотрудничество и самодисциплина, требовательность к себе и другим, культура труда и бережливость, потребность к самообразованию, самосовершенствованию.

VI. Составление самохарактеристики

Классный руководитель. После окончания 9 класса школа дает выпускникам характеристики. Эти характеристики составляет классный руководитель. Но я решила обратиться к вашей помощи и попросила вас составить самохарактеристики. Для этого прошу вас ответить на вопросы анкеты.

(Учитель читает вопросы анкеты (из дополнительных материалов к сценарию), разъясняет их смысл, дети дают ответы.)

Кто хочет, может оставить анкету у себя. Надеюсь, она поможет вам в вашей самооценке.

(Желающие сдают анкеты.)

VII. Игра "Маска, я тебя знаю! "

Классный руководитель. С разрешения некоторых ребят я вам сейчас прочитаю их творения. А вы попробуйте угадать, кто автор этой характеристики.

VIII. Заключительное слово

Классный руководитель. Как известно, все люди уникальные, но осознать эту уникальность многие не могут или не хотят. А для этого нужно всего лишь познать себя, дать себе объективную оценку. Оказывается, это совсем непросто. И даже составить объективную характеристику в конце 9 класса удается немногим. Процесс познания себя у каждого свой, индивидуальный, неповторимый. Он будет длиться всю жизнь. С познания себя начинается и познание других людей, и познание мира, и познание смысла жизни.

IX. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Что дал вам сегодняшний классный час? Удалось вам узнать что-то новое о себе и других?

Дополнительный материал

Анкета "Самохарактеристика"

1. Ваш внешний вид. (Довольны ли вы своей внешностью?

2. Убеждения и идеалы. (Есть ли у вас принципы? К чему вы стремитесь в жизни?)

3.Способности и интересы. (Что вас интересует больше всего, что у вас получается лучше, какие книги вы читаете?)

4. Отношение к труду. (Какую работу вы выполняете с удовольствием, а какую делаете нехотя? Есть ли у вас трудовые обязанности в семье?)

5. Нравственно-волевые качества. (Какие человеческие качества вы считаете самыми ценными; какие самыми отвратительными? Кто ваш любимый герой? Кому и в чем вы хотели бы подражать?

Литература

  1. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. Минск, 1990.

Наши убеждения и моральные ценности формируются под воздействием того, что мы видим и слышим. В современных условиях развития общества, характеризующихся их переоценкой, происходят как позитивные, так и негативные процессы. Всё чаще приходится сталкиваться с проявлением наркомании, агрессивности, национализма среди взрослых и среди детей. Система ценностей меняется к худшему. Теряется уважение к власти, доверие к людям, исчезает у подростков такая черта характера, как скромность, отсутствует чувство патриотизма.

Людям не достаёт нравственного компаса, поэтому возрастает значение духовно-нравственного воспитания детей. Классный руководитель сегодня - посредник между обществом и ребенком в усвоении основ общечеловеческой культуры.

Классные часы, представленные в нашей статье, направлены на воспитание у школьников любви к своему Отечеству, уважения к его защитникам, бережного отношения ко всему живому, на формирование умения различать в окружающем мире хорошее и плохое, на воспитание отзывчивости, милосердия, тонкости чувств, умения управлять своим внутренним миром и понимать других людей. Некоторые из классных часов направлены на расширение кругозора и развитие интеллекта учащихся. Формы проведения предлагаемых классных часов разнообразны: ток-шоу, конкурсные программы, беседа, турнир знатоков, викторина и др. Такие активные формы воспитательной работы позволяют сделать жизнь коллектива интереснее.

В данный электронный сборник вошли разнообразные по форме и содержанию классные часы для 9 классов, затрагивающие систему человеческих ценностей - темы, столь важные и необходимые в подростковом возрасте: о мужестве и стойкости, о красоте душевной и физической, о милосердии и бережном отношении ко всему живому на планете.

Интеллектуальные игры, конкурсы и викторины помогут увлекательно спланировать и организовать внеурочную деятельность подростков.

Данный сборник может заинтересовать классных руководителей, студентов педагогических учебных заведений и всех, кто занимается воспитательной работой школьников.

Сборник будет полезен классным руководителям, организаторам воспитательной работы в школе, вожатым, воспитателям.

Классные часы для школьников 9 класса

Классный по профориентации в 9 классе. КонспектЦель: Расширить знания учащихся о профессиях; Помочь в определении своих интересов и способностей. Задачи: Формировать у учащихся активное и ответственное отношение к жизни; Помочь учащимся выявить свою профессиональную направленность; Расширить знания учащихся о мире профессионального труда; Создать положительную мотивацию выбора профессии.

Игра для школьников 8-9 класса «Счастливый случай»Тема: «Все профессии важны» Внеурочное мероприятие в детском доме для детей 14 -16 лет. Автор – разработчик Бурматова Ирина Валентиновна, Государственное казённое учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Детский дом «Сияние Севера» Цель: Расширение знаний о мире профессий. Задачи: - Выявить у воспитанников уже имеющиеся знания о труде людей разных профессий; - Расширять кругозор детей, прививать любовь к чтению художественной литер...

Классный час для старших классов, посвященный столетию Октябрьской революции 1917 годаАвтор: Мамаев Олег Владимирович, учитель истории и обществознания МКОУ «Батьковская основная школа», Рязанская область, Сасовский район, п. Батьки Описание: Конспект классного часа для старших (9-11) классов, посвященный столетней годовщине Октябрьской революции. Адресован учителям-предметникам, учащимся, а также всем интересующимся российской историей XX века. Примечание: Классный час являются логичес...

Классный час по профориентации для школьников 9 класса. РазработкаОписание: Данный сценарий можно использовать классным руководителям 9-ых классов для профессиональной ориентации, оказания помощи учащимся в выборе будущей профессии. Это первый классный час из цикла классных часов, посвящённых выбору профессии. Для написания сценария использованы различные источники, в том числе и материалы из сети Интернет. Цель классного часа: Активизировать мотивацию профессионального самоопределения учащи...

Методическая разработка воспитательного часа для выпускников «Зеркало наших отношений»Подготовила воспитатель КГУ «ВКО специальный Дом юношества» управления образования ВКО Скулкина Татьяна Николаевна. Материалы методической разработки классного часа «Зеркало наших отношений» будут полезны классным руководителям в направлении саморазвития учащихся, воспитанию личных качеств, культуры поведения, изучения делового этикета. Рекомендуемая возрастная группа – средний и старший школьный возраст. М...

Викторина с ответами для школьников «Из истории открытий»Внимание* На все вопросы возможен только один правильный ответ. 1. Английский ученый, сделавший свои первые открытия в области физики и математики в 24 года, а в 26 лет уже стал профессором. Он обосновал три важных закона механики. Выберите ваш ответ: А. М. В. Ломоносов Б. Г. Х. Гюйгенс В. Г. Ом Г. И. Ньютон 2. Его труды посвящены теории относительности Выберите ваш ответ: А. Г. Галилей Б. А. Г. Столето...

Методическая разработка классного часа "Курить уже не модно", 9 классПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Классный час «Курить уже не модно!» посвящен профилактике вредных привычек у подростков (курение) и пропаганде здорового образа жизни. В подростковом возрасте огромное значение приобретает влияние сверстников; потребность в одобрении товарищей чаще всего и толкает подростка на эксперименты с курением. В настоящее время профилактика вредных привычек у подростков направлена на то, чтобы...

Классный час воспоминаний и размышлений в 9 классе «Если в классе выпускной…»Цели: 1) выявить наиболее значимые для учащихся события, произошедшие на протяжении всей жизнедеятельности классного коллектива; 2) способствовать развитию взаимного интереса одноклассников друг к другу, формированию желания поддерживать дружеские отношения и по окончанию школы. Оформление: прикреплённая к классной доске газета «Из класса - в класс, их года - в год неслышно время нас ведёт».Ход часа(После линейки...

Методическая разработка воспитательного часа на тему «Воля. Характер. Судьба»Аннотация Методическая разработка посвящена одной из серьезных и актуальных проблем современности – проблеме самопознания и самовоспитания личности. В ней содержатся различные упражнения по самовоспитанию, анкетирование по определению уровня самоорганизации, беседа по различным вопросам, рекомендации по воспитанию воли и характера. Данный воспитательный час поможет воспитанникам выбрать пути, способы, средства, с помо...

Сценарий интеллектуальной игры по правилам дорожного движения для школьников 8-11 классаИнтеллектуальная игра для старших классов «Эх дороги»Автор: Филясова Марина Геннадьевна Пензенский колледж транспортных технологий. Мероприятие предназначено для проведения в 8-11 классе. Игра поможет раскрыть интеллектуальный потенциал учащихся. Цели и задачи: выявление и развитие интеллектуальных, познавательных способностей, широты кругозора учащихся; повышение мотивации учащихся к познавательной деяте...

Разработка. Классный час в 9 классе «Борьба со стрессом»Цель: формирование навыков управления факторами, вызывающими стресс в период подготовки и сдачи экзаменов. Задачи: развитие уверенности в себе; развитие навыков самоконтроля; формирование навыка управления стрессом; снятие эмоционального напряжения и страха перед экзаменами.Ход занятияI. Знакомство с темой урока Я не спроста решила поговорить с вами на эту тему. Сегодня …апреля. Весна. А ни для кого не секрет, что конец весны...

Конспект классного часа для старшеклассников на тему: "Жизнь"Автор: Куценко Дарья Сергеевна, Воспитатель, ГКОУРО "Таганрогская санаторная школа-интернат", город Таганрог Описание: Предлагаю классный час на тему: "Жизнь" с обучающимися 8-11 классов. Материал конспекта будет полезен классным руководителям и воспитателям интернатов с детьми 15-17 лет. Цель: Помочь воспитанникам осмыслить жизнь и осознать ее ценность. Задачи: : - познакомить детей с понятиями «Жизнь», «Смысл жизни», «Жизненный...

ПРЕСС – КОНФЕРЕНЦИЯ. «Современная Россия: безопасность в глобальном мире», 9-11 класс Цель: формирование гражданско – патриотических и духовно нравственных качеств личности обучающихся, основанных на государственных и общечеловеческих ценностях; способствовать осознанию личной причастности к сохранению мира. Задачи: формирование у учащихся принятия и уважения многообразия культур и народов мира; представления о равенстве и независимости народов и государств мира; формирование системы соц...

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КВЕСТ для школьниковКвест, является разновидностью компьютерной игры, однако мы её трансформируем в игру на местности с использованием карт-заданий, станций, на которых необходимо решить технические и интеллектуальные головоломки и идти дальше по маршруту, обозначенному в найденном задании. Чтобы решить задачи, которые были спрятаны на станциях, необходимо использовать умственные усилия и находчивость, время которое будет потрачено на решение заданий, играет на руку игрокам, ...

Классный час - 9 класс. Семь чудес России. Собор Василия Блаженного

Информационно-познавательный классный час в форме виртуальной экскурсии в собор Василия Блаженного

Цели : углубить знания детей об истории российской культуры; формировать положительное отношение к таким качествам, как любознательность, пытливость; способствовать формированию эстетического чувства; воспитывать уважение к памятникам отечественной культуры и искусства, воспитывать художественный вкус; побуждать детей к расширению своего кругозора, к изучению культуры России, посещению художественных выставок.

Форма проведение : виртуальная экскурсия.

Подготовительная работа: назначить группу экскурсоводов (6 детей), распределить материалы выступлений.

Оформление: фотографии (Красная площадь, собор Василия Блаженного, памятник Минину и Пожарскому, иконы Василия Блаженного).

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Виртуальная экскурсия.

1. Строительство собора.

2. Блаженный Василий.

3.Как сохранился собор.

III. Интерактивная беседа.

IV. Заключительное слово.

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Ребята, когда вы изучали историю древнего мира, вы познакомились с семью чудесами света. Можете ли вы их назвать сейчас? (Александрийский маяк, египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды, галикарнасский мавзолей, статуя Зевса Олимпийского, Колосс Родосский, храм Артемиды Эфесской.)

Но это чудеса давно минувших дней. Недавно в Европе были объявлены «Семь новых чудес света» (впрочем, тоже довольно древних). Это Великая Китайская стена (Китай); статуя Христа в Рио-де-Жанейро (Бразилия); скальный город Петра (Иордания); город индейцев Мачу- Пикчу (Перу); пирамида майя в городе Чичен-Ица (Мексика); римский Колизей (Италия); мавзолей Тадж-Махал (Индия). Журнал «Всемирный следопыт» решил найти «Семь чудес России». Сначала по звонкам из всех регионов страны был составлен список из 100 достопримечательностей, потом экспертный совет отобрал из них 21 объект. Из этого списка лидеров и будет выбираться семерка памятников истории и архитектуры, которые будут названы «чудесами России». Результаты акции станут известны 7 июля 2008 года. А пока послушайте, какие достопримечательности претендуют на звание «Чудо России» (читает по сценарию):

1. Ансамбль Дворцовой площади и Зимний дворец, Санкт- Петербург.

2. Ансамбль Красной площади с храмом Василия Блаженного (Покровский собор) и Московский Кремль.

3. Астраханский кремль.

4. Башня на горе Ахун, Сочи.

5. Выборгский замок. Ленинградская область.

6. Городище Аркаим, Челябинская область.

7. Иволгинский буддийский дацан, Бурятия.

8. Кафедральный собор, Калининград.

9. Кирилло-Белозерский монастырь, Вологодская область.

10. Комплекс «Мамаев курган», Волгоград.

11. Кремль и Софийский собор, Великий Новгород.

12. Кремль с Благовещенским собором и мечетью Кул-Шариф, Казань.

13. Мост через Енисей, Красноярск.

14. Музей-заповедник «Кижи», Карелия.

15. Псково-Печорский монастырь, Псковская область.

16. Соловецкий кремль, Архангельская область.

17. Суздальский кремль и собор Рождества Богородицы.

18. Тобольский кремль.

19. Троице-Сергиева лавра, Сергиев Посад, Московская область.

20. Церковь Покрова на Нерли, Владимирская область.

21. Цитадель Нарын-кала, Дербент, Дагестан.

Какие-то из этих памятников известны всем, о каких-то мы почти ничего не знаем. Это значит, что нам еще придется многое открывать в нашей родной стране. И начнем мы эти открытия с виртуальной экскурсии к одному из самых известных памятников древнерусской архитектуры, который стал для россиян символом отечественной истории и национального характера. Этот памятник смело можно назвать одним из чудес России. Итак, объявляю маршрут: Москва, Красная Площадь, собор Василия Блаженного. Передаю слово экскурсоводам.

II. Заочная экскурсия

Строительство собора

Экскурсовод 1. Собор Василия Блаженного - одна из самых известных российских достопримечательностей. Многие иностранцы говорят, что он стал символом России, таким же, как Эйфелева башня для Франции, статуя Свободы для США, Биг Бен для Англии. Многие называют этот собор одним из российских чудес. Чудесно само это сооружение, чудесна история его создания, полна чудес и жизнь святого, имя которого носит этот собор. Чудесные истории и легенды этого храма - тема нашей экскурсии.

Экскурсовод 2. В 1554 г. в память о победоносном походе на Казань в Москве по повелению Ивана Грозного начали возводить каменный собор Покрова Богородицы. Храм в народе именовался Покрова на Рву, т. к. возводился рядом с глубоким рвом, проходившим вдоль восточной стены Кремля. Позднее в одном из пределов храма был похоронен юродивый Василий Блаженный, благодаря которому собор приобрел свое новое название. Существует легенда об авторах и создателях собора.

Авторами собора летопись называет русских зодчих - Постника и Барму. Согласно легенде, Иван Грозный был так восхищен красотой собора, что приказал ослепить зодчих, чтобы они не могли нигде больше построить такого красивого храма. Правда, некоторые современные историки опровергают эту легенду, т. к. архитектор Постник был автором других, более поздних сооружений.

Экскурсовод 1. Собор Василия Блаженного - это симметричный ансамбль из 8 церквей, окружающих девятый - самый высокий храм, увенчанный шатром. Все церкви соединены между собой переходами. Каждая церковь увенчана луковичным куполом, ни один из которых по архитектурному убранству не повторяет другие. Купола украшены карнизами, кокошниками, окнами, нишами. Каждая из 8 церквей носит имя святого, в чей день произошло то или иное важное событие казанских походов Ивана Грозного. Центральная церковь посвящена празднику Покрова Богоматери - именно в этот день Казань была взята приступом. До конца XVII в., пока на территории Кремля не была построена колокольня Ивана Великого, собор Василия Блаженного являлся самым высоким зданием в Москве.

Экскурсовод 2. После революции, во времена безбожия, собор был закрыт, с него сняли колокола, а храм стал музеем. Только в 1991 г. в храме возобновились нерегулярные богослужения. В настоящее время собор Василия Блаженного является филиалом Государственного исторического музея. В музее есть богатая коллекция икон и фресок XVI—XIX веков, одна из самых богатых коллекций колоколов, интересная коллекция оружия времен Ивана Грозного. Перед храмом установлен бронзовый Памятник Минину и Пожарскому. В Санкт-Петербурге находится храм-двойник, напоминающий собор Василия Блаженного - храм Воскресения Христова, который еще называют «Спас на крови».

Блаженный Василий

Экскурсовод 3. Собор носит имя Василия Блаженного. Что же это был за человек? Любимец всей Москвы, человек, перед которым трепетал и которого уважал даже сам царь Иван Грозный.

Даты его жизни весьма точно указаны учеными: дата рождения - декабрь 1468 г., а дата кончины -15 августа (2 августа по ст. ст.) 1557 г. Так что со дня рождения Василия Блаженного прошло уже полтысячелетия, а народ до сих пор хранит память о нем. Его жизнь полна чудесных историй, описанных многими древними авторами.

Экскурсовод 4. Согласно легенде, святой Блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в семье бедных крестьян. Как только мальчик подрос, его отдали в учение к сапожнику. Сапожник первым и заметил, что ученик его - необыкновенный человек. Однажды к ним в мастерскую зашел купец, попросил сшить такие сапоги, чтобы за весь год не сносить. Блаженный Василий прослезился: «Сошьем тебе такие, что и не износишь их». На недоуменный вопрос мастера ученик ответил, что заказчик не обует сапоги, вскоре умрет. Через несколько дней пророчество сбылось.

Экскурсовод З.В16 лет святой пришел в Москву и начал тернистый подвиг юродства. В палящий летний зной и трескучий лютый мороз ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Странны были его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били Блаженного, но он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. А потом обнаруживалось, что калачи были плохо испечены, квас приготовлен негодным. Почитание Блаженного Василия быстро росло: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды.

Экскурсовод 4. Один купец задумал построить в Москве каменную церковь, но трижды своды ее обрушивались. Купец обратился за советом к блаженному, а он направил его в Киев: «Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь». Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. «Кого ты качаешь?» - спросил купец. «Родимую матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание». Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он возвратил мать домой, испросил у нее прощение и достроил церковь.

Экскурсовод 3. Блаженный Василий старался даже в самых опустившихся людях увидеть зерно добра, подкрепить их лаской, ободрить. Чаще всего его можно было увидеть у Варварских ворот в башне Китай-города, в которой содержались особо отличившиеся пьяницы. Он беседовал с ними и многих исправлял, а место то стали называть Васильевым лужком. Проходя мимо домов, где люди предавались пьянству и разврату, целовал углы этих домов, а углы жилищ, в которых обитали благочестивые люди, забрасывал камнями. Объяснял же такое свое поведение тем, что по углам домов, где живут добропорядочные христиане, толпятся бесы, а возле домов, где творится бесчинство, стоят, не решаясь войти внутрь, ангелы. «Не углы целую, а ангелов. Не углы побиваю каменьями, а бесов».

Экскурсовод 4. Не раз спасал Василий Блаженный Москву от нашествия врагов. В 1521 г. напал на Москву хан Ахмет-Гирей, уже и предместье сжег. Но юродивый Василий так горестно и слезно молился в Успенском соборе, что произошло чудо: хану вдруг померещилось огромное воинство, выходящее из Кремля, и он в ужасе отступил от Москвы.

Экскурсовод 3. Царь Иван Грозный любил Василия Блаженного, часто звал его к своему застолью, и тот иногда соглашался. Однажды во время такого ужина Василий закричал:

Пожар! Пожар!

И стал в окно выплескивать вино из кубков. Но гости царя не видели в Москве никакого пожара. Тогда Василий пояснил, что пожар не в Москве, а в Новгороде, и он уже его потушил. Вскоре приезжают из Новгорода люди и рассказывают, что и впрямь случился пожар, стал сильно разгораться, но внезапно откуда-то появился странный человек, принялся заливать пламя водой из ведер и быстро все потушил. Когда позвали Василия, новгородцы сразу узнали в нем того человека, который потушил пожар.

Экскурсовод 4. 72 года провел в юродстве Василий Блаженный и умер 88 лет от роду. Во время погребения сам царь нес гроб с телом усопшего. Князья, помогая ему, сменялись, а он - нет. Похоронили Василия Блаженного у Троицкой церкви, на территории Покровского собора, который стали называть собором Василия Блаженного. И само место между храмом и Москвой-рекой вскоре окрестили Васильевским спуском. И большинство людей при имени Василия Блаженного прежде всего воображают себе не сухонького обнаженного старца, а огромный и величественный собор, самый необычный из всех русских храмов.

Как сохранился собор

Экскурсовод 5. 450 лет стоит собор Василия Блаженного в самом сердце страны, на Красной площади в Москве. Пережил и пожары, и наполеоновское нашествие, и безбожие сталинских времен, когда разрушались и взрывались храмы по всей стране. Пережил и Великую Отечественную, когда на Москву обрушились немецкие бомбы. Само сохранение этого собора - чудо из чудес. Не один раз храм оказывался на краю гибели, и каждый раз оставался цел. Верующие люди объясняют это чудо Промыслом Божьим.

Экскурсовод 6. Рассказывают, что Наполеон хотел перенести московское чудо в Париж, но по техническим причинам не мог этого сделать. Тогда перед отступлением французской армии он приказал взорвать храм вместе с Кремлем. Москвичи пытались помешать этому... Но внезапно хлынул проливной дождь, который загасил фитили и предотвратил взрыв.

Экскурсовод 5. После революции храм едва не стал жертвой большевистского безбожия. В сентябре 1918 г. большевики расстреляли настоятеля собора протоиерея Иоанна Восторгова, имущество храма конфисковали, все колокола переплавили, а сам храм закрыли, но не снесли. Храм вновь спасло чудо. В 1936 г. Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы расчистить место для праздничных демонстраций и автомобильного движения по Красной площади. Существует легенда, что он изготовил особый макет Красной площади со съемным Покровским храмом и принес его к Сталину, показывая, как собор мешает Демонстрациям и машинам. «А если бы его - р-раз!..» - и с этими словами он рывком сорвал храм с площади. Сталин посмотрел, подумал и медленно проговорил знаменитую фразу: «Лазарь! Поставь на место!..».

Экскурсовод 6. Снос храма остановило в первую очередь личное мужество архитектора П.Д. Барановского - мученика и подвижника русской культуры. Когда ему приказали готовить храм к сносу, он наотрез отказался и пригрозил покончить жизнь самоубийством, а потом отправил очень резкую телеграмму правительству. Ходили слухи о том, что Барановский на коленях умолял высоких чиновников не разрушать храм, и это подействовало. Сталина действительно что-то остановило - решение о сносе было отменено.

III. Интерактивная беседа

Согласны ли вы, что собор Василия Блаженного должен войти в число семи чудес России? Какие доказательства вы бы привели для этого? (Древнее сооружение, уникальная архитектура, в самом сердце России, овеяно чудесами и т. п.)

Какие достопримечательности нашего края вы бы включили в число семи чудес света? (Дети называют памятники истории и культуры.)

Нужны ли людям чудеса или они отрывают нас от реальной жизни, мешают заниматься делом, бизнесом? (Дети высказываются.)

IV. Заключительное слово

Классный руководитель. Соборы, храмы, парки, дворцы - это памятники истории и культуры. В XX в. в нашей стране относились к этим памятникам по-варварски и многие из них разрушили. Некоторые памятники были сознательно уничтожены. В последние годы мы видим, что строятся новые храмы, восстанавливаются и реставрируются старые. Это говорит о том, что Россия возрождается, поднимается с колен, обретает утраченную историю, возвращает отвергнутые святыни. Вместе со святынями возвращается и утраченное достоинство народа, его национальная гордость. Поэтому и появляются такие проекты, как «Семь чудес России». Это стремление показать самим себе, что у нас тоже есть чем гордиться.

Классный час на тему: Любовь и брак