Кто такие белорусы объяснить детям. Есть ли такая нация — белорусы? История в сувенирах

Живет и кочует по публикациям забавный тезис: "Раньше литовцы жили почти до Припяти, а потом с Полесья пришли славяне и вытеснили их за Вилейку". [Хороший пример - классический труд профессора Е. Карского "Белоруссы" Т.1.]

Учитывая площадь РБ (целиком лежащей в ареале балтских гидронимов - названий водоемов), геноцид "литовцев" был в 20 раз масштабнее истребления индейцев на Ямайке (площади как 200/10 тыс.км2). А Полесье до XVI в. на картах изображали морем Геродота .

А если опрерировать терминами архелогии и этнографии, тезис выглядит еще забавнее.

Для начала - о каком времени идет речь?

До V в.н.э. - "культура штрихованной керамики" . Соответсвтуют термины "анты", "венеды ", "будины" "невры", "андрофаги" и т.п.

В IV-VI в.н.э. - "банцеровская (тушемлинская) культура" . Соответсвуют термины "кривичи ", "дреговичи" и т.д.

"Конечная стадия пшеворской и черняховской культур по времени соответствует крушению Римской империи [ V век н.э.] и началу «великого переселения народов». ...Миграция в основном затронула зарождающееся княжеско-дружинное сословие. Таким образом, славянские культуры V-VII вв. следует рассматривать не как прямое генетическое развитие пшеворской и черняховской культур, а как эволюцию культуры населения."
Седов В.В. "Проблема этногенеза славян в археологической литературе 1979-1985 гг."

* Для справки - "прото-славянская страна" Ойум (Черняховская культура), лежавшая от Черного моря до Полесья, основана в результате миграции германских готов в ирано-язычную Скифию. Гуды (gudai) , от искаженного готы (Gothi, Gutans, Gytos) - в Летуве архаичное название беларусов.

"Вычленить в составе населения банцеровской (тушемлинской) культуры местный балтский и пришлый славянский этнические компоненты не представляется возможным. По всей вероятности, в ареале этой культуры сформировался культурный славяно-балтский симбиоз с общим домостроительством, керамическим материалом и погребальной обрядностью. Можно полагать, что время тушемлинской культуры было начальным этапом славянизации местного населения."
Седов В. В. "Славяне. Историко-археологическое исследование"

Антропологи считают, что автохтонное население в пределах РБ осталось постоянным в пределах 100-140 поколний (2000-3000 лет). В советской антропологии существовал такой очень нейтральный термин - "валдайско-верхнедвинский антропологический комплекс" , практически совпадающий с картой М. Довнар-Запольского.

* Для справки - термину "славянизированные литовцы" уже более ста лет. И да, в XIX-XX вв. пошел обратный процесс - и "Козловские" стали "Kazlauskas" (самая распространенная фамилия в Летуве).

"Важнейшие этнографические признаки славянских культур V-VII вв.- лепная керамика, погребальный обряд и домостроительство... Жизнь на городищах раннего железного века полностью затухает, все население теперь концентрируется на открытых поселениях, возникают убежища с мощными фортификационными сооружениями." (с) В.В. Седов.

Т. е. "славянство" - это переход из землянки в подобие городов и развитые ремесла. Вероятно, к IX-X веку - началу формирования Полоцкого княжества на "пути из варяг в греки ", - сложился общий язык-"койне". Про миграцию, сравнимую с походом венгров с Урала на Дунай, речь не идет.

"Принятие славянства" и вытеснение местных диалектов общим языком-койне могло растянуться на столетия. Еще в XVI в. Герберштейн в "Записках о Московии" описывал современных ему самогитов (не принявших "славянства") так -

"Самогиты носят плохую одежду... Жизнь свою проводят они в низких и притом очень длинных хижинах... У них в обычае держать скот, без всякой перегородки, под той же кровлей, под которой живут сами... Землю взрывают они не железом, а деревом."

Т.о. "славяне" и "древние племена" - это немного из разных категорий понятия. И претензии нашего северного соседа на все "дославянское наследие" слегка преувеличены и немного беспочвенны.

В древности белорусы занимали область, ограниченную с юга рекой Припять, с запада – Западным Бугос, верховьями Нарева и Бобра, с севера – Западной Двиной, с востока – и левыми притоками верхнего Днепра.

Следовательно, родина белорусов может быть обозначена губерниями Минской, Гродненской без самых южных частей; далее, захватывая незначительную часть Сувалкской губернии, она обнимает Виленскую, исключая северо-западный ее угол; затем обнимает почти всю Витебскую губернию (на западе до города Дриссы), всю Могилевскую, западную часть Смоленской и небольшую часть Черниговской губернии.

19 веке белорусы занимали область площадью около 180 402 км2. Белорусы считаются потомками древних вендов, живших первоначально в странах придунайских, которые в 1 в. занимали уже земли, орошаемые Западной Двиной, Вислой и Волхвом. Обширность этого пространства и малонаселенность были, конечно, главными причинами переселения сюда, в конце VI и начале VII веков, других родственных им племен, а именно белых , и хорутан, которые, теснимые сильным врагом, двинулись на северо-восток и осели частью на открытых местах по Днепру, усвоив себе название полян, частью в лесах, от чего прозвались древлянами, частью в болотистых дреговинах между Припятью и Западной Двиной и назывались дреговичами, а некоторые, зайдя еще севернее, заняли земли у Западной Двины и впадающей в нее реки Полоты и прозвались полочанами.

По сказанию летописца, некоторые роды полочан, под именем кривичей, выселились на верховья рек Двины, Днепра и Волги, заняв впоследствии обширную страну, которая заключала в себе нынешние губернии Витебскую, Псковскую, Смоленскую и части губерний Минской, Виленской и Могилевской. Что обитающие ныне в этих губерниях белорусы произошли от одного и того же племени кривичей, доказывается как сходством их наружности, домашнего быта, обычаев, верований, так и в особенности сходством языка, как древнего письменного, так и живого, лучшим образцом которого служат песни, сказки, поговорки, пословицы и загадки. В начале XIV столетия (1318-1320) Гедимин присоединяет к Литве всю древнюю область кривичей. С этих пор история белорусского племени связана с историей и Польши.

Образование княжества не уничтожило русской культуры, но, напротив, литовцы, как народ неразвитой, подчинились этой культуре. После соединения Литвы с русское население Литвы начинает постепенно подпадать польскому влиянию. Тем не менее масса народа сохранила свой язык и обычаи, хотя, конечно, язык изменился под влиянием соседей.

Белорусское наречие составляет основу языка Библии Скорины, хотя и в соединении с языком церковно-славянским, а также с большой примесью полонизмов и чехизмов. Затем белорусское наречие встречается в полемической литературе, которая была протестом малорусского и белорусского народа против Польши, католичества и унии. Но ни тогда, ни впоследствии белорусское наречие не приобрело самостоятельного литературного значения.

Большинство белорусов православные. Раскольников немного. После православных большинство - католики.

Белорусские деревни рассеяны между лесами и болотами, часто в местах едва доступных, да и то лишь для крестьянского экипажа, носящего весьма характеристическое название «колес»; и это действительно не более как четверо, почти одинаковой величины, тонких, иногда березовых колес, без шин, на таких же осях, с положенной на них доской и четырьмя лозовыми или березовыми дужками с боков - против колес. Почти такой же первобытной конструкции и зимний экипаж белоруса, называемый полозками.

Каковы экипажи, таковы лошади и веревочная, подчас с правкой лыка, упряжь. Не лучше и белорусская корова, составляющая богатство и гордость мужика. Как корова, так и лошадь небольшого роста и слабосильны. Хозяйственные постройки у белорусов плохи. Вообще картина домашнего быта крестьянина-белоруса в большинстве случаев печальна.

Землю белорус обрабатывает допотопной сохой. Никаких усовершенствований в его хозяйстве нет. Благодаря этому, урожаи хлебов плохи, хотя земля могла бы родить в несколько раз больше. По вышеизложенным причинам белорусу приходится много трудиться, но результаты его трудов не оправдывают его надежд. Нельзя сказать, чтобы белорус был обделен духовными дарами. Главной причиной бедности и угнетенности белорусов его тяжелое прошлое. Только освобождение крестьян избавило его от тяжелой опеки, в которой он находился несколько веков.

Стол и жилище белорусов небогаты. Молоко, творог, осенью и зимой картофель, капуста, бураки, бобы, горох, а летом щавель, ботвинья и т. п. при черном хлебе, дурно выпеченном из непросеянной ржаной муки, смолотой из плохо отвеянного зерна на домашних ручных жерновах: вот обыкновенная - и то в хороший год и притом у зажиточного крестьянина - пища большинства белорусов.

Что же касается жилищ их, то они имели первобытный характер. Тесная, душная, курная, бревенчатая, крытая иногда дранью без гвоздей, иногда соломой, изба с одним или с двумя маленькими окошечками, кое-как заставленными кусочками стекла, и небольшой кладовой в сенях, наполненная удушливыми испарениями людей и животных и, кроме того, летом мухами и другими насекомыми (и всегда тараканами и прусаками), составляет тип белорусских жилых крестьянских построек, отличающихся по наружности бедностью и неприветливостью. Деревни состоят из двух, трех, пяти, а уж редко-редко из десяти и более изб.

По наружности белорус резко отличается от великорусов. Он редко бывает больше среднего роста, а часто меньше; скорее приземист, чем строен; одутловат; волосы русые; глаза мало открытые, как бы вдавленные, чаще всего серые; лицо круглое. В 40, много в 50 лет белорус выглядит совершенным стариком; женщины увядают весьма рано, хотя в молодости иные из них отличаются свежестью и привлекательностью лица.

Одежда белорусов весьма немногосложна и отличается первобытной простотой; только головные уборы мужчин и женщин несколько разнообразны. Любимый цвет белорусов белый: белый кожух, белая рубаха и панталоны, белый полотняный пояс, белая юбка у женщин, белый фартук, белый головной платок - все это обыкновенные любимые принадлежности праздничного и домашнего, летнего и зимнего туалета белорусов, и только сапоги, сменяющие лапти, отличают, и то не всегда, зимний и праздничный наряд белоруса от летнего и будничного.

В отношении покроя шапок белорусы несколько прихотливы: одни носят суконные или кожаные фуражки с козырьком; другие - поярковые высокие шляпы, без полей или с полями отвороченными кверху, или горизонтальными; у некоторых всегдашний головной убор - круглая суконная, войлочная или баранья шапка; у других - что-то вроде четырехугольной конфедератки.

Головной убор женщин не столько разнится формой, сколько цветами и узорами. Дорогих ожерелий, серег и перстней у белорусов не встретишь; все это - грошовые бусы, стеклярус, самая простая медь и редко серебро.


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Основные концепции происхождения белорусов: история и современность


Введение


Белорусское племя искони занимало ту самую территорию, на которой оно живет и поныне, за весьма небольшим исключением. Никакие иные народы никогда не занимали этой территории. Таким образом, белорусское племя сохранило наибольшую чистоту славянского типа и в этом смысле белорусы, подобно полякам, являются наиболее чистым славянским племенем. В историческом прошлом Белоруссии нет никаких элементов скрещивания, потому что никакие народы в массе не поселялись в этой стороне. В этом смысле белорусы в сильной мере отличаются от украинцев и великороссов. Хотя северная Украина является также местом исконного поселения славян, однако она была страной нередкого отлива и прилива чужеродного народа, что в сильной мере способствовало изменению славянского типа украинцев. В нем очень много примесей тюркской крови, остатков печенегов, черных клобуков, торков, половцев и, наконец, татар. Здесь впоследствии в массе развились польские колонизации. Великорусское же племя явилось в сильнейшей мере результатом скрещивания славянского племени с финнами и тюрками.

Даже те племена, которые в силу исторических причин попадали в среду белорусов в более или менее значительном количестве, не подвергались ассимиляции и сами не подвергали ассимиляции белорусов. Таковы евреи и татары. С 14 в. евреи поселились в разных местностях Белоруссии в более или менее значительных группах. Тогда же на рубежах между белорусскими и литовскими племенами были поселены значительными группами татары, но они не утратили и до наших дней бытовых и этнографических особенностей. С конца 14 в. Белоруссия находилась в непрерывных сношениях с поляками. Но это не было массовое переселение польской нации; кроме того, поляки и составляли и составляют обособленную часть населения. Вот почему даже внешний облик типичного белоруса совпадает с теми описаниями внешнего вида славян, с которым мы встречаемся еще у древних писателей. Это тип светловолосых и голубоглазых людей.

Актуальность рассматриваемой темы

В наше время, в условиях нового историко-политологического и философского осмысления прошлого, растёт интерес людей к историческим знаниям. Это и понятно, так как любовь к Родине зиждется на знании прошлого своего народа, на желании раскрыть и осмыслить во всей полноте жизнь своих предков, котором во многом уже скрыта в глубине минувших эпох. Одной из проблем, оказавшихся в центре нынешних острейших общественно-политических дискуссий, является понимании прошлого, настоящего и будущего белорусской государственности. Поэтому вопрос о происхождении белорусов, о древнейших временах их существования, племенах, существовавших на территории Беларуси и их расселении является актуальнейшим.


1. Древнейшее и древнее население Беларуси


Первобытное общество на территории современной Беларуси, как и на территории других стран, прошло в своем развитии каменный, бронзовый и железный века. Каменный век делится на палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век). Палеолит, в свою очередь, подразделяется на ранний, средний и поздний. Каменный век по времени соответствует существованию первобытного общинного стада и расцвету родового общества.

Первые люди на территории Беларуси появились 100 - 40 тыс. лет тому назад, т.е. в среднем палеолите. Вещественные подтверждения этому найдены близ Светиловичей на Гомельщине, деревень Клеевичи Костюковичского и Обидовичи Быховского районов Могилевской области.

На территории Беларуси (около деревень Бердыж Чечерского района и Юровичи Калинковичского района) открыты позднепалеолитические стоянки человека, возраст которых 26-24 тыс. лет. Здесь найдены кремневый инвентарь, кости мамонта, дикой лошади, быка, шерстяного носорога, бурого медведя, северного оленя. Люди жили материнско-родовой общиной. Они совместно занимались охотой, рыболовством, собирательством.

В эпоху мезолита, которая для нашей территории датируется IX-V тысячелетиями до н.э., с юга, главным образом по бассейнам рек, происходило дальнейшее заселение нынешней территории Беларуси. С конца V - начала IV тысячелетия до н.э. началась неолитическая эпоха, которая продолжалась более 2 тысяч лет. В Беларуси известно свыше 600 неолитических стоянок, обнаруженных в бассейнах Припяти, Сожа, Немана. Небольшие поселения состояли из наземных и полуземляных жилищ. Совершенствовались орудия труда. Появились шлифовка, сверление, топоры, долота. Изготавливалась глиняная посуда.

К концу III тыс. до н.э. на севере Беларуси появляются племена угро-финов, которые начали заниматься земледелием и животноводством. К концу II тыс. н.э. на территорию Беларуси стали проникать индоевропейцы - многочисленные племена скотоводов-кочевников, которые жили первоначально в Малой Азии. Во время расселения на территории Европы, в результате смешения индоевропейцев с местными племенами возникли три народа - германцы, славяне и балты. Балтские племена начали постепенно осваивать на рубеже III и II тысячелетия до н.э. территорию Беларуси. На юге и юго-востоке балты граничили со скифами, сарматами, на севере и северо-востоке их соседями были фино-угрские племена, на западе - славяне и германцы.

В начале II тысячелетия до н.э. наступил бронзовый век, который продолжался полтора тысячелетия. Новая эпоха принесла изменения в развитие хозяйства. Земледелие и скотоводство становятся ведущими занятиями людей. Более распространенными стали прядение и ткачество. С появлением и становлением производящих видов хозяйства, родовая община трансформируется. В семье и обществе мужчина занял доминирующее положение, женщина переходит в род мужа, счет родства ведется по мужской линии, распространяется парный брак. Выделяется родоплеменная знать (совет мужчин - воинов, военных вождей), нарушается прежнее равноправие, возникает частная собственность.

В VII веке до н.э. на территории Беларуси начался железный век. Это был переворот в истории человечества. Происходят существенные изменения в хозяйственной деятельности, этническом составе населения, общественных отношениях и мировоззрении людей. В железном веке территорию Беларуси заселяли племена, которые ученые относят к разным археологическим культурам и выделяют по особенностям возведения жилищ, погребального обряда, по форме и орнаментации посуды, украшениям, месторасположению поселений и т.д. Юго-восток Беларуси и прилегающую часть современной Украины занимала милоградская культура (VII-III вв. до н.э. от названия деревни Милограды Речицкого района Гомельской области). Памятники представлены неукрепленными (селища) и укрепленными (городища) поселениями. У них хорошо была развита обработка железа и бронзы. Умерших хоронили в курганах или грунтовых могилах по обряду трупосожжения. Этническая принадлежность «милоградцев» остается спорной: либо славяне, либо балты, есть версии и о их близости к скифскому населению. В III-II вв. до н.э. в регионе, занимаемом «милоградцами», распространяются памятники зарубенецкой культуры. Центральную и северо-западную часть Беларуси в раннем железном веке занимали племена штриховой керамики (VII-VI вв. до н.э. - IV-V вв. н.э.). Население жило на городищах, в больших наземных жилищах. На восток от культуры штриховой керамики выделяются группы памятников под названием днепро-двинской культуры (VIII в. до н.э. - IV-V вв. н.э.).

В V-II вв. до н.э. на территории Беларуси сложились племенные объединения ятвягов и дайнова (на западе Беларуси), литва (на севере), голядь и летыгола (на востоке). С запада на территорию Брестской области переселились позднелужицкие племена восточно-поморской культуры. Некоторые исследователи считают их первыми славянами на Беларуси. В ряде случаев население различных культур смешивалось.

Таким образом, балтский период истории Беларуси - это время распространения на белорусских землях индоевропейцев с их основными занятиями - земледелием и скотоводством, время ассимиляции неолитического населения. Местное население постепенно трансформируется в индоевропейцев-балтов, одновременно оказывая определенное влияние на их язык и культуру.


Расселение славян на территории современной Беларуси. Этнические общности раннего средневековья: дреговичи, радимичи, кривичи

белорусский этнос славянский

В первых веках н.э., под натиском готов, которые пришли из Скандинавии и высадились у устья Вислы, славяне начали свою миграцию. В результате «великого переселения народов» славяне разделились на три большие группы: южную, западную, восточную. Славянские племена, которые поселились на Балканском полуострове, стали предками современных болгар, сербов, хорватов, словенцев, македонцев, черногорцев. Они смешались с местным фракийским и иллирийским населением, которое раньше угнетали византийские рабовладельцы. Западнославянские племена вместе с населением, проживавшим на берегах Вислы, стали предками польского, чешского, словацкого народов. Почти одновременно с западными и южными славянами выделилась третья группа - восточные славяне, предки современных белорусов, русских и украинцев.

О том, как и когда расселились славяне на территории Беларуси, письменных источников почти не сохранилось. Поэтому до настоящего времени не стихают научные споры, имеют место различные точки зрения, гипотезы по всем этим вопросам. Основные данные, если не считать кратких сведений о расселении славян в «Повести временных лет», ученые черпают из археологических источников.

Археологи выделяют разные культуры и идентифицируют их с теми или иными этническими группами. Они отмечают, что на юге Беларуси сохранились памятники пражской культуры (культура раннеславянских племен, которые в V-VII вв. н.э. населяли территорию от Днепра и оз. Ильмень на восток и до р. Эльбы и Дуная на запад и юг). Или, точнее, его локального варианта - культуры типа Корчак (под ней понимается археологическая культура племен, которые в VI-VII вв. н.э. жили на территории северо-западной Украины и южной Беларуси). Считается бесспорным, что эти памятники принадлежат славянам.

На основную территорию Беларуси и соседних регионов в V-VIII в.в. селились другие племена, которые оставляли после себя памятники так называемой банцеровской культуры. Свое название она получила от городища Банцеровщина на левом берегу Свислочи. Что касается принадлежности банцеровской культуры, то между учеными нет единого мнения. Одни считают ее балтской, другие - славянской. Происходит это от того, что при раскопках в материальной культуре обнаруживаются признаки культуры и славянской, и балтской.

Сторонником первой гипотезы является российский археолог В. Седов. Он создал теорию субстратного происхождения белорусов. Под балтским субстратом (от латинского термина - основа, подкладка) понимается этнокультурное население балтского этноса, оказавшее влияние на формирование белорусской народности. Сторонники этой теории утверждают, что в результате славянизации балтского населения, смешения с ним славянского, произошло отделение части восточно-славянской народности, что привело к становлению белорусского языка и народности.

Главным занятием населения белорусских земель было земледелие. Восточные славяне принесли более прогрессивную форму земледелия - пахотную, но продолжали использовать и подсечное земледелие. Сеяли рожь, пшеницу, просо, ячмень, лен. Важную роль играло животноводство. Семьи, объединенные общностью хозяйственной жизни, образовали сельскую (соседскую) или территориальную общину. Обрабатываемая земля, леса и водоемы были собственностью всей общины. Семья пользовалась отдельным участком общинной земли - наделом.

В IX-XII вв. у восточных славян складывается феодальный уклад. В начале основная часть населения была свободными общинниками, которых называли «люди». Их социальное положение постепенно менялось: часть попадала в зависимое положение, часть оставалась относительно свободной. Зависимых людей называли «челядью». В составе челяди были категории населения, лишенные личной свободы - холопы.

О становлении классового общества свидетельствует не только зависимое положение отдельной категории населения, но и наличие дружины. Дружинники (или бояре) получали от князя право собирать дань с определенной территории. Сбор дани со свободного населения той территории, которой «владел» князь, называлось полюдьем. Постепенно дань становится феодальной рентой.

В это время образуются города. Одни выросли из укрепленного сельского городища как Полоцк, другие как княжеские замки - Менск, Гродно, Заславль. Третьи возникали на торговых путях. Город состоял из частей: детинца, укрепленного валами, рвами, стенами; посада - место, где селились ремесленники и торговцы; и торга - места продажи и купли товаров.

Славяне исповедовали языческую религию. Они верили в бога солнца, огня, Перуна и др. Умерших хоронили в ямах, насыпая над ними курганы. Верили в загробную жизнь. Украшения носили из кости, меди, керамики.


3. Основные концепции происхождения белорусского этноса


О том, как и когда расселились славяне на территории Беларуси, письменных источников почти не сохранилось. Поэтому до настоящего времени не стихают научные споры, имеют место различные точки зрения, гипотезы по всем этим вопросам.

Российский археолог В. Седов создал теорию субстратного происхождения белорусов. Под балтским субстратом (от латинского термина - основа, подкладка) понимается этнокультурное население балтского этноса, оказавшее влияние на формирование белорусской народности. Сторонники этой теории утверждают, что в результате славянизации балтского населения, смешения с ним славянского, произошло отделение части восточно-славянской народности, что привело к становлению белорусского языка и народности.

Другие исследователи утверждают, что расселившись на территориях, которые ранее занимали балтские племена, славяне частично оттеснили их, частично уничтожили. И только небольшие островки балтов, которые вероятно подчинились славянам, сохранились в Подвиньи, Верхнем Поднепровье. Но за балтами остались правобережье среднего Понеманья и некоторые части территории между Неманом и Припятью.

Нет четкого общепризнанного мнения у исследователей и по вопросам формирования племенных союзов, которые составляли основу белорусского, русского и украинского этносов. Одни предполагают, что в результате интенсивного освоения славянами территории Беларуси, где ранее жили балты, в VIII-IX вв. сложились этнически близкие между собой племенные союзы: кривичи, дреговичи, радимичи, частично волыняне. На их основе образовался старобелорусский этнос. В его формировании приняли участие ятвяги и некоторые другие балтские племена.

Предки восточных славян, которые расселились в припятском Полесье, ассимилировали балтские племена. В результате на территории, которую занимали приднепровские балты, возникли восточнославянские племена дреговичи, кривичи, радимичи - предки современных белорусов. На территории, где раньше жили иранские племена, расселились поляне, древляне, северяне, волыняне - предки современных украинцев. Ассимиляция финоугорских племен привела к возникновению новгородских славян, вятичей, частично верхневолжских кривичей - предков современных русских.

Сторонники другой точки зрения представляют себе эту картину несколько иначе. Во-первых, они считают, что сторонники вышеизложенной гипотезы преувеличивают роль балтов в этногенезе белорусов. Другое дело, отмечают они, Среднее Понеманье, где балты составляли значительную часть населения еще на начало II тысячелетия. В славянизации этих земель значительная роль принадлежит волынянам, дреговичам, в меньшей степени - древлянам и кривичам. Они признают, что основу старобелорусского этноса составляли кривичи, дреговичи, радимичи, в меньшей степени - волыняне, большинство которых участвовало в этногенезе украинцев. Доказывают, что как часть волынян приняла участие в формировании белорусов, так и часть дреговичей - в этногенезе украинцев. Радимичи в равной степени участвовали в формировании белорусов и одной из групп русского этноса. Кривичи сыграли большую роль не только в формировании белорусов, но и в становлении северо-западной части русского этноса.

Российский историк В.О. Ключевский в конце XIX в. сформировал, а в 1904 г. опубликовал довольно поверхностное объяснение формирования белорусского этноса. Первоначальные племенные различия, по его мнению, стали уже неразличимы к XIII в. когда Русь распалась на две мало связанные между собой области - южную (киевскую) и северо-восточную. «Великорусское племя… было делом новых разнообразных влияний, начавших действовать после этого разрыва народности», причем немалую роль сыграло взаимодействие с местным «инородческим» населением (по современной терминологии - субстратом), а также адаптация к природным условиям Волго-Окского междуречья. Южный же центр в результате татарского нашествия обезлюдел, а его уцелевшее население отхлынуло на территорию Польши и Великого княжества Литовского. В XV-XVI вв. его потомки вторично заселили степные окраины, смешавшись «с бродившими здесь остатками старинных кочевников», что и привело к сложению «малорусского племени как ветви русского народа». Происхождение белорусов В.О. Ключевский вообще не затронул, но из общей схемы можно заключить, что его также можно было бы объяснить лишь «новыми разнообразными влияниями» XIII-XVI вв.

Две наиболее разработанные версии были предложены на рубеже XX в. А.А. Шахматовым и Е.Ф. Карским. Первый из них признавал разделение племен «Повести временных лет» на три группы говоров (северную, среднюю и южную), но эти группы испытали нивелирующее взаимовлияние в эпоху Киевской Руси и послужили только основой для формирования восточнославянских народов. В целом же этот процесс состоялся уже после татарского нашествия, в рамках новых государств - Московского и Литовского. В частности, белорусская народность сложилась на базе западной ветви среднерусской группы говоров, но благодаря прежде всего политической изоляции от восточных и северных говоров, эволюционировавших в направлении русского языка.

Е.Ф. Карский вслед за П.И. Костомаровым усматривал истоки этнообразующих черт в особенностях древнеславянских племен. Но, поскольку в его время понятие «Белоруссия» стало значительно шире, включая жителей Полесья и верхнего Понеманья, механическое сопоставление белорусов с кривичами стало невозможным. Е.Ф. Карский указал на три древнерусских племени, давших начало белорусскому этносу: кривичей, дреговичей и радимичей. Но сложение единой народности на их основе он датировал более поздним временем - XIII-XIV вв., когда потомки указанных племен вошли в состав Великого княжества Литовского. Таким образом, решающими были все же вторичные влияния, хотя Е.Ф. Карский по сути так и не конкретизировал, в чем же они заключались.

В качестве примера эволюции «племенной концепции» интересна версия, предложенная деятелем белорусского национального возрождения В. Ластовским. Она была сформулирована в предисловии к изданному им в 1924 г. «Подручному русско-кривскому (белорусскому) словарю». Уже в X веке, по мнению В. Ластовского, белорусы представляли собой полностью сформировавшийся народ, который выступает под именем «кривичи», а ряд племен «Повести временных лет»: дреговичи, древляне, радимичи, вятичи (а также упомянутые им по явному недоразумению «горяне») - представляли собой просто ветви единого «кривского племени». Именно племенные особенности были, по его мнению, ключевыми в образовании белорусского («кривского») народа, а все вторичные воздействия (вхождение в состав Руси, принятие христианства, литовское, а затем польское и российское владычество) лишь размывали чистоту древнего этноса, которую надлежит по мере возможности сохранить и возродить. Интересно, что В. Ластовский совершенно не замечал порочного круга, лежащего в основе его концепции: основанием для включения древних племен в состав «кривского племени» служила их локализация на территории, которая в начале XX века была этнически белорусской, в то время как своеобразие данной территории объяснялось наследием этих же племен.

В сфере языкознания идея вторичности отличительных черт восточнославянских языков нашла развитие в работах Ф.П. Филина. Он обосновывал сложение к первой половине XII в. общерусского языка, в котором выделял северную и южную этнографические зоны. Образование трех восточнославянских языков было, по его мнению, результатом последующих эволюционных процессов. В частности, в западной части общерусского ареала примерно в XIV-XVI вв. развились такие вторичные явления, как отвердение звука «р», «дзекание» и другие характерные особенности белорусского языка. Причины подобных новаций лингвисты склонны объяснять внутренними законами развития языка (по аналогии с биологией их можно назвать своего рода «мутациями»).

Московский археолог В.В. Седов, опираясь главным образом на данные археологии и топонимики, в ряде работ сформулировал концепцию, которую можно условно назвать «субстратной». Согласно этой теории, первоначально единый славянский массив при расселении по территории Восточной Европы наслоился на разные этнические субстраты. На территории современной Белоруссии славяне смещались с племенами балтской языковой группы, родственными литовцам и латышам. Ассимилированные потомки древних балтов привнесли в культуру и язык кривичей, дреговичей и радимичей самобытные черты, которые впоследствии не исчезли полностью в эпоху Киевской Руси и вновь проступили после ее распада. Именно на их основе произошла интеграция потомков указанных племен в единый белорусский этнос. Эта концепция в советский период встретила довольно холодный прием, в основном по идеологическим соображениям. Во-первых, приверженцев официальной догмы настораживал сам акцент на различия, а не на общность.

Во-вторых, слишком бросалось в глаза сходство с «племенной концепцией», приверженцы которой в то время носили ярлык «буржуазных националистов».

По-видимому, в XIV-XVI вв. сформировалась и фонетическая система белорусского языка, составляющая его наиболее яркое отличие от русского (сочетание «дзекания», «акания», глухого г, твердого p и ряда других черт). По мнению М.Ф. Пилипенко, большинство этих черт находят параллели в говорах Литвы, особенно восточной («Дзукии»). Данная система явно сложилась в балто-славянской контактной зоне Верхнего Понеманья, ставшей ядром образования ВКЛ и позднее его политическим центром. Распространение ее на территорию всей современной Белоруссии происходило, очевидно, под воздействием идеи государственности ВКЛ, в форме престижного «столичного» говора.


Заключение


Новые археологические материалы подтверждают такую мысль о предпосылках развития белорусского этноса. В создавшемся этногенетическом процессе на территории Беларуси во второй половине 1 тысячелетия нашей эры было три стадии.

К первой относятся археологические памятники банцаровской культуры и культуры курганов северной Беларуси VI-VII столетий. В хорошо оборудованных городищах пряталось население во время военных действий, тут была организована его оборона. Городища - убежища являлись также религиозными центрами. Также были распространены поселения, которые можно рассматривать как переходную форму от родовой до сельской общины.

Вторая стадия датируется VIII-IX ст. и характеризуется более интенсивным проникновением славян в местные племена. Между славянами и балтами имели место мирное сосуществование, военные столкновения, ассимиляционные процессы.

Третья стадия относится к Х-Х1 с., когда сильно увеличивается число восточнославянского населения, возникают города, славяне становятся основным населением края. Расселение славян имело огромное прогрессивное значение для исторической судьбы Беларуси.


Используемая литература


1. Чигринов П.Г. История Беларуси: учебное издание / П.Г. Чигринов. - 2-е изд. - Мн.: Полымя, 2002.С. 432

2. Касцюк М.П. Нарысы гісторыі Беларусі: У 2 ч. Ч. 1 / М.П. Касцюк, У.Ф. Ісаенка, Г.В. Штыхаў - Мн.: Беларусь, 1994.С. 527

Костюк М.П. Очерки по истории Белоруссии: В 2 ч. 4.1. / М.П. Костюк, Г.В. Штыхов и др. - Мн.: Беларусь, 1994.С. 265

4. Ковкель И.И. История Беларусь. С древнейших времён до нашего времени/ И.И. Ковкель, Э.С. Ярмусик. - Мн.: Аверсев, 2000.С. 259

5. Новик Е.К. История Беларуси. С древнейших времен до 2008 г.: учебное пособие / Е.К. Новик, И.Л. Качалов, Н.Е. Новик; под ред. Е.К. Новика. - Мн.: Вышэйшая школа, 2010.С. 526


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Форма правления Президентская республика Площадь, км 2 207 600 Население, чел. 9 465 400 Рост численности населения, в год 0,38% Средняя продолжительность жизни 70,2 лет Плотность населения, чел./км2 46 Официальный язык белорусский, русский Валюта белорусский рубль Международный телефонный код +375 Зона в Internet .by Часовые пояса +3























Краткая информация

Для многих людей Беларусь, расположенная в Восточной Европе, до сих пор почему-то остается «терра инкогнита» («неизвестной землей»). Однако, в этой стране есть прекрасная природа с густыми многовековыми лесами, в которых обитают зубры, олени, кабаны, волки, лисы и бобры; есть тысячи красивейших озер, а также сотни древних архитектурных памятников, замков, монастырей и музеев с уникальными историческими артефактами. Это значит, что любознательный путешественник будет доволен исследованием Беларуси, последней «терра ингонита» Восточной Европы…

География Белоруссии

Республика Беларусь находится в Восточной Европе. На западе она граничит с Польшей, на северо-западе – с Литвой, на севере – с Латвией, на востоке и северо-востоке – с Россией, а на юге – с Украиной. Общая площадь этой страны составляет 207 600 кв. км. Более 40% территории Беларуси занимают леса, где преимущественно растут ценные породы деревьев (сосна, ель, дуб, береза, осина и ольха).

Столица Белоруссии

Столицей Беларуси является город Минск, население которого сейчас насчитывает около 1,9 млн. человек. Первые поселения на территории современного Минска появились в IX века, а в летописи («Повесть временных лет») этот город впервые упоминается под 1067 годом. Сейчас Минск – это крупнейший политический, экономический, научный и культурный центр Беларуси.

Официальный язык

В Республике Беларусь существует 2 официальных языка – белорусский и русский. Белорусский язык относится к восточнославянским языкам. Его формирование началось в IX-X веках н.э. Полностью формирование белорусского (старобелорусского) языка завершилось в XIV веке. В 1922 году была проведена реформа орфографии белорусского языка, после чего он стал еще ближе к русскому языку.

Религия Беларуси

Большинство населения Беларуси исповедует православное христианство. Однако, в стране есть много католиков и атеистов. Кроме того, в Беларуси живут протестанты, иудеи и униаты. Вообще сейчас в этой восточноевропейской стране существует более 20 различных религиозных концессий.

Государственное устройство

Беларусь является президентской республикой, которая управляется Президентом и парламентом - Национальным собранием.

Национальное собрание состоит из Палаты представителей (110 депутатов) и Совета Республики (64 человека). Палата представителей имеет право назначать Премьер-министра, вносить законопроекты. В свою очередь Совет Республики имеет право выбора чиновников, а также может утверждать или отвергать законопроекты, принятые Палатой представителей. Совет министров Республики Беларусь возглавляет Премьер-министр.

Климат и погода в Беларуси

Климат в Беларуси умеренно-континентальный с мягкой и влажной зимой, теплым летом и дождливой осенью. Средняя температура в январе от -4C до -8C, а в июле – от +17C до +19C. Что касается осадков, то в среднем в Беларуси ежегодно их выпадает 600–700 мм.

Реки и озера Беларуси

В Беларуси насчитывается около 20 тыс. рек и их притоков, а также около 11 тыс. озер. Самые большие реки – Днепр, Припять, Неман и Западный Буг. Самое большое озеро – Нарочь (около 80 кв. км.).

Также следует отметить красивейшие Браславские озера, находящиеся в Витебской области. Сейчас на их территории создан Национальный парк. В этом парке обитают 30 видов рыб, 189 видов птиц, 45 видов млекопитающих, 10 видов амфибий и 6 видов рептилий.

История Беларуси

На территории Беларуси найдены остатки Homo erectus («человек прямоходящий») и неандертальцев. Это значит, что здесь люди жили еще, как минимум, 100 тыс. лет назад. Ученые доказали существование на территории Беларуси Милоградской, Поморской и Днепровско-Донецкой археологических культур.

Примерно в 1 000 г. до н.э. в этом районе кочевали киммерийцы и другие скотоводы. В 500 г. до н.э. на территории современной Беларуси поселились славянские племена, которые впоследствии стали ее автохтонным населением. Даже гунны и авары в 400-600 гг н.э. не смогли заставить славян покинуть эти земли.

В IX веке н.э. в Беларуси жили славянские племена дреговичей, кривичей и радимичей. С образованием Киевской Руси появляются первые белорусские административные единицы – княжества Полоцкое, Туровское и Смоленское.

В XIII-XVI веках Беларусь входит в состав Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского, а с 1569 по 1795 год – в состав Речи Посполитой (Польша).

После распада Речи Посполитой (это произошло в конце XVIII века) белорусские земли вошли в состав Российской империи.

Во время Первой мировой войны белорусские земли оккупировали немецкие войска, а после окончания военных действий в 1919 году была провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика.

В 1922 году Белорусская Советская Социалистическая Республика вошла в состав СССР.

Во время Второй мировой войны в Беларуси развернулось сильнейшее партизанское движение против немецко-фашистских войск. За время войны немецкие солдаты разрушили практически все белорусские города, а также сожгли более 3 тыс. деревень.

В 1986 году произошла авария на Чернобыльской АЭС, что стало национальной трагедией для белорусов.

В 1991 году, после распада СССР, была провозглашена независимость Беларуси.

Культура Беларуси

Республика Беларусь находится на границе между Восточной и Западной Европой. Поэтому на белорусскую культуру влияние оказали как русские, украинцы, так и литовцы и поляки. Традиции белорусской культуры соответствуют историческим «пластам». Так, вначале на белорусскую культуру существенное влияние оказывала культура Киевской Руси, затем - Литвы и Польши, а с XVIII века – России и, отчасти, Украины.

Первые города на территории современной Беларуси появились в период раннего Средневековья (самые древние из них - Полоцк и Витебск). В X веке в Полоцке построили первую православную белорусскую церковь – Софийский собор.

В середине XVI века в архитектуре Беларуси стал господствовать стиль барокко (это продолжалось два столетия). В это время в Беларуси построили большое количество католических монастырей.

Первые литературные белорусские произведения появились еще в XII-XIII веках – «Житие преподобной Евфросинии Полоцкой» и «Житие Авраамия Смоленского».

В XVI веке огромное влияние на развитие белорусской литературы оказал гуманист и просветитель, основатель книгопечатанья в Восточной Европе Франциск Скорина.

Родоначальником современной белоруской литературы считается Винцент Дунин-Марцинкевич, живший в 1808-1884 годах.

Во второй половине XX века в белорусской литературе главной темой стала Вторая мировая война. Самые известные белорусские писатели и поэты того времени - Пимен Панченко, Аркадий Кулешов, Кузьма Чорный, Иван Шамякин, Михась Лыньков, Алесь Адамович, Рыгор Бородулин, Василь Быков, Иван Мележ и Янка Брыль.

Следует также отметить, что сейчас в Беларуси ежегодно проводится более 30 международных, национальных и региональных музыкальных фестивалей. Самые известные из них – «Белорусская музыкальная осень», «Минская весна», «Славянский базар в Витебске», фестиваль камерной музыки «Музы Несвижа», а также фестиваль старинной и современной музыки в Полоцке.

Кухня Белоруссии

Кухня Беларуси сформировалась под влиянием кулинарных традиций России, Литвы, Польши и Украины. Белорусская кухня главным образом состоит из овощей, мяса (чаще всего свинина) и картошки.

Самые популярные белорусские блюда – борщ белорусский, холодик по-мински (холодный суп из свеклы), рыба, тушенная с картофелем в горшочке, жаренка (жареное мясо с грибами), битки по-белорусски, клецки с мясом, свекла фаршированная, картофельные клецки и драники.

В белорусских лесах можно найти очень много грибов, поэтому неудивительно что они входят в состав традиционных местных блюд (грибы тушеные, грибы с сыром, грибы, запеченные с картофелем и голубцы с грибами).

Туристам рекомендуем попробовать в Беларуси традиционный местный алкогольный напиток – настойку «Беловежская пуща», крепостью 43 градуса. На Западе почему-то уверены, что ее изготавливают из 100 различных трав. Кроме того, туристам там можно попробовать (лучше всего в небольших количествах) местную пшеничную водку.

Достопримечательности Белоруссии

Так как история Беларуси началась очень давно, то понятно, что в этой стране должно быть много достопримечательностей. Однако, многие памятники архитектуры, истории и культуры были уничтожены во время Второй мировой войны. Тем не менее, туристам в Беларуси не будет скучно, т.к. достопримечательностей здесь осталось еще очень много.

В Топ-5 самых популярных достопримечательностей Беларуси на наш взгляд входят:

Мирский замок
Мирский замок находится в Гродненской области возле поселка Мир. Замок построен в XIV веке на месте феодальной усадьбы.

Несвижский замок
Этот замок построен в середине XIV века в городе Несвиж в Минской области. Он долгое время принадлежал князьям Радзивиллам. В 2005 году Несвижский замок был включен во Всемирное наследие ЮНЕСКО.

Беловежская пуща
Национальный парк «Беловежская пуща» еще в середине XV века стал пристальным объектом внимания Великих литовских князей, которые запретили в нем охоту на крупного зверя. Сейчас в Беловежской пуще возраст некоторых деревьев достигает 350 лет, а дубов – даже 600 лет. В этом заповеднике растут сосны, дубы, ясени, ели, и т.д. В Беловежской пуще до сих пор обитают зубры.

Геодезическая дуга Струве
Геодезическая дуга Струве представляет собой сеть закопанных в землю каменных кубов с целью определения параметров Земли, её формы и размера. Эта дуга проходит по территории 10 государств (в том числе и по территории Беларуси). В середине XIX века геодезическую дугу измерил российский астроном Василий Струве.

Новогрудский замок
Этот замок был построен в конце XIII века на склонах Замковой горы возле города Новогрудок. В свое время Новогрудский замок считался самой укрепленной крепостью Беларуси. К сожалению, сейчас замок находится в не очень хорошем состоянии.

Города и курорты

Самым древним городом Беларуси считается Полоцк. Историки полагают, что он был основан еще в IX веке. Сейчас население Полоцка составляет всего около 85 тыс. человек.

На данный момент крупнейшие белорусские города – Минск (около 1,9 млн. человек), Брест (около 320 тыс. человек), Гродно (около 350 тыс. человек), Гомель (около 500 тыс. человек), Могилев (более 365 тыс. человек) и Витебск (более 370 тыс. человек).

Сувениры/покупки

Туристам мы советуем привозить из Беларуси в качестве сувениров изделия народных промыслов (глиняные горшочки, соломенные фигурки), хрустальные бокалы, льняные скатерти и полотенца, матрешки, водку и бальзамы, клюкву в сахарной пудре, деревянные расписные ложки и подносы.

Республиканское государство, которое в большинстве своем населяют - 83,7%, - 8,3%, поляки - 3,1%, - 1,7%, - 0,1%, - 0,1%, татары - 0,1%, цыгане - 0,1%, - 0,1%, - 0,1%, - 0,1%, - 0,1%, киргизы - 0,1%, - 0,1%, - 0,1% и др. нацменьшины.

История этого государства складывалась таким образом, что белорусы являлись всегда основным населением сельской местности, а в местечках и больших городах проживали евреи, поляки - на северо-западе страны, русские - «оккупировали» восток Республики. Сегодня в селах и городах явно прослеживается пестрый этнический состав, и это даже несмотря на то, что порядка 80% населения - титульная нация.

Согласно переписи населения, проводимой еще в 2009г., 83,7% жителей Республики - белорусы, тогда как в стране насчитывается около 0,1%, - 1,7%, русских - 8,3%, поляк - 3,1%.

Примечательно, что на территории Беларуси постоянно проживают люди 130 национальностей и наций, среди которых самыми представительными этническими группами являются: представители русской нации (785 084), украинской (158 723), еврейской (12 926), азербайджанской (5 567), татарской (7 316), цыганской (7 079), армянской (8 512), литовской (5 087). В совокупности молдаван, немцев, грузин, латышей, узбеков, казах, чуваш, арабов, туркмен и китайцев в Беларуси насчитывают порядка 1-3,5 тысячи человек.

Данные, обнародованные в 2011г. свидетельствуют, что в Республике проживают свыше 9474,2 тысячи граждан.

Белорусы. Белорусы принадлежат к категории восточнославянских народов. Их общая численность - свыше 9 миллионов 400 человек. Проживает этот народ преимущественно в Республике Беларусь, где, собственно, и является доминирующей национальностью. Значимое число проживают на смежных с РБ территориях Польши, России, . Также белорусы широко населяют страны бывшего СССР.

Полешуки - жители преимущественно Западного Полесья - являются особой группой, а наиболее своеобразными среди них считаются жители Пинского Полесья - пинчуки.

Региональные различия Беларуси сформировались при общей однородности местной культуры. В целом эксперты выделяют шесть историко-этнографических районов: Понеманье (северо-запад), Поозерье (север), Поднепровье (восток), Восточное, Западное Полесье, Центральная Беларусь.

Белорусы в большинстве своем - верующие. Согласно данным, которыми располагает Католическая церковь, в Республике только 14,5% граждан - .

Среди традиционных занятий белорусов можно выделить пчеловодство, земледелие и животноводство. Издавна этот народ взращивал , рожь, горох, ячмень, гречиху, просо, лен, картофель, коноплю. На огородах белорусы высаживали капусту, огурцы, свеклу, редьку, лук, чеснок, морковь и мак, в садах - вишни, груши, сливы, яблони, кустарники ягодные (ежевику, крыжовник, малину, смородину и прочие).