Савелий богатырь. Образы народных заступников в поэме Н.А

САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ Проект подготовили: Баринова Екатерина Малюженко Екатерина Галкина Валерия Григорян Каринэ Сабирова Алина

1. Сколько лет герою? Каков его внешний вид? «Не мог: ему уж стукнуло, По сказкам, сто годов» «С большущей сивой гривою, Чай двадцать лет нестриженной, С большущей бородой, Дед на медведя смахивал, Особенно как из лесу, согнувшись, выходил. Дугой спина у дедушки» «Входил он: ну, распрямится? Пробьет дыру медведище В светелке головой!» Художник В. Серов

2. Какова история героя? Какие беды и невзгоды выпали на его долю? «Во времена досельные» «Эх, доля святорусского Богатыря сермяжного! Всю жизнь его дерут. Раздумается временем О смерти - муки адские В ту-светной жизни ждут» . «Нас только и тревожили Медведи. . . да с медведями Справлялись мы легко» .

3. Как герой рассуждает о жизни, что принимает и что отрицает в крестьянском укладе? «По времени Шалашников «Погибшие. . . пропащие. . . » Удумал штуку новую, Приходит к нам приказ: "Явиться!…» «Недотерпеть - пропасть! Перетерпеть - пропасть. . . » «Наддай! наддай!. . » «Наследник средство выдумал: К нам немца подослал» «Я каторжником был» «Сдавались люди слабые, А сильные за вотчину Стояли хорошо»

4. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится? Автор наделяет Савелия такими нравственными качествами как доброта, любовь к родине и народу. Савелию присуще также ум, терпение, упорство, чувство собственного достоинства. Савелий свободолюбивый, гордый человек. Он вопложение силы, мужества. «Клейменый, да не раб» Некрасов создает образ, где сочетаются противоречивые черты: богатырское терпение «до поры» , социальная активность, способность к бунту.

5. Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут? Одним из условий счастья народного в понимании Савелия является свобода. «Люди холопского звания – Сущие псы иногда: Чем тяжелей наказание, Тем им милей господа. » Савелий видит его в протесте против общественной несправедливости, в раздумьях о судьбе крестьянина, в любви к родному народу-труженнику. «Куда ты сила делася? На что ты пригодилася? Под розгами, под палками По мелочам ушла!»

Савелий не понимал нынешний народ, который сразу сдавался и даже не пытался бороться. «вот были люди гордые А нынче дай затрещину – Исправнику, помещику Тащат последний грош. » Сам Некрасов глубоко убежден, что счастье возможно только в обществе свободных людей. «Еще народу русскому Пределы не поставлены Пред ним широкий путь. » Савелий умирает со словами о безнадежности крестьянской судьбы. И все же этот образ оставляет впечатление силы, неукротимой воли, тоски по свободе. В памяти остается мудрое пророчество Савелия: «Недотерпеть – пропасть, Перетерпеть – пропасть»

6. Почему странники не признали героя счастливыми? “Эх, доля святорусского Богатыря сермяжного! Всю жизнь его дерут. Раздумается временем О смерти - муки адские В тусветной жизни ждут”

7. Можно ли заметить смысл в говорящей фамилии героя? Савелий - настоящий русский богатырь, не признающий над собой никакого давления. Художник А. Лебедев

8. Какова смысловая роль фольклорных элементов в главе о герое? Некрасов считал свое произведение «эпопеей современной крестьянской жизни» . В ней Некрасов задался вопросом: принесла ли отмена крепостного права счастье крестьянству? Некрасов стремится дать яркое и эмоционально-действенное изображение крестьянской жизни, вызвать сочувствие к, крестьянству, пробудить стремление к борьбе за крестьянское счастье. Именно поэтому автор использует в большом количестве фольклорные элементы, такие как народные песни, просторечие, сказочные образы, загадки, приметы, поговорки, пословицы, былины. Это - поэма о «народе» и для «народа» , поэма, в которой автор выступает защитником «народных» (крестьянских) интересов.

В словах Савелия о богатырстве крестьянина, несомненно, слышится отзвук былины о Святогоре и тяге земной: «Ты думаешь, Матренушка, Мужик - не богатырь? И жизнь его не ратная, И смерть ему не писана В бою - а богатырь!» «Покамест тягу страшную Поднять-то поднял он, Да в землю сам ушел по грудь С натуги! По лицу его Не слезы - кровь течет!»

«Счастливец тоже был»… Такими ироническими словами вводится в поэму Некрасова образ деда Савелия. Он прожил долгую, непростую жизнь и теперь доживает свой век в семье Матрены Тимофеевны. Образ Савелия, богатыря святорусского в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова очень важен, потому что он воплощает в себе идею русского богатырства. Тема силы, выносливости и долготерпения народа в поэме от главы к главе нарастает (вспомним историю силача на ярмарке, служащую предпосылкой к истории Савелия) и в конце концов разрешается в образе богатыря Савелия.

Савелий – выходец из глухих лесных краев, куда даже «черт три года дорогу искал». Уже само название этого края дышит мощью: Корега, от «корежить», т.е. гнуть, ломать. Покорежить что-либо может медведь, да и сам Савелий «на медведя смахивал». Сравнивается он и с другими зверями, например, с сохатым, причем подчеркивается, что он куда опаснее хищника, когда ходит по лесу «с ножищем и рогатиной». Сила эта проистекает из глубокого знания своего края, полного единения с природой. Видна любовь Савелия к своей земле, его слова «Мой лес! » звучат куда более убедительно, чем такое же заявление из уст помещика Оболта-Оболдуева.

Но в любой, даже самый непроходимый край, дотянется барская рука. Вольная жизнь Савелия заканчивается с приездом в Корегу немца-управляющего. Поначалу тот казался безобидным и даже не требовал полагающейся дани, но поставил условие: отработать деньги рубкой леса. Простодушные мужики построили из лесу дорогу и тут-то поняли, как сильно их обманули: по этой дороге приехали в Корежину господа, немец привез жену с детьми, и начал вытягивать из деревни все соки.

«И тут настала каторга
Корежскому крестьянину –
До нитки разорил!»

Долгое время крестьяне терпят издевательства немца – он бьет их и заставляет работать без меры. Многое может вытерпеть русский мужик, оттого-то он и богатырь, – так считает Савелий.
Так говорит он Матрене, на что женщина с иронией отвечает: такого богатыря и мыши заесть могут. В этом эпизоде Некрасов намечает важную проблему русского народа: его безответность, неготовность к решительным действиям. Недаром характеристика Савелия совпадает с образом самого неподвижного из былинных богатырей – Святогора, который в конце жизни врос в землю.

«Недотерпеть - пропасть, перетерпеть - пропасть». Так мыслит богатырь Савелий, и эта простая, но мудрая народная философия приводит-таки его к бунту. Под придуманное им словцо «Наддай!» ненавистного немца-управляющего закапывают в землю. И хотя за этот поступок Савелий попадает на каторгу, начало освобождению уже положено. Всю оставшуюся жизнь дед будет гордиться тем, что он, хоть «клейменый, да не раб!».

Но как же складывается его жизнь дальше? Больше двадцати лет провел он на каторге, еще двадцать отняли поселения. Но и там Савелий не сдавался, работал, смог собрать денег, и, вернувшись на родину, построил себе и своим домашним избу. И все же жизни его не дано завершиться спокойно: пока были у деда деньги, он пользовался любовью домашних, а когда они закончились – встретился с нелюбовью и насмешками. Единственной отрадой для него, как и для Матрены, становится Демушка. Он сидит на плече у старика «как яблочко в вершине старой яблони».

Но происходит страшное: по его, Савелия, вине внук и погибает. И именно это событие сломило прошедшего через плети и каторгу мужика. Остаток жизни дед проведет в монастыре и скитаниях, молясь об отпущение грехов. Именно поэтому Некрасов и называет его святорусским, показывая еще одну черту, присущую всему народу: глубокую, искреннюю религиозность. «Сто семь годов» жил дед Савелий, но долгожительство не принесло ему счастья, а сила, как он сам с горечью вспоминает, «по мелочи ушла».

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Савелий воплощает именно эту, глубоко сокрытую силу русского мужика и его огромный, хотя пока что не реализованный потенциал. Стоит разбудить народ, убедить его на время отказаться от смирения, и тогда он сам завоюет себе счастье, вот о чем говорит Некрасов с помощью образа богатыря Савелия.

Тест по произведению

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» является итогом всего творчества Н.А. Некрасова. Она была задумана «о народе и для народа» и писалась с 1863 по 1876 год. Автор считал свое произведение «эпопеей современной крестьянской жизни». В ней Некрасов задался вопросом: принесла ли отмена крепостного права счастье крестьянству? Чтобы найти ответ, поэт отправляет семерых мужиков в долгое путешествие по России в поисках хотя бы одного счастливого.
На своем пути странники встречают множество лиц, героев, судеб. Одним из встреченных ими становится Савелий. Его Некрасов называет «богатырем святорусским». Путники видят перед собой старца, «большущей сивой гривою, …с большущей бородой», «ему уж стукнуло, По сказкам, сто годов». Но, несмотря на возраст, в этом человеке чувствовалась огромная сила и мощь: «…ну распрямится? Пробьет дыру медведище В светелке головой!»
Эта сила и мощь, как позже узнали странники, проявилась не только во внешности Савелия. Они, прежде всего, в его характере, внутреннем стержне, нравственных качествах.
Сын часто называл Савелия каторжником и «клейменым». На что этот герой всегда отвечал: «Клейменый, да не раб!» Свободолюбие, стремление к внутренней независимости – вот что делало Савелия настоящим «святорусским» богатырем.
За что же этот герой попал на каторгу? В молодости он поднял бунт против немца-управляющего, присланного помещиком в их деревню. Фогель сделал так, чтобы «настала каторга Корежскому крестьянину - До нитки разорил!» Сначала вся деревня терпела. В этом Савелий видит богатырство русского мужика вообще. Но в чем заключается его богатырство? В терпении и выносливости – семнадцать лет терпели крестьяне иго Фогеля:
И гнется, да не ломится,
Не ломится, не валится...
Ужли не богатырь?
Но вскоре и мужицкому терпению пришел конец:
Случилось, я легонечко
Толкнул его плечом,
Потом другой толкнул его,
И третий...
Народный гнев, получив толчок, подобно лавине, обрушился на изверга-управляющего. Мужики закопали его живьем в землю, в ту самую яму, которую он приказывал рыть крестьянам. Некрасов, таким образом, показывает здесь, что и терпению народному приходит конец. Более того, несмотря на то, что терпение - национальная черта характера, она должна иметь свои границы. Поэт призывает начать бороться за улучшение своей жизни, за свою судьбу.
За совершенное преступление Савелия и других крестьян сослали на каторгу. Но до этого держали в остроге, где герой выучился грамоте, пороли плетьми. Но Савелий это за наказание и не считает даже: «Не выдрали - помазали, Плохое там дранье!»
С каторги герой несколько раз сбегал, но его возвращали и наказывали. Двадцать лет провел Савелий на строгой каторге, двадцать лет – на поселениях. Возвратившись домой, построил свой дом. Казалось бы, теперь можно спокойно жить и работать. Но разве это возможно для русских крестьян? Некрасов показывает, что нет.
Уже дома с Савелием случилось, наверное, самое страшное событие, страшнее двадцати лет каторги. Старый герой не усмотрел за своим правнуком Демушкой, и мальчика сожрали свиньи. Этот грех Савелий не мог себе простить до конца жизни. Он чувствовал свою вину и перед матерью Демушки, и перед всеми людьми, и перед Богом.
После смерти мальчика герой почти поселился у него на могиле, а затем и вовсе ушел в монастырь замаливать свои грехи. Именно последней частью жизни Савелия и объясняется то определение, которое ему дает Некрасов, – «святорусский». Большую силу, непобедимость русского человека поэт видит именно в нравственности, внутреннем стержне простого мужика, во многом основанном на вере в Бога.
Но лучше самого Савелия никто, наверное, не скажет про его судьбу и участь. Вот как сам старик оценивает свою жизнь:
Эх, доля святорусского
Богатыря сермяжного!
Всю жизнь его дерут.
Раздумается временем
О смерти - муки адские
В ту-светной жизни ждут.
В образе Савелия, богатыря святорусского, воплощены огромные силы русского народа, его мощный потенциал. Это выражается и в физическом облике героя, и в его внутренней чистоте, свободолюбии, гордости. Однако стоит заметить, что Савелий еще не решается на полный бунт, на революцию. В гневе он закапывает Фогеля, но в его словах, особенно в конце жизни, звучит смирение. Причем Савелий верит, что муки и страдания его будут ждать не только в этой жизни, но и на том свете.
Именно поэтому Некрасов возлагает свои революционные надежды на Гришу Добросколонова, который должен понять потенциал таких вот савелиев и поднять их на революцию, повести к лучшей жизни.


В мир крестьянской жизни России нас погружает поэма Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Работа Некрасова над этим произведением приходится на время после крестьянской реформы тысяча восемьсот шестьдесят первого года. Это видно из первых строк «Пролога», где странники названы «временнообязанными», - так называли крестьян, вышедших из крепостной зависимости после реформы.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» мы видим многообразные образы русских крестьян, узнаем об их взглядах на жизнь, узнаём, какой жизнью они живут и какие проблемы существуют в жизни русского народа. Изображение крестьянства тесно связано у Некрасова с проблемой поисков счастливого человека - целью путешествия семерых мужиков по Руси. Это путешествие и позволяет нам познакомиться со всеми неприглядными сторонами русской жизни.

Одним из главных образов поэмы по праву считается Савелий, с которым читатель знакомится в главе «Пир – на весь мир». История жизни Савелия очень трудная, как и у всех крестьян пореформенной эпохи. Но этот герой отличается особым свободолюбивым духом, несгибаемостью перед тяжестью крестьянской жизни. Он мужественно переносит все издевательства барина, желающего поркой заставить своих подданных платить ему дань. Но всякому терпению приходит конец.

Так случилось и с Савелием, который, не перенеся хитростей немца Фогеля, как будто невзначай подталкивает его к вырытой крестьянами яме. Савелий, конечно же, отбывает наказание: двадцать лет каторги и двадцать лет поселений. Но не сломить его – богатыря святорусского: «клеймённый, да не раб»! Он возвращается домой, в семью сына. Автор рисует Савелия в традициях русского фольклора:

С большущей сивой гривою,
Чай, двадцать лет не стриженной,
С большущей бородой,
Дед на медведя смахивал...

Живёт старик обособленно от родных, так как видит, что нужен он в семье, пока давал деньги… С любовью относится лишь к Матрёне Тимофеевне. Но душа героя раскрылась и расцвела, когда сноха Матрёна принесла ему внука Дёмушку.

Совсем по-другому стал смотреть на мир Савелий, оттаял при виде мальчика, всем сердцем прикипел он к ребёнку. Но и тут злая судьба ставит ему подножку. Стар Савелий - уснул, когда нянчился с Дёмой. Загрызли голодные свиньи мальчика… Разрывается от боли душа Савелия! Принимает он вину на себя и кается во всём Матрёне Тимофеевне, рассказывая ей о том, как сильно он любил мальчика.

Остаток своей долгой стасемилетней жизни проведёт Савелий, отмаливая свой грех в монастырях. Тем самым Некрасов показывает в образе Савелия глубокую приверженность вере в Бога, сочетающуюся с огромным запасом терпения русского народа. Прощает Матрёна дедушку, понимает, как мучается душа Савелия. И в этом всепрощении тоже глубокий смысл, раскрывающий характер русского крестьянина.

Вот и ещё один образ русского крестьянина, о котором автор говорит: «счастливец тоже». Савелий выступает в поэме в роли народного философа, он размышляет над тем, должен ли народ терпеть бесправное и угнетенное состояние. Савелий сочетает в себе доброту, простоту, сочувствие к угнетенным и ненависть к угнетателям крестьян.

Н.А. Некрасов в образе Савелия показал народ, постепенно начинающий осознавать свои права, и силу, с которой надо считаться.

Поэт-гражданин, поэт революционной борьбы, Н.А. Некрасов, написавший поразительные по силе и чувству стихи о своих соратниках Добролюбове, Чернышевском, Писареве, не мог не обратиться в своем творчестве к новому для русской литературы образу - образу народного заступника.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» показано, что зреют в народе силы, способные встать на защиту чести и достоинства людей низкого звания. Поэт представляет сразу несколько характеров людей, готовых вступить в борьбу за униженный и оскорбленный русский народ, находящийся в кабале. Среди них Савелий, богатырь святорусский, народный правдолюбец Яким Нагой, славящийся «строгой правдою, умом и добротой» Ермил Гирин, знающий, «кому отдаст всю жизнь свою и за кого умрет», Гриша Добросклонов.

Как одного из тех, кто за «вотчину стояли хорошо», рисует Некрасов Савелия-богатыря, видя в нем воплощение народной силы и мужества. Ни розги, ни каторга не смирили его со своей участью. «Клейменый, да не раб», - говорит он о себе. В нем сочетаются такие качества, как чувство собственного достоинства и ненависть к угнетателям, недюжинная сила и свободолюбие, любовь к природе и стойкость. Читая строки, посвященные Савелию, мы понимаем, что только по-настоящему сильные и мужественные могут быть такими терпеливыми и великодушными, чтобы переносить те страдания, которые выпали на их долю.

А потому терпели мы,

Что мы - богатыри.

В том богатырство русское.

Ты думаешь, Матренушка,

Мужик - не богатырь?

И жизнь его не ратная,

И смерть ему не писана

В бою - а богатырь!

Говоря о народных богатырях мужицкого царства сермяжной Руси, Некрасов находит удивительные, поистине эпические сравнения:

.. .Цепями руки кручены,

Железом ноги кованы,

Спина... леса дремучие

Прошли по ней - сломалися...

...И гнется, да не ломится,

Не ломится, не валится...

Ужли не богатырь?

Любимое словечко народного мстителя Савелия - наддай - помогает увидеть в нем человека, способного не только подбодрить, но, главное, сплотить, увлечь и повести за собой. Это-то слово и определит судьбу гордого богатыря. Вспоминая молодые годы, старик Савелий рассказывает о том, как восемнадцать лет терпели крестьяне произвол жестокого немца-управляющего, во власти которого фактически оказалась вся их жизнь. Постоянные издевательства с его стороны не могли не вызвать возмущения людей. И однажды они не выдержали и убили немца.

Кабак... острог в Буй-городе,

Там я учился грамоте,

Пока решили нас.

Решенье вышло: каторга

И плети предварительно...

...А жизнь была нелегкая.

Лет двадцать строгой каторги,

Лет двадцать поселения...»

Рядом с Савелием в поэме встает еще один величавый образ русского крестьянина - деревенского праведника Ермила Гирина. Само появление в мире рабства и разнузданного произвола таких, как он, служит для Некрасова основанием для веры в будущую победу народа и источником бодрого чувства, пронизывающего поэму:

Сила народная,

Сила могучая -

Совесть спокойная,

Правда живучая!

Не борьбой, как Савелий, а трудом и умением хочет изменить Ер-мил Гирин судьбу вечно угнетенного. Грамотный, он становится писарем, а потом, благодаря человечному отношению к людям, избирается бурмистром. Честный, порядочный, умный, однажды Гирин, спасая брата от рекрутчины, совершает несправедливый поступок. И грех, взятый им на душу, не дает ему покоя.

Не пьет, не ест; тем кончилось,

Что в деннике с веревкою

Застал его отец.

«С тех пор, как сына Власьевны

Поставил я не в очередь,

Постыл мне белый свет!»

Образ Ермилы Гирина, отказавшегося от должности, трагичен, но не может не вызвать уважения благородством, честностью, состраданием к людям. Окружающие Г ирина люди ценят его за это. И как показывает эпизод с покупкой мельницы, народ в нужную минуту готов прийти ему на помощь, ответить добром на добро. Ситуация, описанная Некрасовым, возможно, не самая типичная, но она позволяет поэту сказать, что в единстве и взаимопомощи простого народа сокрыта великая сила.

Яким Нагой - еще один мужик, с каким странники повстречались в своих поисках счастливого на Руси. Казалось бы, какой из него защитник:

Грудь впалая; как вдавленный Живот; у глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшей земле;

И сам на землю-матушку Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо,

Рука - кора древесная,

А волосы - песок.

В первых же строках о нем сказано:

Он до смерти работает,

До полусмерти пьет.

Но есть в нем черточка, позволяющая и его причислить к народным заступникам: Яким Нагой защищает душу народную. Изможденный, потерявший силы и здоровье, во время пожара он спасает не накопленные тридцать пять целковых, а висящие в избе на стенке картинки, единственную радость его убогого и серого существования. Картинки - это символ чего-то прекрасного, что таится в измученной народной душе, случай позволяет поэту сказать читателю о присущей трудовому народу душевной красоте, которая, как известно, «спасет мир».

И все же будущее России, уверен Некрасов, за такими, как Гриша Добросклонов: грамотными, наиболее сознательными людьми из народа, посвятившими свою жизнь борьбе за народ. Образ семинариста Гриши Добросклонова, которому «судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь», отразил не только надежды поэта на светлое будущее, но и его жизненные идеалы. Быть гам, где «трудно дышится, где горе слышится», - жизненная цель Добросклонова. В его песнях звучит даже не призыв к борьбе за освобождение, а констатация того, что борьба уже началась:

Рать подымается -

Неисчислимая!

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Этот образ, по мысли поэта, заключал единственно возможный ответ на поставленный в поэме вопрос о возможности счастья в тогдашней России. Истинно счастливыми Некрасов считал лишь самоотверженных борцов за народное благо, тех, кто, как Гриша Добросклонов, слышал «в груди своей силы необъятные», чей слух услаждали «звуки лучезарные гимна благородного» - «воплощение счастия народного».

Как видим, и герой поэмы, и ее автор полны веры в то, что счастье человека - в революционном служении народу. Веры, основанной, как показала история, на достаточно утопичных идеях того времени, когда люди свято верили, что соберется с силами русский народ и научится быть гражданином.