Народ папуа новая гвинея. Быт жителей племен папуа - новой гвинеи

ПАПУАСЫ - группа народов, населяющих Папуа-Новую Гвинею. Составляют основное население страны. Также народы папуасской группы встречаются в соседних регионах - в Индонезии, Восточном Тиморе, на северо-западе Меланезии.

Название папуасы происходит от индонезийского слова «папува», что значит «курчавый». К папуасам относится несколько сотен народов. Среди них есть как крупные народы, так и затерянные в джунглях племена численностью в несколько десятков человек. Самые многочисленные - энга, чимбу и медлпа. Численность этих народов превышает 100 тысяч человек. Достаточно велики экари, камано, хули, ангал и другие. Общее количество порядка 5 миллионов. Языки папуасов невероятно разнообразны. Их больше 700, при этом оценка является приблизительной. Ученые зачастую не могут сказать, является тот или иной язык самостоятельным или диалектом другого языка. Для такого языкового многообразия попросту не находится нужного количества исследователей. Официально папуасы считаются сторонниками христианства. Но христианская религия не проникла глубоко в их мировоззрение. Традиционные верования по-прежнему сильны.

Впервые папуасы заселили эту территорию 20-25 тысяч лет назад. Позже, за 3 тысячи лет до нашей эры, их начали вытеснять меланезийцы. Папуасам пришлось отступить от побережья в глубь лесов.

В 1975 году завершился период европейской колонизации. Папуа-Новая Гвинея получила независимость. Началось развитие промышленности и культуры, это сплотило разные группы папуасов. В наше время не все они живут в первобытных условиях джунглей. Многие стали городскими жителями, работающими в сфере услуг, или предпринимателями. Часть трудится в горнодобывающей промышленности или становится цивилизованными фермерами. Однако больше половины папуасов сохраняют традиционный образ жизни.

По способу ведения хозяйства они аналогичны меланезийцам. Занимаются земледелием тропического типа, в связи с отсутствием сельскохозяйственной техники работы выполняются вручную. Выращивают кокосы, батат, ямс, бананы. Производят копру на продажу. Основной вид животноводства - разведение свиней. Охота менее важна, а ловля рыбы распространена лишь у берегов острова.

Деревни папуасов невелики. Бывают случаи, когда деревня состоит из одного длинного дома. Одна семья владеет несколькими участками земли. Часть участков обрабатывается, с других в то же время собирается урожай. Тропический климат способствует высокой урожайности; но недостаточно эффективные способы ведения хозяйства создают трудности. Принят совместный труд.

Папуасы поклоняются своим предкам (культ предков), верят в существование колдовства. Священными для племени являются его тотемы. Сохраняются ритуалы инициации (посвящения подростков во взрослую жизнь). За соблюдением обрядов наблюдают бигмены. При этом в каждом папуасском поселке есть христианская церковь. Их может быть даже две, если обитатели селения относятся к разным ветвям христианства. Традиционная папуасская мифология очень обширна. По сей день у них сохранился традиционный фольклор, включающий музыку, танцы, сказки.

Это народ, проживающий на севере реки Сепик (её среднего течения), которая протекает на северо-востоке Папуа — Новой Гвинеи.
Общая численность этого народа составляет около 70 тысяч человек. Обычно выделяются две субэтнические группы — южная субэтническая группа Возера, северная субэтническая группа Маприк. Представители народа Абелам говорят на оригинальном языке амбулас (абелам) семьи сепик-раму (точнее ее среднесепикской группы, ветвь нду). По аналогии можно выделить основные три диалекта — это сам абелам, маприк и возера соответственно. Кроме этих трех, существуют и другие диалекты, такие как английские языки или ток-писин. Если речь зайдет о религии и вере — можно утверждать, что Абелам — христиане, делятся на протестантов и католиков. Но это не значит, что они полностью забывают свои традиционные верования.

Представители народа Абелам занимаются ручным подсечно-огневым земледелием, то есть это основа их хозяйства — выращивание ямса, бананов, таро, кокосовой и арековой пальм, сахарного тростника. Кроме того Абелам разводят кур и свиней, в свободное время собирают саго или занимаются собирательством. Абелам — прирожденные охотники. Занятие земледелием не мешает им охотиться на древесного кенгуру, диких свиней, казуара, летучих собак и птиц. Основная пища все же была больше растительной. Основными видами оружия являются лук и копье.
Плетение, изготовление лепной керамики, гапы, резьба по дереву и кости очень популярны среди представителей народа Абелам.

Что касается поселений и расположения народа Абелам, — они делятся на два типа: Южные Абелам и Северные. Северные проживают на вершинах холмов, преобладает застройка главной улицы. Дома с крышами до земли из листьев саговой пальмы, постройки — каркасно-столбовой конструкции, т.е. наземные.
В свою очередь, Южные Абелам предпочитают высоким холмам просторные равнины. Дома обычно являются свайными.
Как у южных, так и у северных Абелам культовым и общественным центром поселения является мужской дом,- тамбаран, на языке ток-писин; и площадь перед ним (называется амай). Тамбаран имеет треугольный фасад, который обычно достигает в высоту как минимум 30 метров и украшен расписанным минеральными красками (всего четыре цвета — красная, черная, желтая и белая) на особым способом прогрунтованных глиной «влагалищах» листьев саговой пальмы, и красочными панно. Кроме того, мужской дом может похвастаться солидными балками и столбами, которые представляют собой многофигурные композиции — изображения предков Абелам.

Теперь поговорим о так называемой системе родства. У Абелам она ирокезского типа. Абелам делятся на патрилинейные тотемические кланы (гем, кум и др.), которые не имеют наследственных вождей. По своему обыкновению, представители Абелам выбирают своего лидера клана по его личным достоинствам.

Интересный факт заключается в том, что все представители мужского населения Абелам в деревне делятся на две группы ритуальных партнёров по церемониальному обмену свиньями и ямсом, называемые ара. Мужчины из одной ара производят инициации подростков из другой ара. Обычно, семья Абегам моногамная, но так же допускается и полигиния.

Одежда и украшения Абегам были очень уникальными и своеобразными. Например, мужчины носили фаллокрипт, а женщины всегда ходили обнаженными. На праздники представители мужского населения Абегам обязаны были одевать юбочку из окрашенных растит, волокон, серьги, плетёные и раковинные браслеты (ручные и ножные), гребни, ожерелья из цветов, плодов, раковин и головные украшения из перьев казуара или плетеные.

Праздничная женская одежда - плетёная сумка, расшитая кольцами из раковин, которая крепилась к голове и небольшой кусок белой тапы. Конечно же было распространено раскрашивание как лица, так и всего тела и среди представителей обоих полов.

Новая Гвинея - второй по величине остров мира-в настоящее время подразделяется в политическом отношении на две части. Во­сточная ее часть образует основной массив государства Папуа Новая Гвинея (которое включает, кроме того, архипелаг Бисмарка, Бугенвиль и некоторые другие острова), за­падная (Ириан-Джая) - входит в состав Ин­донезии.

Подавляющее большинство населения ост­рова (свыше 90%) составляют папуасские на­роды (так обычно называют большую часть коренного новогвинейского населения, кото­рая говорит на различных языках, не входя­щих в австронезийскую семью). Общее число папуасов превышает 3 млн. В этническом от­ношении папуасское население делится почти на 700 отдельных этносов. Языки, на которых говорят эти народы, не образуют единой генетической группы, а распределяются меж­ду несколькими не родственными между со­бой филами, или надсемьями. Самой крупной из них является трансновогвинейская н ад-семья, на языках которой говорит 85% всех папуасов и которая распространена в преде­лах большей части Новой Гвинеи, кроме не­которых ее периферийных районов. Языки следующей по величине надсемьи сепик-раму (северо-западная часть Папуа Новой Гвинеи) являются родными для 8% всех папуасов. Ос­тальные 7% папуасского населения говорят на языках надсемей торричелли (также севе­ро-запад Папуа Новой Гвинеи), западнопапуасской (крайний запад Ириан-Джая) и ряда других, а также на нескольких совершенно изолированных языках.

Большая часть папуасских народов очень невелика и насчитывает от нескольких сот до нескольких тысяч человек. Самые крупные из папуасских этносов: энга (почти 200 тыс.), чимбу (около 180 тыс.), хаген, или медлпа (более 130 тыс.), и камано (свыше 110 тыс. человек). Все эти народы относятся к транс­новогвинейской языковой надсемье и живут на Центральном нагорье.

Кроме папуасов на Новой Гвинее обитают также народы, говорящие на австронезийских языках. Их обычно называют меланезийцами. Они расселены в нескольких прибрежных районах острова, самым крупным из которых является область бассейна реки Маркхэм. По своей численности (около 200 тыс.) мелане­зийцы сильно уступают папуасам.

В антропологическом отношении среди ко­ренного австралоидного населения Новой Гви­неи различают два основных типа, идентичных по названию с этно-языковыми группами ост­рова: папуасский и меланезийский. Для обоих типов характерны темная кожа, курчавые во­лосы, толстые губы, широкий нос, однако представители папуасского типа выделяются более узким лицом и особенно своеобразной формой носа, имеющего крючковидный изгиб в хрящевой части (так называемый ложносе-митический нос). Хотя говорящие на папуас­ских языках группы обычно принадлежат к папуасскому типу, а на австронезийских - к меланезийскому, полного соответствия здесь не наблюдается.


По своим занятиям подавляющее большин­ство папуасов - мотыжные земледельцы. Основные возделываемые культуры - таро, ямс, батат, бананы, сахарный тростник, коко­совая и саговая пальма, хлебное дерево. Сей­час у папуасов можно встретить и заимство­ванные от европейцев культуры (бобы, кар­тофель, выращиваемое как товарная культура кофейное дерево и т. д.). Традиционные ору­дия - каменный топор или тесло, сажальный кол и узкая лопата. Реже встречаются моты­ги. Каменный топор и тесло постепенно вы­тесняются железными топорами и ножами, традиционные орудия огородничества дер­жатся более стойко.

Выдающийся русский этнограф Н. Н. Мик­лухо-Маклай, проведший более двух лет сре­ди папуасов, так описывал их подсечно-огневой способ обработки земли. Папуасы, «выбрав участок земли для плантации, сру­бают подлесок, а затем и более крупные сучья больших деревьев... Срубленное быстро увядает и засыхает. Тогда разводят огонь и сжигают срубленный кустарник и засохшие сучья. Остаются только большие деревья, их постепенно поджигают у корня несколько дней подряд, а иногда и срубают большими каменными топорами». На расчищенном участ­ке мужчины вскапывают землю, глубоко вты­кая сажальные колы в землю. Женщины и дети размельчают и растирают вскопанную землю. После следует посадка, уход за уча­стком и сбор урожая, причем все эти работы выполняют женщины. Подобным же образом ведутся земледельческие работы и в насто­ящее время.

Из домашних животных папуасы разводят свиней, кур и собак.

Земледелие обычно совмещается с охотой. Охотятся папуасы с помощью копья, лука и стрел. Объектом охоты служат дикие свиньи, казуары, мелкие птицы, кускусы, ящерицы, змеи.

Ремесло пока не отделилось от земледе­лия. Еще недавно все орудия, с помощью которых трудился папуас, изготовлялись из дерева, камня, кости, раковин. Из этого же материала делалось и оружие, как охотничье, так и боевое (здесь помимо одинакового с охотой оружия применялись также деревян­ные палицы и щиты, костяные кинжалы, тростниковые панцири). Как уже отмечалось, сейчас все шире распространяются более со­вершенные, покупные орудия, но многое папуасы по-прежнему делают сами: лодки, часть орудий труда, одежду, утварь и т. д.

Из выше сказанного следует, что для папу­асов характерен хозяйственно-культурный тип ручных земледельцев. Однако к этому типу принадлежит не все папуасское население. В ряде болотистых районов Новой Гвинеи (например, по реке Баму), сохранился и дру­гой, более примитивный хозяйственно-куль­турный тип, где основным занятием населе­ния является сбор плодов дикорастущей саго­вой пальмы.

Папуасы селятся обычно небольшими де­ревнями. В большинстве папуасских деревень число жителей не превышает 100-150 чело­век. Сельские поселения, в которых прожи­вает свыше 1 тыс. человек, встречаются редко.

Как и в некоторых других районах Океа­нии, в деревнях Новой Гвинеи взрослые муж­чины живут отдельно от остальных жителей, в особом мужском доме, что отражает имев­шее здесь место поло-возрастное разделение труда.

Хижины - свайного типа или наземные. Пол в свайных постройках - из бамбуковых стволов, в наземных - земляной. Стены со­оружаются из бамбука и древесной коры, иногда - из грубо обработанных досок. Хи­жины кроются пальмовыми листьями. Форма дома прямоугольная, реже - круглая.

Традиционное жилище сохраняется доволь­но стойко. Домов современного типа в де­ревнях довольно мало.

Одежда мужчин-папуасов состоит из поя­са, изготовленного из тапы (вымоченной и отбитой древесной коры). Он несколько раз обертывается вокруг бедер и пропускается между ног. Женская одежда представляет собой юбочку из растительных волокон или травы.

Украшения носят преимущественно муж­чины. Это браслеты, ожерелья, своеобраз­ные серьги, носовые вставки и т. д. Украше­нием служат также татуировка и окраска тела. Женщины украшают себя значительно реже.

Европейская одежда проникла на Новую Гвинею еще слабо, главным образом в город­ские поселения. Однако некоторые элементы традиционной одежды, например юбки, стали часто делать из покупного современного ма­териала.

Пища в основном растительного происхож­дения. Мясо (свиней, кур, собак, а сейчас иногда и кошек) употребляют редко. Приго­товляют пищу в земляной печи, в золе или на открытом огне. Огонь прежде добывали трением, однако в настоящее время для этой цели применяются купленные или выменян­ные спички. Покупают теперь и соль (раньше добывали из золы), сахар и некоторые другие продукты.

Общественный строй папуасов сложен, некоторые элементы их социальной организа­ции кажутся на первый взгляд запутанными, что в значительной мере связано с недоста­точной еще изученностью общественных от­ношений у папуасских народов.

Папуасы делятся на племена, но они, как и у австралийцев, представляют собой скорее не социально-потестарные, а этнические общ­ности. Это довольно аморфные объедине­ния, связанные единством языка и культуры, но не имеющие какой-либо племенной орга­низации, племенных вождей и т. п.

Род у папуасов отцовский, точнее ранняя его форма (материнский род встречается на Новой Гвинее только у меланезийцев). Не­сколько родов как правило объединены в со­юзы, но это не племена, а либо группа ро­дов, связанная общностью происхождения (т. е. фактически фратрия), либо группа со­седних родов, находящихся в постоянном контакте. Союз родов - самая крупная соци­альная организация, какая имелась у папуа­сов к моменту контактов с европейцами.

Основными хозяйственными ячейками на Новой Гвинее являются общины. Среди них выделяются три основные группы, различаю­щиеся в зависимости от соотношения общин­ного и семейного начал. Наиболее распрост­ранена родовая община. Для нее характерна общинная собственность на результаты сов­местной трудовой деятельности ее членов. Вместе с тем в рамках общинной собственно­сти имеются также владения частей общины и личные. В родовой общине отсутствуют на­следственные вожди, а авторитета и руково­дящего положения ее члены добиваются в силу своих личных качеств. Важным призна­ком родовой общины является то, что боль­шая ее часть (мужчины, их сестры и дочери) принадлежат к одному роду. Вне этого рода только те женщины, которые попадают в общину в результате брака с кем-нибудь из общинников.

Гораздо реже встречается у папуасов дру­гая форма-- гетерогенная община, гДе хозяиство ведется преимущественно отдельны­ми частями общины (большими семьями). В собственности общины остаются лишь ле­са, болота, пустоши и некоторые другие угодья; собственность же на огороды, боль­шие лодки и т. д. принадлежит большим семь­ям. Гетерогенная община в отличие от родо­вой в качестве своего основного ядра вклю­чает уже не лиц одного рода, а нескольких, правда связанных между собой родственны­ми узами.

ТреТЬЯ форма общины -соседская - воз­никла у папуасов под влиянием внешних кон­тактов с европейцами и индонезийцами и обычно распространена в сельских поселе­ниях, расположенных поблизости от городов.

У папуасов встречаются как парные семьи, состоящие из мужа, жены и их детей, так и большие семьи, объединяющие несколько родственных парных семей.

Весьма оригинальна и духовная культура папуасов. Традиционные верования папуасских народов заметно различаются между собой. У некоторых групп (например, маринданим) важную роль играла такая примитивная фор­ма религии, как тотемизм. Весьма широкое распространение получила также вера в ма­гию. Для многих групп папуасов было характерно почитание предков в примитивной фор­ме культа черепов.

Деятельность миссионеров на Новой Гви­нее, особенно активизировавшаяся за послед­ние десятилетия, привела к тому, что сейчас большая часть населения острова формально исповедует христианство (в форме протестан­тизма и католицизма). Однако очень часто христианизация папуасов носит поверхностный характер. Кроме того, в последнее время здесь наблюдается тенденция к созданию отдельных христианских церквей, более или менее независимых от миссионерских орга­низаций.

С традиционными верованиями тесно свя­зан папуасский фольклор. Так, у маринд-аним широко бытуют мифы о деяниях тотемических предков полуживотной-получеловеческой природы, так называемых демов. Распростра­нены у папуасских племен и различные сказ­ки о духах, носящие не столько магический, сколько нравоучительный характер.

Большое развитие получило у папуасов прикладное искусство, в частности художест­венная резьба по дереву.

Вековая отсталость папуасских народов пос­ле освобождения от колониальной зависимо­сти начинает постепенно преодолеваться. Правительство независимой Папуа Новой Гви­неи проводит различные мероприятия с целью подъема экономического и культурно­го уровня населения, однако на пути ликви­дации тяжкого колониального наследия пока еще стоит немало препятствий.

; во всех деревнях есть церкви.

Область расселения

Основная зона расселения папуасов - остров Новая Гвинея , восточная часть которого - самостоятельное государство Папуа - Новая Гвинея (включает архипелаг Бисмарка и остров Бугенвиль), а западная входит в состав Индонезии (Ириан-Джая -Западный Ириан), где много десятилетий сильно движение за отделение. Частично живут на островах Алор, Тимор , Хальмахера (например, народ галела) и в Меланезии .

По разным данным народов и языков насчитывается от 300 до 800 по мнению разных специалистов, поскольку установление разницы между отдельным языком и диалектом представляет значительную проблему.

Некоторые мелкие племена насчитывают менее 100 человек. Крупнейшие народности (численность в тысячах): чимбу (250), энга (195), гимбу (142), медлпа (101), камано (64), хули (90), экари (канауки) (100), ангал (55), умбу-унгу (47), вахги (66), кева (56), дани (дугул-дани), хванггона , асмат (61), бенабена (17), маринд-аним (8), абелам (10), насиоп (10), бонкин (10), буин (18). Общее население Папуа - Новой Гвинеи - 6 057 263 чел. (2009).

Политическое положение

С 1884 по 1920 год папуасы находились в колониальной зависимости от Германии (Земля императора Вильгельма). С 1920 года эта часть находилась под управлением Австралии . Юго-восточная часть с 1884 по 1888 год была протекторатом Великобритании , затем колонией, в 1905 году передана под управление Австралии. В 1949 году обе части переданы под опеку Австралии. В 1975 году восточная часть (Папуа - Новая Гвинея) стала независимым государством.

Происхождение

Большинство учёных признают, что австралоидные народы заселяли в древности более обширный ареал и были постепенно вытеснены монголоидами . Считается, что Новая Гвинея заселена 20-25 тыс. лет назад. 5 тыс. лет назад в этот регион проникли меланезийские племена. По расовому типу эти две группы народов близки, но по языку и культуре - нет.

Генетические исследования популяций Сахула в сравнении с исследованиями других современных человеческих популяций показали, что папуасы Новой Гвинеи разделились с йоруба ок. 90 тыс. л. н., а с евразийскими популяциями - 40 тыс. лет назад .

Быт и традиционные занятия


Основное занятие - ручное земледелие тропического пояса. Второстепенные - охота и собирательство. Важную роль играет свиноводство. Главные культуры - кокос , банан , таро , ямс .

В настоящее время, в силу европейского влияния, папуасы заняты в горной промышленности, работают шофёрами, продавцами, клерками. Формируется слой предпринимателей, фермеров. 50 % населения заняты в натуральном хозяйстве.

Деревни папуасов - по 100-150 чел., бывают компактными и разбросанными. Иногда это - один длинный дом до 200 м. Семья имеет 5-6 участков земли в разных стадиях созревания. Каждый день пропалывается один участок, а на другом собирается урожай. Урожай держат на корню, забирая продуктов на 1 день. Труд совместный.

В каждой деревне важным местом является буамбрамра - общественный дом.

Орудия труда:

  • топор, изготовляется из агата, кремня или раковины тридакны;
  • донган - острая заточенная кость, её носят на руке, заткнув за браслет, ей режут плоды;
  • бамбуковый нож, режет мясо, плоды, прочнее донгана.
  • хагда - метательное копьё, 2 м, из твёрдого тяжёлого дерева;
  • сервару - более лёгкое копьё, с бамбуковым наконечником, который обычно ломается и остаётся в ране, украшено перьями и мехом;
  • араль - лук, 2 м длиной;
  • араль-ге - стрела, 1 м длиной, с деревянным наконечником;
  • палом - стрела с широким бамбуковым наконечником, более опасна;
  • саран - стрела на рыбу;
  • юр - метательное копье с несколькими остриями;
  • палицы и щиты.

Одежда папуасов состояла из пояса, у мужчин красного, у женщин - в красную и чёрную полосу. Мужчины носят также своеобразный футляр для пениса (котека). Браслеты носили на руке (сагю) и на ногах (самба-сагю). Кроме этого украшали тело продетыми в отверстия предметами, кекее (в носу) и буль (во рту). Из вещей использовались мешки, ямби и гун - маленькие, для табака и мелких предметов, их носили на шее, и большой мешок на плече. У женщин были свои, женские мешки (нангели-ге). Пояса и сумки изготовляются из луба или волокон разных деревьев, названий которых в русском языке нет (тауви, маль-сель, яван-сель). Из волокон дерева нуг-сель делают верёвки, а из дерева бу-сель - якорные канаты. Смола дерева гутур используется, как клей.

Пища папуасов в основе растительная, но употребляются также свинина , мясо собак, кур, крыс, ящериц, жуки, моллюски, рыбы.

Духовная культура

Распространены фольклор, песни, танцы, мифы. Песни и танцы очень просты. Пение называется мун, мелодия варьирует очень слабо.
Музыкальные инструменты (общее название - ай, так же называются и праздники, куда допускаются только мужчины):

  • ай-кабраль - полый бамбуковый ствол, 2 м длиной, в него дуют, кричат, воют;
  • мунки-ай - скорлупа кокоса, с двумя отверстиями, в одно дуют, другое затыкают;
  • халь-ай - труба из корня, аналогична предыдущим;
  • орлан-ай - ручка со шнурками с висящими на на них пустыми скорлупами орехов, встряхивают;
  • окам - барабан.

Самый крупный праздник у папуасов - синг-синг.

Традиционные верования папуасов близки австралийским и меланезийским. У маринд-аним бытует культ, близкий австралийскому, это тотемизм . Дема - тотемический предок. Мифы в основном рассказывают о подвигах полуживотных-полулюдей. У них распространён тайный культ Майо, связанный с инициациями. У других папуасов культы уже отличаются, в основном это - вера в различную магию, вредоносную, лечебную, хозяйственную. Термин «оним» означает колдовство и яд, и всякое лечебное снадобье. Оним считается причиной всех болезней, бед и смерти. и его боятся. Часто виновниками бед считают соседнее племя.

Важное значение имеет культ предков и черепов. Папуасы изготовляют корвары - изображения предков (стилизованные человеческие фигуры), в районе залива Астролябии, где бывал Миклухо-Маклай , на языке бонгу они называются телумы.

У папуасов хорошо развита резьба по дереву, они делают очень сложные орнаменты, которыми украшают оружие и прочие предметы.

Папуасы в культуре

Для людей XIX века папуасы считались символом дикости. В частности Вл. Соловьев в «Оправдании добра» противопоставлял Гёте и папуаса .

Напишите отзыв о статье "Папуасы"

Примечания

Литература

  • Энциклопедия «Народы и религии мира», М. 1998.
  • С. А. Токарев. Религия в истории народов мира,М. 1976.
  • Н. Н. Миклухо-Маклай. Собр. сочинений в 6 томах. Том 4.
  • Бутинов Н. А. Народы Папуа Новой Гвинеи: (От племен. строя к независимому государству). - СПб.: Петербург. Востоковедение, 2000. - 374 с. - (Ethnographica Petropolitana; 6). - 1000 экз. - ISBN 5-85803-146-3
  • Бутинов Н. А. Папуасы Новой Гвинеи (Хоз-во, обществ. строй). - М.: Наука, 1968. - 256 с. - 2500 экз.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Папуасы

– Ну так дружны, так дружны! Это что, глупости – линейкой; но мы навсегда друзья. Она кого полюбит, так навсегда; а я этого не понимаю, я забуду сейчас.
– Ну так что же?
– Да, так она любит меня и тебя. – Наташа вдруг покраснела, – ну ты помнишь, перед отъездом… Так она говорит, что ты это всё забудь… Она сказала: я буду любить его всегда, а он пускай будет свободен. Ведь правда, что это отлично, благородно! – Да, да? очень благородно? да? – спрашивала Наташа так серьезно и взволнованно, что видно было, что то, что она говорила теперь, она прежде говорила со слезами.
Ростов задумался.
– Я ни в чем не беру назад своего слова, – сказал он. – И потом, Соня такая прелесть, что какой же дурак станет отказываться от своего счастия?
– Нет, нет, – закричала Наташа. – Мы про это уже с нею говорили. Мы знали, что ты это скажешь. Но это нельзя, потому что, понимаешь, ежели ты так говоришь – считаешь себя связанным словом, то выходит, что она как будто нарочно это сказала. Выходит, что ты всё таки насильно на ней женишься, и выходит совсем не то.
Ростов видел, что всё это было хорошо придумано ими. Соня и вчера поразила его своей красотой. Нынче, увидав ее мельком, она ему показалась еще лучше. Она была прелестная 16 тилетняя девочка, очевидно страстно его любящая (в этом он не сомневался ни на минуту). Отчего же ему было не любить ее теперь, и не жениться даже, думал Ростов, но теперь столько еще других радостей и занятий! «Да, они это прекрасно придумали», подумал он, «надо оставаться свободным».
– Ну и прекрасно, – сказал он, – после поговорим. Ах как я тебе рад! – прибавил он.
– Ну, а что же ты, Борису не изменила? – спросил брат.
– Вот глупости! – смеясь крикнула Наташа. – Ни об нем и ни о ком я не думаю и знать не хочу.
– Вот как! Так ты что же?
– Я? – переспросила Наташа, и счастливая улыбка осветила ее лицо. – Ты видел Duport"a?
– Нет.
– Знаменитого Дюпора, танцовщика не видал? Ну так ты не поймешь. Я вот что такое. – Наташа взяла, округлив руки, свою юбку, как танцуют, отбежала несколько шагов, перевернулась, сделала антраша, побила ножкой об ножку и, став на самые кончики носков, прошла несколько шагов.
– Ведь стою? ведь вот, – говорила она; но не удержалась на цыпочках. – Так вот я что такое! Никогда ни за кого не пойду замуж, а пойду в танцовщицы. Только никому не говори.
Ростов так громко и весело захохотал, что Денисову из своей комнаты стало завидно, и Наташа не могла удержаться, засмеялась с ним вместе. – Нет, ведь хорошо? – всё говорила она.
– Хорошо, за Бориса уже не хочешь выходить замуж?
Наташа вспыхнула. – Я не хочу ни за кого замуж итти. Я ему то же самое скажу, когда увижу.
– Вот как! – сказал Ростов.
– Ну, да, это всё пустяки, – продолжала болтать Наташа. – А что Денисов хороший? – спросила она.
– Хороший.
– Ну и прощай, одевайся. Он страшный, Денисов?
– Отчего страшный? – спросил Nicolas. – Нет. Васька славный.
– Ты его Васькой зовешь – странно. А, что он очень хорош?
– Очень хорош.
– Ну, приходи скорей чай пить. Все вместе.
И Наташа встала на цыпочках и прошлась из комнаты так, как делают танцовщицы, но улыбаясь так, как только улыбаются счастливые 15 летние девочки. Встретившись в гостиной с Соней, Ростов покраснел. Он не знал, как обойтись с ней. Вчера они поцеловались в первую минуту радости свидания, но нынче они чувствовали, что нельзя было этого сделать; он чувствовал, что все, и мать и сестры, смотрели на него вопросительно и от него ожидали, как он поведет себя с нею. Он поцеловал ее руку и назвал ее вы – Соня. Но глаза их, встретившись, сказали друг другу «ты» и нежно поцеловались. Она просила своим взглядом у него прощения за то, что в посольстве Наташи она смела напомнить ему о его обещании и благодарила его за его любовь. Он своим взглядом благодарил ее за предложение свободы и говорил, что так ли, иначе ли, он никогда не перестанет любить ее, потому что нельзя не любить ее.
– Как однако странно, – сказала Вера, выбрав общую минуту молчания, – что Соня с Николенькой теперь встретились на вы и как чужие. – Замечание Веры было справедливо, как и все ее замечания; но как и от большей части ее замечаний всем сделалось неловко, и не только Соня, Николай и Наташа, но и старая графиня, которая боялась этой любви сына к Соне, могущей лишить его блестящей партии, тоже покраснела, как девочка. Денисов, к удивлению Ростова, в новом мундире, напомаженный и надушенный, явился в гостиную таким же щеголем, каким он был в сражениях, и таким любезным с дамами и кавалерами, каким Ростов никак не ожидал его видеть.

Вернувшись в Москву из армии, Николай Ростов был принят домашними как лучший сын, герой и ненаглядный Николушка; родными – как милый, приятный и почтительный молодой человек; знакомыми – как красивый гусарский поручик, ловкий танцор и один из лучших женихов Москвы.
Знакомство у Ростовых была вся Москва; денег в нынешний год у старого графа было достаточно, потому что были перезаложены все имения, и потому Николушка, заведя своего собственного рысака и самые модные рейтузы, особенные, каких ни у кого еще в Москве не было, и сапоги, самые модные, с самыми острыми носками и маленькими серебряными шпорами, проводил время очень весело. Ростов, вернувшись домой, испытал приятное чувство после некоторого промежутка времени примеривания себя к старым условиям жизни. Ему казалось, что он очень возмужал и вырос. Отчаяние за невыдержанный из закона Божьего экзамен, занимание денег у Гаврилы на извозчика, тайные поцелуи с Соней, он про всё это вспоминал, как про ребячество, от которого он неизмеримо был далек теперь. Теперь он – гусарский поручик в серебряном ментике, с солдатским Георгием, готовит своего рысака на бег, вместе с известными охотниками, пожилыми, почтенными. У него знакомая дама на бульваре, к которой он ездит вечером. Он дирижировал мазурку на бале у Архаровых, разговаривал о войне с фельдмаршалом Каменским, бывал в английском клубе, и был на ты с одним сорокалетним полковником, с которым познакомил его Денисов.
Страсть его к государю несколько ослабела в Москве, так как он за это время не видал его. Но он часто рассказывал о государе, о своей любви к нему, давая чувствовать, что он еще не всё рассказывает, что что то еще есть в его чувстве к государю, что не может быть всем понятно; и от всей души разделял общее в то время в Москве чувство обожания к императору Александру Павловичу, которому в Москве в то время было дано наименование ангела во плоти.
В это короткое пребывание Ростова в Москве, до отъезда в армию, он не сблизился, а напротив разошелся с Соней. Она была очень хороша, мила, и, очевидно, страстно влюблена в него; но он был в той поре молодости, когда кажется так много дела, что некогда этим заниматься, и молодой человек боится связываться – дорожит своей свободой, которая ему нужна на многое другое. Когда он думал о Соне в это новое пребывание в Москве, он говорил себе: Э! еще много, много таких будет и есть там, где то, мне еще неизвестных. Еще успею, когда захочу, заняться и любовью, а теперь некогда. Кроме того, ему казалось что то унизительное для своего мужества в женском обществе. Он ездил на балы и в женское общество, притворяясь, что делал это против воли. Бега, английский клуб, кутеж с Денисовым, поездка туда – это было другое дело: это было прилично молодцу гусару.
В начале марта, старый граф Илья Андреич Ростов был озабочен устройством обеда в английском клубе для приема князя Багратиона.
Граф в халате ходил по зале, отдавая приказания клубному эконому и знаменитому Феоктисту, старшему повару английского клуба, о спарже, свежих огурцах, землянике, теленке и рыбе для обеда князя Багратиона. Граф, со дня основания клуба, был его членом и старшиною. Ему было поручено от клуба устройство торжества для Багратиона, потому что редко кто умел так на широкую руку, хлебосольно устроить пир, особенно потому, что редко кто умел и хотел приложить свои деньги, если они понадобятся на устройство пира. Повар и эконом клуба с веселыми лицами слушали приказания графа, потому что они знали, что ни при ком, как при нем, нельзя было лучше поживиться на обеде, который стоил несколько тысяч.

Когда речь идет о чем-нибудь устаревшем, мы говорим: каменный век. Мы пытаемся представить, как жили наши предки, и в этом нам отлично помогают музеи, в которых мы можем лицезреть всю атрибутику «того века» - каменные топоры, кремневые скребки и наконечники стрел. Этому посвящено много книг, картин и фильмов. Но не каждый знает, что у нас есть уникальная возможность наблюдать за людьми «того времени» в настоящем.

Пространства Земли сегодня освоены, обжиты, заполнены людьми, местами до большой тесноты. И все же есть на Земле «закутки», где без так и не изобретённой «машины времени» с удивлением обнаруживаешь жизнь такой, какой была она в каменном веке, когда люди ещё не знали ни железа, ни бронзы, когда нестареющий желтого цвета металл ещё не сводил с ума род человеческий. Один из таких уголков реликтовой жизни находится в восточной части острова Новая Гвинея, на архипелаге Бисмарка и северной части Соломоновых островов, именно там расположено государство Папуа - Новая Гвинея.

Племена, сохранившие самобытный жизненный уклад предков, не умеющие писать и читать, не знающие, что такое электричество и автомобиль, добывающие себе пищу рыбалкой и охотой. Они верят, что это боги посылают им дождь и пытаются оградить себя от контактов с нашим современным миром. Именно Папуа Новая Гвинея вмещает на своей территории несколько десятков уникальных племен.

Многие ученые-миссионеры пытались проникнуть в жизнь представителей различных племен, но мало кто возвращался оттуда живыми…практически никто!.. А причина «путешествия в один конец» банальна - «чужого человека» съедали. Выражаясь научным языком - смельчаков губил каннибализм племен Папуа. Они не принимали чужаков - нарушение их пространства приводило к смертельному исходу.

Сейчас все изменилось. Жители многих племен с радостью принимают гостей и с не меньшим обоюдным интересом наблюдают за представителями цивилизации.

Мало найдется мест на Земле с таким разнообразием языков, обычаев и культур. Представьте - на одной части острова живут чиновники, бизнесмены, рабочие, носящие европейскую одежду и имеющие образование - современные люди, а на другой - так и не перешагнувшие каменный век горные племена. Они воюют между собой и не понимают языка племён из соседней долины. И для нас их жизнь удивительна. Так странно, что в 21 веке ещё существуют народы, живущие в первобытности. Но мы для них настолько же дики, как и они для нас.

Вот несколько из племён Папуа Новой Гвинеи.

Племя дани долго являлось неизвестным, а высокие горы на Западном Папуа долгое время считались необитаемыми.

Места здесь красивые и люди милые, одна проблема - чужаки никак не могли установить с ними контакт. Все пропадали без следа - и путешественники и миссионеры.
В 1954 году сюда спустился на парашюте первый христианский миссионер. Так местное население узнало, что они не одни на этой земле.
В это почти невозможно поверить, но каменный топор здесь остается главным орудием труда, а стрела и лук - главным оружием. Но охота кормит их все меньше и меньше, т.к. количество животных сокращается - цивилизация наступает.

Дани заядлые курильщики. Курят у них все - от детей до стариков. Первая встреча с Дани может показаться агрессивной - это ритуал в виде боевых действий, которым они приветствуют туземцев. Так что к встрече с ними лучше морально подготовится.

Папуа - удивительный остров. Здесь проживает сотая доля процентов всего человечества, которая говорит на 15% всех существующих в мире языков! Даже Дани используют четыре различных диалекта.
Некоторое время голландские миссионеры не понимали, зачем их просили вставать с подветренной стороны, когда они ходили вместе с членами этого племени - оказалось, что дани не очень нравится запах белого человека. Ощущения были взаимными - запах, который исходит от дани, для белого человека тоже непривычен.

У дани есть жуткая традиция - они очень тяжело переживают потерю близких, и когда это происходит, мужчина отрезает себе бамбуковым ножом кусочек уха, а женщины - фаланги пальцев.

Наверное, пройдет немало времени, прежде чем в племена Папуа Новой Гвинеи доберется интернет, социальные сети и прочие глупости цивилизации. Вот тогда, быть может, и здесь заговорят об одиночестве и эгоизме, тщеславии и цинизме. Пока же у дани все общее и у них гораздо меньше проблем, или они совершенно иные, нежели в «нашем» мире.

Главное богатство народа дани - свиньи. Все здесь измеряется хрюшками. Богатство человека здесь можно определить двумя вещами - количеством жен и количеством свиней. Для церемоний и праздников для дани очень важна свинья. Если вы соберетесь к ним в гости и хотите подружиться - купите хрюшку и будете желанным гостем!
Дани отличные земледельцы - их урожай - это обилие овощей и фруктов. Женщины носят травяные юбки, а мужчины - катеку, предмет, который одевается на причинное место и является единственным элементом одежды мужчины. На вопрос: «Может ли мужчина ходить без катеки?» один путешественник получил ответ: «Нет, конечно, без харима ты как голый! Придется прикрываться руками, чтобы женщины не увидели!». Конечно, люди, которые живут поближе к Вамене и часто там бывающие, уже носят одежду. Но, несмотря на некоторую эротичность костюма местных мужчин, нравы у дани строгие. Распущенности, свойственной людям в других частях света, там не место!

Дани живут довольно долго и редко болеют - тут сказывается и жизнь на свежем воздухе, и физический труд. Понятно, что это способствует долголетию. И это - при жуткой антисанитарии, которой они так щедро будут с вами делиться, угощая своими диковинными блюдами. Но живут и даже не жалуются! В общем, их иммунитету можно только позавидовать.

И есть в этих людях что-то невероятно трогательное и то, чего нет уже у нас - простоты и искренности.

Когда-то и до этого племени доберутся плоды цивилизации и технического прогресса и дани изменятся. И станут похожими на нас…

Следующими представителями «каменного века» является племя лани . Прибыв на их землю, не удивляйтесь, если увидите немалое количество брошенных хижин. Дело в том, что люди племени лани, где бы они ни останавливались, пусть даже на несколько часов, строят хижины из ветвей, бамбука, листьев и папоротника для защиты от дождя.

Не так давно за племенем лани ходила слава каннибалов. Связь лани с цивилизованным миром до сих пор практически не установлена. В обмен на ножи, спички и кастрюли они предлагают гостеприимство в хижине, наполненной едким дымом.

Вообще, племенной народ Папуа — народ удивительный, умеющий жить в совершенной гармонии с природой, добывающий пропитание охотой и земледелием. Мужчины выглядят крепкими и носят ту же «одежду», что и мужчины дани. Одежду здесь не носят даже в холода, в таких случаях тело натирают свиным жиром.

Внешний облик женщин будет попроще - они одеты в юбки из растительных волокон, на голове носят длинную сеть, спускающуюся на спину подобно мешку, в котором держат личные вещи, включая младенцев или поросят. Их пальцы часто ужасно изуродованы: это результат ритуальной ампутации в знак траура по родным. Так, палец за пальцем, племя лани жертвует часть себя в память о близких...

По утверждениям властей, в племенах Папуа случаев каннибализма уже нет, но кое-кто уверяет, что в глубине острова, в самых отдаленных и труднопроходимых местах, до сих пор вспыхивают кровавые битвы между племенами, являющиеся продолжением долголетней вражды. В случае победы, они просто совершают традиционный ритуал - поедание тела врага.

Но, несмотря на всю «каменность» жизни лани у них все же состоялась неизбежная встреча с белым человеком, а значит и с металлическими ножами, пластмассовыми ведрами, майками, джинсами, миссионерами, антропологами и туристами.

Племя яли ещё 35 лет назад употребляло в пищу «человечину». Сегодня настала очередь цивилизации - она «съедает» их. Миссионеры своим вмешательством в их жизнь постепенно разрушают самобытную культуру, а правительство Индонезии бесцеремонно захватывает территорию, принадлежащую яли с древности. Сейчас племя яли составляет около 20 тысяч человек.

Самое первое знакомство яли с белыми людьми произошло более 50-ти лет назад, но эта встреча практически ничего не изменила в жизни папуасов. Если не считать за изменения такие мелочи, как появление в жизни яли металлических котелков и сковородок. Внешний вид их мало отличается от внешности других аборигенов Новой Гвинеи. Рост у них очень маленький (самый высокий ялиец - полтора метра), и они по-прежнему ходят обнаженными. На женщинах из одежды присутствует только некое подобие мини-юбки, а мужчины на свое мужское достоинство надевают катеку - подобие чехла из высушенной тыквы.

Яли очень трудолюбивые, основное их занятие - земледелие, они выращивают сладкий картофель, бананы, кукурузу, табак. Едят только то, что вырастили сами и то, что дает им природа. Единственный продукт питания фабричного изготовления, который пользуется у яли огромной популярностью - сухая вермишель «Мивина»! В чем можно убедиться, проехав через Джунгли, где местами валяются обертки от этого фастфуда.

Яли - одно из немногих племен, которые известны каннибализмом. Аборигены имеют различные уловки и оружие для нападения на людей, чего стоит один черный лук, сделанный из пальмового дерева и для которого имеется целый арсенал стрел для разной добычи. И среди этих стрел на птиц и другую живность имеются стрелы на людей. По утверждениям яли, ягодицы считаются самым вкусным лакомством. В каннибализме они не видят ничего предосудительного. Но по утверждениям многих путешественников и властей острова, яли больше не едят людей с белым цветом кожи. Так как белый цвет для них - это траур. Им кажется, что белые люди - слуги смерти.

Живут они по принципу «девочки - налево, мальчики - направо», т.е. женщины с детьми живут раздельно от мужчин. Но когда мальчики достигают 4-х летнего возраста, они переселяются в «мужской дом».

Что может нарушить такой упорядоченный образ жизни? Ответ прост - война. Самое удивительное, что причиной может стать совершенная мелочь, но если уж не мелочь, то точно не причина для начала войны. Свинья, а точнее её исчезновение - вот она, «глобальная» причина распрей. И случись подобное, яли тут же берутся за луки и копья, готовые к атаке. Все объясняется тем, что свинья у папуасов ценится на вес золота, за одного упитанного кабанчика можно купить себе жену. Вот такой вот обмен.

Но порадовать себя жареным кабанчиком яли могут крайне редко, исключительно по праздникам. Например, свадьба или обряд инициации, то есть становление мальчика яли мужчиной - вот тут и свинью можно закоптить. А в будни приходится ходить вокруг аппетитной хрюшки и «радовать» себя полусъедобным корешком или новогвинейской морковкой.

Миссионеры все больше «внедряются» в жизнь племени, пытаясь сделать их жизнь более цивилизованной. Они привозят им медикаменты, обучают детей грамоте, строят маленькие гидроэлектростанции, посадочные площадки для вертолетов, мосты на реках... Но при этом территория, на которой проживает племя яли, объявлена национальным парком, и, следовательно, там запрещена охота, что лишает племя пропитания. Были попытки переселить яли ближе к цивилизации, т.к. здесь часты землетрясения, но в долине люди яли начинают болеть малярией.

В то время, когда каннибализм в Новой Гвинее ещё не сбавил свои обороты, местные власти для обеспечения безопасности туристов обязали всех приезжих брать разрешение в полиции и сообщать им свои данные - приблизительный маршрут экспедиции. Наверное, чтобы хотя бы знали, в каком котелке их потом искать…

Волею судеб племя асматы поселилось в самой мокрой и болотистой местности с высокой степенью влажности и самым богатым источником заболеваний.

Они проживают в одноимённом регионе провинции Папуа в Индонезии. Численность асматского народа оценивается примерно в 70 000. Асматы являются профессионалами в области резьбы по дереву, их изделия высоко ценятся среди коллекционеров.

Культура и образ жизни асматов очень зависят от природных ресурсов, добываемых в лесах, реках и морях. Асматы живут за счёт добываемого из пальм саго крахмала, рыбы, лесной дичи и других видов животных и растений, которых можно встретить на острове. Из-за частых наводнений асматы ставят свои жилища на деревянные балки - на два или больше метра выше уровня земли. В некоторых регионах жилища папуасов расположены в 25-ти метрах от земли.

Асматы, также как и другие племена Папуа, в свое время «грешили» каннибализмом.
У них осталось много занятных способов использования частей человеческого тела - использование черепа в качестве «подушки» под голову или детской игрушкой, человеческая берцовая кость использовалась в качестве дротика.
А сейчас гостям они помогут построить дом, каждый день будут снабжать вас рыбой, креветками и кабаньим мясом в обмен на леску, крючки, бритвенные лезвия, спички, соль, ножи, топоры или мачете. Кое-кто из них найдет время, чтобы помочь вам выучить их язык, который вначале ошеломит вас невероятной смесью бессвязного бормотания, кулдыканья и кудахтанья.

Короваи - племя, живущее на деревьях

Племя короваи - одно из интереснейших и уникальнейших находок для антропологов и других исследователей. Они живут в восточном регионе Индонезии на деревьях и разговаривают на одном лишь им понятном языке. По данным переписи населения, проводимой в этом году, аборигенов этого племени насчитывалось около 3000 человек. Они умело взбираются по лестницам к своим деревянным домам, располагающимся на высоте 50-ти и более метров от земли. Высота, на которой находится дом, зависит от отношений с соплеменниками. Чем хуже отношения, тем выше дом. Для постройки спиливают деревья, на которые и устанавливают довольно специфическое сооружение. Это невероятно: там, на высоте, вместе с членами одной или двух семей живут еще и собаки, свиньи и прочая живность. Подняться к этому дому можно только по очень тоненькой деревянной лесенке - по стеблю бамбука с вырубленными ступеньками.

До конца 1970-ых годов, когда антропологи начали изучать это племя, короваи не знали о существовании других людей помимо своего племени. Любимое блюдо племени - личинки жуков. Для этого деревья саго срубают за 4-6 недель до пира и оставляют гнить в болоте, где их наполняют эти личинки. На подходящей стадии развития личинок деревья «вскрывают» каменным топором или острым копьем. Жуков едят как сырыми, так и жареными. У них довольно приятный вкус. В мире племени короваи, где не хватает протеина, эти жуки - один из нескольких важных источников жира.

Встречают гостей они внимательно, но настороженно. Могут угостить своим деликатесом - блюдом из сагового крахмала. Еще они питаются бананами, ананасами. Свинина для них - роскошь, ее едят, наверное, раз в год. Но общаться с представителями этого племени не так просто - что-то им не понравилось, сразу забежали вверх и закрылись.

Один из самых загадочных народов земли - племя комбаи . До недавнего времени они практиковали каннибализм. Многие миссионеры пытались понять, что же заставляет племена есть себе подобных?

Для того чтобы понять другую культура, нужно стать её частью. Что и делали многие ученые-путешественники. Ни дорог, ни бетона, ни зданий, ни телеграфных столбов - только километры джунглей. Эти люди живут глубоко в чаще леса и занимаются охотой и собирательством. Путь к ним мог бы занять несколько недель, если бы не сеть аэродромов, построенных миссионерами. В Вангамале, построенной в 70-х годах живут около ста представителей племени комбаи. Они носят европейскую одежду, дети ходят в школу, а по воскресеньям все собираются на мессу. После прихода к ним миссионеров, комбаи не сразу их приняли и были настроены весьма враждебно. Но после того, как миссионеры выдали им одежду, посуду, табак, отношение к ним изменилось. Людям, которые живут в деревнях, намного легче, чем тем, которые живут в джунглях. Видя человека в одежде, они прячутся и стреляют в него. Эти люди по сей день едят друг друга.

Не удивляйтесь, если при встрече они попросят вас раздеться. Возможно, для того, чтобы убедиться, что вы готовы говорить на Их языке, следуя Их традициям. Комбаи ходят обнаженными, прикрывая только область паха листьями. Для чужака вторжение в один из кланов может стоить жизни. Если к одной из хижин подойти в одиночку, то вас могут застрелить. Здесь нет утвари, которой пользуемся мы. Представьте, каково жить без сковородок и посуды, в которой можно кипятить воду и даже без посуды для питья - здесь есть только листья и камни.

Курение их любимое занятие и удивительно, что у этих людей нет проблем с легкими, по крайней мере, они спокойно передвигаются по горам и склонам, не испытывая отдышки.

В этом обществе обязанности четко разделены на мужские и женские. Когда мужчины срубают дерево, женщины достают из него сердцевину. Их жизнь кажется легкой. Когда им хочется есть - они отправляются на охоту, а остальное время - отдыхают.

Трудно представить, что эти спокойные и добродушные люди могут быть каннибалами. В разных мировых культурах каннибализм объясняется по-разному. Причины варьируются от обычного голода до воздания почести мертвым. У некоторых племён каннибализм считается формой казни - едят только преступников. Считается, что если человек злой, его нужно съесть. Комбаи верят, что душа живет в животе и мозге. Именно поэтому эти части тела нужно съедать. «Если плохой человек убьет кого-то из моей семьи, я убью его. Если он из другого селения - я съем его. Если он из нашего селения - я отдам его на съедение всем своим соседям». Вот так. Этой морали они следуют и сейчас.

Джунгли покрыты ковром их колючек, но комбаям все нипочем. Они не носят обуви - от этого их ступни жесткие и нечувствительные.

Путешествие по Папуа может стать хорошей школой жизни. Побывав рядом с опасностью и тяжелыми условиями жизни, по-новому оцениваешь свою жизнь и находишь крайне важным то, к чему раньше относился непростительно небрежно.