Духовно культурная сфера общественной жизни основные характеристики. Культура социальной сферы жизнедеятельности общества

В качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования — сферы жизни общества.Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называют сферами общественной жизни.

Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Каждая сфера включает в себя:

  • определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);
  • социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);
  • сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

  • социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
  • экономическую (производительные силы, производственные отношения)
  • политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
  • духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в , научном творчестве, самообразовании, и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные сознания — нравственное, научное, эстетическое, .

Социальный институты в сферах общества

В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты.

В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является . Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.

Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важны, а для некоторых людей и более важны, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в этом мире. Состояние и характер развития определяю цивилизованность человечества. Основными в духовной сфере выступают институты , . Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации.

В основе политической сферы лежат отношения между людьми, которые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Политические отношения — это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных . Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института.

В масштабе всей страны основным политическим институтом выступает . Оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации , в которых люди реализуют свои политические права, т. е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.

Взаимосвязь сфер общественной жизни

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, характером.

Духовная жизнь общества

  1. Духовная сфера жизни общ. Понятие культура, ее виды, типы и функции.

  2. Понятие субкультура, ее формы и отличия от преобладающей

  3. Основные виды культуры:
1

Под духовной сферой понимается то часть социального бытия, в которой отношения между людьми опосредуются не материальными ценностями и соответствующими им ориентациями, следовательно, духовная сфера включает в себя, такие основные области как: мораль, религия, искусство, наука, образование, деятельность соответствующих научных, религиозных и образовательных организаций. Духовная жизнь – способ жизнедеятельности людей и их реального бытия. Исходные содержательные элементы духовной жизни: знания представления, обычаи, вера, нормы, идеалы, чувства и ценности, которые составляют духовный мир человека. Важнейший элемент духовной жизни – культура, представляющая собой продукт общ и результат совместной деятельности людей, передающийся из поколения в поколение. Культура – междисциплинарное понятие, поэтому существует более 300 определений этого понятия. Неопределенность значения термина обусловлено историческим характером в данной категории и неравномерностью культурного развития разных обществ. Сам по себе термин культура произошел от латинского «культура» что переводится, как возделывать обрабатывать, поэтому в древнем Риме культура связывалась с трудом крестьян. В результате развития он стал наполняться другим смыслом. В 18 века он стал обозначать совершенствование духовных качеств, следовательно, культурным стали называть человека начитанно, в 20 веке термин стали использовать для характеристики убеждений и определенных ценностей, призванных совершенствовать жизненный опыт социальной сущности и регулирующих взаимодействие всего общества, либо его отдельных структур. В современном обществознании и культурологии значение понятия культура легче всего понять через ряд соотношений.

1 соотношение – культура общества. Общество – это всегда связь, отношение и взаимодействие между людьми, в то время как культура – это то, что определяет их взаимодействие и предает ему смысл и поддерживает его.

2 соотношение – культура – натура. Культура, то чего нет в природе и что создано человеческой деятельностью и в этом смысле культура – «вторая природа», т.е. среда искусственно созданная человеком при помощи языка, мышления. В то же время рассматривая это соотношение недостаточно указывать, что культура, только, что создано людьми в отличие от того что создано в природе, т.к. люди не только могут создавать культуру, но и отрицать ее.

3 соотношение – культура – цивилизация. Культура – явление интеллектуальное, включающее определенные правила, нормы, ценности, в то время как цивилизация материальное явление, которое охватывает физические объекты, созданные человеком. Цивилизация приходит на смену варварству и связана она была с возникновение материальной культуры, поэтому ее можно определить как культуру «одетую в вещь».

4 соотношение – наследственность, преемственность. Культура не дается человеку от рождения и не встроена в его генетическую память. Культура вне генетическая, наследуемая по средствам обучения поведенческая информация. Антропологи утверждают, что культура социологическое обозначение для научного поведения, т.е. поведения, которое не дано человеку от рождения и должно усваиваться каждым новым поколением заново, путем обучения у взрослых людей.

5 соотношение – культурная статика, динамика. Рассмотрение данного соотношение предполагает внимание у таким проблемам как: аномия или отсутствие четкой однозначности норм, неравномерность развития различных частей культуры, в частности культурное запаздывание или более медленное развитие нематериальной культурой по сравнение с материальной, чужое влияние (американизация)

6 соотношение – культурный этноцентризм или плюрализм культурной практики. Этноцентризм представляет собой традицию судить о другой культуре с позиции превосходства собственной. Его можно рассматривать, как мотивы, исходя из которых каждый народ верит, что занимает самое высокое место среди современных народов и наций и по отношению ко всем народам исторического прошлого. Чрезмерный этноцентризм связан с ксенофобией – страхом и неприязнью к чужим взглядам и обычаям. В современной общ, преобладает взгляд, что каждая культура может быть понята в ее собственном контексте – культурный реветивизм. Он позволяет понять различия между близкими культурами.

Культура – явление общественной жизни, различные формы жизнедеятельности людей и жизненный уклад общества.

Культура – совокупность, созданных человеком материальных и духовных ценностей

Культура -система специально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению всех содержательных элементов духовной жизни общества, по средствам которых люди организуют свою жизнедеятельность.

Культура – исторически сложившаяся система общения, воплощающая в себе основные жизненные ценности и образцы социального поведения в определённом человеческом коллективе (народе, нации), образующих один культурный регион.

Понятие культура может использоваться в нескольких смыслах:


  1. Культура – совокупность в форме результатов человеческой деятельности и тот результат воздействия человека на природу, которое имеет внешнее эмпирически зримое выражение. Такая форма культуры называется материальной. Материальная культура – те ценности, которые составляют искусную среду обитания человека:
    природные объекты, которые подверглись изменениям человека
Искусственно – природные объекты, использованные человеком

Синтетические объекты, созданные человеком из природных

Социально - культурные объекты и социально – материальные

Духовная культура – совокупность ценностей идей, навыков социального общения в традициях и социальных нормах. В отличие от материальной культуры они существуют только в сознании человека. К ней относят науку, искусство, религие и мораль. В то же время материальная и духовная культуры тесно связаны между собой. В единстве они образуют обще - человеческую культуру. Материальная сопряжена с производством, сохранение материальных ценностей от поколения к поколению, в то время как духовная связана с преобразование внутреннего мира человека. Помимо 2 основных форм выделяют еще и типы культуры по разным основаниям

^ 1)кто создает культуру и каков ее содержательный уровень

Типы культуры:

Элитарная

Народная

Массовая


  1. Отношение к культуре
Типы культуры

Доминирующая

Субкультура

Контркультура


  1. Сфера функционирования
Типы культуры:

Экономическая

Политическая

Религиозная

Социальная

Как продукт общества и социально значимое явление культура выполняет ряд функций, важнейшие из которых: познавательная, оценочная, регулятивная (нормативная), информативная, коммуникативная, функция социализации, гуманистическая.

2

Теория субкультур – одно из средств описания явлений культурной дифференциации современного общества. В культурологии встречаются и другие термины, которые обозначают то же явления (неформалы, локальные сети, жизненные стили) и каждое из них акцентируется на одной из сторон, изучаемого явления. Теория жизни и стилей на символике, атрибутике и идеологии. Теория и метод социальных сетей на внутренней структуре сообществ и типов межличностных связей. Само по себе понятие субкультура сформировалось в результате осознания неоднородности культурного пространства. Хотя появление термина субкультура в научной литературе связано с 30-ми годами 20 век, настоящее распространения этот термин получил в 60-70х годах, в связи с исследованиями молодежных движений. По началу, на первый план выступала приставка суб «под», которая обозначала скрытые неофициальные культурные слои, поэтому понятие первоначально обозначало явление, воспринимавшиеся как вне культурные, но со временем понятие получила другой смысл. Этика и эстетика молодежных сообществ получила признание как особая молодежная культу, так же обнаружилось существование других культур, отличающихся от официальной со своими нормативными и символическими характеристиками. С этого времени субкультура – подсистема культуры. Определение субкультуры несколько затруднено из-за многозначности лежавшего в его основе понятия культура. Субкультура не представляет собой самостоятельного целого и ее культурный слой формируется в рамках более общей системы, определяющей основу той или иной цивилизации и целостность того или иного социума. Поэтому любая субкультура, как подсистема культуры опирается на единый культурный код, кроме того ориентирована на постоянный диальг с культурой и этот диалог может принимать формы: обновления, развития. Восстановление традиция или противостояния и разрушения, но каждая из них определяется по отношению господствующей культуре. Как правило, любая субкультура либо противопоставляет господствующей культуре свои нормы и ценности.

В современной культурологии чаще всего встречается:

Субкультура – общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или же скрыты от широкой публики, что и отличает их от более широкого понятия культуры. Чаще всего они переходят в отдельное понятие. Субкультуры могут различаться по: возрасту, расе, этнической или классовой принадлежности, полу и черты, которые служат определяющими для нее могут иметь эстетический, религиозный, сексуальный или любой другой характер, равно как и комбинацию из них. Они обычно возникают как оппозиция к ценностям более культурного широкого направления, к которому они относятся. Поклонники субкультуры могут демонстрировать свое единство по средствам использования от всех стиля одежды или поведения, а так же специфических символов. Поэтому изучения их обычно понимает под одним из этапов изучения символизма: касательно одежды музыки и др. внешних предпочтений поклонников субкультуры, и способов трактовки тех же самых символов, только в доминирующей культуре.

В связи с многозначностью трактовки понятия встает проблема ее типологии. Наиболее удобной является типология Осокина, в соответствии с которой субкультуры различаются в соответствии с типами общности и их носителей. Типы субкультур:


  1. Половозрастные (детская, молодежная, парковые собрания пенсионеров и т.д.)

  2. Профессиональные (профессионально – корпоративные, компьютерная, медицинская…..)

  3. Досуговые, религиозные и этнические

  4. Территориальные (землячество, локальные субкультуры, в качестве рассмотрения региональных общностей, или города, имеющие свои традиции, языковые особенности, фольклор)
Иногда определение субкультуры несколько затруднено, так как тот или иной стиль музыки, одежды и в первую очередь в коммерческих целях. Чем больше у продукта от той или иной субкультуры, чем круче он считается, тем лучше продается. Многие субкультуры постоянно страдают от коммерческого интереса, поэтому их поклонники стараются хотя бы на немного обойти доминирующую культуру. Этот процесс помогает создать постоянный поток новых стилей, которые можно адаптировать для бизнеса и выпускать в большой мир. Не все субкультуры считают своей отличительной чертой внешний вид. Очень многие современные течения делают акцент на моральные или политические убеждения. Кроме того существуют, как ультра реакционные субкультуры, так и те, которые практически не отходят от основного течения. Если не брать во внимание музыкальные предпочтения, то представители субкультур могут отличаться своими взглядами на природу, человека, искусство, моральные ценности, уклад страны.

В 50-х наиболее популярными субкультурами была трансформация различных музыкальных стилей (джаз, сменился рок-н-ролом, и в этот же период в Америки появились первые битники). В 60-х битники переросли в целую культуру, которая оказала сильное влияние на развитие всего человечества. 67 год стал выдающимся временем для хиппи, и тем временем они появляются и в СССР, куда ее привезли иностранные студенты. В 60-х зародилось движение диско. В этот период наблюдается увеличение количества компьютеров в западных странах, в связи, с чем начали формироваться хакеры. 70-е рассвет рока и панк-рока. В конце 70 широкое распространение получает готика, что признали почти все средства СМИ. В 70-х годах в Ленинграде появляются первые подпольные рок группы, а стиль их назывался – буги-вуги. В 80-х возникают неоромантики и электро-поп. В эти же годы появляется рэп, связан со специфической поэзией. В середине 80-х появляются свободные вечеринки, где играют техно и другую электронную музыку. 90-е – период смеси субкультур, что связано с распадом СССР. Коней 20 века – безумное время, каждый сходит с ума по - своему. В это время появляются: эмо, гламур, аниме.

Одной из разновидностей культуры является элитарная культура, которая проявляется как культура особого слоя общества, наиболее способного к духовной деятельности, одаренного высокими нравлтвенными и эстетическими задатками, с другой стороны как субкультура привилигированно общества. Характеризуется закрытостью, аристократизмом, культурным языком. Представители этого типа сознательно простивопоставляютсобя массовой культуры, что приводит к разрушения стериотипов и шаблонов массовой культуры.

В обществознании выделяют 2 типа элиты:

Политическая(та часть общества, в которой объединены соц.полит нравственных и социальных целей)

Культурная(на основе духовных идей и социо культурных норм, как правило их интересы не совпадают, но возможен союз, которые оказвается не прочным)

Массовая культура выступает как культура повседневной жизни. Ей характерна массовость досткпность и всеобщность потебления. Как вид культурной продукции, гдк характерно ежегодное производство в больших объема. Масовое потребление и производство культузных ценностей. Не смотря на то в каких формах она приявляется, она имеет ряд конкретных общих целей:
1) досуг и снятие напряжение

2) распространение культурных образцов в масса

3) формирование не критического восприятия культуры человеком

4) ореинтация на искуствнно издаваемы образцы и стереотипы

5) приобщение к миру иллюзий

6) отвлечение масс от социальной активности

7) приспособление к существующим условиям

Массовая культура базируется на бессознательной форме восприятия и интересе людей к обыденной форме жизни. Она призванавыполнять ряд функций


  1. Обеспечение социализации человека в условиях среды большого города

  2. Приучение к новым социальным ролям и ценностям

  3. Удовлетворение потребностей человека и отвлечение его от интенсивной гонки в сфере жизненного успеха

  4. Снятие психологического напряжения, решение конфликтных ситуаций

  5. Овладение способом регуляции действий в различной обстановке
Народная культура – традиционна, коллективистская. Ее цель – влияние на развитие населения. Основной источник культуры – основная тенденция развития народной культуры стать массовой или элитарной. Сфера культуры имеет в своем развитии тенденцию к постоянному расширению и не последнюю роль в этом процессе играет массовая коммуникация(социально обусловленное явления, основная функция которого – воздействие на аудиторию через содержания передаваемой информации. Непременное условие ее осуществления – наличие технических средств, обеспечивающих распределения массовой информации)

Средства массовой коммуникации:

К СМИ относится периодическая печать, радио и телевидение.

СМД (кино, театр, цирк) Отличаются регулярностью обращения к массовой аудитории.

Технические (телефон, телетайп, интернет) Не имеют массового охвата территории.

СМИ обеспечивают регулярность тиражирования информации, поэтому они являются наиболее мощным механизмом воздействия. Одним из важных условий функционирования – значимость передаваемой информации. Не последнюю роль играет и оценочная информация.

Воздействие информации зависит от того насколько она соответствует социальным запросам территории.

Функции МК:


  1. Информационна (предоставляет актуальную информацию о сферах деятельности людей)

  2. Регулирующая (влияет на формирование общественного сознания группы и личности, формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов)

  3. Культурологическая (способствует необходимости преемственности культуры и сохранение культурных традиций)

Духовная сфера жизни общества - сфера, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, проявляющаяся в духовном производстве для удовлетворения духовных потребностей и создании духовных ценностей.

Жизнь общества в духовной сфере складывается из следующих элементов: (элементы духовной жизни)

1. мораль - совокупность правил поведения, производных от представлений людей о справедливости и несправедливости, добре и зле.

2. религия

3. искусство - творческая деятельность людей, направленная на передачу объективной реальности через субъективные переживания с помощью художественных образов.

4. наука - система обоснованных знаний, выраженных в абстрактно-логическом виде, имеющих форму теории.

5. право - система формальных общеобязательных норм, установленных или санкционированных государством, гарантированных его принудительной силой.

6. идеология - совокупность представлений, объясняющая социально-политическую реальность и формирующая к ней отношение, используемая политической элитой для воздействия в своих целях на массовое сознание.

7. философия - дисциплина, изучающая наиболее общие проблемы устройства окружающего мира, общества и человека.

Сам процесс духовной жизнедеятельности имеет следующую структуру (структура духовной жизни):

1. Духовные потребности. Духовные потребности - это потребности в создании и освоении духовных благ.

Особенности:

1) духовные потребности не заданы биологически, а проявляются и развиваются в процессе социализации;

2) духовные потребности не исчерпываются по мере их удовлетворения, а увеличиваются и усложняются;

3) духовные потребности служат показателем развития личности: чем больше духовных потребностей у человека и чем они сложнее, тем более развита его личность

2. Духовное производство. Духовное производство - это производство общественного сознания, результатом которого являются:

1) идеи, теории, образы и другие духовные ценности;

2) духовные общественные связи индивидов;

3) личность человека.

3. Духовные ценности (блата). Духовные ценности - это блага, проявляющиеся только через сознание людей и направленные на удовлетворение духовных потребностей.

Особенности:

1) духовные блага относительны, они зависят от культуры и эпохи 2) духовные блага неисчерпаемы, они не уменьшаются по мере их потребления, а, наоборот, развиваются.

Культура:

  • слово происходит от латинского глагола, означающего «возделывание почв»;
  • в широком смысле, это совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепленных в общественной практике;
  • в узком смысле, это отрасли творческой деятельности, связанные с искусством.

Формы культуры: материальная и духовная.

Материальная культура - совокупность объектов культуры, существующих в чувственно-предметной реальности, предназначенных для удовлетворения материальных потребностей.

Духовная культура - совокупность объектов культуры, существующих через сознание людей, предназначенных для удовлетворения ду-ковных потребностей.

Разнов Культура подразделяется на народную, элитарную и массовую.

В традиционном обществе можно четко выделить народную и элитарную культуру.

1. Народная культура - культура, характерная для определенной этнической общности (народа, нации).

Особенности:

а) простота, доступность;

б) анонимность, создается всем народом;

в) стабильность, неизменность;

г) связь с национальными корнями;

д) служит для национальной самоидентификации;

е) возникает в процессе практической деятельности людей.

2. Элитарная культура - культура, характерная для высших слоев общества.

Особенности:

а) сложность, доступность только для избранных;

в) создается профессионалами;

г) служит для отделения высших слоев (аристократии) от простых людей;

д) постоянно развивается, усложняется;

е) интернациональна

3. Массовая культура. Появляется в конце XIX - начале XX века. Предпосылки:

1) развитие технических средств коммуникации - средств массовой информации;

2) изменение социальной структуры общества (противопоставление аристократии и простых людей значимое для традиционного общества стирается в индустриальном).

Особенности :

а) коммерческая направленность;

б) простота и доступность форм;

в) создается профессионалами;

г) интернациональна.

В современном обществе массовая культура доминирует, она практически вытеснила народную; в то же время, элитарная культура сохраняется как средство творческого самовыражения, не направленное на массовое потребление и коммерческую выгоду.

Существуют различные точки зрения по поводу влияния массовой культуры на человека.

Положительное влияние:

  • так или иначе, приобщает каждого к культуре;
  • имеет свои высоты и достижения;
  • удовлетворяет потребности в досуге и развлечениях;
  • является средством самовыражения.

Отрицательное влияние:

  • снижает общую планку культурного уровня;
  • формирует искусственные потребности и запросы;
  • формирует стандартное поведение и вкусы;
  • насаждает социальные мифы.

II. Также культура подразделяется на господствующую, субкультуры и контркультуры.

1.Господствующая (доминирующая) культура - культура понятная и доступная всему обществу и принимаемая большинством общества.

2. Субкультура - культура, присущая определенной социальной группе. Субкультура является своеобразной разновидностью господствующей, но служит целям выделения и идентификации членов этой группы (профессиональной, национальной, демографической).

3. Контркультура - культура, прямо противопоставляющая себя господствующей, переворачивающая ее ценности и принципы. Контркультура является выражением протеста и несогласия с ценностями доминирующей культуры.

Наука

Термин наука может пониматься в трех смыслах: как социальный институт, как отрасль духовного производства, как система знаний.

1. Наука как социальный институт - система организаций, учреждений вырабатывающих, распространяющих и внедряющих знания, а также норм и принципов, регулирующих их деятельность.

2. Наука как духовное производство - особый тип духовной деятельности, направленной на получение достоверного и обоснованного знания.

3. Наука как система знаний - упорядоченная система обоснованных знаний, выраженных в абстрактно-логической форме.

Отличительные черты науки:

1. Обоснованность - любое утверждение, принимаемое наукой, должно иметь свое доказательство.

2. Универсальность - знание, полученное в одной области, должно быть применимо ко всем подобным.

3. Системность - научные знания упорядочены, выражаются в форме теории.

4. Объективность - наука стремиться к объективному, не зависящему от воли познающего субъекта, знанию.

5. Безграничность - наука постоянно развивается, любая теория не претендует на абсолютность и может быть опровергнута.

6. Математизация и формализация - точность в науке достигается за счет использования формализованных языков и языка математики.

7. Терминологический аппарат - научные понятия, зафиксированные на теоретическом уровне.

Функции науки:

1. Познавательная - описание и объяснение окружающего мира, общества и человека (реализуется, в основном, в фундаментальных науках).

2. Практически-действенная - участие в преобразующей деятельности общества (реализуется, в основном, в прикладных науках).

3. Прогностическая - предсказание явлений в будущем.

4. Социальная - содействие в развитии общества.

5. Культурно-мировоззренческая - формирование научного мировоззрения.

Фундаментальные науки глубоко погружаются в объект исследования и дают основу прикладным наукам. Прикладные науки применяют свои знания на практике.

Уровни научного знания. Выделяют два уровня научного знания - эмпирический и теоретический.

1. Эмпирический уровень характеризуется непосредственным познанием внешних сторон объектов, выявлением наблюдаемых фактов и фиксацией закономерностей.

Формы эмпирического познания - научный факт и эмпирический закон. Эмпирическое познание использует методы:

а) наблюдение;

б) эксперимент;

в) измерение;

г) описание;

д) сравнение и др.

2. Теоретический уровень осуществляет опосредованное познание, проникает в сущность явлений и объясняет их.

Формы теоретического уровня познания - закон, гипотеза, теория. Теоретическое познание использует методы:

а) дедукция;

б) индукция;

в) абстрагирование;

г) идеализация;

д) систематизация и др.

Помимо эмпирических и теоретических методов, существуют универсальные методы, применение которых возможно на любом из данных уровней.

К ним относятся:

а) аналогия;

б) анализ;

в) синтез;

г) классификация;

д) моделирование.

Виды наук.

Традиционно выделяют естественные и социально-гуманитарные науки.

1. Естественные науки изучают природные объекты и явления. Их основная задача - объяснение универсальных, повторяющихся закономерностей.

2. Социально-гуманитарные науки изучают общество и объекты культуры

Образование

Образование - целенаправленная познавательная деятельность людей по получению и передаче знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.

Функции образования:

  • экономическая - передача и освоение навыков профессиональной деятельности;
  • социальная - социализация личности и воспроизводство социальной структуры общества;
  • культурная - передача и освоение достижений духовной культуры предыдущих поколений.

Система образования - совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих ее функционирование.

Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики.

В настоящее время образовательная политика в РФ строится на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования;

2) приоритет общечеловеческих ценностей;

3) право личности на свободное развитие;

4) единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;

5) общедоступность образования;

6) адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;

7) светский характер образования в государственных учреждениях;

8) свобода и плюрализм в образовании;

9) демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.

Ступени образования в РФ:

1. дошкольное

2. общее (школьное, среднее)

а) начальное

б) основное в)полное

3. профессиональное

а) начальное б)среднее

в) высшее

г) послевузовское

4. дополнительное.

Тенденции в развитии образования:

а) демократизация системы обучения и воспитания (общедоступность);

б) гуманитаризация процесса образования (повышенное внимание к гуманитарным дисциплинам);

в) гуманизация процесса образования;

г) компьютеризация процесса образования;

д) интернационализация процесса образования;

е) непрерывное образование;

ж) рост продолжительности образования.

Важнейшим путем получения образования является самообразование - получение знаний без непосредственного контроля и помощи учителей и педагогов.

Религия

Термин «религия» - от латинского слова «связывание, повторное обращение к чему-либо».

Религия - система верований в сверхъестественное, обрядовых действий, традиций, религиозных институтов.

Духовная жизнь общества является одной из основных сфер общественной жизни, которая и определяет специфику определенного общества во всей его целостности. Данная сфера включает в себя образование и культуру, религию и науку.

Духовная сфера

Духовная сфера общества представляет собой систему отношений между людьми, которая и отражает нравственную жизнь данного общества.

Духовная сфера представлена такими многогранными подсистемами, как религия, наука, культура, образование, искусство и идеология. Почему же духовная сфера так много значит для любого развитого общества?

Прежде всего, значимость духовной сферы заключена в ее функции выявления ценностной системы общества. Именно благодаря определению ценностей можно понять уровень развития общественного сознания.

Без развитой духовной сферы довольно тяжело представить развитое общество людей. Посредством образования люди становятся более умными и познают окружающий мир с новых сторон, благодаря культуре общество постоянно духовно обогащается, так как у людей есть возможность выразить свои личностные качества и творческий потенциал.

Культура

Культура является совокупностью духовных и материальных ценностей, способов их создания и возможностей использовать их для дальнейшего развития человечества и личности в частности. Мы можем сказать, что человеческий труд является первым источником развития культуры.

Культура – это совокупность духовных достижений человечества. Но недаром говорят, что у каждой страны или у каждой нации есть своя культура. Это связано с тем, что каждая страна развивалась по-своему и у каждой страны есть своя история.

В результате культурного развития каждая нация обладает определенным культурным и духовным наследием, которые и создают культурные обычаи. Есть культурные достижения, которые принято называть «надвременными» - это те культурные и духовные явления, которые не подвластны изменениям и времени.

Образование

Процессом и результатом усвоения человеком знаний, умений и навыков принято называть образованием. Именно таким образом развивается ум и чувства человека, формируется его собственное мнение, система ценностей, мировоззрение и познавательные процесс.

Образование – это главный путь к взрослению и пониманию окружающего мира. Детей начинают учить с ранних лет – сначала просто звукам и движениям, затем азбуке и счету, и с каждым годом ребенок познает что-то новое.

В подростковом возрасте человек не только накапливать систематизированные знания, он уже учиться мыслить критически и творчески – самостоятельно оценивать окружающие его явления и историческое прошлое.

Получить образование важно для каждого человека – ведь без системы общеобязательных знаний он не сможет полноценно общаться с людьми и комфортно ощущать себя в социуме. Образование является общественно организуемый процесс.

Религия

Религия является одной из форм общественного сознания. А в научном смысле мы говорим о религии, как об особой форме осознания мира, которая обусловлена верой в сверхъестественное. Любой вид религии включает в себя моральные нормы и типы поведения, а также представляет собой объединение людей в определенные организации.

Примером такой организации является церковь. Основу для религии представляют собой понятия о Боге, о смысле и цели жизни, о добре и зле, о нравственности и честности. Именно поэтому религия – это одна из фундаментальных подсистем духовной сферы жизни общества.

Наука

Сферой деятельности человека, направленной на теоретическую систематизацию и выработку знаний о действительности принято называть наукой. Легче всего сказать, что наука представляет собой сбор объективных знаний о мире.

Сущность понятий «культура», «социально-культурная сфера» и «социально-культурная деятельность»

Как говорили великие Конфуций и Платон, любое дело надо начинать с «исправления имен» -- уточнения содержания основных понятий. Содержание понятия «культура» в рамках изучаемой дисциплины целесообразно рассматривать в двух аспектах:

1. Как способ бытия человека в качестве социального существа, как о системе внегенетического наследуемого социального опыта. В этом плане культура образует материальную и духовную среду, способствующую формированию и возвышению человека.

2. Как конкретная сфера жизни общества (сфера культуры), включающая сохранение и использование культурно-исторического наследия (музейное, библиотечное и архивное дело, национальные и местные традиции, праздники и т. д.), художественное образование и детское творчество, искусство, творческую (преимущественно художественную) деятельность, исполнительство, концертную деятельность, организацию досуга и развлечений, любительство, этнографические искусства и ремесла, а также деятельность, их обеспечивающую (экономика культуры, право, финансирование, управление, информация, подготовка и переподготовка профессиональной среды, развитие материально-технической базы и т. п.)

В данном контексте, представляется целесообразным рассмотрение и самого понятия «социально-культурная деятельность». Московская культурологическая школа учёных свела его к формуле:

«Социально-культурная деятельность - это воспитательная деятельность, ориентированная на человека, на исчерпывающее раскрытие в нем духовного потенциала».

Более широкое определение даёт В.В. Туев и называет СКД «управляемым обществом и его социальными институтами процессом приобщения человека к культуре». Н. Н. Ярошенко такую формулировку дополняет следующим образом: «Социально-культурная деятельность имеет своей целью не только приобщение человека к культуре, но и создание условий для того, чтобы культура становилась основой для социального взаимодействия».

С точки зрения других исследователей, культурная деятельность -- это ни что иное, как деятельность, направленная на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения.

Социальная работа - деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям в реализации их материальных и духовных потребностей, обеспечивающая возможность их полноценного функционирования в обществе в качестве, его субъектов.

Социальная педагогика сегодня интерпретируется как теория социального воспитания человека на протяжении всех этапов его жизненного пути, как педагогический компонент социальной работы.

Продолжая мысль, можно сказать, что «социальное» указывает на общественно направленный значимый для человека характер деятельности, «культурное» раскрывает содержательные культурно-ценностные смыслы этой деятельности.

Таблица 1 - Соотношение социального и культурного в социокультурной деятельности.

Социальный аспект

Культурологический аспект

1. Личность как носитель социальных ролей, отношений, действий, проблем;

1. Личность как носитель «культурных» качеств, субъект культурного творчества;

2. Социальная общность (объединение, организация, движение) как социальный институт, субъект социальных отношений;

2. Социальная общность как совокупность индивидов, объединённых общими целями, ценностями, как субъект саморазвития культуры;

3. Регион как институциональная административно-территориальная целостность;

3. Регион как совокупность социально-культурных сил, групп, движений, как носитель культурного потенциала (включая историко-культурное и этнокультурное своеобразие, ландшафтные особенности, традиции, предания, памятники истории и культуры);

4. Общество как сложная система функционирования и взаимодействия различных социальных институтов;

4. Общество (нация) как носитель духовной целостности и историко-культурной самобытности;

5. Общество как совокупность институционально оформленных наций, народов, этносов;

5. Человечество как совокупность национальных культур.

Следуя выше сказанному, социально-культурная деятельность соответственно может быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы; ее целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени.

Таким образом, следует, что социально-культурная деятельность как процесс, выражая суть и логику педагогического воздействия, выступает как связь объекта и субъекта. Следовательно, система управления этой деятельностью ничем не отличается от управления деятельностью какой-либо другой сферы.