Культура и личность культурология кратко. Определение понятия личности в культурологии

Введение 3

1. Сущность понятия «личность» 5

2. Современное понимание личности. Личность как ценность 12

3. Проблема личности в разных культурах 18

Заключение 23

Список литературы 24

Введение

Проблема личности всегда находилась в центре внимания ис­следований культуры. Это закономерно, так как культура и лич­ность неразрывно связаны друг с другом. С одной стороны, культу­ра формирует тот или иной тип личности. С другой стороны, лич­ность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.

На разных этапах человеческой мысли делались попытки найти ответы на вопросы о месте человека в мире, о его происхож­дении, предназначении, достоинстве, о смысле его существо­вания, о его роли в истории, его уникальности и типичности и на вопрос о том, как прошлое, настоящее и будущее опре­деляют жизнь человека, границы его свободного выбора.

Важнейшей функцией культуры является функция социализации – процесс усвоения человеческим индивидом определенных знаний, норм и цен­ностей, необходимых для жизни в качестве полноправного члена общества. Вместе с тем этот процесс обеспечивает сохранение об­щества, сложившиеся формы жизни. В обществе, как и в природе, постоянно происходит смена поколений, люди рождаются и уми­рают. Но в отличие от животных человек не имеет врожденных программ действий. Эти программы он получает от культуры, нау­чается жить, мыслить и действовать в соответствии с ними.

Освоение социального опыта личностью начинается с раннего детства. Образцы поведения, которые демонстрируют родители, сознательно или бессознательно перенимают дети, определяя тем самым свое поведение на многие годы вперед. Детство является важнейшим периодом социализации, во время которого человече­ская личность примерно формируется на 70%. Но социализация не заканчивается в детстве. Это непрерывный процесс, который про­должается на протяжении всей жизни. Так усваивается социальный опыт, накопленный народом, сохраняется и передается из поколе­ния в поколение культурная традиция, что обеспечивает стабиль­ность культуры.

В то же время каждый человек волею обстоятельств оказывается погруженным в определенную культурную среду, из которой он впитывает, усваивает систему знаний, ценностей, нормы поведения.

Цель данной работы – изучить содержание понятия "личность", рассмотреть взгляды на личность как высшую ценность и сравнить отношение к проблеме личности в различных культурах.

1. Сущность понятия «личность»

Многомерность феномена личности послужила ос­нованием для осознания междисциплинарного статуса про­блемы личности, которую в равной мере изучают культурология, философия, социальные и естественные науки. Индивид, личность и ин­дивидуальность – разные характеристики изучения челове­ка, которые определяются в различных подходах.

Личность,человек как участник историко-эволюционного процесса, вы­ступающий носителем социальных ро­лей и обладающий возможностью вы­бора жизненного пути, в ходе которого он преобразует природу, общество и самого себя. В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических философских и пси­хологических концепциях личность - это цен­ность, ради которой осуществляется развитие общества 1 .

Личность – социальная характери­стика конкретного человека как субъекта со­циальных отношений и сознательной дея­тельности, свободно и ответственно опреде­ляющего свою позицию среди других. Харак­теризуется устойчивостью мотивов поведе­ния и практических действий, интересов, склонностей, определенным мировоззрени­ем, направляющих ее деятельность, относи­тельно независимую от текущих ситуаций. Гуманность, доверие к людям, требовательность к Себе и другим и прочие положительные качества личности возникают в благоприятных условиях при успешном про­хождении фазы персонализации и интегра­ции. В процессе освоения общественного опыта происходит формирование, новых мо­тивов и потребностей личности, их преобра­зование, соподчинение 2 .

Личность – индивидуальный человек как субъект общественной жиз­ни, общения и деятельности, а также – своих собственных сил, спо­собностей, потребностей, интересов, устремлений и т. д. В личности снимает­ся противоположность внешней и внутренней жизни индивидуального человека; собственно, процесс личностного бытия и протекает как по­стоянное снятие противоположности между внешним и внутренним в самореализации человека. Бытие человеческого индивида в качестве личности является условием воспроизводства и обновления социальных процес­сов. В философии речь идет, по сути, не о личности, а о личностях. Об­щество рассматривается как связь или система людей, утверждающих и реализующих свои позиции, установки, интересы. Разумеется, лич­ностные качества людей выявляются неравномерно, в различные эпохи соотношение непосредственно личностного и непосредственно коллективного бытия людей заметно отличалось. Однако важно подчеркнуть, что не только коллективность, но и личность являются социальными формами бытия людей, что внеличностного бытия социальные качества (связей, вещей, институтов, самих людей) не могут ни синтезироваться, ни про­явиться, ни реализоваться. Социально-философская трактовка личности по­зволяет показать, как меняется практическая и теоретическая по­становка проблемы личности в разных типах социальности, как выявляется представление о социальных типах через разные формы связи и обо­собления личностей, через разные соотношения непосредственно лич­ностного и непосредственно коллективного бытия людей.

В XX столетии можно выделить три концепции личности , связанные с различными формами реализации социальных связей и с соответ­ствующими теориями.

Концепция социализации предполагает трактовку личности как человечес­кого индивида, принимающего формы и стандарты функционирования социальной системы. В этом случае социализация –условие устой­чивого бытия общества. Так или иначе, в этой концепции акцентирует­ся адаптация личности к структурам социальности; это приводит к недооцен­ке воздействия личности на социальные институты и на свое собственное бытие.

Концепция самореализации (самоактуализации, самодетерминации) личности подчеркивает субъектность индивидуального человека, общественное значение его «внутренних» ресурсов и по «контрасту» определяет недо­статочность деиндивидуализированных социальных структур. Выдвижение этой концепции по времени (70-е гг. XX в.) совпадает с кризисом структурно-функциональных мо­делей социальности, с характерным для развитых стран поиском ресур­сов качественной жизни и деятельности общества 3 .

В рамках биологического, социологического и психологичес­кого подходов детерминация развития личности понимается как взаимодействие двух факторов – среды и наследствен­ности. В рамках системно-деятельностного и историко-эволюционного подходов разрабатывается принципиально иная схема детерминации развития личности. В этой схеме свой­ства индивида рассматриваются как «безличные» предпосылки развития личности, которые в процессе жизненного пути могут стать продуктом этого развития. Социальная среда также пред­ставляет собой источник развития личности, а не «фактор», непосредственно определяющий ее поведение. Будучи усло­вием осуществления деятельности человека, социальная сре­да – это общественные нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы знаков, с которыми сталкивается индивид. Подлинными основаниями и движущей силой развития лич­ности выступают совместная деятельность и общение, посред­ством которых осуществляется приобщение личности к куль­туре. В преобразовании своих поступков, отношений с други­ми людьми и самого себя осуществляется реализация инди­видуальности и обогащение жизни общества.

Соотношение понятий «индивид» (продукт антропогенеза), «личность» (ин­дивид, усвоивший общественно-исторический опыт) и «ин­дивидуальность» (индивид, преобразующий мир) может быть передано формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивиду­альность отстаивают» 4 .

Личность - феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности - целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения. Личность - саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. В широком, традиционном смысле - личность, это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма - вплоть до особенностей обмена веществ. Популярность и стойкость такого расширенного понимания в литературе, видимо, объясняется его сходством с обыденным значением этого слова. В узком смысле - определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формируемое в деятельности совместной и общении 5 .

Согласно А.Н. Леонтьеву, личность - качественно новое образование. Она формируется благодаря жизни в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, и то лишь достигнув определенного возраста. В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми - в отношения общественные, и эти отношения становятся личностнообразующими. Со стороны самого человека его формирование и жизнь как личности выступают прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов.

Человек как общественное существо обретает новые качества, кои отсутствуют, если его рассматривать как существо изолированное, несоциальное. И каждая личность с определенного времени начинает вносить определенный вклад в жизнь общества и отдельных людей. Вот почему рядом с понятиями личности и личностного появляется понятие общественно значимого. Хотя это значимое может быть и общественно неприемлемым: преступление - столь же личностный акт, как и подвиг. Для психологической конкретизации понятия личности нужно ответить хотя бы на вопросы о том, в чем состоит новообразование, называемое личностью, как происходит формирование личности, как представляется с позиции самого субъекта рост и функционирование его личности.

Критерии сформировавшейся личности таковы:

1) наличие в мотивах иерархии в определенном смысле - как способности преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого - способности к поведению опосредованному. При этом предполагается, что мотивы, благодаря коим преодолеваются непосредственные побуждения, социальны по происхождению и смыслу (просто опосредованное поведение может иметь в основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже "стихийную нравственность": субъект может не отдавать себе отчета в том, что именно заставляет его поступать определенным образом" однако действовать вполне нравственно);

2) способность к сознательному руководству собственным поведением; это руководство ведется на основе осознанных мотивов-целей и принципов (в отличие от первого критерия, здесь предполагается именно сознательное соподчинение мотивов - сознательное опосредование поведения, что предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности). В дидактическом плане все свойства, отношения и действия личности можно условно объединить в четыре тесно связанные функциональные подструктуры, каждая из коих - сложное образование, выполняющее определенную роль в жизнедеятельности:

1) система регуляции;

2) система стимуляции;

3) система стабилизации;

4) система индикации. В ходе общественного развития человека системы регуляции и стимуляции постоянно взаимодействуют, и на их основе возникают все более сложные психические свойства, отношения и действия, направляющие личность на решение жизненных задач. Единство личности на всем жизненном пути обеспечивается памятью-преемственностью целей, поступков, отношений, притязаний, убеждений, идеалов и пр. Западная психология рассматривает личность как "целиком психическое существо".

В отечественной психологии личность рассматривается в единстве (но не тождестве) и чувственной сущности ее носителя - индивида и условий среды социальной. Природные свойства и особенности индивида выступают в личности как ее социально обусловленные элементы. Личность - опосредующее звено, через которое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида. Появление личности "аде системного качества обусловлено тем, что индивид в деятельности совместной с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью. Личность характеризуется:

1) активностью - стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний;

2) направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений, идеалов, вкусов и прочего, в чем проявляют себя потребности человека;

3) глубинными смысловыми структурами (системами смысловыми динамическими, согласно Л. С. Выготскому), обусловливающими ее сознание и поведение; они относительно устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в деятельности совместной групп и коллективов (принцип опосредования деятельностного);

4) степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения, установки, диспозиции и пр. Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции неких важных сторон ее активности. Субъективно для индивида личность выступает как его Я, как система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, коя обеспечивает единство и тождественность его личности и обнаруживает себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и пр. Образ Я представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел, и пр. Соотнесение образа Я с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять поведение и реализовать цели самовоспитания. Апелляция к самооценке и самоуважению личности - важный фактор направленного воздействия на личность при воспитании. Личность как субъект отношений межличностных обнаруживает себя в трех репрезентациях, образующих единство:

1) личность как относительно устойчивая совокупность ее интраиндивидных качеств: симптомокомплексы психических свойств, образующих ее индивидуальность, мотивы, направленности личности; структура характера личности, особенности темперамента, способности;

2) личность как включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители личностей их участников; так преодолевается, например, ложная альтернатива в понимании взаимоотношений межличностных либо как феноменов группы, либо как феноменов личности: личностное выступает как групповое, групповое - как личностное;

3) личность как "идеальная представленность" индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе за пределами их наличного взаимодействия; как результат активно реализуемых человеком смысловых преобразований сфер интеллектуальной и аффективно-потребностной других личностей. Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную потребность быть личностью - полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает способность быть личностью, реализуемую в социально значимой деятельности. Наличие и особенности способности быть личностью могут выявляться с помощью метода субъективности отраженной. Развитие личности происходит в условиях социализации индивида и его воспитания.

При всем разнообразии теоретических подходов к изучению личности именно многомерность личности признается ее сущностью. Человек выступает здесь в своей целостности: 1) как участник историко-эволюционного процесса, носитель социальных ролей и программ социотипичного поведения, субъект выбора индивидуального жизненного пути, в ходе ко­торого им осуществляется преобразование природы, общества и самого себя; 2) как диалогичное и деятельностное существо, сущность которого порождается, преобразуется и отстаива­ется в совместном существовании с другими людьми; 3) как субъект свободного, ответственного, целенаправленного по­ведения, выступающий в восприятии других людей и в своем собственном в качестве ценности и обладающий относительно автономной, устойчивой, целостной системой многообразных, самобытных и неповторимых индивидуальных качеств.

мера освоения человеком материальных и духовных ценностей и мера его деятельности, направленная на создание различных ценностей в индивидуальной практике; совокупность, личных образцов поведения, методов деятельности, продуктов этой деятельности, идей и мыслей. Проявляется в виде внутренней спонтанной, культуры, сконцентрированной в духовном мире человека; в виде информационной системы, обеспечивающей хранение, создание и передачу знаний; в виде культуры функциональной, т.е. поведения людей в обществе, культуры непосредственного, постоянно развивающегося человеческого общения.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Культура личности

это качество проявлений личности, вызванное сознательным или переведенным в режим автоматизма, ставшим неосознаваемым подчинением требованиям культуры. Так как личностные особенности дифференцируются в зависимости от того, какого содержание и тип преодолеваемых проблемных ситуаций, какие психические механизмы по преимуществу участвуют в преодолении социально значимых затруднений, то вместе с организацией конкретного механизма по критериям культуры его использования выделяются те или иные составляющие культуры личности (культура самоопределения личности, культура мышления личности, культура переживания личности и т.п.). Поскольку личностные качества отличаются от индивидуальных и субъективных качеств, то культура личности не предполагает рассмотрение ситуаций и проявлений человека вне социально значимой деятельности и в ситуации точного соблюдения норм деятельности. Индивидная самореализация лежит вне культуры и культурологического анализа, а адекватная реализация требований нормы имеет иное направление в культурном оформлении качеств человека (например, культура волевых проявлений). Тем самым, культура личности и культурные проявления личности анализируются, фиксируются в ситуациях социально значимых затруднений в деятельности, требующих от человека использования своих индивидуальных качеств в пределах оформленной проблемы в деятельности. В рамках проблемы устанавливается граница между тем, что остается нормативно значимым и тем, что перестает быть нормативно значимым или что требует поиска зоны новых нормативных содержаний. Инновационная ориентация, где социальные ценности не девальвируются, а лишь переопределяются, является источником порождения личностных качеств, а внесение культурного оформления этих качеств и приводит к появлению культуры личности. Именно эти качества предопределяют высшие проявления человека в жизни и профессиональной деятельности.

  • Структурно-семиотические исследования культуры
  • Религиозно-философское понимание культуры русскими мыслителями
  • Игровая концепция культуры й. Хейзинги
  • III. Культура как система ценностей Функции культуры как соционормативной системы
  • Классификация ценностей. Ценности и нормы
  • Уровни культуры
  • IV. Культура –
  • Знаково-символическая система
  • Язык как знаковый способ фиксации,
  • Переработки и передачи информации
  • Знак и символ. Символический механизм культуры
  • Культура как текст. Текст и символ
  • V. Субъекты культуры Понятие субъекта культуры. Народ и масса
  • Личность как субъект культуры. Социокультурная типология личностей
  • Интеллигенция и культурная элита, их роль в развитии культуры
  • VI. Миф и религия в системе ценностей культуры Миф как первичная форма общественного сознания
  • Сущность религии. Религия и культура
  • Религия в современной культуре
  • VII. Современные мировые религии Исторические этапы развития религии. Понятие мировой религии
  • Буддизм
  • Христианство
  • VIII. Мораль – гуманистическое
  • Основание культуры
  • Основание культуры и всеобщий регулятор
  • Человеческих отношений
  • Нравственные противоречия и нравственная свобода
  • Нравственное сознание в современном мире
  • Культура поведения и профессиональная этика
  • Научное знание и его отношение к морали и религии
  • Понятие техники. Социально-культурное значение современной нтр
  • X. Искусство в системе культуры Эстетическое освоение мира, виды и функции искусства
  • Искусство среди других сфер культуры
  • Формы художественного сознания
  • Постмодернизм: плюрализм и релятивизм
  • XI. Культура и природа Способ приспособления общества к природе и преобразования ее
  • Природа как ценность культуры
  • Социокультурная обусловленность экологической проблемы и экологическая культура
  • XII. Социодинамика культуры Культура и социум, их взаимосвязь
  • Основные типы культурных процессов. Контркультура
  • Модернизация и глобализация в современной культуре
  • XIII. Человек в мире культуры Социализация и инкультурация
  • Личность в разных типах культур
  • Человеческая телесность и культура
  • XIV. Межкультурные коммуникации Коммуникация и общение. Их структура и процесс
  • Культурная перцепция и этнические отношения
  • Принципы современного межкультурного общения
  • XV. Типология культур Многообразие критериев типологизации культур
  • Формационная и цивилизационная типологии
  • Кровнородственные, этнические, национальные культуры
  • Конфессиональные типы культур
  • Субкультура
  • XVI. Проблема запад-россия-восток: культурологический аспект Система ценностей западноевропейской культуры
  • Социокультурные основы восточной культуры
  • Специфика и особенности динамики русской культуры
  • Социокультурные связи России с Европой и Азией. Современная социокультурная ситуация в России
  • XVII. Культура в контексте
  • Глобальной цивилизации
  • Цивилизация как социокультурная общность.
  • Типология цивилизаций
  • Роль культуры в динамике цивилизаций
  • Глобализация и проблема сохранения культурного многообразия
  • Основные понятия
  • Интеллигентность – характеристика личности, определяющими качествами которой являются: гуманизм, высокая духовность, чувства долга и чести, мера во всем.
  • Философия – система идей, рационально обоснованных всеобщих знаний о мире и месте в нем человека.
  • Русский язык
  • Формы существования национального языка
  • Литературный язык – высшая форма национального языка
  • Русский язык – один из мировых языков
  • Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка
  • II. Язык и речь Речевое взаимодействие
  • Речь в межличностных и общественных отношениях
  • III. Функциональные стили речи современного русского языка Общая характеристика функциональных стилей
  • Научный стиль
  • Официально-деловой стиль
  • Газетно-публицистический стиль
  • Художественный стиль
  • Разговорно-обиходный стиль
  • IV. Официально-деловой стиль
  • Современного русского языка
  • Сфера функционирования
  • Официально-делового стиля
  • Унификация языка и правила оформления служебных документов
  • V. Культура речи Понятие культуры речи
  • Культура деловой речи
  • Культура разговорной речи
  • VI. Ораторская речь
  • Особенности устной публичной речи
  • Оратор и его аудитория
  • Подготовка речи
  • Основные понятия
  • Паблик рилейшнз
  • I. Сущность pr Содержание, назначение и сфера деятельности
  • Принципы Паблик рилейшнз
  • Общественность и общественное мнение
  • II. Pr в маркетинге и менеджменте Основные виды маркетинговой деятельности
  • Pr в системе менеджмента
  • III. Основы коммуникации в pr Функция pr в современных коммуникациях
  • Вербальные коммуникации в pr
  • Невербальные коммуникации в pr
  • IV. Отношения со средствами массовой информации (сми) Массовые коммуникации и их функции
  • Роль сми в современном обществе
  • Жанры аналитической и художественной публицистики
  • V. Потребители и занятые Отношения с потребителями
  • Отношения с занятыми
  • Средства внутриорганизационных коммуникаций
  • VI. Отношения с государством и общественностью Лоббирование: его цели, задачи, основные принципы
  • VII. Комплексные направления в деятельности pr Понятие, выбор и формирование паблисити
  • Понятие, формирование и поддержание имиджа
  • Организация специальных событий
  • VIII. Pr в мультикультурной среде Факторы актуализации мультинациональных деловых коммуникаций. Уровни деловой культуры
  • Культурные различия: критерии, содержание и значение в pr
  • Западная и восточная деловые культуры
  • IX. Особенности связей с общественностью в современной россии Своеобразие российского менталитета и pr
  • Зарождение и развитие отечественного pr
  • Создание расо
  • Нравственность в pr-индустрии
  • Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью
  • Основные понятия
  • Вниманию студентов и аспирантов!
  • Внимание: эврика!
  • Личность в разных типах культур

    Важнейшим фактором, определяющим функционирование культуры, ее носителем является личность. В ее поведении и внутреннем мире те обычаи, нормы и ценности, которые имеются в составе культуры, срабатывают или не срабатывают, подвергаются разного рода трансформации, индивидуализируются. Личность в культуре часто рассматривается как носительница принятых норм и ценностей, доминирующих в данном обществе. Но это лишь базовая характеристика индивида, вписанного в общую систему регуляции. Собственно личностное начало формируется через механизмы выбора того или иного типа поведения, ценностей и смыслов в этой общепринятой системе. За этот выбор личность несет ответственность, принимая на себя издержки риска и успех в достижениях.

    В русской культуре словом личность принято обозначать либо отдельного человека, носителя социальных характеристик, либо совокупность свойств, присущих данному человеку и составляющих его индивидуальность.

    Свойства индивида не исчерпываются его социальной или культурной принадлежностью. Существует еще и внутренний мир личности, в котором объективные факторы находят различное преломление. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, а с другой – личность вносит в нормы, потребности и поведенческие образцы свои требования и интересы. Без обращения к личностным факторам мы не сможем объяснить реальное функционирование присущих культуре норм и ценностей и тех отклонений от норм, которые неизбежны в реальной жизни.

    Каждая культура и каждый общественный строй по-своему формируют человека, придавая ему черты общепринятого норматива или же разнообразия, которое допустимо в рамках определенной культуры, культурной среды какой-либо общности.

    Степень индивидуализации сильно отличается в разных культурных средах, и далеко не все общества имеют развитую идею личности.

    Социокультурные факторы поведения личности раскрываются при рассмотрении тех ролей, которые приняты для каждой субкультуры данной общности. В ролевом описании любая социальная группа предстает в виде определенных позиций: классовых (предприниматель или наемный работник), профессиональных (рабочий, фермер, военный, ученый), семейных (муж, жена, дети). Но каждый человек может совмещать в себе несколько ролей, варьируя их в зависимости от цикла деятельности, ситуации или личной склонности (старательный или ленивый студент).

    Таким образом, индивид предстает как фрагментарная и частичная личность, как носитель разных ролей, относящихся к разным сферам и типам культуры.

    В культурном плане проблематика освоения и сочетания ролей раскрывает многое в социальной жизни, формирует характер и идентичность социальных групп, наций и индивидов. Она оказывается крайне важной в общении между представителями разных групп, для социальной мобильности, меняющей положение групп и индивидов. В более развитых культурах именно появление индивидуальности способствует усилению дифференциации жизни и ее обогащению. Однако, отношение к ней радикально отличается в зависимости от культурно-исторического типа.

    Становление личности в истории культуры требует двух предпосылок. Во-первых, нужна некоторая внутренняя ценностная ориентация, установка на самоценность «Я», ее внутреннего мира, не совпадающего с требованиями внешнего мира, а иногда и противостоящего им. Такая отделенность фиксировалась в культуре различными способами. Еще от античной культуры в европейскую переходит понятие судьбы как неизбежного достояния каждого человека, над которым он, в конечном счете, не властен. В христианстве особое значение приобретает понятие души, как сущностного и индивидуального достояния человека, соединяющего в себе некоторое божественное начало и личный выбор, определяющий состояние и конечные перспективы индивидуальной жизни. Но те или иные аналоги судьбы и души можно найти в каждой развитой культуре и лишь детальное сопоставление культур показывает степень сходства и различия между ними.

    Во-вторых, это внутренняя отделенность и самостоятельность, но способность противостоять общепринятому должна сдерживаться правилами поведения, ролевыми предписаниями, чтобы не подорвать целостность социально-куль-турной среды. Поэтому такая внутренняя самостоятельность может выражаться в скрытности личности, двоемыслии и лицемерии. В истории общества длительное время шла борьба между общепринятыми принципами морали и проявлениями личной инициативы. Феномен лицедейства все чаще проявляет себя как право индивида отдавать отчет только самому себе. Лишь постепенно устанавливались терпимость, а то и безразличие к внутренней стороне жизни человека, однако при условии, что он не нарушает явно правовой кодекс.

    Европейская культурная традиция утверждает человека автономным субъектом деятельности, подчеркивает прежде всего его единство, цельность, тождественность «Я» во всех его проявлениях. Наоборот, в восточных культурах ролевые функции во многом перекрывает самосознание личности. Человек осознает себя и воспринимается другими в зависимости от той среды или сферы, в которой он в данный отрезок времени действует. Здесь человек рассматривается прежде всего как средоточие партикулярных обязательств и ответственности, вытекающих из его принадлежности к семье, общине, клану, религиозной общности и государству.

    В классической китайской традиции высшей добродетелью считалось подчинение человека узаконенным нормам и подавление им своего «Я». Конфуцианские принципы утверждали необходимость ограничения эмоций, жесткий контроль разума над чувством и умение выражать свои переживания в строго определенной, принятой форме.

    Иным было отношение личности к обществу в классической индийской традиции. В философских системах человеческое «Я» оказывалось обусловленным не какими-либо конкретными причинами, а реальностью сверхличного духа, по отношению к которому телесное и эмпирическое «Я» – временное и преходящее явление. К тому же вера в карму, как в череду переселения душ, делает бытие каждого индивида условным, лишает его самостоятельной ценности. Индивид достигает самореализации через отрицание своей эмпирической природы путем разрыва всех конкретных связей с другими людьми, обществом, миром и своими деяниями.

    В европейской культуре личностное начало получило статус безусловности, неподчиненности другим регулятивным принципам (сакральные принципы, святость непреходящих ценностей, Священного писания, общеобязательная идеология). Устойчивость внутреннего мира не зависит от каких-либо внешних авторитетов, так как в себе самом индивид находит те безусловные принципы, которые помогают ему выстоять в любых обстоятельствах и придать им смысл, опираясь на собственное суждение, руководствуясь чувством ответственности в своей деятельности и поступках. Синонимом такого понимания личности является индивидуализм как установка на самозначимость уникальной человеческой жизни и высшую ценность интересов отдельного человека. В этом случае и возникает противопоставление «индивидуализм–коллективизм» и приоритет отдается первому началу, хотя и ограниченному внутренними нравственными принципами и правовыми нормами.

    В разговоре об индивидуализме основной акцент делается на самоценность индивида, на его свободу и автономию, на его право и его реальную возможность самому определять свои интересы и направления своей деятельности, на его ответственность за свою судьбу и благополучие своей семьи, на способность личности активно проявлять самостоятельность, инициативу, предприимчивость.

    Возникновение, оформление такой ориентации, превращение ее в массово-признанную, активно воздействующую на судьбы общества, связано со сложной и многомерной совокупностью социальных процессов. Так, становление индивидуализма нельзя понять вне связи с процессом развития индивидуального предпринимательства, рыночных отношений и соответствующих этим отношениям форм конкуренции.

    Однако, акцент на индивидуализме, противопоставление личности и общества, так называемый «суверенитет личности» противоречат общеизвестной аксиоме: личность не может формироваться вне общества.

    Для российской культурной традиции характерны поиски гармоничного сочетания интересов личного и общественного, в том числе принцип соборности. Опыт нашей страны показывает, что забвение общественных норм ведет в конечном итоге к разрушению личности. Вместе с тем тот же опыт показывает, что односторонний акцент на коллективизм, который понимается как тотальное господство взгляда, где индивид – лишь элемент в социальной организации ведет к установлению авторитаризма и бюрократизма. Это оборачивается дезорганизованностью и неуправляемостью общества, коллективной безответственностью.

    Современность требует альтернативы этому – диалектического сочетания коллективного, эффективного, рационального и демократически организованного действия с наличием в массовых масштабах личности, обладающей автономией, самостоятельностью, инициативой, могущей свободно определять и выражать свои интересы и влиять на процесс принятия социальных решений.

    Культура личности по А.С.Зубре.

    Культура личности является определяющим понятием при разработке критериев и показателей сформированности человека культуры — высококультурного человека своего времени.

    Детальный анализ культуры личности провёл А.С. Зубра . Учёный считает, что формирование культуры личности исторически становится актуальной целью общественного развития. С этой точки зрения, по его мнению, личность необходимо рассматривать не как объект, а как субъекта формирования. Такой подход к осмыслению культуры личности , утверждает автор, даёт возможность увидеть деятельную сущность личности, её индивидуальную активность. «Личность организует свою жизнедеятельность, регулирует её ход, выбирает и осуществляет избранное направление – формирование своей культуры. Подсистемы, компоненты и качества культуры личности выполняют функции организации, регуляции, обеспечения целостности формирования культуры, субъектом этого процесса личность становится по мере своего совершенствования.

    Формирование культуры личности , в этом случае, предстаёт не только как движение личности вперёд, но и как движение вверх, к высшим, более совершенным ценностям культуры, к человеческому телесному, психическому, духовному, социальному совершенству. Он подчёркивает, что отсюда возникает необходимость анализа культуры личности как системы, как теоретической модели, учитывая её целостность . Культура личности есть целостное взаимодействие её компонентов .

    Рассмотрим, как А.С.Зубр а раскрывает культуру личности и её основные ценности . Основными ценностями личности, по его мнению, являются духовная ценность и индивидуально-личностные ценности . Под ценностями понимаются «специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие его положительное или отрицательное значение для человека и общества. По отношению к субъекту (человеку) ценности служат объектами его интересов, а для его сознания выполняют роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям.

    Индивидуально-личностные ценности включают в себя знания, идеи, представления, процессы, предметы, особенно близкие отдельно взятому человеку. В совокупности индивидуально-личностные ценности образуют подсистемы, компоненты, качества , житейские истины, устойчивые нормы нравственности. По их богатству, качеству и разнообразию, по мнению автора, определяется культурный уровень человека .

    В системе общей культуры личности А.С.Зубра выделяет её подсистемы: культура деятельности, культура сознания, культура тела, психологическая культура, духовная культура, социальная культура, визуальная культура . Характеризуя каждую из подсистем, автор выделяет компоненты общей культуры личности , которые отражены в разработанной им схеме

    Схема 1.

    При построении общей системы культуры личности автор за основу берёт подсистему деятельности, которую он понимает как фундаментальную характеристику бытия личности, считает, что культуру личности необходимо осмысливать, прежде всего, через деятельностные характеристики. Культура личности есть то, что обеспечивает реализацию самой деятельности, её имманентный (внутренне присущий какому-либо явлению) механизм, способ её осуществления. При этом культура – не столько продукт предшествующей деятельности человека, она вплетена в саму эту деятельность.

    Особо важным, по нашему мнению, является суждение автора о гуманистической сути культуры, которая заключается в том, что деятельность должна быть направлена на благо человека. Культура личности , представленная как гуманистическая ценность , — это мир предметно развёрнутых человеческих способностей, опредмеченной деятельности, пропущенной через сознание. Поэтому культура сознания , как подсистема, является важнейшим звеном в структуре личности .

    Под сознанием автор понимает способность идеального отражения действительности, превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание духовной жизни личности, а также специфические социально-психологические механизмы и формы такого отражения на разных уровнях. Культура личности . Культура сознания заключается в том, чтобы верно ориентироваться в мире, познавать, преобразовывать и утверждать себя в нём. Стимулом осознания человеком действительности являются обусловленные потребности и интересы личности. Сознание – подлинный центр духовной жизни, регулятивный принцип, управляющий деятельностью человека. Оно имеет тенденции к самосовершенствованию и проявляется прежде всего как культура самосознания личности , благодаря чему осуществляется понимание окружающей действительности. Культура самосознания – это осмысленное знание, осознанное отражение действительности, связь с целенаправленным изменением себя и мира, способность предвидеть ход событий и участвовать в созидании ценностей культуры .

    Культура личности формируется в процессе взаимодействия деятельности и сознания. Эффективная сознательная деятельность в значительной мере зависит от хорошего здоровья и физической развитости, культуры личности , поэтому А.С.Зубра выделяет подсистему «Культура тела ».

    Проявления культуры тела – чистота, аккуратность, здоровье, осанка, подтянутость в совокупности формируют гармонический внешний образ. Однако это, по мнению автора, и признаки внутренней организованности, собранности, дисциплинированности. Человек должен быть готов к самостоятельности, самоуправлению и саморегуляции своего здоровья, психики, самоорганизации и выработке навыков и умений обучаться, самосовершенствоваться.

    Автор выделяет как высший показатель культуры тела физическое совершенство – это хорошее здоровье и самочувствие, отсутствие отклонений от нормы в работе отдельных органов и систем, правильная осанка, хорошо развитая мускулатура, наличие таких физических качеств , как сила, выносливость, ловкость.

    Необходимым условием успеха в различных видах деятельности является психологическая культура . Полноценным партнёром в культуре может быть только личность, способная к адекватной оценке своих мыслей, чувств, поступков. Основу психологической культуры составляют сензитивность как повышенная чувствительность личности к восприятию и пониманию духовного мира других людей; эмпатия, проявляющаяся в способности к эмоциональному сопереживанию с другими людьми; рефлексия как процесс самопознания субъектом собственной психики, своего внутреннего психического духовного состояния, умение представить себя на месте на месте другой личности. Люди различаются не только по тому, что они думают и о чём, но и как они проявляют свои эмоции. Чем разнообразнее эмоциональный опыт человека, тем тоньше и глубже его переживания, тем более насыщена и гибка его эмоциональная культура . Общим показателем психологической культуры личности учёный считает способность понимать людей и умело с ними общаться.

    Психологическая культура является неотъемлемой частью духовной культуры . По А.С.Зубре , духовная культура включает в себя компоненты психологической культуры на более высоком уровне и имеет свои специфические компоненты, отражённые в схеме.

    Самым важным признаком культуры личности , объединяющим все подсистемы в единую систему является целостность . Этот показатель отражает особое качество, сущностный уровень культуры личности , позволяет объединить деятельность и самосознание, все подсистемы, где интеллектуальный компонент является ведущим и определяет внутреннюю структуру и содержание культуры личности .

    Интеллектуальная культура проявляется в способности мышления, познавательных способностях, способности решать мыслительные задачи высокого уровня познавательной трудности, находить выход в новых ситуациях, творческом характере умственной деятельности. Высокая интеллектуальная культура , по мнению автора, включает в себя наличие большого словарного запаса, чтение с высоким уровнем понимания, правильное формулирование и решение проблем, умение думать, прежде, чем совершить действие, проявление интереса к окружающему миру, потребностям других людей и самому себе. Интеллект, по мнению автора, является составным, ведущим, определяющим компонентом духовной культуры личности . «Мыслит не интеллект, а человек, как целостная личность», — заключает он.

    Автор выделяет в качестве уровней развития интеллектуальной культуры личности три уровня: рассудок, разум, мудрость. Рассудок (здравый смысл) – низшая ступень логического понимания действительности. Разум – высшая сткпень логического понимания, опрерирование широкими обощениями и ориентирование на наиболее полное и глубокое знание истины, достижение максимального приближения субъективного к объективному, а также единства теоретического и практического мышления. Мудрость – личностная характеристика совершенного знания, предполагающая способность применять это знание в жизни, воспринимать действительность такой, какая она есть, понимать её и в соответствии с этим строить своё поведение и деятельность. Это и разумный образ жизни.

    Культура чувств включает в себя эстетические, нравственные, интеллектуальные чувства . Эстетические чувства – это проявления ценностного отношения человека к миру, выражают идеал и понимание прекрасного и возвышенного, низменного и безобразного, комического и трагического. Это чувства восхищения; чувство героического; вдохновение; чувство удовольствия, отвращения и т.д. Эстетические чувства активизируют поведение и деятельность личности , помогают понять высокое назначение умственного труда, побуждают быть аккуратным, следить за своим внешним видом, быть подтянутым, собранным, пунктуальным и определяют эстетическую культуру личности.

    Нравственные чувства – один из основных способов регуляции сознания, поведения, деятельности во всех сферах жизни, действий человека в обществе. Они определяют нравственную культуру личности. Нравственная культура личности – это единство нравственных чувств и интеллекта, моральное сознание личности. Они являются формой выражения морального отношения к миру, людям, труду. Нравственные чувства взаимосвязаны с элементами интеллектуальной культуры , не отделимы от рационально-теоретической стороны сознания. Рациональные элементы (представления о добре, должном, справедливом и т.п.) выступают в форме принципов, идеалов, категорий, норм и т.п. важнейшими нравственными принципами автор выделяет патриотизм, гуманизм, коллективизм, трудолюбие. А.С.Зубра выделяет формы проявления нравственной культуры личности , которые можно понимать, как её показатели: нравственная напряжённость, нравственная зрелость, нравственная надёжность. Нравственная напряжённость – это постоянная готовность на основе знаний, чувств, воли, убеждений, долга и совести к нравственно осознанному практическому действию и поведению. Нравственная зрелость – это умение использовать знания, различать добро и зло, способность личности самостоятельно регулировать и направлять свои желания, интересы, мотивы, поведение в соответствии и общечеловеческими, национальными культурными ценностями , контролировать, сдерживать себя. Нравственная надёжность – это связь и взаимодействие нравственной напряжённости и зрелости – обладание моральной ответственностью с положительной направленностью, что формирует стабильное поведение и деятельность на основе совести.

    Интеллектуальные чувства – это любознательность, чувство нового, удовлетворение от познанного, радость открытия, недоумение, сомнение. Они стимулируют интеллект, мышление, побуждают к познанию. В совокупности чувства способствуют изменению уровня и качества поведения, деятельности и культуры личности в целом.

    Интеллектуальная культура и культура чувств проявляются не только в познавательной, эмоциональной форме, но и в волевой – в побуждениях, которые являются стимуляторами действия, поступка, поведения, деятельности. Волевая культура как компонент подсистемы психологической и духовной культуры личности представляет собой синтез эмоций и разума. Проявляется во владении и умении управлять собой, в преодолении трудностей, умении и способности выбирать цели, принимать правильные решения и выполнять их, доводить начатое дело до конца, способность к саморегуляции, сознательному мобилизующему усилию и управлению своим поведением.

    Синтезирующим компонентом духовной культуры личности , призмой, через которую личность отражает и оценивает действительность во всём многообразии её форм и вязи, есть мировоззрение. Мировоззренческая культура – ядро культуры личности – все компоненты структуры культуры личности – интеллект, чувства и воля – зависят от мировоззрения и определяют его. Индивидуальное мировоззрение – привилегия личности как социального, мыслящего и чувствующего существа. Мировоззрение личности – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих поведение, понимание мира, места человека в нём и, вместе с тем, жизненные позиции, программа поведения, действия. Включает в себя интеллектуальную и эмоциональную, волевую культуры . Взаимосвязаны, формируют убеждения, которые представляют сплав глубоких знаний, чувств, воли. Убеждения – это осознанные и принятые личностью истинные знания, «окрашенные» эмоцими, чувствами, скреплённые волей, содержащие оценочное отношение к себе, окружающей действительности, социальной среде, превратившиеся в позицию, которая определяет поведение и деятельность. Убеждения – стержневой элемент мировоззренческой культуры личности , выражает её зрелость, отношение к себе, своей стране, к своему народу, к исполнению своих обязанностей, это побудительная сила, управляющая деятельностью и поведением. Уровни мировоззренческой культуры личности : 1.повседневно-практический уровень мировоззрения – взгляды, идеи, основанные на здравом смысле и повседневном опыте. Житейское мировоззрение носит стихийный характер, не отличается продуманностью, системностью, обоснованностью, пасует перед проблемами, требующими серьёзных знаний, культуры мысли и чувств , ориентации на высокие человеческие ценности. 2.Теоретический уровень предполагает специальный критический анализ и осмысление действительности, теоретическую обоснованность как содержания, так и способа достижения обощённых знаний о действительности, принципах и идеалах, определяющих цели, средства и характер поведения и деятельности людей. Чем крепче убеждения, тем прочнее мировоззрение людей, выше культура личности .

    Социальная культура личности базируется на телесной, психологической, духовной, их компонентах , выступает родовым признаком личности и той центральной осью, вокруг которой консолидируются сущностные силы личности. Социальная культура представляет собой взаимосвязанную совокупность социальных компонентов , основанную на двух одновременно действующих принципах. 1 принцип заключается в том, что более общие, более сложные компоненты социальной культуры личности подчиняют себе подсистемы (культура тела, психологическая, духовная культуры ) и их компоненты . 2 принцип состоит в том, что взаимодействие компонентов внутри социальной культуры личности и всех других подсистем допускает относительную самостоятельность каждой системы и каждого компонента культуры личности , и в то же время они зависимы друг от друга. Компоненты подсистемы социальной культуры личности . Статус личности – положение личности в обществе (политическое, правовое, моральное, экономическое). С.л. в системе межличностных отношений определяет её права и обязанности и характеризует её престиж, авторитет, во многом определяет поведение и деятельность. Высокое положение обучаемого в системе отношений в учебном коллективе, уважение товарищей, признание учащегося как труженика в сфере познания формируют такие качества, как самоуважение, уверенность в себе, чувство собственного достоинства, что ведёт к более ответственному поведению, к своему делу, к умственной деятельности. В процессе обучения школьник меняет свой статус, расширяя тем самым диапазон личностных компонентов, качеств . В тесной взаимосвязи со статусом личности подсистема социально-функциональных ролей. Роли – это способы поведения личности в соответствии с нормами и правилами, осуществляющиеся в зависимости от статуса, положения в коллективе, обществе. Выполнение социальных ролей формирует, обусловливает и направляет проявление множества личностных качеств и свойств. Статус, социальные роли формируются и проявляются в ценностных ориентациях.

    Ценностные ориентации отражают направленность активности личности, предпочтения, которые она отдаёт определённым сторонам деятельности. Ценностные ориентации формируются и могут меняться в течение всей жизни, в процессе усвоения социального опыта. Они проявляются в целях, идеалах, убеждениях, мировоззрении личности.

    Ещё более сложным компонентом в социальной культуре личности являются мотивы. Мотивы – это причины, определяющие направленность деятельность личности. Деятельность личности побуждается несколькими мотивами, которые находятся между собой в различных отношениях. В основе конкретного поступка может лежать борьба мотивов, мотивы могут усиливать или ослаблять друг друга, среди них может выделиться основной, ведущий мотив, подчиняющий себе другие. От преобладающих мотивов будет зависеть, какие подсистемы и компоненты культуры личности будут формироваться легче и быстрее, какие труднее и медленнее. Таким образом, понимая культуру личности как систему, состоящую их подсистем и компонентов, качеств , свойств, мы видим, что формирование культуры личности осуществляется в результате сложного взаимодействия внешних и внутренних факторов и проявляется в визуальной культуре личности .

    Визуальная культура личности – это способ выражения внутренней духовной культуры в её внешних проявлениях. Внутренняя и внешняя культура личности тесно взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга. Визуальная культура включает эмоциональную культуру общения – личного воздействия на других людей в процессе повседневного поведения и деятельности. Всё названное – суть духовной культуры . На какой бы ступени служебной лестницы ни находился человек, нормы культуры требуют от него постоянного признания достоинства каждой личности. Визуальную культуру личности в значительной степени определяют: внешний облик, культура речи, культура общения, культура умственного труда. Внешний облик – подтянутость – признак внутренней организованности, собранности, дисциплинированности. Разумеется внешняя форма лишь производное от внутренней духовной культуры . Если личность духовно бедна, то то никакие заученные манеры и внешний лоск не прикроют её никчемности. При оценке культуры личности важно исходить из единства и взаимосвязи формы и содержания. Внешний облик, умение держаться манеры должны быть красивыми в то же время отличаться простотой и естетвенностью. умение носить одежду – наглядный пример внутренней культуры личности .

    Культура речи – красота слова, показатели: лексическое богатство, грамматическая культура, экспрессивность, содержательность, выразительность, задушевность, гибкость интонации.

    Интонация, жесты, мимика, выражение лица, глаза. Речь – яркий показатель воспитанности, интеллигентности, важнейший элемент культуры личности .

    Культура общения – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (групп, личностей), то есть, это обмен информацией, опытом, а также, результатами деятельности, что является условием развития культуры личности , общества. В общении человек получает не только знания, формирует способы умственной деятельности, но и посредством подражания и заимствования, сопереживания усваивает эмоции, чувства, формы поведения и деятельности. Общение не существует вне сознания и действий, поступков, поведения людей, поэтому оно представляет собой своеобразный момент перехода от сознания к деятельности, от намерения – к поступкам. В связи с этим общение имеет две стороны: объективную (реализация намерений, интересов, потребностей) и субъективную (мотивы, чувства стремления), что в совокупности составляет единое целое. Показатели : уважение к другим людям, вежливость, чуткость, терпимость, внимательность, доброжелательность, требовательность к себе, готовность прийти на помощь, оказать услугу, скромность, тактичность.

    Культура умственного труда . Специфическая человеческая деятельность, сознательность, целенаправленность, трудолюбие, творческость. Исполнительность, точность, добросовестность, усердие.

    Таким образом, можно выделить различные модификации, выражающие уровень зрелости культуры личности . Исходя из степени выраженности подсистем, компонентов , особенно психологической, духовной, социальной, интеллектуальной, нравственной, эстетической культуры , правомерно выделить следующие основные модификации культуры личности : неразвитая культура личности ; сложившаяся в основном культура личности ; зрелая культура личности . Основанием для такого выделения служат количественные и качественные предпосылки: а)определённый объем подсистем, компонентов и качеств личности ; б)степень их усвоенности (насколько они прочно стали достоянием личности конкретного человека); в)направленность личности на определённые виды деятельности (для учащегося – на умственную деятельность); г) определённый уровень социальной активности; д) эффективность, результативность деятельности личности.

    Основными показателями неразвитости культуры личности являются 1)ограниченный объем компонентов и качеств; 2)осознание своей личности как телесной, психологической, духовной, социальной сущности на уровне обыденного сознания; 3)примитивный, сумбурный характер мышления, отсутствие чётких ценностных ориентаций , в содержании которых в основном господствуют слабо осознанные, подчас, на уровне инстинкта, эмоции (возмущение, страх, гнев, отчаяние, агрессивность, ненависть, безобразное, низменное) ; 4)доминирование субъективных взглядов над объективным содержанием культуры личности , в частности, человек – серая безликость становится интеллектуальным пассивным потребителем.

    Сложившаяся в основном культура личности . Формирование культуры личности – это сознательный, целенаправленный, систематический, целостный противоречивый процесс возникновения, функционирования, развития и совершенствования всех компонентов культуры личности , формирующихся у различных людей в различных условиях по-разному. Но это заметный переход от неразвитой культуры к зрелой культуры личности .

    Зрелая культура личности – это высшая ступень в развитии личности, которая отличается наиболее прочным развитием всех компонентов всех компонентов структуры культуры личности , предельной степенью социальной активности. Зрелость культуры личности – это постоянная готовность на основе убеждений к нравственно-осознанному социальному действию, умение пользоваться знаниями, узнавать и различать добро и зло, способность принимать решения, способность к самостоятельности и соответственной деятельности.

    В культурологии используется понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы. Именно культура отличает человека от всех остальных существ.

    Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создаёт мир и самого себя. Каждая культура – это неповторимая Вселенная, созданная определённым отношением человека к миру и к самому себе. Изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, - мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили и чувствовали иначе, чем мы. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Понятие культуры восходит к античным временам. Первоначально культурным считался человек, который знал, как возделывать землю. От возделывания почвы человек поднимается к возделыванию своего разума. Далее культура восходит к культу (почитание бога). В дальнейшем развитии культура связывается с оккультным (тайным, непознаваемым).

    Культура - это образование, как говорили древние пайдейя (Платон). Каждой эпохой выработано понятие культуры.

    1. Чем примитивнее культура, тем больше ее субъекты похожи друг на друга и тем больше уровень принуждения в данной культуре.

    2. Чем больше культурного разнообразия, тем более темпераментным и культурным является ее субъект.

    Каждая культура имеет своих великих людей: Рафаэль, Пушкин, Чайковский, Сахаров и др.

    Сложность понятия культуры отражает значимость культуры для человека. Это универсальное понятие, через которое раскрываются частные понятия (история, человек и др.).

    Культура - это человек, а человек граница всего.

    Культура делает человека личностью, рассматривает его как личность, возвышает его. Культура помогает человеку найти выход накопившейся энергии, эмоций.

    Это выражается в искусстве, музыке, поэзии и т.п.

    Благодаря культуре, человек познает себя, решает для себя вопросы:

    кто я? для чего я? и др.

    Каждая личность творит себя, отражает себя в творчестве

    Культура является неотъемлемым свойством человека. Однако представления о том, кого следует считать культурным человеком, могут быть разными. Древние римляне называли культурным того, кто умеет выбирать себе достойных попутчиков среди людей, вещей и мыслей – как в прошлом, так и в настоящем. Немецкий философ Гегель полагал, что культурный человек в состоянии сделать все то, что делают другие.

    История показывает, что все выдающиеся личности были высококультурными людьми. Многие из них являлись универсальными личностями: их знания были энциклопедическими, а все сделанное ими отличалось исключительным мастерством и совершенством. Сегодня стать универсальной личностью весьма трудно и, видимо, невозможно, поскольку объем знаний слишком необъятен. В то же время возможности быть культурным человеком необычайно возросли. Основные характеристики такого человека остаются теми же: знания, знания, объем, и глубина которых должны быть значительными, и умения, отмеченные высокой квалификацией и мастерством. К этому надо добавить нравственное и эстетическое воспитание, соблюдение общепринятых норм поведения и создание собственного «воображаемого музея», в котором присутствовали бы лучшие произведения всего мирового искусства.



    Проблема индивидуальной культуры является одной из актуаль­ных в культурологии, так как связана с изучением процессов усвое­ния человеком культурных реалий. Человек, овладевая культурны­ми нормами, приобщается к общемировым ценностям, воспитывает в себе определенные нравственные критерии и стереотипы, которые оказывают влияние не только на становление его характера, но и на чувства и ощущения других людей.

    Индивидуальность - это осознание человеком своей само­сти, уникальности, неповторимости, которое приводит, в конеч­ном итоге, к ответственности за самого себя и свои поступки. Поэтому смысл человеческой индивидуальности заключается в этическом понимании своего места в этом мире, своего предна­значения.

    Здесь необходимо ввести такие понятия, как индивидуализация, социализация и инкулътурация, которые хотя и довольно близко соприкасаются между собой, так как их объектом является личность человека, но все же имеют и свои собственные специфические черты, затрагивающие либо внешний аспект существования человека, связанный с его жизнью в обществе, либо особенности его внутреннего, индивидуального мира.

    Социализация - это «включение» человека в контекст общест-|венной жизни, усвоение им основных конструктов социальных ролей, овладение языком. Социализация связана также с приобщении вхождением человека в ту или иную возрастную и профессио­нальную группу, усвоение тех принципов мышления, моделей поведения, которые ей свойственны.

    Инкулътурация - овладение дополнительным набором культурных реалий. Это те знания, приобретение которых не является oбязательным, но, тем не менее, расширяет границы индивидуальной гуманитарной культуры, приобщая человека к культуре в более широком аспекте, обеспечивает потенции для развития.

    Индивидуализация - развитие тех способностей, которые заложены в человеке от природы. Потребность в реализации своих идивидуальных качеств различна у каждого человека и обусловливается его социальным статусом, воспитанием, привычками и т.д. Идивидуализация является достоянием не только отдельного человека, но и неизбежно проецируется вовне, формируя высокий ypoвень культуры взаимоотношений между людьми. Эта культура становится возможной тогда, когда при общении человек стремится разглядеть в другом человеке его индивидуальность, неповторимость.

    Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она, не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.