Свидетелем какого сражения был стендаль. Биография стендаля

23 января 1783 года во французском городе Гренобле родился Анри Мари Бейль. Его отец, Шерюбен Бейль, служил адвокатом и был человеком весьма черствым и суровым. Мать, Генриетта Бейль, умерла, когда Анри исполнилось всего семь лет, и воспитанием мальчика занялись отец и тетя, не сумевшие дать ему достаточно любви и внимания, но зато беспрерывно читающие нотации. У Анри, ребенка очень своенравного, это вызывало лишь раздражение. Куда теплее относился к Анри дед, Анри Ганьон, врач и большой поклонник Вольтера. Еще одним наставником будущего писателя стал аббат Ральян, проживавший в доме Бейлей, но с ним общего языка Анри не нашел, и в душе его навсегда осталось недоверие к священникам и к недоказанным теориям

В тринадцатилетнем возрасте мальчика отдали учиться в Центральную школу Гренобля. Школы, подобные этой, были учреждены после революции во многих городах провинции, чтобы заменить прежнее религиозное и частное образование государственным и светским. В Центральной школе Анри учился три года и, по собственному признанию, освоил только латынь, хотя увлекался и другими предметами, особенно математикой. Эти его способности были замечены, и по окончании школы талантливого юношу отправили в Париж, чтобы он поступил в Политехническую школу, которая готовила артиллерийских офицеров и военных инженеров. Но учиться там Анри не довелось - в столицу он прибыл через несколько дней после переворота, когда Наполеон, объявивший себя первым консулом, захватил власть. Вдохновленный этими событиями юноша немедленно решился идти в армию. С помощью дальнего родственника он получил при военном штабе церковную должность, но такая работа оказалась слишком скучной, и год спустя Анри зачислили сублейтенантом драгунского полка, отправлявшегося в Италию.

В армии Анри Бейль прослужил около двух лет, не попав, по счастью, ни в одно сражение. Гарнизонная скука быстро переросла в отвращение к службе, и в 1802 году Анри, уйдя в отставку, приехал в Париж. К этому моменту он окончательно утвердился в своем желании стать писателем, а потому в столице принялся упорно изучать литературу, философию и английский. Французская философия того времени была исключительно материалистической и сделала Анри Бейля врагом церкви и мистики, а попутно и монархии. Коронацию Наполеона в 1804 году, на которую прибыл в Париж римский папа, начинающий писатель счел « союзом обманщиков».

Но помимо политики и философии Анри приходилось думать и о деньгах. Отец посылал ему крайне малый пенсион, считая сына бездельником, и денег не хватало. Анри начал писать комедии, но не закончил ни одной и решился зарабатывать коммерцией. На тот момент он был влюблен в молодую трагическую актрису Мелани Гилбер, как аз уезжавшую играть в театр города Марселя. Последовав за возлюбленной, Анри целый год прослужил в марсельском торговом предприятии, но эта профессия не принесла ему ни денег, ни удовольствия, да и любовь к актрисе сошла на нет. Анри понял, что таланта к торговле у него не имеется, заскучал и вернулся в армию. Шел 1805 год, Наполеон воевал с европейскими странами, и Анри в качестве интенданта побывал в Германии, Италии, Австрии. В военных походах он исписал несколько толстых тетрадей заметками о музыке, живописи и литературе (часть этих записей была утеряна во время переправы через Березину).

В 1811 году Анри дали отпуск, который он провел в Италии, где задумал написать книгу об истории итальянской живописи. Год спустя Анри добровольно уехал в армию Наполеона, уже находящуюся в России, и видел пожар Москвы, а потом бежал вместе с разгромленным войском во Францию, навсегда сохранив воспоминания о русской доблести. В 1814 году, после входа русских войск в Париж, он получил отставку. Реставрацию монархии во Франции Анри принял очень негативно, а потому уехал в Милан, успев, впрочем, издать в Париже свою первую книгу - «Lettres sur Haydn».

В Италии Анри прожил семь лет, получая очень небольшую пенсию наполеоновского отставного офицера. Здесь же, в Милане, он издал книги по истории искусства - в 1815 году очерки и Гайдне и Моцарте, еще через два года - о деятельности итальянского драматурга Метастазио. В 1817 году он также опубликовал книгу, названную «Рим, Неаполь и Флоренция», где пытался охарактеризовать политику Италии, ее культуру и нравы. В данном сочинении уже прекрасно виден его блестящий повествовательный талант - в сценках современного итальянского быта и пересказе исторических эпизодов. Это произведение он и подписал впервые псевдонимом «Стендаль». Кроме того, в Италии начинающий писатель свел знакомство с Байроном и карбонариями и пережил безответное и серьезное чувство к Матильде Висконтини Дембовски, сочувствующей итальянским революционерам. В 1820 году карбонариев начали преследовать, в Италии вспыхнул террор, и летом 1821 года Анри вернулся во Францию.

Трактат «О любви», который он написал еще в Италии, был издан в 1822 году в Париже, но книга так и не распродалась, обретя огромную популярность лишь после смерти своего автора. В то время французское реакционное правительство вызывало глубокое возмущение у либералов, а помимо политической борьбы шла и литературная - между классицизмом и романтизмом. Стендаль принял сторону романтиков, утверждавших, что литература должна говорить на том же языке, каким говорят в жизни, а идеалы и искусство меняются со временем. В 1823 году он написал брошюру под названием «Расин и Шекспир», где изложил свои воззрения на литературу, а потом ее продолжение. Эти произведения принесли некоторую известность, но литературных заработков даже вкупе с пенсией хватало лишь на самое скромное существование. Не везло и с личной жизнью - в 1826 году он расстался с графиней Клементиной Кюриаль и неоднократно собирался покончить жизнь самоубийством. На полях его рукописей тех лет множество рисунков пистолетов, да и завещаний Анри написал тогда немало. Правда, в то же печальное для себя время он начал сочинять первый роман, в основном, спасаясь творчеством от ипохондрии.

Названием первого романа Стендаля стало имя его героини - Арманс. Книга вышла в 1927 году и не обрела успеха не только у читателей, но даже у близких друзей автора. Разумеется, радостных эмоций сей факт писателю не прибавил. Но тут подвернулась и неожиданная удача - издатель Стендаля предложил ему заняться написанием большого путеводителя по Риму, сделав это в форме занимательного повествования. Обещанный гонорар выводил писателя из финансового кризиса, и он создал «Прогулки по Риму» - вполне художественное произведение об искусстве барокко и Ренессанса, римских древностях, нравах и обычаях.

Зиму 1928 года Стендаль вновь провел в Италии, а на обратном пути заехал в Гренобль навестить сестру. Там он и узнал о судебном процессе некоего Берте, из ревности стрелявшего в бывшую любовницу. Так возник замысел романа «Красное и черное» - книги, прославившей Стендаля в веках. Роман вышел в год очередной революции во Франции - 1830-й.

Власть в стране получила теперь буржуазия, и появившееся на парижских улицах трехцветное знамя поначалу привело Стендаля в восторг. Но Луи-Филипп, новый король, оказался лгуном и душителем свободы, а либералы, которые примкнули к Июльской монархии, в глазах Стендаля были ренегатами. И все же он попытался устроиться на государственную службу, ведь наполеоновское прошлое отныне не вредило, а помогало. Получив должность консула в австрийских владениях в Италии, Стендаль был очень рад, но правительство Австрии навело справки и не испытало радости - новый консул являлся автором множества либеральных книг об Италии. Стендаля перевели в порт Чивита-Веккью, недалеко от Рима, где он и прослужил до конца своих дней.

Это было очень скучное место - ни общества, ни следов античности, и Стендаль старался почаще ездить в Рим. Впрочем, и римские салоны не имели тех интересов, остроумия и образованности, которыми блистали французы. Не имея возможности полноценного общения, Стендаль не мог и писать - в Италии он не закончил ни единого начатого произведения. Творчество спасали только длительные отпуска, которые писатель проводил в Париже, где писал очень много и очень плодотворно. В 1832 году он принялся за мемуары, названные «Воспоминаниями эгоиста», но бросил после первой сотни страниц. Лишь через три года он снова вернулся к этой идее и начал автобиографию «Жизнь Анри Брюлара», которую, впрочем, тоже довел лишь до событий своей юности.

Примерно в 1833 году Стендаль обнаружил на чердаке одного из римских палаццо старые рукописи, в которых изложены были истории криминального характера - любовные истории высокопоставленных священнослужителей, преступления князей, дела о грабежах и убийствах. Добравшись до Парижа, писатель решился обработать и издать эти свидетельства о нравах трехсотлетней давности, и появились «Итальянские хроники», практически лишенные рассуждений и полные захватывающего действия, - лучшие образцы европейских новелл.

В 1834 году Стендаль начал роман, которому придумал едва не десяток названий. Наиболее признанное из них - «Люсен Левьен». Однако последняя часть романа осталась ненаписанной - возможно потому, что речь там должна была идти о французском посольстве и Риме, а будучи консулом, писатель не мог себе позволить свободно говорить об Италии.

Последний его роман «Пармская обитель» увидел свет в 1839 году. Он создавался с огромным подъемом, во время парижского отпуска, и охватил всю панораму исторического развития Италии с 1800 года до 1838. Написана «Пармская обитель» была всего за месяц, в основном путем диктовки писцу, потому что рука писателя не успевала за рвущейся на бумагу мыслью. После выхода романа Стендаль прочел о себе статью Бальзака, отозвавшегося о «Пармской обители» с большим восторгом, но не преминувшего дать множество советов по исправлению книги. Попытавшись воспользоваться этими советами и переделать книгу, Стендаль быстро понял, что, восприняв критику Бальзака, пойдет вразрез с собственными убеждениями и всем замыслом книги. Его ответное письмо Бальзаку, по всей видимости, не достигло адресата, но представляет немалый литературный интерес.

Во время этой несостоявшейся переписки Стендалю уже было пятьдесят семь лет, и он давно мучился подагрой, но не желал поддаваться болезни. Следил за своей внешностью, очень много работал над новым романом. В 1841 году он снова получил отпуск и уехал в Париж. Там, вечером 22 марта следующего года, Стендаль потерял сознание на улице. Это событие оказалось уже вторым апоплексическим ударом, и его писатель уже не пережил.

Стендаль скончался следующим утром, 23 марта 1842 года. Похороны его состоялись на Монмартрском кладбище, в присутствии всего лишь нескольких друзей. Тогда его смерть не восприняли как серьезную утрату для литературы - слава пришла к Стендалю позже. Только спустя несколько лет его произведения издали полностью, вместе с перепиской и статьями для журналов, после чего этот французский писатель стал одним из крупнейших представителей европейской литературы.

Выдающийся мастер психологического реализма. Своеобразие его творчества прежде всего в стремлении всесторонне и глубоко воспроизвести процесс напряженного и противоречивой жизни человеческого сердца. В своих новеллах и

романах Стендаль правдиво изобразил внутренний мир человека, диалектику ее чувств, сформировавшиеся под влиянием среды, воспитания и общественных условий. Для произведений писателя характерны лаконичность в изложении фактов и в описаниях, острота диалога, художественная выразительность и последовательное развитие идей и образов.

Основные произведения: Романы "Красное и черное" (1830), "Пермский монастырь" (1839).

Мари-Анри Бейль, вошедший в мировую литературу под псевдонимом Стендаль, родился 23 января 1783 в Гренобле в семье адвоката. Семьи будущего писателя, особенно его деду по матери, врачу по профессии и поклоннику Вольтера, были близки просветительские идеи. В 1799 году Анри Бейль попытался вступить в Политехническую школу в Париже, но потерпел неудачу и принял предложение своего влиятельного родственника Пьера Дарю выбрать военную карьеру. Таким образом первый ученик по математике Гренобльском Центральной школы и страстный любитель искусства, юный философ Анри Бейль в звании сублейтенантом отправился к месту службы в Милан. Впечатления от первого пребывания в Италии (1800-1801) имели большое значение для формирования личности будущего автора "Пермского монастыря" и "Красного и черного".

Конце 1801 Бейль подал в отставку и поселился в Париже, чтобы полностью отдаться литературным занятиям. Он был убежден, что должен овладеть широким кругом знаний, выработать собственное философское видение человека, мира, искусства. Писатель много работал, старался постичь писательское ремесло, но созданные им в этот период трагедии, комедии, эпические поэмы, стихи - всего лишь пробы пера. После 1806 наступает творческая пауза, длившаяся восемь лет. Вместе с армией Наполеона Анри Бейль прошел по всей Европе, стал участником похода в Россию, пережил отступление и крушение великой армии.

Первые книги. Новый этап творческой деятельности писателя начинается в 1814 году. После падения Наполеона он уезжает в Италию, где пишет и готовит к печати свои первые книги: «Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио" (1814), впоследствии «Историю живописи в Италии" (1817), где впервые появляется подпись Стендаль. В этих произведениях писатель сумел выразить в свободной, эмоциональной форме свой взгляд на искусство, политику, историю. Вместе Стендаль работает над книгой, посвященной анализу человеческого чувства ("О любви").

Вернувшись в 1821 p. во Францию, писатель активно включился в литературную полемику. Свое толкование романтизма как литературы, отвечающей потребностям тогдашней действительности, Стендаль изложил в трактате "Расин и Шекспир": "Романтизм - это искусство давать народам такие литературные произведения, которые при современном состоянии их обычаев и верований могут принести им наибольшее наслаждение". Трактат "Расин и Шекспир" стал, по сути, программой новой литературной школы, которая отрицала принцип классицизма и требовала, чтобы литература отвечала требованиям современности.

Стендаль-романист. В августе 1827 вышел роман "Арманс", в котором, по словам писателя, он пытался "изобразить XIX века в рассказе о судьбе двух несчастных людей с высокой аристократии". Так началась карьера Стендаля-романиста. Следующим этапом его творчества был ряд новелл, печатавшихся в конце 20-х годов - до появления "Красного и черного", начатого в 1829 году. Самой известной из новелл писателя, входит в сборник "Итальянские хроники", является "Ванина Ванини".

В 1830 году Стендаль завершил работу над одним из своих Найви-домиших романов - "Красное и черное". Толчком к его написанию стало реальное событие: убийство молодым честолюбцем своей возлюбленной. Под пером мастера отдельная человеческая судьба синтезировалась в трагедию века, символом которой является образ талантливого плебея Жульена Сореля. Судьбу молодого человека - своего современника писатель продолжает развивать в последующих романах - "Люсьен Левен" (1834), "Пермский монастырь" (1839), автобиографических произведениях - "Воспоминания эгоиста" (1832), "Жизнь Анри Брюлара" (1836).

Между Римом и Парижем. 25 сентября 1830 Стендаль получил официальное письмо о назначении его французским консулом в Триесте, области, которая принадлежала Австрии, и вскоре уехал к месту назначения. Однако служить ему пришлось в Чивита-Веккью, маленьком порту близ Рима. Четыре года писатель выполнял консульские обязанности в этом городке, изредка приезжая во Францию. "Единственное, о чем я жалею, - писал он в 1835 году в своей биографии, - это о жизни в Париже, но я устал бы от Парижа в 1836 году, как устал от моего одиночества среди дикарей Чивита-Веккью". Жизнь писателя оборвал апоплексический удар на парижском бульваре 23 марта 1842.

Биография и эпизоды жизни Стендаля . Когда родился и умер Стендаль, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя, изображения и видео.

Годы жизни Стендаля:

родился 23 января 1783, умер 23 марта 1842

Эпитафия

«Арриго Бейль.
Миланец.
Писал. Любил. Жил».
Надпись, выбитая на могильной плите Стендаля, согласно его завещанию

Биография

Однажды в светской беседе один господин осведомился у Стендаля о его профессии. «Я наблюдатель человеческого сердца», - с иронией отозвался писатель, расплывшись в улыбке. А ведь в той шутке было немало правды: у Стендаля не было большей страсти, чем «заглядывать в мозг людей». Его называли «новым Коперником в астрономии сердца», а написанные им романы - «письмами в будущее». Стендаль слишком опережал свое время, чтобы быть понятым и оцененным при жизни. «Меня поймут около 1900 г.», - предрекал писатель. И его пророчество сбылось.

Анри Бейль, более знаменитый под творческим псевдонимом Стендаль, родился в провинциальном городке Гренобле на юге Франции в семье адвоката. Мать Анри умерла очень рано, а с отцом у мальчика отношения никак не складывались. Потому воспитанием ребенка по большей части занимался дедушка - просвещенный гуманист и ценитель театрального искусства. Анри перенял у него любовь к театру еще в раннем детстве, настойчиво решив однажды заменить самого Мольера. Однако жизнь талантливого юноши сложилась несколько иначе.


В семнадцатилетнем возрасте Анри Бейль отправляется в Париж, чтобы поступить в Политехническую школу. Удивительно, но именно в день приезда юноши в столицу в стране случается переворот, а к власти приходит Наполеон Бонапарт. Вдохновленный революционными настроениями Анри поступает в драгунский полк действующей французской армии, вовсе позабыв о прежнем желании получать высшее образование. Со штабом Наполеона Стендаль отправляется в Италию, где несет службу на протяжении последующих нескольких лет, а затем и в Россию в рамках великого похода на восток. По возвращении в Париж Бейль, наконец, осознает, что тянуть армейскую лямку - вовсе не его мечта. Он подает в отставку и перебирается в Милан, где всецело посвящает себя литературной деятельности.

Из-под пера писателя один за другим начинают появляться труды по истории музыки и живописи, очерки о путешествиях по Италии. Спустя время Бейль вновь возвращается в родную Францию уже будучи известным публицистом и критиком. Но истинный гений Стендаля все еще дремлет, томится в самонаблюдениях. А между тем, страдает личная жизнь писателя: годы идут, а он по-прежнему холост. Впрочем, влюблялся Стендаль очень часто, но всегда безответно. А жениться и вовсе не хотел: боялся, что брак помешает его работе.


Самый плодотворный период в творчестве Стендаля наступает после сорока лет, когда Бейль вновь переезжает в Италию и устраивается на службу французским консулом. И все бы хорошо, только вот здоровье писателя начало расшатываться. Ему все чаще требуется отдых, а врачи даже за перо браться не рекомендуют. Стендаль хлопочет о длительных отпусках и ездит в Париж, разумеется, не оставляя писательство. Одна из таких поездок и стала для Бейля фатальной.

Однажды во время прогулки по Парижу Анри стало плохо. Он упал прямо на улице и больше не приходил в сознание, а на следующий день умер. Причиной смерти Стендаля послужил инсульт, кстати, уже второй. Еще через день Бейля похоронили на Монмартрском кладбище на севере Парижа. О смерти Стендаля написали газеты, удостоив покойного некрологом в шесть строчек.


Спустя сорок шесть лет в процессе прокладки новой транспортной линии в Монмартр заброшенную могилу Стендаля нашли и опознали. Наскоро собранный комитет принял решение установить на ней новую мраморную табличку с прежней надписью «Arrigo Beyle. Milanese. Visse, scrisse, amo», однажды придуманной самим писателем. Удивительно, что в том же самом году польский исследователь Станислав Стриенский, спасающийся от скуки в библиотеке Гренобля, случайным образом натыкается на незаконченные рукописи Стендаля и принимается за их исследование. И лишь тогда, «около 1900 г.», имя Стендаля воскресает, и на литературном небосклоне загорается звезда гениального француза.

Линия жизни

23 января 1783 г. Дата рождения Стендаля (Мари-Анри Бейля).
1796 г. Юноша поступает в Центральную школу Гренобля.
1799 г. Анри отправляется в Париж и поступает на службу в армию.
1812 г. Стендаль участвует в русской кампании Наполеона в качестве военного чиновника.
1815 г. Анри переезжает в Италию и выпускает первую книгу «Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио».
1822 г. Стендаль возвращается во Францию и продолжает активную литературную деятельность.
1830 г. Писатель поступает на государственную службу в Чивитавеккию в качестве французского консула. В этом же году в свет выходит самое знаменитое произведение Стендаля - роман «Красное и черное».
22 марта 1842 г. Анри переживает тяжелый апоплексический удар.
23 марта 1842 г. Дата смерти Стендаля.
24 марта 1842 г. Похороны Стендаля.

Памятные места

1. Дом Стендаля в Гренобле, где он родился и жил до 7 лет.
2. Дом деда Стендаля в пригороде Гренобля, где прошло детство и юность писателя.
3. Политехническая школа в Париже, куда собирался поступать Стендаль.
4. Здание Московской медико-хирургической академии на Рождественке, где останавливался Стендаль во время похода наполеоновской армии на Москву.
5. Город Милан, куда переезжает Стендаль после отставки.
6. Город Чивитавеккия, где в качестве французского консула служил Стендаль.
7. Парижская фондовая биржа, около которой Стендаля хватил удар.
8. Кладбище Монмартр в Париже, где в четвертом ряду, в могиле под номером одиннадцать похоронен Стендаль.

Эпизоды жизни

Анри Бейль никогда не подписывался своим настоящим именем. Даже записи в личном дневнике писателя заканчивались лаконичной подписью Доминик. Основной же псевдоним Бейля происходит от названия немецкого города Штендаль - родины Иоганна Винкельмана, чьим творчеством увлекался Анри.

После первого визита во Флоренцию Стендаль напишет: «Когда я выходил из церкви Святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалось, что иссяк источник жизни, я шел, боясь рухнуть на землю… Я видел шедевры искусства, порожденные энергией страсти, после чего все стало бессмысленным, маленьким, ограниченным…» Автор описывал острый эмоциональный восторг, граничащий с умопомешательством, который возникает вследствии созерцания красоты. Позже в медицинской терминологии подобный психологический аффект назовут синдромом Стендаля.

Завет

«Единственное дело в жизни - это удовольствие».

Сюжет о Стендале из цикла «Проект Энциклопедия»

Соболезнования

«Я обязан ему более, чем кто-либо: я обязан ему тем, что понял войну… во всем том, что я знаю о войне, мой первый учитель - Стендаль…»
Лев Николаевич Толстой, писатель

«Он привлекает, отталкивает, занимает, выводит из себя; короче, от него нельзя оторваться».
Иоганн Вольфганг фон Гете, писатель

«Это один из самых замечательных умов нашего времени, но он недостаточно заботился о форме; он писал, как птицы поют…»
Оноре де Бальзак, писатель

«Психолог из самых замечательных… еще никто так кропотливо не исследовал человеческий мозг».
Эмиль Золя, писатель

«Понадобилось два поколения, чтобы с грехом пополам его догнать, чтобы вслед за ним разгадать кое-какие из загадок, составлявших его муку и его наслаждение».
Фридрих Ницше, философ

Стендаль (Анри Мари Бейль)

«Красное и черное»

Французский консул в Триесте, а затем в папской провинции Чивитта-Веккья Анри Мари Бейль (1783–1842) под псевдонимом Стендаль издал в 1831 г. роман «Le Rouge et le Noir» – «Красное и черное», ставший вершиной французского реализма 1830 – 1840-х гг., периода т. н. Июльской монархии. Стендаль, принимавший участие в военных компаниях Наполеона, боготворивший императора, посвятил ему немало своих произведений. Главный герой романа Жюльен Сорель также обязан своим рождением Наполеону. И не только рождением, но и жизненной трагедией и смертью. Дело в том, что Сорель со своим безмерным честолюбием и с яростным поиском социальной справедливости запоздал родиться – нее героическую эпоху Великой французской революции и Империи, а в «безвременье» Реставрации, когда одним честолюбием было уже не преодолеть пропасть между богатством и нищетой, а всякий революционный настрой гасился в зародыше. «Красное и черное» имеет эпиграф «Правда, горькая правда» и подзаголовок «Хроника XIX века», который резонно продлить и на век XX.

Существует множество гипотез, почему автор дал такое название роману-биографии – первоначально он хотел назвать его «Жюльен». От простых, что ему нравились эти два цвета по контрасту и что красный цвет означает кровь, а черный смерть, до аллегорий выбора Сорелем карьеры военного (красное) или священника (черное) либо воли случая в жизни героя – подобно цвету полей рулетки. Указывают и на красный цвет революции и черный – реакции на нее, и на пророчества в романе, исполненные в красных и черных тонах… За всеми догадками критиков не поспеть.

Прототипом ЖюльенаСореля стал молодой провинциал из Гренобля Антуан Берте, крестьянский сын, не по «чину» образованный честолюбец, казненный за убийство своейлюбовницы. Эпизод уголовной хроники Стендаль положил в основу своего романа, представив его не только как трагедию «лишнего человека» эпохи, а как паспорт самой эпохи, в которой все плебеи априори «лишние», достойные лишь ярма раба. При этом раб, посягающий на незыблемость устоев общества (в т. ч. и своей попыткой попасть в «свет») достоин одного – уничтожения. Но писатель героем сделал не мелкого честолюбца Берте, а героическую, трагическую личность Сореля, чье духовное становление и одновременно с этим нравственное падение стало стержнем произведения. Именно за это «Красное и черное» относят к ярчайшим образцам социально-психологического романа в мировой реалистической литературе XIX в.

Жерар Филипп в роли Жюльена Сореля в фильме «Красное и черное». 1954 г.

В романе фактически представлена вся Франция той поры: придворная аристократия, провинциальное дворянство, высшие и средние слои духовенства, буржуазия, мелкие предприниматели и крестьяне. Хроника занимает четыре года (1826–1830). Канва событий повторяет историю Берте. Жюльен Сорель, сын плотника, устроился гувернером в дом мэра де Реналя. У честолюбивого Жюльена был один бог – Наполеон, и не без оснований – его отличали незаурядный характер, прекрасные внешние данные, великолепная память и способность видеть суть вещей. Поскольку эпоха великого императора миновала, Сорель решил сделать карьеру священника. В доме мэра он сблизился с его женой Луизой, покоренной его умом и манерами. Вскоре из-за городских слухов и анонимного письма об измене госпожи де Реналь Сорель покинул городок.

В духовной семинарии в Безансоне молодой человек поразил ректора аббата Пиррара знаниями. Пиррар стал его духовником, а когда позднее переехал в пригород Парижа, порекомендовал Сореля своему другу маркизу де Ла Молю в качестве секретаря. Ум и способности Жюльена не пропали втуне. Маркиз стал доверять ему самые ответственные дела. На «слугу» обратила внимание дочь маркиза, взбалмошная Матильда, но Сорель не замечал гордячки, чем глубоко ранил ее самолюбие. Влюбившись в юношу, аристократка соблазнила Сореля и тут же разорвала с ним. Жюльен по совету друга стал флиртовать с другими женщинами. Матильда, не стерпев этого, вновь приблизила его к себе, а потом объявила, что у нее будет ребенок. Сорель достиг желанного, оставался шаг, чтобы стать виконтом и зятем маркиза, но неожиданно де Ла Молю пришло письмо от госпожи де Реналь, в котором та обвинила Сореля в лицемерии и нечистоплотности. «Одним из способов достигнуть успеха является для него обольщение женщины, которая пользуется в доме наибольшим влиянием».

Мечты о карьере рухнули. Жюльен купил пистолет и в церкви выстрелил в бывшую возлюбленную. Луиза выжила, но Жюльена все равно приговорили к смертной казни, главным образом за его посягательство на прерогативы «избранных». Сорель своим последним словом на суде обнажил суть сословного конфликта: «Я отнюдь не имею чести принадлежать к вашему сословию, господа: вы видите перед собой простолюдина, возмутившегося против своего низкого жребия… Я не вижу здесь на скамьях присяжных ни одного разбогатевшего крестьянина, а только одних возмущенных буржуа». Герой Стендаля был обречен на гибель еще и потому, что был абсолютно равнодушен к деньгам, чем также противостоял буржуа, погрязшим в корысти и наживе.

В тюрьме Сорель помирился с госпожой де Реналь, раскаялся в содеянном и понял, что любил только одну ее. Луиза призналась ему, что письмо сочинил ее духовник, а она его лишь переписала. МатильдавыкупилаупалачаголовуказненногоСореляисовершила похоронный обряд. Ачто же госпожа де Реналь? «Через три дня после казни Жюльена она просто тихо умерла, обнимая своих детей».

В первом двухтомном издании романа были две иллюстрации, сделанные по указанию автора. На обложке первого тома Жюльен стреляет в госпожу де Реналь, на обложке второго – Матильда в черном, при свечах целует отрубленную голову Сореля.

Роман прошел незамеченным. Публика никак не отреагировала на произведение, которое через полвека заняло место на «золотой» полке величайших романов человечества. Критика скупо и лениво попеняла автору за безнравственность и клевету на молодое французское поколение, отметила «в характереЖюльена… монструозные черты, вкоторьжкаждьшпризнает типичность, но которые внушают отвращение», и замолкла на многие годы. Писатель, видимо, и не ожидал другого, т. к. презирал читающую толпу и признавал только мнение писателей. При его жизни «Красным и черным» восхищались О. Бальзак, И. Гёте, П. Мериме, Ш. Сент-Бёв, В. Гюго, А.С. Пушкин, П.А. Вяземский. Тема Наполеона отразилась в творчестве многих русских писателей: А.С. Пушкина в «Пиковой даме», Ф.М. Достоевского в «Преступлении и наказании», Л.Н. Толстого в «Войне и мире». Особой популярностью образ Сореля пользовался у философов. Ф. Ницше заявил, например: «Он украл у меня лучшую фразу, которую только может выдумать атеист: "Единственныйпредлог для мысли о Боге – это сознавать, что он не существует". Ж.П. Сартр сделал Сореля героем своей пьесы «Грязные руки».

В XX в. роман перевели на все языки мира. На русском языке он был впервые опубликован в 1874 г. в переводе А.Н. Плещеева.

Внимательный читатель, увидев тщету Жюльена Сореля выбиться «в люди», легко может экстраполировать его состояние в день сегодняшний, т. к. по сути ничего не изменилось. Что тогда, что сейчас есть два слоя несмешиваемых людей – «сливки» общества и народ. Первые лицемерно говорят об «обществе равных возможностей», а вторые тратят жизнь на усваивание этой лжи. После того как лет 30 назад мы сами свернули с полпути к этому обществу, говорить о нем – что поминать покойника. Однако же тысячи жалких подобий Жюльена Сореля, не понимая, что пробиться в «элиту» нельзя априори, потому что верхи этого не хотят, низы не могут, а у них самих нет для этого главного – денег, с муравьиным упорством продолжают карабкаться вверх, ломая себе шеи и судьбы. Эта тема сегодня серьезно занимает литераторов и деятелей искусства, но результаты их деятельности, увы, больше напоминают мыльные и болотные пузыри.

Существует несколько экранизаций романа. Две самые известные сняты на родине писателя: в 1954 г. режиссером К. Отана-Лара с Ж. Филипом в главной роли и в 1998 г. Ж.-Д. Веражем. Телевизионная экранизация впервые была осуществлена П. Кардиналем в 1961 г. В СССР в 1976 г. С.А. Герасимовым был снят чрезвычайно слабый телефильм.

Из книги Золотые дни Греции автора Кулидж Оливия

Красное и черное 480–430 годы до н. э. Афиняне всегда любили участвовать в военных сражениях, в управлении государством или в больших судебных процессах. Перикл с легкостью посвящал свободное время служению своему городу, но другие люди должны были зарабатывать себе на

Из книги Тайны советского футбола автора Смирнов Дмитрий

Красное и белое Михаила Якушина Великие футболисты были людьми с отличным чувством юмора. Взять хотя бы легендарного Михаила Якушина, «хитрого Михея». Помню, в «Динамо» второй половины 1930–х годов выступал такой нападающий – Александр Назаров. И вот был такой эпизод:

Из книги Война на море. 1939-1945 автора Руге Фридрих

Черное море Понятно, что оперативные планы, составленные для армейской группы «Юг», рассматривали море только как разграничительную линию. Германских военно-морских сил здесь не было, флот союзной Румынии намного уступал русскому Черноморскому, не говоря уже о том, что,

Из книги Частная жизнь знаменитостей автора Белоусов Роман Сергеевич

СТЕНДАЛЬ (1783–1842), французский писатель Стендаль стал писателем мирового значения после своей смерти. «Величайший психолог XIX века и всех веков», как назвал его Ипполит Тэн, стал широко известен в мире только к концу прошлого века. Он и сам предсказывал, что его будут

Из книги Ленин. Эмиграция и Россия автора Зазерский Евгений Яковлевич

Из книги Ленин во Франции, Бельгии и Дании автора Московский Павел Владимирович

Улица Мари-Роз, 4 Зиму и весну 1909 года В. И. Ленин и Н. К. Крупская прожили в доме 24 по улице Бонье. В большой, неуютной квартире зимой было очень холодно. Стали подыскивать другую и решили снять неподалеку уютную, а главное - удобную квартиру в доме 4 на улице Мари-Роз. Всего

Из книги Убийственный Париж автора Трофименков Михаил

Глава 37 Улица Лористон, 93 Черная «бригада» месье Анри (1940) Когда переписывают историю, меняют названия улиц, но вот перенумеровать дом пытались лишь однажды. С улицы Лористон, 93, недавно съехала Франко-арабская торговая палата, обидевшаяся на то, что мэрия отнеслась к ее

Из книги 100 великих археологических открытий автора Низовский Андрей Юрьевич

Случайное и счастливое открытие Мари Этот город долго оставался вне поля зрения археологов. Между тем в клинописных текстах, обнаруженных при раскопках шумерских и аккадских городов, снова и снова упоминался Мари. Во время раскопок Вавилона Р. Кольдевеем была найдена

Из книги Ближнее море автора Андреева Юлия

Весна, любовь и красное платье Цвела весна, на мне красное платье и туфельки на каблуках. Я почувствовала твое приближение и выпорхнула навстречу, радостно распахнув объятия. И только тут вспомнила, что мне нельзя целовать тебя на людях и нежелательно летать. Я попыталась

Из книги Бандитский СССР. Самые яркие уголовные дела автора Колесник Андрей Александрович

Глава 5 Красное безмолвие. Криминальные группировки

Из книги Девственность автора Ангелов Андрей

3.1. Чёрное 1. Девственность наводняет тебя комплексами. Независимо от пола, возраста, воспитания и соц. принадлежности.«Если ты святой или имбецил, то тебе всё фиолетово,но похеризм – не самое лучшее, что есть на свете».2. Девственность мешает наслаждаться окружающим миром!

Из книги Панджшер навсегда [сборник] автора Мещеряков Юрий

Черное, белое, красное Осень и не думала кончаться. Она длилась и длилась, и могла бы тянуться до бесконечности. На высоте трех тысяч метров она постепенно становилась сырой, дождливой, теплые солнечные дни становились все короче, ночи длиннее и холоднее, а однажды в начале

Из книги 1937: Не верьте лжи о «сталинских репрессиях»! автора Елисеев Александр Владимирович

Красное западничество как феномен Изучая политическую историю XX века, неизбежно приходишь к мысли о том, что левый экстремизм просто обречен эволюционировать в сторону западного либерализма. В этом великолепно убеждает и пример Троцкого, и пример Бухарина. Последний в

Из книги Кабинет доктора Либидо. Том V (Л – М) автора Сосновский Александр Васильевич

Мари?Мадлен См. ПУТТКАМЕР

Из книги Легенда братьев Крэй автора Бута Елизавета Михайловна

Черное солнце Пожизненное заключение с возможностью подачи прошения о досрочном освобождении не менее чем через тридцать лет после начала отбывания срока. Так звучал приговор для близнецов Крэй.Во время судебного процесса братья Крэй еще долго не понимали всю

Из книги Пушкин в жизни. Спутники Пушкина (сборник) автора Вересаев Викентий Викентьевич

Теодор-Мари-Мельшиор-Жозеф де Лагрене (1800–1862) В 1823–1825 и в 1826–1830 гг. состоял при французском посольстве в Петербурге. В 1828 г. Пушкин вызвал его на дуэль за показавшееся ему неуважительным обхождение с ним Лагрене. В 1834 г. Лагрене женился на русской – красавице-фрейлине В. И.

Предлагаем познакомиться с жизнью и творчеством великого писателя. Свои творения он подписывал "Стендаль". Биография этого писателя, как и его произведения, интересует сегодня многих. Однако далеко не все знают, что настоящее его имя было Писатель пытался иногда присвоить себе дворянский титул, подписываясь порой как "Анри де Бейль". Вероятно, так поступил бы и Жюльен Сорель, знаменитый герой его романа.

Происхождение Стендаля

Из семьи солидных буржуа происходил Стендаль, биография которого отразилась в созданных им произведениях. В Гренобле, в адвокатской конторе, служил его отец. В 1783 году на свет появился будущий писатель. Его мать умерла через 7 лет, оставив на воспитание отцу и тете Серафи своего сына. Стендаль ненавидел обоих. Отец его был мнительным, суровым и черствым человеком. Стендаль был обязан своим ранним образованием священникам. Это стало главной причиной его антиклерикализма. В противостоянии с отцом и духовными наставниками сформировался характер писателя.

Характер и личность Стендаля

Очень самовлюбленным, импульсивным, чувственным, критичным и недисциплинированным быль Стендаль. Биография его интересна не только событиями в жизни, но и внутренним миром этого писателя. Знавшие его близко люди говорили, что он был скрытен, любил одиночество и уединение. Стендаль обладал тонкой и ранимой душой. Ненависть к тирании была одной из главных черт его характера. При этом Стендаль сомневался в освободительных движениях. Он сочувствовал карбонариям и даже помогал им, однако не верил в то, что деятельность их приведет к положительным результатам. Не было единства между угольщиками: одни грезили о республике, другие мечтали видеть монархию в своей стране.

Обучение в Центральной школе и время, проведенное в Париже

Дед со стороны матери, по профессии врач, поощрял его увлечение литературой. Это был человек с хорошим художественным вкусом. Когда Стендалю исполнилось 13 лет, его отправили учиться в Центральную школу, находившуюся в Гренобле. Здесь он весьма отличился в математике. Ему даже пророчили обучение в парижской Политехнической школе на инженера. В 1799 году Стендаль прибыл туда, на следующий день после государственного переворота, после которого Наполеон стал властителем Франции. Бейль, забыв о намерении получить профессию инженера, бросился очертя голову в имперскую авантюру, обуявшую страну. Дарю, дальний родственник будущего писателя, позднее ставший государственным секретарем, был в большой милости у Наполеона. Он добился для Стендаля церковной должности, которую тот занял при военном штабе. Однако работа эта оказалась для него чересчур скучной. Молодой Анри, которому только исполнилось 17 лет, на следующий же год получил знание сублейтенанта. Его отправили в Италию. В ту пору там располагалась французская армия.

Жизнь в Италии

Бейль не знал ничего об этой стране, которая стала для него впоследствии второй родиной, а также местом действия одного из самых известных и крупных его романов. Юношу восхищало здесь все: живопись Корреджо, музыка Чимарозы, итальянская опера. Итальянский темперамент он также находил привлекательным. Он казался ему более решительным, страстным и менее цивилизованным, чем французский. Италия, в особенности Милан и Рим, настолько полюбилась Бейлю, что он даже захотел высечь следующие слова на своем могильном камне: "Энрико Бейль, миланец". Бейль влюблялся в местных женщин. С этого времени частная жизнь его стала летописью в основном любовных приключений.

Государственная служба

Очень деятельными были последующие годы. Стендаль, биография и творчество которого нас интересуют, в 1806 году снова поступил на службу, заняв административный пост в оккупированном французами Брунсвике. Здесь он начал учить немецкий язык. Стендаль был вхож в хорошее общество. Уважение, окружавшее его, льстило ему, однако он порядком скучал. Бейль в дальнейшем много путешествовал по Австрии и Германии. Его послали в Вену с правительственной миссией. Также он отправился в Россию вслед за императором. В России Бейль стал очевидцем Бородинского и Смоленского сражений. Присутствовал он и при пожаре Москвы. Затем он отступал в Западную Европу вместе с французской армией. Рушилась держава Наполеона, и Бейль покинул Францию, когда пал Париж. Он понял, что закончилась его карьера в кругах власти.

Возвращение к литературной деятельности

Государством теперь управляли Бурбоны. Бейль возвратился к литературной деятельности. С этого момента он стал известен как Фредерик Стендаль. Краткая биография его этих лет отмечена созданием множества произведений. Написанные в 1820-х годах его сочинения были довольно многообразны. Среди них были и жизнеописания великих композиторов (в 1817 году - книга "Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио", в 1824 - "Жизнь Россини"); и трактат 1812 года "О любви"; и "История живописи в Италии", написанная в 1817 году; и "Прогулки по Риму" 1829 года.

Кроме того, он публиковал в журналах Лондона и Парижа различные статьи. Такова сокращенная биография Стендаля этих лет. От случайных заработков зависела его жизнь во Франции, Англии и Италии.

Перевод в Чивитавеккью

На трон в 1830 году был возведен монарх-буржуа. Теперь перед Стендалем открылась возможность снова заняться государственной службой. Тогда же, в 1830 году, он стал консулом в Триесте. Здесь австрийским властям не по вкусу пришлась его репутация радикала. Стендаль был переведен в папское государство, в Чивитавеккью. Ему определили более скромное жалование, чем раньше. Зато отсюда было рукой подать до любимого Рима.

Ухудшение здоровья и дальнейшая биография Стендаля

Кратко мы рассказали о том, почему Стендаль вынужден был довольствоваться должностью консула, находясь далеко от родины. Он оставался в этой должности до конца жизни, хотя ему и приходилось часто отлучаться на долгое время из-за слабого здоровья. Из-за него он нередко брал длительный отпуск и возвращался на родину. Один из них продолжался целых три года (с 1836 по 1839 год). Особенно тяжелыми были последние годы жизни этого писателя. Еще в юности он заразился сифилисом. Эта болезнь давала о себе знать слабостью и невозможностью полноценно работать.

Романы "Красное и черное" и "Красное и белое"

В последний год царствования Карла X был создан роман "Красное и черное". В 1831 году, к моменту публикации этой книги, она уже успела устареть, по крайней мере в отношении критики Бурбонов. Однако имя Стендаля сегодня связано, прежде всего, именно с этим романом. Он был создан на основе реальных событий в 1830 году. Литературоведы долго не могли ответить на вопрос, почему автор дал такое название своему произведению. Оба этих цвета напоминают о смерти, кровопролитиях и трагедии. А сочетание черного и классного ассоциируется также с обивкой гроба. На трагический финал настраивает читателей уже само название произведения.

Через 5 лет после создания этого романа Стендаль написал "Красное и белое". Не случайно сходство названий двух произведений. Кроме того, содержание и заглавие нового романа объясняют в некоторой степени заголовок предыдущего. Скорее всего, под черным цветом автор подразумевал вовсе не смерть, а низкое происхождение Жюльена Сореля, главного героя. Белый же указывал на элиту, представителем которой был главный герой 2-го романа, Люсьен Левен. А красный - символ тревожного времени, в которое жили два этих персонажа.

Новые произведения

Стендаль в течение следующих десяти лет создал 2 автобиографических произведения: в 1832 году - "Мемуары эгоиста", в 1835-36 - "Жизнь Анри Брюлара", в 1834-35 гг. - роман "Люсьен Левен", оставшийся незаконченным. Не желая снова рисковать консульской должностью, он не решился публиковать свои сочинения при жизни. В 1839 году был издан второй шедевр Стендаля (после "Красного и черного") - "Пармская обитель". Это история интриг и приключений, происходящих в Италии.

Возвращение в Париж и смерть

Писатель в 1841 году снова приехал в Париж, где у него произошел инсульт. Однако он продолжил сочинять до самой своей смерти, диктуя свои произведения. Записывать их самостоятельно уже не мог Стендаль. Биография его заканчивается мартом 1842 года, когда он умер от удара после длительной болезни. Скончался Стендаль в Париже.

К какому направлению в литературе относится писатель Фредерик Стендаль?

Биография, которую вы только что прочитали, дает общее представление о жизни Стендаля. А каковы же особенности его творчества? Давайте ответим и на этот вопрос. Долгим был путь этого писателя к известности. Стендаль говорил, что он пишет свои произведения "для немногих счастливчиков". Он предсказывал, что не ранее 1880-го года к нему придет слава. И Стендаль оказался прав. Возможно, самая большая его неудача заключалась в том, что он не вписывался в тот или иной литературный стереотип, существовавший в его время. Стендаля отделяла от авторов 18 века любовь к героям-себялюбцам, таким как Наполеон. Однако его нельзя было назвать и писателем-романтиком. Этому автору недоставало как сентиментальности Ламартина, так и эпического размаха Гюго. Только тогда, когда эти фигуры покинули литературный пьедестал, стало понятно, в чем заключается истинное величие интересующего нас писателя, - в психологическом реализме. Благодаря ему на весь мир прославился Стендаль.

Биография, краткое содержание произведений этого автора, критические статьи о нем - все это и сегодня интересует множество ценителей его творчества. Безусловно, Стендаль является одним из классиков французской литературы. Для того чтобы поближе познакомить читателя с ним, нами и была создана приведенная выше биография Стендаля. Хронологическая таблица жизни и творчества, которой в некоторых учебниках ограничивается информация о нем, не дает представления о его личности, упускает многие значимые подробности. Биография, с которой вы только что познакомились, избавлена от этих недостатков.