Это был новый пассажир, который ни для кого из нас не заметно присел с Коневца. Он до сих пор молчал, и на него никто не обращал никакого внимания, но, русский язык

Тест по творчеству Н.С.Лескова. 10 класс

1 .В каком городе учился Н.С.Лесков?

1) Орел 2) Москва 3) Киев

2. Где служил Н.С.Лесков до того, как принял решение посвятить жизнь литературному творчеству?

1)в Министерстве финансов 2) в Киевской казенной палате 3)в Министерстве народного просвещения

3. В каком произведении Н.С.Лесков полемизировал с «Грозой» А.Н.Островского?

1) «Леди Макбет Мценского уезда» 2) «Некуда» 3) «Сказ о тульском косом Левше и стальной блохе»

4. В какой части повести Н.С.Лескова «Очарованный странник» повествование ведется от лица Ивана Флягина?

1)вступление 2) основная часть 3) заключение

5. Как назывался цикл произведений, в который Н.С.Лесков включил повесть «Очарованный странник»?

1) «Святочные рассказы» 2) «Заметки неизвестного» 3) «Праведники»

6. О каком произведении Н.С. Лесков говорил: « Мне становилось временами невыносимо жутко, волос поднимался дыбом, я застывал при малейшем шорохе…Это были тяжелые минуты, которые мне не забыть никогда».

1)«Очарованный странник» 2) «Сказ о тульском косом Левше и стальной блохе» 3) «Леди Макбет Мценского уезда»

7. Самоубийство Катерины Львовны

    Ничего не изменило; 2) заставило раскаяться Сергея; 3) вызывает сочувствие окружающих

8. В «Леди Макбет Мценского уезда» несколько сюжетных развязок. Какие развязки относятся к данному произведению, укажите неверное:

1) Разоблачение, суд, наказание; 2) разоблачение, осознание вины героями; 3) Трагическая развязка любви Катерины Львовны

9. В описание состояния героев после убийства мужа Катерины Львовны на место вопросов вставьте имена

« Губы? дрожали, и ….. била лихорадка. У? только уста были холодные»

    Сергей; 2) Катерина Львовна 3) Зиновий Измайлов

10. О ком идет речь в каждом отрывке?

    И к утру умер он (кто?) и как раз так, как умирали у него в амбарах крысы.

    «Он (кто?) страшно рванулся, как зверь, закусил зубами его (чьё?) горло.

    « (кто?) бросилась на (кого?) , как сильная щука на мягкую плотицу, и обе более уже не показались»

    Зиновий Борисович; 2)Сонетка; 3) Борис Тимофеевич; 4) Катерина Львовна

11. Кто являлся главному героя повести «Очарованный странник» в пророческих снах и видениях?

1)мать; 2)Иван Предтеча; 3)Старый монах

12. Какие черты Лесков считал свойственными простому русскому человеку и воплотил в характере главного героя Иване Флягине? Укажите лишнее.

    1. расчетливость

      страстность натуры

      чувство чести

      тяга к хвастовству

      Наивная искренность

      Точное следование церковным порядкам и правилам

      Патриотизм

      Храбрость

      пассивная терпеливость

      фатализм – вера в судьбу

      «добродушная» жестокость

      Склонность к пьянству

      Совестливость, честность

      Трудолюбие

      Народная религиозность, которой не свойственно полное осуждение и отвержение грешников

      Необразованность

      Бескорыстие

Тест по творчеству Н.С.Лескова Бланк ответов:

ФИО________________________________класс__________________дата____________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

3

2

1

2

3

3

1

2

1-Сергей;

2-Катерина Львовна.

1-Борис Тимофеевич

2-Зиновий Борисович,

Сергей

3.Катерина Львовна, Сонетка

3

1,4,6,9,

Николай Семенович Лесков

Текст печатается по изданию:

Лесков Н. С. Собр. соч.: В 6 т. Москва: Правда, 1973.

Предисловие

Николай Семенович Лесков родился 4 февраля 1831 года в Орловской губернии. «Род наш, собственно, происходит из духовенства…. Мой дед, священник Димитрий Лесков, и его отец, дед и прадед – все были священниками в селе Лесках. От этого села Лески и вышла наша родовая фамилия – Лесковы».

Однако отец писателя, Семен Дмитриевич, окончив семинарию, решил не продолжать семейную традицию, за что дед выгнал его из дома (черты деда проявятся в главном герое романа «Соборяне», протоиерее Савелии Туберозове). Выбрав карьеру судебного служащего, Семен Дмитриевич всю жизнь оставался человеком честным, бескорыстным, на службе отличался «твердостью убеждений, из-за чего наживал себе очень много врагов», и дослужился до чина коллежского асессора, дававшего право на потомственное дворянство.

Лесков отмечал в своей автобиографии: «Религиозность во мне была с детства, и притом довольно счастливая, то есть такая, какая рано начала во мне мирить веру с рассудком. Я думаю, что и тут многим обязан отцу. Матушка была тоже религиозна, но чисто церковным образом, – она читала дома акафисты и каждое первое число служила молебны и наблюдала, какие это имеет последствия в обстоятельствах жизни. Отец ей не мешал верить, как она хочет, но сам ездил в церковь редко и не исполнял никаких обрядов, кроме исповеди и святого причастия… Он несомненно был верующий и христианин, но если бы его взять поэкзаменовать по катехизису Филарета, то едва ли можно было его признать православным.»

О своей первой встрече с большой с литературой он вспоминал так: «В деревне я жил на полной свободе, которой пользовался как хотел. Сверстниками моими были крестьянские дети, с которыми я и жил и сживался душа в душу. Простонародный быт я знал до мельчайших подробностей и до мельчайших же оттенков понимал, как к нему относятся из большого барского дома, из нашего «мелкопоместного курничка», из постоялого двора и с поповки. А потому, когда мне привелось впервые прочесть «Записки охотника» И. С. Тургенева, я весь задрожал от правды представлений и сразу понял, что называется искусством».

Николай Семенович сначала пошел по стопам отца – в 16 лет он поступил на работу в орловскую судебную палату. Еще через два года его перевели в Киев, где он посещал вольнослушателем лекции в университете, изучал польский язык, участвовал в религиозно-философском студенческом кружке и даже увлекся иконописью. Уволившись со службы, Лесков начал работать в компании мужа своей тети, А. Я. Шкотта (Скотта), «Шкотт и Вилькенс». По служебным делам ему приходилось много ездить по Российской Империи. Позже он напишет: «Думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе…»

После того как компания закрылась, Лесков переехал в Петербург. Там и началась его писательская карьера. В 1863 году выходят его первые повести «Житие одной бабы» и «Овцебык». Вскоре за ними последовали «Леди Макбет Мценского уезда» и «Воительница». Уже в этих ранних произведениях проявился уникальный сказовый стиль писателя. Наиболее выразительное воплощение лесковский «сказ» получил в рассказе «Запечатленный ангел», где слышатся отзвуки древнерусских «хождений» и сказаний о чудотворных иконах.

Ко времени создания романа «Соборяне» (1872 г.), по словам Максима Горького, «литературное творчество Лескова. становится яркой живописью или, скорее, иконописью». Создание галереи ярких положительных персонажей было продолжено писателем в сборнике рассказов, вышедшем под общим названием «Праведники» («Фигура», «Человек на часах», «Несмертельный Голован» и др.) Как отмечали впоследствии критики, лесковских праведников объединяют «прямодушие, бесстрашие, обостренная совестливость, неспособность примириться со злом».

Согласно воспоминаниям сына писателя, Андрея Николаевича Лескова, Николай Семенович считал, что, создавая циклы о «русских антиках», исполняет гоголевское завещание из «Выбранных мест из переписки с друзьями»: «Возвеличь в торжественном гимне незаметного труженика». В предисловии к первому из этих рассказов, «Однодум», писатель так объяснил их появление: «Ужасно и несносно… видеть одну „дрянь“ в русской душе, ставшую главным предметом новой литературы, и. пошел я искать праведных.»

В этом «поиске праведных» Николай Семенович неоднократно обращался и к сюжетам из «Пролога». «Пролог» – название сборника христианских притч, пришедшего к нам из Византии и дополненного новыми сюжетами во времена Древней Руси. Писатель изложил многие истории из «Пролога» литературным языком XIX века, а кроме того, и сам создал множество сюжетов, которые по праву можно назвать «Современным Прологом». Каждое из этих произведений раскрывает перед читателем, как Господь Своим Промыслом, порой через тяжелые испытания, приводит людей к спасению и пониманию евангельской истины.

В последние годы жизни Николай Семенович стал близким другом Льва Николаевича Толстого, что отразилось и на его творчестве, и на отношении к Православной Церкви. Однако, в отличие от Толстого, Лесков до конца жизни остался православным христианином.

Умер Николай Семенович Лесков 5 марта 1895 года от приступа астмы, мучившей его последние пять лет жизни. Похоронен на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.

Евгений Юферев

Запечатленный ангел

Дело было о Святках, накануне Васильева вечера .

На предыдущем уроке было предложено учащимся следующее задание:

Найти в тексте "Очарованного странника" диалоги и монологи главного героя, слова повествователя.

Подумать над особенностями речи Ивана Флягина и повествователя.

Цель:

  • Дать ученикам представление о сказовой форме повествования.
  • Выявить основные функции сказа в "Очарованном страннике".
  • Развитие навыков самостоятельной работы учащихся.

Ход урока

I. Слово учителя. Свою повесть"Очарованный странник" Лесков называл рассказом. Может быть, он прав, "Очарованный странник" - это рассказ о жизни, и если по большому счету - сказ о житии. Из всех разновидностей прозы - от короткого рассказа до эпопеи - сказ ближе всего к лирике, к поэзии. Сказ - жанр эпоса, опирающийся на народные легенды и предания. Повествование в нем ведется от лица рассказчика, человека с особенным характером и складом речи.

Сказовая форма - двойной портрет: рассказчика и автора, искусное повествование, где исповедальное и игровое начала друг другу помогают, можно сказать, выручают друг друга.

Литературоведы -считают, что сказовая форма едва ли не самая трудная форма владения речью, язык народа надо знать досконально, изнутри, органично. Лесков утверждал: " Народ просто надо знать, как самую свою жизнь, не штудируя ее, и живучи ею". Так, живучи ею, знал Лесков русскую речь. Знал ее не отдельно от народной жизни, а в кровной связи с нею, как могучее выражение ее. Очарованным странником прошел Николай Семенович Лесков по земле, хотя видел на своем веку столько бедственного, горького, страшного, даже ужасного.

II. Работа с текстом на материале домашнего задания (проверка домашнего задания):

(в ходе опроса и чтения отрывков из повести "Очарованный странник" ученики приходят к выводу, что у повествователя и героя "свои голоса". Предоставляя Ивану Флягину слово, автор имитирует разговорную устную речь персонажа. Это явление называется стилизацией. Э тот вид работы позволяет учителю логично перейти к изложению теоретического материала, формируя у учащихся представление о том, что такое сказовая форма повествования.)

Слово учителя (учащиеся записывают в тетрадях по литературе).

Понятие сказ употребляется в двух смыслах:

  • жанр произведения;
  • форма повествования..

Сказ как жанр - это "форма художественной литературы, построенная в основном как монологическое повествование с использованием характерных особенностей разговорно-повествовательной речи" .

В этом случае функция сказа - жанрообразующая.

Сказовая форма повествования - один из нескольких стилистических пластов в произведении, жанр которого - образование более широкое, чем сказ (например, роман, повесть).

В произведении со сказовой формой повествования возникает, как правило, "двухголосое повествование, которое соотносит автора и рассказчика, стилизуется под устнопроизносимый, театрально-импровизированный монолог человека, предполагающего сочувственно настроенную аудиторию" .

Общими признаками литературного сказа (жанра) и повествовательной сказовой формы являются установка на воспроизведение устной речи (стилизаций), использование приемов разговорной речи, монологическое повествование.

Сказовую форму повествования читатель воспринимает как установку на чужую речь,тогда как в литературном сказе такого ощущения у читателя нет. Создается иллюзия, что рассказчик есть автор произведения. В тексте со сказовой формой повествования автор не отождествляется с рассказчиком, "повествователь предстает как объект авторского исследования".

В произведении со сказовой формой повествования создается "сказовая ситуация", есть указание на присутствие слушателя, который задает вопросы, делает замечания, вставляет реплики, то есть в произведении создается и образ слушателя. Это отличает такое произведение со сказовой формой от литературного сказа, где слушатель, как правило, фигура абстрактная, предполагаемая.

III. План анализа сказовой формы повествования в повести "Очарованный странник":

  1. Жанр "Очарованного странника"
  2. Композиционно-сюжетная структура.
  3. Речь повествователя.
  4. Речь сказителя.
  5. Функции сказа.

"Очарованный странник" - повесть со сказовой формой повествования. В этом произведении несколько стилистических пластов, но сказовая форма повествования является преобладающей. Вступление и заключение написаны от лица повествователя. Его речь отличается от речи рассказчика, как литературно оформленная от литературно неоформленной. Например:

Вы, впрочем, на мои слова в этом не полагайтесь, потому что я ведь у службы редко бываю.

Отчего же это?

Занятия мои мне это не позволяют.

Вы иеромонах или иеродьякон?

Нет, я еще просто в рясофоре.

Все же ведь уже это значит, вы инок?

Н...Да-с; Вообще это так почитают.

Сказ в "Очарованном страннике" не выступает в качестве жанрообразующего фактора. Он присутствует как форма повествования, необходимая автору для создания образа героя-рассказчика.

Какова, на ваш взгляд, композиция произведения? Как сказовая форма повествования влияет на композицию произведения?

Сказовая форма повествования определяет композицию и сюжет в произведении. Повесть построена просто: вступление - экспозиция, в которой читатель знакомится с местом действия ("мы плыли по Ладожскому озеру"), с героями; основная часть - рассказ Флягина о жизни; завершается повесть кратким заключением от имени повествователя. Но продиктована эта простота требованиями сказовой формы повествования. Во вступлении слушатели и читатели знакомятся с одним из попутчиков, который и станет рассказчиком. Экспозиция мотивирует рассказ героя о собственной жизни. Цель вступления и заключения - воссоздать реальную обстановку, в которой развернулся монолог героя. Благодаря вступлению и заключению, вставным диалогам возникает связь между рассказчиком и слушателем, без которой сказ немыслим.

Сюжет повести строится как процесс рассказывания, в котором существуют свои отношения между рассказчиками и слушателями. Собственно рассказ героя имеет свой сюжет, который представляет собой ряд быстро сменяющих друг друга историй из жизни рассказчика.

Композиция и сюжет организованы так, чтобы привлечь внимание читателя к образу героя-рассказчика.

Каким образом привлекает внимание Лесков к своему герою? Найдите портрет героя.. В чем его необычность, странность?

("Это был новый пассажир, который ни для кого из нас незаметно присел с Концевца. Он до сих пор молчал, и на него никто не обращал никакого внимания, но теперь все на него оглянулись, и, вероятно, все подивились, как он мог до сих пор оставаться незамеченным. Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке. Послушник он был или постриженный монах - этого отгадать было невозможно, потому что монахи ладожских островов не только в путешествиях, но и на самих островах не всегда надевают камилавки, а в сельской простоте ограничиваются колпачками. Этому новому нашему сопутнику, оказавшемуся впоследствии чрезвычайно интересным человеком, по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический. Простодушный. Добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А.К. Толстого. Казалось, что ему бы не в рясе ходить, а сидеть бы ему на "чубаром" да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как "смолой и земляникой пахнет темный бор".

Но, при всем этом добром простодушии, не много надо было наблюдательности, чтобы видеть в нем человека много видевшего и, что называется "бывалого". Он держался смело, самоуверенно, хотя и без неприятной развязности, и заговорил приятным басом с повадкою")

Вывод: Установка на необычность, оригинальность внешности героя-рассказчика поддержана особой "типологичностью" героя,. Иван Северьяныч Флягин зримо воплощает облик русского богатыря, каким он сложился в искусстве, в прямом авторском слове указана связь образа с фольклором (былины об Илье Муромце), живописью (картина Верещагина) и литературной стилизацией былин (поэма А.К. Толстого), и в то же время введено еще одно измерение, для сказа обязательное, - фактографичность (и повествователь, и рассказчик воспроизводят действительно бывшее). Такой расклад предопределяет многослойность художественного текста, особую "синтетичность" форм, в которых реализуется - на авторском уровне - глубинный смысл повествования в целом.

Образ героя создается не только с помощью описания внешности, но и с помощью речевой характеристики героя. Какова речь героя, на что автор рассказа акцентирует внимание? Является ли в сказе речь главным средством создания образа?

Главным средством создания образа рассказчика является его речь. В ней отражается мирочувствование и миропонимание героя, его характер, социальное положение, культурное развитие и др. Для сказовой речи характерна устная разговорная интонация, что выражается в построении фраз, применении особенных изобразительно-выразительных средств, профессиональных терминов, просторечий и др. Например: "...и оно, это донесение по одной сущности было справедливо. Владыко и велели прислать к ним этого попика в Москву. Посмотрели на него и видят, что действительно этот попик запивашка, и решили, что быть ему без места, Попик огорчился и даже перестал пить" .

В речи Флягина немного сравнений, метафор, эпитетов, они не отличаются яркостью, чаще всего кратки, но при этом - точно соответствуют мировидению героя. В них проявляется артистизм героя, тонкость его натуры, способность воспринимать прекрасное, ведь художественные тропы характеризуют не только сам предмет, но и того, кто о нем говорит. Показателен в этом отношении рассказ Флягина о цыганке Груше; "И промежду всей этой публики цыганка ходит этакая... даже нельзя ее описать как женщину, а точно будто как яркая змея, на хвосте движет и вся станом гнется, а из черных глаз так и жжет огнем <...> ресницы, ей-богу, вот этакие ресницы, длинные-предлинные, черные, и точно они сами по себе живые, и, как птицы какие шевелятся..." . Душа героя потрясена замечательным искусством Груши. Описывая ее, он проявляет себя как художник, человек эстетически чуткий. Обычные тропы употреблены героем необычайно метко: "Тени перед ним в видении, как тощие гуси, плыли" , "по небу звезды как лампады навешаны, а по низу темнота такая густая, что словно в ней кто-то тебя шарит и трогает" . Подобные примеры отражают бытовые впечатления Флягина, его жизненный опыт, владение народной лексикой.

В сочетании простоты и красоты - особый колорит речи героя-рассказчика. За простыми выражениями, за простыми словами - прекрасный мир Флягина, мир, каким видит его герой.

При помощи чего и как раскрывается образ рассказчика в сказе?

Раскрывается образ рассказчика и через его отношение к другим персонажам, о которых он же и повествует. Всех действующих лиц читатель воспринимает через субъективное отношение к ним рассказчика, которое проявляется в тоне рассказа, в выборе художественных средств через прямую или косвенную характеристику. Например, рассказ о хозяине, у которого герой нянчит ребенка (полячке). Здесь нет развернутой характеристики, но субъективное мнение Флягина об этом персонаже выявляется в следующих словах: "Барин мой, отец его, из полячков был чиновник, и никогда, прохвостик. дома не сидел" .

Иногда рассказчик воспроизводит характерные особенности речи персонажей, имитирует их интонацию, но в целом в произведении господствует одна речевая стихия.

Какова роль пейзажа в раскрытии мировосприятия И.Флягина?

Яркие черты мировосприятия Флягина несет пейзаж ("...тоска делалась. Особенно по вечерам, или даже среди дня стоит погода хорошая, жарынь, в стану тихо, вся татарва от зною попадает по шатрам и спит... Знойный вид, жестокий; простор - краю нет; травы, буйство; ковыль белый, пушистый, как серебряное море, волнуется, и по ветерку запах несет: овцой пахнет, а солнце обливает, жжет, и степи, словно жизни тягостной, нигде конца не предвидится, и тут глубине тоски дна нет... Зришь сам не знаешь куда, и вдруг пред тобой отколь ни возьмется обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь.

Или еще того хуже было на солончаках над самым над Каспием: солнце рдеет, печет, и в солончаках блестит, и море блестит.... Там, где степь ковылистее, она все-таки радостней; там хоть по увалам кое-где изредка шалфей сизеет или мелкий ролынь и чабрец пестрит белизну, а тут все одно блыщание... Там где-нибудь огонь палом по траве пойдет, - суета поднимется: дрохвы летят, стрепеты, кулики степные, и охота на них затеется. Тудаков этих, или по-здешнему дрохвов, на конях заезжаем и длинными кнутами засекаем; а там, гляди, надо и самим с конями от огня бежать... Все от этого развлечение. А потом по старому палу опять клубника засядет; птица на нее разная налетит, все больше мелочь этакая, и пойдет в воздухе чириканье... А потом еще где-нибудь и кустик встретишь: таволожка, дикий персичек или чилизник... И когда на восходе солнца туман росою садится, будто прохладой пахнет, и идут от растения запахи...")

Как через эту пейзажную картину передается эмоциональное состояние героя и его миропонимание?

Ответ учащихся:

Яркие черты субъективного восприятия мира несет пейзаж в произведениях со сказовой формой повествования. Описания природы здесь не только отражают эмоциональное состояние героя-рассказчика, но и раскрывают его мировоззрение.

В данном описании передается эмоциональное состояние героя: его глубокая тоска по родине, желание вернуться домой. Важно и то, что пейзаж также выявляет главную черту миропонимания героя - религиозность.

В приведенном отрывке обращает на себя внимание интонация, рассчитанная на сочувственное внимание слушателей, что тоже является особенностью сказового повествования.. Использование народных, близких к фольклорным, сравнений и метафор передает то, что можно назвать национальным чувством героя или иначе - передает его сопричастность жизни своего народа. Без любви к Родине нет настоящего человеческого характера. Тот, кто любит родную землю, видит красоту ее в любых мелочах, чувствует огромный интерес ко всяким ее "проявлениям". Иван Северьянович именно такой человек, и эта любовь помогает ему словесно точно выразить свои чувства, настроение, стремления в пейзажном описании.

Слово учителя: Условием сказовой формы повествования является иллюзия самостоятельности героя-рассказчика. С помощью приема разграничения речи повествователя и рассказчика автор и создает эту видимость самостоятельности. Речь повествователя литературно правильная, и его образ лишен ярко выраженных индивидуальных черт. Позиция повествователя выражена опосредованно: прежде всего через выбор героя-рассказчика. Речь Флягина, ориентированная на устный разговор, неповторима и, следовательно, образ рассказчика явно индивидуа-лизирован.

Рассказчик самовыражается в слове, через которое и раскрывается его сложный внутренний мир.

Функции сказа заключаются:

  • В индивидуализации характера героя;
  • В его типизации.

Иван Северьяныч Флягин. - русский человек, стиль его речи, художественная окрашенность неразрывно связаны с эстетическим мышлением народа, с народной эстетикой, мировидением. Его речь свидетельствует о постоянной духовной связи с духовной жизнью народа. "Сказ в повести "Очарованней странник" является средством воплощения в образе национального сознания и самосознания, характера героя" .

(При изучении повести "Очарованный странник" можно организовать просмотр одноименного фильма, снятого по мотивам произведения Лескова в 1990 году (авторы сценария И. Поплавская и В. Соловьев, режиссер И. Пошгавская, композитор К. Волков). Главная удача фильма - А. Михайлов в роли Флягина.

Фильм учитывает специфику лесковской повести: динамичное развитие действия, удивительные приключения странника, неожиданные и даже "сказочные".

Авторы фильма сумели передать еще одну особенность прозы Лескова: его обращение к сказовой форме повествования. Неуловимое обаяние лесковского слова сложно воссоздать на экране, но авторам фильма это удалось: за кадром звучит голос рассказчика.

Просмотром и обсуждением фильма можно завершить изучение повести "Очарованный странник".)