Типы проблем в егэ. Егэ русский язык

Проблема текста

Проблема текста – это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.

Выявление и формулирование проблемы – важнейший этап работы над сочинением, поскольку по всем остальным критериям вы будете работать только с этой проблемой: именно эту, заявленную вами проблему вы должны будете прокомментировать, выразить отношение автора именно к этой проблеме, высказать своё мнение о позиции автора и аргументировать свою точку зрения.

Типы проблем

Характер проблемы определяется той сферой деятельности человека, которой касается автор текста. В самом общем виде типы проблем можно представить в схеме (см. рис.1).

Способы выявления проблемы

Выявление проблемы - это всегда процесс обобщения. Ваша задача - за конкретными поступками героев, фактами биографии различных людей, историческими событиями и многими другими сведениями увидеть общий вопрос, рассматриваемый автором.

Помните о том, что факты, описываемые в тексте, - это иллюстрация, частный случай проявления какой-либо общей идеи, которую вам следует найти. Одной проблеме могут быть посвящены десятки и сотни текстов. Например, в одной книге читаем о том, как была истреблена птица дронт, в другой - о катастрофическом сокращении площади лесов, в третьей - об истончении озонового слоя... Все эти тексты разные, однако, связаны с одной и той же проблемой неразумного вмешательства человека в жизнь природы.

Автор публицистического произведения стремится воздействовать на читателя, как можно более ярко, образно и понятно выразить свою мысль, поэтому выявление проблем публицистического теста, как правило, не вызывает затруднений.

рисунок 1

Рассмотрим, например, текст В. Распутина о роли природы в формировании человека. Автор начинает его с риторического вопроса о красоте Байкала. Многие учащиеся склонны видеть проблему текста уже в первом предложении, тем более что в нём уже поставлен вопрос. Прочитайте текст и обратите внимание на выделенные фрагменты, по которым вы легко сформулируете проблему.

Как и с чем действительно можно сравнить красоту Байкала? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона , и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав . Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы - часть их, та часть, которая cocтавлена естественной средой ; в нас обязан говорить и говорит её древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение, льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Всё это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью.

(По В. Распутину)

Особую трудность представляет выявление проблематики художественного текста. Автор художественного произведения идёт от общего к частному, т.е. от абстрактных идей к художественным образам, создаёт особую - художественную картину мира. Читатель идёт от частного к общему: мы видим героев, которые совершают различные поступки, строят свои взаимоотношения и т.д. и пытаемся понять, какие мысли хочет передать нам автор, изображая своих героев и их поступки.

Предлагаем вам следующий алгоритм выявления проблемы художественного текста (см. рис. 2, 3).

рисунок 2

Работая над сочинением, можно идти от позиции автора к проблеме. Как правило, выявить и сформулировать основную мысль текста проще, чем сформулировать проблему. В этом случае используйте следующий алгоритм.

ВНИМАНИЕ!

Предлог ПО перед фамилией автора означает, что текст приводится в сокращении, с небольшими изменениями. Не следует писать, например: «В тексте по Д. Лихачёву поднимается проблема. ..» лучше: «В тексте Д. Лихачёва поднимается проблема...» или «Д.Лихачёв поднимает проблему...»

НЕ ЗАБУДЬТЕ!

  • Не забудьте после текста прочитать информацию об авторе, чтобы избежать фактических ошибок.

Например: Некрасов Виктор Платонович (1911-1987) - прозаик, участник Великой Отечественной войны, в своих произведениях правдиво отразил фронтовые будни.

  • Информацию об авторе вы можете использовать в сочинении, чтобы избежать тавтологии, например: писатель - журналист - публицист - фамилия автора .

Анализ текста 2

Прочитайте текст и выполните задания B1–B8

(1) Я сидел в ванне с горячей водой, а брат беспокойно вертелся по маленькой комнате, хватая в руки мыло, простыню, близко поднося их к близоруким глазам и снова кладя обратно. (2) Потом стал лицом к стене и горячо продолжал:
– (3) Сам посуди. (4) Нас учили добру, уму, логике – давали сознание.
(5) Главное – сознание. (6) Можно стать безжалостным, но как возможно, познавши истину, отбросить её? (7) С детства меня учили не мучить животных, быть жалостливым. (8) Тому же учили меня книги, какие я прочёл, и мне мучительно жаль тех, кто страдает на вашей проклятой войне. (9) Но вот проходит время, и я начинаю привыкать ко всем страданиям, я чувствую, что и в обыденной жизни я менее чувствителен, менее отзывчив и отвечаю только на самые сильные возбуждения. (10) Но к самому факту войны я не могу привыкнуть, мой ум отказывается понять и объяснить то, что в основе cвоей безумно. (11) Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны – что же это такое, ведь это сумасшествие?
(12) Брат обернулся и вопросительно уставился на меня своими близорукими глазами.
– (13) Я скажу тебе правду. – (14) Брат доверчиво положил холодную руку на моё плечо. – (15) Я не могу понять, что это такое происходит. (16) Я не могу понять, и это ужасно. (17) Если бы кто-нибудь мог объяснить мне, но никто не может. (18) Ты был на войне, ты видел – объясни мне.
– (19) Какой ты, брат, чудак!(20) Пусти-ка ещё горячей водицы.
(21) Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках.
(22) Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеётся и шалит. (23) И снова буду писать – об умных книгах, о новых успехах человеческой мысли, о красоте и мире.
(24) А то, что он сказал, было участью всех тех, кто в безумии своём становится близок безумию войны. (25) Я как будто забыл в этот момент, плескаясь в горячей воде, всё то, что я видел там.
– (26) Мне надо вылезать из ванны, – легкомысленно сказал я, и брат улыбнулся мне, как ребёнку, как младшему, хотя я был на три года старше его, и задумался – как взрослый, как старик, у которого большие и тяжёлые мысли.
(27) Брат позвал слугу, и вдвоём они вынули меня и одели. (28) Потом я пил душистый чай из моего стакана и думал, что жить можно и без ног, а потом меня отвезли в кабинет к моему столу, и я приготовился работать.
(29) Моя радость была так велика, наслаждение так глубоко, что я не решался начать чтение и только перебирал книги, нежно лаская их рукою.
(30) Как много во всём этом ума и чувства красоты!

(По Л. Андрееву*)

*Андреев Леонид Николаевич (1871–1919) – прозаик, драматург, публицист, представитель Серебряного века русской литературы.

Ответы к заданиям B1–B3 запишите словами.
B1. Из предложения 6 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
B2. Из предложений 27 – 30 выпишите краткие прилагательные.
B3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании МУЧИТЕЛЬНО ЖАЛЬ (предложение 8).
Ответы к заданиям
B4–B7 запишите цифрами.
B4. Среди предложений 12 – 20 найдите простое односоставное определённо-личное. Напишите номер этого предложения.
B5. Среди предложений 21 – 25 найдите простое предложение, осложнённое однородными членами с обобщающим словом. Напишите номер этого предложения.
B6. Среди предложений 25 – 29 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным меры и степени. Напишите номер этого сложного предложения.
B7. Среди предложений 7 – 11 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения, частицы и лексического повтора.
Напишите номер этого предложения.
B8. «Синтаксические средства выразительности: _____ (предложение 6) и _____ (в предложениях 21 – 23) – помогают автору отчасти передать чувства персонажей. Такой приём, как _____ (предложения 15, 16), подчёркивает основную мысль младшего брата в рассуждениях о войне.
В какой-то момент братья словно меняются своими возрастными ролями, что подчёркивают _____ («ребёнок» – «взрослый» в предложении 26)».

Список терминов:
1) анафора
2) гипербола
3) риторический вопрос
4) олицетворение
5) парцелляция
6) диалектизм
7) восклицательное предложение
8) ряды однородных членов
9) антонимы


Какими бывают проблемы?

1.Нравственные проблемы
2.Социальные проблемы
3.Философские проблемы
4.Эстетические проблемы
5.Политические проблемы
6.Экологические проблемы

Как определить главную проблему текста?

1. Посмотрите, есть ли в прочитанном тексте вопросы.
2. Подумайте, какие проблемы текста в них заключаются.
3. Выберите главную из них.
4. А если в тексте нет вопросительных предложений, то нужно поставить вопросы к некоторым предложениям, в которых заключена главная мысль.
5. Ответ на вопрос и определяет проблему текста.

Формулировка конкретных проблем текста

1. Проблема роли книги в жизни человека
2. Проблема роли книги в формировании личности
3. Проблема роли чтения в жизни человека
4. Проблема культуры речи в жизни человека
5. Проблема взаимосвязи речи человека и его интеллектуального развития
6. Проблема развития русского языка
7. Проблема сохранения русского языка
8. Проблема образования в наши дни
9. Проблема милосердия и сострадания в нашей жизни
10. Проблема сохранения души
11. Проблема чёрствости и жестокосердия
12. Проблема роли любви в жизни человека
13. Проблема роли дружбы в нашей жизни
14. Проблема роли чести в жизни человека
15. Проблема роли совести в жизни человека
16. Проблема роли патриотизма в человеческой жизни
17. Проблема одиночества в жизни человека
18. Проблема нравственного выбора человека
19. Проблема взаимоотношения поколений
20. Проблема взаимоотношений между членами семьи
21. Проблема нравственного значения памяти в жизни людей
22. Проблема человеческого равнодушия
23. Проблема правильного выбора жизненной цели
24. Проблема роли интернета в жизни человека
25. Проблема роли великодушия в нашей жизни
26. Проблема смысла жизни человека
27. Проблема отношения к пожилым родителям.
28. Проблема роли внешней и внутренней красоты в нашей жизни
29. Проблема сохранения памятников
30. Проблема роли детских воспоминаний в жизни взрослых людей
31. Проблемы переходного возраста
32. Проблема роли влияния родителей на формирование личности ребёнка.
33. Проблема роли природы в жизни людей
34. Проблема исторической памяти
35. Проблема роли денег в жизни людей
36. Проблема межнациональных конфликтов.
37. Проблема роли искусства в жизни человека.
38. Проблема роли музыки в человеческой жизни
39. Проблемам отношения к войне
40. Проблема отношения к животным
41. Роль проблемы бескорыстия и благородства человека
42. Проблема роли таланта и гениальности в жизни человека
43. Проблема роли свободы в жизни человека
44. Проблема значимости труда в жизни человека
45. Проблема роли массовой культуры в жизни людей
46. Проблема нравственных уроков войны
47. Проблема равнодушного и жестокого отношения к природе
48. Проблема самореализации человека в жизни
49. Проблема толерантности и её роль в отношениях между людьми
50. Проблема социального неравенства

Настоящий творец (поэт, музыкант, художник) создает свои произведения по зову сердца, а не по заказу. Только тогда искусство будет правдивым, только тогда оно станет залогом бессмертия автора. «Рукописи не горят», - пророчески произнес Воланд - герой романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Но на самом деле в истории русской литературы XX века множество трагических моментов, когда

А.С. Пушкин «Медный всадник»

В «Медном всаднике» поэт поднимает проблему: может ли власть быть реформаторской и милосердной? В связи с этим он исследует личность и государственную деятельность Петра I, а также показыва­ет столкновение личности с неизбежным ходом истории, противосто­яние коллективной общественной воли в лице Петра I и личной воли Евгения.

В поэме герои изображены противоречиво и неоднозначно. Пётр I - великий реформатор, но в то же время он жестокий ти­ран. Евгений, с одной стороны - мелкий чиновник, а с другой сто­роны - человек, поднявший руку «на строителя чудотворного». Эта двойственность изображения свидетельствует о трагической неразре­шимости центрального конфликта произведения: противоречие между государственными интересами и интересами отдельной личности.

В.Т. Шаламов «Колымские рассказы»

«Колымские рассказы» - это обвинительный акт тоталитарному государству и его служителям. Вся страна покрыта лагерями, в кото­рых томятся люди. Любого из них могут убить. Вот палец нарядчика, скользя по списку, случайно остановился на фамилии человека - и всё, его нет, попал в гибельную командировку, и через несколько дней его тело наскоро забросают камнями на лагерном кладбище. Или ока­жется, что местные органы власти сами изобрели и раскрыли некий заговор, например, юристов, и совершенно случайно вспомнили, что у человека юридическое образование. И вот его имя уже в «расстрель­ных» списках.

Что можно противопоставить адской машине тоталитарного государства, перемалывающей людей зубьями зла? Только сопротивление распаду души, доброту, стремление выжить, но не любым способом, а сохранив человеческое достоинство. Так ведут себя многие герои рас­сказов В.Шаламова. А ещё в адских условиях лагеря есть люди, кото­рые способны вступить в открытую борьбу. Герои рассказа «Послед­ний бой майора Пугачёва», захватив оружие, бегут из лагеря.

Тоталитарное государство не в состоянии убить в тех людях, ко­торые являются личностями, любовь к жизни, стремление сохранить в себе человека даже на самом мученическом пути.

Е. Замятин «Мы»

В государстве далёкого будущего, которое изображает Е. Замятин в романе «Мы», решены все проблемы. Здесь человеку подчинены сти­хии природы, все одеты, обуты, у каждого есть своё жильё, работа. К тому же государство освободило человека от необходимости при­нимать решения, сняв тем самым с него тяжелейшую ношу делать вы­бор. Но чем же оплачено это «стопроцентное» счастье? Утратой сво­боды и личности. Граждане Единого государства живут в прозрачных домах, чтобы коллектив и агенты «Бюро хранителей» всегда могли видеть, чем они заняты. Все жители одеты в униформу, вместо имён у них номера.

Писатель считал, что развитие государства и ход истории ведёт к жёсткому контролю коллектива над личностью, к безраздельному господству «мы» над «я», к полной зависимости человека от раз и на­всегда установленных форм жизни.

В сюжете и деталях романа Е. Замятин с поразительной точностью предсказывал развитие опасных социальных тенденций в тоталитар­ном государстве: культ личности, массовый террор, методы психоло­гической обработки людей и превращение их в послушную массу, ко­торой легко управлять. Так, например, Благодетель - ежегодно из­бираемый глава государства - собственноручно уничтожает поэта, осмелившегося написать иронические стихи в его адрес.

Что за идеология питает режим этого Единого государства, Замя­тин не уточняет. Для писателя важно, что эта идеология подавляет

свободу человека, уничтожает его личность.

А. Платонов «Котлован»

Герои повести «Котлован» роют фундамент для счастливого бу­дущего, а сами спят в гробах. Настя - последний ребёнок, живущий среди землекопов, должна превратиться в удобрение, на котором взрастёт прекрасный цветок будущего. Венчает всё плот, уносящий в безвестность погружённых на него кулаков, а вместе с ними и лю­дей, случайно забредших в деревню. Платонов изображает в произведении действительность как раз­рушение многовекового уклада жизни, истощение «почвы», на кото­рой не может вырасти будущая, счастливая и справедливая, жизнь. Он предупреждает о последствиях тоталитарного режима, урожай ко­торого - насилие, апофеоз - кучи гробов. Ничего невозможно по­строить на насилии, насилием можно только разрушать - такова авторская позиция

Л.Е. Улицкая «Дочь Бухары»

В семье Дмитрия и Алечки родилась Милочка с синдромом Дауна. Мужчина предал жену и ребёнка. Все тяготы жизни легли на хрупкие плечи матери. С появлением Милочки внешняя красота Али стала уходить на второй план (а с болезнью и вовсе исчезла), а внутренняя красота – расцветать. Она все прекрасно понимала про свою дочь и окружила её такой заботой, любовью и вниманием, какими только может наградить настоящая мать своего дитя. Аля все принесла в жертву этому ребенку солнца.

«Жена Дмитрия словно и не замечала неполноценности девочки. Она наряжала ее в цветные шелковые платьица, повязывала нарядные бантики на жидкие желтые волосы и любовалась плоской бессмысленно-жизнерадостной мордочкой с маленьким раздавленным носом и всегда приоткрытым мокрым ртом».

Она принимает свою дочь такой, какой она родилась, любит ее, пытается обучить доступному для таких людей ремеслу. Когда героиня понимает, что смертельно больна, она все отмеренное ей время посвящает будущему своей дочери

«Бухара уволилась из школы и поступила в диспансер, в регистратуру, чтобы находиться рядом с дочерью и помогать ей в трудовой деятельности.

Бухара разносила медкарты по кабинетам и целеустремленно изучала посетителей. Времени у нее было мало. Она торопилась, как торопится обреченный художник завершить перед смертью великое полотно».

Ей удается выдать Милочку замуж за инвалида Гришу Бермана, выстроить защиту для своей дочери, окружив ее порядочными, добрыми людьми. До конца своей жизни все мысли матери были связаны с больной дочерью, всю свою жизнь она безропотно подчинила своему материнскому долгу.

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

«Тихий Дон» поднимает также и проблему материнского чувства. Ильинична прощает Михаила Кошевого за убийство своего сына и принимает его как зятя. Так велика ее материнская любовь, что она распространяется даже на убийцу сына.

И.С. Тургенев «Воробей»

Воробей защищает от страшного «чудовища» (собаки) выпавшего из гнезда птенца. Этот эпизод говорит о том,

что родители на всё готовы ради своих детей.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой - и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок однчал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса - и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

В.П. Астафьев «Капалуха»

Мы приближались к альпийским уральским лугам, куда гнали колхозный скотна летнюю пастьбу.

Тайга поредела. Леса были сплошь хвойные, покоробленные ветрами и северной стужей. Лишь кое-где среди редколапых елей, пихт и лиственниц пошевеливали робкой листвой берёзки и осинки да меж деревьев развёртывал свитые улитками ветви папоротник.

Стадо телят и бычков втянулось на старую, заваленную деревьями просеку. Бычки и телята, да и мы тоже, шли медленно и устало, с трудом перебирались через сучковатый валежник.

В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый бледнолистым доцветающим черничником. Зелёные пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки, и они как-то незаметно осыпались. Потом ягодка начнётся увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.

Вкусна ягода черника, когда созреет, но цветёт она скромно, пожалуй, скромнее всех других ягодников.

У черничного бугорка поднялся шум. Побежали телята, задрав хвосты, закричали ребятишки, которые гнали скот вместе с нами.

Я поспешил к бугорку и увидел, как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка (охотники чаще называют её капалухой).

Гнездо! Гнездо! - кричали ребята. Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда нигде не видел.

Да вот же, вот! - показали ребятишки на зелёную корягу, возле которой я стоял.

Я глянул, и сердце моё забилось от испуга - чуть было не наступил на гнездо. Нет, оно не на бугорке было свито, а посреди просеки, под упруго выдавшимся из земли корнем. Обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже, затянутая седыми космами, эта неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка. В хатке утеплённое мхом гнездо. В гнезде четыре рябоватых светло-коричневых яйца. Яйца чуть поменьше куриных. Я потрогал одно яйцо пальцем - оно было тёплое, почти горячее.

Возьмём! - выдохнул мальчишка, стоявший рядом со мною.

А что будет с капалухой? Вы поглядите на неё! Капалуха металась в стороне. Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих детей, сохраняла для них тепло. Потому и закостенели от неподвижности крылья птицы. Она пыталась и не могла взлететь. Наконец взлетела на ветку ели, села над нашими головами. И тут мы увидели, что живот у неё голый вплоть до шейки и на голой, пупыристой груди часто-часто трепещется кожа. Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.

А пух -то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам, - сказал подошедший учитель.

Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку... - грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, недовольно крикнул: - А ну пошли стадо догонять!

И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза её уже не следили за нами. Они целились на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла.

Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой. Но вся она была настороже, вся напружинена. Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята.

И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдает детям всё, иной раз даже жизнь свою.

«За цыплёнка и курица лютый зверь», – гласит русская народная пословица. Таким лютым зверем показала себя росомаха из одноимённого рассказа детской писательницы Веры Чаплиной. Уступая по размерам и силе противнику, она яростно защищала росомашек от двух свирепых волков. Измотанная борьбой, ослабевшая и истерзанная, мать готова ценой своей жизни спасти детёнышей.

Среди сильных героев повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба » мы увидели слабую маленькую женщину, которая любит своих детей. Она очень переживала, что они так мало будут дома, всю ночь не спала, глядела на Остапа и Андрия и не могла наглядеться. Сыновья для женщины, так рано состарившейся из-за тяжёлой судьбы, – самое дорогое в жизни, смысл её существования.

В рассказе с символическим названием «Прости меня, мама…» А. Алексин размышляет о запоздалой оценке человеком роли матери в собственной жизни. Мы высказываем ей раздражение по пустякам, забываем позвонить, стесняемся выразить словами свою любовь к ней, бездумно воспринимаем жертвенность материнского чувства как само собой разумеющееся. И слишком поздно произносим: «Прости…» – когда мамы уже нет рядом.

В России создана общероссийская общественная организация «Комитет солдатских матерей». В зону боевых действий выезжают матери военнослужащих. Им удаётся освободить несколько десятков российских солдат и офицеров.

Проблема текста - это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.

Выявление и формулирование проблемы - важнейший этап работы над сочинением, поскольку по всем остальным критериям вы будете работать только с этой проблемой: именно эту, заявленную вами, проблему вы должны будете прокомментировать, выразить отношение автора именно к этой проблеме, высказать своё мнение о позиции автора и аргументировать свою точку зрения.

Типы проблем

Характер проблемы определяется той сферой деятельности человека, которой касается автор текста.

Способы выявления проблемы

Выявление проблемы - это всегда процесс обобщения. Ваша задача - за конкретными поступками героев, фактами биографии различных людей, историческими событиями и многими другими сведениями увидеть общий вопрос, рассматриваемый автором.

Помните о том, что факты, описываемые в тексте, - это иллюстрация, частный случай проявления какой-либо общей идеи, которую вам следует найти. Одной проблеме могут быть посвящены десятки и сотни текстов. Например, в одной книге читаем о том, как была истреблена птица дронт, в другой - о катастрофическом сокращении площади лесов, в третьей - об истончении озонового слоя... Все эти тексты разные, однако связаны с одной и той же проблемой неразумного вмешательства человека в жизнь природы .

1. Автор публицистического произведения стремится воздействовать на читателя, как можно более ярко, образно и понятно выразить свою мысль, поэтому выявление проблем публицистического теста, как правило, не вызывает затруднений.

Рассмотрим, например, текст В. Распутина о роли природы в формировании человека. Автор начинает его с риторического вопроса о красоте Байкала. Многие учащиеся склонны видеть проблему текста уже в первом предложении, тем более что в нём уже поставлен вопрос. Прочитайте текст и обратите внимание на выделенные фрагменты, по которым вы легко сформулируете проблему.

Как и с чем действительно можно сравнить красоту Байкала? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы - часть их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит её древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпоч­тение, льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Всё это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью. (По В. Распутину)

2. Особую трудность представляет выявление проблематики художественного текста. Автор художественного произведения идёт от общего к частному, т. е. от абстрактных идей к художественным образам, создаёт особую - художественную картину мира. Читатель идёт от частного к общему: мы видим героев, которые совершают различные поступки, строят свои взаимоотношения и т. д. и пытаемся понять, какие мысли хочет передать нам автор, изображая своих героев и их поступки.

Работая над сочинением, можно идти от позиции автора к проблеме. Как правило, выявить и сформулировать основную мысль текста проще, чем сформулировать проблему. В этом случае используйте следующий алгоритм.

Выявите основную мысль текста:

Запишите её в виде законченного предложения;
- определите, на какой вопрос отвечает это предложение;
- запишите этот вопрос, который и является проблемой текста.

Выбор одной проблемы из нескольких

Напомним, что вам предлагается сформулировать одну из проблем.текста. Обычно текст содержит 2-3 проблемы, каждая из которых может стать основой сочинения. Какую же проблему выбрать из нескольких? По всей видимости, выбор должен определяться ответами на два вопроса:

Какая проблема находится в центре внимания автора?
К какой проблеме вам проще подобрать весомые аргументы?

Таким образом, останавливаясь на одной из проблем, вы избираете тот аспект текста, который больше соответствует вашим знаниям, вашему опыту. Поскольку выбор проблемы определит всю дальнейшую работу над сочинением, уже на начальном этапе постарайтесь просчитать, каким путём вам будет легче идти.

Как сформулировать проблему

Избегайте предложений с несколькими существительными в родительном падеже, например: В тексте поднимается проблема донесения смысла публичного выступления до слушателей.

В таких случаях имя существительное следует заменять глаголом: Как донести смысл публичного выступления до слушателей?

Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы

Проблема (какая?)
сложная, важная, серьёзная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешённая и т.д.

Проблема (чего?)
воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияния красоты природы на че­ловека и т.д.

Типовые конструкции

Автор размышляет над проблемой...
Автор текста затрагивает проблему...
В центре внимания автора проблема...
В тексте (имя и фамилия автора в род. п.) поднимается проблема...
Предложенный для анализа текст (имя и фамилия автора в род. п.) посвящён проблеме...
Текст (имя и фамилия автора в род. п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой...
(Имя и фамилия автора в им. п.) предлагает своим читателям задуматься над проблемой...
Как (зачем, почему и т.д.)..? Именно эта проблема привлекала внимание автора.
Что такое долг (честь, благородство, интеллигентность и т. п.) и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет автор.

Запомните

Проблема (чего?) смысла жизни.
- Вопрос (о чём?) о смысле жизни.

Существует мнение, что использование в сочинении типовых конструкций, или клише, свидетельствует о шаблонности, ограниченности мышления автора сочинения. Однако тексты различных жанров предполагают использование стандартных речевых формул, которые обеспечивают наиболее лёгкий, экономичный и точный путь передачи информации.

Мы разделяем позицию тех исследователей, которые разграничивают речевые штампы и клише. Вот как об этом пишут наши коллеги:

«Штампы - это примелькавшиеся, «надоевшие» выражения. В них в результате частого употребления слов, выражений значение стёрто. Сравните: «проходит красной нитью», «при голосовании поднялся лес рук», «свет души», «развернуть широким фронтом», «целиком и пол­ностью»...

Клише - это совсем иное, это органическая единица любого языка. Клише не претендует на образность и экспрессивность оборотов. Это речевые стереотипы, стандарты, формулы, типовые конструкции, которые мы легко воспроизводим в речи в определённых (повторяющихся) ситуациях. Несмотря на их частое употребление, они сохраняют свою семантику, используясь как положительные конструктивные элементы языка».

В то же время многие ученики наивно полагают, что с помощью ограниченного набора готовых речевых формул можно написать хорошее сочинение. Помните, что в любом сочинении следует идти от текста, от логики мысли автора, а не подгонять авторский текст под известные вам шаблонные фразы.

Итак, использование типовых конструкций требует от автора сочинения определённых умений. Попробуем дать несколько советов.

1. Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста.
2. Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы, при необходимости изменяйте их (не забывая о требованиях грамматики и культуры речи).
3. Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно законченное целое.

Не забудьте

Например: Некрасов Виктор Платонович (1911-1987) - прозаик, участник Великой Отечественной войны, в своих произведениях правдиво отразил фронтовые будни.