Что делать образ рахметова. Рахметов - особенный человек

РАХМЕТОВ

РАХМЕТОВ - центральный персонаж произведения Н.Г.Чернышевского «Что делать? Из рассказов о новых людях» (1863).

Р. отличается от других героев романа так же, как сам роман Чернышевского - от тради ционных психологических романов. В журнале «Эпоха», издававшемся М.М. и Ф.М. Достоевскими, о Р. писали как о «каком-то кабинетном мифе, путешествующем так же легко по факультетам, как и по Европе» (Н.Соловьев). В художественной иерархии романа он занимает высшую ступень, являясь единственным представителем «особенных» людей - пропорционально тому, как в жизни автор, по его словам, «встретил до сих пор только восемь образцов этой породы». Некоторая черта «уже соединяла их в одну породу и отделяла от всех остальных людей», попросту говоря - участие в подпольной революционной работе. Не зная «эзопова языка» Чернышевского, невозможно понять, зачем Р. вел «самый суровый образ жизни», «занимался чужими делами или ничьими в особенности делами», в «сборных пунктах» приятелей «знакомился только с людьми, имеющими влияние на других», «мало бывал дома, все ходил и разъезжал».

От «новых людей» «особенный человек» отличается многим. По происхождению он не разночинец, а дворянин, «из фамилии, известной с XIII века»; не обстоятельства, а только сила убеждений заставляет его идти против своей Среды. Он переделывает как умственную, так и физическую свою природу, поддерживает «в себе непомерную силу», потому что «это дает уважение и любовь простых людей». Он начисто отказывается от личных благ и интимной жизни, чтобы борьба за полное наслаждение жизнью была борьбой «только по принципу, а не по пристрастию, по убеждению, а не по личной надобности». Отсюда и прозвище Р. - «ригорист» (от лат. «rigore» - жестокость, твердость), под которым он впервые появляется в VI разделе третьей главы книги. Ригоризм жизненный вытекает из ригоризма мыслительного: «Все великие теоретики были людьми крайних мнений», - писал Чернышевский в статье «Граф Кавур». Р. служит живым воплощением теории «расчета взаимных выгод», реализуя потенции, заложенные в «новых людях». Важно и то, что ближайшим литературным предшественником Р. является Базаров из романа Тургенева «Отцы и дети». Сохраняя некоторую стилистическую преемственность, Чернышевский в то же время показал, что Р. отличается от Базарова наличием позитивной точки приложения своих сил и имеет возможность действовать среди единомышленников.

Образ Р. построен на парадоксальном сочетании несочетаемого. Предельная хронологическая конкретность его биографии, служащей точкой отсчета и для многих других событий книги, соседствует со значительными событийными лакунами; второстепенное действующее лицо, он оказывается «поважнее всех... взятых вместе»; крайний материалист во взглядах, он живет и борется только за идею. Однако эта противоречивость оборачивается стилистическим разнообразием, характерным для жанра мениппеи, к которому близок роман.

При всей видимой постороннее™ образа Р. основному сюжету книги он занимает в нем осевое положение, выполняя функции посредника: между «открытой» (семейной) и «скрытой» (политико-революционной) частями сюжета, то есть между видимым и невидимым обыкновенному читателю мирами: между тем светом и этим (когда передает Вере Павловне записки от «уехавшего в Америку» Лопухова); между прошлым, настоящим и будущим (когда из «обыкновенного доброго и честного юноши»РАХМЕТОВдворянина, человека прошлого, становится «особенным человеком» будущего и знает наступление этого будущего с точностью до года); между разными частями этого мира (когда путешествует по России и за границей). Высшим проявлением мессианских свойств Р. является ожидание его приезда накануне «перемены декораций». Явный мифологический подтекст этого образа связан со структурой романа, организованной по принципу «мирового древа»: Р. и другие немногочисленные «особенные люди» спускаются с его верхнего, небесного яруса на грешную землю для ее очищения. Житийно-легендарные черты биографии Р., отсылающие к «Житию Алексия, человека Божия», к былинам о богатырях и к новейшим легендам о бурлаке Никитушке Ломове, к романтическим образам сверхлюдей, в сочетании с бытовой детализацией, призваны подчеркнуть его универсальность и абсолютную реальность.

Среди прототипов Р. чаще всего называют П.А. Бахметева (со слов самого Чернышевского), который учился у Чернышевского в Саратовской гимназии и после неоконченной учебы в земледельческом институте уехал в Европу, а затем в Океанию, чтобы создать там новый социальный строй. Образ Р., как и полагается всякому житийному образу, породил множество подражаний. Он стал эталоном профессионального революционера, на что указывал Д.И.Писарев в статье «Мыслящий пролетариат» (1865), назвав Р. «историческим деятелем»: «В общем движении событий бывают такие минуты, когда люди, подобные Рахметову, необходимы и незаменимы...»

Лит.: Писарев Д.И. Мыслящий пролетариат

//Писарев Д.И. Сочинения. В трех томах. 1.1. Л., 1982; Скафтымов А.П. Художественные произведения Чернышевского, написанные в Петропавловской крепости

//Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972; Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972; Лебедев А.А. Разумные эгоисты Чернышевского. М., 1973; Та-марченко Г.Е. Чернышевский-романист. Л., 1976; Наумова Н.Н. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Л., 1978; Руденко Ю.К. Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?»: Эстетическое своеобразие и художественный метод. Л., 1979; Пинаев М.Т. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?»: Комментарий. Книга для учителя. М., 1988; Паперно И. Семиотика поведения: Николай Чернышевский - человек эпохи реализма. М., 1996.

М.А.Дзюбенко


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "РАХМЕТОВ" в других словарях:

    Один из самых значимых героев романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» (1863) Рахметов, Салават Кипаевич См. также Ахметов … Википедия

    РАХМАТОВ РАХМАТУЛЛИН РАХМЕТОВ Рахмат, Рахмёт тюркские имена. От арабского слова рахмат спасибо, благодарность. (Ф). Рахматуллин милосердие Аллаха.(Э). (Источник: «Словарь русских фамилий». («Ономастикон»)) РАХМЕТОВ Как и Рахматов, фамилия… … Русские фамилии

    Рахметов - герой романа Чернышевского Что делать? , тип аскетически самоотверженного борца. В лице Рахметова дан образ будущего революционера народовольца … Исторический справочник русского марксиста

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рахметов. Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия

    - — сын Гавриила Ивановича Ч., публицист и критик; род. 12 го июля 1828 г. в Саратове. Одаренный от природы отличными способностями, единственный сын своих родителей, Н. Г. был предметом усиленных забот и попечений всей семьи. Хотя и… … Большая биографическая энциклопедия

    - (англ. Rock climbing) вид спорта и вид активного отдыха, который заключается в лазании по естественному (скалы) или искусственному (скалодром) рельефу. Зародившись как разновидность альпинизма, скалолазание в настоящее время … … Википедия

    Соревнования в лазании на трудность Лазание на трудность вид скалолазани … Википедия

РАХМЕТОВ - "ОСОБЕННЫЙ" ГЕРОЙ РОМАНА

"Рахметовы - это другая порода, - говорит Вера Павловна, - они сливаются с общим делом так, что оно для них отныне необходимость, наполняющая их жизнь; для них оно даже заменяет личную жизнь".

Роман Н. Г. Чернышевского "Что делать?" - роман о новых людях, об их новой жизни. Это передовая, прогрессивно настроенная интеллигенция из разночинцев. Это люди дела, а не отвлеченных мечтаний, они и стремятся завоевать счастье для народа в борьбе с существовавшими несправедливыми общественными устоями. Они любят труд, горячо преданы науке, их нравственные идеалы высоки. Эти люди строят свои отношения на взаимном доверии и уважении. Они не знают колебаний в борьбе, не пасуют перед трудностями. Герои романа борются за идеал светлого будущего, за лучшую жизнь. Среди них выделяется фигура особенного человека Рахметова. Наверное, желая убедительнее доказать своим читателям, что Лопухов, Кирсанов и Вера Павловна действительно люди обыкновенные, Чернышевский выводит на сцену титанического героя Рахметова, которого он сам признает необыкновенным и называет особенным человеком. Рахметов в действии романа не участвует. Таких людей, как он, очень мало: их не удовлетворяет ни наука, ни семейное счастье; они любят всех людей, страдают от любой совершающейся несправедливости, переживают в собственной душе великое горе - жалкое прозябание миллионов людей и отдаются исцелению этого недуга со всем жаром.

Рахметов стал в романе подлинным образцом всесторонне развитого человека, порвавшего со своим классом и нашедшего в жизни простого народа, в борьбе за его счастье свой идеал, свою цель. Критики писали: "Еще в ранние студенческие годы формировался ригоризм особенного человека, то есть вырабатывались привычки к суровому, непреклонному соблюдению оригинальных принципов и в материальной, и в нравственной, и в умственной жизни". Путь обыкновенного, хорошего, доброго и честного юноши - студента начался с чтения книг, с выработки нового взгляда на жизнь. Он прошел школу политического воспитания у студента-разночинца Кирсанова. Книги для чтения, рекомендованные Кирсановым, Рахметов брал в книжных магазинах. После погружения в такое чтение он укреплялся в мысли о необходимости наискорейшего улучшения материальной и нравственной жизни многочисленнейшего и беднейшего класса.

Рахметов учится и что-то делает у себя на родине, а не за границей. Учится он у русских людей, занятых повседневным трудом. Ему необходимо в первую очередь знать, насколько материально стеснена их жизнь по сравнению с его собственной жизнью. С семнадцати лет он приобщается к суровому образу жизни простого народа. Первоначально на несколько часов в день становился чернорабочим: возил воду, таскал дрова, копал землю, ковал железо. Окончательно уважение и любовь простых людей Рахметов приобрел во время трехлетних странствий по России, после того как прошел бурлаком всю Волгу. Товарищи по лямке ласково окрестили его Никитушкой Ломовым.

Рахметов своим суровым образом жизни воспитывал физическую выносливость и духовную стойкость, необходимые для будущих испытаний. Уверенность в правоте своих политических идеалов, радость борьбы за счастье народа укрепляли в нем дух и силы борца. Рахметов понимал, что борьба за новый мир будет не на жизнь, а на смерть, и поэтому заранее готовил себя к ней. Мне кажется, не требуется больших усилий и особого воображения, чтобы понять общий характер деятельности Рахметова, он постоянно занимался чужими делами, личных дел у него просто не было, это все знали. Рахметов занимается делами других людей, он всерьез работает на общество. Рахметов вообще обладал множеством отличительных особенностей. Например, вне своего круга он знакомился только с людьми, имеющими влияние на других, имеющими авторитет. И трудно было отмахнуться от Рахметова, если он задумал ради дела с кем-то познакомиться. А с ненужными людьми он вел себя просто-напросто по-хамски.

Ставил невообразимые опыты над свои телом и до смерти пугал этим свою хозяйку, Аграфену Антоновну, сдававшую ему комнату. Он не признавал любви, подавлял в себе это чувство, не хотел допустить, чтобы любовь связала его по рукам и ногам. Рахметов отказался от любви во имя великого дела.

Да, смешные люди, даже забавные... Мало их, но ими расцветает жизнь всех вокруг; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают возможность всем людям дышать, без них люди задохнулись бы.

Велика масса честных и добрых людей, но таких одержимых людей мало; но они в ней - теин к чаю, букет в благородном вине; от них ее сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль земли.

Вот подлинный человек, который особен но нужен теперь России, берите с него пример и, кто может и в силах, следуйте по его пути, ибо это есть единствен ный для вас путь, который может привести к желанной цели.

Н.Г.Чернышевский.

Как действующее лицо Рахметов появляется в главе "Особенный человек". В других главах его имя только упоминается. Но чувствуется, что образ поставлен в центре внимания читателя, что Рахметовглавный герой романа "Что делать?". Глава "Особенный человек" образует как бы маленькую самостоятельную повесть в романе, идея которого не будет без нее полной и понятной.

Рассказывая о Рахметове, Чернышевский умышленно сдвигает временный порядок фактов, и не дает определенно последовательной характеристики и биографии. Он использует намеки и недомолвки, переплетая то, что о нем "знали", с тем, что "узнали" впоследствии. Поэтому каждый штрих биографии имеет принципиальное значение. Например, происхождение. Действительно, почему разночинец Чернышевский делает главным героем социально политического романа дворянина, родословная которого уходит в глубь веков? Возможно, по мысли писателя, образ революционера-дворянина делал идею революции более убедительной и привлекательной. Раз лучшие представители дворянства отказываются от своих привилегий жить за счет народа, значит, кризис назрел.

Перерождение Рахметова началось в ранней юности. Семья его была, очевидно, крепостническая. Об этом говорит скупая фраза: " Да и видел он, что в деревне". Наблюдая жестокости крепостного права, юноша стал размышлять о справедливости.

"Мысли стали бродить в нем, и Кирсанов был для него тем, что Лопухов для Веры Павловны". В первый же вечер он "жадно слушал" Кирсанова, "прерывал его слова восклицаниями и проклятиями тому, что должно погибнуть, благословениями тому, что должно жить".

Рахметов отличается от Лопухова и Кирсанова не только своей аристократической родословной, но и исключительной силой характера, которая проявляется в постоянной закалке тела и духа, но особенно в поглощенности делом подготовки к революционной борьбе. Это человек идеи в самом высоком смысле слова.

Мечта о революции для Рахметова руководство к действию, ориентир всей личной жизни.

Ярко проявляется в Рахметове стремление к сближению с простыми людьми. Это видно из его путешествия по России, занятий физическим трудом, сурового самоограничения в личной жизни. Народ прозвал Рахметова Никитушкой Ломовым, выражая этим свою любовь к нему. В отличие от разночинца Базарова, который снисходительно разговаривал с "толстобородыми" мужиками, дворянин Рахметов смотрит на народ не как на массу, подлежащую изучению. Для него народ достоин уважения. Он пытается испытать хоть часть той тяжести, которая висит на мужицких плечах.

Рахметова Чернышевский показывает как человека "очень редкой", "особой породы", но в то же время как лицо типичное, принадлежащее к новой общественной группе, хотя и немногочисленной. Писатель наделил "особенного человека" суровой требовательностью к себе и другим и даже мрачноватой внешностью.

Вера Павловна сначала находит его "очень скучным". "Лопухов и Кирсанов, и все, не боявшиеся никого и ничего, чувствовали перед ним по временам и некоторую трусовость... кроме Маши и равнявшихся ей или превосходивших ее простотой души и платья".

Но Вера Павловна, узнав поближе Рахметова, говорит о нем: "...какой это нежный и добрый человек".

Рахметовригорист, то есть человек, который никогда и ни в чем не отступает от принятых правил поведения. Он готовит себя к революционной борьбе и морально, и физически. Проспав ночь на гвоздях, он объясняет свой поступок, широко и радостно улыбаясь: "Проба. Нужно. Неправдоподобно, конечно: однако же на всякий случай нужно. Вижу, могу". Таким, наверное, Чернышевский видел вождя революционеров. На вопрос: "Что делать?"Николай Гаврилович отвечает образом Рахметова и словами, помещенными в эпиграфе. Фигура этого ригориста оказала огромное влияние на последующие поколения русских и зарубежных революционеров. Об этом говорят признания этих людей, что их "любимцем был, в особенности, Рахметов".

Мне нравится Рахметов. Он обладает теми качествами, которых не хватает Базарову. Я восхищаюсь его упорством, волей, выносливостью, умением подчинять свою жизнь избранному идеалу, смелостью, силой. Мне хочется хоть немного быть похожей на Рахметова.

/ / / Образ Рахметова в романе Чернышевского «Что делать?»

При написании своего романа «Что делать?» Н.Г. Чернышевский решил ввести в него очень интересного героя – Рахметова. Его образ можно назвать революционным, ведь данный герой был насквозь пропитан любовью к окружающему миру, он излучал добро.

Вчитываясь в текст романа, читатель понимает, что основная роль отводится не описанию простых, обычных семейных отношений, а прославлению образа человека–революционера, «особенного» и неповторимого. Цель автора – показать образ Рахметова не как главное лицо в романе, а как главное лицо в жизни. Конечно, неоднократно было замечено, что мало в обществе таких Рахметовых. Однако их небольшое число делает мир светлее и добрее.

Данная работа Чернышевского не имеет равных. Никто еще до него так ярко и точно не описывал образ революционера, так проникновенно не рассказывал о его подвигах. В заключительных главах автор намекает на приближение революционного переворота. Н. Чернышевский неоднократно называл Рахметова забавным. А, пребывая под следствием, он именовал этот образ иным словами, ведь в открытую выразиться не мог. Поэтому, Рахметова прозывали «особым» человеком, высшей натурой, ригористом.

Чернышевский, проводя описание своего героя, упомянул и о его политической стороне жизни. Вырос Рахметов под влиянием отца–тирана, который на глазах юноши обижал мать, любимую девушку и прочих крепостных. Все это подтолкнуло Рахметова на сближение с Кирсановым и на перерождение его личности. И такая закономерность перевоплощений не была придумана автором, ведь многие революционеры были выходцами из дворянских слоев населения. Появление таких «рахметовых» говорит о том, что старое общество стало разлагаться достаточно быстрыми темпами. Порядочные и здоровые люди стали стремиться к лучшему.

Сам Рахметов ведет строгий образ жизни, он максимально пытается быть похож на обычного, простого человека, которому известны все жизненные трудности и тяготы. Герой романа занят пахатными работами, становится перевозчиком, бурлаком и плотником. За такие трудовые подвиги его именуют простонародным прозвищем Никитушка Ломовой.

Чернышевский описывает героя сильным и неподдающимся жизненным соблазнам. Рахметов отрекается от любви, от удовольствий. Его характер кипучий, страстный. Он проверяет свою силу воли, проведя всю ночь на войлоке, утыканном гвоздями, и выдерживает испытание.

В одно время Рахметов суров и груб, а в другое время, противоположно весел и деликатен.

В этом человеке Н. Чернышевский пытается передать тип революционера, который только зарождался среди людей, в обществе. Постоянная борьба, нравственность, преданность родине и народу – вот главные черты характера нового человека.

Центральным в романе является образ Рахметова - не только «нового», но еще и «особенного человека», «высшей натуры», в котором слились лучшие черты передовых людей эпохи Н.Г. Чернышевского. Будучи по происхождению аристократом, он становится демократом по взглядам на жизнь и жизненные идеалы. Рахметов - профессиональный революционер, революционный вождь. Это «рыцарь без страха и упрека», человек будто выкованный из чистой стали. Таких людей, как он, немного. «Я встретил, - замечает Чернышевский, - до сих пор только восемь образцов этой породы...»
Рахметов не сразу стал «особенным человеком». Сближение с Кирсановым, познакомившим Рахметова с учением социалистов- утопистов и философией Фейербаха, явилось толчком к превращению его в «особенного человека». «Жадно слушал он Кирсанова в первый вечер, плакал, прерывал его слова восклицаниями проклятий тому, что должно погибнуть, благословений тому, что должно жить». Рахметов, изучив теорию социализма, скоро переходит к революционному действию, становится революционером, человеком «особой породы». «Он поважнее всех нас здесь, взятых вместе», - говорит о нем Кирсанов. Рахметов с поразительной быстротой расширяет круг своих занятий после того, как переходит к революционной деятельности. В двадцать два года «он был уже человеком очень замечательно основательной учености». Читаел Рахметов только «самобытные» сочинения, и это потому, что, по его мнению, «по каждому предмету капитальных сочинений очень немного; во всех остальных только повторяется, разжижается, портится то, что все гораздо полнее и яснее заключено в этих немногих сочинениях. Надобно читать только их; всякое другое чтение - только напрасная трата времени». Понимая, что сила вождя - в его близости к народу, Рахметов изучает жизнь трудящихся. Пешком исколесил он всю Россию, был дровосеком, пильщиком, камнетесом, вместе с бурлаками тянул баржи по Волге. За силу бурлаки его прозвали Никитушкой Ломовым в память легендарного волжского богатыря. Рахметов готовил себя к революционной деятельности, знал, что ему придется переносить лишения, муки, быть может, даже пытки. И он заранее закаляет свою волю, приучает себя выдерживать физические страдания.
Рахметов отличается редкой работоспособностью. «Он успевал делать страшно много, потому что и в распоряжении временем положил на себя точно такое же обуздание прихотей, как в материальных вещах. Ни четверти часа в месяц не пропадало у него на развлечения, отдыха ему не было нужно». Занятия его были разнообразны, и смена их являлась для Рахметова отдыхом. О тайной революционной работе Рахметова Чернышевский, по вполне понятным причинам, не мог говорить открыто. Он только упоминает о том, что у Рахметова «дел... была бездна, и все дела, не касавшиеся лично до него; личных дел у него не было, это все знали... Он мало бывал дома, все ходил и разъезжал, больше ходил. Но у него... бывали люди... часто по нескольку дней его не бывало дома. Тогда вместо него у него сидел и принимал посетителей один из его приятелей, преданный ему душою и телом и молчаливый, как могила». Рахметов, зная, что революции нужны преданные и знающие люди, заботится о подготовке революционных кадров: в нескольких университетах учатся его стипендиаты, готовящиеся к подпольной деятельности. Рахметов кажется человеком суровым и угрюмым. Он и сам говорит: «Видишь невеселые вещи, как же тут не будешь мрачным чудовищем». Но суровость его только внешняя. «При всей своей феноменальной грубости, он был, в сущности, очень деликатен», - замечает Чернышевский. «Какой это нежный и добрый человек», - думает о нем Вера Павловна.
Рахметов отказывается во имя революционной работы от личного счастья. «Я должен подавить в себе любовь, - говорит он любимой женщине, - любовь к вам связывала бы мне руки, они и так не скоро развяжутся у меня - уже связаны. Но развяжу. Я не должен любить... такие люди, как я, не имеют права связывать чью-либо судьбу с своею». Рахметов борется за счастье народа, и эта борьба становится делом всей его жизни. «Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они... соль соли земли».
Хотя у литературного Рахметова были, по словам Чернышевского, реальные прототипы, следует отметить, что роман «Что делать?» обладает признаками утопии. Это утверждение относится не только к образу Рахметова, к образу Веры Павловны и ее деятельности, но к внедрению новых форм организации труда. В романе автор создал образ революционера, полностью отказавшегося от личной жизни. Он беспощаден к себе. Но будет ли он беспощадным к другим? Абстрактный гуманизм, приобретая силу, может превратиться в свою противоположность, когда, воинствуя, навязывает счастье людям. Литературный образ человека, беззаветно служащего утопической идее, стал идеалом для многих революционеров, этому образу поклонялись террористы-одиночки, отдельно настроенные революционные группы и целые партии.