Описание быта чичикова. Образ, характер, характеристика чиновника Чичикова в поэме Мёртвые души – художественный анализ

Взвесьте мне пять килограммов апельсинов.

Ага, вам нужно пять килограмм апельсин, минуточку.

Казалось бы, обычная сценка в магазине, но она наводит на размышления: кто правильно употребляет слова, а кто неправильно? Таким образом, возникает проблема: существительные множественного числа.

Апельсинов или апельсин?

В большинстве своём существительные мужского рода, у которых в в единственном числе твердый согласный на конце, имеют в интересующей нас форме окончание -ов.

  • Много апельсинов нужно для сока.
  • Несколько помидоров хватит для салата.
  • Куча мухоморов выросла вокруг пня.
  • Пять компьютеров привезли в школу спонсоры.
  • Блюдо из баклажанов здесь готовят вкусно.
  • Корзина опёнков стала наградой за двухчасовую прогулку по лесу.
  • Килограмм мандаринов к новогоднему столу не помешает.
  • Пара носков от бабушки - подарок к Новому году.

Грамм или граммов?

Названия единиц измерения имеют нулевое окончание, если употребляются в «измерительном» контексте:

  • Сто двадцать вольт достаточно.
  • Обычное напряжение - двести двадцать ватт .
  • Сто грамм сейчас не помешает.
  • Пять ампер - слишком мало.
  • Сотня гектар поля пустовала.
  • Здесь пятьсот гигабайт памяти.
  • Восемьдесят аршин красного шёлка ушло на флаги.
  • Всего-то десять герц !

Если родительный падеж множественного числа существительных не имеет значения счёта, то нужно использовать окончание -ов:

  • Нужно добавить всего сто граммов .
  • Не хватает пяти килограммов .
  • Без нужных гигабайтов не удастся загрузить всю информацию.

Туркмен или туркменов?

Национальность людей имеет собирательное значение, поэтому форма родительного падежа существительных употребляется преимущественно с нулевым окончанием:

  • Группа туркмен отправилась к трапу самолёта.
  • Несколько армян составляли бригаду строителей.
  • Он среди англичан вырос.
  • Приезд болгар был обставлен торжественно.
  • Степные игры башкир - это традиция.
  • Танцы лезгин заряжают своей энергетикой.
  • Выступления румын были прописаны в простоколе.
  • Нападение сарацин было частым явлением в те времена.
  • Много татар проживает на территории Крыма.
  • Наступление турок было остановлено.
  • Танцы цыган - гвоздь программы.
  • Землячество осетин в Петербурге встретило новых членов сообщества с радостью.
  • Кое-кто из бурят уже в те времена понимал все преимущества присоединения к России.
  • Песни грузин - моя слабость.

Это относится и к слову "человек": несколько человек выступило в поддержку оппонента.

Но и эти существительные родительного падежа множественного числа имеют целый ряд исключений:

  • Караван бедуинов медленно двигался по пескам пустыни.
  • Селенья берберов не отличаются замысловатостью строений.
  • Обычаи бушменов просты и понятны.
  • Протест негров на плантациях в Америке был закономерен.
  • Столица калмыков сегодня - современный город.
  • Выступление киргизов было воспринято публикой очень благожелательно.
  • Юрты монголов разбросаны по всей необъятной степи.
  • Танцы ойротов завораживают.
  • Кто-то из таджиков заговорил на своём языке, обращаясь к собратьям.
  • Посёлки тунгусов обычно располагаются по берегам рек.
  • Волеизъявление узбеков было услышано их президентом.
  • Среди хакасов мало уже чистокровных.
  • Я решил выучить язык хорватов.
  • Приезд якутов на конференцию был оговорён заранее.

Сюда же относятся воинские названия:

  • Полк гардемарин расположился в лесочке. (Несколько гардемаринов были отправлены в дозор).
  • Эскадрон гусар налетел с флангов. (Форма гусаров отличается необычностью).
  • Песни партизан проникнуты мечтой о мирной жизни.
  • Рота солдат выдвинулась на позиции.

И здесь есть исключения: взял у минёров, собрал мичманов, отправил сапёров.

Ботинок или ботинков?

Родительный падеж множественного числа имен существительных, обозначающих парные предметы, в своём большинстве выражается нулевым окончанием:

  • Нет ботинок у ребёнка.
  • Из глаз посыпались искры.
  • Краешек манжет выглядывал из-под рукавов пиджака.
  • Пара погон про запас всегда лежала у него в чемодане.
  • Без чулок гораздо лучше.
  • Блеск эполет ослеплял барышень.
  • Грохот сапог по брусчатке отзывался эхом.

Исключение: нет носков .

От некоторых существительных затруднительно образовать форму множественного числа родительного падежа: башка, мечта, мольба . А у слов щец и дровец нет других форм, только формы множественного числа родительного падежа.

Вафель или вафлей?

Образование родительного падежа множественного числа существительных женского рода характеризуется нулевым окончанием в словах:

  • Пачка вафель для ребёнка всегда лежала в шкафу.
  • Несколько домен ещё не запустили.
  • В доме вообще не было кочерёг.
  • Верхушки кровель показались вдали.
  • Концы оглобель воткнулись в землю.
  • Связка розог уже была замочена в корыте.
  • Пора свадеб - ноябрь.
  • Не надо сплетен.
  • Ряды усадеб тянулись за огородами.
  • Гнёзда цапель темнели в камышах.
  • На руках нянь ребёнок и вырос.

У некоторых из таких существительных бывает окончание -ей:

  • Не может быть в этом деле равных долей .
  • Не хватает кеглей.
  • Несколько пригоршней семечек перекачевало в карман Кольки из ведра продавца.
  • Крыши саклей скрылись за поворотом.
  • Свет свечей заливал весь зал.
  • Нет у нас лишних простыней.

Барышень или барышней?

Родительный падеж множественного числа существительных женского рода, которые в единственном числе заканчиваются на -ня, имеет нулевое окончание, и мягкий знак пишется не во всех словах:

Захолустий или захолустьев?

Существительные родительного падежа множественного числа среднего рода и некоторых женского рода варьируются: в книжном стиле речи у них основа на -ий, а в разговорном - окончание -ев, и бывают такие слова, в которых только одна нормативная форма.

Без вариантов пишется - ий в следующих словах:

  • Ряды острых копий тянулись до горизонта.
  • Опасайтесь глубоких ущелий.
  • Враги боятся наших изменений.
  • Изящество её тонких запястий поразило меня.
  • Надо прикрыть тылы армий.
  • Берегись проделок этих шалуний.

Такое же безвариантное формообразование имеют некоторые слова с окончанием -ев:

  • Леса речных верховьев - заповедные края.
  • У самых низовий мы ловим рыбу.
  • Мы ставим сети около устьев маленьких речушек.
  • Теперь у неё было много платьев.
  • Надо бы добавить несколько звеньев .
  • Мальчонка вошёл в дом, неся охапку поленьев.
  • Блеск наточенных остриёв вселял уверенность в победе.
  • Двое подмастерьев спали на лавках.

У существительных ружьё и скамья, судья форма множетвенного числа родительного падежа: ружей, скамей, судей.

Блюдец или блюдцев?

Без вариантов имеют некоторые формы родительного падежа множественного числа имени существительного среднего рода:

  • Корзина яблок стояла под деревом.
  • Не хватило глубоких блюдец .
  • Нет зеркалец у девочек.
  • Не хватает одеялец для малышей.
  • Махровых полотенец тоже не хватает.
  • Я не пробовал осьминожьих щупалец.
  • В этой округе множество маленьких болотцев.
  • Это платьице из крýжевцев.

У некоторых слов наряду с нулевым окончанием бывают вариативные варианты:

  • колен - коленей - коленьев;
  • коленец - коленцев;
  • корытец - корытцев;
  • копытец - копытцев.

Грабель или граблей?

Существительные родительного падежа множественного числа, у которых не бывает формы единственного числа, имеют нулевое окончание или окончания -ов или -ей:

нулевое -ов, -ев -ей
  • мокрых мокасин;
  • твоих нападок;
  • широких панталон;
  • ночных потёмок;
  • новых рейтуз;
  • густых сумерек;
  • красных шаровар.
  • твоих выкрутасов;
  • ранних заморозков;
  • старинных клавикордов;
  • ужасных лохмотьев;
  • нищенских отрепьев;
  • надоевших пантов;
  • гадких подонков;
  • куча ботов;
  • оставшихся выжимков;
  • редких высевков;
  • на улицах выселков;
  • пышных выческов;
  • долгих выморозков.
  • ваших граблей;
  • самодельных ходулей;
  • скучных будней;
  • мужицких дровней;
  • детских яслей.

Задач или задачь?

Существительные родительного падежа множественного числа с нулевым окончанием на шипящую не имеют на конце мягкого знака.

  • много задач;
  • несколько жилищ;
  • твоих плеч;
  • тяжёлых нош;
  • нет галош;
  • не хватает хранилищ;
  • ваших рож;
  • лесных чащ;
  • крыши дач.

Практическая работа

Теперь, когда вы знаете всё о таком явлении, как образование формы родительного падежа множественного числа существительных, выполните несколько заданий.

1. Поставьте вместо знака вопроса мягкий знак либо пропуск:

  • ваш(?) товарищ(?);
  • борщ(?) горяч(?);
  • быстро умнож(?)те;
  • выйдеш(?) замуж(?);
  • богач хорош, широкоплеч(?);
  • хатаеш(?)ся за гуж(?);
  • рухнеш(?) навзнич(?);
  • примчиш(?)ся вскач(?);
  • откроеш(?) настеж(?);
  • меч(?) сверкающ(?);
  • синяя туш(?);
  • выполниш(?) точ(?)-в-точ(?);
  • скопление туч(?);
  • скоро уж(?) полноч(?);
  • сундук сокровищ(?);
  • картеч(?) свистит;
  • лиш(?) угадаеш(?) фальш(?);
  • много училищ(?);
  • музыкальный туш(?);
  • обжеч(?) кирпич(?);
  • фарш(?) свеж(?);
  • махнёш(?) наотмаш(?);
  • бьёш(?)ся над решением задач(?);
  • не говори, что не дюж(?).

2. Поставьте слова во множественном числе в родительном падеже слова.

Амбиция, акация, бойня, боярышня, верховье, барышня, героиня, гнездовье, готовальня, пашня, дыня, здание, определение, черешня, кухня, пекарня, поместье, поверье, сочинение, типография, рябина, история, изложение, устье, наковальня, княгиня, ружьё, платье, деревня, подмастерье, плясунья, няня, площадь, операция, раздумье, орудие, овация, селение, читальня.

3. Образуйте по образцу слова:

  • буряты - бурят: башкиры, туркмены, болгары;
  • ядра - ядер: числа, кресла, брёвна, рёбра;
  • киргизы — киргизов: казаки, узбеки, таджики;
  • кружевце - кружевцев, корытца, копытца;
  • носки - носков: ремешки;
  • сапоги - сапогов: чулки, ботинки, валенки;
  • лимоны — лимонов: баклажаны, мандарины;
  • амперы - ампер: микроны, аршины, вольты;
  • зёрнышки - зёрнышек: пёрышки, окошки;
  • брызги — брызг: бусы, каникулы;
  • носилки - носилок: салазки, потёмки;
  • яблоки - яблок: груши;
  • полотенца - полотенец: одеяльца, блюдца;
  • западни - западней: ноздри, ступни;
  • сакли - саклей: распри, кегли;
  • туфли - туфлей: вафли, оглобли;
  • клещи - клещей: ясли, будни.

4. Именительный и родительный падежи множественного числа существительных тесно связаны. От существительных в скобках (им.п.) образуйте правильную форму (р.п.).

1) Множество новых (полотенца), (блюдца), (одеяльца), (покрывало) было завезено к открытию (ясли).

2) Много (гектары) лесов сгорело от летних (пожарища).

3) Какая прелесть - запах от цветущих (вишни), (яблони)!

4) Какие прекрасные водоёмы находились вблизи (поместья)!

5) Огромное количество (витамины) содержится всего лишь в ста граммах (апельсины) и (лимоны).

6) Нам установили новый счётчик на 10 (амперы).

7) Новая коллекция (ботинки) и (туфли) поступила в магазины.

Трудные формы множественного числа имен существительных

К числу форм имен существительных, образование которых может быть связано с определенными затруднениями, следует отнести формы множественного числа именительного падежа (директоры или директора, клапаны или клапана? ) и формы множественного числа родительного падежа некоторых существительных (пять граммов и пять грамм, пять апельсинов или пять апельсин ?)

1. Формы множественного числа именительного падежа существительных: директоры или директора?

Форма именительного падежа множественного числа существительных проверяется в словарном порядке (по словарю). См. рубрику "Проверка слова" на нашем портале. Обратите внимание: поиск слова в словарях осуществляется по начальной форме (именительный падеж, единственное число)!

Словарная статья читается следующим образом: если в статье нет особых указаний на форму множественного числа (помета мн. ), то для образования формы именительного падежа множественного числа используется окончание или . Если же требуется иное окончание (или допустимы варианты), то ставится помета: мн. -а . Например:

В современном русском литературном языке варианты, колеблющиеся в форме им. п. мн. ч., насчитывают свыше 300 слов. Очагом распространения флексии -а (-я) являются сферы просторечия и профессионального языка. В связи с этим формы на -а, (-я) имеют часто разговорную или профессиональную окраску: договора, слесаря, токаря . Формы же на -ы (-и) более нейтральны и для большинства слов отвечают традиционным нормам литературного языка. Однако в некоторых случаях формы на -а, (-я) уже вытеснили формы на -ы (-и) .

Кроме этого, можно запомнить ряд закономерностей, облегчающих выбор флексии (окончания) именительного падежа множественного числа:

    Склоняемые существительные среднего рода, начальная форма которых оканчивается на -КО, имеют безударную флексию мн. ч. им. п. (личики, перышки, яблоки ). Исключение составляют существительные с ударными окончаниями мн. ч.: войска и облака .

    Остальные существительные среднего рода в форме мн. ч. принимают окончание -а (-я): болота, поля, моря, окна .

    Форма на -а, -я у некоторых слов может быть единственной или преобладающей: бок - бока (боки только во фразеологическом сочетании руки в боки ); век - века (веки только во фразеологических сочетаниях в кои-то веки, на веки вечные, во веки веков ), глаз - глаза, луг - луга, мех - меха, снег - снега, стог - стога, шелк - шелка .

    Формы могут иметь разное значение: тона (о цвете) и тоны (о звуке), хлеба (о злаках) и хлебы (о печеном хлебе), цеха и цехи (на предприятии) и цехи (средневековые организации ремесленников).

    Формы существительных могут различаться по стилистической окраске: борта и устар. борты; дома и устар. домы; корма и устар. кормы; рога и устар. и поэт. роги; сорта и устар. сорты; тома и устар. томы, а также громы и поэт. грома; гробы и поэт. гроба.

    Наконец, формы существительных могут быть равноправными и взаимозаменяемыми: года и годы (но: годы юности, тяжелых лишений; девяностые, нулевые годы ), цеха и цехи (на предприятии), шторма и штормы .

    Чтобы решить вопрос о статусе "спорной" формы слова (ненормативная, вариантная, стилистически окрашенная и др.), в любом случае нужно обратиться к словарю.

Нестандартно множественное число образуется у слов ребенок - дети, человек - люди, дно - донья и некоторых других.

2. Формы множественного числа родительного падежа существительных: пять граммов или пять грамм?

Для большей части существительных мужского рода, в начальной форме оканчивающихся на твердый согласный (апельсин, помидор, мухомор, компьютер, носок ), характерно окончание -ов в форме родительного падежа множественного числа: апельсинов, помидоров, мухоморов, компьютеров, носков и т. д. Из этого правила можно выделить обширный ряд исключений - подобных существительных, но имеющих в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание: один чулок - нет чулок, один осетин - пятеро осетин, один грамм - пять граммов и пять грамм и т. п. К числу таких слов относятся:

    Названия людей по национальности и по принадлежности к воинским соединениям, преимущественно употребляющиеся в формах множественного числа в собирательном значении: мадьяры - мадьяр, туркмены - туркмен, гардемарины - гардемаринов и гардемарин, партизаны - партизан, солдаты - солдат; сюда же относится форма р. п. мн. ч. человек .

    Названия парных предметов: ботинки - ботинок, глаза - глаз, манжеты - манжет, погоны - погон, чулки - чулок, эполеты - эполет, сапоги - сапог .

    Названия мер и единиц измерения: 220 вольт, 1000 ватт, 5 ампер, 500 гигабайт . Если же такие названия употребляются вне "измерительного" контекста (иначе говоря, форма родительного падежа не является счетной), то используется окончание -ов: жить без избыточных килограммов, не хватает гигабайтов .

Нужно отметить, что названия плодов, фруктов и овощей, представляющие собой существительные мужского рода, в начальной форме оканчивающиеся на твердый согласный (апельсин, баклажан, помидор, мандарин ), в форме родительного падежа мн. ч. имеют окончание -ов: пять апельсинов, килограмм баклажанов, Новый год без мандаринов, салат из помидоров .

Для некоторых существительных образование форм мн. ч. род. п. затруднено; это слова мечта, мольба, башка . Напротив, слова щец и дровец не имеют других форм, кроме формы мн. ч. род. падежа.

См.: "Русская грамматика", М., 1980.

В 1846 году Белинский, известный своей критической проницательностью, заметил, что Чичиков «как приобретатель не меньше, если еще не больше Печорина, - герой нашего времени». Чичиков может приобретать «мертвые души», железнодорожные акции, он может собирать пожертвования для благотворительных учреждений. Безразлично, какого рода деятельностью он занимается.

Бесспорным является одно: Чичиков - бессмертный тип. С ним можно встретиться везде, он принадлежит всем странам и всем временам: он только принимает различные формы, сообразно условиям места и времени. Действие в поэме «Мертвые души» начинается со знакомства читателя с главным героем. Кто он? Ни то ни се, золотая середина: «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод». С чего начинает свое пребывание в новом городе почтенный коллежский советник Павел Иванович Чичиков? С визитов: к губернатору, вице-губернатору, прокурору, полицеймейстеру, откупщику, начальнику над казенными фабриками и т. д. Ведя себя, как вполне благонамеренный человек, Чичиков «в разговорах с сими властителями… очень искусно умел польстить каждому»: губернатора похвалил за «бархатные дороги» его губернии, полицеймейстеру «сказал что-то очень лестное насчет городских будочников», вице-губернатора и председателя палаты дважды ошибочно назвал «ваше превосходительство».

Губернаторше он сделал комплимент, «весьма приличный для человека средних лет, имеющего чин не слишком большой и не слишком малый», а себя называл «незначащим червем мира сего», сетуя, что много испытал на своем веку, «претерпел на службе за правду, имел много неприятелей, покушавшихся даже на жизнь его».

Характерной чертой Чичикова является умение поддержать разговор: «Шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, и здесь он сообщал очень дельные замечания… Но замечательно, что он все это умел облекать какою-то степенностью, умел хорошо держать себя. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует». Как видим, маску пошлости и мнимой благопристойности Чичиков научился носить мастерски, истинное же содержание его помыслов и действий скрыто под этой личиной-маской вполне порядочного, благопристойного господина. В первой главе автор лишь косвенно, иносказательно выражает свое отношение к герою и его поступкам. Да и сам герой в рассуждениях о мире толстых и тонких дает некоторый намек на свое истинное видение окружающего мира: «Толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие. Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся и виляют туда и сюда».

Чичиков отнесен автором к миру толстых, которые надежно и крепко сидят на своих местах. Таким образом, подтверждая видимость Чичикова, кем он кажется, автор начинает подготовку изобличения его, «раскрытия» правды о нем. Первый успех (сделка с Маниловым) укрепляет уверенность Чичикова в легкости и безопасности осуществляемой им аферы. Окрыленный этим успехом, герой торопится заключить новые сделки. По дороге к Собакевичу Чичиков встречается с Коробочкой, которая показала Чичикову, что его предприятие требует не только настойчивости, но и тонкости, а главное, осторожности. Урок, однако, не пошел ему впрок. Чичиков спешит к Собакевичу, но встречает Ноздрева и отправляется к нему. Среди свойств Ноздрева едва ли не главным является «страстишка нагадить ближнему своему, иногда вовсе без всякой причины». И Чичиков невольно попадается на эту удочку: в конце концов, он раскрывает истинную цель приобретения «мертвых душ». В этом обнаруживается слабость и легкомыслие героя. Конечно же, впоследствии Чичиков бранил себя за то, что поступил неосторожно, заговорив с Ноздревым о столь деликатном деле. Как видим, упорство и целеустремленность в тех случаях, когда заходят слишком далеко, оборачиваются недостатком.Наконец Чичиков прибывает к Собакевичу, который, будучи изворотливым и настойчивым в преследовании своей выгоды, скорее всего, догадывается, для чего нужны Чичикову «мертвые души». Он безбожно торгуется, да еще выхваляет мертвых крестьян: «А Еремей Сорокоплехин да этот мужик один станет за всех, в Москве торговал, одного оброку приносил по пятисот рублей. Ведь вот какой народ! Это не то, что вам продаст какой-нибудь Плюшкин». Предприятие Чичикова завершается сделкой с Плюшкиным, у которого даже деньги выходят из живого оборота, уложенные им «в одном из ящиков, где, верно, им суждено быть погребенными до тех пор, пока… не погребут его самого». Чичиков на высоте: бумаги все подписаны и в глазах обывателей он превращается в «миллионщика». Как известно, «миллионщик» - это волшебное слово, которое открывает все дороги и «действует и на людей подлецов, и на людей ни се ни то, и на людей хороших, - словом, на всех действует».

Однако вскоре триумф Чичикова-«миллионщика» заканчивается ноздревским разоблачением: «А! херсонский помещик, херсонский помещик!.. Что? много наторговал мертвых? Ведь вы не знаете, ваше превосходительство… он торгует мертвыми душами!» В городе начинается переполох и сумятица, так же как и в сознании читателя. Ведь подлинную биографию героя автор приберег для финала поэмы. Чичиков казался порядочным и добродетельным, но под этой личиной крылась иная сущность. Сын полунищего дворянина, он даже лицом не походил ни на отца, ни на мать. «Жизнь при начале, - пишет Гоголь, - взглянула на него как-то кисло-неприютно, сквозь какое-то мутное, занесенное снегом окошко: ни друга, ни товарища в детстве!» Неожиданно в один прекрасный день отец решил отдать мальчика в городское училище. При расставании не было слез, но было дано важное и умное отцовское наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай… угождай учителям и начальникам… А больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете».

Это наставление одинокий и нелюдимый Павлуша принял всем сердцем и всю свою жизнь руководствовался только им. В классах училища он быстро постиг дух начальства и осознал, в чем должно состоять его поведение. На уроках Чичиков сидел тише воды, ниже травы и в результате, не имея особых способностей и талантов, при выпуске получил «аттестат и книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение». По окончании училища Павлуша окунулся в реальность бытия: отец умер, оставив ему в наследство лишь «четыре заношенные безвозвратно фуфайки, два старых сертука» и незначительную сумму денег. Примечательно, что в это же время происходит еще одно событие, раскрывающее истинные качества будущего афериста. Учитель, так любивший смирного ученика Чичикова, был уволен из училища и пропадал без куска хлеба в забытой конурке. Бывшие непокорные и заносчивые ученики собрали для него деньги, и только Павлуша ограничился пятаком, сославшись на свою крайнюю бедность.

Нет, Чичиков не был скуп, но «ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах, со всякими достатками: экипажи, дом, отлично устроенный, вкусные обеды». Ради этого Чичиков готов был голодать и «жарко» заниматься службою. Вскоре он понял, что честный труд не принесет ему желаемого. В поисках новых возможностей для улучшения своего положения он начинает ухаживать за дочкой своего начальника, но получив долго-жданное повышение, напрочь забывает о своем добродете-ле. Взятки, аферы - вот путь, на который вышел Павлуша. Постепенно он добился некоего видимого благополучия, однако на место прежнего начальника был назначен человек военный, строгий, в доверие к которому Чичиков втереться не смог.

Он переезжает в другой город, где по счастливой случайности становится таможенным чиновником и вступает в «коммерческие» отношения с контрабандистами. Через некоторое время этот преступный сговор был раскрыт, а виновные, в том числе и Чичиков, отданы под суд - именно таким способом герой «пострадал на службе». Заботясь о своих потомках («Такой чувствительный предмет!»), Чичиков решается на новую аферу, свидетелями которой мы и становимся в «Мертвых душах».


Страница: [ 1 ]

Образ Чичикова Павла Ивановича - это, пожалуй, самая удачная из гоголевских карикатур. История жизни только этого персонажа, играющего главную роль в поэме «Мертвые души», раскрыта автором очень детально. Заняться таким художественным и всесторонним исследованием писателя заставила новизна характера, за который он взялся.

Многие черты помещиков той поры совмещает в себе Павел Иванович героя не была бы полной без описания в одиннадцатой главе условий, в которых происходило его становление.

В наследство от обедневшего дворянина Павлу Ивановичу досталось немного меди и наставление хорошо учиться и всем угождать, а деньги беречь и копить. Отсутствие в завещании высоких слов о долге, он воспринял буквально. Да и сама жизнь вскоре подтвердила, что эти понятия ни к чему хорошему (в его понимании) не приводят. В училище знания, поведение, почтительность Павлуши вызывали лишь одобрение и похвалу со стороны учителей, которые ставили мальчика в пример другим ученикам. Поступив после учебы в казенную палату, он продолжает угождать своему начальнику, оказывать знаки внимания его дочери. Такое же поведение характерно для него в любой обстановке. Чичиков быстро постиг: чтобы понравиться человеку, нужно говорить с ним о его интересах, о темах, близких ему. Такое поведение помогает ему в любом обществе оставаться своим человеком. Постепенно Павел Иванович заглушает еще живую душу, старается не слышать тихий голос совести, свое счастье строит на чужом несчастье. И все это ради собственной выгоды. Орудия, которые умело и активно пускает в ход Чичиков, - это махинации и обман, воровство из казны, оскорбление, взяточничество. Постоянное накопительство, приобретение становятся смыслом жизни для главного героя. И в то же время деньги для Чичикова нужны не ради них самих. Они служат средством достижения хорошей, благополучной жизни для его семьи. Образ Чичикова резко отличается от других персонажей целеустремленностью и силой характера. Он добивается своего любыми способами, проявляя при этом необыкновенную изворотливость, находчивость, упорство.

Чичиков в поэме «Мертвые души» не похож на всех и своей активностью, деятельностью, предприимчивостью. Ему не свойственны витание в облаках Манилова и наивность Коробочки. Его нельзя сравнить со скрягой Плюшкиным, но и беспечное расточительство Ноздрёва тоже не для него. Предприимчивость этого героя далека от деловитости Собакевича. Все эти качества свидетельствуют о явном превосходстве Павла Ивановича над другими персонажами поэмы.

Образ Чичикова невероятно многогранен. Людей, подобных ему, очень трудно сразу разгадать, понять, что они собой представляют на самом деле. Чичиков сумел понравиться большинству жителей города, как только в нем появился. Он сумел преподнести себя как человека светского, развитого и порядочного. Во время разговора он находит индивидуальный ключик к каждому, в ком заинтересован. Его показная доброжелательность - лишь средство выгодно использовать высокое расположение нужных людей. Ничего не стоит для Чичикова перевоплотиться, изменить манеру поведения и при этом не забыть о собственных целях. Его способность приспосабливаться к каждому просто удивительна. Когда Павел Иванович торгуется с Маниловым, он проявляет деликатность, чувствительность и предупредительность. А вот с Коробочкой, наоборот, ведет себя напористо, грубо, нетерпеливо. Он понимает, что Плюшкина очень легко уговорить, с Собакевичем надо говорить деловито. Энергия главного героя неутомима, но направлена она на низкие поступки.

Образ Чичикова - это и есть пример торгаша и предпринимателя, человека нового типа, которого Гоголь определил подлой, мерзкой, «мертвой душой».