Гюго, Виктор – краткая биография. Виктор гюго краткая биография Французский писатель гюго

фр. Victor Marie Hugo

французский писатель (поэт, прозаик и драматург), одна из главных фигур французского романтизма

Виктор Гюго

Краткая биография

Гюго Виктор Мари - французский писатель, поэт, яркий представитель романтического литературного направления - родился в Безансоне 26 февраля 1802 г. Его отцом был высокопоставленный военнослужащий, поэтому, будучи ребенком, Гюго успел побывать на Корсике, Эльбе, в Марселе, Мадриде, что впоследствии сыграло определенную роль в его формировании как писателя-романтика. Заметный отпечаток на формирование его личности сыграли монархистские и вольтеровские взгляды матери. После развода она забрала Виктора, и в 1813 г. они поселились в Париже. В столице продолжилось его образование: в 1814 г. Гюго стал воспитанником частного пансиона Кордье, с 1814 по 1818 г. являлся учеником лицея Людовика Великого.

Заниматься сочинительством Гюго начал в 14-летнем возрасте. Его первые публикации – дебютные стихи и роман «Бюг Жаргаль» - относятся к 1821 г. Виктору было 19, когда смерть матери заставила его искать источник средств к существованию, и он выбрал ремесло литератора. Стихотворный сборник «Оды и разные стихотворения» (1822) приглянулся Людовику XVIII и принес автору ежегодную ренту. В этом же году состоялась женитьба Гюго на Адели Фуше, в браке с которой он стал отцом пятерых детей.

Предисловие к драме «Кромвель», написанной в 1827 г., привлекло к Гюго всеобщее внимание, поскольку стало настоящим манифестом нового - романтического - направления во французской драматургии. Благодаря ему, а также повести «Последний день осужденного» (1829) и стихотворному сборнику «Восточные мотивы» (1829) автор приобрел огромную известность. 1829 год положил начало крайне плодотворному периоду в его творческой биографии, который длился вплоть до 1843-го.

В 1829 г. Гюго пишет еще одно ставшее резонансным произведение - драму «Эрнани», которое поставило точку в литературных спорах, ознаменовав окончательную победу демократического романтизма. Драматургические опыты сделали Гюго не только прославленным, но и состоятельным автором. Кроме того, активное сотрудничество с театрами подарило еще одно приобретение: в его жизни появилась актриса Жюльетта Друэ, которая являлась его музой и любовницей более трех десятков лет. В 1831 г. был опубликован один из самых популярных романов Гюго - «Собор Парижской Богоматери».

В 1841 г. писатель становится членом Французской Академии, что означало официальное признание его заслуг в области литературы. Трагическая гибель дочери и зятя в 1843 г. заставила отказаться от активной общественной жизни в пользу занятий творчеством: именно в то время возник замысел масштабного социального романа, который Гюго условно назвал «Невзгоды». Однако революция 1848 г. вернула писателя в лоно общественно-политической деятельности; в этом же году его избрали в Национальное собрание.

В декабре 1851 г., после государственного переворота, Виктор Гюго, выступивший против самопровозглашенного императора Луи Наполеона III Бонапарта, вынужден был бежать из страны. Он провел на чужбине почти два десятка лет, живя на британских островах, где им были написаны получившие огромную известность произведения, в частности, лирический сборник «Созерцания» (1856), романы «Отверженные» (1862, переработанные «Невзгоды»), «Труженики моря» (1866), «Человек, который смеется» (1869).

В 1870 г. после свержения Наполеона III состоялось триумфальное возращение Гюго, в течение долгих лет служившего олицетворением оппозиции, в Париж. В 1871 г. его избрали в Национальную Ассамблею, однако консервативная политика большинства привела писателя к отказу от депутатского поста. В этот период Гюго продолжал литературную деятельность, однако им не было создано ничего, что приумножило бы его славу. Кончину в 1883 г. Жюльетты Друэ он пережил как тяжелейшую потерю, а спустя два года, 22 мая 1885 г. не стало и самого 83-летнего Виктора Гюго. Его похороны стали событием национального масштаба; прах великого писателя покоится в Пантеоне – там же, где упокоены останки и Вольтера .

Биография из Википедии

Викто́р Мари́ Гюго́ (фр. Victor Marie Hugo ; 26 февраля 1802, Безансон - 22 мая 1885, Париж) - французский писатель (поэт, прозаик и драматург), одна из главных фигур французского романтизма. Член Французской академии (1841).

Жизнь и творчество

Детство

Виктор Гюго был младшим из трёх братьев (старшие - Абель, (1798-1865) и Эжен, (1800-1837)). Отец писателя, Жозеф Леопольд Сигисбер Гюго (1773-1828), стал генералом наполеоновской армии, его мать Софи Требюше (1772-1821) - дочь нантского судовладельца, была роялисткой-вольтерьянкой.

Раннее детство Гюго протекает в Марселе, на Корсике, на Эльбе (1803-1805), в Италии (1807), в Мадриде (1811), где проходит служебная деятельность его отца, и откуда семья каждый раз возвращается в Париж. Путешествия оставили глубокое впечатление в душе будущего поэта и подготовили его романтическое миросозерцание.

В 1813 году мать Гюго, Софи Требюше, имевшая любовную связь с генералом Лагори, разошлась с мужем и обосновалась с сыном в Париже.

Юность и начало литературной деятельности

С 1814 по 1818 год Гюго учился в Лицее Людовика Великого. В 14 лет он начал творческую деятельность: пишет свои неопубликованные трагедии - «Yrtatine », которую посвящает своей матери; и «Athelie ou les scandinaves », драму «Louis de Castro », переводит Вергилия . В 15 лет уже получает почётный отзыв на конкурсе Академии за стихотворение «Les avantages des études », в 1819 - две премии на конкурсе «Jeux Floraux» за поэмы «Верденские девы» (Vierges de Verdun ) и оду «На восстановление статуи Генриха IV» (Rétablissement de la statue de Henri IV ), положившие начало его «Легенде веков». Затем печатает ультрароялистическую сатиру «Телеграф », впервые обратившую на него внимание читателей. В 1819-1821 издаёт Le Conservateur littéraire , литературнoe приложение к роялистическому католическому журналу Le Conservateur . Заполняя сам под различными псевдонимами своё издание, Гюго опубликовал там «Оду на смерть герцога Беррийского », надолго закрепившую за ним репутацию монархиста.

В октябре 1822 года Гюго женился на Адель Фуше (1803-1868), в этом браке родилось пятеро детей:

  • Леопольд (1823-1823)
  • Леопольдина, (1824-1843)
  • Шарль, (1826-1871)
  • Франсуа-Виктор, (1828-1873)
  • Адель (1830-1915).

В 1823 году был опубликован роман Виктора Гюго «Ган Исландец» (Han d’Islande ), получивший сдержанный приём. Хорошо аргументированная критика Шарля Нодье привела к встрече и дальнейшей дружбе между ним и Виктором Гюго. Вскоре после этого прошло собрание в библиотеке Арсенала - колыбели романтизма, которое оказало большое влияние на развитие творчества Виктора Гюго.

Дружба Гюго и Нодье продлится с 1827 по 1830 год, когда последний станет всё более критично высказываться по поводу произведений писателя. Несколько ранее Гюго возобновляет отношения со своим отцом и пишет поэмы «Ода моему отцу» (Odes à mon père , 1823), «Два острова » (1825) и «После битвы» (Après la bataille ). Его отец скончался в 1828 году.

Пьеса Гюго «Кромвель» (Cromwell ), написанная специально для великого актёра французской революции Франсуа-Жозефа Тальма и, опубликованная в 1827 году, вызвала бурные споры. В предисловии к драме автор отвергает условности классицизма, особенно единство места и времени, и закладывает основы романтической драмы.

Семья Гюго часто устраивает в своем доме приёмы и устанавливает дружеские отношения с Сент-Бёвом, Ламартином, Мериме, Мюссе, Делакруа.

С 1826 по 1837 год семья писателя часто проживает в Шато де Рош, в Бьевре, поместье Луи-Франсуа Бертена, редактора Journal des débats . Там Гюго встречается с Берлиозом, Листом, Шатобрианом, Джакомо Мейербером; составляет сборники поэм «Восточные мотивы» (Les Orientales , 1829) и «Осенние листья» (Les Feuilles d’automne , 1831). Тема «Восточных мотивов» - Греческая война за независимость, где Гюго выступает в поддержку родины Гомера .

В 1829 году выходит «Последний день приговорённого к смерти» (Dernier Jour d’un condamné ), в 1834 - «Клод Ге» (Claude Gueux ). В этих двух коротких романах Гюго выражает своё отрицательное отношение к смертной казни.

Роман «Собор Парижской Богоматери » был опубликован в промежутке между этими двумя произведениями, в 1831 году.

Годы, посвящённые театру

С 1830 по 1843 год Виктор Гюго работает почти только для театра. Тем не менее, он публикует в это время несколько сборников поэтических произведений:

  • «Осенние листья» (Les Feuilles d’automne , 1831),
  • «Песни сумерек» (Les Chants du crépuscule , 1835),
  • «Внутренние голоса» (Les Voix intérieures , 1837),
  • «Лучи и тени» (Les Rayons et les Ombres , 1840).

В «Песнях сумерек» Виктор Гюго с великим восхищением возвеличивает Июльскую революцию 1830 года.

Скандал во время первой постановки «Эрнани » (1830). Литография Ж.-И. Гранвиля (1846)

Уже в 1828 году он поставил свою раннюю пьесу «Эми Робсарт ». 1829 - год создания пьесы «Эрнани» (первая постановка в 1830 году), которая стала поводом для литературных баталий между представителями старого и нового искусства. Ярым защитником всего нового в драматургии выступил Теофиль Готье, c воодушевлением воспринявший это романтическое произведение. Эти споры остались в истории литературы под названием «битва за „Эрнани“ ». Пьеса «Марион Делорм», запрещённая в 1829 году, была поставлена в театре «Порт-Сен-Мартен»; а «Король забавляется» - в «Комеди Франсэз» в 1832 году (снята с репертуара и запрещена сразу же после премьеры, показ возобновлён только спустя 50 лет).

Запрет последней побудил Виктора Гюго написать следующее предисловие к первоначальному изданию 1832 года, которое начиналось так: "Появление этой драмы на сцене театра дало основание неслыханным действиям со стороны правительства. На следующий день после первого представления автор получил записку от мсье Жуслена де ла Саля, директора сцены в «Театр-Франсе». Вот её точное содержание: «Сейчас десять часов тридцать минут, и я получил распоряжение остановить представление пьесы „Король забавляется“. Мне передал это распоряжение мсье Тэлор от лица министра ».

Это было 23 ноября. Тремя днями позже - 26 ноября - Виктор Гюго обратился с письмом к главному редактору газеты «Le National», в котором говорилось: «Мсье, меня предупредили, что часть благородной учащейся молодежи и художников собирается сегодня вечером или завтра явиться в театр и требовать показа драмы „Король забавляется“, а также протестовать против неслыханного акта произвола, из-за которого пьеса была закрыта. Я надеюсь, мсье, что есть другие средства наказать эти незаконные действия, и я их употреблю. Позвольте мне воспользоваться вашей газетой для поддержки друзей свободы, искусства и мысли, и не допустить жестоких выступлений, которые могут привести к бунту, столь желаемому правительством в течение долгого времени. С глубоким уважением, Виктор Гюго. 26 ноября 1832 года ».

В основе сюжетного конфликта во всех драмах Гюго лежит жестокий поединок между титулованным деспотом и бесправным плебеем. Таково столкновение безвестного юноши Дидье и его подруги Марион со всесильным министром Ришелье в драме «Марион Делорм» или изгнанника Эрнани с испанским королем доном Карлосом в «Эрнани». Иногда подобное столкновение доведено до гротескной заостренности, как в драме «Король забавляется», где конфликт разыгрывается между баловнем судьбы, облеченным властью,- красавцем и бессердечным эгоистом королем Франциском, и обиженным богом и людьми горбатым уродом - шутом Трибуле.

В 1841 году Гюго избран во Французскую академию, в 1845 году получил звание пэра, в 1848 году избран в Национальное собрание. Гюго был противником государственного переворота 1851 года и после провозглашения Наполеона III императором находился в изгнании. В 1870 году он вернулся во Францию, а в 1876 году был избран сенатором.

Смерть и похороны

Виктор Гюго скончался 22 мая 1885 года, на 84-м году жизни, от пневмонии. Церемония похорон знаменитого писателя продолжалась десять дней; в ней участвовало около миллиона человек.

1 июня гроб с телом Гюго был выставлен в течение двух суток под Триумфальной Аркой, которую закрыли чёрным крепом.

После пышных национальных похорон прах писателя был помещён в Пантеон.

Произведения

Квазимодо (герой романа «Собор Парижской Богоматери ») - Люк-Оливье Мерсон. Гравюра из книги Альфреда Барбу «Виктор Гюго и его время » (1881)

Как и на многих молодых писателей его эпохи, на Гюго большое влияние оказал Франсуа Шатобриан, известная фигура в литературном течении романтизма и выдающаяся - во Франции начала XIX века. В молодости Гюго решил быть «Шатобрианом или никем », а также что его жизнь должна соответствовать жизни его предшественника. Как и Шатобриан, Гюго будет содействовать развитию романтизма, будет занимать весомое место в политике как лидер республиканизма, и будет сослан в ссылку из-за своих политических взглядов.

Рано зародившаяся страсть и красноречие первых работ принесли Гюго успех и славу ещё в ранние годы жизни. Его первый поэтический сборник «Оды и разные стихи» (Odes et poésies diverses ) был опубликован в 1822 году, когда Гюго было только 20 лет. Королём Людовиком XVIII было пожаловано ежегодное денежное содержание для писателя. Стихами Гюго восхищались из-за их спонтанного пыла и беглости. За этим собранием сочинений последовало собрание «Оды и баллады» (Odes et Ballades ), написанное в 1826 году, через четыре года после первого триумфа. Оно представило Гюго как великолепного поэта, настоящего мастера лирики и песни.

Козетта - героиня романа «Отверженные ». Иллюстрация Эмиля Баяра

Первая зрелая работа Виктора Гюго в жанре художественной литературы, «Последний день приговорённого к смерти» (Le Dernier jour d’un condamné ), была написана в 1829 году и отразила острое социальное сознание писателя, которое продолжилось в его последующих работах. Повесть оказала большое влияние на таких писателей, как Альбер Камю , Чарльз Диккенс и Ф. М. Достоевский . Claude Gueux , короткая документальная история о реально существовавшем убийце, казнённом во Франции, увидела свет в 1834 году и впоследствии была расценена самим Гюго как предвестник его великолепной работы о социальной несправедливости - романа-эпопеи «Отверженные» (Les Miserables ). Но первым полноценным романом Гюго станет невероятно успешный Notre-Dame de Paris Собор Парижской Богоматери »), опубликованный в 1831 году и быстро переведённый на многие языки по всей Европе. Одним из эффектов появления романа было последующее привлечение внимания к запустелому Собору Парижской Богоматери, который стал привлекать тысячи туристов, прочитавших популярный роман. Книга также содействовала возрождению уважения к старым зданиям, которые сразу после этого стали активно беречь.

«Человек, который смеётся»

«Человек, который смеётся» (фр. L"Homme qui rit) - один из самых известных романов Виктора Гюго, написанный в 60-х годах XIX века. Точкой отсчёта в сюжете романа является 29 января 1690 года, когда в Портленде при таинственных обстоятельствах оказывается брошен ребёнок.

К работе над романом Гюго приступил в июле 1866 года в Брюсселе. В письме к парижскому издателю Лакруа Виктор Гюго предлагает название произведения «По приказу короля », но позже, по совету друзей, останавливается на окончательном заглавии «Человек, который смеётся ».

  • Почта Франции выпускала почтовые марки, посвящённые Виктору Гюго в 1933, 1935, 1936, 1938, 1985 годах.
  • Дом-музей Виктора Гюго в Париже.
  • Памятник в Сорбонне работы Лорана Маркеста.
  • Дом-музей Виктора Гюго в Люксембурге.
  • Бюст Гюго, созданный Огюстом Роденом.
  • Памятник Гюго в саду «Эрмитаж». Автор - Лоран Маркест, бронзовый бюст был создан в 1920 году. Дар мэрии Парижа Москве, установлен 15 мая 2000 года.
  • Улица В. Гюго в Калининграде.
  • Улица Виктора Гюго в Твери, утверждена решением Тверской городской думы 20 сентября 2011 года.
  • В честь Виктора Гюго назван кратер на Меркурии.
  • Гюго причислен к лику святых во вьетнамской религии Каодай.
  • Станция метро Victor Hugo в Париже на 2-ой линии.

Произведения Гюго в других видах искусства

Виктор Гюго начал рисовать в возрасте 8 лет. Сейчас у частных коллекционеров и в музеях находится около 4000 работ писателя они по сей день имеют успех и продаются на аукционах). Большинство работ были написаны чернилами и карандашами в период с 1848 года по 1851 год. Он делал наброски пером и чёрной тушью на обычной бумаге. Делакруа заявлял Гюго: «Если бы ты стал художником, то затмил бы всех живописцев современности» (Делакруа делал эскизы костюмов для первой пьесы Гюго «Эми Робсарт»).

Гюго был знаком со многими художниками и иллюстраторами, братья Девериа, Эжен Делакруа, так его близким другом был Луи Буланже. Восхищение писателем и поэтом вылилось в глубокую взаимную дружбу, ежедневно бывая в доме Гюго, Буланже оставил массу портретов людей, группировавшихся вокруг писателя.

Его привлекали сюжеты фантастические, навеянные все теми же поэмами Гюго: «Призрак», «Ленора», «Дьявольская охота». Мастерски выполнена литография «Ночной шабаш», где в жутком и стремительном хороводе несутся черти, обнаженные ведьмы, змеи и прочая «нечистая сила», фигурирующая в балладе Гюго. На целую серию литографий вдохновил Буланже роман «Собор Парижской богоматери». Конечно, нельзя исчерпать творчество Буланже всеобъемлющим влиянием Гюго. Художник вдохновлялся сюжетами истории прошлого и настоящего, Библией, итальянской литературой… Но лучшими остаются работы, навеянные искусством Гюго. Талант писателя был родствен художнику, в его творчестве он находил наиболее верную поддержку своим исканиям. Их преданная дружба, длившаяся всю жизнь, была предметом восхищения современников. «Месье Гюго потерял Буланже»,- сказал Бодлер, узнав о смерти художника. А в отзыве на «Салон 1845 года» (изданной в том же году брошюры объёмом около 50 страниц, подписанной «Бодлер-Дюфаи»). Бодлер дает такую характеристику Луи Буланже: «перед нами последние обломки старого романтизма - вот что значит жить в эпоху, когда считается, будто художнику достаточно вдохновения, заменяющего все остальное; вот та пропасть, куда увлекает Мазепу его дикая скачка. Г-н Виктор Гюго, погубивший столь многих, погубил и г-на Буланже - поэт столкнул в яму живописца. А между тем г-н Буланже пишет вполне прилично - достаточно взглянуть на его портреты; но где, черт возьми, выудил он диплом исторического живописца и вдохновенного художника? Уж не в предисловиях ли и одах своего знаменитого друга?»

В марте 1866 года вышел в свет роман «Труженики моря» с иллюстрациями Гюстава Доре. «Молодой, даровитый мэтр! Благодарю вас, - пишет ему Гюго 18 декабря 1866 года. - Сегодня, несмотря на бурю, до меня дошла ничуть не уступающая ей в силе иллюстрация к „Труженикам моря“. Вы изобразили на этом рисунке и кораблекрушение, и корабль, и риф, и гидру, и человека. Ваш спрут страшен. Ваш Жильят велик».

Заказ на памятник Гюго Роден получил в 1886 году. Памятник планировалось установить в Пантеоне, где писатель был похоронен за год до того. Кандидатура Родена была выбрана в том числе и потому, что ранее он создал бюст писателя, принятый положительно. Однако работа Родена, когда она была окончена, не соответствовала ожиданиям заказчиков. Скульптор изобразил Гюго могучим обнажённым титаном, опирающимся на скалу и окружённым тремя музами. Обнажённая фигура казалась неуместной в усыпальнице, и в итоге проект был отклонён. В 1890 году Роден переработал первоначальный замысел, удалив фигуры муз. Памятник Гюго в 1909 году был установлен в саду у Пале-Рояль.

Самым известным иллюстратором книг Гюго, пожалуй, является художник Эмиль Байар («Отверженные»). Эмблемой мюзикла «Отверженные» является картина, на которой покинутая Козетта метёт полы в кабаке у Тенардье. В мюзикле эта сцена соответствует песне «Castle on a Cloud» (Замок на облаке ). Обычно используется обрезанная версия картины, где видны только голова и плечи девочки, часто в эмблему вплетается фоном развевающийся французский флаг. Это изображение основано на гравюре Густава Бриона, который в свою очередь взял за основу рисунок Эмиля Байара.

В СССР оформлял его книги Пинкисевич П. Н., последней книгой которую иллюстрировал Кравченко А. И. известный мастер гравюры, был «Собор Парижской богоматери» (1940). Также известностью пользуются иллюстрации современного французского художника Бенжамена Лакомба (Benjamin Lacombe ) (род. в 1982). (Victor Hugo, Notre-Dame de Paris, Partie 1 - 2011, Partie 2 - 2012. Éditions Soleil).

Виктор Мари Гюго - один из самых известных писателей Франции, оказавший влияние на развитие литературного течения - романтизма. Его произведения стали достоянием французской культуры. Сам писатель выступал против общественного неравенства, поэтому он известен также как общественный деятель.

Детские годы писателя

Родителями будущего писателя были Жозеф Гюго, который стал генералом наполеоновской армии, и Софи Требюше - дочь богатого судовладельца и роялистка. У Виктора Мари Гюго было двое старших братьев. Родился он в 1802 году в Безансоне, а все его детские годы прошли в переездах вместе с родителями. Они старались воспитывать детей в атмосфере любви, но родители придерживались разных политических взглядов. Именно благодаря взглядам матери Гюго в юности придерживался монархических идей.

Семейство Гюго побывало в Марселе, Кортике, на Эльбе, в Италии, Мадриде - такие частые переезды были связаны с работой отца писателя. После каждого переезда они возвращались в Париж. Именно эти путешествия произвели на маленького Виктора впечатление и подготовили основу для его романтических взглядов. В 1813 году его родители разошлись, и Виктор Мари Гюго остался жить с матерью в Париже.

Юношеские годы

В краткой биографии Виктора Мари Гюго отмечено, что с 1814 года по 1818 год он учился в Лицее Людовика Великого. В 14 лет он начал писать свои первые произведения, которые не опубликовывает. Одну из написанных им трагедий мальчик посвящает матери, кроме того, он пишет драму и занимается переводом Вергилия. В своих первых произведениях Виктор Гюго выступает как сторонник классицизма. Позже, когда он станет роялистом, будет заниматься развитием романтизма.

В возрасте 15 лет юный Гюго получает хороший отзыв на конкурсе Академии за свое стихотворение, а за оду - медаль. Еще в юношеские годы окружающие увидели талант будущего писателя. Но кроме того, у мальчика была склонность к точным наукам. И его отец очень хотел, чтобы его младший сын поступил в политехнический. Но юный Виктор выбрал литературу, благодаря которой прославился на весь мир.

Начало литературной деятельности

Когда писатель перечитывал свои рукописи, то остался недоволен их качеством: он был уверен, что может писать красивее и изящнее. Виктор Гюго начинает заниматься издательской деятельностью в 1819 году. С 1819 по 1821 год он издает дополнение к католическому журналу роялисткой направленности. В 1819 году Гюго пишет очень роялистическую сатиру "Телеграф", которая обратила на него внимание читателей.

В издаваемом им приложении к журналу юноша писал под различными псевдонимами. Именно благодаря его издательской деятельности за ним закрепилась репутация монархиста.

Издание первого романа и начало романтизма

В 1822 году писатель женился на Адель Фуше. В этом браке у пары было пятеро детей. В 1923 году Виктор Гюго опубликовал свой роман "Ган Исландец", который получил довольно сдержанный прием у публики.

Произведение получило хороший отзыв от Шарля Нодье. Благодаря этому между ними состоялось знакомство, которое переросло в дружбу. Писатель не сильно огорчился критике его произведения - просто он решил еще тщательнее работать. Вскоре после публикации состоялось собрание в библиотеке Арсенала - именно она была колыбелью романтизма. После этого собрания у Гюго начали формироваться основы романтизма.

Дружеское общение Виктора Гюго и Шарля Нодье длилось с 1827 по 1830 год, потому что Нодье все критичнее относился к произведениям писателя. До этого Гюго успел возобновить общение с отцом и посвятить ему поэму. В 1828 году Жозефа Гюго не стало. Виктор Мари пишет пьесу "Кромвель" специально для известного актера Франсуа-Жозефа Тальма и публикует ее в 1827 году. Она вызвала споры у читателей, а в предисловии к пьесе Гюго написал, что он не принимает устоев классицизма и решает писать в направлении романтизма.

Несмотря на то что произведения Гюго принимались критиками прохладно, он был известной фигурой в литературной среде. Чета Гюго часто устраивала в своем доме приемы, на которые приглашали известных личностей. Писатель заводит знакомство с Шатобрианом, Листом, Берлиозом и другими деятелями искусства.

Кроме романов, Гюго пишет стихи, а в 1829 году и 1834 году публикует небольшие романы - "Последний день приговоренного к смерти" и "Клод Ге". В них писатель высказывает свое негативное отношение к смертной казни. В период творчества с 1826 по 1837 год Виктор Мари Гюго становится основателем французского романтизма.

"Отверженные"

Это одно из самых известных произведений писателя. Оно является достоянием французской литературы и вершиной его творчества. Роман "Отверженные" Виктора Мари Гюго был опубликован в 1862 году. В нем писатель затрагивает важные для него темы, такие как сила закона, любовь, проблема жестокости и человечности. Один из самых известных персонажей Виктора Мари Гюго - Гаврош. Он символизировал собой надежды восставших, молодого поколения. В рассказах о детях Виктора Мари Гюго Гаврош занимал особое место и воспринимался читателями как маленький герой и борец за идеалы.

Действие романа в "Отверженных" охватывает широкие временные рамки, поэтому это произведение является исторической драмой. Сюжет постоянно отсылает читателя к важным событиям той эпохи. В этой книге Виктор Гюго критикует эпоху Реставрации и большое число нищего населения. Поэтому его роман наполнен революционными и антимонархическими настроениями.

Одна из самых известных книг Виктора Гюго - "Собор Парижской Богоматери". Это первый исторический роман, который был написан на французском языке и опубликован в марте 1831 года. Главной целью писателя было привлечение внимания к собору Парижской Богоматери и именно его он хотел сделать основным героем.

Собор в ту эпоху хотели либо снести, либо сделать более современным. После выхода романа не только во Франции, но и во всем мире началось движение за сохранение и реставрацию готических памятников. Это произведение много раз экранизировали и ставили мюзиклы, самый популярный из которых - "Нотр-Дам де Пари", поставленный во Франции.

"Человек, который смеется"

Еще один известный исторический роман Виктора Гюго, написанный им в 60-е годы 19 века. Сюжет разворачивается вокруг мальчика, в младенчестве которого изуродовали для потехи богатой публики. Мальчик подбирает слепую девочку и вместе они находят приют у бродячего актера.

Мальчик и девочка полюбили друг друга и то было чистое светлое чувство. Но выясняется, что у него есть титул и богатство. В своей речи, обращенной к знати, этот юноша рассказывает о бедственном положении простых людей, о неравенстве в стране. И этот роман вызвал споры между литературоведами - относится ли он к романтизму или реализму.

В своем романе Виктор Гюго отразил волновавшие его вопросы о потерянных детях и о положении знати в обществе. Перед созданием романа писатель собирал исторические сведения об описываемом им периоде в Англии.

Затворничество

В 1843 в жизни Виктора Гюго произошла трагедия: во время кораблекрушения погибла его дочь Леопольдина с мужем. После этого он на какое-то время полностью перестал поддерживать связь с обществом. Находясь в таком затворничестве, Виктор Гюго начал работать над объемным романом.

Но закончить работу он не успел: в 1848 году произошла революция и писатель стал принимать активное участие в общественно-политической жизни. Но в 1851 году Гюго покинул Францию и отправился в Брюссель, затем на островок Джерси и остров Генри. В этот непростой период им была написана книга "Наполеон Малый", в которой он разоблачал диктаторство нового правителя, Луи Бонапарта, и сатира в стихах - "Возмездие", которая стала популярна у противников Наполеона Третьего. В начале 60-х годов 19 века Гюго вернулся к написанию своего объемного романа, который стал известен в мире как "Отверженные".

Работа в театре

В период с 1830 по 1843 год он работал практически только для театра. Также в этот период было написано большинство стихов Виктора Мари Гюго. Его пьеса, которую он поставил еще в 1829 году, вызвала споры между представителями старого и нового в искусстве.

Во всех своих пьесах Гюго описывал конфликты между знатью и простыми людьми. Иногда этот конфликт выглядел намеренно преувеличенно, чтобы привлечь внимание читателей. Некоторые его пьесы даже снимались с показов, но потом их снова возвращали в репертуар.

Художественный талант писателя и его дружба с живописцами

Виктор Гюго занимался еще и рисованием. Рисовать он начал еще в возрасте 8 лет. Теперь его работы находятся в частных коллекциях и до сих пор высоко оцениваются на аукционах. Большинство его произведений были написаны в период с 1848 по 1851 год чернилами и карандашами.

Делакруа говорил Виктору Гюго, что он бы стал известным художником и превзошел многих современных живописцев. Писатель поддерживал знакомство со многими известными художниками и иллюстраторами. Буланже так сильно восхищался Гюго, что создал большое количество портретов с людьми, собиравшимися вокруг него.

Буланже нравилось рисовать на фантастические темы, навеянные чтением поэм Гюго. Самый известный иллюстратор произведений писателя - художник Эмиль Байар.

Политическая карьера и последние годы жизни писателя

Виктор Гюго был не только известным писателем, но и общественным деятелем. Он был против социального неравенства и придерживался роялистких взглядов. В 1841 году Гюго стал членом Французской Академии.

В 1845 году писатель начал политическую карьеру и в этом году он стал пэром Франции. В 1848 году он стал членом Национального собрания, в заседаниях которого принимал участие до 1851 года. Виктор Гюго не поддержал новую революцию и избрание новым правителем Наполеона Третьего. Из-за этого писателя выслали из Франции. Вернулся он только в 1870 году, а 1876 году он стал сенатором.

Возвращение его было связано с тем, что рухнул режим Наполеона. В тот период начиналась Франко-прусская война, а Гюго поддерживал оппозицию. В 1971 году он перестал заниматься политической деятельностью и занялся творчеством.

Великого французского писателя, основоположника течения романтизма во Франции, не стало 22 мая 1885 года, причина смерти - пневмония. В стране был объявлен траур на 10 дней: проститься с Виктором Гюго пришли около миллиона человек. Прах великого писателя был помещен в Пантеон.

Высказывания

Цитаты Виктора Мари Гюго стали крылатыми и известны во всем мире.

Музыка выражает то, что нельзя сказать, но о чем невозможно молчать.

Иногда человек не может выразить свои чувства и мысли - он не может подобрать подходящих слов. А музыка позволяет человеку общаться и делиться своими эмоциями с окружающими.

Будущее принадлежит двум типам людей: человеку мысли и человеку труда. В сущности, оба они составляют одно целое: ибо мыслить - значит трудиться.

Виктор Гюго всегда работал: это была и писательская деятельность, и общественно-политическая. Если человек занимается каким-либо трудом, то он совершенствуется. Даже если занимается не физическим, а умственным трудом, то он тренирует свой ум. Благодаря этому он развивается и человек становится лучше.

Каждая цивилизация начинается с теократии и заканчивается демократией.

Виктор Гюго стремился бороться с общественным неравенством, он призывал людей бороться с диктаторским режимом, потому что считал, что власть должна быть в руках народа. Поэтому он не принимал новую власть во Франции и высказывал протест в своих произведениях.

26 февраля 1802 года, на востоке Франции в провинциальном городке Бензаносе, в семье Жозефа Гюго и Софи Требюше, родился третий ребенок. Это был будущий писатель и величайший человек – Виктор Гюго. Его отец был капитаном в наполеоновской армии, но со временем дослужился до звания генерала, мать же была рьяной роялисткой. С самого раннего возраста семья Гюго очень много переезжала по долгу отцовской службы: Корсика, Эльба, Мадрид – это далеко не полный список городов, которые еще в раннем детстве Виктору удалось повидать. Мальчик рос, и под влиянием постоянных путешествий формировался его характер и романтичное мировосприятие.

Когда парнишке было всего 12, его отец и мать расторгли брак, инициатором стала Софи, а причиной тому послужила ее любовная связь с генералом Лагори. Распад семьи произошел, когда семейство проживало в Мадриде, после чего Софи окончательно перебралась в Париж, забрав с собой и Виктора.

Юность

Образование мальчика до 12 лет носило непостоянный характер, и только в 1814 году Виктор смог стать учеником пансиона Кордье, а после поступить в лицей Людовика Великого. Талант писателя стал проявляться в парнишке в довольно юном возрасте — в 14 лет им были написаны «Yrtatine», «Athelie ou les scandinaves», «Louis de Castro», в 15 он получил свой первый почетный отзыв Тулузской академии, в конкурсах которой регулярно участвовал, а позже и вовсе был отмечен королевским правительством.

По окончанию учебы, Гюго всерьез занялся развитием своего творчества. Его ранние творения, включая и начальный вариант известнейшего романа «Бюг Жаргаль», (1821) опубликовали в «Консерватер литерер» — популярном издании тех времен.

1822 год стал для юного Виктора выдающимся – на свет появился его первый сборник «Оды и разные стихотворения», пропитанный духом классицизма. Всего через год уже был издан второй роман автора — «Ган Исландец», который получил довольно сдержанные отзывы. Одним из критикующих роман выступил Шарль Нодье, чьи конструктивные замечания и весомые аргументы не могли оставить Гюго равнодушным. Позже писателям выпала возможность увидеться лично, и эта встреча стала началом дружбы. Однако продлилась она относительно недолго – примерно с 1827 по 1830 год, пока Нодье не стал все жестче поддавать критике произведения Гюго.

Формирование Гюго как писателя и дальнейший путь

Примерно в этот же период (1827-1830 годы) завязывались приятельские отношения писателя с многими выдающимися личностями литературы, с которыми они основывают при журнале «Мюз франсез» собственную группу Сенекаль. Творчество группы имело ярко выраженную романтичную направленность.

Слава молодого поэта росла день ото дня: пьеса «Кромвель» выпущенная в 1827 году, с ее знаменитым «Предисловием», повесть «Последний день осужденного» (1829), сбоник «Восточные мотивы» (1829) – эти произведения были очень тепло восприняты.

Особо плодотворным для Гюго стал период с 1829 по 1843 год. Одну за другой он выпускает скандальные пьесы, которые то и дело подвергаются цензуре. Но этого его не останавливает. Вслед за «Марион Делорм», в которой Людовик XIII был изображен не в самом выгодном свете, появляются «Эрнани», «Король забавляется» и «Рюи Блаз». Триумф автора становится разрушением «Бастилии классицизма» в драматургии, а романтизм наконец-то выходит на первое место.

Отдельным пунктом в биографии Виктора Гюго стоит выделить исторический роман «Собор Парижской Богоматери». В нем автор смог во всей красе продемонстрировать свой многогранный талант в прозе, обрисовав при этом положение тогдашней Франции, невероятно точно определив актуальную проблематику.

Затворничество

В 1843 году Гюго пережил страшную потерю: во время кораблекрушения на Сене погибла его совсем юная дочь Леопольдина с мужем. Это стало для него настоящим ударом, а потому на некоторое время писатель решил отстраниться от общества. Уединение подвигло его приступить к объемной и сложной работе – роману социального характера, который сам автор нарек изначально «Невзгоды». Однако закончить начатое у него не получилась – революция 1848 года подтолкнула его к началу активной социально-политической деятельности, он стал членом Национальной Ассамблеи.

Возвращение писателя было недолгим – в 1851 году, после переворота, Гюго вновь удалился из Франции – сначала в Брюссель, а позже на небольшой островок Джерси, а оттуда на остров Гернси. В период затворничества он написал книгу «Наполеон Малый», разоблачавшую всю диктаторскую сущность Луи Бонапарта, а после и «Возмездия» — тонкую сатиру в стихах, в которой так же шла речь о Наполеоне III , его последователях и поклонниках режима. В начале 60-х годов XIX столетия Виктор снова возвратился к работе над романом «Невзгоды». Сегодня читателю это творение знакомо под названием «Отверженные».

Пребывая на острове Гренси, писатель издал еще ряд книг, которые сегодня по праву считаются классикой мировой литературы: «Уильям Шекспир», «Труженики моря», «Человек, который смеется», а также сборник стихотворений «Песни улиц и лесов».

Виктор Гюго в молодости

Социальная проблематика творчества 1830-1840-х

Поэт всё время живёт в Гюго рядом с прозаиком. Эти крупнейшие произведения Гюго-романиста и поэта поставили его в первые ряды французских писателей и создали ему европейскую славу.

Метафизический гуманист Гюго отступился от своего принципа отмены смертной казни, ибо, как указывал К. Маркс , Июльская революция была наиболее близкой сердцу радикальных демократов из всех революций во Франции в XIX веке .

Сделав поэтому исключение для министров Карла X, Гюго в следующем произведении «Клод Ге» (), посвящённом тому же вопросу, продолжает свою борьбу против смертной казни.

В Брюсселе Гюго завершает «Histoire d’un Crime» (История одного преступления) - обвинительный акт против Наполеона III (окончена в 1852 году , опубликована лишь в ), публикует памфлет «Napoléon le petit» (Наполеон Маленький, ), сыгравший огромную агитационную роль в борьбе против Второй империи.

Творчество 1850-1860-х

За годы изгнания, - напоминая о себе каждый раз статьями и речами против Людовика Наполеона, против «всех царей и угнетателей» (они собраны в сборниках «Pendant l’exil» - «За годы изгнания») своими политическими стихотворениями (сборник «Les Châtiments», - шедевр гражданской поэзии), - Гюго даёт ряд своих крупнейших поэтических и прозаических произведений. В Гюго публикует два тома «Les Contemplations» (Созерцания) - поэтическую автобиографию, первую серию «Légende des siècles» (Легенда веков - вторая серия опубликована в ) - исторические поэмы, которые вместе с его историческими романами и драмами должны были составить художественную историю человечества, затем «Chansons des rues et des bois» (Песни улиц и лесов, ), книгу «Вильям Шекспир» к 300-летию со дня рождения Шекспира, романы «Misérables» (Отверженные, ), «Les travailleurs de la mer» (Труженики моря, ), «L’homme qui rit» (Человек, который смеётся, ).

Несмотря на то, что к этому времени парнасцы в поэзии, реалисты в прозе давно восторжествовали, «Созерцания» и «Легенда веков» и в особенности романы, созданные Гюго в изгнании, стали в ряд наиболее читаемых и популярных книг второй половины XIX века .

В эпоху, когда во французской прозе уже доминируют полутона, Гюго продолжает строить свои романы на ярком противопоставлении тьмы и света.

«Отверженные»

«Misérables» - соединение исторического романа и социального. Воскрешая борьбу при Ватерлоо и революцию , Гюго даёт яркую картину ужасов капитализма, нищеты, проституции, преступления. Гюго стремится романом помочь разрешению «трёх основных, по его мнению, вопросов нашего времени: унижение человека положением пролетария, падение женщины вследствие голода, поглощение детей мраком ночи».

Козетта. Иллюстрация Эмиля Баяра

Показом этих трёх категорий определяется основной типаж книги: доведённый голодом до краж и преступлений Жан Вальжан, доведённая нищетой и страданиями своего ребёнка до проституции Фантина и оставшаяся после её смерти на произвол улицы девочка Козетта.

Их страдания - результат бессердечного, немилосердного социального порядка; олицетворением последнего является полицейский Жавер, который губит Фантину и всю жизнь преследует Жана Вальжана.

Где выход, в чём разрешение поставленных проблем? Для Гюго - в моральном самоусовершенствовании, в нравственной победе добра над злом. Роман «Отверженные », по характеристике самого Гюго, - «с начала до конца, в целом и в подробностях представляет движение от зла к добру, от несправедливого к справедливому, от ложного к истинному, от мрака к свету, от алчности к совестливости, от гнили к жизни, от скотства к долгу. Точка отправления - материя, цель - душа. Вначале - гидра, в конце - ангел».

Раскрытию этого пути, утверждению этой идеи посвящён весь роман. Она раньше всего в судьбе Жана Вальжана: доведённый материей, социальным порядком, для которого «точка отправления - материя», до состояния «гидры», он становится «в конце ангелом». Великодушие и любовь епископа, который на зло ответил добром, возродили душу Жана Вальжана. Ангел в нём победил зверя. Осознав, что «цель - душа», Жан Вальжан одинаково служит этой цели и тогда, когда он становится мэром и фабрикантом, и тогда, когда опять превращается в преследуемого нарушителя закона.

Разрешение социальных проблем - в торжестве нравственных начал. Эта идея проникает и два следующих романа - «Труженики моря» и «Человек, который смеётся».

«Труженики моря»

«Труженики моря», где Гюго с присущей ему драматической экспрессией дал жизнь рыбаков, их борьбу со стихией моря, героизм борьбы и жертвенности рыбаков во время кораблекрушения, он в образе бедного рыбака, пролетария Жиллиата, опять утвердил свою идею победы добродетели над злом жизни. В Жане Вальжане и Жиллиате Гюго раскрыл свой социальный идеал. В 1918 году режиссёром Андре Антуаном был снят одноименный фильм.

После разгрома Коммуны Гюго смело вступается за коммунаров против версальцев. Его речи и статьи той эпохи собраны в сборнике «Après l’exil» (После изгнания). Гюго надеется на великодушие победивших версальцев, призывает к взаимному прощению, выражает свою скорбь одинаково Версалю и Коммуне: «Я жалею всех, мучеников и палачей. Я скорблю одинаково: об убийце и жертве» («L’Année terrible» - «Ужасный год» - сборник стихов, которым Гюго в - гг. реагировал на события).

Церемония похорон продолжалась десять дней. Гюго был похоронен в Пантеоне . В его похоронах участвовало около миллиона человек.

Гюго-прозаик

Гюго стал известен Парижу, как глава литературной партии, миру - как апостол социально-политической веры радикальной демократии за период между Июльской революцией 1830 года и Парижской коммуной.

Гюго существующему миру противопоставил мир должный и, презрев действительность как недостойную внимания поэта посредственность, поставил себе в своих произведениях задачу: «дополнить великое правдой и правду великим». Идеалист в философии, пацифист, утопист в политике, Гюго счёл это важнейшим методом борьбы за свои идеалы социальной справедливости на основе мелкой собственности.

Он вёл эту борьбу в романах и драмах, в «Легенде веков» и литературных манифестах, в политических речах и памфлетах. Всюду он видел свою задачу в том, чтобы «привести от зла к добру», от «несправедливости к справедливости». Эта идея определила всю его тематику и все его приёмы, которые в основном сводились к контрасту, идеализации, дидактике: «Собор парижской Богоматери» построен на контрасте красоты Эсмеральды и безобразия Квазимодо; «Отверженные» - на контрасте каторжника, узника закона, Жана Вальжана, и полицейского - служителя закона, Жавера; «93 год» - на контрастах монархии и республики, республики террора и республики милосердия. Контрасты достигаются гиперболизмом положительных или отрицательных черт, но всегда конфликт между контрастирующими началами заканчивается торжеством добродетельного начала.

В этом раскрытие основной задачи - представить «путь от зла к добру, от несправедливости к справедливости, от мрака к свету». Эта дидактическая авторская установка приводит к риторике, к схематизации, к единообразию в конструкции произведений. Гюго даёт одни и те же портреты, разрабатывает одни и те же конфликты и разрешает их всегда одинаково - победой света над мраком, добра над злом. Из-за этого схематизма его романы, насыщенные многочисленными психологическими конфликтами, всё-таки не психологические, а социально-этические. Ни один из его многочисленных персонажей не вошёл в мировую литературу как психологическая категория, не стал психологическим типом.

Но все его фигуры в течение десятилетий оставались символами гуманистически-пацифистских стремлений и порывов и звали и организовывали на борьбу за её идеалы.

Гюго-поэт

Черты Гюго-романиста характеризовали и Гюго-лирика, поэта, причём именно в лирике особенно раскрылся путь Гюго от поклонения монархии к пламенной борьбе за республику, от хранителя классических традиций до разрушителя классицизма и создателя романтической лирики.

В статьях в журнале «Conservateur littéraire» () Гюго поёт дифирамбы классикам, а в своей юношеской трагедии «Iratimen» он следует традициям классического стиха, от которого он начинает отходить в своих «Одах и балладах». Но в самих «Одах и балладах» Гюго ещё в 1823 году прославляет королевскую власть и сравнивает её с «медным колоссом», который устанавливает «маяк… на оба берега времени».

В он не менее восторженно в предисловии ко второму изданию «Од и баллад» провозглашает, что «история только тогда поэтична, когда на неё смотрят с высоты монархической идеи и религиозного верования». Возможна «только одна свобода - освящённая религией, только одна фантазия, облагороженная верованием». И эти слова из предисловия суммируют поэтическое содержание его «Од и баллад».

Но очень скоро Гюго противопоставил роялизму и католицизму «святой прогресс», увидел задачу своего творчества в служении «святому прогрессу», а средством для этого признал раскрепощение слова от «старого порядка» классицизма и принялся разбивать «кандалы», которые до того «ода носила на ногах». В дальнейшем он в своих привычных для романтиков экзотических «Восточных мотивах», в философских «Созерцаниях», в исторической «Легенде веков», в политических «Карах» одинаково служил злобе политического дня и рвал кандалы старой поэзии, чтобы разорвать социальные путы.

Прославленнейший лирик романтиков, поэт, знавший мало равных себе по богатству, разнообразию, неожиданности и новизне образов, поэт редкой музыкальности, Гюго всегда строит свои произведения на контрастирующей метафоре, на образе-символе идей добра и света, зла и мрака. Призывный, действенный характер его лирики приводил к тому, что современники долго не замечали перегруженности его образов, ходульности многих его сравнений, искусственности его метафор и того, что «музыкальная фраза часто сыграна, - по меткому слову Луначарского , - на тромбоне», что его «музыкальная фантазия - трубная».

  • Как-то Виктор Гюго отправился в Пруссию.

Чем вы занимаетесь? - спросил у него жандарм , заполняя анкету. - Пишу. - Я спрашиваю, чем вы зарабатываете на средства для проживания? - Пером. - Так и запишем: «Гюго. Торговец перьями.»

  • В честь Гюго назван кратер на Меркурии .
  • Гюго - один из соционических типов в соционике .

Избранная библиография

Основные произведения

Источник

Романы:

  • «Ган Исландец» ()
  • «Бюг Жаргаль» ()
  • «Труженики моря» ()
  • «Девяносто третий год» ()

Поэтические сборники:

  • «Оды и разные стихотворения» ()
  • «Оды и баллады» ()
  • «Восточные мотивы» ()
  • «Осенние листья» ()
  • «Песни сумерек» ()
  • «Внутренние голоса» ()
  • «Лучи и тени» ()
  • «Возмездия» ()
  • «Созерцания» ()
  • «Грозный год» ()
  • «Искусство быть дедом» ()

Драмы:

  • «Кромвель» ()
  • «Эрнани» ()
  • «Марион Делорм» ()
  • «Король забавляется» ()
  • «Лукреция Борджиа» ()
  • «Мария Тюдор» ()
  • «Анджело» ()
  • «Рюи Блаз» ()
  • «Бургграфы» ()
  • «Торквемада» ()
  • «Последний день приговоренного к смерти»

Публицистические книги:

  • «История одного преступления» ( -)

Политические памфлеты:

  • «Наполеон Малый» ()

Книги статей и речей:

  • «Дела и речи» ( -)
  • «До изгнания»
  • «Во время изгнания»
  • «После изгнания»

Собрания сочинений

  • Œuvres complètes de Victor Hugo, Édition définitive d’après les manuscrits originaux - édition ne varietur, 48 vv., -
  • Собрание сочинений: В 15 т. - М.: Гослитиздат, 1953-1956.
  • Собрание сочинений: В 10 т. - М.: Правда, 1972.
  • Собрание сочинений: В 6 т. - М.: Правда, 1988.
  • Собрание сочинений: В 6 т. - Тула: Сантакс, 1993.
  • Собрание сочинений: В 4 т. - М.: Литература, 2001.
  • Собрание сочинений: В 14 т. - М.: Терра, 2001-2003.

Литература о Гюго

  • Луи Арагон «Гюго - поэт-реалист »
  • Моруа А. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго. - Многочисленные издания.
  • Муравьёва Н. И. Гюго. - 2-е изд. - М.: Мол. гвардия, 1961. - (ЖЗЛ).
  • Сафронова Н. Н. Виктор Гюго. - Биография писателя. Москва «Просвещение». 1989.
  • Трескунов М. С. В. Гюго. - Л.: Просвещение, 1969. - (Б-ка словесника)
  • Евнина Е. М. Виктор Гюго. - М.: Наука, 1976. - (Из истории мировой культуры)
  • Трескунов М. С. Виктор Гюго: Очерк творчества. - Изд. 2-е, доп. - М.: Гослитиздат, 1961.
  • Мешкова И. В. Творчество Виктора Гюго. - Кн. 1 (1815-1824). - Саратов: Изд. Сар. ун-та, 1971.
  • Брахман С. Р. «Отверженные» Виктора Гюго. - М.: Худ. литер., 1968. - (Массовая ист.-лит. б-ка)
  • Минина Т. Н. Роман «Девяносто третий год»: Пробл. революции в творчестве Виктора Гюго. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1978.
  • Трескунов М. С. Роман Виктора Гюго «Девяносто третий год». - М.: Худ. лит., 1981. - (Массовая ист.-лит. б-ка)
  • Hugo Adèle. Victor Hugo Raconté par un Témoin de sa Vie, avec des Oeuvres Inédites, entre autres un Drame en Trois Actes: Iñez de Castro, 1863
  • Josephson Matthew. Victor Hugo, a Realistic Biography, 1942
  • Maurois André. Olympio: La vie de Victor Hugo, 1954
  • Pironué Georges. Victor Hugo romancier; ou, Les Dessus de l’inconnu, 1964
  • Houston John P. Victor Hugo, 1975
  • Chauvel A.D. & Forestier M. Extraordinary House of Victor Hugo in Guernsey, 1975
  • Richardson Joanna. Victor Hugo, 1976
  • Brombert Victor. Victor Hugo and the Visionary Novel, 1984
  • Ubersfeld Anne. Paroles de Hugo, 1985
  • Guerlac Suzanne. The Impresonal Sublime, 1990
  • Bloom Harold, ed. Victor Hugo, 1991
  • Grossman Kathryn M. «Les Miserables»: Conversion, Revolution, Redemption, 1996
  • Robb Graham. Victor Hugo: A Biography, 1998
  • Frey John A. Victor Hugo Encyclopedia, 1998
  • Halsall Albert W. Victor Hugo and the Romantic Drama, 1998
  • Hovasse Jean-Marc. Victor Hugo. Avant l’exil 1802-1851, 2002
  • Kahn Jean-François. Victor Hugo, un révolutionnaire, 2002
  • Martin Feller, Der Dichter in der Politik. Victor Hugo und der deutsch-französische Krieg von 1870/71. Untersuchungen zum französischen Deutschlandbild und zu Hugos Rezeption in Deutschland. Marburg 1988.
  • Tonazzi Pascal, Florilège de Notre-Dame de Paris (anthologie) , Editions Arléa, Paris, 2007, ISBN 2869597959
  • Hovasse Jean-Marc, Victor Hugo II: 1851-1864 , Fayard, Paris, 2008

Память

  • Дом-музей Виктора Гюго в Париже.
  • Памятник в Сорбонне работы

Виктор Гюго был младшим в семье генерала Жозефа Гюго и роялистки, дочери богатого судовладельца, Софи Требуше. Родился он в 1802 году в Безансоне, а последующие 9 лет переезжал с родителями с места на место. В 1811 году семья возвратилась в Париж. В 1813 году родители Виктора развелись, и младший сын остался жить с матерью.

Согласно краткой биографии Виктора Гюго, с 1814 по 1818 мальчик получал образование в престижном парижском лицее Людовика Великого. В это время он и начал писать: создал несколько трагедий, перевел на французский язык Вергилия, написал несколько десятков стихов, поэм и даже оду, за которую получил медаль Парижской Академии и еще несколько престижных наград.

Начало профессиональной литературной деятельности

В 1819 году Виктор Гюго начал заниматься издательским трудом. Он печатался в нескольких журналах, а потом стал издавать свой собственный. Содержание журнала говорило о том, что юный Гюго был ярым сторонником монархии и придерживался ультрароялистских взглядов.

В 1823 году Гюго опубликовал свой первый роман, который был раскритикован. Писатель не огорчился, а наоборот стал больше и тщательнее работать над своими произведениями. Он даже подружился с критиками, например, с Шарлем Нодье, который, в свою очередь, оказал большое влияние на творчество писателя. До 1830 года Гюго придерживался классической школы, но после романа «Кромвель» решил окончательно «уйти» в романтизм. Именно Гюго заложил основы так называемой романтической драмы.

Вершина писательской карьеры

Несмотря на проблемы с критиками, Гюго был достаточно известным писателем и вращался в соответствующих кругах. На праздники в дом приглашались такие известные деятели искусства, как Ламартин, Мериме, Делакруа . Гюго поддерживал хорошие отношения с Листом, Шатобрианом, Берлиозом.

В романах 1829-1834 годов Гюго проявил себя не только литератором, но и политиком. Он открыто выступил против практики смертной казни, что было особенно актуально для постреволюционной Франции.

С 1834 по 1843 году писатель работал, в основном, для театров. Его трагедии и комедии вызывали большой общественный резонанс – скандалы во французском литературном мире, но, при этом, они ставились в лучших парижских театрах. Его пьесы «Эрнани» и «Король забавляется» даже на какое-то время снимались с показов, но потом их снова включали в репертуар, и они имели оглушительный успех.

Последние годы

В 1841 году Виктор Гюго стал членом Французской Академиии, а 1845 начал политическую карьеру, которая была отнюдь не простой, хотя именно в 1845 году он получил звание пэра Франции.

В 1848 году он был избран в Национальное собрание, в котором продержался до 1851 года. Не поддержав новую революцию и восшествие на престол Наполеона III, Гюго отправился в изгнание и вернулся во Францию только в 1870 году. В 1876 году он стал сенатором.

Умер писатель в 1885 году. Во Франции на 10 дней объявили траур. Похоронен Виктор Гюго в Пантеоне.

Семья

В 1822 году Гюго женился на Адель Фуше. В этом браке родились пятеро детей, из которых определенную известность получила только младшая дочь Адель Гюго.

Другие варианты биографии

  • Такие великие произведения автора, как роман-эпопея «Отверженные», роман «Последний день человека, приговоренного к казни», роман «Человек, который смеется», вызывали большой общественный резонанс. Деятели мирового искусства и культуры, такие, как Ф. Достоевский , А. Камю , Ч. Диккенс, высоко оценивали литературный талант Гюго, а Достоевский вообще считал, что его «Преступление и наказание» во многом уступает романам Гюго.
  • Известно, что на похороны писателя пришло около миллиона человек, чтобы проститься с ним.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку