Жилища народов закавказья. Жилище народов средней азии

Молдавия - суверенное и независимое, неделимое, демократическое, правовое государство с республиканской парламентской формой правления. М. фактически стала парламентской республикой с 2000, внеочередные выборы в парламент в соответствии с этой поправкой в Конституции прошли 25 февраля 2001. Действует Конституция 1994.

До 1998 территория М. делилась на 40 районов, по реформе 1998 - на 10 уездов и автономно-территориальное образование (АТО) Гагаузия. В 2002 принят новый закон об административно-территориальном устройстве, прошедший экспертизу Совета Европы. М. возвратилась к существовавшему до 1998 районному делению территории: на 32 района, 60 городов, 912 сел, АТО Гагаузия с 32 населенными пунктами (в непризнанной ПМР 147 населённых пунктов). Наиболее крупные города - Кишинёв, Белцы, Бендеры, Комрат, Тирасполь.

Глава государства - президент, 4 апреля 2001 на этот пост избран В. Воронин. Высший орган законодательной власти - однопалатный парламент. Председатель парламента - Евгения Остапчук. Высший орган исполнительной власти - правительство, премьер-министр - В. Тарлев.

Президент избирается парламентом на 4 года тайным голосованием 3/5 голосов избранных депутатов и не более чем на 2 срока подряд. Парламент избирается на основе всенародных выборов по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе - 51 депутат по партийным спискам и 50 депутатов от одномандатных округов. Срок полномочий депутатов парламента 4 года. Президент выдвигает кандидатуру премьер-министра и в соответствии с вотумом доверия парламента назначает главу правительства.

В 1991-2003 избиралось три президента: М.Снегур (срок правления 1991-96), П.Лучинский (декабрь 1996 - февраль 2001), В.Воронин (с февраля 2001). Главы правительств при Снегуре - А.Сангели, И.Чубук, при Лучинском - И.Чубук, И.Стурза, Д.Брагиш.

По закону о местном самоуправлении (2003) органы местного управления - местные советы и прима-ры. Районные местные советы (первый уровень), сельские, коммунные, городские советы (второй уровень) избираются всенародно, председатель района избирается районными советниками. Контроль на местах осуществляют территориальные бюро Государственной канцелярии. Глава АТО Гагаузии - башкан. 25 мая 2003 состоялись выборы (3-я кампания после 1995, 1998) в новые местные органы власти в 32 районах М. Избиралось 11 935 советников и 898 примаров. Партия коммунистов получила 48,03%, т. е. 367 мандатов, в советы и более 50% должностей примаров. Блок «Социал-либеральный альянс» - Moldova Noastra - 21,03% (189 мандатов), ХДНП - 9,53, Демократическая партия - 6,98, Блок «СДП- СЛП» - 3,69, Демократическая аграрная партия - 2,035, независимые кандидаты - 5,32%. В муниципальный совет Кишинева 51 мандат получили 6 партий, набравших более 2% голосов (Партия коммунистов - 43,59%).

В М. сложилась многопартийная система. Официально зарегистрированы 26 политических партий и общественно-политических движений. Наиболее крупные и влиятельные - Партия коммунистов Республики Молдова (ПКРМ - правящая партия с 2001), лидер партии - В. Воронин, Христианско-демократическая народная партия, лидер Ю.Рошка, Демократическая партия, лидер Д.Дьяков, Партия возрождения и согласия, лидер М.Снегур, Либеральная партия, Партия социально-экономической справедливости, Социал-либеральная партия, Социал-демократическая партия, Общественно-политическое движение «Равноправие», Партия социалистов и

др. В результате внеочередных парламентских выборов (февраль 2001) в парламенте три фракции - фракция ПКРМ (71 место из 101), её лидер В. Степанюк, и две фракции от оппозиционных партий правого толка - Социал-демократический альянс (19 мест), её лидер - бывший премьер-министр Брагиш, и фракция Христианско-демократической народной партии (11 мест), её лидер - Рошка.

Ведущие организации деловых кругов: Торгово-промышленная палата, Союз промышленников, Бизнес-центр, Клуб деловых людей Timpul.

Создан ряд общественных организаций: Конфедерация профсоюзов, Конфедерация свободных профсоюзов «Солидарность», Национальная конфедерация патроната, включающая независимые, профессиональные организации в различных областях деятельности. Элементы гражданского общества: практика ежегодного подписания коллективного договора между профсоюзами и властью, а также постоянный диалог между президентом и представителями гражданского общества всех социальных слоёв для достижения согласия в обществе.

С 2001 внутренняя политика определяется программными установками новой власти. Главная задача - последовательно проводить политику с учётом предвыборных обещаний коммунистов «возродить страну, поднять экономику», следовать стратегии устранения ошибочных в прошлом решений, добиваясь в экономической сфере достижения устойчивого экономического роста и преодоления бедности, в политической жизни - достижения политической стабильности и гражданского согласия, урегулирования приднестровского конфликта, вывода российских войск, размещенных на территории Приднестровья со времён военного конфликта, объединения страны.

Внешняя политика М. определяется национальными интересами страны. По Конституции М. соблюдает «постоянный нейтралитет». Цели внешней политики: укрепление государственного суверенитета и территориальной целостности, повышение авторитета М. на международной арене, развитие дипломатических отношений и взаимовыгодных связей со всеми странами мира. Особое внимание уделяется сотрудничеству со стратегическим партнёром РФ и с соседними странами - Украиной и Румынией. Долгосрочная стратегическая цель - интеграция в европейские структуры, членство в ЕС.

По Конституции М. - нейтральное государство, не участвует в каких-либо военных блоках, военно-политических формированиях. Общая численность национальной армии 8,5 тыс. чел. Вооружённые силы включают мотострелковые, артиллерийские подразделения, ПВО, авиацию, подразделения боевого и тылового обеспечения. На вооружении находятся 209 транспортных самолётов, 150 миномётов, 6 вертолётов, 5 транспортных самолётов, 6 МиГов. Возраст военной техники в среднем 10-15 лет.

Республика Молдова имеет дипломатические отношения с РФ (установлены 6 апреля 1992). С 13 мая 2002 вступил в силу базовый политический Договор о дружбе и сотрудничестве между РФ и РМ.

Республика Молдова является независимым государством на юго-востоке Европы. Ее территория составляет 33,7 тыс. кв. км., а столицей является г. Кишинев.

Население Республики Молдова — 4,4 млн. чел. (1995 г.), в т.ч.: 65% — молдаване, 13% украинцы, 12% русские, 3,5% — гагаузы.

Официальный язык Республики Молдова, согласно ее Конституции — молдавский. Религия — главным образом православие.

После провозглашения независимости Республики Молдова (27 августа 1991 г.), спустя несколько месяцев произошел распад СССР. Тем самым, в декабре 1991 г., трагически завершилась почти 70-летняя история советской империи, именовавшейся Союзом Советских Социалистических Республик.

Большим политическим достижением является то, что …
лидерам Гагаузии удалось достичь соглашения с правительством об условиях автономии: районам гарантировалось местное самоуправление, гагаузский стал одним из трех официальных языков — наряду с молдавским и русским. 23 декабря 1994 г. Парламент принял Закон о специальном юридическом статусе Gagauz Yeri. В соответствии с молдавским законодательствомНародное собрание Гагаузии получило ограниченные законодательные полномочия. Высшим должностным лицом стал башкан, избираемый на четыре года. Значительную помощь Гагаузии оказывала и оказывает Турция.

За счёт средств, поступивших из Турции, например, была построена система водоснабжения, позволившая в большой степени снять проблему обеспечения качественной водой жителей населённых пунктов всего юга страны. Также был открыт молдавско-турецкий лицей в Чадыр-Лунге, выпускники которого могут учиться в турецких университетах.

К концу девяностых Молдова столкнулась с сильнейшим кризисом. Обусловлен он был резким падением торгового оборота с Россией после дефолта 17 августа 1998, снижением промышленного производства и сокращением ВВП, девальвацией лея на 50%, ростом цен на продукты на 20-40%. У половины граждан средняя зарплата не превышала 20 долларов. Принятый бюджет принимался с расчетом на кредиты МВФ, которые поступали с задержками. Тогда цены на коммунальные услуги и некоторые товары поднялись на 70%.

В июле 2000 г. была внесена самая важная поправка в Конституцию, предполагающая, что президент страны избирается парламентом. Спустя десятилетие мы увидели, к чему это может привести – к запутанной ситуации, когда политики не хотят договариваться и страна на протяжении нескольких лет живет с и.о. президента. 5 сентября 2009 года изменение 78-ой статьи было вынесено на референдум, но из-за низкой явки его признали несостоявшимся.

Трагические события на Днестре 1992 года дают о себе знать вот уже около 2 десятилетий. В 2003 г. у страны появился реальный шанс решить окончательно приднестровский вопрос. С разработкой т.н. Меморандума Козака мы никогда не были так близки к решению приднестровского вопроса, ибо все уже свыклись с этой мыслью, что повторения 92-года никогда не должно быть.

Меморандум 2003 года был рассчитан на резкие изменения во всех сферах жизни Приднестровья – относительная свобода в действиях, самостоятельное развитие. Но в самый последний момент не сложилось. Уже когда и город был перекрыт от общественного транспорта, и все было готово к подписанию меморандума Козака, ждали только приезда Президента России Владимира Путина. С тех пор так близко к каким-то конкретным шагам в решении приднестровского вопроса стороны уже не были.

Вследствие этого провала еще больше осложнились взаимоотношения. Так, операторы Кишинева и Тирасполя прибегают к взаимному отключению каналов связи.

Комментируя тогда причины перебоев связи, т.н. министр информации Приднестровья Беляев сообщил, что 19 июля в 2 часа ночи «Молдтелеком» отключил исходящие от Приднестровья каналы, но так как выяснить причину отключения было невозможно, «Интерднестрком», в свою очередь, выключил каналы связи, исходящие из Молдовы. Позже связь была восстановлена, потом снова прекратилась. И больше уже не появлялась. «Молдтелеком» объяснил свои действия финансовыми потерями, которые несет национальный оператор, предоставляя связь с Молдовой абонентам Приднестровья.

Спустя год, в июле 2004 г., Кишинев потребовал, чтобы экономические агенты Приднестровья проходили таможенное оформление в Молдове. В ответ на отказ молдавская сторона перестала подавать на левый берег Днестра вагоны для погрузки продукции и не пропускала грузы в адрес приднестровских предприятий. Потом поезда и вовсе стали ездить в обход Приднестровья. Тогда Тирасполь объявил участки дороги и объекты железнодорожного транспорта, находящиеся на территории региона, своей собственностью. А с 1 сентября 2004 года все поезда, идущие из Кишинева через Приднестровье на Украину и дальше в Россию, и вовсе отменяются.

Часто экономике Молдовы пророчили дефольт. Примерно то же самое ей пророчили и в 2009 году, когда во всем мире разразился финансовый кризис, а к власти пришел Альянс «За европейскую интеграцию». Должность премьер-министра называли расстрельной, должностью камикадзе и так далее. Все с упоением ждали, что вот-вот все рухнет. Но не случилось. Совершенно неожиданно для всех нам стала помогать Европа, премьер-министр Владимир Филат всего за пару лет так много провел переговоров на самых высших уровнях, что за пятилетку столько не было. В общем, ни о каких задержках пенсий и зарплат речи не было.

Во второй половине 1980-х годов в Молдавии, как и в других союзных республиках, возникает пользующийся массовой поддержкой националистический Народный фронт, убедивший в августе 1989 года Верховный Совет придать молдавскому языку статус государственного и восстановить латиницу. На этом фоне 3 декабря 1989 года и 28 января 1990 года в городе Рыбница и городе Тирасполь были проведены местные референдумы об автономии Приднестровья и создании Приднестровской АССР (за это решение высказались более 90 % участвовавших в голосовании). Принятая 23 июня 1990 года Верховным Советом (ВС) МССР Декларация о суверенитете сопровождалась кампанией с осуждением передачи в 1940 году Бессарабии под юрисдикцию СССР и призывами к реинтеграции с Румынией. В качестве ответного шага 19 августа 1990 года гагаузское меньшинство на юге республики провозгласило создание «Республики Гагаузия». Также летом 1990 года на территории Приднестровья (Левобережный индустриальный район с центром в городе Тирасполь и населением в 650 тысяч человек, преимущественно русских и украинцев) проходят референдумы о создании Приднестровской Молдавской ССР. 2 сентября 1990 года в Тирасполе Второй Чрезвычайный съезд депутатов всех уровней Приднестровья провозгласил образование Приднестровской Молдавской ССР. Официальный Кишинёв посчитал эти действия незаконными. На чрезвычайной сессии ВС МССР в начале сентября председатель президиума ВС Мирча Снегур был наделён широкими полномочиями по установлению прямого президентского правления в регионах, нарушающих конституцию. Межнациональное напряжение только усилилось после того, как молдавское националистическое руководство проигнорировало результаты общественного референдума (март 1991 года) по поводу сохранения СССР. В своём подавляющем большинстве русское и украинское население республики открыто выступало против официального курса молдавского руководства по укреплению суверенитета и, в противовес действиям официального Кишинёва, поддержало в августе 1991 года.

ГКЧП. После провала путча республика провозгласила независимость. На этом фоне позиции сторонников быстрого объединения с Румынией ослабли, и выступавшая за этот шаг группа в составе Народного фронта перешла в оппозицию к сторонникам независимости во главе с М. Снегуром.

В декабре 1991 года между молдавскими военно-полицейскими формированиями и вооружёнными формированиями Приднестровья произошли вооружённые столкновения (первое столкновение датируется 2 ноября 1990 года). В марте — августе 1992 года столкновения расширились до уровня вооружённого конфликта с применением тяжёлого вооружения и авиации (с молдавской стороны). Интенсивность боевых действий уменьшилась после вмешательства командования российской 14-й армии, дислоцированной в Приднестровье. Прекращение огня было достигнуто в результате подписания 21 июля 1992 года президентом России Б. Н. Ельциным и президентом Республики Молдова М. Снегуром Соглашения о принципах мирного урегулирования конфликта в Приднестровье.

В августе 1994 года в Молдавии была введена в действие новая конституция, которая закрепила президентско-парламентскую форму правления. В 1995 году на референдуме в Приднестровье также была принята новая конституция, прошли первые самостоятельные выборы в местные органы власти и верховный совет. Фактически в это время траектории политического развития Молдавии и Приднестровья значительно разошлись.

В конце февраля 2001 года на внеочередных выборах в парламент Молдавии победу одержали коммунисты во главе с В. Ворониным (более 50 % голосов), который стал президентом республики в апреле 2001 года. Определённые надежды на активизацию урегулирования конфликта в Приднестровье и отношений с Россией, которые были связаны с перегруппировкой политических сил в Молдавии, не оправдались. Уже в январе 2002 года планы правительства относительно придания русскому языку статуса официального (с соответствующим обязательным преподаванием в школах) вызвали массовые многомесячные протесты. В результате правительство отказалось от ранее заявленных планов. В дальнейшем оппозиция прибегает к массовым протестам против любых планов установления более тесных отношений с Россией.

В июле 2004 года в Приднестровье закрываются молдавские школы, преподавание в которых ведётся с использованием латиницы, а не кириллицы. В ответ Молдавия вводит экономические санкции против Приднестровской Молдавской Республики и выходит из переговорного процесса по урегулированию конфликта.

На выборах, состоявшихся в парламенте 4 апреля 2005 года, В. Воронин был переизбран на президентский пост. За него проголосовали 75 парламентариев (из 76 принявших участие в данной процедуре).

В начале 2006 года произошло ухудшение отношений Молдавии с Россией. Сначала «Газпром» прекратил подачу газа, поскольку Молдавия отказалась от закупок газа по новым ценам. В марте 2006 года Россия ввела запрет на поставки молдавского вина (снят для значительной части производителей осенью 2007 года), вызвав фактический паралич винной отрасли республики. Одновременно разразился «таможенный кризис» в отношениях Молдавии и Приднестровья в результате вступления в силу новых таможенных правил, поддержанных в том числе ЕС: отныне все грузы из Приднестровья, проходящие через территорию Украины, должны иметь отметку молдавской таможни. Приднестровье сочло этот шаг актом объявления блокады республики и попыткой её «задушить» экономически.

В 2007-2008 годах благодаря встречам на высшем уровне диалог между Россией и Молдавией активизировался. 11 апреля 2008 года (впервые за семь лет) состоялась встреча между президентом Республики Молдова В. Ворониным и президентом ПМР И. Смирновым.

В начале апреля 2009 года после объявления результатов парламентских выборов в Кишинёве прошли акции протеста против партии коммунистов, которая, по предварительным данным, добилась победы на выборах. Акции протеста переросли в массовые беспорядки, в ходе которых значительный ущерб был нанесён зданию парламента и президентской резиденции. Президент Воронин назвал беспорядки «попыткой государственного переворота» и обвинил Румынию в их организации.

Оппозиция потребовала пересчитать результаты выборов, и Конституционный суд принял соответствующее решение. По итогам повторного пересчёта Коммунистическая партия Республики Молдова получила 49,48 % голосов избирателей и перешла в оппозицию.