Роль в историческом процессе. Урока – семинара по обществознанию на тему «Исторический процесс и его участники»

1) Установите соответствие между признаком растения и систематической группой, для которой он характерен: 1-Моховидные, 2-Папоротниковидные
А) в цикле развития преобладает гаметофит
Б) взрослое растение – спорофит
В) споры образуются в коробочках
Г) споры образуются в спорангиях на нижней стороне листьев
Д) из споры развивается заросток
Е) из споры развивается предросток (протонема)

Ответ

А1 Б2 В1 Г2 Д2 Е1

1А) Установите соответствие между характерным признаком растения и отделом, к которому он принадлежит: 1-Моховидные, 2-Папоротниковидные
А) листостебельные растения с ризоидами
Б) наличие видоизмененного побега с придаточными корнями
В) наличие большого количества воздухоносных клеток
Г) преобладание гаметофита над спорофитом
Д) наличие травянистых и древесных форм
Е) наличие заростка в цикле развития

Ответ

А1 Б2 В1 Г1 Д2 Е2

2. Установите последовательность этапов индивидуального развития однолетнего покрытосеменного растения из семени
А) образование плодов и семян
Б) появление вегетативных органов
В) появление цветков, опыление
Г) оплодотворение и формирование зародыша
Д) прорастание семени

Ответ

3. Процесс оплодотворения у цветковых растений характеризуется
А) образованием цветка
Б) слиянием спермия с центральной клеткой
В) формированием пыльцевого зерна
Г) слиянием спермия и яйцеклетки
Д) образованием зиготы в зародышевом мешке
Е) делением зиготы путем мейоза

Ответ

3а. Чем характеризуется оплодотворение у покрытосеменных растений?
А) происходит слияние ядер женской и мужской гамет
Б) яйцеклетка окружается большим числом сперматозоидов
В) гаплоидное ядро гаметы сливается с диплоидной центральной клеткой
Г) в процессе участвуют подвижные мужские гаметы
Д) процесс может происходить вне организма
Е) происходит в зародышевом мешке взрослого организма

Ответ

3Б. Установите последовательность процессов оплодотворения цветковых растений
А) образование зиготы
Б) прорастание вегетативной клетки в пыльцевую трубку
В) перемещение спермиев к пыльцевходу
Г) соединение спермия с яйцеклеткой

Ответ

4. Грибы образуют микоризу с корнями
А) моховидных
Б) хвощевидных
В) голосеменных
Г) плауновидных
Д) однодольных
Е) двудольных

Ответ

5) Папоротники, как и мхи
А) являются высшими споровыми растениями
Б) имеют вегетативные и генеративные органы (цветки, плоды)
В) являются многолетними растениями
Г) в процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических
Д) не нуждаются в воде при размножении и развитии
Е) не содержат в клетках хлоропласты и митохондрии

Ответ

6. Какую функцию выполняет цветок растения?
А) опыление
Б) поглощение веществ
В) оплодотворение
Г) вегетативное размножение
Д) отложение запасных веществ
Е) формирование семян и плодов

Ответ

7. Установите соответствие между признаком покрытосеменных растений и классом, для которого он характерен: 1-двудольные, 2-однодольные
А) наличие в семени одной семядоли
Б) мочковатая корневая система
В) наличие в семени двух семядолей
Г) сетчатое жилкование листьев
Д) стержневая корневая система
Е) параллельное или дуговое жилкование листьев

Ответ

А2 Б2 В1 Г1 Д1 Е2

8. Установите соответствие между особенностью оплодотворения и отделом растений, для которых она характерна: 1-покрытосеменные, 2-голосеменные
А) участвуют два спермия
Б) участвует один спермий
В) образуется триплоидный эндосперм
Г) яйцеклетки развиваются в женских шишках
Д) спермий сливается с центральной диплоидной клеткой зародышевого мешка

Ответ

А1 Б2 В1 Г2 Д1

8а. Установите соответствие между особенностью растения и отделом, для которого она характерна: 1-Папоротниковидные, 2-Голосеменные
А) из споры развивается пыльцевое зерно
Б) споры развиваются в спорангиях на листьях
В) жизненная форма – кустарник или дерево
Г) яйцеклетки развиваются в гаметофите на чешуйках шишек
Д) в цикле развития имеется гаплоидный заросток
Е) придаточные корни развиваются от корневища

Ответ

А2 Б1 В2 Г2 Д1 Е1

9. Установите соответствие между характеристикой и способом размножения растения: 1-вегетативное, 2-половое
А) осуществляется видоизмененными побегами
Б) осуществляется с участием гамет
В) дочерние растения сохраняют большое сходство с материнскими
Г) используется человеком для сохранения у потомства ценных признаков материнских растений
Д) новый организм развивается из зиготы
Е) потомство сочетает в себе признаки материнского и отцовского организмов

Ответ

А1 Б2 В1 Г1 Д2 Е2

10. Установите, в какой хронологической последовательности появились на Земле основные группы растений
А) зеленые водоросли
Б) хвощевидные
В) семенные папоротники
Г) риниофиты
Д) голосеменные

Ответ

10+. Установите, в какой хронологической последовательности появились на Земле основные группы растений
А) Псилофиты
Б) Голосеменные
В) Семенные папоротники
Г) Одноклеточные водоросли
Д) Многоклеточные водоросли

Ответ

10++. Установите, в какой последовательности в процессе эволюции появились основные группы растений на Земле
А) псилофиты
Б) покрытосеменные
В) папоротникообразные
Г) одноклеточные водоросли
Д) многоклеточные водоросли

Ответ

10+++. Установите, в какой последовательности происходило развитие растительного мира на Земле
А) возникновение и господство покрытосеменных
Б) возникновение водорослей
В) возникновение и господство голосеменных
Г) выход растений на сушу
Д) возникновение и господство папоротникообразных

Ответ

11. Установите соответствие между характеристикой и группой растений: 1-зеленые водоросли, 2-моховидные
А) не имеют тканей
Б) не имеют органов
В) имеют коробочки со спорами
Г) у некоторых представителей имеются водоносные клетки
Д) спорофит развивается на гаметофите
Е) содержат одноклеточные и многоклеточные организмы

Ответ

А1 Б1 В2 Г2 Г2 Д1

11+. Мхи, как и покрытосеменные растения
А) имеют клеточное строение
Б) содержат в зародыше две семядоли
В) образуют плоды и семена
Г) содержат в клетках хлорофилл
Д) способны к фотосинтезу
Е) имеют мелкие невзрачные цветки

Ответ

11++. Мхи, в отличие от покрытосеменных растений,
А) образуют половые клетки
Б) не имеют тканей
В) имеют ризоиды
Г) являются фототрофами
Д) размножаются спорами
Е) не имеют цветка

Ответ

12. Установите соответствие между признаком растения и способом его опыления: 1-насекомыми, 2-ветром
А) обычно растут группами, образуя заросли или рощи
Б) цветки имеют яркую окраску венчика
В) цветки содержат нектар
Г) цветки с редуцированным околоцветником
Д) образуют много мелкой, сухой и лёгкой пыльцы в тычинках
Е) цветки имеют запах

Ответ

А2 Б1 В1 Г2 Д2 Е1

12+. Установите соответствие между приспособлением растения к опылению растения и его способом: 1-насекомыми, 2-ветром
А) наличие в цветках нектара
Б) заметная окраска венчика
В) длинные висячие тычинки
Г) цветки с крупными пушистыми рыльцами пестика
Д) цветки имеют запах
Е) крупные одиночные цветки

Ответ

А1 Б1 В2 Г2 Д1 Е1

13. Установите последовательность ароморфозов в эволюции растений, обусловивших появление более высокоорганизованных форм
А) дифференциация клеток и появление тканей
Б) появление семени
В) образование цветка и плода
Г) появление фотосинтеза
Д) формирование корневой системы и листьев

Ответ

14. Установите соответствие между строением, значением ткани растения и её типом: 1-образовательная, 2-запасающая
А) образована крупными живыми клетками с тонкими оболочками
Б) состоит из более или менее однородных клеток, способных делиться
В) расположена в точках роста корней и побегов
Г) расположена в семенах, плодах, сердцевине стебля и других органах
Д) обеспечивает рост растения, образование новых органов и тканей
Е) служит местом отложения запасных веществ: белков, жиров, углеводов

Ответ

А2 Б1 В1 Г2 Д1 Е2

А2 Б1 В1 Г1 Д2 Е2

21. Установите соответствие между функцией и органом растения, для которого она характерна: 1-корень, 2-лист
А) осуществление минерального питания
Б) поглощение воды
В) синтез органических веществ из неорганических
Г) транспирация
Д) сохранение питательных веществ во время зимовки растений
Е) поглощение углекислого газа и выделение кислорода

Ответ

А1 Б1 В2 Г2 Д1 Е2

23. Из каких тканей состоит организм высших растений?
А) эпителиальной
Б) покровной
В) соединительной
Г) нервной
Д) запасающей
Е) проводящей

Ответ

24. Установите последовательность расположения слоев на спиле дерева, начиная с пробкового слоя
А) камбий
Б) луб
В) пробка
Г) древесина
Д) сердцевина

Контрольная работа № 1

«ОРГАНЫ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ»

Часть 1. Задания с выбором одного ответа (1 балл).

А1. Эндосперм семени - это

1) часть зародыша у однодольных растений

2) часть семядолей у двудольных растений

3) особая ткань с запасом питательных веществ

4) запасающая ткань, находящаяся вне семени

А2. Зародыш семени цветкового растения состоит из

    семенной кожуры, зародышевого стебелька, по­чечки и корешка

    семядоли, зародышевого корешка и эндосперма

    кожуры, семязачатка и эндосперма

4) зародышевого стебелька, корешка, почечки, од­ной или двух семядолей

А3. К двудольным растениям относится:

1) фасоль

2) кукуруза

3) ирис

4) лук

А4. Генеративным органом цветкового растения является:

1) корень

2) цветок

3) лист

4) стебель

А5. Семена петуньи сеют:

1) на глубину 4-5 см

2) на глубину 2-3 см

3) по поверхности почвы

4) на глубину1,5-2 мм и присыпают слегка землей

А6. Корень, развивающийся из зародышевого корешка называется

1) боковым

2) основным

3) главным

4) придаточным

А7. Боковые корни у растений развиваются

    только на главном корне

    только на придаточных корнях

3) как на главном, так и на придаточных корнях

4) на корнях всех видов

А8. Рост корня в длину обеспечивают клетки

1) корневого чехлика и зоны роста

2) зоны деления и зоны роста

3) корневого чехлика и зоны деления

4) зоны всасывания и зоны проведения

А9. Угол между листом и стеблем называют

    пазуха листа

    междоузлие

    узел

    почка

А10. Ситовидные трубки относятся к ткани

    основной

    покровной

    проводящей

    выделительной

А11. Испарение воды листьями обеспечивает растению

    охлаждение и дыхание

    удаление избытка воды и фотосинтез

    дыхание и передвижение воды

    охлаждение и поддержание непрерывного водно­го тока

А12. Рост стебля в толщину обеспечивается за счет деления клеток

    древесины

    сердцевины

    луба

    камбия

А13. Видоизмененным побегом является

    корнеплод

    микориза

    чешуйки

    луковица

А14. Структура цветка, частями которой являются венчик и чашечка

    цветоложе

    околоплодник

    околоцветник

    тычинка

А15. Процесс переноса пыльцы с пыльников на рыльце пестика называется

    перемещение

    питание

    опыление

    оплодотворение

А16. Листья состоят из

    листовой пластинки и прилистников

    листовой пластинки и черешка

3) основания и черешка

4) листовой пластинки, черешка, основания

А17 . Плод состоит из

    околоцветника и околоплодника

    семян и завязи

    внеплодника и семян

    околоплодника и семян

А18. Плоды по содержимому околоплодника можно разделить на

    вскрывающиеся и невскрывающиеся

    односемянные и многосемянные

    сухие и сочные

    большие и мелкие

В1. Установите соответствие между приспособлениями растения к опылению и способом, для которого оно характерно. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К ОПЫЛЕНИЮ

СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ

А) наличие в цветках нектара

Б) яркая окраска венчика

В) длинные висячие тычинки

Г) цветки с крупными пушистыми рыльцами пестика

Д) цветки имеют запах

Е) крупные одиночные цветки

1) насекомыми

2) ветром

А

Б

В

Г

Д

Е

В2. Распределите на две группы листья, приведенные на рисунке. Данные запишите в таблицу (А – простые листья, Б – сложные листья)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Цель работы: оценить уровень предметных достижений по теме «Органы цветковых растений»

Структура работы: работа состоит из двух частей.

Часть 1 включает 18 заданий базового уровня (А1-А18) с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Часть 2 включает 2 задания повышенного уровня (В1-В2): задание В1 - задание на установление соответствия (за каждую правильную пару 0,5 балла, всего 3 балла), В2 – задание на распределение по группам (за каждую правильную пару 0,5 балла, всего 4,5 балла).

Ответы

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

А16

А17

А18

Задание

Ответ

В1

112211

В2

АААВАВВВВ

Оценивание

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

Количество баллов

8 и ниже

9-14

15-19

20-25,5

1. Установите соответствие между признаком организмов и царством, для которого этот признак характерен
ПРИЗНАК ЦАРСТВО
А) по способу питания в основном автотрофы 1) Растения
Б) имеют вакуоли с клеточным соком 2) Животные
В) клеточная стенка отсутствует
Г) в клетках имеются пластиды
Д) большинство способно передвигаться
Е) по способу питания преимущественно гетеротрофы

2. Установите соответствие между признаком организма и царством, к которому он относится
ПРИЗНАК ОРГАНИЗМА ЦАРСТВО
А) оболочка клеток содержит хитин 1) Грибы
Б) клетки содержат хлоропласты 2) Растения
В) в клетках накапливается гликоген
Г) размножаются с помощью мицелия
Д) имеют автотрофный тип питания
Е) в экосистеме выполняют роль редуцентов

3. Установите соответствие между одноклеточным организмом и царством, к которому его относят
ОДНОКЛЕТОЧНЫЙ ОРГАНИЗМ ЦАРСТВО
А) хлорелла 1) Бактерии
Б) туберкулёзная палочка 2) Грибы
В) обыкновенная амёба 3) Растения
Г) инфузория-туфелька 4) Животные
Д) дрожжи
Е) стрептококки
Ж) хламидомонада

4. Установите соответствие между признаком объекта и формой жизни, для которой он характерен
ПРИЗНАК ОБЪЕКТА ФОРМА ЖИЗНИ
А) наличие рибосом 1) неклеточная (вирусы)
Б) отсутствие плазматической мембраны 2) клеточная (бактерии)
B) не имеют собственного обмена веществ
Г) большинство гетеротрофы
Д) размножение только в клетках хозяина
Е) размножение делением клетки

5. Установите соответствие между группой бактерий и её значением в природе и жизни человека
ГРУППА БАКТЕРИЙ ЗНАЧЕНИЕ
А) туберкулезные 1) участвуют в повышении плодородия почвы
Б) молочнокислые 2) вызывают заболевания человека
В) нитрифицирующие 3) используются в производстве
Г) азотфиксирующие
Д) уксуснокислые

7. Установите соответствие между признаком растения и группой, для которой он характерен
ПРИЗНАК ГРУППА
А) тело представляет собой таллом (слоевище) 1) низшие
Б) имеют вегетативные и генеративные органы 2) высшие
В) некоторые имеют светочувствительный глазок
Г) имеют разнообразные ткани
Д) живут главным образом в водной среде
Е) включают одноклеточные организмы

8. Установите соответствие между признаком растения и группой, для которой он характерен
ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ ГРУППЫ РАСТЕНИЙ
А) первые, наиболее древние растения 1) водоросли
Б) господствующая группа растений на Земле 2) покрытосеменные
В) не имеют органов и тканей
Г) имеют вегетативные и генеративные органы
Д) имеют приспособления к опылению, распро­странению плодов и семян
Е) тело состоит из одной или множества сход­ных клеток

9. Установите соответствие между признаком растений и отделом, для которого он характерен
ПРИЗНАК ОТДЕЛ
А) листостебельные растения, не имеющие корней 1) Моховидные
Б) имеют хорошо развитую проводящую систему 2) Папоротниковидные
В) некоторые растения содержат водонос­ные клетки, в которых запасается вода
Г) недоразвита проводящая система, поэтому рост растения ограничен
Д) половое поколение (гаметофит) преобла­дает над бесполым (спорофитом)
Е) спорофит преобладает над гаметофитом

10. Установите соответствие между признаком растений и отделом, для которого этот признак характерен
ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ ОТДЕЛ
A) наличие ризоидов 1) Моховидные
Б) наличие водоносных клеток 2) Папоротниковидные
В) образование спорангиев на листьях, называемых вайями
Д) преобладание половою поколения (гаметофита) над бесполым (спорофитом)
Д) развитие заростка

11. Установите соответствие между признаком растений и отделом, для которого этот признак характерен
ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ ОТДЕЛ
А) в большинстве — травянистые растения 1) Папоротниковидные
Б) преобладают деревья и кустарники 2) Голосеменные
В) размножаются спорами
Г) размножаются семенами
Д) процесс оплодотворения не связан с вод­ной средой

12. Установите соответствие между признаком растений и отделом, к которому их относят
ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ ОТДЕЛ
А) не выносят засушливых условий 1) Папоротниковидные
Б) в основном деревья и кустарники 2) Голосеменные
В) имеют семязачаток
Г) образуют пыльцу
Д) для оплодотво­рения необходима вода

13. Установите соответствие между признаком растения и отделом, к которому его относят
ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ ОТДЕЛ
А) образуют шишки 1) Папоротниковидные
Б) семязачатки открыто расположены на чешуях 2) Голосеменные
В) размножение связано с водой
Г) большинство – травянистые растения
Д) заростки – тонкие зелёные пластинки

14. Установите соответствие между признаком растения и отделом растений, для которого он характерен
ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ ОТДЕЛ
А) образование плодов 1) Папоротниковидные
Б) образование пыльцы в тычинках 2) Покрытосеменные
В) двойное оплодотворение
Г) половое поколе­ние представлено заростком
Д) размножение спорами

15. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен
ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ ОТДЕЛ
А) наличие генеративных органов – цветков 1) Папоротниковидные
Б) отсутствие плодов 2) Покрытосеменные
В) размножение спорами
Г) образование пыльцы
Д) оплодотворение происходит на заростке
Е) процесс оплодотворения не зависит от наличия воды

16. Установите соответствие между особенностью размножения растений и отделом, для которого она характерна
ОСОБЕННОСТЬ РАЗМНОЖЕНИЯ ОТДЕЛ
А) размножаются спорами 1) Папоротниковидные
Б) происходит двойное оплодотворение 2) Цветковые
В) споры образуются в тычинках и пестиках
Г) на заростке образуются мужские и женские половые органы
Д) семена образуются внутри плода
Е) споры образуются на листьях в споран­гиях

17. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен
ПРИЗНАК ОТДЕЛ
А) двойное оплодотворение 1) Голосеменные
Б) есть плоды с семенами 2) Покрытосеменные
В) жизненные формы: деревья, кустарники и травы
Г) травянистые формы растении практически не встречаются
Д) у большинства листья игловидные (хвоя)

18. Установите соответствие между признаком покрытосеменного растения и классом, для которого он характерен
ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ КЛАСС
А) семена с двумя семядолями 1) Однодольные
Б) мочковатая корневая система 2) Двудольные
В) сетчатое жилкование листьев
Г) трёхчленный тип строения цветка
Д) жизненные формы: деревья, кустарники, травы
Е) раннее отмирание главного корня, развитие придаточных корней
Ж) стержневая корневая система
3) параллельное или дуговое жилкование листьев
И) листья только простые
К) цветки пятичленного типа

19. Установите соответствие между характеристикой растения и семейством, к которому оно принадлежит
ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЯ СЕМЕЙСТВО
А) число частей цветка кратно пяти 1) Крестоцветные
Б) плоды — стручки или стручочки 2) Паслёновые
В) плоды — ягода или коробочка
Г) чашелистики и лепестки расположены взаимно перпендикулярно
Д) органы большинства растений содержат ядовитые вещества

20. Установите соответствие между признаком и процессом жизнедеятельности растения, к которому его относят
ПРИЗНАК ПРОЦЕСС
А) осуществляется в клетках с хлоропластами 1) фотосинтез
Б) происходит во всех живых клетках 2) дыхание
В) поглощается кислород
Г) усваивается углекислый газ
Д) образуются органические вещества из неорганических на свету
Е) окисляются органические вещества

21. Установите соответствие между характеристикой и процессом растения, к которому её относят
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕСС
А) синтезируется глюкоза 1) фотосинтез
Б) окисляются органические вещества 2) дыхание
В) выделяется кислород
Г) образуется углекислый’ газ
Д) происходит в митохондриях
Е) сопровождается поглощением энергии

22. Установите соответствие между тканью и сё принадлежностью к организмам растений или животных
ТКАНЬ ОРГАНИЗМЫ
А) покровная 1) растения
Б) эпителиальная 2) животные
В) соединительная
Г) механическая
Д) мышечная
Е) образовательная
Ж) проводящая
З) основная

23. Установите соответствие между строением, значение ткани растения и её типом
СТРОЕНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ ТИП ТКАНИ
А) образована некрупными живыми клетками 1) образовательные
с очень тонкими оболочками 2) запасающая
Б) клетки с крупными вакуолями
В) состоит из более или менее однородных клеток, способных делиться
Г) расположена в точках роста корней и побегов
Д) расположена в семенах, плодах, сердцевине стебля и других органах
Е) заполняет промежутки между проводящими и механическими тканями
Ж) обеспечивает рост растения, образование новых органов и тканей
З) служит местом отложения запасных веществ: белков, жиров, углеводов

24. Установите соответствие между особенностью строения и функций ткани растений и их видом
СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ВИДЫ ТКАНЕЙ
А) состоят из плотно прилегающих друг к другу клеток 1) покровные
Б) имеют устьица, чечевички 2) проводящие
В) образованы клетками удлинённой формы, сообщающимися между собой
Г) обеспечивают защиту органов растения от неблагоприятных воздействий среды
Д) осуществляют газообмен и испарение воды
Е) включают сосуды и ситовидные трубки

25. Установите соответствие между органом растения и группой, к которой его относят
ОРГАН ГРУППА
А) корень 1) вегетативные
Б) цветок 2) генеративные
В) стебель
Г) семя
Г) лист
Д) плод

26. Установите соответствие между приспособлением растения к опылению и его способом
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К ОПЫЛЕНИЮ СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ
А) наличие в цветках нектара 1) насекомыми
Б) заметная окраска венчика 2) ветром
В) длинные висячие тычинки
Г) цветки с крупными пушистыми рыльца­ми пестика
Д) цветки имеют запах
Е) крупные одиночные цветки

27. Установите соответствие между внешним строением плодов и семян растений и способом их распространения
СТРОЕНИЕ СПОСОБ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
А) сочный околоплодник 1) животными
Б) наличие крючочков 2) ветром
В) наличие парашютиков
Г) наличие крылаток
Д) кожура яркой окраски

28. Установите соответствие между признаками организмов и группами, для которых они характерны
ПРИЗНАКИ ГРУППЫ
А) выделяют в особое царство 1) грибы
Б) тело представляет собой слоевище 2) лишайники
В) имеют плодовое тело
Г) по способу питания – автогетеротрофы

Е) представляют симбиоз грибов и водорослей

30. Установите соответствие между характеристикой и процессом, который протекает в растениях.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕСС
А) синтез органических веществ 1) испарение
из неорганических на свету 2) фотосинтез
Б) обеспечение растения энергией
В) защита растения от перегрева
Г) обеспечение транспорта воды и минеральных веществ
Д) выделение кислорода в атмосферу

31. Установите соответствие между признаком и отделом растений, к которому он относится.
ПРИЗНАК ОТДЕЛ
А) размножение не связано с водой 1) Моховидные
Б) размножаются с помощью спор 2) Голосеменные
В) наличие ризоидов
Г) гаметофит доминирует над спорофитом
Д) представителями отдела являются кукушкин лён и сфагнум
Е) представителями отдела являются лиственница, кипарис и можжевельник

32. Установите соответствие между характеристикой и группой грибов, к которой она относится.
ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППА ГРИБОВ
А) образуют плодовые тела 1) шляпочные
Б) образуют на концах гифов головки со спорами 2) плесневые
В) развиваются на пищевых продуктах
Г) используются для получения антибиотиков
Д) вступают в симбиоз с корнями растений

33. Установите соответствие между особенностью растения и отделом, для которого она характерна.
ОСОБЕННОСТЬ РАСТЕНИЯ ОТДЕЛ
А) Жизненная форма – кустарник или дерево 1) Папоротниковидные
Б) Споры развиваются в спорангиях на листьях 2) Голосеменные
В) В цикле развития имеется гаплоидный заросток.
Г) Придаточные корни развиваются от корневища.
Д) Яйцеклетки развиваются в гаметофите на чешуйках шишек.
Е) Из споры развивается пыльцевое зерно.

34. Установите соответствие между особенностью ткани растения и её видом.
ОСОБЕННОСТЬ ВИД ТКАНИ
А) обеспечивает вставочный рост у злаков 1) образовательная
Б) защищает от колебаний температур и повреждений 2) покровная
В) образует камбиальный слой в стебле
Г) обеспечивает газообмен
Д) формирует восковой слой на своей поверхности
Е) имеет множество мелких клеток с большим ядром

35. Установите соответствие между характеристикой строения клетки и организмом, для которого она свойственна.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗМ
А) клетка не содержит митохондрий 1) бактерия
Б) имеются хлоропласты 2) одноклеточная водоросль
В) имеется кольцевая хромосома
Г) клеточная стенка состоит из клетчатки
Д) наследственный материал расположен в цитоплазме
Е) основная часть ДНК расположена в ядре

36. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого этот признак характерен.
ПРИЗНАК ОТДЕЛ
А) преобладание в цикле развития спорофита 1) Голосеменные
Б) наличие предростка (протонемы) в цикле развития 2) Моховидные
В) наличие стержневой корневой системы
Г) прикрепляется к почве ризоидами
Д) произрастает в нижнем ярусе леса
Е) образует древесный ярус леса

37. Установите соответствие между признаком и объектом, для которого он характерен.
ПРИЗНАК ОБЪЕКТ
А) наследственный материал представлен нуклеоидом 1) бактерия
Б) нуклеиновая кислота защищена капсидом 2) вирус
В) не имеет собственного обмена веществ
Г) минерализует мёртвые органические остатки
Д) имеет клеточную стенку из полисахаридов

Тема: Семенные растения

Известно, что свёкла обыкновенная является овощным культурным растением, у которого в пищу используется корнеплод. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.

1)Листья используются в медицине. 2)В корнеплоде содержатся питательные вещества.

3)Опыление перекрёстное насекомыми.

4)В результате селекции выведены разнообразные сорта культурной свёклы.

5)Плод - сжатая односемянка, при созревании срастающаяся с околоцветником.

6)Свёклу употребляют в виде салатов, винегретов, свекольников для улучшения пищеварения и работы кишечника.

Представитель какого отдела царства Растения изображен на рисунке?

2)Моховидные

3)Покрытосеменные

4)Хвощевидные

Что развивается из вегетативной почки цветкового растения?

1)цветок или соцветие 2)стебель с листьями и почками

3)сочные или сухие плоды 4)зародыш семени с эндоспермом

4. Какой орган растения относят к вегетативным органам?

1)лист 2)семя 3)цветок 4)плод

Растение, изображённое на рисунке, относится к отделу

2)покрытосеменные

3)папоротникообразные

4)зелёные водоросли

Установите соответствие между приспособлением к опылению у растений и его способом.

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К ОПЫЛЕНИЮ

А)наличие нектара в цветках Б)яркая окраска венчика

В)зацветают до появления листьев Г)цветки с крупными пушистыми рыльцами пестика

Д)цветки имеют запах Е)цветки мелкие, собраны в соцветие сложный колос

СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ

1)насекомыми 2)ветром

Выберите три признака растений из класса Двудольные и запишите цифры, под которыми эти признаки указаны.

1)дуговое жилкование листьев 2)мочковатая корневая система

3)сетчатое жилкование листьев 4)параллельное жилкование листьев

5)две семядоли в семени 6)стержневая корневая система

Установите последовательность участков корня, начиная с его верхушки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.



1)зона всасывания 2)зона деления 3)корневой чехлик 4)зона роста 5)зона проведения

9. По какой части древесного стебля происходит передвижение растворённых органических веществ из листьев ко всем органам?

1)древесина 2)камбий 3)луб 4)сердцевина

На рисунке изображена аптечная ромашка. Под каким номером расположена схема, соответствующая расположению цветков в её соцветии?

Установите соответствие между растением и типом подземного побега, характерного для этого растения.

РАСТЕНИЕ

А)папоротник щитовник мужской Б)лилия тигровая

В)ландыш майский Г)лук репчатый

Д)пырей ползучий Е)тюльпан лесной

ТИП ПОДЗЕМНОГО ПОБЕГА

1)корневище 2)луковица

Развитие новых побегов у тополей после опиливания верхушки происходит благодаря почкам

1)верхушечным 2)возобновления 3)генеративным 4)спящим

Вставьте в текст «Цветок» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов.

Самая заметная часть цветка – это венчик, состоящий часто из отдельных (А). Обычно венчик окружён (Б), состоящей из чашелистиков. В центре цветка расположены его главные части – (В) и пестик. Части цветка, расположенные вокруг этих образований, называют (Г).

1)околоцветник 2)прицветник 3)лепесток 4)соцветие

5)завязь 6)тычинка 7)цветоложе 8)чашечка

Верны ли следующие суждения о процессах роста растений?

А. У двудольных растений, выросших из черенков, развивается мочковатая корневая система.

Б. От главного корня растений отрастают придаточные корни.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны


Ветроопыляемые растения – растения, опыляемые с помощью ветра, однако, при различных обстоятельствах, они также могут быть опыляемы насекомыми. У ветроопыляемых растений очень мелкие и многочисленные цветки. Такие растения вырабатывают много пыльцы: одно растение способно вырабатывать миллионы пыльцевых зёрен. У многих ветроопыляемых растений (лещина, осина, ольха, шелковица) цветки появляются ещё до распускания листьев.
Ветроопыляемые растения. Растения, цветки которых опыляются ветром, так и называются ветроопыляемыми. Обычно их невзрачные цветки собраны в компактные соцветия, например, в сложный колос, или в метёлки. В них образуется огромное количество мелкой, лёгкой пыльцы. Ветроопыляемые растения чаще всего растут большими группами. Среди них есть и травы (тимофеевка, мятлик, осока), и кустарники, и деревья (орешник, ольха, дуб, тополь, берёза). Причём эти деревья и кустарники цветут одновременно с распусканием листьев (или даже раньше).

У ветроопыляемых растений тычинки обычно имеют длинную тычиночную нить и выносят пыльник за пределы цветка. Рыльца пестиков также длинные, «лохматые» – чтобы уловить летающие в воздухе пылинки. У этих растений есть некоторые приспособления и к тому, чтобы пыльца не расходовалась зря, а попадала предпочтительно на рыльца цветков своего же вида. Многие из них цветут по часам: одни распускаются рано утром, другие днём.

Для растений, опыляемых ветром, характерны следующие признаки:

– невзрачные мелкие цветки, часто собранные в соцветия, но мелкие, малозаметные;
– перистые рыльца и пыльники на длинных свисающих нитях;
– очень мелкая, легкая, сухая пыльца.

Примеры ветроопыляемых растений: тополь, ольха, дуб, береза, орешник, рожь, кукуруза. Деревья, опыляемые ветром, обычно цветут весной, до распускания листьев, которые помешали бы переносу пыльцы.

К ветроопыляемым растениям принадлежат дубы и буки, ольха и береза, тополя и платаны, грецкий орех и лещина. Кроме деревьев, ветром опыляются многие травы, живущие обычно большими сообществами: злаки, ситники, осоки, конопля, хмель, крапива и подорожник. В этом списке – лишь примеры, он вовсе не претендует на полноту перечня названий ветроопыляемых растений.

Первая бросающаяся в глаза особенность цветков, опыляемых ветром, – это отсутствие яркой окраски и аромата, отсутствие нектара. Напротив, пыльцевые зерна развиваются в большом изобилии. При этом они чрезвычайно мелкие: у ветроопыляемых растений отдельная пылинка имеет массу 0,000001 мг. Для сравнения можно вспомнить, что у опыляемой пчелами тыквы пылинка в тысячу раз тяжелее: ее масса 0,001 мг. Одно соцветие ржи способно произвести 4 млн. 200 тыс. пыльцевых зерен, а соцветие конского каштана даже вдесятеро больше – 42 млн. Характерная особенность пыльцевых зерен ветроопыляемых цветков заключается в том, что они совершенно лишены склеивающих веществ и в большинстве случаев имеют гладкую поверхность.

Несмотря на то, что ветроопыляемые цветки лишены нектара, они достаточно часто посещаются насекомыми, которые питаются пыльцой. Однако как переносчики пыльцы эти насекомые почти не играют роли.

Распространение пыльцы, которую растение «бросает на ветер», – процесс, конечно, неуправляемый. И вероятность того, что пыльцевые зерна упадут на рыльце собственного цветка, очень велика. Но, как мы знаем, самоопыление для растения нежелательно. Поэтому у ветроопыляемых цветков широко развиты приспособления, препятствующие ему. Особенно частым является неодновременное созревание пыльников и рыльца. У многих ветроопыляемых растений по той же, наверное, причине цветки раздельнополы, а подчас и двудомпы.

Большинство ветроопыляемых древесных растений зацветает ранней весной, еще до распускания листьев. Особенно ярко это видно у березы, у орешника. Ведь понятно, что густая летняя листва была бы очень труднопреодолимым препятствием для летящей по ветру пыльцы.

Можно назвать и некоторые другие приспособления к опылению ветром. У многих злаков тычинки при раскрывании цветка начинают необыкновенно быстро расти, удлиняясь ежеминутно на 1–1,5 мм. За короткое время их длина в 3–4 раза превосходит первоначальную, они вырастают за пределы цветка и свешиваются вниз. И только когда пыльники окажутся внизу, они начинают растрескиваться, причем пыльник здесь несколько изгибается и образует своеобразный лоток или чашу, куда ссыпается пыльца. Она таким образом не падает вниз, на почву, а дожидается очередного порыва ветра, чтобы полететь на его крыльях.

Интересно, что цветоножки в колосках некоторых злаков к началу цветения как бы растопыриваются, образуя между собой угол в 45–80°. Это тоже способствует выдуванию пыльцы ветром. Лишь только цветение кончится, опыленные цветки возвращаются на место.

Изменяется во время цветения положение всего соцветия и у берез, тополей, граба. Сначала соцветия бывают направлены вверх. Но перед тем, как начнут лопаться пыльники, стержень сережки вытягивается н соцветие свешивается вниз. Каждый цветок при этом становится отделенным от другого и доступным ветру. Пыльца падает из пыльников вниз на чешуйку нижнего цветка и уже отсюда сдувается ветром.

Есть у ветроопыляемых растений и «взрывчатый» тип цветка, сходный с таковым у насекомоопыляемых. Так созревающие в бутоне тычинки цветка одного из видов крапивы напряжены настолько, что при раскрывании его резко расправляются и разбрасывают пыльцу из лопнувших пыльников. В этот момент над цветком можно увидеть густое облачко пыльцы.

Пыльца ветроопыляемых цветков рассыпается ими отнюдь не в любое время дня и ночи, а только в благоприятную погоду, обычно относительно сухую, при слабом или среднем ветре. Чаще всего наиболее подходящими для опыления оказываются утренние часы.

Сравнение насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений

Признаки цветка

Насекомоопыляемые растения

Ветроопыляемые растения

Невзрачный или отсутствует

2. Расположение тычинок

Внутри цветка

Открыто, пыльники на длинных нитях

3. Рыльца пестиков

Небольшие

Большие, часто перистые

Не очень много, липкая, крупная Очень много, сухая, мелкая

Есть у многих

Есть у многих