Сказ значение. Каковы особенности жанра сказа? Какие литературные сказы Вам известны? Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Ирония это осмеяние, содержащее оценку того, что осмеивается; одна из форм отрицания. Отличительный признак иронии-двойной смысл, где истинным является не прямо высказанный, а противоположный ему подразумеваемый; чем больше противоречие между ними, тем сильней ирония. Осмеиваться может как сущность предмета, так и отдельные его стороны; в этих двух случаях характер иронии - объем отрицания, выраженный в ней, неодинаков: в первом она имеет значение уничтожающее, во втором - корректирующее, совершенствующее. Ирония появляется в начале 5 века до н.э. в древнегреческой комедии, где в числе действующих лиц выступает «ироник» - обыватель-притворщик, нарочито подчеркивающий свою скромность и незначительность. В эпоху эллинизма ирония оформляется как риторическая фигура, усиливающая высказывание намеренным его переакцентированием. В той же функции ирония переходит к римским риторам и становится одним из вариантов аллегории, который в дальнейшем используют гуманисты Возрождения (Госпожа Глупость у Эразма Роттердамского), авторы эпохи Просвещения (Дж.Свифт, Вольтер, Д.Дидро). Сохранившись до настоящего времени в качестве стилистического средства, ирония передается через речь автора или персонажей, придавая изображению комическую окраску, означающую, в отличие от юмора, не снисходительное одобрение к предмету разговора, а неприятие его. Превращение иронии в философскую категорию связывают с именем Сократа. Хотя сам Сократ не пользовался таким понятием, оно стало определением его критической манеры со времен Платона. Сократовская ирония состоит в отрицании как реальной, объективной истины, так и субъективного представления о последней; согласно иронии такого рода, единственная истина - это самодовлеющее отрицание, о чем свидетельствует, в частности, знаменитое изречение философа: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Принцип иронии Сократа, утверждающий оспоримость и диалектичность абсолютного, был частично поддержан Аристотелем.
Ирония у писателей нового времени
У писателей Нового времени (М.Сервантес, Ф.Кеведо или Л.Стерн) ирония служит исходной позицией повествования, что предваряет тот философско-эстетический смысл, какой придает ей литература романтизма, обратившаяся к назревшей на рубеже 18-19 веков антитезе «человек - мир». В немецкой романтической эстетике оформился особый тип романтической иронии, которая фиксирует постоянное движение мысли, беспредельность духовного начала, содержащего в себе идеальное как вечную мысль, не имеющую конечной обозначенности. Романтическая ирония противопоставляет объективному миру гибкий подвижный идеал - поэтический вымысел, т.е. игнорирование художником, создателем произведения, реальных явлений и связей: воплощенное совершенное всегда может быть игнорировано более совершенным вымышленным. Таким образом, романтическая ирония становится основополагающим художественным принципом, отличающим творчество романтиков. Как синонимы к термину «романтическая ирония» Ф.Шлегель, который его ввел («Критические фрагменты»), употреблял слова «произвол» и «трансцендентальная буффонада», означающие свободную игру творческой фантазии вокруг всех и всяких жизненных проблем и противоречий. Такая форма субъективного отрицания явилась реакцией на идеологию меркантильного рационализма, дискредитировавшего человеческую индивидуальность. Эта суть романтической иронии трансформирована у немецких романтиков второго поколения, для которых уже очерчивалась зависимость духовного начала от действительности: в их произведениях ирония относится не только к миру внешнему, но и к противопоставляемому ему внутреннему, субъективному. Сам романтический подход к жизни оказывается иронизирован - романтическая ирония естественно приходит к самоотрицанию. В эту пору кризиса романтического сознания Шлегель говорил об иронии уже только как о манере мышления, а не как об исходной позиции творчества. В новых исторических условиях, в учении К.В.Ф.Зольгера («Эрвин», 1815) ирония представляет собой признание нисхождения идеала, преломления его в реальности, взаимосвязь и взаимовлияние этих двух противоборствующих начал. В этом направлении развивается понятие иронии в философии Гегеля, вскрывающей диалектичность возвышенного и низменного, единство всеобщего идеального с частным материальным. Гегель подвергает критике романтическую иронию, усматривая в ней выражение страха перед закономерностями реального бытия и неверный творческий принцип, исключающий правдоподобие произведения. Гегель находит иронию в факте диалектики всякого развития, и прежде всего исторического. В реализме 19 века, как и в литературе доромантического периода в целом, ирония не имела статуса нормы эстетического сознания, т.к. на этих этапах субъективное мировидение было намного слабее, чем в романтизме. Здесь ирония нередко сливалась с сатирой - чего совершенно не предполагала романтическая ирония, превращалась в сарказм, становясь средством разоблачения и обличения общественного устройства или отдельных сторон жизни. С.Кьеркегор критиковал романтическую иронию за составляющую ее «игру», но в то же время шел, как и за Сократом, за немецкими романтиками, когда объявлял носителем иронии субъект, индивидуальный дух, полемизируя тем самым с гегелевским объективированием иронии («О понятии иронии с постоянным обращением к Сократу»). Его трактовка иронии как отношения личности к миру получила продолжение у экзистенциалистов (О.Ф.Больнов, К.Ясперс), отрицавших всякую истину, кроме экзистенциальной, кроме субъективного знания о жизни.
Ирония в искусстве 20 века
В искусстве 20 века ирония приобретает новые формы, одна из которых-авторская отстраненность от повествуемого через введение фигуры рассказчика (ранние новеллы и «Доктор Фаустус», 1947, Т.Манна; Г.Бёлля «Групповой портрет с дамой», 1971). Ирония несет в себе «эффект очуждения» в театре Б.Брехта - прием подачи привычных явлений как бы со стороны, вследствие чего зритель получает возможность заново оценить их и вынести о них нетрадиционное суждение, более истинное.
Слово ирония произошло от греческого eironeia, что в переводе означает - притворство, насмешка.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Сегодня мы расскажем о таком литературном приеме, как ирония. Он не столь распространен в литературе, как, например, или , но при этом весьма примечателен.
Этот литературный прием интересен прежде всего тем, что использовать его совсем непросто, и по-настоящему это удавалось только настоящим мастерам слова.
Определение иронии - что это такое
Ирония – это употребление слов или фраз, которые характеризует явление, событие или свойство в совершенно противоположном значении. Вам говорят «черное», а понимать это нужно как «белое».
Вспомните ироничное выражение «НУ ТЫ МОЛОДЕЦ!». Его говорят в укор, имея в виду совершенное противоположное.
В письменной речи иронию обычно заключают в кавычки (ведь тут интонаций трудно показать ироничность), а в разговоре эти кавычки показывают пальцами (либо добавляют в конце — в кавычках).
Например, написанная фраза "ты очень «умный» несет совершенно другой смысл (противоположный). Либо могут сказать так: он умный (в кавычках). И всем понятно, что это ирония.
Термин этот, как многие другие, пришел в русский язык из Древней Греции. И слово «eironeia» можно буквально перевести как «притворство». Считается, что первым мастером иронии был философ и мыслитель Сократ .
С ее помощью он успешно высмеивал своих конкурентов, особенно софистов (было такое философское течение).
Кстати, само название «софисты» изначально означало «мудрец», но благодаря Сократу оно приобрело уничижительное значение (мудрец в кавычках — это глупец).
Это мы все говорили про использование этого термина (тропа) в литературе. Ниже вы увидите массу примеров ироничных высказываний, узнаете, на какие виды они делятся. Но это не чисто литературный термин.
Бывает еще ирония ситуации — это когда все ожидают чего-то одного (очевидного), а происходит совершенно противоположное (вспомните сюжет фильма «Ирония судьбы»).
Ирония в повседневной жизни
Чтобы лучше понимать, что такое ирония, приведем примеры из нашей жизни – те выражения, которые многие из нас используют постоянно.
- ЗАХОДИТЕ В МОИ ХОРОМЫ – так многие приглашают гостей к себе домой, при этом «хоромами» частенько называют малогабаритные квартиры или вовсе одну комнату;
- НУ И КОМУ НУЖНА ТАКАЯ КРАСОТА – так говорят о чем-то не очень приглядном или производственной ошибке;
- ВСЮ ЖИЗНЬ ОБ ЭТОМ МЕЧТАЛ – так мы часто называем подарки или предложения, которые нам на самом деле совершенно не нравятся;
- ЛЮБЛЮ КАК СОБАКА ПАЛКУ – еще одна устойчивая форма сказать, что что-то не нравится;
- ТОЛЬКО ОБ ЭТОМ И ДУМАЮ – так отвечают, когда спрашивают о чем-то совершенно неинтересном.
То есть все эти обороты употребляются в совершенно противоположном значении, но мы все понимаем скрытый в них смысл.
А еще можно вспомнить популярную реакцию на то, что какой-то человек совершил ошибку или сделал что-то плохо. Ему могут сказать просто: «НУ ТЫ МОЛОДЕЦ!», хотя на самом деле, конечно, никто не считает его «молодцом», а как раз наоборот (молодцом в кавычках).
Виды иронии
Ирония бывает разной в зависимости от того, кого высмеивают и насколько сильно :
- Прямая ирония – самый распространенный способ принизить и придать отрицательную оценку. Например, желая сказать человеку, что он чего-то испугался, часто говорят «НУ ТЫ И ХРАБРЕЦ!»:
- Антиирония – ставится задача не высмеять человека, а показать, что его на самом деле недооценивают. Например, у Жванецкого есть такие строчки «Врачи делали все возможное, но пациент выжил»;
- Самоирония – ирония, направленная на самого человека. Например, известная фраза «НУ ГДЕ УЖ МНЕ, ДУРАКУ, ПОНЯТЬ» означает, что человек лишний раз подтверждает свое несогласие.
Как видно из этих примеров, ирония – это не всегда «очернение» чего-либо. Как мы уже говорили, зачастую с ее помощью и «хорошее прячется за плохим».
Примеры иронии в литературе
Логично предположить, что этот художественный прием (троп) использовали те писатели и поэты, которые писали иронические произведения.
Например, Николай Васильевич Гоголь в своих «Мертвых душах » с помощью этого приема очень метко описывал характер персонажей. Вот что он говорит о полицмейстере-взяточнике:
Полицмейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как родной в семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую.
Еще чаще примеры иронии можно Ивана Крылова . Все-таки этот литературный жанр сам по себе подразумевает насмешку и издевательство над действующими лицами.
Наверняка все знают басню «Стрекоза и муравей», в которой муравей высмеивает стрекозу, когда она пришла к нему за помощью:
Ты все пела? Это — дело!
Любил высмеять своих персонажей и Александр Сергеевич Пушкин . В «Евгении Онегине» есть такие строчки:
Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел.
Он в том покое поселился,
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел да мух давил.
Более того, в том же «Евгении Онегине» Пушкин весьма иронически отзывается и о высшем свете Петербурга:
Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лицы,
Необходимые глупцы.
Но одним из высочайших мастеров иронии ситуаций (не перевертывания смысла слов, а именно создание ситуаций, когда ожидаешь одного, но происходит противоположное) многие литературоведы признают Михаила Булгакова .
Практически в каждом его произведении можно увидеть, как автор высмеивает даже не отдельных персонажей, а целые устои, которые сложились в обществе. Вот пример из «Мастера и Маргариты», в конкретно диалог Воланда и Берлиоза перед тем, как последнему отрезало голову:
Воланд: Бога нет?
Берлиоз: Нет!
Воланд: И дьявола тоже нет?
Берлиоз: Нету никакого дьявола!
Воланд (смеясь): Вот уж интересно. Что же у вас, чего ни хватишься, ничего нет!
Последняя фраза Воланда относится не только к конкретной сцене в романе, но и отражает реальное положение в стране в то время. Ведь действительно, в конце 20-х - начале 30-х (а именно тогда писалась «Мастер и Маргарита») в Советском Союзе был жуткий дефицит.
Но еще большее пренебрежение к текущим порядкам Булгаков показал в «Собачьем сердце». Там, сами персонажи – Шариков или Швондер – это неприкрытая ирония над «новыми хозяевами страны».
В одной из сцен автор, например, открыто смеется над тем, что у большевиков не принято разделять людей по половому признаку – на мужчин и женщин, а все они называют друг друга «товарищами» и даже одеваются одинаково. И наконец, как не вспомнить замечательный совет профессора Преображенского своему ассистенту доктору Борменталю:
Если заботитесь о своем пищеварении, не говорите за обедом о большевизме. И Боже вас упаси, не читайте советских газет!
Вместо заключения
Кстати, психологи утверждают, что человек, который в своей устной речи часто использует иронию, является обладателем незаурядного интеллекта .
Так что не бойтесь насмехаться над какими-то несуразицами вокруг вас. Только учитесь делать это тонко и тактично. Ведь никто из нас не идеален. И на вашу иронию оппонент вполне может ответить своей меткой фразой.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт
посмотреть еще ролики можно перейдя на");">
![](https://i2.wp.com/ktonanovenkogo.ru/wp-content/uploads/video/image/samye-bolshie-sobaki.jpg)
Вам может быть интересно
Ник - что это такое и чем никнейм отличается от учетной записи
Лайфхак - что это такое
Что такое басня
Многозначные слова - это примеры разных граней русского языка
Что такое гипербола, примеры из литературы и повседневной жизни
FAQ и ЧАВО - что это такое?
Каждый человек сталкивался в жизни с понятием «ирония», но мало кто осознает значение этого слова и правильно трактует его. «Ирония» в переводе с древнегреческого означает притворство, обман, а «ироник» – человек, который притворяется с целью насмешки.
Отношение к этому жанру юмора двоякое. Аристотель и Платон полагали, что умение иронизировать свойственно только высокой душе. Теофраст и Аристон Кеосский называли это качество сокрытием собственной враждебности к миру, высокомерием, утаиванием себя. Михаил Салтыков-Щедрин писал: «От иронии до крамолы один шаг». Определение понятию давали, отталкиваясь от отношения к этому жанру юмора.
Тем не менее, все готовы признать, насколько магнетически притягивает остроумие. Люди, которые за словом в карман не полезут, более спокойны и защищены. Ведь в их арсенале есть мощное оружие – ирония. Так что такое ирония?
Ирония – это троп, подразумевающий использование слов в смысле, противоположному действительности: думаем одно, а говорим другое с целью насмешки. Словари выводят синонимы слова «ирония» для простоты понимания: глумление, осмеяние, притворство, стёб, сарказм, гротеск. Однако значение этих понятий не одно и то же. Сарказм – жесткая форма иронии, а гротеск – прием, основанный на чрезмерных преувеличениях, контрастах.
Владимир Даль дает такое определение понятия: «Ирония – это отрицание или осмеяние, притворно облекаемые в форму согласия или одобрения».
- сказать злому человеку: «Да ты добрейшей души человек», а глупому: «Ты, наверное, пришел что-то интеллектуальное спросить?»;
- на зазнайство персоны ответить: «Куда уж нам до тебя, такого прынца»;
- назвать трусливого богатырем, а безголосого – Федором Шаляпиным;
- противопоставить «высокое и важное» «малому» — назвать Путина Вованом.
Ирония не всегда несет негативный подтекст. Иногда она выражается с целью выказать похвалу и одобрение, признать объект недооцененным. Например, слова: «Ну конечно! Глупый ты, ага!» означает одобрение интеллектуальных способностей собеседника.
Для чего нужна ирония? Культурно упираться рогами. Не говорить же оппоненту прямолинейное: «Тупая ты блондинка» или «У тебя маразм», когда можно тонко сыграть словами и сохранить свое достоинство. «Козел» для человека – это оскорбление, а ироничные синонимы к этому ругательству: «Да вы настоящий мужчина» — социально приемлемые слова. Кто-то поймёт ваш изящный юмор, кто-то примет высказывание за правду. Неважно. Главное, выразить агрессию в достойной форме и остановить обидчика.
В психологии же утверждается, что ирония – это незаменимый защитный механизм. Ужасное и страшное она превращает в противоположное, выставляет в смешном свете. Сколько сочиняется анекдотов и постов про наболевшее: про Украину, про Обаму и Америку, про низкий уровень жизни в стране. Юмор воодушевляет, вселяет иммунитет, повышает самооценку. Спасительную функцию иронии лучше всех описал Вольтер: «Что сделалось смешным, не может быть опасным.»
Однако не стоит переусердствовать с самозащитой. Излишнее использование иронии выдаст вас, расскажет о комплексе неполноценности и скрытой боли.
Большое значение имеет ирония и для написания художественных произведений, философских трактатов, политических монологов для усиленного воздействия на сознание слушателей. Этот троп делает речь более интересной и остроумной.
Слова иронии используются в литературе не реже, чем метафоры и гиперболы. Их смысл в том, чтобы высмеять какое-либо явление или героя в произведении, выставить объект нелепым.
Главным ироником русской литературы, несомненно, можно назвать А.С. Пушкина. В произведении «Евгений Онегин» он высмеивает дворянство: «Как dandy лондонский одет», привилегированные слои общества Пушкин называет «цветом столицы», «знатью, моды образцами».
В своём творчестве использовал иронию А.П. Чехов. В произведении «Смерть чиновника» автор высмеивает раболепство: «Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и … помер». «Помер» от страху после того, как чихнул начальнику на лысину.
«Вечный студент» — так называет писатель Петра Трофимова из пьесы «Вишневый сад» за его душевную близорукость и ограниченность. Комизм в трагизме.
В ироничной форме обличал уродливые общественные отношения и Н.В. Гоголь, высмеивал чиновников, помещиков. Наиболее яркий комизм проявляется в произведениях: «Старосветские помещики», «Мертвые души», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и т.д. Рассказ Гоголя осуществляется именно в притворно-серьезном тоне, словно писатель действительно приемлет то, что происходит на этом свете, и смотрит на происходящее глазами главных героев.
И.А. Крылов широко использует иронию в баснях. Его слова «Ты все пела? Это дело. Так поди же попляши!» высмеивают лень и безответственность. «Поплясать» здесь буквально означает голодать, остаться ни с чем. Басня Крылова «Пестрые овцы» была запрещена из политических соображений, так как она полностью пропитана язвительной иронией над лицемерием правителей, жестоко расправляющихся с неугодными режиму, и в то же время выражающих притворное сочувствие к их несчастной судьбе.
Прямая ирония – способ представить объект в смешном свете, принизить его. За одобрением и согласием несет в себе скрытый намёк на недостатки человека, презрение к нему. При этом должна сохранять элемент превосходства, но не оскорблять человека.
Антиирония – способ представить объект недооцененным, за отрицательными высказываниями разуметь положительное. Если слышите слова в стиле: «Куда уж нам, жалким плебеям…», знайте, это антиирония.
Самоирония – ирония, направленная на себя, означает умение посмеяться над собой. Может иметь и позитивный и негативный подтекст.
Сократова ирония – способ привести собеседника к осознанию ложности и бессмысленности своих выводов. Сократ строил диалог так, будто согласен с оппонентом. Впоследствии доводил наводящими вопросами собеседника до осознания абсурдности собственного суждения.
Ирония – это всегда противоположность, и чем она острее, тем тоньше юмор. Её не всегда выражают слова, иногда — интонация речи, жесты, мимика.
Если вы обладаете тонким чутьем и природным остроумием, значит, вам уже легче переносить стрессы и быстро завоевывать симпатии людей. А если нет? Можно ли научиться иронизировать? С одной стороны, научиться приёмам иронии – элементарно. Сложно ли противопоставлять одно другому? Вопрос в уместности использования шутки, качестве юмора. Не каждый в состоянии оценить тонкость и актуальность собственного юмора.
При употреблении тропа стоит учитывать культурные традиции, менталитет страны, пол, возраст аудитории. То, что смешно американцу, не всегда смешно европейцу. В одной компании популярны шутки в стиле «Камеди клаб», в другой – тонкий юмор Чехова или сатира Салтыкова-Щедрина.
Как научиться изящно играть словами
- Много читать, воспитывать в себе эстетический вкус. Хорошие книги научат отличать «сортирный» юмор от высококлассной остроты, разовьют речь и мышление.
- Учиться во всем видеть контраст. Самый простой способ иронизировать – говорить противоположное тому, что подразумеваете. Чем острее противоречие, тем тоньше юмор. Ярче подчеркнуть контраст помогает гипербола (преувеличение). Слово «хороший» можно заменить гиперболой «супер-пупер».
- Более сложный способ применения тропа – использования устойчивых выражений. Например, о неумном человеке сказать: «Семь пядей во лбу», о неумехе-бездельнике – «Народный умелец».
Умение использовать иронию означает высокий интеллект человека и умение красиво донести свою идею, а злоупотребление им – пренебрежительное отношение к людям и комплексы. Необходимо видеть границы, где начинается ирония, а где – оскорбление и бескомпромиссный сарказм.
Жесткая и частая ирония способна растоптать достоинство человека. Случайно брошенные слова меняют жизнь людей в худшую сторону. Например, модели Валерии Левитиной во время игры в футбол сказали, что ее надо на ворота поставить: попой пространство закроет от мячей. Слова глубоко въелись в душу девушки, она перестала нормально питаться и заболела анорексией. Валерия весила всего 25 кг и носила звание самой худой женщины в мире.
Видео что такое ирония