Изображение купеческой семьи в драме гроза. Изображение купеческого быта и нравов в драмеА

Пьеса “Гроза”, написанная Александром Николаевичем Островским в 1859 году, является единственной из задуманного писателем цикла “Ночи на Волге”. Основная тема драмы - конфликт в купеческой семье, прежде всего, деспотичное отношение представителей старшего поколения (Кабанихи, Дикого) к подчиненному ему молодому поколению. Таким образом, драма “Гроза” основывается на описании быта, устоев, нравов купеческой семьи.
Хозяева жизни в городе Калинове - богатые купцы - отстаивают свои взгляды в отношении семейных норм и правил. Консервативные нравы, царящие в семье Кабановых и являющиеся обычными для семьи, живущей в небольшом провинциальном городке, предписывают “хорошей жене”, “проводивши мужа”, выть, лежа на крыльце; мужу регулярно бить жену, а им обоим беспрекословно подчиняться воле старших в доме. Образец, который выбрала для себя Марфа Кабанова, - это старорусская семья, для которой характерно полное бесправие молодого поколения, а особенно женщин. Недаром “все лица, кроме Бориса, одеты по-русски”. Тем, что внешний облик жителей Калинова далек от облика современных (конечно, для того времени) людей, Островский подчеркивает нежелание провинциальных российских жителей и, прежде всего, купеческого сословия двигаться вперед самим или хотя бы не мешать более молодому, более энергичному поколению делать это.
Островский, описывая купеческий быт и нравы, обращает наше внимание не только на недостатки взаимоотношений в одной или двух отдельно взятых семьях. Мы имеем возможность заметить, что большинство обитателей Калинова не могут похвастаться практически никаким образованием. Достаточно вспомнить рассуждения горожан о “Литовском разорении” у расписанных стен галереи. Положение в семье Кабановых, взаимоотношения между Катериной и ее свекровью не вызывают никакой реакции у общества. Это говорит о том, что такие ситуации обычны, типичны для этого круга, недаром история конфликта в семье Кабановых взята писателем из жизни.
Еще одна важная сторона жизни купечества, описанная Островским, - это повседневный быт. Это спокойное, размеренное существование, бедное событиями. Вести о столичной жизни или дальних странах до обитателей Калинова доносят “феклуши”, еще более темные, невежественные странницы, недоверчиво относящиеся ко всему новому и необычному, как и Кабаниха, которая не сядет в машину, “хоть ты золотом осыпь ее”.
Но время берет свое, и старшее поколение вынуждено неохотно уступать место молодым. И даже старая жестокая Кабанова чувствует это, а странница Феклуша соглашается с ней: “Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние”.
Таким образом, Островский в своей пьесе описывает кризис провинциального купечества, невозможность его дальнейшего существования при сохранении им старой идеологии.


Пьесу «Гроза» Александр Николаевич Островский написал в 1859 году, она принадлежит к циклу «На Волге». Произведение было основано на изображении купеческой жизни, точнее деспотичного отношения представителей старшего поколения к молодому поколению, подчиненному им. Богатые купцы являются хозяевами жизни в городе Калинове. Они отстаивают свои взгляды на семейные нормы и правила. В семье Кабановых царят консервативные нравы, которые обычны для семьи из небольшого провинциального городка.

Согласно этим правилам, жена должна, «проводивши мужа», лечь на крыльце и «выть». Муж же должен регулярно бить жену, чтобы была покладистой. И оба они должны беспрекословно подчиняться старшим в доме. Этот образец поведения в семье избрала для себя и Марфа Кабанова. В ее семье молодое поколение совершенно бесправно, особенно это касается женщин. Это пример старорусской семьи, что подчеркивается одеянием героев – все «одеты по-русски», кроме Бориса. Внешний облик обитателей Калинова не похож на облик современных тому времени людей. Автор подчеркивает нежелание жителей русской провинции и, в первую очередь, представителей купеческого сословия идти вперед, не чинить на этом пути препятствий молодому поколению.

При описании купеческого быта и нравов Островский обращает внимание читателя на недостатки взаимоотношений в семье. Кроме того, мы замечаем, что большая часть жителей Калинова не имеет никакого образования. Пример тому - рассуждения горожан у расписанных стен галереи о “Литовском разорении”. Положение Катерины в семье Кабановых, ее взаимоотношения со свекровью у общества не вызывают никакой реакции. Такие ситуации были обычными для того времени, поэтому конфликт в пьесе Островского реалистичен.

Еще одной немаловажной стороной жизни купечества, изображенной автором, является повседневный быт, представляющий собой размеренное существование, лишенное событий. О жизни столицы рассказывают невежественные странницы – «феклуши», которым, как и Кабанихе, недоступно все новое и необычное.

В своей пьесе Островский изображает кризис провинциального купечества, отсутствие перспектив его дальнейшего развития при сохранении прежней идеологии.

Обновлено: 2013-05-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Пьеса "Гроза", написанная Александром Николаевичем Островским в 1859 году, является единственной из задуманного писателем цикла "Ночи на Волге". Основная тема драмы - конфликт в купеческой семье, прежде всего, деспотичное отношение представителей старшего поколения (Кабанихи, Дикого) к подчиненному ему молодому поколению. Таким образом, драма "Гроза" основывается на описании быта, устоев, нравов купеческой семьи.

Хозяева жизни в городе Калинове - богатые купцы - отстаивают свои взгляды в отношении семейных норм и правил. Консервативные нравы, царящие в семье Кабановых и являющиеся обычными для семьи, живущей в небольшом провинциальном городке, предписывают "хорошей жене", "проводивши мужа", выть, лежа на крыльце; мужу регулярно бить жену, а им обоим беспрекословно подчиняться воле старших в доме. Образец, который выбрала для себя Марфа Кабанова, - это старорусская семья, для которой характерно полное бесправие молодого поколения, а особенно женщин. Недаром "все лица, кроме Бориса, одеты по-русски". Тем, что внешний облик обитателей Калинова далек от облика современных (конечно, для того времени) людей, Островский подчеркивает нежелание провинциальных российских обитателей и, прежде всего, купеческого сословия передвигаться вперед самим или хотя бы не мешать более молодому, более энергичному поколению совершать это.
Островский, описывая купеческий быт и нравы, обращает наттте внимательность не только на недостатки взаимоотношений в одной или двух отдельно взятых семьях. Мы имеем вероятность подметить, что большинство обитателей Калинова не могут похвастаться практически никаким образованием. Достаточно припомнить рассуждения горожан о "Литовском разорении" у расписанных стен галереи. Положение в семье Кабановых, отношения между Катериной и ее свекровью не вызывают никакой реакции у общества. Это говорит о том, что такие ситуации обычны, типичны для этого круга, недаром история конфликта в семье Кабановых взята писателем из жизни.

Еще одна важная сторона жизни купечества, описанная Островским, - это повседневный быт. Это спокойное, размеренное существование, бедное событиями. Вести о столичной жизни или дальних странах до обитателей Калинова доносят "феклуши", ещё более темные, невежественные странницы, недоверчиво относящиеся ко всему новому и необычному, как и Кабаниха, которая не сядет в машину, "хоть ты золотом осыпь ее".

Но пора берет свое, и старшее поколение вынуждено неохотно уступать место молодым. И более того старая жестокая Кабанова чувствует это, а странница Феклуша соглашается с ней: "Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние".

Таким образом, Островский в своей пьесе описывает кризис провинциального купечества, невозможность его дальнейшего существования при сохранении им старой идеологии.

Изображение купеческого быта и нравов вдрамеА.Н. Островского «Гроза»

Пьеса “Гроза”, написанная Александром Николаевичем Островским в 1859 году, является единственной из задуманного писателем цикла “Ночи на Волге”. Основная тема драмы - конфликт в купеческой семье, прежде всего, деспотичное отношение представителей старшего поколения (Кабанихи, Дикого) к подчиненному ему молодому поколению. Таким образом, драма “Гроза” основывается на описании быта, устоев, нравов купеческой семьи.

Хозяева жизни в городе Калинове - богатые купцы - отстаивают свои взгляды в отношении семейных норм и правил. Консервативные нравы, царящие в семье Кабановых и являющиеся обычными для семьи, живущей в небольшом провинциальном городке, предписывают “хорошей жене”, “проводивши мужа”, выть, лежа на крыльце; мужу регулярно бить жену, а им обоим беспрекословно подчиняться воле старших в доме. Образец, который выбрала для себя Марфа Кабанова, - это старорусская семья, для которой характерно полное бесправие молодого поколения, а особенно женщин. Недаром “все лица, кроме Бориса, одеты по-русски”. Тем, что внешний облик жителей Калинова далек от облика современных (конечно, для того времени) людей, Островский подчеркивает нежелание провинциальных российских жителей и, прежде всего, купеческого сословия двигаться вперед самим или хотя бы не мешать более молодому, более энергичному поколению делать это.

Островский, описывая купеческий быт и нравы, обращает наттте внимание не только на недостатки взаимоотношений в одной или двух отдельно взятых семьях. Мы имеем возможность заметить, что большинство обитателей Калинова не могут похвастаться практически никаким образованием. Достаточно вспомнить рассуждения горожан о “Литовском разорении” у расписанных стен галереи. Положение в семье Кабановых, взаимоотношения между Катериной и ее свекровью не вызывают никакой реакции у общества. Это говорит о том, что такие ситуации обычны, типичны для этого круга, недаром история конфликта в семье Кабановых взята писателем из жизни.

Еще одна важная сторона жизни купечества, описанная Островским, - это повседневный быт. Это спокойное, размеренное существование, бедное событиями. Вести о столичной жизни или дальних странах до обитателей Калинова доносят “феклуши”, еще более темные, невежественные странницы, недоверчиво относящиеся ко всему новому и необычному, как и Кабаниха, которая не сядет в машину, “хоть ты золотом осыпь ее”.

Но время берет свое, и старшее поколение вынуждено неохотно уступать место молодым. И даже старая жестокая Кабанова чувствует это, а странница Феклуша соглашается с ней: “Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние”.

Таким образом, Островский в своей пьесе описывает кризис провинциального купечества, невозможность его дальнейшего существования при сохранении им старой идеологии.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ostrovskiy.org.ru/

Пьеса «Гроза», написанная Александром Николаевичем Островским в 1859 году, является единственной из задуманного писателем цикла «Ночи на Волге». Основная тема драмы – конфликт в купеческой семье, прежде всего, деспотичное отношение представителей старшего поколения (Кабанихи, Дикого) к подчиненному ему молодому поколению. Таким образом, драма «Гроза» основывается на описании быта, устоев, нравов купеческой семьи.

Хозяева жизни в городе Калинове – богатые купцы – отстаивают свои взгляды в отношении семейных норм и правил. Консервативные нравы, царящие в семье Кабановых и являющиеся обычными для семьи, живущей в небольшом провинциальном городке, предписывают «хорошей жене», «проводивши мужа», выть, лежа на крыльце; мужу регулярно бить жену, а им обоим беспрекословно подчиняться воле старших в доме. Образец, который выбрала для себя Марфа Кабанова, – это старорусская семья, для которой характерно полное бесправие молодого поколения, а особенно женщин. Недаром «все лица, кроме Бориса, одеты по-русски». Тем, что внешний облик жителей Калинова далек от облика современных (конечно, для того времени) людей, Островский подчеркивает нежелание провинциальных российских жителей и, прежде всего, купеческого сословия двигаться вперед самим или хотя бы не мешать более молодому, более энергичному поколению делать это.

Островский, описывая купеческий быт и нравы, обращает наттте внимание не только на недостатки взаимоотношений в одной или двух отдельно взятых семьях. Мы имеем возможность заметить, что большинство обитателей Калинова не могут похвастаться практически никаким образованием. Достаточно вспомнить рассуждения горожан о «Литовском разорении» у расписанных стен галереи. Положение в семье Кабановых, взаимоотношения между Катериной и ее свекровью не вызывают никакой реакции у общества. Это говорит о том, что такие ситуации обычны, типичны для этого круга, недаром история конфликта в семье Кабановых взята писателем из жизни.

Еще одна важная сторона жизни купечества, описанная Островским, - это повседневный быт. Это спокойное, размеренное существование, бедное событиями. Вести о столичной жизни или дальних странах до обитателей Калинова доносят «феклуши», еще более темные, невежественные странницы, недоверчиво относящиеся ко всему новому и необычному, как и Кабаниха, которая не сядет в машину, «хоть ты золотом осыпь ее».

Но время берет свое, и старшее поколение вынуждено неохотно уступать место молодым. И даже старая жестокая Кабанова чувствует это, а странница Феклуша соглашается с ней: «Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние».

Таким образом, Островский в своей пьесе описывает кризис провинциального купечества, невозможность его дальнейшего существования при сохранении им старой идеологии.

Любовь Катерины к Борису на время увеличивает границы тесного мирка, в котором до сих пор живет девушка. Любовь освещает ее быт, девушка начинает ощущать радость жизни, надеется на что-то прекрасное, чего до сих пор у нее не было. Катерина испытывает столь сильное чувство впервые. Девушка была выдана замуж насильно за нелюбимого человека. Дальнейшая жизнь в доме мужа, постоянные придирки и унижения со стороны свекрови убивают саму возможность возникновения любви к слабохарактерному и безвольному Тихону.

Катерина искренне пытается полюбить своего мужа. Но, видно, не судьба. Тем более что постоянное присутствие жестокой свекрови не способствует появлению романтики в отношениях Тихона и Катерины. А Катерина - натура романтичная и мечтательная. Девушка с детства была очень эмоциональной. Как известно, люди впечатлительные и эмоциональные не могут жить в атмосфере серости и уныния. Им необходимо радоваться жизни, наслаждаться ее проявлениями, чувствовать красоту бытия.

Катерина долгое время пытается приспособиться к укладу жизни в семье Кабановых. Но потом не выдерживает. Ее любовь к Борису - это своеобразный протест против угнетения, унижения и рабства. Каким видит Катерина Бориса? Разумеется, он кажется ей совсем не похожим на Тихона и на большинство окружающих ее людей. Каждый человек, влюбившись, склонен идеализировать предмет своей любви, и, конечно, Катерина не является исключением. Она идеализирует своего любимого, он представляется ей более сильным, благородным и возвышенным, чем есть на самом деле.Каким же в действительности является Борис? В самом начале произведения мы узнаем его историю. Отец Бориса происходил из купеческого рода. Но женился он на «благородной», то есть женщине дворянского происхождения. Отец и мать Бориса жили в Москве, ведь не могла же благородная и образованная женщина терпеть порядки, царившие в городе Калинове? Борис говорит: «Матушка рассказывала, что она трех дней не могла ужиться с родней, уж очень ей дико казалось».

Родители дали Борису и его сестре завидное воспитание. Разве могли они подумать, что дети их вынуждены будут общаться с родней, известной своей тупостью, ханжеством и злобой? Борис рассказывает о своей жизни Кулигину, и читатель ясно чувствует, насколько тяжело молодому человеку было привыкнуть к новому образу жизни: «Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру; мы с сестрой сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам заплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие».

Дядей Бориса оказался тот самый помещик Дикой, о котором буквально ходят легенды, одна другой страшнее. Он и жесток, и жаден, и зол. Дядя всячески издевается над своим племянником. А тот ничего не может ему противопоставить. В этом и кроется трагедия молодого человека. Он получил «тепличное» воспитание, его с детства холили и лелеяли. И у него недостает душевных сил и твердости характера, чтобы бороться со сложными обстоятельствами, в которых он оказался.

Однако молодой человек выгодно отличается от основной массы персонажей Островского. Он выглядит более умным и образованным. Он культурен, воспитан. Но при этом Борис слаб, а потому бездействует и плывет по течению. Даже любимой женщине он принес несчастье. Катерина отдала ему все, что могла, пожертвовала честью, даже своей жизнью. У Бориса же не хватило смелости помочь бедной женщине, стоящей на краю пропасти.

С самого начала Борис знал, что любовь к замужней женщине - преступление. Он давно заметил Катерину, но не решался с ней познакомиться. Когда у Бориса заходит разговор с Кудряшом о любви, тот говорит ему о местных нравах: «У нас насчет этого свободно. Девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят». И тут-то Борис признается, что влюблен в замужнюю женщину. Кудряш уговаривает его бросить эту затею, потому что такая любовь должна быть под запретом. «Ведь это значит, - говорит Кудряш, - вы ее совсем загубить хотите, Борис Григорьич!»

Какова реакция Бориса на эти слова? Он всячески уверяет, что ни в коем случае не хочет погубить любимую женщину: «Сохрани господи! Сохрани меня, господи! Нет, Кудряш, как можно! Захочу ли я ее погубить! Мне только бы видеть ее где-нибудь, мне больше ничего не надо».

Почему Кудряш так уверен, что любовь к замужней женщине означает для нее гибель? Потому, что он всю жизнь живет в городе Калинове и знает о существующих в нем порядках. Женщина, которая решилась на измену, уже никогда не будет спокойно жить. Ее осудит всякий, кто будет осведомлен о таком позоре. Поэтому Кудряш пытается объяснить Борису: «Как, сударь, за себя поручиться! А ведь здесь какой народ! Сами знаете. Съедят, в гроб вколотят».

Но Борис не придает словам Кудряша должного значения. Его в меньшей степени беспокоит судьба любимой женщины, на первом месте для него стоит его каприз. Конечно, нельзя осуждать Бориса слишком строго. Ведь вырос он в цивилизованной Москве, где, как известно, царили совсем другие законы. Поэтому не может до конца осознать, насколько порядки в городе Калинове отличаются от столичных. Ион решает во что бы то ни стало добиться встречи с любимой женщиной.


Страница: [ 1 ]