Исторические прототипы героев русских былин. Что скрывают русские летописи

«Герой» русских летописей

Русские же летописи о Мамае начинают писать с 6869 г. по С. М. Будем для простоты дела пользоваться Никоновской летописью, поскольку это практически свод сведений изо всех ей предшествовавших.

Итак: «Въ лето 6869… Того же лета князь Ординскiй темникъ Мамай воздвиже ненависть на царя своего, и бысть силенъ зело; и воста на царя своего на Темирь Хозю, Хидырева сына, и замятя всемъ царствомъ его Волжскимъ, и прiатъ себе царя именемъ Авдула, и бысть брань и замятня велiа во Орде… И тогда князь Мамай во мнозе силе преиде за реку Волгу на горнюю страну, и Орда вся съ нимъ, и царь бе съ нимъ именемъ Авдула…Того же лета князь Мамай брань сотвори со Омуратомъ царемъ и со всеми князи Сарайскыми, и многихъ князей Ордынскихъ старыхъ изби» {145} .

На следующий год летописец опять сообщает, что «въ лето 6870 Мамаю князю бысть бой велiй со Амуратомъ царемъ о Волзе. Того же лета Амуратъ царь изгономъ прiиде на Мамая князя, и многихъ у него Татаръ побилъ» {146} .

На следующий год Мамай от имени Абдуллаха дает ярлык на великое княжение Дмитрию Московскому, а Мурат - Дмитрию Суздальскому. Начинаются внутрирусские разборки, но Мамай в них не поминается до 1370 г., когда «князь Мамай Ординскый у себя въ Орде посадилъ царя другаго Маматъ Салтана» {147} .

Потом, по свидетельству летописцев, Мамай начал играть ярлыком на великое княжение. Сначала отдал его Твери, потом передал опять Москве. По-серьезному говоря, продал: «Князь велики Дмитрей Ивановичь Московскiй прiиде во Орду Мамаеву къ царю Мамаеву, и учти добре князи Мама, и царя, и царици, и князи…» {148} . В 6881 г. от С.М. он делает набег на Рязань. Дмитрий в это время стоит на Оке, но на помощь рязанцам не спешит. Так что кому помогает, бог весть. Потому что та же летопись сообщает, что «князю Великому Дмитрею Ивановичу Московскому бысть розмирiе съ Татары и съ Мамаемъ» {149} . А эта запись стоит под 6882 г. Значит, годом раньше «размирия» не было?

В следующем году в Суздале убили татарского посла Сарайку. Чьего посла, опять не говорится. То, что следом «прiидоша татарове изъ Мамаевы Орды и взяша Кашинъ (в других летописях - Киш, что реальнее, поскольку Кашин - тверская земля, а дальше говорится, что в Запьянье убили некого боярина Парфена Федоровича)» , ничего не доказывает. Наоборот, если убили посла из Мамаевых, чего же Орда на Нижний хотя бы не пошла? Пограбили где-то на окраине. Это больше похоже на обычный набег, никак не связанный с убийством посла. Хотя, конечно, на следующий год Мамай опять передает ярлык на великое княжение Михаилу Тверскому. Но вспомним: у него с Дмитрием Московским еще с прошлого года мира нет, так что ничего удивительного. Вот когда Дмитрий Московский не признал ярлыка и сколотил коалицию против Твери, на следующий год тут же следуют крупные набеги Мамаевых татар на Нижний и Новосиль. Ответ вполне адекватный, не то что на смерть Сарайки.

В 6884 г. Дмитрий «ходил ратью за Оку реку, стерегася рати татарскiа отъ Мамая» {150} . В общем, в этот период Мамай упоминается почти постоянно.

Но… русские летописи совершенно не локализуют его землю. Понятно только, что она на этом, правом берегу Волги, и все. Ни о каком Крыме, как Мамаевой земле, наши летописцы не повествуют. Орда и Орда. Больше того, Митяй, когда отправляется в Константинополь, «прiидоша во Орду, въ место Половецкое и въ пределы татарскыя» {151} . Именно там его удерживал некоторое время Мамай. Но скоро отпустил, и даже провожатых дал до моря. Все это явно на Дону, и уезжает Митяй с Азака (Азова), а не из Крыма.

Из книги Русь и Орда. Великая империя средних веков автора

6. Времена меняются, а скорость издания русских летописей - нет Издание «Полного собрания русских летописей» началось ещё в 1841 году , с 1028. За 80 лет, с 1841 по 1921 год, было издано 24 тома. Затем наступил 27-летний перерыв, до 49 года. После чего издание возобновилось. К

Из книги Славянские легенды о первых князьях. Сравнительно-историческое исследование моделей власти у славян автора Щавелев Алексей Сергеевич

1. История изучения устных источников русских летописей Становление исторической критики источников в России, Польше, Чехии, Болгарии, Сербии и Хорватии приходится на конец XVIII - начало XIX в. В этот период ученые труды начали освобождаться от явно легендарных, по сути

автора Носовский Глеб Владимирович

1.2. ЧТО ТАКОЕ «ВЕЛИКАЯ ПЕРМЬ» РУССКИХ ЛЕТОПИСЕЙ Зададимся простым вопросом. Действительно ли ВСЕ НАЗВАНИЯ, упоминаемые в русско-ордынском «монгольском» гербе Ивана Грозного XVI века, относились в ту эпоху именно к тем географическим областям, куда их принято относить

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора Носовский Глеб Владимирович

1.3. ЧТО ТАКОЕ «ВЯТКА» РУССКИХ ЛЕТОПИСЕЙ В русском гербе XVI века после Перми идет Вятка. При этом, Югра, Пермь и Вятка - это близкие друг к другу области, согласно русским летописям. Недаром романовские историки переместили их потом примерно в одни и те же глухие леса между

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора Носовский Глеб Владимирович

1.4. ЧТО ТАКОЕ «ТВЕРЬ» РУССКИХ ЛЕТОПИСЕЙ Название «Тверь» присутствует в государственном гербе Великой = «Монгольской» Империи XVI века. Спрашивается, что оно означало здесь?По нашей реконструкции, древняя Тверь - это Константинополь, то есть Царь-Град на проливе Босфор.

Из книги Татаро-монгольское иго. Кто кого завоевывал автора Носовский Глеб Владимирович

1.3. Что такое Вятка русских летописей и где она находилась Вернемся к государственной печати Ивана Грозного. В царском титуле, вырезанном на печати, сразу же после Перми упоминается Вятка: «…великий князь Смоленский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский…»,

автора Носовский Глеб Владимирович

Времена меняются, а скорость издания русских летописей - нет Издание «Полного Собрания Русских Летописей» началось еще в 1841 году (, с.1028). За 80 лет, с 1841 года по 1921 год было издано 24 тома. Затем наступил 27-летний перерыв до 1949 года, после чего издание возобновилось. К

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб Владимирович

Известия русских летописей о конце XI века Датировка принятия христианства - крещения Руси в 989 г. н. э., - по русским летописям очень близка к датировке антиохийских евангельских событий (разница - 20 лет). Учитывая 100-летний византийский хронологический сдвиг, получаем,

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора Носовский Глеб Владимирович

3. Известия русских летописей о конце XII века Скалигеровская датировка принятия христианства - крещения Руси в 989 году н. э., - по русским летописям, близка к скалигеровской датировке антиохийских евангельских событий. Разница всего в 20 лет.Русские летописи упоминают о

Из книги Новый взгляд на историю Русского государства автора Морозов Николай Александрович

Глава II. Общая характеристика русских летописей До Петра I (т. е. почти до 1700 года) на русском языке не писали, а только на церковно-славянском литературном наречии, родственном словацкому. Первою книгою на русском языке до-Ломоносовского времени был перевод сочинения

Из книги Русь. Китай. Англия. Датировка Рождества Христова и Первого Вселенского Собора автора Носовский Глеб Владимирович

автора

1.8. Список и характеристики исследованных нами русских летописей 1) ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ. См. .Эта известная летопись охватывает историю Руси в интервале якобы от IX до XII веков н. э. Основная часть летописи описывает якобы 850-1110 годы н. э., в принятой сегодня датировке.

Из книги Книга 2. Меняем даты - меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

1.11. Сравнение заведомо зависимых русских летописей Мы должны убедиться, что точки, изображающие ЗАВЕДОМО ЗАВИСИМЫЕ летописи, или их фрагменты, должны быть близки на плоскости (а, А). Например, Никифоровская и Супрасльская летописи были разбиты на куски: 854–950 годы, 960-1060

Из книги Книга 2. Меняем даты - меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

1.12. Сравнение заведомо независимых русских летописей Чтобы не возникало сомнения в заведомой независимости сравниваемых летописей, мы ограничимся текстами, описывающими периоды лишь после 1300 года н. э., то есть ближе к нам.ПРИМЕР 11. Разобьем, например, Двинской летописец

Из книги История народа Рос [От ариев до варягов] автора Акашев Юрий

§ 4. «Варяги-русь» русских летописей Вопрос о том, кто такие варяги, кем были Рюрик и его братья, откуда и почему они, согласно русским летописям, пришли в 862 г. в Новгородскую землю и установили свое правление на Руси, принадлежит к числу важнейших вопросов древнерусской

Из книги Вагрия. Варяги Руси Яра: очерк деполитизированной историографии автора Чудинов Валерий Алексеевич

СТРАНИЦЫ РУССКИХ ЛЕТОПИСЕЙ Поскольку существовала русская земля поклонников Яра, варягов, которые даже после их завоевания германцами никуда не исчезли, их взаимодействие с германцами должно было привести к определенным результатам. К числу этих результатов

«Повесть временных лет» содержит 2 основных идеи: идею независимости Руси и её равенства с другими странами (в описании военных действий) и мысль о единстве Руси, русского княжеского рода, необходимости союза князей и осуждение распрей («Легенда о призвании варяг»). В произведении выделяется несколько основных тем: тема объединения городов, тема военной истории Руси, тема мирной деятельности князей, тема истории принятия христианства, тема городс По композиции это очень интересное произведение. Оно распадается на 2 части: до 850 г.-условная хронология, а затем-погодная. Также были такие статьи, где год стоял, а записи не было. Это означало, что в этот год не произошло ничего значительного, и летописец не считал нужным это записывать. Под одними годом могло быть и несколько крупных повествований. В летопись включены символы: видения, чудеса, знамения, а также послания, поучения. Первая, датированная 852 г., статья связывалась с началом Русской земли. Под 862 г. помещалась легенда о призвании варягов, установление единого предка русских князей Рюрика. Следующий поворотный этап связан в летописи с крещением Руси в 988 г. заключительные статьи рассказывают о княжении Святополка Изяславича. Также композиционное своеобразие «Повести временных лет» проявляется в соединении множества жанров в этом произведении. Отчасти из-за этого под одним годом иногда помещались сообщения разного содержания. Летопись представляла собой свод первичных жанровых образований. Здесь находим и погодную запись-простейшую и древнейшую форму повествования, и летописный рассказ, летописные сказания. Близость летописи к житийной литературе обнаруживается в рассказах о 2-ух варягах-мучениках, об основании Киево-Печерского монастыря и его подвижниках, о перенесении мощей Бориса и Глеба, о преставлении Феодосия Печерского. С жанром надгробных похвальных слов были связаны в летописи некрологические статьи, которые часто содержали словесные портреты умерших исторических деятелей, например, характеристика тмутараканского князя Ростислава, отравленного во время пира византийским воином. Символичны пейзажные зарисовки. Необычные ких восстаний.

Принципы изображения человека в “Повести Временных лет”. Основные формы летописного повествования. Образ летописца. Особенности художественного времени летописи:В литературном процессе создания человека, он оказывался в первую очередь носителем и выразителем господствующих сословно - корпоративных интересов и идеалов. Человек проявлял себя большей частью в тех поступках, которые были ограничены традиционно - обрядовыми нормами окружающей его сословно - корпоративной среды. Эти нормы создавались социальным бытом ещё в языческую пору, особенно тщательно разрабатывались в феодальном обществе и входили из него в литературу, которая со своей стороны активно содействовала их укреплению в действительности.Мысли и переживания человека становились предметом литературного изображения лишь тогда, когда они были необходимы для идейно-символического истолкования реально сложившейся исторической или политической ситуации. Создание такого типового "характера" героя облекалось в формы определённой этико-эстетической схемы. В этих целях создавались, например, проникновенные внутренние монологи Бориса и Глеба (как своего рода "плачи" по самим себе) перед описаниям и их убийства.Приёмы гиперболизации героев, основанные на этих идейных принципах, начали приобретать в древнерусской литературе различные формы в зависимости от идейной позиции писателя и его отношения к изображаемому лицу: образы положительные получали всё возрастающие признаки отвлечённой идеализации, а отрицательные - реальной конкретизации. Герою полагается вести себя именно так, и автору полагается описывать героя только соответствующими выражениями.Человек как литературный тип интересовал древнерусских писателей главным образом в отношении поучительно - символической персонификации тех его качеств, реально-исторических и одновременно идеализированных, которые должны были характеризовать определённую сословную среду.

Центральные герои летописи-князья. Летописцы 11-12 вв. изображали их с точки зрения сложившегося княжеского идеала: хороший воин, глава своего народа, щедрый, милостивый. Князь также-это добрый христианин, справедливый судья, милосердный к нуждающимся, человек, не способный на какие-либо преступления. Но в «Повести временных лет» идеальных князей немного. Прежде всего, это Борис и Глеб. Все остальные князья представлены более или менее разносторонне. В летописи дружина поддерживает князя. Народ чаще всего изображён как сила страдательная. Герой появляется из народа и спасает народ и государство: Никита Кожемяка; отрок, который решается пробраться через вражеский лагерь. У большинства из них нет имени (их называют по возрасту), неизвестно ничего об их прошлом и будущем, каждый имеет гиперболизованное качество, отражающее связь с народом-сила или мудрость. Герой появляется в определённом месте в критический момент. На изображении героев начальной летописи очень сказывается влияние фольклора. Первым русским князьям (Олегу, Ольге, Игорю, Святославу, Владимиру) летопись даёт немногословные, но яркие характеристики, выделяя доминирующую черту в образе героя, причём индивидуального порядка. В образе Ольги поэтизируется мудрость государственного деятеля, которая выражается в поиске единой веры и в мести древлянам. Эпически лаконична характеристика Святослава. Это прямодушный и мужественный человек, простой в общении с воинами, он предпочитал победу в открытом бою военной хитрости. Он всегда предупреждал врагов о том, что готовит на них поход. Характеристика Святославу даётся через его поступки, совершённые подвиги. В более поздних фрагментах летописи на 1-ый план выходит изображение князя-доброго христианина. Характеристики этих князей официальны, лишены индивидуальных примет. Князь-убийца мог превратиться в праведника; Ярослав Мудрый из непокорного сына превращается в орудие божественной кары для Святополка Окаянного. В летописи происходит смешения стиля монументального историзма, эпической стилистики и церковной стилистики. В рассказах, выполненных в стиле монументального историзма, всё известно заранее, судьба героя предопределена. А в эпических частях часто используется эффект неожиданности. Также особенностью стилистики является смешение различных жанров в одной летописи, нередкое стяжение к одному году разных событий (особенно если это событие длилось несколько лет).

Приемами устного народного эпоса охарактеризованы в летописи первые русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав.

Олег - это прежде всего мужественный и мудрый воин. Благодаря воинской смекалке он одерживает победу над греками, поставив свои корабли на колеса и пустив их под парусами по земле. Он ловко распутывает все хитросплетения своих врагов-греков и заключает выгодный для Руси мирный договор с Византией. В знак одержанной победы Олег прибивает свой щит на вратах Царьграда к вящему позору врагов и славе своей родины.

Удачливый князь-воин прозван в народе "вещим", т. е. волшебником (правда, при этом летописец-христианин не преминул подчеркнуть, что прозвище дали Олегу язычники, "людие погани и невеголоси"), но и ему не удается уйти от своей судьбы. Под 912г. летопись помещает поэтическое предание, связанное, очевидно, "с могилой Ольговой", которая "есть... и до сего дни". Это предание имеет законченный сюжет, который раскрывается в лаконичном драматическом повествовании. В нем ярко выражена мысль о силе судьбы, избежать которой никто из смертных, и даже "вещий" князь, не в силах.

В несколько ином плане изображен Игорь. Он также мужествен и смел, одерживает победу над греками в походе 944 г. Он заботлив и внимателен к нуждам своей дружины, но, кроме того, и жаден. Стремление собрать как можно больше дани с древлян становится причиной его гибели. Жадность Игоря осуждается летописцем народной пословицей, которую он вкладывает в уста древлян: "Аще ся въвадить волк в овце, то выносить все стадо, аще не убъють его..."

Жена Игоря Ольга - мудрая женщина, верная памяти своего мужа, отвергающая сватовство не только древлянского князя Мала, но и греческого императора. Она жестоко мстит убийцам своего мужа, но жестокость ее не осуждается летописцем. В описании четырех местей Ольги подчеркивается мудрость, твердость и непреклонность характера русской женщины. Д. С. Лихачев отмечает, что основу сказания составляют загадки, которые не могут разгадать незадачливые сваты-древляне. Загадки Ольги строятся на ассоциациях свадебного и похоронного обрядов: несли в лодках не только почетных гостей, но и покойников; предложение Ольги послам помыться в бане - не только знак высшего гостеприимства, но и символ похоронного обряда; направляясь к древлянам, Ольга идет творить тризну не только по мужу, но и по убитым ею древлянским послам. Недогадливые древляне понимают слова Ольги в их прямом значении, не подозревая о другом, скрытом смысле загадок мудрой женщины, и тем самым обрекают себя на гибель. Все описание мести Ольги строится на ярком лаконичном и сценическом диалоге княгини с посланцами "Деревьской земли".

Героикой дружинного эпоса овеян образ сурового, простого и сильного, мужественного и прямодушного воина Святослава. Ему чужды коварство, лесть, хитрость - качества, присущие его врагам-грекам, которые, как отмечает летописец, "лстивы и до сего дни". С малой дружиной он одерживает победу над превосходящими силами врага: краткой, мужественной речью воодушевляет своих воинов на борьбу: "...да не посрамим земле Руские, но ляжем костьми, мертвый бо срама не имам".

Святослав презирает богатство, он ценит только дружину, оружие, с помощью которых можно добыть любое богатство. Точна и выразительна характеристика этого князя в летописи: "...легъко ходя, аки пардус, войны многи творяше. Ходя, воз по себе не возяше, ни котьла, ни мяс варя, но потонку изрезав конину ли, зверину ли или говядину на углех испек ядяше, ни шатра имяше, но подъклад послав и седло в головах; такоже и прочий вой его ecu бяху".

Святослав живет интересами своей дружины. Он даже идет наперекор увещеваниям матери - Ольги и отказывается принять христианство, боясь насмешки дружины. Но постоянное стремление

Летописец выступает в роли проповедника-учителя: история - это наглядный урок "нынешним князьям", поучительный пример современникам. От античных авторов через Византию им был унаследован принцип историков, сформулированный Цицероном: "Historia est magistra vitae" - "История - учительница жизни".

История в "Повести временных лет" предстает в качестве поучения, данного не в виде общих сентенций, а в виде конкретных ярких художественных сказаний, повестей, фрагмен-тарных статей, положенных "по ряду" "временных лет".

Летописец глубоко убежден в конечном торжестве добра и справедливости, отождествляя добро и красоту. Он выступает в роли страстного публициста, выражающего интересы всей Русской земли

Святослава к завоевательным войнам, пренебрежение интересами Киева, его попытка перенести столицу Руси на Дунай вызывает осуждение летописца. Это осуждение он высказывает устами "киян": "... ты, княже, чюжея земли ищеши и блюдеши, а своея ся охабив (оставил), малы (едва) бо нас не взята печенези..."

Прямодушный князь-воин гибнет в неравном бою с печенегами у днепровских порогов. Убивший Святослава князь печенежский Куря, "взяша главу его, и во лбе (черепе) его съделаша чашю, оковавше лоб его, и пъяху из него". Летописец не морализует по поводу этой смерти, но общая тенденция все же сказывается: гибель Святослава является закономерной, она следствие его ослушания матери, следствие его отказа принять крещение.

К народным сказаниям восходит летописное известие о женитьбе Владимира на полоцкой княжне Рогнеде, о его обильных и щедрых пирах, устраиваемых в Киеве,- Корсунская легенда. С одной стороны, перед нами предстает князь-язычник с его необузданными страстями, с другой - идеальный правитель-христианин, наделенный всеми добродетелями: кротостью, смирением, любовью к нищим, к иноческому и монашескому чину и т. п. Контрастным сопоставлением князя-язычника с князем-христианином летописец стремился доказать превосходство новой христианской морали над языческой.

Княжение Владимира было овеяно героикой народных сказаний уже в конце X - начале XI в.

Духом народного героического эпоса проникнуто сказание о победе русского юноши Кожемяки над печенежским исполином. Как и в народном эпосе, сказание подчеркивает превосходство человека мирного труда, простого ремесленника над профессионалом-воином - печенежским богатырем. Образы сказания строятся по принципу контрастного сопоставления и широкого обобщения. Русский юноша на первый взгляд - обыкновенный, ничем не примечательный человек, но в нем воплощена та огромная, исполинская сила, которой обладает народ русский, украшающий своим трудом землю и защищающий ее на поле брани от внешних врагов. Печенежский воин своими гигантскими размерами наводит ужас на окружающий. Хвастливому и заносчивому врагу противопоставляется скромный русский юноша, младший сын кожевника. Он совершает подвиг без кичливости и бахвальства. При этом сказание приурочивается к топонимической легенде о происхождении города Переяславля - "зоне перея славу отроко тъ", но это явный анахронизм, поскольку Переяславль уже не раз упоминался в летописи до этого события.

В летописи вырабатывается идеал князя-правителя. Этот идеал неотделим от общих патриотических идей летописи. Идеальный правитель выступает живым воплощением любви к родной земле, ее чести и славы, олицетворением ее могущества и достоинства. Все его поступки, вся его деятельность определяются благом родины и народа. Поэтому князь в представлении летописца не может принадлежать самому себе. Он в первую очередь исторический деятель, который появляется всегда в официальной обстановке, наделенный всеми атрибутами княжеской власти. Д. С. Лихачев отмечает, что князь в летописи всегда официален, он как бы обращен к зрителю и представлен в наиболее значительных своих поступках. Добродетели князя являются своего рода парадной одеждой; при этом одни добродетели чисто механически присоединяются к другим, благодаря чему стало возможно совмещение идеалов светских и церковных. Бесстрашие, храбрость, воинская доблесть сочетаются со смирением, кротостью и прочими христианскими добродетелями.

7. Жанрово-стилистическое своеобразие «Повести временных лет». Язык летописи. Значение памятника для истории литературы .

Из христианской литературы летописец черпал нравоучительные сентенции, образные сравнения. Свои рассуждения он подкреплял цитатами из текста "священного писания". Так, например, повествуя о предательстве воеводы Блуда, летописец ставит вопрос о верности вассала своему сюзерену. Осуждая изменника, летописец подкрепляет свои мысли ссылками на царя Давыда, т. е. на Псалтырь: "О злая лесть человечески! Якоже Давид глаголет: Ядый хлеб мой, възвеличил есть на мя лесть..."

Довольно часто летописец прибегает к сравнению событий и исторических деятелей с библейскими событиями и персонажами.

Функция библейских сопоставлений и реминисценций в летописи различна. Эти сопоставления подчеркивают значимость и величие Русской земли, ее князей, они позволяют летописцам перевести повествование из "временного" исторического плана в "вечный", т. е. они выполняют художественную функцию символического обобщения. Кроме того, эти сопоставления являются средством моральной оценки событий, поступков исторических лиц.

Общая характеристика стиля лeтoписи. Таким образом, все вышеизложенное позволяет говорить о наличии в "Повести временных лет" эпического повествовательного стиля, связанного с устной поэзией, стиля историко-документального, который преобладает в описании исторических событий, и стиля агиографического, который служит важным средством утверждения нравственных идеалов князя-правителя, защитника интересов Русской земли и осуждения князей-крамольников

Язык "Повести временных лет" широко отражает устную разговорную речь своего времени. Почти каждое известие, прежде чем оно было записано летописцем, отложилось в устной речи. Прямая речь исторических лиц занимает существенное место в стиле летописи. С речами обращается князь к своей дружине, послы ведут дипломатические переговоры, речи произносятся на вече, пиршествах. Они свидетельствуют о высоком ораторском мастерстве: немногословны, лаконичны и необычайно выразительны. При этом летописец почти никогда не прибегает к вымышленным речам,- он всегда точен и строго фактографичен в передаче "речей" своих героев.

В летописи широко представлена специальная терминология: военная, охотничья, юридическая, церковная. Вырабатываются четкие, выразительные, образные фразеологические сочетания, как, например: "взять град копьем" - захватить город приступом, "сесть на конь" - выступить в поход, "утереть поту" - вернуться с победой, "есть хлеб деден" - княжить на столе предков, "целовать крест" -давать клятву, "ввергнуть нож" - начать раздоры.

Часто летописец использует народные пословицы, поговорки: "Погибоша аки обре", "Беда, аки в Родне", "Руси есть веселье питье не можем бес того быти".

Язык "Повести временных лет" свидетельствует о необычайно высоком уровне развития культуры устной и письменной речи в XI-XII вв.

Значение "Повести временных лет". "Повесть временных лет" сыграла важную роль в развитии областных летописей и в создании общерусских летописных сводов XV-XVI вв.: она неизменно включалась в состав этих летописей, открывая собой историю Новгорода, Твери, Пскова, а затем и историю Москвы и Московского государства.

В литературе XVIII-XIX вв. "Повесть временных лет" служила источником поэтических сюжетов и образов. Так, А. П. Сумароков, создавая свои классицистические трагедии, обращался не к античным сюжетам, а к событиям русской национальной истории (см. его трагедии "Синав и Трувор", "Хорев"), Я. Б. Княжнин свою тираноборческую трагедию "Вадим Новгородский" строит на материале летописи.

Большое место занимают образы Владимира, Святослава, Олега в романтических "Думах" К. Ф. Рылеева, проникнутых пафосом свободолюбивых идей.

Поэтичность летописных сказаний прекрасно почувствовал, понял и передал А. С. Пушкин в "Песне о вещем Олеге". В летописях старался он "угадать образ мыслей и язык тогдашних времен" в трагедии "Борис Годунов". Созданный поэтом величавый по своей духовной красоте образ летописца Пимена явился, по словам Ф. М. Достоевского, свидетельством "того мощного духа народной жизни, который может выделять из себя образы такой неоспоримой правды".

11. Средневековая русская литература XIII – XIV веков.

В этот период погибло много книг и мастеров. Появление жанра полоняночных песен. Прежде исследователи считали, что в этот период ничего не создаётся, разрушаются прежние книжные центры. Однако это не так. Центр культурной жизни смещается в различные области. Появление новых лит.центров говорит о лит.преемственности. Киев – эталон.

Символ этого времени – икона и топор.

Владимир активно развивает красноречие, воинскую повесть, сборники монографич. И смешанного типа. Все слова его эмоциональны, обилие риторических фигур, торжественное красноречие, но по содержанию – дидактические. «Поучение Серапиона Владимирского»

Муромско-Рязанское княжество

«Повесть о битве на Калке»

«Слово о погибели русской земли»

«Повесть о взятии Батыем Рязанской земли»

Эти произведения хорошо передают настроение русского общества, недовольства распрями князей. Религиозно-моралистическая трактовка монголо-татарского нашествия: Приход «языка незнаемого» - следствие попустительства божия «грех ради наших», предзнаменование конца мира. Народное сознание связывало с битвой на Калке сказание о гибели русских богатырей. Причину поражений связывают с феодальной раздробленностью. Смятение пред неведомой силы.

Тверское княжество

«Наказание князю Полоцкому Константину» епископа Симеона, в котором поднимаются важные этические вопросы., житие М. Тверского

Возникновение летописных сводов. В 1305 году Тверской летописный свод вкл. В состав ПВЛ

Галицко-Волынское княжество

В 13 веке Галицко-Волынская летопись вкл.в состав Ипатьевской летописи.

Усобицы стали причиной вторжения внешних врагов. Тема объединения Руси, борьбы с иноземными захватчиками. Акцент на современных событиях.

Лихачёв называет лит-ру этого периода – лит-рой нравственного монументализма.

В жанровой системе сужение лит. Жанров. Востребованы патриотические, нравственные (летописи, воинские повести, повести, жития князей-мучеников, духовных лиц, принявших мученическую смерть). Лит-ра этого периода становиться меньше в объеме, тесная связь с УНТ. Мотив наказания за грехи прослеживается практически во всех произведениях этого периода. Если в «Слове о полку…» прослеживается предчувствие беды, то в лит-ре этого периода – последствия. Главный герой произведений – неизменно Русская земля. Главная идея – идея жертвенности во благо Русской земли.

Среди жанров дрл летопись занимала центральное место.Цель летописи - стремление рассказать о прошлом русской земли и оставить память. Изначально первые летописи создавались как исторические энциклопедии для киевской знати. Создание летописей дело государственное.Время создания ученые определяют по-разному: Б.А Рыбаков связывал временные начала летописания с моментом зарождения государства, однако большинство исследователей считает, что летописание возникает только в 11 веке. 11 век- начало летописей, которые будут вестись систематически до 18в.

В основном летописи составлялись при монастырях и при дворах князей. Почти всегда летописанием занимались монахи - образованнейшие люди своего времени.Летописи создавались по специальному заданию. Основа летописного повествования - расположение исторического материала по годам/летам. Данный принцип был подсказан Пасхалиями. Летописцы рассказывали все исторические события Руси, располагая материал по годам. Летописец стремился пказать непрерыное течение самой жизни. Древнерусский книжник знал, что история имеет свое начало и свой конец(страшные суд). Древнерусские летописи отражали в том числе и эти эсхатологические мысли.

Источники русских летописей подразделяются на 2 типа:

    Источники устного характера: родовые предания, дружинная поэзия, местные легенды, связанные с происхождением сёл и городов.

    Источники письменного характера: священные писания(Новый Завет, Ветхий Завет), переводные византийские хроники, различные исторические документы и грамоты.

Очень часто в научной литературе летописи называют летописными сводами, так как летписи соединяли в себе летпоиси предшествующего времени и летописные записи о событиях недавних или современных летописцу. Многие ученые пишут о фрагментации летописи. Погодный принцип расположения материала привел к тому, что летопись делалась на множество статей и фраментов. Отсюда такие черты как отрывочность и эпизодичность летописного стиля.

«Повесть временных лет» – произведение, над созданием которого

трудилось не одно поколение русских летописцев, это памятник коллек-

тивного творчества.Вначале, в первой половине 40-х гг. XI в., был составлен комплексстатей, который академик Д.С. Лихачёв предложил назвать «Сказанием ораспространении христианства на Руси». В него входили рассказы о крещении и кончине княгини Ольги, сказание о первых русских мучениках –варягах-христианах, сказание о крещении Руси, сказание о князьях Борисе и Глебе и обширная похвала Ярославу Мудрому.Следующий этап в развитии русского летописания приходитсяна 60–70-е гг. XI в. и связан с деятельностью монаха Киево-Печерского

монастыря Никона.Никон присоединил к «Сказанию о распространении христианства на Руси» предания о первых русских князьях и рассказы об их походах на Царьград, так называемую «варяжскую легенду», согласно которой киевские князья ведут свой род от варяжского князя Рюрика, приглашенного на Русь, чтобы прекратились междоусобные распри славян. Включение этой легенды в летопись имело свой смысл: Никон пытался убедить своих современников в противоестественности междоусобных войн, в необходимости всех князей подчиняться великому князю киевскому – наследнику и потомку Рюрика. Наконец, по мнению исследователей, именно Никон придал летописи форму погодных записей.

Около 1095 г. создается новый летописный свод, который А.А. Шахматов предложил назвать «Начальным». Составитель этого свода продолжил летописное изложение описанием событий 1073–1095 гг., придав своему труду, особенно в этой, дополненной им части, явно публицистический характер: он упрекал князей за междоусобные войны, за то, что они не заботятся об обороне Русской земли.

Летопись представляет собой свод: судя по всему, ее создатель мастерски работал с богатым арсеналом источников (византийские хроники, Священное Писание, исторические документы и др.),к тому же позднее переписчики могли вносить в созданный текст собственные изменения, делая его структуру еще более разнородной. По этой причине многие исследователи называют летопись компиляцией, а компилятивность считают отличительной чертой летописных текстов.Д.С. Лихачев сопровождает свой литературный перевод ПВЛ наименованиями летописных отрывков, в которых наряду с наименованиями событийного характера (правление Олега, второй поход князя Игоря на греков, месть княгини Ольги, начало княжения Ярослава в Киеве и др.)встречаются собственно жанровые наименования (предание об основании Киева, притча об Обрах,сказание о Белгородском киселе, повесть об ослеплении Василька Теребовльского и др.)

С точки зрения форм летописного писани Ереминым весь летописный материал был разделен на 5 групп: погодная запись(небольшая по объему документальная запись, лишенная художественной формы и эмоциональности), летописное сказание (устное историческое предание в литературной обработке летописца), летописный рассказ (фактографическое повествование, в котором проявляется личность автора: в оценке событий, попытках охарактеризовать действующих лиц, комментариях, индивидуальной манере изложения), летописная повесть (повествование о смерти князя,в котором дается агиографически просветленный образ идеального правителя), документы (договоры и грамоты).

Творогов же подверг критике разработанную Ереминым классификацию, построенную по характеру сочетания противопоставленных друг другу методов изображения действительности как не подтверждающегося летописным материалом и предложил типологию по характеру повествования.

Первый тип повествования - погодные записи(лишь информирующие о событиях), другой - летописные рассказы (рассказывающие о событияз с помощью сюжетного повествования).

Твороговым выделяется 2 типа сюжетного повествования: характерные для «ПВЛ» летописные сказания и летописные рассказы. Отличительной чертой первых является изображение легендарного события. Летописные рассказы посвящены изображению событий современных летописцу. Они более пространны В них происходит совмещение фактографических записей, зарисовок эпизодов, религиозных рассуждений автора.

Сюжетное повествование «ПВЛ» построено с помощью худ. Приемов: акцентирование сильной детали, вызывающее зрительные представления, характеристика героев, прямая речяь персонажей.

В «ПВЛ» распространены сюжетные рассказы, но для летописания в целом характерен стиль монументального историзма.

Таким образом, на основании проведенного теоретического изучения трудов исследователей мы получили ряд жанров (форм повествования) с присвоенными им характерными признаками,которые стали основой для выделения типов изложения в русских летописях. На сегодняшний день в составе ПВЛ нами выделены следующие типы: агиографический, воинский, деловой,дидактический, документирующий, народно-поэтический, отсылочный. 1. Агиографический: в качестве главного предмета изображения выступают деяния святого или его жизненный путь в целом; предполагает использование определенных мотивов, например,мотивы учительства (наставничества), пророчества.

Пример: фрагмент о Феодосии Печерском (лл. 61 об.-63 об.).

2. Воинский: изображение исторического события, связанного с борьбой русского народа против внешних врагов (в основном печенегов и половцев), а также с княжескими усобицами;центральный герой - обычно реальная историческая личность, как правило, князь.

Пример: фрагмент о пленении Фракии и Македонии Семеоном (л. 10).

3. Деловой: тексты документов, включенные в ПВЛ.

Пример: фрагмент, содержащий текст договора русских с греками (лл.11-14).

4. Дидактический: содержится назидание, т.е. нравоучение (поучение)моральное/религиозное.

Пример: фрагмент о неправедной жизни князя Владимира до принятия им христианства (л. 25).

5. Документирующий : констатация факта того или иного события, заслуживающего упоминания, но не требующего подробного изложения; фрагменты этого типа отличаются протокольностью изображения, отсутствием художественной формы и эмоциональности.

Пример: фрагмент о времени царствования Леона и его брата Александра (л. 8 об.).

6. Народно-поэтический: повествование о реальных или возможных событиях, как правило,строящееся на одном ярком эпизоде, может содержать вымысел.

Пример: фрагмент о мести княгини Ольги (лл. 14 об.-16).

7. Отсылочный : фрагменты, взятые из авторитетных источников (византийских хроник,библейских текстов и т.д.).

1.Общий подъём Руси в XI веке, создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей своего времени в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы. Возникновение древнерусской литературы неразрывно связано с процессом создания раннефеодального государства - Киевской Руси. Русской литературе без малого тысяча лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Её начало восходит ко второй половине Х века. Из этого великого тысячелетия более семисот лет принадлежит периоду, который принято называть «древней русской литературой». Произведения древнерусской литературы бытовали и распространялись в рукописях. В средневековом обществе не существовало понятия авторского права. Переписчики часто не просто копировали текст, а выступали в роли редактора и соавтора. Они изменяли идейную направленность переписываемого текста, характер его стиля, сокращали или распространяли текст в соответствии с запросами своего времени.

Авторское начало было приглушено в древнерусской литературе, это хор, в котором совсем нет или очень мало солистов. Однако личность уже начинала играть в это время заметную роль. Имён крупных писателей в Древней Руси также немало: Илларион, Нестор, Симон и Поликарп, Кирилл Туровский, Серапион Владимирский и другие.

Чувство значительности происходящего, значительности всего временного, значительности истории даже человеческого бытия не покидало древнерусского человека ни в жизни, ни в искусстве, ни в литературе. Большой мир, вселенная и человек! Всё взаимосвязано, всё значительно, всё напоминает человеку о смысле его существования, о величии мира и значительности в нём его судьбы. Человек ощущал себя в большом мире ничтожной частицей и всё же участником мировой истории.

Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет - мировая история, и эта тема - смысл человеческой жизни. Древнерусская литература вплоть до XVII века не знает или почти не знает условных персонажей. Имена действующих лиц - исторические: Борис и Глеб, Феодосий Печерский, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан Пермский…При этом древнерусская литература рассказывает по преимуществу о тех исторических лицах, которые сыграли значительную роль в исторических событиях.

2. Источником познания нашей истории является летопись. Она появилась на Руси вскоре после введения христианства. Летопись - погодное описание событий происходивших на Руси вскоре после введения христианства. Первая летопись была составлена в Х веке. Она была призвана отразить историю со времени появления династии Рюриковичей и до правления Владимира. К первой летописи можно отнести «Поучение детям» Владимира Мономаха. Вторая летопись была создана Ярославом Мудрым. Следующий свод был написан Илларионом, который писал его под именем Никона. Объединение всех летописных сводов было предпринято киево-печёрским монахом Нестором (около 1113г.), создателем первой и крупнейшей по значению общерусской летописи - «Повести временных лет». Летопись была его завершающей фундаментальной работой. До этого он создал знаменитое «Чтение и житии Бориса и Глеба». Потребности развивающегося национального самосознания в Киевской Руси ставили перед летописью проблемы, которые Нестор обозначил в самом её заголовке: «…откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первеее княжити и откуду Русская земля стала есть». К решению проблемы о происхождении Руси Нестор пришёл через глубокое осознание национального единства восточнославянских племён и их общего родства с теми народами, которые объединились под именем «славяне». Уже в ту пору русских авторов беспокоит нарастающая политическая вражда в русских землях, в которой они угадывают предвестие будущей политической катастрофы.

В «Повести временных лет» рассказывается о происхождении и расселении славян, о древнейшей истории восточнославянских племён. После широкого историко-этнографического введения «Повесть временных лет» переходит к изложению русской истории, начиная её датой 852г., когда «начася прозывати Руска земля». Летописец стремился найти достойное место Руси в общепринятой системе народов мира, он старался прославить родную старину, воссоздавая в национальной форме общеизвестные в его время и освященные авторитетом международной традиции эпические предания. Развивая мысль о том, что княжеская власть установилась на Руси задолго до призвания трёх братьев - варягов (Рюрика, Синеуса и Трувора), летописец разрабатывает более ранний, традиционный по своему типу сюжет о трёх братьях - Кие, Щеке и Хориве, которые вместе с сестрой их Лыбедью основали город, назвав его по имени старшего брата Киевом. «Повесть временных лет» стала основным трудом по истории. «Повесть временных лет» отразила становление древнерусского государства, его политический и культурный рассвет, а также начавшийся прочес феодального дробления. Летопись была насыщена эпическими преданиями, тесно связанными с национальной исторической действительностью. Таков дружинный рассказ о князе Святославе, который «легъко ходя, аки пардус, войны многи творяще. Ходя воз по собе не возяше, ни котъла, ни мяс варя, но потонку изрезав конину ли, зверину ли или говядину на углех испёк ядяше, ни шатра имяше, но нам, глаголя: «Хочу на вы ити»» (ПВЛ, под 964г.). От этих рассказов веяло духом языческой старины. Когда мать Святослава, княгиня Ольга, вернувшись из поездки в Византию уже христианской, советовала ему «бога познать», он отвечал: «Како аз хочю ин закон приятии един? А дружина моа сему смеятися начнуть» (ПВЛ, под 955г.).

Древнерусские писатели и летописцы, поднимали в своих сочинениях важнейшие политические проблемы. Центральной проблемой было объединить все русские княжества в совместной борьбе против иноземного вторжения. Главным героем произведения является Русская земля, автор поднимает её до необычайного мастерства. Образ родины создан с чувством страстной любви к ней. Писатель заботится также о том, чтобы его герои вели себя подобающим образом, чтобы ими были произнесены все необходимые слова. «Сказание о Борисе и Глебе» от начала и до конца обставлено речами действующих лиц, как бы церемониально комментирующих происходящее. Борис и Глеб перед своим убиением произносят длиннейшие речи и молитвы, демонстрирующие их беззлобие, покорность богу и подчинение своему старшему брату Святополку.

Составлялись летописи иногда по поручению князя, игумена или епископа, иногда по личной инициативе. Если летопись велась по прямому поручению того или иного князя, то она обычно носила более или менее официозный характер, отражая политическую позицию этого князя в современной ему феодальной борьбе, его политические симпатии и антипатии. Древнерусские летописцы, даже составляя свою летопись по поручению того или иного князя, отнюдь не всегда слепо шли на поводу у своего «заказчика» и нередко проявляли независимость мысли, отражая точку зрения широких масс на те или иные события. Они нередко подвергали критике действия и поступки князей, если эти действия и поступки казались им заслуживающими порицания.

На склоне лет Владимир Мономах пишет своё знаменитое «Поучение детям», ставшее одним из любимых чтений русских людей раннего средневековья. Для характеристики феодальной идеологии интересен образ идеального князя, рисуемого Мономахом. Князь должен следить за всем в доме, а не полагаться на тиуна или дружинника («отрока»), чтобы не посмеялись над порядками в доме и на обеде.

3. Сословно - корпоративная идейно- эстетическая ориентация, символический метод и символическая фразеология средневековых литератур оказали решающее воздействие на изображение в них человеческих типов, взаимоотношений людей и, говоря условно, характеров. В литературах всего средневековья изображались не столько личность, сколько «лик» человека, прояснявшийся на том или ином традициционно - стилистическом фоне в своих различных образно - типовых модификациях. История отдельного человека, пусть самого маленького, - это только часть истории мира; автору и читателю видится в ней судьба человека вообще. В «Повести временных лет» герой ведёт себя так, как ему положено себя вести, но положено не по законам поведения его характера, а по законам поведения того разряда героев, к которому он принадлежит. Не индивидуальность героя, а только тот разряд, к которому принадлежит герой в феодальном обществе! И в этом случае нет неожиданностей для автора. Идеальный полководец должен быть благочестив и должен молиться перед выступлением в поход. Он должен вести себя так, как вёл себя в аналогичных ситуациях другой идеальный воин - полководец, его предшественник. Вот почему в древнерусской литературе, как и в фольклоре, повторяются типы поведения, повторяются отдельные эпизоды, повторяются формулы, которыми определяется то или иное состояние, события, описывается битва или характеризуется поведение. Это не бедность воображения - это литературный и фольклорный этикет. В соответствии с подобным «этикетом» или «обрядом» человек фигурировал в литературе преимущественно в своих типичных иерархических положениях и внешних действиях, притом именно таких, которые диктовались данной социальной этикой. Создавая, например, образ князя (исторического лица), писатель заботился о том, чтобы его князь вёл себя (на страницах летописи, исторической или «воинской» повести) образцово, т.е. соответственно идеализированным представлениям о князе вообще. Можно добавить, что когда герой нарушал эти нормативы, он и в своих отступлениях от них (например, в подробно описываемых летописцами княжеских преступлениях) тоже в известной мере, хотя и в менее однообразной форме, чем в образах идеально-положительных, должен был держать себя «по-княжески» - соответственно принятым изображениям князя - «злодея». Точно также и монах, занесённый в патерикову новеллу или агиографическое повествование, должен был поступать согласно корпоративным идеалам и обрядам монашества. Если же он нарушал эти нормы и переходил тем самым в разряд отрицательных персонажей, то и в таких случаях, действуя своеобразнее и конкретнее, он всё же не выходил далеко за пределы типовых признаков своего положения как монаха - «грешника». Однотипные характеристики духовного облика и поведения человека (особенно применительно к положительным героям) свободно переносились с описания одного исторического лица на другое (например, летописные изображения князей Игоря Олеговича, Андрея Боголюбского, Ростислава Мстиславовича и др.)

В литературном процессе создания человека, он оказывался в первую очередь носителем и выразителем господствующих сословно - корпоративных интересов и идеалов. Человек проявлял себя большей частью в тех поступках, которые были ограничены традиционно - обрядовыми нормами окружающей его сословно - корпоративной среды. Эти нормы создавались социальным бытом ещё в языческую пору, особенно тщательно разрабатывались в феодальном обществе и входили из него в литературу, которая со своей стороны активно содействовала их укреплению в действительности.

Мысли и переживания человека становились предметом литературного изображения лишь тогда, когда они были необходимы для идейно-символического истолкования реально сложившейся исторической или политической ситуации. Создание такого типового «характера» героя облекалось в формы определённой этико-эстетической схемы. В этих целях создавались, например, проникновенные внутренние монологи Бориса и Глеба (как своего рода «плачи» по самим себе) перед описаниям и их убийства.

Приёмы гиперболизации героев, основанные на этих идейных принципах, начали приобретать в древнерусской литературе различные формы в зависимости от идейной позиции писателя и его отношения к изображаемому лицу: образы положительные получали всё возрастающие признаки отвлечённой идеализации, а отрицательные - реальной конкретизации. Герою полагается вести себя именно так, и автору полагается описывать героя только соответствующими выражениями.

Человек как литературный тип интересовал древнерусских писателей главным образом в отношении поучительно - символической персонификации тех его качеств, реально-исторических и одновременно идеализированных, которые должны были характеризовать определённую сословную среду.

Если считалось в княжеско-дружинной среде, что бой должен начинаться князем, то это требование выполнялось и тогда, когда сам князь сражаться не мог. Дружина княгини Ольги, возглавляемая знаменитым Свенелдом - воеводой и Асмолдом, «кормильцем» малолетнего князя Святослава, вторглась в землю древлян, чтобы отомстить за убийство ими князя Игоря. Полки сошлись для боя, и тогда была разыграна ритуально - символическая сцена: «…суну копьём Святослав на деревляны, и копьё лете сквозе уши коневи, и удари в ноги коневи, бе бо детеск» (ПВЛ, под 946г.) Эти реальные подробности, придающие историческую документальность и поэтическую картинность, закреплялись легендой, а затем и летописной литературой потому, что благодаря им воспроизводилось представление о важном символическом обычае, тем более что в данном случае он осуществлялся в условиях исключительной ситуации. Хотя копьё маленького Святослава далеко не достало противника, бой был начат именно князем. Свенелд и Асмолд заявили об этом присутствовавшим, с полной определённостью: «Князь уже почал, потягните, дружина, по князе. И победша деревляны» (ПВЛ, под 946г.)

Изображение героя в «Повести временных лет» - противоречиво. Герой мог «расщепляться», «перевоплощаться» у летописца и неоднократно. Противоречия в образе того или иного героя, очень возможно, отражают реальные противоречия его характера, но отражают их частично, в пределах, доступных для художественного метода летописца. Литературный портрет реального человека - задача, непосильная для летописца, это уже достижение литературы нового времени. Человек у летописца всегда однолинеен, т.е. одновременно быть и «добрым», и «злым» он не может. Человек у летописца всегда статичен, несмотря на свою внешнюю подвижность. Герой - обычно носитель той или иной морально - политической идеи летописца. Как показал Д.С.Лихачев, в поле зрения писателей попадали наиболее часто два слоя общества - Феодалы (светские и церковные), как достаточно дифференцированные социальные понятия, и народ, как обобщенное представление о древнерусской народности. Феодалы присутствовали в литературе на первом плане как исторические лица, символически типизируемые, народ же всегда служил фоном для их деятельности, воспринимался суммарно и в большей мере в плане оценок национальных (общерусских или племенных), чем социальных. Однако и при этих условиях древнерусская литература отнюдь не была литературой социальной умиротворённости.

В «Повести временных лет» особое место занимают рассказы, восходящие к устным историческим преданиям и легендам. Именно таковы рассказы о первых русских князьях: Олеге, Игоре, княгине Ольге, о Святославе, о времени Владимира. В этих рассказах особенно проявился тот стиль летописного повествования, который Д.С.Лихачёв назвал эпическим стилем.

Здесь необходимо подчеркнуть, что стиль в древнерусской литературе - это не узкоязыковое явление, не только слог и собственно языковые средства. Стиль - это особое видение мира, особый подход к его изображению, а также, разумеется, и сумма приёмов (в том числе языковых), с помощью которых этот подход реализуется.

Так, для повествования в эпическом стиле характерно, что герой - это человек богатырского подвига, отличающийся каким-либо необыкновенным качеством - хитростью, умом, храбростью, силой; такой «герой тесно связан с одним или несколькими подвигами, характеристика его едина, неизменна, прикреплена к герою».

Рассказ о подобном герое - это обычно рассказ о его подвиге, отсюда непременной чертой такого повествования является наличие острого, занимательного сюжета. Олег у летописца с лёгкостью, типичной для сказочного героя, преодолевает все препятствия на своём пути: он без боя берёт Смоленск, Любеч; хитростью овладевает Киевом; не встречая никакого сопротивления, побеждает древлян, северян и радимичей; идёт походом на Царьград - греки не оказывают ему никакого сопротивления; Олег запугивает их хитростью (он приказал поставить ладьи на колёса и пустил посуху к стенам крепости, греки, испугавшись, сами открыли ворота и сдались). Олег не разрушает город, но заставляет греков уплатить ему огромную дань. Мудрый и вещий, он не пьёт вина, отравленного греками; наконец, умирает, как и многие другие сказочные герои, неожиданно, в расцвете сил от «вещего» прорицания - от укуса змеи.

Очень часто формирующей силой сюжетной коллизии является хитрость героя. Перехитрил печенегов киевский отрок. Хитростью отличается в народных преданиях и княгиня Ольга. Она в самый патетический момент своей жизни, вскоре после своего крещения в Царьграде, хитроумным ответом перехитрила греческого царя, - характерный пример стилистической «неустойчивости». Перед нами два образа Ольги: фольклорный образ мудрой девы волшебных сказок и агиографический образ святой. Оба эти образа сосуществуют в рамках одного рассказа, и летописец не чувствует их противоречия.

Эти особенности летописного человека - прямое отражение стиля летописца. Здесь своя система художественного воспроизведения действительности, особое литературное мышление, которое нельзя рассматривать сквозь призму современного художественного мышления.

4.Образ иноплеменников. В летописи упоминаются разнообразные народы, с которыми Русь так или иначе имела какие-либо контакты. Это и греки, и дунайские болгары, и хазары, и берендеи, и многие другие. Наиболее часто на страницах «Повести временных лет» встречаются упоминания о половцах - обитателях поднепровских степей, беспокойных и воинственных соседях древнерусских княжеств. Впервые упоминание о половцах встречается в записи под 1061 годом: «Впервые пришли половцы войною на Русскую землю», - сообщает летописец.

Именно по отношению к половцам хронист применяет наиболее яркие и выразительные эпитеты. Чаще всего он называет их «погаными». Однако этот термин, имеющий в современности негативный оттенок, летописец использует в несколько ином значении. Дело в том, что русское прилагательное «поганый» происходит от латинского «paganus», что значит «язычник». Поэтому, называя половцев «погаными», автор «Повести временных лет» прежде всего, имеет в виду их конфессиональную принадлежность, или, вернее сказать, отсутствие таковой. Наиболее сильные эпитеты применяет автор к врагам, разоряющим христианские святыни. Так, в связи с разграблением Киево-Печёрского монастыря половцы характеризуются и как «безбожные враги». Половецкий хан Боняк удостоился даже названия «шелудивый» и сравнения с хищником. Хронист называет их «оскорбителями», - оскорбителями, прежде всего, христианских святынь, храмов, монастырей. Некрещеные иноплеменники для него - «Безбожные сыны Измаиловы, посланные в наказание христианам». Отсутствие христианской веры во врагах было главным для летописца, определяющим, наряду с патриотизмом, его отношение к воинственным иноплеменникам.

Рассматривая то, как средневековый летописец осмыслял исторические события, необходимо постоянно делать поправку на свойственное ему мировоззрение. В представлении автора «Повести временных лет» любое событие происходит по божьему промыслу, по неисповедимой воле всевышнего. Именно Господь Бог вкладывает в сердца людей добрые помыслы, направляет их благие действия. Однако в тоже время он же и направляет врагов на разграбление земель христиан. Это - наказание Господне за грехи. В связи с поражением на реке Альте в 1068 году летописец сообщает: «Наводит Бог, в гневе своём, иноплеменников на землю, и тогда в горе люди вспоминают о Боге; междоусобная война же бывает от диавольского соблазна». И далее: «Когда же впадает в грех какой-либо народ, казнит Бог его смертью, или голодом, или нашествием поганых…». В записи за 1093 год можно прочитать: «Это Бог напустил на нас поганых, не их милуя, а нас наказывая, чтобы мы воздержались от злых дел. Наказывает он нас нашествием поганых; это ведь бич его, чтобы мы, опомнившись, воздержались от злого пути своего».

Иноплеменники часто привлекаются русскими князьями к участию в их междоусобных столкновениях. Наиболее часто в качестве наёмной военной силы привлекаются половцы и поляки. Кроме того, сами князья в распрях не могут противостоять врагу поодиночке, подвергая Русь опустошительным набегам соседей. На съезде в Любече в 1097 году князья пытаются прекратить усобицы: «Зачем губим русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут войны». В этом фрагменте, безусловно, выразилась и воля самого летописца. Положить конец бесконечным распрям удельных властелинов, дать достойный отпор опустошительным набегам иноплеменников, восстановить величие и могущество Руси - вот истинный посыл и страстное желание автора «Повести временных лет», к несчастью, как показала история, лишённое всяческой надежды на осуществление.

5. Тематика литературы Киевской Руси была разнообразной, но проблематика её обнаруживала тенденции единообразия, поглощаясь в наибольшей мере интересами государственной и религиозной жизни общества. Патриотические идеи древнейшей русской литературы вырастали на социально-исторической почве раннефеодального строя, но в дальнейшем своём развитии и литературном выражении представления феодального патриотизма объективно приобретали всё большее общенародное значение.

Значение древнерусской литературы состоит в том, что она помогает понять достижения великой русской литературы. В древнерусской литературе находятся источники гражданственности, и идейности нового времени. «Повесть временных лет», как и продолжающее её древнерусское летописание, занимает очень высокое место среди всей средневековой хронографии.

Древнерусская литература передала русской литературе свою высокую идейность, свой опыт, богатство языка.

Летопись внушает убеждения святости власти, она становилась школой патриотизма, школой правды. Древнерусская литература - это часть истории страны, она всегда была занята общественными проблемами своего времени. Древнерусская литература XI - XII веков была связана с византийской и болгарской литературой. Эта литература остаётся неповторимым образцом служения раннефеодальному государству и обществу, которые представлялись писателям - современникам в идеальном (и идеализируемом) единении их интересов.

Список литературы:

  • 1. Башатова Н.Н. Древнерусская литература: Учебное пособие для студентов 1 курса ОЗО. - Оренбург: Издательство ОГПУ, 1997
  • 2. Дмитриева Л.А., Лихачёв Д.С. Памятники литературы Древней Руси XI-начало XII века. М.: «Художественная литература», 1978
  • 3. Кондалов и. Введение в историю русской культуры: Учебное пособие, М.: Аспект Пресс, 1997
  • 4. Кусков В.В. История Древнерусской литературы: Учебник для филол. спец. ун-тов, - 4-е изд., испр. и доп. - М.: «Высшая школа», 1982
  • 5. Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., «Наука», 1979.
  • 6. Лихачёв Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М.,1970
  • 7. Робинсон А.Н. Литература древней Руси в литературном процессе средневековья. М., «Наука», 1980
  • 8. Творогов О. Древнерусская литература и её роль. Ленинград, 1985
  • 9. Библиотека 5баллов.ru
  • 10. Изборник. Повести Древней Руси. М.: «Художественная литература».1986