Аллегорическая живопись. Удивительные аллегории тициановской живописи: Кто послужил прообразами для «странной картины» гениального итальянца

Share

Жанры живописи

1.1 Натюрморт
1.2 Портрет
1.3 Анималистический жанр
1.4 Батальный жанр
1.5 Бытовой жанр
1.6 Исторический жанр

1.1 Натюрморт
Натюрморт — в переводе с французского на русский язык означает «мертвая натура», то есть что-то неодушевленное.

В натюрморте художники изображают различные предметы, которые окружают нас в жизни. Это могут быть предметы быта, например, посуда, инструменты. Или то, что даёт нам природа — фрукты, овощи, цветы. Очень часто в натюрмортах мы видим и предметы быта, и дары природы.

В XVII веке натюрморт утвердился как самостоятельный жанр. В нем отразился интерес к материальному миру, зародившемуся еще в нидерландской «живописи вещей» начала XV века.

Процесс становления натюрморта как жанра живописи протекал во многих странах Западной Европы. И здесь нужно отметить фламандских и голландских художников, которые по-своему решили задачу передачи всей яркости своих натюрмортов.

Натюрморт не очень характерен для русского искусства XVIII и даже XIX века. Среди мастеров первой трети XIX века русскому живописцу Венецианову принадлежит особенно значительное место. Отдельно натюрморты Венецианов не пишет, но использует их как дополнение картины.

А.Г.Венецианов Портрет матери

Натюрморты составляют значительный раздел художественного наследия Ивана Хруцкого. Талант художника раскрылся с особой силой именно в этом жанре живописи, посвященном изображению цветов, фруктов, овощей и других предметов. Именно в нем Хруцкому удалось найти собственные пути творчества, выразить в ярких пластических образах свою страстную любовь к природе. На рубеже веков натюрморт развивается как самостоятельный жанр.


И.Хруцкий. Натюрморт

Уже к концу XIX столетия в русском искусстве повляется плеяда молодых художников, творчестве которых натюрморт занимает главенствующее положение. Из произведений этого периода можно выделить: натюрморт Харламова «Фрукты», Кончаловского «Хлебы на фоне подноса» и Жуковского «Подснежники».

1.2 Портрет
Портрет (французское слово portrait) — это изображение облика какого-либо человека, его индивидуальности.

Первые портреты появились ещё несколько тысяч лет назад в древнем Египте. Это были огромные каменные изображения египетских фараонов. Для того чтобы сделать такую скульптуру, тысячи людей работали несколько лет.


Древнеегипетская скульптура фараона Рамзеса

C тех пор прошло много времени, но художники как писали портрет, так и продолжают писать.

Египет. Фаюмские портреты.

При создании портрета, главной задачей художника является правдивое изображение модели.

Это означает не только банальное копирование внешности портретируемого — одежда, прическа, украшения, но и передача его внутреннего мира, характера. Ведь если вы не будете пытаться передавать человека как личность, портрет тогда у вас будет поверхностным и ничего не говорящим.

Для того, чтобы создать портрет художнику необходимо:

  • изучить основные признаки портретируемого,
  • характерные черты его лица,
  • обратить внимание на его манеру поведения — спокойный ли он или наоборот энергичный.
  • если человек вам не знаком, надо получше его узнать(поможет обычный разговор, во время беседы)

Мотивом для создания портрета может стать все, что угодно — от обычного заказа, что бывает чаще всего, до желания запечатлеть на память любимого человека.

Чем же интересны портреты? Разглядывая изображения людей, которые жили несколько лет назад, а может даже и несколько веков, мы видим историю человечества. Ведь художники являются современниками тех, кого изображают, а значит, в точности передают ту эпоху, давая историкам много дополнительной информации. Особенно интересны портреты известных исторических личностей. Ведь, как говорилось ранее, мы можем узнать по ним не только внешний вид, но и заглянуть во внутренний мир человека.

1.3 Анималистический жанр
Анималистический жанр (от лат. animal – животное), вид изобразительного искусства, в котором ведущим мотивом является изображение животных.

Чарльз Бартон Барбер 1845-1894гг..

Остро стилизованные, имевшие, как правило, магическое значение фигуры зверей и птиц были распространены в первобытном искусстве, в памятниках евроазиатского «звериного стиля» (в том числе у скифов, сарматов, саков и других племен), у народов Африки, Океании, древней Америки; непревзойденной монументальностью отличаются изображения реальных и мифологических животных в искусстве Древнего Востока, экспрессивной динамикой – в настенных росписях, вазописи, пластике крито-микенской цивилизации, искусстве классической античности и эллинизма.

Собственно анималистический жанр появился в Китае в периоды Тан (8 в.) и Сун (13 в.).

Кано Танэн. Карпы (1805-1853)

В средневековом искусстве Европы были распространены почерпнутые из фольклора, языческих и христианских легенд сказочно-гротескные образы зверей и птиц; художники эпохи Возрождения (Пизанелло, А. Дюрер) начали рисовать животных с натуры.

Европейский анималистический жанр сформировался (первоначально во многом как аллегорический — морализирующий, когда те или иные животные выступали как олицетворение человеческих пороков и добродетелей) в 17 в. в искусстве Голландии (П. Поттер, А. Кейп, М. де Хондекутер) и Фландрии (Ф. Снейдерс, Я. Фейт).

В дальнейшем в произведениях мастеров анималистического жанра естественнонаучный интерес и стремление к точному воссозданию повадок и природной пластики животных (К. Труайон во Франции, Б. Лильефорс в Швеции и др.) соседствуют с романтическим восхищением их силой и ловкостью (А.Л. Бари во Франции) или с декоративной стилизацией образов животного мира.

Художники, работающие в анималистическом жанре называются анималистами.

1.4 Батальный жанр
Батальный жанр (от франц. bataille – битва), жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни.

Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных и морских сражений, военных походов прошлого и современности. Такого рода изображения известны с древнейших времен (рельефы Древнего Востока, вазопись Древней Греции, рельефы на фронтонах и фризах античных храмов, на древнеримских триумфальных арках и колоннах, монументальные росписи Древней Индии, японская средневековая живопись и др.), в книжной миниатюре и декоративном искусстве средневековой Европы.

Как самостоятельный батальный жанр формируется в Италии эпохи Возрождения, в творчестве П. Уччелло, Пьеро делла Франческа; героическая обобщенность присуща батальным сценам Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициана, Тинторетто.

В 17 в. сближению батальной живописи с историческим жанром способствовали картины Д. Веласкеса, глубоко раскрывавшего исторический смысли этическую подоснову военных событий, и произведения П.П. Рубенса, захватывающие зрителя своими динамикой и драматизмом.

В батальном жанре формируются типы условно-аллегорической композиции с изображением полководца на фоне выигранной им битвы (Ш. Лебрен),небольшой картины с эффектными сценами кавалерийских стычек (Ф. Вауэрман), морских сражений (В. ван де Велде), видами армейских привалов и биваков, перекликающимися с произведениями бытового жанра (А. Ватто).


В.В.Верещагин. Конец Бородинской битвы

В 1-й половине 19 в. на развитие батального жанра наложили отпечаток историзм и эмоциональный пафос романтизма; события эпохи наполеоновских войн и национально-освободительных движений в Европе запечатлены в живописи А. Гро, Т. Жерико, Э. Делакруа, О. Верне во Франции, Ф. Гойи в Испании, П. Михаловского в Польше и др.

Во 2-й половине 19 в. в военных сценах и батально-исторических полотнах А. фон Менцеля в Германии, А. Фаттори в Италии, У. Хомера в США и др. усиливаются пейзажные, жанровые, психологические начала, внимание к действиям и переживаниям рядовых участников военных действий.

Художники, работающие в батальном жанре, называются баталистами.

1.5 Бытовой жанр
Бытовой жанр, один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный изображению частной и общественной жизни человека.

Бытовые («жанровые») сцены, известные с глубокой древности (в первобытном искусстве, в росписях и рельефах Древнего Востока, древнегреческой вазописи, эллинистических росписях, мозаиках, скульптуре, средневековых фресках и миниатюрах), выделились в особый жанр в эпоху формирования в Европе буржуазного общества.

Предпосылки для этого были заложены в искусстве Возрождения, когда художники начали насыщать бытовыми деталями религиозные и аллегорические композиции (Джотто, А. Лоренцетти в Италии, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс в Нидерландах, братья Лимбург во Франции, М. Шонгауэр в Германии); в конце 15 – начале 16 вв.

Бытовой жанр постепенно обособлялся у венецианцев В. Карпаччо, Я. Бассано, у нидерландцев К. Массейса, Луки Лейденского, П. Артсена, а в творчестве П. Брейгеля Старшего картины повседневности служили для выражения глубочайших мировоззренческих идей.

Ян Вермеер Делфтский.Молочница

В 17 в. окончательно сформировавшийся бытовой жанр, утверждал частный быт как значимое и самое ценное явление жизни.

Возвышенная поэтизация бытовых мотивов, мощное жизнелюбие характерны для произведений П.П. Рубенса и Я. Йорданса, любование здоровой, естественной красотой простых людей– для «бодегонес» Д. Веласкеса. В Голландии, где окончательно сложились классические формы жанра, интимную атмосферу, мирный уют бюргерского и крестьянского быта воссоздавали А. ван Остаде, К. Фабрициус, П. де Хох, Я. Вермер Делфтский, Г. Терборх, Г. Метсю, глубинные противоречия жизни вскрывал в бытовых по форме сценах Рембрандт.

Во Франции в 18 в. бытовой жанр представлен идиллическими пасторалями в стиле рококо(Ф. Буше), «галантными сценами», в которые А. Ватто и Ж.О. Фрагонар внесли эмоциональную тонкость и остроту жизненных наблюдений, сентиментально-дидактическими композициями Ж.Б. Греза, лирическими полотнами Ж.Б.С. Шардена, воссоздающими частную жизнь третьего сословия.

Социально-критическому направлению в бытовом жанре положили начало картины и гравюры У. Хогарта, высмеивающие нравы английского общества.

В 16–18 вв. бытовой жанр переживал расцвет и в искусстве стран Азии –в миниатюре Ирана, Индии (К. Бехзад, Мир Сеид Али, Реза Аббаси), живописи Кореи (Ким Хондо), графике Японии (Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай).

В Европе 19 в. бытовой жанр стал полем социальной критики и публицистически заостренной сатиры (графика и живопись О. Домье), жанром, исполненным жизненной достоверности и пафоса утверждения красоты и внутренней значительности людей труда (Г. Курбе и Ж.Ф. Милле во Франции, А. фон Менцель и В. Лейбль в Германии, Дж. Фаттори в Италии, Й. Исраэльс в Голландии и др.).

Во 2-й половине 19 в. мастера импрессионизма во Франции (Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар) утвердили новый тип жанровой картины, в которой стремились запечатлеть как бы случайный, фрагментарный аспект жизни, острую характерность облика персонажей, слитность людей и окружающей их среды; их творчество дало толчок к более свободному толкованию жанра, непосредственно-живописному воссозданию бытовых сцен (М. Либерман в Германии, К. Крог в Норвегии, А. Цорн в Швеции, Т. Эйкинс в США).

На рубеже 19 и 20 вв. в искусстве постимпрессионизма, символизма, стиля модерн начался новый этап в развитии бытового жанра: бытовые сцены трактуются как вневременные символы, жизненная конкретность изображения уступает место живописной экспрессии, монументально-декоративным задачам (Э. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Гоген, П. Сезанн во Франции и др.).

Художники, работающие в бытовом жанре, называются жанристами.

1.6 Исторический жанр
Исторический жанр, один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный воссозданию событий прошлого и современности, имеющих историческое значение. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами – бытовым жанром (так называемый историко-бытовой жанр), портретом (портретно-исторические композиции), пейзажем («исторический пейзаж»), батальным жанром.

Эволюция Исторического жанра во многом обусловлена развитием исторических воззрений и сформировался он окончательно вместе со становлением научного взгляда на историю (полностью лишь в 18–19 вв.).

Его зачатки восходят к условно-символическим композициям Древнего Египта и Месопотамии, к мифологическим образам Древней Греции, к документально-повествовательным рельефам древнеримских триумфальных арок и колонн. Собственно исторический жанр начал складываться в итальянском искусстве эпохи Возрождения – в батально-исторических произведениях П. Уччелло, картонах и росписях А. Мантеньи на темы античной истории, трактованных в идеально-обобщенном, вневременном плане композициях Леонардо да Винчи, Тициана, Я. Тинторетто.

В 17–18 вв. в искусстве классицизма исторический жанр выдвинулся на первый план, включив в себя религиозные, мифологические и собственно исторические сюжеты; в рамках этого стиля оформились как тип торжественной историко-аллегорической композиции (Ш. Лебрен), так и полные этического пафоса и внутреннего благородства картины, изображающие подвиги героев античности (Н. Пуссен).

Поворотным пунктом в становлении жанра стали в 17 в. произведениях Д. Веласкеса, внесшего в изображение исторического конфликта испанцев и голландцев глубокую объективность и человечность, П.П. Рубенса, свободно соединившего историческую реальность с фантазией и аллегорией, Рембрандта, опосредованно воплотившего воспоминания о событиях нидерландской революции в исполненных героики и внутреннего драматизма композициях.

Во 2-й половине 18 в., в эпоху Просвещения, историческому жанру придается воспитательное и политическое значение: картины Ж.Л. Давида, изображающие героев республиканского Рима, стали воплощением подвига во имя гражданского долга, прозвучали как призыв к революционной борьбе; в годы Французской революции 1789–1794 он изображал ее события в героически-приподнятом духе, уравняв тем самым действительность и историческое прошлое.

Тот же принцип лежит в основе исторической живописи мастеров французского романтизма (Т. Жерико, Э. Делакруа), а также испанца Ф. Гойи, насытивших исторический жанр страстным, эмоциональным восприятием драматичности исторических и современных общественных конфликтов.


В.И.Суриков. Утро стрелецкой казни

В 19 в, подъем национального самосознания, поиски исторических корней своих народов обусловили романтические настроения в исторической живописи Бельгии (Л. Галле), Чехии (Й. Манес), Венгрии (В. Мадарас), Польши (П. Михаловский).

Стремление к возрождению духовности средневековья и Раннего Возрождения определили ретроспективный характер творчества назарейцев в Германии и прерафаэлитов в Великобритании.

С 1830–1840-х гг. получили также распространение салонные исторические композиции, сочетавшие пышную репрезентативность с претенциозностью, и небольшие историко-бытовые картины, в точных деталях воссоздававшие «колорит эпохи» (П. Деларош и Э. Месонье во Франции, М. фон Швинд в Австрии и др.).

В середине – 2-й половины 19 в. со свежестью и непосредственностью этюда с натуры воскрешал характеры и нравы 18 в. А. фон Менцель в Германии, идеи национального возрождения питали историческую живопись Я. Матейко в Польше, М. Мункачи в Венгрии.

К конце 19 в. в историческом жанре наметился поворот к приподнятой, символико-обобщенной трактовке реальных исторических образов (пластика О. Родена во Франции, Й.В. Мысльбека в Чехии), а в искусстве символизма и модерна – к ритмической стилизации монументальных исторических композиций (живопись П. Пюви де Шаванна во Франции, Ф. Ходлера в Швейцарии).

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Аллегория в живописи

Аллегория в живописи занимала на определенном этапе развития искусства значительное место. Большинство художников, в той или иной степени, отдало должное аллегории в живописи.

Франсуа Буше «Аллегория музыки» 1764 г.

В этимологическом смысле аллегория – это говорящий образ, это способ говорить посредством образа. Это средство дать жизнь абстрактному понятию, одушевить его. Аллегория в живописи делает сложное ясным, идею – видимой.

Ханс фон Аахен «Торжество Истины и Справедливости» 1598 г.

Греки не были склонны к аллегории. Не получила она широкое распространение и в Риме до периода империи. В своей изобразительной ипостаси аллегория несовместима с платоновской теорией идей, которые определяются как чисто интеллектуальные формы. Платон полагает, что художник неспособен удовлетворять требованиям разума, поскольку он довольствуется простой видимостью вещей, т.е. только аспектом воспринимаемой реальности, удаленной от идеи.

Шарль Лебрен «Милосердие»

Надо дождаться первых проблесков Возрождения, чтобы увидеть, как художники берутся за аллегорию. До тех пор она сохранялась в поэзии. Это пробуждение интереса к аллегории в живописи, несомненно, некоторым образом связано с новым открытием горациевской программы, обобщенной в знаменитой формуле . Аллегория персонифицирует порок и добродетель, она является синтетическим выражением сложности интеллектуальной деятельности.

Никола Ренье «Аллегория суеты (Пандора)». Около 1626 г.

Но «идеи», выраженные таким образом, уже не являются платоновскими сущностями. Они суть формы, в которые интеллект облекает результаты своего взаимодействия с реальностью. Фома Аквинский писал: «Идея – это внутренняя форма понимания. И через посредство воли художника мы подражаем ее эффектам».

Ян Вермеер «Аллегория живописи» 1666 г.

Таким образом, в точке, где встречаются Средние века и Возрождение, мы сталкиваемся со своего рода инверсией платоновской теории. Живописные аллегории уже больше не затемняют истину, как полагал Платон, но обнаруживают ее в самом сердце земного бытия. И в этом облике, облике аллегории, истина становится отправной точкой для перехода от чувственно воспринимаемого мира к реалиям духовного порядка.

Цель аллегорического изображения – выделить из разнообразия видимого мира нечто, связанное с самой сердцевиной вещей и явлений. Это проблема не только придания формы тому, что создано разумом, но также и тому, что относится к сфере человеческих страстей. Поэтому лицо – наиболее подходящая форма. Оно обладает способностью выражать как рациональное, так и иррациональное.

Ян Вермеер «Аллегория живописи» (Фрагмент) 1666 г.

Аллегорические лица – материальная форма, данная внутренним идеям, о которых упоминает Фома Аквинский. Они могут стать настоящим языком, целым репертуаром знаков, во-первых потому, что посредством него можно выражать содержание мыслей, а также потому, что каждое изображение является одним из элементов этого синтетического языка. Однако никто не станет отрицать, что искусство XVII – XVIII веков породило массу смутных, безвкусных и в целом очень скучных аллегорий.

Подобно тому, как некоторые астрофизики сейчас верят, что Вселенная есть форма Бога, аллегория может быть определена как человеческая форма божественного порядка, а также, парадоксальным образом, и как возможная форма беспорядка, как то показывает нам фреска братьев Лоренцетти «Аллегория доброго правления» в Сиене.

Амброджо Лоренцетти «Аллегория доброго правления» 1338 г. «Последствия злого правления. Тирания» (Деталь)

Таким образом, аллегория определяет реальность как новое поле опыта для разума. Тем самым она отводит роль, прежде предназначавшуюся философам, художнику, делая его ответственным за постижение действительности. Но поскольку в аллегории все еще сохраняется смешение этики с эстетикой, она сковывает их свободу. До XIX века живопись продолжает понимать красоту как выражение истины.

Аллегорическое направление – разновидность изобразительного искусства, представленная практически всеми жанрами: натюрморт, портрет, пейзаж. Существует в качестве типа исторической живописи. По сути – это передача в иллюстративной форме тайного смысла, образом, которые можно трактовать неоднозначно, персонажей мифов или религиозных притч, символов.

Каждая аллегорическая картина несет в себе тайный смысл – послание художника, спрятанное в символизме изображения. Наиболее популярные значения символов – сила, смерть, любовь, свобода, добро, власть, справедливость, зло, вера. На полотне могут быть изображены люди, животные, предметы, которые несут скрытый смысл. Человеческие или анималистические образы могут быть переданы через атрибуты, которыми обладает центральный персонаж полотна.

Особенности

Аллегория в живописи – это иносказательный жанр, требующий от зрителя тонкого ощущения и глубокого восприятия. Наиболее популярным было это направление во времена маньеризма, барокко, классики, Ренессанса.

Тромплей или обманка

Считается, что жанр зародился во времена Древнего Рима, греки не были склонны к символичности, предпочитали прямое значение образов на картине. По мере развития религии, иносказание становилось популярнее и призывало к духовности и правильным жизненным ориентирам. Аллегорические полотна – способ напомнить о быстротечности жизни, призывают соблюдать нормы морали во избежание греха. Жнр можно назвать интеллектуальным.

Ванитас

В период барокко развился жанр «ванитас» — в переводе «тщеславие». Происхождения термина связывают с библейской цитатой из Екклесиаста. «Все – суета» — главный посыл направления ванитас.

Жанровая принадлежность – натюрморт. Главная особенность этого направления – наличие человеческого черепа, в качестве центрального образа на полотне. Череп мог сопровождаться цветами, фруктами, кухонной утварью и предметами быта, вещами религиозного назначения. Появление жанра – это ранний этап развития натюрморта. Значение ванитас простое – неизбежность смерти, быстротечность жизни, ее краткость и мимолетность, все удовольствия тщетны и низменны, а перед ликом смерти все равны. Этот смысл несет изображение черепа на картине.

Мифологическая живопись

Территориально наибольшее распространение жанр получил в странах Северной Европы – Голландия, Фландрия. Работы с характерной стилистикой встречаются во Франции, Испании.
Примеры картин – работы Францискуса Гейсбрехтса, Филиппа де Шампань, Питера Бойля, художников 17 века.

Атрибутика

Главный атрибут венитаса – череп, который служит напоминанием, что никто не вечен. Это отражение быстротечности жизни, бренности существования.

  • Увядшие цветы, окружающие череп. Наиболее популярно изображение роз – цветок любви, страсти, красоты. Увядшая роза означает старение, смертный грех, тщеславие. Часто использовалось изображение мака – символ лености, сна. Тюльпан – знак неразумного обращения с состоянием, необдуманных поступков. Изображение тюльпана характерно для Нидерландов.
  • Ростки зерна и ветви плюща – редкий, но встречающийся атрибут. Это символ возрождения, кругооборота жизни.
  • Фрукты – увядшие или гнилые – знак смерти, старения, бедности. Греховность символизируют сливы, инжир, яблоки, персики. Иными словами, свежий, спелый фрукт – знак достатка, жизни, здоровья, гнилые имеют обратный смысл. Для создания аллегории грехопадения художники изображали на полотне помидоры, виноград, груши, вишню.
  • Игральные кости, шахматы, карты – отсутствие цели или ее призрачность, ошибочность. Игральные принадлежности также означают греховность, гедонизм.
  • Улитки – символизируют похоть, как один из смертных грехов, леность, двуличность. Раковины морских моллюсков – знак смерти.
  • Мыльные пузыри – знак быстротечности жизни, внезапности смерти.
  • Угасающая свеча, огарок, гаснущий огонь – это смерть, окончание жизненного пути, переход души в иной мир.
  • Зеркало – интересный символ в живописи. Его используют для передачи призрачности всего живого, воплощения гордыни и тщеславия, ирреализма, поскольку изображение не есть само живое существо.
  • Маска для карнавала – призрачность реальной натуры, гедонизм, пустота натуры, безответственность.
  • Осколки посуды, зеркала, стекла – смерть, разрушение личности. Ступка символизирует сексуальность, пустой стакан – смерть, исчерпанность жизни человека.
  • Часы – механические или песочные – знак окончания жизненного пути.
  • Нож или кинжал – знак сексуальности, прежде всего – мужской. Другие значения – хрупкость жизни, быстротечность смерти.
  • Глобус, карты – знак науки.
  • Ноты и музыкальные инструменты – означают искусство или призрачность жизни.
  • Медицинские предметы, изображения анатомических фигур – знак человеческих отношений, болезней, смертности.
  • Оружие – знак власти, силы.
  • Корона – господство, в сочетании с черепом – быстротечность власти, ее хрупкость.
  • Монеты, кошелек – пустота души, тщеславие, самовлюбленность, мнимая, внешняя красота.
  • Руины – смерть, завершенность жизненного цикла.
  • Ключ – домашнее хозяйство.

Батальная живопись

Это неполный список возможных атрибутов, которые были использованы для создания картин.
Аллегорический жанр представлен также сценами «пляска смерти». Сюжет появился в Средние века. Используется для написания картин религиозного направления. Символ значит бренность жизни, скоротечность жизненного цикла.

Впервые символ зафиксирован в 14 веке – он означал равенство всех перед смертью: и купцов, и королей, и крестьян, и мещан.

Значение жанра

Символичность и скрытый смысл всегда популярен, а такие картины вызывают дебаты, которые длятся веками. В современном искусстве аллегоричность – главное направление творчества живописцев. Художники авангарда применяют аллегорию для картин, фотографий, скульптуры.

). Однако в рамках этой статьи мы будем рассматривать только предметное искусство.

Исторически сложилось, что все жанры делили на высокие и низкие. К высокому жанру или исторической живописи относили произведения монументального характера, несущие в себе какую-либо мораль, значимую идею, демонстрирующую исторические, военные события, связанные с религией, мифологией или художественным вымыслом.

К низкому жанру относили все, что связано с обыденностью. Это натюрморты, портреты, бытовая живопись, пейзажи, анимализм, изображение обнаженных людей и прочее.

Анимализм (лат. animal - животное)

Анималистический жанр возник еще в древности, когда первые люди рисовали на скалах хищных животных. Постепенно это направление переросло в самостоятельный жанр, подразумевающий выразительное изображение любых животных. Анималисты обычно проявляют большой интерес к животному миру, например, могут быть превосходными наездниками, держать домашних животных или просто длительно изучать их повадки. В результате замысла живописца животные могут представать реалистичными или в виде художественных образов.

Среди русских художников многие отлично разбирались в лошадях, например, и . Так, на известной картине Васнецова «Богатыри» богатырские кони изображены с величайшим мастерством: тщательно продуманы масти, поведение животных, уздечки и их связь с наездниками. Серов недолюбливал людей и считал лошадь во многих смыслах лучше человека, из-за чего часто изображал ее в самых разных сценах. хотя и рисовал животных, анималистом себя не считал, поэтому медведей на его знаменитой картине «Утро в сосновом лесу» создавал анималист К. Савицкий.

В царское время особо популярными стали портреты с домашними животными, которые были дороги человеку. Например, на картине императрица Екатерина II предстала с любимой собакой. Животные присутствовали также на портретах , и других русских художников.

Примеры картин известных русских художников в бытовом жанре





Историческая живопись

Этот жанр подразумевает монументальные картины, которые призваны передать обществу грандиозный замысел, какую-либо истину, мораль или продемонстрировать значимые события. В него входят работы на историческую, мифологическую, религиозную тематику, фольклор, а также военные сцены.

В древних государствах мифы и легенды долгое время считались событиями прошлого, поэтому их часто изображали на фресках или вазах. Позже художники начали отделять произошедшие события от вымысла, что выразилось в первую очередь в изображении батальных сцен. В Древнем Риме, Египте и Греции на щитах воинов-победителей часто изображали сцены героических сражений с целью демонстрации их торжества над врагом.

В эпоху Средневековья из-за засилья церковных догм преобладала религиозная тематика, в эпоху Возрождения общество обратилось к прошлому в основном с целью прославления своих государств и правителей, а с XVIII века к этому жанру часто обращались с целью воспитания молодежи. В России жанр получил массовое распространение в XIX веке, когда художники нередко пытались проанализировать жизнь русского общества.

В работах русских художников батальная живопись была представлена, например, и . Мифологические и религиозные сюжеты в своих картинах затрагивал , . Историческая живопись преобладала у , фольклор - у .

Примеры картин известных русских художников в жанре исторической живописи





Натюрморт (фр. nature - природа и morte - мертвая)

Этот жанр живописи связан с изображением неодушевленных предметов. Ими могут быть цветы, фрукты, блюда, дичь, кухонные принадлежности и иные предметы, из которых художник часто составляет композицию согласно своему замыслу.

Первые натюрморты появились еще в древних странах. В Древнем Египте было принято изображать подношения богам в виде разных кушаний. При этом на первом месте была узнаваемость предмета, поэтому древние художники особо не заботились о светотени или фактуре предметов натюрморта. В Древней Греции и Риме цветы и фрукты встречались на картинах и в домах для украшения интерьера, так что изображались уже более достоверно и живописно. Становление и расцвет этого жанра приходится на XVI и XVII века, когда натюрморты стали содержать скрытые религиозные и иные смыслы. Тогда же появилось и их множество разновидностей в зависимости от предмета изображения (цветочный, фруктовый, ученый и т.д.).

В России расцвет натюрморта приходится только на XX век, так как до этого его использовали в основном в учебных целях. Зато развитие это было стремительным и захватило , включая абстракционизм со всеми его направлениями. Например, создавал прекрасные композиции цветов в , предпочитала , работал в и нередко «оживлял» свои натюрморты, создавая у зрителя впечатление, что посуда вот-вот упадет со стола или все предметы сейчас начнут вращаться.

На изображаемые художниками объекты, безусловно, влияли и их теоретические воззрения или мировоззрение, душевное состояние. Так, у это были предметы, изображенные согласно открытому им принципу сферической перспективы, а экспрессионистские натюрморты поражали своим драматизмом.

Многие русские художники использовали натюрморт в основном в учебных целях. Так, не только оттачивал художественное мастерство, но и проводил множество экспериментов, по-разному раскладывая предметы, работая со светом и цветом. экспериментировал с формой и цветом линии, то уходя от реализма в чистый примитивизм, то смешивая оба стиля.

Иные художники соединяли в натюрмортах то, что изобразили ранее и свои излюбленные вещи. Например, на картинах можно встретить его любимую вазу, ноты и созданный им до этого портрет его супруги, а изображал любимые с детства цветы.

В этом же жанре работали и многие другие русские художники, например , и прочие.

Примеры картин известных русских художников в жанре натюрморта






Ню (фр. nudite - нагота, сокращенно nu)

Этот жанр призван изображать красоту обнаженного тела и появился еще до нашей эры. В древнем мире большое внимание уделяли физическому развитию, так как от этого зависело выживание всего человеческого рода. Так, в Древней Греции атлеты по традиции состязались обнаженными, чтобы мальчики и юноши лицезрели их отлично развитые тела и стремились к такому же физическому совершенству. Примерно в VII-VI вв. до н. э. появились и обнаженные мужские статуи, олицетворявшие физическую мощь мужчины. Женские же фигуры, напротив, всегда представали перед зрителями в одеяниях, так как обнажать женское тело было не принято.

В последующие эпохи отношение к обнаженным телам менялись. Так, во времена эллинизма (с конца VI века до н.э.) выносливость отошла на второй план, уступив место любованию мужской фигурой. В это же время стали появляться и первые женские обнаженные фигуры. В эпоху барокко идеальными считались женщины с пышными формами, во времена рококо первоочередной стала чувственность, а в XIX-XX веках картины или скульптуры с обнаженными телами (особенно мужскими) часто оказывались под запретом.

Русские художники неоднократно обращались в своих работах к жанру ню. Так, у это танцовщицы с театральными атрибутами, у это позирующие девушки или женщины в центре монументальных сюжетов. У это множество чувственных женщин, в том числе в парах, у это целая серия картин, изображающих обнаженных женщин за разными занятиями, а у - девушки, полные невинности. Некоторые, например, изображали и полностью нагих мужчин, хотя такие картины и не приветствовались обществом своего времени.

Примеры картин известных русских художников в жанре ню





Пейзаж (фр. Paysage, от pays - местность)

В этом жанре приоритетным является изображение естественной или созданной человеком окружающей среды: природных уголков, видов городов, сел, памятников и т.д. В зависимости от выбранного объекта выделяют природный, индустриальный, морской, сельский, лирический и иные пейзажи.

Первые пейзажи древних художников были обнаружены в наскальной живописи эпохи неолита и представляли собой изображения деревьев, рек или озер. Позже природный мотив использовали при украшении домой. В эпоху Средневековья пейзаж практически полностью вытеснила религиозная тематика, а в эпоху Возрождения, напротив, на первый план выступили гармоничные отношения человека и природы.

В России пейзажная живопись развивалась с XVIII века и первоначально ограничивалась (в этом стиле создавали пейзажи, например, и ), однако позднее целая плеяда талантливых русских художников обогатила этот жанр приемами из разных стилей и направлений. создал так называемый неброский пейзаж, то есть вместо погони за эффектными видами он изображал в русской природе самые сокровенные моменты. и пришли к лирическому пейзажу, поражавшего публику тонко передаваемым настроением.

У и это эпический пейзаж, когда зрителю демонстрируется вся грандиозность окружающего мира. бесконечно обращался к старине, Е. Волков умел любой неброский пейзаж превратить в поэтическую картину, поражал зрителя своим дивным светом в пейзажах, а мог бесконечно любоваться лесными уголками, парками, закатами и передавать эту любовь зрителю.

Каждый из пейзажистов концентрировал внимание на таком пейзаже, который увлекал его особенно сильно. Многие художники не могли пройти мимо масштабных строек и рисовали много индустриальных и городских пейзажей. Среди них работы ,

Аллегория (от др.греч. ἀλληγορία — иносказание) в изобразительном искусстве появилась в древние времена и была известна ещё в античности. Если выразить простыми словами, что такое аллегория в живописи и искусстве в целом, то можно сказать, что это художественный образ с подтекстом. Конкретные образы, например, фигуры людей, животных, предметы, объекты и так далее, в аллегорической живописи выражают какую-либо концепцию, идею, философию. Картины художников, которые наполнены символами, явление довольно частое, а во времена были очень развиты и популярны. В связи с этим появилась целая доктрина аллегорических символов и образов.

Многие художники прошлого в своих картинах зашифровывали такие аллегорические символы , которые критиковали власть, религию, образ жизни, конкретных людей и так далее, но при этом были совершенно непонятны обычным зрителям и могли быть расшифрованы только людьми, которые хорошо разбирались в символах аллегории. В остальном же, художники создают такие картины, которые могут быть понятны обычному зрителю и свободно им трактоваться. К примеру, если женщина держит весы, то здесь имеет место аллегория правосудия, если меч, то подразумевается война, зима может выражаться белыми одеждами, осень обилием спелых плодов, крылатые амуры выражают любовь, коса — смерть, песочные часы — утекающее время и так далее и так далее. Символов или аллегорий может быть бессчетное количество. К тому же, каждый художник может создавать собственные аллегорические формулы и символы соответственно представлениям своего времени, что мы можем наблюдать, к примеру, в современной журнальной карикатуре. Часто в качестве аллегорических образов используются античные боги, божества, полубоги, герои. Так как в древности практически у каждого явления в человеческой жизни был свой бог, покровитель, муза и так далее, то они наиболее лучше подходят для того, чтобы при помощи красивых, поэтичных, романтичных образов выразить суть идеи.

При помощи аллегории художник добивается осмысленной глубины своего произведения. Помещая в область сюжета один или несколько аллегорических символов, художник достигает настоящей философской концепции, которая тем более ярче воспринимается человеком, когда выражена при помощи прекрасных внешних образов. Стоит также отметить, что аллегорическое мышление художников, напрямую повлияло на последующее развитие живописи в целом. Именно завуалированные образы, скрытый смысл, символический код живописи, которые изначально были присущи искусству эллинизма, а затем классицизму, стали впоследствии трансформироваться в более сложные и развитые конструкции, превратившись в различные авангардные искусства.

Аллегорические картины

Emile Auguste Pinchart — Аллегория весны

Бенджамин Вест — Сила любви в Трёх элементах

Виллем ван Мирис — Аллегория гнева

Досси Доссо — Аллегория удачи

Жан-Батист Удри — Изобилие

Маэлья Мариано Сальвадор — Весна

Рибера и Фернандес, Хуан Антонио — Аллегория лета

Уотс Джордж Фредерик — Надежда

Шарль-Жозеф Натуар — Аллегория архитектуры