Рассказ на тему всюду добрые люди вокруг. Исследовательский проект по орксэ "всюду добрые люди живут"
По пьесе А. И. Островского «Гроза»
В 1859 г. Александр Николаевич Островский создает одно из самых сильных своих произведений - драму «Гроза», в которой показывает как типично русский купеческий дом Кабановых, являющийся олицетворением «жестокого мира».
В доме, широко известном в волжском городе Калинове, главенствует и таким образом устанавливает нравы дома Марфа Игнатьевна Кабанова, по-видимому, давно вдова, может быть, и при жизни мужа бывшая главой дома и дела. Женщина сильная и властная до деспотичности, она требует ото всех безоговорочного подчинения, в том числе и от своих домашних: сына Тихона, дочери Варвары, снохи Катерины.
Современная Островскому критика, и в первую очередь Н. А. Добролюбов видели в Кабанихе олицетворение невежества, самодурства и жестокости. При этом Марфа Игнатьевна основывается на своеобразном собственном понимании традиций, Домостроя. Если же внимательно присмотреться и прислушаться к канонам, которые она пытается установить в семье, то это не только собственное своеобразное понимание традиций, а и следование тому, что установлено веками и предками. Может быть, вредит образу Кабановой страсть к бесконечным поучениям. Ну а как же не поучать молодых? И кому же поучать их, как не матери? Жаль, что при этом она не считается ни с местом, ни со временем, ни с чувствами собеседника. Так, например, в явлении пятом действия первого Кабаниха появляется на сцене со словами поучения, адресованными взрослому женатому сыну. Ее не заботит ни то, что бульвар - не место для подобных наставлений, ни то, что сын ни в чем не виноват перед ней. Стоит снохе Катерине вступить в разговор, как Кабанова немедленно переключается на нее, обижает ее, не замечая этого, оставаясь в полной уверенности в своей правоте. Только и слышатся из уст Марфы Игнатьевны брань и попреки. Жертву свою она «поедом ест», «точит <…>, как ржа железо».
Н. А. Добролюбов в своей статье «Луч света в темном царстве» говорит о Кабановой: «Грызет свою жертву долго и неотступно». Катерину Кабаниха заставляет кланяться в ноги Тихону при его отъезде из дома, корит за то, что она «не воет» на людях, провожая мужа в Москву. После признания Катерины в своей измене мужу Марфа Игнатьевна приказывает Тихону бить Катерину, считает, что ее надо «живую в землю закопать, чтобы она казнилась».
«Жестокий мир» дома Кабановых основан на подчинении, приказании, лицемерии и обмане, он усваиваются и младшим поколением. Варвара, к примеру, не понимает нравственных мучений Катерины, убеждена в том, что можно делать, «что хочешь, только бы шито да крыто было». В том же разговоре с Катериной она признается: «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Так же поступает и Тихон.
Отношения между обитателями дома Кабановых очень точно выразила Варвара: «Ну, а ведь без этого нельзя: ты вспомни, где ты живешь! У нас дом на том держится». При этом представители младшего поколения между собой проявляют своего рода честность, не скрывая своего лицемерия перед матерью. Например, перед отъездом в Москву Тихон, выслушав все наставления матери, после ее ухода говорит Катерине: «Что ее слушать-то! ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай». Позже в сцене признания Катерины (Действие четвертое, явление шестое.) Тихон, услышав начало исповеди жены, «растерявшись, в слезах, дергает ее за рукав», желает остановить ее, сохранить по своему обыкновению все в тайне от матери. «Не надо, не надо, не говори! Что ты! Матушка здесь!»
В разговоре с Борисом Кулигин так характеризует «жестокий мир» города Калинова: «<…> У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены… Вы думаете, они дело делают либо Богу молятся? Нет, сударь. И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! <…> И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства! И все шито да крыто - никто ничего не видит и не знает, видит только один Бог! Ты, говорит, смотри, в людях меня да на улице, а до семьи моей тебе дела нет; на это, говорит, у меня есть замки, да запоры, да собаки злые. Семья, говорит, дело тайное, секретное! Знаем мы эти секреты-то! От этих секретов-то, сударь, ему только одному весело, а остальные волком воют. <…>». Эта характеристика полностью отражает образ «жестокого мира» и дома Кабановых.
Рецензия
Данное выше сочинение, свидетельствующее о том, что автор владеет умением грамотно анализировать художественное произведение в единстве формы и содержания, полно и убедительно рассказывает о «жестоком мире» дома Кабановых, о «жестоких нравах» «темного царства». Пристально отобран текст, который удачно используется для раскрытия темы сочинения. Удачно вводятся цитаты.
Русская литература 2-й половины XIX века
Образ “жестокого мира” в драматургии А. Н. Островского. (По пьесе “Гроза” или “Бесприданница”)
А. Н. Островский являлся одной из центральных фигур в развитии русской драматургии ХIХ века. Пьеса “Гроза” представляет для читателей особый интерес, так как в ней не только описываются социальный и нравственный конфликты, но и дается достаточно полная характеристика русского купечества второй половины ХIХ века.
Для того чтобы понять жизнь общества, описанного в произведении, надо проанализировать характеры некоторых действующих лиц. Хозяева жизни в городе Калинове – богатые купцы – отстаивают свои взгляды в отношении семейных устоев и правил. Характеризуя жизнь в этом провинциальном городе, один из героев драмы Кулигин говорит: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!” – имея в виду, в первую очередь, главных лиц Калинова – Марфу Игнатьевну Кабанову и Савела Прокофьевича Дикого.
Консервативные взгляды, царящие в семье Кабановых и являющиеся обычными для семьи, живущей в небольшом провинциальном городке, предписывают “хорошей” жене, проводив мужа, выть, лежа на крыльце, мужу регулярно бить жену, а им обоим беспрекословно подчиняться воле старших в доме. Образец, который выбрала для себя Марфа Кабанова, – это старорусская семья, для которой характерно полное бесправие молодого поколения, а особенно женщин. Кабаниха является представительницей старшего поколения, более патриархального и почитающего традиции. Героиня не дает воли ни своему сыну Тихону, ни тем более своей невестке Катерине. На самом деле, образ ее намного глубже, чем кажется на первый взгляд. В строгости к сыну видна любовь, желание помочь ему встать на ноги в этой тяжелой жизни; в придирках к Катерине проявляются ревность и досада на то, что отняла сына; постоянное дурное настроение тоже можно понять – вокруг Марфы Игнатьевны рушатся устои ее мира, ей кажется, что скоро и конец света: “Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж я и не знаю”.
Кабанова – непримиримый враг всего нового: в нем ей видится угроза устоявшемуся ходу вещей, она осуждает молодежь за то, что у них к старшим “должного почтенья” нет.
Главой другого семейства, представленного в драме, является Дикой. В отличие от Кабанихи, которая пытается прикрыть свое самодурство лицемерными рассуждениями о всеобщем благе, Дикой считает это для себя лишним. Он ведет себя, как ему заблагорассудится: всех ругает – соседей, работников, членов своей семьи, распускает руки, не платит крестьянам. Савел Прокофьевич – совершенно пустой человек, постоянно ищущий ссоры, самодур, который действует, не руководствуясь разумом. Показательны характеристики, которые дают Дикому другие герои пьесы (Шапкин, Кудряш, Кулигин): “ругатель”, “пронзительный мужик”, “воин”.
Отношение Савела Прокофьевича к его племяннику Борису доказывает, что в городе правит “самодурная сила”: завещанное бабушкой наследство Борис может получить, только если будет почтителен с дядюшкой, что в принципе невозможно. Не случайно Кулигин замечает, когда узнает об условии получения наследства: “Это значит, сударь, что вам наследства вашего не видать никогда”.
Сам Дикой понимает, что живет, руководствуясь сердцем, а не умом, а сердце у него недоброе. И этот человек является “значительным лицом в городе”. Такие люди, как Дикой и Кабаниха, представляют собой основу русского купечества.
Молодое поколение, показанное в пьесе “Гроза”, также является очень важной частью жизни общества. Удивляют пассивность молодых людей, их слабохарактерность и неспособность сделать что-то новое и смелое. Тихон и Варвара, с одной стороны, не согласны со сложившимся порядком вещей и не хотят следовать правилам, но, с другой стороны, они не решаются протестовать против навязываемых законов “темного царства”, а лишь приспосабливаются к жизни в нем. Принцип жизни Варвары – “делай, что хочешь, только бы шито да крыто было”. Ее любимый – Ваня Кудряш – казалось бы, не подчиняется власти Дикого, однако противопоставляет необузданной силе купца другую силу: “Да не спускаю и я: он – слово, а я – десять; плюнет, да и пойдет”. К этой группе персонажей можно отнести и Бориса. У него нет уважения к себе, нет чувства собственного достоинства. Борис и сам говорит, что он “загнан, забит”. Можно сделать вывод, что и молодое поколение унаследовало “жестокие нравы”.
Таким образом, перед читателями предстает весь купеческий мир города Калинова. Но “темное царство” – это не только Кабанова и Дикой, не только молодые герои, но множество других, даже иногда не названных по именам персонажей. Это и старая сумасшедшая барыня, которая пугала Катерину “геенной огненной”, и богомолка Феклуша, и прохожие на бульваре. Мы видим, что на примере произведения А. Н. Островского “Гроза” можно провести анализ купеческого общества того времени, увидеть противоречия, понять трагедию отдельных людей и целого поколения, благодаря чему глубже окунуться в жизнь всего российского общества середины ХIХ века.
Еще одно произведение Островского – “Бесприданница” – описывает Россию уже более позднего времени – Россию зарождающихся капиталистических отношений. В обществе предпринимателей прежде всего обращают на себя внимание такие герои, как Кнуров и Вожеватов. Кнуров – представитель старшего поколения, он делец. Для него главным достоинством человека являются деньги, а все вокруг представляет собой товар. Вожеватов относится уже к новому поколению. Несмотря на то что Вожеватов еще молод, деньги определяют его отношение к миру. Для Кнурова и Вожеватова не существует нравственных ценностей, только материальные. Эти герои по-деловому обсуждают и покупку Ларисы Огудаловой. Когда дельцы играют в орлянку на Ларису, героев не смущает то, что она человек. Островский делает вывод из такой ситуации, что наступившее время лишено нравственных ценностей. Все вокруг было основано на деньгах.
Главная героиня – единственное воплощение души в бездушном мире. Она открывается людям, но ее душа оказывается невостребованной. Даже мать Ларисы готова отдать ее за деньги. В пьесе возникает конфликт между деньгами и миром, где денег нет.
Деньги порождают жестокость не только по отношению к Ларисе. Автор изображает, как общество относится к “маленькому человеку”, который имеет право на собственную гордость, но его право не признано миром дельцов. Карандышев, со своим недалеким внутренним миром, с низменными ценностями, хочет занять место в кругу “хозяев жизни”. Для этого он мечтает жениться на Ларисе, чтобы показать окружающим, что такая женщина будет именно с ним. Она нужна Карандышеву, чтобы самоутвердиться в обществе.
Таким образом, главная героиня оказывается нужна каждому персонажу пьесы для какой-либо цели. Конфликт в произведении постепенно начинает приобретать оттенки нравственного. Лариса не может покончить жизнь самоубийством, как Катерина. Она провоцирует Карандышева на убийство. В последней сцене, когда она умирает, ее душа прощает всех. Общество, которое окружало героиню, жестоко и бездушно, но Лариса оказывается выше этого мира.
В пьесе “Бесприданница”, в отличие от драмы “Гроза”, Островский показал основные ценности уже более позднего времени. Мы видим, что в обществе почти ничего не изменилось. Купцов стали называть дельцами, но и это ничего не поменяло. Главные представители того или иного времени остались все такими же пустыми людьми, боящимися всего нового, подчиняющимися каким-то своим ценностям или идеалам. Островский показал жестокость и бездушность мира по отношению к конкретному человеку с его ранимой душой.
(No Ratings Yet)
- Русская литература 2-й половины XIX века Суровые нравы города Калинова. (По пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Тема добра и зла явно или скрыто, но присутствует в произведениях искусства. Литература раскрывает...
- В 1856 году Островский совершил путешествие до Волге от истоков реки до Нижнего Новгорода. Полученные впечатления многие годы питали его творчество. Отразились они и в “Грозе”, действие которой происходит в...
- В трагедии Островского “Гроза” были широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова автор показал царящие там нравы. Он изобразил жестокость людей, живущих по старинке, по “Домострою”, и разгульность...
- В “Грозе” Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела...
- Мало кто знает, что в основу пьесы Островского “Гроза” легли эпизоды из его жизни и его судьбы. Если детально изучать биографию Александра Островского, никак нельзя упустить тот факт, что у...
- Пьесы А. Н. Островского “Гроза” и А. П. Чехова “Вишневый сад” различны и по проблематике, и по настроению, и по содержанию, но художественные функции пейзажа в обеих пьесах схожи. Та...
- Наивысшим художественным достижением А. Н. Островского в предреформенные годы стала драма “Гроза”. Автор переносит нас в провинциальный купеческий городок Калинов, жители которого упорно держатся за веками сложившийся образ жизни. Но...
- А. Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателя репертуара для русского национального театра по праву считают “певцом купеческого быта”. И сидит он, изваянный резцом скульптора Андреева, у входа в...
- План 1. Образы пьесы “Вишневый сад”. 2. Трофимов – вестник “новой жизни”. 3. Неоднозначность образа Трофимова. Последней пьесе, написанной Антоном Павловичем Чеховым, судилось стать одним из наиболее известных его произведений....
- Нора – это героиня пьесы норвежского драматурга Генрика Ибсена “Кукольный дом” (сочинение) . Внешне это веселая, несколько легкомысленная беззаботная женщина, которую любит человек, у которого все в порядке – у...
- Как в стихотворении О. Э. Мандельштама “За гремучую доблесть грядущих веков…” находит развитие конфликт лирического героя и его жестокого времени? В начале своего рассуждения отметьте, что входящее в так называемый...
- План 1. Кто такие “недотепы”? 2. Герои-недотепы в пьесе “Вишневый сад”. 3. Важность сочувствия. Драматургия Антона Павловича Чехова – это настоящий кладезь не только неподдельных, тонких, “настоящих” человеческих эмоций, но...
- Поэт Федор Иванович Тютчев уроженец Овстуга, что на Брянщине. Свое детство и юношество провел он именно здесь, откуда и пошла его трепетная любовь к русской природе, которую он сохранил несмотря...
- ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Морис Дрюон (Maurice Druon) Сильные мира сего (Les Grandes Familles) Роман (1948) По-французски роман этот называется “Великие семьи”, и в нем речь идет главным образом о старинной аристократической...
- На той стороне Волги, прямо против города, два села; и особенно живописно одно, от которого вплоть до Волги тянет самая кудрявая рощица; солнце при закате забралось в нее как-то чудно,...
- Николай Васильевич Гоголь принадлежит к числу величайших деятелей русской классической литературы. Вершиной творчества писателя является поэма “Мертвые души” – одно из выдающихся произведений мировой литературы; по определению Белинского, “творение, выхваченное...
- План 1. Мировоззрение Тютчева как основа его творчества. 2. Противоречивость внутреннего мира человека. 3. Взаимоотношения человека и мира. О чем бы ни говорила лирика, она всегда будет говорить о человеке....
- Народная сказка – один из самых популярных и любимых жанров в фольклоре народов мира. В огромной сокровищнице сказок народов мира так же, как и в русских народных сказках, различают сказки...
- Хорошо, когда прочитанная книга или театральная постановка оставляет след в душе. И если он, этот след, яркий, мы задумывается над тем, какое значение имеет для нас это произведение, что оно...
- ТЕАТР В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО Национальный театр есть признак совершеннолетия нации, так же как академии, музеи, университеты. А. Н. Островский С самого раннего детства мы погружаемся в...
- “Человек – это великолепно! Это звучит… гордо!” Эти слова, сказанные на заре XX века, определяли творческую линию писателя М. Горького. Он любил людей, поэтому его воображение, пронизанное прекрасной мечтой о...
- КЛАССИКА А. Н. ОСТРОВСКИЙ МОСКВА В ТВОРЧЕСТВЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО А. Н. Островский – поистине московский драматург. Современники называли его “Колумбом Замоскворечья”, да и сам он писал: “Я знаю тебя,...
- Русская литература 2-й половины XIX века Тема времени в пьесе А. П. Чехова “Три сестры” А. П. Чехов – писатель, не только во многом связанный с традициями русской классической литературы,...
- Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького “На дне” Драма “На дне” написана М. Горьким, когда он перестал осознавать окружающую действительность в рамках романтического конфликта. Это одно из первых произведений,...
- Пьеса М. Горького “На дне” создана более восьмидесяти лет назад. И все эти годы она не переставала вызывать споры. Это можно объяснить множеством проблем, поставленных автором, проблем, которые на разных... В произведениях Чехова ярко отразилось русское искание веры, тоска о высшем смысле жизни, мятущееся беспокойство русской души, ее большая совесть. М. А. Булгаков Эпоха наибольшего обострения социальных отношений, бурного общественного...
А.Н. Островский являлся одной из центральных фигур в развитии русской драматургии XIX века. Пьеса «Гроза» представляет для читателей особый интерес, так как в ней описываются не только социальный и нравственный конфликты, но и дается достаточно полная характеристика русского купечества второй половины XIX века.
Для того чтобы понять жизнь общества, описанного в Произведении, надо проанализировать характеры некоторых действующих лиц. Хозяева жизни в городе Калинове - богатые купцы - отстаивают свои взгляды в отношении семейных устоев и правил. Характеризуя жизнь в этом провинциальном городе, один из героев драмы, Кулигин, говорит: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» - имея в виду в первую очередь главных лиц Калинова - Марфу Игнатьевну Кабанову и Савела Прокофьевича Дикого.
Консервативные взгляды, царящие в семье Кабановых и являющиеся обычными для семьи, живущей в небольшом провинциальном городке, предписывают «хорошей» жене, проводивши мужа, выть, лежа на крыльце, мужу регулярно бить жену, а им обоим беспрекословно подчиняться воле старших в доме. Образец, который выбрала для себя Марфа Кабанова, - это старорусская семья, для которой характерно полное бесправие молодого поколения, а особенно женщин.
Кабаниха является представительницей старшего поколения, более
патриархального и почитающего традиции. Героиня не дает воли ни своему
сыну Тихону, ни тем более своей невестке Катерине. На самом деле образ
ее намного глубже, чем кажется на первый взгляд. В строгости к сыну
видна любовь, желание помочь ему встать на ноги в этой тяжелой жизни; в
придирках к Катерине проявляются ревность и досада на то, что отняла
сына; постоянное дурное настроение тоже можно понять - вокруг Марфы
Игнатьевны рушатся устои ее мира, ей кажется, что скоро и конец света:
«Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж я и не
знаю».
Кабанова - непримиримый враг всего нового: в нем ей видится угроза
устоявшемуся ходу вещей, она осуждает молодежь за то, что у них к
старшим «должного почтенья» нет. Главой другого семейства,
представленного в драме, является Дикой. В отличие от Кабанихи, которая
пытается прикрыть свое самодурство лицемерными рассуждениями о
всеобщем благе, Дикой считает это для себя лишним. Он ведет себя, как
ему заблагорассудится: всех ругает - соседей, работников, членов своей
семьи, распускает руки, не платит крестьянам. Савел Прокофьевич -
совершенно пустой человек, постоянно ищущий ссоры, самодур, который
действует, не руководствуясь разумом. Показательны характеристики,
которые дают Дикому другие герои пьесы (Шапкин, Кудряш, Кули-гин):
«ругатель», «пронзительный мужик», «воин».
Отношение
Савела Прокофьевича к его племяннику Борису доказывает, что в городе
правит «самодурная сила»: завещанное бабушкой наследство Борис может
получить, только если будет почтителен с дядюшкой, что в принципе
невозможно. Не случайно Кулигин замечает, когда узнает об условии
получения наследства: «Это значит, сударь, что вам наследства вашего не
видать никогда».
Сам Дикой понимает, что живет, руководствуясь сердцем, а не умом, а сердце у него недоброе. И этот человек является «значительным лицом в городе». Такие люди, как Дикой и Кабаниха, представляют собой основу русского купечества.
«Бесприданница» - лучшая психологическая драма А.Н.Островского. Центральная тема произведения – тема «горячего сердца, гибнущего среди людей, которые служат деньгам, а не красоте».
Происходящее в пьесе связано с современностью – семидесятыми годами XIX века. А.Н.Островский в ремарке указывает: «Действие происходит в настоящее время». Автору важно подчеркнуть актуальное значение конфликта между чувством и выгодой. Это период расцвета буржуазных отношений. Судохозяин Паратов так объясняет новые законы: «Время просвещенных покровителей, время меценатов прошло; теперь торжество буржуазии…»
Образ «жестокого мира» в пьесе воплощен в метафоре «цыганский табор». В доме главной героини, бесприданницы, постоянно бывали разные люди, которые искали для себя развлечений, веселья. Красивая, талантливая девушка жила, как в чаду, и бесконечно страдала. Мать заставляла ее петь, танцевать, любезничать, занимать гостей. Все унижения Лариса терпела для того, чтобы выйти замуж за богатого поклонника. Мать приказывала Ларисе: «И притворяйся, и лги!….Уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески». Среди потенциальных женихов у Огудаловых появлялись нелепые фигуры: «старик какой-то с подагрой, да разбогатевший управляющий какого-то князя, вечно пьяный», да кассир, оказавшийся мошенником.
Были среди обожателей и хищные дельцы: купцы Кнуров, Вожеватов, барин Паратов. Долгое время за Ларисой ухаживал мелкий чиновник Карандышев. Всю эту разномастную компанию объединяло одно: потребительское отношение к жизни и к людям. Законы «жестокого мира» основаны на деловом расчете, личной выгоде, равнодушии к ближнему. В этом обществе все продается, даже любовь, честь, красота.
Купцы новой формации говорят исключительно о деньгах, об их власти над людьми. Так, Паратов хочет выгодно жениться и взять в приданое «золотые прииски». Он продает свою свободу, готовится за такое приданое со стороны невесты забросить кутежи, надеть фрак и говорить по-французски. Сам он не знает, что такое жалость и сострадание. Паратов откровенно признается: «У меня… ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Паратов для развлечения повсюду возит с собой спившегося провинциального актера, которому дал прозвище Робинзон. Барин распоряжается им, как собственностью, предлагает его купцам для потехи: «Вот отводите свою душу, могу его вам дня на два, на три предоставить». Лариса небезразлична Паратову. Однажды он чуть не женился на ней. Во время второй встречи он снова по-настоящему увлекается красивой «вещью». Его вспышка чувств приводит к новому и страшному обману: он увозит Ларису, а потом безжалостно бросает ее. Как говорит Кнуров: «миллионную невесту на Ларису Дмитриевну не променяет».
У Паратова в одном ряду находятся пароход «Ласточка» (его потом можно продать), актер Робинзон (он пригодился для забавы. Лариса. В одном ряду оказывается то, чем можно попользоваться, насладиться, потешиться, а затем поменять на более ценное и выгодное. Паратов принял правила игры, основанные на трезвом расчете и беспредельном эгоизме, и не намерен проигрывать ни при каких условиях, так как собственные выгоды и удовольствия для него дороже всего.
По таким же законам действуют Кнуров и Вожеватов. Во взаимоотношениях с Ларисой раскрывается их нравственный облик. Трезво и по-деловому Вожеватов оценивает положение Ларисы, бесстрастно рассчитав, что надеяться ей не на что: «Теперь женихов-то в самый обрез… бесприданницам и не достает…» Общение с Ларисой является для него развлечением на фоне довольно однообразной жизни, удовольствием, за которое можно и должно платить деньги. Ситуацию, в которой оказывается Лариса из-за Паратова, Вожеватов называет «удобным случаем», словно речь идет о выгодной торговой сделке. Он предлагает кинуть жребий. Проиграв Ларису в орлянку, потерял к ней всякий интерес.
Крупный делец Кнуров оценивает красоту Ларисы как источник удовольствия, который можно купить: «Эта женщина создана для роскоши». Цинизм Кнурова прикрывается маской показного доброжелательства. Этот герой не сомневается, что Лариса примет его предложение пойти к нему на содержание, так как знает меру своей власти над людьми. Он говорит ей: «Для меня невозможного мало. Стыда не бойтесь, осуждений не будет…» Предугадывая сложное развитие отношений Ларисы и Паратова, Кнуров замечает: «Кажется, драма начинается». Он и Вожеватов с самого начала наблюдали за судьбой Ларисы, будто притаившиеся хищники, готовые в любой момент ухватить добычу. Даже и в сочувствии Ларисе они остаются хладнокровными дельцами, что наиболее точно сформулировал Вожеватов: «Что делать! Мы не виноваты, наше дело сторона».
Лариса согласилась на брак с Карандышевым, потому что хотела убежать из мира продажности. «Цыганский табор» она мечтала заменить на покой в деревне: «Но пусть там дико, и глухо, и холодно; для меня после той жизни, которую я здесь испытала, всякий тихий уголок покажется раем». Ларису убивает неприкрытая истина, которая вдруг открылась ей в финале пьесы: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят как на забаву. Никто никогда не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова». Эту правду понял и Робинзон, единственный из «зрителей» драмы, не лишенный сердечности: «О варвары, разбойники! Ну, попал я в компанию!»
В холодном, безжалостном обществе судьба любящей, искренней натуры обречена на гибель. Лариса – жертва, потому что не захотела «применяться к обстоятельствам» жестокого мира.
- Новое!
Все действие «Бесприданницы» сконцентрировано вокруг одного персонажа - Ларисы - и носит целенаправленный и напряженный характер. Можно даже сказать, что в целом «Гроза» более эпична, а «Бесприданница» - более драматична. Это проявляется, в частности,...
Перу русского драматурга А.Н.Островского принадлежит множество произведений, в том числе и драма в четырех действиях Бесприданница. Ее герои – Харита Огудалова – вдова, ее дочь Лариса, делец Кнуров, представитель торговой фирмы Вожеватов, небогатый чиновник...
В русской литературе «маленький человек» традиционно изображался как жертва социальной несправедливости. Таков образ Башмачкина в повести Гоголя «Шинель» или Самсона Вырина в «Станционном смотрителе» А.С.Пушкина. Судьбы мелких чиновников вызывали сочувствие,...
Многие поэты и писатели посвящали свои строки женщинам-прекрасной половине человечества.В русской литературе с большой теплотой рисовался образ женщины,воспевались её лучшие черты:верность,искренность,красота,ум,благородство,нежность и бескорыстная любовь. ...
Жестокость может проявляться в поступках, в мыслях и даже в бездействии. Драма Островского «Гроза» является ярким тому свидетельством. Можно ли назвать жестоким мир, в котором страдает хотя бы один человек? Безусловно. Конечно, в том случае, если страдания конкретного человека не являются плодом его собственного воображения. В драме Островского страдания Катерины - это объективная реальность. С этим можем согласиться даже мы, современные читатели.
Купеческая патриархальная среда, действительно, жестока. Ведь далеко не самые гуманные домостроевские порядки здесь соблюдаются как нельзя более старательно. В маленьком провинциальном городе Калинове жизнь убогая и замкнутая. У жителей нет каких-либо интересов, стремлений. Они невежественны, грубы, равнодушны ко всем и всему вокруг, кроме себя. На первый взгляд, жизнь в городе спокойна и проста. Но это исключительно поверхностное впечатление. Безмятежная жизнь на поверку оказывается полной равнодушия, недоброжелательства, высокомерия, ненависти. Каждый втайне завидует своему соседу, родственнику. В «жестоком мире», образчиком которого является город Калинов, активно попирается человеческое достоинство.
В драме Островского мы видим два ярких представителя «жестокого мира», это Дикой и Кабаниха. Они относятся к старшему поколению, мы легко можем себе представить, что все остальные жители очень на них похожи. Показательно, что Островский показывает именно мужчину и женщину. Патриархальные устои таковы, что младшее поколение должно слушаться своих родителей. И в драме мы видим, каковы эти самые родители. Дикой - отец большого семейства, держащий своих домашних в страхе. Кабаниха - мать семейства, которая ненавидит членов своей семьи.
Купцы-самодуры, представленные в драме Островского в лице Дикого, больше всего думают о своей наживе. Они готовы на все, чтобы преумножить свой капитал. Все поступки купцов-самодуров не могут быть подвергнуты осуждению, потому что «правда» патриархального строя на их стороне. Они сами составляют законы, да и мораль общества полностью одобряет их действия.
Следующий персонаж «жестокого мира» - пожилая женщина, Кабаниха. С.ней связаны такие «достоинства» патриархального строя, как необходимость соблюдать домостроевские обычаи и правила; она учит жить своих домашних; ей свойственны ханжество и лицемерие; она подавляет всех вокруг себя. Женщина в любом обществе является хранительницей домашнего очага. Кабанова полностью соответствует этому. Она защищает устои патриархального домостроевского общества, которое Островский показывает как «жестокий мир».
Домостроевские порядки не сочетаются с проявлением личной свободы. Интересы одного человека здесь никого не интересуют. Главное, чтобы все соответствовало правилам. Именно поэтому «жестокий мир» так нетерпим к несоблюдению традиций. Кабаниха интуитивно чувствует, что в ее собственной семье, где она диктует всем свои условия, мало-помалу появляется робкое сопротивление. Некоторым «оправданием» для Кабанихи является ее собственная уверенность в том, что следует придерживаться существующих норм. Она искренне в это верит. Поэтому ее так расстраивает поведение Катерины, ведь оно не вписывается в эти нормы. «Ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Так-то вот старина-то и выводится. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж то хорошо, что не увижу ничего», - жалуется Кабаниха. Ее сетования - это сплошное ханжество и лицемерие.
Конфликт драмы - это нарастание противоречий между «жестоким миром» и Катериной, которая совершенно невольно протестует против уклада патриархального города. «Жестокий мир» до последнего защищает свои устои, о чем свидетельствует властная позиция Дикого и Кабанихи. Однако недолго им осталось наслаждаться собственной властью над окружающими. «Жестокий мир» трещит по швам, о чем свидетельствует поведение Катерины. Если в таком обществе смог появиться хоть один человек, осмелившийся протестовать, значит, вскоре протестов будет больше. Именно об этом говорит Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве»: «Но чудное дело, самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему..., выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров».
«Жестокий мир» в образе купеческой провинциальной глубинки отвратителен во всем. Все лицемерное, пошлое, низменное нашло воплощение в городе Калинове. Островский сознательно сгущает краски, делая обитателей этого города такими гротескно-уродливыми.
Для того, чтобы читатель мог осознать все отрицательные стороны этого об-щества, Островский противопоставляет обитателям города Катерину. Она родилась и выросла в той же купеческой среде, однако она совсем не похожа на тех, кто ее окружает. Обладающая живым и пылким воображением, Катерина не может мириться с бесправным существованием. По домостроевским порядкам женщина в доме своего мужа была самым бесправным существом. Катерина к этому оказалась не готова. Она не умеет приспосабливаться, потому что ее внутренний мир сформировался совершенно в других условиях. В доме родителей Катерина была счастливой и свободной.
Кабаниха назойливо вмешивается в жизнь Катерины, считая это своей прямой обязанностью. Мало-помалу Катерина начинает протестовать. Сначала робко, потом ее протест все больше и больше разрастается. Катерина робка и безрассудна одновременно. Она внутренне готова свести счеты с жизнью: «А уж коли мне очень здесь опостылеет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь, не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!».
Катерина одновременно вызывает сочувствие и восхищение. Ее любовь к Борису - это попытка вырваться из замкнутого круга лицемерия, назойливого вмеша-тельства в чужую жизнь, бесправия. Борис изначально выглядит непохожим на оби-тателей «темного царства», однако, как выяснилось потом, это мнение не соответ-ствовало действительности. Впечатлительная девушка просто не смогла разобраться, что человек не тот, каким хочет казаться. Однако в жизни Катерины любовь к Борису становится чем-то достойным заполнить душевную пустоту.
«Жестокий мир», разумеется, силен. Он не прощает девушке протеста. Сцена покаяния Катерины - это торжество «темного царства». Но рано радовались Кабаниха и ей подобные. У Катерины оказалось достаточно душевных сил, чтобы ра-зорвать оковы. Достаточно оказалось броситься с обрыва в реку, чтобы стало ясно, насколько убого и жестоко царство домостроя. Катерину довели до самоубийства, это очевидно нам, современным читателям. И обитатели города это также понимают, хотя, конечно, вслух признать это хватит смелости далеко не у всех.
На самом деле хрупкость «жестокого мира» становится очевидной. Самое бес-правное существо, женщина, начинает протестовать. Это свидетельствует о том, что конфликт стал очевиден. Образ Катерины, с одной стороны, позволяет понять, что домостроевские порядки неправильны, абсурдны с точки зрения нормального человека. А с другой стороны, образ Катерины показывает, что «жестокому миру» приходит конец. Драма «Гроза» показывает, что в любом обществе рано или поздно появятся протестующие, остановить которых не сможет никто - ни мораль, ни люди.