Описание картины ефима волкова октябрь. «Обучение сочинению по картине Е

Картина Ефима Волкова «Октябрь» в 1883 году. Эта работа художника признана едва ли не самой лучшей в его творчестве. Знаменитое полотно создавалось под Петербургом, на станции Сиверская, где у Ефима Волкова была собственная дача. Восхищает мастерство пейзажиста: настолько рельефно им прописаны оголенные по осени тонкие деревца. Картина наполнена особым «осенним» светом, в ней великолепно объединяются ближние планы с дальними. Небольшая березовая рощица на первом плане под лучами уходящего солнца раскинула перед собой разноцветный ковер листьев, как бы приглашая дорогих гостей проследовать во владения Осени. Извилистой лентой уводит к горизонту река, поблескивая отражениями похолодевшего неба. По берегу бредет старушка с котомкой за плечами. Возможно, ее присутствие символизирует увядающую красоту. Осенью, что и на склоне лет, теряется сила жизни…Тем самым художник усиливает ощущение ухода летних дней, добавляет жизненной философии.

Немного грустно, но невероятно красиво!

Купить репродукцию этой картины вы можете в нашем интернет-магазине.

ВЫГОДНОЕ предложение от интернет-магазина BigArtShop: купить картину Октябрь художника Ефима Волкова на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене.

Картина Ефима Волкова Октябрь: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Большой каталог картин Ефима Волкова на сайте интернет-магазина BigArtShop.

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Ефима Волкова. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Ефима Волкова на натуральном холсте.

Ефим Ефимович Волков родился в 1844 году в Петербурге в семье фельдшера. Живописи учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников, причем, поступив туда в 22-летнем возрасте, за один год освоил программу четырехлетнего обучения. Далее в течение трех лет учился в императорской Академии художеств. В 1870 году получил звание неклассного художника за картину «Вид в окрестностях Петербурга» и решил уйти из Академии, чтобы заняться живописью «прямо с природы» Живописное мастерство оттачивал самостоятельно.

С 1878 года ежегодно выставлял свои работы в Товариществе передвижных художественных выставок. Приобрел прижизненную популярность и в 1895 году был удостоен звания академика.

Ему принадлежат более 500 пейзажей северной и средней полосы России.

Благодаря его умению подметить поэзию и очарование скромных уголков природы, современники называли Волкова «поэтом русской осени и русских туманов».

Одухотворенные пейзажи Ефима Волкова никого не оставят равнодушным.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Ефима Волкова не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

Мастер- класс по русскому языку в 8 классе на тему:

«Обучение сочинению по картине Е.Е. Волкова « Октябрь».

Цели и задачи урока:
- познакомить учащихся с творчеством художника, с историей создания картины;
- формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;
- формировать умение отбирать речевые средства, работать с антонимами и синонимами;
- учить выражать в слове свои впечатления, представления;
- умения воспринимать авторское видение мира, его позицию по средствам проникновения в мир художественных образов.
Тип урока: комбинированный

Ход урока.

I. Актуализация.
- Сегодня у нас необычный урок. Состоится мастер – класс по теме: « Обучение сочинению по картине «Октябрь» Ефима Ефимовича Волкова.
- Работа над сочинением вызывает достаточно затруднений, тем более по произведениям живописи, данная проблема актуальна.
Сочинение по картине в школе – одно из эффективных средств развития речи школьников, раскрытие творческих возможностей каждого ученика.

Знакомство с полотнами известных художников обогащает знания детей об окружающей действительности, помогает развитию у них мышления, воображения, эстетического вкуса.


Важно не только помочь учащимся составить и написать сочинение, но и позаботиться о эмоциональном воздействии на учащихся, научить детей читать картину, осмысливать её содержание.
Словарная работа

Стволы, янтарные, жухлая, серо – голубая, выцвело, выгорело, сыроватый.


Чтобы решать эти задачи обучению сочинению по картинам можно выделить несколько основных этапов.
I. Этап. Подготовка учащихся к сочинению.

Работа проводится на предварительном уроке, до написания сочинения. Она предполагает содержательную и языковую подготовку к сочинению:


(Слайд № 2)

Включает в себя:


1.Диктанты. Тексты об осенней природе. (На усмотрение учителя)
2.Сочинение – миниатюра (эссе)
а) «Осень»
Опорные слова: ранняя осень, блеклое небо, прохладный ветерок, свежий воздух, чувствуешь дыхание осени.
б) «Приметы осени»
Опорные слова: осень наступила, пришла; прохладная, золотая, ранняя; стволы берёз, жёлтые, коричневые листья, бледно – серое небо.

3.Творческое изложение: « Октябрь»


Наступил октябрь. Природа готовится к зимнему сну. С севера тянет прохладным ветром. Небо стало по – осеннему серым. Всё чаще дни прохладные. Солнце уже редкая гостья. Деревья понемногу сбрасывает свои листья. Нередки прохладные дождики, трава уже не зелёная, а жухлая. Крик грачей, улетающих на юг, напоминает звон разбитого стекла. Они суетятся, хлопочут, торопятся на юг. Булькает вода в неглубоких лужицах. Тревожно становится на душе и у человека. Живая и неживая природа готовится встретить зиму.

4. Выборочный диктант на тему «Осень» (глаголы, прилагательные на осеннюю тему)


5. Экскурсия.

Обратить внимание на краски природы, цвет осеннего неба, воды, осенних деревьев.

6. Использование «корреспондентского блокнота» - для записи учащимися своих впечатлений и полученной информации.
- Каждый листок блокнота служит для записей по определённой микротеме сочинения:
- опорные слова;
- загадки;
- пословицы, приметы;
- данные о жизни и творчестве художника;
- подбор языковых средств.

II Этап. Урок обучающего сочинения.

1. Введение учащихся в определённую речевую ситуацию: тема, задачи урока.

В начале урока я говорила, что мы будем писать сочинение.

О чём узнаете из стихотворения Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

О каком времени года говорится?
- Какие слова говорят об этом?

Так о чём мы будем писать сочинение?


Мы будем учиться писать сочинение по картине, и поможет нам в этом полотно Волкова Ефима Ефимовича «Октябрь».


(Слайд № 3)
- На уроке, мы познакомимся с творчеством художника, с историей создания картины;
- будем формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;
- формировать умения отбирать речевые средства, работать с антонимами, синонимами;
- учить выражать в слове свои впечатления, представления.

2.Подготовка уч-ся к восприятию картины:


(знакомство уч-ся с определённым временем, проведение беседы о художнике)

На уроках русского языка мы говорили о картинах с изображением природы.


- Как вы называете такие картины? (пейзажи)
- Многие художники с огромной любовью и теплотой изображали нашу скромную, исполненной тихой прелести русскую природу.

Сообщение о писателе.


Волков Ефим Ефимович - живописец-пейзажист. Родился в Петербурге 23 марта 1844, в семье фельдшера. Учился живописец в Рисовальной школе Общества поощрения художников (1866) и в Академии художеств (1867-1870). Состоял в Товариществе передвижных художественных выставок (1880-1918).
Известен не только как пейзажист, но и как иллюстратор. Был удостоен звания академика. Член товарищества передвижников. Волков известен также не только как пейзажист, но и как книжный иллюстратор. Он создал ряд иллюстраций к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Отчизна».

Современники называли Ефима Волкова "поэтом русской осени и русских туманов". Волков писал, в основном, пейзажи северной и средней полосы России: сюжетом своих картин он выбирал не красивые "ландшафты", а скромные уголки природы Русского Севера и в них старался подметить и передать присущие им поэзию и очарование.

Особое место в своем творчестве художник уделял простым людям – крестьянам, их среде обитания, природе, которая их окружает.
Умер Ефим Ефимович Волков в 1920 году в Петрограде

История создания картины «Октябрь».


В 1883 году Волковым была создана картина "Октябрь", "свежая по мотиву и тонкая по выраженному в ней чувству природы". Написанная на станции Сиверской под Петербургом, где у Волкова была собственная дача, картина экспонировалась на XI Передвижной выставке.
Наряду с образом болота другой излюбленный образ в пейзаже Ефима Волкова – леса. Но, в отличие от И. Шишкина, Ефима Волкова больше привлекают опушки леса, поляны, окруженные деревьями, берега небольших рек, лесные озера и болотистые места.
Он избегает изображений бурного проявления стихии, и поэтому его творчеству присуще спокойное, поэтическое состояние природы – раннее утро или наступление вечера, появление луны, предзакатные сумерки. Его пейзажи притягивают тонкостью чувств и переживаний, высокой степенью одухотворенности природы.

3.Рассматривание картины (первичное).

Это очень важная часть урока, именно в те минуты, когда дети внимательно всматриваются в картину, стараются её понять. Воздействуют на чувства, дают толчок воображению.

Рассмотри те картину в целом, проникните её настроением.

4.Беседа по содержанию картины:

Это упражнения на развитие речи, предполагающие диалог между учителем и учащимися по вопросам направленным на восприятии понимании картины, на осознании особенностей и творчества художника. Вопросы подводят к пониманию сюжета и идеи картины.


- Произведения искусства, прежде воздействуют на чувства человека, поэтому при анализе картины необходимо отталкиваться от эмоционального настроения, вызванного рассматриванием картины.

(Слайд № 4)

Какое настроение у вас возникло от увиденного?
Выбери:
Грустное, печальное, радостное, волнение
Тревога, восторг, испуг, удивление
Восхищение, интерес, торжество, беспокойство

– Объясните свой выбор.


На своей картине Волков мастерски передаёт состояние природы – это лирическое переживание, увиденного, несколько грустное, трогательное, волнующее.


- Перечислите всё то, что вы видите на картине.
- Можно ли назвать этот пейзаж красивым? (Простой, непритязательный, но очень задушевный, навевающий грусть.)
- Какой образ главный на картине? (Осенняя природа, жёлтые листья, берёзы)
- Как художник показал осень?
- Перечислите все оттенки цветов, которые преобладают? (жёлтые, коричневые, серо - голубая, бледно – серое.)

Художник строит общий колорит картины на приглушённых тонах чуть – холодноватых оттенках.


Это придаёт жизненность, правдивость.

Что сразу задерживает взгляд зрителя? (берёзы)


- Что вы видите на ближайшем плане, на заднем плане? (берёзы, землю, реку, небо)

5. Определение особенности композиции (микротемы).


- берёзки
- земля

Река
- небо;

Что вы ощущаете глядя на картину?


- Какие звуки можем услышать?

6.Сравнение впечатлений полученных от картины и от музыкального произведения.

(Звучит музыка П.И,Чайковского «Времена года»)
- Что вы представляете, когда слушаете музыку?
- Что общего между впечатлениями?

7. Лексико – орфографическая работа.


(тип текста - описание, стиль - художественный)

Подбор изобразительных средств к микротемам.


(Слайд № 5)

Работа со словами – антонимами:

Счастливые – грустные

Ясное – мрачное

Тёплый – холодный

Светлый – тёмный

Чёрный – белый

Далеко – близко

Радостные - печальные

Работа с синонимами:
(назовите только те словосочетания, где глаголы будут употребляться в переносном значении)

Прохладный (напиток, ветерок)


хмурится (человек, небо)

летят (листья, самолёты)

засыпает (ребёнок, природа)

течёт (ручей, время)


(Слайд № 6)

Работа над началом текста


Пришёл октябрь. На берёзах почти нет листьев….

Правописание слов:

(на доске)
Понемногу, по – осеннему, серо – голубая, вдали, более, суетятся.

Буквы заблудились:

Б…леют, грус…ная, ств…лы, пр…хладная, ж…лтая, реч…ке, сол…це, …брасывают, т…ропятся.

(Слайд № 7)


8.Составление плана, совместно с учителем.
I. Художник и его картина.
II. Октябрь
III.Отношение к картине.
Ученикам предлагается таблица. Они должны её заполнить, чтобы дополнить 2 часть плана.

(Слайд № 8)

Рабочие материалы по 2 части плана.


План наблюдений

Материалы

Для дополнений

Берёзки

На картине изображены …

Белеют стволы берёз. Почти нет листьев. Пусто, просторно, но грустно.



Земля

Листья падают на землю. Устлана жёлтыми, янтарными, оранжевыми, коричневыми, розоватыми листьями. Нет ярких красок. Трава жёлтая.

Река

Небольшая, лесная, извилистая. Низкие пологие берега. Серо – голубая вначале, более тёмная вдали. Очевидно, вода прохладная. Одинокая фигура женщины. Тихо.

Небо

В речке отражается. Бледно – серое.

Воздух

Сыроватый. Небольшой ветерок. Пахнет листьями.

9. Устный пересказ отдельных частей.


Учитель выслушивает несколько вариантов.

10. Написание.

11. Самопроверка.

III Этап. Проверка сочинений и анализ учителем.

История создания

Как и многие наиболее знаменитые творения поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина, стихотворение «Осень» было написано с осенние месяцы пребывания художника в Болдино. Осень была любимым временем года Пушкина, когда творческое вдохновение позволяло ему беспрестанно трудиться над будущими шедеврами. Именно период, именуемый болдинской осенью, был наиболее творчески плодотворен в жизни Александра Сергеевича. Тогда же появились знаменитейшие «Повести Белкина», ряд стихотворений, завоевавших наибольшую любовь читателей впоследствии. Написано стихотворение было в 1833 году

Учитель читает стихотворение А. С. Пушкина «Осень».

Согласны ли вы с тем, что Пушкину нравится осень?

Перечитайте стихотворение и найдите слова, которые подтверждают эту мысль. (Ответ: мне она мила, к себе меня влечёт, я рад лишь ей одной.)

Объясните, почему Пушкин любит осень.

Какие слова помогают представить осень (краса тихая, блистающая смиренно, в ней много доброго)?

Объясните, что значит краса тихая. Можно ли словосочетание краса тихая заменить на другое - краса незаметная, краса торжественная, краса унылая?

Каким средством выразительности является это словосочетание? Какой вы представили осень? Выберите из своего списка те слова, которые близки словосочетанию краса тихая. Есть ли такие словосочетания? Кто об осени сказал более точно: мы или А. С. Пушкин?

Объясните выражение «Так нелюбимое дитя в семье родной к себе меня влечёт». Как сказать по-другому?

Найдите строки, в которых А. С. Пушкин использует метафору. Почему Пушкин называет осень нелюбимым дитём? Какие метафоры использовали вы? Совпали ли ваши чувства, настроения?

Сравним стихотворение А. С. Пушкина с репродукцией картины Е. Волкова. Можно ли словами стихотворения описать пейзаж Е. Волкова? Совпадают ли чувства, настроение поэта и художника? Какими словами описали бы картину вы?

Сделайте вывод. (Ориентировочный ответ: тема произведений искусства общая, а выражена тема по-разному.)

А какое это стихотворение лирическое, эпическое или драматическое? (лирическое) Почему? (автор выражает своё настроение, своё отношение к осени, свои переживания)

Дополнительно: Стихотворные произведения делятся на эпические, лирические и драматические. Для эпических стихотворений характерно наличие сюжета, т.е. системы событий в их развитии. В центре эпических стихотворений – образы- персонажи. Всё это роднит эпическое стихотворение с рассказом, повестью и обусловливает общность методических положений, определяющих анализ эпического стихотворения и прозаического рассказа.

Анализ эпического стихотворения направлен на выяснение сюжета (развитие действия), раскрытие особенностей действующих лиц, идеи произведения, его художественного своеобразия. Допускается деление его на относительно законченные части составление плана, чтение в лицах.

В лирических стихотворениях предметом изображения становятся переживания, чувства человека, что может быть обусловлено картинами природы, общественными и социальными явлениями, философскими рассуждениями о жизни, любви, красоте.