Отношения печорина к женщинам. Была ли любовь в жизни Печорина? Сочинение

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.

М. Ю. Лермонтов

Белинский назвал "Герой нашего времени" "воплем страданий" и "грустной думой" о 30-х годах XIX века. Эту эпоху с полным основанием называли эпохой безвременья, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Мрачное время порождало мрачные характеры. Бездуховность порождает зло и несет его во все сферы жизни. Особенно больно это зло отражается на судьбах людей.

Женские образы в романе оттеняют холодность, противоречивость характера главного героя.

Гордая черноокая красавица , "дочь горных ущелий", горячо и сильно полюбила Печорина. Она молчаливо, с чувством собственного достоинства отвергает Печорина, равнодушно относится к его подаркам. "Я не раба его", - гордо говорит она. Но, полюбив его, она жертвует всем: родным домом, отцом, честью: "У меня нет родных". Вся ее жизнь сосредоточилась на любви. Ее чуткая, искренняя натура не могла мириться с холодностью Печорина. А он скоро охладел к ней, в сравнении с ее страстной любовью увлечение Печорина оказалось неглубоким и несерьезным. "Любовь дикарки", ее простосердечие и невежество ему так же надоели, как и кокетство знатной барышни: "Я за нее отдам жизнь, - только мне с нею скучно".

Тяжело страдает от встречи с Печориным и княжна Мери. Княжна принадлежит к тому же кругу, что и . Она полная противоположность Бэле. Если Бэла скупа в своих высказываниях, то княжна Мери "шутила очень мило, ее разговор был остер, без притязания на остроту, жив и свободен, ее замечания иногда глубоки". Она не глупа, романтически настроена. Ее интересует все загадочное и таинственное. Вначале ее воображение пленил Грушницкий своими мнимыми несчастьями и эффектными фразами. Но она отдает сердце загадочному, разочарованному, дерзкому Печорину. Странность Печорина, непохожесть на окружающих ее поклонников заинтересовывают ее. Его рассказ о себе, о том, как свет его не понял и исковеркал его характер, глубоко трогает ее добрую и доверчивую душу. Она полюбила его, но не поняла его мятежной, противоречивой души. Мери живет законами светского общества, подходит к нему с нравственными мерками воспитавшей ее аристократической среды.

Печорин не может найти забвения в женской любви. "Я все это знаю уже наизусть - вот что скучно!" В то же время душа его хочет любви. Ему свойственны живые порывы сердца, человечность. Острое сострадание вызывает у него оскорбленная его ответом "безмолвно страдающая" Мери. Но тихое семейное счастье не для него. "Нет, я не ужился бы с этой долей", признается он. Печорин говорит о себе с горечью и неудовлетворенностью: "Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия". Именно так любил Печорин Веру - единственную женщину, к которой он испытывал сильное чувство.

Вера любит беззаветно, самозабвенно, ее любовь не знает границ, она преступает через запреты среды. Ради него она готова на любую жертву. Вера понимает не только достоинства, но и недостатки Печорина. Только такая любовь, беспредельная, покорная, жертвенная, и может раскрыть ожесточенное сердце Печорина. В отношениях с Верой он хотя бы отчасти становится таким, каким создала его природа, - глубоко чувствующим и переживающим человеком.

Холодный, эгоистичный, насмешливый Печорин, который смеется над всем на свете, особенно над чувствами, становится искренним, когда дело касается Веры. "Воспоминание о ней останется неприкосновенным в душе моей... Она единственная женщина, которую я не в силах обмануть", - признается себе он. Только она своим внезапным и вынужденным отъездом вызывает у него горячие слезы. Оставаясь эгоистом и в любви к Вере, Печорин все-таки не только берет, но и отдает какую-то часть собственного существа. Загнав коня, он прижимается к мокрой траве, рыдает исступленно и беспомощно. Утрата Веры - это, пожалуй, самая большая потеря, но его личность с этой потерей никак не меняется. Он по-прежнему остается холодным, равнодушным, рассудочным эгоистом. Однако под этой маской эгоиста проступает существенная черта "героя нашего времени" - глубина человеческого чувства.

Встречи с Печориным не прошли бесследно. Бэла погибла, но она узнала любовь и счастье, которых в ее жизни могло не оказаться совсем. Княжна Мери испытала страдания, но зато навсегда утратила симпатию к "разочарованным героям" вроде Грушницкого. Но сам Печорин не нашел счастья ни в чем. Ему не хватило "жажды бытия" Лермонтова, способности и желания идти к людям. "Под ношей бытия" охладела и устала его душа, и ему уже не оставалось ничего, кроме надежды: "Авось где-нибудь умру на дороге!"

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Женские образы в романе «Герой нашего времени» и их роль в раскрытии характера Печорина уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Почему Печорин поступает жестоко с княжной Мери? На первый взгляд это кажется странным. Но присмотримся внимательнее к тому, как Лермонтов изображает княжну Лиговскую, кратко проследим ее взаимоотношения с Печориным. Мери обаятельна. Печорин сразу же выделяет княжну из толпы светских красавиц. "Эта княжна Мери прехорошенькая... У нее такие бархатные глаза... Нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках. Я люблю эти глаза без блеска, они так
    Конфликт Печорина и Грушницкого - один из главных в романе. (Личность Печорина вырисовывается во взаимоотношениях с окружающими, и в частности с Грушницким. Противопоставление Печорина и Грушницкого - это противопоставление истинного и ложного; Грушницкий воплощает мир, против которого восстает Печорин.) Грушницкий - пародия на Печорина. Ум Печорина и ограниченность Грушницкого. (Печорину свойственно анализировать как собственные поступки, так и действия других людей, Грушницкий же не может разобраться в простых ситуациях.) Разочарование в
    На том отрезке жизни Печорина, который дан в романе, на его пути встречаются четыре женщины: девушка-контрабандистка ("Тамань"), Бэла ("Бэла"), Мери и Вера ("Княжна Мери"). Образ девушки-контрабандистки истинно романтичен. Для нее характерна причудливая изменчивость настроений, "быстрые переходы от величайшего беспокойства к полной неподвижности": "Она пристально всматривалась вдаль, то смеялась и рассуждала сама с собой, то снова запевала песню". Ее речи загадочны и по форме близки к народным пословицам и поговоркам; ее песни,
    История создания романа. (Начало работы - 1838 год, под впечатлением от поездки на Кавказ. "Бэла" и "Тамань" опубликованы в виде отдельных повестей. Изначально не задумывался как роман (сборник повестей). Но в 1840 году "Герой нашего времени" увидел свет. Повести, вошедшие в него, связаны единой композицией и сюжетом. Главная проблема романа - личность и время.) Первый в русской литературе психологический роман.(Последовательность событий, сюжетное повествование специально изменены. Цель автора - раскрыть характер
    Во взаимоотношениях с Грушницким Печорин проявляет такие черты характера, как скучающее пренебрежение и страсть, впрочем, довольно вялую, к психологическим играм. То же можно сказать и о его отношении к княжне Мери, прибавив огромное самолюбие, направляемое произвольно. При этом он не удержался на грани холодного анализа стороннего наблюдателя и сам сильно увлёкся немалой внутренней силой княжны. Можно даже сказать - влюбился. Но как человек, привыкший отдавать себе подробный отчёт во всех движениях
    1. Почему М. Ю. Лермонтов рассказывает о событиях в романе "Герой нашего времени" не в хронологической последовательности? Какова должна быть эта последовательность? М. Ю. Лермонтов нарушает хронологическую последовательность, чтобы полнее раскрыть характер Печорина. В повестях "Бэла" и "Максим Максимыч" он показывает противоречивые поступки героя, непонятные окружающим. Затем проясняются мотивы поступков. Кроме того, в первых четырех повестях показано воздействие среды на формирование Печорина. В "Фаталисте" ставится проблема противодействия человека судьбе. Хронологически повести
    Зачем я жил? Для какой цели я родился? Трагедия судьбы Григория Печорина Всю жизнь главного героя романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" действительно можно назвать трагедией. Почему и кто в этом виноват темы, которым посвящено это сочинение. Итак, Григорий Печорин, выслан из Петербурга за некую "историю" (очевидно за дуэль из-за женщины) на Kавказ, по дороге с ним приключается еще несколько историй, он разжалован, снова отправляется на Kавказ, затем некоторое

Тема любви в «Герое нашего времени» является одной из центральных тем, которые исследует автор. Любовных коллизий в романе действительно много. Даже главный герой – внешне холодный и эгоистичный Печорин ищет любви, он находит ее в сердцах трех женщин Веры, Мери Лиговской и Бэлы, однако любовь этих прекрасных женщин не приносит Печорину счастья.

В этом романе любовь вообще радости никому не приносит, она является испытанием для каждого из героев, и часто их любовные переживания оканчиваются трагически.

Попробуем рассмотреть основные любовные линии этого произведения.

Печорин – Бэла – Казбич

Один из литературоведов, анализируя содержание этого произведения, справедливо отметил, что композиционная структура романа строится на бесконечных любовных треугольниках.
Действительно, любовных треугольников здесь очень много.

В первой части романа «Бела» мы узнаем, что Печорин похищает у родного отца молодую черкешенку Белу и делает ее своей любовницей. Гордая Бела умна, прекрасна и добра. Она всем сердцем полюбила русского офицера, однако поняла, что в его душе нет ответного чувства к ней. Печорин похитил ее ради забавы и скоро потерял к своей пленнице всякий интерес.
В итоге Бела несчастна, ее любовь не принесла ей ничего кроме глубокой скорби.

В одной из прогулок около крепости, в которой она живет вместе с Печориным, ее похищает влюбленный в нее черкес Казбич. Увидев погоню, Казбич смертельно ранит Белу, и та умирает спустя два дня в крепости на руках у Печорина.

В итоге этот любовный треугольник не приносит никому из героев удовлетворенности и радости. Казбич, увившей свою любимую, мучится угрызениями совести, Печорин понимает, что любовь Белы не смогла пробудить его к жизни и осознает, что погубил молодую девушку напрасно, движимый чувством самолюбия и эгоизма. В своем дневнике он позже написал: «Я опять ошибся, любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой».

Печорин – Мери – Грушницкий

Тема любви в романе «Герой нашего времени» представлена еще одним любовным треугольником, в котором находятся Печорин, княжна Мери Лиговская и влюбленный в нее Грушницкий, которого Печорин, сам того не желая, убивает на дуэли.

Данный любовный треугольник также трагичен. Он приводит всех его участников либо к бесконечному горю, либо к смерти, либо к осознанию своей душевной никчемности.

Можно сказать, что главным действующим лицом этого треугольника является Григорий Александрович Печорин. Именно он постоянно подсмеивается над влюбленным в Мери юношей Грушницким, что в итоге приводит последнего к ревности и к роковому для него вызову на дуэль. Именно Печорин, заинтересовавшись княжной Лиговской, доводит эту гордую девушку до того, что она сама признается ему в любви. А он отвергает ее предложение, чем вызывает с ее стороны чувство тоски и обманутых надежд.

Печорин недоволен сам собой, однако он, пытаясь объяснить мотивы своего поведения, лишь говорит о том, что свобода ему дороже любви, он просто не хочет изменять свою жизнь ради другого человека, даже такой девушки, как княжна Мери.

Печорин – Вера – муж Веры

Любовь в произведении Лермонтова «Герой нашего времени» находит свое выражение в еще одни страстном любовном треугольнике.
В него входят Печорин, светская замужняя дама Вера и ее муж, о котором романе лишь говорится. С Верой Печорин познакомился еще в Петербурге, он был в нее страстно влюблен, однако ее замужество и страх перед светом помещали дальнейшему развитию их романа.

В Кисловодске Вера и Печорин случайно встречаются, и прежние отношения вновь вспыхивают с былой силой.

Печорин проявляет Вере нежность, когда она внезапно уезжает из Кисловодска, он до смерти загоняет коня, чтобы успеть за ней, что ему, однако, не удается. Однако эти любовные взаимоотношения не приносят счастья ни Вере, ни Печорину. Это подтверждают слова героини: «С тех пор, как мы знаем друг друга, – говорила она, – ты ничего мне не дал, кроме страданий».

Фактически, данный любовный треугольник предвосхищает любовную коллизию, описанную в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Там ведь тоже светская замужняя дама встречает молодого офицера, влюбляется в него и понимает, что ее муж ей стал неприятным. В отличие от Веры Анна Каренина идет на разрыв с мужем, уходит к любовнику, но обретает только несчастья, что и приводит ее к самоубийству.

Печорин – Ундина – Янко

И, наконец, последним любовным треугольником романа является история, которая произошла с Печориным на Тамани. Там он случайно раскрыл банду контрабандистов, которые его за это чуть не лишили жизни.

На этот раз участниками любовного треугольника стали Печорин, девушка, которую он прозвал «ундиной», то есть русалкой, и ее возлюбленный контрабандист Янко.

Однако эта любовная коллизия являлась скорее авантюрой, в которой Печорин решил отвлечься от своих переживаний. Ундина не была влюблена в него, а завлекла его только ради того, чтобы утопить как нежелательного свидетеля. Девушка пошла на такой опасный шаг, повинуясь чувству влюбленности к Янко.

Печорин осознал всю опасность своего положения и пришел к выводу, что он зря подвергнул себя такому риску.

Как мы видим, любовная тема в романе «Герой нашего времени» представлена достаточно ярко. При этом в произведении нет примеров счастливой любви. И это неудивительно, ведь любовь и дружба в творчестве Лермонтова – это всегда трагические темы. По мнению писателя и поэта, на земле человек никогда не сможет обрести настоящей любви, потому что он сам несет в себе печать несовершенства. Поэтому люди будут любить и страдать от того, что их любовь не может принести им ни счастья, ни радости, ни покоя.

С описанием основных любовных линий романа будет полезно ознакомиться учениками 9 классов перед написанием для сочинения на тему «Тема любви в романе «Герой нашего времени»».

Тест по произведению

Вершиной всего творчества М.Ю. Лермонтова, естественным завершением его короткого творческого пути является роман «Герой нашего времени». Основной задачей, стоявшей перед автором при создании этого произведения, было нарисовать образ современного ему молодого человека. Через характер главного героя романа Григория Печорина Лермонтов передает мысли, чувства, искания людей 30-х годов 19 века.

С большой психологической точностью показывается в романе чувство любви. Этим чувством проникнуты многие страницы произведения. Любовная тема в романе неразрывно связана с женскими образами: Бэлой, княжной Мери, Верой, девушкой-ундиной. Женские образы романа, яркие и самобытные, служат, прежде всего, для того, чтобы «оттенить» натуру Печорина.

Бэла, Вера, княжна Мери… На разных этапах жизни героя они сыграли для него важную роль. Это совершенно разные по характеру женщины. Но у них есть одна общая черта: судьба всех этих героинь складывалась трагично.

Из всех женских образов романа самое большое сочувствие вызывает черкешенка Бэла, простоту, грацию и женственность которой отмечал еще В.Г. Белинский. Бэла трогает чистотой своей натуры, искренностью желаний, женской гордостью и силой чувств. В сравнении с ее горячей искренней любовью мгновенное увлечение Печорина кажется неглубоким и несерьезным. Но Бэла была, по словам Белинского, «полудикая дочь вольных ущелий». Ее бесхитростная натура не могла долго привлекать воображение и страсть Печорина.

В жизни Печорина была женщина, которую он любил по-настоящему. Это Вера. Кстати, стоит задуматься над символичностью ее имени. Она была его верой в жизнь и в себя. Эта женщина поняла Печорина полностью и приняла его целиком. Хотя ее любовь, глубокая и серьезная, принесла Вере одни лишь страдания: « …я пожертвовала собою, надеясь, что когда-нибудь ты оценишь мою жертву…убедилась, что то была надежда напрасная. Горько мне было!»

А что же Печорин? Он любит Веру, как умеет, как позволяет ему его искалеченная душа. Но красноречивее всех слов о любви Печорина говорит его попытка догнать и остановить любимую женщину. Загнав в этой погоне лошадь, герой падает рядом с ее трупом и начинает безудержно рыдать: "… я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие – исчезли как дым".

Княжна Мери обрисована Лермонтовым более подробно, чем Вера. Белинский отмечает, что это «девушка неглупая». Ее беда – наивный романтизм, который определяет отношение Мери к людям. Ей может нравиться только все загадочное и таинственное.

Воображение героини сначала прельстил Грушницкий. Он привлек девушку своими эффектными фразами и предполагаемыми несчастьями. Затем Мери полюбила Печорина, когда он предстал перед ней в роли романтического героя. Григорий Александрович показался ей еще более загадочным, непонятным и дерзким. Мери искренне считала, что Печорин тайно увлечен ею.

В своей любви княжна Мери как бы осуществила афористические слова Печорина: «Женщины любят только тех, кого не знают». Лермонтов с глубоким психологизмом показал все этапы развития чувства девушки к Григорию Александровичу. Сначала это была женская обида, что на нее не обращают внимания, она не замечена. Затем княжна Мери была наивно убеждена в том, что она «победила» Печорина. Еще позже девушка начала бороться со своим увлечением, чувством, которое невольно начала испытывать к Печорину. В итоге она все-таки призналась герою в своей любви. Жаль, что слова Мери привели к горькой последней встрече героев, которая «возбуждает к ней сильное участие и обливает ее образ блеском поэзии». Мери «пала жертвою безответного, безмолвно страдающего, но без унижения» чувства.

Печорин знакомится с княжной в Пятигорске, на минеральных водах. Он начинает волочиться за Мери от скуки. Сблизившись с княжной, Печорин, сам того не желая, проникается к ней нежными чувствами. Подтверждение тому – его исповедь ей о том, что он нравственный калека: «Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил… Но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней…»

Мы чувствуем, что в этих словах есть большая доля истины. Печорин сам сомневается, играет ли он или искренне чувствует. В любом случае, его душа на какое-то время оживает. Ведь неслучайно, видя в глазах княжны искренний ответ на его явную ложь, герою становится стыдно. А позже, не видя княжну целый день, Печорин в замешательстве, он не понимает, что с ним происходит: «Возвратясь домой, я заметил, что мне чего-то недостает. Я не видал ее! Она больна! Уж не влюбился ли я в самом деле?.. Какой вздор!»

В конце концов, герой решает оставить Мери в покое. Чтобы облегчить их расставание, он говорит княжне, что все это время просто смеялся над ней. Еще одна история любви в жизни Печорина закончилась болью и разочарованием.

Каждый из женских образов романа по-своему уникален и неповторим. Но у всех них есть нечто общее – пагубная страсть к таинственному, неизведанному - к Печорину. И лишь одна девушка не поддалась обаянию героя романа. Это ундина из повести «Тамань».

Все женщины в романе «Герой нашего времени» просто хотели быть счастливы. Но счастье – понятие относительное, сегодня оно есть, а завтра…

Любовь и женщины в жизни Печорина

Григорий Печорин - молодой и привлекательный офицер. Он вращается в светском обществе Петербурга, покоряя сердца хорошеньких аристократок. Печорин влюбляется сам и бывает любим.

Большинство возлюбленных Печорина - это женщины его круга, светские красавицы. Однако есть одно исключение - черкешенка Бэла. Бэла далеко не светская львица. Напротив, она - настоящая "дикарка", коренная жительница Кавказа.

В романе "Герой нашего времени" описано нескольких любовных историй Печорина. Ниже представлен список любовных отношений Печорина в хронологическом порядке.

Печорин в Петербурге

1. Увлечения ранней молодости в Петербурге

Очевидно, молодость Печорина в Петербурге протекает бурно и насыщено. В тексте упоминается о нескольких женщинах в его ранней молодости:
" ...Я помню, одна меня полюбила за то, что я любил другую. Нет ничего парадоксальнее женского ума..."
"...один раз, один только раз я любил женщину с твердой волей, которую никогда не мог победить… Мы расстались врагами..."
"...я знаю, ты опытен в этих вещах, ты лучше меня знаешь женщин..." (Грушницкий о Печорине)

2. Отношения с Верой в Петербурге

За несколько лет до поездки на Кавказ Печорин встречает Веру. Вероятно, их встреча происходит на одном из светских вечеров в Петербурге. Печорин любит Веру, и она отвечает ему взаимностью. Они встречаются тайно, так как Вера замужем. В конце концов эти отношения заканчиваются разрывом.

Печорин на Кавказе

1. "Ундина" в Тамани

По пути на Кавказ Печорин оказывается в Тамани. Здесь он останавливается в доме бедняков, среди которых он замечает загадочную девушку-"ундину". Печорин выясняет, что красавица является контрабандисткой. Тем не менее он отправляется с ней на свидание. Оказавшись вдвоем в лодке с Печориными, девушка пытается его утопить. К счастью, ему удается спастись. В ту же ночь "ундина" покидает дом со своим возлюбленным-контрабандистом. На этом история Печорина и "ундины" заканчивается.
Смотрите: Отношения Печорина и "ундины"

2. Княжна Мери

Приехав в Пятигорск, Печорин знакомится здесь с юной княжной Мери. Печорин решает "волочиться" за Мери, чтобы развеять свою скуку. Княжна Мери в свою очередь всерьез влюбляется в Печорина. В конце концов он признается, что не собирается на ней жениться. На этом их отношения прекращаются.

3. Встречи с Верой на Кавказе

На Кавказе в Пятигорске Печорин снова встречает свою возлюбленную Веру, с которой у него были отношения в Петербурге. В Пятигорске Печорин и Вера снова тайно встречаются. В это же самое время Печорин ухаживает за княжной Мери.

4. Бэла

После знакомства с княжной Мери и дуэли с Грушницким Печорин попадает на службу в крепость N. Здесь на местной свадьбе Печорин встречает молодую черкешенку Бэлу. Печорин влюбляется в нее и крадет ее из дома. 4 месяца Бэла и Печорин живут счастливо, но со временем Печорин остывает к любимой и ему становится скучно. Внезапно Бэлу похищает разбойник Казбич и смертельно ранит ее. Вскоре Бэла умирает.


В психологическом романе Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени" женские образы имеют очень важную роль: они раскрывают характер Печорина во всей его многогранности и сложности.

В начале произведения читатель знакомится с Бэлой. Эта девушка обладает очень колоритной внешностью и характером, благодаря чему по-настоящему заинтересовывает главного героя. На первый взгляд, Бэла разительно отличается от остальных женщин, с которыми имел дело Григорий Александрович. Она "дикарка", никогда не видевшая светского общества, что в лазах Печорина является несомненным плюсом.

Эта девушка показывает нам интересную черту характера героя - он готов проводить своеобразные "эксперименты" над людьми для удовлетворения собственных прихотей. Причем сам Печорин понимает, что заставляет страдать окружающих, но не может ничего с собой поделать ("воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю; знаю только, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив").

Еще одной героиней, раскрывающей сущность Печорина, является Мэри. Княжна - представительница того самого высшего общества, которое так не любит герой, но к которому принадлежит и сам. Из обращения Григория Александровича с Мэри мы видим, что он любит управлять чужими судьбами без согласия на то.

Так Печорин становится и причиной несчастной любви юной девушки, и гибели Грушницкого (хоть и сам оказывается жертвой обстоятельств перед дуэлью). Кроме того, герой снова решает посмотреть, что будет, если влюбить в себя молодую неопытную девушку, при этом заранее предполагая ответ. И главная черта характера, которая ярко выражена во взаимоотношениях с Мэри - это эгоизм ("ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души").

Но, пожалуй, самая интересная сторона характера Григория Александровича раскрывается при общении с Верой. По словам самого героя, она была единственной женщиной, которую тот никогда не смог бы обмануть. Говоря о Вере, мы приоткрываем завесу, скрывающую истинную сущность Печорина, видим настоящую любовь и неподдельные страдания, казалось бы, абсолютно холодного человека. В размышлениях об этой женщине герой показан как глубоко чувствующий, любящий мужчина. И то человеческое, что еще осталось в душе Григория Александровича, "выплескивалось" наружу, даже несмотря не постоянные попытки заглушить голос своего истинного "я" ("вся моя твердость, все мое хладнокровие исчезли, как дым"). И, теряя Веру, Печорин окончательно утрачивает способность чувствовать, убивает ту часть себя, которая способна испытывать искренние эмоции.

Итак, именно женские образы помогают читателю увидеть настоящее лицо Григория Александровича. Благодаря им срывается маска, под которой так упорно скрывался обыкновенный человек. Вернее, не обыкновенный, а способный на чувства. На любовь. На переживания.

Обновлено: 2014-03-14

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.