Гиперреалистичные картины. Что такое гиперреализм в живописи? Лучшие художники-гиперреалисты XXI века

Когда-то крупный город в составе Римской империи, теперь Эль-Джем - небольшой городок в часе езды от Сусса. Мы ездили туда в феврале, когда было достаточно тепло, и ярко светило солнце. Дорога бежала вдоль оливковых рощ, обещая незабываемое путешествие. Выехали из Сусса мы поздно, так что приехали в город уже вечером. И величественный Колизей Эль-Джема предстал перед нами в лучах закатного солнца.

Это непередаваемо красивое зрелище.

Сам по себе городок маленький: небольшие дома типичного белого цвета, группирующиеся вокруг амфитеатра, несколько магазинов да сувенирных лавок возле него, мечеть с гордо поднимающимся к небу минаретом - вот и весь Эль Джем. Меньше дня нужно, чтобы изучить этот город с его достопримечательностями.

Конечно, мне более запомнился Амфитеатр, чем сам городок. Он - сердце этого города, который, кстати, был отчасти построен из камней того же Амфитеатра. Как или кормят их роскошные пляжи с комфортабельными отелями, так он питает весь город, позволяя жителям зарабатывать кое-какие деньги.

Как добраться

Как нетрудно догадаться, аэропортом в этом городе и не пахнет, поэтому сюда можно доехать на машине, на автобусе или поезде из соседних Сусса, Хаммамета или Монастира. В зависимости от того, в какой аэропорт вы прибываете (Энфиду или Аэропорт Хабиба Бургибы) или на каком курорте отдыхаете.

Самолетом

Ближайшие к городу аэропорты:

  • Энфида возле г. - популярная точка прибытия многих российских туристов. В основном сюда прилетают люди в составе туристических групп, которых отвозят на автобусах до отелей. Он расположен очень далеко от самого Хаммамета - почти час езды.
  • Аэропорт имени Хабиба Бургибы около г. - менее загруженный в плане чартерных перевозок, но тем менее и его порой выбирают в качестве места прибытия. Он всего в 20 минутах от города.
  • В не сезон, когда туристы уже не приезжают большими потоками, прилететь в возможно регулярными рейсами. В большинстве случаев все они завершаются в аэропорту Карфаген , возле столицы страны Туниса. По местным меркам это достаточно крупный аэропорт, который находится в 30 минутах езды от города.

Поездом

Поезда в Эль-Джем ходят из Сусса, Хаммамета или Туниса, поэтому, если ты выбираешь этот вид транспорта, то вначале нужно добраться из аэропорта до одного из этих трех городов.

В Хаммамете маршрут из аэропорта до города возможно преодолеть только на такси (от 10 EUR); в Монастире на такси (5 EUR), автобусе или маршрутке (1–2 EUR); в Тунисе на такси (от 10 EUR) или автобусе (2–3 EUR).

Из Монастира можно на поезде, автобусе или маршрутке добраться до Сусса. Более подробно об этом я написала в своей статье про . Из Сусса до Эль-Джема стоимость проезда на поезде составит 3,5 EUR, а по времени около 2 часов. До вокзала можно добраться на такси или автобусе.

Из Хаммамета ходит прямой поезд, проезд стоит 5 EUR, но вокзал далеко от города. Время в пути: почти 2,5 часа.

Из Туниса ходит поезд, билет на который стоит от 5–6 EUR. Время в пути составит 3 часа.

Расписание поездов можно посмотреть на железнодорожного транспорта Туниса. Имей ввиду, поезда могут опаздывать!

Вокзал в Эль-Джеме расположен напротив отеля Julius, примерно в 20 минутах ходьбы от центра.

Автобусом

Другой вариант - сесть на автобус или маршрутку (их здесь называют louage - «луаж»).

Из Туниса можно доехать до Сусса на автобусе (5 EUR), а потом пересесть на маршрутку (2–2,5 EUR, в пути около часа).

Из Хаммамета нет прямых автобусов или маршруток до Эль-Джема, поэтому нужно вначале доехать до Сусса на поезде или автобусе, затем пересесть на маршрутку или автобус до него.

Из Монастира ходят также автобусы или маршрутки за 2–3 EUR, в пути почти час с лишним.

Если ты отдыхаешь в Махдии, то оттуда тоже можно доехать на маршрутке. Обойдется поездка в 1,5 EUR (50 минут в дороге).

Остановки маршруток называются station de louage (стасьон де луаж). Их особенность: водитель не тронется с места, пока не будут заполнены все места. Оплачивать билет нужно напрямую водителю. Точного расписания отправления маршруток нет. Принцип такой: водитель ждёт пассажиров, и, как только все 8 мест заполнены, она отправляется. Номеров у маршруток тоже нет. Нужно спросить маршрутки до Сусса или Эль-Джема, и вам покажут такие.

Что касается автобусов, то билеты продают заранее на автобусных остановках. Нужно подойти туда по крайней мере за час, купить билет и занять место в очередь, выстраивающейся перед входом в автобус. Автобусы ходят 1–2 раза в сутки (утром и вечером). Номеров у автобусов тоже нет. На переднем окне ставят табличку с названием города прибытия.

Если ты едешь на маршрутке, то прибудете на station de louage, то есть остановку маршруток. Она находится примерно в 10–15 минутах ходьбы от отеля Julius. На автобусе проще, так как можно попросить, чтобы тебя высадили, где тебе удобнее.

Автомобилем

За 25–30 EUR можно арендовать машину в несезон, а в сезон – за 40 EUR. Для этого: в фирме по аренде машин предоставляешь свой паспорт, права (русские или европейские подойдут) и деньги. И машина твоя. Кстати, искать прокатчиков в городе и сравнивать цены удобно .

Дороги в Тунисе платные: от 0,50 EUR до 1 TND. Зато они в хорошем состоянии и охраняются полицией.

Мы ехали как раз на машине до Эль-Джема, и мне очень понравилась дорога туда: вдоль неё растут оливковые деревца, а также попадаются маленькие городки. Везде есть указатели, так что можно без труда найти дорогу в город.

Подсказка:

Эль-Джем — время сейчас

Разница в часах:

Москва + 2

Казань + 2

Самара + 3

Екатеринбург + 4

Новосибирск + 6

Владивосток + 9

Когда сезон. Когда лучше поехать

В летние месяцы в Эль-Джеме очень жарко, температура доходит до +35 °C, деревьев мало и укрыться от жары очень сложно, поэтому лучше приезжать в конце весны - начале осени, когда жара уже начинает спадать, и становится более-менее комфортно находиться на улице днём.

Тем более, в это время уже будет меньше туристов и можно будет спокойно насладиться зрелищем Колизея Эль-Джема. Мы ездили туда в феврале, да ещё и вечером, и, надо сказать, что холодно не было.

Эль-Джем летом

Летом погода в Эль-Джеме тяготеет к типичной погоде на юге Туниса, то есть жара может доходить и до +40 °C.

Самый пик приходится на июль и август, поэтому обязательно надевай головной убор и пользуйся солнцезащитным кремом, так как африканское солнце быстро даст о себе знать.

Эль-Джем весной

Весна короткая: с марта по апрель. Температура повышается до +25 °C, а ночью +20 °C. Однако ещё возможны дожди и сильный ветер.

Эль-Джем зимой

Зима вступает в свои права с декабря месяца. Температура днём +15–20 °C, а вечером и ночью +5–10 °C, но уже с марта месяца начинает подниматься.

Эль-Джем — погода по месяцам

Подсказка:

Эль-Джем — погода по месяцам

Районы. Где лучше жить

Маленький Эль-Джем не может похвастаться большим количеством отелей.

В самом городе есть одна приличная гостиница Hotel Julius , что находится в непосредственной близости к амфитеатру и железнодорожной станции. Четвёрка, которая предлагает бесплатный Wi-Fi, бассейн, аренду автомобилей, неплохой сервис и хорошо оборудованные номера. С подробным описанием отеля можно ознакомиться на , а сравнить цены на размещение на разных сайтах можешь .

На периферии есть ещё один: Les 3 Olives , что в городке El Hencha в получасе езды на машине. Это скорее гостевой дом, но предлагающий вполне домашнее гостеприимство. Его тоже можно найти на .

И на этом всё. Остальные ближайшие гостиницы уже либо в Махдии, либо в Монастире. Если хотите ощутить местный колорит, то имеет смысл снимать квартиру у местных, посмотреть варианты можно .

Какие цены на отдых

Жилье

В Hotel Julius цены начинаются от 80–100 EUR в сутки, в Les 3 Olives примерно такая же стоимость.

Отели Махдии и Монастира предлагают цены от 25 до 200 EUR.

Такси

Если нужно такси, то оно стоит 0,5–1 EUR. Например, для людей с ограниченными возможностями или просто для тех, кто не любит гулять пешком, это хороший вариант.

Питание

Перекусить в ресторане можно на сумму от 10–20 EUR на 1 человека, а посидеть в кафе и выпить чашечку кофе с пирожным за 2–5 EUR.

Готовых блюд в супермаркетах не купишь, но можно взять что-нибудь поесть (булочка или вафли стоят от 1 EUR) и воду (0,50 EUR).

Основные достопримечательности. Что посмотреть

Основная достопримечательность Эль-Джема - его Амфитеатр. Кроме него есть в городе и музей, где представлены предметы, оставшиеся от Античной эпохи; вилла «Африка», которая находится на заднем дворе музея, а ещё два разрушенных амфитеатра, от которых мало, что сохранилось.

Топ 5

Амфитеатр Эль-Джема

Где, ты думаешь, снимают фильмы о гладиаторах? Некоторые отвечают, что, разумеется, в знаменитом Римском Колизее. А вот и нет. По сравнению с Амфитеатром Эль-Джема Римский недостаточно хорошо сохранился, поэтому многие фильмы, посвящённые Античной эпохе, снимают здесь. Например, фильм «Гладиатор» с Расселом Кроу.

Построенный ещё в 232–238 гг. н. э., он очень хорошо сохранился, несмотря на то, что многие камни из него использовали для строительства города Эль-Джем и мечети Укба в Кайруане. Вся южная стена осталась в полной сохранности, также как и переходы внутри. Использовался он мало. В основном для проведения гладиаторских боёв и гонок на колесницах.

И сейчас ещё его используют в качестве сцены для различных представлений, так как акустика там великолепная. Когда мы посещали это место, то встретили детский хор, который репетировал исполнение гимна Туниса и некоторых национальных песен.

Стоимость билета: 5 EUR.

Часы работы: с 16 сентября по 17 июня - 07:30–17:30; с 18 июня по 17 июля - 08:00–17:00; с 18 июля по 15 сентября - 07:30–18:30. При музее есть магазин сувениров, туалеты и кафе.

На окраине города есть ещё два раскопанных амфитеатра, которые были разрушены ещё в период арабского завоевания. От них мало, что осталось - несколько ступенек и всё.

Вилла «Африка»

Кроме амфитеатра, при посещении музея Эль-Джема, сходи на виллу «Африка». Вход осуществляется по единому билету с музеем, так как находится она там же. Эту виллу только недавно открыли и раскопали.

Там можно увидеть прекрасно сохранившиеся римские мозаики и узнать, как жили зажиточные жители города во время Римского владычества.

Пляжи. Какие лучше

Эль-Джем находится не на побережье, поэтому пляжей там нет.

Церкви и храмы. Какие стоит посетить

В Эль-Джеме есть одна мечеть - Большая мечеть Эль-Джема (Great Mosque). С амфитеатра на неё открывается красивый вид, и можно увидеть внутренний двор, украшенный традиционными арками. При мечети есть небольшой мавзолей, а вход украшен портиком с тремя арками.

К сожалению, туристам и не мусульманам туда вход воспрещён.

Музеи. Какие стоит посетить

Музей Эль-Джема находится отдельно от Колизея, на улице Большой Мечети, в 15–20 минутах ходьбы от амфитеатра. Многие мозаики в превосходном состоянии, а музей поддерживается на должном уровне.

Кстати, если ты покупаешь билет в Амфитеатр, то посещение музея бесплатно (уже входит в стоимость его посещения). Без посещения амфитеатра стоимость билета равняется 5 EUR.

Часы работы: с 16 сентября по 18 июня - 08:00–17:30; с 19 июня по 17 июля - 08:00-–17:00; с 18 июля по 15 сентября - 08:00–18:30.

Парки

В городе есть маленькие скверы с пальмами, но больших парков там нет.

Туристические улицы

Туристической улицей можно назвать авеню Хабиба Бургибы, которая проходит прямо рядом с Амфитеатром.

На этой же улице сосредоточены основные лавки сувениров, ремесленный центр и многочисленные забегаловки и кафе.

Что посмотреть за 1 день

За один день можно посетить и Амфитеатр, и музей Эль-Джема, и виллу «Африка», да ещё и время останется, чтобы погулять немного по городу.

Что посмотреть в окрестностях

В окрестностях Эль-Джема находится целых три туристических города Туниса: , Сусс и . Как туда добраться я описала выше.

Еда. Что попробовать

В Эль Джеме нет особых блюд, характерных конкретно для этого города. Кухня тут мало чем отличается от тунисской.

Возле Амфитеатра можно найти много кафе и маленьких ресторанчиков, но советую обращать внимание на контингент, который там собирается. В Тунисе есть чисто мужские кафе, в которых собираются только мужчины, а есть смешанные, куда приходят и женщины, и мужчины. Если ты девушка и зайдёшь в мужское кафе, то конечно тебя никто не убьёт, но посматривать будут.

Из пользующихся вниманием туристов выделю ресторан Le Bonheur 1 : невысокие цены (8–10 EUR), но ограниченный выбор блюд. Из неплохих: кролик в соусе за 15 EUR.

Второй ресторан Le Bonheur 2 находится в 10 минутах ходьбы от музея Эль-Джема: приятная домашняя обстановка и вкусные блюда. Средний ценник – 8 EUR.

Праздники

С начала июля по середину августа в Амфитеатре Эль-Джема проходит Международный фестиваль симфонической музыки, в котором принимают участие музыканты со всего мира.

Билеты на фестиваль можно купить и в самом Эль-Джеме, и в Хаммамете, и в Суссе, и в Тунисе, и в Сфаксе. Стоимость: от 10 до 20 EUR. Что замечательно: организаторы устраивают специальный проезд из Сусса, Хаммамета или Туниса - тогда всё вместе будет стоить 30–34 EUR.

В программе произведения классической музыки, местные традиционные песни, джазовые и блюзовые композиции. Обычно начало в 21:00.

Если тебя заинтересовал этот фестиваль, то вот его сайт, там больше магазинов на любой вкус и цвет.

Сувениры. Что привезти в подарок

Из сувениров здесь нам попались так называемые «розы пустыни» - камни разных форм из Сахары, но они очень хрупкие, так как образованы из разновидности гипса, которая формируется в слоях песка. Цена стартует от 10 EUR.

Также здесь предлагается огромное количество вещей с изображениями амфитеатра - от магнитов до брелков. А ещё есть интересные берберские вещи: чайнички, коробочки, украшения, которые привозят с юга Туниса. Цены начинаются от 2–5 EUR.

Как передвигаться по городу

Проще всего по городу либо ездить на машине, либо пройтись пешком.

Такси. Какие особенности существуют

Такси, как и везде в Тунисе, жёлтого цвета. Цена – от 50 евроцентов.

Аренда транспорта

Нанять машину можно в Махдии или Монастире. От 30 EUR в сутки. Для этого нужны паспорт и права (любые). На дорогу - Эль Джем у нас ушло бензина на 5 EUR.

Сетей местных компаний по прокату машин тут нет. В городах иногда попадаются такие агенства, которые на вывеске пишут: Louer a voiture (взять в прокат в машину) по-французски или по-английски тоже самое. Можно упростить задачу поиска и попробовать найти прокатчиков в Интернете, для этого, к примеру, можно воспользоваться этим .

Как и повсюду в Тунисе, правила дорожного движения тут не соблюдают, а пешеходы ходят везде, так что советую быть осторожным при вождении.

Отдых с детьми

В Эль-Джем лучше приезжать с детьми среднего или старшего школьного возраста. Деткам помладше едва ли будет интересно посещение исторических мест, да и вряд ли они хорошо запомнят всё. Зато для детей постарше будет полезно познакомиться с историей старинного городка Эль-Джема.

Прошло уже три года с момента нашего путешествия в Северную Африку, но, воспоминания по-прежнему сильны, как будто поездка была вчера. Из всех своих путешествий, именно от Туниса я получил наиболее яркие впечатления. А самыми сильными из них, конечно же, были впечатления даже не от джип-сафари по Сахаре, а скорее от гигантского амфитеатра Древнеримской эпохи (III в н.э.) в крохотном городке Эль-Джем (El Jem ). Его размер лишь немногим уступает римскому Колизею и амфитеатру в итальянском городе Капуя (итал. Capua ). Но, вот по своей сохранности, он уверенно занимает первое место в мире!

Сложно описать те чувства, когда ты смотришь не на какие-нибудь раскопки, а вступаешь, через века, собственными ногами на, полностью сохранившуюся, гладиаторскую арену, помнящую тысячи человеческих судеб. Здесь на огромных скоростях проносились римские колесницы, а мечи, скрещиваясь, выбивали искры… Каждая битва на этой арене была на пределе человеческих возможностей, ведь ценой была чья-то жизнь…

Рука медленно прикасается к древним камням стен амфитеатра, в наушниках звучит атмосферный саундтрек Ханса Циммера из знаменитого фильма "Гладиатор" Ридли Скотта и, в тот же момент, современный мир вокруг вас перестает существовать. Немногочисленные туристы словно растворяются в воздухе, а их место на трибунах амфитеатра занимает римская знать в легких праздничных белоснежных одеяниях. Женщины пытаются укрыться от жаркого африканского солнца в тени колонн, в воздухе висит гул голосов… Периодически, напряжение в воздухе разрывают звуки рожков - корну, все ждут начала кровавого спектакля...

Образы и чувства смешиваются в единое целое, заставляя вас полностью перенестись в ту далекую эпоху. В эту минуту есть только вы и окружающее пространство величественного амфитеатра Эль-Джем!

Современный Эль-Джем стоит на месте древнего финикийского поселения, возраст которого, в отличие от столицы финикийского царства - Карфагена (основан в 814 году до н.э.), затрудняются назвать даже ученые. После серии пунических войн между Римом и Карфагеном, последний был разрушен в 146 году до н.э. и превращен в колонию. Продвигаясь на юг, Римская Империя, предположительно, в 46 году до н.э. основывает город Тиздр (лат. Thysdrus ), будущий Эль-Джем.

Экономический рассвет поселения приходится на II – нач. III века, когда вокруг города, благодаря благоприятному климату, разрастаются оливковые плантации. Оливковое масло, в те времена, ценилось в Риме на вес золота. Кроме того, город находился на пересечении торговых путей из Центральной Африки к Средиземному морю. Все это привело к тому, что Тиздр быстро стал одним из важнейших городов Северной Африки, вторым по значимости после Карфагена, а его население достигло 30 тысяч человек.

Как и в любом процветающем городе, богатые слои населения требовали зрелищ, в которые было бы можно вложить свои деньги. Так, в 230 году н.э., по распоряжению проконсула Марка Антония Гордиана (лат. Marcus Antonius Gordianus ), будущего императора, началось строительство амфитеатра, которое, спустя 8 лет, было остановлено.

08. Начало строительства.

10. План амфитеатра.

Чтобы понять, почему же амфитеатр так и не был достроен до конца, предлагаю взглянуть на то, что же творилось в те годы в Римской Империи.

11. Предположительно, таким он должен был стать.

А там все было крайне печально… В 235 году н.э. начинаются междоусобные войны за императорский трон. Заговорщики убивают императора Александра Севера вместе с его матерью, после чего Империя начинает трещать по швам. Легионы провозглашают императором "своего человека" – Гая Юлия Максимина Фракийца , ставшего первым императором, вышедшим из простых солдат.

Спустя пару лет, новоявленный император обзавелся противником в лице проконсула Гордиана, выдвинутого на императорский трон верными ему легионами. Гордиан согласился на эту авантюру с условием, что соправителем будет его сын Гордиан II , на что получил добро от Сената Рима.

В начавшейся войне, в сражении с легионами Максимина, под Карфагеном погибает Гордиан Младший. Узнав об этом, Гордиан I кончает жизнь самоубийством, повесившись на своём поясе… Римский Сенат назначает новым императором своего человека – сенатора Марка Клодия Пупиена , продолжившим войну против Максимина.

Ненамного дольше прожил и сам смещенный Максимин Фракиец. Выдвинувшись с войском на Италию, он погибает вместе со своим сыном, в битве под городом Аквилея, спустя пару месяцев после самоубийства Гордиана I.

Также печально закончилась и жизнь Марка Пупиена, который не заслужил доверия народа и в ходе очередного восстания был убит преторианцами в собственном дворце. Римский престол переходит Марку Антонию Гордиану III , внуку Гордиана I.

Не буду продолжать рассказ о судьбах будущих императоров, скажу лишь, что III век для Рима стал настоящим кошмаром. За 50-летний период более 26 человек становятся претендентами на императорское ложе и почти все они умирают насильственной смертью.

Но, вернемся к нашему "Тунисскому Колизею" и времени правления Гордиана I.

Трехэтажный амфитеатр, размером 138 метров в длину и 114 метров в ширину, получился настоящим величественным красавцем. Высоченные арочные галереи с множеством переходов окружали песчаную арену, длиной 65 метров и шириной 39 метров, а стены были украшены многоцветной мозаикой с изображением скачущих всадников, охотников и преследуемых ими зверей. Над восточным входом было устроено императорское ложе.

Как и в большинстве остальных амфитеатров, здесь также основным зрелищем служили гладиаторские бои. Кроме того, большой размер арены позволял устраивать сражения на боевых колесницах.

Была у амфитеатра Тиздруса и своя особенность. В отличие от Италии, в африканском "Колизее" были распространены бои с дикими хищными животными. С ними сражались, как гладиаторы, так и устраивались исключительно животные схватки между различными видами хищников. Дикие звери, которых выпускали на арену, посвящались богам: лев и бык – Сатурну и Юноне, пантера – Дионису, медведь – Диане.

В качестве дополнительного кровавого развлечения, на арену часто выпускали безоружных рабов, которых голодные животные буквально разрывали на части…

Гладиаторы, дикие животные, а также рабы содержались в особых камерах и клетках. Для этих целей, под ареной амфитеатра был построен целый подземный город. Отдельные помещения предназначались для умирающих гладиаторов, а также для складирования трупов.

Сегодня этот подземный город, практически полностью сохранившийся и не имеющий аналогов в мире, доступен для посетителей. В камерах и переходах, когда-то заполненных стонами умирающих и боевыми возгласами, гробовая тишина.

23. Камера гладиатора.

Особые чувства возникают, когда вы проходите "коридором смерти", по которому гладиаторы выходили на арену. Из всего освещения раньше здесь были лишь несколько факелов, а также яркий белый свет в конце длинного коридора, где находился выход на арену. Может именно отсюда пошло выражение "свет в конце тоннеля", означающее границу между жизнью и смертью?

После смерти Гордиана I, в 238 году н.э., Тиздр, серьезно разрушенный оппозиционными войсками, уже не смог восстановиться. Тем не менее, сам амфитеатр уцелел и простоял в нетронутом виде до VII века.

В 699 году Тиздр становится центром восстания царицы объединенного берберского государства Дахияаль-Кахину бинт-Табиту (Аль-Кахины ) против арабского завоевания. После поражения восстания поселение было оставлено жителями.

Город с современным названием Эль-Джем (в переводе с арабского – "перекрёсток") возникает здесь только в начале XVII века. Именно в этот период начинается разрушение амфитеатра. Камни его стен используются в качестве бесплатного стройматериала для строительства городских домов, а также для строительства Большой Соборной мечети в г. Кайруан. Так была практически уничтожена северная стена амфитеатра. Окончательно амфитеатр, использовавшийся, как крепость, был разрушен в 1850 году в результате пушечных обстрелов Османской Империей.

Сегодня, как и многие века назад, в Эль-Джеме многолюдно, но, в основном из-за многочисленных туристов. Здесь бойко кипит торговля сувенирами, одеждой и прочими товарами. Для этих целей даже оборудован небольшой рынок. В тоже время, по сравнению с Римом, процент туристов здесь просто крохотный, что позволяет насладиться всей красотой амфитеатра в полном объеме, а также сделать красивые безлюдные кадры.

Не лишним будет добавить, что цена в "Тунисский Колизей" всего 10 TND (300 рублей), плюс 1 TND - разрешение на съёмку. Это против 12 € в Римском Колизее. За 10 динаров вы можете неограниченно гулять по всему пространству амфитеатра, посещать подземные галереи и верхние ярусы, с которых открывается панорамный вид на современный Эль-Джем.

Удивительно, но совсем не портит общий вид амфитеатра и современная музыкальная сцена. Дело в том, что в августе, благодаря потрясающей акустике, здесь проводится ежегодный Международный фестиваль классической музыки под открытым небом.

33. Музыкальная сцена на арене амфитеатра.

Так или иначе, амфитеатр Эль-Джема оставляет неизгладимый след в памяти любого человека, даже если он не особо интересуется Древним Римом. А для ценителей истории здесь есть даже небольшой Археологический музей (в километре от амфитеатра), в котором можно увидеть фрагменты сохранившейся мозаики со стен.

В завершение своего рассказа, я хочу развеять одну современную легенду, связанную с Эль-Джемом. Дело в том, что практически во всех туристических каталогах сказано, что амфитеатр знаменит еще и тем, что в его стенах снимались отдельные сцены знаменитого фильма "Гладиатор " режиссера Ридли Скотта с Расселом Кроу в главной роли. Понятно, что это делается для заманивания туристов и увеличения турпотока.

В реальности же "Гладиатор" никогда в Эль-Джеме не снимался. Во-первых, кинокомпании бы просто не разрешили проводить съемку художественного фильма в подобном историческом месте. Во-вторых, сам Ридли Скотт сказал, что размер Римского Колизея для его задумок маловат, чего уж тогда говорить про Эль-Джем?

Съемка "Гладиатора" осуществлялась в Англии, Марокко и на Мальте, где был выстроен макет огромного амфитеатра, а также всевозможные дополнительные "уличные" декорации. Все остальное, например, верхние ярусы, были дорисованы при помощи компьютерной графики. Мальта уже давно стала меккой для подобного кинематографа. Здесь также снимался, не менее знаменитый, фильм "Троя", а также сериал "Игра Престолов".

С 1979 года, открытые всем африканским ветрам, остатки древнеримского амфитеатра были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

выдающийся памятник древности, расположенный в Северной Африке, в сказочной стране Тунис с удивительной культурой и богатой древней историей. Амфитеатр в Эль-Джем включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. После Капуи и Римского Колизея это третий по своей величине амфитеатр, в котором одновременно могло разместиться более тридцати тысяч зрителей. Амфитеатр был предназначен для проведения гладиаторских боев и состязаний на колесницах. Его строительство было начато Марком Аврелием Гордианом, который, будучи проконсулом африканской провинции, объявил себя независимым императором, однако через 36 дней восстание было подавлено, а строительство амфитеатра приостановлено.

Путешествуя по Тунису, вы сможете не только насладиться его достопримечательностями, но и полноценно оздоровиться благодаря уникальному методу талассотерапии. Сегодня талассо-терапия в Тунисе получила огромную популярность. Этот метод лечения морем включает целый ряд интенсивных оздоровительных процедур с использованием морской воды, морского воздуха, грязи и водорослей.
Амфитеатр был построен в 238 году. Для его строительства в каменоломнях выкалывались гигантские глыбы, после чего их обтесывали и отвозили к месту будущего амфитеатра. Поверхность старательно уложенных плит облицовывали мрамором. Тунисский амфитеатр имел овальную форму и три надземных этажа. Его длина равнялась 149 метрам, а ширина — 24 метрам. Ряды каменных ступеней-сидений поднимались на высоту 36 метров. Над восточным входом размещалась императорская ложа, под ареной находился целый подземный город с каморками для гладиаторов, пленных, рабов, а также клетки с хищниками. Тела убитых на арене бойцов складывали в сполинарий, расположенный рядом с клетками животных. Запах свежей крови еще сильнее распалял животных. Когда публика пресыщалась боями гладиаторов и схватками со львами, на арену выпускали безоружных пленных, рабов, христиан и скармливали их голодным разъяренным хищникам под радостные вопли зрителей.

Существует легенда, что знаменитая воительница Эль-Кахена провела свои последние дни в знаменитом амфитеатре. Берберская принцесса возглавляла восстание против династии Аглобитов. По подземным ходам, по которым мог пройти даже груженый слон, осажденным воинам поступала помощь. Говорят, что где-то здесь, в подземных пещерах, спрятаны несметные богатства Эль-Кахены. Кстати, долгое время амфитеатр оставался, практически, нетронутым. И только в XVII веке его подвергли обстрелу из пушек, чтобы сломить сопротивление берберских воинов, укрывшихся за неприступными стенами. Позже каменные глыбы амфитеатра пошли на возведение Большой Соборной мечети, расположенной в 60 км от Эль-Джема.
Сегодня часть арены специально приспособлена для регулярного проведения здесь концертов классической музыки, остальная часть этого уникального места открыта для посещения многочисленных туристов. Здесь они могут побродить по подземным тоннелям, постоять на арене амфитеатра или посидеть на самом верхнем ряду трибун, чтобы услышать малейший звук, долетающий со сцены, благодаря прекрасной акустике. Кстати, по предположению археологов рядом с амфитеатром расположены м другие строения Римской эпохи. Правда, все они пока что надежно укрыты толстым слоем песка.

) путешествия в Северную Африку, но, воспоминания по-прежнему сильны, как будто поездка была вчера. Из всех своих путешествий, именно от Туниса я получил наиболее яркие впечатления. А самыми сильными из них, конечно же, были впечатления даже не от джип-сафари по Сахаре, а скорее от гигантского амфитеатра Древнеримской эпохи (III в н.э.) в крохотном городке Эль-Джем (El Jem ). Его размер лишь немногим уступает римскому Колизею и амфитеатру в итальянском городе Капуя (итал. Capua ). Но, вот по своей сохранности, он уверенно занимает первое место в мире!

Сложно описать те чувства, когда ты смотришь не на какие-нибудь раскопки, а вступаешь, через века, собственными ногами на, полностью сохранившуюся, гладиаторскую арену, помнящую тысячи человеческих судеб. Здесь на огромных скоростях проносились римские колесницы, а мечи, скрещиваясь, выбивали искры… Каждая битва на этой арене была на пределе человеческих возможностей, ведь ценой была чья-то жизнь…

Рука медленно прикасается к древним камням стен амфитеатра, в наушниках звучит атмосферный саундтрек Ханса Циммера из знаменитого фильма "Гладиатор" Ридли Скотта и, в тот же момент, современный мир вокруг вас перестает существовать. Немногочисленные туристы словно растворяются в воздухе, а их место на трибунах амфитеатра занимает римская знать в легких праздничных белоснежных одеяниях. Женщины пытаются укрыться от жаркого африканского солнца в тени колонн, в воздухе висит гул голосов… Периодически, напряжение в воздухе разрывают звуки рожков - корну, все ждут начала кровавого спектакля...

Образы и чувства смешиваются в единое целое, заставляя вас полностью перенестись в ту далекую эпоху. В эту минуту есть только вы и окружающее пространство величественного амфитеатра Эль-Джем!

Современный Эль-Джем стоит на месте древнего финикийского поселения, возраст которого, в отличие от столицы финикийского царства - Карфагена (основан в 814 году до н.э.), затрудняются назвать даже ученые. После серии пунических войн между Римом и Карфагеном, последний был разрушен в 146 году до н.э. и превращен в колонию. Продвигаясь на юг, Римская Империя, предположительно, в 46 году до н.э. основывает город Тиздр (лат. Thysdrus ), будущий Эль-Джем.

Экономический рассвет поселения приходится на II – нач. III века, когда вокруг города, благодаря благоприятному климату, разрастаются оливковые плантации. Оливковое масло, в те времена, ценилось в Риме на вес золота. Кроме того, город находился на пересечении торговых путей из Центральной Африки к Средиземному морю. Все это привело к тому, что Тиздр быстро стал одним из важнейших городов Северной Африки, вторым по значимости после Карфагена, а его население достигло 30 тысяч человек.

Как и в любом процветающем городе, богатые слои населения требовали зрелищ, в которые было бы можно вложить свои деньги. Так, в 230 году н.э., по распоряжению проконсула Марка Антония Гордиана (лат. Marcus Antonius Gordianus ), будущего императора, началось строительство амфитеатра, которое, спустя 8 лет, было остановлено.

08. Начало строительства.

10. План амфитеатра.

Чтобы понять, почему же амфитеатр так и не был достроен до конца, предлагаю взглянуть на то, что же творилось в те годы в Римской Империи.

11. Предположительно, таким он должен был стать.

А там все было крайне печально… В 235 году н.э. начинаются междоусобные войны за императорский трон. Заговорщики убивают императора Александра Севера вместе с его матерью, после чего Империя начинает трещать по швам. Легионы провозглашают императором "своего человека" – Гая Юлия Максимина Фракийца , ставшего первым императором, вышедшим из простых солдат.

Спустя пару лет, новоявленный император обзавелся противником в лице проконсула Гордиана, выдвинутого на императорский трон верными ему легионами. Гордиан согласился на эту авантюру с условием, что соправителем будет его сын Гордиан II , на что получил добро от Сената Рима.

В начавшейся войне, в сражении с легионами Максимина, под Карфагеном погибает Гордиан Младший. Узнав об этом, Гордиан I кончает жизнь самоубийством, повесившись на своём поясе… Римский Сенат назначает новым императором своего человека – сенатора Марка Клодия Пупиена , продолжившим войну против Максимина.

Ненамного дольше прожил и сам смещенный Максимин Фракиец. Выдвинувшись с войском на Италию, он погибает вместе со своим сыном, в битве под городом Аквилея, спустя пару месяцев после самоубийства Гордиана I.

Также печально закончилась и жизнь Марка Пупиена, который не заслужил доверия народа и в ходе очередного восстания был убит преторианцами в собственном дворце. Римский престол переходит Марку Антонию Гордиану III , внуку Гордиана I.

Не буду продолжать рассказ о судьбах будущих императоров, скажу лишь, что III век для Рима стал настоящим кошмаром. За 50-летний период более 26 человек становятся претендентами на императорское ложе и почти все они умирают насильственной смертью.

Но, вернемся к нашему "Тунисскому Колизею" и времени правления Гордиана I.

Трехэтажный амфитеатр, размером 138 метров в длину и 114 метров в ширину, получился настоящим величественным красавцем. Высоченные арочные галереи с множеством переходов окружали песчаную арену, длиной 65 метров и шириной 39 метров, а стены были украшены многоцветной мозаикой с изображением скачущих всадников, охотников и преследуемых ими зверей. Над восточным входом было устроено императорское ложе.

Как и в большинстве остальных амфитеатров, здесь также основным зрелищем служили гладиаторские бои. Кроме того, большой размер арены позволял устраивать сражения на боевых колесницах.

Была у амфитеатра Тиздруса и своя особенность. В отличие от Италии, в африканском "Колизее" были распространены бои с дикими хищными животными. С ними сражались, как гладиаторы, так и устраивались исключительно животные схватки между различными видами хищников. Дикие звери, которых выпускали на арену, посвящались богам: лев и бык – Сатурну и Юноне, пантера – Дионису, медведь – Диане.

В качестве дополнительного кровавого развлечения, на арену часто выпускали безоружных рабов, которых голодные животные буквально разрывали на части…

Гладиаторы, дикие животные, а также рабы содержались в особых камерах и клетках. Для этих целей, под ареной амфитеатра был построен целый подземный город. Отдельные помещения предназначались для умирающих гладиаторов, а также для складирования трупов.

Сегодня этот подземный город, практически полностью сохранившийся и не имеющий аналогов в мире, доступен для посетителей. В камерах и переходах, когда-то заполненных стонами умирающих и боевыми возгласами, гробовая тишина.

23. Камера гладиатора.

Особые чувства возникают, когда вы проходите "коридором смерти", по которому гладиаторы выходили на арену. Из всего освещения раньше здесь были лишь несколько факелов, а также яркий белый свет в конце длинного коридора, где находился выход на арену. Может именно отсюда пошло выражение "свет в конце тоннеля", означающее границу между жизнью и смертью?

После смерти Гордиана I, в 238 году н.э., Тиздр, серьезно разрушенный оппозиционными войсками, уже не смог восстановиться. Тем не менее, сам амфитеатр уцелел и простоял в нетронутом виде до VII века.

В 699 году Тиздр становится центром восстания царицы объединенного берберского государства Дахияаль-Кахину бинт-Табиту (Аль-Кахины ) против арабского завоевания. После поражения восстания поселение было оставлено жителями.

Город с современным названием Эль-Джем (в переводе с арабского – "перекрёсток") возникает здесь только в начале XVII века. Именно в этот период начинается разрушение амфитеатра. Камни его стен используются в качестве бесплатного стройматериала для строительства городских домов, а также для строительства Большой Соборной мечети в г. Кайруан. Так была практически уничтожена северная стена амфитеатра. Окончательно амфитеатр, использовавшийся, как крепость, был разрушен в 1850 году в результате пушечных обстрелов Османской Империей.

Сегодня, как и многие века назад, в Эль-Джеме многолюдно, но, в основном из-за многочисленных туристов. Здесь бойко кипит торговля сувенирами, одеждой и прочими товарами. Для этих целей даже оборудован небольшой рынок. В тоже время, по сравнению с Римом, процент туристов здесь просто крохотный, что позволяет насладиться всей красотой амфитеатра в полном объеме, а также сделать красивые безлюдные кадры.

Не лишним будет добавить, что цена в "Тунисский Колизей" всего 10 TND (300 рублей), плюс 1 TND - разрешение на съёмку. Это против 12 € в Римском Колизее. За 10 динаров вы можете неограниченно гулять по всему пространству амфитеатра, посещать подземные галереи и верхние ярусы, с которых открывается панорамный вид на современный Эль-Джем.

Удивительно, но совсем не портит общий вид амфитеатра и современная музыкальная сцена. Дело в том, что в августе, благодаря потрясающей акустике, здесь проводится ежегодный Международный фестиваль классической музыки под открытым небом.

33. Музыкальная сцена на арене амфитеатра.

Так или иначе, амфитеатр Эль-Джема оставляет неизгладимый след в памяти любого человека, даже если он не особо интересуется Древним Римом. А для ценителей истории здесь есть даже небольшой Археологический музей (в километре от амфитеатра), в котором можно увидеть фрагменты сохранившейся мозаики со стен.

В завершение своего рассказа, я хочу развеять одну современную легенду, связанную с Эль-Джемом. Дело в том, что практически во всех туристических каталогах сказано, что амфитеатр знаменит еще и тем, что в его стенах снимались отдельные сцены знаменитого фильма "Гладиатор " режиссера Ридли Скотта с Расселом Кроу в главной роли. Понятно, что это делается для заманивания туристов и увеличения турпотока.

В реальности же "Гладиатор" никогда в Эль-Джеме не снимался. Во-первых, кинокомпании бы просто не разрешили проводить съемку художественного фильма в подобном историческом месте. Во-вторых, сам Ридли Скотт сказал, что размер Римского Колизея для его задумок маловат, чего уж тогда говорить про Эль-Джем?

Съемка "Гладиатора" осуществлялась в Англии, Марокко и на Мальте, где был выстроен макет огромного амфитеатра, а также всевозможные дополнительные "уличные" декорации. Все остальное, например, верхние ярусы, были дорисованы при помощи компьютерной графики. Мальта уже давно стала меккой для подобного кинематографа. Здесь также снимался, не менее знаменитый, фильм "Троя", а также сериал "Игра Престолов".

С 1979 года, открытые всем африканским ветрам, остатки древнеримского амфитеатра были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Страницы: 1

Прошло уже три года с момента нашего путешествия в Северную Африку, но воспоминания по-прежнему сильны, как будто поездка была вчера. Из всех своих путешествий, именно от Туниса я получил наиболее яркие впечатления. А самыми сильными из них, конечно же, были впечатления даже не от джип-сафари по Сахаре, а скорее от гигантского амфитеатра Древнеримской эпохи (III в н.э.) в крохотном городке Эль-Джем (El Jem ). Его размер лишь немногим уступает римскому Колизею и амфитеатру в итальянском городе Капуя (итал. Capua ). Но, вот по своей сохранности, он уверенно занимает первое место в мире!

Сложно описать те чувства, когда ты смотришь не на какие-нибудь раскопки, а вступаешь, через века, собственными ногами на, полностью сохранившуюся, гладиаторскую арену, помнящую тысячи человеческих судеб. Здесь на огромных скоростях проносились римские колесницы, а мечи, скрещиваясь, выбивали искры... Каждая битва на этой арене была на пределе человеческих возможностей, ведь ценой была чья-то жизнь...

// blacktroll.livejournal.com


// blacktroll.livejournal.com


Рука медленно прикасается к древним камням стен амфитеатра, в наушниках звучит атмосферный саундтрек Ханса Циммера из знаменитого фильма "Гладиатор" Ридли Скотта и, в тот же момент, современный мир вокруг вас перестает существовать. Немногочисленные туристы словно растворяются в воздухе, а их место на трибунах амфитеатра занимает римская знать в легких праздничных белоснежных одеяниях. Женщины пытаются укрыться от жаркого африканского солнца в тени колонн, в воздухе висит гул голосов... Периодически, напряжение в воздухе разрывают звуки рожков - корну, все ждут начала кровавого спектакля...

// blacktroll.livejournal.com


Образы и чувства смешиваются в единое целое, заставляя вас полностью перенестись в ту далекую эпоху. В эту минуту есть только вы и окружающее пространство величественного амфитеатра Эль-Джем!

// blacktroll.livejournal.com


Современный Эль-Джем стоит на месте древнего финикийского поселения, возраст которого, в отличие от столицы финикийского царства - Карфагена (основан в 814 году до н.э.), затрудняются назвать даже ученые. После серии пунических войн между Римом и Карфагеном, последний был разрушен в 146 году до н.э. и превращен в колонию. Продвигаясь на юг, Римская Империя, предположительно, в 46 году до н.э. основывает город Тиздр (лат. Thysdrus ), будущий Эль-Джем.

// blacktroll.livejournal.com


Экономический рассвет поселения приходится на II - нач. III века, когда вокруг города, благодаря благоприятному климату, разрастаются оливковые плантации. Оливковое масло, в те времена, ценилось в Риме на вес золота. Кроме того, город находился на пересечении торговых путей из Центральной Африки к Средиземному морю. Все это привело к тому, что Тиздр быстро стал одним из важнейших городов Северной Африки, вторым по значимости после Карфагена, а его население достигло 30 тысяч человек.

// blacktroll.livejournal.com


Как и в любом процветающем городе, богатые слои населения требовали зрелищ, в которые было бы можно вложить свои деньги. Так, в 230 году н.э., по распоряжению проконсула Марка Антония Гордиана (лат. Marcus Antonius Gordianus ), будущего императора, началось строительство амфитеатра, которое, спустя 8 лет, было остановлено.

Начало строительства.

// blacktroll.livejournal.com


// blacktroll.livejournal.com


План амфитеатра.

// blacktroll.livejournal.com


Чтобы понять, почему же амфитеатр так и не был достроен до конца, предлагаю взглянуть на то, что же творилось в те годы в Римской Империи.

Предположительно, таким он должен был стать.

// blacktroll.livejournal.com


А там все было крайне печально... В 235 году н.э. начинаются междоусобные войны за императорский трон. Заговорщики убивают императора Александра Севера вместе с его матерью, после чего Империя начинает трещать по швам. Легионы провозглашают императором "своего человека" - Гая Юлия Максимина Фракийца , ставшего первым императором, вышедшим из простых солдат.

// blacktroll.livejournal.com


Спустя пару лет, новоявленный император обзавелся противником в лице проконсула Гордиана, выдвинутого на императорский трон верными ему легионами. Гордиан согласился на эту авантюру с условием, что соправителем будет его сын Гордиан II , на что получил добро от Сената Рима.

// blacktroll.livejournal.com


// blacktroll.livejournal.com


В начавшейся войне, в сражении с легионами Максимина, под Карфагеном погибает Гордиан Младший. Узнав об этом, Гордиан I кончает жизнь самоубийством, повесившись на своём поясе... Римский Сенат назначает новым императором своего человека - сенатора Марка Клодия Пупиена , продолжившим войну против Максимина.

// blacktroll.livejournal.com


Ненамного дольше прожил и сам смещенный Максимин Фракиец. Выдвинувшись с войском на Италию, он погибает вместе со своим сыном, в битве под городом Аквилея, спустя пару месяцев после самоубийства Гордиана I.

// blacktroll.livejournal.com


Также печально закончилась и жизнь Марка Пупиена, который не заслужил доверия народа и в ходе очередного восстания был убит преторианцами в собственном дворце. Римский престол переходит Марку Антонию Гордиану III , внуку Гордиана I.

Не буду продолжать рассказ о судьбах будущих императоров, скажу лишь, что III век для Рима стал настоящим кошмаром. За 50-летний период более 26 человек становятся претендентами на императорское ложе и почти все они умирают насильственной смертью.

// blacktroll.livejournal.com


Но, вернемся к нашему "Тунисскому Колизею" и времени правления Гордиана I.

Трехэтажный амфитеатр, размером 138 метров в длину и 114 метров в ширину, получился настоящим величественным красавцем. Высоченные арочные галереи с множеством переходов окружали песчаную арену, длиной 65 метров и шириной 39 метров, а стены были украшены многоцветной мозаикой с изображением скачущих всадников, охотников и преследуемых ими зверей. Над восточным входом было устроено императорское ложе.

// blacktroll.livejournal.com


Как и в большинстве остальных амфитеатров, здесь также основным зрелищем служили гладиаторские бои. Кроме того, большой размер арены позволял устраивать сражения на боевых колесницах.

// blacktroll.livejournal.com


Была у амфитеатра Тиздруса и своя особенность. В отличие от Италии, в африканском "Колизее" были распространены бои с дикими хищными животными. С ними сражались, как гладиаторы, так и устраивались исключительно животные схватки между различными видами хищников. Дикие звери, которых выпускали на арену, посвящались богам: лев и бык - Сатурну и Юноне, пантера - Дионису, медведь - Диане.

В качестве дополнительного кровавого развлечения, на арену часто выпускали безоружных рабов, которых голодные животные буквально разрывали на части...

// blacktroll.livejournal.com


Гладиаторы, дикие животные, а также рабы содержались в особых камерах и клетках. Для этих целей, под ареной амфитеатра был построен целый подземный город. Отдельные помещения предназначались для умирающих гладиаторов, а также для складирования трупов.

// blacktroll.livejournal.com


// blacktroll.livejournal.com


Сегодня этот подземный город, практически полностью сохранившийся и не имеющий аналогов в мире, доступен для посетителей. В камерах и переходах, когда-то заполненных стонами умирающих и боевыми возгласами, гробовая тишина.

Камера гладиатора.

// blacktroll.livejournal.com


// blacktroll.livejournal.com


// blacktroll.livejournal.com


Особые чувства возникают, когда вы проходите "коридором смерти", по которому гладиаторы выходили на арену. Из всего освещения раньше здесь были лишь несколько факелов, а также яркий белый свет в конце длинного коридора, где находился выход на арену. Может именно отсюда пошло выражение "свет в конце тоннеля", означающее границу между жизнью и смертью?

// blacktroll.livejournal.com


// blacktroll.livejournal.com


После смерти Гордиана I, в 238 году н.э., Тиздр, серьезно разрушенный оппозиционными войсками, уже не смог восстановиться. Тем не менее, сам амфитеатр уцелел и простоял в нетронутом виде до VII века.

// blacktroll.livejournal.com


В 699 году Тиздр становится центром восстания царицы объединенного берберского государства Дахияаль-Кахину бинт-Табиту (Аль-Кахины ) против арабского завоевания. После поражения восстания поселение было оставлено жителями.

Город с современным названием Эль-Джем (в переводе с арабского - "перекрёсток") возникает здесь только в начале XVII века. Именно в этот период начинается разрушение амфитеатра. Камни его стен используются в качестве бесплатного стройматериала для строительства городских домов, а также для строительства Большой Соборной мечети в г. Кайруан. Так была практически уничтожена северная стена амфитеатра. Окончательно амфитеатр, использовавшийся, как крепость, был разрушен в 1850 году в результате пушечных обстрелов Османской Империей.

// blacktroll.livejournal.com


Сегодня, как и многие века назад, в Эль-Джеме многолюдно, но, в основном из-за многочисленных туристов. Здесь бойко кипит торговля сувенирами, одеждой и прочими товарами. Для этих целей даже оборудован небольшой рынок. В тоже время, по сравнению с Римом, процент туристов здесь просто крохотный, что позволяет насладиться всей красотой амфитеатра в полном объеме, а также сделать красивые безлюдные кадры.

// blacktroll.livejournal.com


// blacktroll.livejournal.com


Не лишним будет добавить, что цена в "Тунисский Колизей" всего 10 TND (300 рублей), плюс 1 TND - разрешение на съёмку. Это против 12 € в Римском Колизее. За 10 динаров вы можете неограниченно гулять по всему пространству амфитеатра, посещать подземные галереи и верхние ярусы, с которых открывается панорамный вид на современный Эль-Джем.

// blacktroll.livejournal.com


Удивительно, но совсем не портит общий вид амфитеатра и современная музыкальная сцена. Дело в том, что в августе, благодаря потрясающей акустике, здесь проводится ежегодный Международный фестиваль классической музыки под открытым небом.

Музыкальная сцена на арене амфитеатра.

// blacktroll.livejournal.com


Так или иначе, амфитеатр Эль-Джема оставляет неизгладимый след в памяти любого человека, даже если он не особо интересуется Древним Римом. А для ценителей истории здесь есть даже небольшой Археологический музей (в километре от амфитеатра), в котором можно увидеть фрагменты сохранившейся мозаики со стен.

// blacktroll.livejournal.com


В завершение своего рассказа, я хочу развеять одну современную легенду, связанную с Эль-Джемом. Дело в том, что практически во всех туристических каталогах сказано, что амфитеатр знаменит еще и тем, что в его стенах снимались отдельные сцены знаменитого фильма "Гладиатор " режиссера Ридли Скотта с Расселом Кроу в главной роли. Понятно, что это делается для заманивания туристов и увеличения турпотока.

В реальности же "Гладиатор" никогда в Эль-Джеме не снимался. Во-первых, кинокомпании бы просто не разрешили проводить съемку художественного фильма в подобном историческом месте. Во-вторых, сам Ридли Скотт сказал, что размер Римского Колизея для его задумок маловат, чего уж тогда говорить про Эль-Джем?

Съемка "Гладиатора" осуществлялась в Англии, Марокко и на Мальте, где был выстроен макет огромного амфитеатра, а также всевозможные дополнительные "уличные" декорации. Все остальное, например, верхние ярусы, были дорисованы при помощи компьютерной графики. Мальта уже давно стала меккой для подобного кинематографа. Здесь также снимался, не менее знаменитый, фильм "Троя", а также сериал "Игра Престолов".

С 1979 года, открытые всем африканским ветрам, остатки древнеримского амфитеатра были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

// blacktroll.livejournal.com


blacktroll
27/11/2015

Страницы: 1