Печорин герой переходного времени представитель дворянской молодежи. Cочинение «печорин - герой своего времени

Роман «Герой нашего времени» был начат в 1837-38 годах, а закончен в 1839 году. Это первый русский социально-психологический роман в прозе.

В предисловии к роману автор говорит о цели своего произведения – создать портрет героя своего времени: «…это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». В предисловии же к журналу Печорина Лермонтов называет свое произведение «историей души человеческой».

Главная проблема этого романа - судьба мыслящего, талантливого человека, который не смог найти себе применение в условиях жизни того общества. Главный герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» жил в тридцатые годы девятнадцатого столетия. Эти годы можно охарактеризовать как годы мрачной реакции, наступившей после разгрома декабристского восстания 1825 г. В это время человек передовой мысли не мог найти приложения своим силам. Неверие, сомнение, отрицание стали особенностями сознания молодого поколения.

Печорин - выходец из дворянской семьи. Он получил типичное для аристократической молодежи того времени воспитание и образование под руководством иностранных учителей и гувернеров. Выйдя из-под опеки родных, он стал бешено наслаждаться всеми удовольствиями, которые только можно было достать за деньги. Затем пустился в большой свет: влюблялся в светских красавиц и был любим. Об этих событиях жизни героя мы узнаем из его исповеди Максим Максимычу в главе «Бэла».

Печорин имеет «резкий охлажденный ум», который позволяет ему правильно судить о людях, о жизни, критически относиться к самому себе и к окружающим. Печорин уже все испытал, еще в юности ему опротивели все удовольствия. Это не могло не привести его к разочарованию в жизни. Печорин видит, что самые счастливые люди - невежды, а слава - удача. Скука быстро овладевает Печориным.

Главный герой понимает, что в обществе, где он находится, он никогда не найдет себе друзей, что там никто не сможет понять его. Поэтому Печорин порывает со светским обществом. Он едет на Кавказ, надеясь, что «скука не живет под чеченскими пулями».
Печорин ищет опасности, стремится к жизни активной и «глубоко страдает», так как не может найти своих единомышленников.

С одной стороны, Печорин - скептик, разочарованный человек, живущий «из любопытства», с другой - в нем огромная жажда жизни и деятельности. В Печорине борется ум и сердце, рассудочность с чувством. «Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия», - говорит герой.

Композиция романа построена таким образом, чтобы лучше раскрыть образ главного героя. Главы расположены не в хронологическом порядке, а все персонажи романа помогают лучше раскрыть характер Печорина.

Образ Печорина “как героя своего времени” раскрывается во взаимоотношениях с другими персонажами, которые не похожи ни по характеру, ни по положению на Печорина. Особое значение имеет и смена лиц, ведущих повествование. Сначала о Печорине рассказывает Максим Максимыч, “проезжий офицер”. Потом о нем говорит автор-рассказчик, а дальше Печорин раскрывается в своих дневниках. Уже сам портрет Печорина характеризует его как незаурядную личность. Глаза у него “не смеялись, когда он смеялся”. Он противоречив: то он смел, энергичен, настойчив, то тих и кроток, углублен в себя. Так же неровен он в отношениях с людьми, и эти отношения еще больше подчеркивают противоречивость натуры Печорина. Есть в Печорине качества, привлекающие людей, с которыми ему приходится общаться. Максим Максимыч – простой, добрый, сентиментальный человек. Одна из невольных жертв дружбы с Печориным. Печорин был ему симпатичен, он искренне поверил в искренность отношения Печорина к нему, считал его своим лучшим другом, ждал после долгой разлуки встречи с ним, считая, что их многое связывало, а Печорин при встрече с ним не нашел и двух добрых слов, не понимая, что таким отношением он обидел старика, который ночь не спал, готовясь к встрече с ним.

Все поступки Печорина сотканы из противоречий. Печорин о себе говорит: «Вся моя жизнь была лишь цепь грустных противоречий сердцу или рассудку». Трагедия Печорина в том, что все свои способности, которые он мог применить для достижения какой-то высокой цели, он тратит на приключения. Он сам не понимает, куда девать свои силы. Он вмешивается в чужие сердечные дела, разрушает жизнь «честных» контрабандистов, руководствуясь только своим интересом и любопытством. Поиск острых ощущений приводит его к дуэли с Грушницким, итог которой отталкивает от него Вернера, единственного человека, который понимал Печорина. Он умен и проницателен, как Печорин, у него иронический склад ума. Вернер – человек, с которым Печорину легко и просто. Они понимают друг друга с полуслова и Печорин дорожит мнением доктора. В дуэли Печорина с Грушницким Вернер выступает в роли секунданта, но исход дуэли пугает его, и Вернер решает проститься с Печориным.

Особенно ярко противоречия в характере Печорина сказываются в его отношениях с женщинами. Любовь должна выявить истинную суть человека. Печорин оказался неспособен на это чувство. Любовь Печорина приносит несчастье всем, кого он любит. Гибнет Бэла и ее родители, заболевает Мэри, ее мать глубоко несчастна, видя страдания дочери. В отношении к княжне Печорин выглядит крайне несимпатично и отталкивающе. Если Бэлой он был искренне увлечен, то любви княжны он добивается только для того, чтобы досадить Грушницкому. Способен ли Печорин вообще любить? Я думаю, что Печорин любил Веру, да он и сам говорил, что это была «женщина, которую я когда-либо любил». Сильнее всего это чувство проявляется в тот момент, когда возникает опасность потерять Веру: “...Я молился, проклинал, плакал, смеялся... нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. Вера стала для меня дороже всего на свете...” Но такое состояние длится у Печорина недолго. Его стали одолевать вопросы, зачем это ему “гнаться за погибшим счастьем”, что ему даст последняя встреча, но больше всего он боялся, что его могут увидеть рыдающим. И Печорин возвращается домой. Один из исследователей произведения писал, что Веру Печорин любил, к Бэле испытывал истинную страсть, а Мэри – один из опытов освоения женского сердца.

В романе освещены лишь отдельные эпизоды жизни Печорина. Эта история жизни – история тщетных попыток незаурядного человека реализовать себя, найти хоть какое-то удовлетворение своим потребностям, попыток, неизменно оборачивающихся страданиями и потерями для него и окружающих. Печорин – не только герой своего времени, но и его жертва.

"Герой нашего времени"- это первый русский психологический роман. Этим произведением Лермонтов сделал огромный вклад в литературу.

Главный герой романа, Печорин - молодой человек, сочетающий в себе как и эгоизм, безнравственность так и благородные и добрые намерения. Этот полный противоречий, психологически сложный персонаж не может оцениваться только с одной стороны своей многогранной души. Лермонтов говорит о нем так:"Может быть, некоторые читатели захотят узнать моё мнение о характере Печорина? - Мой ответ - заглавие этой книги. "Да это злая ирония!" - скажут они. - Не знаю." Эти строки говорят нам о противоречивом, непонятном отношении писателя к своему персонажу. Так что же это за "герой"? Таится ли в названии романа ирония или же Печорин действительно заслуживает таких слов?

Печорин, окружённый множеством различных людей, с первого взгляда не отличается от них ничем.

Он не старается отделится от общества, живёт так, как живут все молодые люди - свободно и беззаботно. Его волнения, переживания внешне еле заметны, но начиная читать "Журнал Печорина", мы абсолютно точно можем утверждать, что герой находится в крайнем беспокойстве, растерянности, унынии. Несмотря на это, он продолжает жить своей обычной жизнью. Рассуждая о мире и людях, делая правильные выводы, он не извлекает для себя никаких уроков. Он так же играет с судьбами других людей, принося удовольствие только себе самому, "издевается" над чувствами тех, кто его любит. Персонаж вызывает отвращение, но вместе с тем жалость и сострадание. Ведь с одной стороны, Печорин старается изменить свою жизнь, понимая, что предназначен для чего-то большего.

А с другой, он не применяет решительных действий по исправлению себя. Ведь это подло - добиваться любви, не любя, из-за скуки играть чувствами человека, и Печорин это понимает. Но несмотря на все это, персонажа романа Лермонтова действительно можно назвать героем своего времени.

Мир вокруг Печорина однообразен и скучен, ведь все, не изменяя принципам общества, живут по какому-то определенному шаблону. Герой вырос в этом обществе, и, может быть, совсем не его вина, что он стал таким, каким предстает на страницах романа. Вся молодежь вокруг него не отличается особым благородством души, об этом можно судить по примеру Грушницкого. Но почему Печорин - не такой, как он? Почему, несмотря на все схожие качества, главный герой романа отличается от остальных? Ответ один - забыв про однообразные, наигранные нормы общества, он борется с ним в своей душе. Печорин ищет ответ, старается понять течение своей жизни, разобраться в смысле своего существования. Разве не герой человек, который старается не поддаваться огромному натиску лжи, страстей, сплетней? Да, ему не противостоять против этого, но он хотя бы пытается...

Я думаю, что Печорин - очень сложный персонаж. И относится к нему просто как к хорошему или плохому человеку неправильно. Он состоит из множества обстоятельств, мыслей, ситуаций, сделавших его таким. Мне кажется, что Печорин - несчастный человек, подверженный множеству душевных испытаний, и в любом случае, его вполне можно назвать героем своего времени.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-03-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

План:

1) Печорин - герой переходного времени. («Печорин - представитель дворянской молодежи, вступивший в жизнь после разгрома декабристов», «Отсутствие высоких общественных идеалов - яркая черта исторического периода».)

2) Трагизм судьбы и жизни Печорина.

3) Происхождение и общественное положение.

4) Несоответствие жизни Печорина его внутренним возможностям и запросам:

а) незаурядность его натуры, проявляющаяся в богатстве интересов, сложности духовного мира, критического склада ума;

б) жажда действий и постоянные поиски применения своих сил - отличительная особенность Печорина;

в) противоречивость его и разлад с самим собой;

г) нарастание эгоизма, индивидуализма, равнодушие в характере героя.

5) Печорин - один из представителей передовой дворянской интеллигенции 30-х годов ХIХ века.

а) близость его людям 30-х годов и Лермонтову;

б) черты, роднящие Печорина с героями «Думы».

6) Причины гибели Печорина:

а) отсутствие общественных запросов и чувства родины;

б) воспитание и влияние света.

7) Значение образа Печорина в общественно-политической борьбе 30-40-х годов.

Пояснения. Роман «Герой нашего времени» - первый русский психологический и реалистический роман в прозе. В предисловии к журналу Лермонтов пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». А Печорин, по утверждению автора, - это «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии», т. е. Лермонтов указывает на типичность Печорина, на жизненную правду характера.

Душевная трагедия лермонтовского героя отражала трагическое состояние русского общества. Тем самым, по мнению Белинского решались важные проблемы времени, почему люди умные не находят применения своим недюжинным способностям, почему они становятся «лишними», «умными ненужностями».

II. Онегин и Печорин - «герои своего времени».

План:

1) Причины появления «лишних людей» в русской литературе первой половины ХIХ века.

2) Онегин и Печорин - «герои своего времени».

а) черты сходства:

Дворянское происхождение;

Светское образование и воспитание;

Праздное существование, отсутствие высоких целей и идеалов в жизни;

Понимание людей;

Неудовлетворенность жизнью.

б) различия между ними:

Глубина страданий Печорина, поверхностное переживание Онегина;

Пренебрежение законами «света» у Печорина и боязнь светской молвы у Онегина;

Безволие Онегина и сила воли Печорина;

Противоречивость, двойственность натуры, скептицизм Печорина, «резкий охлажденный ум» Онегина.

3) Место Печорина и Онегина в галерее «лишних людей» ХIХ века.



Пояснения. В сочинении на эту тему необходимо дать сравнительную характеристику Онегина и Печорина. Данная тема требует рассмотрения сначала общих, а затем индивидуальных черт характера героев. Объяснить, каким образом умные, образованные люди, понимающие жизнь и людей, превратились постепенно в «умных ненужностей», «страдающих эгоистов», обреченных на бессмысленное существование.

В работе следует исходить из оценки героев Белинским, но при этом помнить, что герои живут в разное время: первый в двадцатые годы, в период общественного подъема, вызванного войной 1812 года и движением декабристов, а второй - в тридцатые годы, в период разгрома декабристов, жесткой правительственной реакции. Это и наложило отпечаток на личность Печорина, который в отличие от Онегина, переживает большую трагедию бесполезности, безысходности жизни.

Следует доказать, что Печорин интереснее, глубже, что он нас, читателей, привлекает и отталкивает.

III «Странная любовь» к родине в лирике М. Ю. Лермонтова

План:

1) Любовь к Родине неоднозначна и порой мучительна.

2) Лермонтов - патриот своего Отечества.

3) Рабски покорная Россия ненавистна поэту:

а) «... немытая Россия страна рабов, страна господ...» («Прощай, немытая Россия»);

б) Страна, где «стонет человек от рабства и цепей» («Жалобы турка»).

4) Что Лермонтов противопоставляет современности:

а) славное прошлое России («Песня про купца Калашникова»);

б) поколение «детей двенадцатого года» («Бородино»).

5) Изображение поколения 30-х годов ХIХ века («Дума»).

6) «Люблю Отчизну я, но странною любовью...» («Родина»).



7) Родные просторы, природа лечит израненную душу человека («Как часто пестрою толпою окружен»).

8) Поэзия Лермонтова - новое звено в цепи исторического развития общества.

Пояснения. Лермонтов как человек своего поколения стремится к анализу действительности. Увы, то, что он видит, «иль пусто, иль темно».

Поэту чужд был показной патриотизм и поэтому он не приемлет официальную точку зрения, согласно которой современная ему Россия - почти идеальное государство. Россия Лермонтова предстает в другом виде, это - страна рабов, страна господ...

Лермонтов противопоставляет современности славное прошлое России. Так он размышляет о проблеме положительного героя.

Героическим поэт называет и поколение «детей двенадцатого года», победивших в войне 1812 года.

Затем уместно было бы противопоставление героического поколения 30-х годов ХIХ века. Неспособность, а чаще нежелание найти применение силам в жизни - главная беда человека в России того времени.

В стихотворении «Родина» поэт подводит итог своим размышлениям о том, что есть для него Отчизна.

IV. Темы на выбор:

Судьба поколения в лирике М. Ю. Лермонтова.

Лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова.

Пейзажная лирика М. Ю. Лермонтова.

Проблема личности и ее отражение в лирике М. Ю. Лермонтова.

Трагедия одиночества (по произведениям М. Ю. Лермонтова).

Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Анализ человеческой души как основа романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Основной задачей, которую ставил перед собой Лермонтов, было создать образ современного ему молодого человека. Эта творческая задача во многом была подсказана ему пушкинским Онегиным. Но Лермонтов рисовал героя того времени, что наступило после разгрома декабристского восстания. Не зря он писал в предисловии к своему роману: «Герой Нашего Времени... это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
Кто же такой Печорин? Григорий Александрович Печорин - офицер, сосланный из Петербурга на Кавказ из-за какой-то истории; он был разжалован, потом снова оказался на Кавказе; некоторое время путешествовал и, возвращаясь из Персии домой, умер. Кажется, что знаем о жизни человека совсем немного. Но Лермонтов и не стремится исчерпывающе показать жизненный путь своего героя, для него важны его душа, поступки и мотивы этих поступков. Печорин - выходец из аристократической семьи. Природа щедро одарила этого человека. Он отличается от многих людей своего времени высокой культурой, глубоким умом, ему не чужда философия, а память его насыщена фактами из литературы и истории. Печорин задумывается о добре и зле, о предназначении человека, о смерти и религии. Его афористические высказывания свидетельствуют об остроумии. В Печорине живут два человека: холодный и расчетливый и глубоко любящий искусство и поэзию.
Человек глубокого ума, Печорин ощущает свои богатые возможности, он догадывается о своем высоком предназначении, но живет без цели в жизни. Осознание потерянных возможностей постоянно преследует его. Не зря в своем дневнике он с такой трагичностью спрашивает себя: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, было мне назначенье высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные...»
Сложность и богатство личности Печорина отражаются в сложности и разнообразии его языка. Печорин владеет поэтической речью, часто употребляя литературные цитаты.
Лермонтов критически подходит к своему герою. Печорин разменивается по мелочам. Вся его жизнь - цепь донжуанских подвигов, эффектных жестов, внешний блеск. Любовь Печорина никому не приносит счастья, встреча с ним порождает только страдания. Внешне сдержанный и холодный, он старается скрыть от других, а порой и от себя чувства любви и дружбы. Все лучшие качества этого человека остались невостребованными современным ему обществом. Печорин пробовал заняться наукой, но понял, что это не принесет ему ни славы, ни счастья. Печорин потерял веру в возможность осуществления великих идей. «Мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя», - говорит он. Его неверие, скепсис - результат реакции, наступившей после 14 декабря.
Печорин вспоминает о прошлом. В его исповеди перед княжной Мери отражается история увядания человеческой души, он размышляет о причинах исчезновения чистоты, предательства им нравственных устоев. Лучшие чувства, осмеянные светом, приходилось прятать. «Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились... я стал скрытен... злопамятен... сделался завистлив... Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть...»
Теперь, когда убили лучшие его качества, Печорин стал угрюм и одинок. В обществе он скучает, но его жизнедеятельная натура не может бездействовать. В надежде, что «скука не живет под чеченскими пулями», он отправляется на Кавказ. Печорин калечит судьбы людей, приносит им страдания, но и сам становится слепым орудием в руках судьбы. Ему было скучно - он вынудил влюбиться в него горянку Бэлу. Печорин не любил ее, ему интересно было покорить это чистое, дикое существо, которое так отличалось на первый взгляд от светских барышень. Когда девушка влюбилась в него и покорилась ему, Печорин охладел к ней. Ему не надо рабское преклонение, Бэла стала ему скучна и неинтересна. То же самое происходит с героями повести «Княжна Мери». Печорин добивается любви Мери и отказывается от нее, убивает на дуэли прежнего своего приятеля Грушницкого. На свое признание Мери слышит холодный ответ: «Я вас не люблю». Но страдания несчастной девушки глубоко трогают Печорина: «Еще минута, и я бы упал к ногам ее». Печорин не любит Мери, как не любил и Бэлу, он не собирается на ней жениться, как того хотела девушка. Этот человек не способен на любовь, он не может составить чье-то счастье, как не может быть счастлив сам. Даже жалость его жестока: «Княжна... вы знаете, что я над вами смеялся?.. Вы должны презирать меня- Следовательно, вы меня любить не можете... Не правда ли, если даже вы меня и любили, то с этой минуты презираете?..»
Трагичны и его взаимоотношения с Верой. Вера - единственная женщина, которая его любила таким, каков он есть, она понимала, что за маской безразличия скрывается доброе сердце и мужественная душа. Печорину не хватало именно людского понимания. Вспомним горькие слова: «Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял...» Может быть, поэтому Вера далеко не безразлична Печорину. Но между ними пропасть - она замужем.
Получив последнее письмо Веры, Печорин бросается в погоню. А когда загнанная лошадь свалилась под ним, он упал на мокрую землю и долго плакал. Вряд ли может плакать законченный эгоист. Печорин так привык прятать свои истинные чувства от окружающих, что стоит только проснуться в его душе чему-то настоящему, как он тут же оглядывается: не видел ли кто-нибудь. Он действительно хотел убить лучшую половину своей души, но не убил, а спрятал ее глубоко - стоит ей выглянуть лишь на секунду, как он тут же зарывает ее поглубже. В Печорине два человека: один живет, другой мыслит и судит, и тот, который судит, беспощадно суров.
Теперешний Печорин одинок, он не верит друзьям: «...из двух друзей всегда один раб другого», не верит возлюбленным; считал, что любовь - это наслаждение сорванным цветком, надышавшись, следует его «бросить на дороге: авось, кто-нибудь поднимет». Отсутствие веры в дружбу, любовь лишают его жизнь какой-либо ценности.
Единственным человеком, с которым дружил Печорин, был доктор Вернер. Ему-то Печорин и хотел раскрыть душу, но не сделал этого, испугавшись, что останется непонятым.
Лермонтов не старался ни осудить своего героя, ни показать его лучшим, чем он есть. Печорину не повезло; возможно, родись этот человек в другую эпоху, он сумел бы реализовать себя, свои таланты.
Если недостатки каждого отдельного человека присущи только ему, их еще можно исправить. Но когда недостатки или пороки свойственны целому поколению, вина ложится не на отдельных людей, а на общество в целом. Исправлять нужно не Печорина, а в первую очередь общество. «Герой своего времени» Печорин является одновременно и жертвой этого времени.

В его эпоху невозможно было преодолеть отчуждение от времени, вернее, от безвременья 30-х годов.

Лермонтов видел трагедию своего поколения. Это нашло свое отражение уже в стихотворении "Дума":

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно...

Эта тема была продолжена М.Ю. Лермонтовым в романе "Герой нашего времени".

Печорин - герой переходного времени, представитель дворянской молодежи, вступивший в жизнь после разгрома декабристов. Отсутствие высоких общественных идеалов - яркая черта этого исторического периода. Образ Печорина - одно из главных художественных открытий Лермонтова. Печоринский тип поистине эпохален. В нем получили свое концентрированное художественное выражение коренные особенности последекабристской эпохи, в которой, по словам Герцена, на поверхности, "видны балы только потери", внутри же "совершалась великая работа.... глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная ". Вот это разительное несоответствие внутреннего - внешнему и в то же время обусловленность интенсивного развития духовной жизни запечатлены в образе- типе Печорина. Однако его образ значительно шире заключенного в нем в общечеловеческое, национальное - во всемирное, социально-психологическое в нравственно-философское. Печорин в своем журнале неоднократно говорит о своей противоречивой двойственности. Обычно эта двойственность рассматривается как результат полученного Печориным светского воспитания, губительного воздействия на него дворянско-аристократической сферы, переходного характера его эпохи.

Объясняя цель создания "Героя нашего времени", М.Ю. Лермонтов в предисловии к нему достаточно четко дает понять, чем для него является образ главного героя: "Герой нашего времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии". Автор поставил перед собой важную и сложную задачу, желая отобразить на страницах своего романа героя своего времени. И вот перед нами Печорин - поистине трагическая личность, молодой человек, страдающий от своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе мучительный вопрос: "Зачем я жил? Для какой цели я родился?" В изображении Лермонтова Печорин - человек вполне определенного времени, положения, социально-культурной среды, со всеми вытекающими отсюда противоречиями, которые исследованы автором в полной мере художественной объективности. Это дворянин - интеллигент николаевской эпохи, её жертва и герой в одном лице, чья "душа испорчена светом". Но есть в нем и нечто большее, что делает его представителем не только определенной эпохи и социальной среды. Личность Печорина предстает в романе Лермонтова как неповторимо - индивидуальное проявление в ней конкретно-исторического и общечеловеческого, видового и родового. От своего предшественника Онегина Печорин отличается не только темпераментом, глубиной мысли и чувства, силой воли, но и степенью осознанности себя, своего отношения к миру. Печорин в большей степени, чем Онегин, мыслитель, идеолог. Он органично философичен. И в этом смысле он - характернейшее явление своего времени, по словам Белинского, " века философствующего духа". Напряженные раздумья Печорина, его постоянный анализ и самоанализ по своему значению выходят за пределы породившей его эпохи, имеют и общечеловеческое значение как необходимый этап в самопостроении человека, в формировании в нем индивидульно-родового, то есть личностного, начала.

В неукротимой действенности Печорина получила отражение другая важнейшая сторона лермонтовской концепции человека - как существа не только разумного, но и деятельного.

Печорин воплощает такие качества, как развитое сознание и самосознание, "полнота чувств и глубина мыслей", восприятие себя представителем не только наличного общества, но и всей истории человечества, духовно-нравственная свобода, деятельное самоутверждение целостного существа и т.п. Но, будучи сыном своего времени и общества, он несет на себя и их неизгладимую печать, сказывающуюся в видовом, ограниченном, а подчас и искаженном проявлении в нем родового. В личности Печорина наблюдается особенно характерное для социально неустроенного общества противоречие между его человеческой сущностью и существованием, "между глубокостию натуры и жалкостию действия одного и того же человека". (Белинский) Однако, в жизненной позиции и деятельности Печорина больше смысла, чем кажется на первый взгляд. Печатью мужественности, даже героизма, отмечено его ни перед чем не останавливающееся отрицание неприемлемой для него действительности; в протесте против которой он полагается только на собственные силы. Он умирает, ни в чем, не поступившись своими принципами и убеждениями, хотя и не совершив того, что мог сделать в иных условиях. Лишенный возможности прямого общественного действия, Печорин стремится, тем не менее, противостоять обстоятельствам, утверждать свою волю, свою "собственную надобность", вопреки господствующей "казенной надобности". Лермонтов впервые в русской литературе вывел на страницы своего романа героя, который прямо ставил перед собой самые главные, "последние" вопросы человеческого бытия - о цели и смысле жизни человека, о его назначении. В ночь перед дуэлью с Грушницким он размышляет: "Пробегаю в памяти в